Слайд 1
Чарльз Дарвин и Эволюционное учение
Слайд 2
Чарльз Роберт Дарвин 1809-1882
«Чем больше мы познаём неизменные законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса»
Слайд 3
Чарльз Дарвин
Английский ученый натуралист и путешественник Одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков В своей теории основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость Идеи и открытия Дарвина формируют фундамент современной теории эволюции и составляют основу биологии
Слайд 5
Биография
Родился 12 февраля 1809 г. в Шрюсбери Отец - Роберт Дарвин, сын известного в свое время поэта и ученого Эразма Дарвина
Слайд 6
1827 - в течение трех лет изучал богословие в Кембриджском университете 1831 - по окончании университета отправился в кругосветное путешествие на экспедиционном судне королевского флота «Бигл». За время путешествия Дарвин побывал на островах Зеленого Мыса, побережье Бразилии, в Аргентине, Уругвае, на Огненной Земле, в Тасмании и на Кокосовых островах и сделал большое количество наблюдений. Результаты изложил в трудах Дневник изысканий, Зоология путешествия на корабле «Бигл», Строение и распределение коралловых рифов и др.
Слайд 7
Путешествие на экспедиционном судне королевского флота «Бигл»
Слайд 8
Слайд 9
1838–1841 - был секретарем Лондонского геологического общества 1839 - женился 1842 - супруги переехали из Лондона в Даун (графство Кент), где стали жить постоянно
Слайд 10
Труды Дарвина
1859 – «Происхождение видов путем естественного отбора» Главный труд Дарвина. Показал изменчивость видов растений и животных, их естественное происхождение от более ранних видов. Утверждал, что в основе развития лежит естественный отбор: выживают более сильные и те, кто приспосабливается к изменившимся условиям жизни. Теория Дарвина объяснила и пятнистость жирафа: выживали и давали потомство те животные, которые сливались с окружающей средой, остальные же просто становились добычей львов
Слайд 11
Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина:
Любой вид растений и животных в природе стремится к размножению в геометрической прогрессии В природе происходит непрерывная борьба за существование В борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который позволяет наиболее успешно конкурировать с другими Движущей силой изменения видов является естественный отбор
Слайд 13
1868 – «Изменение домашних животных и культурных растений» 1871 – «Происхождение человека и половой отбор» Выдвинул гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка, доказал родство человека с человекообразными обезьянами, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии. В то же время Дарвин справедливо считал, что ни одна ныне живущая обезьяна не может считаться прямым предком человека. По большей же части теорию Дарвина понимали упрощенно и искаженно, будто бы человек происходит непосредственно от обезьяны
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Перед тем как отправиться со своим братом Эразмом в университет Эдинбурга, летом 1825 г., он выступает в роли ассистента-ученика и помогает отцу в его медицинской практике, оказывая помощь беднякам Шропшира. Чарльз Дарвин в возрасте 7 лет (1816 г.) Чарльз Дарвин родился 12 февраля 1809 г. в Шрусбери, графство Шропшир, в родовом имении Mount House. Пятый из 6-ти детей состоятельного врача и финансиста Роберта и Сьюзанн Дарвин. В 1817 г. он поступил в дневную школу, где приобщился к естественной истории и коллекционированию. В этом году, в июле, умирает его мать. С сентября 1818 г. он вместе со старшим братом Эразмом посещает ближайшую Шрусберскую школу как пансионер.
3 слайд
Описание слайда:
Эдинбургский период жизни (1825 – 1827 гг.) В Эдинбургском университете Чарльз Дарвин изучал медицину. Во время обучения он нашёл, что лекции скучны, а хирургия причиняет страдания, поэтому он «забросил» обучение. Вместо этого он начинает изучать таксидермию. В следующем году, будучи студентом естественной истории, он присоединился к Плиниевскому студенческому обществу. В это время он помогает Роберту Гранту в его исследованиях по анатомии и жизненному циклу морских беспозвоночных. На заседаниях общества, в марте 1827 г., он представляет краткие сообщения о своих первых открытиях, которые меняли взгляд на привычные вещи. В течение второго года пребывания в Эдинбурге, Дарвин изучает геологию. Однако тогда он не испытывал страсти к геологическим наукам.
4 слайд
Описание слайда:
Кембриджский период жизни (1828 – 1831 гг.) Отец Дарвина узнав, что сын забросил обучение медицине, был раздосадован и предложил ему поступить в Кембриджский колледж и получить сан священника. По словам самого Дарвина, дни, проведённые в Эдинбурге посеяли в нём сомнения в догматах церкви. В это время он старательно читает богословские книги. Дарвин начал учиться, но, по словам самого Дарвина, он не слишком углубился в обучение, посвящая больше времени верховой езде, стрельбе из ружья и охоте (благо посещение лекций было делом добровольным). Его кузен Уильям Фокс познакомил его с энтомологией и сблизил с кругом лиц, увлекающимися коллекционированием насекомых. В результате у Дарвина просыпается страсть к коллекционированию жуков.
5 слайд
Описание слайда:
Когда приблизились экзамены, Дарвин сосредоточился на учёбе. В это время он читает «Доказательство Христианства», чей язык и изложение восхищают Дарвина. Дарвин оставался в Кембридже до июня. Он изучает «Естественная Теология», в которой автор объясняя адаптацию как воздействие Бога посредством законов природы.
6 слайд
Описание слайда:
Особое внимание Дарвин уделяет книге А. фон Гумбольдта «Личное повествование». Описания о-ва Тенерифе заражают Дарвина и его друзей идеей отправиться туда для занятий естественной историей в условиях тропиков. Для подготовки он обучается геологии, а после отправляется в Уэльс на картографирование пород. Вернувшись через 2 недели, он находит письмо, в котором его учитель рекомендует Дарвина как подходящего человека на должность натуралиста капитану «Бигля» Роберту Фицрою, под чьим командованием через 4 недели должна начаться экспедиция к берегам Ю. Америки. Дарвин был готов тут же принять предложение, однако отец возражал, поскольку считал, что 2-х-летний вояж – это не что иное, как трата времени впустую. Своевременное вмешательство его дяди Джозайи Веджвуда II склоняет отца дать согласие.
7 слайд
Описание слайда:
Путешествие на корабле «Бигль» (1831 – 1836 гг.) В 1831 г. по окончании университета Дарвин в качестве натуралиста отправился в кругосветное путешествие на экспедиционном судне королевского флота «Бигль», откуда вернулся в Англию лишь 2 октября 1836 года. Путешествие продолжалось без малого 5 лет. За время путешествия Дарвин сделал ряд описаний геологии различных районов, собрал коллекцию животных, сделал краткое описание внешнего строения и анатомии многих морских беспозвоночных. В других областях, в которых Дарвин был несведущ, он проявил себя искусным коллекционером, собрав экземпляры для их изучения специалистами. Большую часть времени Дарвин проводит на берегу, изучая геологию и собирая коллекции по естественной истории, в то время как «Бигль» осуществлял гидрографическую и картографическую съёмки побережий. Дарвин тщательно записывает свои наблюдения. Время от времени он отсылает свои заметки в Кембридж.
8 слайд
Описание слайда:
Во время первой остановки у берегов Сантьяго, Дарвин обнаруживает интересное явление – вулканические скалы с раковинами и кораллами, спёкшимися под действием высокой температуры лавы в твёрдую белую породу.
9 слайд
Описание слайда:
В месте Пунта Альта, что в Патагонии, Дарвин обнаруживает окаменевшее гигантское исчезнувшее млекопитающее. Важность находки подчёркивается тем, что останки этого животного находились в породах рядом с раковинами современных видов моллюсков, что косвенно указывает на недавнее исчезновение, без признаков изменения климата или катастрофы. Он определяет находку как малоизвестного мегатерия, с костным панцирем, который, по его первому впечатлению, походил на гигантскую версию местного броненосца. Эта находка породила огромный интерес, когда достигла берегов Англии.
10 слайд
Описание слайда:
Путешествуя вглубь Южной Америки, Дарвин замечает, что 2 разновидности страуса нанду имеют различные, но перекрывающиеся ареалы. Продвигаясь далее на юг, он обнаруживает ступенчатые равнины, выложенные галькой и раковинами моллюсков, наподобие морских террас, отражающие серию поднятий суши.
11 слайд
Описание слайда:
В Чили Дарвин становится свидетелем сильного землетрясения и увидел признаки, указывающие на то, что земля только что поднялась. Этот поднявшийся пласт включал раковины двустворчатых моллюсков. Высоко в Андах он также обнаружил раковины моллюсков.
12 слайд
Описание слайда:
На Галапагосских о-вах Дарвин заметил, что некоторые представители из семейства пересмешниковых отличаются от таковых в Чили и отличаются друг от друга на разных островах; а также что панцири сухопутных черепах слегка варьируют по форме, указывая на остров происхождения.
13 слайд
Описание слайда:
Увиденные Дарвином в Австралии кенгуру, сумчатые крысы и утконос представлялись такими странными, что это навело его на мысль о том, что как минимум 2 Творца одновременно трудились, создавая этот мир.
14 слайд
ДАРВИН И ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ
Преподаватель химии и биологии
Лепешенко Татьяна Ивановна
ГБОУ НПО РО ПУ № 61
Г. Новошахтинск Ростовской области
Цель урока:
Рассмотреть теорию эволюции Чарльза Дарвина как целостное учение; сформировать представление об основных положениях эволюционного учения Чарльза Дарвина.
Актуализация опорных знаний
Почему в XIXв. стало возможно
создание и обоснование
эволюционного учения?
Выберите правильный ответ: вариант 1 – Ж.Б. Ламарк вариант 2 – К. Линней
- Создал первую естественную классификацию
- Считал, что виды существуют и не изменяются
- Создал лучшую искусственную систему
- Закрепил использование бинарной номенклатуры для вида
- Создал первую эволюционную теорию
- Описал более 8000 видов
- Поставил перед наукой 3 вопроса
8. Причиной эволюции считал стремление организмов к совершенствованию
9. Считал, что приобретённые признаки наследуются
10.Внёс большой вклад в развитие науки.
Составьте синквейн о К. Линнее,
Ж.Б. Ламарке
Ч. Дарвине
«Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»
Чарльз Дарвин
Место рождения: Шрусбери, Англия
Место смерти: Даун, Англия
Научная сфера: Биология, Геология, Палеонтология
Место работы: Королевское географическое общество
Путешествие натуралиста на корабле «Бигль» 1831-1836
Капитан Роберт Фиц-Рой
Рукописный дневник Дарвина
Основные положения эволюционного учения Дарвина.
Многообразие видов животных и растений – это результат исторического развития органического мира.
Главные движущие силы эволюции – борьба за существование и естественный отбор. Материал для отбора дает изменчивость. Стабильность вида обеспечивается наследственностью.
Роль естественного отбора при формировании приспособлений
Эволюция органического мира преимущественно шла по пути усложнения организации живых существ.
Конвергентная эволюция: развитие приспособлений для парения в воздухе у позвоночных.
Основные научные труды Дарвина
- 1839г. – Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль»
- 1842г. – Зоология путешествия – (участие в многотомной монографии)
- 1851-54г.г. – Усоногие раки
- 1859г. – Происхождение видов…
- 1862 – Опыление у орхидных
- 1868г. – Изменчивость животных и растений в одомашненном состоянии
- 1871г. – Происхождение человека и половой отбор
- 1872г. – Выражение эмоций у человека и животных
- 1876г. – Действие перекрестного опыления и самоопыления в растительном мире.
Закрепление знаний
Сущность дарвиновской концепции эволюции сводится к ряду логичных, проверяемых в эксперименте и подтверждаемых огромном количеством фактических положений. А был ли Дарвин первым и единственным?
Ответ
В 1858 году молодой английский ученый Альфред Уоллес прислал Дарвину рукопись своей статьи “О тенденции разновидностей к неограниченному отклонению от первоначального типа”. Эта статья содержала изложение идеи происхождения видов путем естественного отбора.
Значение эволюционной теории.
- Выявлены закономерности превращения одной органической формы в другую.
- Объяснены причины целесообразности органических форм.
- Открыт закон естественного отбора.
- Выявлена сущность искусственного отбора.
- Определены движущие силы эволюции.
Вопрос
Сегодня учение Дарвина признается многими учеными. Согласными ли вы с ними?
Подведение итогов урока
- Какие положения теории эволюции вызывают у вас чувство бездоказательности, несогласия, сомнения?
- Как вы сами оцениваете причину такого своего отношения к данной теории?
Домашнее задание
- Ответ на вопрос в виде сообщения: В чем значение законов Менделя для понимания механизма эволюции?
- Подготовить сообщение и презентацию на тему “Дарвин и кругосветное путешествие на корабле “Бигль”.
- Стр. 153 - 159 Учебник «Биология» для НПО и СПО В.М. Константинов и др. М., Академия, 2014 год.
- Ответьте на вопросы 1 – 7 стр. 159 учебника.
1 слайд
2 слайд
Краткая биография. Детство и отрочество. Чарльз Дарвин родился 12 февраля 1809 года в Шрусбери графство Шропшир. Чарльз получил причастие в Англиканской церкви, но в то же время Чарльз и его братья вместе с матерью посещали Унитарианскую церковь. К тому времени как он поступил в дневную школу в 1817 год, восьмилетний Дарвин уже приобщился к естественной истории и коллекционированию.
3 слайд
Эдинбургский период жизни 1825-1827. Изучал в Эдинбургском университете медицину. В следующем году, будучи студентом кабинета естественной истории, он присоединился к Плиниевскому студенческому обществу, в котором активно обсуждался радикальный материализм. На заседаниях общества, в марте 1827 года, он представляет краткие сообщения о своих первых открытиях, которые меняли взгляд на привычные вещи. В это время он изучил классификацию растений и принимал участие в работе с обширными коллекциями в Университетском музее, одном из крупнейших музеев Европы того периода.
4 слайд
Кембриджский период жизни 1828-1831. Отец Дарвина предложил ему поступить в Кембриджский христианский колледж и получить сан священника Англиканской церкви. Дарвин начал учиться, но, по словам самого Дарвина, он не слишком углубился в обучение, посвящая больше времени верховой езде, стрельбе из ружья и охоте.В колледже Дарвин начал изучать насекомых. В результате у Дарвина просыпается страсть к коллекционированию жуков.
5 слайд
Путешествие натуралиста на корабле «Бигль» 1831-1836. В 1831 году по окончании университета Дарвин в качестве натуралиста отправился в кругосветное путешествие на экспедиционном судне королевского флота «Бигль», откуда вернулся в Англию лишь 2 октября 1836 года. Большую часть времени Дарвин проводит на берегу, изучая геологию и собирая коллекции по естественной истории, в то время как «Бигль» под руководством Фицроя осуществлял гидрографическую и картографическую съёмку побережья.За время путешествия он сделал ряд описаний геологии различных районов, собрал коллекцию животных, а также сделал краткое описание внешнего строения и анатомии многих морских беспозвоночных. В других областях, в которых Дарвин был несведущ, он проявил себя искусным коллекционером, собрав экземпляры для изучения их специалистами. Несмотря на частые случаи плохого самочувствия связанные с морской болезнью, Дарвин продолжал исследования и на борту судна; большинство его заметок по зоологии были о морских беспозвоночных, которых он коллекционировал и описывал во времена затишья на море.