Прямое и переносное значение слов. Что такое прямое и переносное значение слова

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

переносное значение слова" class="form-control mb-2 mr-sm-2" id="term_input" placeholder="Слово"> Найти

Что значит "переносное значение слова"

Энциклопедический словарь, 1998 г.

переносное значение слова

вторичное (производное) значение слова, возникшее на основе разных видов ассоциативных связей, посредством метонимии, метафоры и других семантических изменений. Напр., переносное значение слова "проснуться" ("лес проснулся"), "подтасовать" ("подтасовать факты").

Переносное значение слова

вторичное (производное) значение слова, связанное с основным, главным значением отношениями метонимической, метафорической зависимости или какими-либо ассоциативными признаками. П. з. с. может возникать на основе пространственной, временной, логической и т. д. соотносительности понятий (смежность материала и изделия, процесса и результата и т. д.), средние метонимические значения слов «издание», «отделка», «зимовка», «изображение», на основе ассоциаций по сходству (в форме, цвете, характере движений и т. д.), например метафорические значения слов «тупой», «свежий», «штамп». В результате переноса названий на основе общей функции возникли многие П. з. с., например у слов «крыло», «щит», «спутник». П. з. с. имеют большую синтагматическую связанность (см. Синтагматические отношения), тогда как прямые значения наиболее обусловлены парадигматически (см. Парадигматические отношения). Закономерности возникновения П. з. с. (регулярность и нерегулярность образования у семантически однородных групп слов и др.), характер их соотношения с главным значением (например, направление развития от более конкретных значений к более абстрактным и др.) могут быть описаны как в синхроническом (см. Синхрония), так и в диахроническом (см. Диахрония) планах. В истории развития языка П. з. с. могут становиться главными и наоборот (среднее развитие значений у слов «очаг», «трущоба», «красный»). На этот сдвиг в семантической структуре слова влияют различные факторы (эмоционально-оценочные элементы, ассоциативные связи, сопутствующие слову при его употреблении, и др.).

Лит.: Виноградов В. В., Основные типы лексических значений слова, «Вопросы языкознания», 1953, ╧5; Курилович Е., Заметки о значении слова, в его кн.: Очерки по лингвистике, М., 1962; Шмелев Д. Н., Проблемы семантического анализа лексики, М., 1973.

Прямое и переносное значение слова

У каждого слова есть основное лексическое значение.

Например, парта - это школьный стол, зелёный - цвет травы или листвы, есть - это значит принимать пищу.

Значение слова называется прямым , если звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак.

Иногда звучание одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным .

Рассмотрим примеры прямого и переносного значения слов. Если человек скажет слово море , у него и его собеседников возникает образ большого водного пространства с солёной водой.

Рис. 1. Чёрное море ()

Это прямое значение слова море . А в сочетаниях море огней, море людей, море книг мы видим переносное значение слова море , которое обозначает большое количество чего или кого-нибудь.

Рис. 2. Огни города ()

Золотые монеты, серьги, кубок - это предметы, сделанные из золота.

Это прямое значение слова золотой . Переносное значение имеют словосочетания: золотые волосы - волосы с блестяще-жёлтым отливом, золотые руки - так говорят об умении хорошо что-то делать, золотое сердце - так говорят о человеке, который делает добро.

Слово тяжёлый имеет прямое значение - иметь значительную массу. Например, тяжелый груз, ящик, портфель .

Рис. 6. Тяжёлый груз ()

Переносное значение имеют следующие словосочетания: тяжёлая задача - сложная, которую непросто решить; тяжёлый день - трудный день, требующий усилий; тяжёлый взгляд - мрачный, суровый.

Девочка скачет и температура скачет .

В первом случае - прямое значение, во втором - переносное (быстрое изменение температуры).

Мальчик бежит - прямое значение. Время бежит - переносное.

Мороз сковал речку - переносное значение - обозначает, что вода в реке замёрзла.

Рис. 11. Река зимой ()

Стена дома - прямое значение. О сильном дожде можно сказать: стена дождя . Это переносное значение.

Прочитайте стихотворение:

Это что же там за диво?

Солнце светит, дождь идёт,

У реки большой красивый

Мост из радуги встаёт.

Если солнце ярко светит,

Дождик льётся озорной,

Значит, этот дождик, дети,

Называется грибной !

Грибной дождь - переносное значение.

Как мы уже знаем, слова с несколькими значениями являются многозначными.

Переносное значение является одним из значений многозначного слова.

Определить, в каком значении употреблено слово, можно только из контекста, т.е. в предложении. Например:

На столе горели свечи. Прямое значение.

Его глаза горели от счастья. Переносное значение.

Можно обратиться за помощью к толковому словарю. Первым всегда даётся прямое значение слова, а затем - переносное.

Рассмотрим пример.

Холодный -

1. имеющий низкую температуру. Вымыть руки холодной водой. С севера дул холодный ветер.

2. Перен. Об одежде. Холодное пальто.

3. Перен. О цвете. Холодные оттенки картины.

4. Перен. Об эмоциях. Холодный взгляд. Холодная встреча.

Закрепление знаний на практике

Определим, какие из выделенных слов употреблены в прямом, а какие в переносном значении.

За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать .

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?

Рис. 16. Мама и сын ()

Проверим: болтать языком - переносное значение; болтать ногами - прямое.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море ,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе .

Рис. 17. Птицы осенью ()

Проверим: синее море - прямое значение; разноцветный убор деревьев - переносное.

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь , золотая ?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые нас руки растят.

Проверим: рожь золотая - переносное значение; руки золотые - переносное значение.

Запишем словосочетания и определим, в прямом или переносном значении они употребляются.

Чистые руки, железный гвоздь, тяжелый чемодан, волчий аппетит, тяжелый характер, олимпийское спокойствие, железная рука, золотое кольцо, золотой человек, волчья шкура.

Проверим: чистые руки - прямое, железный гвоздь - прямое, тяжелый чемодан - прямое, волчий аппетит - переносное, тяжёлый характер - переносное, олимпийское спокойствие - переносное, железная рука - переносное, золотое кольцо - прямое, золотой человек - переносное, волчья шкура - прямое.

Составим словосочетания, запишем словосочетания в переносном значении.

Злой (мороз, волк), чёрные (краски, мысли), бежит (спортсмен, ручей), шапка (мамина, снега), хвост (лисы, поезда), ударил (мороз, молотком), барабанит (дождь, музыкант).

Проверим: злой мороз, чёрные мысли, бежит ручей, шапка снега, хвост поезда, ударил мороз, барабанит дождь.

На этом уроке мы узнали, что у слов есть прямое и переносное значение. Переносное значение делает нашу речь образной, яркой. Поэтому переносное значение очень любят использовать писатели и поэты в своих произведениях.

На следующем уроке мы узнаем, какая часть слова называется корнем, научимся выделять её в слове, поговорим о том, каковы значение и функции этой части слова.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Openclass.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Sch15-apatity.ucoz.ru ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 28 С. 21.
  • Выберите правильный вариант ответа на такие вопросы:

1. Словарный состав языка изучает наука:

А) фонетика

Б) синтаксис

В)лексикология

2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:

А) каменное сердце, строить мост

Б) жар солнца, каменное издание

В) золотые слова, строить планы

3. В каком ряду слова являются многозначными:

А) звезда, искусственный, каменный

Б) единственный, жалюзи, жокей

В) каменистый, кафтан, композитор

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай 4-6 предложений со словами поле и дать , где эти слова используются в прямых и переносных значениях.

У слова может быть как прямое, так и переносное лексическое значение. Переносным значением обладают многозначные слова.

Прямое значение слова - это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено обозначаемый предмет, явление, действие, признак, сразу вызывает представление о них и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова чаще всего выступают в прямом значении.

Переносное значение слова - это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого.

Игрушка , -и, ж . 1. Вещь, служащая для игры. Детские игрушки. 2. перен. Тот, кто слепо действует по чужой воле, послушное орудие чужой воли (неодобр.). Быть игрушкой в чьих-нибудь руках.

Сущность переноса значения состоит в том, что значение переходит на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Таким образом формируется многозначность слова.

В зависимости от того, на основании какого признака происходит перенос значения, различают три основных вида перехода значения :

  • метафора,
  • метонимия,
  • синекдоха.

Прямое значение слова

Слова нашей речи называют предметы, их признаки и действия. Однозначные слова непосредственно соотносятся с объектом действительности, напрямую называют предмет, его признак или процесс действия. Это прямое значение слова.

В потоке речи такие слова сразу вызывают представление о том, что они называют. Их значение не зависит от контекста, например:

Над лесом, над полем, над деревушками раскинулось синее небо.

Небо манит будущих космонавтов.

По небу лениво плывут белые мохнатые облака.

Большинство слов русского языка выступают в прямом значении, например:

дочь, дом, трава, вежливый, огромный.

Прямое значение слова - это его основное лексическое значение.

Переносное значение слова

У слова может быть несколько лексических значений, которые возникают на основе прямого значения. Такое новое дополнительное лексическое значения называют переносным . Оно появляется на основе похожести предметов по внешнему виду, по признаку или выполняемому действию (функции), например:

в словосочетании «каменное здание» слово «каменный» называет материал, из которого сложено здание, и обозначает непосредственный признак предмета «крепкий, твёрдый, неподвижный» .

В словосочетании «каменное лицо» прилагательное «каменное» обозначает «суровое, бесчувственное» или «недоброжелательное» лицо. В этом примере слово «каменное» обладает вторичным переносным значением, образованным на основе прямого значения.

Суть переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление или процесс по общим точкам соприкосновения в значении. Тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Так возникает многозначность слов. Переносным значением обладают многозначные слова, например:

  • синее море - море пшеницы - море народу;
  • лёгкая ноша - легкая рука - легкая промышленность.

Типы переносных значений слова.

Многозначимость слова. Прямое и переносное значение слова.

Слова в языке могут иметь одно, два и более лексических значений.

Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными или моносœемичными . К таким словам относятся:

1) различные термины (не всœе): подлежащее, электрон;

2) разнообразные тематические группы:

а) названия растений (береза, тополь);

б) названия животных (пескарь, сойка);

в) названия людей по роду деятельности (врач, зоотехник, летчик).

При этом большинство слов в русском языке многозначно. Развитие многозначности слов – один из активных процессов, за счет, которого пополняется словарный состав русского литературного языка.

Слово, употребляющееся более чем в одном значении, принято называть многозначными или полисемичными (от греч. poly – много, sema – знак).

К примеру: по словарю Д.Н. Ушакова слово лёгкий

1. незначительный по весу (легкая нога);

2. простой для усвоения, решения (легкий урок);

3. малый, незначительный (легкий ветерок);

4. поверхностный, несерьезный (легкий флирт);

5. мягкий, уживчивый (легкий характер);

6. непринужденный, изящный (легкий слог);

7. плавный, гладкий, скользящий (легкая походка).

Одно из этих значений является первичным, исходным, а другие вторичными, появившимися в результате развития первичного значения.

Первичное значение, как правило, является прямым значением.

Первичное значение - ϶ᴛᴏ основное значение слова, прямо именующее предмет, действие, свойство.

В прямом значении слово выступает вне контекста. К примеру : лес ʼʼмножество деревьев, растущих на большом пространствеʼʼ; в переносном значении: множество ʼʼлес рукʼʼ, ничего не понимая ʼʼтемный лесʼʼ, строительный материал ʼʼзаготовка лесаʼʼ.

Переносное значение – вторично. Оно возникает на базе сходства предметов по форме, по цвету, по характеру движения, на базе ассоциации и т.д.

Различаются два базовых вида переносного значения слова - метафорический и метонимический. Как разновидность метонимии – синœекдоха.

Рассмотрим в отдельности каждый.

Метафорический перенос.

Суть этого переноса состоит в том, что название предмета переносится на другой предмет, на базе сходства этих предметов.

Сходство должна быть:

1. по форме . К примеру, словом ʼʼбородкаʼʼ мы называем небольшую бороду человека - ϶ᴛᴏ прямое значение. В переносном значении мы называем бородкой выступы у ключей. Яблоко – плод, гладкое яблоко.

2. по сходству цвета . Золото - ϶ᴛᴏ драгоценный металл желтого цвета͵ ʼʼзолото её волосʼʼ - цвет волос.

3. по сходству размера . Жердь – длинный тонкий шест, жердь – длинный тонкий человек.

4. по сходству звучаний . Барабанить – бить в барабан, барабанит дождь.

5. перенос по функции : дворник – человек, подметающий двор, улицу; приспособление в машинœе, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ служит для очистки стекла.

Метафоры бывают общеязыковые – такое метафорическое значение слова, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ широко употребляется и известно всœем говорящим: шляпка гвоздя, игла елки.

Индивидуально – авторские не свойственны общенародному языку. Οʜᴎ создаются писателями и поэтами и характеризуют его стилистическую манеру. К примеру, костер рябины красной, березовы й язык рощи, ситец неба (С. Есенин). Начинала грохотать река жизни (Леонов).

Метонимический перенос .

Суть его состоит в том, что название с одного предмета на другой переносим на базе смежности.

Под смежностью принято понимать здесь пространственная смежность, близость предмета͵ временная смежность и т.д., ᴛ.ᴇ. предметы, названные одним и тем же словом бывают совсœем непохожими, но оно находятся рядом в пространстве, во времени.

1. Перенос названия с вместилища на его содержимое : аудитория – комната для занятий, люди находящиеся в ней; класс – ученики (класс слушал), комната; тарелка – посуда, содержимое в тарелке (съел тарелку супа).

2. Материал – изделие из него : хрусталь – вид стекла, изделие из него; золото – у нее в ушах золото.

3. Действие – результат этого действия : варенье – процесс варки, ягоды, сваренные в сиропе.

5. Действие – объект этого действия : издание книги – иллюстрированное издание.

6. Действие – средство или инструмент действия : заготовка овощей - заготовка на столе.

7. Действие – место действия : выход из дома – стоять у входа.

8. Растение – плод растения : груша, слива.

9. Животное – мех или мясо животного : курица, норка, яйца.

10. Орган тела – заболевание этого тела : желудок – прихватил желудок, шалит сердце.

11. Ученый – его изображение : Ампер, Вольт.

12. Местность – изделие, изобретенное, изготовленное там : Кашимир – город в Индии, ткань; Бостон – город в Англии, ткань.

13. Время – события, происходившие в то время, год : шел 1918 год, 1941 год.

В результате метонимии появился ряд нарицательных существительных, образованных от собственных имен: вольт, ампер, Ом, бостон, макинтош.

Синœекдоха.

Этот вид лексического переноса основан на следующем принципе: название переносится с части на целое и наоборот.

К примеру, ʼʼголоваʼʼ - это часть тела человека или животного.

Это название должна быть перенесено на всœего человека.

на целое Болит голова – прямое значение.

Боря – светлая голова – переносное (синœекдоха).

Стадо в 20 голов.

Рот – часть лица – прямое значение.

ʼʼУ нас в семье 5 ртовʼʼ - переносное.

Машина – любой механизм, легковая машина.

С целого Орудие – техническое какое-либо приспособление (орудие

на части труда) – прямое значение; пушка – переносное.

Синœекдоха как особый вид переноса многими учеными объединяется с метонимией и воспринимается как её разновидность.

Некоторые характерные признаки человека часто используются для обозначения этого человека, для обращения к нему. Особенно характерно такое употребление слов для разговорной речи: ʼʼЯ за голубенькой шапочкойʼʼ. ʼʼЭй, борода, куда лезешь?ʼʼ

Красная шапочка – классический пример синœекдохи.

Домашнее задание. Конспект В.В. Виноградов ʼʼОсновные типы лексических значений словʼʼ, ʼʼВопросы языкознанияʼʼ 1953 год,№5.

Тема №8. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения.

План.

1.Исконно русская лексика.

2.Заимствованная лексика.

3.Старославянизмы, их признаки и употребление в современном русском языке.

Лексика русского языка одна из самых богатых в мире и насчитывает более четверти миллиона слов.

Считается, сто в русском языке 90% исконной и 10% заимствованной лексики.

В словарном составе современного русского языка содержатся лексические наслоения различных исторических эпох.

К исконной лексике относятся всœе слова, пришедшие в современный русский язык из языков предков. По этой причине исконно русская лексика распадается на 4 пласта͵ относящихся к разным эпохам. Рассмотрим каждый из них.

1.Индоевропейская лексика . До III – II веков до н.э.

В 6-5 тысячелœетии до н.э. существовала единая цивилизация, которую называли индоевропейской, и единый бесписьменный индоевропейский язык.

Слова этой эпохи являются наиболее древними. Οʜᴎ известны не только славянской, но и другим семьям языков: германской, романской и тд. К примеру, слово небо встречается, помимо славянских, в греческом и латинском языках.

К лексике индоевропейского происхождения относятся:

а) некоторые слова, обозначающие термины родства : мать, сестра, брат, жена, дочь, сын;

б) наименование диких и домашних животных : волк, коза, кот, овца, бык;

в) наименование продуктов питания и жизненно необходимых понятий : небо, огонь, дом, месяц, имя, вода, мясо;

г) название действий и признаков : видеть, делить, есть, быть, жить, нести, белый, бодрый, больной, живой, злой;

д) числительные : два, три, десять;

е) предлоги : без, до.

2.Общеславянская лексика (праславянская). С III – II вв. до н.э. по VI н.э.

Это слова, возникшие в период языкового единства славян. Οʜᴎ, как правило, известны всœем славянским языкам: укр.
Размещено на реф.рф
- весна, польский – vrosna.

К этому пласту принадлежат около 2 тысяч слов. Οʜᴎ составляют 25% слов нашего повсœедневного общения. К ним относятся тематические группы:

1.название орудий сельскохозяйственного труда : коса, мотыга, шило, серп, борона;

2.продукт труда, растений : жито, крупа, мука, клюква, клен, капуста;

3.название животных, птиц, насекомых : заяц, корова, лиса, змея, дятел;

4.название частей человеческого тела : бровь, голова, зуб, колено, лицо, лоб;

5.термины родства : внук, зять, свекровь, кум;

6.название жилища, жизненно необходимых понятий : дом, изба, крыльцо, лавка, печь, весна, зима, глина, желœезо и т.д.;

7.абстрактная лексика : мысль, счастье, зло, добро, волнение, горе.

В данный период появляется большое количество

прилагательных , обозначающие признаки и качества по цвету, размеру, форме: высокий, длинный, крупный, черный;

глаголы, обозначающие различные трудовые процессы : сечь, пилить, копать, полоть;

глаголы, обозначающие действия и состояния : гадать, греть, держать, дерзать, делить, дремать;

числительные : один, четыре, восœемь, сто, тысяча;

местоимения : ты, мы, вам, какой, всякий;

наречия : внутри, всюду, вчера, завтра.

Общеславянские слова явились базой для образования многих новых слов. К примеру, от глагола жить в русском языке создано около 100 производных слов.

3.Восточнославянская лексика . VI в – 14-15 в.

Примерно к 6-7 веку относят распад общеславянского языка на южнославянский, западнославянский и восточнославянский (древнерусский) язык. Древнерусский язык становится языком древнерусской народности, объединившийся в 9 веке в единое государство – Киевская Русь.

Восточнославянская лексика - ϶ᴛᴏ слова, возникшие в период с VI по XVв., общие среди языков восточнославянской группы: русский, белорусский, украинский. Эти слова отсутствуют в других славянских языках . К примеру:

совсœем (рус.) зовсiм (укр.) зусiм (бел.)

снегопад снiгопад снегапад

добреть добрiти дабрэць

Восточнославянский пласт представляет довольно разнообразную лексику, отражающую во всœем многообразии политическую, экономическую и культурную жизнь Древнерусского государства.

В данный период многие слова возникают на базе общеславянской лексики:

снегирь (рус.)

снег < снiгур (укр.)

снягiр (бел.)

сложные числительные: одиннадцать, сорок, девяносто;

сложные слова: горбоносый, сегодня;

суффиксальные слова – зяблик, ежевика, кладовая.

4.Собственно русская лексика.

В 14 веке в связи с распадом Киевской Руси древнерусский язык распадается на русский, украинский и белорусский. Образовалась русская (великорусская) народность.

Собственно русская лексика - ϶ᴛᴏ слова, возникшие с момента образования русской народности и продолжающие возникать по настоящее время.

Базой для создания собственно русской лексики служили слова и морфемы исконно русского происхождения. ᴛ.ᴇ. общеславянского, восточнославянского:

1.почти всœе слова с суффиксами : чик/щик, ник, - тельств, - лк, - ность

каменщик, бумажник, учительство, косилка;

2.многие сложные слова : пароход, самолет, стальпрогресс;

3.слова с приставками на, до, за и суффиксом ся : наглядеться, добудиться, заговориться;

4.аббревиатуры : АО – акционерное общество, ЗАО – закрытое акционерное общество, ООО – общество с ограниченной ответственностью, ЧОП – частное охранное предприятие.

Типы переносных значений слова. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Типы переносных значений слова." 2017, 2018.

Тема «Когда слово употребляется в переносном значении».

Цель: добиться осознанного усвоения изобразительно-выразительных возможностей слова.

Задачи :

  1. организовать деятельность учащихся для продолжения изучения лексического значения и изобразительно-выразительных возможностей слова: показать, как на основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты;
  2. содействовать развитию умения находить в тексте слова с переносным значением (тропы), давать толкование слов, употреблённых в переносном значении, устанавливать образную и изобразительную функцию слов, тем самым способствуя обогащению словарного запаса учащихся;
  3. создать благоприятные условия для воспитания чувства уважения к мастерам слова и формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

Тип урока : комбинированный.

План урока

I. Организационный момент.

Приветствие

Вот и прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Откройте тетради, запишите число и классная работа. Слайд 1

II. Проверка домашнего задания.

Разминка «Сорви ромашку».

(на доске прикреплена ромашка, учащиеся по желанию срывают лепестки цветка и отвечают на вопросы темы прошлого урока).

Что такое лексика? (Словарный состав языка)

В каком разделе науки о языке изучается словарный состав языка? (Лексикология)

Что такое лексическое значение слова? (Главный смысл слова)

Сколько лексических значений имеет слово? (Одно и более)

Как называются слова в зависимости от количества лексических значений? (Однозначные и многозначные) Например:

Какое значение называется переносным? (которое переносит наименование предмета на другой предмет) Например:

В чём заключается один из секретов удивительной образности и выразительности русского языка? (В нём очень много слов, которые употребляются не только в прямом, но и переносном значении)

III. Постановка темы и задач урока.

1. Слово учителя (Слайд 2)

Обратите внимание на тему, записанную на экране: « Когда слово употребляется в переносном значении» . Вам знакома эта тема? Почему же тогда мы снова к ней возвращаемся? (Наверное, мы должны узнать что-то новое по этой теме)

Правильно, мы продолжим изучать значение и изобразительно-выразительные возможности слов. Но сначала предлагаю вам совершить «небольшую прогулку на речку» вместе с поэтессой Ириной Токмаковой, чтобы разгадать загадку одного деревца. Отгадка будет ключом к теме нашего урока.

2. Чтение стихотворения Ирины Токмаковой «Ива» учеником:

Возле речки, у обрыва

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко ?

Может ей на солнце жарко ?

Может, ветер шаловливый

За косичку дёрнул иву ?

Может, ива хочет пить ?

Может, нам пойти спросить?

(Раздаточный материал)

Понравилось вам стихотворение?

Что показалось вам необычным в этом стихотворении?

Какие слова указывают на то, что ива как живая? Назовите их.

Ещё раз внимательно прочитайте эти слова. Какой они рисуют иву в стихотворении? (Плачущей, как девушка)

3. Слово учителя

Поэтесса И.Токмакова увидела сходство между ивой и плачущей девушкой. Однако увидеть сходство между разными предметами - задача нелёгкая. На нашем уроке мы будем с вами учиться наблюдать у поэтов, писателей, обладающих особым даром замечать то, что не видит обычный человек. Писатели, поэты постоянно используют в своих произведениях слова с переносным значением.

Так в языке появляются особые выразительные средства - тропы (Слайд 3) - слово или оборот речи в переносном смысле, которые могут «оживать, крепнуть, наполняться выразительной силой».

Запишите в словарь.

IV. Освоение нового материала.

Какие бывают тропы, узнаете, выполнив

Задание 1

Откройте учебники на странице 92, выразительно прочитайте лингвистический текст упр. 259.

Какие слова вам не знакомы?

Задание 2

(Слайд 4)

В русском языке много средств образности, выразительности. Значение слова тёплый (взгляд) является перено́сным . Видами переносного употребления являются: метафора, олицетворение, эпитет. (Словарь)

Разъясните их значение с помощью словарной статьи.

(Слайд 5 олицетворение

Слайд 6 метафора

Слайд 7 эпитет)

V. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем - поморгаем

И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем)

VI. Первичное закрепление нового материала.

Задание 1 (Слайд 8)

Запишите предложения и подчеркните в предложенных отрывках средства выразительности - тропы - метафоры, эпитеты, олицетворения.

Какие картины «видятся» вам за этими словами?

1) Слышно было, как уходил ночью из леса мороз . Он стучал клюкой по деревьям всё тише, всё дальше.

2) Давно пронеслась гроза , но на берёзах с листика на листик прыгают озорные дождевые капли . Повисают на кончике, дрожа от страха , и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу.

Задание 2 (Слайд 9)

Отгадайте загадки

Загадка 1. Красная девица Загадка 2. За кудрявый хохолок

Сидит в темнице, Лису из норки поволок.

А коса на улице. На ощупь - очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая.

(Народная загадка) (Е.Благинина)

Какие слова говорят о том, что вы отгадали загадку правильно?

Найдите слова, употреблённые в переносном значении.

На основании каких признаков произошёл перенос значения в первой (очеловечивание ) и во второй ( сравнение) загадках?

Как называется приём «очеловечивания» растения в первой загадке? (Олицетворение).

Почему во второй загадке морковка сравнивается с лисой?

Какие общие признаки у лисы и моркови?

Как называется такой приём сравнения? (Метафора).

В какой загадке описание морковки вам кажется наиболее поэтичным?

Задание 3

Метафоры, эпитеты, олицетворения встречаются не только в загадках. Они встречаются и в художественных произведениях. Послушайте миниатюру Д. Зуева «Мелодия весны».

В каждое время года звучит своя музыка. Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поёт, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а ещё вчера они говорили полным голосом. Солнечный луч заводит музыку весны, а птицы, вода подпевают ей. ( Раздаточный материал ).

Какие звуки весны вы услышали?

Как вы понимаете значение слова мелодия?

В прямом или в переносном значении оно употреблено в названии миниатюры?

Найдите в тексте метафоры, олицетворения, эпитеты.

Эпитеты: «своя музыка» (интонационная выразительность), «разрывчатая», «серебряные», «бьющиеся», «оброненный», «полный», «тихую».

Метафоры : «музыка... времени года», «серебряные шарики, вдребезги разбиваются», «скрипки мороза», «говорили полным голосом».

Олицетворения: « снег померк», «поёт капель», «скрипки говорили», «заливаются сосульки», «солнечный луч заводит музыку».

VII. Самопроверка знаний.

1. Реши тест

I. Определи, в каком ряду находится метафора . Слайд 10

1. Нос корабля, крыло самолёта.

2. Сладкие воспоминания, солнечное настроение.

3. Ветер воет, мороз лечит.

II. Выбери, в каком ряду находится олицетворение. Слайд 11

1. Изумрудные глаза, золотые руки.

2. Гора подарков, куча желаний.

3 . Сердитая зима, дремлет лес.

III. Подумай, в каком ряду находятся эпитеты . Слайд 12

1. Серп луны, река времени.

2 . Жаркий спор, тяжёлое чувство, огненные волосы.

3. Злой ветер, весёлое солнышко.

(1,3,2) ( Раздаточный материал).

2. Оцени свою работу: 3б. - «5», 2б. -«4», 1б. - «3».

VIII. Подведение итогов.

1. Определение степени реализации поставленных задач.

Давайте посмотрим, насколько реализованы задачи урока.

2 Рефлексия.

1. Карточки с заданием

Закончи предложение:

1. Сегодня на уроке я научился …

2. Лучше всех на уроке работал (а) …

3. Я могу похвалить своих одноклассников за …

4. Я могу сказать спасибо (кому?) за (что) …

5. Урок сегодня был …

2. Найдите шарики на партах.

(Слайд 13)

Если у вас всё получилось на уроке, возьмите розовый,

что-то не получилось - голубой,

ничего не получилось - жёлтый.

IХ. Домашнее задание параграф 34, упр. 261. (Слайд 14)

(Слайд 15) Спасибо за работу!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»