Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.
Что значит "переносное значение слова"
Энциклопедический словарь, 1998 г.
переносное значение слова
вторичное (производное) значение слова, возникшее на основе разных видов ассоциативных связей, посредством метонимии, метафоры и других семантических изменений. Напр., переносное значение слова "проснуться" ("лес проснулся"), "подтасовать" ("подтасовать факты").
Переносное значение слова
вторичное (производное) значение слова, связанное с основным, главным значением отношениями метонимической, метафорической зависимости или какими-либо ассоциативными признаками. П. з. с. может возникать на основе пространственной, временной, логической и т. д. соотносительности понятий (смежность материала и изделия, процесса и результата и т. д.), средние метонимические значения слов «издание», «отделка», «зимовка», «изображение», на основе ассоциаций по сходству (в форме, цвете, характере движений и т. д.), например метафорические значения слов «тупой», «свежий», «штамп». В результате переноса названий на основе общей функции возникли многие П. з. с., например у слов «крыло», «щит», «спутник». П. з. с. имеют большую синтагматическую связанность (см. Синтагматические отношения), тогда как прямые значения наиболее обусловлены парадигматически (см. Парадигматические отношения). Закономерности возникновения П. з. с. (регулярность и нерегулярность образования у семантически однородных групп слов и др.), характер их соотношения с главным значением (например, направление развития от более конкретных значений к более абстрактным и др.) могут быть описаны как в синхроническом (см. Синхрония), так и в диахроническом (см. Диахрония) планах. В истории развития языка П. з. с. могут становиться главными и наоборот (среднее развитие значений у слов «очаг», «трущоба», «красный»). На этот сдвиг в семантической структуре слова влияют различные факторы (эмоционально-оценочные элементы, ассоциативные связи, сопутствующие слову при его употреблении, и др.).
Лит.: Виноградов В. В., Основные типы лексических значений слова, «Вопросы языкознания», 1953, ╧5; Курилович Е., Заметки о значении слова, в его кн.: Очерки по лингвистике, М., 1962; Шмелев Д. Н., Проблемы семантического анализа лексики, М., 1973.
Прямое и переносное значение слова
У каждого слова есть основное лексическое значение.
Например, парта - это школьный стол, зелёный - цвет травы или листвы, есть - это значит принимать пищу.
Значение слова называется прямым , если звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак.
Иногда звучание одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным .
Рассмотрим примеры прямого и переносного значения слов. Если человек скажет слово море , у него и его собеседников возникает образ большого водного пространства с солёной водой.
Рис. 1. Чёрное море ()
Это прямое значение слова море . А в сочетаниях море огней, море людей, море книг мы видим переносное значение слова море , которое обозначает большое количество чего или кого-нибудь.
Рис. 2. Огни города ()
Золотые монеты, серьги, кубок - это предметы, сделанные из золота.
Это прямое значение слова золотой . Переносное значение имеют словосочетания: золотые волосы - волосы с блестяще-жёлтым отливом, золотые руки - так говорят об умении хорошо что-то делать, золотое сердце - так говорят о человеке, который делает добро.
Слово тяжёлый имеет прямое значение - иметь значительную массу. Например, тяжелый груз, ящик, портфель .
Рис. 6. Тяжёлый груз ()
Переносное значение имеют следующие словосочетания: тяжёлая задача - сложная, которую непросто решить; тяжёлый день - трудный день, требующий усилий; тяжёлый взгляд - мрачный, суровый.
Девочка скачет и температура скачет .
В первом случае - прямое значение, во втором - переносное (быстрое изменение температуры).
Мальчик бежит - прямое значение. Время бежит - переносное.
Мороз сковал речку - переносное значение - обозначает, что вода в реке замёрзла.
Рис. 11. Река зимой ()
Стена дома - прямое значение. О сильном дожде можно сказать: стена дождя . Это переносное значение.
Прочитайте стихотворение:
Это что же там за диво?
Солнце светит, дождь идёт,
У реки большой красивый
Мост из радуги встаёт.
Если солнце ярко светит,
Дождик льётся озорной,
Значит, этот дождик, дети,
Называется грибной !
Грибной дождь - переносное значение.
Как мы уже знаем, слова с несколькими значениями являются многозначными.
Переносное значение является одним из значений многозначного слова.
Определить, в каком значении употреблено слово, можно только из контекста, т.е. в предложении. Например:
На столе горели свечи. Прямое значение.
Его глаза горели от счастья. Переносное значение.
Можно обратиться за помощью к толковому словарю. Первым всегда даётся прямое значение слова, а затем - переносное.
Рассмотрим пример.
Холодный -
1. имеющий низкую температуру. Вымыть руки холодной водой. С севера дул холодный ветер.
2. Перен. Об одежде. Холодное пальто.
3. Перен. О цвете. Холодные оттенки картины.
4. Перен. Об эмоциях. Холодный взгляд. Холодная встреча.
Закрепление знаний на практике
Определим, какие из выделенных слов употреблены в прямом, а какие в переносном значении.
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать .
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
Рис. 16. Мама и сын ()
Проверим: болтать языком - переносное значение; болтать ногами - прямое.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море ,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе .
Рис. 17. Птицы осенью ()
Проверим: синее море - прямое значение; разноцветный убор деревьев - переносное.
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь , золотая ?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые нас руки растят.
Проверим: рожь золотая - переносное значение; руки золотые - переносное значение.
Запишем словосочетания и определим, в прямом или переносном значении они употребляются.
Чистые руки, железный гвоздь, тяжелый чемодан, волчий аппетит, тяжелый характер, олимпийское спокойствие, железная рука, золотое кольцо, золотой человек, волчья шкура.
Проверим: чистые руки - прямое, железный гвоздь - прямое, тяжелый чемодан - прямое, волчий аппетит - переносное, тяжёлый характер - переносное, олимпийское спокойствие - переносное, железная рука - переносное, золотое кольцо - прямое, золотой человек - переносное, волчья шкура - прямое.
Составим словосочетания, запишем словосочетания в переносном значении.
Злой (мороз, волк), чёрные (краски, мысли), бежит (спортсмен, ручей), шапка (мамина, снега), хвост (лисы, поезда), ударил (мороз, молотком), барабанит (дождь, музыкант).
Проверим: злой мороз, чёрные мысли, бежит ручей, шапка снега, хвост поезда, ударил мороз, барабанит дождь.
На этом уроке мы узнали, что у слов есть прямое и переносное значение. Переносное значение делает нашу речь образной, яркой. Поэтому переносное значение очень любят использовать писатели и поэты в своих произведениях.
На следующем уроке мы узнаем, какая часть слова называется корнем, научимся выделять её в слове, поговорим о том, каковы значение и функции этой части слова.
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
- Openclass.ru ().
- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
- Sch15-apatity.ucoz.ru ().
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 28 С. 21.
- Выберите правильный вариант ответа на такие вопросы:
1. Словарный состав языка изучает наука:
А) фонетика
Б) синтаксис
В)лексикология
2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:
А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное издание
В) золотые слова, строить планы
3. В каком ряду слова являются многозначными:
А) звезда, искусственный, каменный
Б) единственный, жалюзи, жокей
В) каменистый, кафтан, композитор
- * Используя полученные на уроке знания, придумай 4-6 предложений со словами поле и дать , где эти слова используются в прямых и переносных значениях.
У слова может быть как прямое, так и переносное лексическое значение. Переносным значением обладают многозначные слова.
Прямое значение слова - это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено обозначаемый предмет, явление, действие, признак, сразу вызывает представление о них и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова чаще всего выступают в прямом значении.
Переносное значение слова - это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого.
Игрушка , -и, ж . 1. Вещь, служащая для игры. Детские игрушки. 2. перен. Тот, кто слепо действует по чужой воле, послушное орудие чужой воли (неодобр.). Быть игрушкой в чьих-нибудь руках.
Сущность переноса значения состоит в том, что значение переходит на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Таким образом формируется многозначность слова.
В зависимости от того, на основании какого признака происходит перенос значения, различают три основных вида перехода значения :
- метафора,
- метонимия,
- синекдоха.
Прямое значение слова
Слова нашей речи называют предметы, их признаки и действия. Однозначные слова непосредственно соотносятся с объектом действительности, напрямую называют предмет, его признак или процесс действия. Это прямое значение слова.
В потоке речи такие слова сразу вызывают представление о том, что они называют. Их значение не зависит от контекста, например:
Над лесом, над полем, над деревушками раскинулось синее небо.
Небо манит будущих космонавтов.
По небу лениво плывут белые мохнатые облака.
Большинство слов русского языка выступают в прямом значении, например:
дочь, дом, трава, вежливый, огромный.
Прямое значение слова - это его основное лексическое значение.
Переносное значение слова
У слова может быть несколько лексических значений, которые возникают на основе прямого значения. Такое новое дополнительное лексическое значения называют переносным . Оно появляется на основе похожести предметов по внешнему виду, по признаку или выполняемому действию (функции), например:
в словосочетании «каменное здание» слово «каменный» называет материал, из которого сложено здание, и обозначает непосредственный признак предмета «крепкий, твёрдый, неподвижный» .
В словосочетании «каменное лицо» прилагательное «каменное» обозначает «суровое, бесчувственное» или «недоброжелательное» лицо. В этом примере слово «каменное» обладает вторичным переносным значением, образованным на основе прямого значения.
Суть переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление или процесс по общим точкам соприкосновения в значении. Тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Так возникает многозначность слов. Переносным значением обладают многозначные слова, например:
- синее море - море пшеницы - море народу;
- лёгкая ноша - легкая рука - легкая промышленность.
Типы переносных значений слова.
Многозначимость слова. Прямое и переносное значение слова.
Слова в языке могут иметь одно, два и более лексических значений.
Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными или моносемичными . К таким словам относятся:
1) различные термины (не все): подлежащее, электрон;
2) разнообразные тематические группы:
а) названия растений (береза, тополь);
б) названия животных (пескарь, сойка);
в) названия людей по роду деятельности (врач, зоотехник, летчик).
При этом большинство слов в русском языке многозначно. Развитие многозначности слов – один из активных процессов, за счет, которого пополняется словарный состав русского литературного языка.
Слово, употребляющееся более чем в одном значении, принято называть многозначными или полисемичными (от греч. poly – много, sema – знак).
К примеру: по словарю Д.Н. Ушакова слово лёгкий
1. незначительный по весу (легкая нога);
2. простой для усвоения, решения (легкий урок);
3. малый, незначительный (легкий ветерок);
4. поверхностный, несерьезный (легкий флирт);
5. мягкий, уживчивый (легкий характер);
6. непринужденный, изящный (легкий слог);
7. плавный, гладкий, скользящий (легкая походка).
Одно из этих значений является первичным, исходным, а другие вторичными, появившимися в результате развития первичного значения.
Первичное значение, как правило, является прямым значением.
Первичное значение - ϶ᴛᴏ основное значение слова, прямо именующее предмет, действие, свойство.
В прямом значении слово выступает вне контекста. К примеру : лес ʼʼмножество деревьев, растущих на большом пространствеʼʼ; в переносном значении: множество ʼʼлес рукʼʼ, ничего не понимая ʼʼтемный лесʼʼ, строительный материал ʼʼзаготовка лесаʼʼ.
Переносное значение – вторично. Оно возникает на базе сходства предметов по форме, по цвету, по характеру движения, на базе ассоциации и т.д.
Различаются два базовых вида переносного значения слова - метафорический и метонимический. Как разновидность метонимии – синекдоха.
Рассмотрим в отдельности каждый.
Метафорический перенос.
Суть этого переноса состоит в том, что название предмета переносится на другой предмет, на базе сходства этих предметов.
Сходство должна быть:
1. по форме . К примеру, словом ʼʼбородкаʼʼ мы называем небольшую бороду человека - ϶ᴛᴏ прямое значение. В переносном значении мы называем бородкой выступы у ключей. Яблоко – плод, гладкое яблоко.
2. по сходству цвета . Золото - ϶ᴛᴏ драгоценный металл желтого цвета͵ ʼʼзолото её волосʼʼ - цвет волос.
3. по сходству размера . Жердь – длинный тонкий шест, жердь – длинный тонкий человек.
4. по сходству звучаний . Барабанить – бить в барабан, барабанит дождь.
5. перенос по функции : дворник – человек, подметающий двор, улицу; приспособление в машине, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ служит для очистки стекла.
Метафоры бывают общеязыковые – такое метафорическое значение слова, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ широко употребляется и известно всем говорящим: шляпка гвоздя, игла елки.
Индивидуально – авторские не свойственны общенародному языку. Οʜᴎ создаются писателями и поэтами и характеризуют его стилистическую манеру. К примеру, костер рябины красной, березовы й язык рощи, ситец неба (С. Есенин). Начинала грохотать река жизни (Леонов).
Метонимический перенос .
Суть его состоит в том, что название с одного предмета на другой переносим на базе смежности.
Под смежностью принято понимать здесь пространственная смежность, близость предмета͵ временная смежность и т.д., ᴛ.ᴇ. предметы, названные одним и тем же словом бывают совсем непохожими, но оно находятся рядом в пространстве, во времени.
1. Перенос названия с вместилища на его содержимое : аудитория – комната для занятий, люди находящиеся в ней; класс – ученики (класс слушал), комната; тарелка – посуда, содержимое в тарелке (съел тарелку супа).
2. Материал – изделие из него : хрусталь – вид стекла, изделие из него; золото – у нее в ушах золото.
3. Действие – результат этого действия : варенье – процесс варки, ягоды, сваренные в сиропе.
5. Действие – объект этого действия : издание книги – иллюстрированное издание.
6. Действие – средство или инструмент действия : заготовка овощей - заготовка на столе.
7. Действие – место действия : выход из дома – стоять у входа.
8. Растение – плод растения : груша, слива.
9. Животное – мех или мясо животного : курица, норка, яйца.
10. Орган тела – заболевание этого тела : желудок – прихватил желудок, шалит сердце.
11. Ученый – его изображение : Ампер, Вольт.
12. Местность – изделие, изобретенное, изготовленное там : Кашимир – город в Индии, ткань; Бостон – город в Англии, ткань.
13. Время – события, происходившие в то время, год : шел 1918 год, 1941 год.
В результате метонимии появился ряд нарицательных существительных, образованных от собственных имен: вольт, ампер, Ом, бостон, макинтош.
Синекдоха.
Этот вид лексического переноса основан на следующем принципе: название переносится с части на целое и наоборот.
К примеру, ʼʼголоваʼʼ - это часть тела человека или животного.
Это название должна быть перенесено на всего человека.
на целое Болит голова – прямое значение.
Боря – светлая голова – переносное (синекдоха).
Стадо в 20 голов.
Рот – часть лица – прямое значение.
ʼʼУ нас в семье 5 ртовʼʼ - переносное.
Машина – любой механизм, легковая машина.
С целого Орудие – техническое какое-либо приспособление (орудие
на части труда) – прямое значение; пушка – переносное.
Синекдоха как особый вид переноса многими учеными объединяется с метонимией и воспринимается как её разновидность.
Некоторые характерные признаки человека часто используются для обозначения этого человека, для обращения к нему. Особенно характерно такое употребление слов для разговорной речи: ʼʼЯ за голубенькой шапочкойʼʼ. ʼʼЭй, борода, куда лезешь?ʼʼ
Красная шапочка – классический пример синекдохи.
Домашнее задание. Конспект В.В. Виноградов ʼʼОсновные типы лексических значений словʼʼ, ʼʼВопросы языкознанияʼʼ 1953 год,№5.
Тема №8. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения.
План.
1.Исконно русская лексика.
2.Заимствованная лексика.
3.Старославянизмы, их признаки и употребление в современном русском языке.
Лексика русского языка одна из самых богатых в мире и насчитывает более четверти миллиона слов.
Считается, сто в русском языке 90% исконной и 10% заимствованной лексики.
В словарном составе современного русского языка содержатся лексические наслоения различных исторических эпох.
К исконной лексике относятся все слова, пришедшие в современный русский язык из языков предков. По этой причине исконно русская лексика распадается на 4 пласта͵ относящихся к разным эпохам. Рассмотрим каждый из них.
1.Индоевропейская лексика . До III – II веков до н.э.
В 6-5 тысячелетии до н.э. существовала единая цивилизация, которую называли индоевропейской, и единый бесписьменный индоевропейский язык.
Слова этой эпохи являются наиболее древними. Οʜᴎ известны не только славянской, но и другим семьям языков: германской, романской и тд. К примеру, слово небо встречается, помимо славянских, в греческом и латинском языках.
К лексике индоевропейского происхождения относятся:
а) некоторые слова, обозначающие термины родства : мать, сестра, брат, жена, дочь, сын;
б) наименование диких и домашних животных : волк, коза, кот, овца, бык;
в) наименование продуктов питания и жизненно необходимых понятий : небо, огонь, дом, месяц, имя, вода, мясо;
г) название действий и признаков : видеть, делить, есть, быть, жить, нести, белый, бодрый, больной, живой, злой;
д) числительные : два, три, десять;
е) предлоги : без, до.
2.Общеславянская лексика (праславянская). С III – II вв. до н.э. по VI н.э.
Это слова, возникшие в период языкового единства славян. Οʜᴎ, как правило, известны всем славянским языкам: укр.
Размещено на реф.рф
- весна, польский – vrosna.
К этому пласту принадлежат около 2 тысяч слов. Οʜᴎ составляют 25% слов нашего повседневного общения. К ним относятся тематические группы:
1.название орудий сельскохозяйственного труда : коса, мотыга, шило, серп, борона;
2.продукт труда, растений : жито, крупа, мука, клюква, клен, капуста;
3.название животных, птиц, насекомых : заяц, корова, лиса, змея, дятел;
4.название частей человеческого тела : бровь, голова, зуб, колено, лицо, лоб;
5.термины родства : внук, зять, свекровь, кум;
6.название жилища, жизненно необходимых понятий : дом, изба, крыльцо, лавка, печь, весна, зима, глина, железо и т.д.;
7.абстрактная лексика : мысль, счастье, зло, добро, волнение, горе.
В данный период появляется большое количество
прилагательных , обозначающие признаки и качества по цвету, размеру, форме: высокий, длинный, крупный, черный;
глаголы, обозначающие различные трудовые процессы : сечь, пилить, копать, полоть;
глаголы, обозначающие действия и состояния : гадать, греть, держать, дерзать, делить, дремать;
числительные : один, четыре, восемь, сто, тысяча;
местоимения : ты, мы, вам, какой, всякий;
наречия : внутри, всюду, вчера, завтра.
Общеславянские слова явились базой для образования многих новых слов. К примеру, от глагола жить в русском языке создано около 100 производных слов.
3.Восточнославянская лексика . VI в – 14-15 в.
Примерно к 6-7 веку относят распад общеславянского языка на южнославянский, западнославянский и восточнославянский (древнерусский) язык. Древнерусский язык становится языком древнерусской народности, объединившийся в 9 веке в единое государство – Киевская Русь.
Восточнославянская лексика - ϶ᴛᴏ слова, возникшие в период с VI по XVв., общие среди языков восточнославянской группы: русский, белорусский, украинский. Эти слова отсутствуют в других славянских языках . К примеру:
совсем (рус.) зовсiм (укр.) зусiм (бел.)
снегопад снiгопад снегапад
добреть добрiти дабрэць
Восточнославянский пласт представляет довольно разнообразную лексику, отражающую во всем многообразии политическую, экономическую и культурную жизнь Древнерусского государства.
В данный период многие слова возникают на базе общеславянской лексики:
снегирь (рус.)
снег < снiгур (укр.)
снягiр (бел.)
сложные числительные: одиннадцать, сорок, девяносто;
сложные слова: горбоносый, сегодня;
суффиксальные слова – зяблик, ежевика, кладовая.
4.Собственно русская лексика.
В 14 веке в связи с распадом Киевской Руси древнерусский язык распадается на русский, украинский и белорусский. Образовалась русская (великорусская) народность.
Собственно русская лексика - ϶ᴛᴏ слова, возникшие с момента образования русской народности и продолжающие возникать по настоящее время.
Базой для создания собственно русской лексики служили слова и морфемы исконно русского происхождения. ᴛ.ᴇ. общеславянского, восточнославянского:
1.почти все слова с суффиксами : чик/щик, ник, - тельств, - лк, - ность
каменщик, бумажник, учительство, косилка;
2.многие сложные слова : пароход, самолет, стальпрогресс;
3.слова с приставками на, до, за и суффиксом ся : наглядеться, добудиться, заговориться;
4.аббревиатуры : АО – акционерное общество, ЗАО – закрытое акционерное общество, ООО – общество с ограниченной ответственностью, ЧОП – частное охранное предприятие.
Типы переносных значений слова. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Типы переносных значений слова." 2017, 2018.
Тема «Когда слово употребляется в переносном значении».
Цель: добиться осознанного усвоения изобразительно-выразительных возможностей слова.
Задачи :
- организовать деятельность учащихся для продолжения изучения лексического значения и изобразительно-выразительных возможностей слова: показать, как на основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты;
- содействовать развитию умения находить в тексте слова с переносным значением (тропы), давать толкование слов, употреблённых в переносном значении, устанавливать образную и изобразительную функцию слов, тем самым способствуя обогащению словарного запаса учащихся;
- создать благоприятные условия для воспитания чувства уважения к мастерам слова и формирования познавательного интереса к изучению русского языка.
Тип урока : комбинированный.
План урока
I. Организационный момент.
Приветствие
Вот и прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Откройте тетради, запишите число и классная работа. Слайд 1
II. Проверка домашнего задания.
Разминка «Сорви ромашку».
(на доске прикреплена ромашка, учащиеся по желанию срывают лепестки цветка и отвечают на вопросы темы прошлого урока).
Что такое лексика? (Словарный состав языка)
В каком разделе науки о языке изучается словарный состав языка? (Лексикология)
Что такое лексическое значение слова? (Главный смысл слова)
Сколько лексических значений имеет слово? (Одно и более)
Как называются слова в зависимости от количества лексических значений? (Однозначные и многозначные) Например:
Какое значение называется переносным? (которое переносит наименование предмета на другой предмет) Например:
В чём заключается один из секретов удивительной образности и выразительности русского языка? (В нём очень много слов, которые употребляются не только в прямом, но и переносном значении)
III. Постановка темы и задач урока.
1. Слово учителя (Слайд 2)
Обратите внимание на тему, записанную на экране: « Когда слово употребляется в переносном значении» . Вам знакома эта тема? Почему же тогда мы снова к ней возвращаемся? (Наверное, мы должны узнать что-то новое по этой теме)
Правильно, мы продолжим изучать значение и изобразительно-выразительные возможности слов. Но сначала предлагаю вам совершить «небольшую прогулку на речку» вместе с поэтессой Ириной Токмаковой, чтобы разгадать загадку одного деревца. Отгадка будет ключом к теме нашего урока.
2. Чтение стихотворения Ирины Токмаковой «Ива» учеником:
Возле речки, у обрыва
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко ?
Может ей на солнце жарко ?
Может, ветер шаловливый
За косичку дёрнул иву ?
Может, ива хочет пить ?
Может, нам пойти спросить?
(Раздаточный материал)
Понравилось вам стихотворение?
Что показалось вам необычным в этом стихотворении?
Какие слова указывают на то, что ива как живая? Назовите их.
Ещё раз внимательно прочитайте эти слова. Какой они рисуют иву в стихотворении? (Плачущей, как девушка)
3. Слово учителя
Поэтесса И.Токмакова увидела сходство между ивой и плачущей девушкой. Однако увидеть сходство между разными предметами - задача нелёгкая. На нашем уроке мы будем с вами учиться наблюдать у поэтов, писателей, обладающих особым даром замечать то, что не видит обычный человек. Писатели, поэты постоянно используют в своих произведениях слова с переносным значением.
Так в языке появляются особые выразительные средства - тропы (Слайд 3) - слово или оборот речи в переносном смысле, которые могут «оживать, крепнуть, наполняться выразительной силой».
Запишите в словарь.
IV. Освоение нового материала.
Какие бывают тропы, узнаете, выполнив
Задание 1
Откройте учебники на странице 92, выразительно прочитайте лингвистический текст упр. 259.
Какие слова вам не знакомы?
Задание 2
(Слайд 4)
В русском языке много средств образности, выразительности. Значение слова тёплый (взгляд) является перено́сным . Видами переносного употребления являются: метафора, олицетворение, эпитет. (Словарь)
Разъясните их значение с помощью словарной статьи.
(Слайд 5 олицетворение
Слайд 6 метафора
Слайд 7 эпитет)
V. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем - поморгаем
И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем)
VI. Первичное закрепление нового материала.
Задание 1 (Слайд 8)
Запишите предложения и подчеркните в предложенных отрывках средства выразительности - тропы - метафоры, эпитеты, олицетворения.
Какие картины «видятся» вам за этими словами?
1) Слышно было, как уходил ночью из леса мороз . Он стучал клюкой по деревьям всё тише, всё дальше.
2) Давно пронеслась гроза , но на берёзах с листика на листик прыгают озорные дождевые капли . Повисают на кончике, дрожа от страха , и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу.
Задание 2 (Слайд 9)
Отгадайте загадки
Загадка 1. Красная девица Загадка 2. За кудрявый хохолок
Сидит в темнице, Лису из норки поволок.
А коса на улице. На ощупь - очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая.
(Народная загадка) (Е.Благинина)
Какие слова говорят о том, что вы отгадали загадку правильно?
Найдите слова, употреблённые в переносном значении.
На основании каких признаков произошёл перенос значения в первой (очеловечивание ) и во второй ( сравнение) загадках?
Как называется приём «очеловечивания» растения в первой загадке? (Олицетворение).
Почему во второй загадке морковка сравнивается с лисой?
Какие общие признаки у лисы и моркови?
Как называется такой приём сравнения? (Метафора).
В какой загадке описание морковки вам кажется наиболее поэтичным?
Задание 3
Метафоры, эпитеты, олицетворения встречаются не только в загадках. Они встречаются и в художественных произведениях. Послушайте миниатюру Д. Зуева «Мелодия весны».
В каждое время года звучит своя музыка. Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поёт, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а ещё вчера они говорили полным голосом. Солнечный луч заводит музыку весны, а птицы, вода подпевают ей. ( Раздаточный материал ).
Какие звуки весны вы услышали?
Как вы понимаете значение слова мелодия?
В прямом или в переносном значении оно употреблено в названии миниатюры?
Найдите в тексте метафоры, олицетворения, эпитеты.
Эпитеты: «своя музыка» (интонационная выразительность), «разрывчатая», «серебряные», «бьющиеся», «оброненный», «полный», «тихую».
Метафоры : «музыка... времени года», «серебряные шарики, вдребезги разбиваются», «скрипки мороза», «говорили полным голосом».
Олицетворения: « снег померк», «поёт капель», «скрипки говорили», «заливаются сосульки», «солнечный луч заводит музыку».
VII. Самопроверка знаний.
1. Реши тест
I. Определи, в каком ряду находится метафора . Слайд 10
1. Нос корабля, крыло самолёта.
2. Сладкие воспоминания, солнечное настроение.
3. Ветер воет, мороз лечит.
II. Выбери, в каком ряду находится олицетворение. Слайд 11
1. Изумрудные глаза, золотые руки.
2. Гора подарков, куча желаний.
3 . Сердитая зима, дремлет лес.
III. Подумай, в каком ряду находятся эпитеты . Слайд 12
1. Серп луны, река времени.
2 . Жаркий спор, тяжёлое чувство, огненные волосы.
3. Злой ветер, весёлое солнышко.
(1,3,2) ( Раздаточный материал).
2. Оцени свою работу: 3б. - «5», 2б. -«4», 1б. - «3».
VIII. Подведение итогов.
1. Определение степени реализации поставленных задач.
Давайте посмотрим, насколько реализованы задачи урока.
2 Рефлексия.
1. Карточки с заданием
Закончи предложение:
1. Сегодня на уроке я научился …
2. Лучше всех на уроке работал (а) …
3. Я могу похвалить своих одноклассников за …
4. Я могу сказать спасибо (кому?) за (что) …
5. Урок сегодня был …
2. Найдите шарики на партах.
(Слайд 13)
Если у вас всё получилось на уроке, возьмите розовый,
что-то не получилось - голубой,
ничего не получилось - жёлтый.
IХ. Домашнее задание параграф 34, упр. 261. (Слайд 14)
(Слайд 15) Спасибо за работу!