Пушкинский музей изобразительных искусств моранди. Искусствовед мария кристина помогла екатерине даниловой понять язык живописи джорджо моранди

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:


В конце апреля в Пушкинском музее открылась выставка итальянского художника Джорджо Моранди, искусство которого обладает невероятной глубиной. Выставка продлится до 10 сентября.

Спустя более чем 40 лет после выставки работ Джорджо Моранди, проводившейся в ГМИИ им. А.С. Пушкина 1973 году, Музей показывает масштабную ретроспективу творчества Моранди (1890–1964), одного из ведущих художников Италии ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи. Творчество Моранди давно получило мировое признание, а сегодня его произведения в центре внимания международной зрительской аудитории и художников, для которых они не теряют своей актуальности.
Цель выставки – показать масштабность творчества Джорджо Моранди. Отобранные для экспонирования в Москве произведения полностью охватывают творческий путь художника, который прошел две войны и годы фашизма. В экспозиции показано около 70 живописных полотен и акварелей, с достаточной полнотой характеризующих этапы творческого пути мастера – от авангардных метафизических композиций до самых поздних эмоционально взволнованных работ, отличающихся строгостью и образной глубиной. На протяжении всей жизни художник сохранял верность двум жанрам – натюрморту и пейзажу, изображая предметный мир и природу, которые его окружали.

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1941. Холст, масло. Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

Джорджо Моранди. Цветы. 1918. Холст, масло. Частная коллекция


Джорджо Моранди. Натюрморт. 1958. Частная коллекция, Турин


Джорджо Моранди в мастерской. Ок. 1950. Ansa/archivi Fratelli Alinari, Firenze

Моранди почти не выезжал за пределы Болоньи, жил уединенно. Работал очень медленно и сосредоточенно.
Моранди очень ценили и любили режиссеры. В знаменитом кадре из фильма «Ночь» с Марчелло Мастрояни на заднем плане можно увидеть картину Моранди. К сожалению, саму картину не получилось привезти на выставку, но в зале есть похожая из того же периода.

Кадр из фильма "Ночь". На заднем плане картина Моранди.

Произведения (всего 90 экспонатов) скрупулезно отбирались в крупных музейных коллекциях: в Музее Моранди в Болонье – официальной институции, представляющей работы художника, в фондах, в частности в Фонде Маньяни Рокка (Траверсетоло, Парма) и Фонде Роберто Лонги (Флоренция), а также в авторитетных частных коллекциях.
Талант Моранди-гравера получил мировое признание, и впервые за свои гравюры мастер был награжден премией на биеннале в Сан-Паулу в 1953 году. В Москву специально привезли несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национального центра графики (Рим), чтобы у нас была возможность поближе познакомиться с методом работы мастера.
Экспозиция построена в хронологической последовательности и тематически разделена на главные направления: автопортрет, натюрморт, пейзаж и цветы. В некоторых случаях особый акцент сделан на работах, которые сам Моранди называет «вариантами» – это схожие, но всегда отличающиеся друг от друга композиции с изображением одних и тех же предметов.

По материалам пресс-службы ГМИИ им. А.С.Пушкина

Facebook

Twitter

VK

Odnoklassniki

Telegram

Выставки

М. Лошак организовала выставку любимого художника – Моранди

25 апреля – 10 сентября 2017 года Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина) проводит выставку одного из самых известных итальянских художников, писавших на языке современного, метафизического искусства – Джорджо Моранди (1890-1964). Марина Девовна Лошак, директор музея, назвала эту выставку так: “подарок мне самой”.

Моранди изначально намеревался стать скульптором, но затем, под влиянием П. Сезанна, начал писать пейзажи, натюрморты… В его исполнении натюрморт выходит более соответствующим понятию “мёртвая природа” и очень своеобразным – при его создании художник не пользуется живыми цветами, а цветы получают акцент на форму, приобретают вид геометрических фигур.

Кроме Сезанна, Моранди получал вдохновение у Шардена, Вермеера, Каро. В его квартире также висели представитель венецианской школы XVI века Якопо Бассано и мастер болонской школы эпохи позднего барокко Джузеппе Мария Креспи. По воспоминаниям друзей, быт и вкусы Моранди относились к среднему классу и определялись как “старомодный шарм”.

Джорджо Моранди был нелюдим и одинок, всю жизнь прожил с тремя сёстрами и общался в узком кругу. Вместе с тем, по словам организаторов, художник всегда искал что-то новое, и никогда не повторялся в своих поисках. На выставке в ГМИИ представлены натюрморты, пейзажи, скульптуры, офорты, которые позволяют зрителю ощутить различные этапы развития художника. Это первая крупная выставка работ Моранди в Москве с 1974 года.

М.Д. Лошак сказала о том, что она хотела бы видеть на выставке гурманов, способных разобраться в языке тонкой современной живописи. “Нам очень важно, чтобы пришла именно та публика”, – сказала она.

Для людей, которым небезынтересно узнать материалистические моменты, будет любопытно, что знаменитый аукцион Sotheby’s продает картины Дж. Моранди за примерно 30’000 – 1’500’000 Euro, а его офорты стоят 3’000 – 25’000 Euro. Именно за такие суммы ушли с молотка произведения итальянского живописца в 2016 году. В ГМИИ можно видеть 90 экспонатов, в том числе 70 живописных полотен.



ГМИИ им. А. С. Пушкина , италия

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники

Выставка «Джорджо Моранди. 1890–1964» занимает несколько залов Галереи искусства стран Европы и Азии Пушкинского музея. Четыре из них заняты натюрмортами с бутылками. Первый, правда, предварен парой картин с загадочным сюжетом, поскольку в творческой молодости Моранди примыкал к тем, кто утверждал «метафизическую» живопись, но уже тогда он отличался от них тонкостью колорита и чувством стиля. Кроме того, в первом зале есть приятный юношеский автопортрет и какие-то еще незрелые опыты, но дальше пойдут только натюрморты с бледными, словно припудренными предметами: пиалами, ступками, кувшинами, бутылками и бутылками. Можно, например, увидеть рядом три композиции из одних и тех же вещей, только по-разному поставленных и написанных.

Собственно, от выставки Моранди никто разнообразия и не ждет. Можно сказать, что несведущих она даже удивляет, поскольку за натюрмортами пойдет зал с пейзажами, офортами и цветами, а в сознании среднестатистического любителя искусства Моранди – это прежде всего бутылки, вернее простые геометрические формы – конусы. Вытянутые до бутылки, усеченные до чаши. Именно форма, а не другие свойства – цвет или прозрачность – привлекали художника в бутылках. Поскольку он покрывал их гипсом, можно сказать грунтовал, чтобы модели были ближе к самой живописи, ее иллюзорности. Цветы Моранди писал чаще всего засушенными и сухо: мумифицированные розы вместе с вазами тоже приобретали конусообразность. Пейзажи, естественно, таким манипуляциям не подлежали, но в их размеренности и приглушенности есть что-то мемуарное, припудренное, словно написаны они были не с натуры, а всплыли в памяти.

Открывая выставку, директор Пушкинского музея Мария Лошак с некоторым даже вызовом сказала, что Моранди ее любимый художник, его выставку они с сотрудниками музея делали для себя, с большой любовью, прямо «вышивали». Действительно, оформлены залы самым тишайшим образом (Кириллом Ассом и Надеждой Корбут) и специально оштукатуренные серые стены оказались идеальным фоном для чуждых всякой яркости живописи и графики Моранди. Только гравировальные доски художника кажутся на этом фоне вызывающе рыжими.

Опять соперники

Одновременно с выставкой Джорджо Моранди в Пушкинском музее проходит выставка Джорджо де Кирико. Они были ровесниками, в молодости вместе выставлялись, но потом стали соперниками. В Венецианской биеннале 1948 г. участвовали оба, но приз как лучший художник получил Моранди. Де Кирико был возмущен и даже подал на биеннале в суд.

На выставке много текстов на стенах, к ней издан и большой каталог с целым набором разнообразных статей, рассказывающих о Моранди и его связи со старым итальянским искусством. О том, что одна деталь из Джотто или Караваджо становилась для него отдельным сюжетом, темой. Цитаты на стенах и тексты в каталоге помогают понять магию монотонно прекрасной живописи художника, считавшего, что самые обычные предметы хранят свои тайны. Одним из его кумиров был Поль Сезанн, тоже любитель четкой геометрии в живописи. Моранди прожил всю жизнь в своем доме в Болонье с тремя незамужними сестрами-учительницами, не путешествовал, редко и вынужденно занимался общественными делами, был сосредоточен на своем искусстве.

Можно считать, что всемирная его слава началась в 1948 г., когда на Венецианской биеннале ему был вручен приз как лучшему художнику, за этим последовала выставка в Нью-Йорке. Моранди и сегодня востребованный художник, и показы его работ происходят по всему миру. Что не мешает не расположенным к медитации зрителям считать его скучным, хотя признаваться в этом вроде и неприлично. Поклонники Моранди (их высказывания приводит каталог) считают, что «следует упрекнуть в однообразии глаз зрителя», а не художника и что вообще, позор думать, что он «писал бутылки».

Что именно писал Джорджо Моранди для искусства, а не для развлечения публики, сформулировать нелегко, в его картинах мало света и нет воздуха, палитра держится на нюансах, и она в общем-то печальна. Он шел в искусстве своим особым путем, не стремился привлечь внимание зрителей, не шокировал их, не морочил им голову и не обременял размышлениями. Смотреть на его работы покойно и радостно, так что единственная претензия к выставке для тех, кто Моранди любит, что она слишком короткая, всего четыре зала бутылок.

Где: Третьяковская галерея на Крымском валу

Первая выставка великого итальянца в Москве, основателя «метафизического искусства» Джорджо де Кирико. В Третьяковке можно увидеть более ста работ, среди которых не только картины и графика, но и скульптуры, а также театральные костюмы. Их дизайн Кирико разработал специально для балета Сергея Дягилева «Бал». Яркие, запоминающееся образы художника создают ощущение какой-то тайны, будто стоит только вглядеться в картину и откроются загадки мироздания. Именно в работах Де Кирико черпали вдохновение Казимир Малевич и сюрреалисты, включая Сальвадора Дали.

Опыты нечеловеческого гостеприимства

Где: ММОМА на Гоголевском бульваре

В рамках междисциплинарного проекта на стыке выставки, книжной ярмарки, научной конференции и музыкального концерта два здания на Гоголевском бульваре превратились в отель. Как полагается, есть ресепшн, лобби, номера с кроватями и даже технические помещения. Экспонаты, таким образом, становятся гостями отеля. Среди них — отчёт Евгения Антуфьева о поездке в Звенигород в поисках любимого дерева Антона Чехова и работа Алексея Булдакова, в которой компьютерный процессор одновременно добывает биткоины и обогревает помещение, а также другие инсталляции, скульптуры, видеоарт и живопись современных иностранных и российских художников.

Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан

Где: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Удивительные «шедевры из пустыни» всего на месяц приехали в Москву из Узбекистана. Коллекция русского авангарда музея в городе Нукус уступает только коллекции Русского музей в Санкт-Петербурге. Это заслуга бывшего директора местного музея Игоря Савицкого: он начал пополнять коллекцию предметами народного творчества и археологическими артефактами и так увлекся, что переключился сначала на картины художников «туркестанского авангарда», а потом и на работы опальных художников за пределами республики. Савицкий буквально спас полотна Константина Истомина, Роберта Фалька, Любови Поповой и других знаковых фигур XX века, негласно вывозя их из Москвы на поездах как личные вещи. Выставка расположена сразу в двух зданиях музея, но на нее действует единый билет.

Джорджо Моранди. 1890−1964

Где: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. еков


Джорджо Моранди — значительная фигура в живописи ХХ века, предтеча минимализма. Масштабная ретроспектива в Пушкинском позволяет тщательно изучить различные периоды творчества художника. Она для тех, у кого есть время и желание медленно пройтись по залам, четыре из которых заняты знаменитыми монохромными натюрмортами. Кроме них представлены метафизические полотна, пейзажи, портреты и гравюры. Архитектор Кирилл Асс преобразовал залы музея так, что они сами напоминают аскетичные работы Моранди.

До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев.

Где: Еврейский музей и центр толерантности

Вторая часть выставки-блокбастера, посвящённой работам 1918−1930 годов, то есть уже советского периода, когда авангард стал неудобен власти. Полотна, заклейменные формалистcкими, массово отправлялись «в ссылку» в города по всей стране, от Костромы до Омска, от Краснодара до Архангельска, что, собственно, и позволило им сохраниться до наших дней. Более ста картин объединены по стилям и школам, беспредметному и фигуративному направлениям, показывая все разнообразие советского авангарда. Выставка знакомит как с забытыми полотнами мэтров авангарда — Василия Кандинского, Эля Лисицкого, Любови Поповой, Александра Родченко — так и с работами учеников Малевича и малоизвестных художников.

Знаменитый итальянский мастер Джорджо Моранди (1890–1964), прославившийся на весь мир почти монохромными и будто потусторонними натюрмортами и пейзажами, возвращается в Москву почти сорок лет спустя. Его последняя выставка в России проходила здесь же, в ГМИИ им. А. С. Пушкина , в 1973 году, спустя девять лет после смерти художника, возродившего в XX веке былую арт-славу Болоньи.

«Я художник такого типа натюрмортов, которые передают ощущение спокойствия и уединения, настроения, которым я всегда дорожил», - говорил о себе Моранди. Художник умышленно подбирал объекты для своих полотен - прозрачные и полупрозрачные вазы, горшки и бутылки, сосредотачиваясь лишь на композиционном балансе.

Джоржо Моранди в мастерской
около 1950 г.
© Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenze

Вереницы таких картин, конечно, могут быть невероятно скучны - а именно так экспонируют их в его родном городе, в музее его имени. Но кураторы Пушкинского выбрали хронологический формат ретроспективы, а значит, скучно не будет: в ранние годы Моранди активно экспериментировал (в его арсенале того времени разнообразные стили авангардной живописи), а затем занимался и гравюрой.

Всего в Москве показывают более девяноста произведений разных периодов - от живописи и гравюр до фотографий и личных вещей художника из Музея Моранди в Болонье, флорентийского Фонда Роберто Лонги и частных собраний.

«Натюрморт»
1941
Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

«Натюрморт»
1958
Частная коллекция, Турин

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»