Пятничная проповедь: О достоинстве слов "Нет божества, кроме Единого Бога (Аллаха)". Шахада – дверь в Рай

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Хвала Аллаху, Который привел нас к Исламу! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас. Благословение и приветствие лучшему из пророков и посланников, нашему пророку Мухаммаду, его семье и его благочестивым сподвижникам!

Слова «Нет божества, кроме Аллаха» — это слова свидетельства, слова единобожия, слова искренности и очищения веры. Это первый столп Ислама и самая высокая ветвь имана (веры). Данное утверждение — наиболее важное, самое первое и последнее, что возлагается на человека. Ему нужно знать значение этих слов и жить в соответствии с ними. А как же иначе? Ведь они являются самыми важными и необходимыми для каждого верующего.

Смысл этих слов: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Именно поэтому язычники курайшиты, зная значение этих слов, сказали:

أَجَعَل الْآلِهَةَ إِلَٰهًا وَاحِدًا إِنَّ هَٰذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ

(Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это — нечто удивительное! ) (Сод, 5).

Ведь то, что Аллах — Творец и Дающий пропитание, они прекрасно знали. Аллах Всевышний сказал:

وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّن خَلَقَ السَّمَاوَات وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ

(«Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю?» — они непременно скажут: «Аллах» ) (Аз-Зумар).

Человек станет истинным мусульманином только тогда, когда он произнесет эти слова и будет поступать в соответствии с ними, не делая ширк (не придавая сотоварищей Аллаху) и подтверждая единственность Всевышнего, будучи твёрдо убежденным во всём, что заключают в себе эти слова, живя согласно им. Тот, кто поступает согласно значению этих слов, но без убеждённости в сердце — является лицемером. Кто же поступает вопреки им — является неверным язычником, даже если и он произносит эти слова языком.

Слова «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» — великие слова. Это надежная рукоять, слово богобоязненности и искренности. Благодаря им существуют небеса и земля, для их довершения узаконены фард (повеления Аллаха) и сунна (путь Посланника). Того, кто произнёс эти слова и правдиво, искренне, с согласием и любовью поступал в соответствии с ними, Аллах введёт в Рай независимо от того, какими были его дела. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Того, кто засвидетельствует, что нет бога, (достойного поклонения), кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, что Мухаммад — Его раб и Его посланник, что ‘Иса — раб Аллаха, и Его посланник, и Его слово, которое Он послал Марьям (Марии), и дух сотворенный Им, и что рай — истина и ад — истина, Аллах введёт в рай независимо от того, какими были его дела » .

Учёные приводят следующие семь условий свидетельства «Нет божества, (достойного поклонения), кроме Аллаха», без полного воплощения которых оно не считается действительным:

1. Знание.

Верующий должен знать значение этих слов, к каким действиям они обязывают и что отвергают. Человек считается знающим смысл этих слов, если ему ведомо, что Аллах Всевышний является единственным, кому поклоняются. А также он должен знать, что поклонение кому-либо, помимо Аллаха, является ложью и многобожием.

Противоположность знания – неведение. Человек не знает о том, что поклоняться нужно только одному Аллаху и считает дозволенным поклонение другим, помимо Него. Аллах Всевышний сказал:

فَاعْلَم أَنَّهُ لَا إِلَٰه إِلَّا اللَّهُ

(Знай же, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха ) (Мухаммад, 19).

2. Убеждённость.

Это произнесениеверущим слов свидетельства с убеждением, твёрдой уверенностью в сердце, без малейших намёков на сомнение, веруя в истинность того, что он произносит. А также, будучи убежденным в том, что божественной сущностью обладает лишь один Аллах, а божественность всего остального, кроме Него, является ложью; веруя при всем этом в то, что нельзя направлять какой-либо из видов обожествления или поклонения кому-нибудь кроме Аллаха. Но если человек сомневается в своём свидетельстве или же колеблется относительно недействительности поклонения кому-либо, помимо Аллаха, то его свидетельство бесполезно и не принесёт ему никакой пользы. Например, он говорит: «Я убеждён в божественной сущности Аллаха, но не совсем уверен в несостоятельности обожествления других». Аллах Всевышний, хваля верующих, сказал:

وَالَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِمَا أُنزِل إِلَيْك وَمَا أُنزِل مِن قَبْلِك وَبِالْآخِرَةِ هُمْ يُوقِنُونَ

(которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни ) (Бакара, 2).

Также Он похвалил их следующими словами:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِين آمَنُوا بِاللَّه وَرَسُولِهِ ثُم لَمْ يَرْتَابُوا

(Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений ) (Аль-Худжурат, 15).

Муслим в своём «Сахихе» передал со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха! Какой бы раб Аллаха не встретил Аллаха с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдет в Рай! »

Абу Хурайра также передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Кого бы ты не встретил за этой стеной, свидетельствующего, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, будучи убежденным в этом своим сердцем, обрадуй его Раем! »

3. Принятие.

Это значит принятие языком и сердцем всего, к чему обязывают эти слова. А также принятие всего того, что пришло от Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), не отрицая ничего и не возводя напраслину на ясные тексты Корана и Сунны, неправильно толкуя и искажая их смысл.

Противоположность принятия – отвержение. Есть люди, которые понимают смысл этого свидетельства и знают, на что оно указывает, но, тем не менее, отвергают его из-за высокомерия или зависти. Таково положение иудейских и христианских учёных, как сказал об этом Аллах Всевышний:

الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَعْرِفُونَهُ كَمَا يَعْرِفُونَ أَبْنَاءَهُمْ وَإِنَّ فَرِيقًا مِنْهُمْ لَيَكْتُمُونَ الْحَقَّ وَهُمْ يَعْلَمُونَ

(Те, кому Мы даровали Писание, знают его (Мухаммада или Каабу), как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину. ) (Бакара, 146).

Также к отвержению и неприятию относятся противодействие и непризнание постановлений шариата или системы наказаний, основанных на нем. Примером этому может быть возражение против способа наказания вора или прелюбодея, или протест против многожёнства. Всё это есть отвержение и неприятие.

4. Повиновение, исключающее непокорность.

Это повиновение тому, на что указывают слова искренности – свидетельство, что «нет божества, (достойного поклонения), кроме Аллаха». Если принятие — это выражение истинности значения этих слов языком, то повиновение — соответствие дел значению этих слов. В обоих случаях это требует подчинения. Повиновение – это послушание и покорность шариатским нормам, не проверяя их. Аллах Всевышний сказал:

وَأَنِيبُوا إِلَىٰ رَبِّكُمْ وَأَسْلِمُوا لَهُ

(Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему ) (Аз-Зумар, 54).

К повиновению также относится покорность и довольство всем тем, с чем пришёл посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и совершение дел в соответствии с этим, без проверки, без изъяна и добавлений чего-либо от себя. Аллах Всевышний сказал:

فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنْفُسِهِمْ حَرَجًا مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

(Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью. ) (Ан-Ниса, 65).

Если человек знает смысл слов «нет божества, (достойного поклонения), кроме Аллаха», убеждён в их истинности и принимает их, но не повиновался, не подчинился, не покорился и не выполнил того, чего требуют эти слова, то это не принесёт ему никакой пользы.

К неповиновению относится и оставление законов шариата, замена их законами, придуманными людьми.

5. Правдивость.

Это честность по отношению к Аллаху, которая заключается в правдивости своих убеждениях. Человек подтверждает то, что пришло в Книге своего Господа и Сунне Пророка, когда в нём находится это качество, потому что правдивость основа утверждений. К честности относится правдивость в своём призыве и трата всех своих сил в подчинении Аллаху, соблюдение установленных Им границ. Аллах Всевышний сказал:

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وكونوا مع الصَّادِقِينَ

(О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми. ) (Ат-Тауба, 119).

То, что правдивость является условием свидетельства пришло в достоверном хадисе, где Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто скажет: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха», будучи правдивым в своем сердце, войдёт в Рай» .

Противоположность правдивости – ложь. Если человек неправдив в своей вере, то он не считается верующим, а будет считаться лицемером, хотя он и произносит свидетельство языком. Такое положение хуже, чем положение неверующего, который выражает своё неверие открыто. Если человек произносит свидетельство языком, но отрицает вытекающие из него положения, то это свидетельство не поможет ему, а введет в число лицемеров. Аллах Всевышний сказал:

وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَقُولُ آمَنَّا بِاللَّهِ وَبِالْيَوْمِ الْآخِرِ وَمَا هُمْ بِمُؤْمِنِينَ

(Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие ) (Бакара, 8).

Также к делам, противоречащим правдивости, относится то, что человек считает ложью все то, с чем пришёл посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) или часть того, с чем он пришёл. Ведь Аллах Всевышний повелел нам подчиняться Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)и связал это с подчинением Ему. Аллах Всевышний сказал:

أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ

(Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику ! ) (Мухаммад, 33).

6. Искренность.

Это очищение человеком своих деяний с помощью правильного намерения от всех примесей ширка. Это проявляется в совершении всех своих дел и произнесении слов искренне, ради довольства Аллаха. При этом верующий должен добиваться только лишь Его довольства, без примеси показухи, не желая славы или выгоды, не в силу личных интересов и не преследуя удовлетворения явных и скрытых влечений. Аллах Всевышний сказал:

أَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ

(Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху ) (Аз-Зумар, 3).

Он также сказал:

وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ

(А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне ) (Баййина, 5).

Абу Хурайра передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День воскрешения наибольшее право на моё заступничество имеет тот, кто сказал: “Ля иляха илля-Ллах” («Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха»), будучи искренним в сердце своем! » .

В «Сахихах» Бухари и Муслима передаётся хадис от Утбана, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах запретил Ад тому, кто скажет “Ля иляха илля-Ллах” («Нет божества, кроме Аллаха»), желая при этом Лик Аллаха» .

Аллах Всевышний, сводя на нет дела людей совершающих ширк, сказал:

إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ وَمَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا

(Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех) (Ан-Ниса, 48).

7.Любовь.

То есть любовь человека к этим великим словам и к тому, чему они обязывают, любовь к Аллаху и Его Посланнику. Мусульманин ставит эту любовь превыше любви ко всему остальному, соблюдает условия этой любви и выполняет всё необходимое, что вытекает из неё. Он любит Аллаха любовью, смешанной с возвеличиванием и почитанием, со страхом и надеждой. Он любит места, любимые Аллахом, подобно Досточтимой Мекке, Лучезарной Медине или всем мечетям. Любит времена, любимые Аллахом, подобно Рамадану, десяти дням месяца Зуль-Хиджа и другим. Он любит людей, которых любит Аллах: пророков и посланников, ангелов, правдивых верующих, шахидов (мучеников за веру) и праведных мусульман. Любит дела, любимые Аллахом: молитву, чтение Корана, зикр (поминание Аллаха), закят, пост и хадж…

Также любовью к словам свидетельства единобожия является оказание предпочтения всему, что любит Аллах, а не тому, что любимо душе, и к чему она испытывает желание и влечение.

Также любовью к словам свидетельства единобожия является неприязнь к тому, что ненавистно Аллаху. Аллах Всевышний сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا مَنْ يَرْتَدَّ مِنْكُمْ عَنْ دِينِهِ فَسَوْفَ يَأْتِي اللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ أَذِلَّةٍ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ أَعِزَّةٍ عَلَى الْكَافِرِينَ يُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلَا يَخَافُونَ لَوْمَةَ لَائِمٍ

(О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих ) (Аль-Маида, 54).

Он также сказал:

لَا تَجِدُ قَوْمًا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَوْ كَانُوا آبَاءَهُمْ أَوْ أَبْنَاءَهُمْ أَوْ إِخْوَانَهُمْ أَوْ عَشِيرَتَهُمْ

(Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники ) (Аль-Муджадала, 22).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё остальное… » .

Противоположность любви — неприязнь к словам свидетельства единобожия и к тому, что из них вытекает и к чему они обязывают, любовь к кому-либо или чему-либо, помимо Аллаха.

Аллах Всевышний сказал:

ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ كَرِهُوا مَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأَحْبَطَ أَعْمَالَهُمْ

(Это потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния! ) (Мухаммад, 9).

Он также сказал:

وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَتَّخِذُ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَنْدَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِلَّهِ وَلَوْ يَرَى الَّذِينَ ظَلَمُوا إِذْ يَرَوْنَ الْعَذَابَ أَنَّ الْقُوَّةَ لِلَّهِ جَمِيعًا وَأَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعَذَابِ

(Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники, узрев мучения, увидели, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения ) (Аль-Бакара, 165).

Те, чьё положение Аллах описал в этом аяте, любят Аллаха, но вместе с этим они любят других такой же любовью. Их Аллах назвал творящими зульм (беззаконие). Под словом «зульм» здесь подразумевается ширк (многобожие), на что указывает следующий за этим аят, в котором Аллах Всевышний говорит:

وَمَا هُم بِخَارِجِينَ مِنَ النَّارِ

(Они никогда не выйдут из Огня ) (Аль-Бакара, 167).

Также к делам, противоречащим любви, относятся ненависть к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), вражда к верующим и дружба с врагами Аллаха: иудеями, христианами, язычниками и другими неверующими.

К тому, что вредит совершенству этой любви, относятся грехи и ослушания.

О Аллах, очисти наши сердца от ширка и лицемерия, сделай наши дела правильными, искренними ради Твоего Лика! О Аллах, сделай слова единобожия «Ля иляха илля-Ллах» («Нет божества, (достойного поклонения), кроме Аллаха») нашими последними словами! Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависть и зависть к тем, кто уверовал! Благословение и приветствие Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”
Переведено сайтом «Почему Ислам?»

Четыре стороны веры в предопределениеВ вопросе предопределения есть четыре стороны, в которые мусульманин должен верить:

1. Мусульманин должен верить, что Аллах Субханаху ва Тага- ля знает,
что будет происходить до Судного Дня. Аллах Субханаху ва Тагаля до того,
как создал Вселенную, знал все, что будет до Судного Дня.
Аллах
Субханаху ва Тагаля знает, что было, что есть, что будет и чего не
было, и как оно могло быть. Аллах Субханаху ва Тагаля знает все.

2. Аллах Субханаху ва Тагаля до создания всего написал в Хранимой
Скрижали (Альлявх аль-Махфуз) все, что будет происходить до Судного Дня.

Пророк Мухаммад сказал: «Когда Аллах создал перо, сказал ему:
пиши все, что будет до Судного Дня». Все, что будет происходить до
Судного Дня, уже написано в Хранимой Скрижали.
3. Мусульманин
должен верить, что Аллах Субханаху ва Тагаля может сделать все, что Он
пожелает, и все, что происходит в этой Вселенной, на Земле и на небесах,
происходит только по велению Аллаха. Нет ничего, что бы произошло без
веления Аллаха, без Его ведома и разрешения.
(107). Вечно
пребывая там, - пока длятся небеса и земля, если только не пожелает твой
Господь, - ведь твой Господь - исполнитель того, что Он желает!
(11:107)
4. Мусульманин должен верить, что Аллах Субханаху ва
Тагаля создал все: Вселенную, человека и его поступки. Поступки человека
созданы Аллахом.
(62). Аллах - творец всякой вещи, Он - поручитель за всякую вещь. (39:62)
(96). А Аллах создал вас и то, что вы делаете. (37:96)

(2). У которого власть над небесами и землей, и не брал Он Себе
ребенка, и не было у Него сотоварища во власти. Он создал всякую вещь и
размерил ее мерой. (25:2)
Аллах создал всякую вещь, в том числе поступки человека.

Возникает вопрос: Аллах изначально все знал и Аллах написал все, значит
ли это, что я не могу поступить против того, что написано? Получается,
что я не могу делать то, что не написано Аллахом. Если не могу, значит,
получается, что Аллах якобы заставляет нас поступать в соответствии с
тем, что Он написал. В итоге, я не свободен в своих поступках. Как
ответить на это мнение?
Представьте преподавателя, который
несколько лет ведет уроки у какого-то класса, и он знает, кто в этом
классе отличник, а кто двоечник. Учитель составил контрольную работу, и
перед тем, как учащиеся получили задание, отметил у себя, что такой-то
ученик получит пятерку, а такой-то двойку и т.д. Когда учитель очень
хорошо знает своих учеников, он может предварительно поставить оценки.
Но никто из школьников не может обвинить учителя: из-за того, что вы у
себя в журнале расписали оценки, я плохо решил задачи и получил двойку. А
отличник так не скажет. Такое предварительное оценивание в журнале,
оправдавшееся результатами контрольной работы (хотя учитель в некоторой
степени может ошибиться) ни в коем случае не говорит, что учитель
заставил кого-то написать хорошо, без единой ошибки, а кого-то наделать
по десять ошибок в каждом задании.
То же самое, Аллах Субханаху
ва Тагаля, Который Совершенен в Своем знании, знал все, что случится до
Судного Дня, и написал все в Хранимой Скрижали.
Приведем другой
пример: я когда-то смотрел какой-то фильм, а потом повторно начал его
смотреть с вами. Если, по ходу фильма, я начну говорить: «Сейчас герой
сделает так-то, а потом пойдет туда-то и скажет то-то и т.д.», и все,
действительно, так и случится, ни один из вас не скажет: «Ты заставил
героев так играть!» Из-за того, что я видел этот фильм и заранее знаю
все, вплоть до самого конца, вы не скажете, что я принуждаю актеров
что-то делать.
Аллах Субханаху ва Тагаля знает все в
совершенстве, знает склонности каждого человека. Много примеров,
подтверждающих то, что если Аллах Субханаху ва Тагаля написал, это не
значит, что Он заставил Своих рабов сделать что-то.
Представим,
что ко мне в гости пришли друзья, и я знаю, что один из них ненавидит
баклажаны, а другой любит их. Я могу поставить баклажаны и сказать вам:
вот этот никогда не возьмет баклажан, а тот будет есть их с большим
аппетитом. Вы мне не скажете, что я заставил их обоих так поступать,
ведь я сделал правильный прогноз, потому что знаю их обоих.
Это ответ тем, которые говорят: «Если Аллах знал и написал, значит, Он нас заставил».
Можно ли изменить написанное?

Однажды Умар ибн Хаттаб проходил мимо одного человека и услышал его
странное дуа: «О, Аллах, если ты записал меня среди несчастных, то сотри
это и запиши меня среди счастливых!» Умар ибн Хаттаб с удивлением
спрашивает: «Ты что говоришь?! Разве Аллах стирает то, что Он написал?»
Тот человек отвечает: «О, Умар, а разве ты не читал следующий аят в
Коране?
«И стирает Аллах, что Он желает, и утверждает; у Него - мать книги». (13:39)
Тогда Умар ибн Хаттаб сказал: «О, Умар, все люди знают, только ты ничего не знаешь!»

Однажды пророк Мухаммад сказал: «Наше дуа к Аллаху борется с
предопределением между небом и землей». В другом хадисе Мухаммад, (да
благословит его Аллах и приветствует), сообщил: «И ничто не может
отвратить предопределение, кроме дуа».
Невозможно даже
представить такую ситуацию, что Аллах Суб-ханаху ва Тагаля написал в
Хранимой Скрижали все, что будет до Судного Дня, и заставляет нас это
выполнять. Тогда почему Аллах Субха-наху ва Тагаля разрешает нам просить
у Него? Он сказал бы: «Вы что?! Бесполезно у Меня просить, все уже
давно написано».
Мухаммад,(да благословит его Аллах и
приветствует), говорит, что дуа и предопределение дерутся между собой
между небом и землей.
В конечном итоге, события будут
происходить по велению Аллаха, потому что, кто примет мое дуа? Аллах
может принять дуа и может его не принять. Если Аллах Субханаху ва Тагаля
дает нам возможность просить, значит, Он велит нам желать и просить у
Него. Представьте, я подошел к какому-то царю, который решил меня
казнить. Как я могу просить у него построить мне замок, если я тут же
умру? Он не дает мне выбора, значит, он заставляет меня. Но когда Аллах
дает мне выбор (Проси что хочешь!), значит, Аллах Субханаху ва Тагаля
дает мне право выбора (хотя, в конечном итоге, принятие моей просьбы
остается за Аллахом).
Еще нужно сказать, что мы не знаем, в
какой форме написана наша судьба. С точки зрения одного ученого, это
может выглядеть так: у этого человека возникнет проблема, если он не
спросит у Нас защиту от нее, а этот человек потерпит убыток в торговле,
если не попросит Нас о помощи и так далее.
Следующий ответ тем
людям, которые считают, что если Аллах Субханаху ва Тагаля написал все в
Хранимой Скрижали, значит, он нас заставляет, в том, что Аллах
Субханаху ва Тагаля скрыл от нас то, что Он написал. Почему это важно?
Если бы Аллах Субханаху ва Тагаля написал и каждому из нас сообщил, что
«Я тебе предопределил это, это и это», то я сидел бы сложа руки. Но
Аллах Субханаху ва Тагаля написал, и никому об этом не сказал. Поэтому,
однажды, когда во время Умара ибн Хаттаба один человек украл и его
привезли для наказания, Умар ибн Хаттаб спросил его, почему этот человек
украл. Ответ был следующий: «Потому что Аллах так предписал мне». Умар
ибн Хаттаб сказал: «Тогда я тебя накажу за два греха, а не за один. За
первый грех - воровство, и за то, что ты говоришь так, словно ты знаешь
скрытое.
До того, как ты украл, кто тебе сказал, что Аллах тебе
это предписал? Ты заявляешь о том, что знаешь то, что Аллах написал. Это
второй грех».
Поэтому, если Аллах Субханаху ва Тагаля не
сообщает нам о том, о чем Он написал в Хранимой Скрижали, значит, Аллах
не заставляет нас что-то делать. Об этом говорится в Коране:

(148). Скажут те, которые придают Ему сотоварищей: «Если бы Аллах
пожелал, ни мы бы не придавали сотоварищей, ни отцы наши, и не запрещали
бы ничего». Так лгали и те, которые были до них, пока не вкусили Нашей
мощи. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание? Покажите его нам. Вы
следуете только за предположениями, вы только измышляете ложь!» (6:148)

Аллах Субханаху ва Тагаля задает такой вопрос: а кто вам сказал, что
Аллах предначертал вам придавать Ему сотоварищей? У вас есть такое
знание? Откуда вы взяли, что Аллах предписал вам быть идолопоклонниками?

Если Аллах знал, что будет до Судного Дня, то это от Своего
знания, в котором Аллах не ошибается. Но Аллах Субханаху ва Тагаля ни в
коем случае не заставляет нас как-то поступать.
Аллах Субханаху
ва Тагаля делает то, что Он желает, и все, что происходит, происходит по
велению Аллаха, Аллах создал человека и его поступки.
Кто-то
скажет: если мои поступки созданы Аллахом, значит, я не сам совершаю их?
Давайте объясним, что значит «Аллах создал человека и его поступки».
Все, происходящее вокруг нас, делится на 2 группы:

1. Те события или явления, которые происходят по строго установленному
закону Аллаха, и в которых человек не играет решающей роли. Допустим,
рождение, смерть, старость, молодость, богатство, бедность, здоровье,
болезнь, принадлежность определенной нации. Если бы от человека зависела
смерть, ни один человек не умер бы, потому что никто не желает умереть.
В этих вещах человек не имеет никакого выбора, они происходят только по
велению Аллаха. И, однозначно, это все создано Аллахом, человек здесь
ни при чем. И поэтому в этих вещах человек не отвечает, в Судный День
Аллах Субханаху ва Тагаля ни одного человека не спросит, почему он
постарел?! Почему ты умер в пять лет, а не в десять лет? Почему родился
арабом, а не татарином?
Аллах Субханаху ва Тагаля об этих вещах
нас не спросит, потому что все это происходит только по воле Аллаха, и в
них человек не играет решающей роли.
2. События или действия, в которых у человека есть выбор.

Допустим, есть, пить, сказать хорошее или плохое слово, куда идти и так
далее. Эти вещи происходят по желанию человека. Эту группу действий,
как и предыдущую, Аллах создал. Но как нам это понять? А так: Аллах
Субханаху ва Тагаля в этих вещах создал то, без чего человек не может
эти вещи совершать. Допустим, я пишу письмо. А кто создал мою руку?
Аллах. Кто создал ручку? Аллах. Кто создал многие другие условия, при
которых я могу писать? Аллах. И в конечном итоге получается, что мой
поступок создан Аллахом, потому что Аллах создал условия, с помощью
которых я могу совершить этот поступок. Но, в отличие от первой группы
поступков, в этих делах человек имеет долю выбора: Аллах Субханаху ва
Тагаля создал тебе руку, ручку, бумагу, но ты сам выбрал, писать тебе
или нет, хорошее слово писать или плохое. Аллах создал твое действие,
потому что без условий, созданных Аллахом, ты никогда бы ничего не
написал. Аллах Субханаху ва Тагаля создал твой язык, без которого ты не
можешь говорить, но ты говоришь хорошее или плохое слово по своему
желанию. Поэтому мы говорим: твой разговор создан Аллахом, потому что
Аллах создал условия для разговора, но ты выбрал, что именно ты будешь
говорить.
В этих поступках человек имеет выбор и будет отвечать
перед Аллахом за свой выбор. К этой же группе вещей относится: быть
верующим или безбожником, мусульманином или нет. Значит, Аллах Субханаху
ва Тагаля создал все необходимое для того, чтобы ты стал верующим, и,
поскольку основное создано Им, значит, твой поступок создан Аллахом, но
ты сам делал выбор, и в Судный День ты будешь отвечать за свой выбор.

(286). Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее. Ей -
то, что она приобрела, и против нее - то, что она приобрела для себя.
«Господи наш! Не взыщи с нас, если мы забыли или прегрешили. Господи
наш! Не возлагай на нас тяготу, как Ты возложил на тех, кто был раньше
нас. Господи наш! Не возлагай также на нас то, что нам невмочь. Избавь
нас, прости нам, и помилуй нас! Ты - наш Владыка, помоги же нам против
народа неверного!» (2:286)
В конечном итоге, Аллах - Создатель
наших поступков, потому что Он создал условия, с помощью которых мы
можем их совершить, но в Судный День мы будем отвечать за то, какой
выбор мы сделали. Поэтому Аллах Субханаху ва Тагаля подчеркнул наличие
своего желания и выбора в следующем аяте:
(29). И скажи: «Истина
- от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не
верует». Мы приготовили несправедливым огонь, навес которого окружит их;
а если они воззовут о помощи, им помогут водой, подобной расплавленному
металлу, которая опаляет лица. Скверно питье, и плохо убежище! (18:29)

Здесь Аллах Субханаху ва Тагаля дает ясно понять, что у нас есть право
на желание и что мы можем сделать выбор по своему желанию. Аллах
Субханаху ва Тагаля показал нам истину, Он сделал все, что нужно для
того, чтобы ее можно было распознать. И отсюда, Аллах Субханаху ва
Тагаля является создателем нашего выбора истины.
Поэтому, когда
кто-то говорит, что человек создал машину, это неправильно: человек
изобрел машину, потому что для того, чтобы получить машину, тебе
потребовалось железо, оборудование и многое другое. Разве я создал
железо и стекло? Поэтому Аллах создал машину, а я ее изобрел или
приобрел. Аллах Субханаху ва Тагаля создал условия, с помощью которых я
могу приобрести/изобрести машину. И Аллах создал человеку все
возможности, чтобы он мог приобрести веру или неверие, а затем человек
сделал выбор. И хотя ты выбрал веру, Аллах создал твой поступок. Поэтому
Аллах Субханаху ва Тага-ля в суре «Пещера» говорит: «...кто хочет,
пусть верует, а кто хочет, пусть не верует». Это уже ваш выбор.
Аллах Субханаху ва Тагаля в суре «Йунус» говорит:

(99). А если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на
земле, целиком. Разве ж ты вынудишь людей к тому, что они станут
верующими? (10:99)
Аллах Субханаху ва Тагаля подчеркивает: если
бы пожелал Аллах, он сделал бы всех верующими, но Аллах не принуждает
людей уверовать. И в Судный День Аллах будет спрашивать с нас по Своей
справедливости. А за те вещи, которые не в наших силах, Аллах Субханаху
ва Тагаля не будет с нас спрашивать, и в этом справедливость Аллаха.
В суре «Скручивание» Аллах говорит:
(27). Это ведь только увещевание мирам, -
(28). тем из вас, кто желает быть прямым.
(29). Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Владыка миров. (81:27-29)

Если бы Аллах захотел, чтобы мы были неверующими, то мы не могли бы
пожелать прямой путь. Мы можем поступить только, если на то будет
желание Аллаха, а Аллах по Своему желанию решил, чтобы мы имели право на
свое желание и на свой выбор.
Некоторые люди поверхностно
понимают аяты Корана, делая из них вывод, что Аллах заставляет нас быть
неверующими. И для того, чтобы правильно понять эти аяты, мы должны,
прежде всего, правильно понять следующий аят:
(5). Но тот, кто давал (милостыню) и страшился,
(6). и считал истиной прекраснейшее, -
(7). тому Мы облегчим к легчайшему (к хорошей дороге).
(8). А кто скупился и обогащался (не давал милостыню),
(9). и считал ложью прекраснейшее (веру), -
(10). тому Мы облегчим к тягчайшему. (92:5-10)

Какой смысл слов Аллаха Субханаху ва Тагаля? У того, у кого появилось
желание придерживаться истинной веры, Аллах ему облегчит это, Аллах
направил его к тому пути, к которому этот человек проявил изначальное
желание, человеку, который давал милостыню и принял истину, Аллах ему
облегчил дорогу к этой выбранной им истине.
А тот, который изначально предпочел непрямой путь, того я направлю в ту сторону, которую он сам изначально выбрал.
Этим аятом можно прояснить смысл других аятов Корана, например:

(15). О, обладатели Писания! К вам пришел Наш посланник, чтобы
разъяснить многое из того, что вы скрываете в Писании, и проходя мимо
многого. Пришел к вам от Аллаха свет и ясное Писание;
(16). Им
Аллах ведет тех, кто последовал за Его благоволением, по путям мира и
выводит их из мрака к свету с Своего дозволения и ведет их к прямому
пути. (5:15-16)
В аяте говорится о том, что людям, которые проявили изначальное желание встать на прямой путь, Аллах облегчит это.

В другом аяте мы видим общую мысль о том, что люди изначально выбирают
путь (по своему желанию), а Аллах им облегчает следование ему:
(17). А тем, которые пошли по прямому пути, Он усилил прямоту и даровал им богобоязненность. (47:17)
И наоборот:

(57). Кто же несправедливее, чем тот, кому напомнили знамения его
Господа, и он отвратился от них и забыл то, что уготовали раньше его
руки. Мы ведь положили на сердца их покровы, чтобы они не поняли его, а в
уши их - глухоту. И если ты их призовешь к прямому пути, то тогда они
никогда не найдут дороги. (18:57)
Почему Аллах наложил на сердца
неверующих покровы? Потому что прежде они проявили свое неверие. Если
ты хочешь неверие - получай! Как видно из аятов, Аллах Субханаху ва
Тагаля не заставляет человека, а человек сам выбирает путь.

Подведя итог, вера в предопределение - значит верить в то, что Аллах
знает обо всем том, что будет до Судного Дня, о том, что есть и будет, и
о том, чего не было, и если бы оно было, то как бы оно было. Аллах
написал в Хранимой Скрижали свои знания, и это не заставляет нас жить по
написанному, а это говорит о знании Аллахом всего наперед.

Аллах Субханаху ва Тагаля может сделать все, что Он желает. Все, что
происходит на этой Вселенной, происходит только по желанию Аллаха.

И Аллах Субханаху ва Тагаля создал человека и его поступки. Все это не
говорит о том, что Аллах Субханаху ва Тагаля заставляет нас делать
что-то против своего желания, а говорит о том, что Аллах создает все
условия для каждого нашего действия.

В исламе один из пяти столпов религии вера в то, что нет Бога кроме Аллаха и Муххамед пророк его. Источник: Религиозный словарь … Религиозные термины

У этого термина существуют и другие значения, см. Ислам (значения) … Википедия

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

- [араб., буквально покорность, предание себя (воле божьей)], одна из наиболее распространённых религий мира. Её последователи мусульмане составляют большую часть (от 80 до 98%) населения Мавритании, Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Египта … Большая советская энциклопедия

Флаг Исламской Республики Афганистан Афганистан … Википедия

Религиозное обращение отождествление себя с какой либо религией, либо с рождения в силу существующих обычаев, либо в результате перехода из иной веры, либо в результате сознательного решения. Подразумевает безоговорочное принятие системы… … Википедия

Флаг Афганистана. Отношение сторон 7:10 Образцом для нынешнего флага Афганистана послужил флаг 1930 1973 годов. Государственные органы власти используют флаг с чёрным гербом посередине, но наряду с ним есть флаги с гербом белого и жёлтого цветов … Википедия

А; м. [араб. islām покорность]. Одна из наиболее распространённых религий мира, последователями которой являются мусульмане; мусульманство. * * * ислам (араб., буквально покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Мусульманское право. Первый и второй уровни , Аляутдинов Шамиль Рифатович. 496 стр. Данный учебник по мусульманскому праву является одним из первых официальных учебников, подготовленных для российских религиозных учебных заведений и школ-медресе. В настоящем учебном…
  • Мир Ислама. Журнал. Выпуск № 1 (4)/2010 , . Pax Islamica на латыни означает "исламский мир" . По аналогии с Pax Romana, которым историки описывали политическое и культурное пространство Римской империи, этот термин первоначально…

Шахада – это самый первый и самый важный столп Ислама. Шахада состоит из двух частей: свидетельство об Аллахе и свидетельство о пророке Мухаммаде ﷺ.

Шахада – формула единобожия, которая вводит человека в Ислам. Не становится человек мусульманином до тех пор, пока не прочитает шахаду вслух. Читать шахаду необходимо с пониманием её смысла. Учёные едины во мнении, что если прочитать шахаду, не зная хотя бы общий её смысл, это не вводит в Ислам.

Первая часть шахады – لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله «Ля иляха илля Ллах»

Свидетельство об Аллахе - «Ля иляха илля Ллах»

Слова لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله «Ля иляха илля Ллах» означают: нет ничего и никого достойного поклонения, кроме Единого Бога (Аллаха).

«Ля иляха илля Ллах» – это нафью валь исбат то есть отрицание и утверждение. Отрицание любых божеств кроме Единого Бога (Аллаха) и утверждение, что Бог Един и нет сотоварища Ему. Всевышний в Коране говорит:

وَإِلَٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ لَّا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الرَّحْمَٰنُ الرَّحِيمُ

"Ваш Бог самый достойный для поклонения Ему. Бог Единственный, нет Ему сотоварища ни в сущности (зат), ни в качествах (сифат). Нет божества, кроме Него, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том" (сура «аль-Бакара», аят 163).

Вторая часть шахады – مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ «Мухаммадар-расулюл-Аллах »

Свидетельство о Пророке Мухаммаде ﷺ – «Мухаммада Расулюллах»

Смысл свидетельства в том, что Мухаммад ﷺ – посланник Аллаха. Признавая это, мы свидетельствуем, что принимаем для себя необходимость следования его велениям, верим во всё то, что он рассказал, и готовы оставить всё то, что он запретил.

Для того чтоб это свидетельство было действительным, нужно без сомнений уверовать, что Мухаммад ﷺ является рабом и посланником Аллаха, посланным к людям и джинам, что он печать пророков и посланников. Что он самый приближённый раб Аллаха.

Всевышний в Коране говорит:

قُلْ يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكُمْ جَمِيعاً

«Ты скажи Мухаммад: "О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам"» (сура «аль-Араф», аят 158).

Также Аллах говорит:

مَّا كَانَ مُحَمَّدٌ أَبَا أَحَدٍ مِّن رِّجَالِكُمْ وَلَٰكِن رَّسُولَ اللَّهِ وَخَاتَمَ النَّبِيِّينَ ۗ وَكَانَ اللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًا

"Мухаммад - не отец кого-либо из ваших мужей, а посланник Аллаха и печать пророков (или последний из пророков). Аллах знает о всякой вещи" (сура «аль-Ахзаб», аят 40).

Чтение шахады понимающего ее смысл - засчитывается, а наилучшая шахада – та, которую произнесли с соблюдением следующих условий:

  • Знание смысла шахады. Всевышний в Коране говорит:

فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ

«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (сура «Мухаммад», аят 19).

  • Чтение шахады вслух. Шахаду читать вслух обязательно, чтобы окружающие знали, что этот человек является мусульманином, и применяли в отношении него решения Шариата.
  • Чтение шахады с полной убеждённостью и искренностью. Абу Хурайра сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

أشهد أن لا إله إلا الله و أني رسول الله لا يلقى الله بهما عبداً غير شاك فيهما إلا دخل الجنة

«Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха. Если раб встретит Аллаха (умрёт), имея эти два свидетельства и не сомневаясь в их истинности, то он войдёт в Рай» .

В достоверных сборниках передаётся от Утбана ибн Малика, что Пророк ﷺ сказал:

إن الله حرَّم على النار من قال لا إله إلا الله يبتغي بذلك وجه الله

«Для огня ада Аллах сделает запретным того, кто искренне ради Аллаха произнесёт «Ля иляха илля Ллах» .

  • Чтение шахады с любовью к Аллаху и Его Пророку ﷺ. Любовь и возвеличивание Всевышнего.
  • Любая форма издевательства, подшучивания, высмеивания, скепсиса по отношению к Аллаху и Его Посланнику и любая другая форма отказа от любви и возвеличивания Аллаха и Его Посланника выводит человека из Ислама.

Всевышний в Коране говорит:

قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ

«Скажи: Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «аль-Имран», аят 31).

Анас передаёт, что Пророк ﷺ сказал:

ثلاث من كن فيه وجد بهن حلاوة الإيمان : أن يكون الله ورسوله أحب إليه مما سواهما

«Лишь тот ощутит сладость веры, кто отличается тремя качествами: любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё остальное…».

  • Принятие решения следовать велениям Аллаха и оставление запретов.
  • Принятие решения следовать Сунне и отдавать предпочтение в первую очередь словам Пророка ﷺ, чем словам других людей.

Важность шахады

Шахада – основа религии, посредством её человек становится мусульманином. Приход в религию – самое достойное деяние, которое смывает грехи и которое является причиной попадания мусульманина в Рай и спасения от ада. Если на одну чашу весов положить семь небес и земель, а на другую – «Ля иляха илля Ллах, Мухаммада расулю ллах» , то последняя перевесит. Кто с верой произнесёт свидетельство и проживёт жизнь согласно шахаде, то он будет в Раю, инша Аллах, по милости Аллаха. Желательно, как можно чаще произносить шахаду.

Как принять Ислам?

Чтобы принять Ислам, нет необходимости идти в мечеть или же совершать омовение, купание и пр., нужно лишь уверовать сердцем и искренне прочитать шахаду:

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله ُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ

«Ашхаду алля иляха илля Аллах, ва ашхаду анна Мухаммадар-расулюл-Аллах»

Смысл: «Свидетельствую (верю сердцем и подверждаю языком), что нет бога, кроме Аллаха (Единого Бога), и свидетельствую (верю сердцем и подверждаю языком), что Мухаммад - посланник Аллаха (Единого Бога)»

Слово «ашхаду» означает «я свидетельствую» , следовательно, шахаду можно произнести и без слова «ашхаду» , прочитав «ля иляха илля-ллах Мухаммадан расулюллах» . Но желательно произнести слово «ашхаду» .

После искреннего произнесения этих слов человек становится мусульманином, и жизнь начинается с чистого листа, все предыдущие грехи смываются. Сообщается от Амру ибн Аса (да будет доволен им Аллах): «Однажды я пришёл к Пророку ﷺ и сказал:

وعن عمرو بن العاص قال أتيت النبي صلى الله عليه وسلم فقلت ابسط يمينك فلأبايعك فبسط يمينه قال فقبضت يدي فقال ما لك يا عمرو قلت أردت أن أشترط قال تشترط ماذا قلت أن يغفر لي قال أما علمت أن الإسلام يهدم ما كان قبله وأن الهجرة تهدم ما كان قبلها وأن الحج يهدم ما كان قبله " ؟

"Дай мне свою правую руку, чтобы я присягнул тебе!" И он протянул мне свою руку. А я не протянул, и тогда он спросил: "Что с тобой, о Амр?" Я ответил, что хотел бы поставить условие. Пророк ﷺ спросил: "Какое условие ты хотел поставить?" Я ответил: "Чтобы мне простились мои грехи". Тогда он сказал: "Разве тебе неизвестно, что Ислам прощает всё, что было прежде?"» (Муслим).

После принятия Ислама желательно совершить гусл (полное омовение).

Примечание:

Учёные-богословы указывают, что если сказать другие слова со смыслом шахады – этого тоже достаточно, даже если они будут произнесены не на арабском языке. Имам Ардабили в книге «Анвар» пишет: «Считается действительным произнесение слов свидетельства о принятии Ислама на любом языке» .

Формула единобожия «ля иляха илля-ллаху Мухаммадан расулюллах» не только вводит в Ислам, шахады нужно придерживаться всю нашу жизнь, соизмеряя с ней наши жизненные ориентиры и наши убеждения.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»