Реадаптация и реабилитация психически больных. Принципы реабилитации психически больных

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

При третичной психопрофилактике основное значение приобретает социальная реабилитация болъньос.

Важную роль в развитии психопрофилактики играют совершенствование структуры и увеличение числа различных психиатрических, психотерапевтических и психологических учреждений, особенно приближенных к населению (дневных стационаров, ночных профилакториев, психоневрологических и психотерапевтических кабинетов при поликлиниках, кризисных центров, психологической службы по телефону и т.п.), а также совершенствование методов диагностики и лечения больных с начальными, легкими формами психических расстройств.

Реабилитация является системой государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у больного формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества. Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, прежде всего - личностный подход к больному человеку.

В настоящее время принято различать медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию. При психических заболеваниях реабилитация имеет свои особенности, связанные в первую очередь с тем, что при них, как ни при каких других болезнях, происходят серьезные нарушения личности, ее социальных связей и отношений, утрата социальных навыков, в том числе вследствие длительного пребывания в клинике и развивающегося у больных госпитализма. Реабилитация психически больных понимается как их ресоциализация, восстановление или сохранение индивидуальной и общественной ценности, их личного и социального статуса. В качестве приоритетного направления проводимых в последние годы реформ в зарубежной психиатрии, активное внедрение которых готовится и в нашей стране, выбран переход от исключительно медицинской модели помощи к модели биопсихосоциальной.

За рубежом проблема ресоциализации психически больных остро встала в конце 1970-х - начате 1980-х годов, когда под влиянием антипсихиатрического движения огромное число больных были выписаны, а психиатрические стационары закрыты. Выписанные больные, не способные вести самостоятельную жизнь и обеспечивать себя экономически, пополнили ряды бездомных и безработных. Они нуждались не только в психиатрической помощи, но и в социальной защите, финансовой поддержке, тренинге утраченных трудовых и коммуникативных навыков.

При тесном сотрудничестве психиатрических и социальных служб, существующих за счет государственного финансирования, общественных и благотворительных фондов, во многих европейских странах сформировалась разветвленная социореабилитационная система, нацеленная на поэтапную реинтеграцию психически больных в общество. Задачами входящих в нее учреждений являются предоставление психически больным временного места проживания, обучение и привитие им навыков, необходимых в повседневной жизни, улучшение их социальной и трудовой приспособляемости. С этой целью были созданы специальные общежития, гостиницы, в которых больные не только проживают, обеспечиваются психиатрическим наблюдением, но и получают помощь в профессионально-трудовой адаптации. Все большее распространение получает трудоустройство больных в обычных условиях производства, но при сохранении постоянного наблюдения психиатров и социальных работников. К сожалению, эта форма во многом зависит от работодателей.

Реформа организации психиатрической помощи ни в коем случае не обозначает немедленного сокращения коечного фонда психиатрических больниц. Но в будущем это неизбежно. Альтернативой специализированным психиатрическим больницам может быть создание в структуре больших многопрофильных больниц отделений кратковременного пребывания для острых психотических больных. Мировой опыт показывает, что выведение пациентов с психическими расстройствами за стены психиатрических учреждений способствует не только уменьшению случаев госпитализма, но и их социальной адаптации. При этом улучшится качество обследования и лечения. Содержание людей с психическими расстройствами в новых условиях не будет отличаться от других контингентов, уменьшится их социальное отторжение вследствие стигматизации. В связи со специализацией городских многопрофильных больниц представляется возможным расширение сети специализированных психосоматических и соматопсихиатрических отделений.

Главным звеном должна стать амбулаторная служба. По мнению В.СЯстребова, значительная часть ныне стапионируемых больных (до 40%) могла бы обойтись без госпитализации. В последние годы в связи с общим ухудшением- экономической ситуации, закры тием некоторых государственных предприятий и появлением безработицы реабилитация психически больных также стала трудноразрешимой задачей. Пришли в упадок обеспечивавшиеся ранее государством учреждения реабилитационной направленности - лечебно-трудовые мастерские, артели и производства, где могли трудиться инвалиды. Из-за недостаточности материальной базы сворачиваются программы профессионального обучения умственно отсталых во вспомогательных школах и интернатах, закрываются принимавшие их выпускников профессиональные училища.

В создавшихся условиях выявилась необходимость поиска новых путей организации социально-трудовой адаптации психически больных и умственно отсталых. В современных социально-экономических условиях только развитие внестационарной помощи может помочь достижению основной цели - истинной реабилитации больных, их адаптации к сложным жизненным условиям. При этом меняется не только стратегия, но и тактика оказания помощи. Необходим переход от преимущественно медицинской к полипрофессиональной модели - бригадному метод), когда с пациентом одновременно работают специалисты разных направлений. Это - психиатр, психотерапевт, психолог, психиатрическая медицинская сестра, социальный работ ник, активирующий терапевт и др. Только в этом случае имеет место комплексный подход к лечению больного, который учитывает все его проблемы - медицинские, социальные, психологические и др.

События последних лет отчетливо продемонстрировали ценность усилий по реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами или хроническими неврологическими заболеваниями. И сейчас важнейшей задачей психиатрической реабилитации является совершенствование компетентности лиц с психиатрическими расстройствами.

Реабилитация направлена, прежде всего, на максимальное улучшение здоровья, а не на уменьшение проявлений болезни, т.е. на индукцию здоровья, а не просто на устранение симптоматики.

Польза психиатрической реабилитации

Польза психиатрической реабилитации для пользователей выражается в оптимизации поведения в необходимом для них окружении.

Создание терапевтического осознания не является главнейшей целью. Акцент делается больше на факторах реальной жизни, а не на внутрисихических процессах, на развитии способностей больного что-нибудь делать в конкретном окружении. Несмотря на наличие снижения общего, и социального функционирования больного, перед реабилитацией стоит цель помочь ему приспособиться к требованиям конкретного окружения. Психиатрическая реабилитация сосредотачивает внимание на восстановлении способности человека совершать определенные поступки в определенном окружении.

Психиатрическая реабилитация использует любые методы, эффективные в достижении поставленных целей.

Общеизвестная аксиома реабилитации гласит: минимизация проявлений или ликвидация болезни не приводит автоматически к росту функциональных возможностей. Другими словами, важно делать акцент на преодолении, а не на поражении, бороться за существенную адаптацию, а не сдаваться трудностям и печали нетрудоспособности.

Что является приоритетом в такой реабилитации

Центральное место в психиатрической реабилитации занимает повышение трудоспособности лиц с инвалидизирующими психическими расстройствами.

Восстановление трудоспособности является самой сутью реабилитации. Труд является центральным элементом и лежит в основе всех аспектов подхода. Работа, в особенности возможность, надеяться и получить оплачиваемую должность – это большая движущая и мобилизующая сила в жизни каждого человека. Адекватное трудоустройство бывшего пациента, сохранившего способность работать, является существенной частью процесса выздоровления.

Существенной составной частью процесса реабилитации является надежда .

Реабилитация ориентирована на будущее, и ее сегодняшние задачи основываются на воскресшей надежде и вере в будущее. Атмосфера учреждения психической реабилитации должна быть проникнута надеждой на будущее. Надежда на успехи пациента, какой бы ни была статистическая вероятность улучшения, является важным компонентом любого реабилитационного вмешательства. И, наоборот, отсутствие веры в улучшение делает исход психической реабилитации сомнительным.

Продуманное повышение зависимости пациента может привести, в конечном счете, к увеличению степени независимого его функционирования.

Традиционными местами проведения реабилитационных вмешательств являются специальные учреждения, где пациенты живут, обучаются, получают профессиональную помощь. Хотя следует признать опасность появления излишней зависимости, идеология психиатрической реабилитации выделяет разные виды зависимости. Зависимость от некоторых сотрудников и учреждений психиатрической службы становится естественным первым шагом реабилитации, и сама по себе не деструктивна.

Желательным является активное включение пользователей в процесс их реабилитации.

Вовлечение пациентов в процесс реабилитации – это их активное участие в нем (например, изложение их ценностей, жизненного опыта, чувств, мыслей и целей) на всех этапах реабилитации. В научной литературе часто отмечаются различия между пользователями в отношении целей и оценок реабилитации. Исследования также подтверждают, что оказание помощи и обучение затруднены при отсутствии вовлечения клиента или обучаемого в сам процесс. Психиатрическая реабилитация включает, наряду с взглядами специалистов, взгляды пациентов на фазы оценки и вмешательства.

Участие пользователей может также включать их вовлечение в планирование и оказание услуг другим пациентам.

Два основных типа вмешательств – это выработка умений и навыков больного и организация поддержки со стороны окружения.

Вмешательства по совершенствованию качеств индивида или его окружения – это проверенные временем два центральных элемента реабилитации – как физической, так и психиатрической. Изменение качеств пациента обычно включает обучение его определенным навыкам и умениям, необходимым для более эффективного функционирования в привычном для него окружении. Меры по совершенствованию окружения обычно предусматривают такие изменения, чтобы человек мог реализовать свои нужды и навыки.

Продолжительное медикаментозное лечение часто является необходимым, но редко оказывается достаточным компонентом реабилитационного вмешательства.

В течение нескольких последних десятилетий фармакологические препараты получал почти каждый больной, нуждавшийся в продолжительном лечении психических расстройств. Многие пользователи не нуждаются в нейролептиках либо потому, что и с лечением и без него они функционируют одинаково, либо потому, что активные реабилитационные программы снижают необходимость в медикаментах.

Медикаментозная терапия может рассматриваться как часто необходимый, но редко достаточный элемент реабилитации. С точки зрения реабилитации, лекарственная терапия является полезным вмешательством, но процесс восстановления редко может этим ограничится.

Лекарства не содействуют развитию умений, силы, а так же поддержке окружения, необходимых для того, чтобы жить, учиться, общаться и работать в обществе. Эффект психофармакологического лечения на поведенческие симптомы можно рассматривать как подготовку пациента к реабилитации. Реабилитационное вмешательство можно представить как способствующее отмене психотропных препаратов. То есть после того как лекарства подготовили пациента к реабилитации, успешное реабилитационное вмешательство может способствовать сокращению медикаментозного лечения.

По своей сути процесс психиатрической реабилитации призван помочь лицам с психическими расстройствами определить жизненные цели, уяснить, что они должны сделать, чтобы достичь этих целей, планировать свои действия и затем развивать необходимые для достижения целей навыки и ресурсы. Каждый специалист и каждая программа психиатрической реабилитации вовлекают пользователей в некоторые или во все эти процессы. В условиях клуба или больницы, дневного стационара или поддерживаемого трудоустройства, жилого микрорайона или учебного заведения применение технологии всегда будет способствовать прессу психиатрической реабилитации и поможет оценить ее влияние на пользователя.

Реабилитация в психиатрии

Трудотерапия пациентов , прикованных к постели (Otis Historical Archives Nat"l Museum of Health & Medicine )

Реабилитация – комплекс мер, направленных на полное или частичное восстановление личности больного человека, его социального и трудового статуса. В отличие от лечения, нацеленного на устранение, редукцию проявлений болезни, реабилитация направлена на усиление, укрепление, рост здоровых сторон личности пациента, компенсацию потерянных во время болезни функций психики за счет ее сохранной части. О реабилитации говорят как о «воздействии, которое пытается обнаружить и развить возможности больных - в отличие от лечения, которое напрямую адресуется к несостоятельности пациентов» (Martin (1959). Таким образом, реабилитация замечательно дополняет и завершает медикаментозное и психотерапевтическое лечение.

Основные принципы реабилитации зародились в глубокой древности, еще древнегреческие и римские врачи в качестве целебных методов предлагали прогулки, упражения в риторике, уход за растениями и т.п. В дальнейшем, средневековое восприятие безумия не столько как душевной болезни, сколько как бесоодержимости, некой душевной «извращенности», поместило его под замок, лишив всякой надежды на излечение. Впрочем, размещение душевнобольных в монастырях нередко обеспечивало их своеобразным «реабилитационным» образом жизни: размеренный, четко расписанный режим, физический труд и т.д. Эпоха просвещения принесла новую оценку душевных болезней – возникла концепция помешательства как следствия неправильного, аморального образа жизни. Соответственно в лечении начинают использовать такие методы как ограничение нежелательных контактов, жесткий режим, чтение правильно подобранной литературы, физический труд. Позднее концепции вырождения и морального помешательства способствовали закреплению точки зрения на душевные заболевания как на проявления «аморальности», «безволия», «слабости». До некоторой степени эта точка зрения сохраняется и сегодня, многие наши больные слышат от знакомых и родственников одни и те же советы: «Возьми себя в руки», «Выброси эти глупости из головы», «Перестань бездельничать и все пройдет» и т.д. Однако, все эти способы, напоминая внешне некоторые реабилитационные мероприятия, имели совершенно другую направленность:не восстановление утраченных функций и адаптация за счет сохранных сторон психики, а некое «перевоспитание» пациента.

Современная ребалитация не ставит задачей «воспитание пациента» или его лечение. Она обращается к сохранившейся части психики, стремясь научить пациентов использовать свои сильные стороны. Реабилитация в психиатрии складывается из трех направлений:

· Медицинская реабилитация – лечение остаточных проявлений болезни, поддержание и укрепление ремиссии, поддержание настроенности больного на соблюдение рекомендаций врача и продолжение лечения (в том числе с помощью психообразовательных программ).

· Профессионально-трудовая реабилитация – восстановление трудоспособности.

· Социальная реабилитация – восстановление индивидуальной и социальной ценности больного, его самооценки, отношений с окружением, борьба со стигматизацией.

Психообразование занимает особое место в реабилитации душевнобольных. Оно представляет собой комплексную систему психотерапевтической работы с больным и его родственниками, включающее обучение их основам психиатрической грамотности и методам совладания с проблемами, вызванными психическими заболеваниями .

Как принять болезнь члена семьи? Как понять больного? Как выстоять в суровых испытаниях? Как помочь близкому? Какую помощь может оказать семья в лечении и реабилитации заболевшего? Как решиться обратиться к врачу и, что у него спросить?

Эта статья призвана помочь заболевшим психическим расстройством и их близким справиться с повседневными проблемами, возникающими при совместном проживании. Рассмотрены наиболее часто встречающиеся в таких семьях проблемы, а также некоторые эффективные подходы к повседневному общению. Советы, которые будут даны, могут оказаться полезными всем, кто столкнулся в своей семье с шизофренией, или с другим серьезным психическим расстройством.

В прошлых статьях мы уже разобрались, что такое психические болезни, и как долго и мучительно человечество подбиралось к проблеме их лечения. Сейчас всё развивается довольно бурно - быстрее купируются психозы, более качественными становятся ремиссии, начало уделяться внимание реабилитации. Но ряд моментов всё ещё требует очень долгой и кропотливой работы, например социализация психически больных. Зачем же она нужна, эта пресловутая социализация? Для этого сначала поговорим о психологической индукции.

Влияние людей друг на друга

Все мы в той или иной мере внушаемы. Порой заимствуем чьи-то идеи либо взгляды, не задумываясь над ними. Чем авторитетнее и харизматичнее личность, которая близко к нам - тем интенсивнее будет влияние на наши мысли и убеждения. Это явление и называется психологической индукцией. Так или иначе оно присуще любой группе людей, количеством начиная с двух. Например, мы не раз слышали, что жена и муж, пожив вместе годы, «набираются» друг от друга привычек, повадок и даже закономерностей мышления. Точно так же это относится и к более широким группам населения. Особенности ментальных процессов передаются от человека к человеку, варьируется лишь интенсивность передачи.

Общаться с душевнобольными довольно тяжело. Они неспокойны, дисгармоничны и неожиданны, и это порой прилично сбивает нас с толку, ну а о людях, контактирующих с постоянно, и вовсе ходит масса анекдотов. Причина - опять же в психологической индукции. Но причина эта имеет и обратный эффект.

Представьте себе, что даже такое упорное в плане собственных заблуждений существо как душевнобольной, тоже может кем-то индуцироваться. То есть - социум может «заражать» таких пациентов «нормальностью» мышления. Нормальность взята в кавычки, потому что, как мы уже знаем, это весьма относительное понятие, но тем не менее, какой-то «стержень нормы» в обществе присутствует всегда. И чем более интегрирован душевнобольной в общество - тем более подвержен индукции со стороны нормальных, обычных людей. На этом принципе строятся все методики современной реабилитации психически больных.

Цель данной статьи - дать понятие о том, как нынче обстоят дела с оказанием медицинской помощи людям с психическими расстройствами, для правильного понимания ситуации. Это нужно, чтобы более глубоко вникнуть в проблемы психически больных и в дальнейшем знать, как надо с ними себя вести в бытовых ситуациях.

Стереотипы и предрассудки

Итак, у человека начались проблемы с психикой. Тут же появляется первый барьер стереотипов. К кому идти с этими проблемами? Ведь психиатр зачастую в нашем сознании является ужасным и страшным существом из анекдотов про сумасшедших, и поэтому пойти к нему - сказать себе прямым текстом «я сошёл с ума». Мало кто способен на подобный подвиг в самоосознании, поэтому люди ходят к терапевтам, неврологам или на худой конец к психоаналитикам, но только не к профильному специалисту. В результате без оказания надлежащей помощи болезнь прогрессирует, углубляется и появляются новые и проблемы. А если те люди, к которым обратился пациент, ещё и пытаются лечить то, что не умеют, то и вовсе может возникнуть весьма печальный ком следствий. Поэтому первое, с чем надо бороться - это снять напряжённость при появлении слова «психиатр». Если у кого-то из Ваших родных или близких наличествует повод к нему обратиться - постарайтесь мягко и тактично убрать лишнюю стыдливость, которая в этом случае однозначно вредит.

Госпитализация в стационар

Бывает ещё такой вариант. Психическое заболевание началось резко, перейдя сразу в неадекватное поведение, хотя, конечно же, резкость эта мнимая - патологические процессы шли давно, но проявились вместе в один день. Возникает вопрос о госпитализации. И вместе с данным вопросом целый ряд щекотливых моментов.

«Куда везти? В психиатрическую больницу? Да вы что, я своего сына в дурдом не отдам! Делайте что хотите, я заплачу, но только не в дурдом!» - примерно так обстоит картина в большинстве случаев.

Увы, подобные прискорбные заблуждения культивируются сплошь и рядом благодаря слабой информированности населения о реальном состоянии дел.

То, что мы в быту называем словом «дурдом» - это, не поверите, пережиток Средневековья, когда, как мы уже , приюты для душевнобольных были единственным официальным местом для их пребывания. Нынче дела обстоят немного иначе. В больнице оказывается помощь, целью пребывания больного в стационаре является достижение в кратчайший возможный срок ремиссии - того состояния, при котором душевнобольного можно вернуть к обычной жизни и полноценно интегрировать в социум. Как правило, длительность пребывания пациента в психбольнице не превышает одного месяца.

Социальная реабилитация

Для более эффективной интеграции в социум существуют реабилитационные центры, где, в зависимости от глубины проникновения патологического процесса и вызванных им последствий у конкретного пациента, есть три уровня реабилитации - полный возврат прежних профессиональных навыков, переквалификация на менее сложную деятельность или просто выработка минимальных навыков для самообслуживания.

Если же в силу различных обстоятельств либо не удаётся достичь ремиссии и больному нужно постоянное наблюдение, либо пациенту негде жить, то после выписки из стационара он идёт в психоневрологический интернат, который условно можно назвать аналогом средневекового «дурдома», потому что больные действительно там пребывают постоянно.

Как видим - госпитализация в стационар психбольницы далеко не является ни позором, ни свершившимся фактом какой-то там дальнейшей плохой судьбы. Если помощь будет оказана должным образом и пациент после выписки будет выполнять все рекомендации - то часто есть шансы не попасть в стационар больше никогда. И тут мы подходим к ещё одному, может и самому главному моменту.

Закономерности поведения душевнобольных после выписки из больницы

Увы, но даже когда больной пролечится, стереотипы общества не деваются никуда - клеймо есть клеймо. Тяжело признать даже перед самим собой, что ты лечился в психбольнице. А есть же ещё родственники, друзья, знакомые… Вот и невольно приходится десятой дорогой обходить места, где гнездятся психиатры, чтобы избежать какого-то там осуждения или презрения. Результат - больной не приходит для наблюдения за динамикой заболевания, не принимает рекомендованные после выписки препараты, игнорируя предписания врача. Естественно, в большинстве случаев из-за этого он вскоре попадает в стационар опять.

Ну и ещё много «подводных камней» - это и нежелание после больницы идти на реабилитацию, и, не будем греха таить, далеко не всегда должное внимание к реабилитационным центрам со стороны государства, и отпугивающий желающих помочь окружающих характер самой

  • Зозуля В.М., Беспалый И.К. и др. Пожарная профилактика в промышленности и сельском хозяйстве (Документ)
  • Диплом - Теоретические основы социальной педагогики (Дипломная работа)
  • Зыкина Е.Б. Основы культурологии (Документ)
  • Павленок П.Д. Основы социальной работы (Документ)
  • Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов (Документ)
  • n1.docx

    Глава V СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ

    Психически больные относятся к наиболее социально дезадаптированным группам населения. При хронических психических заболеваниях заметно нарушаются мотивационно-волевые компоненты личности, ухудшаются аналитические способности, соответственно снижается и возможность правильной оценки ситуации и моделирования адекватного поведения, снижаются также возможности самостоятельного жизнеобеспечения, создания и сохранения семьи, проявляется эмоциональная незрелость и коммуникативная неэффективность, рушатся социальные связи. Поэтому в организации психиатрической помощи особую значимость приобретает обеспечение разносторонней социальной помощи и поддержки больных, защита их социальных прав, восстановление способности жить и функционировать в обществе. Речь идет о социальной реабилитации в широком смысле слова.
    Концепция социальной реабилитации психически больных и инвалидов берет свое начало в англосаксонских странах, где реабилитация приобрела свое современное содержание в годы Второй мировой войны. Хотя основы и отдельные направления реабилитации, как уже отмечалось выше, появились гораздо раньше, в XIX в. Впервые определение понятия «реабилитация» дано Ф. Ф. Бусом в 1903 г. В буквальном переводе термин «rehabilitation» обозначает «восстановление прав, способностей».
    Концепция реабилитации вначале исходила из идей так называемой физической медицины. В дальнейшем она была дополнена положениями социальной гигиены, психологии, педагогики, социологии и других дисциплин. Поэтому стали выделять медицинскую, психологическую, профессиональную и социальную реабилитации.
    Современное понимание социальной реабилитации (в широком смысле слова) включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является быстрейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком функций, личного и социального статуса.
    Реабилитация имеет тесную взаимосвязь с восстановительным лечением и адаптацией. Адаптация рассматривается как приспособление с использованием резервных, компенсаторных способностей. В процессе активного лечения устраняются болезненные биологические (физиологические) патологические проявления, а в процессе реабилитации идет воздействие на остаточные, способные к восстановлению функции. Не всегда в результате терапевтических усилий происходит полное восстановление здоровья и функций. Тогда необходима реадаптация - приспособление к жизни на новом уровне, с использованием резервных, компенсаторных способностей.
    Медицинская реабилитация психически больных направлена на полное или частичное восстановление психического и соматического здоровья или на возможное замедление развития заболевания, предупреждение обострении и рецидивов.
    Медицинская реабилитация является начальным звеном в системе общей реабилитации и может проходить параллельно с любыми другими видами реабилитации. К методам медицинской реабилитации относятся: фармакотерапия и лечение средствами народной медицины, диетическое питание, лечебная физкультура, методы физического воздействия (массаж, физиотерапия), санитарно-курортное лечение.
    В последнее время большое значение приобретает спортивная реабилитация, которая способствует укреплению физического здоровья, улучшению психического состояния, выработке положительных установок в повседневной жизни.
    Все другие формы реабилитации - психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая - проводятся наряду с медицинской реабилитацией или после нее, но всегда в прямой связи с ней.
    Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию больных к социальному окружению, повышение самосознания путем формирования адекватного отношения к своему заболеванию и улучшения способностей к решению психологических проблем, налаживанию взаимоотношений с окружающими, в семьях, трудовых коллективах. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.
    Методами социально-психологической реабилитации являются социально-психологическая коррекция, психотерапия.
    Под педагогической реабилитацией понимают мероприятия обучающего и воспитательного характера, направленные на то, чтобы психически больной приобрел социальный опыт, овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию и жизненному самообеспечению, социальными нормами поведения.
    К педагогическому аспекту реабилитации относится коррекционная педагогика, образование тех детей и взрослых, которые имеют дефекты, затрудняющие процесс обучения, организация образовательных школ для больных и их родственников.
    Социальная помощь. Важным условием социальной реабилитации инвалидов является поддержание уровня жизни за счет повышения размеров пенсий, предоставления пособий и льгот (по медицинскому обеспечению, проезду, обслуживанию, коммунальные, дополнительная жилплощадь), предоставления услуг, жилья, с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению.
    Социальная помощь может быть представлена в виде периодических и единовременных выплат в денежной или натуральной форме (продукты, вещи), или услуг в целях оказания адресной, как правило дифференцированной, социальной поддержки одиноким инвалидам по психическим заболеваниям для ликвидации и нейтрализации жизненных критических ситуаций.
    Важным составным элементом социальной реабилитации является обеспечение правовой защиты психически больных. Беспомощность психически больных, отсутствие у некоторых из них осознания своей болезни и склонность к социально опасным действиям ставят перед государством вопросы реабилитационного и правового характера, разрешение которых направлено, с одной стороны, на защиту прав и интересов психически больных, а с другой - на ограждение общества от социально опасных действий таких больных.
    Профессиональная реабилитация - приобретение профессии или восстановление профессиональной трудоспособности лиц, утративших в той или иной степени трудоспособность, обучение новым профессиям, доступным им по состоянию здоровья.
    Профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовое устройство или трудовую занятость. Она предусматривает переобучение или обучение доступным формам труда, мероприятия, направленные на профессионально-производственную адаптацию инвалида, приспособление рабочего места к функциональным возможностям психически больного на его прежнем предприятии, организацию специальных цехов и предприятий для инвалидов с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т. д.
    Психическое заболевание нередко приводит к ограничению жизнедеятельности. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Повысить уровень социального функционирования больного или инвалида призвана социальная реабилитация.
    Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных больным или инвалидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья.
    Цель социальной реабилитации - восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости.
    Социальную реабилитацию в данном, более узком, аспекте подразделяют на социально-бытовую и социально-средовую реабилитацию.
    Социально-бытовая реабилитация заключается в приобретении больным или восстановлении утраченных в результате болезни навыков по самообслуживанию в быту, в приспособлении к новым условиям жизни. Социально-бытовой реабилитации способствуют создание необходимых условий для независимого существования инвалида, предоставление услуг по дому, организация питания, патронажа и социально-медицинской помощи.
    Социально-средовая реабилитация включает социально-средовую ориентацию, социально-средовое образование, социально-средовую адаптацию. В ходе социально-средовой ориентации осуществляется ориентация больного в окружающей среде. Сюда входит установление взаимоотношений с людьми, знакомство с территорией, расположенными на ней необходимыми объектами - магазинами, учреждениями, предприятиями, спортивно-оздоровительными объектами и т.д.
    Социально-средовое образование - это процесс обучения индивида навыкам пользования средой, навыкам перемещения в окружающей среде, пользования транспортом, умением самостоятельно приобретать продукты и вещи, посещать общественные места.
    Социально-средовая адаптация - это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладения навыками самостоятельного жизнеобеспечения.
    Достижение целей и задач реабилитации психически больных и инвалидов обеспечивается скоординированной и взаимосвязанной деятельностью органов и учреждений социальной защиты, здравоохранения, образования, труда и занятости, других государственных, общественных, иных организаций.
    Профилактика. Профилактика и реабилитация относятся к единой системе и неразрывно связаны между собой.
    В понятие реабилитации входит комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, т. е. профилактику заболевания.
    С этой точки зрения реабилитация может рассматриваться не только как конечная цель, но и как динамический процесс, имеющий свои физиологические и психологические параметры, а также как способ видения человека - уже больного или который потенциально может заболеть.
    Часто реабилитационные мероприятия одновременно носят профилактический характер. Например, в процессе реабилитации лиц, перенесших инсульт, осуществляется профилактика повторных инсультов, усугубления сосудистых расстройств, неврологических и психопатологических нарушений в результате болезни.
    Профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика проводится в донозологический период и направлена на предотвращение развития заболевания у лиц, которые относятся к группам риска по тому или иному заболеванию. При этом обращается внимание на наследственность, условия жизни и работы, вредные привычки. С социальной точки зрения этот вид реабилитации наиболее перспективен. Экономически он более рентабелен, так как позволяет перераспределять финансы с лечебной работы на профилактическую, менее дорогостоящую.
    Вторичная профилактика проводится в период заболевания или в состоянии ремиссии. Ее целью является предотвращение обострении хронически текущего заболевания, снижения темпов развития патологических процессов, инвалидизации и осложнений.
    Третичная профилактика адресована лицам, у которых после перенесенных заболеваний появились необратимые последствия, и инвалидам. Основная профилактическая задача на данном этапе заключается в сохранении и уменьшении инвалидизирующих симптомов, в том числе и на уровне социального функционирования.
    Согласно изложенной концепции, в понятие реабилитации входит необходимый комплекс мероприятий, направленных, во-первых, на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности; во-вторых, на достижение по возможности наиболее высокого уровня функциональной активности на физиологическом, личностном и социальном уровне. Реабилитация - довольно сложный процесс обучения и переобучения, в результате которого у личности создается активное отношение к своему здоровью, восстанавливается положительное отношение к жизни, обществу и семье.
    Реабилитация психически больных имеет свои особенности, что отличает ее от реабилитации страдающих другими заболеваниями. Эти особенности в первую очередь связаны с тем обстоятельством, что при психических заболеваниях, как ни при каких других, серьезно нарушаются социальные связи и отношения. Многие психические заболевания не только приводят к стойкой утрате трудоспособности и выходу на инвалидность лиц молодого возраста, но и способствуют социальной изоляции больных, утрате социальных связей и многих социальных функций. Поэтому реабилитация психически больных - это, по определению М. М. Кабанова, есть прежде всего их ресоциализация, т.е. возвращение в общество.
    ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

    Опыт практической и научной работы с психически больными позволил определить основные принципы их социальной реабилитации. К ним относятся:
    раннее начало реабилитационных мероприятий;
    ступенчатость, преемственность и комплексность оказываемой помощи;
    непрерывность и завершенность;
    индивидуальный подход в проведении реабилитации;
    единство психосоциальных и биологических методов воздействия.
    Социальная реабилитация должна проводиться на всех этапах лечения психически больного независимо от его места нахождения - будь то стационар, психоневрологический диспансер или другие лечебные или социальные учреждения. Комплекс реабилитационных мероприятий зависит от клинического состояния и сохранности социальной компетентности больного. При выраженных психических нарушениях первостепенное значение отводится биологической терапии. По мере затухания остроты процесса и редукции психопатологической симптоматики присоединяются психосоциальные методы воздействия. Последние, в свою очередь, имеют постепенный и нарастающий характер с переходом от одного реабилитационного мероприятия к другому. Начальный этап реабилитации имеет целью предотвращение формирования психического дефекта, явлений «госпитализма». Своевременность и введение социотерапевтических методов работы с пациентом способствуют сокращению сроков госпитализации, предотвращают развитие иждивенческих, пассивно-потребительских стереотипов поведения.
    На втором этапе реабилитации биологическая терапия обычно ограничивается «поддерживающими» дозами психотропных средств, а на первое место выступают психосоциальная коррекция и трудотерапия.
    Основной стратегической целью в ведении больного является повышение самосознания личности и ее социальной активности, адаптация к новым условиям жизни или возвращение к полноценному прежнему уровню социального функционирования с восстановлением семейных, трудовых и других социальных связей.
    Эффективность лечебно-реабилитационных мероприятий во многом определяется возможностью проведения необходимого в каждом конкретном случае комплекса социотерапевтических приемов и осуществления полипрофессионального бригадного подхода к оказанию помощи. Система обслуживания больного должна строиться в виде «звезды» с наиболее возможным обеспечением преемственности, а не «цепочки», в которой пациент посылается из одного учреждения в другое. При необходимости оказать помощь в различных учреждениях важно обеспечить комплексный подход к удовлетворению потребностей клиента, а также единые терапевтические стратегии, согласовать во избежание конфликтов действия отдельных лиц или органов.
    Длительность реабилитационного процесса определяется потребностью каждого конкретного случая - от нескольких недель до многих лет. Реабилитацию можно считать завершенной только тогда, когда личность пациента во всем многообразии ее социальных отношений достигла уровня, максимально возможного и приближенного к доболезненному.
    В психиатрии всегда, особенно в эпоху развития психофармакологической помощи (60-80-е годы), преобладал клинико-биологический подход к лечению психических заболеваний. При этом недостаточно учитывались проблемы целостной личности во всех ее многообразных отношениях и связях с окружающей социальной средой. В последние десятилетия произошла переориентация большинства профессионалов на восприятие психического заболевания как психобиосоциального явления, в развитии и формировании которого участвуют биологические, социально-средовые и психологические факторы. Причем под термином «социальное» понимают все то, что окружает человека в обществе и с чем ему приходится сталкиваться в жизни.
    Согласно этой концепции, в лечении и реабилитации должны в единстве использоваться психосоциальные и биологические методы воздействия. Реабилитационные усилия должны быть направлены и на организм, и на личность, и на социум.
    На протяжении многих десятилетий в отношении психически больных использовалась практика содержания их в специализированных заведениях, психиатрических стационарах или интернатах. Это усугубляло свойственное больным стремление к изоляции от общества. Люди с инвалидностью, которые провели многие годы в закрытых учреждениях, утрачивают контакты с бывшими друзьями из внешнего мира, теряют навыки жизнеобеспечения. Нередко они боятся выйти из этих учреждений в обычную жизнь, не могут найти свое место среди здоровых, опасаются встречи с трудностями и неизвестностью. Нужно заранее обучить пациента жизненным навыкам - самообслуживанию в быту, езде в транспорте, общению с незнакомыми людьми, выполнению финансовых операций.
    Сторонники нормализованного подхода к ведению инвалидов при работе опираются не на клинические характеристики, а на сохранные стороны личности, персональные возможности, причем болезненные симптомы не подчеркиваются и прогноз строится максимально благоприятный и обнадеживающий. Концентрируясь на способностях, а не на дефекте хронически психически больных, социальными методами воздействия можно достичь гораздо большего в плане восстановления социального функционирования, чем при любом массивном медикаментозном лечении.
    Концепция психосоциальной реабилитации подразумевает оказание помощи вне стационарных учреждений, в естественном окружении. Взаимоотношения больного со средой являются важнейшим фактором реабилитации. В понятие «социальная среда» входят семья, лица, с которыми клиент общается на работе, учебе, в часы досуга, а также врачи, социальные работники, другие больные. Характер общения и отношени

    Психически больных с окружающими людьми во многом зависит не только от личности больного, но и от восприятия его окружением, готовности оказать помощь и поддержку.
    Часто в медицинской практике потребности пациентов не исследуются, а учитываются лишь возможности психиатров, которые не всегда соответствуют потребностям больного. Вся отечественная система организации психиатрической помощи построена таким образом, что врач решает, по существу, все социальные вопросы больного, полагая (и будучи искренне убежденным в том), что он: во-первых, лучше понимает нужды больного, во-вторых, имеет на это право. Взаимоотношение между пациентами и врачом строятся таким образом, что невольно способствуют развитию беспомощности, пассивности и зависимости больного. Важно изменить взгляды профессионалов, чтобы они воспринимали подопечных полноценными партнерами в процессе реабилитации, полноправными гражданами, принимающими ответственные решения за свою судьбу.
    Обычно клиенты принимают ту помощь и услуги, которые предлагаются. Необходимо побуждать их к активному участию в анализе своих проблем и определении способов их преодоления, переосмыслению иерархии ценностей. Все построение реабилитационных мероприятий должно быть таким, чтобы включить самого больного в лечебно-восстановительный процесс, вызвать в нем стремление к саморазвитию и самостоятельности, как можно больше привлечь к участию в восстановлении утраченных функций или социальных связей - трудовых, семейных и др.
    Специалист (врач или социальный работник) должен уметь слушать и помогать выработать конструктивное видение поведения, стимулировать независимое существование больного. В процессе реабилитации пациента учат быть готовыми к риску, брать на себя ответственность и не бояться потерпеть неудачу (в отличие от медицинского подхода, когда больного стремятся оградить от стрессов). Адекватно адаптированный к жизни и обществу больной не нуждается в навязанной заботе специалиста и ограничениях своих прав. Задача социального работника - сделать так, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без его помощи, именно это является основным критерием его профессионального успеха.
    Принципом психосоциальной реабилитации является использование знаний и опыта не одного профессионала, а бригады специалистов. Бригадный подход обоснован прежде всего тем, что каждый участник терапевтической команды должен воспринимать всю полноту информации о больном и окружающей его действительности в аспекте своей профессии. Каждый член бригады дополняет усилия других, совместно принимается оптимальное решение, в результате обеспечивается воздействие на все уровни поражения - биологический, личностный и социальный. Бригадная работа не только улучшает обслуживание клиента, но и способствует личностному и профессиональному росту занятых в ней специалистов, формирует своеобразный стиль взаимоотношений внутри бригады и с больным.
    УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПСИХИАТРИИ

    Социальная работа с психически больными, особенно если она проводится во внебольничных условиях, по возможности должна охватить все сферы его жизни и на всех социальных уровнях (на микро, мезо- и макросоциальных уровнях).
    Первый, микроуровень касается состояния здоровья пациента. Это - тканевой, физиологический уровень. Целью работы является облегчение симптомов заболевания. В зависимости от клинического состояния больного этот уровень в реабилитации может занимать большее или меньшее место.
    Социальный работник наравне с медицинским персоналом участвует в процессе медицинской реабилитации. Он должен знать клинические особенности того или иного заболевания и уметь распознать изменения в течении болезни, признаки углубления симптомов или, наоборот, облегчения болезненного состояния с тем, чтобы изменить схему и методы лечения. В задачи социального работника входит обеспечение рационального питания, установление контроля за психофармакологическим лечением, проведение медико-реабилитационных мероприятий (лечебно-стимулирующей физкультуры, терапии занятостью, трудотерапии, культтерапию). Он должен способствовать формированию здорового образа жизни пациента, искоренению его вредных привычек (курения, злоупотребления алкоголем).
    Большое значение имеет идентификация личности больного, психологическая коррекция, психосоциальная работа, в основе которой лежит пациент-центрированный подход с опорой на потребности клиента. Важно, чтобы в самом начале психосоциальной работы подопечный осознал отношение к себе и своим поступкам, к заболеванию и его последствиям, с тем, чтобы в дальнейшем смог бы обрести контроль над болезнью или ее отдельными проявлениями. Это достигается разными способами, главные из которых - психокоррекционный и психообразовательный. В социально-реабилитационные программы обязательно должны включаться образовательные курсы по основам психиатрических знаний, формированию правильного отношения к своему здоровью и поведению. Психообразование может проводиться в виде информационно-образовательных школ, консультирования, индивидуального руководства социальным работником.
    Необходимо помнить, что, заболевая, человек обычно и на уровне самосознания берет на себя роль больного. Возникает увлеченность этой ролью, подсознательное стремление увидеть в ней преимущества для себя (можно бездельничать, пользоваться заботой и вниманием близких, со стороны общества получать материальную поддержку). При установлении инвалидности возникает и новый социальный статус. Пациент принимает на себя роль больного - со сниженной самооценкой, чувством неполноценности, заниженными ожиданиями на будущее. Происходит пересмотр социальных ролей, дезадаптация к новому (дефектному) статусу, вырабатывается искаженный образ жизни, появляется угнетающее чувство зависимости от окружающих, неуверенность, тревожные опасения. В социальном плане возникают вынужденная изоляция, социальная депривация, дефицит занятости, снижение творческой активности личности с ослаблением побудительных мотивов к деятельности. В конечном итоге ярлык «больного», «инвалида» психологически принимается как самим индивидом, так и его близкими и социальным окружением.
    В процессе психокоррекционной работы с личностью постепенно возвращается чувство самодостаточности, самокомпетентности, уверенности в собственных силах. И эти чувства являются самым сильным мотивом для последующих преобразований.
    Мезоуровень отражает состояние социального функционирования больного. Он охватывает ближайшее окружение пациента и его социальные контакты - семью, сообщество, в котором он проживает, учится или работает. Реабилитационный процесс организуется в форме как индивидуальной, так и групповой работы (что требуется значительно чаще).
    Цель работы на мезоуровне - преодоление болезненных расстройств, функционального дефицита и решение проблемных ситуаций. К ней приступают по завершению обострения психического состояния, на стадии выздоровления или ремиссии, при угрозе или наступившей инвалидизации больного.
    Социальный работник работает с подопечным как с личностью и как с членом общества. Главное - создать мотивацию к преобразованиям, стремление обучаться, а затем научить пациента справляться со своими проблемами, привить ему необходимые жизненные навыки.
    Для успешной ресоциализации больного, восстановления его социальной ценности особое значение приобретает выявление компенсаторных возможностей, исследование взаимовлияния больного и его окружения. Эти знания станут основой для последующей психосоциальной помощи. Высокой эффективностью в социальной реабилитации отличаются различные виды индивидуальной и групповой психотерапии, тренинга социальных и коммуникативных навыков. Социальные тренинга, ролевые игры способствуют повышению компетенции в исполнении социальных ролей (супруга, родителя, друга, работника). Психосоциальные воздействия положительно влияют на личностный рост больного, его социальную компетенцию, способствуют самоутверждению, формированию новых коммуникативных возможностей, социальных контактов, умению противостоять стрессовым факторам. Личностные изменения, перестройка системы установок больного, приобретение новых социально значимых ценностных ориентации - вот наиболее важные вехи реабилитационного процесса.
    Существенной частью социальной работы с психически больными является социальная поддержка. Она может быть психологической, эмоциональной или финансовой в виде непосредственной материальной помощи (бытовой или трудоустройства). По мнению английских ученых Д. Голдберга и П. Хаксли, социальная поддержка играет буферную роль в отношении рецидивов заболевания и способствует социальной реинтеграции пациентов.
    В задачи социального работника входят организация жилья, обеспечение помощи по восстановлению трудоспособности и трудоустройству больного, по получению им возможного образования, по созданию условий для удовлетворения его потребности в творчестве и общении.
    Для тяжелых психически больных с явлениями слабоумия, старческой немощью важно обеспечить безопасность жилища и облегчение жизни. Следует соответствующим образом обустроить квартиру, снабдить ее техническими средствами, помогающими больному в передвижении и самообслуживании.
    С целью социальной поддержки используются активизация и проведение социальных тренингов, расширение социальных сетей, в том числе и за счет деятельности медико-социальных учреждений, а также добровольных организаций, обществ потребителей психиатрической помощи.
    К реабилитации должны активно привлекаться члены семьи или сообщества, в котором находится больной. В качестве такого сообщества могут выступать: трудовой коллектив, друзья, соседи, группы аналогичных больных. Социальный работник является связующим звеном между больным и его ближайшим (микро-) окружением, координатором взаимоотношений больного с сообществом.
    Работа с семьей подразумевает понимание экономической и психологической ситуации, формулировку потребности и оценку возможностей. Нередко семья нуждается в обеспечении социальной поддержки в виде помощи по хозяйству, в воспитании детей, патронажа, социально-правовой защиты. При организации социально-психологической помощи главной задачей будет достижение адекватного отношения к больному со стороны членов семьи, выработка терпимости к патологическим проявлениям, освобождение от ощущения обузы, растерянности, депрессии и раздражения. Не следует бояться обсуждать с родственниками конфликтные отношения, чувство вины и беспомощности. Важно определить рациональный метод коррекции, прийти к пониманию ответственности. Нужно помочь семье расширить ее связи с миром, преодолеть изолированность и дискриминацию.
    К макроуровню относятся общество и те барьеры, которые стоят перед пациентами, чтобы войти в это общество. Макроуровень- наиболее трудный для организации социальной работы специалистом. Социальный работник должен быть хорошо осведомлен о тех проблемах, которые возникают у его подопечного с обществом. В его задачи входит облегчение нахождения больного в обществе, развитие социальных служб поддержки и помощи, в том числе направленных на преодоление социальной изоляции психически больных (клубы, реабилитационные центры и т.д.). При организации секций, клубов важно предусмотреть участие в их работе не только лиц с психическими расстройствами, но и инвалидов других категорий, а также здоровых людей. Это позволит предотвратить групповую солидарность среди подопечных, поскольку такие тенденции подкрепляют имеющуюся у психически больных мотивацию к социальному уходу и изолированности.
    Необходимо создание банка данных обо всех территориальных организациях и учреждениях, имеющих отношение к жизни психически больных. Важно научиться сотрудничать с социальными и правоохранительными органами, координировать свою деятельность с альтернативными службами и правильно распределять нагрузки.
    Социальный работник на данном уровне должен обладать навыками дипломата и менеджера. Ему необходимо поддерживать связь с различными секторами социального обслуживания, обеспечивать правовую защиту своих подопечных, организовывать рабочие места для инвалидов. Кроме того, принимать активное участие в разработке государственных программ в области реабилитации и охраны психического здоровья, совершенствования законодательства в отношении психически больных.
    Сотрудники внебольничной психиатрической службы должны иметь членство в местных клубах и общественных организациях, участвовать в работе органов местного самоуправления. В задачу социального работника входит методическая помощь общественным организациям по поддержке больных и их родственников, проведение кампании по преодолению стигмы, т.е. негативного отношения общества к психически больным. Реализация программ по антистигме может осуществляться путем проведения мероприятий по повышению уровня осведомленности населения по проблемам психического здоровья, организации информационно-образовательных школ среди отдельных социальных групп населения, работы со средствами массовой информации, а также психологической коррекции с целью дестигматизации самих больных и их родственников.
    ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

    В целом, основные функции реабилитации сводятся к системе мероприятий, которые включают:
    обследование;
    планирование с программирующейся гибкостью;
    оказание помощи, защиты;
    связь с лечебными учреждениями, обеспечение протяженности и непрерывности;
    мониторинг (наблюдение);
    оценка эффективности реабилитационных воздействий.
    При планировании социальной помощи психически больным необходимо учитывать характер их психической, соматической патологии и психологического состояния. При выборе психосоциального вмешательства принимаются во внимание характерологические особенности и клинические проявления заболевания, характер течения и время продолжительности болезни, сохранность критики и поведения. Анализу и оценке подлежат такие качества больного, как убеждения, интересы, ценностные установки, значимые социальные отношения, активность, уровень внушаемости и самовнушаемости, склонность к фиксации на болезненных переживаниях и т.д.
    Кроме медицинского пациенту выставляется и социальный диагноз. Социальный диагноз включает в себя оценку всех социальных функций и связей больного. В первую очередь оценивается способность к самообслуживанию, передвижению, ведению домашнего хозяйства; ориентация в социальной среде; образование; трудоспособность; экономическое положение; жилищные условия. Обследование предполагает изучение социальных контактов и особенностей взаимодействия, проблем, возникающих у пациента и его ближайшего и не очень близкого окружения - членов семьи, друзей, родственников, коллег по работе и т.д.
    Информация о семье включает изучение межличностных отношений: имеют ли место гиперопека или отвержение пациента, болезнь или смерть другого члена семьи, каковы причины распада семьи подопечного и т.д. В сфере личностно значимого окружения важны такие сведения о больном, как, например, потеря им друга, одиночество, дискриминация, трудности приспособления к новому окружению, смена жизненного стереотипа, проблемы, связанные с государственными учреждениями и правоохранительными органами. Все эти данные могут стать источником социальной составляющей функционального диагноза, важного для планирования социальной работы.
    Содержание и объемы социальной помощи, ее цели и методы определяются также типом психиатрического или социального учреждения, в котором наблюдается больной.
    Планирование социальной помощи предусматривает разработку индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальная программа реабилитации - это комплекс оптимальных для индивида реабилитационных мер, включающий конкретные формы, способы, средства, сроки и длительность проведения мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, интеграцию инвалида в общество.
    Разработка индивидуальных реабилитационных программ для лиц с психическими расстройствами рассматривается с позиций клинического и социального прогноза на основе использования понятия реабилитационного потенциала. Реабилитационный потенциал - это возможный для конкретного больного уровень компенсации его нарушенных функций и социальных связей.
    Программа реабилитации определяется рядом факторов, в том числе:
    медицинскими факторами, обусловленными характером болезни, особенностями ее течения (прогрессирующим, регрессирующим, стационарным), стадией болезни (обострение, ремиссия), степенью выраженности дефицитарных расстройств;
    биологическими факторами - пол и возраст инвалида (детский, средний, пожилой);
    психологическими факторами - характер личности и ее сохранность, психологические установки и ценностные ориентиры;
    социальным статусом (личностным, интимным, наличием склонности к сексуальным нарушениям, злоупотреблению алкоголем и наркотиками, суицидальной настроенностью), образовательным, профессиональным; социальным окружением или социальными сетями: семья, друзья, коллеги по работе, принадлежность к партии или сообществу (секты); местом жительства, уровнем материального (в том числе и пенсионного) обеспечения.
    В процесс планирования входит:
    определение стратегии работы - близкой и дальней перспективы, конечной цели работы;
    координация деятельности всех участников лечебно-реабилитационного процесса, контроль за выполнением намеченной программы, получение информации о семьях и с места работы о возникающих проблемах и способах их решения;
    контакт с медицинскими службами;
    обеспечение социальной помощи;
    поиск помощников в социальной работе.
    На каждого пациента, нуждающегося в проведении реабилитационных мероприятий, заполняется специальная карта социальной реабилитации. Заполнение социальной карты пациента проводится бригадой специалистов с использованием рубрикатора для оценки зависимости пациента от окружающей его среды (физиологические и социальные функции). В бригаду включаются те специалисты, которые необходимы в каждом конкретном случае, - психиатр, клинический психолог, социальный работник, социальный педагог, трудотерапевт (культтерапевт) и др. Главным связующим звеном в работе бригады специалистов является многомерный диагноз, объединяющий различные подходы с точки зрения каждой специальности. Многоосевая диагностика включает в себя анализ клинико-функциональных, профессионально-трудовых, социально-бытовых и психологических данных и позволяет сформулировать конкретный для каждого больного план лечения, включающий в себя весь комплекс необходимых медико- и социально-реабилитационных мероприятий. Естественно, что такой комплекс может быть реализован только совместной скоординированной работой всех указанных выше специалистов, которые своими знаниями и умениями дополняют друг друга.
    Ответственным лицом за мониторинг и оценку эффективности проводимых бригадой мероприятий обычно назначается тот специалист, который наиболее необходим данному пациенту и контактирует с ним больше остальных. Это зависит от места лечения и пребывания больного и тех актуальных проблем, которые необходимо решить. В реабилитационном центре это может быть социальный педагог, для восстановления социальных навыков, помощи в семье - социальный работник, а для решения психологических проблем - психолог.
    При заполнении социальной карты необходимо отмечать выявленные дефекты в социальной сети, чтобы направить усилия на исправление этих дефектов. Роль социального работника заключается в том, чтобы найти опорные пункты в каждом кластере сети и определить формы работы в этой области.
    Индивидуальную лечебно-реабилитационную программу необходимо четко расписать по пунктам и срокам исполнения, обсудить с больным и дать ему подписать. Ее подписывают также все специалисты - участники программы. При разработке реабилитационной программы необходимо помнить, что многие люди испытывают дискомфорт, если за них принимают решения. Поэтому больной обязательно должен активно участвовать в разработке своей реабилитационной программы. В дальнейшем, в процессе ее реализации, между клиентом и специалистами необходимы партнерские отношения, подопечный должен доверять человеку, который проводит реабилитацию, и быть согласен с теми методами, которые при этом используются.
    В процессе выполнения осуществляется контроль, а при необходимости - и коррекция, а по завершении - определение эффективности программы. Оценка результатов включает в себя субъективную, полученную от подопечного, и объективную, которую дают специалисты, участвующие в реабилитационном процессе и оказании социальной помощи.
    В основу оценки реабилитационной деятельности могут быть положены различные критерии: клинические, социальные, психологические, экономические. Эффективность реабилитации изучается в каждом индивидуальном случае и для анализа деятельности учреждения (медицинского, социального, реабилитационного) в целом.
    В клиническом плане критерием эффективности признается устранение признаков обострения заболевания, упорядочение поведения, активизация деятельности, достаточная компенсация функциональных возможностей организма больного.
    Одним из критериев эффективности в социальном плане считается способность больных адаптироваться и жить в обществе. Некоторые авторы считают, что наиболее значимым критерием эффективности реабилитации в клинико-социальном аспекте является динамика инвалидности, так как этот критерий достаточно объективно отражает психосоциальное воздействие всех возможных форм реабилитации.
    При оценке эффективности реабилитации пользуются показателями качественными и количественными. К первой категории показателей относятся: активизация деятельности психически больного, восстановление (приобретение) коммуникативных способностей, восстановление (приобретение) трудовых и профессиональных навыков, интеграция в общество.
    К категории количественных показателей относятся: длительность ремиссии, частота повторных госпитализаций, нормы выработки психически больных, работающих на предприятиях.
    Заслуживает внимания оценка эффективности реабилитационных воздействий с использованием психологических критериев. Некоторые авторы для этих целей используют специально разработанные оценочные шкалы.
    Эффективность работы медико-социальной службы определяется следующими критериями:
    кадровый состав службы;
    количество коек, мест;
    наличие учреждений, удовлетворяющих нужды потребителей;
    число реабилитационных программ, используемых в учреждении;
    длительность госпитализации;
    процент повторных обращений, стационирований;
    число больных, состоящих на диспансерном учете и вовлеченных в реабилитационный процесс;
    число инвалидов и тяжесть инвалидизации;
    увеличение числа лиц, имеющих инвалидность, вовлеченных в трудовую деятельность, трудоустроенных в различных условиях;
    экономическая рентабельность службы.
    Критерии оценки тех или иных реабилитационных программ следует предусматривать еще на стадии планирования этих программ, чтобы оценить эффективность и степень достижения стратегических целей, определить недостатки и перспективные направления. В свою очередь, критерии оценки должны подвергаться пересмотру и совершенствованию. Поэтому необходимы научные разработки отраслевого, национального и международного уровня по развитию системы, методов реабилитации и оценке качества отдельных реабилитационных программ.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Дайте определение реабилитации. Каковы ее составные части?
    2. Какие существуют виды профилактики?
    3. Назовите основные принципы социальной реабилитации.
    4. В чем заключается психосоциальная модель реабилитации?
    5. Что такое пациент-центрированный подход в социальной работе?
    6. Каковы задачи и методы социальной работы с психически больным на мезоуровне?
    7. В чем состоит социальная работа на макроуровне?
    8. Назовите основные функции реабилитации.
    9. Что такое социальный диагноз и социальный прогноз?
    10. В чем заключается индивидуальная программа реабилитации?
    11. Назовите и охарактеризуйте качественные и количественные показатели эффективности реабилитации.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «koon.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «koon.ru»