«Редеет облаков летучая гряда», анализ стихотворения Пушкина. А.С.Пушкин

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Работа по технологии «Творческие мастерские» может быть организована по-разному.

Данный урок содержит некую интригу (дети знают, что они будут писать сочинение, но о чем???), что очень стимулирует интерес к выполнению предварительных заданий.

Роль учителя сведена до минимума – он только комментирует этапы работ. Необычность работы и полная самостоятельность учащихся приносят порой неожиданные результаты: дети, не умеющие и не любящие писать сочинения по определенным «канонам», создают прекрасные работы, так как чувствуют себя свободными в мыслеизъявлении.

Выдержки из рефлексии учащихся:

«Сначала казалось, что не сумею написать сочинение по такой странной теме (его тема «Загадка» ), но потом посмотрел на опорные слова, и стали рождаться мысли. Каким-то образом они и выстроились в сочинение. Было ощущение, что меня кто-то направляет»

« Никогда не думала, что сумею выразить то, что хранила в глубине души. Ни с кем не делилась своим чувством и вдруг рассказала про свою любовь. Странно, как это и получилось…»

«От Пушкина – к… себе»

Ход урока.

1. Учитель читает стихотворение Александра Пушкина «Редеет облаков летучая гряда»

2. Ученикам предлагается определить «теплые» и «холодные» слова (желательно принадлежащие к разным частям речи) и записать их в две колонки

3. Из «теплых» и «холодных» слов необходимо выбрать по 2 слова и записать их в строчку

4. К этим четырем словам подбираются ассоциации (по 5-6 слов) и записываются в столбик

5. Из четырех колонок слов выбирается ОДНО слово, которое почему-либо нравится больше других

6. Объявляется, что именно оно и есть название сочинения

7. Для написания сочинения есть условие: в нем должны быть использованы все слова из четырех колонок.

8. Чтение и обсуждение сочинений

9 . Рефлексия

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

Он думы разбудил, уснувшие во мне:

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополя в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень -

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.

Теплые

Редеет

Облаков гряда

Светило

Тополя

Тень

Звезда

Печальная

Дремлет

Залив

Ночь

Холодные

Думы

Лень

Слабый

Свет

Восход

Юная

Скалы

Мгла

Влачил

ЗВЕЗДА НОЧЬ ДУМЫ СЛАБЫЙ

Небо поезд спокойные бедный

Озеро костер мысли несчастье

Гора палатка грусть обида

Счастье спокойно радость грустит

Сияет прекрасная друзья один

5-6-7. НЕБО

Небо … Озеро … Друзья …То грусть , то радость …Здесь любимые люди. С ними хорошо, спокойно и прекрасно.

Сейчас ночь. Ах, как я люблю эту ночь ! Я лежу на самой вершине любимой горы под любимым небом и смотрю на любимые звезды , которые так ярко сияют , что я не могу заснуть…

А кто-то сейчас грустит . Он совсем один . Бедный, несчастный человек! Его обидели, потому что он слабый . Как же хочется, чтобы в такую чудесную минуту, когда мне так хорошо, знать, что хорошо всем людям на свете! Я мечтаю…Задумываюсь. Вот бы была хоть одна такая минута, когда всем, всем-всем людям было хорошо!! Ах, какое это было бы счастье !

Но я отмахнула грустные мысли . Со мной любимые друзья, я лежу у костра , а рядом стоит палатка . Только добрые, счастливые мысли начали приходить мне в голову. Я радуюсь, что они пришли. Я вспоминаю самые лучшие моменты моей жизни. Как я не хочу садиться на поезд и уезжать отсюда! Но…Ничего… Всё хорошо… Я люблю такие мысли …Добрые и спокойные. Я всегда буду любить свои любимые звезды , любимую гору , своё любимое небо …


Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Редеет облаков летучая гряда...."

Стихотворение "Редеет облаков летучая гряда...." написано Пушкиным в 1820 году в Каменке, Киевском имени братьев Давыдовых, у которых гостил поэт. Оно посвящено одной из дочерей генерала Раевского,в которую Пушкин был, по-видимому, влюблён. В одном письме к приятелю он пишет о ней: "Признаюсь, одной мыслию этой женщины я дорожу более, чем мнениями всех журналов на свете и всей нашей публики..."

Стихотворение относится к любовной лирике. В нём отражено воспоминание о кратком пребывании в Крыму,в Гурзуфе.В этом стихотворении, как и во многих других, поэт выражает свои чувства через природу.

Элегия состоит из двух частей.Сначала изображается мирный ночной пейзаж где-то на юге. Звезда, восходящая над пустынными берегами с "дремлющим" заливом и "чёрными" скалами, вызывает в памяти иные, милые сердцу края. И вот начинается вторая часть элегии, целиком, посвященная воспоминанию о недавнем прошлом:

Я помню твой восход, знакомое светило

Над мирною страной, где всё для сердца мило,

Где стройны тополи в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и тёмный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны".

А всё завершается образом юной девушки, которая ищет среди других светил ночного неба дорогую поэту звезду и называет её подругам своим именем:

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.

Стихотворение не имеет отдельного названия, а называется по первой строчке: "Редеет облаков летучая гряда....".Повествование идёт от первого лица. Стихотворение состоит из одной строфы в шестнадцать строк. Строки длинные. Мечтательность и лёгкая грусть элегии поддерживается музыкальным строением размера. Это шестистопный ямб с равным количеством стоп в каждой строке. Рифмовка здесь парная, ударные (мужские) окончания двустиший чередуются с двустишиями, имеющими окончания неударные (женские).Всё это создает впечатление спокойствия и уравновешенности.

Язык элегии достаточно прост и доступен для понимания.

Природа у Пушкина оживает за счёт олицетворения: "увядшие равнины", "думы уснувшие"," дремлет тёмный кипарис", "луч осеребрил равнины". А красивую южную ночь поэт изображает с помощью эпитетов: "печальная звезда", "думы сердечные", "слабый свет", "девы юные", и в моём воображении возникает тихая ночь и холмистые равнины, озарённые светом одинокой звезды.

Пушкину удалось передать светлое волнение юного чувства. Он заставил нас пережить вместе с ним тоску любящего сердца.

Редеет облаков летучая гряда;
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины;
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень -
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.

С. Какие воспоминания пробудили в поэте прекрасные и таинственные картины природы?

В8. Назовите средство художественной изобразительности, к которому прибегает поэт в первой строке стихотворения («облаков летучая гряда»).

В9. Каким размером написано пушкинское стихотворение?

В10. Укажите приём усиления выразительности стиха, основанный на сходстве начального звучания строк:

Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис…

В11. Как называется художественный образ, несущий в себе многозначный смысл и становящийся своеобразной поэтической «эмблемой» («звезда печальная, вечерняя звезда»)?

В12. Укажите название стилистического приёма, усиливающего выразительность поэтической речи и основанного на соседстве одинаковых согласных звуков («влачил задумчивую лень»)

С1. Как переданы в стихотворении переживания лирического героя?

С2 . Какие произведения русской лирики тематически перекликаются с данным стихотворением? Свой ответ обоснуйте.

В8. метафора

В10. анафора, повтор

В11. символ

В12. аллитерация, звукопись.

В поле чистом серебрится
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки,
Звуки песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.



Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»

А.С.Пушкин

В8 . Как в литературном произведении называется разновидность описания, с помощью которого автор создаёт поэтическую картину русской зимы:

В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

………………….

Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.

В9. Вторя, третья и четвёртая (незавершённая) строфы стихотворения А.С.Пушкина начинаются со слова «пой». Как называется подобный художественный приём?

В10. Укажите термин, которым в литературоведении называют стилистический приём, заключающийся в повторении однородных согласных звуков в стихотворной строфе.

В11 . Из текста стихотворения А.С.Пушкина «В поле чистом серебрится…» выпишите два наречия, определяющие, как именно поэт вслушивается в пение ямщика.

В12. как называется средство художественной выразительности, встречающееся в стихотворении А.С.Пушкина «В поле чистом серебрится…»(«в поле чистом», «песня удалая», «месяц ясный» ), и позволяющее говорить о связи этого произведения с традициями русского фольклора.

С3. Назовите основные темы и мотивы стихотворения «В поле чистом серебрится…».

С4 . Почему в творчестве А.С.Пушкина часто появляется образ дороги, и в каких произведениях русской литературы также звучит тема выбора жизненного пути?

Ответы:

В9. анафора, единоначатие

В10. аллитерация, звукопись

В11. молча, жадно

В12. постоянные эпитеты, устойчивые фольклорные сочетания

«Осень»

Привычная русская природа здесь увидена двойным зрением. С одной стороны, она поэтизируется, описывается поэтически-высоким слогом; отсюда “пышные” эпитеты (“Люблю я пышное природы увяданье, // В багрец и золото одетые леса”), олицетворения (осень – нелюбимое дитя; см. характеристику Татьяны в “Евгении Онегине”), развёрнутые сравнения (осень – чахоточная дева, VI строфа). С другой стороны, стихотворение отличается предметной конкретностью в изображении меняющейся природы:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи –

в нём подчёркивается органическая связь природы с повседневным бытом:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой приходит голод.

В “Осени” “высокий” стиль гармонически сочетается с “низким” (“Я снова жизни полн” – здесь тон повышенный, поэтический; и тут же резкий ход “вниз”: “...таков мой организм // (Извольте мне простить ненужный прозаизм)”; повседневное и будничное прекрасно уживаются (в одной строке). Такова жизнь, таково и стихотворение. В поэзии того времени привычно аллегорическое понимание осени как горького итога жизни (см. “Осень” Е.А. Баратынского). В “Осени” Пушкина описание природы становится сложным и противоречивым (как сама жизнь), обогащённым тонкими и разнообразными смысловыми оттенками. Так, в осени отмечены, с одной стороны, болезненность и отчуждённость, с другой – нарядность и праздничность. Осень описывается то как пограничное состояние природы между жизнью и смертью, то как время задумчивости и меланхолии, то как пора бодрости и здоровья, молодости и счастья. И вот неожиданность: едва ли не впервые в мировой поэзии указано на физиологическую связь природы и творчества.

«Вновь я посетил…»

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор - и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я - но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим - и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны...

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно синея стелется широко;

Через его неведомые воды

Плывет рыбак и тянет за собой

Убогой невод. По брегам отлогим

Рассеяны деревни - там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре...

На границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят - одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко,- здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном,

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал. По той дороге

Теперь поехал я, и пред собою

Увидел их опять. Они всё те же,

Всё тот же их, знакомый уху шорох -

Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему всё пусто.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Произведение завершено в Михайловском 26 сентября 1835 года. Творчество Пушкина развивалось в направлении к реализму. Этим объясняется точность и простота деталей пейзажа.

В основе стихотворения “Вновь я посетил” – раздумья о смысле бытия. Образ Времени как философской категории помогает поэту передать эти раздумья. Перед нами прошлое, настоящее и будущее. Жизнь, по мнению поэта, есть “сцепление” трех времен, единое целое под общим названием Вечность, которая существует независимо от человека, от его воли. И лирический герой стихотворения “покорен общему закону”. Так выражается у поэта христианский взгляд на жизнь и смерть. Все в мире разумно, целостно. Вечен и человек, если попадает в ритм законов Бытия. Мысль о “вечной разумной жизни” воплощает художественный образ дерева, листьев. Мы, все люди, как листья на деревьях. Листья опадают, а дерево остается. Весной появляются новые листья, как новые поколения людей. Человек остается в мире и через семью, детей, через память. Мотив памяти звучит в 1 и 3 частях стихотворения, где возникают картины прошлого и будущего.

Память – соединительная нить между ними. Носителем памяти о прошлом выступает сам лирический герой стихотворения; память его хранит дорогие сердцу образы: “опальный домик”, облик няни, “холм лесистый”, озеро, “иные берега, иные волны”. Обыденное становится для него символом вечности. В 3 части стихотворения носителем памяти становится внук. И это прекрасно, считает поэт. И он приветствует это “племя, младое, незнакомое”. Смысл жизни – в этой памяти потомков. Мы все – часть друг друга. Мы все едины: человек с человеком, человек с природой, поэтому не распадается связь времен, и жизнь человека имеет смысл, она неподвластна смерти. Христианский взгляд на мир – это любовь к жизни, спокойное и мудрое приятие смерти как общего закона бытия. Любовь как состояние души спасает человека от одиночества. Быть “покорным общему закону” – значит принять разумность Бытия. Это путь к любви, гармонии, Богу. К такому восприятию жизни человек идет всю свою жизнь и сам учится этому, а “обучившись”, обретает вечность. “Любовному благоволению “ко всему живому, как творению и образу Божию”, с великой мудростью учит нас Пушкин.

Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа “зелёной семьёй”, “кусты теснятся // Под сенью” старых деревьев, “как дети”. А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишённому потомства. Вокруг этой сосны – “по-прежнему всё пусто”.

Младая роща – олицетворение вечного обновления природы. И поэт убеждён: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит “могучий поздний возраст” сосен, но внук его услышит их “приветный шум, когда, // С приятельской беседы возвращаясь, // Весёлых и приятных мыслей полон, // Пройдёт он мимо” них.

Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.

Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!

«Вновь я посетил...» лишено обилия тропов, сложных образов . В нём превалируют слова литературной речи, но автор обращается и к разговорной лексике (вечор, ворочая, сиживал ), и к книжным словам (объемлет, сенью, мрак ), славянизмам (златых, брегам, главу, младая ). И вся эта лексика органически сплавлена в единое целое.

Стихотворение написано безрифменным пятистопным ямбом.

Александр Сергеевич Пушкин

Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине;
Он думы разбудил, уснувшие во мне:
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень —
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.

Пушкин и Раевская

Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда…» написано в 1820 году, в ранний период южной ссылки. Туда Пушкин отправился из-за нескольких произведений, по мнению властей, не соответствовавших статусу государственного служащего. Изначально вольнолюбивому поэту грозило куда более суровое наказание - ссылка в Сибирь или поселение в Соловецком монастыре. Спасло Александра Сергеевича заступничество влиятельных друзей. В раннем беловом автографе стихотворение имело название - «Таврическая звезда». Произведение создавалось под впечатлением от пребывания в Гурзуфе. Там Пушкин находился вместе с семьей Раевских в период с августа по сентябрь 1820-го. До сих пор точно неизвестно, кого поэт имел в виду, говоря в последних строках о «деве юной». Литературоведы называют несколько претенденток. Среди них - Екатерина Николаевна Раевская, Екатерина Андреевна Карамзина, Мария Аркадьевна Голицына.

В рассматриваемом тексте мотивы античного искусства соединяются с чертами романтической элегии. Крымский полуостров воспринимается сквозь призму его богатой древней истории. Для лирического героя эти земли - античная Таврида, место, фигурировавшее в мифах. Например, в мифе об Ифигении - дочери микенского царя Агамемнона и его супруги Клитемнестры. В первых строках герой обращается к звезде, скорей всего, речь идет о Венере, названной в честь древнеримской богини любви. Она появляется на небе, пробуждая уснувшие думы. Благодаря повтору - «звезда печальная, вечерняя звезда» — возникает ощущение, будто читаешь заклинание. Есть версия, что ключевой мотив стихотворения Александр Сергеевич позаимствовал из VII идиллии Биона «К Гесперу», переведенной Кошанским. В ней изображена античная гармония, позволяющая человеку соединиться с природой, небесами.

В произведении «Редеет облаков летучая гряда…» явно присутствуют черты романтической элегии. Первые четыре строки - описание пейзажа, провоцирующего лирического героя на воспоминания. Как утверждают исследователи пушкинской лирики, имеется в виду гористый берег реки Тясмина, что в Каменке (сейчас - поселок в Черкасской области Украины). Именно там сочинялся анализируемый текст. Далее идет развитие сюжета. Воображение героя рисует прекрасные картины южной природы. Создается атмосфера спокойствия. Перед читателями предстает «мирная страна», «где дремлет нежный мирт и темный кипарис», где над землей возвышаются вековые горы, где слышен шум морских волн. Полного слияния с природой лирическому герою достичь не удается. Мешает тоска по утраченному идеалу, характерная для романтической литературы. Она начинает проявляться ближе к финалу стихотворения. Как уже говорилось выше, в последних строках упоминается «юная дева», искавшая звезду Венеру во тьме и называвшая ее своим именем. Так женский образ становится олицетворением самой любви.

По мнению поэта Вячеслава Иванова, одновременно романтическое и античное содержательное наполнение звезды обусловлено христианской символикой. В средневековых католических гимнах дева Мария фигурировала под именем stella maris, то есть звезда морей. Это же название носила Венера. Александр Сергеевич про stella maris знал. Подтверждение тому - строки из черновика «Акафиста К. Н. Карамзиной»:

Святой Владычице,
Звезде морей, Небесной Деве…

Как и многие другие стихотворения Пушкина, произведение «Редеет облаков летучая гряда…» было положено на музыку. Одноименный романс сочинил выдающийся русский композитор девятнадцатого века Николай Андреевич Римский-Корсаков.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»