Сущность процесса электролитической диссоциации урок. Урок по химии

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

2










7


Анионы Катионы Анод Катод - +


Раствор Кристалл NaCl Na + + Cl Н2ОН2О Н2ОН2О Рис.4.


10 Раствор НCl Н + + Cl - Н2ОН2О Н2ОН2О Рис HCl Cl - H+H+ + - Н+Н Сl-Сl-








14 Проверочный тест. Вариант 1. Вариант 2. 1.К неэлектролитам относятся: 1)карбонат натрия 2) этиловый спирт 3) хлороводородная кислота 4) нитрат цинка 1.К неэлектролитам относятся: 1) хлорид бария 2) сахар 3) серная кислота 4) карбонат калия 2. С образованием катионов металла и анионов кислотного остатка диссоциирует: 1). гидроксид меди (II) 2). гидроксид натрия 3). хлорид алюминия 4). угольная кислота 2. С образованием катионов металла и анионов кислотного остатка диссоциирует: 1) сахароза 2) гидроксид натрия 3) бромид алюминия 4) азотная кислота 3. Электролитами являются оба вещества в группе: 1). CH4, CO2 2). C2H5OH, HNO3 3). СaO, BaSO4 4). NaCl, KOH 3. Электролитами являются оба вещества в группе: 1). глицерин, SO2 2). CuCl2, KOH 3). BaO, K2SO4 4). Fe(OH)3, H2SiO3 4. Больше всего ионов водорода образуется при диссоциации равна: 1). HI 2). H2CO3 3). H2S 4). H2SiO3 4. Больше всего ионов водорода образуется при диссоциации равна: 1). H3PO4 2). H2SO4 3). HNO3 4). HF 5. Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации сульфата алюминия равна: 1). 4 2). 6 3). 2 4) Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации карбоната натрия равна: 1). 4 2). 3 3). 2 4). 1

Данный урок химии изучается по УМК О.С.Габриеляна (2 часа в неделю) в главе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» в 4 четверти 8 класса. Тип урока – изучение нового материала. Во время урока учащиеся закрепляют знания о видах химической связи; знакомятся с сущностью и механизмом электролитической диссоциации.

Повышению познавательной мотивации на уроке способствует демонстрация опытов на электрическую проводимость твердых веществ и электронная презентация.

Изучение нового материала происходит с помощью демонстрационных опытов, анализа схем и рисунков, а так же использования электронной презентации программы Microsoft Power Point. В ходе урока у учащихся развиваются умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. При изучении нового материала используются межпредметные связи с физикой.

В учебном занятии сочетается фронтальная и индивидуальная работы.

Результатом работы является: интенсификация работы учителя и учащихся на уроке; учащиеся закрепляют представления о видах химической связи, усваивают понятия электролит и неэлектролит, изучают сущность и механизм электролитической диссоциации.

Рефлексия урока проводится в виде химического диктанта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школы № 12»

Урок химии

8 класс

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

Учитель химии

Харитонова М.В.

Муром

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Данный урок химии изучается по УМК О.С.Габриеляна (2 часа в неделю) в главе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» в 4 четверти 8 класса. Тип урока – изучение нового материала. Во время урока учащиеся закрепляют знания о видах химической связи; знакомятся с сущностью и механизмом электролитической диссоциации.

Повышению познавательной мотивации на уроке способствует демонстрация опытов на электрическую проводимость твердых веществ и электронная презентация.

Изучение нового материала происходит с помощью демонстрационных опытов, анализа схем и рисунков, а так же использования электронной презентации программы Microsoft Power Point. В ходе урока у учащихся развиваются умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. При изучении нового материала используются межпредметные связи с физикой.

В учебном занятии сочетается фронтальная и индивидуальная работы.

Результатом работы является: интенсификация работы учителя и учащихся на уроке; учащиеся закрепляют представления о видах химической связи, усваивают понятия электролит и неэлектролит, изучают сущность и механизм электролитической диссоциации.

Рефлексия урока проводится в виде химического диктанта.

Цель урока: изучение сущности нового понятия «электролитическая диссоциация»

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Обеспечить усвоение учащимися новых понятий: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация.
  • Установить зависимость электрической проводимости растворов от вида химической связи и кристаллической структуры веществ.
  • Раскрыть сущность и механизм процесса электролитической диссоциации на примере веществ с ионной и полярной ковалентной связями.
  • Углубить знания учащихся об ионной и ковалентной полярной связях, свойствах основных классов неорганических веществ.

Развивающие задачи:

  • Развитие умения вести наблюдения опытов, анализировать схемы и рисунки, вести конспектирование.

Развитие познавательного опыта школьников.

  • Продолжить формирование мировоззрения о зависимости свойств веществ от состава и строения.

Воспитательные задачи :

Продолжить формирование мотивации учебной деятельности.

Продолжить формирование представлений о положительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Применяемые технологии : урок построен с использованием современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point.

Формы организации обучения : сочетание фронтальной и индивидуальной работы.

Межпредметные связи : физика (два типа зарядов).

Оборудование урока:

Мультимедийное оборудование; прибор для испытания электрической проводимости веществ.

Основные понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация.

Ожидаемые результаты : интенсификация работы учителя и учащихся на уроке; учащиеся закрепляют представления о видах химической связи, усваивают понятия электролит и неэлектролит, изучают сущность и механизм электролитической диссоциации.

ПЛАН УРОКА

I ЭТАП - МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ

Введение в новую тему. Повторение видов химической связи.

II ЭТАП - ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

1. Электролиты и неэлектролиты.

2. Строение молекулы воды.

3. Механизм и сущность электролитической диссоциации.

4. Сванте Аррениус - сообщение ученика.

5. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

III ЭТАП - ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ.

Учащиеся выполняют задания.

КОНСПЕКТ УРОКА.

Сегодня мы с вами начинаем изучать новую тему: «Электролитическая диссоциация». Целью урока будет раскрытие сущности нового для вас понятия – электролитическая диссоциация.

Вам уже известно, что химические связи между атомами могут быть двух видов: ионные и ковалентные. Приведите примеры веществ с этими видами связей. А каков вид химической связи в соединениях атомов из трех и более разных элементов: солях кислородсодержащих кислот и основаниях?

Таким образом, кристаллы солей слагаются из ионов: «+» заряда у металла и «-» заряда у кислотного остатка Na + Cl - , K + NO - 3 , Na + 3 PO 3- 4

Твердые основания также имеют кристаллическую решетку с «+» заряженными ионами металла и «-» заряженными гидроксидионами: NaOH, Ca(OH) 2

Если в состав соединения входят атомы только неметаллов (O, H, С), то все связи ковалентные. Такие вещества глюкоза, сахар, спирт и др. содержат нейтральные молекулы - ионов нет.

II. 1. Различия в характере химической связи сказывается на поведении веществ в растворах, так как большинство реакций протекает в растворах.

Из курса физики вы знаете, что способность растворов проводить электрический ток определяется наличием переносчиков электрических зарядов-ионов. Для этого используют прибор для испытания электрической проводимости (краткое описание прибора).

Демонстрация опытов на электрическую проводимость твердых веществ и их растворов с последующим их обсуждением.

Таким образом, раствор соли, в отличие от чистой воды и твердой соли, поводит электрический ток, так как содержит свободно перемещающиеся ионы. Подобно растворам солей проводят электрический ток растворы щелочей. Соли и щелочи проводят электрический ток не только в растворах, но и в расплавах: при плавлении кристаллическая решетка разрушается на ионы и они начинают свободно перемещаться, переносить электрический заряд.

ВЕЩЕСТВА

ЭЛЕКТРОЛИТЫ НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ

«ВЕЩЕСТВА, РАСТВОРЫ ИЛИ РАСПЛАВЫ КОТОРЫХ ПРОВОДЯТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК, НАЗЫВАЮТСЯ ЭЛЕКТРОЛИТАМИ».

Это – соли, кислоты, щелочи (передача электрического тока осуществляется в них за счет движения «+» и «-» ионов).

А теперь подвергнем испытанию на электрическую проводимость растворы веществ с ковалентной связью - сахар, спирт. Лампочка не горит, значит, растворы этих веществ не проводят электрический ток.

«ВЕЩЕСТВА, РАСТВОРЫ КОТОРЫХ НЕ ПРОВОДЯТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК, НАЗЫВАЮТСЯ НЕЭЛЕКТРОЛИТАМИ.

ВЫВОД: заряд переносят свободные ионы, имеющие возможность двигаться. Значит, поведение веществ в водном растворе зависит от их строения.

2.Вспомним строение молекулы воды. В молекуле воды между атомами О и Н ковалентная полярная связь. Электронные пары, связывающие атомы смещены к О, где образуется частично «-« заряд, а у Н частично «+»заряд. Связи каждого атома Н с О в воде образуют между собой угол 104,5 0 , благодаря чему молекула воды имеет угловую форму. Полярную молекулу воды изображают в виде диполя

3. Рассмотрим механизм диссоциации на примере раствора соли NаCl. При растворении соли диполи воды ориентируются противоположно заряженными концами вокруг «+» и «-» ионов электролита. Между ионами электролита и диполя воды возникают силы взаимного притяжения. В результате связь между ионами ослабевает, и происходит переход ионов из кристалла в раствор (рис. 42 учебника). Последовательность процесса диссоциации веществ с ионной связью (солей и щелочей), будет такой:

а) ориентация молекул – диполей воды около ионов кристалла

б ) гидратация (взаимодействие) молекул воды с ионами поверхностного слоя кристалла

в) диссоциация (распад) кристалла электролита на гидратированные ионы.

Упрощенно происходящие процессы можно отразить с помощью уравнения: NаСl = Nа + + Сl -

Аналогично диссоциируют и электролиты, в молекулах которых ковалентная полярная связь (например, НСl) только в этом случае под влиянием диполей воды происходит превращение ковалентной полярной связи в ионную и последовательность процессов будет такая.

а) ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита

б) гидратация (взаимодействие) молекул воды с молекулами электролита

в) ионизация молекул электролита (превращение ковалентной полярной связи в ионную).

г) диссоциация (распад) молекул электролита на гидратированные ионы.

Упрощенно уравнение диссоциации соляной кислоты выглядит так:

НСl = H + + Cl -

Ион, окруженный гидратной оболочкой (молекулами воды) называется гидратированным. Наличие гидратной оболочки препятствует переходу ионов в кристаллическую решетку. Образование гидратированных ионов сопровождается выделением энергии, которая расходуется на разрыв связей между ионами в кристалле.

Таким образом, при растворении солей, щелочей и кислот эти вещества распадаются на ионы.

«Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется электролитической диссоциацией».

Теория, объясняющая особое поведение электролитов в расплавленном или растворенном состоянии распадом на ионы называется теорией электролитической диссоциации.

4. В растворах электролитов наряду с ионами присутствуют и молекулы. Поэтому растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации , которая обозначается греческой буквой α («альфа»).

Степень диссоциации – это отношение числа частиц, распавшихся на ионы (N д ), к общему числу растворенных частиц (N P ):

α=N д /N P

Степень диссоциации электролита определяется опытным путем и выражается в долях или процентах. Если α=0, то диссоциация отсутствует, а если α=1, или 100%, то электролит полностью распадается на ионы. Различные электролиты имеют различную степень диссоциации, то есть степень диссоциации зависит от природы электролита. Она также зависит и от концентрации: с разбавлением раствора степень диссоциации увеличивается.

По степени электролитической диссоциации электролиты разделяют на сильные и слабые.

Сильные электролиты – такие электролиты, которые при растворении в воде практически полностью диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к единице.

К сильным электролитам относятся:

1) все растворимые соли;

2) сильные кислоты, например: H 2 SO 4 , HCl, HNO 3 ;

3) все щелочи, например: NaOH, KOH.

Слабые электролиты – это такие электролиты, которые при растворении в воде почти не диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к нулю.

К слабым электролитам относятся:

  1. слабые кислоты – H 2 S, H 2 CO 3 , HNO 2 ;
  2. водный раствор аммиака NH 3 *H 2 O;
  3. вода.

III. ВЫВОДЫ и ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Какие вещества называются электролитами? Приведите примеры. Почему эти вещества проводят электрический ток.

Какие вещества называются неэлектролитами? Приведите примеры.

Что понимают под электролитической диссоциацией?

Что показывает степень диссоциации?

Как классифицируют электролиты по степени диссоциации?

Химический диктант

Запишите вещества. Электролиты подчеркните одной чертой, неэлектролиты – двумя чертами. Расставьте заряды.

Жидкий аммиак, раствор хлорида кальция, серная кислота, нитрат калия, гидроксид калия, ацетон, фосфат кальция, бензол, раствор сахара, азотная кислота, карбонат кальция, иодоводород.

Учащиеся выполнят задание с последующей проверкой.

Классификация веществ ВЕЩЕСТВА ЭЛЕКТРОЛИТЫ НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ NaCl, NaOH, KNO 3 Сахар, глюкоза, спирт ВЕЩЕСТВА, РАСТВОРЫ ИЛИ РАСПЛАВЫ КОТОРЫХ ПРОВОДЯТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК, НАЗЫВАЮТСЯ ЭЛЕКТРОЛИТАМИ. ВЕЩЕСТВА, РАСТВОРЫ КОТОРЫХ НЕ ПРОВОДЯТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК, НАЗЫВАЮТСЯ НЕЭЛЕКТРОЛИТАМИ.

Строение молекулы воды O H H - + 104 ,5 0

Схема электролитической диссоциации полярной молекулы хлороводорода H + CL - + + + + + + H + + - + + + + + + CL - + + + + + H + + - + + + + C L - + - + + + + +

«Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется электролитической диссоциацией». 1887 г. Сванте Аррениус

Классификация электролитов ЭЛЕКТРОЛИТЫ СИЛЬНЫЕ СЛАБЫЕ NaCl, NaOH, KNO 3 NH 4 OH, HNO 2

Химический диктант Запишите вещества. Электролиты подчеркните одной чертой, неэлектролиты – двумя чертами. Расставьте заряды. Жидкий аммиак, расствор хлорида кальция, серная кислота, нитрат калия, гидроксид калия, ацетон, фосфат кальция, бензол, раствор сахара, азотная кислота, карбонат кальция,иодоводород.


Конспект

урока по химии в 8 классе

школы №16 г. Саранска

студентки 4 курса химического отделения

Института физики и химии

МГУ им. Н. П. Огарева

Тема урока : Электролитическая диссоциация.

Цели урока:

Образовательная: сформировать основные понятия об электролитах и неэлектролитах, о написании уравнений диссоциации, рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи.

Воспитательная: Формирование навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной, повышение творческой активности учащихся, познавательного интереса к химии, чувства ответственности перед своими товарищами.

Развивающая: Развитие у учащихся познавательных способностей, формирование самостоятельности мышления, умения логически рассуждать, обобщать и делать выводы из полученных знаний.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока:

Общие: объяснительно-иллюстративный;

Частные: словесно – наглядно – практический.

Оборудование и реактивы: дистиллированная вода, KCl (р-р и тв.), раствор сахарозы, щелочь, HCl, CuSO 4 , прибор для исследования электропроводности растворов данных веществ, химический стакан.

План урока:

Организационный момент 1 мин.

Проверка домашнего задания 10 мин

Изучение нового материала 30 мин

Обобщение 3 мин

Подведение итогов 1мин

(выставление оценок, домашнее задание)

Здравствуйте, ребята!

Я рада вас приветствовать на уроке.

Милые мои друзья!

Поздравляю всех я от себя.

Каждый из вас по-своему хорош:

Для людей, для дела всем пригож.

А теперь, ребята, не грустите

И задачки разрешите

Ну же, смело налетай

И заданья получай.

Карточка: «Лишний раствор»

Назовите «лишний » (выпадающий из ряда) раствор из пяти предложенных. Почему вы считаете, что именно он лишний? Что общего у четырех остальных растворов?

сплав меди с цинком (латунь)

раствор йода в спирте (йодная настойка)

сплав меди с оловом (бронза)

сплав меди с никелем (мельхиор)

сплав алюминия с медью (дюралюминий)

Карточка «Недостающий раствор»

Какой из перечисленных ниже растворов (а - в) вы поместили бы вместо знака вопроса в пункт 5? Объясните, почему вы выбрали этот раствор? Почему другие растворы не подходят?

раствор кислорода в воде

раствор серной кислоты в воде

раствор сахара в воде

раствор азотной кислоты в воде

а) углекислый газ в воздухе, б) раствор хлорида натрия в воде,
в) сплав золота и серебра.

В это время фронтально задаются вопросы:

Давайте вспомним о роли растворов в природе и практической деятельности людей.

Поясните сущность физической и химической теории растворов. Почему их необходимо объединить?

Так что же такое раствор?

Приведите доказательства химического взаимодействия растворенного вещества с водой?

Что такое: гидратация, гидраты, кристаллогидраты?

Что такое растворимость веществ в воде?

Как количественно определяются понятия «хорошо растворимое в воде вещество», «мало растворимое», «практически нерастворимое»?

Давайте поиграем в игру «передай другому»:

На доске записан вопрос: Данное вещество относится к мало растворимому, хорошо растворимому или практически нерастворимому? (работа с таблицей растворимости)

Класс делится на шесть групп (по рядам). Каждая группа получает альбомный лист, поделенный на четыре графы (фамилия учащегося и ответы на вопрос) и столько строк, сколько игроков в команде.

Задача состоит в том, чтобы придумать соединение не такой, как у соседей, и выполнить задания.

Если учащийся сразу может ответить на вопрос, то он пишет ответ и быстро передает листок сидящему сзади члену команды. И та команда, чей листок первым дойдет до учителя, получает дополнительные баллы.

Давайте я вам зачитаю стихотворение:

Жил один кристалл ионный,

Для ионов дом огромный,

Был красивый он и ровный.

Но случилась с ним беда.

Капля на него упала,

И кристалла вмиг не стало:

На ионы распластала

Его ловкая вода.

Все семейство удивилось:

«Что снаружи приключилось?»

А для того, чтобы ответить на данный вопрос вам поможет сегодняшняя тема «Электролитическая диссоциация.» (дискета №1: название темы.) И целью нашего урока является ознакомление с новыми понятиями данной темы.

Итак, вам известно, что существуют вещества, которые хорошо проводят электрический ток – это (проводники).

Проводники делятся на проводники первого рода – металлы и на проводники второго рода – электролиты.

Вспомните, что же такое электрический ток? (это направленное движение заряженных частиц.)

Т.к. мы будем работать с электрическим аппаратом, то необходимо соблюдать правила техники безопасности. Какие правила вы знаете? (не трогать оголенные провода, электроды руками, особенно мокрыми; при загорании прибора отключить общий рубильник, не оставлять включенным в сеть; тушить песком)

Проделаем опыт по изучению электропроводности растворов некоторых веществ.

Прибор состоит из стакана, в который наливают раствор исследуемого вещества. На стакан ставят пластинку из эбонита с вмонтированными в нее двумя угольными электродами, к клеммам которых присоединены провода. Один из них соединен с лампочкой. Выходной контакт от лампочки и провод от другой клеммы идут к источнику тока.

Электроды опускаем в стакан с твердой кристаллической солью CuSO 4 (лампочка не загорается), затем в раствор CuSO 4 (лампочка загорается), потом в растворы HCl, сахарозы, щелочи и в дистиллированную воду.

Во время проведения опыта ребята заполняют таблицу:

CuSO 4

и т.д.

Скажите, а почему раствор поваренной соли проводит электрический ток, а раствор сахарозы не проводит? (это связано с образованием ионов.) А что такое ион? (это мельчайшие заряженные частицы вещества, которые обуславливают химические и физические свойства этого вещества).

Таким образом по способности проводить электрический ток вещества делятся на электролиты и неэлектролиты. (дискета №1: определения понятий: электролиты и неэлектролиты)

Из проделанного опыта видно, что к электролитам относят растворы солей, кислот, оснований, а к неэлектролитам – органическме соединения, твердые вещества, газы.

Скажите, а чем отличаются электролиты от неэлектролитов? (типом связи.). Т.е. к электролитам относятся вещества с ионной и ковалентно-полярной связью.

Способность электролитов проводить электрический ток принципиально отличается от способности проводить электрический ток металлов. Почему? (т. к. электропроводность металлов обусловлена движением электронов, а электропроводность у электролитов связана с движением ионов.)

Давайте изучим поведение веществ в водном растворе на примере хлорида натрия.

Опыт: электроды опускаем в стакан с раствором хлорида натрия (лампочка загорается).

Из результата опыта сделаем вывод, что под влиянием воды вещества испытывают изменения. Вода заставляет электролиты распадаться на ионы. Этот процесс называется диссоциацией.

Этот процесс изучал шведский ученый Сванте Аррениус. Давайте послушаем сообщение вашей одноклассницы о его заслугах в химии (диск №2: портрет Сванте Аррениуса)

Будучи приверженцем физической теории растворов, шведский ученый Сванте Аррениус, не смог ответить на вопрос: почему именно в водном растворе происходит диссоциация солей и щелочей? Ответ на него дали русские химики Каблуков, Кистяковский. Суть их дополнений заключается в следующем (под запись): причиной диссоциации электролита в растворе является его гидратация, т.е. взаимодействие с молекулами воды. И ионы, которые образуются при диссоциации будут гидратированными, т.е. связанными с молекулами воды, и их свойства будут отличаться от негидратированных.

Что же из себя представляет молекула воды? В целом молекула воды не заряжена. Но внутри молекулы воды атомы кислорода и водорода располагаются так, что положительные и отрицательные заряды находятся в противоположных концах молекулы. Поэтому молекула воды представляет собой диполь:

Рассмотрим механизм диссоциации хлорида натрия при растворении. Какой тип связи у этого соединения? (ионный).(диск №2:диссоциация веществ с ионной структурой ).

Отмечу, что легче всего диссоциируют электролиты, имеющие ионную структуру.

Диссоциация веществ с ионной связью протекает в три стадии:

вначале хаотически движущиеся молекулы воды у ионов кристалла ориентируются к ним противоположно заряженными полюсами – происходит ориентация.

затем диполи воды притягиваются, взаимодействуют с ионами поверхностного слоя кристалла происходит гидратация.

молекула воды, перемещаясь в раствор, захватывают с собой гидратированные ионы. Происходит диссоциация.

А как реагируют с молекулами воды полярные молекулы электролита?

Аналогично, но на одну стадию больше (диск №2: диссоциация веществ с ковалентно-полярной связью ):

ориентация

гидратация

ионизация, т.е. превращение ковалентно-полярной связи в ионную.

диссоциация

Таким образом электролитическая диссоциация – процесс распада электролита на ионы при растворении.

Следует учитывать, что в растворах электролитов хаотически движущиеся ионы могут столкнуться и соединиться в молекулу. Это процесс ассоциации.

Обратите внимание на знак, стоящий в уравнении диссоциации.(диск №1: написание уравнения диссоциации ). Поскольку число молекул воды, которое присоединяют ионы, неизвестно, то процесс диссоциации электролитов изображают упрощенно: NaCl = Na + +Cl -

Для примера запишите сокращенное уравнение диссоциации некоторых веществ с ионным строением: Ca(OH) 2 , Na 2 SO 4 , Na 3 PO 4 , Al 2 (SO 4 ).

На сегодняшнем уроке вы узнали, что такое электролитичекая диссоциация, механизм диссоциации.

Исходя из всего сказанного, скажите, какие процессы зашифрованы в стихотворении:

Жил один кристалл ионный,

Для ионов дом огромный,

Был красивый он и ровный.

Но случилась с ним беда.

Капля на него упала,

И кристалла вмиг не стало:

На ионы распластала

Его ловкая вода.

Все семейство удивилось:

«Что снаружи приключилось?»

Это рядом появилась вдруг молекул череда,

Подбежали шумным роем,

Окружили плотным строем:

«Предложить хотим героям

нашу дружбу навсегда…»

Водородом к анионам,

Гидроксидом к катионам,

Не уйти от них ионам

Ни туда и ни сюда.

(растворение вещества с ионной связью, ориентация молекул воды, гидратация, диссоциация)

Домашнее задание: § 35, №2,5,6 стр.147.

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Урок 5

Тема: Сущность процесса электролитической диссоциации

Цели и задачи:

Образовательные: формировать понятия «электролиты, неэлектролиты, р-рение, гидратация, гидраты, кристаллогидраты, кристаллизационная вода», раскрыть сущность процесса электролитической диссоциации, рассмотреть основные положения теории электролитической диссоциации;

Развивающие: развивать умения работать с текстом, давать хар-ку процессу электролитической диссоциации;

Воспитательные: воспитывать интерес к химии, формировать научное мировоззрение.

Оборудование: соли, вода, таблица, учебник, тетради, дид.карточки.

Ход урока:

1)Орг.момент

2)Проверка д.з.

Фронтальная беседа: «Основные классы неорганических веществ»;

Индив. письм. опрос по карточкам

Вариант 1: Дать определения: соли, оксиды. Дать их классификацию.

Привести примеры

Вариант 2: Дать определения: основания, кислоты. Дать их классификацию.

Привести примеры.

Диктант

Написать формулы кислот, их кислотных остатков, указать их валентность.

3)Изучение нового материала

1.Актуализация знаний

I. Опыты с сухими веществами, р-рами и расплавами по проведению электрического тока

Рис.1 с.3

Сухие NaCl, сода

Дистиллированная вода - не проводят ток

Р-ры NaCl, щелочей, солей - проводят ток

Р-ры глюкозы

Спирта - не проводят ток

Сахара

Кислорода

Азота

II. Механизм растворения в воде

1)В-в с ионной связью

Рис.2 Na + Cl - + Н-О-Н

В р-ре ионы гидратированы – окружены молекулами воды

2)В-в с ковалентной полярной связью

НCl H + + Cl - гидратированные ионы

Ковалентная полярная связь превращается в ионную

III. Вещества

Электролиты Неэлектролиты с.5

… …

Определения

Соли кислород

Щелочи азот

Кислоты водород

С ионной или ковалентной с ковалентной неполярной/слабополярной связью

сильнополярной связью

IV. Электролитическая диссоциация – процесс распада электролита на ионы при растворении в воде или расплавлении.

V. Растворение – физико-химический процесс

V. Гидратация ионов

Каблуков и Кистяковский предположили, что при р-рении молекулы воды присоединяются к ионам, обр-ся гидраты

Определение с.6

VI.Крислаллогидраты и кристаллизационная вода

С.7 определение

VII.Основные положения теории электролитической диссоциации

Сам- но с.8-9 наизусть

4)Закрепление

В.1-6 с.13

5)Рефлексия

6)д.з.

П.1 пересказ, определения и положения теории наизусть


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»