– Записка о здравии или упокоении – это разновидность общей молитвы, желание помочь ближнему живому или усопшему, проявление и развитие любви. Искренняя, усердная, чистосердечная молитва помогает всегда – однако состав и время помощи определяется не людьми, а Богом. Одному лишь Ему известно, какая именно помощь полезнее всего на каждом этапе земной жизни человека.
Как часто следует подавать записки для поминания?
Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас. Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров необходимо как можно чаще, и особенно в те дни, которые имеют исключительное значение: день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи. Почитая память святого, чье имя мы носим, мы призываем своего покровителя на молитву и ходатайство перед Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16). Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения ребенка. Влечет нас к себе грех, овладевает ли нами дурная страсть, искушает ли дьявол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, приходит беда, нужда, болезнь - молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит избавлению, укреплению и утешению.
Как правильно написать в храме записку?
– Вверху записки изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «еп. Евстафия», «иером. Фотия», «иерея Александра». Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - можно подать несколько записок. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный» (нов.). За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться не нужно, они сами уже молятся о нас.
За кого нельзя подавать записки?
– Записки в храме не подают за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных, иноверных, за самоубийц (если нет Архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.
Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?
– Во время проскомидии (в переводе с греческого «приношение») – подготовительной части Литургии поминаются люди, имена которых написаны в записках о здравии и о упокоении, а священник в это время вынимает частицы из просфор и в конце Литургии после причащения мирян опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
На Валааме такое поминовение совершает братия монастыря в храме во время чтения полунощницы. В это время в алтаре совершается проскомидия.
До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?
– До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».
Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?
– Так писать не принято. К имени поминаемого, написанному в родительном падеже, допускается добавление слов: «младенца», «отрока» (для детей). В заупокойных записках перед именем усопшего в течение 40 дней после кончины обычно добавляют слово: «новопреставленного». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок. Для молитвенного поминовения священнику достаточно знать имя человека, данное в Крещении.
Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
– Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял святого Крещения, а в записках пишут имена только крещеных православных христиан.
Следует подавать записки о здравии будущей матери, а самой матери необходимо чаще бывать в храме, исповедоваться и причащаться – это будет полезно и для нее, и для ребенка, который с момента зачатия уже является человеком, имеющим бессмертную душу.
Что такое сорокоуст и как его заказать?
– Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время проскомидии. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.
Что такое годовое поминовение?
– Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на 40 дней (сорокоуст), на год.
Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм — дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.
Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», — это сравнительно недавнее явление. В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги. Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон. Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения.
Казалось бы, что подать в храме записку просто… Возьми листок и напиши имена. Однако часто на этом шаге у многих возникают вопросы. Когда? А как? Как написать правильно? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Главное — в записках для поминания пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. Записки надо подавать до начала Литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы. Записки на молебен можно заказать перед его началом, либо заранее. Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий) или накануне вечером. Имена положено писать разборчивым почерком в родительном падеже , то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете. Имена писать полностью : не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п. Все имена должны быть даны в церковном написании. Не следует использовать ласковые замены имен собственных : не Дуни, но Евдокии, не Лели, но Елены, не Фени, а Феклы или Аграфены и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя.
Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, разберемся, какое у них христианское имя. Так, часто в записках встречаются имена Рустам, Октябрина, Ким и др. Рустам – такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином. Октябрина – такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека.
Поминая священника, мы не должны писать в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца ? Диакона? Священника? Архимандрита?.. Всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха). Очень часто встречаются в записках имена святых. Мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя святых не стоит. Нельзя писать Блаж. Марии – Что за блаж. Мария? Слово блаженная – это официальный титул святой, прославленной Церковью в лике блаженных: Блаженная Матрона, Блаженная Ксения. Если какую-то старушку и называют ее почитатели блаженной, это лишь благочестивое ее именование, но не титул, усвоенный ей Церковью. Поэтому в записках все нежные и уважительные формы обращения писать не надо. Так же не стоит писать старица Мария , старец Николай . Ребенок до семи лет указывается как «младенец» (например, млад. Иоанна) и полностью. Ребенок после от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица (для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия. Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан. Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещеных младенцев. Возможно только поминание свечой и дома молитвой о некрещеных младенцах.
Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
— первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
— далее следует имя вашего духовного отца
- священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
— затем перечисляются детские имена:
младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
— теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян
:
сначала мужские имена, а затем женские:
ваши родители;
свое имя;
имена членов вашей семьи, близких и родных;
имена ваших благодетелей;
если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
— по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.
В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):
воина;
болящего - (болящ.);
путешествующего – (путеш.);
заключенного – (закл.);
беременной (непраздной) – (непразд.).
Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:
новопреставленный
- усопший в течение 40 дней после
кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п);
приснопамятный
(усопший, имеющий в этот день памятную дату)
обычно обозначают в записках сокращенно п/п:
- день смерти,
- день именин
- и день рождения усопшего;
ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ ЗАПИСОК.
Дорогие братья и сестры! В нашем храме продолжаются ремонтные работы. Просим неравнодушных людей оказать посильную финансовую помощь! Да хранит вас Господь!
Банковские реквизиты:
Получатель: Местная религиозная организация Православный Приход храма Святой мц.Параскевы Пятницы с.Боево Каширского района Воронежской области религиозной организации «Воронежская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
расчетный счет № 40703810413180106156
ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК г. ВОРОНЕЖ
Кор.счет № 30101810600000000681
БИК 042007681
ИНН 3613001545
КПП 36361301001
ПРОЧИТАНО И ПРОСМОТРЕНО (65325)
В богослужебной практике Русская Православная Церковь пользуется юлианским календарем, в просторечии - старым стилем. Для удобства же пользования церковным календарем даты старого стиля пересчитываются на принятый с 1918 года в гражданской жизни и в быту григорианский календарь - новый стиль. Разница между старым и новым стилем в XXI столетии - 13 дней.
Сведения в месяцеслове календаря располагаются в определенном порядке. После указания праздника или Недели и седмицы по Пятидесятнице, гласа Октоиха в первом абзаце, рядом с числом месяца, даются имена вселенских и русских святых, в том числе новомучеников и исповедников Российских, имеющих Службу в Минеях и Триодях, а также некоторых новопрославленных русских святых, независимо от того, есть или пока еще нет им Службы.
Во втором абзаце приводятся имена всех остальных святых, память которых приходится в данный день, кроме новомучеников и исповедников Российских.
В третьем абзаце приводятся имена новомучеников и исповедников Российских, которым пока еще нет отдельных служб. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года в документе «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» постановил: «Синодальной комиссии по канонизации святых надлежит продумать возможность такого именования каждого новомученика или исповедника, в котором бы содержалось упоминание о месте его подвига, занимаемой кафедре или фамилии. Это именование должно быть затем включено в официальный календарь Русской Православной Церкви». Во исполнение указанного постановления Архиерейского Собора в точном соответствии с данными, представленными Синодальной комиссией по канонизации святых, и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в календаре приводятся имена новомучеников и исповедников Российских.
В четвертом абзаце указываются праздники в честь местночтимых икон Божией Матери.
В месяцеслове помещаются курсивом указания на каждый день чтений из Священного Писания: из Ветхого Завета - паримий и из Нового - из Апостольских посланий и Евангелия. Чтения даются для литургии, при этом в обязательном порядке указываются чтения рядовые и чтения избранных святых. При бденном святом в седмичный день рядовые чтения вычитываются обычно накануне. В остальных случаях чтения святых читаются в день их памяти после рядовых. В субботы периода Октоиха (не Триодей) чтения святых предваряют рядовые. В великие праздники указаны чтения и для утрени. Паримии в данном календаре принято указывать в дни Великого поста для 6-го часа и вечерни.
После указаний чтений даются литургические уставные заметки о совершении богослужения в дни великих праздников и при совпадении нескольких празднований в один день.
Праздники двунадесятые выделены в месяцеслове крупным полужирным шрифтом красного цвета. Тем же цветом обозначены и все воскресные дни. Более мелким полужирным шрифтом красного цвета даны дни памяти великих святых, которым совершается всенощное бдение (таким же образом выделены дни памяти ап. Андрея и равноап. вел. князя Владимира). Остальные памяти великих или особо чтимых святых даны черным полужирным шрифтом (если память их приходится на воскресный день, то - красным цветом).
Арабские цифры после имени святого обозначают год кончины святого или обре’тения его мощей. Римские цифры указывают век, в котором жил святой. Цифры после наименования иконы Божией Матери обозначают год или век прославления этой иконы. Даты в уставных заметках, а также указания в тот или иной день на числа других дней даны по старому стилю.
Список имен святых, содержащийся в календаре, дает возможность определить день своего Ангела тем, кто его не знает. Днем Ангела будет тот день памяти святого, чье имя вы носите, который ближе к дню вашего рождения, или иной день его памяти, или день памяти другого святого, с тем же именем. При этом желательно посоветоваться со священником.
В Церкви Божией все бывает «благообразно и по чину» (1 Кор. 14, 40). В литургической жизни Церкви благочиние достигается исполнением Церковного Устава, одним из выражений которого является церковный календарь, благовременно возвещающий о днях праздников и постов, порядке чтений Священного Писания и образе совершения богослужения, да будет всегда посреде единодушных совершителей его Христос, Живый и Действуяй.
Сокращения:
ап.
- апостол;
апп.
- апостолы;
архиеп.
- архиепископ;
архим.
- архимандрит;
бесср.
- бессребреник;
блгв.
- благоверный;
блгвв.
- благоверные;
блж.
- блаженный;
болг.
- болгарский;
веч.
- вечерня;
вмц.
- великомученица;
вмч.
- великомученик;
груз.
- грузинский;
еп.
- епископ;
игум.
- игумен;
исп.
- исповедник;
испп.
- исповедники;
кн.
- князь;
кнн.
- князья;
лит.
- литургия;
местн.
- местночтимый;
митр.
- митрополит;
мц.
- мученица;
мцц.
- мученицы;
мч.
- мученик;
мчч.
- мученики;
первомч.
- первомученик;
первомц.
- первомученица;
прав.
- праведный;
правв.
- праведные;
прп.
- преподобный;
прпп.
- преподобные;
прмц.
- преподобномученица;
прмцц.
- преподобномученицы;
прмч.
- преподобномученик;
прмчч.
- преподобномученики;
прор.
- пророк;
равноап.
- равноапостольный;
румын.
- румынский;
св.
- святой;
свв.
- святые;
свт.
- святитель;
свтт.
- святители;
серб.
- сербский;
сщмч.
- священномученик;
сщмчч.
- священномученики;
утр.
- утреня;
Мф.
- Евангелие от Матфея;
Мк.
- Евангелие от Марка;
Лк.
- Евангелие от Луки;
Ин.
- Евангелие от Иоанна;
Деян.
- Деяния святых апостолов;
Иак.
- Послание Иакова;
1 Пет.
- 1-е послание Петра;
2 Пет.
- 2-е послание Петра;
1 Ин.
- 1-е послание Иоанна;
2 Ин.
- 2-е послание Иоанна;
3 Ин.
- З-е послание Иоанна;
Иуд.
- Послание Иуды;
Рим.
- Послание к римлянам;
1 Кор.
- 1-е послание к коринфянам;
2 Кор.
- 2-е послание к коринфянам;
Гал.
- Послание к галатам;
Еф.
- Послание к ефесянам;
Флп.
- Послание к филиппийцам;
Кол.
- Послание к колоссянам;
1 Сол.
- 1-е послание к солунянам;
2 Сол.
- 2-е послание к солунянам;
1 Тим.
- 1-е послание к Тимофею;
2 Тим.
- 2-е послание к Тимофею;
Тит.
- Послание к Титу;
Флм.
- Послание к Филимону;
Евр.
- Послание к евреям;
Быт.
- Бытие;
Исх.
- Исход;
Притч.
- Притчи Соломона;
Прем. Солом.
- книга Премудрости Соломона;
Ис.
- книга Исаии;
Иоил.
- книга Иоиля;
Зах.
- книга Захарии;
Мал.
- книга Малахии.
Aрхидьякон
- старший дьякон в монашествующем духовенстве. Звание архидьякона дается в качестве награждения.
Архиепископ
- первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархии. Епископы, управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Архиепископами называются архиереи, управляющие крупными епархиями. В Русской православной церкви титул "архиепископ" является почетным и предшествует титулу "митрополит".
Архиерей
- священнослужитель (греч. старший священник, начальник священников), относящийся к третьей и наивысшей степени священства.
Архимандрит
- монашеский чин, дается как высшая награда монашествующему духовенству и соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. "Архимандрит" - начальник важнейших монастырей или монашествующее лицо, занимающее церковно-административные должности.
Б
Бессребреник
– святой, раздавший свое имущество и живший, не принимая денег.
Библейские песни
– девять библейских текстов, которые служат темами для песен канона.
Благовест
– колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения – мерные удары в один большой колокол.
Благословенные молитвы
– пять молитв, читаемых верующими после причащения. Содержатся в молитвослове и следованной псалтири.
Благословение
– 1. Возглас священника которым начинается богослужение.
2. Осенение крестным знамением верующих, совершаемое священником.
Благословенны
– тропари, посвященные Воскресению Христову.
Блаженный
– Юродивый.
Благочинный
– священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов одной из частей епархии – благочиния.
Богородичен
– тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице.
Богослужебный круг
– определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.
В
Великая суббота
– суббота страстной седмицы. В этот день вспоминается погребение тела Иисуса Христа.
Великий пост
– важнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до праздника Пасхи и кончается субботой Страстной седмицы.
Величание
– краткое песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или к.л. святого.
Венцы
– короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания.
Вечерня
– общественное богослужение, совершаемое вечером.
Викарии
(лат. наместник) архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею.
Всеношное бдение
– общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения.
Г
Глас
– в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. В древнерусском пении гласы преобразовались в суммы различных диатонических полевок в объеме трихордов и тетрахордов.
Горнее место
(горнее – слав. высокое) – место в алтаре между престолом и восточной стеной. На горнем месте помещаются кафедры для архиереев и священников.
Д
Дары святые
– хлеб и вино, освященные и преосуществленные в плоть и кровь Христовы во время совершения евхаристии.
Деисис
(греч. моление) – композиция из трех икон – в центре икона Иисуса Христа, слева икона обращенной к Нему Богородицы, справа – Иоанна Крестителя.
Деисисный чин
– многоиконная композиция, в центре которой находятся три иконы деисиса, а далее по обеим сторонам симметрично расположены иконы архангелов, апостолов и других святых. Часть иконостаса.
Дьякон
- (греч. служитель) - священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Поставление в дьяконы совершается архиереем через рукоположение.
Духовенство
– священнослужители. Различается белое (немонашествующее) и черное (монашествующее) духовенство.
Е
Елей
– растительное масло, используемое для елеопомазания, елеосвящения и литии. Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в Священном Писании.
Епархия
- церковно-административная единица (греч. область), управляется архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов. Границы епархий, обычно совпадают с административным делением страны.
Епископ
- священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе архиерей.
Епитимия
(греч. наказание) – духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем на исповедующегося. Епитимия может состоять в посте, усиленной молитве и т.п.
Ж
Жезл - посох.
З
Запрестольная икона
– (1) Икона «Воскресенье Христово», расположенная на восточной стене алтаря. (2) Икона Богородицы и крест с распятием в алтаре у восточной стены.
Затворник
– монах, совершавший подвиги своего спасения в полном уединении.
Звон
– колокольный звон.
И
Игумен
(греч. ведущий) – начальник монастыря, обладает правом ношения посоха.
Иерей
(греч. священник) священник.
Иеродьякон
(греч. Дьякон-монах) – дьякон-монах.
Иеромонах
(греч. Священник-монах) – священник-монах.
Икона
(греч. образ, изображение) – изображение Иисуса Христа, Богородицы, святого, евангельского или церковно-исторического события.
Икос
(греч. дом) – строфа кондака или акафиста.
Инок
(от слав. иной – одинокий, другой) – русское наименование монаха, буквальный перевод с греческого.
Интронизация
– торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного патриарха на патриаршую кафедру.
Иподьякон
– церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения.
Исповедники
- те, кто претерпел гонения, но остался жив. Наименование святого Православной церкви в зависимости от характера его деяния.
К
Кадило
– металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан.
Канонизация
(греч. узаконивать) – причисление к лику святых.
Кацея
– древний вид кадила в виде ковша с длинной рукояткой.
Келия
(греч. от лат. се11а – комната) – отдельная жилая комната монаха в братском корпусе или отдельный дом монаха.
Клир
(греч. жребий) – священнослужители и церковнослужители. Каждый храм имеет свой клир.
Книги богослужебные
– книги, по которым совершается богослужение: Апостол, Евангелие, ирмологий, минеи, октоих, псалтирь, служебник, требник, типикон, триодь, часослов и чиновник.
Колокольный звон
– благовест, трезвон, перезвон и перебор.
Кондак
– жанр церковной византийской гимнографии. Кондаками также называются строфы акафиста.
Крест
– символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над смертью и адом.
Крестное знамение
– крестообразное осенение себя или кого либо.
Крестный ход
– торжественное шествие вокруг храма духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и др.
Куколь
(лат. капюшон) верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого.
Гравюра из журнала "Соловецкие острова". № 4-5. 1930. Соловки. Тираж - 3 тыс. экземпляров.
Л
Лавра
(греч. многолюдное место) – назв. некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В РПЦ лаврами являются: Киево-Печерская; Троице Сергеева; Александро-Невская; Почаевско-Успенская.
Ладан
– ароматические смолы, возгоняемые в кадиле на горящих углях.
Лампада
(греч. светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.
Литургия
(греч. общее дело) – главное из общественных богослужений, во время которого совершается таинство причащения. В православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров.
М
Местночтимые
- святые, почитаемые в пределах одной или нескольких епархий. Наименование святого Православной церкви в зависимости от характера его деяния.
Миряне
– часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в совершении богослужения.
Митра
(греч. повязка, носимая на голове) – принадлежность богослужебного облачения архиереев, архимандритов, а также священников, которым право ношения митры дается в качестве награждения; головной убор формы близкой к сферической.
Митрополит
(греч. столичный) – первоначально архиерей, глава митрополии – крупной церковной области, объединяющей несколько епархий.
Молебен
– богослужение, в котором верующие благодарят или просят о чем-либо Иисуса Христа, Богородицу или к.л. святого.
Монах
(греч. один) – человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу.
Монашки
- все верующие женщины, сидевшие в Соловецком лагере по религиозным мотивам с 1920 по 1939 годы.
Мощи
– останки тел святых. Мощи некоторых святых сохраняются нетленными.
Мученики
- святые, принявшие смерть за свою Веру (исключение составляют цари и князья, которых в этом случае называют страстотерпцами). Наименование святого Православной церкви в зависимости от характера его деяния.
Н
Наместник монастыря
– духовное лицо (игумен или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему монастырем.
Настоятель
– старшее по административной власти духовное лицо в монастыре или храме.
Неделя
– древнерусское название воскресения.
Новомученики
- чтобы не путать с теми, кто пострадал в древности, новомучениками в России называют тех, кто погиб за православие в XX веке. Наименование святого Православной церкви в зависимости от характера его деяния.
О
Обедня
– простонародное название литургии.
Облачение
– одежды клира и монашества.
Отпевание
– богослужение, совершаемое при похоронах верующего священником или архиереем.
П
Панихида
(греч. всенощный) – богослужение, на котором совершается поминовение умерших.
Патриарх
– в некоторых православных церквах – титул главы поместной церкви.
Послушник
– человек, готовящийся к постригу в монахи и проходящий испытание в монастыре.
Посох
– знак церковной власти архиерея и управляющего монастырем архимандрита или игумена.
Постриг
- (1) Действие, совершаемое на некоторых богослужениях. (2) Богослужение, совершаемое при принятии монашества.
Потир
(греч. чаша) – священный сосуд в виде чаши, в котором во время евхаристического канона освящается и преосуществляется вино с водой в кровь Христову.
Праведный
– святой, который будучи мирянином и живя в миру, вел святую и праведную жизнь.
Праздники
дней памяти святых. Каждый день богослужебного года посвящен воспоминанию к.л. праздника или памяти святого.
Преподобномученик
- монах, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа.
Преподобный
- святой, достигший высоты монашеского делания и являющийся образцом монашеской жизни.
Придел
– дополнительный алтарь с престолом.
Приход
– низшая церковно-административная единица, содержащая храм и общину верующих с клиром.
Причащение
– таинство православной церкви. Иначе причащение называется таинством евхаристии.
Просфора
(греч. приношение) – богослужебный литургический хлеб, употребляемый для таинства евхаристии и для поминовения во время проскомидии живых и мертвых.
Протодьякон
– старший дьякон в белом духовенстве.
Протоиерей
– старший священник в белом духовенстве.
Р
Равноапостольный
- святой, который много способствовал распространению христианства в какой либо области или стране. В России святой равноапостольный князь Владимир
Ризница
- отдельное помещение в храме или место в алтаре, где хранятся облачения и священные сосуды.
Рукоположение
- богослужение, во время которого совершается таинство священства - поставление в священнослужители.
Рясофор
- монах низшей степени пострига, готовящийся к принятию малой схимы. Рясофорному монаху разрешается носить рясу и камилавку.
С
Святители
- святые патриархи, митрополиты и епископы, святые праведные (священники, преподобные, монашествующие, блаженные - обычно юродивые). Наименование святого Православной церкви в зависимости от характера его деяния.
Скит
– кельи монахов в отдалении от монастыря в более пустынном месте.
Т
Трапезная
- (греч. стол, еда) - здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме.
Тропарь
- жанр церковной гимнографии. Исходно представлял собой краткое песнопение, музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов. Мелодия тропарей подчиняется гласам.
У
Утреня - общественное богослужение. совершаемой утром или вечером. Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной.
Ф
Фелонь - (1) богослужебное облачение священника. Русская фелонь отличается наличием приподнятого жесткого оплечья; (2) короткая или малая фелонь - одежда без рукавов, с прорезью для головы, закрывающая тело до пояса. Надевается только при посвящении в церковнослужители.
Х
Хитон
– принадлежность облачения монахов малой и великой схимы – одежда из грубой ткани, власяница, носимая под рясой.
Храм
– здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное – имеющее престол и освященное архиереем.
Ч
Часовня
– небольшое здание, предназначенное для общественной молитвы – преимущественно богослужений суточного богослужебного круга, в т.ч. часов, откуда происходит название. В отличие от храма часовня не рассчитана на совершение литургии и потому не имеет алтаря.
Часослов
– книга богослужебная, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга.
Часы
– общественные богослужения, совершаемые четыре раза в сутки.
Ш
Шестопсалмие – шесть псалмов, которые читаются в начале утрени: 3, 37, 62, 87, 102, 142 пс.
Э
Экзарх - (греч. правитель) - архиерей, управляющий крупной церковной областью - экзархатом, лежащей за пределами страны расположения патриархата. Входят несколько епархий, епископы и архиепископы которых подчинены экзарху. Экзарх подчинен патриарху или синоду. РПЦ имеет экзархаты в Белоруссии, Европе и Америке.
Ю
Юродивый - (слав. глупый, безумный) - человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения.
МолитвослоВ
Сокращения, принятые в церковных календарях
ап. - апостол
апп. - апостолы
архиеп. - архиепископ
архиепп. - архиепископы
архим. - архимандрит
архимм. - архимандриты
бесср. - бессребреник, бессребреники
блгв. - благоверный (благоверная)
блгвв. - благоверные
блж. - блаженная, блаженный
блжж. - блаженные
вел. - великий, великая
вмц. - великомученица
вмцц. - великомученицы
вмч. - великомученик
вмчч. - великомученики
диак. - диакон
ев. - евангелист
еп. - епископ
епп. - епископы
игум. - игумен
иером. - иеромонах
иеросхим. - иеросхимонах
имп. - императорю
исп. - исповедник, исповедница
кн. - князь
кнн. - князья
кнг. - княгиня
кнж. - княжна
митр. - митрополит
митрр. - митрополиты
мч. - мученик
мчч. - мученики
мц. - мученица
мцц. - мученицы
новмч. - новомученик
новосвщмч. - новосвященномученик
патр. - патриарх
патрр. - патриархи
прав. - праведный
правв. - праведные
пресвит. - пресвитер
прор. - пророк
прорр. - пророки
пророчц. - пророчица
просвет. - просветитель, просветительница
прот. - протоиерей
протопресв. - протопресвитер
прмч. - преподобномученик
прмчч. - преподобномученики
прмц. - преподобномученица
прмцц. - преподобномученицы
прп. (вне календаря допустимо преп.) - преподобный
прпп. - преподобные
равноап. - равноапостольный, равноапостольная
равноапп. - равноапостольные
св. - святой, святая
свв. - святые
свт. - святитель
свтт. - святители
свящ. (вне календаря) - священник
сщмч. - священномученик
сщмчч. - священномученики
столпн. - столпник
страст. - страстотерпец
схим. - схимонах
чудотв. - чудотворец
юрод. - юродивый
В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения - например, сокращение «Слава, и ныне:» - есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов.
В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) - оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.
«Слава, и ныне: (либо
: «Слава: И ныне:») - Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
«Слава:» - Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
«и ныне:» - И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
В н и м а н и е! В Псалтири каждая из кафизм - двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения - делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:
(Трижды)
Господи, помилуй.
(Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
«Аллилуиа» (Трижды) - Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
«Трисвятое
по Отче наш
» или «Трисвятое
. Пресвятая Троице… Отче наш…
» - читаются последовательно молитвы:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
(Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй.
(Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Сокращение «Приидите, поклонимся…
» следует читать:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу
. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
(Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.(Поклон)
.
Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен : Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.