Виды транспортных средств, характеристики и назначение. Специализированные грузоперевозки Что понимается под понятием специализированное транспортное средство

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Cпециализированные транспортные средства


Такие транспортные средства приспособлены для перевозки одного или нескольких однородных грузов, отличающихся специфическими условиями их транспортировки, и оборудованы различными приспособлениями и устройствами, которые обеспечивают сохранность и качество доставляемых на строительные объекты грузов и комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Применение специализированного транспорта способствует повышению эффективности и качества строительства, позволяет снизить себестоимость перевозок, свести к минимуму потери строительных материалов и полуфабрикатов, а такте повреждение строительных изделий и конструкций, которые весьма значительны при использовании транспортных средств общего назначения. В настоящее время без применения специализированного транспорта практически невозможна доставка многих грузов на объекты строительства. Большинство специализированных транспортных средств представляют собой сменные прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям, пневмоколесным тягачам и тракторам, что позволяет более эффективно использовать базовую машину.

В условиях городского строительства широко применяется автомобильный специализированный транспорт. Современные специализированные транспортные средства для строительства выпускаются в соответствии с утвержденным Госстроем «Типажом специализированных автотранспортных средств для строительства» и предназначены для перевозки грунта, сыпучих и глыбообразных грузов (самосвалы), жидких и полужидких (битумовозы, известковозы, бетоно- и растворовозы), порошкообразных (цементовозы), мелкоштучных и тарных грузов (контейнеровозы), длинномерных грузов (трубовозы, металловозы, лесовозы), железобетонных конструкций (панелевозы, фермовозы, плитовозы, балковозы, блоковозы, сантехкабиновозы), технологического оборудования и строительных машин (тяжеловозы).

Автомобили-самосвалы перевозят строительные грузы в металлических кузовах с корытообразной, трапециевидной и прямоугольной формой поперечного сечения, принудительно наклоняемых при разгрузке с помощью подъемного (опрокидного) механизма назад, на боковые (одну или две) стороны, на стороны и назад. По назначению различают специальные карьерные и универсальные общестроительные самосвалы. В условиях городского строительства применяют универсальные самосвалы (рис. 2.7) грузоподъемностью 4… 12 т, предназначенные для перевозки грунта, гравия, щебня, песка, асфальта, бетонной смеси, строительного раствора и т. п. Современные универсальные самосвалы выпускают на шасси грузовых бортовых автомобилей общего назначения (иногда с укороченной базой) и оборудуют однотипными гидравлическими системами, обеспечивающими быстрый подъем и опускание кузова, высокую надежность и безопасность работы.

Основными узлами таких систем является масляный бак, гидравлический насос с приводом от коробки отбора мощности автомобиля, один или несколько (в зависимости от грузоподъемности) телескопических гидроцилиндров одностороннего действия, непосредственно воздействующих на кузов, распределитель или кран управления, соединительные трубопроводы и предохранительные устройства. Гидроцилиндры подъемных механизмов могут иметь горизонтальное, наклонное и вертикальное расположение и устанавливаются на раме автомобиля под передней частью кузова или на переднем его борту (рис. 2.7, а). Разделитель или кран управления направляет поток рабочей жидкости от насоса к гидроцилиндру (или синхронно работающим гидроцилиндрам) при опрокидывании кузова, соединяет полости гидроцилиндров со сливным баком при опускании кузова, ограничивает давление в системе и обеспечивает фиксацию кузова в определенных положениях (крайних или промежуточных).

Наиболее распространены в строительстве самосвальные автопоезда в составе автомобиля-самосвала и прицепа-самосвала или седельного тягача и полуприцепа-самосвала (рис. 2.7, б).

Рис. 2.7. Автомобили-самосвалы

Автомобиль-самосвал разгружается на стороны, а прицеп-самосвал - на стороны и назад. Прицепы-самосвалы могут иметь разъемные (сдвоенные) кузова, передний из которых разгружается на две (боковые), а задний - на три (боковые и назад) стороны. Современные автомобили-самосвалы и самосвальные прицепы имеют унифицированные кузова, ходовую часть, подъемные механизмы и оборудуются системой автоматического открывания и закрывания бортов с управлением из кабины водителя.

Для перевозки керамзита и других сыпучих материалов с небольшой плотностью применяют специализированные прицепы и полуприцепы - керамзитовозы грузоподъемностью до 12 т, т. е. самосвалы с увеличенной вместимостью кузова.

При перевозках на строительные объекты мелкоштучных и тарных грузов (санитарно-технической и вентиляционной аппаратуры, отделочных, изоляционных и кровельных материалов, кирпича, оконных и дверных блоков, небольших по массе и размерам сборных железобетонных конструкций и т. п.) все шире используют контейнеризацию и пакетирование. Для доставки контейнеров и пакетов применяют бортовые автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения и специализированные транспортные средства - автомобили-самопогрузчики и контейнеровозы.

Автомобили-самопогрузчики наряду с выполнением транспортных функций могут осуществлять погрузку и разгрузку перевозимых тарных грузов, перегружать грузы на рядом расположенные автомобили и прицепы с помощью гидравлических погрузочно-раз-грузочных устройств, установленных на самом автомобиле. Автомобили-самопогрузчики оборудуют бортовыми манипуляторами, качающимися порталами, грузоподъемными бортами и навесными грузоподъемными устройствами.

Автомобили-самопогрузчики с качающимся порталом (бокового или заднего расположения, рис. 2.8, а) предназначены для перевозки, погрузки и разгрузки контейнеров массой до 5 т. Рабочий орган - качающийся портал шарнирно соединен с платформой для установки контейнеров и может поворачиваться в вертикальной плоскости на угол до 120° двумя синхронно действующими длинно-ходовыми гидроцилиндрами двустороннего действия. Качающиеся порталы используют также для погрузки-разгрузки сменных кузовов-контейнеров. Для перевозки, погрузки и разгрузки контейнеров большой грузоподъемности (20 т и более) применяют полуприцепы, оборудованные боковыми гидравлическими перегружателями (рис. 2.8, б).

Автомобили-самопогрузчики и контейнеровозы оборудуют выдвижными и откидными гидравлическими опорами 3, действующими при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и обеспечивающими устойчивость машины и разгрузку ее ходовой части.

Автомобили-самопогрузчики с бортовыми гидравлическими манипуляторами осуществляют самопогрузку и саморазгрузку базового автомобиля и прицепа, погрузку-разгрузку других расположенных рядом транспортных средств, а также могут быть использованы на строительно-монтажных работах небольшого объема.

Манипулятор грузоподъемностью 2,5 т состоит (рис. 2.9) из поворотной колонки, шарнирно сочлененного стрелового оборудования, двух выносных гидравлических опор, механизма поворота стрелы в плане, двух пультов управления и комплекта сменного рабочего оборудования.

Рис. 2.8. Автомобили-самопогрузчики и контейнеровозы

Рис. 2.9. Автомобиль-самопогрузчик с бортовым манипулятором

Стреловое оборудование смонтировано на поворотной колонке, установленной на опорной раме шасси, и состоит из рукояти, рычага, телескопической стрелы с основной и выдвижной секциями, гидроцилиндров управления, крюковой подвески или ротатора. Ротатор обеспечивает манипулирование грузом в горизонтальной плоскости через реечную передачу и гидроцилиндр двустороннего действия, штоком которого является рейка ротатора, входящая в зацепление с шестерней.

В комплект сменного рабочего оборудования манипулятора входят удлинитель стрелы, выдвигаемый вручную, вилочный подхват, клещевой захват для пакетированных грузов и захват для контейнеров. Поворот стрелового оборудования в плане на угол 400° обеспечивается реечным поворотным механизмом, включающим два попеременно работающих гидроцилиндра, рейку и шестерню, жестко закрепленную на валу поворотной колонки. Привод аксиально-поршневого насоса гидросистемы манипулятора осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. Управление манипулятором может осуществляться с любого из двух пультов управления, расположенных по обеим сторонам автомобиля.

Конструкции отечественных бортовых манипуляторов выполнены по единой принципиальной схеме и различаются между собой грузовым моментом, грузоподъемностью, высотой подъема и опускания крюка, массой, габаритными размерами. Компоновочные схемы размещения бортовых манипуляторов на автотранспортных средствах показаны на рис. 2.10.

Рис. 2.10. Размещение бортовых манипуляторов на автотранспортных средствах

Для перевозки жидких вяжущих материалов (битум, гудрон, эмульсии) в разогретом состоянии от предприятий-изготовителей к местам производства дорожных, кровельных и изоляционных работ применяют битумовозы и автогудронаторы. Они представляют собой цистерны эллиптической формы, смонтированные на шасси автомобилей или на полуприцепах к седельным тягачам, и оснащаются системами подогрева (для поддержания температуры перевозимого материала не ниже 200°С) и выдачи мастики. Вместимость цистерн гудронаторов 3500…7000 л, битумовозов - 4000… 15000 л.

Для перевозки труб длиной 6… 12 м диаметром до 1420 мм и сварных секций из труб (плетей) длиной 24…36 м применяют специальные автопоезда - трубовозы и плетевозы. В состав трубовоза входят автотягач, одноосный прицеп-роспуск с жестким дышлом или полуприцеп. Тяговое усилие на груженый прицеп-роспуск передается у трубовозов через тягово-сцепное устройство и дышло, у плетевозов - непосредственно трубами (плетями), закрепленными на тягаче и двухосном прицепе-роспуске. Количество одновременно перевозимых труб устанавливается, исходя из грузоподъемности автопоезда. При многорядной укладке трубы увязывают предохранительным канатом. Для перевозки изолированных труб в городских условиях обычно применяют специализированные полуприцепы-трубовозы о гидравлическими разгрузочными механизмами, обеспечивающими сохранность изолирующего слоя и подготовленных для сварки торцов труб при транспортировке, погрузке и разгрузке.

Рис. 2.11. Автопоезд для перевозки труб

На рис. 2.11, а показан седельный тягач с полуприцепом-трубовозом грузоподъемностью т, оборудованным двумя (передним и задним) гидравлическими разгрузочными механизмами 2. Рама полуприцепа выполнена раздвижной и на передней и задней ее частях имеются деревянные опорные плоскости и боковые стойки. Полуприцеп оборудован передним и задним металлическими предохранительными щитами 5, предотвращающими осевое перемещение труб при перевозке. Разгрузочный механизм состоит из телескопической стрелы (рис. 2.11, в), раздвигаемой встроенным гидроцилиндром, и двух телескопических гидроцилиндров для поворота стрелы с грузовым захватом для труб в вертикальной плоскости. На рис. 2.11, б, в показаны положения стрелы соответственно перед разгрузкой и в конце разгрузки. Устойчивость автопоезда обеспечивается откидными опорами 6. Пульт управления разгрузочными механизмами расположен в передней части полуприцепа. Трубовозы и плетевозы оборудуют габаритными сигналами. Грузоподъемность автомобильных трубовозов 9…12 т, плетевозов - 6…19 т.

Для перевозки крупноразмерных железобетонных конструкций и деталей с заводов-изготовителей на строительные площадки применяют специализированные прицепы и полуприцепы: панелевозы, фермовозы, балковозы, плитовозы, блоковозы и сантехкабиновозы. Выбор типа транспортного средства определяется габаритами, массой и условиями перевозки изделий.

Панелевозы (рис. 2.12, а) выполнены в виде полуприцепов к седельным автотягачам и предназначены для перевозки в вертикальном или крутонаклонном положении стеновых панелей, перекрытий, перегородок, плит, лестничных маршей и т. п. Различают ферменные и рамные полуприцепы-панелевозы. Несущий металлический каркас ферменных панелевозов выполняют в виде пространственной фермы («хребта») трапециевидного (рис. 2.12, б) или прямоугольного сечения или в виде двух плоских продольных ферм, соединенных между собой передней и задней опорными площадками и горизонтальными связями (рис, 2.12, в). Хребтовая ферма располагается по продольной оси симметрии полуприцепа, а перевозимые панели - в кассетах по обеим сторонам от нее под углом 8… 12° к вертикали. Передняя и задняя площадки фермы имеют поручни для такелажников. У панелевозов с плоскими несущими фермами панели располагаются в несколько рядов вертикально в кассете между фермами. Некоторые конструкции панелевозов имеют также дополнительные боковые наклонные кассеты для перевозки укороченных панелей в один ряд (рис. 2.12, г), что позволяет лучше использовать грузоподъемность автопоезда. Для крепления панелей используют винтовые зажимы, прижимные планки и канаты, затягиваемые с помощью ручной лебедки.

Рамные прицепы-панелевозы (рис. 2.12, д) имеют раму, несущую кассету и воспринимающую основную нагрузку. Панели устанавливаются внутри кассеты на деревянный настил и удерживаются от бокового перемещения зажимными винтами. Передняя часть полуприцепов-панелевозов опирается на седельно-сцепное устройство тягача, а задняя - на одноосную или двухосную тележку с управляемыми или неуправляемыми колесами.

Рис. 2.12. Панелевозы

В стесненных условиях городской застройки обычно применяют панелевозы с управляемыми задними тележками, улучшающими маневренность автопоезда. Современные полуприцепы-панелевозы оборудуются раздельно управляемыми гидравлическими опорами с гидроцилиндрами двустороннего действия, работающими от гидросистемы автомобиля, и имеют автоматическую сцепку с тягачом, что позволяет вести монтаж непосредственно с панелевозов (монтаж с «колес»), более эффективно использовать базовый автомобиль, который может обслуживать несколько сменных полуприцепов (челночный метод работы) и осуществлять погрузку-разгрузку панелевоза на неровных площадках. Грузоподъемность полуприцепов-панелевозов 9…22 т.

Ферменные и рамные панелевозы можно переоборудовать в полуприцепы платформенного типа и использовать для перевозки плит, балок, фундаментных блоков и других грузов. Это повышает их универсальность и коэффициент использования пробега за счет возможности загрузки машины при движении в обратном направлении.

Длиннобазовые полуприцепы-фермовозы предназначены для перевозки ферм длиной 12…30 м, установленных и закрепленных в положении, близком к рабочему. Полуприцепы-фермовозы имеют ферменную или балочную конструкцию с кассетной платформой и двухосной со сдвоенными колесами управляемой и неуправляемой тележками. В условиях стесненных строительных площадок применяют полуприцепы-фермовозы с гидравлическим управлением тележки, у которой каждое колесо поворачивается на соответствующий угол в зависимости от угла «складывания» автопоезда.

На рис. 2.13 показан автопоезд-фермовоз для перевозки ферм любой конструкции длиной до 24 м и высотой до 2,5 м. Рама полуприцепа кассетного типа ферменной конструкции передней частью опирается на седельно-сцепное устройство тягача, а задней - на седельно-опорное устройство двухосной задней управляемой тележки 4. Колеса тележки управляются автоматически с помощью следящей системы с гидравлическим приводом. Переднюю передвижную опору полуприцепа устанавливают вдоль рамы в зависимости от длины перевозимых ферм и передвигают с помощью ручной лебедки. Ферма опирается на грузовые площадки рамы и закрепляется в верхнем ее поясе прижимными винтами. Грузоподъемность полуприцепов-фермовозов 10…22 т.

Рис. 2.13. Автопоезд-фермовоз

Полуприцепы-сантехкабиновозы и блоковозы предназначены для перевозки объемных элементов жилых и промышленных зданий (унифицированных санитарно-технических кабин, блок-комнат, маршей), технологического оборудования (секций лифтов, трансформаторов, котлов, бункеров, баков и др.) и контейнеров. По конструкции они имеют много общего с панелевозами рамного типа и отличаются низким расположением грузовой площадки и отсутствием специальных средств крепления.

Рис. 2.14. Сантехкабиновоз

Полуприцеп-сантехкабиновоз (рис. 2.14) представляет собой сварной из гнутых и прокатных профилем каркас кассетного типа, передняя часть которого опирается на седельно-сцепное устройство автомобиля-тягача, а задняя - на одно- или двухосную тележку с управляемыми или неуправляемыми колесами. Оборудуются они механическими или управляемыми гидравлическими опорными устройствами. Грузоподъемность 4…30 т.

Полуприцепы-плитовозы применяют для перевозки плит перекрытий и покрытий в горизонтальном положении, а также балок, колонн, ригелей, пиломатериалов и др. Несущей частью грузовой площадки плитовоза является хребтовая рама с консолями для настила и выдвижными боковыми стойками. Полуприцепы имеют одноосную или двухосную заднюю тележку. Некоторые конструкции плитовозов выполняют с раздвижной телескопической рамой. Грузоподъемность плитовозов до 22 т.

Для перевозки тяжеловесного крупногабаритного оборудования и строительных машин применяют трех-, четырех- и шестиосные многоколесные прицепы и полуприцепы-тяжеловозы грузоподъемностью 20… 120 т с низкорасположенной платформой. Прицепы транспортируют балластными автомобильными тягачами, а полуприцепы - седельными. Прицепы и полуприцепы большой грузоподъемности оборудуют гидравлическими подъемными механизмами для опускания платформы при погрузке и подъеме ее при транспортировке грузов. Для погрузки и выгрузки грузов на тягаче устанавливают лебедку с приводом от коробки отбора мощности автомобиля.

Основными направлениями развития специализированных транспортных средств являются: расширение их серийного производства и номенклатуры с одновременным снижением количества типоразмеров, создание транспортных средств многоцелевого назначения, совершенствование механизмов крепления грузов, опорных, зажимных и погрузочно-разгрузочных устройств, повышение единичной грузоподъемности и широкая унификация машин.

Необходимость создания специализированных транспортных средств связана с разнообразием перевозимых грузов. Это относится в первую очередь к перевозке строительных грузов: крупногабаритных строительных конструкций различных конфигураций, сыпучих нерудных материалов и других видов грузов, необходимых для промышленного и гражданского строительства. Для перевозки промышленных, торговых и сельскохозяйственных грузов требуется многообразный специализированный подвижной состав: контейнеровозы, таровозы, лесовозы, трубовозы, металловозы, автомобили, оборудован, ные саморазгружающимися устройствами, и др. Изобретатели и рационализаторы ленинградских автопредприятий и авторемзаводов, а также конструкторы и разработчики постоянно совершенствуют и создают новые образцы специализированных транспортных средств, способствующих механизации погрузочно-разгрузочных работ и в конечном итоге повышающих производительность труда при автоперевозках.

Самосвальный прицеп модели Т-325А предназначен для работы в составе автопоездов с автомобилями-самосвалами «Татра»-148СЗ, «Татра»-815СЗ и используется для перевозки сыпучих материалов. Прицеп состоит из сварной рамы, выполненной из швеллеров № 14 и 12. В передней части рамы расположено сцепное устройство, в средней части смонтированы кронштейны под крепление гидроподъемника, в задней части рамы приварены кронштейны подвески задней оси.

Платформа прицепа представляет собой сварную конструкцию из прокатных и гнутых профилей, ее внутренние размеры -3224X2350X618 мм. Платформа опрокидывается на боковые стороны. Боковые борта подвешены на верхних шарнирах, запоры бортов - рычажного типа. Подвеска осей прицепа выполнена на продольных полуэллиптических рессорах. Колеса бездисковые, с бортовыми и замочными кольцами.

Пневматический привод осуществляется по однопроводной («Татра»-148СЗ) и двухпроводной («Татра»-815СЗ) схемам. Стояночный тормоз имеет ручной механический привод только на колодки задней оси, для фиксации привода использовано храповое устройство.

Прицеп оснащен телескопическим гидроподъемником от автомобиля-самосвала MA3-503.

Полуприцеп-санкабиновоз модели А-978 (рис. 1) предназначен для перевозки санитарно-технических кабин с габаритными размерами не более 2700Х1600Х Х2600 мм, а также илит, блоков и контейнеров. Этот низкорамный полуприцеп имеет три погрузочные площадки (на переднюю и заднюю устанавливается по одной кабине, на среднюю - три кабины).

Платформа полуприцепа представляет собой сварную конструкцию ступенчатой формы с продольными несущими балками. Опорная и колесная рамы имеют трехстороннее ограждение. Ось с колесами и рессорами в сборе заимствована от полуприцепа MA3-93801. Пневматический привод тормозов осуществлен по однопро-водной схеме.

В качестве основного седельного тягача применяется автомобиль МАЗ -5429 (МАЗ -504) или тягач К.амАЗ-5410.

Полуприцеп кассетного типа модели А-490-П2 (рис. 2) служит для перевозки строительных^ железобетонных плоских стеновых панелей и изделии объемного типа. Рама полуприцепа имеет сварную конструкцию, изготовлена из швеллера № 20, в верхней части по всей длине замкнута верхним поясом ферм, а в средней части - нижним поясом ферм. Боковые фермы образуют в средней части полуприцепа кассету.

Рис. 1. Полуприцеп-санкабиновоз модели А-978

Рис. 2. Полуприцеп кассетного типа модели А-490-П2

Рис. 3. Полуприцеп-самосвал модели 84А2-ПС-2

Рис. 4. Полуприцеп-самосвал модели 84А2-ПС-3

Опорное устройство, подвеска и ось заимствованы от полуприцепа МАЗ -5245. Опорное устройство представляет собой два винтовых домкрата, шарнирно закрепленных на раме полуприцепа. Подвеска выполнена на двух продольных полуэллиптических рессорах. Трапы и верхние площадки полуприцепа имеют ограждения для безопасной работы такелажников. Основным тягачом полуприцепа является седельный тягач МАЗ -504А.

Полуприцеп кассетного типа изготовлен на авторемонтном заводе производственного объединения «Ленавторемонт» по чертежам проектно-технологического бюро Главленавтотранса.

Полуприцеп-самосвал модели 84А2 выпускается в трех модификациях: 84А2-ПС-1-для перевозки сыпучих строительных материалов с большой удельной массой; 84А2-ПС-2 (рис. 1.3) - для перевозки обычных сыпучих строительных материалов; 84А2-ПС-3 (рис. 1.4) - для перевозки длинномерных строительных изделий и материалов.

Опорное устройство полуприцепа унифицировано с опорным устройством полуприцепов А-483 и А-490 и представляет собой два винтовых домкрата, шарнирно закрепленных на раме. Ось с колесами и подвеской в сборе заимствованы от полуприцепа MA3-93801.

Полуприцеп оборудован двумя гидроцилиндрами от автомобиля-самосвала ЗИЛ -ММЗ -555. Возможна установка гидроцилиндров от автомобилей ЗИЛ -ММЗ -4502 и МАЗ -5549.

Основным тягачом полуприцепа-самосвала является седельный тягач модели МАЗ -5429 с гидрооборудованием или тягач КамАЗ-5410 с гидрооборудованием.

Тягач с подъемным седельным устройством на базе автомобиля ЗИЛ -130 модели А-824 используется на территориях перевалочных баз, товарных станциях и других грузообразующих объектах, где постоянно существует необходимость транспортирования полуприцепов на небольшие расстояния к местам погрузки и выгрузки. Для выполнения этих операций в автопредприятиях используются маневровые тягачи с подъемным седельным устройством на базе стандартного автомобиля ЗИЛ -130. Конструкция тягача, выполненная по предложению рационализаторов проектно-технологического бюро Главленавтотранса, исключает необходимость механического подъема опорных катков полуприцепа и высвобождает линейные автомобили от непроизводительной работы на грузовых площадках.

Переоборудование стандартного автомобиля ЗИЛ -130 в маневровый тягач не представляет особой сложности и может быть выполнено в условиях автопредприятия. Для этого на раму автомобиля ЗИЛ -130 устанавливается подъемная рама, передний конец которой шарнир-но связан с кронштейном, а задний - со штоками гидроподъемников. Гидроподъемники (2 шт.) использованы от автомобиля ЗИЛ -ММЗ -555. На подъемной раме крепится седельное устройство, заимствованное от автомобиля-тягача ЗИЛ -130В1. Высота подъема седла - 300 мм. Лонжероны рамы соединены между собой опорной плитой, в передней части которой установлены направляющие салазки для облегчения сцепки тягача с полуприцепом.

Седельно-сцепное устройство связано с подъемной рамой тормозной камерой, которая служит для открывания замка седельного устройства. Подъемная рама в поднятом положении (для разгрузки гидроцилиндров) удерживается опорными башмаками; поворот башмаков осуществляется через вторую тормозную камеру, установленную на поперечине подъемной рамы. Управление тормозными камерами через пневмоприводы осуществляется из кабины автомобиля.

Весь монтаж подъемно-сцепного устройства производится без разборки или какой-либо доработки шасси автомобиля ЗИЛ -130. Электропроводка сигнальных и световых приборов выполняется по электрической схеме тягача ЗИЛ -130В1.

Рис. 5. Автомобиль-картофелевоз

Автомобиль-картофелевоз, изображенный на рис. 5, выполнен на базе автомобиля ГАЗ -53.

Существующие способы перевозки картофеля (в бортовых автомобилях, фургонах, контейнерах, поддонах, различной таре) не обеспечивают должной механизации погрузочно-разгрузочных операций и сохранность картофеля в холодное время года Новая конструкция кар-тофелевоза служит для бестарной перевозки картофеля с овощных баз в торговые точки города.

Основным оборудованием картофелевоза является специальный кузов-бункер с ленточным выдвижным транспортером. Кузов-бункер каркасного типа имеет

П-образное основание. Снаружи корпус бункера обшит листовым железом. Внутри обшивка деревянная, предохраняющая картофель от ударов и одновременно служащая теплоизолятором. Вертикальные стенки бункера покрыты теплоизоляционным материалом, обшитым фанерой.

В крыше бункера имеется загрузочный люк, который открывается и закрывается с помощью рукоятки через систему блоков на задней стенке бункера. Разгрузочный люк перекрывается шиберной заслонкой, над которой в раструбе вмонтирован ворошильный рычаг. Рычаг приводится в движение рукояткой на левом борту бункера. Для свободного скатывания картофеля разгрузочный люк поверх обшивки покрыт алюминиевым листом. Для наблюдения за погрузкой и выгрузкой картофеля в левой стенке бункера предусмотрено смотровое окно.

Ленточный транспортер имеет приводной и натяжной барабаны. Приводом служит электромотор мощностью 1,3 кВт. Питание электромотора осуществляется от городской сети 220 В.

Электромотор с приводным барабаном расположен в передней части транспортера под бункером. Задняя часть транспортера с натяжным барабаном в транспортном положении частично выступает за пределы бункера. При разгрузке она может быть поднята на необходимую высоту (до 2300 мм) от уровня поверхности стояночной площадки автомобиля. В рабочем и транспортном положениях транспортер крепится фиксирующим устройством. Пульт управления транспортером расположен в шкафу на задней стенке бункера.

При выгрузке бункера картофелевоз устанавливают задним концом транспортера против складского помещения на расстоянии не ближе 2 м от стены здания, транспортер поднимают на нужную высоту к месту приема груза и с помощью присоединительного кабеля включают питание электродвигателя. По окончании разгрузки транспортер устанавливают в транспортное положение, затем отключают питание электродвигателя. При закрытых загрузочном люке и шиберной заслонке автомобиль готов к движению.

В картофелевозе предусмотрен воздухообогрев бункера за счет отвода тепла от выхлопного трубопровода. Циркуляция воздуха осуществляется вентилятором системы отопления кабины водителя.

Техническая документация на автомобиль-картофеле-воз находится в проектно-технологическом бюро Главленавтотранса.

Полуприцеп-панелевоз модели А-483 хребтового типа предназначен для перевозки домостроительных панелей длиной до 7,5 м. Панелевоз представляет собой сварную рамную конструкцию, обеспечивающую транспортировку панелей в наклонном положении. Полуприцеп-панелевоз работает в сцепе с тягачом МАЗ -5429.

Полуприцеп разработан в проектно-технологическом бюро Главленавтотранса.

Полуприцеп для перевозки строительных изделий в вертикальном положении (рис. 1.6) обеспечивает перевозку строительных изделий различного типа, в том числе конструкций, которые необходимо перевозить в подвешенном состоянии, например Т-образных рам. Полуприцеп состоит из сварной рамы, изготовленной из двух продольных ферм. Фермы связаны поперечинами, образующими в средней части замкнутую кассету, которая служит для перевозки стеновых панелей. Для перевозки конструкций типа Т-образных рам в подвешенном состоянии на верхних поясах продольных ферм установлены подвижные поперечные балки, имеющие ролики и стопорные устройства. Для предотвращения поперечного перемещения строительных конструкций подвижные балки снабжены боковыми вертикальными роликами.

м

Рис. 6. Полуприцеп для перевозки строительных изделий в вертикальном положении

Полуприцеп буксируется седельным тягачом, выполненным на базе автомобиля КрАЗ.

Фургон модели 84А15 предназначен для перевозки промышленных и продовольственных грузов. Он устанавливается на шасси газобаллонных автомобилей ГАЗ -52-28 или ГАЗ -53-27. Фургон изготовлен из металла, его каркас выполнен из профиля прямоугольного сечения, наружная обшивка каркаса - из стального листа толщиной 0,8 мм. На передней и боковых стенках фургона расположены деревянные брусья типа решетки. В задней стенке имеется двустворчатая дверь, надежно запирающаяся специальным штанговым запором с устройством, обеспечивающим сохранность пломбы от повреждения. Для удобства входа и выхода из фургона у задней двери расположена выдвижная откидывающаяся лестница, которая в транспортном положении крепится под полом фургона.

Кузов-фургон модели 79А2, предназначенный для перевозки хлебобулочных изделий в контейнерах, устанавливается на автомобиле ГАЗ -52-01. Кузов имеет сварной каркас из труб прямоугольного сечения. Снаружи каркас обшит листовым металлом толщиной 0,8 мм, внутри потолок и стенки обиты фанерой, пол набран из досок толщиной 25 мм, сверху каркас покрыт оцинкованным листом.

Для удобства погрузки и выгрузки контейнеров предусмотрены две направляющие из неравнобокого уголка с упорами, крепящиеся с помощью шпилек к основанию фургона, и два зажима, прижимающие контейнеры к передней стенке фургона и предохраняющие их от продольного смещения.

Фургон имеет пять дверей - четыре двери с правой стороны и одну сзади. Двери сварные, двустворчатые, снабжены внутренними верхними и нижними замками, снаружи обшиты листовой сталью, изнутри фанерой.

В фургоне предусмотрены естественная вентиляция, отбойные брусья и водосток. Вентиляционные люки расположены в передней и задней стенках фургона.

Рис. 7. Тележка для буксировки неисправных малотоннажных автомобилей

Кузов-фургон разработан проектно-технологическим бюро Главленавтотранса и изготовлен на авторемонтном заводе производственного объединения «Ленавторемонт».

Тележка для буксировки неисправных малотоннажных автомобилей (рис. 7) предназначена для буксировки автомобилей НЫСА , ЖУК , ЕрАЗ, УАЗ и др. Ось тележки изготовлена из толстостенной трубы диаметром 130 мм. На оси насажены ступицы от автомобиля НЫСА -522. Колеса тележки использованы от автомобиля УАЗ . Ширина колеи колес- 1400 мм.

Ось тележки проходит через дышло коробчатого сечения, изготовленного из листовой стали толщиной 10 мм. К передней части дышла приварена буксировочная петля, задняя часть дышла является опорной площадкой, на которую установлен гидравлический домкрат грузоподъемностью 5 т. К средней части дышла приварены две вертикальные стойки длиной 240 мм, связанные между собой стальной перемычкой. Детали выполнены из швеллера № 10.

К атегория: - Транспортирующие и погрузочно-разгрузочные машины

(в целях подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса) - автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. В автотранспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров, посадочных мест в целях настоящей главы определяется как количество мест для сидения (за исключением места водителя и места кондуктора) на основании данных технического паспорта завода - изготовителя автотранспортного средства. Если в техническом паспорте завода - изготовителя автотранспортного средства отсутствует о количестве посадочных мест, то это количество определяется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации на основании заявления организации (индивидуального предпринимателя), являющейся (являющегося) собственником автотранспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров при осуществлении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению в соответствии с настоящей главой;..."

Источник:

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.12.2012)

"...транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;..."

Источник:

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.08.2012)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Транспортное средство" в других словарях:

    транспортное средство - – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (из ПДД). EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

    транспортное средство - Наземное механическое устройство на колесном ходу категорий L, M, N, O, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования. [Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств] Тематики автотранспортная… … Справочник технического переводчика

    транспортное средство - 2.1 транспортное средство: Одноэтажное транспортное средство, сконструированное и оборудованное для перевозки более 22 пассажиров. Существуют транспортные средства трех классов. Допускается использование транспортного средства более чем в одном… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Транспортное средство - Основная статья: Транспорт Автомобили сейчас являются самыми распространенным транспортными средствами, использующими двигатель внутреннего сгорания … Википедия

    Транспортное средство - Любой вид воздушного судна, корабля, поезда, автомобиля или другое транспортное средство, которое может быть использовано для транспортировки человека в страну или из страны. см. также перевозчик … Международное миграционное право: глоссарий терминов

    ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО - в таможенном праве любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование … Энциклопедический словарь экономики и права

    ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО - в соответствии с п. 4 ст. 18 ТмК транспортным средством признаются любые средства, предназначенные для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. См. также Договор аренды транспортного… … Юридический словарь современного гражданского права - в судебной автотехнике под Т. е. понимаются механические Т. е., в к рых тягловая сила создается за счет двигателя (автомобиль и т. п.) … Криминалистическая энциклопедия

Транспортные средства представляют собой устройства, предназначенные для перемещения из одного места в другое людей, различных грузов и разнообразного установленного на транспортном средстве оборудования. Виды транспорта классифицируются в зависимости от среды, в которой функционирует транспортное средство и осуществляется перевозка. Различают водные, наземные, воздушные, подземные и космические транспортные средства. Также существуют комбинированные транспортные средства, способные передвигаться в нескольких средах - амфибии, аэропланы, некоторые виды транспорта на воздушной подушке.

Виды водных транспортных средств

К водным видам транспорта относятся транспортные средства, осуществляющие перевозки по воде - рекам, океанам, каналам, морям, водохранилищам и озерам. Основным видом транспорта для воды является судно. В зависимости от глубины водоема водный транспорт делится на следующие виды:

  • речной - паромы, баржи, речные трамваи, суда на воздушных подушках;
  • морской - круизные лайнеры, тяжеловозы, танкеры, контейнеровозы.

К минусам водных транспортных средств можно отнести их низкую скорость, сезонность навигации и возможность прямого межконтинентального сообщения, а к плюсам - большую вместительность и низкую минимальную стоимость транспортировки.

Виды грузовых транспортных средств

Грузовым транспортом может считаться транспортное средство, передвигающееся в любой среде. Существуют грузовые самолеты, грузовые суда, грузовые поезда и разнообразный наземный колесный грузовой транспорт. Различаются следующие виды наземных грузовых автомашин:

  • Грузовые автомобили, объединенные с кузовом - бортовые грузовики, фургоны, темрофургоны;
  • Самоходные тягачи, предназначенные для буксировки прицепной техники и прицепов;
  • Прицепы без собственных двигателей, которые предназначены для сцепки с тягачом в составе автопоезда;
  • Полуприцепы со сцепным устройством - тентованные, бортовые, платформы, тралы, рефрижераторы, самосвалы.

Виды специальных транспортных средств

К категории специальных транспортных средств относится транспорт, используемый для целей, отличных от гражданских, или имеющий специальное оборудование. Существуют следующие виды специальных транспортных средств:

  • Автомобили, мотоциклы и автобусы оперативных служб полиции;
  • Автомобили скорой медицинской помощи;
  • Машины городского коммунального хозяйства - снегоуборочная техника, поливальные машины;
  • Войсковой транспорт (бронетранспортеры, боевые машины и другое);
  • Машины МЧС, пожарные автомобили;
  • Внутрипроизводственный транспорт, использующийся на крупных предприятиях.

Основные виды транспортных средств

Кроме среды перемещения, транспорт различается по функциональному назначению. Выделяют общий транспорт (общественный), личный транспорт и транспорт специального назначения (технологический и военный). Также транспортные средства можно классифицировать на несколько различных видов по используемым источникам энергии на следующие категории:

  • транспорт с электрическим двигателем;
  • транспорт с тепловым двигателем;
  • транспорт с гибридным двигателем;
  • транспорт без собственного двигателя - парусный и приводимый в движение мускульной силой.

К современным и перспективным видам транспорта можно отнести транспортные средства на магнитной подушке и автоматический транспорт без водителя.

Средства транспортные - это устройства, используемые для перевозки по дорогам грузов либо оборудования, установленных на нем, или людей. Данное определение дает вполне исчерпывающее представление о ТС. Однако на практике зачастую этого бывает недостаточно. Более полную информацию о ТС содержат ПДД.

Общие сведения

Условно выделяют рельсовые и безрельсовые средств. Существует также разделение на несамоходные и самоходные. Движение транспортных средств в последнем случае обеспечивается за счет работы мотора. В ПДД, однако, присутствует другая классификация. В соответствии с правилами, выделяют механические и немеханические виды транспортных средств. Эти категории имеют принципиальные отличия.

Механические ТС

Основным их признаком выступает наличие двигателя. Механические средства (транспортные) - это грузовые и легковые автомобили, мотоциклы. К ним также относят самоходные машины и тракторы. Двигатель может быть любым: водородным, бензиновым, газовым, дизельным и пр. Еще одним критерием таких ТС является их предназначение. Они должны эксплуатироваться только на дороге.

Немеханические ТС

К ним в первую очередь относят велосипеды. Ими являются ТС, за исключением инвалидных колясок, имеющие как минимум 2 колеса и приводящиеся в движение мускульной энергией граждан, управляющие ими. Для этого могут использоваться педали или рукоятки. На велосипеды могут устанавливаться двигатели. Их максимальная не превышает 0.25 кВт. При этом они автоматически отключаются при скорости больше 25 км/ч. Все указанные параметры позволяют относить велосипеды к категории немеханических ТС.

Особая категория

Мопеды - механические средства (транспортные). Это обуславливается наличием ДВС или электродвигателя. Между тем, мопеды включены в категорию немеханических ТС. Объясняется это тем, что максимальная их конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, а рабочий объем мотора - 50 м 3 (или номинальная мощность при продолжительной нагрузке более 0.25 и менее 4 кВт). Аналогичным образом определяются и другие средства транспортные. Это в первую очередь скутеры, мокики и прочие аналогичные ТС с двигателями.

Важный момент

Управление транспортным средством, относящимся к категории немеханических, не требует наличия водительского удостоверения. Сами ТС при этом не проходят регистрацию, для них не предусмотрены знаки (номера). Между тем, не следует забывать, что лица, владеющие ими, являются водителями. В этой связи управление транспортным средством немеханического типа должно осуществляться в соответствии с ПДД.

Максимальная разрешенная масса

Она характеризует вес ТС с грузом, пассажирами и водителем. Разрешенная масса устанавливается изготовителем и считается максимально допустимой. Разберемся в терминологии. Максимальной считается предельно допустимая масса ТС с пассажирами, грузом и водителем. Превышение установленного показателя запрещено. Обусловлено это тем, что при высокой нагрузке (большей, чем предусмотрено изготовителем) корпус машины, тормозная система, двигатель, подвеска, рулевая часть не смогут функционировать нормально. Соответственно, возникает риск создания аварийной ситуации. Максимальная разрешенная масса является в определенной степени теоретическим показателем, который прописывается в ПТС и свидетельстве о регистрации. Зачастую многие путают ее с фактическим весом ТС. Ключевым отличием этих параметров выступает то, что разрешенная масса устанавливается раз и навсегда. При этом фактический вес может постоянно меняться. Однако в любом случае его величина не должна превышать разрешенную массу.

Вес как критерий разграничения

По разрешенной массе проводится классификация ТС. Грузовые автомобили разделяются по данному показателю на 2 категории. Первая включает в себя ТС с разрешенной массой не больше 3.5 т, вторая - больше 3.5 т. Указанная цифра выступает в качестве своеобразного индикатора размеров автомобилей. В этой связи грузовые автомобили, разрешенная масса которых меньше 3.5 т, включены в категорию, в которую входят и легковые машины.

Разрешенная масса сцепленных ТС

В качестве максимально допустимого веса транспортных средств, перемещающихся как одно целое, принимают совокупность их весовых параметров. Чтобы уяснить это положение, целесообразно обратиться к понятиям "прицеп" и "автопоезд". Первым является ТС, которое не оборудовано мотором и используется для перемещения в составе с транспортным средством механического типа. Автопоездом именуются устройства, которые сцеплены с прицепом. Соответственно, если в составе присутствует несколько ТС, в том числе не имеющие двигателей, общая разрешенная масса будет соответствовать сумме их допустимого веса, предусмотренного изготовителями.

Маршрутное ТС

Оно представляет собой техническое транспортное средство, предназначенное для общественного пользования. В эту категорию входят автобусы, трамваи, троллейбусы. Их основная функция состоит в перевозке людей по установленному маршруту с остановками на обозначенных местах. Такие ТС определяются следующими критериями:

Специфика

Необходимо отметить, что одним из ключевых критериев маршрутных ТС является наличие рабочего графика движения. Почему этот признак особо выделяется в определении? Дело в том, что пока ТС не находится на маршруте, оно общественным транспортом не будет являться. Например, пассажирская ГАЗЕЛЬ, едущая в гараж или на место парковки после смены, является обычным ТС. Для общественного транспорта действуют определенные послабления и привилегии. Например, водитель маршрутного ТС может игнорировать действие ряда запрещающих или Для этого предусматриваются специальные полосы. Они выделяются особой разметкой и знаками.

Договор купли-продажи транспортного средства

У многих владельцев ТС возникает необходимость реализовать свой автомобиль. При этом оформляется договор продажи транспортного средства. Приведем несколько рекомендаций по правильному его составлению. Документ заполняется от руки или на компьютере. Особое внимание следует уделить ключевым условиям. Договор должен содержать номер. К примеру, 01/2016. Впоследствии этот номер будет указываться в ПТС. В документ вписывается место и дата совершения сделки. Обязательно указываются паспортные данные продавца и покупателя. Сведения об автомобиле также должны присутствовать в документе. Их переписывают из свидетельства и ПТС. Стоимость автомобиля устанавливается самими участниками сделки. Сумма прописывается цифрами и словами. Непосредственно перед подписанием владелец передает ключи и документы, а покупатель - деньги. Кроме договора оформляется также акт приема ТС.

Приложения

Продавец должен предоставить:

  1. Оригинал ПТС.
  2. Св-во о регистрации машины.
  3. Паспорт гражданина РФ.

Покупатель предъявляет:

  1. Документ, по которому удостоверяется его личность.
  2. Полис ОСАГО.

В первую очередь следует убедиться, что ТС:

  1. Не выступает в качестве предмета залога.
  2. Не является кредитным.
  3. Не имеет штрафов.
  4. Не ограничено в регистрационных действиях.
  5. Не арестовано.

Дополнительно

После подписания договора новый собственник указывается в ПТС. В десятидневный срок с момента совершения сделки покупатель должен поставить автомобиль на учет. По окончании установленного периода бывший владелец может проверить факт В этой ситуации прежнему собственнику пригодится подписанный договор. Транспортного средства у гражданина нет, но оно числится за ним - что делать в этом случае? Бывший собственник вправе прекратить регистрацию, предъявив в ГИБДД соответствующее соглашение. Если на дату совершения сделки действие полиса не закончилось, гражданин праве вернуть по нему деньги. При этом следует учитывать, что исчисление неиспользованных дней начинается с календарного числа, следующего за днем расторжения страхового соглашения.

Аренда транспортных средств

Она регламентируется положениями ГК. В Кодексе предусмотрено два типа аренды: с и без экипажа. Определения их даются в ст. 632 и 642. В качестве предмета соглашения выступают исключительно ТС, предназначенные для перевозки багажа, пассажиров и грузов. Аренда транспортных средств с экипажем предполагает два обязательства. Одно связано непосредственно с предоставлением ТС в пользование. Второе касается оказания услуг экипажем. Отличия нормативного регулирования указанных типов сделок заключаются в следующем. Обязанности по эксплуатации ТС, предоставляемого без экипажа, вменяются арендодателю. Во втором случае их выполняет арендатор. Оплата, которая вносится пользователем, именуется фрахтом. Экипаж ТС, которое предоставлено в аренду, оказывается в подчинении одновременно арендатора и арендодателя. Ответственность за причинение ущерба третьим лицам распределяется в зависимости от ряда обстоятельств. Так, если ТС предоставлено без экипажа, ее несет арендатор. Он может освобождаться от ответственности, если докажет, что вред явился следствием действий потерпевшего или При аренде машины с экипажем за ущерб отвечает арендодатель.

Заключение

В настоящее время существует огромное количество транспортных средств самых разных видов. Между тем, вне зависимости от категории ТС, водители обязаны соблюдать ПДД. В правилах установлены требования, касающиеся не только непосредственного перемещения по дорогам, но и регистрации и эксплуатации машин. Водителям необходимо помнить, что ТС выступает не только как средство передвижения, но и как источник опасности. В этой связи состоянию объекта необходимо уделять особое внимание. Для предупреждения аварийных ситуаций рекомендуется своевременно проводить диагностику машины. При совершении сделок следует внимательно изучать документы, которые предоставляет продавец. Приобретателю, в свою очередь, необходимо своевременно зарегистрировать ТС.

А.Ф. КОЛПАКОВ

Понятие «транспортное средство» в таможенном деле

В статье рассматривается определение понятия «транспортное средство» в различных законодательных актах, в том числе в таможенном законодательстве.

Ключевые слова: транспортное средство, товар, классификация товаров, товарные группы.

В таможенном законодательстве Таможенного союза, включающем в себя Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), международные договоры государств-членов ТС, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решения Комиссии таможенного союза, словосочетание «транспортные средства» применяется в двух случаях. В первом - когда говорят о транспортном средстве как категории товара, перемещаемого через таможенную границу Таможенного союза, и во втором случае - когда транспортное средство пересекает таможенную границу не как товар, а как средство для начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа.

Определение понятия «транспортное средство» содержится во многих действующих на территории Российской Федерации законодательных актах и иных документах.

В ТК ТС дается следующее определение: транспортные средства - категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для

КОЛПАКОВ Александр Федорович - кандидат химических наук, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

них техническими паспортами или техническими формулярами, запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

В федеральном законе Российской Федерации от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» читаем: «...транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами».

Налоговый кодекс Российской Федерации, рассматривающий транспортные средства прежде всего как объект для налогообложения, определяет в ч. 1 ст. 358, что «объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Определение транспортного средства можно также найти в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), где в примечании к ст. 12.1 говорится, что транспортным средством, при помощи которого может быть совершено правонарушение в области дорожного движения, является автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 км в час, прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а также трактора, другие самоходные дорожно-строительные машины, трамваи и троллейбусы.

В ст. 1.2 «Правил дорожного движения Российской Федерации» (ПДД РФ) транспортное средство определяется как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В этом же акте закреплены определения велосипеда, мопеда, мотоцикла, прицепа, которые определяются как транспортные средства с той или иной спецификой движения.

«Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720, определяет, что «транспортное средство» - это наземное механическое устройство на колесном ходу категорий L, M, N О, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.

При сравнении вышеприведенных определений термина «транспортное средство» видно, что в разных документах этот термин разъясняется по-разному в зависимости от области применения документа.

Определенный интерес представляет рассмотрение в историческом аспекте изменения толкования понятия «транспортное средство» в таможенном з аконодательстве.

Таможенный кодекс СССР (1991 г.) в числе используемых понятий рассматривал транспортные средства как прибывающие на таможенную территорию СССР или отправляющиеся с этой территории транспортные средства, используемые для международных перевозок грузов, багажа и пассажиров либо иной хозяйственной деятельности вне таможенной территории СССР, а транспортные средства индивидуального пользования, перемещаемые через таможенную границу СССР, относил к вещам, т. е. к предметам личного пользования. Данный кодекс не рассматривал отдельно транспортные средства как товар, к которому относил исключительно имущество предприятий, организаций.

Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ), принятый в 1993 г., в п. 1 ст. 18 определял, что транспортные средства являются товаром, за исключением транспортных средств, указанных в п. 4 настоящей статьи, к которым относятся любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. Таким образом, данный кодекс не конкретизирует, что включает в себя понятие «транспортные средства» и какие виды транспортных средств могут перемещаться через таможенную границу как товар, но, в тоже время, дает пояснение, что к транспортным средствам международных перевозок относятся также контейнеры и другое транспортное оборудование. Что включает в себя обобщающий термин «другое транспортное оборудование» законодатель не раскрывает.

Таможенный кодекс Российской Федерации (2003 г.) относил к транспортным средствам любое морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной или бесплатной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами. Данное определение включало в себя перечисление видов транспортных средств, предназначенных только для международной перевозки.

Немаловажна и взаимосвязь понятий «товар» и «транспортное средство». Понятие «товар» является одним из основных в таможенном деле, поскольку практически вся деятельность таможенных органов направлена на организацию перемещения товара через таможенную границу и осуществление контроля за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок перемещения товара. В текстах всех вышеупомянутых таможенных кодексов при

раскрытии определения термина «товар» с точки зрения таможенного права всегда приводится отдельное упоминание о транспортных средствах. Так, ТК РФ (1993 г.) определял, что товары - это любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключением транспортных средств для международных перевозок). ТК РФ (2003 г.) относил к товарам любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства с оговоркой, что транспортные средства, используемые для международных перевозок, не относятся к товарам. И только ТК ТС, давая определение товара, включает в это понятие любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств-членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. Таким образом, в данном определении товара не акцентируется внимание на транспортных средствах как товаре. Это связано с тем, что ТК ТС дает развернутые определения транспортного средства и транспортного средства международной перевозки.

Перемещение любого товара, в том числе и транспортных средств, через таможенную границу сопровождается их классификацией в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), раздел 17 которой включает «средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование». Следует отметить, что в данный раздел также включены товары, которые не относятся к транспортным средствам, исходя из понимания основного назначения транспортного средства - перемещение грузов и пассажиров. К числу этих товаров следует отнести, например, танки, боевые самолеты и вертолеты, военные надводные и подводные корабли, парашюты, различные воздушные шары, плавучие конструкции (маяки, бакены, буи), детские коляски и ряд других товаров. Это является одной из особенностей таможенного подхода к отнесению тех или иных товаров к транспортным средствам, другие примеры будут представлены ниже.

К средствам наземного транспорта в ТН ВЭД ТС отнесены товары группы 86 «Железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав и их части; путевое оборудование и устройства для железных дорог или трамвайных путей и их части; механическое (включая электромеханическое) сигнальное оборудование всех видов» и группы 87 «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного и трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности».

В группе 86 классифицируются подвижной железнодорожный состав (локомотивы и вагоны) общего и специального назначения, а также контейнеры. Отнесение контейнеров к транспортным средствам заслуживает отдельного

рассмотрения. Такой подход из всех вышерассмотренных нормативных актов наблюдается только в таможенном законодательстве, да и то не всегда. Так, ТК РФ (1993 г.) относил контейнеры к транспортным средствам международной перевозки. ТК РФ (2003 г.) уже не включает контейнеры в даваемое им определение транспортного средства. Новое таможенное законодательство (ТК ТС) опять приравняло контейнеры к транспортному средству. В то же время следует учитывать, что контейнер все-таки является универсальной многооборотной упаковкой (тарой) для товара, позволяющей осуществлять его транспортировку различными видами транспорта: железнодорожным, морским, автомобильным. Контейнер не обладает основным признаком транспортного средства - не имеет движетеля (например, колес, гусениц и др.), т. е. устройства, преобразующего энергию двигателя, либо внешнего источника в полезную работу по перемещению транспортного средства. Отнесение контейнеров в таможенном законодательстве к транспортным средствам связано, прежде всего, с тем, что контейнеры в большом количестве используются в международных транспортных перевозках. В этом случае в отношении них могут применяться положения гл. 48 ТК ТС «Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа» и, прежде всего, дающие право на освобождение их от мер нетарифного и технического регулирования.

Группа 87 объединяет в себе большое разнообразие колесных и гусеничных транспортных средств, среди которых основное место занимают тракторы, легковые и грузовые автомобили, в том числе специального назначения, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, велосипеды, прицепы.

Воздушные и водные транспортные средства отнесены, соответственно, к товарным группам 88 и 89 ТН ВЭД ТС.

Кроме рассмотренных выше примеров, когда, с точки зрения таможенного дела и с целью урегулирования и применения требований при декларировании товаров, определенные товары, не являющиеся таковыми, отнесены к транспортным средствам, можно привести пример, когда транспортное средство с точки зрения его классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС и с точки зрения его регистрации в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД) или органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации относится к различным категориям.

Рассмотрим с этой целью такое транспортное средство, как седельный тягач, который предназначен для буксировки полуприцепов (рисунки 1-3).

Седельный тягач - это вид тягача, предназначенный для буксировки полуприцепа, присоединяемого к тягачу с помощью специального опорно-сцепного механизма - седла, расположенного в задней части его рамы (рис. 4). Как правило, седельные тягачи изготавливаются на базе укороченной рамы грузового автомобиля, т. е. являются колесными транспортными средствами.

Седельные тягачи следует отличать от обычных колесных тягачей, имеющих грузовую платформу (кузов) и тягово-сцепное устройство - «форкоп», предназначенное для крепления прицепов. Автомобильный тягач с кузовом, соединенный с прицепом, представляет собой автопоезд.

Рис. 3. Седельный тягач с полуприцепом Рис. 4. Седло

Полуприцепы (рис. 2) - это транспортные средства, рама которых опирается спереди на опорно-сцепное устройство тягача, а сзади - на одну, две и большее количество осей с колёсами. Таким образом, главным отличительным признаком полуприцепа является отсутствие передней оси. В передней части полуприцепа установлены убирающиеся упоры, при помощи которых полуприцеп поддерживается в горизонтальном положении, когда он отцеплен от седельного тягача. Полуприцеп имеет специальное устройство - шкворень, находящийся в центре опорной площадки в передней части полуприцепа, с помощью которого происходит соединение с седлом. Полуприцепы могут иметь различное назначение. Различают следующие виды полуприцепов: бортовые, самосвальные, низкорамные, платформы, контейнеровозы, цистерны, рефрижераторы, автовозы, лесовозы, и т. д.

В ТН ВЭД ТС седельные тягачи классифицируются в товарной позиции 8701 «Тракторы». Согласно примечанию 2, к группе 87 относятся все транспортные средства, предназначенные для буксировки или толкания других транспортных средств или грузов.

Таким образом, исходя из вышесказанного видно, что седельный тягач, конструктивно являющийся грузовым автомобилем, при его перемещении через таможенную границу в качестве товара рассматривается как трактор.

Чем же седельный тягач отличается от других представителей грузовых автомобилей и почему таможенные органы классифицируют его в товарной позиции «Тракторы»? Главное отличие заключается в том, что седельный тягач

не имеет кузова, расположенного на его раме и предназначенного для перемещения груза. Данное транспортное средство перемешает грузы не на собственной раме, как грузовой автомобиль, а с помощью тяглового усилия на полуприцепе, т. е. фактически перевозка грузов осуществляется полуприцепом, который тянется седельным тягачом. Тянуть или толкать что-либо как раз и является одной из основных функций трактора. Трактор также не имеет платформы для перемещения груза. Кроме того, термин «седельный тягач» переводится на английский язык как «truck - tractor», что также подчеркивает принадлежность данного транспортного средства к трактору.

После завершения процедуры перемещения седельного тягача через границу таможенные органы, которые классифицировали данный тягач как трактор, оформляют и выдают на него паспорт транспортного средства как на грузовой автомобиль , в котором указывают категорию «С» транспортного средства. К данной категории относятся грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг и которые классифицируются в следующих товарных позициях ТН ВЭД ТС:

Седельные тягачи, имеющие седло и предназначенные для буксировки полуприцепов (из товарной субпозиции 8701 20);

Автомобили грузовые, максимальная масса которых превышает 3500 кг (из товарной позиции 8704);

Автомобили специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов (товарная позиция 8705).

Для дальнейшей эксплуатации седельные тягачи подлежат регистрации на территории Российской Федерации органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации как автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час и предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования . Тогда как регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, производят органы Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

То, что седельный тягач классифицируется таможенными органами как трактор только в целях применения тарифных и нетарифных мер таможенного регулирования, а во всех остальных случаях рассматривается как автомобиль, подтверждается в настоящее время также документами Таможенного союза. Государствами-членами Таможенного союза заключено соглашение от 22.06.2011 «Об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза», определяющее единые подходы к осуществлению транспортного (автомобильного) контроля транспортных средств, въезжающих (выезжающих, следующих транзитом) на территорию

государства любой из сторон Таможенного союза. В соответствии с этим соглашением под транспортным средством, предназначенным для перевозки грузов, понимается в том числе и «автомобильный (седельный) тягач или автомобильный (седельный) тягач с полуприцепом».

В качестве еще одного примера можно рассмотреть классификацию транспортных средств типа «форфардер», оборудованных погрузочно-разгрузоч-ным устройством и предназначенных для перемещения лесоматериалов от места валки деревьев до лесопогрузочного пункта или лесной дороги. Данные транспортные средства классифицируются в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС «Моторные транспортные средства для перевозки грузов» и представляют собой самоходную двухмодульную машину, состоящую из погрузочного манипулятора и грузовой тележки. Передняя часть форвардера оснащена кабиной водителя с органами управления, задняя часть оборудована погрузочно-раз-грузочным устройством и грузовой платформой со стойками для транспортировки лесоматериалов (рис. 5). Изготавливаются форфардеры в шести- и вось-миколесном исполнении, как правило, на базе тракторов. Управление данным транспортным средством осуществляет оператор, имеющий удостоверение с открытыми категориями «С», «В» и «Е» и записью в разделе удостоверения для особых отметок - «Тракторист по подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса 6-го разряда». Но данное транспортное средство не классифицируется в товарной позиции 8701 «Тракторы», потому что имеет грузовую платформу, предназначенную для перевозки лесоматериалов.

Рис. 5. Форвардеры

Список литературы

1. Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств: приказ Министерства внутренних дел РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ от 23.06.2005 № 496/192/134 [Электронный ресурс]. URL: http://law.kodeks.ru/egov/index?tid=08nd

2. О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»