Всенощное бдение с чином погребения плащаницы пресвятой богородицы. Епископ сергий возглавил чин погребения плащаницы пресвятой богородицы Чинопоследование службы на успение пресвятой богородицы

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

28 августа 2018 года в Свято-Троицком кафедральном соборе, Преосвященный Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский совершил Чин погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы.

Это богослужение совершается в один из последующих дней после праздника Успения. Чин имеет Гефсиманское происхождение и во многом уподоблен службе Утрени Великой Субботы.

Чин погребения Пресвятой Богородицы был создан в воспоминание о давних событиях, когда святые апостолы собрались у смертного одра Пресвятой Девы, прощаясь с Ней и оплакивая временное расставание, но и надеясь на будущую встречу.

Светом надежды и тихой радостью было проникнуто вечернее богослужение в кафедральном соборе, которое возглавил епископ Сергий.

Главе Вяземской епархии Преосвященному епископу Сергию сослужили:

настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора г. Вязьмы иерей Александр Курмелёв,

председатель Церковного суда Вяземской Епархии игумен Гавриил (Марков) и соборное духовенство.

Праздничные песнопения звучали в исполнении хора кафедрального собора под упралением регента Елены Платоновой.

Диаконский чин возглавил диакон Свято-Троицкого кафедрального собора г. Вязьмы Евгений Ткач.

Поклониться и приложиться к Плащанице Пресвятой Богородицы, выразить свою любовь к Заступнице нашей пришли многочисленные верующие из Вязьмы и гости города.

В завершении праздничного богослужения верующие с благоговением прикладывались к святой Плащанице и помазывались освящённым елеем.

По окончании богослужения епископ Сергий обратился к молящимся с архипастырским словом и поздравил настоятеля, духовенство и всех присутствующих в храме с праздником.

Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных Богородичных праздников Церкви.

В современной практике празднование Успения часто так или иначе связывается с чином Погребения, надписываемым также как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычице нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой субботы. Чин этот весьма поздний; в его основе лежат праздничные припевы к 17 кафизме (такие припевы в XIV-XVI вв. исполнялись на многие праздники, а позже вышли из практики); к XIX в. в Иерусалиме эти припевы были дополнены многими элементами, взятыми из службы Великой субботы и несколько видоизмененными.

На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в XVI в. и в виде похвальных статий издавна совершался вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в костромском Богоявленском монастыре. Отметим здесь указание старообрядческого устава по 6-й песне канона: «аще изволит настоятель», совершается на средине храма собором со свечами у всех «надгробное пение» - такое, как в Киевской Лавре, без ектений; «аще храм (Успения), подобает неотложно быти надгробному пению». В редакции действующего ныне в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет.

При свт. Филарете (Дроздове) в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры был установлен кроме Успения также праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери - 17 августа. Накануне 17-го совершалось Иерусалимское последование, а 17-го после литургии крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери.

В 1845 г. перевод Иерусалимского последования Погребения с греческого языка на церковнославянский был осуществлен М. С. Холмогоровым для Гефсиманского скита с присланного Иерофеем, митр. Фаворским (впоследствии Патриархом Антиохийским). Перевод был пересмотрен и подвергся правке со стороны свт. Филарета, митр. Московского. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностью, потому я иногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», - писал наместнику Троице-Сергиевой лавры архим. Антонию (Медведеву) святитель 28 октября 1846 г. В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под уже упоминаемым нами названием «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычице нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 г. вышло 2-е издание. Ныне чин печатается в составе Приложения к августовскому тому Минеи.

В приходской практике (в случае наличия плащаницы Божией Матери) в настоящее время чин Погребения может совершаться либо накануне праздника Успения, 14 августа по старому стилю, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции, либо на праздничном всенощном бдении, либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и символически (как третий день после Успения), и исторически (такова была практика в Гефсиманском скиту)).

В. 16 января, т. е. через вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре в. в то же число - «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV – вв., сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа - Вознесения Богоматери на небо).

В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с в., когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не -го, а в. - сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе , где уже в в. существовало множество храмов, посвященных Богородице. Один из них - Влахернский , построенный императрицей Пульхерией . Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Архиеп. Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока» указывает на то, что согласно свидетельству Стишного пролога (древнего месяцеслова в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и что свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII в. мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.

Праздничное богослужение

Древнейший известный чин службы празднику содержится в грузинском переводе иерусалимского Лекционария -VII в. . Он совершался в базилике Успения в Гефсимании и включал в себя: тропарь на 6 гл. «Егда преставилася еси…»; прокимен гл. 3 «Величит душа моя Господа»; чтения (Притч 31. 30–32, Иез 44, 1–4, Гал 3. 24–29); аллилуарий «Слыши Дщи и виждь»; то же, что и сейчас, Евангельское чтение (Лк 1.39–50, 56).

Рассмотренный Устав Великой Церкви назначает для празднования лишь один день. Древнейший же монастырский послеиконоборческий устав - Студийский Ипотипосис в. - полагает также попразднство для праздника (наряду с Преображением , Воздвижением , Рождеством Богородицы , Рождеством Христовым , Богоявлением и Сретением).

Богослужение же в самый день Успения ничем не отличается от обычного праздничного.

В приходской практике (в случае наличия плащаницы Божией Матери) в настоящее время чин Погребения может совершаться либо накануне праздника Успения, 14 августа по старому стилю, на утрене , что соответствует иерусалимской традиции, либо на праздничном всенощном бдении , либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и символически (как третий день после Успения), и исторически (такова была практика в Гефсиманском скиту)).

Литургическая символика иконографии Успения Пресвятой Богородицы

Византийская иконография Успения Богоматери в своей канонической форме сформировалась к концу в. Это подтверждается датированной пластиной слоновой кости для оклада Евангелия императора Оттона III ( г.) из Баварской государственной библиотеки в Мюнхене. Данная композиция была не только сценой повествовательного праздничного цикла - изображением смерти Марии , но и образом литургии с Христом -архиереем, если учитывать тексты, которые служили основой иконографии, в первую очередь, апокрифическое Сказание Псевдо-Иоанна Богослова и Слова Иоанна Дамаскина на Успение Богоматери.

«Сегодня сокровище жизни, бездна благодати... покрывается живоносной смертью и безбоязненно приступает к ней Та, Которая в чреве носила Ниспровержителя смерти, если вообще допустимо именовать смертью всесвященное и животворное Ее отшествие»; «Взглянув на Нее, смерть убоялась, ибо от своего нападения на Сына Ее [смерть] опытом научилась и, стяжав уже [этот] опыт, стала благоразумнее»; «Но как святое и непорочное тело Господа, которое от Нее стало воипостасным Слову, на третий день воскресло от гроба, так и Матери [надлежало] быть отнятой у гроба и переселиться к Сыну. И как Он Сам снисшел к Ней, так и Ей [надлежало] подняться в большую и сокровеннейшую скинию... в самое небо (Евр. 9:11-24)».

«Ныне земная трапеза, неискусобрачно носившая Небесный Хлеб Жизни... была взята от земли на Небо...»; «Этот гроб драгоценнее древней Скинии, ибо он принял... живоносную трапезу, хранившую не хлебы предложения, но хлеб небесный...»; «Сладок, поистине сладок винный напиток и питателен хлеб. Первый веселит, а второй укрепляет сердце человека. Но что может быть сладостнее Матери Бога моего?»

Приведем выдержку из Первого Слова на Успение Богородицы Иоанна Дамаскина :

«...Богу Слову, Сотворившему скинию во чреве Твоем, человеческая природа принесла испеченный в горячей золе хлеб, то есть начатки своих плодов, из Твоих пречистых кровей. [Эти начатки] как бы испек и сделал хлебом божественный Огонь...»

В его же Втором Слове на Успение Мария определена как «...сладостный Сосуд манны или, лучше сказать, истинный ее источник...».

Примечательно, что самый текст Третьего Слова на Успение Иоанн Дамаскин начинает с того, что его цель - «предложить и себе самому, и вам, здесь присутствующим, о, божественное, священное собрание, душеполезное и спасительное яство...». Во Втором Слове святого отца подчеркнута роль апостолов в приобщении народов к причастию, и явление их вокруг гроба уподоблено собранию священников на литургии:

«Тех, которые были рассеяны по всей земле, [которые] уловляли людей... языками Духа, [которые] неводом слова извлекали [их] из бездны заблуждений, [чтобы привести] к духовной и небесной трапезе тайной вечери, где [подается] священное яство духовных пиров Небесного Жениха... в Иерусалим доставило облако...»

Во многих текстах на Успение подчеркивается нетленность тела Богоматери. У Космы Маюмского читаем: «Царь и Бог всего показывает на тебе (дела) сверхъестественные: ибо, как в рождении сохранил Он (тебя) Девою, так и в гробе тело (твое) соблюл нетленным». В таком контексте это не могло не сопрягаться с идеей нетленности евхаристических даров.

Вновь обратимся к Первому Слову на Успение Богородицы Иоанна Дамаскина :

«...божественное Твое тело: священное всенепорочное, исполненное божественного благоухания, изобильный родник благодати, будучи положено во гробе, а затем восхищено в область лучшую и высшую, не покинуло [свой] гроб без дара, но сообщило ему божественные благословение и благодать, оставило его как источник исцелений и всяческих благ для всех приходящих с верой».

В Словах на Успение Иоанна Дамаскина Мария называется сокровищницей подлинной Премудрости, Царским престолом, ложем, а ложе - храмом, престолом. Это соответствует включению в Слова многочисленных цитат и образов, почерпнутых из Книг Ветхого завета , уподобляющих Христа, воплощенной Премудрости, новому Соломону, а Марию - его Невесте; перенесение тела Марии с Сиона в Гефсиманию уподоблялось третьему перенесению Ковчега завета Соломоном в Святая Святых; сам гроб называется прекрасной Невестой, брачным чертогом. В Третьем Слове на Успение Богоматери Иоанна Дамаскина читаем:

«Ложе божественного воплощения Слова упокоилось в преславном гробе, как в опочивальне, откуда оно взошло в небесный брачный чертог, так что, пресветло царствуя с Сыном и Богом, оставило гроб ложем для живущих на земле... Это ложе способствует не плотскому соединению любящих земной любовью, но доставляет тем, которые пленены Духом, жизнь святых душ, предстояние перед Богом, лучшее и сладчайшее из всех благ». Евхаристия же являлась наивысшим выражением этой любви и уподоблялась брачной вечере Жениха Христа, Сына Великого Царя.

Чин Погребения Пресвятой Богородицы - особое богослужение, отправляемое обычно накануне третьего дня (вечером на второй день) после праздника Успения Божией Матери. Во время этого богослужения православная Церковь воспоминает погребение Девы Марии.

Богослужение Погребения Богородицы представляет собой особую службу, состоящую из вечерни, утрени и первого часа (всенощное бдение). На богослужении под сводами храмов звучат особые песнопения, возводящие ум человека к событию погребения Девы Марии, состоявшемся в Иерусалиме.

На богослужении вечерни особое внимание уделяется специальным успенским стихирам, в которых людям возвещается надежда на то, что Божия Матерь и после своей смерти не оставляет верующих людей. Также на вечерне читаются определенные отрывки из Священного Писания Ветхого Завета, именуемые паримиями.

Богослужение утрени в чине Погребения Богородицы уникально. В начале утрени при пении особых тропарей духовенство выносит на середину храма плащаницу Богородицы (иногда плащаница выносится заранее на предыдущих богослужениях). Плащаница представляет собой полотно с образом положения во гроб Девы Марии. Совершается каждение вокруг плащаницы. Далее следует пение стихов "заупокойной" 17-й кафисмы с чтением тропарей, посвященных успению Богородицы. Тропари предлагают человеку вникнуть в тайну успения Божией Матери и всем сердцем воспринять воспоминаемое событие.

После завершения статий (17-й кафисмы с тропарями) хор поет особые песнопения, посвященные Богородице, именуемые "благословеннами" (припев к тропарям: "Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего"). По своему стилю эти песнопения напоминают воскресные праздничные тропаря, поемые за каждым воскресным богослужением.

Далее в храме звучит особый канон, посвященный успению Богородицы. В конце богослужения утрени (после пения великого славословия) духовенство и все верующие совершают погребальный крестный ход вокруг храма с плащаницей Божией Матери. Во время крестного хода с колокольни доносится перезвон. В благочестивой практике дорогу вокруг храма украшают живыми цветами, а перед самой плащаницей несут так называемую "райскую ветвь", символизирующую ту ветвь, которую передал архангел Гавриил Деве Марии за три дня до ее успения. По окончании крестного хода звучит трезвон, а плащаница вновь полагается на середину храма для поклонения верующих. Далее совершается помазывание прихожан освященным елеем (маслом). Вскоре богослужение заканчивается.

Богослужение Погребения Пресвятой Богородицы одновременно праздничная и грустная служба, ведь в этот день верующие вспоминают успение (смерть) и погребение Божией Матери, но, кроме этого, в сознании верующего человека остается обетование Богородицы о покровительстве ею людей до скончания веков.

28 августа (15 по ст. ст.) Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы. В дни его празднования во многих храмах совершается чин Погребения Божией Матери. Сегодня мы поговорим об истории этого последования, о современной практике его совершения.

По преданию, которое восходит к свидетельству Дионисия Ареопагита, Преблагословенная Дева Мария по кончине Своей погребена была апостолами в Гефсимании. Там, где покоились Ее праведные родители и Иосиф Обручник. Через три дня после похорон прибыл в Иерусалим апостол Фома. Он сильно скорбел, что не смог попрощаться с Богородицей. Апостолы пожалели его и отвалили камень от могильной пещеры. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было. Господь воскресил Свою Матерь и взял к Себе с пресвятым Ее телом, поставив выше всех ангелов.

В день праздника Успения в православных храмах совершается торжественное всенощное бдение. В современной практике празднование Успения Пресвятой Богородицы часто связывается с чином Погребения Божией Матери. Эта служба в одном из греческих изданий конца 19 в. носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Она встречается в рукописях – греческих и славянских – не ранее 15 в., составлена греческими песнописцами, среди которых – великий ритор Еммануил. Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы.

На Святой земле

На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения Христова, хранится Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы. С праздника Преображения Господня пред ней ежедневно служатся молебны, акафисты и вечерни. 25 августа (по н. ст.) в два часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании Литургии настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед Плащаницей. Затем Плащаница торжественно переносится в Гефсиманию. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, Плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери.

Утром 27 августа совершается сама служба Погребения Богоматери, состоящая из пения 17 кафизмы с припевами - похвалами, подобными великосубботним. Служба совершается Патриархом.

Русская традиция

На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в 16 в., но затем был почти забыт. В Синодальный период погребальный чин на Успение совершался в России в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре, в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры. Причем в Киево-Печерской Лавре этот чин не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем, так же как и в Троице-Сергиевой Лавре. А в Гефсиманском скиту, по благословению святителя Филарета Московского, чин погребения служили по иерусалимской традиции –накануне праздника Успения Божией Матери.

Чинопоследование

В настоящее время в приходской практике чин Погребения совершается либо накануне праздника Успения, 27 августа на утрене, что соответствует иерусалимской традиции, либо на праздничном всенощном бдении, либо в один из ближайших дней периода попразднства, обычно вечером 29 или 30 августа.

Богослужение в этот день начинается с всенощного бдения. На «Бог Господь…» при пении особых тропарей из Иерусалимского последования «Благообразных ученик лик», «Слава» — «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати бессмертная», «И ныне» — «Священным учеником в Гефсиманию тело Матери Божия носящим…», поющихся распевом на подобен «Благообразный Иосиф…», духовенство выходит к Плащанице. В это время читаются статии «непорочны». Перед первой статией совершается полное каждение, перед второй – малое, после третьей статии поются особые тропари: «Архангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся…» с припевом «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего». В это время совершается каждение всего храма. Затем малая ектения, антифон четвертого гласа: «От юности моея…», прокимен и Евангелие. Потом поется стихира праздника, произносится ектения, возглас и читаются каноны из Минеи.

В это время не совершается елеопомазание. Духовенство уходит в алтарь, а на великом славословии вновь выходит к Плащанице. Совершаются троекратное каждение вокруг Плащаницы, три земных поклона и обнесение Плащаницы вокруг храма крестным ходом. Предстоятель в полном облачении идет с Евангелием под Плащаницей. В это время хор поет «Святый Боже…». После обнесения Плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника. Затем совершаются каждение вокруг Плащаницы и помазание елеем, ектении и отпуст.

За последнее десятилетие Чинопоследование Погребения Божией Матери очень полюбилось русскому народу. В нашем храме оно ежегодно совершается в один из ближайших дней после праздника Успения Пресвятой Богородицы. В этом году оно будет совершаться вечером 28 августа.

Алексей Савин
Троицкий листок

Просмотрено (1017) раз

Как совершается чин Погребения Божией Матери? Читайте об этом в нашей статье! Здесь Вы найдёте полную последовательность этой службы в храмах.

Как совершается чин Погребения Божией Матери?

Особенно торжественно чин совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий (Иерусалим, 1885 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии». В рукописях (греческих и славянских) служба открыта не ранее ХV века. Служба совершается по подобию утрени Великой субботы и основная часть ее («Похвалы», или «Непорочны») представляет собой искусное подражание великосубботним «Похвалам». В ХVI веке она была широко распространена на Руси (потом эта служба была почти забыта).

В XIX веке погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем (Непорочны с припевами, разделяющиеся на 3 статии).

В настоящее время в Киево-Печерской Лавре полный чин погребения Богоматери совершается на утрене под 17/30 августа по чину Гефсиманскому с некоторыми изменениями. На праздничном же всенощном бдении перед полиелеем бывает пение особым напевом перед иконой Успения первых стихир и стихов трех статий чина «Погребения Богоматери».

По благословению Святителя Московского Филарета в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры помимо Успения был установлен праздник воскрешения и взятия на небо Богоматери (17/30августа). Накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника после 6 песни. В Иерусалиме, в Гефсимании эта служба погребения совершается патриархом накануне праздника - утром 14/27 августа.

«Похвала, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» - под таким названием был напечатан впервые в Москве в 1872 году этот чин, совершавшийся в Иерусалиме, в Гефсимании и на Афоне. Он был переложен с греческого языка профессором Холмогоровым в 1846 году; необходимые исправления были внесены Святителем Московским Филаретом. Это же «Последование» совершалось в Гефсиманском скиту. В настоящее время Иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы», получило снова распространение во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на второй или на третий день праздника.

Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому последованию помещен в «Службе на Успение» (изд. Московской Патриархии, 1950 г.) в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются полиелей и величание. В «Богослужебных указаниях на 1950 год» помещен «Чин погребения», но в нем вместо великой вечерни перед утреней указано последование малого повечерия (по подобию службы в Великий Пяток). Последование утрени и «Похвалы» в «Богослужебных указаниях» напечатаны полностью (по Иерусалимскому последованию).

Особенности службы погребения

В стихирах на «Господи, воззвах» последние пять стихир взяты из Иерусалимского последования. Стихира на «Слава» «Тебе одеющуюся светом, яко ризою» составлена в подражание подобной же стихиры в Великий Пяток на вечерне. Вход с кадилом. Паремии праздника. Лития (стихиры праздника). На утрене на «Бог Господь» - особые тропари из Иерусалимского последования (подобен: «Благообразный Иосиф»): «Благообразных ученик лик». «Слава»: «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная». «И ныне: «Священным учеником в Гефсиманию тело Матере Божия носящим».

При пении тропарей из алтаря через Царские врата износится на середину храма икона Успения или плащаница и полагается на аналое или на гробнице (если это плащаница). Совершается каждение плащаницы, всего храма и народа. После тропарей поются «Непорочны» с припевами, разделенные на три статии. Между статиями - ектения и малое каждение (плащаницы, иконостаса и народа). В конце третьей статии поются особые тропари «по Непорочных»: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся» с припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего».

После малой ектении - степенны, первый антифон 4-го гласа «От юности моея». Полиелей и величание не поются. Далее - Евангелие и обычное последование утрени праздника. После Евангелия все прикладываются к иконе или плащанице, и настоятель помазует верующих освященным елеем. Перед великим славословием на «Слава, и ныне» открываются Царские врата и священнослужители выходят на середину храма к плащанице.

После великого славословия при пении заключительного «Святый Боже» (как при выносе Креста) духовенство поднимает плащаницу, и вокруг храма совершается крестный ход, во время которого поется тропарь праздника и совершается трезвон. По окончании крестного хода плащаница полагается на середину храма. Далее - ектении и прочее последование утрени.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»