Какие виды скульптуры исторически выделены. Скульптура, ее виды и особенности. Скульптура малых форм, мелкая пластика

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Стремление к прекрасному, выраженному в искусстве, - это едва ли не единственное, что отличает человека от животного. С самых древних времен человек пытался создать что-нибудь прекрасное, в перерывах между охотой и выживанием выводя своей пещеры. С развитием человечества развивалось и искусство, которое принимало все новые и новые формы. Одним из главных видов изобразительного искусства является скульптура. Что такое скульптура и какие её виды существуют - об этом расскажет данная статья.

Разнообразие садовых скульптур обширно. В дополнение к разным цветам и стилям каждый скульптор оставляет личные творения в своих творениях. Поэтому будьте осторожны, прежде чем покупать скульптуры для работы. Многие люди просто ходят в садоводческий магазин или кирпичный магазин и быстро выбирают скульптуры, которые им нравятся. Подумайте, прежде чем покупать скульптуру: убедитесь, что скульптура тоже для вашего удовольствия и для будущего, и убедитесь, что это не просто результат мгновенного желания.

Если вы не уверены, выбирайте много мелких предметов, которые, даже если они вас утомляют, могут быть легко заменены или удалены. Скульптуры могут превратить ваш сад в истинное произведение искусства! В почти нет дома есть скульптуры, хотя часто они в небольшом формате. У вас все еще нет скульптуры, но вы хотели бы купить ее?

Главный объект скульптуры - человек, хотя она может изображать также животных или какие-либо другие предметы. В зависимости от того, какой материал используется, выбираются и соответственные методы их обработки. Это может быть лепка, ковка, чеканка или литье.

Прежде чем начать рассмотрение любого понятия, следует дать ему конкретное определение. Что такое скульптура и каковы её характерные особенности? Сложность состоит в том, что ответить однозначно на этот вопрос не так уж и легко. Однако мы попробуем разобраться в нем.

Минималисты: даже минималисты создают замечательные скульптуры и произведения искусства, очевидно понимаемые в их видении искусства, или объект дизайна с идеальной функцией, свободный от бесполезных трюков. Стиль страны: привязанный к природе, расслабляющий, знакомый и традиционный. Все это идеальное описание стиля страны, которое можно определить в точном стиле мебели и видения жизни. Заполните свой декор в стране красивой скульптурой, которая даст вам гламурный штрих больше.

Вот почему скульптура, которая будет вписываться в этот стиль, должна быть идеальной. Сейчас это классическое произведение искусства. Мебель имеет углы и края, а меблированная комната передает магическое и особое чувство. Этот стиль характеризуется ностальгическим, сладким очарованием. Для тех, кто не хочет иметь скульптуру дома, но хочет представить искусство в своей собственной квартире. Гламур: в гламурном стиле вы не можете пропустить гламурные скульптуры. Этот стиль празднует жизнь и самые красивые и захватывающие моменты, и в ней будет статуя, отражающая эти чувства.

Определение: «Что такое скульптура?» Многообразие вариантов

Любое понятие или феномен трактуются по-разному. Причина этого в том, что каждый искусствовед смотрит на проблему под своим углом. Поэтому каждый вырабатывает свое значение понятия «скульптура». Что такое скульптура, можно узнать из различных толковых словарей.

Самые красивые скульптуры только о Далани!

Бохо: стиль, представляющий свободу, творчество и экзотику. Даже для этого стиля мы должны искать скульптуры, которые не могут найти истинную функцию и что они вновь представлены в другом свете. Обязательно: цветные стеклянные посуды. Если вы ищете классические или современные скульптуры и множество других красивых украшений, чтобы превратить ваш дом в действительно особое место, то вы на правильной странице! На Далани, по сути, вы найдете только лучшее в декоре и домашнем декоре! Устройтесь поудобнее и взгляните на наши скульптуры: кто знает, что вы не нашли идеального для вашего сада или вашей ванной дзен?

Согласно толковому словарю Ефремовой, скульптура - это искусство по созданию объемных (рельефных) изображений при помощи лепки, вырезания или литья.

В толковом словаре Ушакова можно отыскать следующее определение: «Скульптура - это искусство изготовления объемных или выпуклых изображения - статуй, барельефов и прочее».

Однако нужно отметить, что все источники сходятся в том, что скульптура - это особый вид изобразительного искусства. И в этом сомневаться уж точно не приходится.

Далани: любите свой дом! Одна из самых красивых вещей, которые когда-либо создавала человеческая рука, - это скульптура Пиета. Кардинал хотел, чтобы скульптура украшала его гробницу, чтобы напомнить ему о людях после его смерти. Он описал свое требование без излишней скромности: «Быть ​​самой красивой фигурой из мрамора в Риме, которую ни один живой автор не сможет преодолеть».

У Микеланджело была уверенность принять вызов и создать творение, которое многие считают более полным, чем статуя Давида и даже Сикстинская капелла. С Пьетой Микеланджело стал настоящей звездой, и в возрасте 88 лет ему нравилось признание и обожание людей.

Скульптура. Что такое скульптура?

Сам термин происходит от латинского слова «sculptura», что дословно переводится как «ваяние», или «резьба». Кстати, термин «ваяние» очень часто используется в качестве синонима слова «скульптура».

Очень удачно охарактеризовал ее Сергей Соболев, талантливый молодой художник: «это область чувств, связанная с формой». Основой любой скульптуры должна быть именно форма, древний язык которой доступен и понятен любому человеку.

Пиета - единственная работа, подписанная Микеланджело. Через двести лет после смерти кардинала «Пьета» был перенесен в Собор Святого Петра, и сегодня он находится справа от входа. Скульптура выгравирована одним мраморным блоком, купленным из мраморного карьера в Карраре, где мрамор производится с древнего Рима.

Скульптура скандала кардиналов. Но если вы думаете, что первая реакция на «Пьета» была в восторге, ложь. Самая большая критика Микеланджело заключалась в том, что Мария казалась слишком молод, чтобы быть матерью 33-летнего мужчины. Но их голос был приглушен лично скульптором: Разве вы не знаете, что женщины целомудрия остаются свежими намного дольше, чем те, кто не такой?

История скульптуры

Корни этого вида искусства уходят в глубокую древность, в эпоху палеолита, именно тогда возникли первые её произведения. Скульптуры в виде изображений женщины или разных животных, найденные на месте многочисленных палеолитических стоянок в Западной Европе - яркое тому подтверждение. В эпоху неолита многообразие скульптурных памятников расширилось еще больше.

Сколько еще это может касаться Богоматери, которая никогда не чувствовала, немного льстивого желания, которое может изменить ее тело? Скульптура Микеланджело была провокационной, и с другой стороны - это на самом деле смесь стилей, которые соответствуют идеалам ренессанса классической красоты с инновационными натуралистическими позами. Другим влиянием Возрождения является пирамидальная форма самой композиции, которая начинается от головы Марии через ее руки до широкой основы ее халата, а также есть практическое решение в ее платье - если вы посмотрите, вы заметите, что глава Мария выглядит немного меньше и не совсем пропорциональна ее более широкому телу.

Конечно, наиболее развит был этот вид искусства в эпоху Древней Греции. Именно скульптура становится одной из главных форм выражения древнегреческой философии, в основе которой стояла личность человека - гармонично развитая как духовно, так и физически. Несметное количество изваяний богов, мифических героев и воинов было выполнено мастерами Древней Эллады, для которых делом всей жизни оказалась именно скульптура. Что такое скульптура в понимании древнегреческого мастера? Это прежде всего гибкость, пластичность и органичность форм, основанная на точнейших анатомических деталях. Среди таких великих мастеров можно выделить Фидия, Мирона, Лисиппа, Праксителя и других.

Новый виток развития получила скульптура в XV-XVI веках, в эпоху Возрождения, которая опиралась на античные традиции. Центром ренессансной скульптуры стала Италия, среди великих скульпторов того времени - Микеланджело, Донателло, Верроккьо и другие творцы.

Большое внимание скульптуре уделяли также и советские идеологи. Она стала действенным инструментом пропаганды идей советского социализма. Главной особенностью советской скульптуры можно считать её монументальность. Величественные стелы, массивные монументы и тысячи памятников коммунистическим вождям оставила нам в наследство советская скульптура.


В современной скульптуре на первый план выходит не образ (объект), а выбор цвета, фактуры и материала. Именно цвет становится едва ли не основным инструментом художественной выразительности в современной скульптуре.

Основные виды скульптур

К основным видам скульптуры относятся:

  • круглая скульптура (собственно, статуи и бюсты);
  • рельефная скульптура (барельефы и горельефы);
  • станковая скульптура;

Также выделяются некоторые специфические виды этого искусства: миниатюрная ледяная, парковая и другие. По жанру скульптура бывает портретной, бытовой, исторической, символической.


Процесс изготовления скульптур

Изготовление скульптур - занятие нелегкое, требующее определенных навыков и кропотливого труда. Как только у скульптора появляется идея произведения, он начинает её воплощение с изготовления макета уменьшенного размера. Только когда макет будет полностью готов, можно переходить к самой скульптуре.

Для ваяния статуи нужны фундамент и стальной каркас. Затем художник начинает покрывать этот каркас глиной до тех пор, пока не получит скульптуру, близкую к своему макету по внешнему виду. При этом он использует специальные инструменты для лепки - стеки, а также свои собственные руки. Важно обеспечивать постоянное увлажнение материала при лепке, чтобы он не начал трескаться.

Когда лепка закончена, скульптор делает точный слепок своего творения из материала, который крепче глины. После этого, на основе слепка, скульптуру можно будет изготовить из любого другого материала - камня, стали или бронзы. Стоит отметить, что ни одно великое скульптурное произведение не обходится без предварительной лепки и изготовления слепка. Хотя в истории скульптуры были мастера, которые работали сразу с исходным материалом. Одним из таких был и великий творец Микеланджело.

Скульптура как украшение парков

Одним из видов ваяния является парковая скульптура, традиции которой имеют многовековую историю. Сложно представить себе красивый парк или городской сад без скульптурных украшений. Традицию украшать сады скульптурами учредили еще древние греки. Сложно себе представить и сады Древнего Рима без скульптурных изваяний богов или мужественных воинов.


В XVII веке центром по изготовлению скульптур для парков и садов становится Венеция. Целыми партиями покупали скульптуры для своих личных парков знатные люди из Австрии, Польши и России. Парковая скульптура в то время стала важным элементом украшения Петербурга, который как раз активно строился. Самым выдающимся венецианским мастером можно назвать Пьетро Баратта, творения которого и сейчас можно увидеть в Летнем саду Петербурга или в заповеднике Царское Село.

Особую популярность в современных парках приобретает так называемая топиарная скульптура - это создание настоящих шедевров из живых растений - деревьев или кустов.

Самые известные мировые скульптуры

Знаменитые скульптуры мира завоевали популярность благодаря своим особенностям. Предлагаем вашему вниманию пятерку самых известных мировых скульптур.

1. Самая знаменитая из древних скульптур - это статуя богини Афродиты, известная также как Венера Милосская. Культовое изваяние из мрамора было изготовлено еще во втором веке до нашей эры и сохранилось до наших дней. Сегодня эту двухметровую скульптуру можно увидеть в специальной галерее Лувра.

2. Самая высокая скульптура - это статуя Будды Вайрочана в Китае (провинция Хэнань). Общая высота памятника - 158 метров, работы по его возведению были закончены в 2002 году. Скульптура выполнена из литой меди, а общая стоимость этого проекта составила около 55 миллионов долларов.

3. Самая загадочная скульптура - это изваяния Моаи на острове Пасхи. Ученые предполагают, что статуи - дело рук мастеров древней Полинезии и размыто датируют их первым тысячелетием нашей эры.


4. Самая патриотическая скульптура - это всемирно известная статуя Свободы - своеобразный символ американского народа. Она также является второй по высоте на планете.


5. Самая золотая скульптура - это статуя Будды, находящаяся в Таиланде, в храме Ват Траймит. Трехметровая скульптура уникальна тем, что полностью выполнена из цельного золота.

Скульптура — объёмные застывшие мгновения




Скульптура (от латинского sculpo — высекаю, вырезаю) ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного, физически 3-мерного изображения.

Как правило, объект изображения в скульптуре — человек, реже — животное (анималистический жанр), еще реже — природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача ее движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, фактура лепки или обработка материала, архитектонической организации объема, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфические в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами скульптуры.

Объемная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой на основе анатомических (скульптурных особенностей той или иной модели. Различают 2 основные разновидности скульптуры: круглую (статуя, скульптурная группа, статуэтка, торс, бюст и т. д.), которая свободно размещается в пространстве и обычно требует кругового обзора, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон.

  • монументальную, монументально-декоративную,
  • станковую
  • скульптуру малых форм.

Развиваясь в тесном взаимодействии, эти разновидности скульптуры имеют свои особенности.




Монументальная и монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, размещается, прежде всего, в общественных местах — на улицах и площадках города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Она призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками, способна решать большие идейно-образные задачи, что с особой полнотой раскрывается в городских памятниках, монументах, мемориальных сооружениях, которым обычно присуща величавость форм и долговечность материала, приподнятость образного строя, широта обобщения.


Станковая скульптура , прямо не связанная с архитектурой, носит более камерный характер и обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьерах. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, ее размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументальной, присущ интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность.




Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также произведения медальерного искусства и глиптики.


Скульптурный материал

Назначение и содержание скульптурных произведений определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника скульптуры.

Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п.) служат для лепки.

Твердые вещества (различные породы камня, дерева и пр.) обрабатываются путем рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нем объемной формы.

Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твердое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Для воспроизведения в металле прибегают также к гальванопластике. В нерасплавленном виде металл в скульптуре обрабатывается посредством ковки, чеканки, сварки и резки.

Для создания керамической скульптуры употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах.

Цвет в скульптуре применяется с древнейших времен: хорошо известна раскрашенная скульптура античности, средних веков, Возрождения.




Немного истории

Возникновение скульптуры, относящееся к первобытной эпохе, непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магическими верованиями. В палеолитических стоянках (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии и др.) обнаружены изображения животных и женщин — прародительниц рода, отличающиеся остротой жизненных наблюдений при обобщенности и грубоватости форм. Скульптура часто служила средством украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов. Дальнейшее развитие скульптура получила в период разложения первобытнообщинного строя, ярчайшие памятники этого этапа — золотые рельефы скифов, терракотовые головы культуры Нок, типологически многообразная деревянная резная скульптура народов Океании.




Древневосточная

Скульптура древневосточных государств, имевшая ритуальное и магическое значение, служила увековечению строгой общественной иерархии, власти богов и царей, которая утверждалась в грандиозных по масштабу и лаконично-строгих по стилю произведениях.

В скульптуре Древнего Египта, отличавшейся своеобразной системой условного изображения человеческой фигуры — каноном, сфинксы, величественные статуи фараонов, портреты вельмож, суммированные по объему, сохраняли представление об исходном блоке материала.


Древняя Греция

Иной, гуманистический характер носит скульптура Древней Греции и отчасти Древнего Рима, обращенная к массе свободных граждан и во многом являвшаяся пластической материализацией античной мифологии. В образах богов и героев, атлетов и воинов скульпторы Древней Греции воплощали идеал гармонично развитой личности, утверждали свои этические и эстетический представления (мастера классики: Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп).


Древний Рим

Реализм древнеримской скульптуры особенно полно раскрылся в искусстве портрета, поражающего остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров. Получил развитие рельеф с историко-повествовательными сюжетами, украшающий триумфальные колонны и арки; сложился тип конного памятника (статуя Марка Аврелия).




Христианство

Христианская религия как основная форма миросозерцания во многом определила характер европейской средневековой скульптуры. Как необходимое звено скульптура входит в архитектурную ткань соборов эпохи романского стиля, подчиняясь суровой торжественности их тектонического строя. В искусстве готики, где рельефы и статуи апостолов, пророков, святых, фантастических существ, а порой и идеализированные образы реальных лиц буквально заполняют порталы соборов, галереи верхних ярусов, ниши башенок и выступы карнизов, скульптура играет особенно заметную роль. Она как бы «очеловечивает» архитектуру, усиливает ее духовную насыщенность.


Возрождение

В XV-XVI вв. итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, все более тяготеет к выражению идеалов ренессансного гуманизма (Возрождение). Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится ее главной задачей (творчество Донателло, Якопо делла Кверча, А. Верроккьо). Одной из вершин искусства Возрождения явились скульптурные произведения Микеланджело, полные титанической мощи и напряженного драматизма. В скульптуре барокко ренессансная гармония и ясность уступают место стихии изменчивых форм, подчеркнуто динамичных, нередко исполненных торжественной пышности. Стремительно нарастают декоративные тенденции: скульптура буквально сплетается с архитектурой церквей, дворцов, фонтанов, парков.


Барокко

В эпоху барокко создаются также многочисленные парадные портреты и памятники. Крупнейшие представители скульптуры барокко — Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции. Принципы классицизма, заново осмысленные в эпоху Просвещения, сыграли важную роль в развитии западноевропейской скульптуры 2-й половины XVIII — 1-й трети XIX вв., в которой наряду с историческими, мифологическими и аллегорическими темами большое значение приобрел портрет (Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции).




Романтизм

Эмоциональная напряженность, поиски новых выразительных средств характерны для скульптуры эпохи романтизма (П. Ж. Давид д`Анже, А. Л. Бари, Ф. Рюд во Франции). Символом новых исторических устремлений России стал памятник Петру I в Петербурге работы Фальконе. Во 2-й половине XVIII — 1-й половине XIX вв. складывается академическая школа русской скульптуры, которую представляет плеяда выдающихся мастеров. Патриотический пафос, величавость и классическая ясность образов характеризуют творчество Ф. И. Шубина, М. И. Козлоского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, Ф. П. Толстого, С. С. Пименова.




Классицизм

Во 2-й половине XIX века в европейской скульптуре находит отражение общий процесс демократизации искусства. Классицизму, который перерождался в салонное искусство, противостояло реалистическое направление с его открыто выраженной социальной направленностью, признанием повседневной жизни, достойной внимания художника, обращением к теме труда, к проблемам общественной морали (Ж. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др.).




Модерн

Попытки преодоления кризиса скульптуры наметились в конце XIX — начале XX вв., когда в рамках стиля «модерн» вновь возрождается стремление к синтезу искусств, в котором скульптура (в особенности связанная с интерьером, оформлением фасадов, т. е. рельеф, станковая и декоративная скульптура) занимают важное место. Мощное воздействие на все национальные школы оказывает тесно связанная с изучением натуры и отражающая противоречивый характер свой эпохи пластика О. Родена, создавшего яркие по силе эмоционального воздействия и значительные по идейному замыслу произведения.


ХХ век

В XX веке развитие скульптуры принимает противоречивый характер. Экспериментализм модернистских живописных течений XX века проник и в скульптуру; особенно сильно было влияние кубизма (П. Пикассо), приведшее к включению в произведения скульптуры самых различных нетрадиционных материалов. Дадаисты, а за ними художники поп-арта ввели принцип превращения обыденного предмета в произведение скульптуры, так называемый объект, отрицая значение художественно-пластической формы. В современную урбанистическую среду вписываются созданные из новейших материалов декоративные формы (И. Ногучи, США) или гигантские стилизованные фигуры людей (Г. Мур, Великобритания).




Скульптура — мост из прошлого в будущее

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»