Задание бсп. Тест "бессоюзное сложное предложение"

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

$$$001. Бессоюзным предложением является

А) Все в поселке удивлялись, что старуха не продает свою драгоценность

В) Любишь кататься - люби и саночки возить

С) Когда б имел я сто очей, то все бы сто на вас глядели

D) Василиса заплакала, а её дочь смутилась

Е) Мы все вспомнили, что наш Беликов не женат

{Правильный ответ} =B

{Сложность} = 3

$$$002. Бессоюзное сложное предложение с причинными отношенями -

А) Собака ткнулась и заорала: она себе наколола нос о колючки

В) Опоздаешь - пеняй на себя

С) Мутно небо, ночь мутна

D)Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят

Е) Он понял: собака с чем-то встретилась

{Правильный ответ} =A

{Сложность} = 2

$$$003. Бессоюзное предложение с отношениями следствия-

А) Сыр выпал- с ним была плутовка такова

В) Назвался груздем – полезай в кузов

С) Земля ей - что рыбе вода: землеройка мгновенно исчезла

D) Посмотрит – рублем подарит

Е) Огляделся – его и след простыл

{Правильный ответ} =A

{Сложность} = 2

$$$004. БСП, обозначающие одновременность происходящих событий-

А) Когда мы возвращались домой, было темно и тихо

В) Мчатся тучи, вьются тучи

С) Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света

D) Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки и фонари

Е) На ель ворона взгромоздясь, позавтракать совсем уж было собралась, да призадумалась…

{Правильный ответ} =B

{Сложность} = 2

$$$005 Количество пропущенных знаков препинания в предложении:

Еще веселее казалась обсаженная березами омытая дождем дорога мутные потоки стремились по склонам многоцветная радуга висела над лугом яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей.-

А. Четыре.

{ Правильный ответ} =А

{ Сложность} = 3

$$$006. Сложное бессоюзное предложение-

А. Час обеда приближался.

В. Теплый весенний вечер.

С. Катятся ядра, свищут пули.

Д. Ты приходи поскорей.

Е. Человек – это звучит гордо!

{ Правильный ответ} =С

{ Сложность} = 3

$$$007.Бессоюзное сложное предложение :
A) Покос - самая трудная и весёлая пора.
B) Сомненья, неудачи, несчастья - всё переносится лично.
C) Нынче был для него торжественный день - годовщина его коронования.
D) Читать - значит вырабатывать вкус.
Е) Дело не любишь - мастером не будешь.

{Правильный ответ}=Е

{Сложность}=2

$$$08. В БСП стоит тире -
A) Сыр выпал с ним была плутовка такова..
B) Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда.
C) Небо очистилось замелькали звезды становилось уже светло.
D) Тут его осенила мысль люди должны быть где-то поблизости.
Е) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.


{Правильный ответ}=А

{Сложность}=2

$$$009. Бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять двоеточие :
A) Печален я со мною друга нет.
B) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле.
C) Дул ветер снег падал хлопьями.
D). Мчатся тучи, вьются тучи.
Е) Сыр выпал с ним была плутовка такова..

{Правильный ответ}=А

{Сложность}=2

$$$010.Бессоюзное сложное предложение со значением причины:
A) Предметы теряли свою форму всё сливалось сначала в серую потом в тёмную массу.
B) В избах и по дворам было пусто все ушли копать картошку.
C) Одно мне всегда было странно я никогда не делался рабом любимой женщины.
D) Он понял собака встретилась с чем-то опасным.

Е) Погода была ужасная выл ветер снег падал хлопьями.

{Правильный ответ}= В

{Сложность}=2

$$$011. Количество пропущенных запятых в предложении:

Сильный ветер внезапно загудел в вышине деревья забушевали крупные капли дождя резко застучали зашлепали по листьям сверкнула молния и гроза разразилась.

{Правильный ответ}= Е

{Сложность}=2

$$$012. Бессоюзным сложным предложением является-

А) Все в поселке удивлялись, что старуха не продает свою драгоценность.

В) Любишь кататься - люби и саночки возить.

С) Когда б имел я сто очей, то все бы сто на вас глядели.

D) Василиса заплакала, а её дочь смутилась.

Е) Мы все вспомнили, что наш Беликов не женат.

{Правильный ответ}= В

{Сложность}=2

$$$013. Бессоюзное сложное предложение с причинными отношенями -

В) Опоздаешь - пеняй на себя.

С) Мутно небо, ночь мутна.

Е) Он понял: собака что-то нашла.

{Правильный ответ}= А

{Сложность}=2

$$$014. Бессоюзное сложное предложение с условными отношенями -

А) Собака ткнулась и заорала: она себе наколола нос о колючки.

В) Опоздаешь - пеняй на себя.

С) Мутно небо, ночь мутна.

D)Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят.

{Правильный ответ}= В

{Сложность}=2

$$$015. Бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия-

С) Земля ей - что рыбе вода: землеройка мгновенно исчезла.

{Правильный ответ}= А

{Сложность}=2

$$$016. Бессоюзное сложное предложение, обозначающее одновременность происходящих событий -

В) Мчатся тучи, вьются тучи.

{Правильный ответ}= В

{Сложность}=2

$$$017. Бессоюзное сложное предложение с сочинительными отношениями -

А) Собака ткнулась и заорала: она себе наколола нос о колючки.

В) Опоздаешь - пеняй на себя.

С) Не поедем сегодня за город: дождь надвигается.

D)Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят.

Е) Он понял: собака с чем-то встретилась.

{Правильный ответ}= D

{Номер темы}=12

{Сложность}=2

$$$018. Бессоюзное сложное предложение с отношениями причины-

А) Сыр выпал- с ним была плутовка такова.

В) Назвался груздем – полезай в кузов.

С) Урожай был скудным: все лето не было дождей.

D) Посмотрит – рублем подарит.

Е) Огляделся – его и след простыл.

{Правильный ответ}= С

{Номер темы}=12

{Сложность}=2

$$$019. Бессоюзное сложное предложение, обозначающее одновременность происходящих событий -

А) Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.

В) Мчатся тучи, вьются тучи.

С) Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света.

D) Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки и фонари.

Е) На ель ворона взгромоздясь, позавтракать совсем уж было собралась, да призадумалась.

{Правильный ответ}= В

{Номер темы}=12

Карточка 1

1. Я люблю Древнюю Русь я вижу в ней борьбу страдания народные попытку общества исправить недостатки. 2. Я думаю в школе очень нужна работа по краеведению. 3. Вывернули из-за очередного поворота впереди неожиданно показалась избушка. 4. Последние лучи солнца исчезли золото скал потускнело. 5. Луна растворяясь в пелене сизых туч опускалась к земле свет ее уже потускнел.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 2

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1.Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром. 2. 3. Сорока подняла голову сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. 4.Назвался груздем полезай в кузов. 5. Солнце дымное встает будет день горячий.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 3

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Проснулся пять станций убежало назад.

    В первую минуту мне стало обидно они не ищут меня.

    Запомните

    Погода утихла тучи расходились снова заблестело солнышко.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 4

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

    Сзади шапкой стоял лес впереди расстилалось болото справа был пустырь.

    Кукушка закуковала пора сеять лен.

    Я выглянул из окна и увидел все небо заволокло тучами.

    Мороз не страшен воздух сухой ветра нет.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 5

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Вывернули из-за очередного поворота впереди неожиданно показалась избушка.

    На дворе середина декабря окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет.

    Мне впервые стало обидно они не ищут меня.

    Свернули вправо впереди неожиданно показалась речушка.

    Хорошенько запомните

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 6

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Глинистая дорога раскисла от дождя приходилось жаться к мокрым кустам.

    Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром.

    Солнце сильно палит к вечеру соберется гроза.

    Последние лучи солнца исчезли золото скал потускнело.

    Запомнитени один злой человек не бывает счастлив.

Ключи

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Карточка 4

Карточка 5

Карточка 6

: причина

, последов

- быстрая смена событ

- противоп

- быстрая смена соб.

- следствие

: дополняет, изъясняет

; осложнено

- следствие

, перечисл

; осложн

, одноврем событий

- быстрая смена событ

: пояснение

: причина

- условие

: причина

- следствие

- следствие

- условие

: изъяснен

: изъяснен

- быстрая смена соб.

- следствие

; осложн.д.о

- следствие

, перечисл

: причина

: изъяснен

: изъяснен

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 1

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1. Я люблю Древнюю Русь: я вижу в ней борьбу, страдания народные, попытку общества исправить недостатки. (причина) 2. Я думаю: в школе очень нужна работа по краеведению. (дополняет, изъясняет) 3. Вывернули из-за очередного поворота - впереди неожиданно показалась избушка. (быстрая смена событий) 4. Последние лучи солнца исчезли - золото скал потускнело. (следствие) 5. Луна, растворяясь в пелене сизых туч, опускалась к земле; свет ее уже потускнел. (1 пр. осложнено д.о.)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 2

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    (одновременность событий)

    (осложнено прич. Об.)

    Сорока подняла голову: сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. (пояснение)

    Назвался груздем- полезай в кузов. (условие)

    Солнце дымное встает- будет день горячий. (следствие, результат)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 3

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Проснулся- пять станций убежало назад. (быстрая смена событий)

2.Солнце сильно палит-к вечеру соберется гроза. (следствие, результат)

3.В первую минуту мне стало обидно: они не ищут меня. (причина)

4.Запомните:ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)

5.Погода утихла, тучи расходились, снова заблестело солнышко. (перечисление)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 4

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Хотел рисовать- кисти выпадали из рук. (противопоставление)

    Сзади шапкой стоял лес, впереди расстилалось болото, справа был пустырь. (перечисление)

    Кукушка закуковала – пора сеять лен. (условие. время)

    Я выглянул из окна и увидел: все небо заволокло тучами. (изъяснение, дополнение)

    Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет. (причина)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 5

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Вывернули из-за очередного поворота - впереди неожиданно показалась избушка. (быстрая смена событий)

    На дворе середина декабря; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (осложнено прич. Об.)

    Мне впервые стало обидно: они не ищут меня. (причина)

    Свернули вправо - впереди неожиданно показалась речушка. (быстрая смена событий)

    Хорошенько запомните:ни один человек не смог пройти через это болото. (изъяснение)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 6

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Глинистая дорога раскисла от дождя- приходилось жаться к мокрым кустам. (следствие, результат)

    Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (одновременность событий)

    Солнце сильно палит - к вечеру соберется гроза. (следствие, результат)

    Последние лучи солнца исчезли - золото скал потускнело. (следствие)

5. Запомните:ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)

Дидактический материал

I. Постановка запятой и точки с запятой

Запятая ставится в бессоюзном сложном предложении для разделения частей, тесно связанных друг с другом (между ними можно поставить союз и ) и обозначающих одновременно или последовательно происходящие события.

Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки . (А.Пушкин)

Точка с запятой ставится в том случае, когда части бессоюзного сложного предложения менее связаны между собой (по смыслу и интонации они близки к самостоятельным предложениям), а также когда части уже распространены (имеют запятые) или группируются по смыслу (в этом случае употребление запятой между частями бессоюзного сложного предложения является знаком недостаточным).

Утро великолепное; в воздухе прохладно; солнце невысоко. (И.Гончаров) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса . (И.Тургенев)

Задание 1 . Прочитайте текст. Понаблюдайте за интонацией, стилистическими особенностями бессоюзных сложных предложений, обоснуйте употребление запятой и точки с запятой .

Весело 2 пробираться 6 по узкой 6 дорожке 6 , между двумя стенами высокой 3 ржи. Колосья тихо бьют 1 вас по лицу, васильки цепляются 6, 2 за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой 2 рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные 5 осины высоко лепечут 6 над вами 3 ; длинные висячие ветки берез едва шевелятся 6 ; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы 4, 7 .

(И.Тургенев)

Внимание! Части бессоюзного сложного предложения, разделяемые точкой с запятой, произносятся с понижением голоса к концу части (почти как при точке) и значительными паузами между частями. Темп речи в таких предложениях обычно замедленный.

Учитывая эти сведения, подготовьте выразительное чтение текста И.Тургенева. Постарайтесь почувствовать настроение, которое передает автор.

    Определите, какие языковые средства выразительности употреблены в последнем предложении.

    Подберите синоним к слову статные .

    Укажите типы односоставных предложений. Какова их роль в тексте?

Задание 2 . Прочитайте бессоюзные сложные предложения и найдите в них грамматические основы. Решите, в каких бессоюзных сложных предложениях между частями нужно поставить запятую, а в каких – точку с запятой. Обоснуйте свой выбор.

Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) Между тем ноч_ пр_бл_жалась и р_сла как гр_зовая туча к_залось вместе с вечерн_ми парами от_всюду подн_мал_сь и даже (с)выш_ны л_лась темн_та. 2) Все кругом быстро ч_рнело и ут_хало одни пер_пела изр_дка кричали. 3) Уже я (с)трудом разл_чал отд_ле(н,нн)ые предметы поле неясно б_лело вокруг (за)ним (с)каждым мгн_вением надв_гаясь гр_мадными клубами вздымался угрюмый мрак. 4) Один п_логий холм см_нялся другим п_ля бе_конеч_но т_нулись за п_лями кусты словно вст_вали вдруг из земли перед самым м_им носом. 5) Всюду лучистыми _лмазами з_рделись крупные капли р_сы мне н_встречу чистые и ясные словно тоже обмытые утре(н,нн)ей пр_хладой прин_слись звуки кол_к_ла. 6) Ветер упал точ_но крылья сл_жил и зам_р н_ч_ным душ_стым теплом п_веяло от земли. 7) Ноч_ т_жело и сыро п_хнула мне в разг_ряче(н,нн)ое лицо к_залось г_товилась гр_за ч_рные тучи р_сли и п_лзли по небу вид_мо м_няя св_и дымные оч_ртания.

(И.Тургенев)

1) Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. 2) Все кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. 3) Уже я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. 4) Один пологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями, кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. 5) Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола. 6) Ветер упал, точно крылья сложил, и замер; ночным душистым теплом повеяло от земли. 7) Ночь тяжело и сыро пахнула мне в разг_ряченное лицо; казалось, готовилась гроза; черные тучи росли и ползли по небу, видимо меняя свои дымные очертания.

(И.Тургенев)

Задание 3 . (Формирование речевых умений и пунктуационных навыков.) Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные: а) с запятой; б) с точкой с запятой .

1) Небо на востоке начало темнеть...
2) На вечерних улицах зажглись огни...
3) Молния блистала почти беспрерывно...
4) Река в половодье сильно разлилась...
5) За селом прогремел гром...
6) Вся природа дышит свежестью...
7) Воздух чист и прозрачен...

Задание 4 . Подготовьте выразительное чтение текста, обращая внимание на интонацию и выбор знаков препинания в предложениях.

Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари ? Вы выходите на крыльцо... На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью... За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож ; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит . Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега... Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели ; вам дремлется ... Но вот вы отъехали версты четыре... Край неба алеет ; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается ; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется , как птица. Свежо, весело, любо!.. Солнце быстро поднимается ; небо чисто... Вы взобрались на гору... Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы ; вдали чибисы с криком вьются над болотом ; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль... Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!..

(И.Тургенев)

    Озаглавьте текст, определите его основную мысль.

    Сколько абзацев можно выделить в этом тексте?

    Какова роль бессоюзных сложных предложений в тексте?

    Чем объясняются различия в постановке знаков препинания (запятой и точки с запятой) между частями бессоюзных сложных предложений?

    Какие средства выразительности использованы автором?

    Объясните орфограммы в выделенных словах.

    Составьте небольшой текст, используя бессоюзные сложные предложения с запятой и с точкой с запятой, на одну из следующих тем:

1. Перед грозой.
2. Ранним утром.
3. Летний вечер.
4. Метель.
5. Листопад.

II. Постановка двоеточия

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится в следующих случаях:

1. Если между частями причинные отношения (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении), в этом случае перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как .

Незнанием никогда не следует хвастаться: незнание есть бессилие. (Н.Чернышевский)

2. Если между частями пояснительные отношения (вторая часть поясняет, конкретизирует высказанную мысль первой части), в этом случае перед второй частью можно поставить пояснительно-присоединительные союзы а именно, то есть .

Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра . (И.Гончаров)

3. Если вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя один из ее членов (обычно сказуемое). В первой части в этом случае можно вставить глаголы речи, мысли, чувства, восприятия (услышать, увидеть, почувствовать и подобные). Проверочные союзы: что, как .

Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица .

Задание 1 . Прочитайте предложения. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть
а) указывает на причину того, о чем говорится в первой части;
б) раскрывает, поясняет содержание первой;
в) дополняет смысл первой части.

1) Я вошел в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. 2) Я не мог заснуть: передо мною во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. 3) Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. 4) Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение. 5) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. 6) Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу. 7) Я глупо создан: ничего не забываю. 8) Грушницкий принял таинственный вид: ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает. 9) Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса; она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами: в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек. 10) Одно мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. 11) Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться еще вдвое преступнее. 12) О, я прошу тебя: не мучь меня по-прежнему пустыми сомнениями и притворной холодностью. 13) Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами: это начинает ее пугать. 14) Я взглянул на нее и испугался: ее лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы. 15) Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывая смешные, а после дурные их стороны. 16) Уж эти больные такой народ: всё знают. 17) Я слез и подкрался к окну: неплотно притворенный ставень позволил мне видеть пирующих и расслушать их слова. 18) Вот мои условия: вы нынче же публично откажетесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения. 19) Об одном прошу вас: стреляйте скорее. 20) Все устроено как можно лучше: тело привезено... пуля из груди вынута. 21) Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей. 22) Я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды. 23) Я взял со стола... червонного туза и бросил кверху: дыхание у всех остановилось. 24) Я обошел хату и приблизился к роковому окну: сердце мое сильно билось. 25) Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера. 26) Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.

    Из какого произведения взяты эти строки? Назовите автора.

    Чем объяснить частое употребление личного местоимения я в этих предложениях?

    Дайте полную пунктуационную характеристику предложению 10.

    Начертите схему предложения 9.

Задание 2 . Прочитайте. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений. Запишите предложения, расставляя знаки препинания, подчеркивая грамматические основы, в следующей последовательности:

1) второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении;
2) второе предложение раскрывает, поясняет содержание первого;
3) второе предложение дополняет смысл первого предложения.

1) Есть на свете такие счастливые лица глядеть на них всякому любо точно они греют вас или гладят. 2) Не одной только полудикой прелестью разлитой по всему ее тонкому телу привлекла она меня ее душа мне нравилась. 3) Не ноги меня несли не лодка меня везла меня поднимали какие-то широкие сильные крылья. 4) Вдруг я слышу меня кличет кто-то. 5) Голова у меня ходила кругом слишком много впечатлений в нее нахлынуло разом. 6) Он любил ее страстно и никогда ничего ей не запрещал он в душе считал себя перед ней виноватым.

(И.Тургенев)

Задание 3 . Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием. Определите смысловые отношения между частями.

1. Растения освежают воздух: ...
2. Лес влияет на температуру воздуха: ...
3. Любите природу: ...
4. Прочитайте книгу В.Каверина «Два капитана»: ...
5. Я посмотрел на небо: ...
6. Я счастлив: ...
7. Об одном прошу тебя: ...

III. Постановка тире

Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения в следующих случаях:

1. Если содержание одной части резко противопоставляется содержанию другой части. Эти отношения можно проверить, вставив союзы а, но, зато .

Ноги носят – руки кормят . (Пословица)

2. Если в первой части указывается на время или условие того, о чем говорится во второй части. Проверочные союзы: времени – когда , условия – если .

1) Настанет вечер – загорятся на небе звезды. 2) Любишь кататься – люби и саночки возить. (Пословица)

3. Если вторая часть заключает в себе вывод или следствие из того, о чем говорится в первой части. Эти отношения можно проверить союзами так что, поэтому .

Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце. (К.Паустовский)

4. Если части бессоюзного сложного предложения имеют значение сравнения. Проверочные союзы: словно, будто, как .

Посмотрит – рублем подарит. (Пословица)

5. Если части бессоюзного сложного предложения рисуют быструю смену событий.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова . (И.Крылов)

6. Если части бессоюзного сложного предложения связаны уступительными отношениями. Проверочные союзы: хотя, несмотря на то что .

Я говорил правду – мне не верили . (М.Лермонтов)

Задание 1 . Прочитайте предложения. Какие смысловые отношения выражаются знаком тире в этих бессоюзных сложных предложениях? Какими союзами эти отношения можно проверить? Начертите интонационные схемы 1-, 2-, 8-го предложений. Выпишите слова с выделенными буквами, объясните их правописание.

1) Я был го тов любить весь мир – ме ня ни кто (не)понял. 2) Он (не)ра змахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера. 3) Я повто рил при глашение – он ни чего (не)отвечал. 4) Вда ли ви лась пыль – Азамат ска кал на ли хом Карагёзе. 5) Попробо вал идти пе шком – ноги мои под ко сились. 6) Выстрел ра здался – дым наполнил комна ту. 7) Горное озе ро све ркает на солнце – переливается всеми цве тами во лшебный кристалл . 8) Туман расс ея лся – ве ршины вновь за све ркали на солнце. 9) Я был скромен – ме ня обви няли в лукав стве.

(М.Лермонтов)

Задание 2 . Спишите, сгруппировав пословицы по смысловым отношениям их частей. Вставьте пропущенные буквы, выделите и обозначьте орфограммы в этих словах .

1) Лето прип_сает – зима по_дает. 2) Тьма свету не люб_т – злой доброго не терп_т. 3) Напролом идут – в_лос не ж_леют. 4) Источник ут_ляет жажду – доброе слово ож_вляет сердце. 5) На глаз повер_ш_ – криво отмер_ш_. 6) Смелые поб_ждают – трусливые пог_бают. 7) Не кричи о с_бе – пусть другие о тебе тихо скажут. 8) Наука даром не д_ет_ся – наука трудом б_рет_ся. 9) Азбуку учат – на всю избу кр_чат. 10) Кончил дело – гуляй смело. 11) Есть т_рпение – буд_т и умение. 12) Делу время – потехе час. 13) Труд человека корм_т – лень порт_т. 14) Лучше вспаш_ш_ – больше хлеба в_зьмеш_. 15) Вз_шло красно солнышко – пр_щай, светел месяц. 16) Чел_век без родины – соловей без сада. 17) С миру по нитке – голому рубаха. 18) Гл_за страшат_ся – руки делают. 19) Извериш_ся в алтыне – не п_верят в рубле. 20) С воза упало – не сыщеш_. 21) Ручка беленька – душа ч_рненька. 22) С глупым водит_ся – сам п_глупееш_. 23) С умным пог_ворить – воды напит_ся. 24) С другом друг бранит_ся – недруг в_с_лит_ся. 25) Помаш_ш_ палкой не умея – св_я же постр_дает шея. 26) Корень учения горек – плод его сладок. 27) Ученый без практики – пчела без меду. 28) Прочел х_рошую книгу – встретился с другом. 29) Дружно за дело взят_ся – пустыня зацв_тет. 30) Язык один, ушей пара – раз ск_жи, два п_слушай. 31) Не ищи безупречного друга – остан_ш_ся один. 32) Пр_ходят и б_лезни, и б_да – привычки ост_ются навс_гда. 33) Счастливый ш_потком толкует об удаче – несчастный о св_ем несчастье громко плач_т. 34) Б_льному сл_веч_ко ш_пнул с любовью – в_рнул ему половину зд_ровья. 35) Богач в стаде у себя не отыскал телка – последнего телка з_брал у б_дняка. 36) Не пож_леть трудов, не пол_ни_ся – в цв_ток в конце концов к_люч_ка пр_вр_тит_ся. 37) Первый камень криво в землю врос – вся ст_на пошла наперекос. 38) Обид_т друг – ляж_т камнем слово. 39) Умная голова сто голов корм_т – худая и одной не пр_кормит. 40) Мел_т день до веч_ра – п_слушать нечего. 41) Буд_шь книги читать – буд_шь все знать. 42) Недруг поддакива_т – друг спор_т. 43) Утром не встан_ш_ – день пропал. 44) Хв_стун и правду скаж_т – ему н_кто не поверит.

    Укажите предложения, содержание которых опирается на употребление антонимов.

    Назовите синонимичные по смыслу пословицы.

IV. Тренировочные упражнения

Задание 1 . Прочитайте предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения переделайте в сложные бессоюзные. Запишите, ставя нужные знаки препинания .

1) Пословицы и поговорки всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги. (М.Горький) 2) Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир. (Дж. Сантаяна) 3) Есть народное поверье, что зарницы «зарят хлеб», то есть освещают его по ночам. Оттого хлеб наливается быстрее. (По К.Паустовскому) 4) Маленькие комнаты или жилища собирают ум, а большие его рассеивают. (Леонардо да Винчи) 5) Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. (А.Вампилов) 6) Не только вы собрали книги, но и книги собрали вас. (В.Шкловский) 7) Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить свое имущество, а только уменьши свою жадность. (К.Гельвеций)

    Определите основную мысль пословиц (предложения 8, 9, 10). Какой совет содержится в пословице Читать не размышляя – что есть не пережевывая ?

Задание 2 . Запишите предложения, расставьте знаки препинания, обоснуйте свой выбор. Подчеркните грамматические основы предложений.

1) Идущий в дорогу и скучающий в одиночестве пусть возьмет себе в спутники книгу нет спутника лучше ее болеющий и страдающий пусть берет себе в помощь книгу в мире нет лекарств ее сильнее. (Древняя восточная мудрость) 2) Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей она научит вас уважать человека. (М.Горький) 3) Она [книга] приобщает людей к жизни и борьбе других людей дает возможность понимать их переживания их мысли их стремления она дает возможность сравнивать разбираться в окружающем и преобразовывать его. (Н.Крупская) 4) Обращаться со словом нужно честно оно есть высший подарок человеку. (М.Горький) 5) Науку надо любить у людей нет силы более мощной и победоносной чем наука. (М.Горький) 6) А просьба моя состоит в следующем берегите наш язык. (И.Тургенев) 7) Я посмотрел кругом сердце во мне заныло невесело войти ночью в мужицкую избу. (И.Тургенев) 8) Узкая тропинка вела между кустами на крутизну обломки скал составляли шаткие ступени этой природной лестницы цепляясь за кусты мы стали карабкаться. (М.Лермонтов) 9) Становилось жарко белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор обещая грозу голова Машука дымилась как загашенный факел; кругом его вились и ползали как змеи серые клочки облаков задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. (М.Лермонтов) 10) Вот кругом него собрался народ из крепости он [Казбич] никого не замечал постояли потолковали и пошли назад я велел возле него положить деньги за баранов он их не тронул. (М.Лермонтов) 11) Печорин не равнодушно не апатически несет свое страдание бешено гоняется он за жизнью ища ее повсюду горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. (В.Белинский) 12) Вода всему господин воды и огонь боится. (Пословица) 13) Не рой другому яму сам упадешь. (Пословица) 14) Не бранись не чисто во рту будет. (Пословица) 15) Кобыла с волком тягалась один хвост да грива осталась. (Пословица) 16) Средь шумной толпы неизвестной те звуки понятней мне вдвое напомнили силой чудесной они мне все сердцу родное. (А.Фет) 17) Мячик прыгает цветной во дворе передо мной этот мячик очень мил стекол он еще не бил. (Г.Виеру) 18) У каждого дела запах особый в булочной пахнет тестом и сдобой. Мимо столярной идешь мастерской стружкою пахнет и свежей доской. (Дж. Родари) 19) Надо просто что-то хорошее делать что-то делать тогда улыбнутся и заплачут от счастья матери наши матери. (О.Шестинский) 20) Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери всякая привязанность всякая любовь всякая страсть или слаба или своекорыстна по сравнению с нею. (В.Белинский)

    Укажите предложения, которые соответствуют следующим схемам:

– ; – .

(потому что)

: .

    Укажите бессоюзное сложное предложение, отношения между частями которого – причинно-следственные.

    Проиллюстрируйте следующие орфограммы примерами из предложений:

1) -тся, -ться в глаголах: ...

2) н, нн в суффиксах разных частей речи: ...

3) не с разными частями речи: ...

4) корни с чередующимися гласными: ...

5) безударные гласные, проверяемые ударением: ...

    С помощью толкового словаря объясните значение выделенного слова.

    Выпишите слова, строение которых соответствует схемам:

    Укажите части речи в 17-м предложении.

Задание 3 . Прочитайте фрагменты литературных произведений. Укажите автора, название произведения, определите жанр.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.

1) Одна бедная мать не спала. Она приникла к изг_ловью д_рогих сыновей своих л_жавших рядом она ра_ч_сывала гребнем их м_л_дые небрежно в_склоче(н,нн)ые кудри и смач_вала их слезами она гл_дела на них вся гл_дела всеми чу_ствами и не м_гла нагл_дет_ся. Она вск_рмила их собстве(н,нн)ой грудью она возр_стила взл_ле_ла их и только на один миг вид_т их перед с_бою. Сыны мои сыны мои милые что буд_т с вами что ждет вас г_ворила она и слезы ост_новились в м_рщинах изм_нивших ее когда(то) пр_красное лицо.

2) Милая добрая старая нежная
С думами грус_ными ты не дружись
Слушай под эту гармонику снежную
Я ра(с,сс)кажу про св_ю т_бе жизнь.

3) Не ост_вляйте матерей одних
Они от од_ночества ст_реют.
Ср_ди забот влюбле(н,нн)ости и книг
Не з_бывайте с ними быть добрее.

4) Я много знаю о подвигах женщин вын_сивших с поля боя ране(н,нн)ых бойцов, работавших за мужчин отд_вавших св_ю кровь детям идущих по сибирским трактам за св_ими мужьями. Я н_когда не думал что все это имеет отношение к м_ей матери. К тихой застенч_вой обыденной оз_боче(н,нн)ой только тем как прок_рмить нас обуть уб_реч_...
Т_перь я оглядываюсь на ее жизнь и вижу она пр_шла через все это. Я вижу это с оп_зданием. Но я вижу.

5) Если сердцем стали вы суровы
Буд_те дети ласковее с ней.
Б_р_гите Мать от злого слова
Знайте дети ранят всех б_льней!
...Мать умрет и не изгладить шрамы.
Мать умрет и боли не унять.
Заклинаю берегите Маму
Дети мира берегите Мать!

6) Друг мой брат мой т_варищ_ мой
если з_вет тебя мать
Рвись к ней сер_цем. Сп_ши.
Мчись к ней в самой крылатой р_кете.
Каждый миг на сч_ту. Будь быстрее чем звук
и чем свет.
Оп_здаешь в пути не пр_стишь с_бе этого вечно.
.....................................................
Ах завет материнский и что тебя в мире мудрей?
Ты нас к звездам в_деш_ даже в темные ночи глухие.
Я б_русь утв_рждать в мире мало плохих матерей!
Отчего же т_гда на з_мле еще ползает зло?
И смердит себялюбство ? И сушит сер_ца скопидомство ?
А ведь как на пл_нет_ бы _делалось людям светло
Если б всех матерей св_их слушат_ся стало п_томство.

7) З_ступница дай мне б_льшую душу
Сер_це доброе
Око (не)дремл_щее
Гол_с мя_кий отходч_вый ласковый
Руки крепкие (не)злобивые
Очень трудно матерью быть!

(Н.Гоголь. «Тарас Бульба»; С.Есенин. «Снежная замять дробится и колется»; А.Дементьев, Ю.Яковлев. «Сердце Земли»; Р.Гамзатов. «Берегите матерей»; С.Островой. «Мать»; А.Яшин. «Молитва матери.)

    Начертите схемы бессоюзных сложных предложений, укажите в них грамматические основы.

    При помощи толкового словаря выясните значение подчеркнутых слов.

Задание 4 . Подготовьте выразительное чтение текста.

Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием. Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием... Я иногда лежал в забытьи, каком-то среднем состоянии между сном и обмороком: пульс почти переставал биться, дыхание было так слабо, что прикладывали зеркало к губам моим, чтоб узнать, жив ли я; доктора и все окружающие давно осудили меня на смерть: доктора – по несомненным медицинским признакам, а окружающие – по несомненным дурным приметам. Страданий матери моей описать невозможно, но восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не оставляли. «Матушка Софья Николаевна, – не один раз говорила, как я сам слышал, преданная ей душою дальняя родственница, – перестань ты мучить свое дитя; ведь уж и доктора, и священник сказал тебе, что он не жилец. Покорись воле Божией: положи дитя под образа, затепли свечку и дай его ангельской душеньке выйти с покоем из тела. Ведь ты только мешаешь ей и тревожишь ее, а пособить не можешь...» Но с гневом встречала такие речи моя мать и отвечала, что, покуда искра жизни теплится во мне, она не перестанет делать все, что может, для моего спасения, – и снова клала меня бесчувственного в крепительную ванну, вливала в рот рейнвейну или бульону, целые часы растирала мне грудь и спину голыми руками, а если и это не помогало, то наполняла легкие мои своим дыханием – и я, после глубокого вздоха, начинал дышать сильнее, как будто просыпался к жизни, получал сознание, начинал принимать пищу и говорить и даже поправлялся на некоторое время. Так бывало не один раз... Я приписывал мое спасение неусыпному уходу, неослабному попечению, безграничному вниманию матери. Внимание и попечение было вот какое: постоянно нуждаясь в деньгах, перебиваясь, как говорится, с копейки на копейку, моя мать доставала старый рейнвейн в Казани, почти за пятьсот верст, за неслыханную тогда цену. В городе Уфе не было тогда так называемых французских белых хлебов – и каждую неделю, то есть каждую почту, щедро вознаграждаемый почтальон привозил из той же Казани по три белых хлеба. Я сказал об этом для примера; точно то же соблюдалось во всем. Моя мать не давала потухнуть во мне догоравшему светильнику жизни; едва он начинал угасать, она питала его магнетическим излиянием собственной жизни, собственного дыхания.

(С.Т. Аксаков)

    Сформулируйте и запишите тему и основную мысль текста. (Самоотверженная борьба матери за жизнь своего ребенка – тема текста. Смысл текста глубок: пока есть Мать на земле, не страшно человеку, она затеплит огонек среди мрака ночи, не даст заблудиться и пропасть, поможет, закроет от беды, отогреет душу, спасет, вернет к жизни.)

    Объясните постановку знаков препинания в тексте.

    Укажите в тексте бессоюзные сложные предложения.

    Начертите схему третьего предложения, дайте ему характеристику.

    Вспомните орфограмму «буквы н и нн в словах разных частей речи», проиллюстрируйте ее примерами из текста.

    Заполните таблицу примерами из текста:

Проверяемые безударные гласные в корне

Непроверяемые безударные гласные в корне

Корни с чередованием гласных

    Подготовьтесь записать текст под диктовку.

Задание 5 . Прочитайте текст. Запишите, расставив знаки препинания, обоснуйте свой выбор.

Вы купили новую книгу... Она может быть в твердом карто(н,нн)ом переплете с коленкоровым п_крытием в твердом карто(н,нн)о(бумажном) переплете или в мягкой бумажной обло_ке. Книга новая чистая и кр_сивая. Вам хочет_ся с_хранить ее в т_ком виде? Помните

Книги боят_ся 1 солнечных лучей (не)читайте 6 их на ярком солнце. 7

Книги боят_ся сыр_сти (не)читайте их под дождем.

Книги боят_ся грязи и ж_ровых пятен (не)читайте их (во)время еды (не)б_рите грязными руками.

Книги боят_ся пыли оч_щайте 2, 3 их ж_лательно пыл_сосом.

Книги боят_ся механических п_вр_ждений (не)перег_байте 2 их (не)з_кладывайте (в)них толстых пр_дметов перелист_вая 2 б_ритесь за обрез листа и (не)слюните палец_. 7

В_спользуйтесь этими с_ветами мол_дость ваших 3 книг 1 буд_т пр_длена 4 .

(Из календаря)

    Озаглавьте текст. Определите его основную мысль.

    Объясните значение выделенного слова.

    Выполните указанные виды разборов.

    Подберите однокоренные к словам книга, чтение .

Задание 6 . Докажите, что двоеточия в примерах относятся к трем разным пунктограммам. В чем сходство интонации всех предложений, имеющих двоеточие?

1) Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. (И.Тургенев) 2) Труд избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды. (Вольтер) 3) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. (И.Тургенев) 4) В.Г. Белинский утверждал: «Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни». 5) Знание основывается на трех вещах: нужно много видеть, много учиться и много страдать. (У.Фосколо)

Задание 7 . Прочитайте. Объясните постановку двоеточия в тексте .

Басня

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Осенью у муравьев подмокла пшеница: они ее сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?». Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши».

(Л.Н. Толстой)

    Сформулируйте и запишите два вопроса к басне.

Задание 8 . Укажите, где поставлено тире: а) между подлежащим и сказуемым; б) в неполном предложении; в) перед обобщающим словом; г) в бессоюзном сложном предложении; д) в сложносочиненном предложении.

1) Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. (А.Пушкин) 2) Свою вину осмыслить до конца – вот свойство мудреца и храбреца. 3) Видна птица по перьям, а человек – по речам. (Пословица) 4) Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека. 5) Мы спустились в овраг, ветер затих на мгновенье – мерные удары ясно достигли до моего слуха. (И.Тургенев) 7) Читать книгу – обогащать свою память, непрерывно узнавать новое.

Задание 9 . Найдите «третье лишнее». Обоснуйте свой выбор.

I. 1) На мысли следует нападать с помощью мыслей: по идеям не палят из ружей. (А.Ривароль) 2) Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. (К.Паустовский) 3) Родина складывается из конкретных и зримых вещей: изб, деревень, рек, песен, сказок, живописных и архитектурных красот. (В.Солоухин)

II. 1) Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой. (А.Твардровский) 2) Никогда не теряй терпения – это последний ключ, открывающий двери. (А.де Сент-Экзюпери) 3) Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие – великий дар. (Б.Шоу)

III. 1) Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной: напоминают мне оне другую жизнь и берег дальный. (А.Пушкин) 2) Придет желанная пора: любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы. (А.Пушкин) 3) Тебе я место уступаю: мне время тлеть, тебе цвести. (А.Пушкин)

Задание 10 . Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

1) Учиться все равно что плыть (по)течению ост_новился на минуту и тебя пон_сло (на)зад. 2) Зан_мает_ся утро на п_белевшем неб_склоне з_лотая бледная п_лоса св_жее и ж_стче ст_новится ветер. (Н.Гоголь) 3) Для всего что сущ_ству_т в пр_роде воды воздуха неба обл_ков со_нца дождей л_сов б_лот рек и озер лугов полей цв_тов и трав в русском языке есть в_ликое множ_ство х_роших слов и н_званий. (К.Паустовский) 4) Слово это ключ_ и сердца откро_т. (Пословица) 5) Есть (в)осени перв_начальной к_роткая но дивная п_ра весь день ст_ит как бы хрустальный и луч_зарны в_чера. (Ф.Тютчев) 6) Если человек завис_т от пр_роды то и она от него завис_т она его _делала он ее переделывает. (А.Франс) 7) Дай ч_ловеку все жизне_ые блага но лиши его пон_мания смысла жизни на з_мле он буд_т несчастен. (К.Ушинский) 8) Злой ч_ловек подобен г_ршку л_гко б_ет_ся но (с)трудом скле_ва_тся х_роший ч_ловек подобен кувшину из зол_та (с)трудом р_зб_вается но л_гко скле_ва_тся. (Индийская народная мудрость) 9) Исключит_льное счастье ч_ловека быть при св_ем п_ст_янном любимом деле. (Вл. Немирович-Данченко) 10) Тесно связ_но бл_г_денствие русского ч_ловека с существованием р_стения ж_вет_ся х_р_шо р_стению х_р_шо ж_вет_ся и ч_ловеку. Гибн_т р_стение нем_нуемое бедствие гр_зит и ч_ловеку. (К.Тимирязев) 11) Б_гатству иных людей (не)стоит з_вид_вать они пр_обрели его т_кой ц_ной к_торая нам не по к_рману они п_жертв_вали ради него п_коем зд_ровьем честью сов_стью. Это слишком дор_го (с,з)делка прин_сла(бы) нам лишь убыток. (Ж.Лабрюйер) 12) Любовь является в_ликим укр_шением жизни она з_ст_вляет пр_роду цв_сти играть красками петь чудес_ные песни танц_вать в_л_колепные танцы. (А.Луначарский) 13) Слишком б_льшие д_стоинства подчас дел_ют ч_ловека (не)пр_годным для общества на рынок (не)ходят с з_л_тыми слитками там нужна р_зме(н,нн)ая м_нета в особенности мелочь. (Н.Шамфор)

    Укажите бессоюзные сложные предложения, начертите их схемы.

Задание 11 . Прочитайте. Отгадайте загадки. Спишите, расставляя знаки препинания .

1) Один льет 1 другой пьет третий растет. 2) Один говорит побежим побежим 6 другой говорит 6 постоим постоим третий говорит пошатаемся пошатаемся. 3) Черненька 6 собачка свернувшись 2 лежит не лает не кусает а в дом не пускает. 4) Льется 2 речка 6 мы лежим. Лед на речке мы бежим 4 .

    Укажите части речи в первом предложении.

    Выполните виды разборов.

Задание 12 . Прочитайте текст. Объясните расстановку знаков препинания и выделенные орфограммы. Приготовьтесь писать текст под диктовку.

Летнее, июльское утро! Как отрадно бро дить на за ре! Зеленой чертой ло жится след ваших ног по ро систой, побе левшей траве. Вы раз двине те мокрый куст – вас так и обдаст нако пившимся теплым запа хом ночи; воздух весь напо ен свежей горечью по лыни, медом гре чихи и кашки; вда ли стеной сто ит дубовый лес и бле стит и ал еет на сол нце; еще све жо , но уже чув ствуетс я близость жары. Го ло ва томно кружитс я от избытка бла го уханий. Кустарнику нет ко нца... Кое- где разве вда ли же лтеет поспе вающая рожь , уз кими по лосками краснеет гре чиха. Вот заскри пела те лега; шагом проби раетс я мужик, ставит заранее лошадь в тень... Вы по здо ровались с ним, ото шли – звучн ый ляз г ко сы ра зда етс я за вами. Солнце все выше и выше. Быстро сохне т трава. Вот уже жарко стало... Сквозь густые кусты о решника, пе ре путанн ые 2 цепкой травой, спускае тесь 2 вы на дно о врага... Под самым о брывом та ится источн ик; дубовый куст жадно рас кинул над водою свои лапчатые сучь я; большие се ре бристые пузыри, ко лыхаясь, подни маются со дна, покрытого мелким барха тным мхом 4 ... Вы в тени, вы дыши те па хучей сыро стью; вам хо ро шо 3 ... Но что это? Ветер вне запно на ле тел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли?.. Но вот слабо све ркнула молния... Э, да это гро за! Кругом еще ярко светит солнце: о хотить ся еще можно. Но туча ра стет: передний ее край вытяги вается рукавом, накло няетс я сводом. Трава, кусты, все вдруг поте мнело... Скорей! вон, кажетс я, ви днеетс я сенн ой са рай... скорее! Вы добе жали, во шли... Каков дождик? каковы молнии? Кое -где сквозь со ломенн ую крышу закапала вода на душистое сено... Но вот солнце опять заиграло. Гроза про шла; вы выходи те. Боже мой, как весело сверкает все 1 кругом, как воздух свеж 3 и жидок, как пахнет зе мляникой 2 и грибами!..

(По И.Тургеневу)

    Как можно озаглавить этот текст?

    Сколько абзацев можно в нем выделить? Какие? Попробуйте составить план текста.

    Определите художественную идею текста. Отметьте средства, позволяющие это сделать.

    В каком типе речи выражает свои мысли автор? Докажите.

    Какие средства межфразовой связи использует И.С. Тургенев?

    Укажите части речи в последнем предложении.

    Начертите схемы бессоюзных сложных предложений. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях.

    Дайте полную пунктуационную характеристику четвертому предложению.

    Выполните виды разборов.

Задание 13 . Подготовьте выразительное чтение текста. Объясните расстановку знаков препинания, правописание выделенных слов. Подготовьтесь записать текст под диктовку.

Помню давно: жар, духота, слипшиеся на висках волосы, метание в полубреду : тяжело болеет ребенок. И вдруг откуда-то , точно из другого мира, наплывает что-то облачное , мягкое, прохладное и гладит лоб, отводя боль, и снижает жар; и приходит наконец сон – крепкий спокойный сон выздоровления ...

Руки матери. Помню их тогда, в детские годы, – красивые, с длинными пальцами. Знаю их и теперешними ... Знаю также: грянет ли нежданная беда, заболит ли душа, потеряешь ли себя или любовь, первая рука, протянутая на помощь , будет рукой матери.

Правда, иногда оцениваем мы это слишком поздно и запоздалыми цветами пытаемся искупить свою черствость, невнимание, а иногда – то, что стеснялись почему-то говорить ей о любви. При жизни.

По-разному складывались их судьбы, судьбы наших матерей. Взгляните на эти руки: точно ветви старого дерева, грустно стекают они на колени. Годы оставили на них свои следы: глубокими дорожками отмечены потери, горе, усталость, недосыпание , вздулись, точно ручьи в половодье, перетруженные вены... Вижу маму на пороге дома: отработала от зари до вечера, вышла на крыльцо, вздохнула, присела на нагретые ступеньки, сложив руки на коленях. Ждет чего-то ? Может, да: сына, что давно не был в гостях, дочку, что выросла незаметно , внучат. Вот прибегут – заласкает она их, будет рассказывать длинную сказку или петь песню, перебирая детские локоны ...

Вложите материнские руки в свои, поднимите, приблизьте к лицу своему, всмотритесь в испещренные морщинами пальцы. Они когда-то были гибки и проворны, мягки и ровны. Но какими бы они ни были – молодыми или старыми, гладкими или «с узелочками», ничего прекраснее их нет и не может быть в мире.

(По О.Кузьминой)

    Выразите свое отношение к проблеме, поднятой в этом тексте, в небольшой творческой работе. Поразмышляйте в том числе и над вопросами:

2) чем мы можем отплатить, воздать маме за ее любовь, пронесенную, словно горящая свеча, через все годы ее жизни? за бессонные ночи, проведенные около нашей кроватки, в борьбе с недругами и хворями, которые часто выпадают на долю детей? за ежедневный, кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе и столь незаметный труд по дому, по хозяйству?

(По А.Владимирову)

Используйте, где это возможно, для выражения своих мыслей бессоюзные сложные предложения.

Задание 14 . Прочитайте предложения. Попробуйте назвать автора, произведение, жанр. Спишите, расставляя знаки препинания.

1) Вдруг сырный дух Лису остановил Лисица видит сыр Лисицу сыр пленил . 2) Ворона каркнула во все воронье горло сыр выпал с ним была плутовка такова. 3) Я отыщу секрет и Ларчик вам открою в Механике и я чего-нибудь да стою. 4) Вот за Ларец принялся он вертит его со всех сторон и голову свою ломает. 5) Невежи судят точно так в чем толку не имут то все у них пустяк. 6) «И гневаться напрасно он изволит питья мутить ему никак я не могу». 7) Посмотришь на дельца иного хлопочет мечется ему дивятся все он кажется из кожи рвется да только все вперед не подается как Белка в колесе. 8) Лягушка на лугу увидевши Вола затеяла сама в дородстве с ним сравняться она завистлива была. 9) С Пиладом мой Орест грызутся лишь только клочья вверх летят насилу наконец их розлили водою. 10) Я ваш старинный сват и кум пришел мириться к вам совсем не ради ссоры забудем прошлое уставим общий лад ! 11) Все прошло с зимой холодной нужда голод настает Стрекоза уж не поет и кому же в ум пойдет на желудок петь голодный! 12) Он [мост] с виду хоть и прост а свойство чудное имеет лжец ни один у нас по нем пройти не смеет до половины не дойдет провалится и в воду упадет. 13) Это Щука тебе наука вперед умнее быть и за мышами не ходить. 14) У мужика затеи не велики он отыскал тотчас в Булате прок. 15) Вот что о том я слышал стороною сухое к Комару явил презренье Лев зло взяло Комара обиды не стерпев собрался поднялся Комар на Льва войною. 16) Тут Соловей являть свое искусство стал защелкал засвистал на тысячу ладов тянул переливался. 17) Таких примеров много в мире не любит узнавать никто себя в сатире.

    Объясните расстановку знаков препинания. Начертите схемы бессоюзных сложных предложений.

    Дайте полную пунктуационную характеристику предложений 5, 7, 9, 11, 12.

    Определите значения выделенных слов.

    В каком значении употреблено слово сухое в 15-м предложении? Подберите к нему синонимы.

    Вспомните правило «Правописание -тся, -ться в глаголах» и проиллюстрируйте его примерами из этих предложений.

    Выполните виды разборов.

    Укажите части речи в 9-м предложении.

    Продолжите формулировку вывода: «Басни И.Крылова заключают в себе...».

    Какие явления, пороки подвергает осмеянию И.Крылов в своих баснях?

Задание 15 . Прочитайте предложения. Какие знаки препинания необходимо в них расставить? Объясните свой выбор. Заполните таблицу .

БСП

Тире

Двоеточие

Точка с запятой

Запятая

сравнение

быстрая смена событий

вывод,
следствие

время,
условие

противит.

пояснение смысла

дополн.

причина

перечисл.

перечисл.

1) День выдался слякотный с утра пошел мокрый снег вперемежку с дождем... (Б.Можаев) 2) Фомич осмотрел свои ветхие кирзовые сапоги и решил привязать резиновые подошвы сыромятными ремнями дорога до Тиханова дальняя. (Б.Можаев) 3) День был холодноватый молочный белые растрепанные облака поднимались навстречу ему в голубом пролете между домами. (В.Набоков) 4) Она посмотрела на себя в зеркало: лицо было бледнее обыкновенного. (В.Набоков) 5) В облике его было что-то барсучье вытянутое вперед тупоносое лицо с черными усами и белой бородкой скошенный низкий лобик и плотно лежащая словно зализанная седая щетина коротких волос. (Б.Можаев) 6) Зима недаром злится прошла ее пора весна в окно стучится и гонит со двора. (Ф.Тютчев) 7) Октябрь уж наступил уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. (А.Пушкин) 8) Над холмами в чистые часы курился воздух разнося горьковатый дурманящий запах сухой полыни ясно звучали дальние голоса кричали отлетающие птицы. (В.Распутин) 9) Я сильно похудел мать приехавшая в конце сентября испугалась за меня. (В.Распутин) 10) Испуганная лосем Настенька изумленно смотрела на змею гадюка по-прежнему лежала свернувшись колечком в теплом луче солнца. (М.Пришвин) 11) Вот уже начинает вечереть воздух и все кругом охлаждается. (М.Пришвин) 12) Дохнул осенний хлад дорога промерзает. (А.Пушкин) 13) Уж так повелось у них в семье все несчастья выпадали как раз на Фролов день. (Б.Можаев) 14) Ремонт был бы гибелью для дома нельзя тормошить старые задубелые кости. (В.Белов) 15) Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты. (А.Пушкин) 16) Свобода и распущенность понятия одно другому совершенно противоположные. (Квинтилиан) 17) Воспитание нуждается в трех вещах в даровании науке упражнении. (Аристотель)

    Какие предложения вы не выписали? Почему?

    Какие колонки таблицы остались незаполненными? Заполните их своими примерами: составьте собственные предложения или выпишите из литературных произведений.

Цель: обобщить и систематизировать знания о бессоюзном сложномпредложении.

Задачи урока:

  • Образовательные : повторить материал о бессоюзном сложном предложении, закрепить пунктуационные навыки в предложениях данного типа.
  • Развивающие : пронаблюдать, как изученные конструкции предложений помогают выразить стиль писателя; развивать творческие способности учащихся, постигать красоту родного слова.
  • Воспитательные : содействовать воспитанию любви к природе, родному языку, бережному отношению, интереса к нему.

Цели учащихся:

  • Обобщить и систематизировать материал о бессоюзном сложном предложении
  • Качественно подготовиться к зачёту.
  • Выполнить самостоятельное исследование по теме “Частотность употребления конструкций БСП в произведениях И.С. Тургенева”
  • Проявить свои творческие способности с использованием БСП
  • Овладеть методами сравнения, наблюдения.

Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, произведения И.С.Тургенева (“Голуби”, “Первая любовь”, “Бежин луг”)

Ход урока

I. Организационный момент. (Знакомство с темой и целью урока.Учащиеся выбирают свои цели. Исходя из темы урока учащиеся формулируют общую цель урока)

II. Эвристическая беседа (образовательная напряжённость)

Слово учителя: как сердцу высказать себя? Как передать радость и боль, тоску и восторг, счастье, раздумья, свои чувсва? Изучая русский язык, мы много раз убеждаемся, какие безграничные возможности для выражения наших мыслей и чувств даёт он. Сегодня мы попробуем увидеть экспрессивные возможности БСП. Попытаемся понять, какова же экспрессивная роль БСП в художественном тексте.

III. Словарная работа.

Что обозначает слово экспрессия. Как БСП влияют на экспрессию

IV. Метод эмпатии. Язык Тургенева… Поразительно красив и светел.

Музыка тургеневского слова… Она завораживает, чарует, учит любить

Родное слово, родную природу. Послушайте отрывок из стихотворения в прозе Тургенева “Голуби” (Подготовленный ученик читаеттекст, который спроектирован на экран)

Обратите внимание, каких предложений в тексте больше?

В произведении Тургенева очень много БСП.

Какую картину создаёт писатель, используя экспрессивные возможности БСП?

Писатель создаёт яркую картину природы.

V. Проверка домашнего задания.

БСП в повести Тургенева “Первая любовь” (из учебника литературы)

Монологические ответы учащихся о знаках препинания в БСП по темам с приведением примеров из повести.

1. Двоеточие в БСП.

2. Точка с запятой.

3. Тире в БСП.

VI. Минуты творчества. Метод образного видения.

Сочинение по данному началу, используя экспрессивные возможности БСП “Вхожу в зимний лес… Проанализируйте в своих текстах особенности употребления БСП.

VII. Чтение работ. Рецензирование.

VIII. Работа с текстом Тургенева по группам с учётом учебных возможностей учащихся. Метод наблюдения над стилем писателя. (текст на экране).

Но вот наступает вечер. З..аря запылала пожаром и обхв..тила полнеба. Солнце садит(?)ся. Воздух в(близи) как(то) особенно прозрачен словно стекля(н,нн)ый вдали л..жит(?)с мя..кий пар тёплый на вид вместе с р..сой падает алый блеск на поляны ещё (не)давно облитые потоком жи..кого золота (от) дерев..ев (от) кустов (от)высоких ст..гов сена поб..жали дли(н,нн)ые тени.

Задание: списать, расставит знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.

Дополнительно по группам:

  • 1 группа – обозначить орфограммы, объяснить написание слов
  • 2 группа – пунктуационный разбор последнего предложения, составить схему
  • 3 группа – определить стиль, тип речи, найти художественные средства выразительности, выписать

Проверка выполненного задания.

Вопросы для обсуждения:

  • Как нужно читать БСП?
  • Какая должна быть интонация?
  • Что особенного, тургеневского, вы заметили в этом тексте?
    Обратите внимание на употребление предлога ОТ, других повторяющихся слов. (Повтор характерен для стиля писателя, это любимый художественный приём Тургенева)
  • Какую картину рисует писатель? С помощью чего?
  • (Живопись словом. Создаётся прекрасная картина заката благодаря выразительным средствам языка, экспрессивности БСП. Тургенев мастер пейзажа. В.Г.Белинский о нём говорил: “Не можем упоминуть о необыкновенном мастерстве Тургенева изображать картины русской природы”)

IX. Эвристическое задание.

Самостоятельная работа с рассказом “Бежин луг” (тексты у учащихся)

Задание : найти БСП. Исследуйте частотность употребления БСП.

Какова стилистическая роль БСП в рассказе Тургенева? Сделайте вывод.

Запишите в тетрадь.

X. Проверка задания.

Почему у Тургенева такое обилие БСП? Чем объяснить?

(Тургенев использовал БСП для передачи экспрессии, большей выразительности, создавая незабываемые пейзажные зарисовки).

Мы, читая тургеневское описание, будто слышим звуки природы, ощущаем запахи, видим краски. Можно зрительно представить картину, написанную Тургеневым.

XI. Рефлексия.

Удовлетворены ли вы результатами своей работой на уроке?

Достигли ли вы своей цели на уроке?

Что для вас было самым интересным?

Как бы вы продолжили своё исследование?

Домашнее задание.

Найти БСП в стихах Тютчева, Фета. Выписать.

1 вариант
1. Определите бессоюзное сложное предложение
А) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
В)То солнце светит, то идёт дождь.
С) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
D) Там счастье не диво, где трудятся красиво.

А) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
В) Май холодный ­ год хлебородный.
С) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
D) То солнце светит, то идёт дождь
Е) Ей казалось, что всё вокруг переменилось.
3. Будет завтра хорошая погода () пойдем в лес.
А) двоеточие
В) тире
С) запятая
Д) точка с запятой
Е) запятая и тире

С) Становится легче, когда песню поёшь.
D) Поспешишь ­ людей насмешишь.
Е) Не было никакой надежды, что небо прояснится.
А) Где любовь и совет, там и горя нет.
В) Наступила ночь, но было светло.
С) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт.
D) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
Е) Труд человека кормит ­ лень портит.
одновременности.

С) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.

D) Время красит, безвременье старит.
Е) Мир строит ­ война разрушает.
7. Определите бессоюзное сложное предложение со значением
последовательности
А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
В) Облака рассеялись, на тёмно­синем небе ярко засверкали звёзды.
С) Время красит, безвременье старит.
Е) Мелкий дождик сеет с утра ­ выйти невозможно.
8. Я убежден в одном () вдохновение приходит во время работы.
А) двоеточие
В) тире
С) запятая
Д) точка с запятой
Е) тире и запятая
А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
В) Время красит, безвременье старит.
С) Мелкий дождик сеет с утра ­ выйти невозможно.
D) Мир строит ­ война разрушает.
Е) Стоял тёплый день, в лужах купались воробьи.
10 Толстые сосульки, небрежно свисавшие с крыш, оттаивали, радуясь теплу
и солнцу ()капли, падая с них, ударялись о лед.
А) двоеточие
В) тире
С) запятая
Д) точка с запятой
Е) запятая и тире
А) Был вечер, на небе блестели звёзды.
В) Не спеши языком ­ торопись делом.
С) Я доверяю любящим: они великодушны.
D) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
Е) Поспешишь ­ людей насмешишь.
12. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире
(знаки не расставлены)
В) Я доверяю любящим они великодушны


D) Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду.
13. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире
(знаки не расставлены)
А) Я доверяю любящим они великодушны
В) Поспешишь людей насмешишь.
С) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
D) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
Е) Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
14. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным
А) Май холодный год хлебородный.
С) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
D) Поспешишь людей насмешишь.
Е) Поздняя осень грачи улетели лес обнажился поля опустели.
15. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным
двоеточием (знаки не расставлены)
А) Тьма света не любит злой доброго не терпит.
В) Ученье красота неученье слепота.
С) За всё браться ничего не сделать.
D) Я доверяю любящим они великодушны
Е) Технику любишь мастером будешь.
16. Определите количество пропущенных знаков препинания
По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки
отцветает черёмуха.
А) Две запятые, тире
В) Три запятые
С) Одна запятая, двоеточие
D) Одна запятая, тире
Е) Две запятые, двоеточие
17. Определите количество пропущенных знаков препинания
Ему дали место он сел вздохнул облегчённо и положив руки на острые
колени добродушно улыбнулся.
А) Двоеточие, три запятых
В) Четыре запятые
С) Двоеточие, две запятых

D) Три запятые
Е) Две запятых, тире
18. Определите количество пропущенных знаков препинания
Дует ветер деревья качаются и точно идут с горы к морю встряхивая
вершинами.
А) Две запятые
В) Нет запятых
С) Одна запятая
D) Тире, одна запятая
Е) Три запятые
19. Определите количество пропущенных знаков препинания
И точно дорога опасная направо висели над нашими головами груды снега
готовые кажется при первом порыве ветра оборваться в ущелье.
А) 4
В) 3
С) 5
D) 2
Е) 6
20. Определите количество пропущенных знаков препинания
Море дремлет и дышит опаловым туманом синеватая вода блестит сталью
крепкий запах морской соли густо льётся на берег.
А) 1
В) 3
С) нет запятых
D) 2
Е) 4
Ответы на тест вариант 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1
0
а в в д е а в а с д
1
1
е
1
2
а
1
3
в
1
4
с
1
5
д
1
6
е
1
7
в
1
8
а
1
9
с
20
д

2 вариант
1. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
Идти было трудно: солнце палило нещадно.
1) Вторая часть дополняет содержание первой.
2) Вторая часть поясняет первую.
3) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть противопоставляется первой.
2. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
2)То солнце светит, то идёт дождь.
3) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
4) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
3. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
2) Май холодный ­ год хлебородный.
3) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
4) То солнце светит, то идёт дождь
4. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Вот вы сели, и лошади разом тронулись.
2) Где любовь и совет, там и горя нет.
3) Вот вы сели, лошади разом тронулись.
4) Наступила ночь, но было светло.
5. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Где любовь и совет, там и горя нет.
2) Наступила ночь, но было светло.
3) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт.

6. Определите бессоюзное сложное предложение со значением
одновременности.




7.Определите бессоюзное сложное предложение со значением
последовательности
1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно­синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Время красит, безвременье старит.

8. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями
сопоставления
1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно­синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
4) Время красит, безвременье старит.
9. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия
1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Время красит, безвременье старит.
3) Мелкий дождик сеет с утра ­ выйти невозможно.
4) Мир строит ­ война разрушает.
10. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями времени
1) Был вечер, на небе блестели звёзды.
2) Не спеши языком ­ торопись делом.
3) Я доверяю любящим: они великодушны.
4) Стемнело ­ я зажёг лампу.
11. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями условия
1) Не спеши языком ­ торопись делом.
2) Я доверяю любящим: они великодушны.
3) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь ­ людей насмешишь.
12. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Ты уходишь в ночную дорогу, не боясь, не дрожа, не смотря. (В. Ходасевич)
2) Услышит о каком­нибудь замечательном произведении - у него явится позыв
познакомиться с ним. (И. Гончаров)
3) Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок:
нужны горькие лекарства, едкие истины. (М. Лермонтов)
4) И снова землю я люблю за то, что так торжественны лучи заката, что лёгкой
кистью Антуан Ватто коснулся сердца моего когда­то. (Г. Иванов)
13. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.
1) Тургенев нисколько не изменил жизни, и даже в переписке его за это время о
войне очень мало. (Б. Зайцев)
2) Он не заслужил света, он заслужил покой. (М.А. Булгаков)
3) Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде своё
положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и
откровенно, как с благоразумным приятелем. (Н.В. Гоголь)
4) Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит. (Е. Евтушенко)
14. Какие отношения устанавливаются между частями сложного
бессоюзного предложения?
Через секунду произошло чудо: негр стал белым, красивым и не черным.
1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) отношения причины
4) отношения пояснения
15. Какие отношения устанавливаются между частями сложного
бессоюзного предложения?
Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами
поют дети.
1) отношения перечисления
2) сопоставительные отношения
3) отношения причины
4) отношения пояснения
16. Какие отношения устанавливаются между частями сложного
бессоюзного предложения?
Лето припасает - зима поедает.
1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) сопоставительные отношения
4) отношения пояснения

17. Какие отношения устанавливаются между частями сложного
бессоюзного предложения?
Он шел рядом: таков был долг адъютанта.
1) изъяснительные отношения
2) отношения условия
3) отношения причины
4) отношения перечисления
18. В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если:
1) перечисляются какие­то факты
2) вторая часть дополняет смысл первой
3) вторая часть раскрывает содержание первой
4) вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой.
19. Никогда я не видел такой осени () ни ветерка, ни облака не было на
прозрачном небе.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
20.Определите бессоюзное сложное предложение
1) Наступила ночь, но было светло.
2) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт.
3) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
4) Труд человека кормит ­ лень портит.
Ответы на тест 2 вариант
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1
0
3 1 2 3 4 1 2 4 3 4
1
1
4
12
13
2,
3
2,
4
1
4
4
1
5
1
1
6
3
1
7
3
1
8
3
1
9
1
20
4

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»