Законодательство по ценным бумагам. Закон о ценных бумагах

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта, 18 июня, 27 декабря 2005 г., 5 января, 15 апреля, 27 июля, 16 октября, 30 декабря 2006 г., 26 апреля, 17 мая, 2 октября, 6 декабря 2007 г.). Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Эмиссионная ценная бумага характеризуется одновременно следующими признаками:

  • * закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав;
  • * размещается выпусками;
  • * имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

В Законе «О рынке ценных бумаг» дается определение видов лицензируемой профессиональной деятельности на РЦБ: брокерской и дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, деятельности по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарной деятельности, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельности по организации торговли на РЦБ. Нормы Закона о профессиональных участниках РЦБ, наряду с определением видов профессиональной деятельности на РЦБ, устанавливают некоторые существенные ограничения в отношении их деятельности, а также ответственность за действия, приводящие к возникновению убытков у клиентов, или действия, нарушающие права клиента (например, необоснованный отказ от внесения записи в реестр ценных бумаг или уклонение от внесения такой записи). В Законе также сделана попытка предотвратить столкновения интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности. В целом, следует отметить, что одна из основных задач Закона - пресечение незаконной предпринимательской деятельности на РЦБ, повышение ответственности профессиональных участников этого рынка и эмитентов за результаты своей деятельности - была достигнута.

В Законе также регулируются вопросы фондовых бирж, процедуры эмиссии ценных бумаг и ее этапы, регистрации выпуска ценных бумаг, введено понятие недобросовестной эмиссии и ответственности эмитента в случае недобросовестной эмиссии.

Принципиальными с точки зрения регулирования обращения ценных бумаг стали установленные Законом нормы удостоверения прав собственности на ценные бумаги, нормы, регулирующие переход прав на ценные бумаги и реализация прав, закрепленных ценными бумагами.

Закон направлен на защиту интересов инвесторов, где ключевую роль играет информационная открытость эмитентов бумаг и профессиональных участников РЦБ. Для этого в Законе впервые определяется понятие "раскрытие информации", установлены формы раскрытия информации и состав информации, требующей обязательного раскрытия всем заинтересованным лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Следует отметить, что Закон в целом вывел обеспечение инвесторов более полной и достоверной информацией о ценных бумагах и их эмитентах на новый качественный уровень.

В целях защиты инвесторов Законом введены нормы об ответственности участников рынка за нарушения законодательства о ценных бумагах. Установлена ответственность должностных лиц эмитента за выпуск незарегистрированных ценных бумаг или осуществление недобросовестной эмиссии; за осуществление профессиональной деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии и за манипулирование ценами профессиональным участником РЦБ.

Один из наиболее важных в Законе - раздел о регулировании РЦБ. В нем установлено, что государственное регулирование РЦБ осуществляется путем установления стандартов деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ, регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами законодательства при проведении эмиссии, лицензирования профессиональной деятельности на РЦБ, а также запрещения и пресечения незаконной (в частности, безлицензионной) деятельности.

Основные полномочия по государственному регулированию РЦБ в соответствии с Законом закреплены за федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В целях повышения эффективности системы регулирования РЦБ и контроля деятельности профессиональных участников рынка, снижения государственных расходов на его регулирование и осуществление надзора наряду с государственным регулированием РЦБ Закон закрепляет понятие и предполагает развитие саморегулируемых организаций профессиональных участников РЦБ. Последние могут разрабатывать стандарты деятельности для своих членов (более строгие, чем стандарты государственных органов) и контролировать выполнение их членами организации.

Закон прописывает особенности размещения и обращения ценных бумаг иностранных эмитентов.

Последние поправки к Закону вводят понятие «квалифицированного инвестора».

Правоотношения на финансовом рынке регламентирует целый спектр законов, к числу которых относится и Федеральный закон о рынке ценных бумаг. Закон регулирует правоотношения в области выпуска и купли-продажи ценных бумаг, а также вопросы формирования элементов институциональной структуры финансового рынка.

Рынок финансовых инструментов появился в России сравнительно недавно и, тем не менее, в перспективе может войти в число наиболее развитых рынков.

Для реализации этой цели необходимо:

  • увеличить число финансовых инструментов, торгуемых на бирже;
  • привести нормативно-правовую базу в соответствие с мировыми стандартами;
  • сформировать реальную систему контроля за деятельностью участников финансового рынка;
  • вести реальную работу по предотвращению инсайдерских сделок;
  • повысить эффективность саморегулируемой организации.

Правительство предпринимает большие усилия для реализации поставленных целей, но, к сожалению, внешние условия, связанные с введением экономических санкций, не позволяют пока двигаться ускоренными темпами. Не получила пока развитие и идея по формированию в Москве мирового финансового центра, но работа по совершенствованию законодательства тем не менее продолжает вестись.

Нормативно-правовая база деятельности на финансовых рынках базируется на нескольких основных законах, связанных с деятельностью на рынке финансовых инструментов. Отдельным законодательным актом, регламентирующим оборот ипотечных ценных бумаг, является закон «об ипотечных ценных бумагах» 152 ФЗ. Большую роль в регулировании финансового рынка играют подзаконные акты, издаваемые Банком России и министерствами финансово-экономического блока Правительства.

Формирование российской законодательной базы во многом базировалось на законах США «О ценных бумагах». Финансовый рынок Соединенных Штатов является самым развитым в мире. Практически любой гражданин США является владельцем и активным участником биржевых торгов.

Этот фактор оказал позитивное влияние на общую разработанность законодательства в этой сфере не только в США, но и в других развитых странах. В результате, за рубежом нормативно-правовая база детально рассматривает любую проблему финансового рынка.

Совет! В российском законодательстве существует большое число отсылочных норм, что делает его сложным для восприятия и заставляет искать дополнительную информацию в других нормативно-правовых актах. Не стоит лениться это делать, так как очень часто дополнительная информация в корне меняет общее понимание путей решения проблемы. Не менее важно учитывать проходящую интеграцию законодательства стран ЕАЭС, итогом которой могут стать значительные изменения в законодательстве о финансовом рынке.

Рассмотрим основные положения закона более подробно, так как знание законодательства значительно облегчает принятие решения в области .

Какие виды деятельности на финансовом рынке разрешены законодательно

О рынке ценных бумаг федеральный закон говорит как об организованном рынке, действующем на основе определенных законодательно установленных правил. Закон о ценных бумагах РФ является одним из важнейших элементов инфраструктуры финансового рынка. Документ состоит из 6 разделов и 13 глав.

В целом документ регламентирует вопросы:

  • эмиссии;
  • обращения;
  • требований к профучастникам рынка;
  • информационного сопровождения финансового рынка;
  • роль банка России и др.

Совет! Недостатком является постоянное редактирование закона, поэтому необходимо периодически просматривать вводимые изменения, чтобы правильно организовать управление инвестиционным портфелем.

Первый раздел состоит из глав, определяющих общие положения закона, включая:

  • предмет регулирования;
  • основные используемые термины.

Закон РФ о ценных бумагах в главе 2 устанавливает, что на этом рынке профессиональную деятельность могут осуществлять:

  • брокеры;
  • дилеры;
  • управляющие ценными бумагами;
  • депозитарии
  • держатели реестров.

Брокеры

Брокеры (см. ) предоставляют участникам финансового рынка услуги по исполнению различных поручений, связанных с куплей и продажей финансовых инструментов. Брокер имеет право выдавать клиентам займы и получать проценты за предоставленные финансовые средства или ценные бумаги.

Совет! Выбор брокера — это одно из наиболее важных решений для инвестора. Именно благодаря правильному выбору этого институционального участника торгов инвестор получает возможность легко и оперативно управлять деньгами или, наоборот, будет постоянно испытывать трудности при осуществлении купли-продажи ценных бумаг.

Дилеры

Законодательство определяет, что дилером может быть только юридическое лицо, представляющее коммерческую организацию, которое может самостоятельно осуществлять сделки по купле и продаже ценных бумаг. К числу дилеров закон 39 ФЗ о рынке ценных бумаг относит и форекс-дилеров, деятельность которых регламентируется статьей 4.1.

Собственные средства такого юридического лица должны составлять сумму не менее 100 млн. рублей. В обязанности форекс-дилеров входит учет всех договоров, заключаемых с его участием, а также любых других операций, которые совершаются в целях исполнения этих договоров.

Форекс-дилер не имеет права:

  • заключать рамочные договоры, если текст такого договора не зарегистрирован в саморегулируемой организации форекс-дилеров;
  • самостоятельно, без заявки физического лица, заключать договоры, при этом физическое лицо не должно являться индивидуальным предпринимателем;
  • заключать с контрагентами в один и тот же период времени договоры на разных условиях при аналогичных параметрах сделок;
  • в одностороннем порядке изменять условия договора после его заключения;
  • расторгать договор в одностороннем порядке;
  • нарушать зависимость между котировками на покупку и продажу;
  • кредитовать не являющихся индивидуальными предпринимателями физических лиц.

Совет! Законодательство о дилерах может быть интересно лишь в том случае, если инвестор планирует осуществлять операции по купле-продаже валюты. В этом случае на первый план выходит оценка «порядочности» валютного дилера. Инвестору стоит внимательно изучить отзывы и обратить особенно большое внимание на легкость возврата вложенных финансовых средств.

Управляющие ценными бумагами

Под управлением ценными бумагами законодательство о рынке ценных бумаг определяет доверительное управление финансовыми инструментами, к которым относятся:

  • финансовые средства, предназначенные для работы на рынке.

В обязанности управляющего входит ведение учета ценных бумаг по каждому договору отдельно.

Совет! Мнение многих инвесторов подтверждает опыт, свидетельствующий о том, что лучше всего самостоятельно управлять собственными финансовыми средствами. Помните, что независимо от результатов управления средствами инвестора, управляющему придется заплатить деньги за управление. Управлять чужими финансовыми средствами легко и решения в этом случае принимаются быстро, так же, как и уменьшаются средства на счете. Лучше всего своими средствами управлять самостоятельно, получив необходимые знания.

Организация депозитарной деятельности

Под депозитарной деятельностью федеральный закон о ценных бумагах признает предоставление услуг, связанных с:

  • хранением сертификатов финансовых инструментов;
  • учетом и переходом прав на финансовые инструменты.

Предоставление услуг депозитарной деятельности возможно только на основе заключения в письменной форме депозитарного договора.

Договор в обязательном порядке должен содержать следующую информацию:

  • точное, не подлежащее двойному толкованию определение предмета договора;
  • порядок передачи депонентом распоряжений депозитарию;
  • период действия договора;
  • величину вознаграждения и порядок его получения депозитарием;
  • периодичность и форму отчета, предоставляемого депозитарием депоненту;
  • обязанности депозитария перед депонентом.

В обязанности депозитария входит:

  • обязательная регистрация факта обременения ценных бумаг депонента;
  • ведение счетов депо по каждому депоненту с указанием точной даты и основания проведенной по счету операции;
  • ознакомление депонента со всей имеющейся у депозитария информацией, полученной от эмитента или держателя реестра владельцев ценных бумаг.

Совет! Депозитарная деятельность осуществляется специально образованными юридическими лицами и обычно инвестору не приходится сталкиваться с этим органом, поэтому изучать законодательство, касающееся работы депозитария, не имеет особого смысла.

Реестр ценных бумаг

Федеральный закон «о рынке ценных бумаг» определяет деятельность по ведению реестра ценных бумаг как выполнение следующих действий по работе с данными, входящими в реестр владельцев ценных бумаг:

  • сбор ценных бумаг;
  • фиксация стоимости ценных бумаг;
  • обработка данных о покупках ценных бумаг;
  • хранение информации о ценных бумагах;
  • предоставление информации из реестра.

Ведение реестра разрешается только юридическим лицам.

В обязанности держателя реестра входит право:

  • открывать в реестре лицевые и иные счета;
  • проводить в реестре операции, но только по распоряжению зарегистрированных лиц;
  • предоставлять зарегистрированному лицу информацию, разрешенную законодательством;
  • информировать зарегистрированных владельцев ценных бумаг о правах и порядке их осуществления, закрепленных за бумагами;
  • формировать списки лиц, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять права по ценным бумагам.

Условием получения информации об именах зарегистрированных лиц и о количестве имеющихся на счетах зарегистрированных акций является учет на лицевом счете более 1% голосующих акций эмитента.

Совет! Нормы закона в части ведения реестра также не являются важной информацией для простого инвестора и тщательно изучать их совсем не обязательно.

Выпуск и обращение ценных бумаг

Главы 3-6 закона посвящены вопросам эмиссии и обращения эмиссионных бумаг. Закон «о рынке ценных бумаг» регулирует правоотношения в области выпуска и обращения ценных бумаг. Ценные бумаги в Российской Федерации могут быть именными и на предъявителя. Именные ценные бумаги выпускаются только в бездокументарной форме, а на предъявителя только в документарной.

Четвертый раздел закона посвящен вопросам информационного обеспечения финансового рынка, а пятый раздел рассматривает вопросы государственного регулирования в области функционирования рынка ценных бумаг.

Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг» регламентирует следующий порядок государственного регулирования рынка ценных бумаг:

  • разработка стандартов и требований к деятельности профучастников финансового рынка;
  • государственная регистрация выпускаемых ценных бумаг;
  • осуществление контроля за условиями и обязательствами, указанными в проспектах финансовых инструментов;
  • лицензирование деятельности профучастников финансового рынка;
  • организация системы защиты и контроля прав владельцев ценных бумаг;
  • контроль за соблюдением запрета на осуществление предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг в отсутствии лицензии.

Большое внимание в законе уделено наказанию за инсайдерскую торговлю, а также общему информационному обеспечению торговли ценными бумагами. В законе рассмотрена и все более усиливающаяся роль Центрального банка, призванного осуществлять контроль за финансовыми рынками.

Саморегулируемая организация участников финансового рынка

Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» предусмотрены основные положения функционирования саморегулируемой организацией профучастников финансового рынка. В соответствии с законодательством, организация основывается инициативно для реализации следующих целей:

  • обеспечения условий для осуществления деятельности участников финансового рынка;
  • соблюдения совместно принятых стандартов профессиональной этики;
  • защиты интересов членов организации, которые являются владельцами ценных бумаг, и других клиентов финансового рынка;
  • выполнения всех принятых правил и стандартов.

Саморегулируемая организация самостоятельно устанавливает:

  • правила , регламентирующие работу на финансовом рынке;
  • стандарты , на основе которыхпроводятся операции с финансовыми инструментами;
  • контрольные мероприятия за соблюдением правил и стандартов.

Все принимаемые решения обязательны к исполнению для всех членов саморегулируемой организации.

Совет! Инвестор, являющийся профучастником финансового рынка, обязан знать и соблюдать все стандарты и правила. Но и непрофессиональные участники должны знать стандарты, так как благодаря этому получают дополнительный шанс на быстрое и эффективное решение возможных проблем на финансовом рынке.

Регламентирование правоотношений на российском финансовом рынке установлено рядом нормативных актов. Основополагающим среди них считается Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Вступив в силу 25.04.1996, он пришел на смену Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР.

В первую очередь, закон о рынке цб определяет понятие владельца акций на финансовом рынке, перечисляет особенности и права участников торгов. Далее в нем изложены требования, предъявляемые к органам управления и работникам профучастников сферы обращения ценных бумаг.

Эмиссии и порядку обращения ценных документов посвящен раздел 3. Отдельные главы освещают вопросы информационного обеспечения процесса оборота акций и других дорогостоящих документов, применения санкций за неправомерные операции с ними. Роли и месту Центрального банка России в осуществлении контроля за финансовыми рынками отведены специальные главы 5-го раздела.

Нормы закона в части брокерской деятельности, работы депозитария, ведения реестра ценных бумаг и др. относятся по большей части к профессиональным участникам биржевой торговли. Рядовым инвесторам важно изучить изложенные в фз 39 стандарты, а также правила государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Закон содержит 53 статьи, сгруппированные по 13-ти главам в 6 разделов. На сегодняшний день актуальна последняя редакция от 23.07.2018 с дополнениями, внесенными двумя нормативными актами: № 75-ФЗ от 18.04.2018 и № 90-ФЗ от 23.04.2018. Не исключено, что в скором времени будут еще корректировки. Дело в том, что закон об инсайде, принятый 26.07.2018, уточнил некоторые нормы противодействия манипулированию рынком. В частности, предъявляются дополнительные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, сотрудники которых на регулярной основе получают от клиентов инсайдерскую информацию. Как бы там ни было, любое редактирование закона о рцб направлено на то, чтобы способствовать развитию финансового рынка.

Структурная облигация как новый вид ценных бумаг

Законодательные новшества касательно выпуска и порядка работы с ценными бумагами таковы:

1. Уточнено и закреплено в третьей части статьи 2 понятие облигации;

2. Введен в действие её новый вид – структурная облигация;

3. В дополнительной статье 27.1-1 определены особенности выпуска и обращения новых эмиссионных ценных бумаг;

4. Расширен круг инвесторов, имеющих право их приобретать. Пунктом 13.1 статьи 44 предусмотрен особый порядок продажи этих долговых бумаг физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями и квалифицированными инвесторами.

Структурные облигации интересны тем, что, по сравнению с классическими облигациями и банковским вкладом, имеют более высокую доходность. Размер выплат по ним может быть меньше номинальной стоимости. Запрещено досрочное погашение облигаций по решению эмитента. Помимо денежных средств, предусмотрены выплаты в виде иного имущества. Ввиду того, что на рынке ценных бумаг в последнее время наблюдается тенденция к снижению размеров дисконтов и процентных ставок, нововведенную облигацию можно рассматривать как альтернативу обычным облигациям или депозитам.

Квалифицированный инвестор и эмитент облигаций – специализированное финансовое общество

Относительно правового статуса такого участника рынка ценных бумаг, как специализированные финансовые общества, в 39-ФЗ внесены существенные поправки:

1. Редакции статей 15.1 и 15.4 и дополнение статьи 42 пунктом 26 дают расширенную трактовку гражданских прав и обязанностей специализированных финансовых обществ. В частности, обязательства, возникающие у такого общества перед третьими лицами, касаются не только работы с облигациями, но и обеспечения своей деятельности;

2. Помимо кредитных организаций, дилеров и брокеров, определены иные эмитенты ценных бумаг. Подпункт 1.2 пункта 2 статьи 51.2 устанавливает, что ими являются те специализированные финансовые общества, «которые в соответствии с целями и предметом их деятельности вправе осуществлять эмиссию структурных облигаций»;

3. Внесение дополнений в статью 15.1 связано с уточнением целей и предмета деятельности специализированных финансовых обществ.

Поскольку отношения, которые возникают при выпуске и обращении эмиссионных бумаг, весьма многогранны, редактирование 39-ФЗ бумаг – процесс практически перманентный. Так, до конца текущего года произойдет следующее:

  • принятые Федеральным законом № 75- ФЗ от 18.04.2018 изменения в части регулирования структурных облигаций и уточнения правового статуса специализированных финансовых обществ, вступят в силу 16.10.2018;
  • ​с 21.12.2018 начнут действовать поправки в отношении деятельности по инвестиционному консультированию, внесенные Федеральным законом № 397- ФЗ от 20.12.2017.

Однако, оценить в целом действенность Федерального закона № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в новой редакции можно будет не сразу, а лишь по прошествии определенного времени.

Рынок ценных бумаг — это финансовые отношения между его участниками, заключающиеся в выпуске и обороте акций, облигаций и других документов, представляющих материальную ценность. Другими словами, это часть финансового рынка, на котором перераспределение денежных средств осуществляется с помощью таких финансовых инструментов, как ценные бумаги.

Описание 39 ФЗ

Федеральный закон № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” регламентирует отношения, которые возникают при выпуске ценных бумаг и их обращении, независимо от эмитента, а также особенности образования и деятельности отдельных фрагментов рынка эмиссионных ценных бумаг.

ФЗ об облигациях был принят Государственной Думой 20 марта 1996 года и одобрен Советом Федерации 11 апреля того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 22 апреля 1996 года.

Закон о рынке ценных бумаг состоит из шести разделов, тринадцати глав с подглавами и пятидесяти трёх статей, которые рассматривают отдельные области рынка акционных и других дорогостоящих документов, включая процесс их эмиссии, оборота и изъятия из обращения.

Краткое содержание ФЗ-39 по разделам:

  • Раздел 1 рассматривает общие положения закона, в которых приводит объяснение специальной терминологии и описывает область действия законодательства;
  • Раздел 2 описывает участников рынка ценных бумаг. Он состоит из четырёх глав, которые предусматривают профессиональные виды деятельности на брокерском рынке акций и их агентов, условия допуска ценных бумаг к аукционам, деятельность специализированных финансовых сообществ и репозитарную деятельность юридических лиц;
  • Раздел 3 охватывает процессы эмиссии ценных бумаг. Данная часть закона состоит из четырёх глав и рассматривает особенности определения ценных бумаг, процесс их выпуска, порядок обращения и полномочия представителей акций;
  • Раздел 4 предусматривает правила обеспечения рынка ценных бумаг необходимой информацией об акциях. Он охватывает процедуры и особенности предоставления сведений об облигациях центральному депозитарию и акционерам;
  • Раздел 5 устанавливает правила регулирования рынка ценных бумаг. Он состоит из пяти глав, описывающих основные принципы управления, регулирование деятельности профессиональных участников и репозитирования, а также функции и полномочия Центрального Банка России и саморегулируемых организаций;
  • Раздел 6 охватывает заключительные положения, среди которых ответственность за нарушение положений текущего закона, особенности оборота иностранных акций и порядок оформления различных соглашений, связанных с ценными бумагами.

Законодательство постоянно изменяется и дополняется в соответствии с новыми правовыми актами в сфере акционной и биржевой деятельности в целях исключения двусмысленной трактовки положений закона, которые влекут за собой неправомерные операции с ценными документами.

Также вам может быть интересна информация о последних изменениях в ФЗ №324. Подробнее об этом

Последние изменения, внесенные в закон

В ходе последней редакции закона, состоявшейся 31.12.2017 посредством принятия поправки № 481-ФЗ, статья 30.1 , предусматривающая условия освобождения эмитента ценных бумаг осуществлять раскрытие информации о них, была дополнена пунктом 6 , который постанавливает, что правительство РФ вправе определять случаи, в которых эмитенты могут не раскрывать необходимую информацию или ограничит состав и объём раскрываемых сведений, а также устанавливать круг лиц, которым не следует не предоставлять данные или раскрыть их в ограниченном составе.

Статья 1 ФЗ-39 устанавливает предмет регулирования закона, которым является выпуск и обращения ценных бумаг, а также деятельность профессиональных участников фондового рынка и особенности надзора и контролирования их работы.

Статья 2 закона об облигациях описывает основные термины, которые используются в законодательстве, среди которых:

  • Эмиссионная ценная бумага — любая бумага, представляющая ценность, включая бездокументарную, которая обладает одновременно следующими свойствами:
    • закрепляет одновременно имущественные и неимущественные права, которые подлежат подтверждению, уступке и исполнению в соответствии с требованиями настоящего законодательства;
    • выпускается ограниченным тиражом;
    • объём и сроки действия прав в одном выпуске одинаковы для всех, вне зависимости от времени покупки бумаги;
  • Акция — эмиссионная ценная бумага, которая даёт её владельцу право на часть прибыли от прибыли организации, которая её выпустила, на участие в принятии решений и долю имущества, которое остаётся после ликвидации акционерного общества. Акции являются именными документами;
  • Облигация — эмиссионная ценная бумага, которая закрепляет за её владельцем право на получение от эмитента денежную сумму, являющуюся номинальной стоимостью данного документа. Срок получения номинала предусматривается непосредственно в самой облигации. Также облигации могут предусматривать получение установленного процента от её номинальной цены или другие имущественные права;
  • Эмитент — юридическое лицо или государственный исполнительный орган, которые несут обязательства по осуществлению прав владельцев ценных бумаг от своего имени или от публичного образования.

Статья 8 ФЗ о фондовом рынке предусматривает порядок осуществления деятельности с реестром владельцев ценных бумаг. В сферу ведения реестра входят следующие действия с акциями и облигациями:

  • сбор;
  • регистрация;
  • обработка;
  • хранение и предоставление информации о документах;

Вести реестр имеет право только юридическое лицо, обладающее соответствующей лицензией. Данное лицо именуется регистратором или держателем реестра.

Держатель реестра выполняет следующие обязанности:

  • открытие и ведение лицевых счетов согласно правилам настоящего законодательства и регулирующих документов Банка России;
  • предоставление информации зарегистрированным лицам, у которых на лицевых счетах имеется более одного процента голосующих акций эмитента. В разглашаемые сведения входят данные из реестра о зарегистрированных участниках и объёме учитываемых акций;
  • информирование зарегистрированных участников о способах и условиях реализации закреплённых за ними ценными бумагами прав, если они этого требуют;
  • предоставление выписок с лицевых счетов зарегистрированным лицам;
  • публикация информации об утрате учётных записей и банкротстве в средствах массовой информации, а также обращение в суд с исками о восстановлении утраченных прав на ценные бумаги в предусмотренном порядке;
  • другие обязанности в соответствии с настоящим законом и другими нормативными документами Банка России.

Также регистратор проводит операции по конвертации ценных бумаг по распоряжению эмитента и выполняет распоряжения зарегистрированных лиц по их лицевым счетам. Данные распоряжения должны исполняться в течение трёх дней. Отказаться или уклониться от них невозможно, за исключением случаев, установленных нормативными актами Банка России.

Статья 30 ФЗ-39 предусматривает порядок осуществления раскрытия информации о ценных бумагах. Разглашению подлежит только информация, являющаяся общедоступной, не требующая специальных прав доступа.

Осуществляется раскрытие информации следующими способами:

  • в ежеквартальном отчёте;
  • в консолидированной финансовой отчётности эмитента;
  • в сообщениях о важной информации;

В первом квартальном отчёте в году предоставляются следующие сведения:

  • бухгалтерский отчёт эмитента за предыдущий отчётный год с аудиторским заключением;
  • финансовый отчёт за последний трёхмесячный отчётный период.

В последующие ежеквартальные отчёты включаются только сведения за определённый период.
В сообщениях о важной информации указываются только факты, которые могут повлиять на изменения стоимости ценных бумаг эмитента.

Скачать текст закона о рынке ценных бумаг

Для подробного ознакомления со всеми положениями Федерального закона № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг» можно скачать текст документа с последними изменениями по ссылке ниже.

Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996г. N 39-ФЗ - первый российский закон о ценных бумагах.

В данном Законе даются основные определения ценных бумаг, а также указываются их виды.

В настоящем Законе также даются понятия выпуска и дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.

В настоящем Законе определен широкий круг лиц - субъектов отношений в сфере эмиссии, размещения, обращения ценных бумаг. К таковым относятся эмитенты, владельцы ценных бумаг, профессиональные участники рынка ценных бумаг, финансовые консультанты на рынке ценных бумаг, добросовестные приобретатели ценных бумаг.

В Законе установлен запрет на деятельность участников рынка без лицензии, на выпуск и обращение суррогатов ценных бумаг, почти целый раздел посвящен ответственности за нарушения законодательства о ценных бумагах.

Один из принципов, закрепленных в Законе - сочетание вертикально-властного государственного регулирования с саморегулированием. Саморегулируемые организации (СРО) получают блок полномочий и законный статус, а единая государственная политика на фондовом рынке обеспечивается концентрацией полномочий в этой сфере в одном органе - Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), при этом ряд функций сохраняется за Банком России (банковские операции с ценными бумагами). Комиссия подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, и этот факт свидетельствует о той значимости, которая придается фондовому рынку в экономике.

В Законе положено начало установлению ответственности за использование служебной информации, а также выделена информация на РЦБ как система отношений. В этом направлении важно то, что теперь каждый эмитент обязан публиковать сведения о фактах своей деятельности, способных влиять на курс его ценных бумаг.

Таким образом, Закон вносит упорядоченность и стабильность на рынке, без которых его интенсивное и качественное развитие практически невозможно.

Закон регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также определяет особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.


Выделяются две группы правоотношений. В первую группу входят правоотношения, связанные с эмиссией и обращением эмиссионных ценных бумаг. Нормы Закона не распространяются на иные ценные бумаги, поэтому сфера действия Закона несколько уже, чем кажется на первый взгляд из его названия.

Вторая группа правоотношений, регулируемых данным Законом, находится в рамках деятельности профессиональных участников РЦБ. Требования, установленные Законом также распространяются на всех участников независимо от типа ценных бумаг, с которыми они работают. Даже если эмитент и владелец эмиссионных ценных бумаг не являются профессиональными участниками рынка, для них в Законе установлен ряд требований (раскрытие информации о ценных бумагах, например). Одновременно они подпадают под действие Закона, поскольку вступают в отношения "по поводу" эмиссионных ценных бумаг. Субъектный состав, таким образом, расширяется и охватывает не только профессиональных участников РЦБ.

Законом определяется вид профессиональной деятельности и на основание этого дается определение понятия "профессиональный участник" как субъекта, осуществляющего этот вид деятельности. Фактически устанавливается правовая база под виды деятельности, реально сложившиеся на фондовом рынке. Всего выделено семь видов деятельности: брокерская, дилерская, депозитарная, по управлению ценными бумагами, по определению взаимных обязательств (клиринг), по ведению реестра владельцев ценных бумаг, по организации торговли. Такой вид деятельности, как консультационная деятельность, в Законе отсутствует.

В Законе допускается совмещение разных видов деятельности на РЦБ, за исключением двух случаев: деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг является исключительной и совмещать ее с другими видами профессиональной деятельности на РЦБ нельзя; организатор торговли - фондовая биржа может заниматься дополнительно лишь двумя видами деятельности: депозитарной и клиринговой.

Дополнительные ограничения на совмещение видов деятельности могут быть установлены Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель и имеющее соответствующую лицензию, может осуществлять три вида деятельности: брокерскую, деятельность по управлению ценными бумагами, а также деятельность по организации торговли (кроме фондовой биржи). Юридическое лицо вправе заниматься любым видом профессиональной деятельности с учетом ограничений по совмещению. ценный бумага рынок законодательство

Насколько Закон станет действительно работающим, зависит от того, как будет проходить процесс принятия документов, как регламентирующих процедурные вопросы, так и устанавливающих конкретные санкции. Для регулирования ответственности участников рынка за нарушения законодательства о ценных бумагах Закон традиционно прямых санкций за его нарушение не устанавливает, нормы в подавляющем большинстве случаев являются бланкетными, в которых происходит отсылка к гражданскому, административному, уголовному законодательству. Учитывая российскую практику правопримерения, а также неповоротливость судебной системы, вряд ли можно предположить, что схема, предлагаемая в Законе, будет работать.

Федеральным законом от 28 декабря 2002 г. №185-ФЗ " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (далее - Закон №185-ФЗ) внесены существенные, в некоторых случаях концептуальные, изменения в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон). Изменения во многом учли опыт практики применения прежних редакций закона и затронули все его основные разделы.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»