Животный мир в творчестве сергея есенина. С

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Стихотворения Сергея Есенина, в которых он не только воспевает красоту деревенской природы, но и жалуется на свою судьбу, на отсутствие возвышенной любви, вызывают у меня мало положительных эмоций.

В стихотворениях «Корова» и «Песнь о собаке» автор рассказывает о жестокости людей, о горькой участи животных, по воле злого человека лишённых радости материнства. Не менее грустно «Ах, как много на свете кошек…», посвящённое сестре Шуре, в котором Есенин весьма некстати напоминает о том, что из кота, так радовавшего их в детстве, впоследствии сделали шапку.

Воспоминания Есенина о давней, неразделённой, романтической любви воплотились в стихотворениях «Собаке Качалова» и «Сукин сын».

Своими переживаниями он делится с собакой, как с другом, который всё понимает и утешает. И здесь мы чувствуем его грусть от одиночества и безвозвратно ушедшего прошлого. «Я обманывать себя не стану…»

Гораздо приятнее читать те строки, в которых преобладает жизнеутверждающее настроение. Такие стихи придают сил и не позволяют жестокостям и мерзостям жизни «придавить» человека. Возьмём, к примеру, «Хорошее отношение к лошадям» Владимира Маяковского.

«Лошадь, на надо.

Лошадь, слушайте-

чего вы думаете, что вы их плоше?

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

лошадь рванулась,

встала на ноги,

Хвостом помахивала,

Рыжий ребёнок,

Пришла весёлая,

стала в стойло.

И всё ей казалось-

она жеребёнок,

и стоило жить

и работать стоило.

Это стихотворение позволяет читателю иначе взглянуть на большую часть своих неприятных воспоминаний, взглянуть и с радостью осознать, что ни события прошлого, ни мнения «зевак» не имеют власти над будущем человека, а потому и придавать значение им не стоит.

Таким образом, произведения, затрагивающие тему животных, могут вызывать самые разные впечатления в зависимости от их идеи и настроения.

В частности, у Сергея Есенина преобладают мотивы печали, одиночества, неразделённой любви, что, на мой взгляд, заставляет сочувствующего читателя, в первую очередь, сильно переживать и только потом анализировать прочитанное.

Н.Вержбицкий
«Наши младшие братья»
(отношение Есенина к животным)

Это было в Москве в 1921 году. В солнечное утро иду по Тверскому бульвару.Вижу-на скамейке сидит развалясь молодой человек и рассеянно крошит воробьям большой кусок белого пшеничного хлеба.
Останавливаюсь удивленный и возмущенный. Тогда в Москве каждый кусок хлеба был на счету, москвичи по карточкам получали сто граммов ржаного хлеба в день…
- Не находите ли вы,- обратился я к молодому человеку,-что это слишком раскошное угощение для таких бездельников, как воробьи?
- -Не волнуйтесь,- с приятной улыбкой ответил мне незнакомец,-этот хлеб я получил из деревни, от родных…Если угодно, поклюйте и вы, пожалуйста!
С этими словами он вытащил из кармана еще один кусок хлеба и протянул его мне.
Такое щедрое и непринужденное хлебосольство растрогало меня.Я присел рядом, и мы разговорились.Очень скоро выяснилось, что я имею дело с поэтом Сергеем есениным, который в то время был уже довольно известен.
Тогда я не придал никакого значения тому,что застал его наедине с воробьями.только впоследствии, вспоминая об этом, я понял,что здесьдело было не в случайности и что в этом проявилось свойственное Есенину стремление к общению с животными.
Но и тогда. Сидя с ним рядом, я обратил внимание на одно любопытное обстоятельство.
Всем известно. Что воробей-очень пугливая и осторожная птица и к этой осторожнояти приучила его городская жизнь, близость к человеку, у которого вошло в привычку причинять животным зло.Между тем воробьи, которых угощал Есенин, как-то слишком безбоязненно клевали у самых его ног, а некоторые даже вспархивали к нему на колени…
Скажу про себя-спустя несколько минут разговора я тожк почуствовал какое-то необыкновенное доверие к поэту, хотя говорили мы о самом обыкновенном и в его словах нельзя было отыскать ничего такого, что должно было бы вызвать у меня безотчетную симпатию.
Между прочим, выяснилось,что мы живем поблизости друг к другу,как-то так получилось,что мы обменялись адресами и стали встречаться.
В те годы я дружил с знаменитым дрессировщиком животных,цирковым артистом Владимиром леонидовичес Дуровым,у которого был большой зверинец на улице Божедомке.Узнав об этом,Есенин выразил свое желание навестить Дурова.
Мы ходили по комнатам зверинца и видели множество самых разнообразных животных, от слона до мышонка. Они жили в клетках, испытывая всю горечь неволи.
-За что он их так мучает?-донесся до меня недоволный шепот Есенина, хмурое его лицо выражало страдание.
Оживился и повеселел он, когда познакомился с обезъянкой Гашкой,которая жила на свободе.Увидав Есенина, Гашка сразу полюбилп его,сидела у него на плече,гладила золотистые волосы,доверчиво и ласково заглядывала ему в глаза и очень была огорчена, когда увидела, что этот добрый и внимательный к ней человек собирается уходить.
Поведение обезъянки удивило и Дурова. В следующий мой визит к нему он стал расспрашивать: кто такой Есенин, откуда он родом,какого происхождения и.т.д.
-Я спрашиваю бо этом потому,- объяснил он,-что Гашка,в общем весьма нелюдима и у нее довольно своеобразный выбор, когда она хочет с кем-нибудь подружиться….
…Впоследствии я много раз убеждался. Что Есенин не только уделял животным особое внимание,но и как-то по своему понимал их, общался с ними не так как другие.
Когда я близко познакомился с поэтом. Мне пришла в голову мысль о том, что с животными его роднит ему самому свойственные простодушие и незащищенность.
Отражение своеобразных взглядов на мир животных можно найти во многих его стихотворениях(«Корова», «Песнь о собаке», «Лисица», «Лебедушка», «Собаке Качалова» и др.)
Кончу о Барбосе. В декабре1924 года поэт уехал в Батум,Я часто получал от него письма, а пес скучал,не находил себе места.Он часто подолгу смотрел мне в глаза, будто справшивая: куда же делся его друг?
Сидел я как-то дома и читал письмо,только что полученное из Батума.Барбос подошел ко мне, понюхал письмо и тотчас пришел в необычайное волнение.По простоте душевной я решил,что если его тончайшее обоняние уловило исходящий от письма единственный в мире, не похожий ни на какой другой запах близкого человека,значит, и этот человек находится где-то по близости.
Барбос стал бегать по квартире,выскочил через окно первого этажа на улицу, обнюхал каждого прохожего.Но друга не было.
И пес затосковал.Он до такой степени отдался тоске, что перестал есть и пить, не обращал внимания на зов.Выл по ночам…
Спустя неделю мы похоронили его на горе, под большим камнем, на котором по вечерам любил сидеть есенин и любоваться распластавшимся внизу пестрым и горластым городом…
В Батуме местные культурные силы решили организовать в городском театре концерт с выступлением Есенина. По городу были расклеены афишы. Вечером театр был набит битком… открылся занавес. На авансцену вышел поэт- синеокий, златовласый, изящный, в светло-сером костюме. Чуть опустив голову, развел руками и стал читать одно из своих хватающие за сердце стихотворений, но не успел он прочесть и десяти строк, как из-за кулис показался рыжий пес….он деловитой походкой приблизился к поэту, поднял заднюю ногу, и через секунду правая сторона светло -серых брюк стала, как говорится «хоть выжми»…..зал грохотал от веселого, неудержимого смеха. А Есенин, … с растерянной улыбкой на лице БЕРЕЖНО поднял собаку с полу и понес ее за кулисы. Стр 399 .Есенин и современность 1975 год Москва. «Современник».

1. Проводник из мира тоски и уныния.

2. Зарисовки из жизни животных.

3. Отражение душевного мира зверей.

4. Жестокий мир людей.

5. Надежда на спасение.

Человек в сущности есть дикое ужасное животное.

А. Шопенгауэр

В произведениях С. А. Есенина нам представлены красочные картины природного мира. Это желтеющая осень или белая береза, которая приветливо качает своими ветками за окном. Но не меньшее место в творчестве поэта занимает и мир животных. Каждый из этого царства имеет особенные повадки и характер и живет в своей родной стихии. На какие же качества животных обращает внимание в своих произведениях поэт?

Одними их них являются стихи о собаках: «Песнь собаке» и «Собаке Качалова». Название обоих произведений говорит о том, что мы встретимся с образами собак, верных друзей человека. Поэтому лирической герой в стихотворении «Собаке Качалова» не стыдится обращаться к нему, другу знаменитого человека, со своими самыми сокровенными мыслями. Джим многих повидал на своем пути, но именно лирическому герою должен дать лапу на счастье.

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Монолог лирического героя, который представлен в стихотворении, показывает нам, что жизнь ставит перед ним очень сложные вопросы. И он с помощью своего благодарного слушателя убеждается в том, что в ней есть много прекрасного и красивого. Поэтому стоит жить на свете и радоваться каждому дню, тем более когда рядом с тобой такой искренний друг. Но собака не только лирического героя, но и других гостей Качалова встречает приветливо. В ней нет ни злобы, ни предубеждения против людей и незнакомцев. Возможно, что именно такая искренность и привлекает лирического героя. Подобная простота встречается и в бесхитростном описании животного. Джим дьявольски красив, но в то же время весьма доверчив. Он всегда готов расцеловать того, кто ему приглянулся.

Именно такая простота и отзывчивость покоряет сердце лирического героя, и он приоткрывает тайну того, что гложет его душу. Это образ любимой. Возможно, что собака уже видела ее раньше, поэтому без труда может узнать. А если нет, то ей подскажут уже знакомые черты грусти и печали. По последней строфе произведения, мы понимает, что лирический герой в чем-то виноват перед своей дамой сердца. Поэтому он надеется, что Джим сможет их, если не помирить, то хотя бы с помощью своей искренности и доброжелательности попросить прощение. И она непременно должна поверить в правдивость поведения собаки и раскаяние самого лирического героя.

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

В стихотворении неважно, какой породы собака, какие имеет внешние признаки. Важно другое - ее душевное состояние, которое выражается в доверчивости и приветливости. Именно такие качества и нужны в данный момент лирическому герою. Поэтому он решается Джиму раскрыть душу и рассказать о своей печали. Ведь только такой искренний товарищ способен хоть на миг развеять его скуку и подарить лучик надежды, убеждающий в том, что стоит жить на этом свете.

Образы животных в стихотворениях Есенина не только являются своеобразным оформлением для отражения внутреннего мира героя. Они ценны для поэта как человека, так и в своих природных проявлениях. Такова «Песнь о собаке». Она представляет собой правдивую зарисовку из жизни животного. У собаки появилось семеро кутят. Она очень рада их рождению, поэтому не отходит на них ни на шаг. Мать старается сделать все, чтобы им было уютно и тепло.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

Но ее счастье длится недолго.

Мужик топит кутят.

И собака снова остается одна. Она в очередной раз убеждается в том, что жизнь весьма несправедлива.

Поэт смог найти слова, чтобы показать тоску и грусть собаки в тот момент, когда она лишилась своих детенышей. Например, даже месяц казался ей щенком. При этом глубокая печаль отразилась в глазах самой собаки.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

По мнению В. Леденева, многие стихотворения Есенина о животных создавались в период военных действий. И они в очередной раз напоминали о том, что следует осуждать зло и насилие и хранить в своем сердце и на земле добро и человечность.

К таким вопросам поэт обращается в стихотворении «Корова». В ней тоже поднимается тема матери, которая не увидит своего сына - белого телка. Но в этот раз беда происходит не только с ее детенышем, но и с самой коровой - ее поведут на убой. Поэт и в этом произведении находит слова и краски для того, чтобы показать душевное состояние своей героини - коровы.

Сердце неласково к шуму,

Мыши скребут в уголке.

Думает грустную думу

О белоногом телке.

На этом примере Есенин показывает, что и животным свойственны различные душевные порывы и сомнения. Они не чужды человеческим чувствам и всегда бесхитростны в своих стремлениях и поступках.

В стихотворении «Корова» нет пафосных слов и описаний. Течение повествования подчинено общей тональностй самого произведения. В некоторых строчках даже слышна безысходность.

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой.

А когда это происходит с коровой, то стихотворение обрывается. Но кажется, лирический герой не хочет, чтобы и в нашей душе сохранились такая же безысходность. Поэтому он говорит о том, что в этой миг с ней была целительная сила природа. Она помогла выжить в этой страшной катастрофе. Корова, являясь частичкой природы, именно в ней она находит успокоение, так как не может найти этого его среди жестоких людей, которые смогли уничтожить не только сына, но и ее саму. Но последняя картина, которая возникает перед животным наполнена светом - белая роща, и зеленым цветом надежды - травяные луга.

Снится ей белая роща

И травяные луга.

Поведение домашних животных и так могут быть нам понятны. Мы можем догадываться о том, что с ними происходит, если знаем историю их существования. Но Есенин в своем творчестве обращается и к диким представителям природы, например лисице. В стихотворении «Лисица» главная героиня снова сталкивается с жестокостью людского общества. Но для животного он замкнут рамками его мира.

На раздробленной ноге приковыляла,

У норы свернулася в кольцо.

Тонкой прошвой кровь отмежевала

На снегу дремучее лицо.

В этом отрывке поэт использует всего одно определение для описания облика лисицы - дремучий. Так в одном слове он показывает всю грусть и боль животного, его ожесточение против того мира, который принес столько горя. Поэт весьма подробно описывает состояние лисицы после того как ей удалось уйти от погони. Кажется, что перед нами живой человек, а не загнанный в лесу зверь. В стихотворении создается контрастная

картина не только на цветовом уровне, но и на уровне ощущения и изображения противоположных картин, пожара и холодного снега.

Желтый хвост упал в метель пожаром,

На губах - как прелая морковь...

Пахло инеем и глиняным угаром,

А в ощур сочилась тихо кровь.

В своем поэтическом творчестве Есенин обращается к разным представителям животного мира. С помощью подобных образов показаны картины из жизни братьев наших меньших. При этом поэт использует очень емкие определения, для того чтобы всего с помощью нескольких строф мы могли представить быт и атмосферу их существования. В небольших поэтических творениях перед нами проходит их судьба, как в случае с коровой, или небольшой, но роковой эпизод из жизни на примере собаки и лисицы.

Однако животный мир, о чем мы часто забываем, способен приносить успокоение именно человеку. Своей искренностью и заинтересованностью его представители могут вылечить израненную душу и стать проводником к тому, кто был незаслуженно обижен. Так, животный мир входит в поэтическое полотно со своими проблемами, жизненным опытом и надеждами на то, что мир, возможно, когда-нибудь измениться к лучшему. И в этот момент рядом с нами будут надежные и верные друзья - братья наши меньшие.

Страница 1

Образы животных в литературе – это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному царству."

Культ животных существует очень давно. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что у диких животных и человека общие прародители. У каждого племени был свой тотем, то есть священное животное, которому племя поклонялось, полагая, что именно оно и есть их кровный родственник. Цена купить сайдинг под кирпич Краснодар http://msk.panelizodiac.ru/blog/54-sayding/ .

В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе " нового времени " , в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек "проверяется на человечность" отношением к животному.

В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. После Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Все живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора (Пушкин, Некрасов, Фет). В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных (Бунин, Гумилев, Маяковский). Исчезло преклонение перед зверем. Но "новокрестьянские поэты" вновь вводят мотив "братства человека и животного". В их поэтическом творчестве преобладают домашние животные – корова, лошадь, собака, кошка. Отношения обнаруживают черты семейного уклада.

В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив " кровного родства " с животным миром, он называет их "братьями меньшими".

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

("Мы теперь уходим понемногу". , 1924 г.)

У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.

Конь (13) , корова (8), ворон, пес, соловей (6), телята, кошка, голубь, журавль (5), овца, кобыла, собака (4), жеребенок, лебедь, петух, сова (3), воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица (2), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок (1).

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.

Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.

Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях "Табун" (1915 г.), "Прощай, родная пуща…" (1916 г.), "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим "в холмах зеленых табуны коней", то в последующих уже:

Покосившая избенка,

Плач овцы, и вдали на ветру

Машет тощим хвостом лошаденка,

Заглядевшись в неласковый пруд.

("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.)

Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в "лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.

Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

Урок по литературе в 5 классе.
Тема урока: «Образы животных в лирике С.А. Есенина»
Цели урока: формирование знаний о творчестве С. А. Есенина,
развитие умения анализировать поэтический текст,
формирование собственного мировоззрения.
Задачи.
. Воспитательная: — воспитание доброты, сострадания, понимания неразделимости человека и природы.
. Образовательная: — продолжение обучения выразительному чтению и анализу поэтических произведений в единстве формы и содержания.
. Развивающая: — осуществление преемственности обучения путем развития эмоционального восприятия художественных текстов; понимания авторской позиции, умения выражать свою точку зрения.
Оборудование:
портрет поэта,
рисунки учащихся,
тексты стихотворений «Лисица», «Корова», «Песнь о собаке»,
план анализа лирического стихотворения.
Ход урока
1. Оргмомент.

1. Обсуждение с учащимися смысла темы урока — Тема нашего урока – «Образы животных в лирике С.Есенина». Как вы думаете, чему или кому будет посвящен этот урок? Кто такие «наши меньшие братья»?
2. Беседа. — В каких произведениях среди персонажей вы встречали животных? (На доске после ответов учащихся А.Куприн «Слон», А.Платонов «Волшебное кольцо», И.Тургенев «Муму», К.Паустовский «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы», «Голуби», Б.Заходер «Вредный кот».),.
— Какие качества по отношению к животным проявляли герои этих произведений? Приведите примеры.
— С какими произведениями С.Есенина вы уже знакомы?
2. Вступительное слово учителя.
Сергей Есенин — самый популярный, самый читаемый в России поэт. Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряжённостью нравственных поисков. Его стихи — это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. «Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих добрых друзей», — говорил сам поэт. Мы с вами сегодня на уроке будем знакомиться с творчеством С.Есенина, учиться анализировать стихотворения.Начнём с небольшой разминки.
3. Разминка.
Написать все ассоциации, возникающие при слове корова (собака, лисица). Подобрать эпитеты, олицетворения, сравнения. Полученный набор перевести в предложение или небольшой текст.
4. Сообщение учащегося «Животный мир в лирике Есенина».
В поэзии Есенина присутствует мотив «кровного родства» с животным миром, он называет их «братьями меньшими»:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
(«Мы теперь уходим понемногу», 1924 г.)
У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.
С.Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времён конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелёгком труде, делили с ним и радости, и беды.Новаторство и своеобразие С.Есенина-поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно-философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.
5. Выразительное чтение. Работа со стихотворением С.Есенина «Песнь о собаке».
1. Словарная работа. (На обратной стороне доски) Ржаной закут – часть избы, чулан для хранения зерна. Рогожа – грубая ткань домашнего изготовления. Ощенила – родила. Шесток – жерди для кур в сарае.
2. Чтение стихотворения наизусть (подготовленный ученик).
3. Определение восприятия прочитанного: — Понравилось ли стихотворение? — Что запомнилось больше всего? — Какие мысли и чувства вызвало стихотворение? (Жалость, обида, стыд, сострадание) — Что же помогло поэту заставить нас испытать эти чувства? Попробуем все вместе ответить на этот вопрос.
4. Чтение и анализ стихотворения.
. — Определение темы стихотворения (запись вариантов ответов на доске и выбор совместно с детьми наиболее удачной формулировки). — Какое ключевое слово помогает понять то, что собака счастлива, став матерью? («Ласкала») — Как долго продолжалась эта счастливая пора? (С утра до вечера) — С каким чувством описал Есенин горе собаки, потерявшей своих детей? (Сострадание, жалость) — В чем же поэтический замысел автора, т.е.какова главная мысль стихотворения? (Мать, потерявшая детей, всегда вызывает сострадание) — Какие средства выразительности помогают почувствовать это горе собаки, передать сострадание ей? Групповые задания.
I группа.
Определение лексических средств выразительности (синонимы «бежала, поспевая» — «плелась»)
II группа.
Определение тропов (эпитеты «хмурый (хозяин)», «(месяц) тонкий»; метафора «покатились глаза собачьи золотыми звездами на снег»; сравнение «как от подачки…»)
Каково значение многоточия в четвертой строфе? — Ответы представителей групп с объяснением своего выбора. — Какова же позиция автора? (Он сочувствует собаке, ее материнскому горю, осуждает ее хозяина). — Почему Есенин назвал стихотворение «Песнь о собаке»? Ведь слово «Песнь» говорит о том, что героя произведения воспевают. Чем вызвана такая торжественность? (Тема материнской любви, ее горя – это вечная тема, достойная сопереживания, преклонения) — Как же надо читать это стихотворение, чтобы передать и настроение, и авторскую позицию, и свое отношение к героям произведения? — Чтение стихотворения учащимся. — Как вы считаете, удалось ли чтецу передать при чтении все то, о чем мы говорили?
6.Анализ стихотворений «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке».
На столе у учащихся текст одного из стихотворений, план анализа стихотворения, заготовленные клише. Задача: сначала записать все наблюдения, затем составить текст.

1.План анализа стихотворения.
— Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?
— Настроение стихотворения.
— Как выражается настроение в стихотворении?
А. Как оно построено?
Б. Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).
В. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)
— Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?
— Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?
— Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
— Личное впечатление от стихотворения.
2. Заготовленные клише.
В стихотворении: (автор, название) говорится о: . Стихотворение пронизано:. настроением. Настроение этого стихотворения: . Настроение меняется на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на: части, так как: . Звучание стихотворения создаёт: ритм. Короткие (длинные) строки подчёркивают: . В стихотворении мы словно слышим звуки: . Поэт хочет запечатлеть словами: . Для создания настроения автор (поэт) использует: . С помощью: поэт даёт нам возможность увидеть(услышать) : . Используя:, поэт создаёт образ: . Лирический герой этого стихотворения представляется мне: . : ассоциируется с: . Образ: вызывает ассоциации с: .
7. Выставка рисунков.
8. Итоги урока: в чем новаторство и своеобразие С.Есенина-поэта? Какие мысли и чувства вызвали стихотворения? Какие приемы использовал автор для создания образов животных?
9. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворений, написать стихотворение про животных или сочинение- миниатюру о животных.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»