Что такое изба пятистенок. Русская изба

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Тип избы зависел от способа отопления, от количества стен, расположения клетей между собой и их количества, от расположения двора.

По способу отопления избы делили на "черные" и "белые".

Более древние избы, долго сохранявшиеся как дома более бедных крестьян, были "черными" избами. Изба черная (курная, рудная - от «рудный»: замаранный, затемненный, дымник) - изба, топящаяся «по-черному», т.е. с печью каменной или глинобитной (а раньше с очагом) без дымохода. Дым при топке

проходил не непосредственно из печки через дымоход в трубу, а, выйдя в комнату и согрев ее, выходил через окно, открытую дверь, или через дымницу (дымарь) в кровле, дымволок, дымник. Дымница или дымарь - это отверстие или деревянная труба, часто резная, для выхода дыма в курной избе, обычно находилась над отверстием в потолке избы. Дымволок: 1. отверстие в верхней части стен курной избы, через которое выходит печной дым; 2. дощатая дымовая труба; 3.(боров) лежачий дымовой канал на чердаке. Дымник: 1. деревянная дымовая труба над

кровлей; 2.отверстие для выхода печного дыма в потолке или стене курной избы; 3 декоративное завершение дымовой трубы над кровлей.

Изба белая или белокурная изба, топящаяся «по-белому», т.е. печью, имеющей свой дымоход с трубами. Согласно археологическим данным, дымоход появился в 12-м веке. В курной избе люди часто жили вместе со всеми животными и домашними птицами. Курные избы в 16-м веке были даже в Москве. Иногда в одном и том же дворе были и черные, и белые избы.

По количеству стен дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки.

Четырехстенок

Четырехстенная изба. Простейшее четырехстенное жилище - временная постройка, поставленная рыбаками или охотниками, когда они на долгие месяцы уходили из деревни.

Капитальные четырехстенные дома могли быть с сенями или без них. Огромные двускатные крыши на самцах с курицами и коньками выступают далеко от стен,

предохраняя от атмосферных осадков.

Пятистенок

Изба-пятистенка или пятистенок - жилая деревянная постройка, прямоугольная в плане, имеющая внутреннюю поперечную стену, делящую все помещение на две неравные части: в большей - изба или горница, в меньшей - сени или жилая комната (если есть прирубленные сени).

Иногда здесь устраивалась кухня с печью, обогревающей оба помещения. Внутренняя стена, как и четыре наружных, идет от самой земли до верхнего венца сруба и торцами бревен выходит на главный фасад, членя его на две части.

Первоначально фасад делился асимметрично, но позднее появляются пятистенки с симметричным членением фасада. В первом случае пятая стена разделяла избу и горницу, которая была меньше избы и имела меньшее число окон. Когда у сыновей появлялась своя семья, и по традиции все продолжали жить вместе в одном доме, то пятистенок состоял уже из двух смежных изб со своими печами, с двумя отдельными входами и сенями, пристроенными сзади изб.

Изба крестовая, крестовик или крестовый дом (в некоторых местах ее называли также шестистенком) - деревянная жилая постройка, в которой поперечная стена пересекается продольной внутренней стеной, образуя (в плане) четыре самостоятельных помещения. На фасаде дома виден переруб (ударение на «у») - внутренняя поперечная бревенчатая стена, пересекающая наружную стену сруба, рубленая одновременно с избой и врубленная в стены с выпуском концов. План дома часто имеет вид квадрата. Кровля четырехскатная. Входы и крыльца устраиваются в прирубах, иногда поставленных перпендикулярно стене. Дом может иметь два этажа.

Шестистенок

Изба-шестистенка или шестистенок означает дом с двумя поперечными стенами. Все здание покрыто одной крышей.

Избы могли состоять только из жилых помещений, или из жилых и хозяйственных помещений.

Дома стояли вдоль улицы, внутри делились переборками, по фасаду была сплошная лента окон, наличников и ставень.

Чистая стена почти отсутствует. Горизонтальные бревна не прерываются только в трех-четырех нижних венцах. Правая и левая избы обычно симметричны. В центральной комнате окно более широкое. Крыши обычно невысокие двускатные или четырехскатные. Часто срубы ставятся на большие плоские камни, чтобы избежать неравномерной осадки большого дома с несколькими капитальными стенами.

По расположению клетей между собой и их количеству можно выделить избы-клетью, дома двухсрубные, избы в два жилья, избы двойные, избы тройные, избы со связью.

Изба-клетью означала деревянную постройку, со сторонами, соответствующими длине бревна 6 - 9 м. Она могла иметь подклет, сени и быть двухэтажной.

Дом двухсрубный - деревянный дом с двумя венцами под одной общей кровлей.

Изба в два жилья - крестьянское жилище из двух срубов: в одном с печью жили зимой, в другом - летом.

Изба со связью. Это тип деревянной постройки, разделенный сенями на две половины. К срубу пристраивали сени, образуя двухклетный дом, к сеням прирубали еще клеть, и получался трехчленный дом. Часто в прирубаемой клети ставили русскую печь, и жилище получало две избы - «переднюю» и «заднюю», соединенные сквозными сенями. Все помещения располагались по продольной оси и крылись двускатными крышами. Получался единый объем дома.

Изба двойная или двойня - избы соединенные по клетям так, что каждая изба, каждый объем сруба имеет свою кровлю. Так как каждая кровля имела своего конька, дома называли еще «дом о два коня» («дом под два коня»), иногда такие дома называли еще «дом с оврагом». В местах примыкания срубов получаются две стены. Обе клети могли быть жилыми, но с разной планировкой, или одна жилой, а другая хозяйственной. Под одной или обеими мог быть подклет, одна могла сама быть избой со связью. Чаще всего соединялись жилая изба с крытым двором.

Стена

Изба тройная или тройнясостоит из трех отдельных клетей, каждая из которых имеет свою кровлю. Поэтому такие дома называют также «дома о три коня» (встречаются и дома «о пять коней»). На главный фасад выходят торцы построек.

Назначение клетей могло быть разным: все три клети могли быть жилыми, в середине мог быть крытый двор, расположенный между двумя жилыми клетями.

В ансамбле тройных домов обычно все три объема дома были одинаковой ширины с крышами одинаковых высоты и наклона, но там, где средняя часть - двор был шире избы и сарая, крыша, естественно, была шире и при одинаковом уклоне с остальными - выше.

Такую высокую и тяжелую крышу было трудно строить и ремонтировать, и строители на Урале нашли выход: вместо одной большой они строят две меньшие одной высоты. Результат - живописная композиция - группа построек «под четыре коня». Из-под скатов крыш на большую длину, доходящую до двух метров, вперед дома выступают огромные желоба-водотечники на курицах. Силуэт дома получается необычайно выразительным.

По типу двора дома делятся на дома с открытыми закрытым двором. Открытый двор мог располагаться по любую сторону от дома или вокруг него. Такие дворы применялись в средней полосе России. Все приусадебные постройки (сараи, хлевы, конюшни и другие) стоят обычно поодаль от жилья, на открытом хозяйственном дворе. На севере жили большие патриархальные семьи, включающие несколько поколений (деды, сыновья, внуки). В северных районах и на Урале из-за холодного климата дома имели обычно крытые дворы, примыкающие к жилой избе с какой-нибудь одной стороны и позволявшие зимой и в плохую погоду попадать во все служебные, хозяйственные помещения и на скотный двор и выполнять все повседневные работы, не выходя на улицу. В ряде описанных выше домов - двойнях и тройнях двор был крытым, примыкающим к жилью.

По расположению крытого дворапо отношению к дому избы делятся на дома «кошелем», дома «брусом», дома «глаголем». В этих домах жилище и крытый двор объединялись в единый комплекс.

Изба «брусом» (ударение на «у») - тип деревянного дома, где жилые и хозяйственные помещения расположены друг за другом по одной оси и образуют в плане вытянутый прямоугольник - «брус», покрытый двускатной кровлей, конек которой расположен по продольной оси. Это самый распространенный на севере тип крестьянского дома. Так как двускатные крыши всех частей комплекса - избы, сеней, двора, сарая - обычно образуют одно покрытие, такой дом называют «домом об один конь» или «домом под одним конем». Иногда коньковые бревна бывают расположены не на одном уровне, тогда конек идет с уступами по высоте. С уменьшением длины брусов, идущих от главной жилой избы, у которой самый высокий конек, соответственно, понижается уровень коньков их крыш. Создается впечатление не одного дома, а нескольких объемов, вытянутых один из другого. Дом брусом напоминает избу со связью, но вместо горницы сзади сеней расположены хозяйственные постройки.

Изба «кошелем» (ударение на «о») - наиболее древний тип жилой деревянной постройки с примыкающим крытым двором. Кошель означал большую корзину, телегу, лодку. Все помещения сгруппированы в квадратном (в плане) объеме. Хозяйственные помещения примыкают к боковой стене жилья. Все находится под общей двускатной кровлей. Т.к. изба по фасаду меньше двора, то кровля несимметрична. Конек кровли проходит над серединой жилой части, поэтому скат крыши над жилой частью короче и более крутой, чем над двором, где скат более длинный и пологий. Чтобы выделить жилую часть как главную, обычно устраивают еще один симметричный скат жилой части, выполняющий чисто декоративную роль (такие дома распространены в Карелии, 3аонежье и Архангельской области). На Урале, помимо домов с асимметричными крышами, часто встречаются и дома с симметричными крышами и с встроенными в общий симметричный объем двором. У таких домов широкий приземистый торцовый фасад с пологими скатами крыши. В доме под одним скатом крыши находится жилая часть, под другим скатом - двор. Смежная продольная рубленая стена расположена посередине объема под коньком крыши и служит конструктивным элементом для опоры пола, потолка и для связи длинных бревен поперечных стен.

Изба «гоголем» или «сапогом« - тип жилого деревянного дома, в котором жилые избы поставлены под углом друг к другу, а хозяйственный двор отчасти вмещается в образуемый ими угол, отчасти продолжается дальше по линии торцевых стен дома. Таким образом, план напоминает букву «г», которая раньше называлась «глаголь». Подклет и двор образуют хозяйственные помещения, жилые комнаты располагаются на втором этаже.

На Урале встречается и своеобразное расположение избы под высоким сараем - подсарайная изба. Изба устроена внизу у самой земли в высоком двухэтажном срубе, как бы в подклете, а над ней находится огромный сарай. В холодные зимы жилье было защищено сверху сараем с сеном, сбоку - крытым двором с пристройками, сзади - хлевом, а у земли - глубоким снегом. Обычно она входила в комплекс построек тройного двора или двора кошелем

История русского дома - избы. Изба - это дом из сруба. Какие бывают срубы, как рубятся и из какого леса.




Наши предки - древние славяне, по преимуществу были людьми домовитыми, хозяйственными и семейными. В кругу своей семьи или рода проходила вся жизнь славянина. И главным сосредоточием всей славянской жизни, ее гнездом была изба - родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умирали...
Название русского дома "изба " происходит из древнерусского "истьба ", что означает "дом, баня" или "истобка" из "Повести временных лет..." . Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское "jьstъba" и считается заимствованным из германского "stubа ". В древненемецком "stubа " означала "теплое помещение, баня".

Еще в "Повести временных лет... " летописец Нестор пишет о том, что славяне жили родами, каждый род на своем месте. Уклад жизни был патриархальный. Род представлял собой проживание нескольких семей под одной крышей, связанных кровными узами и властью единого родоначальника - главы семейства. Как правило, род представлял собой старших родителей - отца и мать и их многочисленных сыновей с женами и внуками, которые жили в одной избе с единым очагом, все вместе работали и повиновались старший брат младшему, сын отцу, а отец деду. Если род был слишком большим, не хватало места на всех, то изба с теплым очагом прирастала дополнительными пристройками - клетями. Клеть - неотапливаемое помещение, холодная изба без печи, пристройка из сруба к основному, теплому жилищу. В клетях жили молодые семьи, но очаг оставался единым для всех, на нем готовилась общая на весь род пища - обед или ужин. Огонь, который разжигался в очаге был символом рода, как источник семейного тепла, как место, у которого собиралась вся семья, весь род для решения самых важных жизненных вопросов.

В древности избы были "черными" или "курными". Такие избы топились печами без дымохода. Дым при топке выходил не через дымоход, а через окно, дверь или дымницу в кровле.

Первые белокурные избы , согласно археологическим данным, появились на Руси в XII веке. Сначала в таких избах с печью и дымоходам жили богатые, состоятельные крестьяне, постепенно традицию строительства избы с печью и дымоходом стали перенимать все крестьянские сословия и уже в XIX веке редко можно было встретить черную избу, разве что только бани. Бани по-черному на Руси строили вплоть до ХХ века, достаточно вспомнить известную песню В.Высоцкого "Банька по-черному":
"… Топи!
Ох, сегодня я отмоюсь добела!
Кропи,
В бане стены закопченые кропи.
Топи,
Слышишь? Баньку мне по-черному топи! ".... По количеству стен в избе, дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки.

Изба-четырехстенка - простейшее строение из бревен, сруб дома из четырех стен. Такиеизбы строились иногда с сенями, иногда без них. Крыши в таких домах были двухскатные. В северных территориях к избам-четырехстенкам пристраивали сени или клети, чтобы морозный воздух зимой не попадал сразу в теплое помещение и не охлаждал его.

Изба-пятистенка - сруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь - сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Горница служила и кухней, и столовой для всей семьи.

Изба-крестовик - это бревенчатый сруб с внутренними поперечными пятой и продольной шестой стенами. Крыша в таком доме чаще всего была четырехскатная (если по-современному - вальмовая), без фронтонов. Разумеется, избы-крестовики строили большего размера, чем обычные пятистенки, для больших семей, с отдельными помещениями, разделенных капитальными стенами.

Изба-шестистенка - это то же, что и изба-пятистенка, только с двумя поперечными, параллельными друг другу пятой и шестой капитальной стеной из бревна.

Чаще всего избы на Руси строились с двором - дополнительными хозяйственными деревянными помещениями. Дворы в доме делились на открытые и закрытые и располагались в стороне от дома или вокруг него. В средней полосе России чаще всего строили дворы открытые - без общей крыши. Все хозяйственные постройки: сараи, хлевы, конюшни, амбары, дровенники и т.д. стояли поодаль от избы . На севере же строили дворы закрытые, под общей крышей, и выстеленными из дерева панелями на земле, по которым можно было перемещаться из одной хозяйственной постройки в другую, не боясь попасть под дождь или снег, территорию которой не обдувало сквозным ветром. Крытые единой крышей дворы примыкали к основной жилой избе, что позволяло в суровые зимы или дождливые осенне-весенние дни, попасть из теплой избы в дровенник, хлев или конюшню, не рискуя быть подмоченным дождем, обсыпанным снегом или быть обветренным уличными сквозняками.

При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома - это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.

Основное требование к строительному материалу было привычным - сруб рубился либо из сосны, ели или лиственницы. Ствол хвойных деревьев был высоким, стройным, хорошо поддавался обработке топором и в то же время был прочным, стены из сосны, ели или лиственницы хорошо сохраняли тепло в доме зимой и не нагревались летом, в жару, сохраняя приятную прохладу. Одновременно выбор дерева в лесу регламентировался несколькими правилами. Например, нельзя было вырубать больные, старые и высохшие деревья, которые считались мертвыми и могли, по поверьям, принести в дом болезни. Нельзя было вырубать деревья, росшие на дороге и у дорог. Такие деревья считались "буйными" и в такие бревна, по поверью, могут выпадать из стен и придавливать хозяев дома.

Возведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.
Тысячу лет стоит Святая Русь, раскинувшись на огромной территории от Калининграда до Камчатки. А некоторые традиции деревянного домостроения, правила и обычаи у нас, у современников сохраняются до сих пор со времен наших предков-славян. Вновь популярны становятся деревянные дома и бани, особенно на загородных дачных участках у горожан. Тянет людей к своим истокам, к деревянному зодчеству, прочь из каменных и пыльных душных городов за город, поближе к природе, к лесу и речке...
Статья с сайта компании

Тысячу лет стоит Русь, раскинувшись от Калининграда до Камчатки. А некоторые традиции деревянного домостроения, правила и обычаи у нас, у современников, сохраняются до сих пор. Сейчас вновь популярными становятся деревянные дома и бани, особенно на загородных дачных участках. Тянет людей к истокам, из каменных и пыльных душных городов поближе к природе, лесу и речке...

Название русского дома "изба" происходит из древнерусского "истьба", что означает "дом, баня" или "истобка" из "Повести временных лет...". Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское "jьstъba" и считается заимствованным из германского "stubа". В древненемецком "stubа" означала "теплое помещение, баня".

По количеству стен в избе, избы подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки. Русская изба чаще всего была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной — «перерубом»).

Изба-пятистенка - сруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь - сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Горница служила и кухней, и столовой для всей семьи.

Пятистенка

Современная пятистенка

Изба-четырехстенка - простейшее строение из бревен, сруб дома из четырех стен. Такие избы строились иногда с сенями, иногда без них. Крыши в таких домах были двухскатные. В северных территориях к избам-четырехстенкам пристраивали сени или клети, чтобы морозный воздух зимой не попадал сразу в теплое помещение и не охлаждал его.

Четырехстенка

Изба-шестистенка - это то же, что и изба-пятистенка, только с двумя поперечными, параллельными друг другу пятой и шестой капитальной стеной из бревна.

Чаще всего избы на Руси строились с двором - дополнительными хозяйственными деревянными помещениями. Дворы в доме делились на открытые и закрытые и располагались в стороне от дома или вокруг него. В средней полосе России чаще всего строили дворы открытые - без общей крыши. Все хозяйственные постройки: сараи, хлевы, конюшни, амбары, дровенники и т.д. - стояли поодаль от избы.

На севере же строили дворы закрытые, под общей крышей, и выстеленными из дерева панелями на земле, по которым можно было перемещаться из одной хозяйственной постройки в другую, не боясь попасть под дождь или снег, территорию которой не обдувало сквозным ветром. Крытые единой крышей дворы примыкали к основной жилой избе, что позволяло в суровые зимы или дождливые осенне-весенние дни, попасть из теплой избы в сарай-дровенник, хлев или конюшню, не рискуя быть подмоченным дождем, обсыпанным снегом или обветренным уличными сквозняками.

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это«брус».

Типичный "глаголь"

А вот этот тип дома - шестистенок с заулком, причем заулок здесь служит сенями («изба с продольными
сенями»).

В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») — концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим».

За крыльцом обычно следовали «сени» (сень — тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы.

Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом». На второй этаж особенно в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» — наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном. Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца (особенно, если под ней находился вход на первый этаж) называлась «рундуком».

В древности избы были "черными" или "курными". Такие избы топились печами без дымохода. Дым при топке выходил не через дымоход, а через окно, дверь или дымницу в кровле. Так как избы были почти все «курные», то внутри до высоты человеческого роста стены были белые, специально вылощенные, а выше — черные от постоянного дыма.

На дымовой границе вдоль стен обычно располагались длинные деревянные полки — «воронцы», препятствующие проникновению дыма в нижнюю часть помещения. Дым выходил из избы либо через маленькие «волоковые окошки»,

либо через «дымник» — деревянную трубу, обильно украшенную резьбой.

Первые белокурные избы, согласно археологическим данным, появились на Руси в XII веке. Сначала в таких избах с печью и дымоходам жили богатые, состоятельные крестьяне, постепенно традицию строительства избы с печью и дымоходом стали перенимать все крестьянские сословия и уже в XIX веке редко можно было встретить черную избу, разве что только бани. Бани по-черному на Руси строили вплоть до ХХ века, достаточно вспомнить известную песню В.Высоцкого "Банька по-черному".

В богатых домах и храмах вокруг сруба часто устраивали «гульбище» — галерею, охватывающую здание с двух-трех сторон.

Резчиков и плотников на Руси всегда было много, и для них не составляло большого труда вырезать сложнейший растительный орнамент или воспроизвести сцену из языческой мифологии. Крыши украшали резными полотенцами, петушками, коньками.

Дом редко строили каждый для себя. Обычно на строительство приглашался весь мир («обчество»). Лес заготовляли еще зимой, пока нет в деревьях сокодвижения, а строить начинали с ранней весны. После закладки первого венца сруба устраивалось первое угощение «помочанам» («окладное угощение»). Такие угощения — отголосок древних ритуальных пиров.

После «окладного угощения» начинали устраивать сруб. В начале лета, после укладки потолочных матиц следовало новое ритуальное угощение помочанам. Затем приступали к устройству кровли. Дойдя до верха, уложив конек, устраивали новое, «коньковое» угощение. А уж по завершении строительства в самом начале осени — пир.

При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома - это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.

Возведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца сруба (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.

В новое жилье первой должна войти кошка.

На Севере Руси до сих пор сохраняется культ кошки. В народных поверьях считалось, что домовой и домашний кот являются родственниками. Когда домовой исчезает из дома, то кот выполняет его функции. Такое народное поверье заставляло всех жителей деревенских домов обзаводиться котами. В большинстве северных домов в толстых дверях в сени сделано внизу отверстие для кошки.

Обносился весь двор с постройками оградами различных устройств. Глухой забор из горизонтальных бревен или тесин назывался «заплотом» а из таких же вертикальных бревен — «частоколом». Оба эти вида изгороди нередко называли «тыном». Делали еще изгородь из косо поставленных жердей — «осёки», либо из редких горизонтальных жердей — «прясло».

Когда учителя нам рассказывали, что первобытные люди жили в пещерах, я очень удивлялась: ведь в деревне у бабушки с дедушкой совсем нет пещер, нет гор - как же? где же они жили? или у нас не было первобытных людей? По поводу уж совсем первобытных - я не знаю, но тем не менее стоянки древних племён в нескольких десятках километров откопали. Всё просто: они жили в шалашах (летом) и в землянках (зимой), внутри жилища был очаг, который "хранила женщина" пока мужчина бегал за мамонтом. Но вот появилось железо - человек сделал топор, начал валить деревья и строить деревянное жилище - четырёхугольное сооружение из брёвен, сердцем которого становится печь: сначала совсем допотопная, которая потом превратилась в настоящую, русскую. И это жилище получило название изба (от глагола «топить», древнерусское «истьба»).

Начало 1960х.

В нашей богатой лесами стране избе суждено было просуществовать до наших дней.
"Белая изба в основном состоит из четырёхстенного сруба в 7—10 аршин , с тремя окнами на улицу, крытого чаще соломой, реже дранкою или железом, и с одной дверью в задней стене. "

Кстати, на верхнем фото слева видно, что часть крыши пока не успели докрыть шифером, и там как раз и есть - расщеплённые деревянные дощечки, фактически "деревянная черепица". На фото внизу можно увидеть, как та же дранка (что на верхнем фото) выглядит с чердака в наши дни.

Если кого-то смущает фраза "белая изба", то поясню, что были ещё "чёрные избы" (курные избы) - без дымохода и топились они "по-чёрному", когда дым застилал комнату и настежь открывалась дверь. Кстати, в 1922 году краеведы говорят, что в наших краях несколько чёрных изб ещё существовало - конечно, не совсем таких как на картинке))

Мне раньше было непонятно выражение "изба-пятистенка" . Что это такое? В нашей деревне пятистенок почти не было. Оказалось, что это фактически две избы под одной крышей, соединённые одной общей стеной - как на нижнем фото. В пятистенке печь ставят так, чтобы она обогревала обе половины - у капитальной смежной стены.

В этом случае - одна половина служит кухней и столовой, а другая - чистая половина - гостиной и спальней для привилегированных членов семьи. Такие пятистенки могли строиться в ширину (фото вверху) или в длину (фото внизу - там, похоже, даже "семистенка" какая-то - 3 внутренних стены).

Собственно, сами избы, в принципе, все однотипны - "четырёхугольная клеть", но хозяевам хотелось сделать свой дом особенным, поэтому они стремились украшать избу снаружи резьбой наличников на окнах. Тут уж всякий старался, как мог.

фото: http://mama.tomsk.ru/forums/viewtopic.php?f=48&t=178067&view=print

Кроме двускатной крыши, делали ещё трёхскатную с сооружением "в виде резной будки с вставленным в неё слуховым окном".

Почти четверть избы занимает печь и сооружения вокруг неё - полати, лесенки, ступени, кладовочки - "около неё деревянный голбец, от печного плеча к передней стене досчатая перегородка, разделяющая сруб на дне неравных половины." (Из краеведческого очерка 1922)
Голбец -
это и есть конструкция при печи и для всхода на печь, оформленная у всех по-разному: в виде загородки или чуланчика с дверцами, лазом и ступеньками. Например, как внизу на рисунке.

Внутри избы делается лёгкая перегородка из досок, которая зачастую не достаёт до потолка - чтоб по верху циркулировал тёплый воздух. Всё, что рядом с печкой - это кухонно-хозяйственно-столовая зона, за перегородкой -"перёд" - всё в одном: там спят, принимают гостей, отдыхают и т.п. Приглашая гостей пройти, у нас говорили: "Проходите на перЁд".

http://www.yaroslavskiy-kray.com/531/508-krestyanskaya-semya-za-obedom.jpg.html

"В переднем углу божница с иконами и лампадой, стол, по стенам лавки, над ними полки (полавошники), к задней стене на брусу полати, внизу коник или кровать." (Из краеведческого очерка 1922)

Угол, где стояли иконы назвали красным. Первое дело для вошедшего в избу - перекреститься на иконы, а потом уже поздороваться с хозяевами. В церковные праздники перед иконами зажигают лампаду - масляный светильник с фитилём.

Так как главное богатство крестьянской семьи - дети, то на потолке обязательно был крепкий крюк для качки (люльки). По рассказам тётушки у них в семье была плетёная люлька - возможно, такая как на фото.

фото http://forum.globus.tut.by/viewtopic.php?p=9397&sid=

Что ещё было в крестьянской избе? Шкафчик с посудой, сундук мог стоять, "патреты" висели в рамках, картинки на стене, над столом - лампочка (ранее - висячая керосиновая лампа), в простенке между окнами зеркало. На фото внизу - вот в такой раме висело у нас зеркало - помню его с раннего детства. А отыскалось она в прошлом году - я спасла его, можно сказать: в деревне со "старьём" не церемонятся - всё сжигают. Этим летом попытаюсь восстановить. Жаль нет самого зеркала - оно было старое-престарое, искажающее отражение, с потрясающими разводами и трещинами, с радужными рисунками на древней амальгаме Его можно было рассматривать как произведение искусства...

Давно хочу сфотографировать кое-что из оставшейся раритетной самодельной мебели, чудом уцелевшей до наших дней. Как только мне удастся это сделать, обязательно покажу и расскажу.

Кроме русской печи для поддержания тепла в доме на зиму ставилась железная печка с железными же трубами, ведущими к дымоходу русской печи.

Она топилась практически целый день. Деревенские дети любили печь на ней картошку - приклеивали к металлической поверхности разрезанную картошину - и ждали. Такой вот был гриль...

Позади каждого крестьянского дома — двор (для скота), представляющий собою большой сарай с двух или трёхскатной крышей. Двор соединяется с домом неотапливаемым сооружением, которое называют сенями (а у нас - мостом ). Там отгораживается чулан (отгороженное подсобное помещение), могут быть кладовки и т.п.
Двор для скота до появления электричества был тёмен, зимой - холоден. Он разгораживался на хлевы для скота: у нас корове была выделена во дворе персональная капитальная (из брёвен) "комната" с дверью. У овец хлев был попроще - отгорожен досками: они ж в "стае", у них - шерсть - им тепло...




Если владельцы дома, где сохранился "двор" 60-70х годов, мне разрешат сделать фотографии, то я обязательно их выложу.

До 70-х годов 19 столетия по деревням освещение было лучинное. В качестве вспомогательного средства (для выхода во двор к скотине и прочего) употребляли сальные свечи. В каждой избе был «светец », состоявший из подставки с железными рожками и корытом. Светец я не застала, конечно)) Потому что с 1876 в нашем краю перешли на керосиновые лампы.

фото http://reviewdetector.ru/lofiversion/index.php?t175877.html

Первое время употреблялись лампы без стёкол «коптилки», потом появились и настоящие лампы со стёклами. Про "лучниушку и коптилки" вспомнили в революцию - керосина почему-то не стало. А с 1920х годов потихоньку началась "электрификация"- как бонус к Советской власти (помните: "Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны"?)
Не застала я уже и керосиновую лампу, впрочем, и коммунизма не дождалась))
Зато нашла артефакт.

Заставшие переход от керосина к электичеству рассказывали, каким чудом казался электрический свет после керосиновой лампы. А вот снимок 50х годов - так выглядела крестьянская изба в советское время. В красном углу вместо икон у некоторых висели портреты вождей. Потом стены начнут красить, обивать дощечкой и даже клеить обои.


фото Д. Бальтерманц

В нашей семье портреты вождей не заменили иконы. А вот всё остальное похоже - занавески, часы на том же месте, и приёмник под кружевной салфеткой.

В эти годы появился знаменитый советский радиоприёмник Звезда" , дизайн которого "содрали" с французского " Excelsior-52 " выпуска 1952 года . Что называется: почувствуйте разницу - на фото вверху наша "Звезда" , а внизу - французский "Excelsior".

Фото:http://rw6ase.narod.ru

Именно его и приобрели бабушка с дедушкой в 50х годах, именно по нему всё своё детство я слушала "Радионяню", "Театр у микрофона", именно его бульканье, шипенье и свист я принимала за инопланетные космические сигналы. Да, я была ещё та фантазёрка)) Телевизора у них так и не появилось - он им был попросту не нужен.

"Деревни "по своей распланировке они весьма похожи одно на другое и состоят большею частию из двух порядков деревянных изб, построенных одна против другой. Встречаются некоторые исключения из этого, где постройки поставлены в виде четырёхугольника или в несколько улиц и переулков. Позади дворов хозяйственные постройки: погреба, амбары, сараи, за огородом или садом овины, молотилки. Бань нигде нет. Улица по большей части свободна от хозяйственных построек, исключение делается для часовен, школ, пожарного депо в деревне и для церкви в селе."(Из краеведческого очерка 1922)

А вот двухэтажные деревянные, а также каменные крестьянские дома — в нашей округе были редким исключением. В деревне у нас не было вообще. Объяснялось это тем, что каменные постройки были намного сырее и холоднее деревянных. К тому же - древесины было много - легче было лес заготовить, чем кирпичи лепить и обжигать. Но минус деревянных изб в их высокой пожароопасности. Горели. И горят - в эту зиму в нашей деревне сгорел один дом.

И ещё про "зимовки" я ничего не знаю, если честно. Но краеведы пишут:
"Нередко сзади лицевого дома под дворовой крышей стоит традиционная зимняя избушка, куда семья переходит с первыми заморозками на зиму и оставляет её на пасху с переходом в летнюю избу. Зимовка — обычно небольших размеров избушка, огаченная соломой, что также делается без исключения около всех домов, где зимуют. От этого зимою света в доме ещё меньше, чем полагается." (Из краеведческого очерка 1922)

Русский дом пятистенок в средней России. Типичная трехскатная крыша со светелкой. Пятистенок с перерубом вдоль дома

Этих примеров, думаю, вполне достаточно для того, чтобы доказать, что такой тип домов действительно существует и он широко распространен в традиционно русских регионах. Для меня было несколько неожиданно то, что этот тип дома преобладал до недавнего времени на побережье Белого моря. Даже если признать, что я не прав, и данный стиль домов пришел на север из центральных районов России, а не наоборот, то получится, что словене с озера Ильмень к колонизации побережья Белого моря не имеют отношения. В Новгородской области и по реке Волхову домов такого типа нет. Странно, не правда ли? А какие дома исстари строили новгородские словене? Ниже я привожу примеры таких домов.

Словенский тип домов

Словенский стиль может быть изысканным, с навесом впереди дома, под которым располагаются лавочки, где можно отдохнуть, подышать свежим воздухом (см. фото справа). Но крыша все равно двухскатная (конем), и стропила крепятся к верхнему венцу стены (лежат на нем). Сбоку они не отодвинуты от стены и нависают над ней.

Плотники у меня на родине (север Ярославской области) презрительно называли такой тип крепления стропил "пригодным только для сараев". Но вот этот дом в Витославицах недалеко от Новгорода на Ильмене очень богат, перед фронтоном балкончик, а навес на резных столбах. Еще одна характерная черта домов этого типа - отсутствие продольного переруба, поэтому дома узкие, по фасаду с 3-4 окнами.

На этом фото мы видим двухскатныю крышу, которая позволяет отнести этот дом к словенскому типу. Дом с высокой подклетью, украшенный резьбой, характерной для русских домов. Но стропила лежат на боковых стенах, как у сарая. Этот дом был построен в Германии в начале XIX века для русских воинов, которых российский царь посылал помогать Германии. Часть из них осталась в Германии на совсем, правительство Германии в знак благодарности за службу построило для них вот такие дома. Думаю, что дома строили по эскизам этих солдат в словенском стиле

Это тоже дом из германской солдатской серии. Сегодня в Германии эти дома - часть музея русского деревянного зодчества под открытым небом. Немцы на нашем традиционном прикладном искусстве зарабатывают деньги. В каком идеальном состоянии содержат они эти дома! А мы? Мы, что имеем, не ценим. Все нос от своего воротим, все на заморское заглядываем, евроремонты делаем. Когда же русоремонтом займемся и нашу Россию отремонтируем?

По-моему, этих примеров домов словенского типа достаточно. Заинтересовавшиеся этим вопросом могут найти еще массу доказательств данной гипотезы. Суть гипотезы в том, что настоящие словенские дома (избы) отличались от русских изб по целому ряду признаков. Наверное, глупо говорить о том, какой тип лучше, какой хуже. Главное в том, что они отличаются друг от друга. По-разному поставлены стропила, нет переруба вдоль дома у пятистенков, дома, как правило, поуже - 3 или 4 окна по переду, наличники и накладки у домов словенского типа, как правило, не пропиленные (не ажурные) и потому не похожие на кружева. Конечно, встречаются дома смешанного типа постройки, несколько похожие на дома русского типа постановкой стропил и наличием карнизов. Самое главное то, что и русский, и словенский тип домов имеют свои ареалы. Дома русского типа на территории Новгородской области и западе Тверской области не встречаются или практически не встречаются. Я их там не нашел.

Угро-финский тип домов

Угро-финский тип домов - это, как правило, пятистенок с продольным перерубом и значительно большим количеством окон, чем у домов словенского типа. Фронтон у него бревенчатый, на чердаке есть помещение с бревенчатыми стенами и большим окном, отчего дом как бы становится двухэтажным. Стропила крепятся прямо на стену, и крыша нависает над стенами, поэтому карниза у дома этого типа нет. Нередко дома такого типа состоят из двух состыкованных срубов под одной крышей

Среднее течение Северной Двины выше устья Ваги. Так выглядит типичный дом угро-финского типа, который почему-то этнографы упорно называют северным русским. Но он более широко распрстранен в республике Коми, чем в русских селах. У этого дома на чердаке есть полноценная теплая комната с бревенчатыми стенами и двумя окнами

А этот дом находится в республике Коми в бассейне реки Вычегды. У него 7 окон по фасаду. Дом сделан из двух четырехстенных срубов, соединенных друг с другом бревенчатой капитальной вставкой. Фронтон бревенчатый, отчего чердак дома теплый. Мансардная комната есть, но она без окна. Стропила положены на боковые стены и нависают над ними.

Дервня Кырканда на юго-востоке Архангельской области. Обратите внимание на то, что дом состоит из бвух срубов, поставленных вплотную друг к другу. Фронтон бревенчатый, на чердаке устроена мансардная комната. Дом широкий, поэтому крыша довольно уплощенная (не крутая). Резные наличники отсутствуют. Стропила установлены на боковые стены. Дом, состоящий из двух срубов, был и в нашем селе Всехсвятское, только он был русского типа. Ребятишками, играя в прятки, я как-то раз залез из чердака в щель между срубами и едва вылез обратно. Было очень страшно...

Дом угро-финского типа на востоке Вологодской области. Из мансардной комнаты в этом доме можно выйти на балкончик. Напуск крыши спереди такой, что на балконе можно находиться и в дождь. Дом высокий, практически трехэтажный. А в задней части дома - еще такие же три избы, а между ними огромная поветь. И это все принадлежало одной семье. Наверное, поэтому в семьях было много детей. Шикарно жили угро-фины в прошлом. Сегодня далеко не каждый новый русский имеет такой по площади коттедж

Деревня Кинерма в Карелии. Дом поменьше, чем дома в республике Коми, но все равно угадывается угро-финский стиль. Нет резных наличников, поэтому лик дома более суровый, чем у домов русского типа

Республика Коми. Все говорит о том, что перед нами дом, построенный в угро-финском стиле. Дом огромный, в нем помещаются все хозяйственные помещения: две зимние жилые избы, две летние избы - горницы, кладовки, мастерская, сени, хлев и т.п. Чтобы накормить скотину и птицу, утром не надо даже выходить на улицу. Долгой холодной зимой это было очень важно.

Республика Карелия. Хочу обратить внимание на то, что тип домов в Коми и в Карелии очень сходный. А ведь это два разных этноса. И вот между ними мы видим дома совсем иного типа - русского. Замечу, что словенские дома больше похожи на угро-финские, чем на русские. Странно, не правда ли?

Дома угро-финского типа встречаются и на северо-востоке Костромской области. Этот стиль здесь, вероятно, сохраняется с тех времен, когда угро-финское племя кострома еще не обрусело. Окна у этого дома с другой стороны, а мы видим заднюю и боковую стены. По настилу в дом на поветь можно было заехать на лошади с телегой. Удобно, не правда ли?

На реке Пинеге (правый приток Северной Двины), наряду с домами русского типа, встречаются и дома угро-финского типа. Два этноса давно уживаются здесь вместе, но до сих пор сохраняют свои традиции при строительстве домов. Обращаю внимание на отсутствие резных наличников. Имеется красивый балкончик, комната - светелка на чердаке. К сожалению, такой хороший дом брошен хозяевами, которые потянулись к городской лежебочной жизни

Наверное, достаточно примеров домов угро-финского типа. Разумеется, в настоящее время традиции строительства домов во многом утрачены, и в современных деревнях и поселках строят дома, отличающиеся от древних традиционных типов. Всюду в окрестностях наших городов сегодня мы видим нелепую коттеджную застройку, свидетельствующую о полной утрате наших национальных и этнических традиций. Как можно понять из этих фотографий, заимствованных мной на многих десятках сайтов, наши предки жили не стесненно, в экологически чистых просторных, красивых и удобных домах. Работали радостно, с песнями и прибаутками, были дружными и не жадными, возле домов нигде на российском Севере нет глухих заборов. Если сгорал дом у кого-то в деревне, то всем миром строили ему новый дом. Замечу еще раз, что возле русских и угро-финских домов не было и сегодня нет глухих высоких заборов, и это о многом говорит.

Половецкий (кыпчакский) тип домов

Надеюсь, что этих примеров домов, построенных в половецком (кыпчакском) стиле вполне достаточно для того, чтобы доказать, что такой стиль действительно существует и имеет определенный ареал распространения, включающий не только юг России, но и значительную часть Украины. Думаю, что каждый тип дома приспособлен к определенным климатическим условиям. На севере много лесов, там холодно, вот и строят жители огромные дома в русском или угро-финском стиле, в которых и люди живут, и скот, и скарб хранится. Леса хватает и для стен, и для дров. В степи же леса нет, в лесостепи его мало, поэтому жителям и приходится дома делать глинобитные, маленькие. Большой дом здесь и не нужен. Скот можно держать в загоне летом и зимой, инвентарь можно хранить и на улице под навесом. Человек в степной зоне больше времени проводит на улице под открытым небом, чем в хате. Так-то оно так, но вот и в пойме Дона, и особенно Хопра есть лес, из которого можно было бы построить хату и покрепче и побольше, и крышу сделать конем, и на чердаке светелку устроить. Так нет же, крышу делают в традиционном стиле - четырехскатную, так глазу привычнее. Почему? А такая крыша устойчивее к ветрам, а ветра в степи гораздо сильнее бывают. Крышу конем здесь запросто сдует при очередном буране. К тому же четырехскатную крышу соломой крыть сподручнее, а солома на юге России и на Украине - это традиционный и недорогой кровельный материал. Правда, соломой свои дома крыли бедняки и в средней полосе России, даже на севере Ярославской области на моей родине. В детстве я еще видел в Всехсвятском старые дома, крытые соломой. Но те, кто побогаче, дома крыли дранкой или тесом, а самые богатые - кровельным железом. Мне самому довелось под руководством отца крыть наш новый дом и дом старенькой соседки дранкой. Сегодня в деревнях эту технологию уже не используют, все перешли на шифер, ондулин, металлочерепицу и прочие новые технологии.

С помощью анализа традиционных типов домов, которые были распространены в России еще совсем недавно, мне удалось выявить четыре основных этно-культурных корня, из которых вырос великорусский этнос. Дочерних этносов, слившихся в этнос великороссов, наверняка было больше, так как мы видим, что один и тот же тип домов был характерен для двух, а иногда и для трех родственных этносов, живших в сходных природных условиях. Наверняка в каждом типе традиционных домов можно выделить подтипы и связать их с конкретными этносами. Дома в Карелии, например, несколько отличаются от домов в Коми. А дома русского типа в Ярославской области строили чуть иначе, чем дома того же типа на Северной Двине. Люди всегда стремились к выражению своей индивидуальности, в том числе и в устройстве и украшении своего жилища. Во все времена находились те, кто пытался изменить или уличшить традиции. Но исключения только подчеркивают правила, - это всем хорошо известно.

Я буду считать, что написал эту статью не зря, если в России меньше будут строить нелепых коттеджей в никаком стиле, если кто-то захочет построить свой новый дом в одном из традиционных ститей: русском, словенском, угро-финском или половецком. Все они сегодня стали общероссийскими, и мы обязаны сохранять их. Этно-культурный инвариант - это основа всякого этноса, пожалуй, поважнее языка. Уничтожим его - и наш этнос деградирует и исчезнет. Видел, как наши соотечественники, эмигрировавшие в США, цепляются за этно-культурные традиции. У них даже изготовление котлет превращается в некий ритуал, который помогает им ощущать, что они россияне. Патриоты не только те, кто ложится под танки со связками гранат, но и те, кто предпочитают российский стиль домов, российские валенки, щи и борщи, квас и т.д.

В книге коллектива авторов под редакцией И.В. Власова и В.А. Тишкова "Русские: история и этнография", вышедшей в 1997 г. в издательстве "Наука", есть очень интересная глава о сельской жилой и хозяйственной застройке в России в XII - XVII веках. Но авторы главы Л.Н. Чижикова и О.Р. Рудина почему-то очень мало внимания уделили домам русского типа с трехскатной крышей и светелкой на чердаке. Они рассматривают их в одной группе с домами словенского типа с двухскатной крышей, нависающей на боковые стены.

Однако объяснить, как дома русского типа появились на берегах Белого моря и почему их нет в окрестностях Новгорода на Ильмене, исходя из традиционной концепции (утверждающей, что Беломорье контролировали новгородцы с Ильменя), невозможно. Наверное, поэтому историки и этнографы не обращают внимание на дома русского типа, - их нет в Новгороде. В книге М. Семеновой "Мы - славяне!", изданной в 2008 г. в Санкт-Петербурге в издательстве "Азбука-классика", есть хороший материал об эволюции дома словенского типа.

Согласно концепции М. Семеновой, первоначальным жилищем ильменских словен была полуземлянка, почти полностью углубленная в землю. Над поверхностью возвышалась только слабо двухскатная крыша, покрытая жердями, на которые укладывался толстый слой дерна. Стены такой землянки были бревенчатыми. Внутри были лавки, стол, лежак для сна. Позднее в полуземлянке появилась глинобитная печь, которая топилась по-черному, - дым шел в землянку и выходил через дверь. После изобратания печи в жилище стало тепло и зимой, можно было уже в землю не закапываться. Дом словен "стал вылезать" из земли на поверхность. Появился пол из тесанных бревен или из плах. В таком доме стало чище и светлее. Со стен и с потолка не сыпалась земля, не надо было сгибаться в три погибели, можно было сделать более высокую дверь.

Думаю, что процесс превращения полуземлянки в дом с двухскатной крышей проходил многие столетия. Но и сегодня словенская изба несет некоторые черты древней полуземлянки, по крайней мере форма крыши осталась двухскатная.

Средневековый дом словенского типа на жилой подклети (по сути двухэтажный). Нередко на первом этаже был хлев - помещение для скота)

Предполагаю, что наиболее древним типом дома, сложившимся несомненно на севере, был русский тип. Дома этого типа более сложны по устройству крыши: она трехскатная, с карнизом, с очень устойчивым положением стропил, со светелкой, обогреваемой дымоходом. В таких домах дымоход на чердаке делал изгиб длиной около двух метров. Этот изгиб трубы образно и точно называется "боров", на таком борове в нашем доме в Всехсвятском, например, зимой грелись кошки, от него и на чердаке было тепло. В доме русского типа никакой связи с полуземлянкой нет. Скорее всего, такие дома придумали еще кельты, которые проникли на Белое море не менее 2 тысяч лет назад. Возможно, на Белом море и в бассейне Северной Двины, Сухоны, Ваги, Онеги и верхней Волги жили потомки тех ариев, часть которых ушла в Индию, Иран и в Тибет. Вопрос этот остается открытым, и вопрос этот о том, кто мы, русские, - пришельцы или настоящие аборигены? Когда знаток древнего языка Индии санскрита попал в вологодскую гостиницу и прислушался к говору женщин, то был очень удивлен тем, что вологжанки говорили на каком-то испорченном санскрите, - настолько русский язык оказался похож на санскрит.

Дома словенского типа возникли в результате трансформации полуземлянки по мере продвижения ильменских словен на север. При этом многое (в том числе и некоторые способы постройки домов) словене переняли у карел и вепсов, с кем неизбежно вступали в контакт. Но с севера пришли варяги русь, раздвинули угро-финские племена и создали свое государство: сначала Северо-Восточную Русь, а потом и Киевскую Русь, перенеся столицу в более теплые края, потеснив при этом хазар.

Но те древние государства в VIII - XIII веках не имели четких границ: те, кто платил князю дань, тот и считался принадлежащим этому государству. Князья и их дружины кормились, грабя население. По нашим меркам, они были обычными рэкетирами. Думаю, что население частенько переходило от одного такого рэкетира-государя к другому, а в ряде случаев население "кормило" сразу нескольких таких "государей". Постоянные стычки между князьями и атаманами, постоянный грабеж населения в те времена были обычнейшим делом. Самым прогрессивным явлением в ту эпоху было подчинение одним государем всех мелких князей и атаманчиков, подавление их свободы и обложение населения твердым налогом. Таким спасением для русских, угро-финов, кривичей и словен было включение их в состав Золотой Орды. К сожалению, наша официальная история строится на летописях и письменных документах, составленных князьями или под их непосредственным руководством. А им - князьям - подчиняться верховной власти золотоордынского царя было "хуже горькой редьки". Вот и обозвали они это время игом.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»