Экскурсия в Собор Святого Петра в Риме — что смотреть. Собор Св

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Вплоть до 1990 года Собор Святого Петра в Риме был самым грандиозным строением среди христианских храмов. Однако его религиозное и культурное значение остается неизменным: в мире нет, и вряд ли когда-нибудь будет другой собор, который бы на протяжении почти двух тысячелетий символизировал торжество христианства, не подавляя своим величием.

О том, что Собор Святого Петра является одной из главных , знает каждый. Не зря именно Собор с одноименной площадью возглавляют наш импровизированный рейтинг , а также именно отсюда начинается наш . Но даже и без всяких рейтингов, будучи в Риме, сложно удержаться и не заскочить в Собор, чтобы увидеть своими глазами место, где бьется сердце Католической церкви.

Собор может одновременно принять до 60 тыс. верующих

Впрочем, несколькими минутами дело вряд ли ограничится. Ведь даже рассказ о входных дверях в Собор Святого Петра может занять не один час. А в самом соборе в настоящее время находится 44 больших и малых алтаря, 748 колонн, 391 статуя и бесчисленные мозаики. Но мы постараемся не нагружать читателя излишними подробностями, и расскажем только о тех памятниках, которые осмотреть стоит обязательно.

Собор Святого Петра в Риме: история возникновения и строительства

Почему Собор Святого Петра в Риме был построен именно на Ватиканском холме? Изначально на этом месте находился цирк Нерона, где, по легенде, и был распят апостол Петр, руководивший до этого в течение 25 лет новой церковью. В течение 100 лет о месте его захоронения не было ясных сведений, пока в 160 г. в письмах одного римского адвоката не появилось упоминание о памятнике над могилой апостола.

Полтора века спустя, при императоре Константине Великом, вокруг памятника была возведена первая базилика, которая очень скоро стала центром паломничества и местом, где проходили коронации Пап. В 800 г. в ней был коронован и Карл Великий.

Собор Святого Петра был возведен по проекту Микеланджело и его учеников

В начале XIV в. Папская область и Ватикан находились в угнетенном состоянии из-за бесконечных выяснений отношений с местными аристократами. Опасаясь окончательной потери влияния, Папа Климент V, будучи французом по происхождению, перенес свою резиденцию в Авиньон, поближе к сильным тогда королям Франции.

До 1377 г. Рим и, разумеется, Собор Святого Петра в Ватикане, находились в небрежении. И уже в XV в. появились первые проекты возведения нового главного христианского храма вместо обветшавшей базилики.

Даже рассказ о дверях Собора может занять много часов

Строительство было начато 18 апреля 1506 г. и продолжалось более века. За это время проект возведения неоднократно изменялся. Так, первый архитектор собора – Браманте – планировал построить храм в форме восточного креста, наследовавший ему Рафаэль – в форме удлиненного, католического.

Освященный 18 ноября 1626 г. Собор Святого Петра был возведен уже по проекту Микеланджело и его учеников. И, опять же, его центральный неф имел форму усеченного креста. Но на этом дело не закончилось: по приказу Папы архитектор Мадерно удлинил восточную часть креста и достроил фасад (высота – 45 м, ширина – 115 м). Собор Святого Петра в Ватикане приобрел, таким образом, католический вид.

Купол Собора римляне называют Cupollone

Отдельно стоит сказать о куполе храма. Купол Собора, или, как его называют сами римляне, Cupollone («куполище»), был создан по проекту Микеланджело. За основу был взят купол собора Санта Мария дель Фьоре () Брунеллески, возведенный к 1420 г.

Однако Микеланджело привнес в принципы строительства сооружений такого рода и новое. Так, он укрепил колонны основания купола и пристроил две лестницы с пологими ступенями, по которым материалы доставлялись на самый верх. Ныне именно по этим лестницам можно подняться на смотровую площадку Собора. Высота внешнего купола – 136,57 м, внутренний диаметр – 42,56 м.

Самое известное произведение в Соборе Св. Петра – «Пьета» работы Микеланджело

Стоит сказать, что Микеланджело согласился на эту работу не сразу, говоря, что он не архитектор. Но за несколько десятков лет до этого он точно так же отказывался расписывать потолок Сикстинской капеллы, находящейся в 2-х шагах от собора (). В общем, у Святого Престола уже был опыт убеждения гения…

Внутреннее убранство

Пройти в Собор Св. Петра можно в одну из 3-х дверей, хотя дверей вообще-то целых пять. Но крайняя левая открывается только для похоронных процессий («Врата Смерти»), а крайняя правая («Святая дверь») – лишь раз в четверть века, что символизирует срок, в течение которого Святой Петр стоял во главе церкви. Центральный вход прикрывает т.н. Филаретова дверь XV в., перенесенная сюда из старой базилики.

В самом портике установлены конные статуи Константина Великого работы Бернини и Карла Великого работы Корнакчини. Эти два императора считаются светскими защитниками Святой Церкви.

В Соборе 44 алтаря, 748 колонн, 391 статуя и огромное число мозаик

Остановимся лишь на самых значимых произведениях искусства, которыми богат . Центральный (папский) алтарь, находящийся непосредственно над могилой апостола (и действительно там существует захоронение весьма уважаемого в начале новой эры человека), украшен балдахином (киворием) из бронзы, поддерживаемым 4-мя витыми бронзовыми колоннами, такими же, что были в храме Соломона.

Эта скульптурная композиция работы Бернини высотой в 4 этажа потребовала огромных объемов металла, для чего папа Урбан VIII приказал разобрать крышу . Хотя и сам алтарь был изготовлен полувеком ранее из куска мрамора с форума Нервы.

Бернини работал над интерьером Собора более 50 лет

Бернини работал над интерьером собора в течение всей своей жизни – более 50 лет, и является автором и кафедры Святого Петра, и лоджий, и статуй, и большего числа надгробий кардиналов и пап, удостоенных чести быть похороненными в этом Храме. Он же спроектировал и Площадь перед Собором.

Но самое известное надгробие в храме – это «Пьета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело, находящееся в правом нефе. После того как в начале 70-х гг. прошлого века на эту скульптурную композицию было совершено два покушения, ее поместили в прозрачный пуленепробиваемый куб.

Бронзовая статуя Святого Петра. Рим

В глубине центрального нефа находится статуя Святого Петра, которая, по мнению некоторых ученых, была создана в IV-V вв. в Сирии. Считается, что если поцеловать правую ступню этой скульптуры, то исполнится самое заветное желание. В Петров день (29 июня) статую наряжают в дорогие одежды.

Собор Святого Петра на карте и как добраться

Чтобы попасть в знаменитый храм, нужно сначала выбрать удобный маршрут. Например, выбрать отель в непосредственной близости – сделать это совершенно несложно, тем более, что соответствующая подборка с актуальными ценами . При желании, можно даже подобрать жилье с видом на Собор.

Альтернативный вариант – воспользоваться общественным транспортом. Доехать можно на метро по линии А (станция Ottaviana), на автобусах №№40, 64 от вокзала Термини, на автобусах №№32, 49, 62, 81, 590, 271 (остановка «Виа дела Кончилиационе), на троллейбусе №19 (остановка «Пьяцца Рисорджименто»).

Перед входом в Собор всегда очередь. Во-первых, потому что посмотреть на него приезжает, особенно в сезон, огромное количество людей. Во-вторых, потому что на входе имеется тамбур, где посетителей проверяют на наличие запрещенных к проносу вещей (оружие, инструменты, различные вещества и т.п.).

Кстати, если вы планируете посетить сначала , то попасть в Собор Святого Петра сможете без утомительного ожидания. Обычно его осмотром как раз и заканчивается экскурсия по папской резиденции. Более подробно об этом BlogoItaliano рассказал в видео ниже:

Фотографировать интерьеры Храма можно, но без вспышки и только в строго отведенных местах. Несмотря на то, что Собор Св.Петра имеет площадь в 27 000 м2 и может одновременно принять до 60 000 человек, спрятаться от бдительной охраны все равно не удастся. В конце концов, шедевры собора стоят бережного к ним отношения.

Вход в сам Собор бесплатный, а вот чтобы попасть на смотровую площадку, которой славится купол, придется приготовить от €5 до €7 (2017). Цена зависит от способа подъема: пешком или проехать примерно 2/3 дороги на лифте. Подниматься высоко, поэтому лифт предпочтительней.

Кроме того, наверх лучше не брать с собой маленьких детей или престарелых попутчиков.

Часы работы и особенности посещения

Собор Святого Петра открыт каждый день с 7:00 до 18:30 (с 1 октября по 31 марта) и с 7:00 до 19:00 (с 1 апреля по 30 сентября).

На площади Святого Петра можно быть одетым во что угодно, но перед посещением храма следует прикрыть обнаженные плечи и колени и снять (если есть) шляпу или бейсболку. В противном случае, Вас просто не пустят внутрь.

Швейцарские гвардейцы на посту, Собор Святого Петра

Экскурсии в Собор Святого Петра

Посетить Собор Святого Петра в Риме можно и в рамках организованной экскурсии. Она обычно занимает порядка 3-х часов и включает также посещение Ватиканских Музеев и Сикстинской Капеллы с осмотром фрески Микеланджело “Страшный Суд”.

Узнать все детали, актуальные цены экскурсий и записаться на посещение можно с помощью в Риме. Для этого просто напишите ей на e-mail или отправьте сообщение через форму ниже.

Единственное, писать Леле рекомендуем заблаговременно. Хотя она и отвечает обычно в течение дня, экскурсии в Собор считаются одними из самых популярных в Риме, и на них всегда очень много желающих. Поэтому многие даты экскурсий могут быть заняты на несколько дней вперед.

Собор Святого Петра в Риме привлекает множество туристов уже не один десяток лет. Сегодня людей со всех концов планеты интересует описание и фото этого исторического объекта, а также возможность его посещения.


Собор Святого Петра в Риме является самым крупным объектом на территории современного Ватикана и представляет собой масштабный католический храм. Является частью базилик Рима, и до последнего времени собор считался самым крупным христианским сооружением.

Габариты данного храма способны поразить каждого – его площадь превышает 22 тысячи квадратных метров, высота и длина почти 200 метров.

История

Площадь Святого Петра в Риме и сам собор расположились на территории цирковых садов Нерона. От него остались некоторые важные объекты, которые не подверглись перестройке и реконструкции, а были сохранены как дань памяти и уважения древнему государству. В прошлом на арене цирка, располагавшегося на данной территории, принимали мучительную смерть сотни христиан, и здесь же, по поверьям, был казнен апостол Петр.

Интересно знать! Недалеко от церкви расположился грот, в котором и покоится тело Петра, захороненное после мученической казни на кресте.

Базилика Святого Петра, как и другие, находящиеся на территории современного Ватикана, имеют интересную и богатую историю. Первая из них была построена еще в четвертом веке, и в нее практически сразу были перемещены останки святого Петра.

Базилика, просуществовавшая несколько столетий, в одно время подвергалась естественному разрушению – камни не выдерживали ветра и нагрузки, и было принято решение о полной перестройке здания. На месте первой базилики решили создать храм, отличающийся величием и красотой.

Zheng / flickr.com

По задумке предполагалось, что данный храм затмит все существующие и повлияет на развитие и распространение католицизма во всем мире. Интересно, что в создании плана и самого собора участвовали почти все знаменитые архитекторы Италии – это еще больше делает собор исключительным.

Центральное сооружение, выполненное в форме греческого креста, возводилось по плану архитектора Донато Браманте, но после его смерти проект резко изменился, и следующий проектировщик, Рафаэль, отдал предпочтение привычной форме креста с удлиненным концом. Последним, кому поручили серьезную работу по разработке проекта величественного здания, стал Микеланджело.

Микеланджело отдал свое предпочтение сооружению с центральным куполом, и именно благодаря этому проекту купол Собора Святого Петра сегодня выглядит так величественно. Вход по проекту архитектора расположился с восточной стороны, как это и происходило во всех древних римских храмах.


Все главные конструкции, которые по проектам предыдущих проектировщиков были едва заметны, Микеланджело выделил, и теперь каждый турист может разглядеть творение великой личности, прошедшей сквозь века.

Микеланджело даже начал закладывать купол, однако, он не успел закончить работу, и основной проект доделывался уже после его смерти. Тем не менее все величество нынешнего собора – это, безусловно, дело рук настоящего мастера, знаменитого на весь мир своими шедеврами.

Архитекторы, работающие по проекту Микеланджело после его смерти, из четырех задуманных по плану куполов создали только два – возможно, они решили облегчить конструкцию храма, а, может быть, просто не справились с планом, предоставленным настоящим гением – в любом случае изначальный проект был изменен довольно серьезно.

Созданного собора оказалось недостаточно для завершения полной картины – для того, чтобы каждый верующий мог оказаться вблизи величества, требовалась большая площадь, вмещающая всех желающих.

Естественно, собор не мог приютить тысячи человек, несмотря на свои масштабы, да и желающих оказаться на этом месте становилось все больше. Именно поэтому было принято решение, в результате которого в Ватикане на свет появилась площадь перед собором, вмещающая огромное количество людей, но при этом прилегающая к самому главному зданию базилики.

Jeroen van Luin / flickr.com

Сегодня эта площадь считается одним из самых выдающихся произведений искусства, связанных с градостроительством, и для туристов она является своеобразной «вишенкой на торте» – оказаться в месте, наполненном ощущением спокойствия и тепла, прочувствовать атмосферу Рима, прикоснуться к творению величайших архитекторов и запомнить приключение на всю жизнь – вот для чего стоит приезжать сюда.

Первое, что видит человек, оказавшийся рядом с ватиканской «изюминкой» архитектуры – это фасад величественного светлого здания. Построил его знаменитый не только на всю Италию, но и на весь мир, архитектор Карло Мадерна. Отличительными особенностями являются не столько габариты лицевой части достопримечательности Ватикана, сколько статуи, расположенные на нем и продуманные детально.

Erik Drost / flickr.com

На стене, в высоту достигающей 45 метров, а в длину расположившейся на 115 метров, расположены фигуры Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов. Здесь нет лишь одного апостола – знаменитого в этих местах Петра, и связано это не только с его казнью на этой территории, но и с памятью о нем в более масштабных представлениях.


Центральные двери данного собора сохранились от старой, самой первой базилики, потому представляют особенную культурную и историческую ценность как для Ватикана, так и для всей Италии. Напротив дверей расположена мозаика знаменитого архитектора, прославленная на весь мир за счет своей уникальности и многообразия образов – это еще один привлекательный для путешественников объект.

Интересно знать! Центральные ворота собора принято называть Воротами смерти, так как в прошлом именно через них проходили все похоронные процессии и выносились покойники. Даже атмосфера, царящая в этом месте, навевает как покой, так и легкий ужас – достаточно представить, сколько покойников видело это место.

Daniel X. O’Neil / flickr.com

Из портика в собор также были созданы особенные двери. Особенность заключается в том, что для их создания был произведен конкурс для величайших творцов, среди которых были выбраны лучшие. Сегодня память о них увековечена в знаменитом храме в виде дверей уникального дизайна, а каждый желающий может узнать подробное описание каждой из них.

На дверях изображены уникальные полотна, рассказывающие истории, непосредственно связанные с этим местом – здесь и мученические смерти, и важные для Рима процессы. Двери сами по себе несут историю, сохраняют память о том, что происходило здесь много столетий назад.

В сам собор попасть можно с помощью одной из пяти дверей. При этом одна из них именуется Святой и открывается только в особенное время – в юбилейный год, отмечаемый здесь каждые двадцать пять лет. Попасть на мероприятие открытия практически невозможно не только потому, что происходит оно исключительно редко, но и потому, что на такое событие приезжают тысячи людей со всего мира, и пробиться сквозь толпу – задача не из легких.

Hec Tate / flickr.com

Интересно, что внутри собора Святая дверь полностью замурована бетонным раствором, а ключ от нее хранится в особом месте. Только в юбилейный год бетон уничтожается, и дверь возможно открыть. Вероятно, такие меры приняты для того, чтобы любопытные туристы не смогли открыть дверь раньше времени – при ее открытии нарушается традиция, и Ватикан вынужден оберегать святыню всеми доступными способами.

Видео: Собор Св. Петра в Риме.

Интерьер

Внутри собора можно встретить массу интересных объектов. Здесь и разнообразие мозаик, и множество статуй, и огромные, поражающие своими масштабами залы. Кажется, что собор невозможно обойти пешком – настолько грандиозно постройка выглядит изнутри.


Patricia Feaster / flickr.com

Здесь можно найти статую Петра, которой верующие люди приписывают массу чудесных свойств. Считается, что если приложиться к ноге губами, все невзгоды обойдут стороной, а удача обязательно посетит ваш дом. Тысячи людей ежедневно приходят сюда с надеждой изменить свою жизнь, и тысячи свидетельств говорят о том, что эффект от статуи вполне реален.

Купол собора и сегодня считается настоящим шедевром архитектуры. Он поражает своим внешним видом каждого, кто отважился посетить Ватикан – его высота достигает 119 метров, что просто потрясает воображение. Он опирается на четыре столба, надежно поддерживающих конструкцию.

В семнадцатом веке у столбов появилась дополнительная, особенная роль – в них были созданы балконы, предназначенные для хранения реликвий. И сегодня там находятся ценности, рассказывающие о древней культуре и истории, сохраняющие память о святых и людях, имеющих непосредственное отношение к величественному зданию в Риме.

Patricia Feaster / flickr.com

Святость этого места ограничивает перемещение по разным объектам собора, прикосновение руками к реликвиям строго запрещается, исключением считаются места, призванные творить чудеса. Тем не менее увидеть своими глазами шедевр архитектуры в Ватикане сегодня возможно – часы работы меняются только во время великих праздников.

Для верующего человека поездка в подобное место – настоящее событие. Это возможность не только очиститься, но и в Святой год избавиться от грехов, но и получить массу эмоций, увидеть своими глазами творения культовых мастеров, имена которых известны буквально каждому.

Стоит понимать, что посещение Ватикана для туриста должно быть не просто путешествием. Попасть сюда не так просто, как кажется, и при нахождении на территории святых мест необходимо соблюдать все каноны, порядки и обычаи, принятые там.

Каждый хочет прикоснуться к чему-то великому и запомнить поездку на всю оставшуюся жизнь, и такая возможность сегодня есть. Вряд ли в мире где-то еще есть место, где собрано не только колоссальное количество святынь, но и чудеса архитектурной мысли и память о великих творцах.

Планируйте свою поездку грамотно, постарайтесь заранее узнать о времени посещения и правилах, действующих на территории архитектурного памятника, и тогда проблем не возникнет, а впечатления останутся исключительно положительными.

January 3rd, 2014

Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был погребен апостол Петр. О месте захоронения упоминается около 200 года в письме одного римского христианского священника, Гайя.

Это письмо цитирует Евсевий Памфил в своей «Церковной истории»: «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь» (2. 25. 7; имеются в виду захоронения апостолов Петра и Павла; это именуется «Трофей Гайя»). Во второй половине II столетия над этим местом был установлен небольшой памятник, который и является центром собора.

Последующие столетия вносили свои реконструкции во все архитектурное обустройство пространства вокруг этого памятника. Когда во времена императора Константина на этом месте было решено возвести церковь, засыпали древний некрополь под памятником Петра (320 г.). Вскоре была построена базилика, которую освятил папа Сильвестр I, как считается, в 326 году.

Мы опустим рассказ о более чем тысячелетней истории перестройки церкви и перенесемся в эпоху Микеланджело, когда на этом месте был воздвигнут Собор св. Петра.


Кликабельно 1920 рх , взял себе на обои …

Нужно заметить, что вся истории строительства собора св. Петра — это история борьбы двух архитектурных концепций — собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста Греческий крест – равносторонний крест, символ Христианской Церкви. Латинский крест – в христианстве символ Христа, его страстей и искупления. В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Пересечение двух перекладин обычно таково, что верхний конец продольной перекладины равен по длине каждому из концов, образуемых горизонтальной перекладиной, а нижний конец продольной перекладины значительно длиннее.]. Причем, как свидетельствует история, значимые проекты строительства собора, которое велось, к слову сказать, 160 лет, в том, что касается лежащей в его основе фигуры креста – греческого или латинского, — чередовались в шахматном порядке.

И конечно, такие «качания» в самом что ни на есть принципиальном вопросе дизайна, как мы теперь сказали бы, не могли не тормозить общее строительство. Даже беглый взгляд на эти планы дает представление о том, что решение этого ключевого вопроса являлось первостепенным для всех остальных проблем, связанных с трактовкой и декором пространства. Для ясности представления о периодичности смен архитектурных решений мы помещаем в левой части полосы архитектурные планы, в основе которых греческий крест, и с правой — с латинский.

Когда в начале XVI столетия папа Юлий II (понтификат: 1503 — 1513) на месте старой базилики решил построить новый огромный собор, он пригласил для этой работы в качестве архитектора Браманте. Браманте начал с того, что сломал половину старой базилики (теперь мы можем судить о ней по сохранившейся фреске школы Рафаэля).

Официальная дата закладки Собора — 18 апреля 1506 года. Браманте «приступил к работе, — пишет Вазари в биографии архитектора, — с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте, искусству, выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и окрашенности превзошел все сооружения, воздвигнутые в этом городе могуществом государства, а также искусством и талантом стольких доблестных мастеров. С обычной быстротой он заложил фундамент и до смерти папы и своей собственной равномерно довел строительство до высоты карниза под арками всех четырех столбов и вывел самые арки с величайшей быстротой и искусством.

Вывел он также и свод главной капеллы с нишей и в то же время начал строить и капеллу, именуемую капеллой французского короля». Сорок лет спустя Микеланджело в одном из писем воздаст должное проекту Браманте (хотя к самому архитектору он питал сложные чувства): «Нельзя отрицать, что Браманте был силен в архитектуре, как никто другой со времен древних и до наших дней. Он оставил первый план Санто Пьетро, не запутанный и простой светлый и со всех сторон обособленный, так что он ничему во дворце не мешал. И почитался он вещью прекрасной, как это и сейчас всем очевидно. Поэтому всякий, кто отклонился от названного решения Браманте, как это сделал Сангалло, отклонился от истины». (На этом сейчас прервем цитирование и возвратимся к нему ниже, когда речь пойдет о проекте Сангалло).

Браманте руководил строительством Собора с 1506 до своей смерти в 1514 году. Перечисленное Вазари, хотя и кажется весьма значительным, но пропорционально собору в целом, каков он теперь, это количественно не так много. После смерти Браманте его детище подверглось множеству перестроек. В 1514 году руководителем строительства Собора был назначен — уже папой Львом X (понтификат: 1513 — 1521) — Рафаэль. С июля 1515 он становится главным архитектором собора.

В этой должности он оставался пять лет, до своей смерти (1520). Несмотря на то, что Рафаэль многим был обязан Браманте и высоко ценил художественную завершенность его проекта, под натиском духовенства, желавшего видеть собор с длинным центральным нефом (форма латинского креста представлялась не столько более предпочтительной с художественной точки зрения, сколько более символически значимой с теологической), ему пришлось существенно изменить проект Браманте. Рафаэлевский план, однако, остался только на бумаге.

После смерти Рафаэля работами руководил сиенский художник и архитектор Балдассаре Перуцци. Он приехал в Рим в 1503 и в то время находился в окружении Браманте. Примечательно, что почти все сохранившиеся рисунки с ранними проектами Собора принадлежат именно Перуцци, но представляют архитектурные идеи Браманте. Став во главе работ по строительству Собора, он вернулся к разработке плана по типу греческого креста.

При папе Павле III (понтификат: 1534 1549) руководителем работ строительству был назначен Антонио да Сангалло Младший. Сохранился его деревянный макет Собора (736см x 602см, и 468см в высоту; он был отреставрирован в 1994 году, но не выставлялся для широкой публики). Как и предыдущие архитекторы, Сангалло занимал этот пост до своей смерти (1546).

Здесь уместно продолжить цитирование письма Микеланджело с того места, где мы остановились: Сангалло «благодаря тому закруглению, которое делает снаружи, прежде всего, лишает план Браманте всех источников света. И не только это. Он и сам по себе не предусматривает никакого источника света.

У него между верхом и низом столько темных закоулков представляющих великие удобства для бесконечного количества бесчинств, как то: для укрывательства людей, преследуемых законом, для производства фальшивых монет, для оплодотворения монахинь и других бесчинств – что по вечерам, когда церковь нужно запирать, потребовалось бы двадцать пять человек для разыскивания спрятавшихся в ней злоумышленников, да и найти их можно было бы с трудом».

В 1546 Антонио да Сангалло Младший умер. Теперь всеми работами стал руководить Микеланджело. Он всячески отказывался от этого, говоря, что архитектура не его дело (вспомните, он и живопись считал не своим делом и неохотно поначалу согласился взяться за роспись потолка Сикстинской капеллы). Вазари посвящает этой истории яркий рассказ в биографии Микеланджело. В тот год Микеланджело было 72 года. Он возглавлял работами до самой своей смерти в 1564, то есть 18 лет. Микеланджело вновь возвращается к фигуре греческого креста.

Но на Микеланджело колебания в выборе основного пана Собора не закончились. Нужно было дождаться прихода Карло Мадерно, чтобы собор св. Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик. В 1605 папа Павел V приказал разобрать все, что оставалось от древней базилики, снести недостроенный фасад и удлинить неф. Таким образом, в основе пана собора опять оказался латинский крест.

Теперешний фасад о и портик Собора — творение Карло Мадерно. 18 ноября 1626 года папа Урбан VIII освятил собор.

Но вернемся к Микеланджело. Именно он спроектировал тот купол, который, в конце концов, увенчал Собор. Задуман купол был еще Браманте. Но к моменту его смерти закончены были только пилястры и соединяющие их арки.

Все восемнадцать лет работы Микеланджело были отданы строительству купола. В качестве модели Микеланджело остановился на куполе Флорентийского собора, сооруженном Брунеллески. При этом он укрепил колонны, считая, что они были слабы. По свидетельству Вазари, «он их частично расширил, пристроив сбоку две витые или винтовые лестницы с пологими ступеньками, по которым вьючные животные доставляли материалы до самого верха, а также и люди могут подниматься по ним верхом на лошади до верхнего уровня». Это интересная деталь, хотя бы до некоторой степени проясняющая вопросы инженерного решения постройки этого уникального по своим масштабам здания.

Хотя Микеланджело и спроектировал купол, но увидеть собор завершенным ему не суждено было. Он успел возвести лишь барабан для купола. Круглый свод был закончен лишь в 1590. В венчающем купол так называемом глазе помещена надпись, прославляющая папу Сикста V, в последний год понтификата которого было завершено строительство собора св. Петра. Высота купола до верхушки креста 136,57 м, его внутренний диаметр – 42,56 м.

Можно подвести итог: удлинение нефа, вызывавшее множество обсуждений и споров, нарушило гармонию первоначального проекта Браманте. Однако церковь в виде латинского креста больше соответствовала римской традиции.

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещен над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.

Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытыми фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с делла Кончильяционе.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся виа к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Святые ворота. Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина - 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла».

Рельефы крайнего левого портала - «Врат смерти» - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.

Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры - надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева - надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Правый неф. В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело - мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом. Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII - начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.) Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой - надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе - введении нового календаря (григорианского). Чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г.) надгробие Климента XIII.

Надгробие Александра VII работы Бернини. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы - надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

Интересные факты

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело Буонарроти выполненная незадолго до его смерти. Это зарисовка, на которой красным мелом изображена деталь одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме.

Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как большинство[источник?] христианских храмов.

Крупнейшая в мире христианская церковь - базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро - возведена по образцу Собора Святого Петра.

При Соборе Святого Петра работала собственная мозаичная мастерская. В 1803 году папой Пием VII художник Винченцо Камуччини был назначен директором этой мозаичной мастерской.

В фильме 2012 показано, как во время католической молитвы о конце света, читаемой Папой Римским, Собор рушится на части и хоронит под своими обломками сотни тысяч человек, в том числе итальянского премьер-министра с его семьёй.

Джованни Паоло Панини → Собор св Петра в Риме. 1731

Контакты

Адрес: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano, Ватикан

Телефон: +39 06 6988 3731

Официальный сайт: www.vatican.va

Как добраться

Метро: станция Ottaviano, Cipro (линия А)

Трамваи: остановка Risorgimento — San Pietro (№ 19)

Автобусы: остановка Risorgimento (№ 590), Viale Vaticano- Musei Vaticani (№ 49)

Рим – потрясающий итальянский город, хранящий в себе тайны и загадки многих столетий. Прогуляться по древней столице – означает окунуться в мир удивительной истории и насладиться красотами архитектуры, живописи, культурных и религиозных памятников.

Познакомиться «с городом на 7 холмах» мечтают миллионы туристов, заинтересованных прекрасными достопримечательностями Рима.

Особенно интересными для приезжих считаются: руины античных построек, знаменитый , замечательные музеи, хранящие памятки давних времен, чудесные католические соборы и храмы иных конфессий, просторные площади и многое другое.

Собор Святого Петра в Риме — история создания

История строительства собора началась еще в 326 году, когда на месте старого цирка, на арене которого в страшных мучениях был казнен Святой Петр, по приказу правителя Константина возвели базилику. Это сооружение было названо в честь мученика, просившего н

Е уподоблять его казнь распятию Христа, поэтому его повесили на крест вверх ногами…

Строительство полноценного собора началось в 1452 году по распоряжению Николая V, однако после его смерти работы были приостановлены более чем на 50 лет. Дальнейшее возведение священного сооружения растянулось более чем на столетие. Проектированием храма занимались лучшие архитекторы. Так, императором Юлием II был нанят Браманте, решивший сделать церковь подобием греческого креста с равными гранями.

После его смерти за работу взялся Рафаэль, желавший придать храму вид латинского креста. После этого строительство грандиозного собора было доверено Микеланджело, по проекту которого постройка должна была стать более массивной. Однако полностью воплотить план в жизнь не удалось из-за смерти мастера, завершали строительство Доменико Фонтана и Джакомо делла Порта. Архитекторы следовали разработкам Микеланджело с небольшими личными изменениями.

Годом постройки собора считают 1626 , именно тогда в 1300-летний юбилей базилики, спустя 120 лет от начала строительства, папой Урбаном VIII храм был освящен. Последние существенные изменения в архитектуре были произведены в XVII в., когда по распоряжению Павла V была удлинена восточная ветвь креста.

Храма Петра – краткое описание

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) в Риме является не только религиозной памяткой для верующих христиан, но и шедевром мирового искусства. Этот храм считается самой крупной православной церковью мира и главным католическим собором. Высота грандиозного сооружения достигает 120 метров от пола до верхушки купола. Однако славится он не только своими внушительными размерами, но и прекрасной архитектурой и богатым внутренним убранством.

Перед фасадом размещены статуи святых Павла и Петра . Последний держит в руках ключи от Царства Небесного, по преданию переданные ему Христом. К слову, Собор Святого Петра единственное место, на стенах которого выбиты истинные слова сына божьего (знаменитая фраза располагается на внешней стороне могущественного купола). Войти в храм можно через одну из пяти дверей, однако одна из них замурована бетоном и пробивается только раз в 25 лет на католическое Рождество и остается открытой на протяжении года.

Центральный вход в здание представлен массивными бронзовыми дверьми с изображениями религиозных сюжетов. Также на фасаде можно увидеть прекрасный барельеф, выполненный Бернини. Особую культурную ценность представляет купол собора , украшенный потрясающими фресками и росписями, его диаметр превышает 40 метров. Интерьером подкупольного пространства также занимался Лоренцо Бернини. Он сделал большой вклад в обустройство храма, а главным творением мастера считают балдахин, помещенный на четыре витых колонны со статуями ангелов и размещенный над главным алтарем.

Также на фасаде и внутри собора размещены многочисленные скульптуры, отображающие картины из религиозных текстов. Кроме этого, богатство оформления подчеркивают алтари, надгробия императоров, священнослужителей, мозаики, капеллы и иные произведения искусства. Особое значение для архитектуры здания имеет гробница Святого Петра .

Все эти шедевры лучших мастеров лаконично расположены в огромном пространстве святыни. Общая площадь собора Святого Петра превышает 22 тыс. кв. метров. Более того, на его нижнем нефе располагаются отметки указывающие на величину иных мировых храмов, это позволяет понять масштабность сооружения. Архитектурный стиль церкви является отголоском эпохи Возрождения с элементами барокко и готики.

Собор Святого Петра – это гениальное творение лучших мастеров нескольких столетий, он привлекает не только верующих, но и поражает своей красотой ценителей искусства и простых обывателей.

Собор Святого Петра в Риме — время работы

Церковь Петра ежедневно готова принимать посетителей, часы его работы варьируются в зависимости от времени года. Так:

  • с апреля по сентябрь можно посетить священное сооружение с 9 до 19 часов ;
  • на зимний период время закрытия сокращается на один час.
  • Кроме этого, верующие могут посетить богослужения ежедневно в 8:30, 10:00, 11:00, 12:00.

Следует отметить, что храм не работает во время проведения папских аудиенций, поэтому перед поездкой лучше уточнять график работы храма. Подобную информацию о Соборе Святого Петра в Риме можно найти на официальном сайте : www.vatican.va.

Вход в церковь бесплатный , дополнительные расходы могут быть вызваны желанием подняться на крышу.
Стоимость подъема на купол зависит от выбранного способа:

  • лифтом это будет стоить 7 евро ,
  • а если добираться по лестнице , то придется заплатить 5 евро .

К слову, с вершины храма открывается потрясающий вид не только на Ватикан, но и на большую часть Рима, именно с этой точки можно понаблюдать за замечательным городом с высоты птичьего полета.

Также желающие смогут попасть на безвозмездные экскурсии по собору , они стартуют каждый день от информбюро в 14 и 15 часов , а длятся полтора часа. За дополнительную плату (5 евро) туристам может быть предоставлен аудио-гид.

Важно знать!

Собор Святого Петра в Риме — как добраться и где находится

Базилика расположилась в суверенном государстве Ватикан, которое находится в западном направлении от Рима, на площади Святого Петра , которая была создана специально для размещения прихожан храма во время главных религиозных праздников.

Как добраться до храма

  • Добраться до живописной церкви можно с помощью поездов столичного метро , следующих до станции Ottaviano Сан-Пьетро. Однако от этой остановки придется еще прогуляться порядка 5-7 минут пешком до самой святыни.
  • Кроме этого, в направлении знаменитого храма следуют автобусы маршрутов: 23, 34, 40 или 271,
  • а также местные такси .

При поездке на арендованном автомобиле до собора Святого Петра в Риме необходимо ориентироваться на адрес : Viale Giulio Cesare (Angolo Via Barletta), 62 00192 Рим, Италия. Для того, чтоб не заблудиться в городе лучше воспользоваться картой дорог.

Собор Святого Петра на карте Рима:

Собор Святого Петра на фото и видео

Фото: на фотографиях можно рассмотреть удивительный фасад храма, а также богатое внутреннее убранство церкви.

Древнеримская Базилика святого Петра

Территория, где расположен Собор святого Петра, имеет свою историю, которая берёт начало в Древнем Риме. Во второй половине I века нашей эры здесь был возведён . Во времена античности цирки служили развлекательными сооружениями для проведения различных состязаний и представлений. Однако Нерон превратил свой цирк ещё и в место для экзекуций, где с особой жестокостью подвергались мучениям христиане. В их числе был и апостол Пётр, который в 67 году принял на арене Цирка Нерона смерть на кресте (его распяли вниз головой). Останки Петра были захоронены здесь же, на прилегающем «цирковом» кладбище. Вскоре могила Петра стала особым местом почитания для римских христиан, которые в последствии постановили, что когда они смогут построить свой первый храм, то его алтарь будет располагаться именно на месте захоронения святого Петра.

Как известно, только при императоре Константине (начало IV века) гонения на последователей Иисуса Христа были прекращены, а христианство получило статус господствующей религии. Император всячески содействовал постройке первого христианского храма, получившего название . Строительные работы были завершены в 326 году . Достопримечательность сразу же стала главным центром паломничества в Риме. Все коронации избранных понтификов проходили в стенах базилики, а в 800 году здесь был провозглашён императором Священной Римской империи Карл Великий.

В 846 году базилика была разграблена сарацинами. Зная о нахождении в крупных храмах Рима колоссальных сокровищ, сарацинские воины грабили те из них, которые находились вне стен Аврелиана (в их число входила и Базилика святого Петра).


В середине XV века старая базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, находилась в полуразрушенном состоянии, поэтому Папа Николай V начал работы по реконструкции и расширению. Однако кардинальное решение принял только Юлий II, который, желая укрепить папское влияние, приказал выстроить на её месте собор, превосходящий размерами все существующие религиозные сооружения в мире.


Постройка Собора святого Петра

Автором архитектурного проекта строительства Собора святого Петра нельзя назвать одного человека, так как на протяжении длительного периода времени разработкой и постройкой занимались поочерёдно сразу несколько известных мастеров. Первым начал работу в 1506 году архитектор Донато Браманте , проект которого предусматривал постройку сооружения в форме греческого креста, а после его смерти строительством занялся Рафаэль Санти , вернувший вид латинского креста (то есть, храм отличался одной удлинённой стороной). Затем строительство продолжилось под руководством Бальдассаре Перуцци, а после него свой вклад внёс и Антонио да Сангалло.

Спустя почти 40 лет руководить строительными работами поручили известному живописцу, скульптору и архитектору Микеланджело Буонаротти . Его идея собора, ориентированного на центральный купол стала основополагающей. Укрепив фундамент сооружения, и сделав его более монументальным, великий архитектор разработал многоколонный входной портик и возвёл барабан центрального купола. Проект Микеланджело предусматривал дополнительные четыре малых купола, однако после его смерти архитектором Виньола были реализованы только два, а центральный купол был возведён уже Джакомо делла Порта .

Реконструкции и перестройки Собора святого Петра на этом не закончились, и в начале XVII века по воле Павла V архитектор Карло Мадерна увеличил восточную сторону сооружения за счёт пристройки трехнефной базиликальной части, а с западной стороны возвёл фасад. В результате купол оказался скрытый монументальным фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали (с улицы Via della Conciliazione, которая ведёт на Площадь святого Петра). 18 ноября 1626 года Папа Урбан VIII освятил Собор святого Петра.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Главный фасад

Монументальный фасад имеет размеры 45 на 115 метров и увенчан карнизом с аттиком, на котором установлены статуи Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов, за исключением апостола Петра. Статуи апостолов Павла (с мечом в руке) и Петра (с ключом от Царствия Небесного) расположены перед входом в собор. Архитрав содержит надпись «Папа Павел V Боргезе, римский понтифик в год 1612, седьмой год своего понтификата, возвёл в честь князя апостолов» (IN HONOREM PRINCIPIS APOST PAVLVS V BVRGHESIVS ROMANVS PONT MAX AN MDCXII PONT VII). Входом в собор служат пять порталов:

Портал Филарета (центральный портал). Выполнен в бронзе в середине XV века ещё для античной базилики Константина. На панелях присутствуют изображения Христа на троне, Мадонны на троне, святого Петра и святого Павла. На нижних панелях представлены сцены мученичества двух святых. Слева - «Усекновение главы святого Павла, справа - «Распятие на перевёрнутом кресте святого Петра». Портал венчает барельеф работы Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного».

Святой портал (последний портал справа). Выполнен Вико Консорти в бронзе в 1950 году. Портал открывают только в Святой Юбилейный год, то есть, один раз в 25 лет. Изнутри собора Святой портал замурован каменной кладкой. В канун Рождества кладку разбирают, и предварительно троекратно преклонив колени, первым входит действующий понтифик. В конце Юбилейного года портал замуровывают на следующие 25 лет.

Портал Смерти (первый портал слева). Изготовлен в 1964 году. Через него выходит процессия во время похорон понтифика. Портал украшают изображения Гроба Господня, символы Евхаристия (хлеб, вино и ветви лозы), сцены убийства Авеля, смерть Иосифа и мученичество святого Петра.

Портал Добра и Зла. Выполнен Лучано Мингуцци в 70-х годах XX века.

Портал Таинства . Выполнен мастером Венанцо Крочетти по заказу Павла VI, который впервые открыл его в сентябре 1965 года. Портал украшен ангелом, который объявляет о семи таинствах.

Купол

Купол собора высотой 138 метров опирается на колонны и считается самым высоким в мире. Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырёх евангелистов: Марка со львом, Луки с волом, Иоанна с орлом и Матфея с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия. Лев, орёл и вол - так называемые «апокалиптические звери», о которых Иоанн Богослов пишет как о животных, которые окружали престол Бога. Вокруг внутренней окружности купола расположена надпись двухметровой высоты: «Ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою и дам тебе ключи Царства Небесного» (TV ES PETRVS ET SVPER HANC PETRAM AEDIFICABO ECCLESIAM MEAM TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORVM). Внизу фонаря выбито посвящение: «Во славу святого Петра, Сикст V в год 1590, в пятый год понтификата» (S. PETRI GLORIAE SIXTVS PP. V. A. M. D. XC. PONTIF. V).

Микеланджело до своей смерти успел закончить только опоры и барабан купола. Дальнейшие работы выполнял его ученик Джакомо да Виньола при участии Джорджо Вазари. Однако через 19 лет при новом Папе Сиксте V ответственными за постройку были назначены Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана. Завершая постройку купола, архитекторы постарались не отходить от замысла автора проекта Микеланджело, и уже в 1590 году все работы были завершены. Во время понтификата Климента VIII на купол собора был установлен крест, на котором были закреплены две небольшие раки с мощами Андрея Первозванного, частицей Животворящего Креста и медальоном Агнца Божьего.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Внутреннее пространство

Внутреннее убранство Собора святого Петра богато декорировано скульптурами, барельефами, росписью и другими произведениями искусства. Центральный неф, на полу которого имеются метки, определяющие размеры самых крупных соборов мира, огорожен. Справа в конце главного прохода установлена скульптура святого Петра XIII века, которая считается чудодейственной, поэтому каждый посетитель старается прикоснуться к ней.

В центре собора возвышается главный алтарь, служить мессу за которым может только Папа Римский. Алтарь украшает монументальный киворий Бернини, установленный на четыре витых колонны, которые увенчаны скульптурами ангелов. Высота великолепного кивория соответствует 4-этажному зданию. Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, доставленной в Рим после взятия Иерусалима. Бронзу для кивория варварски позаимствовали из древнеримского Пантеона по приказу Урбана VII.

Главная апсида собора, созданная также Бернини, хранит надгробия Урбана VIII и Павла III. Здесь же находится кафедра святого Петра, где четыре статуи отцов церкви поддерживают трон святого Петра.

Со стороны правого нефа расположена Капелла Милосердия, где находится скульптурная группа Пьета или «Оплакивание Христа», работа 24-летнего Микеланджело. Несмотря на то, что это одна из первых работ юного скульптора, она свидетельствует о полной зрелости творчества Микеланджело, который намеренно подчеркнул молодость Мадонны в качестве символа вечной жизни. Затем следует Капелла святого Себастьяна, где находится большая мозаика «Мученичество Сан-Себастьяна», разработанная на основе картины Доменикино, Пьером Паоло Кристофари. В алтаре капеллы расположена могила блаженного Папы Иоанна Павла II. Далее по проходу установлены памятники Иннокентию XII работы Филиппо делла Валле и надгробие Матильды Каносса , тосканской маркграфини, которое предваряет вход в Капеллу святого Причастия. Вход в капеллу ведёт через железные ворота, узор решетки которой выполнен по эскизу Борромини. Капелла была разработана Карло Мадерна. Внутри находится скиния святого Причастия из позолоченной бронзы Лоренцо Бернини, датируемая 1674 годом, а также алтарь Троицы, произведение Пьетро да Картона. В Капелле святого Причастия происходил ритуал «поцелуй ноги», когда верующие прикладывались к останкам умерших понтификов перед их погребением. Такая практика была прекращена Пием XII, тело которого после смерти было выставлено в центральном нефе. Два памятника Григорию XIII и Григорию XIV закрывают правый проход.

Левый неф открывает Капелла Крещения, спроектированная Карло Фонтана и украшенная мозаиками Джованни Баттиста Гаулли, которые были завершены после его смерти Франческо Тревизани. Алтарная мозаичная картина была выполнена в подражании живописи Карло Маратта, полотно которого в настоящее время находится в Базилике Санта-Мария-дель-Анджеле. Сразу же за капеллой расположена могила внучки польского короля Яна III Марии-Клементины Собеской с надгробным камнем работы Пьетро Браччи. В соседней Капелле Сретения хранится тело Пия X, а вдоль стен расположены памятники Иоанну XXIII и Бенедикту XV, изготовленные в XX веке. Рядом расположена небольшая Капелла Распятия, в которой хранится великолепное деревянное распятие, датируемое началом XIV века, предположительно работы Пьетро Каваллини. Интерес представляет созданное скульптором Антонио Поллайоло в 1490 году надгробие Иннокентия VIII, которое находилось ещё в старой базилике. В Соборе святого Петра покоится и один из последних представителей шотландской королевской династии Стюартов, чей надгробный памятник выполнил знаменитый скульптор Антонио Канова.

С южной стороны средокрестия находится воспроизведённая в мозаике знаменитая картина Рафаэля «Преображение». Далее по южному трансепту расположен необычный памятник Александру VII , созданный Лоренцо Бернини. В этой скульптурной композиции Папа изображён не по церковным канонам, сидящий на троне, а на коленях, погруженный в молитву. Перед понтификом раскинута драпировка из красного мрамора, на которую с двух сторон опираются статуи, олицетворяющие «Благотворительность» и «Истину» с одной стороны и «Справедливость» и «Благоразумие» с другой. В центре из-под великолепной драпировки показывается фигура скелета, держащего в руках песочные часы с золотым песком, как символом неустанного потока земной жизни. Эта композиция в барочном стиле считается одной из заметных работ Бернини.

Фотогалерея











Памятники и надгробия







Ризница

Первоначально ризница была расположена в Ротонде святого Андрея на южной стороне собора, как мавзолей императорской эпохи второй половины XVIII века. В ходе нескольких попыток реконструкции старой ризницы в 1715 году был объявлен конкурс проектов, где победил архитектор Филипп Астория. Он предложил построить для ризницы отдельное помещение в качестве пристройки к существующему собору. Однако из-за высоких затрат на строительство, возведение новой ризницы было отложено. Только в 1776 году Пий VI поручил Карло Марчионни постройку ризницы, которую мы и наблюдаем в наши дни. Архитектор придерживался общего стилевого решения и постарался вписать её в архитектуру собора. В настоящее время здесь расположен Музей Сокровищ Собора святого Петра, в котором собраны главные священные артефакты Католической Церкви. Вход в музей платный по отдельному билету.

Исповедальня (гробница) святого Петра

В результате археологических раскопок, инициированных Пием XII, были обнаружены фундамент древнеримской базилики и развалины романского некрополя. При дальнейших исследованиях в одной из ниш некрополя в 1953 году были найдены кости, завёрнутые в драгоценную ткань пурпурного цвета. Находка дала Папе Павлу VI основание утверждать, что, по всей вероятности, эти мощи и являются останками тела святого Петра. Сейчас они находятся в гробнице, которая называется «Исповедальня святого Петра». Спуститься в Исповедальню можно по двойной мраморной лестнице, которая расположена перед главным алтарём.

Интересно! Расходы на строительство Собора святого Петра оказались столь велики, что для их покрытия Папе Льву X пришлось продать право на реализацию индульгенций в немецких землях Альбрехту Брандербургскому. Последний оказался чрезвычайно алчным дельцом. Его злоупотребления индульгенциями стали одной из причин протестных идей Лютера, Реформации и последующего раскола Европы.

входной билет

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»