Переложи спичку так чтобы. Картотека на тему: Картотека игр со спичками

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Share Здравствуйте, читатели, друзья! Сегодня статья посвящена простым «игрушкам» (их даже не надо делать, как другие ). И они есть в каждом доме.

Для детей существует множество головоломок со спичками , но как увлечь ими ребенка и с каких игр лучше начать? Эти игры — отличный способ для развития пространственного мышления и логики! Мои сыновья очень любят такие задачи. Уверена и вам они понравятся — надо только правильно начать.

Многие головоломки со спичками ориентированы на детей школьного возраста или даже взрослых. Как же быть с дошкольниками ?

Вообще любую «взрослую» логическую игру можно адаптировать для детей: разбить на несколько задач, уменьшить количество вариантов перестановки. А когда уже ребенок будет уверено справляться с такими простыми вариантами (и самое главное будет получать удовольствие от этих игр – ведь у него получается!), тогда можно переходить к более сложным версиям. Попробуем сделать тоже самое со спичками.

Несколько простых правил игры со спичками с детьми

  • играть со спичками могут даже дети с 1.5 – 2 лет, но при условии, что они не грызут серу, и вы следите, чтобы спички не оказались в носу или ухе
  • обязательно подготовьте гладкую ровную поверхность . Это может быть книга, гладкий стол или доска.
  • начинайте с простого, даже если ваш ребенок давно не малыш. Убедитесь, что ребенок понимает, что такое переложить 1 спичку, квадрат, треугольник . Пусть ребенок почувствует радость от «победы»

Глеб и Марк играют со спичками

  • не показывайте правильный ответ . Просто отложите задачу до следующего раза, а следующий раз дайте более простую
  • не давайте задания с компьютера. Всегда давайте спички: детям важно пробовать, у них еще не развито образное мышление настолько, чтобы решать задачи «в уме»
  • чтобы головоломки были интереснее используйте мелкие игрушки или картинки . Как это делать вы поймете, взглянув на наши задачки.

Игры и головоломки со спичками я разбила на три этапа. Начинайте с первого этапа — он будет интересен даже младшим школьникам, а трехлетки обычно в полном восторге от этих игр-сказок!

Этап 1: играют малыши

Малыши 2-3 лет едва ли будут ломать голову над задачей о том, как сделать из квадрата….. Им нужны игры другого рода, а именно выкладывание фигур, предметов, а еще лучше сказки из спичек.

Нам было комфортно играть за низким журнальным столиком (он отведен у нас для детского творчества и игр). Итак, высыпаем несколько пачек спичек на середину и начинаем рассказ. Например, такой:

Жил был ежик

У него был свой домик

Однажды он встретил змею

Змея жила в густой траве

И так далее: расскажите о том, как они подружились, встретили лошадку, человека, пытались залезть на дерево и почему у ежика это не получилось.
Ребенок обязательно втянется, если его не трогать, а просто интересно творить, рассказывать и строить. Пройдет немного времени и уже вы будите слушать сказки в исполнении малыша =)

Этап 2: продолжаем играть и строить

Через время (думаю для детей от 3-4 лет), когда рассказываете сказку и строите из спичек, просите ребенка помочь вам. Построить ТАКОЙ ЖЕ домик, сделать лошадку-подружку, стулья для всех гостей. Благодаря этим заданиям, ребенок будет строить «по образцу», что очень важно для развития пространственного мышления. Без этого этапа, очень сложно будет перейти к следующему – настоящим задачам и головоломкам .

Этап 3: начинаем решать головоломки

Наконец можно переходить уже к настоящим головоломкам. Я собрала простые задачки, которые получалось решить моему 5 летнему сыну. Думаю, и ваши детки справятся!

Самые простые «подготовительные» игры

1. Сложи из 5 спичек 2 треугольника

2. Добавь одну спичку, чтобы получилось 2 квадрата. (Более сложный вариант: Добавь одну спичку, чтобы получилось 3 четырехугольника)

3. Переставь одну спичку так, чтобы стул зайца повернулся к капусте

4. Сколько здесь квадратов? А прямоугольников? А является ли квадрат прямоугольником?

5. Добавь 2 спички, чтобы стало 3 квадрата

6. Добавь одну спичку, чтобы получилось 3 треугольника

7. Разверни следы в обратную сторону, переставив 4 спички

8. В корзине лежит морковка. Переложи 2 спички, так чтобы морковка лежала под корзиной

9. Сделай из буквы Н, букву П, переложив одну спичку

Более сложные игры

1. Переложи три спички так, чтобы рак пополз в другую сторону

2. Поверни избушку на курьих ножках в обратную сторону

3. Волк догоняет зайца. Переложи одну спичку так, чтобы волк убегал от зайца

4. Переложи три спички так, чтобы рыбка поплыла в обратную сторону

5. В совке лежит синий мусор. Переложи 2 спички так, чтобы в совке оказался зеленый мусор

6. Сделай из 9 спичек — 100 (Только если ребенок знаком с этим числом)

7. Убери 3 спички так, чтобы получилась снежинка

8. Добавь три спички так, чтобы получилось колесо

9. Зайчик сидит на крыше. Спрячь его в домик, переложив три спички

10. Переложи 1 спичку так, чтобы крокодил ел не зайку, а морковку.

Буду рада, если игры вам понравятся и спички станут вашим любим развивающим материалом =)

С Уважением, Несютина Ксения

Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.

Все мы когда-нибудь да пробовали решать задачки с перемещением спичек. Помните такие? Просто, наглядно и довольно интересно. Предлагаем вам вспомнить, как это делается, и решить эти 10 увлекательных заданий. Здесь не будет никаких примеров и математики, вы можете попробовать подумать над ними вместе с детьми. К каждой загадке прилагается ответ. Ну что, поехали? 😉

1. Развернуть рыбку

Задание. Переставьте три спички так, чтобы рыбка поплыла в обратном направлении. Другими словами, нужно повернуть рыбу на 180 градусов по горизонтали.

Ответ. Для решения задачи необходимо передвигать спички, которые составляют нижнюю часть хвоста и туловища, а также нижний плавник рыбы. Переместим 2 спички наверх, а одну вправо, как показано на схеме. Теперь рыбка плывет не вправо, а влево.

2. Подобрать ключ

Задание. В этой задаче из 10-ти спичек сложена форма ключа. Передвиньте 4 спички так, чтобы получилось три квадрата.


Ответ. Задача решается достаточно просто. Четыре спички, образующие ту часть ручку ключа, нужно переместить на стержень ключа так, чтобы 3 квадрата были выложены в ряд.

3. Бокал с вишенкой

Задание. С помощью четырех спичек сложена форма бокала, внутри которого лежит вишня. Нужно передвинуть две спички так, чтобы вишня оказалась за пределами бокала. Разрешается менять положение бокала в пространстве, однако его форма должна оставаться неизменной.


Ответ. Решение этой достаточно известной логической задачи с 4-мя спичками основывается на том, что мы меняем положение бокала, переворачивая его. Самая левая спичка уходит вправо вниз, а горизонтальная – перемещается правее на половину своей длины.

4. Семь квадратов

Задание. Переложите 2 спички так, чтобы образовать 7 квадратов.


Ответ. Чтобы решить эту достаточно сложную задачу, нужно думать нешаблонно. Берем 2 любые спички, образующие угол самого большого внешнего квадрата и кладем их крест-накрест друг на друга в один из маленьких квадратов. Так мы получаем 3 квадрата 1 на 1 спичку и 4 квадрата со сторонами длиной в половину спички.

5. Шестиугольная звезда

Задание. Вы видите звезду, состоящую из 2-ух больших треугольников и 6-ти маленьких. Перемещением 2-ух спичек добейтесь, чтобы в звезде осталось 6 треугольников.


Ответ. Переместите спички согласно этой схеме, и треугольников станет 6.

6. Веселый теленок

Задание. Переложите всего две спички, так, чтобы теленок смотрел в другую сторону. При этом он должен оставаться веселым, то есть его хвост должен остаться направленным вверх.


Ответ. Для того, чтобы посмотреть в другую сторону, теленку достаточно просто повернуть голову.

7. Домик из рюмок

Задание. Переставьте шесть спичек так, чтобы из двух рюмок получился домик.


Ответ. Из двух крайних спичек каждой рюмки получатся крыша и стена, а две спички в основаниях рюмок нужно просто подвинуть.

8. Весы

Задание. Весы составлены из девяти спичек и не находятся в состоянии равновесия. Требуется переложить в них пять спичек так, чтобы весы оказались в равновесии.

Очень часто незаметные и с виду совершенно незначительные вещи могут сделать для развития интеллекта больше, чем специальные целенаправленные действия. Учиться играючи - вот лучший способ образования, необременительный и интересный. Примером такого подхода можно назвать любую головоломку со спичками.

Почему именно спички

Медицина и психология в один голос заявляют о взаимосвязи участков мозга и биологически активных точек на разных частях тела. Руки в этом случае, а именно ладони, - зона наибольшего их скопления на поверхности тела. Явление, называемое мелкой моторикой, это именно деятельности путем перебирания мелких предметов.

Но дело ведь не только в прикосновении рук к ним? Множество абсолютно одинаковых предметов по форме, длине и ширине, цвету, привлекают тем, что дают толчок воображению. Ведь сами по себе спички практически нейтральны, неяркие и маловыразительные. Из них можно создавать комбинации и композиции, группировать на свое усмотрение. И тогда каждая спичка становится значимой, частью чего-то целого.

Как положить мусор, изображенный на рисунке, в совок, переложив всего две спички? А на самом деле переложить нужно всего одну спичку, а другую лишь слегка подвинуть вправо! Эту простую головоломку со спичками решит не каждый взрослый, а ведь затруднение может заключаться лишь в формулировке задания.

На что направлен метод

Игры-головоломки со спичками направлены на развитие всех Великолепная тренировка образного, логического и пространственного мышления - вот итог такого доступного и полезного развлечения. Внимательность и способность размышлять являются необходимыми условиями успешного решения такого вида задач.

В раннем детстве, когда малышам еще недоступны спички, головоломки со спичками, ответы на свои вопросы любознательные дети могут получить от взрослых. Родители могут прибегнуть к созданию сказочных сюжетов из спичечных фигур. Это подготавливает ребенка к следующему этапу развития и к самостоятельности логических умозаключений.

Решение более сложных головоломок становится доступным при дальнейшем развитии логического мышления. Очень популярны головоломки-равенства с римскими цифрами:

Необходимо переложить одну спичку, так чтобы уравнения стало верным. Здесь возможны два варианта ответа:

Или еще равенство посложнее:

Ответом будет извлечение корня из единицы:

На что стоит обратить внимание

Нужно помнить, что спички являются достаточно опасным предметом для детей при отсутствии должного внимания со стороны взрослых. Как и любой мелкий и острый предмет, спичка может стать причиной травмы уха, глаза или быть случайно проглоченной. Поэтому по вопросу обращения со спичками должен предшествовать играм или обучению с их применением.

Возможность вариативности является важным моментом в занятиях, где используются спички (головоломки со спичками). Ответы не обязательно должны быть строго фиксированными, хоть и существуют вполне определенные варианты ответа. Нестандартность мышления, если результат достигнут, допускается и даже поощряется.

Ожидаемый результат и показатели

Применять для интеллектуального развлечения и обучения занятия со спичками можно, начиная с трехлетнего возраста, с непосредственным участием взрослого. Особенно проявляют интерес к таким загадкам и ребусам дети и подростки. Здесь играет роль соревновательный дух, и занятия можно проводить в командной форме.

Головоломки типа «создай фигуру» или «переставь спичку» допустимы для более младшего возраста, когда ребенок менее усидчив. Здесь идеально подойдут задания, где требуется переставить несколько спичек для достижения противоположного результата. Например, бегущее или смотрящее в определенную сторону животное, изображенное на рисунке выше, может при перекладывании спичек повернуть голову или бежать в обратном направлении. Здесь все просто: достаточно поменять местами спички, образующие голову и хвост.

Более сложные и сложными геометрическими фигурами больше подходят для школьников. Изменить итог арифметического действия или создать из фигуры числовое значение может только знакомый с числовыми комбинациями или имеющий развитое Например, "9+0=6". Для получения нужного результата нужно переложить всего одну спичку.

Здесь возможны два варианта, как видно на картинке. Можно в первой цифре, 9, переложить спичку, сделав из нее шестерку. Результат: 6+0=6. А можно в шестерке после знака равенства переложить спичку, сделав из нее девятку. Результат: 9+0=9.

Игры на основе спичек универсальны. Такую головоломку со спичками можно включать в программу и использовать в качестве элементов внеклассных мероприятий. Но нельзя и не упомянуть о том, что поскольку вновь растет популярность спичечных головоломок, их стали предлагать разработчики мобильных приложений. Так что теперь потренировать интеллект можно, не отрываясь от любимого устройства, установив на него головоломку со спичками, что очень актуально для современного поколения.

Рассортируйте (упражнение на внимание)

Отрежьте ножницами головки у 54 спичек. Возьмите из них 18 и разрежьте их пополам. Оставшиеся 36 больших спичек разложите на 3 кучки по 12 спичек. На 12 спичках вы проведете красные полоски, а на других 12 - синие, а на третьих - черные. Возьмите первые 12 штук; на 4-х проведите по одной красной поперечной полоске; на других 4-х - по две полоски; на третьих 4-х - по три полоски. Так же необходимо провести полоски синего, а затем и черного цвета. Теперь возьмите 36 маленьких спичек и повторите с ними то же, что с 36 большими. Материал для сортировки готов. В каждой кучке после сортировки должны оказаться спички одного размера, с одинаковым числом полосок одного цвета. Так у вас получается 18 кучек. Это полезное занятие, так как хорошо развивает внимание. Сразу раскладывать спички на 18 кучек нелегко. Гораздо проще сначала разложить их на 2 кучки - отдельно большие спички и маленькие. Затем каждую из этих больших кучек - на 3 в зависимости от цвета полосок, всего получится 6 кучек. Теперь каждую из 6 кучек разложить на 3 кучки в зависимости от количества полосок. Так получится 18 кучек. Таким комплектом спичек могут один за другим пользоваться 3-4 человека. Они замечают по часам, кто быстрее справился с заданием, и стараются равняться на него.

Геометрическая задача

Предложите детям только из шести спичек сложить четыре треугольника. (Из трех спичек сделать треугольник, остальные три поставить внутри пирамидой.)

Кто быстрее?

Дети делятся на две команды, которые садятся на стулья, впрочем, команды могут соревноваться и стоя. Ведущий дает два пустых коробка без внутреннего бумажного ящичка. Задача: быстро передать коробок партнерам по команде... носом. Если коробок упал, его поднимают, надевают на нос, и состязание продолжается. Вроде бы все просто, а без ловкости не обойтись.

Спички - материал конструктора или скульптора

Существуют в мире чудаки, которые из спичек сооружают копии замков, храмов, макеты кораблей и т.п. Предложите ребятам из спичек, пластилина, клея, спичечных коробков, бумаги сделать быстро и качественно: робота, куклу, корабль, лошадь, ежика и т. п.

Дунь в коробок

Освободите коробок от спичек. Выдвиньте его наполовину и, приставив ко рту, сильно дуньте. Коробок может улететь довольно далеко. Вот и проведите соревнование "воздушных стрелков". Кстати, таким вылетающим из коробки бумажным ящичком можно: постараться попасть в небольшой очерченный мелом круг; сбить легкую, бумажную мишень; попасть коробочкой в установленную на полу корзинку; попробовать установить рекорд, т.е. "передунуть" коробочку через какую-то планку.

Горящая спичка

Спичка - копье

Почтовый индекс

Кто поднимет больше

Рисуем спичками

Из пяти квадратов - четыре

Задайте всем желающим такую задачу. Из пяти квадратов (см. рис. 1) две спички переложить так, чтобы получилось четыре одинаковых квадрата. Ответ на рисунке 2.

Куча-мала

Эта игра требует терпения и немало времени. Нужно смешать спички из одного коробка. По очереди каждый игрок вытаскивает себе спички (по одной!). Задача – вытащить спичку так, чтобы не пошевелить (сдвинуть, уронить) другие. Если игроку удалось вытащить спичку, не сдвинув другие, тогда он достает следующую спичку. Если же не удалось, то ход переходит к другому.. Выигрывает тот, кто вытащит наибольшее количество спичек.

Великий художник

Рисуем - значит выкладываем из спичек какие-то заданные или производные фигуры или предметы: животных, домик, птиц, человечка, кораблик и т. п. Автор самого остроумного и качественного рисунка становится победителем.

Задание для тяжелоатлетов

На стол кладется одна спичка. На эту спичку с двух сторон накладываются другие спички головками навстречу. Затем сверху все это закрепляется одной, двумя или большим количеством спичек. Все это "сооружение" надо поднять, не разрушив, за нижнюю спичку. Получается как бы шалашик. Для этого важно сохранить баланс.

Почтовый индекс

Из спичек на столе дети выкладывают десять (ориентировочно) прямоугольников с перекладинкой посередине, так, как индекс на почтовом конверте. Задания играющим могут быть следующие: на скорость сложить число, слово, свою фамилию, быстро меняя спички в прямоугольнике (индексе), делая это аккуратно, не разрушая спичек.

Автограф

Группа ребят по команде одновременно пишет (выкладывает спичками) свои имена и фамилии. Побеждает тот, кто сделает это быстрее и качественнее.

Метатели копья

Начертить на полу мелом или палкой на земле черту и, не переступая ее, бросать на дальность обыкновенную спичку, как копье. Победителя можно определить по трем финальным броскам.

Гори, Гори ясно

Дети сидят в кругу. Зажигаются две спички от свечи, стоящей в его центре. Горящие спички идут по кругу навстречу. Их передают, беря за целую основу спички или сгоревшую головку. Тот, в чьих руках спичка гаснет, должен ответить на любой вопрос, который зададут ему участники игры, исполнить номер художественной самодеятельности, рассказать веселую историю, анекдот. Так обычная спичка поможет детям сделать игру интересной.

Эстафета ветродуев

Освободите коробок от спичек. Выдвиньте его наполовину и, приставив ко рту, сильно дуньте. Коробок может улететь довольно далеко. Вот и проведите соревнование "воздушных стрелков". Кстати, таким вылетающим из коробки бумажным ящичком можно: постараться попасть в небольшой очерченный мелом круг; сбить легкую, бумажную мишень; попасть коробочкой в установленную на полу корзинку; попробовать установить рекорд, т.е. "передунуть" коробочку через какую-то планку. undefined undefined

Спичечный скульптор

Существуют в мире чудаки, которые из спичек сооружают копии замков, храмов, макеты кораблей и т.п. Предложите ребятам из спичек, пластилина, клея, спичечных коробков, бумаги сделать быстро и качественно: робота, куклу, корабль, лошадь, ежика и т.п.

Колодец

Из спичек сложить колодец. Побеждает тот, у кого он самый высокий и простоит дольше.

Атака носов

Игроки делятся на две команды, которые садятся на стулья, впрочем, команды могут соревноваться и стоя. Ведущий дает два пустых коробка без внутреннего бумажного ящичка. Задача: быстро передать коробок партнерам по команде... носом. Если коробок упал, его поднимают, надевают на нос, и состязание продолжается. Вроде бы все просто, а без ловкости не обойтись.

Геометрическая задача

Предложите игрокам только из шести спичек сложить четыре треугольника. (Из трех спичек сделать треугольник, остальные три поставить внутри пирамидой.)

Спичечный турнир

Это веселые эстафеты для любого возраста. Участвуют несколько команд (самое оптимальное число команд - три). Если команда выполнила задание первой, ей присуждаются три очка, второй - два, третьей - одно. У кого после всех этапов больше очков - тот победитель соревнований. Можно за каждый конкурс командам втыкать спички в картофелины, а затем посчитать, сколько иголок у таких "ежиков". Эстафета считается завершенной, когда последний участник команды доставит коробок в то место, с которого началось движение. Если коробок во время движения упадет, участник эстафеты должен остановиться, водрузить его на место и только после этого продолжить свой путь. Если же это задание - на построение из спичек, тогда на его выполнение дается определенное время. Команды выполняют задание поочередно.

Задания для соревнований:

  1. Выложить из спичек фразу "Спички детям не игрушка!".
  2. Пронести спичечный коробок, положив его на макушку головы.
  3. Пронести два коробка, положив их на плечи, как погоны.
  4. Пронести коробок, поставив его торцом на сжатый кулак.
  5. Кто быстрее соберет рассыпанные спички. Для каждой команды в определенном месте рассыпают по # коробков спичек.
  6. Пронести коробок, положив его на спину в районе поясницы.
  7. Пронести коробок, положив его на ногу в районе подъема стопы.
  8. Чья команда выше построит "колодец" из спичек за две минуты?
  9. Пронести коробок, прижав его подбородком к шее. В подбородок и шею коробок должен упираться торцами.
  10. Пронести внешнюю часть коробка, нацепив ее на нос. Передать эстафету без помощи рук, следующий участник должен снять коробок носом.
  11. Пронести коробок, защемив его на мочке уха.
  12. Построить на полу из спичек паровозик с двумя вагонами.
  13. Положить пустой коробок на пол и дуть на него, чтобы он двигался сам. Двигать коробок таким образом в одну сторону, обратно бегом.
  14. Выложить из спичек слово "Поздравляем!".

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»