Практическая работа номер 1 по химии габриелян.

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Практическая работа №2

Наблюдение за горящей свечой

Цель работы : анализ физических и химических процессов, происходящих при горении свечи и определение скорости расходования кислорода во время горения.

Оборудование: банки объемом 0,5л, 0,8л, 1л, 2л, секундомер, свеча, спички, рулетка,

Ход работы:

1. Явления, происходящие при горении свечи.

Опыт №1. Физические явления при горении свечи.

Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?

Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.

А) Обнаружение углерода Закрепите предметное стекло в держателе и внесите в темную зону пламени, подержите 3 – 5 с. Объясните что там появилось.

Б) Обнаружение водорода Зафиксируйте перевернутую вверх дном сухую пробирку и подержите над пламенем свечи до запотевания, объясните наблюдаемое явление.

Запишите в виде таблицы, какие физические и химические процессы происходят при горении свечи.

Явления, происходящие при горении свечи

2. Изучение скорости горения свечи

1. Подготовить таблицу для записи данных опыта.

Результаты изучения скорости горения свечи

V (банки) , л

Время (t) , с

2. Зажечь свечу и накрыть банкой объемом 0,5л.

3. Определить время (t), в течение которого горит свеча.

4. Провести подобные действия, используя банки других объемов.

5. Выразить зависимость продолжительности горения свечи от объема банки в виде графика (построение произвести на миллиметровой бумаге или компьютере).

6. Определить объем классной комнаты.

Практическая работа №3.

«Анализ качества питьевой воды»

Цель: научиться простым способам определения качества питьевой воды.

Оборудование: образцы воды: водопроводная вода (из разных скважин), химические стаканы, кольцо из проволоки, индикаторная бумага, цилиндр, белый лист бумаги.

Ход работы:

1. Вспомните правила поведения и техники безопасности при работе с веществами и оборудованием.

2. Внимательно слушай указания учителя.

Задание1 . Исследование органолептических показателей воды.

Налейте в стаканы воду из различных источников и проведите

органолептические исследования на окраску, прозрачность, запах:

Цвет (окраска ). Для определения цветности воды возьмите стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд наберите воду и на белом фоне бумаги определите цвет воды (голубой, зеленый, желтый, серый, коричневый) – показатель определенного вида загрязнения.

Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождения. Для определения прозрачности воды используйте прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, в который наливаем воду, подкладываем под цилиндр на расстоянии 4 см от его дна шрифт, высота букв которого 2 мм, а толщина линий букв – 0.5мм, и сливаем воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет виден этот шрифт. Измерим высоту столба воды в цилиндре линейкой и выразим степень прозрачности в см. При прозрачности воды менее 3 см водопотребление ограничивается. Уменьшение прозрачности природных вод свидетельствует об их загрязненности.

Запах зависит от биологических и химических загрязнителей. его оценивают по шкале

Оценка запаха воды

Интенсивность запаха

Описательное определение

Отсутствие ощутимого запаха

Очень слабый

Запах ощущается опытным наблюдателем, не ощущается потребителем

Обнаруживается, если обратить внимание

Заметный

Ощущается легко

Отчетливый

Запах обращает на себя внимание, делает воду неприятной для питья

Очень сильный

Настолько сильный, что вода совершенно непригодна для питья

Характер и род запаха воды естественного происхождения

Характер запаха

Примерочный род запаха

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тинистый

Гнилостный

Фекальный, сточной воды

Древесный

Мокрой щепы, древесной коры

Землистый

Прелый, свежевспаханой земли

Плесневый

Затхлый, застойный

Сероводородный

Тухлых яйц

Травянистый

Скошенной травы

Неопределенный

Не подходящий под предыдущие определения

По результатам исследования заполните таблицу:

Природа исследуемого вещества

Прозрачность

Вода из колодца

Водопроводная вода (с. Большая Арать)

Водопроводная вода (с. Сыченки)

Задание 2. Водородный показатель воды (pH)

Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (pH около 7). Значение pH воды водоемов хозяйственного, питьевого, культурно-бытового назначения регламентируется в пределах 6,5-8,5.

Определить значение рН можно с помощью универсальной индикаторной бумаги, сравнивая ее окраску со шкалой.

№ пробирки

Природа исследуемого вещества

Окраска индикатора

Задание 3. Сравнение жесткости различных образцов воды

В жесткой воде мыло образует хлопья (нерастворимые соединения кальция).

Повышенная концентрация солей в воде ухудшает вкус питьевой воды.

Для хозяйственно-бытовых нужд требуется мягкая вода или вода с очень незначительной жесткостью, т.к. при кипячении жесткой воды образуется накипь. При стирке тканей в жесткой воде образуются нерастворимые соединения (стеараты кальция), которые осаждаются на поверхности тканей и постепенно разрушают волокна. В жесткой воде плохо развариваются продукты. Употребление жесткой воды увеличивает опасность мочекаменной болезни, неблагоприятно влияет на состояние сосудов, приводит к отложению солей.

В три пробирки наливают воду из различных источников по 10-15 мл:

В каждую пробирку бросают кусочек мыла и сильно встряхивают пробирку (около 5 минут). Дают, отстоятся и описывают внешний вид полученных растворов: есть ли осадок в виде хлопьев, много осадка или мало, раствор почти прозрачный и т. д. результаты заносят в таблицу.

Вывод: (Сделайте общий вывод по проделанной работе, исходя из цели урока)

Практическая работа № 4.

Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.

Цель работы: научиться готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, производить теоретические расчеты, которые можно применить на практике.

Оборудование : весы, мерный цилиндр, ложечка, химический стакан, стеклянная палочка, вода, соли (карбонат натрия, сульфат меди 2, хлорид бария)

1. Вспомните правила поведения и техники безопасности при работе с веществами и оборудованием.

2. Внимательно слушай указания учителя.

Ход работы:

1. этап работы: Расчетная часть.

1. Получив задание от учителя, произведи расчет для выполнения практической работы.

1 вариант. Для проведения лабораторных и практических работ приготовьте 30 г раствора медного купороса (сульфат меди 2) с массовой долей соли 3%.

2 вариант. Для школьной аптечки приготовьте 100 г 2%-го водного раствора питьевой соды (гидрокарбонат натрия), который используют для обработки кожи после ожога кислотой.

3 вариант. Для школьной аптечки приготовьте 100 г 2%-го водного раствора борной кислоты для обработки глаз и кожи после попадания щелочи.

4 вариант. Для проведения лабораторных и практических работ приготовьте 25 г раствора хлорида бария с массовой долей соли 2%.

2. этап работы: Взвешивание навески вещества.

1. На весах взвесьте требуемую навеску вещества, и высыпьте ее в стаканчик.

3. этап работы: Измерение объема воды.

1. Мерным цилиндром отмерьте рассчитанный объем воды и вылейте ее в стакан с сахаром.

4. этап работы: Приготовление раствора с заданной массовой долей вещества.

1. Перемешайте стеклянной палочкой вещество с водой до полного его растворения.

5. Приготовьте этикетку с указанием формулы вещества, его массовой доли и кто приготовил.

Вывод: (Сделайте общий вывод по проделанной работе, исходя из цели урока)

Литература:

Габриелян О.С. химия. 8 класс.-М.: Дрофа, 2008

Исаев Д.С. Практические работы исследовательского характера по неорганической химии: Учебное пособие для учащихся 8-х классов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.- 56 с.: ил.

В данном приложении собраны инструктивные карты практических работ по химии для учащихся 8-х классов.


«Практическая работа №1 - 8 кл»

Практическая работа №1

Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами

Цель работы: Познакомиться с устройством и основными приемами обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование:

Ход работы

1. Устройство штатива (нарисовать штатив, обозначить его составные части)

2.Устройство спиртовки (нарисовать спиртовку, обозначить её составные части)

3.Посуда (нарисовать пробирки, колбы, химический стакан)

4.Фильтрование

    приготовить фильтровальную бумагу;

    смочить фильтровальную бумагу;

    вложить в воронку;

    жидкость наливают, по стеклянной палочке, направляя её на стенку воронки;

    фильтрат, стекает по стенке стакана, а не в центр, чтобы не выплёскивался.

    Найти в тексте определения фильтрата, осадка и процесса фильтрования.


Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №2 - 8 кл»

Практическая работа № 2

Цель работы

Оборудование

Ход работы

    Что делал

    Что наблюдал

Практическая работа №2

Очистка загрязненной поваренной соли

Инструктаж по технике безопасности

Цель работы : Научиться проводить разделение смесей, очистку веществ, фильтрование.

Оборудование : смесь песка с солью, 2 стаканчика, стеклянная палочка, промывалка с водой, фильтр, воронка, спички, спиртовка, зажим, чашка для выпаривания.

Ход работы

    Фронтальное обсуждение последовательности действий при разделении смеси песка и соли.

    Оформление таблицы и её заполнение по ходу работы.

    Что делал

    Что наблюдал

  1. Дополнительное задание. Составить план разделения смеси: а) речной песок, бензин, соль; б) железные, медные опилки, сахарный песок.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №3- 8 кл»

Практическая работа №3

Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание

Инструктаж по технике безопасности

Цель работы : Изучение строения пламени.

Определение продуктов горения.

Оборудование

Реактивы : Известковая вода.

Ход работы

Опыт 1. Физические явления при горении:

Зажгли свечу. Наблюдали: таяние парафина.

Вывод: Это физический процесс – плавление.

Опыт 2. Наблюдали : на предметном стекле, внесённом в зону темного конуса пламени, образовалось чёрное пятно – сажа.

Вывод:

Опыт 3. Наблюдали : сухая пробирка, находящаяся над пламенем запотела.

Вывод:

Опыт 4. Наблюдали : в эту же пробирку быстро прилили известковой воды, она помутнела.

Вывод:

Опыт 5. Наблюдали : усиление яркости пламени при продувании грушей около пламени.

Вывод:

Опыт 5. Наблюдали : горение свечи дольше под большим химическим стаканом, чем под маленьким.

Вывод:

Заполните таблицу:

Что делали

Что наблюдали

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №7 - 8 кл»

Практическая работа №7

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : осуществить реакции, характеризующие некоторые свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Оборудование : штатив с пробирками.

Реактивы

Ход работы

Задание 1. Осуществите реакции, характеризующие свойства растворов:

Соляной кислоты(1 вариант), серной кислоты(2 вариант)

Уравнения реакций

Наблюдения, тип реакции

    HCl + Na 2 CO 3 =

    HCl + AgNO 3 =

    H 2 SO 4 + Na 2 CO 3 =

    H 2 SO 4 + BaCl 2 =

Задание 2 . Проделайте реакции, характеризующие свойства раствора гидроксида натрия(1 вариант)

Получите гидроксид железа(III ) реакцией обмена и осуществите реакции, характеризующие его химические свойства(2 вариант)

Уравнения реакций

Наблюдения, тип реакции

    NaOH + фф =

    NaOH + HCl =

    NaOH + FeCl 3 =

    H 2 SO 4 + Fe(OH) 3 =

Задание :

    Осуществить реакции;

    Определить тип реакции, обратимость;

    Для реакций ионного обмена привести уравнения в молекулярном, в полном и сокращенном ионном виде.

Выводы:

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №8- 8 кл»

Практическая работа № 8

Решение экспериментальных задач

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : Научиться опытным путем получать или определять вещества.

Оборудование

Реактивы : KCl , MgSO 4 , Zn , PbNO 3 , BaCl 2 , H 2 SO 4

Ход работы

Уравнения реакций

Наблюдения, тип реакции

    KCl + Pb(NO 3 ) 2 =

    KCl + BaCl 2 =

    MgSO 4 + Pb(NO 3 ) 2 =

    MgSO 4 + BaCl 2 =

Zn + H 2 SO 4 =

Выводы:

Задание:

    Обнаружение сульфат-ионов SO 4 2- и хлорид-ионов Cl - (стр.238 опыт 3);

    Получить хлорид цинка ZnSO 4 (стр.242 задание 1):

    определить тип реакции, обратимость;

    для реакций ионного обмена привести уравнения в молекулярном, в полном и сокращенном ионном виде.

    окислительно-восстановительные реакции уравнять методом электронного баланса.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №2-8 класс»

Практическая работа №2

Анализ почвы и воды

Цель: определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.

Оборудование:

Инструкция по технике безопасности:

Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Опыт №1. Механический анализ почвы.

В пробирку помещена почва. Прилейте к ней воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты. Наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.

Заполните таблицу:

Что делали

Что наблюдали

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №4 - 8 кл»

Практическая работа №4.

Приготовление растворов

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы

Оборудование

Реактивы : Сахар, вода.

Ход работы

Дано :

Н 2 О, С 12 Н 22 О 12

m сахара = ? г.

V воды = ? мл.

ω сахара =?

N сах. = ?

Практическая работа №4.

Приготовление растворов

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : Научиться готовить растворы и определять их массовые доли.

Оборудование : Мерный цилиндр, коническая колба, лабораторные весы.

Реактивы : Сахар, вода.

Ход работы

    Определить массу сахара (взвесить);

Дано :

Н 2 О, С 12 Н 22 О 12

m сахара = ? г.

V воды = ? мл.

ω сахара =?

N сах. = ?


Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №5 - 8 кл»

Практическая работа №5

Признаки химических реакций

Инструктаж по технике безопасности

Цель работы : 1)провести химические реакции;

2) по признакам химических реакций доказать их осуществление.

Оборудование : спиртовка, штатив с пробирками.

Реактивы : медная проволока, H 2 SO 4 , HCl , роданид калия (KSCN ),

мел (CaCO 3 ), FeCl 3 , Na 2 СO 3 , СaCl 2 .

Ход работы

Опыт 1. Прокаливание медной проволоки, получение оксида меди (II )

Cu + O 2 =

Тип реакции:

Взаимодействие оксида меди(II ) с серной кислотой.

CuO + H 2 SO 4 =

Наблюдения :

Тип реакции:

Вывод:

Опыт 2. Взаимодействие мела с кислотой

CaCO 3 + HCl =

Наблюдения :

Тип реакции:

Вывод:

Опыт 3. Взаимодействие хлорида железа (III ) с роданидом калия

FeCl 3 + KSCN =

Наблюдения :

Тип реакции:

Вывод:

Опыт 4. Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция

Na 2 CO 3 + CaCl 2 =

Наблюдения :

Тип реакции:

Вывод:

Заполните таблицу:

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №6 - 8 кл»

Практическая работа №6

«Ионные реакции и условия их протекания»

Цель: выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Оборудование и реактивы:

Выполнение работы

Инструктаж по технике безопасности (подпись)

Опыт №1. Условие первое – выпадение осадка.

В одну пробирку налили 1 мл раствора сульфата меди (II ) и добавили немного раствора щелочи. Наблюдаем образование ______________

CuSO 4 + NaOH = ? + ?

Во вторую пробирку налили раствор хлорида бария и прилили раствор серной кислоты. Наблюдаем образование ______________

BaCl 2 + H 2 SO 4 = ? + ?

(уравнение написать в молекулярной и ионной формах)

Опыт №2. Условие второе – выделение газа.

В две пробирки налили по 1 мл раствора карбоната натрия и добавили в одну пробирку несколько капель азотной кислоты, а в другую – несколько капель соляной кислоты. В обеих пробирках наблюдаем выделение ___________________________.

Na 2 CO 3 + HNO 3 = ? + ?

Na 2 CO 3 + HCl = ? + ?

Опыт №3. Условие третье – образование воды как побочного продукта.

В две пробирки налили по 1 мл раствора гидроксида натрия и добавили несколько капель фенолфталеина. Раствор приобрел ________________ окраску. В одну пробирку добавили раствор серной кислоты, а в другую – раствор азотной кислоты до исчезновения окраски.

NaOH + H 2 SO 4 = ? + ?

NaOH + HNO 3 = ? + ?

(уравнения написать в молекулярной и ионной формах)

Работу оформить в виде таблицы

п/п

Реактивы

Наблюдаемый эффект

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

1

2

3

Вывод: Реакции между растворами электролитов протекают до конца в случае выпадения __________, выделения ___________, образования _____________.

Просмотр содержимого документа
«Практические работы 8 класс оборудование и реактивы»

Практические работы 8 класс

Название работы

Оборудование и реактивы

Приемы обращения с лабораторным оборудованием

Оборудование: Штатив, спиртовка, лабораторная посуда.

Очистка загрязненной поваренной соли

Оборудование : смесь песка с солью, 2 стаканчика, стеклянная палочка, промывалка с водой, фильтр, воронка, спички, спиртовка, зажим, чашка для выпаривания.

Анализ почвы и воды

Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, стеклянный цилиндр с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага.

Наблюдение за горящей свечой

Оборудование : Свеча, резиновая груша, пробирки, предметное стекло, 2 химических стакана разного размера.

Реактивы : Известковая вода.

Приготовление растворов

Оборудование : Мерный цилиндр, коническая колба, лабораторные весы.

Реактивы : Сахар, вода.

Признаки химических реакций

Оборудование : спиртовка, штатив с пробирками.

Реактивы : медная проволока, H 2 SO 4 , HCl , роданид калия (KSCN ), мел (CaCO 3), FeCl 3 , Na 2 СO 3 , СaCl 2 .

Ионные реакции и условия их протекания

Оборудование и реактивы: пробирки, растворы сульфата меди (II ), гидроксида натрия, хлорида бария, карбоната натрия, азотной кислоты, серной и соляной кислот, фенолфталеин.

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

Оборудование : штатив с пробирками.

Реактивы : HCl, NaOH, Na 2 CO 3 , AgNO 3 , BaCl 2 , H 2 SO 4 , FeCl 3, фенолфталеин.

Решение экспериментальных задач

Оборудование : спиртовка, штатив с пробирками.

Реактивы : KCl, MgSO 4 , Zn, PbNO 3 , BaCl 2 , H 2 SO 4

Практическая работа №1

Приемы обращения с лабораторным оборудованием

Цель работы: Познакомиться с устройством лабораторного оборудования и отработать приёмы обращения с ним.

Оборудование: Штатив, спиртовка, лабораторная посуда.

Ход работы

1. Инструктаж по технике безопасности при работе в химической лаборатории (изучите статью в учебнике).

2. Лабораторное оборудование

1). Устройство лабораторного штатива:

  • изучите строение и использование лабораторного штатива (рисунок и статья в учебнике);
  • нарисуйте в тетради штатив, обозначить его составные части;
  • изучите правило закрепления стеклянной посуды в лабораторном штативе. Помните, что стекло – очень хрупкий материал. Его легко разбить.

2).Приёмы работы со спиртовкой:

неправильные действия с нагревательными приборами могут привести к пожару!

  • изучите строение и использование спиртовки (рисунок и статья в учебнике);
  • нарисуйте в тетради спиртовку, обозначить её составные части;
  • запишите в тетради правила работы со спиртовкой;

1.Сосуд

2.Фитиль

3.Металлическая трубка с диском

4.Колпачок

Правила работы со спиртовкой

1.Снять колпачок

2.Проверить плотно ли прилегает диск к отверстию сосуда

3. Зажечь спиртовку горящей спичкой.

Запрещается передавать соседу зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой горящей спиртовки, во избежание пожара!

4. Погасить спиртовку, накрыв пламя колпачком.

3).Строение пламени

  • изучите строение пламени (рисунок и статья в учебнике);
  • рассмотрите пламя спиртовки, выделите три зоны: нижняя часть пламени – тёмная и самая холодная, средняя часть пламени – яркая, верхняя часть пламени – менее яркая, но с наиболее высокой температурой.
  • внесите на короткое время в пламя лучинку так, чтобы она проходила через нижнюю часть пламени и по характеру обугливания определите, какая часть пламени имеет наибольшую температуру.

4). Посуда

  • изучите строение и использование химической посуды (рисунки и статья в учебнике);
  • запишите в тетради правила смешивания растворов в пробирке, переливания жидкостей из одного сосуда в другой и нагревания пробирки с жидкостью при работе в химической лаборатории.

Правила фильтрования:

  • приготовить фильтровальную бумагу;
  • вложить в воронку и смочить водой;
  • жидкость для фильтрования наливать на фильтр по стеклянной палочке тонкой струйкой, направляя её на стенку воронки;

Через фильтр пройдёт прозрачный фильтрат , а на фильтре задержится осадок.

3. Оформите отчёт о работе

Предварительный просмотр:

Практическая работа №2

Наблюдение за горящей свечой

Цель работы: изучить физические явления при горении свечи, исследовать продукты горения и влияние воздуха на горение свечи.

Оборудование : свеча, предметное стекло, стеклянная трубка с оттянутым концом, резиновая груша, пробирки, тигельные щипцы, держатель для пробирок.

Реактивы : известковая вода.

Ход работы

3. Оформите таблицу

Что делали

Наблюдения

Выводы и ответы на вопросы

Опыт 1.

1.Зажгли свечу

2.Внесли один конец, изогнутой под прямым углом, стеклянной трубки в среднюю часть пламени, а другой опустили в пробирку

Опыт 2.

Держа тигельными щипцами предметное стекло, внесли его в нижнюю зону пламени горящей свечи, подержали 3-5 с. Быстро подняли стекло.

Опыт 3.

При помощи стеклянной трубки с оттянутым концом, вставленной в резиновую грушу, продули пламя.

Зажгли две свечи. Одну свечу накрыли поллитровой банкой, а другую – двухлитровой.

4. Приведите в порядок своё рабочее место.

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 3. 8 класс

Анализ почвы и воды

Цель работы: научиться правильно встряхивать растворы в пробирке, проводить фильтрование и выпаривание растворов, определять прозрачность и интенсивность запаха воды.

Оборудование: почва, пробирка, пробка, лупа, бумажный фильтр, воронка, штатив, предметное стекло, держатель для пробирок, стеклянный плоскодонный цилиндр, коническая колба, спиртовка.

Реактивы: дистиллированная вода, универсальный индикатор,

Ход работы

1. Инструктаж по технике безопасности при работе с нагревательными приборами и со стеклянной посудой.

2. Выполните опыты, предложенные в учебнике.

3. Оформите таблицу

Что делали

Наблюдения

Выводы и ответы на вопросы

Опыт 1.

В пробирку поместили немного почвы, прилили дистиллированную воду (1:3). Закрыли пробирку пробкой, встряхнули хорошо. При помощи лупы наблюдали за структурой почвы и её осаждением.

Опыт 2.

Вставили в воронку с бумажным фильтром в чистую сухую пробирку, профильтровали смесь почвы и воды.

На универсальную индикаторную бумагу капнули 1-2 капли фильтрата.

Несколько капель фильтрата поместили на предметное стекло, подержали над пламенем спиртовки до выпаривания воды.

Опыт 3.

Взяли два мерных цилиндра на 250мл, установили их на печатный текст. В первый цилиндр влили дистиллированную воду, а во второй – исследуемую воду. Отметили высоту столба воды, на которой шрифт едва различался.

Опыт 4.

Коническую колбу наполнили на 2/3 исследуемой водой, плотно закрыли пробкой и сильно встряхнули. Затем открыли колбу и исследовали характер и интенсивность запаха в баллах, пользуясь таблицей 8 учебника.

4. Приведите в порядок своё рабочее место.

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 4

Признаки химических реакций

Цель работы: научиться распознавать признаки химических реакций, соблюдать осторожность при работе с химическими реактивами, закрепить правила оказания первой помощи при попадании кислоты на кожу человека.

Оборудование: спиртовка, тигельные щипцы, пробирка, лучинка.

Реактивы: кусочки мрамора, медная проволока, разбавленная серная кислота; растворы хлорида железа (III), роданида калия, карбоната натрия, хлорида кальция.

Ход работы

1. Инструктаж по технике безопасности при работе с нагревательными приборами, реактивами и стеклянной посудой. Оказание первой помощи при попадании щелочи или кислоты на кожу, глаза.

2. Выполните опыты, предложенные в учебнике.

3. Оформите таблицу

Что делали

Наблюдения

Выводы и ответы на вопросы, уравнение и тип реакции

Опыт 1.

Прокалили медную спираль, держа её тигельными щипцами, в пламени до почернения. Прокалённую спираль опустили в пробирку с серной кислотой. Пробирку подогрели.

Опыт 2.

В пробирку положили кусочек мрамора. Прилили разбавленную соляную кислоту.

Зажгли лучинку и внесли её в пробирку.

Опыт 3.

В пробирку налили 2 мл хлорида железа (III), затем несколько капель раствора роданида калия.

Опыт 4.

В пробирку налили 2 мл раствора карбоната натрия, затем несколько капель раствора хлорида кальция.

4. Приведите в порядок своё рабочее место.

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 5

Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе

Цель работы: научиться готовить раствор вещества, рассчитывать массовую долю данного вещества в растворе.

Оборудование: мерный цилиндр на 50 мл, коническая колба на 100 мл, стеклянная палочка лабораторные весы.

Реактивы: дистиллированная вода, сахарный песок.

Ход работы

1. Инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянной посудой.

2. Выполните работу

  • отмерьте мерным цилиндром 50 мл дистиллированной воды и влейте в коническую колбу;
  • взвесьте на лабораторных весах чайную ложку сахарного песка, растворите его в колбе с водой;
  • рассчитайте массовую долю сахара в растворе;
  • рассчитайте число молекул сахара в полученном растворе

Дано :

m (сах.) =

V (воды)= 50мл.

______________

Ѡ (сах.) - ?

m (воды) - ?

N (мол. сах.) - ?

3. Оформите отчёт о работе

4. Приведите в порядок своё рабочее место.

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 6

Ионные реакции

Цель работы: провести качественные реакции на вещества, совершенствовать умения объяснять наблюдения и результаты проводимых химических опытов, закрепить умение записывать Продолжить отработку навыков составления уравнений химических реакций.

Оборудование: штатив с пробирками

Реактивы: растворы хлорида натрия, нитрата серебра карбоната аммония, хлорида кальция, хлорида меди и гидроксида натрия.

Ход работы

1. Инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянной посудой, химическими веществами. Оказание первой помощи при попадании щелочи на кожу, глаза

2. Выполните опыты

3. Оформите таблицу

Что делали

Наблюдения

Выводы и ответы на вопросы.

Полное и сокращённое ионные уравнения реакции.

Опыт 1.

В пробирку налили 1-2 мл раствора хлорида натрия, затем по каплям добавили раствор нитрата серебра

Опыт 2.

В пробирку налили 1-2 мл раствора карбоната аммония, затем добавили 1-2 мл раствора хлорида кальция

Опыт 3.

В пробирку налили 1-2 мл раствора хлорида меди, затем добавили 1-2 мл раствора гидроксида натрия

4. Приведите в порядок своё рабочее место.

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 7

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Цель работы: изучить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. Продолжить отработку навыков составления уравнений химических реакций.

Оборудование: штатив с пробирками

Реактивы: азотная кислота, разбавленная серная кислота.

растворы сульфата меди (II), хлорида калия, гидроксида натрия, фосфата натрия, сульфита натрия, карбоната натрия, фенолфталеина.

Ход работы

1. Инструктаж по технике безопасности

2. Выполните опыты

3. Оформите таблицу

Что делали

Наблюдения

Выводы и ответы на вопросы.

Полное и сокращённое ионные уравнения реакции.

Опыт 1.

В две пробирки налили по 1-2 мл раствора: 1 - сульфата меди (II), 2 – хлорида калия. Затем в каждую пробирку добавили: 1 – немного раствора гидроксида натрия, 2 – раствора фосфата натрия

Опыт 2.

В две пробирки налили по 1-2 мл растворов сульфита натрия и карбоната натрия соответственно. Затем в каждую из них прилили немного азотной кислоты.

Свойства кислот, оснований, и солей

Цель работы: применить знания, полученные при изучении классификации и химических свойств оксидов, оснований, кислот для объяснения проделанных опытов. Продолжить отработку навыков составления уравнений химических реакций.

Оборудование: штатив с пробирками

Реактивы: разбавленная соляная кислота, гранула цинка, оксида меди (II); карбоната натрия, хлорида железа (III), гидроксида натрия, гидроксида калия.

Ход работы

1. Инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянной посудой, химическими веществами. Оказание первой помощи при попадании щелочи или кислоты на кожу, глаза.

2. Выполните опыты

3. Оформите таблицу

Что делали

Наблюдения

Выводы и ответы на вопросы.

Полное и сокращённое ионные уравнения реакции.

Опыт 1.

В пробирку с гранулой цинка прилили 1-2 мл соляной кислоты.

В пробирку прилили 1-2 мл раствора гидроксида меди (II), прилили 1-2 мл соляной кислоты.

Продолжить отработку навыков составления уравнений химических реакций.

Оборудование: штатив с пробирками

Реактивы: гранулы цинка, азотная кислота, разбавленные серная и соляная кислоты; растворы: хлорида магния, гидроксида натрия, сульфата калия, карбоната натрия, фосфата калия, хлорида цинка, сульфата меди (II).

Ход работы

1. Инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянной посудой, химическими веществами. Оказание первой помощи при попадании щелочи или кислоты на кожу, глаза.

2. Выполните опыты

3. Оформите таблицу

Что делали

Наблюдения

Выводы и ответы на вопросы.

Полное и сокращённое ионные уравнения реакции.

Опыт 1.

В пробирку налили по 1-2 мл разбавленной серной кислоты и опустили в неё гранулу цинка.

Опыт 2.

В 4 пробирки налили по 1-2 мл раствора хлорида магния. Затем в каждую из них прилили растворы: 1 – гидроксида натрия, 2 – сульфата калия, 3 -карбоната натрия, 4 - фосфата калия

Опыт 3.

Слили попарно растворы: 1 – карбоната натрия и соляной кислоты, 2 – хлорида цинка и азотной кислоты, 3 – сульфата меди (II) и азотной кислоты. Немного нагрели растворы и осторожно изучили запах в пробирках.

4. Приведите в порядок своё рабочее место.


Практическая работа №1

«Приемы обращения с лабораторным оборудованием».

Дата: 21 02.2011г, 8 «а» класс.

Образовательная цель : знать названия предметов лабораторного оборудования; освоить приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Развивающая цель: мышление через постановку вопросов в ходе работы и ответы на вопросы.

Воспитательная цель : воспитывать коммуникативные отношения при работе в паре согласно инструкции; соблюдать дисциплину при выполнении работы.

Оборудование : лабораторный штатив, спиртовка, посуда: пробирки, колбы, химические стаканы; фильтры, воронки, прибор для получения газов.

Дидактический материал: инструкция для работы в паре; таблица «Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории».

Этапы

Цель учителя

Цель ученика

Действия ученика

Форма

Результат

1.Актуализация

Включить учащихся в деятельность

1.Принять цель

2.Познакомится с планом работы

1.Записывает тему урока.

2.Участвует в обсуждении темы.

Фронтальная, индивидуальная

Учащиеся готовы к работе.

2.Практическая работа №1.

10мин.

Знать названия предметов лабораторного оборудования; освоить приемы обращения с лабораторным оборудованием.

1.Чертят таблицу в тетради.

Индивидуальная.

Таблица в тетради.

2.1.Читают правила техники безопасности при работе в химической лаборатории на с.174 в учебнике.

2.2.Сравнивают с правилами в инструкции.

2.3..Задают вопросы.

2.4.Раписываются в журнале по ТБ.

Парная

Ознакомлены с правилами по ТБ.

3.1.Изучают устройство лабораторного штативы.

3.2.Выполняют задание, указанное в инструкции.

3.3.Делают схематический рисунок и подписывают части.

Парная

В таблице заполнены графы.

2.3.Читают ст. «Использование лабораторного штатива».

Выполняют описанные в ней действия.

Парная

Собран штатив и закреплена пробирка.

3.1.Читают ст. «Приемы работы со спиртовкой».

3.2.Оформляют таблицу.

Парная

В таблице заполнены графы.

4.1.Читают ст. «Посуда».

Парная

В таблице заполнены графы.

3.Рефлексия

Соотнести цель с результатами работы на уроке.

Определить своё место в уроке и оценить свою деятельность.

Фронтальная

Результат соответствует цели урока.

4.Итог урока

Оценить деятельность учащихся

Самооценка

Выставляют оценки в карту знаний.

Фронтальная

1.Устная оценка деятельности всех учащихся.

2.Практическая работа оформлена в тетрадях.

Инструкция для учащихся:

1.Прочитай инструкцию по технике безопасности при работе в химической лаборатории на с.174-175.

2.Обсудите вопросы, возникшие после чтения. Сформулируйте их для учителя. Задайте вопросы учителю.

3.Распишитесь в журнале по ТБ.

4.Начертите таблицу в тетради.

5.На с. 175 прочтите текст «Устройство лабораторного штатива».

6.Сделайте схематический рисунок и подпишите части.

7.Используя текст «Использование лабораторного штатива» закрепите в лапке штатива пробирку под углом в 45 градусов и на расстоянии 15см от стола. Ответьте на вопрос: Как правильно расположить винт муфты на стержне штатива? Как правильно закрепить пробирку?

8. Прочтите текст «Приемы работы со спиртовкой». Сделайте рисунок и подпишите части. Ответьте на вопросы: Как спиртовку зажигают? Как спиртовку гасят?

9. Прочтите текст «Посуда». Сделайте рисунок, подпишите название. Ответьте на вопросы: Сколько должно быть жидкости в пробирке при перемешивании? Что запрещается? Когда используют воронку? Как готовят фильтр к фильтрованию? Какой объем жидкости должен быть в чашке для выпаривания? Как готовится прибор для получения газов к работе?

10.Сделайте вывод по итогам работы.

Таблица №1

Название этапа работы

Рисунок и название частей оборудования.

Приемы работы с лабораторным оборудованием.

Приемы работы с лабораторным штативом

1.Винт, закрепляющий муфту находится справа от стержня штатива, а стержни лапки укреплялись бы так, чтобы их поддерживал не только винт, но и муфта.

2.Пробирку закрепляют ближе к горлышку.

3.Пробирка укреплена правильно, если ее можно повернуть в лапке без больших усилий.

Приемы работы со спиртовкой

1.Нельзя зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки.

2.Гасят спиртовку накрывая ее колпачком с боку.

Приемы работы с посудой.

1.Высота столбика жидкости при перемешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см.

3.Фильтр перед употреблением смачивают.

4.В чашку наливают 1/3 объёма для выпаривания.

5.Проверить прибор на герметичность.

Вывод: освоил приемы работы с лабораторным оборудованием.

Практическая работа № 1

по теме: « »

Цель работы:

Оборудование:

Ход работы

1. Устройство штатива

2.Устройство спиртовки

3.Посуда

4.Фильтрование

3. вложить в воронку;


«8 класс»

Практическая работа № 1

по теме: « Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами »

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы: Познакомиться с устройством и основными приемами обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование: Штатив, спиртовка, лабораторная посуда.

Ход работы

1. Устройство штатива (нарисовать штатив, обозначить его составные части)

2.Устройство спиртовки (нарисовать спиртовку, обозначить её составные части)

3.Посуда (нарисовать пробирки, колбы, химический стакан)

4.Фильтрование

1. приготовить фильтровальную бумагу;

2. смочить фильтровальную бумагу;

3. вложить в воронку;

4. жидкость наливают, по стеклянной палочке, направляя её на стенку воронки;

5. фильтрат, стекает по стенке стакана, а не в центр, чтобы не выплёскивался.

Найти в тексте определения фильтрата, осадка и процесса фильтрования.

Практическая работа №2

по теме: « Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание »

Цель: наблюдать физические и химические явления при горении свечи.

Оборудование: предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель.

    Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

    Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.

    Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.

Первая помощь при ожогах:

Первая помощь при порезах:

Опыт №1. Физические явления при горении свечи.

Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?

Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.

Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б ), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.

Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б ), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.

Практическая работа № 3

по теме: « Анализ почвы и воды »

Цель: определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.

Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, стеклянный цилиндр с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага.

Инструкция по технике безопасности:

    Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

    В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Опыт №1. Механический анализ почвы.

В пробирку помещена почва. Прилейте к ней воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты. Наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку(почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки (т/б ) до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.

Практическая работа № 4

по теме: « Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе »

Инструктаж по технике безопасности

Цель: научиться взвешивать на лабораторных весах, определять объем жидкости с помощью мерного цилиндра, приготовлять раствор с определенной массовой долей вещества.

Оборудование и реактивы: химический стакан, палочка для перемешивания, мерный цилиндр, лабораторные весы, разновесы; сахар, вода.

Порядок выполнения работы

    Рассчитайте массу сахара и массу воды, необходимые для приготовления необходимого вам раствора используя формул:

m (вещества) = m (раствора) · ω(вещества)

m (H 2 O ) = m (раствора) - m (вещества)
Расчеты приведите в отчете о практической работе.

    Определите объем воды, соответствующий вычисленной массе, используя формулу: V = m · ρ. Помните, что для воды ρ = 1 г/мл.
    Расчет приведите в отчете о практической работе.

    С помощью мерного цилиндра отмерьте вычисленный объем воды. Перелейте воду в химический стакан.

    На лабораторных весах взвесьте вычисленную массу сахара. Всыпьте сахар стакан с водой.

    Перемешайте содержимое химического стакана до полного растворения сахара.

    Сделайте вывод о том, что необходимо для приготовления раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

Практическая работа № 5

по теме: « Признаки химических реакций »

Цель: рассмотреть примеры химических реакций и выявить их признаки.

Оборудование: пробирки, медная проволока, спиртовка, оксид меди (II), раствор серной кислоты, мрамор, раствор соляной кислоты, растворы хлорида железа (III) и роданида калия, растворы сульфата натрия и хлорида бария.

Инструкция по технике безопасности:

    Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров.Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

    Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

    Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

    Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

    Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.

    Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.

    Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.

Первая помощь при отравлении солями бария:

Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.

Опыт №1 Прокаливание медной проволоки.

Зажгите спиртовку. Возьмите тигельными щипцами медную поволоку и внесите ее в пламя. Через некоторое время уберите проволоку из пламени. Что наблюдаете?

Опыт №2 Взаимодействие карбоната натрия с соляной кислотой.

Положите в небольшой химический стакан немного карбоната натрия. Налейте в химический стакан столько соляной кислоты, чтобы карбонат натрия покрылся ею. Что наблюдаете?

Зажгите лучину и внесите ее в стакан. Что наблюдаете?

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №3 Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия.

Положите в пробирку немного хлорида аммония. Налейте в пробирку столько раствора гидроксида натрия, чтобы хлорид аммония покрылся ним. Тщательно встряхните. Осторожно понюхайте содержимое пробирки.

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №4 Взаимодействие сульфата меди ( II ) с гидроксидом натрия.

Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия, а затем добавьте в неё 2-3 капли сульфата меди (II ). Что наблюдаете?

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №5 Взаимодействие гидроксида меди ( II ) с соляной кислотой.

К гидроксиду меди (II ) прилейте немного раствора соляной кислоты. Осторожно встряхните. Что наблюдаете?

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №6 Горение спирта

Налейте в чашку 2 мл этилового спирта. Осторожно подожгите его. Что наблюдаете? Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №7 Разложение малахита

Насыпьте в пробирку небольшое количество малахита. Нагрейте его в пламени спиртовки. Что наблюдаете?

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Что делали

Наблюдения

(признак химической реакции)

Практическая работа № 6

по теме: « Свойства кислот, оснований, оксидов и солей »

Цель: осуществить на практике реакции, характеризующие свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками; серная кислота , фосфорная кислота , цинк , железо , оксид меди (II ) , гидроксид натрия , нитрат серебра , хлорид бария , карбонат натрия , фосфат натрия , хлорид меди (II ) , фенолфталеин.

Инструктаж по технике безопасности:

Ход работы

Что делали

Опыт 1

Опыт 2

Порядок выполнения работы

Опыт 1. Осуществите реакции, характеризующие свойства раствора серной кислоты:

а) кислота + металл = соль + H 2

б) кислота + основный оксид = соль + Н 2 О

в) кислота + основание = соль + Н 2 О

г) кислота + соль = соль + кислота

Опыт 2 . Проделайте реакции, характеризующие свойства хлорида меди (II ):

а) соль + металл = соль + металл

б) соль + щелочь = основание ↓ + соль

в) соль + кислота = соль + кислота

г) соль + соль = соль + соль↓

Составьте уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде.

Практическая работа № 7

по теме: « Решение экспериментальных задач »

Цель: экспериментальным путем осуществить поставленные задачи.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками; сульфат меди (II ) , гидроксид натрия , хлорид бария , сульфат натрия , сульфат магния , карбонат натрия , соляная кислота , фенолфталеин.

Инструктаж по технике безопасности

Ход работы

Что делали

Наблюдения и уравнения химических реакций

Вывод о типе химической реакции

Опыт 1.

Опыт 2.

Порядок выполнения работы

Опыт 1. Осуществите реакции, схемы которых даны:

а) Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4

б) CO 3 2- + 2H + = H 2 O + CO 2

в) ОН - + Н + = Н 2 О

В таблицу запишите наблюдения и уравнения реакций в молекулярном полном и сокращенном и ионном виде.

Опыт 2. Пользуясь растворами, находящимися на столе, получите:

а) гидроксид меди (II )

б) карбонат магния

Наблюдения запишите в таблицу. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Просмотр содержимого документа
«9 класс»

Практическая работа № 1

по теме: « Осуществление цепочки химических превращений »

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : Решение экспериментальных задач, состоящих из цепочки превращений.

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы (1в.) : Сульфат магния MgSO 4 , щелочь NaOH , хлорид бария ВаCl 2 .

Реактивы (2в.) : Сульфат меди CuSO 4 , щелочь NaOH , соляная кислота HCl , Fe (скрепка).

Вариант 1: MgSO 4 – MgCl 2 – Mg (OH ) 2 - MgSO 4

Уравнения реакций

MgSO 4 +

Mg 2+ + SO 4 2- +

MgCl 2 +

Mg 2+ + 2Cl - +

Mg (OH ) 2 +

Вывод:

Вариант 2: CuSO 4 –Cu (OH ) 2 – CuO – Cu

Уравнения реакций

CuSO 4 +

Cu (OH ) 2

CuO +

Вывод:

Практическая работа № 2

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»