Рыцари революции. Воспоминания о питонской жизни на «Авроре

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

«Аврора» - крейсер 1-го ранга Балтийского флота, известный своей ролью в Великой Октябрьской социалистической революции, был построен по кораблестроительное программе 1895 г.
Заложен крейсер Аврора 23 мая 1897 г. в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе Новое Адмиралтейство. Почти одновременно были спущены на воду три новеньких крейсера, построенные под руководством инженера Константина Токаревского: «Диана», «Паллада» и «Аврора».
Свое имя крейсер получил в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского.

Ирония истории - возвестивший революцию крейсер, торжественно спущен на воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде Императора Всероссийского Николая Второго, в присутствии двух императриц и многочисленных членов Императорской фамилии.
Другая ирония истории - крейсер-символ революции, как проект, конструктивно, был мягко говоря, не самый удачный - машины оказались маломощными, броня тонкой, а артиллерия была слабее, чем у иностранных аналогов. В то время на флоте можно было услышать такую шутку: «Низкая скорость и немного пушек - вот что отличает «Аврору» от обычного парохода».

Тип и функциональное предназначение крейсера «Аврора»

Функционально этот тип крейсеров предназначался для выполнения роли разведчика и борьбы с торговым судоходством противника на небольшом удалении от баз, а также для поддержки броненосцев в эскадренном бою. Однако, вследствие недостаточной для крейсера дальности плавания, невысокой скорости, сравнительно слабого вооружения и брони, с 1908 г. Был призван выполнять функции учебного крейсера.
Конструктивно относился к типу бронепалубных крейсеров, тактически - к крейсерам-истребителям торговли. Её экипаж составлял почти шестьсот человек. Корпус был обшит медью, - против обрастания ракушками.

История крейсера «Аврора»

18 сентября 1903 года «Аврора» вступила в строй.
25 сентября (8 ноября) 1903 года «Аврора» вышла из Кронштадта на Дальний Восток, после захода в Портленд в начале октября прибыла в Средиземное море и 25 октября прибыла в порт Специя (Италия), где присоединилась в море к отряду кораблей контр-адмирала А. А. Вирениуса, следующему на Дальний Восток для усиления Порт-Артурской эскадры. Во время стоянки в Джибути (Французское Сомали) в связи с началом русско-японской войны весь отряд 2 февраля 1904 г. был отозван на Балтику.
При подготовке к новому походу крейсер получил три пулемета системы «Максим», 25-мм бронещитки для орудий главного калибра и новую радиостанцию фирмы «Телефункен» с дальностью связи до 100 миль.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

17 апреля 1904 г. корабль был перечислен в состав 2-й эскадры флота Тихого океана. 29 августа в составе этой эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского вышел из Кронштадта в Тихий океан на театр военных действий Русско-японской войны.
«Аврора» был в числе тех судов, которые приняли участие в Цусимском сражении, разыгравшемся 14–15 (27–28) мая 1905 г. в составе 2-й эскадры флота Тихого океана вице-адмирала З. П. Рожественского с японским флотом адмирала Х. Того.

Участие крейсера «Аврора» в Цусимском сражении

В начале дневного боя 14 мая крейсер следовал вторым за флагманским крейсером отряда «Олег», прикрывая колонну транспортов с востока. В составе своего отряда вместе с разведывательным отрядом вступил в бой с 3-м и 4-м японскими боевыми отрядами, а также с 6-м японским боевым отрядом. Около 16:00 попал под огонь двух броненосных крейсеров 1-го японского боевого отряда, получил серьезные повреждения и дополнительно вступил в бой с 5-м японским боевым отрядом. Около 16:30 вместе с отрядом ушел под защиту нестреляющего борта русских броненосцев, но в 17:30-18:00 принял участие в последней фазе крейсерского боя.

В этом бою корабль получил около 10 попаданий снарядами калибра от 8 до 3-х дюймов, экипаж потерял 15 человек убитыми и 83 ранеными. Погиб командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев - он был смертельно ранен попавшим в боевую рубку осколком снаряда. Командование «Авророй» принял старший офицер капитан 2 ранга А. К. Небольсин, сам раненый. Крейсер получил 37 пробоин (из них 13 небольших вблизи от ватерлинии), но не выводивших его из строя. Серьёзно повреждены были дымовые трубы, затоплено отделение носового минного аппарата и несколько угольных ям передней кочегарки. На крейсере было потушено несколько пожаров. Вышли из строя все даьлнемерные станции, четыре 75-мм и одно 6-дм орудие.

Ночью 14/15 мая, следуя за флагманом отряда, форсировал ход до 18 уз., в темноте оторвался от преследования противником и развернулся на юг. После нескольких попыток повернуть на север, отражая торпедные атаки японских миноносцев, два корабля отряда О. А. Энквиста - «Олег» и «Аврора» - с присоединившимся к ним крейсером «Жемчуг» 21 мая пришли в нейтральный порт Манила (Филиппины, протекторат США), где были интернированы 27 мая 1905 года американскими властями до конца войны. С команды была взята подписка о неучастии в дальнейших военных действиях. Для лечения заболевших и раненых как на переходе на Дальний Восток, так и в ходе и после боя на корабле использовался рентгеновский аппарат - это было первое в мировой практике применение рентгеноскопии в корабельных условиях.

Крейсер «Аврора» и революция 1917 года

Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий двух революций в 1917 году. Находясь в тесном контакте с рабочими завода, матросы крейсера «Аврора» были вовлечены в революционную агитацию. Этому способствовала общая обстановка в России, которую война поставила на грань катастрофы. 27 февраля (12 марта) экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде из пистолетов; были раненые. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся Февральской буржуазно-демократической революции, матросы вместе с рабочими подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию.

«Аврора» была самым крупным кораблём, способным пройти невский фарватер. Революционные лидеры поставили перед экипажем задачу удерживать Николаевский мост от возможного захвата отрядами Временного правительства.

По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету. Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года: в ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города. 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведённый по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца, где располагалось Временное правительство.

Впрочем, есть сведения, что выстрел «Авроры» прозвучал задолго до штурма Зимнего дворца. Накануне восстания на крейсере побывал секретарь военного революционного комитета Антонов-Овсеенко. Согласно инструкции перед штурмом Зимнего с Петропавловской крепости должны были подать сигнал. На «Авроре» ждать сигнала устали и решили привлечь внимание, - мол, ну когда уже? - вот и дали холостой выстрел.

После октябрьской революции «Аврора» стал единственным кораблём царского флота, которому оставили родное имя. В двадцать третьем году крейсер вновь стал учебным.
После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. В 1918 году в России началась гражданская война. Летом 1918 года крейсер, которые уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были сняты и отправлены в Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков крейсера ушла частью на фронты гражданской войны, частью просто по домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на долговременное хранение (законсервирован).

Крейсер «Аврора» в годы Великой отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны личный состав и орудия «Авроры» участвовали в героической обороне Ленинграда. Всю войну крейсер провёл в Ораниенбауме под Ленинградом. Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта. С первых же дней блокады города он огнём своей зенитной артиллерии отражал атаки немецкой авиации. Зимой «Аврора» продолжала служить плавучей базой соединения подводных лодок. После полученных им 30 сентября 1941 года повреждений от попадания артиллерийских снарядов был посажен на грунт на ровном киле в Ораниенбаумской гавани. Оставшиеся орудия с него были выгружены, но до самого конца войны «Аврора» не спускала Военно-морской флаг СССР.

Крейсер «Аврора» после Великой Отечественной войны

Ещё до окончания войны в 1944 году было приято решение о восстановлении крейсера как памятника активного участия моряков в Революции 1917 года. «Аврора» была поднята в 1944 году и в 1945–1947 годах прошла капитальный ремонт, в ходе которого внешний вид корабля был приближен к его виду в 1917 году. Были установлены 152-мм орудия Канэ, однотипные с теми, что стояли в 1917 году на корабле, но, к сожалению, в арсеналах удалось найти пушки только на сухопутных станках. Корабельные щиты для них были выполнены по рисункам ветеранов-авроровцев. Подводная часть корпуса была сделана водонепроницаемой при помощи бетонной «рубашки», одетой на внутреннюю поверхность обшивки корабля. Энергетическая установка была снята, за исключением двух котлов для отопления и средней паровой машины, оставленной в качестве учебного пособия. Были восстановлены надстройки, в том числе полностью заменены дымовые трубы, сильно поврежденные во время войны.

В итоге корабль стал полноценной учебной базой для воспитанников Нахимовского училища, против здания которого на реке Большой Невке в Ленинграде корабль торжественно занял свое место 17 ноября 1947 года. Будущие офицеры Военно-Морского Флота получали на «Авроре» первичные морские навыки: они участвовали в судовых работах, несли службу корабельных нарядов.

Мемориальный корабль крейсер «Аврора»

При советской власти крейсер «Аврора» стал учебным и почитался как один из символов революции. Во время ремонта, в 1945–46 гг. крейсер участвовал в съемках кинофильма «Крейсер Варяг», играя роль «Варяга».
Музей на корабле начал создаваться с 1950 г. силами личного состава, ветеранов-авроровцев, энтузиастов. В 1956 году было принято решение придать корабельному музею статус филиала Центрального военно-морского музея. С 1961 года «Аврора» перестала быть учебной базой, и бывшие кубрики воспитанников училища были переданы музею, штат которого увеличен до 5 человек.

Музей на крейсере «Аврора»

Для простых посетителей были открыты верхняя палуба и полубак с 152-мм орудием, а также помещения корабельного музея. Остальные корабельные помещения были недоступны. Одновременно с музеем на судне была оставлена (и остаётся до настоящего дня) и команда из 50 матросов и офицеров для охраны корабля и обслуживания механизмов, так что сам крейсер и музей на крейсере - разные, хотя и дружественные, организации. Текущие ремонты корабля производились в 1957–1958 и 1966–1968 годах. В 1968 году крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской Революции.

Ремонт и реставрация крейсера «Аврора»

В конце 1980-х гг. корпус корабля стал остро нуждаться в капитальном ремонте. В 1984–1987 годах на крейсере был произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование. В результате ремонта крейсера:
Подводная часть корпуса корабля (1,2 м выше ватерлинии) была сочтена неремонтопригодной; её отрезали и передали в разделку. Отрезанная нижняя часть была отбуксирована в Финский залив на недостроенную военно-морскую базу Ручьи и затоплена вблизи побережья. Взамен была изготовлена новая сварная подводная часть (макет). Деревянная и медная обшивки не воссоздавались. Винты отсутствуют.

Надводная часть была разделена на четыре секции, которые были установлены на новой подводной части. В машинном отделении правой и левой машин сделали котельное отделение и поместили туда макеты двух котлов системы Бельвиля-Долголенко. Кормовая главная машина была приведена в порядок и установлена на своём месте. Карапасная палуба была изготовлена заново. На неё была возвращена большая часть старых броневых листов (кроме нижнего пояса).
Надстройки были установлены на свои места и в основном внешне декорированы под вид корабля, каким он был в 1917 году. Трубы и мачты были изготовлены заново, поскольку старые также были «новоделом». Орудия решили оставить на береговых станках.

Практически все внутренние помещения корабля перепланированы. На батарейной палубе размещается музей, отсек музейных сотрудников, пищеблок команды с камбузом, жилой блок офицеров, кают-компания и командирский салон. Ниже, на жилой палубе, расположены новые жилые помещения команды. Все жилые блоки оборудованы согласно требованиям обитаемости на современном Военно-Морском Флоте. В двух кормовых машинных отделениях организовано машинно-котельное отделение со вспомогательными механизмами и дополнительно размещенными боевыми пародинамо-машинами. Помещения котельных отделений занимают современные ПЭЖ (пост энергетики и живучести), электростанция, кондиционеры, водогрейные котлы для бытовых нужд, дизель-генераторы, водоотливная станция, система пожаротушения и другое оборудование. Неперепланированными остались румпельное отделение, отделение рефрижераторной машины и центральный пост.

Крейсер «Аврора» сегодня

После ремонтно-восстановительных работ «Аврора» 16 августа 1987 г. была возвращена на место своей стоянки - у Нахимовского ВМУ. В настоящее время на корабле помимо научных сотрудников служит команда из 6 офицеров, 12 мичманов и 42 матроса.

Адрес и режим работы музея крейсер «Аврора». Экскурсии по крейсеру «Аврора»

Адрес: 197046, Санкт-Петербург, Петровская наб., крейсер «Аврора»; тел. 230–8440
Проезд: Ст. м. «Горьковская», трамв. 2, 6, 30, 63
Режим работы: Ежедневно с 10.30 до 16.00, кроме понедельника и пятницы
Экскурсии: вход на крейсер бесплатный; тематические экскурсии в подводную часть корпуса и машинно-котельное отделение оплачиваются отдельно.

Самое страшное в мире оружие - это пушка "Авроры": один выстрел - и 70 лет разрухи (Анекдот).

Октябрьская революция началась штурмом Зимнего дворца, а штурм начался с залпа "Авроры" и стал началом новой эпохи - социалистической. Так учили советских школьников в 1930-80-е гг. Сейчас в исторической науке начала преобладать мысль, что никакой революции не было, а был переворот. Однако оставим историкам и философам окончательное решение этого вопроса, а попытаемся ответить на вопрос более простой: был ли вообще ночью 25 октября 1917 года исторический залп?

Ответ, в общем-то, дан давно: «Аврора» не стреляла по Зимнему. По крайней мере, 25 октября (7 ноября) 1917 года. Не стреляла ни боевым, ни холостым.

Если бы она бахнула боевым, от Зимнего дворца (ныне Эрмитажа) не осталось бы даже воспоминания. Носовое орудие «Авроры» калибра 150 мм - это даже по нынешним временам оружие внушительной мощи.

Для сравнения: 150-мм пушка сейчас устанавливается на танках "Армата" только по требованию заказчика, штатная пушка - 100 мм. В 1941 году пушки «Авроры» обороняли Ленинград в районе Дудергофских высот. При прямом попадании снаряда немецкий лёгкий танк Pz-III просто раскалывало или сминало. И немудрено: такие орудия предназначались для борьбы с крейсерами, линкорами, дредноутами.

Наводчик Борис Яковлев со второго снаряда смял танк. Именно смял. Слово "подбил", такое точное для противотанковых пушек, совсем не подходит для авроровского главного калибра. Снаряды, обладавшие огромной мощностью, обрушивались, как ураган, разнося вдребезги все на своем пути (Чернов Ю.М. Судьба высокая «Авроры». - М.: Политиздат, 1983).

Что же мы видим в первом пропагандистском фильме режиссёра Михаила Ромма "Ленин в октябре" (1937)? Выстрел, якобы послуживший сигналом к штурму, не причинил ни малейшего вреда фонарю, рядом с которым взорвался снаряд.

В более раннем фильме "Октябрь" Сергея Эйзенштейна (1927) выстрел "Авроры" - не более чем второстепенный эпизод. В этом (куда более правдивом фильме) «Аврора» стреляет уже тогда, когда перестрелка между революционными силами и защитниками Временного правительства идёт полным ходом.

Вполне очевидно, что «Аврора» не стреляла по Зимнему боевым снарядом. Вполне доказано, что холостой выстрел был. Но вот зачем он был дан, окончательно не установлено до сих пор.

Существует документ: распоряжение Исполнительного Комитета Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов № 1253 от 24.10.17 г. о задаче восстановления движения на Николаевском мосту. По всей видимости, это и было задачей крейсера: не дать возможности защитникам Временного правительства, разведя мосты, отрезать революционные силы по другую сторону Невы от Дворцовой площади.

Видимо, выстрел служил сигналом для революционного штаба, что приказ выполнен: мосты сведены, движение по Николаевскому мосту обеспечено. На этом участие "Авроры" в революции закончилось.

По мнению члена Центрального комитета Балтийского флота матроса Н. А. Ховрин, не выйти на рейд и не исполнить приказ Военно-революционного комитета авроровцы не могли, поскольку боялись расправы матросов-большевиков из Кронштадта и Гельсингфорса. В случае же неудачи переворота авроровцы могли оправдаться тем, что снаряд был холостым. (В. Д. Доценко. Мифы и легенды Российского флота. М.: АСТ, Полигон, 2004). Однако эта версия вызывает сомнение: есть свидетельства, что большая часть команды крейсера была на стороне Военно-революционного комитета. Действия авроровцев под командованием лейтенанта Эриксона контролировались и неоднократно проверялись представителями ВРК, комиссаром Белышевым.

Возможно (но не факт), что второй задачей крейсера было психологическое воздействие на Временное правительство и его защитников (из воспоминаний участников известно, что после выстрела ударницы женского "батальона смерти" начали сдаваться). Холостого для этих целей было вполне достаточно. Распоряжения стрелять по Зимнему совершенно точно не отдавалось, хотя не исключено, что оно могло бы последовать в случае возникновения проблем - например, если бы казачья батарея не покинула заблаговременно ряды защитников "последнего оплота буржуазии", а открыла по восставшим огонь. Впрочем, и тогда большевики могли обойтись без 150-мм пушек - сил в их распоряжении было предостаточно, включая броневики, артиллерию Петропавловской крепости и добрый десяток кораблей в Неве, помимо «Авроры».

Как одно из доказательств неучастия "Авроры" в обстреле Зимнего часто называется положение крейсера: между ним и дворцом оказались мост и дома, поэтому он якобы не мог стрелять по Зимнему физически. При необходимости "Аврора", конечно же, могла пройти под разводным мостом по заранее промерянному фарватеру, встать бортом к Дворцовой набережнойнапротив Зимнего и расстрелять его в упор. Но в том-то и дело, что необходимости такой не возникло. К моменту "штурма" Зимний защищали только три юнкерские роты, пять офицеров и "Женский ударный батальон смерти" (130 человек).

Однако петроградская пресса, которая в те дни далеко не вся сочувствовала большевикам, на следующий день после штурма стала писать о снарядах, попавших в Зимний дворец.

«Петроградская газета» № 252, воскресение, 5 ноября 1917 года: ДНЕВНИК ПЕРЕВОРОТА <...тие крейсера «Аврора»> <...9 ч. Вечера с вошедшего в воды> <…крейсера «Аврора» и миноносцев> <…обстрел Зимнего дворца. Предва-> <…но было дано три холостых выстрела.> < к стрельбе из орудий в ночь с 25-го на 26-ое октября> <снаряды попали в Зимний дворец и в дома: на Демидовом пер., Гороховой ул., Забалканском пр., на второй роте измайловского полка. Стрельба из орудий началась 25 октября с десяти часов вечера.>
Сразу же после переворота по Петрограду распространились слухи о том, что из орудий «Авроры» большевики обстреливали Зимний дворец - творение Растрелли - боевыми снарядами. 27 октября в газете «Правда» моряки-авроровцы опубликовали письмо: «Команда крейсера "Аврора" выражает протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений непроверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защищать от контрреволюционеров и, если нужно, умереть за свободу и революцию. Печать пишет, что "Аврора" открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц? К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам... Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности». (В. Д. Доценко. Мифы и легенды Российского флота. М.: АСТ, Полигон, 2004)

Усомниться здесь можно разве что в словах о сигнале для всех судов. На кораблях, вошедших в Неву вслед за «Авророй» (эскадренных миноносцах «Забияка» и «Самсон», сторожевике «Ястреб») имелись радиостанции и специальные сигнальные средства.

Повреждения, которые обнаружили в крыше и помещениях "Эрмитажа", очевидно, на совести пушек Петропавловской крепости, которые тоже приняли участие в Октябрьской революции, сделав 35 выстрелов.

Ещё один аргумент против «сигнала к штурму» - несовпадения в хронологии.

Как уже неоднократно замечалось в исследованиях на эту тему, выстрел был между 21 и 22 часами вечера (обычно называют время 21:40), а "штурм" начался в 23 часа и закончился около нуля часов. До "штурма" начиная с 21 часа уже вёлся винтовочно-пулеметный обстрел дворца, а также наблюдалось беспорядочное перемещение групп солдат и матросов в районе Дворцовой площади. Неоднократно высказывались мнения, что никакого штурма не было вообще: дворец защищали только со стороны фасада, а революционные силы, а также зеваки и мародёры беспрепятственно проникали внутрь через подвальные окна и один из подъездов, двери которого оказались не заперты.

Наконец, само понятие "залп" является лексической ошибкой. «Аврора» не стреляла залпом - против здания такая стрельба, суть которой в большой плотности огня, не имеет смысла. Тем не менее, «залп Авроры» стал устойчивым выражение и даже названием фильма (1965).

Миф об "историческом залпе Авроры" понадобился Сталину в рамках монументализации революционной истории. Так же, как и "штурм Зимнего", которого, по всей видимости, на самом деле также не было (но это уже другая история). Эпизод с выстрелом на долгие годы стал в сознании советских людей кульминацией событий осени 1917 года, а «Аврора» приобрела статус «крейсера революции» и корабля номер 1 советских ВМФ, став на вечную стоянку близ места исторических событий.

Пожалуй, можно согласиться с теми, кто считает роль "Авроры" в Октябрьской революции невероятно преувеличенной.

Участник восстания в Петрограде, член большевистской партии с 1915 г. Н. А. Ховрин писал: «Холостой выстрел "Авроры" вырос в... залп! А на деле все, что писалось и пишется об "Авроре" и матросах в пулеметных лентах, является от начала и до конца искажением действительности истории. Спустя 15-20 лет холостой выстрел начинают называть сигналом к общему штурму Зимнего дворца, а мы, участники этого штурма, узнаем об этом сигнале 15-20 лет спустя... Итак, кроме холостого выстрела, у "Авроры" нет ничего более активного, и все попытки доказать, что крейсер этот играл чуть ли не ведущую роль в восстании, ни на чем не основаны и являются сплошной выдумкой... (В. Д. Доценко. Мифы и легенды Российского флота. М.: АСТ, Полигон, 2004)

Михайлов Андрей 23.09.2014 в 19:22

Легендарный крейсер "Аврора" отправился в очередной (сложно сказать, в какой по счету ) ремонт. Чего только не пережил крейсер на своем веку: выстоял в Русско - японской войне, сражался в Первой мировой, стал символом Революции, был потоплен фашистами, но даже после этой истории восстал, как Феникс, из пепла. Но в чем, собственно, героизм крейсера ?

Наверное, этот материал не столько на темы истории, сколько просто - мысли по поводу. Хотя и не простые… Но сначала о героическом. В уникальной технической операции на Неве и в Финском заливе по пути к Кронштадту приняли участие 11 вспомогательных судов, буксиров и катеров Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота и свыше 150 гражданских и военнослужащих. Буксировочная операция завершилась постановкой исторического крейсера в не менее исторический "док Велещинского". Музейные предметы с крейсера на время ремонта переведут на временное хранение в помещения Центрального военно-морского музея, филиалом которого является "Аврора". На борту останутся старинное пианино еще императорских времен (о нем еще будет упомянуто ниже), панорама невского рейда и ряд предметов в машинном отделении.

Закончить ремонт и вернуть крейсер на место у Петроградской набережной Санкт-Петербурга планируется в 2016 году. Стоимость работ - 120 миллионов рублей. Экспозиция корабля-музея "Аврора" после ремонта крейсера будет расширена с 284 до 487 предметов, а революционные события 1917 года перестанут быть ее главной темой. Но вот история флота России забыта явно не будет - во всяком случае, в это хочется верить. То, что флот у нас как таковой героический, верится без труда. А вот сама "Аврора", ставшая как бы носителем этой истории…

Предвижу, что некоторые ветераны ВМФ вознегодуют, прочитав следующие вопросы. В чем, собственно, героизм крейсера? Давайте попробуем разобраться. Может, не такой уж он и героический и легендарный, как мы привыкли думать в не такие уж и забытые советские времена? Но ведь действительно - никаких особых подвигов этот корабль за свой долгий век так и не совершил. Хотя выстрел из бакового орудия "Авроры" в отдаленном приближении (чуть не написал - притягивая за уши) чем-то неординарным назвать, по-видимому, можно. Считается, что именно с этого выстрела началась революция - так наше поколение в школе учили. Но как было на самом деле - тут вот уже споры начинаются.

сайт. помнится, несколько лет назад уже приводила некоторые малоизвестные широкой публике факты про "Аврору", и теперь, как говорится, продолжение последовало. Строительство крейсера началось 4 июня 1897 года на верфи "Новое адмиралтейство" в Санкт-Петербурге. Свое название крейсер получил в честь фрегата "Аврора", защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны (1853-1856 годы). Строительство корабля началось 4 июня 1897 года в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи "Новое адмиралтейство". Крейсер "Аврора" был спущен на воду 24 мая 1900 года при личном участии царя Николая II, а в июле 1903 года вступил в строй боевых кораблей флота России.

В сентябре 1903 года "Аврора" в составе отряда крейсеров была отправлена на Дальний Восток, где занималась Русско-японская война. 27 и 28 мая 1905 года крейсер принял участие в Цусимском сражении, в этом бою экипаж потерял 15 человек убитыми и более 80-ти ранеными. Как выяснилось, в этом историческом сражении "Аврора" выпустила по японским кораблям 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов. Правда, ущерба противнику от этих выстрелов было нанесено немного.

В отличие от большинства остальных русских кораблей, прошедших Цусимский бой, крейсер "Аврора" избежал уничтожения и вместе с двумя другими крейсерами умудрился прорваться в нейтральный порт Манилу, где и был интернирован 25 мая 1905 года. В 1906 году крейсер "Аврора" своим ходом вернулся на Балтику, где стал учебным судном морского корпуса.

"Аврора" приняла участие и в Первой мировой войне, правда, геройских дел за крейсером замечено тоже так и не было. В конце 1916 года корабль был отправлен для ремонта в Петроград на франко-русский завод. Большинство экипажа в 1917 году присоединилось к большевикам. В ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета команда "Авроры" захватила и свела мост, соединявший Васильевский остров с центром Петрограда.

По легенде, 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия "Авроры", произведенный по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца. Однако, по мнению некоторых историков, которые изучали документы, относящиеся к Октябрьской революции, выстрел был сделан из Петропавловской крепости - на самой "Авроре" якобы вообще не было боеприпасов, ни боевых, ни холостых по причине нахождения ее в ремонте.

Впрочем, сейчас ни доказать, ни опровергнуть сей факт уже не представляется возможным. Так или иначе, те советские "пиарщики", которые и сделали "Аврору" настоящей легендой, рассчитали верно. Конечно, куда романтичнее начать революцию с выстрела корабельного орудия, чем берегового.

Известный публицист, историк и кинематоргафист, капитан первого ранга Сергей Апрелев напомнил автору этих строк о воспоминаниях Льва Андреевича Поленова, командира "Авроры" с ноября 1922 по январь 1928 года. Так вот, согласно этим воспоминаниям, миф об "Авроре" как корабле революции был создан лишь в 1926 году. В 30-х годах воспоминания командира уже советской "Авроры" были изъяты почти все найденные НКВД книжки мемуаров Поленова. Но кое-что осталось, в том числе и память.

Итак, 25 октября 1917 года из Смольного неожиданно приказано было стрелять фугасными снарядами по Зимнему (а сигнал к штурму, вполне логично, подавался из Петропавловки - крепость-то почти напротив дворца, а сама "Аврора" стояла вообще далеко, у Николаевского моста (ныне мост лейтенанта Шмидта, или Благовещенский).

В советские времена принято было пламенно преувеличивать революционность матросов Балтфлота. И революционность экипажа "Авроры" вполне заслуженно вызывала сомнения в штабе большевиков, но менять корабль на вполне себе революционную "Диану", стоявшую тогда в Кронштадте, было поздно. Судовой комитет во главе с комиссаром Белышевым не мог проконтролировать все фазы исполнения приказа…

Памятуя о грустной судьбе прежнего командира крейсера Никольского, убитого матросами за контрреволюционность, избранные судовым комитетом новые командиры, получившие революционный приказ, решили слукавить… На крейсере "Аврора", где царил в тот момент присущий революционной ситуации бардак, долго искали то ли затворы, то ли какие-то запальные приспособления. Что-то нашли.

И, в конце концов, перекурив, порешили так: шмальнем холостым. Мол, если устоит Временное правительство - скажем, что специально нарушили приказ, чтобы не нанести ущерба, а если победят красные - скажем, что промахнулись. Ну и бабахнули. То есть выстрел был. Вот только именно ли с него стартовал штурм Зимнего, и вообще, является ли "Аврора" хоть каким-то своим бортом, носом или кормой, "крейсером революции", сами понимаете, большой вопрос… Хотя то, что он "легендарный" - это точно. Легенд вокруг него масса.

В 1918 году крейсер был переведен в Кронштадт и законсервирован. С 1922 года "Аврора" снова становится учебным судном, но в годы Великой Отечественной войны башенные орудия были демонтированы с крейсера и использовались для защиты Ленинграда от фашистов. Сам крейсер был обстрелян 30 сентября 1941 года и затонул в порту Ораниенбаума. После войны "Аврору" подняли, отреставрировали и поставили на вечную стоянку.

В 1984 году крейсер был вновь отправлен на капитальную реставрацию, которая продолжалась до 1987 года. При реставрации часть корабля ниже ватерлинии вследствие невозможности восстановления была заменена на новую сварную: по сути, ему отрезали нижнюю половину и приварили новое днище. Так что тот корабль-музей, который радовал глаз любителей военно-морской истории до недавних дней, уже наполовину не "Аврора".

«Аврора» после продолжительного ремонта вновь заняла свое место на вечной стоянке, на Петровской набережной, напротив Нахимовского училища.
Вспоминаю далекий 1956 год! Но все было как-будто вчера!
В Питере белые ночи, а у нас - питонов выпускные экзамены....("Питон"- производное от слова "воспитанник" нахимовского училища. Так мы тогда себя называли)
В ночь, перед экзаменом по физике, сижу на палубе «Авроры», под историческим орудием, и зубрю билеты по физике. Как всегда, на подготовку не хватило одного дня. Зубрил и уснул под ним.
Но знаменитая пушка, наверное, помогла и физику сдал на 5.
В те времена я еще не знал, что пушка, под которой я зубрил и спал, была не совсем той, из которой прогремел исторический выстрел, как говорили тогда «возвестивший о начале новой эры».
Та носовая шестидюймовая пушка, как и все остальные, была в 1919 году снята и отправлена на фронта Гражданской войны. Потом на «Аврору» установили 130 мм. пушки, но их тоже сняли во время войны в 1941г.
"Аврора" получила серьезные повреждения в годы Великой Отечественной войны. Во избежание опрокидывания на корабле открыли кингстоны, и он опустился на грунт на ровный киль. Произошло это в октябре 1941 г., а подняли "Аврору" только в августе 1944 г.
В 1947 году, во время ремонта, установили вновь шестидюймовые пушки, набранные по разным арсеналам, но однотипные тем, которые были на ней в 1917 году.
В отношении залпа и грома пушек «Авроры» тоже вопрос риторический...
Все, кто был на Английской набережной С.Петербурга, у особняка Румянцева, видели, конечно, мемориальную стеллу со следующей надписью:
«25 октября (7 ноября) 1917 года, стоявший против этого места, крейсер „Аврора“ громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры- эры Великой социалистической революции».
Но ведь не было никакого залпа и «грома своих пушек», а был лишь холостой выстрел бакового орудия.
Но назначение этого выстрела было - не сигнал к штурму Зимнего, а «сигнал для всех судов, стоявших на Неве (ведь их вошло в Неву около десяти), и призывавших их к бдительности и готовности». Об этом писал даже и первый комиссар крейсера А. В. Белышев.
Правда, факт и холостого выстрела некоторые историки подвергают сомнению по следующей причине.
На «Авроре» не должно было быть никаких снарядов,т.к. она уже длительное время, с 1916 года, находилась в ремонте на Франко-русском заводе, откуда и перешла к Николаевскому мосту (ныне Благовещенскому) на Неве, а затем через три дня вновь вернулась на завод для окончания ремонта. А как известно, перед постановкой в заводской ремонт весь боезапас с корабля выгружается.
Кроме того, по непонятным причинам исчез вахтенный журнал крейсера «Аврора» того времени, который бы развеял все сомнения историков. И он до сих пор не найден.
Как пишет В. Д. Доценко, известный морской историк, в своей книге "Мифы и и легенды Российского флота" уже в 1927 году крейсер "Аврора". был канонизирован как символ Октябрьской революции.
Однако, оставим все это на рассмотрение историков.
7 ноября 1948 г. крейсер поставили на вечную стоянку у набережной Невы, около Нахимовского училища.
В день 30-й годовщины Октябрьских событий 1917 года - 7 нjоября 1947года, крейсер был поставлен на Неве, в том же месте у моста Лейтенанта Шмидта (так, в ту пору назывался Николаевский мост), где он стоял 25 октября 1917 года, и по команде А. В. Белышева из носового орудия был произведен холостой выстрел в память об историческом событии.
В 1967 г. в дни празднования 50-летия Октябрьской революции этот выстрел повторили.
26 июля 1992 г. на крейсере "Аврора" подняли Андреевский флаг.
А вот «залпы и гром пушек «Авроры», направленных на Зимний дворец» - это просто один из мифов и легенд.
Ведь мы усердно создавали не историю России, а мифологию и легенды.
Но несмотря на все сказанное, крейсер «Аврора» заслужил почитание и уважение как старейший военный корабль Российского флота, участник Цусимского сражения и других событий за свой долгий век. А мифы и легенды об «Авроре» пусть вызывают к ней дополнительный интерес.
Возвращаюсь вновь в 50-е годы.

В те времена нахимовцы выпускного класса жили на «Авроре». Если я не ошибаюсь, то так было еще до 1961 года.
Там, где впоследствии после ремонтов «Авроры» в ее носовой части разместили помещения музея, в то время размещались кубрики, где мы и жили. вернее спали, а все остальное время проводили в учебном корпусе.
Экскурсантов тогда водили только по верхней палубе корабля и показывали историческое орудие на баке, радиорубку, расположенную по левому борту, из которой было передано «Воззвание к гражданам России».
На крейсере тогда действовало одно котельное отделение, которое обеспечивало отопление корабля, подачу горячей воды. Были очень хорошие душевые, где мы с удовольствием мылись.
Как мне помнится, в одном из бывших котельных отделений был спортивный зал для команды крейсера.
Работало котельное отделение на угле. Поэтому в начале осени устраивался большой аврал по погрузке угля на крейсер. Нахимовцев к этой работе не привлекали, всю погрузку осуществляли матросы команды крейсера.
К борту «Авроры» походила баржа с углем, уголь сначала выгружали на палубу корабля по левому борту, а затем его в мешках матросы переносили и сбрасывали в угольную яму, расположенную у котельного отделения. Всего по проекту корабля было 32 такие угольные ямы, которые вмещали до 900 тонн угля. Сколько их осталось и использовалось тогда не помню.
Но угля загружалось достаточно много, в чем мне пришлось убедиться воочию, т.к. грузить уголек в угольной яме действующего котельного отделения «Авроры» мне все-таки один раз пришлось.
Вернее не грузить, а перебрасывать уголь в угольной яме поближе к тому месту в ее нише, откуда его удобнее было брать матросам-кочегарам котельного отделения.
Этой «чести» некоторые из питонов удостаивались по воскресеньям, получив взыскание в виде «наряда на работу» или другое взыскание, и вместо увольнения иногда направлялись в угольную яму, чтобы помочь матросам кочегарам. И я был удостоен такой «чести» за свой чересчур строптивый характер.
Наш старшина роты - мичман Новожилов Борис Васильевич был, как говорят мужик- кремень, гонял всех нас нещадно, наряды на работы раздавал направо и налево.
Но иначе с нами было нельзя, ведь мальчишеская энергия била через край и не всегда была направлена, что называется в мирных целях.
Как сейчас помню эту громадную угольную яму (бункер) на крейсере.
С одной стороны яма почти под подволок (потолок) была заполнена углем, а с другой стороны, внизу у ниши, из которой его постоянно брали матросы-кочегары и забрасывали в топку котла, было уже относительно свободное место. Горела там какая-то лампочка, вся в угольной пыли, так что был практически полумрак.
И вот задача заключалась в том, чтобы ползая чуть ли на четвереньках под подволоком этой ямы перебрасывать этот уголек вниз, к нише, откуда его удобно было бы брать матросам -кочегарам.
Никаких респираторов не давали, поэтому угольной пыли наглотался вдоволь, отплевывался этой пылью достаточно долго.
Даже после продолжительного горячего душа глаза оставались покрытыми черною каймой еще пару дней.
Зато очень хорошо понял тяжелый труд кочегаров котельного отделения.
Второй раз такую процедуру естественно повторять не хотелось, и поэтому старался быть более осторожным и осмотрительным в своих поступках, чтобы не попасть опять в угольную яму.
Не знаю, применяли ли эту воспитательную меру после нас еще в питонии, но я в свое время это испытал, однако никакой обиды нет, даже интересно это вспомнить: Ведь когда-то уголек таскал в бункере знаменитого крейсера!
Думаю, если бы сейчас использовали такую «экзекуцию» к современным питонам, (правда «Аврора» уже давно не работает на угле), то она была гораздо более действенней, чем все другие меры воздействия, применяемые для возвращения провинившихся на путь истинный.
А крейсер «Аврора» для меня был и остался прежде всего памятью об учебе в Ленинградской питонии, неотъемлемой достопримечательностью города, символом Флота Российского, ведь это единственный сохранившийся русский боевой корабль со времен Цусимского сражения,в котором она принимала участие, в ходе которого погиб командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев.
Нам было очень жаль, что к моменту юбилейной встречи питонов выпуска 1956 года, которая состоялась 4 июня этого года, «Аврора» еще не заняла свое место перед Нахимовским училищем.


"Аврора" давно стала одним из символов северной столицы, и потому пустовавшее почти два года без нее место у Петроградской набережной сделало город каким-то неузнаваемо неуютным. Но в ночь на 16 июля при содействии 4-х буксиров и разведенных мостах она вернулась, радостно встреченная тысячами горожан. Значит, снова "Здравствуй, Аврора"?

Легендой "Аврора" стала потому, что судьба ей выпала совершенно исключительная. Заложенный в 1896 г. на судостроительной верфи Новое Адмиралтейство крейсер был спущен на воду 24 мая 1900 г. В Цусимском сражении 14-15 мая 1905 г. принял боевое крещение. Затем вернулся на Балтику, и пока не грянула Первая мировая война, использовался как учебный корабль. Активно себя проявил в боевых действиях. В феврале 1917 г. его из Петрограда в очередной раз собирались вывести в бой, однако матросы именно "Авроры" восстали и подняли над крейсером красный флаг революции. А 25 октября (7 ноября) 1917 года холостым выстрелом носового орудия в сторону Зимнего дворца "предупредили" министров Временного правительства: "Срок действия ультиматума, предъявленного военно-революционным комитетом вам, господа, истек, и вам пора уходить". ("Которые тут, временные, слазь, кончилось ваше время... ", - как написал поэт).

После такого "предупреждения" - сигнала Великой социалистической революции "Аврора" стала всемирно знаменитой. В 1924 г. награждена орденом Красного Знамени ЦИК СССР, в 1927 г. - орденом Красного Знамени. До 1940 г. практику на корабле проходили курсанты военно-морских училищ. Блокаду Великой Отечественной "Аврора" перенесла вместе с ленинградцами, принимая у Ораниенбаума на себя обстрелы и бомбовые удары. После одного из налетов в пробоины поступила вода. Корабль был полузатоплен, а его орудия установлены на Дудергофских высотах.

В 1944 г. с грунта "Аврору" подняли, наружную обшивку изнутри, за неимением ничего иного, залатали ниже ватерлинии железобетоном. В ноябре 1948 г. корабль в таком состоянии поставили на ставшую хорошо известной всему миру стоянку у Петроградской набережной. Здесь он стал символом Ленинграда и учебной базой находящегося напротив Нахимовского училища. А в 1956 г. на нем открыли филиал Центрального Военно-морского музея, в 1968 г. легендарный корабль был награжден орденом Октябрьской революции.

Однако время брало свое. Подводная часть "Авроры" в силу коррозийных причин превратилась в решето, и в 1984-1987 гг. на Ленинградском судостроительном заводе им. Жданова судно подверглось своему первому капитальному ремонту. Тогда выбирали: или ценой больших затрат и в течение длительного времени подводную часть восстановить, или быстро, без крупных затрат ее просто заменить. Пошли по второму пути, а вот бронзовые форштевень и ахтерштевень - особо прочные носовые и кормовые конструктивные элементы - были из старого корпуса вынуты и перенесены в новый.

Ну, а 21 сентября 2014 г. "Аврора" ушла на второй капитальный ремонт, теперь уже на Кронштадтском морском заводе, и 16 июля 2016 г. оттуда вернулась.

Являясь филиалом ЦВММ, "Аврора" еще и корабль № 1 Балтийского флота с обязательным присутствием на ней боевого экипажа и командира. Поэтому ремонт в 800 млн. руб. осуществлялся именно по линии ВМФ. Что архиважно и для Музея, - на "Авроре" остались свыше 1700 исторических деталей, узлов и механизмов разных периодов ее службы, в том числе более 1500 еще сохранившихся с момента постройки корабля.

Такая "Аврора" - это совершенно уникальный, огромный Музей, при посещении которого увидишь и машинное, и котельное отделения, радиостанцию, фотографии, документы и личные вещи экипажа, осмотришь и вооружение начала ХХ в.

Обновлена экспозиция, упор в которой делается на участии "Авроры" в Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной войнах - при наступившем российском капитализме ещё более капитально "ремонтируют" историю "крейсера революции". Много о военно-историческом прошлом корабля и ничего о его роли в прорыве человечества в коммунистическое завтра. И это естественно.

Ведь "Аврора" стала знаменитой, действительно, одним единственным своим холостым выстрелом. Стрельнула разок в сторону Зимнего дворца, а весь капиталистический мир до сих пор трясется от страха, всюду находит следы большевиков и Коминтерна, шарахается от призраков революции и социализма.

Удивительным образом название крейсера "Аврора", т.е. Заря,совпало с направлением коренного изменения человеческой жизни, которое его выстрел обозначил. А когда пришли иные, капиталистические времена, власти втихаря, но упорно и последовательно повели декоммунизацию "корабля революции". Поскольку при любом обсуждении перспектив коренных перемен в стране вспоминают "Аврору" и её знаменитый выстрел. Замечательный питерский поэт Молчанов написал стихотворение "Пора заряжать Аврору":

Это действительно так. Ряды борющихся против власти буржуазии будут только расти, и острота борьбы только усиливаться. В результате такой борьбы "Аврора" когда-нибудь снова станет символом движения человечества к человеческому обществу - социализму.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»