Турция поглощает грузию. Грузия

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Бедная страна Южного Кавказа, утратившая после очередного грузинского блицкрига территории Абхазии и Южной Осетии. На Кавказе Грузия выполняет функции главного форпоста США в идеологическом и геополитическом противостоянии с Россией.

В 2011 году ВВП (ППС) Грузии составил $23,9 млрд. (109 место в мире) или $5,5 тыс. на душу населения.


После распада СССР обострились Абхазский и Южноосетинский конфликты, имеющие глубокие исторически корни. Южный Кавказ «вернулся» на Ближний Восток, где его экономика оказалась неконкурентоспособной. Для новых независимых государств Южного Кавказа характерна имитация демократии и поиск «большого брата», способного стать гарантом их независимости.

Для так называемых демократических постсоветских государств характерна тенденция евразийской передачи власти «по крови» или назначение «отца нации» (или бая или хана) и продление его бессрочного пребывания на Олимпе власти. Не исключением явился и «ангел» кавказской демократии - грузинский президент. Проведенные изменения в Конституции позволяли продлить власть, но уже в кресле премьер-министра. По иронии судьбы этими изменениями воспользовалась победившая на парламентских выборах оппозиция.

Не вызывает сомнений, что относительно новая власть сохранит внешнеполитический курс на вступление Грузии в Европейский Союз и НАТО. При этом высказаны намерения о готовности нормализации экономических отношений с Россией. Грузинскую продукцию не ждут с объятьями в ЕС и США, тогда как российский рынок остаётся привлекательным для местного бизнеса.

Выступая за территориальную целостность, новая власть в Тбилиси расценивает грузинский блицкриг 2008 года как большую провокацию. Грузия должна стать привлекательной для абхазцев и осетин.

Отменена реализация проекта вольного портового черноморского «города-мечты» Лазика. Тем более что при определенных обстоятельствах «мечта» могла быть стать американской военно-морской и военно-воздушной базой.

В статье «Грузия» русскоязычной Википедии приведены основные даты грузинской истории. С 1917 по 1921 год было отмечено девять событий, а с 1924 года по 1977 год образовалась «черная дыра» в истории Грузии. Советский период с индустриализацией и коллективизацией вытравлен из памяти.
Во время советской «оккупации» население Грузии назло имперской Москве увеличилось с 1926 по 1990 гг. с 2,7 до 5,5 млн. человек. В 2012 году население составило 4,5 млн. человек (оценка на 1 января 2012 года с учетом населения Абхазии и Южной Осетии). За пределами Грузии проживает более 1,6 млн. грузин (в основном в России), в 2010 году 158 тыс. грузин имело российское гражданство. Причиной миграции титульного народа является безработица и бедность.

Во время пребывания у власти радикальных националистов страна погрузилась в анархию. Я вспоминаю пассаж 90-х годов из газеты «Известия» - на грузинских дорогах стало почти безопасно передвигаться, грабят и убивают только по ночам.

Благодаря последовательной националистической политике независимой Грузии удалось выдавить из страны значительную часть не титульных народов. Современный национальный состав демократической Грузии (в % к общему итогу) - грузины (83 %), азербайджанцы (6,5 %), армяне (5,7 %), русские (1,5 %), осетины (0,9 %), абхазцы (менее 0,1 %). Для сравнения: национальный состав по переписи населения 1959 года - грузины (64,3 %), армяне (11,0 %), русские (10,1 %), азербайджанцы (3,8 %), осетин (3,5 %) и абхазы (1,6 %). В Грузии осталось примерно 60 тыс. русских, а сотни тысяч уехали в Россию. Из 100 тыс. греков осталось 10 тыс. В регионах компактного проживания азербайджанского и армянского меньшинства (Джавахети и Картли) отмечается напряженность межэтнических отношений. Меньшинства не владеют государственным языком, их участие в общественной жизни страны ограничено, все важные местные должности занимаю этнические грузины. Идет процесс миграции меньшинств в Армению и Азербайджан.

В прошлом на геополитический выбор Грузии влияло Православие. Но чтобы восстановить роль грузинской церкви, необходимо доминирование в обществе истинно верующих граждан. Грузинская православная патриархия является одной из древнейших православных христианских церквей. В IV веке Грузия приняла христианство в качестве государственной религии. В современном конфессиональном пространстве, в отличие от армянской древневосточной церкви, Грузия относится к странам, где большинство исповедуют православие, то есть к Восточной Европе. Но и здесь отмечается своеобразная специфика. У Грузии тесные культурные связи не только с православной Россией, но и с Францией, где находится один из крупнейших «островов» православия в Западной Европе и хранятся святыни, чтимые православным миром. В православной Грузии значительная часть мусульманского населения. Из-за эмиграции катастрофически сокращается число этнических грузин и увеличивается доля мусульман.

После выхода Грузии из Советского Союза «ненавистная» оккупационная советская экономика была успешно уничтожена, в том числе благодаря запрету 1992 года на торговлю с Россией. К началу нового столетия Грузия установила абсолютный рекорд среди бывших братских советских республик по падению ВВП (38 % от уровня 1990 года). В результат был сделан правильный выбор во внешней политике - под кого залечь. И маленькая гордая страна выбрала Соединенные Штаты. Грузия стала очередным американским проектом и форпостом на Кавказе, направленным против России.

«Революция роз» закрепила внешнеполитическую ориентацию Грузии. Запад во главе с США присвоил Грузии титул страны правильной демократии. И пришла иностранная финансовая помощь. С благодарностью Тбилиси объявило экономический курс - «продать все, кроме совести». На торги был выставлены крупные оставшиеся предприятия, которые не успели разрушить.

За последнее два десятилетия Соединённые Штаты вложили в Грузию $3 млрд., из них миллиард после войны с Россией. Американские капиталы уже дали политические дивиденды. Соединённые Штаты осуществили в Грузии крупномасштабный проект по модернизации правовой системы и правоохранительных органов Грузии. На этом фоне реформа правоохранительных органов в России выглядит как пародия на грузинскую правоохранительную систему, хотя и не устранившую кроме коррупции другие местные проблемы. Под патронажем США была успешно осуществлена налоговая реформа (из 20 налогов оставили только 7).

Денежные переводы мигрантов, поступления от транзита нефти и приватизированных предприятий привели к экономическому росту. За период 2002 – 2007 гг. среднегодовой рост ВВП составил 9,7 % (65 % от ВВП 1990 года). Но сохранилось отрицательное сальдо внешнеторгового баланса (40 % ВВП), а дефицит платежного баланса стал одним из самых больших в мире (20 %). Благодаря кредитам международных финансовых институтов Грузия по сравнению с другими постсоветскими странам относительно успешно пережила мировой финансовый кризис, несмотря на неудачный грузинский блицкриг. В 2009 году падение ВВП составило на Украине 14,8 %, в Армении - 14,2 %, в России – 7,8 %, а Грузии всего 3,8 %. Но оппоненты грузинской власти отмечают низкое качество экономического роста. За годы независимости сократилась доля промышленности в ВВП, ведущей отраслью экономики стала пищевая промышленость, относительно развита черная и цветная металлургия, добыча марганцевых руд.

В сельском хозяйстве занято половина трудоспособного населения. Сельскохозяйственные земли переданы в частную собственность и активно скупаются китайцами, азербайджанцами и армянами. Грузинская экономика, особенно сельское хозяйство не могут эффективно существовать без российского рынка. Сельскохозяйственная продукция Грузии, расположенной на северной периферии создаваемого американцами Большого Ближнего Востока, является здесь абсолютно неконкурентоспособной. Поэтому местные предприниматели заинтересованы в восстановлении экономических отношений с Россией.

В советские времена Грузию посещало до 5 млн. туристов. В 2006 году впервые за годы независимости - 976 тыс. Из-за ограниченного купального сезона (четыре месяца) трудно создать конкурентный курорт мирового уровня. Кроме того в Большом Сочи к Олимпийским играм появится 42 тыс. новых гостиничных номеров.

В постсоветском пространстве Грузия стала важным коммуникационным узлом Кавказа. Если Азербайджан и Армения осуществляют экономическую блокаду друг друга, то торговые связи Азербайджана с Турцией, а Армении с Россией осуществляются через Грузию, где мусульманская Аджария стала основным торговым мостом Турции с Азербайджаном.

Возможно, Соединённые Штаты превратят маленькую Грузию в государство образцовой демократии на Кавказе. Но крупномасштабное восстановление экономических связей с Россией будет реальным при отказе от создания на территории Грузии кавказского плацдарма НАТО (США). Проблематично членство православной Грузии в Евразийском Союзе, который пока существует как намерение. Только после эффективной работы Таможенного Союза можно будет обсуждать более глубокую экономическую стадию интеграции постсоветского пространства

Другие статьи на Портале по геополитике Большого Черноморья:
Многопартнерская геополитика Турции
Геополитическая трансформация Крыма
Крым. Евразийский микрокосмос

«Геополитика сверхдержав»

Во второй половине 1980-х pp в республике начался процесс национально-государственного возрождения, стремительно ускорился после того, как 9 апреля 1989 г массовая демонстрация в. Тбилиси была расстреляна советов советских войск в октябре 1990 г в. Грузии состоялись первые в. СССР свободные парламентские выборы на многопартийной основе, на которых победу одержала коалиция"Круглый стол"во главе с бывшим диссидентом м 3. Гамсахурдиа, который был избран председателем. Верховного. Совета. Грузинской PCP 3. Гамсахурдиа взял курс на создание унитарного грузинского государства, что вызвало сопротивление абхазской и южноосетинской автоном мыинської автономій.

В марте 1991 г было проведено. Всегрузинский референдум, 93% участников которого высказались за восстановление государственной независимости. Грузии. В годовщину расстрела демонстрации в. Тбилиси 9 апреля 1991 г. Верх духовном. Совет. Грузинской PCP приняла. Акт о восстановлении государственной независимости. Грузии, признав действительными. Акт о независимости. Грузии 1918 и. Конституцию. Грузии 1921. В конце апреля 1991 г. Верховная а совет. Грузии принял новую конституцию государства, а 26 мая 1991 на первых свободных президентских выборах убедительную победу добыл 3. Гамсахурдиа, получив почти 87% голосов избирателивиборців.

В декабре 1991 - январе 1992 г. в результате вооруженного конфликта в. Тбилиси произошел государственный переворот. Отряды оппозиции во главе с. Джаба. Иоселиани и. Тенгизом. Китовани, по сути, привели к власти бывшего глаза. Ильник грузинской компартии и министра иностранных дел. СССР эпохи перестройки. Эдуарда. Шеварднадзе, который в марте 1992 г. занял пост председателя. Государственного совета. Грузии, а в октябре 1992 г. был избран го ловой парламента республикліки.

Законно избранный президент 3. Гамсахурдиа покинул столицу и весной 1992 г. вернулся на родину в. Мингрелии (Восточная. Грузия), откуда начал партизанскую войну против правительства. Е. Шеварднадзе мингрельское пи идроздилы 3. Гамсахурдиа использовали часть территории восточной. Абхазии как главную базу в противостоянии с правительственными войсками, провоцируя их вторжения в восточную. Абхазию. А это в свою очередь могло вызвать новое гражданское противостояние, в котором абхазский правительство выступило бы против центрального правительства в. Тбилиси. Осенью 1993 г??3. Гамсахурдиа совершил еще одну попытку вернуть власть, но в январе 1994 г был убиты при невыясненных обстановких обставин.

По сложной внутренней ситуации режим. Е. Шеварднадзе нуждался в поддержке извне. В октябре 1993. Грузия подала заявление на вступление в. СНГ, а 1 марта 1994 г парламент республики незначительным большинством голосе ей ратифицировал соответствующие соглашения. Вступление. Грузии в. СНГ способствовал прекращению грузино-абхазского противостояния. В мае 1994 г при посредничестве. ООН и. России стороны заключили соглашение о прекращении огня и соз ние 24-километровой зоны безопасности, в которую введено миротворческие контингенты. ООН и. Российской. Федерации. В 1995 г заключено грузино-российское соглашение"О правовом статусе российских баз в. Грузии", согласно с которой. Москва обязалась предоставлять. Тбилиси дополнительную военную помощь. Все это укрепило позиции режима. Е. Шеварднадзе. В 1995 г парламент страны принял конституцию, в которой обновлено должность президиума нта 5 ноября 1995 г президентом. Грузии избран. Е. Шеварднадзеузії обрано. Е.. Шеварднадзе.

Грузия не богата ресурсами, но имеет значительный транспортный и транзитный потенциал. Уже во время армяно-азербайджанского противостояния в. Нагорном. Карабахе она как нейтральная сторона конфликту стала г главным транспортным партнером и для. Армении, и для. Азербайджана. Черноморские порты и автодороги. Грузии, а также железнодорожная магистраль в. Турцию, стали важными терминальными пунктами кавказской участка так называемого западно-восточного транспортного коридора время серьезным транспортным осложнением для самой. Грузии остаются ее коммуникации в северном направлении, заблокированы мятежной. Абхазииією.

Став важным транзитером каспийской нефти, транспортируемой по трубопроводу. Баку -. Джейхан,. Грузия неизбежно становилась конкурентом. России, стремившейся не допустить возникновения маршрутов транспортировки я нефти с. Каспия в обход ее территории. Несмотря на то, что в 1995 г. Международный нефтяной консорциум принял компромиссное решение о транзите азербайджанской нефти еще и в направлении российского порта. Новороссийск официальный. Кремль это не вполне удовлетворило. Как и то, что в 1997 г. Грузия вступила в. ГУАМ - объединение постсоветских республик, созданного для развития широкого транспортного коридора между. Востоком и. Западом м, которое. Кремль сразу же квалифицировал как антироссийскиеське.

Постепенно в грузино-российских отношениях собралась ряд других проблем. Главной из них стало попустительство. России сепаратистским режимам в. Сухуми и. Цхинвали. В связи с этим, начиная с 1996 г, это ентральною теме грузино-российской дискуссии стал вопрос пребывания российских военных баз на территории. Грузии. Несмотря на то, что по соглашению 1995 г. Россия получила 25-летнее право владения базами, па рламент. Грузии не ратифицировал этого соглашения, что позволило официальному. Тбилиси требовать вывода российских баз с грузинской территории в ноябре 1999 г на саммите. ОБСЕ в. Стамбуле. Россия и. Грузия подписали и соглашение о постепенном сокращении российского военного присутствия в. Грузии, однако. Москва не спешила его выполнять, что способствовало углублению напряженности в двусторонних отношениях и расширению сотрудничества и. Грузии с. НАТ з. НАТО.

На том же стамбульском саммите 1999 г между. Грузией и четырьмя государствами -. Азербайджаном,. Казахстаном,. Туркменистаном и. Турцией - было подписано соглашение о строительстве так называемого. Основного экспо ортного нефтепровода. Баку -. Тбилиси -. Джейхан и транскаспийского газопровода - проектов, подрывающих монопольные позиции российского нефтепровода. Баку -. Новороссийск в регионе. Эти соглашения, а также груз инсько-российские противоречия относительно. Чечни, привели к введению официальной. Москвой 5 декабря 2000 визового режима для граждан. Грузии, в связи с"опасностью проникновения грузинской территории чечен ских террористов", еще больше осложнили двусторонние отношенийнні відносини.

Президент. Е. Шеварднадзе (1995-2003) пытался удержать баланс между. США и. Россией, однако в отношениях с последней нарастала напряженность из-за войны в. Чечне и ситуации в. Абхазии. Несмотря на то, что основным д источником нестабильности в. Грузии военные базы. России, расположенные в. Батуми,. Ахалкалаки и. Гудауте (там размещен российский контингент. Коллективных сил. СНГ по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского ого конфликта), российские власти от начала 2000-х гг обвиняла грузинское руководство в том, что оно прикрывает чеченских"сепаратистов"и угрожала нанести удар по"базам террористов"в. Панкиси ький ущелье. Грузии. В ответ на это. Е. Шеварднадзе обратился к. США с просьбой расширить предоставление военной и экономической помощи, подписал соглашение о стратегическом партнерстве с. НАТО и объявил о желание. Грузии стать членом. НАТО и. ЕС. В 2002 г. США направили сотни своих военнослужащих для оказания помощи грузинской армии в"анти-террористических операциях"в. Панкисирористичних операціях" у. Панкісі.

Внешнеполитический курс президента. М. Саакашвили (с января 2004) почти по сути, не претерпел изменений, поскольку главная стратегическая цель. Грузии - интеграция в европейское и евроатлантическое сообщество - зал остается приоритетной. Важнейшим партнером. Грузии на территории. СНГ. М. Саакашвили провозгласил Украину. Грузино-российские отношения после прихода к власти. М. Саакашвили еще больше обострились даже поп ры подписания высокопоставленными представителями двух стран 30 мая 2005 заявления о начале вывода российских военных баз из. Грузии. Согласившись на вывод своих баз в. Батуми и. Ахалкалаки в т риричний срок,. Россия предостерегала. Грузию, что вывод ее военных способствовать, мол, эскалации этнических конфликтов в. Грузии, как это имело место в 2005 г. в. Самцхе-Джавахети после вывода 62-й российско й военной базы из. Ахалкалаки (тогда, как известно, совместными усилиями грузинской и армянской сторон эскалацию напряженности было остановлено). Напоминание официальным. Кремлем этого эпизода свидетельствует побоюв. Ання. России потерять контроль над. Грузией числе и над государствами. Закавказья в целом, поскольку поставки своего единственного боеспособного объекта на. Южном. Кавказе - 102-й базы, дислоцированной в армянских ом городе. Гюмри, осуществляется россиянами через грузинскую территорию. Вывод российских военных баз из. Грузии не выгодно. Кремлю, поскольку нарушает единую систему противовоздушной обороны (ПВО) на ю энной направлении, поскольку дислоцированные в кавказском регионе пункты управления российской системы. ПВО еще со времен. СССР расположены на территории грузомрії. Грузії.

Подписано. Тбилиси и. Москвой соглашение предусматривает вывод военных баз. России и штаба. Группы российских войск в. Закавказье, расположенного в. Тбилиси, в 2009 г. Представители грузинской стороны назвали ц этот документ"новым этапом в отношениях. Москвы и. Тбилиси"и отметили, что"Грузия ждала этого дня более двухсот лет"Но эксперты считают, что после вывода баз российское военное присутствие в. Грузии не только не сократится, но и приобретет легитимного характер легітимного характеру.

Напомним, что. Грузия добивается вывода российских баз со своей территории уже давно. Еще в 1999 г. на стамбульском сами-е. ОБСЕ по договору об обычных вооруженных силах в. Европе. Россия взяла на себя обяза овьязання до 1 июля 2001 расформировать и вывести с территории. Грузии свои военные базы из. Вазиани и. Гудауты и согласовать с. Грузией сроки и условия функционирования военных баз в. Ахалкалаки и. Батуми. Однако обязательства по закрытию базы в. Гудауте было выполнено. Россией лишь частично (по данным. Министерства обороны. Грузии, 300 российских военных продолжают находиться там по сей день), а переговоры с вопросам функционирования и вывода двух баз, оставшихся продолжались более пяти лет. Москва всеми способами пыталась отложить вывод войск и утверждала, что сделать это в сроки, на которых напо ложился. Тбилиси, просто невозможно. Поэтому подписание двустороннего. Сочинской соглашения 31 марта 2005 г было воспринято в. Грузии с оптимизмаимізмом.

Президент страны. М. Саакашвили назвал этот документ"исторически важным", поскольку он"впервые расписывает конкретный график вывода техники и вооружений, график вывода и закрытия баз"Грузия в процессе переговоров настаивала, чтобы обе базы были закрыты до 2008 г, когда в стране пройдут парламентские и президентские выборы. Однако. России удалось продлить пребывание своих военных на базе в. Бату мы еще на один ре в. Батумі ще на один рік.

Однако наибольшее беспокойство у военных экспертов вызывает другая уступка - вместе с сочинской соглашением было подписано"Соглашение об организации транзита российских воинских грузов и персонала через территорию. Грузии"Согласно ей,. Россия в течение следующих пяти лет"осуществлять через территорию. Грузии транзит персонала и военных грузов"(оружия, военной техники и боеприпасов) для"заб езпечення деятельности российской военной базы № 102 в. Гюмри"(Армения). Другими словами,. Грузия становится страной, через которую. Россия вполне легально поставлять оружие и переправлять войска на территорию. В ирмении - своей союзницы по. ОДКБ. А это может помешать как укреплению добрососедских отношений. Грузии с. Азербайджаном, который в условиях нерешенной территориального спора с. Арменией не хотел бы укрепление р. Осийский военной базы на ее территории, так и взаимоотношениям. Грузии с. НАТО, ведь не следует забывать, что. Армения граничит с. Ираном, который входит в зону интересов. Запада,. Соединенных. Штатахтересів. Заходу,. Сполучених. Штатів.

Сочинские документы также предусматривают создание на месте базы в. Батуми совместного российско-грузинского антитеррористического центра. Какой смысл располагать антитеррористический центр в. Батуми? и должны располагаться там, где есть напряженная ситуация, а. Аджария в этом смысле скорее приятное исключение на общем фоне проблем, которыми изобилует. Кавказ. Антитеррористический центр на месте базы в. Батуми - од означно какой-то антинатовский проект. Эта база расположена на границе с. Турцией, и еще с советских времен использовалась. Москвой для слежения за. Турцией и. Черным морем. Очевидно,. Россия хочет продо вжуваты это делать и дальше, создавая напряженную ситуацию во взаимоотношениях. Грузии с западными партнерами. Таким образом, если в сочинских соглашений российские базы существовали в. Грузии под угрозой закрытия, то тепе р военное присутствие. России в этой стране может стать долгосрочным и юридически оформленоленою.

Как известно,. Грузия - это ключ к. Кавказу и. Черноморскому региону, поэтому. Россия ни при каких обстоятельствах не может добровольно отказаться от контроля над этой страной течение 2006 г. Россия, что не хочет мириться с с евроатлантическим курсом. Грузии, последовательно осуществляла экономическое и политическое давление на. Грузию, в частности ввела сначала запрет на импорт из. Грузии вин и минеральной воды, а в октябре 2006 г объявила по сути, экономическую и транспортную блокаду. Грузии. Исходя из того, что на российский рынок приходится более 15% внешнеэкономического оборота. Грузии, причем поставки грузинских товаров в. Россию на две трети состоят из вина (40%), спиртных напитков (11%) и минеральной воды (18%), официальная. Москва фактически закрыла для. Грузии главный рынок сбыта ее товареарів.

Другим орудием экономического давления. Кремля является продажа российским"Газпромом"с 1 января 2007 г природного газа по рыночной цене (в последние годы. Грузия импортировала из. России около 1,3 млрд куб м газа щори ичной), который рассматривается грузинским руководством как открытый шантаж, цель которого очевидна. Грузинское правительство едва не продал в начале 2005 г свой магистральный газопровод. РАО"Газпром", однако после того, как в ходе визита в. США президента. Грузии в сентябре 2005 г было подписано грузино-американский договор в рамках программы"Вызов тысячелетия", по условиям которого. США выделили 49 милл долл. в реаб илитацию газопровода, о его продаже уже не идет. Между прочим, это соглашение, согласно которому официальный. Тбилиси в ближайшие пять лет получить 295 милл долл. американской помощи для развития экономики страны, является самым значительным проектом экономической помощи, предложенный. Грузии со времени обретения ею независимостиГрузії з часу здобуття нею незалежності.

Откровенная прозападная политика официального. Тбилиси развязала руки. Кремлю на. Южном. Кавказе, прежде всего в отношениях с. Абхазией и. Южной. Осетией. Россия уже не скрывает, что в грузино-осетинском и грузино-абхазском конфликтах она участвует не как миротворец, а как заинтересованная сторона и целенаправленно поддерживает сепаратистские движения в двух грузинских регионах. Жителям непризнанных. Респ блик массово выдают российские паспорта, вследствие чего подавляющее большинство населения (более 90% в. Южной. Осетии и 80% в. Абхазии) сегодня имеет российское гражданствово.

Главной причиной поддержки сепаратистских режимов на территории. Грузии стало не только стремление. РФ любой ценой удержать. Южный. Кавказ в сфере своего влияния, но и потребность. России в том, чтобы. Абхазия и. Пол дневные. Осетия стали буферными зонами между ней и расширяемым. Североатлантическим альянсом. После российско-грузинской войны 8-12 августа 2008 г и признание. Россией независимости. Южной. Осетии и. Абхазии,. Москва достигла этой цели. А еще в. Кремле считают, что потеря территориальной целостности. Грузии помешает ей вступить в. НАТАТО

Однако такая политика. России на. Кавказе в перспективе может обернуться для нее самой стратегическим поражением. Первый шаг на пути вступления. Грузии в. Организацию. Североатлантического договора уже оформлен и р реализуется. Это индивидуальная программа партнерства. Следующим шагом должно стать приглашение присоединиться к. Плану действий относительно членства в. НАТО. В перспективе. Грузия должна стать полноправным членом. НАТО, по крайней мере и гарантии относительно будущего вступления страны в. НАТО предоставленные ему (вместе с Украиной) членами альянса на. Бухарестском саммите в апреле 200808 р.

Об активизации сотрудничества. Грузии с. НАТО свидетельствует ряд документов. Подписано соглашение о транзите войск и грузов. НАТО по территории. Грузии, создает почву для транспортировки по территории игру узии грузов, необходимых для поддержки войск. НАТО и международных сил безопасности в. Афганистане. Принято решение об увеличении грузинского военного контингента в. Ираке, который выполняет задачи по охра и объектов и патрулирование населенных пунктов. В августе 2003 - феврале 2004 гг в. Ираке несли службу 70 грузинских военных, впоследствии контингент был увеличен на 550 солдат. Также. Грузия ведет переговоры с. НАТО о возможности проведения наблюдателями от. Альянса мониторинга российско-грузинской границы. В свою очередь. НАТО уделяет особое внимание. Южному. Кавказу, о чем свидетельствуют решения. Стамбульсь кого саммита 1999 г о том, что безопасность. Южного. Кавказа - составляющая евроатлантической архитектуры безопасности, и заявление генерального секретаря. НАТО о строительстве"трех мостов"- в. Средиземноморье, на. Кавка аге и. Центральной. Азии. Альянс считает. Южный. Кавказ важным"мостом", соединяющим. НАТО с. Ближним. Востоком. Европейский. Союз определяет этот регион как"восточный фланг. Европы и. НАТО. В стратег ичний оценке высшее военное руководство. США и. НАТО считает. Кавказ одним из важнейших регионов мира, поскольку кавказский воздушный коридор сыграл важную роль в коммуникации между коалиционными вооруженной ими силами в. Афганистане и американскими базами в. Европі та американськими базами в Європі.

Стратегическим партнером. Грузии в. СНГ уже традиционно считается Украина, согласно. Грузия является перспективным партнером Украины в. Закавказье, который поддерживает ее интересы во всем черноморско м регионе. Через территорию. Грузии проходят стратегически важные для Украины транспортные коммуникации. Отношения между Украиной и. Грузией основываются на. Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помо могу (апрель 1994 г), который российские политики расценили как один из серьезных шагов к установлению горизонтальных связей между постсоветскими странамами.

О грузино-турецких отношений, то несмотря на их динамичное развитие, остается нерешенным вопрос возвращения турок-месхетинцев в. Грузию их сообщество сложилась в XVII в в результате принятия груз зинамы ислама и турецкой иммиграции в. Месхетии результате османской оккупации района. Спасаясь от коммунистических репрессий и сталинской депортации 1944 г часть турок-месхетинцев оказалась в. Турцией ини. В 1996 г. Е. Шеварнадзе обязался содействовать возвращению этого народа на его исторические земли за десять лет. Впрочем, почти ничего не было сделано в этом направлении. Проблема заключается и в заселении террит ории, где когда-то жили турки-месхетинцы, армянами, что становится дополнительным пунктом турецко-армянского противостояниятистояння.

Нерешенность проблемы возвращения турок-месхетинцев не помешала официальной. Анкаре построить за политической и финансовой поддержке западных государств, прежде всего. США, нефтяной трубопровод. Баку-Тбилиси-Дже ейхан для транспортировки каспийской нефти из. Азербайджана через. Грузию в. Средиземноморье. Нефтепровод введено в эксплуатацию 13 июля 2006 г. Россия считает этот маршрут политическим проектом, поскольку таким образом она теряет контроль над. Каспием и монополию на экспорт нефти с моря (о своем стремлении присоединиться к поставкам этому трубопроводу заявил и. Казахстан). Однако. Азербайджан и. Грузия поставил и на первый план экономическую выгоду, а не лояльность. Москве, что последняя расценила как акт неповиновенияори.

Среди прочего, беспокойство. Анкары вызвало обострение и так непростой ситуации в. Грузии, конкретно - в. Абхазии и. Аджарии, после смены власти в стране в конце 2003 г. Одно время даже шла речь о введения в. Грузии турецких миротворцев, но от идеи отказались. Официально причиной этого называют ресурсов. Турции, но логичнее было бы списать нереализованные планы на нежелания испортить отно ини из. Россииєю.

Грузия является членом ряда международных организаций, в том числе. ООН (с 1992 г.),. Черноморского экономического сотрудничества,. Североатлантического совета по сотрудничеству,. Международного валютного фонда,. Совета. Ев. Европы, от 1999 р. Грузия является членом. ВТО протяжении 1990-х гг. Грузия подписала договоры о дружбе и сотрудничестве с. Азербайджаном,. Арменией,. Ираном,. Турцией и Украиной, особые отношения установлен но с. Германией и. СШ. США.

. Задания для самоконтроля

1. Выясните влияние каспийской нефти на геостратегии и внешнюю политику. Азербайджана

2. Охарактеризуйте геополитическую ориентацию. Армении и ее внешнюю политику

3. Какими является влияние стратегического курса. Грузии на европейской и евроатлантической интеграции на геополитическую ориентацию государства

Власти Грузии политику, проводимую Россией в отношении Грузии, объясняют ее империалистическими амбициями и любым способом внушают это обществу. Очевидно, главную задачу своей идеолого-пропагандистской политики они видят в обвинении России во всех бедах, дабы таким образом отвлечь внимание народа от собственных ошибок.
Хотя, если сравнивать политику больших государств по отношению к малым, можно заметить почти идентичное сходство, будь то Россия или Америка. Поскольку все большие государства имеют собственные интересы в тех или иных регионах, главная внешнеполитическая задача малых стран должна быть нацелена на то, чтобы подвести национальные интересы своей страны под интересы крупных игроков с тем, чтобы сохранить свою территориальную целостность и суверенитет.

Как правило, прежде чем избирается политический курс государства, в обязательном порядке оценивается соотношение сил между большими политическими субъектами, заинтересованными данным регионом, и только после этого формируется соответсвующий внешнеполитический курс. В противном случае малая стран может либо пострадать при дележке между двумя большими государствами, как это случилось с Грузией, либо утратить независимость и оказаться под гнетом какой-нибудь империи.
После распада СССР на всем его пространстве разгорелись этнополитические конфликты. В частности, в Грузии их было два, в которых Грузия потерпела поражение и потеряла контроль над Цхинвальским регионом и Абхазией.
После признания Грузии субъектом международного права (но не субъектом международных отношений), ее внешнеполитическая ориентация на США и НАТО выразилась в рабском подчинении. Как тогда считала, да и сейчас считает политэлита, на выбор внешнеполитического курса в большой степени повлияло наличие конфликтов в стране и проводимая Россией политика в отношении к Грузии, а также ее поддержка сепаратистским режимам.
Гарантом безопасности и территориальной целостности страны почему-то были признаны Соединенные Штаты и евроатлантические структуры. Если правительство Шеварднадзе так или иначе, хотя бы на уровне заявлений, сохраняло отношения с Россией, то этого не скажешь о правительстве Саакашвили. Несмотря на смягченную риторику, внешняя политика Шеварднадзе однозначно была ориентирована на Америку и важнейшую организацию по реализации внешнеполитических целей этой империи – НАТО. Правительство Шеварднадзе в ноябре 2002 года сделало заявление о желании вступить в ряды НАТО. Тогда же началась интенсификация отношений с США с точки зрения военного сотрудничества. Правительство США начало учения и запустило 64-миллионную программу по вооружению под эгидой борьбы с терроризмом.
Этот проамериканский курс сделал Грузию (не считая Абхазии и Цхинвали) более зависимой от США и, фактически, еще более отдалил ее от потерянных территорий. После того, как ресурс Э.Шеварднадзе был исчерпан, американцы обратили свой взор на получившего в США образование Саакашвили, который стал проводить более энергичную проамериканскую политику, ставя перед собой главные задачи внешней политики – проведение агрессивной стратегии по отношению к России, милитаризация страны и рабская покорность американским хозяевам.
Многие политики в Грузии тогда верили, что в результате прозападной политики Саакашвили страна будет принята в ряды НАТО, в результате чего восстановится территориальная целостность Грузии. Непринятие в 2008-ом году MAP-а (плана действия по членству в НАТО) показала здравомыслящей части общества, что Грузия не сможет вступить в НАТО и вернуть потерянные территории. Проанализировав связанные с MAP-ом процессы, мы поймем, что лидеры главных европейских государств обязательно отказались бы передать Грузии MAP. Да и кто согласился бы (речь идет о крупных европейских государствах) принять в ряды НАТО страну, имеющую два конфликтных региона и совершенно неадекватного лидера?!
Передача Грузии MAP-а впоследствии грозило тем, что осмелевший Саакашвили постарался бы вернуть контроль над потерянными территориями (что он и сделал, даже не имея MAP-а), а это втянуло бы европейские государства в конфликт с ядерной державой Россией. Устраивала ли прагматичных европейских лидеров война с Россией из-за Грузии? Ответ один: «Нет!», если учесть и то, что на сегодняшний день Россия никакой угрозы для Западной Европы не представляет и является огромным рынком для европейских компаний. ­
Вследствии проводимой Саакашвили внешней политики, которая ни в какие геополитические рамки не садится, у Грузии не было никакого шанса на членство в НАТО. В принципе, никогда и не было, при том, в результате данной политики Грузия неизбежно теряла территории и попадала под полный протекторат Америки, что в будущем обязательно закончилось бы десуверенизацией страны.
Военную авантюру в Цхинвали можно считать самой большой политической ошибкой нынешнего правительства. Это ввязало Грузию в войну с Россией. Можно прямо сказать, что Саакашвили начал войну с подачи США, поскольку Америку устраивало любое развитие событий. Несмотря на то, что Саакашвили не отличается большим интеллектом, он всеже должен был понимать, что Грузия проиграла бы войну с Россией.
События в Цхинвальском регионе могли развиться по-разному, но в любом случае это входило в интересы США: если Россия уклонилась бы от военных действий, и Грузия восстановила бы контроль на потерянными территориями, это означало бы, что Россия не в состоянии отстаивать свои интересы в этом регионе, а это привело бы к усилению центробежных сил на Северном Кавказе, в результате все закончилось бы развалом России.
В случае ввязывания России в войну (что и произошло) и захвата всей территории Грузии, началась бы партизанская война не только в Грузии, но и на всем Северном Кавказе. Короче говоря, начался бы второй «Афганистан», разрушительные последствия которого для СССР все помнят.
Третий вариант развития событий, который в реальности и произошел, было расчленение Грузии, что тоже входило в интересы США. В частности, для создания плацдарма против России на ее южных рубежах и использования в своих целях остальной территории, подконтрольной властям Грузии.
Как видно, эта война входила в геополитические интересы американцев. Ведь единственное государство, которое извлекло пользу из цхинвальской войны – это США.
Что касается признания государственной независимости конфликтных регионов, это результат изменения расстановки сил вследствие войны. Россия рассматривала Южный Кавказ и, в особенности, Грузию как свой оборонный плацдарм. Нахождение российской армии в Грузии имело стратегическое назначение: сомкнуть кольцо окружения за спиной северокавказских мусульман и блокировать геостратегического противника с юга.
До начала войны, пока действовал статус-кво, в конфликтных регионах были дислоцированы российские миротворцы. В реальности они выполняли стратегические функции, но в ограниченных рамках. После войны Россия юридически могла иметь свои вооруженные силы по эту сторону Кавказского хребта только в случае признания государственной независимости этих регионов. В противном случае она не смогла бы осуществлять своих стратегических функций. Под статусом миротворцев Россия уже не смогла бы держать свои вооруженные силы в стране, с которой она воевала, в противном случае она должна была вывести свои войска, что повлекло бы превращение Южного Кавказа в плацдарм США, а это пошло бы вразрез с национальными интересами России.
Протекающие на Кавказе процессы являются свидетельством столкновения российской и американской политик. Именно эти два государства проводят здесь свою активную политику, тогда как Грузия, как и другие малые страны, относитится к категории пассивных стран, которые США используют как пешку в собственных интересах против России.
Как было сказано выше, война 2008 года привела к изменению расстановки сил на Кавказе, что имело плачевный результат для Грузии. Хотя при правильном расчете можно было получить совсем другие результаты.
Положение в довоенной Грузии можно сравнить с Ираном 20-х годов прошлого века. Ослабленная после Первой мировой войны Россия в 1918 году пошла на заключение Брест-Литовского договора, что свидетельствовало о том, что у нее не было сил защищать собственные национальные интересы. Англия хотела воспользоваться этой ситуацией и расположить свои военные базы на территории Ирана, чтобы усилить свое влияние там. Что не входило в интересы России, поскольку с большой вероятностью это было бы использовано против нее. Иранские политики очень хорошо воспользовались геополитическими реалиями, и в 1921 году в Москве подписали договор с Советской Россией, согласно которому она отказывалась от собственности царской России в Иране при одном условии, что территорией Ирана не воспользуется в военных целях третья страна. К тому же, согласно данному договору, Россия оставляла за собой право на введение войск в случае попытки стратегического противника России воспользоваться территорией Ирана в своих военных целях. А Иран избавлялся от английских военных баз, чем создавались благоприятные условия для его полной независимости.
Грузия должна была проводить подобную внешнюю политику, ведь расстановка сил на Кавказе способствовала этому. Здесь соперничали два геополитических фактора: Россия и США. Россия – правовая наследница потерпевшего поражение в холодной войне Советского Союза, уступавшая США по всем статьям: идеологически, экономически и в военном отношении, хотя свою слабость она компенсировала территориальной близостью к региону, что давало ей стратегическое превосходство над противником и позиционно уравнивало ее с Америкой. Как уже не раз говорилось, Грузия нужна была США в качестве плацдарма против России. Тогда как России – в качестве линии обороны, дабы не допустить приближение стратегического противника к своим границам. Налицо была ситуация, когда две силы боролись друг с другом за господство на Кавказе.
В данной ситуации необходимо было заключение договора с Россией наподобие того, что заключил Иран с Советской Россией, согласно которому Грузия должна была взять обязательство не допускать использования своей территории третьей страной в военных целях, а России предоставлялось право введения своих вооруженных сил в Грузию. Такая внешняя политика называется политикой сдерживания больших государств. В результате этой политики Абхазия и Цхинвальский регион уже не представляли бы такого стретегического интереса для России, как это есть сегодня. И Грузия не только приблизилась бы к восстановлению своей территориальной целостности, но из пассивной страны превратилась бы нейтральную, к тому же получила бы реальную независимость, а не видимую.
Подобный договор был невозможен в ельцинские времена, поскольку тогда российские власти на каждом шагу предавали интересы своей страны. Но в период путинского правления это стало вполне реально, но нынешние власти Грузии упустили эту возможность, что привело к распаду государства, и это, как видно, уже навсегда.

За последние годы грузинские паспорта вручили уже 25 тыс. турок, живущих в Аджарии. В Тбилиси накануне выразили опасение, что турки вскоре составят там большинство населения и отторгнут республику. Эксперты признают, что влияние южных соседей в Аджарии чрезмерно: турки массово строят здесь все от мечетей до борделей.

Как заявил накануне на заседании парламента оппозиционный депутат Джонди Багатурия («Грузинское собрание»), власти Грузии за последние два года предоставили гражданство страны уже 25 тыс. турок, живущих в Аджарии.

«Это было сделано нынешними властями вполне осознанно, так как эти 25 тыс. турок, имеющих двойное гражданство, по действующему грузинскому законодательству имеют право участвовать в предстоящих в октябре наших парламентских выборах», – пояснил Багатурия. По мнению оппозиционера, эти 25 тыс. новых граждан Грузии будут голосовать в знак благодарности за правящую партию – «Единое национальное движение».

Депутат также утверждает, что в Турции радикальные силы заявляют о том, что якобы Аджария является исконной турецкой территорией, оккупированной Грузией 100 лет назад.

«Предательское молчание нашего руководства в отношении этой пропаганды позорно и опасно, так как эти радикальные силы могут через выборы прийти к власти в Турции, после чего повторится то, что произошло в Абхазии и Южной Осетии», – сказал Багатурия. Он пояснил, что под предлогом защиты своих граждан в будущем в Аджарию могут вторгнуться турецкие войска. Он назначил в связи с этим на 30 июня акцию протеста в Аджарии и предложил поддержать ее всей оппозиции.

«Это будет нашим гражданским протестом и предупреждением всем антигрузинским силам, что Аджария – наша территория, наше сердце, наш мозг и позвоночник, – провозгласил Багатурия. – Никому не уступим Аджарию. Она не станет полем для грязных дел, которые ведут в Аджарии и турки, и некоторые грузины».

«Второе Косово»

Запал депутата объяснялся разными причинами – от попыток Турции усилить религиозную экспансию в Аджарии до сообщений, что автономия превращается попросту в секс-курорт для турок. Следует сказать, что экономическое влияние Турции в Аджарии в последние годы стало колоссальным. Даже аэропорт Батуми используется уже соседними турецкими провинциями как внутритурецкий и даже управляется турецкой администрацией.

При этом, как рассказывают местные жители, в «свой» бизнес турки привозят «своих» турок, которые работают в Аджарии на строительстве, в сфере обслуживания и так далее. Местные жители в большинстве своем по-прежнему остаются без работы.

«Маленький Бангкок»

Бывший премьер-министр Грузии Тенгиз Сигуа разделяет обеспокоенность по поводу происходящего в Аджарии. «Там почти все производство перешло в подчинение туркам. Вот еще показательный пример. В Батуми была прекрасная библиотека. По моим данным, ее купили турки, открыли в ней игорный дом. 70% инвестиций в Грузии – из Турции. Это, может, и хорошо, если бы мы не отдавали им рычаги. Почему Батумским аэропортом распоряжается Турция? Да, Турция – наш доброжелательный сосед, у нас прекрасные отношения. Но столь сильное влияние, на мой взгляд, недопустимо!» – заявил он.

«Конечно, было бы желательно, чтобы наши власти внимательнее следили за ростом интересов Турции к Аджарии, – сказал политолог Рамаз Сакварелидзе. – В Турции сильны идеи пантюркизма. Возможно, экономические амбиции Турции по отношению к Аджарии, как и религиозные, – это материализация таких вот именно идей. Во что же это может вылиться, пока неясно».

Стоит напомнить, в мае 2004 года Аджарию покинул ее лидер Аслан Абашидзе, бессменно правивший там с начала 90-х. Он улетел в Москву на самолете тогдашнего главы МИД России Игоря Иванова. Москва тем самым сыграла миротворческую роль и помогла избежать вооруженного противоборства сторонников Абашидзе с наступавшими из Тбилиси силами, верными новому президенту Михаилу Саакашвили. Стоявшие тогда в Аджарии российские войска демонстративно держали нейтралитет, хотя Абашидзе, возможно, рассчитывал на их поддержку.

Саакашвили тогда, в мае 2004 года, заявил, что Аджария отныне «свободна» и «возвращена в лоно Грузии». После этого он говорил, что «удочерил» Аджарию, и охотно приглашает туда высоких гостей, чтобы показать разницу между тем, что там было при «феодале» Абашидзе, и сегодняшним днем. И действительно, сделано там немало. Главный бульвар стал заметно краше, построено много новых отелей, административных зданий. Недавно в восхищении от строительных проектов Аджарию покинула госсекретарь США Хиллари Клинтон.

Однако впервые после 2004 года в Тбилиси вновь заговорили, что могут потерять автономию, и на этот раз угрозу для территориальной целостности Грузии представляет не «феодал»-сепаратист, а соседняя держава – Турция.

В эти дни грузинская печать много рассказывает о том, что турки превратили в бордель небольшое курортное село Гонио в Аджарии у границы с Турцией. Несколько десятков жителей Гонио провели пикет у местной полиции, протестуя против превращения их села в центр пограничной секс-индустрии, сообщила грузинская телекомпания «Маэстро». На место прибыл мэр Батуми Роберт Чхаидзе, пообещавший разобраться в ситуации и «вернуть мирную жизнь в Гонио». Не поверив мэру, около 450 жителей Гонио написали обращение Саакашвили с просьбой помочь избавиться от засилья секс-притонов.

По словам авторов обращения, в селе – в гостиницах, ресторанах и барах – находятся 47 борделей, где работают не менее 400 проституток – в основном девушки из Узбекистана и Турции. Владельцами этих притонов являются турки, которые ведут себя столь нагло, пишут селяне, что жители стараются не выпускать из домов жен и детей.

В искренность обещаний Чхаидзе не верит председатель Аджарского отделения Лейбористской партии Давид Робакидзе. Оппозиционер публично обвинил самого Чхаидзе и главу Аджарии Левана Варшаломидзе в том, что те «крышуют» бордели в Гонио, а часть выручки якобы перечисляют на счета правящего «Единого национального движения». Ответа от властей на эти обвинения пока не последовало.

Лес минаретов

Другой серьезной проблемой является религиозный фактор. С весны в Батуми периодически сотни людей выходят на митинги протеста против строительства в столице Аджарии мечети в честь османского султана Абдула Азиза. Организаторы акций заявляют, что в автономии уже действуют 180 мечетей, а также 60 медресе и школ-пансионов. Они напоминают, что это тот самый султан, который «поработил Аджарию», и что «идет турецкая экспансия». Напомним, в ХIХ веке в Батуми уже стояла мечеть Азиза, но она сгорела.

Министр культуры и охраны памятников Ника Руруа говорил, что мечеть Азиза будет построена в Батуми, несмотря на протесты. По словам Руруа, взамен турки отремонтируют грузинскую церковь Ошки на своей территории. Он рассказал, что мечеть будет «очень небольшая».

Но очевидно, что уже и власти отчасти обеспокоены турецким влиянием в автономии. Такой вывод можно сделать из того, что на днях Батуми решил усилить контроль за гидами из Турции, которые сопровождают экскурсантов, рассказывая им об истории края. Департамент туризма Аджарии призвал турецких коллег проверять уровень подготовки направляемых в автономию гидов.
По мнению чиновников, гиды из Турции все чаще искажают в своих рассказах историю Аджарии в выгодном для турок духе. Решено, что будут подготовлены карты на турецком языке, а в самой Аджарии прошли подготовку 15 местных туркоязычных гидов.

Еще несколько недель назад МИД Грузии приступил к изучению жалоб о том, что в учебниках истории для турецких старшеклассников территория Аджарии вместе с Батуми представлена как часть Турции. Представители грузинской общественности потребовали разъяснений от посла Турции Левента Бурхана. Аджария, напомним, отошла к Грузии по Карсскому договору 1921 года. Анкара уже пообещала «исправить» учебники.

За последние полтора года, полные радостных (возвращение Крыма в состав Российского государства) и трагических (кровавый кошмар на Украине, Ближнем Востоке и в Африке) событий, Грузия наконец заняла в общественно-политическом и информационном поле РФ подобающее ей место. В десятилетие, когда ею управляла команда Михаила Саакашвили (2003-2013 годы), оно было явно несоответствующим: о Грузии говорили и думали гораздо больше, чем она того объективно заслуживала. Мысленно возвращаясь к событиям этого десятилетия, поневоле задумываешься, не явилось ли повышенное внимание Москвы к любым инициативам и телодвижениям Тбилиси одной из причин последовавшего там в 2006-2008 годах «головокружения от успехов», закономерно закончившегося агрессией против Южной Осетии и окончательной потерей и РЮО, и Абхазии.

После прихода к власти коалиции «Грузинская мечта» это государство вновь пережило недолгий всплеск интереса к себе. Некоторые московские эксперты и чиновники наивно полагали, что «смена декораций» приведет к изменению внешнеполитического курса Грузии в сторону налаживания российско-грузинских отношений и отхода от планов интеграции в НАТО и ЕС. Из этого, впрочем, ничего не вышло, да и не могло выйти, поскольку грузинское государство находилось и находится в плену иллюзий относительно возможности восстановления своей так называемой «территориальной целостности». Однако ни отзыв Россией признания независимости Абхазии и Южной Осетии, ни «возвращение» их в Грузию невозможно ни при каких обстоятельствах. К сожалению, официальный Тбилиси, как и большинство грузинского общества, до сих пор не примирились с этим фактом и настаивают на «прекращении российской оккупации части грузинской территории». Это исключает всякую возможность диалога по существу, несмотря на активные усилия прогрузинского лобби, действующего на федеральном уровне.

Россия, допустив на внутренний рынок грузинские вина и боржоми, не дает Тбилиси ни малейшей надежды на «восстановление территориальной целостности». Напротив, за последние полгода как с Абхазией, так и с Южной Осетией были подписаны новые договоры, расширяющие и углубляющие межгосударственные отношения, что вызвало резкую, но ни на что не повлиявшую реакцию грузинского руководства.

Мало того что в сфере межгосударственных отношений нет и не может быть никакого прогресса. «Грузинское экономическое чудо», вымышленное командой Саакашвили и «распиаренное» буквально на весь мир, также закономерно не выдержало проверки временем. По данным профинансированного госдепом США социологического опроса Международного республиканского института, опубликованного в конце марта, 62% опрошенных считают, что за последний год экономическое положение Грузии ухудшилось (улучшилось – лишь для 7%). 64% говорят об увеличении количества безработных. Национальная валюта – лари – обесценивается с конца ноября 2014 года, и 81% респондентов полагают, что это главная проблема грузинской экономики (45% называют таковой высокие налоги). При этом главным провалом правительства 29% опрошенных назвали невыполнение предвыборных обещаний, 11% – обесценивание лари, 10% – экономический кризис, 10% – безработицу, 5% – некомпетентность правительства и 2% – нерасследованные дела. 55% участников опроса считают, что Грузия развивается в неправильном направлении, и лишь четверть довольны развитием страны.

Но несмотря на столь «впечатляющие достижения», рейтинг «Грузинской мечты» за год снизился с 54% до 36%. Бывшая правящая партия «Единое национальное движение» при этом ничего не приобрела и не потеряла, располагая прежними 15% поддержки. Вышедшая в ноябре прошлого года из правящей коалиции партия бывшего министра обороны Ираклия Аласании, рассматриваемого многими в качестве возможной альтернативы нынешней власти, «Наша Грузия – свободные демократы» пользуется поддержкой всего лишь 10% опрошенных. Все остальные политические силы набирают еще меньше. Таким образом, сколько-нибудь реальной альтернативы «Грузинской мечте» в настоящее время не просматривается.

Цифры подтверждает жизнь. Последовательно проиграв парламентские выборы 2012 года, президентские 2013-го и, наконец, выборы в органы местного самоуправления в прошлом году, «Единое национальное движение» решило пойти знакомым по «революции роз» путем уличного протеста. Две массовых акции – 15 ноября (по поводу подписания российско-абхазского договора) и 21 марта (под лозунгом отставки правительства из-за экономического кризиса) – собрали по несколько тысяч сторонников Саакашвили, но, разумеется, ни к чему не привели. «Революционная ситуация» (интересно, какой цветок или цвет изберут радикалы на этот раз) в Грузии пока не сложилась: «верхи» продолжают, хотя и не без проблем, управлять по-старому, а «низы» с горем пополам живут все так же, но уже не питая надежд на скорые изменения к лучшему.

Хотя грузинское руководство пока держит ситуацию под контролем, положение может измениться довольно быстро, особенно если найдутся лишние средства (а главное – харизматичные новые лидеры вместо многократно разочаровавших сограждан проправительственных и оппозиционных деятелей разного калибра). Внутриполитическая обстановка в Грузии продолжает оставаться потенциально взрывоопасной. Причиной этого являются не только объективные трудности социально-экономического и политического характера. Главное, пожалуй, состоит в том, что Грузия давно уже не пытается следовать собственным путем хотя бы на бумаге. «Грузинская мечта» управляема извне в чем-то даже больше, чем «Единое национальное движение». В политике президентской команды нет и намека хоть на какую-то самостоятельность. Что бы ни происходило, о чем бы ни шла речь, Тбилиси ищет одобрения США и Европы.

«Не только нам нужна Европа, но и Западу и Европе нужна сильная, демократическая Грузия», – заявил президент Грузии Георгий Маргвелашвили, выступая 31 марта с ежегодным докладом в парламенте. По его мнению, Грузия «исторически, культурно» является Европой, и «наш сегодняшний вызов – в повседневности твердо внедрить ценности, на богатом наследии построить современную европейскую Грузию». Уже одно это вызывает большие сомнения… При этом глава государства не забыл напомнить, что его выступление проходит в день рождения первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа, ультранационалистическая политика которого в итоге привела к гражданской войне и распаду страны. Продолжая политику предшественника (видимо, в его глазах вполне европейскую), Маргвелашвили назвал Россию «наиважнейшей проблемой нашей безопасности» в Черноморском регионе и Закавказье. «Сегодня наша задача – выход из конфронтационной парадигмы привилегированных сфер интересов России, а также установление и углубление с Россией политики, построенной на принципах равенства, – обозначил он направление движения. – …Безопасность и благополучие Грузии непосредственно связаны с европейской и евроатлантической интеграцией».

Недалеко от президента ушел и премьер-министр Ираклий Гарибашвили, хотя отношения между ними испортились до того, что кабинет в полном составе отсутствовал на оглашении президентского доклада перед парламентом. Комментируя российско-грузинские отношения, Гарибашвили подчеркнул, что главное для него – «что думает наш стратегический партнер – США, что думают канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд». В основном позиции президента и премьера полностью совпадают. «К сожалению, Россия не ответила на нашу конструктивную и здоровую политику тем же, – переживает Гарибашвили. – Кроме торгово-экономических отношений, которые важны для общества, в политическом плане Россия не разделяет наши усилия».

Очевидно, что Грузия может проводить столь далекую от реальности политику лишь до тех пор, пока Россия и Европа заняты украинской проблемой. Однако прозападный политический курс легитимизирован не только властным консенсусом (частные мнения отдельных депутатов вроде Гоги Топадзе и тем более общественников-маргиналов не играют никакой роли), но и мнением большинства. По данным уже упоминавшегося социологического опроса, 85% респондентов поддерживают интеграцию в Евросоюз и только 9% ответили на этот вопрос отрицательно. Интеграцию в НАТО приветствуют 75% опрошенных, и лишь 15% – против. Эти сведения практически совпадают с цифрами 2008 года, когда на плебисците за интеграцию в Североатлантический альянс высказались 77%, а против – 23% жителей Грузии.

Годы, прошедшие после позорного провала агрессии против Южной Осетии, показали, что грузинское общество и государство не готовы критически оценить действительность, сделать выводы относительно реальных, а не надуманных национальных интересов и путей их достижения. Общество, недовольное экономическими трудностями, все также в целом поддерживает курс правящей группировки, заходящей на «новый круг» конфронтации с Россией.

Бросающееся в глаза в последние недели усиление антироссийской риторики в выступлениях грузинского президента и правительства свидетельствует, по всей видимости, не только о приходе весны, но и о том, что западные «консультанты» тбилисского режима вновь вернулись к идее использования Грузии в качестве главного раздражителя России на Кавказе. Весь последний год грузинские пропагандисты, ранее занимавшиеся будированием «черкесского вопроса» (оказавшегося, естественно, абсолютным фантомом, исчезнувшим, как только сочинская Олимпиада-2014 благополучно завершилась), трудились на ниве теперь уже «украинской» и «крымско-татарской» проблематики. Зимнее массовое переселение бывших высокопоставленных чиновников команды Саакашвили на различные должности в Киев вызвало прямо-таки комический эффект. С другой стороны, это также свидетельствует о возвращении западных кураторов к старым, проверенным схемам и даже персоналиям, антироссийский характер которых не вызывает сомнений.

Незавидна на этом фоне лишь судьба самой Грузии. Масштабные геополитические события последнего времени вынудили ее покинуть историческую (хотя бы и региональную) авансцену, удовлетворившись второстепенной ролью «подай-принеси» в западном спектакле. Но и это еще не конец истории. Политическое поле региона меняется сейчас столь стремительно, что дальнейшие перспективы Грузии в нынешнем виде на нем вообще не просматриваются. Этой стране, уже утратившей Абхазию и Южную Осетию, с большой долей вероятности в обозримом будущем придется пережить дальнейшую фрагментацию. Как долго она будет оставаться на карте мира в нынешних границах – все более волнующий вопрос.

Яна Амелина, секретарь-координатор
Кавказского геополитического клуба

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»