Учреждение должности президента ссср перестройка. Первый и последний… зачем нужен был президентский пост в ссср

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Введение должности Президента СССР видится сейчас закономерным итогом политической реформы СССР, известной сначала под именем «демократизация», но больше вошедшей в историю как Перестройка.

Решение о радикальной реформе политической системы СССР было провозглашено XIX Всесоюзной конференцией КПСС, состоявшейся 28 июня – 1 июля 1988 года. Сам этот форум, предполагавший свободную дискуссию о назревших проблемах общества, сознательно противопоставлялся формализованным партийным съездам, хотя решения конференции и не имели обязательного характера. До сих пор неизвестно, вёл ли уже тогда М.С. Горбачёв дело именно к такому финалу, то есть стать Президентом СССР. Но уже очевидным было его стремление стать своего рода общенациональным демократическим лидером, независимым от партийной олигархии. Все его последующие действия полностью укладываются в эту логику.

Важным было решение конференции разделить функции партийных и советских органов. Правда, одновременно рекомендовалось, чтобы первые секретари территориальных комитетов КПСС обязательно занимали должности председателей исполкомов соответствующих Советов. Но в тот период, когда авторитет партии ещё мог казаться высоким, это могло расцениваться как способ придания большего авторитета именно Советам.

Важнейшей же рекомендацией конференции было начало реформы органов государственной власти СССР. Её ключевым моментом становилось создание нового высшего органа власти – Съезда народных депутатов – на основе (впервые с 1918 года!) конкурентных выборов. Правда, соревновались пока не партии, а личности, причём высшее руководство КПСС избиралось на Съезд по отдельному списку. Но это было чрезвычайно важное нововведение, масштабы и последствия которого, вероятно, не вполне осознавались самими организаторами.

Теперь именно Съезд народных депутатов выдвигался на первое место в политической жизни, вместо съездов КПСС и ЦК КПСС. Это ещё сильнее подчеркивалось новой структурой руководящих органов Съезда. Прежний коллективный Президиум Верховного Совета СССР был служебным органом по подписыванию бумаг, присылаемых ему из Политбюро ЦК. Теперь создавался единоличный пост Председателя Верховного Совета СССР, и этот пост на I Съезде, состоявшемся в мае-июне 1989 года, занял сам Горбачёв.

Он продолжал сохранять при этом функции Генерального секретаря ЦК КПСС, но центр тяжести власти перенёс именно на вновь учреждённую должность. Председатель высшего советского органа впервые за историю Советского государства (такой вот парадокс!) стал реально выше вождя партии, хотя такая перестановка и произошла пока в рамках одного и того же лица. Впрочем, ретроспективно оценивая, мы вынуждены признать, что только благодаря этому лицу такой исторический переворот и смог состояться.

Но функции Председателя Верховного Совета заключали в себе много ограничений со стороны Верховного Совета и Съезда. На этом посту Горбачёв имел не больше власти, чем Генсек, а следовательно на него могло (и продолжало) давить в нежелательном направлении консервативное Политбюро.

Обстановка для дальнейшего лишения монополии КПСС на власть складывалась как никогда благоприятная. На I Съезде впервые в истории СССР оформилась легальная парламентская оппозиция (Межрегиональная депутатская группа – МДГ), поведшая атаку на эту самую монополию. Горбачёв, отражая атаки МДГ, формально выступал представителем консервативного большинства. Но поскольку прежняя власть Политбюро была уже делегитимирована (хотя пресловутая 6-я статья Конституции пока действовала), это большинство было готово вручить Горбачёву всю полноту прежней власти КПСС, но теперь уже как главе государства. Это был блестящий, прямо-таки в традициях несвойственного России британского парламентаризма разыгранный, ход в рамках конституционного реформизма и уникальной почти что мирной трансформации авторитарного режима в демократический.

Вопрос о введении поста Президента СССР был предрешён уже на II Съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в декабре 1989 года. А тут обострилась обстановка в некоторых республиках (например, события в Баку в январе 1990 года). Горбачёв убедительно сигнализировал старым партократам, что нужна оперативность принятия решений для сохранения единства Союза, и обеспечить её может только он как полномочный глава государства.

Учреждённый в марте 1990 года на III Съезде пост Президента СССР можно вкратце охарактеризовать так: в руках Президента совершенно официально сосредотачивались все высшие функции власти, которыми до тех пор абсолютно нелегально, но фактически пользовалось Политбюро ЦК КПСС. При этом Президент СССР должен был избираться всеобщим голосованием граждан СССР (правда, для Первого Президента было сделано исключение – он был избран на Съезде), а число кандидатов на этот пост не ограничивалось.

Историческое значение совершившейся тогда конституционной революции подчёркивается тем фактом, что тот же Съезд переформулировал 6-ю статью Конституции СССР таким образом, что КПСС лишалась «руководящей роли», и открывалась возможность для создания легальных конкурирующих за власть политических партий.

Теперь, называясь по-прежнему – СССР, политически это было совсем другое государство, чем за все годы, начиная с 1922. Вероятно, тут открывалась развилками с несколькими историческими путями. Похоже, страна пошла не по самому лучшему из возможных. Но это уже другая история.

Период с 1985 по 1991 гг. вошел в историю как время больших перемен, которые в итоге привели к распаду большого и могущественного государства. Высший пост генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году занял Михаил Сергеевич Горбачев, который в 1990 году был избран на пост президента СССР. После его прихода к власти был принят целый ряд реформ, направленных на изменение экономической ситуации в стране и сближение со многими мировыми государствами, в том числе и США. Весь этот процесс получил название "перестройка". Суть этих реформ и результаты, к которым они привели, попробуем рассмотреть в статье.

Социально-экономическая и политическая ситуация в СССР в средине 80-х годов XX века

В рамках начавшегося процесса демократизации были приняты законы, направленные на расширения свободы слова. В это время начинают появляться газеты, на страницах которых можно было найти критику действующей власти. За гражданами закреплялось право заниматься предпринимательской деятельностью. Впервые за всю историю существования страны была проведена реформа, в результате которой КПСС потеряла статус руководящей партии СССР. Это дало возможность создать многопартийную систему власти с равными шансами на победу любой из политических организаций. Генсек инициировал широкомасштабную программу по реабилитации политических заключенных, в результате которой было оправдано множество репрессированных граждан, в том числе и академик Андрей Сахаров.

Одним из самых радикальных решений Горбачева, направленных на изменение сформировавшихся устоев социалистического общества, было учреждения поста Президента СССР вместо Генерального секретаря ЦК КПСС. Был принят соответствующий закон и внесены поправки в конституцию, согласно которым на эту должность могли быть избраны граждане страны в возрасте 35-65 лет на срок 5 лет. Одна и та же личность не могла занимать этот пост более 2 раз. В выборах главы государства могли принимать участие все граждане Советского Союза, достигшие совершеннолетия. Но первый президент СССР был выбран не на всенародном голосовании, а решением политиков на III внеочередном Съезде народных депутатов, который состоялся в марте 1990 года.

Единогласно было решено утвердить на высшей должности страны Михаила Горбачева. Но продержаться долго на новом месте он не смог, и 25 декабря 1991 года ему пришлось сложить свои полномочия. А на следующий день было утверждено решение о прекращении существования самого большого государства планеты. В свете тех событий Горбачев вошел в историю еще как и последний президент СССР.

Внешняя политика

В процессе всеобщей демократизации были сделаны серьезные шаги на внешнеполитической арене, направленные на сближение и сотрудничество со странами Западной Европы и США. Была сформирована целая программа, имевшая название «Новое мышление». Она гласила, что мир не должен быть разделен на два враждующих лагеря, где конфликты решаются с помощью военной силы.

В новых условиях признавалась свобода выбора всех граждан. С этой целью было сокращено влияние компартии на правительства государств Восточной Европы. Это привело к возникновению восстаний, в результате которых было повержено социалистическое руководство во многих государствах Центральной и Восточной Европы. В ходе переговоров Горбачева с Рейганом было принято решение о сокращении ядерного потенциала обеих стран, в том числе и ракет среднего и ближнего радиуса действия. Это положило начало прекращению холодной войны. Нерешенным оставался вопрос с российскими войсками в Афганистане. Но в ходе переговоров с США было достигнуто согласие, на условиях которого американцы прекращали оказывать военную помощь моджахедам при условии вывода русского контингента с территории страны.

Итоги правления

Политическую деятельность Михаила Горбачева нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, он реформатор, который изо всех сил пытался вытянуть страну из застоя и наладить диалог с Западом. С другой, все принятые им решения были неэффективны и в результате ускорили распад СССР. Президент Горбачев так и не смог укрепиться на своей должности, а в народных массах он заслужил славу проамериканского политика, который уничтожил Советский Союз. Как бы то ни было, в историю Горбачев вошел как первый и последний президент СССР, который смог положить конец холодной войне.

Введение должности Президента СССР видится сейчас закономерным итогом политической реформы СССР, известной сначала под именем «демократизация», но больше вошедшей в историю как Перестройка.

Решение о радикальной реформе политической системы СССР было провозглашено XIX Всесоюзной конференцией КПСС, состоявшейся 28 июня – 1 июля 1988 года. Сам этот форум, предполагавший свободную дискуссию о назревших проблемах общества, сознательно противопоставлялся формализованным партийным съездам, хотя решения конференции и не имели обязательного характера. До сих пор неизвестно, вёл ли уже тогда М.С. Горбачёв дело именно к такому финалу, то есть стать Президентом СССР. Но уже очевидным было его стремление стать своего рода общенациональным демократическим лидером, независимым от партийной олигархии. Все его последующие действия полностью укладываются в эту логику.

Важным было решение конференции разделить функции партийных и советских органов. Правда, одновременно рекомендовалось, чтобы первые секретари территориальных комитетов КПСС обязательно занимали должности председателей исполкомов соответствующих Советов. Но в тот период, когда авторитет партии ещё мог казаться высоким, это могло расцениваться как способ придания большего авторитета именно Советам.

Важнейшей же рекомендацией конференции было начало реформы органов государственной власти СССР. Её ключевым моментом становилось создание нового высшего органа власти – Съезда народных депутатов – на основе (впервые с 1918 года!) конкурентных выборов. Правда, соревновались пока не партии, а личности, причём высшее руководство КПСС избиралось на Съезд по отдельному списку. Но это было чрезвычайно важное нововведение, масштабы и последствия которого, вероятно, не вполне осознавались самими организаторами.

Теперь именно Съезд народных депутатов выдвигался на первое место в политической жизни, вместо съездов КПСС и ЦК КПСС. Это ещё сильнее подчеркивалось новой структурой руководящих органов Съезда. Прежний коллективный Президиум Верховного Совета СССР был служебным органом по подписыванию бумаг, присылаемых ему из Политбюро ЦК. Теперь создавался единоличный пост Председателя Верховного Совета СССР, и этот пост на I Съезде, состоявшемся в мае-июне 1989 года, занял сам Горбачёв.

Он продолжал сохранять при этом функции Генерального секретаря ЦК КПСС, но центр тяжести власти перенёс именно на вновь учреждённую должность. Председатель высшего советского органа впервые за историю Советского государства (такой вот парадокс!) стал реально выше вождя партии, хотя такая перестановка и произошла пока в рамках одного и того же лица. Впрочем, ретроспективно оценивая, мы вынуждены признать, что только благодаря этому лицу такой исторический переворот и смог состояться.

Но функции Председателя Верховного Совета заключали в себе много ограничений со стороны Верховного Совета и Съезда. На этом посту Горбачёв имел не больше власти, чем Генсек, а следовательно на него могло (и продолжало) давить в нежелательном направлении консервативное Политбюро.

Обстановка для дальнейшего лишения монополии КПСС на власть складывалась как никогда благоприятная. На I Съезде впервые в истории СССР оформилась легальная парламентская оппозиция (Межрегиональная депутатская группа – МДГ), поведшая атаку на эту самую монополию. Горбачёв, отражая атаки МДГ, формально выступал представителем консервативного большинства. Но поскольку прежняя власть Политбюро была уже делегитимирована (хотя пресловутая 6-я статья Конституции пока действовала), это большинство было готово вручить Горбачёву всю полноту прежней власти КПСС, но теперь уже как главе государства. Это был блестящий, прямо-таки в традициях несвойственного России британского парламентаризма разыгранный, ход в рамках конституционного реформизма и уникальной почти что мирной трансформации авторитарного режима в демократический.

Вопрос о введении поста Президента СССР был предрешён уже на II Съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в декабре 1989 года. А тут обострилась обстановка в некоторых республиках (например, события в Баку в январе 1990 года). Горбачёв убедительно сигнализировал старым партократам, что нужна оперативность принятия решений для сохранения единства Союза, и обеспечить её может только он как полномочный глава государства.

Учреждённый в марте 1990 года на III Съезде пост Президента СССР можно вкратце охарактеризовать так: в руках Президента совершенно официально сосредотачивались все высшие функции власти, которыми до тех пор абсолютно нелегально, но фактически пользовалось Политбюро ЦК КПСС. При этом Президент СССР должен был избираться всеобщим голосованием граждан СССР (правда, для Первого Президента было сделано исключение – он был избран на Съезде), а число кандидатов на этот пост не ограничивалось.

Историческое значение совершившейся тогда конституционной революции подчёркивается тем фактом, что тот же Съезд переформулировал 6-ю статью Конституции СССР таким образом, что КПСС лишалась «руководящей роли», и открывалась возможность для создания легальных конкурирующих за власть политических партий.

Теперь, называясь по-прежнему – СССР, политически это было совсем другое государство, чем за все годы, начиная с 1922. Вероятно, тут открывалась развилками с несколькими историческими путями. Похоже, страна пошла не по самому лучшему из возможных. Но это уже другая история.


Пост Президента СССР был учрежден на III Съезде народных депутатов. Соответствующая поправка к Конституции гласила, что Президент СССР избирается всенародным голосованием на пятилетний срок. При этом первый и последний Президент СССР М. С. Горбачев в порядке исключения был избран Съездом народных депутатов 15 марта 1990 г. Вице-президентом СССР стал Г. И. Янаев, который выполнял по поручению президента отдельные его функции и мог замещать последнего в случае его болезни или отставки.
Президенту отводилось важное место в системе высших государственных органов. Он являлся главой государства, обеспечивал взаимодействие органов власти и управления, представлял на утверждение Верховного Совета кандидатуры главы правительства, министров, Генерального прокурора, председателей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР, персональный состав Комитета конституционного надзора СССР. Президент назначал и смещал высшее военное командование, вел международные переговоры, назначал и отзывал дипломатических представителей, имел право объявлять мобилизацию и состояние войны, вводить военное или чрезвычайное положение. Президент СССР мог активно влиять на деятельность Верховного Совета СССР, ограничивал его полновластие. Так, Президент обладал правом отклонять принятые Верховным Советом законы и направлять их на повторное обсуждение; он мог ставить перед Съездом народных депутатов СССР вопрос об избрании Верховного Совета СССР в новом составе. У Президента СССР было право издавать указы нормативного характера экономической и социальной направленности, он мог даже создавать новые органы и другие государственные структуры «для ускорения формирования союзного рынка».
В декабре 1990 г. VI съезд народных депутатов СССР наделил Президента СССР дополнительными полномочиями, предоставив ему право возглавлять систему органов государственного управления СССР и обеспечивать ее взаимодействие с высшими органами государственной власти страны. Совет министров СССР был переименован в Кабинет министров СССР, а Председатель Совета министров - в Премьер-министра СССР. Переименование повлекло и существенное изменение статуса Кабинета министров, который переставал быть высшим исполнительным и распорядительным органом СССР, поскольку данные функции переходили Президенту
Президент СССР возглавил Совет безопасности СССР - новый государственный орган, на который возлагалась « выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны, поддержанию надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе».
Созданная в СССР в 1989 - 1990 гг. государственно-политическая система нового типа в целом оказалась неспособной к управлению страной в условиях кризиса. Конкретные меры подменялись пустыми разговорами о необходимости перестройки, ее историческом значении и трудностях переходного периода. Формально увеличив объем своих властных полномочий, М. С. Горбачев к 1991 г. фактически утратил личный авторитет и статус всесоюзного лидера.


Рис. 26. Государственное управление в СССР с декабря 1990 по декабрь 1991 гг.

Начало российских реформ. После избрания Б. Н. Ельцина Председателем Верховного Совета СССР руководство России попыталось осуществить рыночные реформы. Летом 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял экономическую программу «500 дней» С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского - программу перехода СССР к рыночным отношениям в максимально сжатые сроки. Для ее доработки была создана совместная российско-союзная группа экономистов во главе с академиком С. С. Шаталиным. При этом программа вызвала резкое противодействие в Совете министров СССР, так как предусматривала передачу широкого круга функций от центра республикам. Решительными противниками программы выступили руководители Совмина СССР Н. И. Рыжков и Л. И. Абалкин.
Отказ от совместных действий союзного и российского правительств вызвал нарастание противостояния и соперничества между союзными и российскими органами управления. В январе 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон «О собственности в РСФСР». Этим законом в России возрождалась частная собственность, причем сфера ее действия не ограничивалась ни размерами, ни отраслями. Признавались права частной собственности на землю, капитал и средства производства, разрешалось создавать частные предприятия любых размеров и с широким диапазоном деятельности. Предприниматель получил право привлекать любое количество наемных работников.
Одновременно Совет министров РФСР и Верховный Совет РСФСР вели последовательную работу по переводу союзных предприятий, находившихся на территории РСФСР, под юрисдикцию России. Такие действия вызывали растерянность и возмущение союзных ведомств. Для союзного центра стала реальной перспектива утраты прав собственности на крупнейшие промышленные предприятия, определявшие экономический, финансовый и оборонный потенциал СССР.
Весной 1991 г. в России развернулась кампания по избранию первого Президента республики. На президентских выборах 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин одержал убедительную победу: за него было подано 57,3% голосов, тогда как шедший вторым Н. И. Рыжков собрал 16,9%. 10 июля 1991 г. впервые в истории России состоялась процедура вступления в должность Президента России. Б. Н. Ельцин принес присягу, в которой обязывался соблюдать Конституцию, защищать суверенитет России, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина.
Всенародное избрание на высший государственный пост дало Б. Н. Ельцину политическое превосходство над М. С. Горбачевым, легитимность которого в качестве Президента СССР была основана только на решении Съезда народных депутатов. Это обстоятельство выводило противостояние союзного и республиканского руководства на новый уровень

Лекция, реферат. Введение поста Президента СССР - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Правообладатель иллюстрации AP

15 марта 1990 года III внеочередной съезд народных депутатов СССР избрал президентом страны Михаила Горбачева. Ему довелось отработать лишь треть установленного пятилетнего срока.

Съезд открылся 12 марта. Кроме учреждения поста президента, он внес в конституцию еще одно историческое изменение: упразднил 6-ю статью о руководящей и направляющей роли КПСС.

В прениях выступили 17 депутатов. Мнения варьировались от "Мы видим в президентской власти важный залог единства нашей федерации" (Нурсултан Назарбаев) и "Наша страна вырастила лидера мирового масштаба, автора нового политического мышления, лидера, выступающего за разоружение, за мир" (Федор Григорьев) до "Перестройка захлебнется президентством" (Николай Джиба).

Не будем играть в прятки, сегодня речь идет об избрании президентом страны конкретного лидера - Михаила Сергеевича Горбачева Александр Яковлев

"Попытка наспех, тут, на съезде, ввести пост президента есть грубейшая, тягчайшая политическая ошибка, которая многократно усугубит наши трудности, тревоги и опасения", - заявил сопредседатель Межрегиональной депутатской группы Юрий Афанасьев. Академик Виталий Гольданский возразил: "Мы ждать не можем, нужна реанимация, а не санаторное лечение".

Предложение запретить совмещение поста президента и лидера политической партии, поддержанное как радикальными демократами, так и ортодоксальными коммунистами, мечтавшими увидеть в роли генсека соответственно Александра Яковлева и Егора Лигачева или Ивана Полозкова, получило 1303 голоса и прошло бы, если бы речь не шла о конституционной поправке, для чего требовались две трети голосов.

14 марта состоялся пленум ЦК КПСС, выдвинувший кандидатом в президенты Горбачева. Ряд депутатов съезда внесли кандидатуры премьера Николая Рыжкова и министра внутренних дел Вадима Бакатина, но те отказались, и выборы оказались безальтернативными.

Мы торопились с избранием Президента. Но, может быть, избрав, не стоило сразу же здесь, на сцене Кремлевского Дворца, возводить его на этот пост. Следовало отложить это на один день, объявив, что торжественное действо состоится, к примеру, в Георгиевском зале Кремля. В присутствии депутатов, правительства, представителей трудящихся столицы, воинов, дипкорпуса, прессы газета "Правда"

Из 2245 депутатов (пять мест на тот момент были вакантными) в съезде участвовали ровно две тысячи. За Горбачева были поданы 1329 голосов (59,2% общего числа депутатов). 495 выступили против, 54 бюллетеня оказались испорченными. 122 человека не стали голосовать.

По предложению сменившего Горбачева на посту председателя Верховного Совета Анатолия Лукьянова избранный президент тут же принес присягу - выйдя на трибуну и положив руку на текст конституции, произнес единственную фразу: "Торжественно клянусь верно служить народам нашей страны, строго следовать Конституции СССР, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента СССР".

Зарубежная реакция была сугубо оптимистичной.

"Внеочередной Съезд народных депутатов Советского Союза совершил величайшие революционные преобразования в жизни советского общества, равных которым не было в России со времен революции 1917 года", - указывало японское телевидение. "Решения Внеочередного Съезда народных депутатов СССР закрепили, возможно, наиболее важные изменения в политической и экономической системе СССР с момента революции большевиков в 1917 году", - вторила Washington Post.

В темпе военной операции

Кому принадлежала идея введения поста президента, неизвестно.

Тема обсуждалась в СМИ с декабря 1989 года, но в порядке гипотез и дискуссий.

Помощник Горбачева Анатолий Черняев писал в воспоминаниях, что в январе 1990 года "архитектор перестройки" и секретарь ЦК Александр Яковлев под страшным секретом ему рассказал: как-то Горбачев зашел в его кабинет, расстроенный, озабоченный, одинокий. Мол, что делать? Азербайджан, Литва, экономика, ортодоксы, радикалы, народ на пределе. Яковлев сказал: "Надо действовать. Самое главное препятствие перестройке и всей вашей политике - это политбюро. Необходимо в ближайшее время собрать съезд народных депутатов, пусть съезд изберет вас президентом". И Горбачев согласился.

Решение о президентском правлении созрело так срочно, что решили пойти на созыв внеочередного съезда. Я такой срочности не понимал, так как после II Съезда народных депутатов, где этот вопрос даже не обсуждался, прошло лишь два с половиной месяца Николай Рыжков

Как бы там ни было, 14 февраля, неожиданно для всех, Горбачев озвучил идею на сессии Верховного Совета, а уже 27 февраля парламент постановил созвать внеочередной съезд. Времени на подготовку и общественное обсуждение, прямо сказать, отвели маловато.

Поспешность вызвала критику со стороны как левых, так и правых, подозревавших какой-то подвох и настойчиво, но безуспешно пытавшихся получить от Горбачева внятное объяснение, зачем это ему понадобилось.

Официальная версия, изложенная в проекте закона об учреждении поста президента и внесении соответствующих дополнений в конституцию: "В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР" никого не удовлетворяла. Можно подумать, у Горбачева прежде было недостаточно власти!

По мнению историков, ведущая причина лежала на поверхности: лидер хотел, оставаясь генсеком КПСС, ослабить свою зависимость от ЦК, который мог в любой момент собраться не пленум и поступить с ним, как в свое время с Хрущевым .

После избрания Горбачева президентом и отмены 6-й статьи уже не столько он нуждался в партии для собственной легитимности, сколько партия в нем.

Используя полномочия генсека, Горбачев как раз и укрепляет власть компартии. В том числе и власть ее над самим генеральным секретарем. Две идеи - отмена 6-й статьи и введение президентства - тесно связаны. Лишь получив всю полноту государственной, а не партийной власти, Горбачев может провести упразднение партийной монополии. Иначе он просто потеряет власть Анатолий Собчак

Поскольку КПСС утратила официальные властные полномочия, вакуум требовалось заполнить.

После событий в Тбилиси и Баку оказалось сложно выяснить, кто принимал решения использовать армию, и усилились разговоры о том, что нужен "человек, который за все отвечает". Впрочем, президентство не помешало Горбачеву уйти от ответственности за вильнюсскую драму.

Имелось еще одно практическое соображение.

По традиции, заложенной Леонидом Брежневым, генсек одновременно возглавлял высший представительный орган. Но, начиная с весны 1989 года, Верховный Совет перешел на работу в постоянном режиме. Председательствовавшему в нем Горбачеву пришлось проводить массу времени на заседаниях. Так же поступали другие члены руководства, всегда копировавшие поведение первого лица.

Призываю голосовать за президентскую власть и верю, что при этом условии будет социальная справедливость, национальная защищенность, в том числе и русского народа Депутат Иван Полозков, ортодоксальный коммунист

Естественно, это затрудняло управление страной. Да и в обществе возникал вопрос: кто же занимается делами, пока идут дебаты?

Между тем высказывалось мнение, что Горбачев по своему складу больше подходил для роли именно спикера, нежели главы государства. Манипулировать большой разнородной аудиторией и добиваться нужных ему результатов голосования он умел блестяще.

Анатолий Собчак в книге "Хождение во власть" отмечал, что при личном общении магия воздействия Горбачева была неотразима. "Поддайся этому обаянию, и ты начнешь действовать, как под гипнозом", - писал он.

Главная загадка

Основной вопрос, над которым по сей день ломают голову исследователи - почему Горбачев не пошел на всенародные выборы? Тем более, что это предусматривалось законом о введении поста президента, и лишь для первого случая сделали специальную оговорку.

Многие считают это роковой ошибкой. Как доказал впоследствии Борис Ельцин , всенародно избранного президента очень сложно законно отстранить от власти.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption По мнению ряда историков, Горбачев не хотел напрямую мериться популярностью с Ельциным

Избрание не гражданами, а депутатами сделало статус Горбачева недостаточно убедительным, поскольку легитимность самого съезда была подмоченной. Он избирался при 6-й статье, в отсутствие организованной оппозиции везде, кроме Москвы, Ленинграда, Свердловска и Прибалтики, треть депутатского корпуса составляли представители общественных организаций.

Одни историки предполагают, что Горбачев, даже при объективном преимуществе, испытывал мистический страх перед Ельциным, у которого как-то все получалось. Другие - что он пошел на поводу у номенклатурного окружения, в принципе не любившего прямую демократию и опасавшегося, что предвыборная кампания даст реформаторам дополнительную возможность пропагандировать свои взгляды.

В условиях политической и экономической нестабильности еще раз испытывать судьбу и идти на всенародные выборы - риск, и немалый Анатолий Собчак

В публичных выступлениях Михаил Сергеевич упирал в основном на то, что обстановка сложная, и страна без президента лишнего дня не обойдется.

"Они [депутаты-межрегионалы] тоже высказывались за президентство, но обусловили его такими оговорками и такими подходами, что можно надолго затормозить, если не похоронить этот процесс. Нельзя в создавшейся ситуации откладывать серьезные решения. Введение института президентства сегодня необходимо для страны", - заявил он на сессии Верховного Совета 27 февраля.

Позиция демократов

Считая в Принципе институт президентства прогрессивной по сравнению с нынешней формой государственного управления, вопрос о Президенте СССР и о процедуре его выборов нельзя решать наспех, без участия новых Верховных Советов республик, без развитой многопартийной системы в стране, без свободной прессы, без укрепления нынешнего Верховного Совета. Этот вопрос должен быть увязан с конституциями республик, с новым Союзным договором. Без этих непременных условий принятие решения о президентстве несомненно приведет к новому обострению отношений между Центром и республиками, к ограничению самостоятельности местных Советов и самоуправления, к угрозе восстановления в стране диктаторского режима Из заявления Межрегиональной депутатской группы

Сторонники перестройки и обновления по вопросу о президентстве Горбачева раскололись.

Одни продолжали видеть в нем единственный шанс и считали, что Горбачева надо поддерживать во всем, потому что он знает, что делает, и потому что иначе будет еще хуже. Точку зрения этих людей высказал в реплике с места на съезде не представившийся депутат: "Разве дело в том, что у нас нет продуктов? Самое главное, что мы нашли в истории такого, как Горбачев, человека чистого, какого нам больше не найти".

Некоторым просто импонировало слово "президент": вот, и у нас будет, как в цивилизованных странах!

Другие указывали, что этот термин ассоциируется не только с Америкой и Францией, но и с латиноамериканскими и азиатскими диктаторами, а главное, требовали всенародных альтернативных выборов.

"Я считаю, что только народ может принять соответствующее решение", - заявил в прениях на съезде член Межрегиональной группы Александр Щелканов.

Житель Зеленограда Шувалов в день открытия съезда объявил голодовку на Театральной площади "в знак протеста против избрания президента только депутатами".

Сторонником президентства Горбачева на выдвинутых им условиях был Анатолий Собчак, противниками - Юрий Афанасьев и Юрий Черниченко. Последний, в частности, опасался, что "мы вновь дадим себя облапошить; если депутаты не могут реально контролировать действия председателя Верховного Совета, то уследить за президентом тем паче не удастся".

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Одним из главных оппнентов Горбачев на съезде был депутат Юрий Афанасьев

Борис Ельцин, насколько известно, публично по данному вопросу не высказывался.

Собчак писал в воспоминаниях, что незадолго до кончины Андрея Сахарова пытался обсудить с ним перспективы президентства Горбачева, но академик интереса к теме не проявил, считая вопрос несущественным по сравнению с разработкой новой конституции.

Не новая идея

Нам надо отбросить страхи и уныние, обрести веру в свои силы и возможности. А они у нас огромные. Русский народ и все народы, объединившиеся с ним в великое многонациональное государство, сумеют возродить свою общую Родину. И обязательно добьются этого на путях перестройки и социалистического обновления Из речи Михаила Горбачева на съезде после избрания

Идея учреждения в СССР поста всенародно избираемого президента достаточно серьезно обсуждалась в прошлом: в ходе подготовки "сталинской" конституции 1936 года, в последние годы правления Никиты Хрущева и на заре перестройки.

Почему ее отверг Сталин, не вполне ясно. Уж ему-то 99,99% голосов были гарантированы, а всенародное изъявление поддержки "любимому вождю" можно было превратить в мощное воспитательно-пропагандистское мероприятие.

Хрущеву, по мнению исследователей, просто не хватило времени, а его преемники руководствовались отличавшим их глубоким консерватизмом и нелюбовью к нововведениям.

По свидетельствам знавших его людей, Леониду Брежневу во время зарубежных визитов нравилось обращение "господин президент", но узаконивать титул он не стал.

Третья попытка

В 1985 году "архитектор перестройки" Александр Яковлев предложил Горбачеву начать политическую реформу с партии и выдвинул развернутый план: устроить общепартийную дискуссию, по ее итогам разделить КПСС на две партии - реформаторскую народно-демократическую и консервативную социалистическую - провести выборы в Верховный Совет и поручить победителям формирование правительства.

Сейчас, как я наблюдаю, Горбачев нажимает на газ и одновременно нажимает на тормоз. Мотор ревет на весь мир - это наша гласность. А машина стоит на месте Олжас Сулейменов, депутат, казахский поэт

По замыслу Яковлева, обе партии должны были заявить о приверженности базовым ценностям социализма, вступить в альянс под названием Союз коммунистов, делегировать в состав его Центрального совета равное количество членов, а председателя совета выдвинуть совместным кандидатом на пост президента СССР.

Политическая конструкция, в которой две партии, соперничающие друг с другом на выборах, одновременно входят в некую коалицию с единым лидером, явила бы миру очередное "русское чудо". Вместе с тем некоторые исследователи полагают, что реализация "плана Яковлева" позволила бы плавно перейти к многопартийной демократии и избежать развала СССР.

Тогда Горбачев идею не поддержал. Через пять лет оказалось поздно.

Пиррова победа

Горбачев метался в поисках альтернатив, компромиссов, оптимального сочетания прежних и новых методов руководства. Были ошибки, просчеты, опоздания, просто нелепости. Но не в них причина начавшегося разложения общества и государства. Оно было неизбежно по самой природе уникального в мировой истории перехода общества, закомплексованного и развращенного долгой диктатурой, к свободе Анатолий Черняев, помощник Горбачева

Историки считают пиком политической карьеры Горбачева I Съезд народных депутатов в мае 1989 года, а избрание президентом - началом ее конца. Вскоре рейтинг лидера стремительно и необратимо пошел вниз.

То был последний кредит доверия, выданный обществом.

Консерваторы надеялись, что президентские полномочия нужны Горбачеву для "наведения порядка", демократы - для смелых реформаторских шагов. Когда не случилось ни того, ни другого, хотя он получил все, чего хотел, разочарование оказалось всеобщим и убийственным.

Сбылось предсказание, сделанное на съезде депутатом Теймуразом Авалиани: "Вы будете метаться туда и сюда, а в это время будет происходить то, что мы имеем сейчас".

Через 660 дней Горбачев ушел (точнее, был вынужден уйти) в отставку.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»