Возрастание роли философии в современном мире. Роль философии в современном мире

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

В конце XX и начале XXI вв. человечество оказалось на пороге больших перемен. Уже сегодня можно проследить некоторые контуры развития мировой цивилизации в будущем: невиданные возможности информационных технологий, новых способов коммуникаций, ускоренную интеграцию мира, его разнообразие и многополярность. Перед каждой страной встала проблема выбора: как войти в будущую цивилизацию и занять в ней достойное место, обеспечить высокое качество жизни и развитие личности? Выбор пути развития всегда предусматривает определение определённых мировоззренческих ориентиров, в формировании которых важную роль играет философское мышление. Философия непосредственно и тесно связана с общественной практикой, вплетается в неё, отвечает на её запросы и потому играет огромную роль в обществе, социальных столкновениях, формировании человеческой личности.

Философия играет значительную роль в решении глобальных проблем. Главная её функция – формировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений.

1. Философия формирует мировоззрение, задаёт ценностные установки, которые определяют направленность человеческой деятельности.

2. Её обобщающие теории принципиально необходимы, т. к. способствуют интеграции научного знания.

3. Она формирует наиболее общие законы развития общества природы.

4. Есть возможность видеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленность.

5. Философия дает возможность развить культуру теоретического мышления.

6. Результатом видения и толкования исторического процесса является возможность более четкой ориентации в потоке научной информации по глобальным проблемам.

7. Философия ставит вопросы смысла жизни человека, смерти и бессмертия.

Наконец, вся человеческая жизнь в целом становится в философском отношении все более насыщенной. Чем больше в мире новаций, творчества, тем больше философия необходима человеку. Подлинная философия носит напряженный характер, она заложена в потребностях и запросах человеческого существования. Отсюда ее жизненная значимость и востребованность.

Философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.

5. Сравните образ мыслей людей, стоящих на трех различных мировоззренческих позициях (мифологической, религиозной, философской) в одной и той же проблемной ситуации: им нужно выбрать одну из альтернатив - разбогатеть, обманом заставив работать на себя других людей, или не разбогатеть, но трудиться наравне со всеми. Как они могли бы рассуждать? Что думали бы о последствиях своего выбора?

Мировоззрение - это система верований, убеждений, жизненных ценностей, знаний, которая формируется в течении всей жизни.

Если говорить о мифологическом мировоззрении, то следует учитывать эпоху, в которой оно создавалось. Миф выступал в качестве универсальной, нерасчлененной формы сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях. Природные силы как элемент религиозно-мифологического мировоззрения интересуют человека в той степени, в какой они вторгаются в его жизнь и определяют эту жизнь и само человеческое существование, его предметно-практическое отношение к природе. Человек этого времени отличался цельностью и примитивной всесторонностью. Он не осознавал своей духовной индивидуальности, да ее практически и не было. Мифология находилась в тесном взаимодействии с религией, поэтому человек с мифологическим мировоззрением разбогател бы, ссылаясь на то, что этот факт является провидением судьбы. Силы природы олицетворялись, человек - игрушка в руках божественных сил, поэтому всё происходящее с ним воспринималось как неизбежная судьба, фатум.

Основным определяющим признаком религиозного мировоззрения является его связь с верой в сверхъестественное - нечто такое, что стоит над закономерностями мирового порядка. Религиозное мировоззрение распространяется, прежде всего, через такие основные институты, как церковь и мораль. Я считаю, что человек, действительно придерживающийся религиозных идеалов, норм и установок, не выбрал бы путь обогащения неправедным путём, ведь цель человека - служение Богу, соблюдение заповедей и достижение прозрения. И главными ценностями как раз и являются честность, справедливость, долг, сострадание, доброта, терпимость, любовь к ближнему, милосердие. Поскольку религиозный человек верит в особые способности сверхъестественных сил положительно или отрицательно влиять на его жизнь, то страх перед наказанием является ещё одним фактом, подтверждающим маловероятность корыстного выбора. Ведь обман не останется незамеченным, наказание неизбежно, он привлечёт к себе Божью кару.

Философское мировоззрение характеризуется теоретическим отношением к действительности. Оно как бы биполярно: его смысловые «узлы», «пункты напряжения» - мир и человек. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный анализ тех или иных проблем, именно разум выносит окончательный вердикт. Теоретическое выражение получили в ней социальное самосознание людей, их общие ценности и идеалы. Поэтому философ может выбрать любую из предложенных альтернатив. Всё зависит от собственных интересов человека, его потребностей, нужд. Ведь философское мировоззрение предполагает, что человек сам строит свою жизнь в соответствии с личными жизненными установками, идеалами, ориентирами, ценностями. И если главным предпочтением человека будет богатство, то он, не задумываясь, сделает выбор в пользу обмана.

Введение

Каждый человек, когда-либо, задавался вопросом: «Что такое философия ? И зачем она нужна?» Философия, как наука основывается на познании существа всего мироздания. В своем отражении она плотно переплетается со всеми областями науки, искусства, религии, помогая человеку познать себя и окружающий мир. Современная форма философии значительно отличается от более ранних форм.

Есть такое мнение, что философия - не школьная наука. Ее может постичь только человек, с большим жизненным опытом и долгими размышлениями. Конечно, ни то, ни другое не помешает. Но, может быть, именно детство и юность - лучшее время для начала. Философия любит спрашивать, для нее вопросы часто оказываются важнее ответов. Но детство и юность спрашивают чаще, чем другие эпохи жизни, а вопросы их бывают острее, фундаментальнее и чем вопросы людей зрелых.

Подросток еще не включился в «систему», он зачастую критически относится к миру взрослых, хочет его понять и оценить. Но и здесь его союзник - философия. Он наивен, и философия, в сущности, наивна; он непрактичен, но и философия отвлекается от непосредственной пользы. Он идеалистичен, и философия тоже ищет идеалы. Философия борется с предрассудками, но у юных их еще нет.

Роль философии в обществе. Функции философии

Все функции философии можно разделить на две группы: мировоззренческие и методологические.

В свою очередь в мировоззренческих функциях можно выделить следующие:

Гуманистическая функция. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям. На протяжении многих столетий значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, власти, продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным физически и духовно.

Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности, негативно действует на философию. Все больше мыслителей обращает внимание на оскудение личности, к чему приводит много факторов, например, рост специализации во всех сферах человеческой деятельности, усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественнонаучного знания;

Социально-аксиологическая функция расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. С конструктивно-ценностными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий.


Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу;

Культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречий, изменяющейся сущности явлений;

Отражательно-информационная функция. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации.

Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация конкретизируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему.

Внутри этой системы выделяются разделы философского знания:

Онтология - учение о бытии;

Гносеология - учение о познании;

Социальная философия - учение об обществе;

- этика - учение о морали;

- эстетика - учение о прекрасном;

- логика - учение о законах мышления;

Философская антропология - учение о человеке;

Аксиология - учение о природе ценностей;

Методология - учение о методе;

История философии - учение о развитии философских знаний.

Кроме того, можно выделить прикладные аспекты философского знания:

Философия науки - раздел философии, включающий исследования структуры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития знания;

Философия техники - раздел философии, связанный с интерпретацией феномена техники в современном мире;

Философия истории - раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания;

Философия политики - раздел философии, исследующий общие вопросы политической сферы общественного устройства;

Философия права - раздел философии, включающий общие вопросы правоведения и государствоведения;

Философия культуры - раздел философии, исследующий сущность и значение культуры;

Философия религии - это философия в ее отношениях с религией. Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую, логико-гносеологическую.

Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказаний теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Рассмотрение эвристической функции философского метода показывает, что роль философии в развитии частных наук значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий.

Координирующая функция философии состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.

Интегрирующая функция связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Взаимное размежевание наук явилось ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX века. Несмотря на большие успехи, достигнутые наукой, происходит рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство. Философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания.

Логико-гносеологическая функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы обогащать истинностное представление об объекте. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания.

Основные термины

образование творчество в образовании

непрерывность ответственность в

образования образовании

вопросы и задания

1. Часто спорят, что лучше: иметь очень хорошую специализирован-
ную подготовку или же универсальное образование. А каково ваше мне-
ние?

2. Французский писатель Г. Флобер утверждал: «Все, что прекрас-
но,- нравственно». Рассмотрите правомерность (неправомерность) это-
го суждения на примерах.

3. В чем вы видите смысл творчества в образовании?

4. Каким образом вы реализуете.ценность самообразования?

5. Какое место занимает философия в вашем образовании? Измени-
лось ли ваше представление о значении философии в образовании за по-
следний год?

6. Образование - это ответственность. Попытайтесь найти короткое,
лаконичное определение образованию, которое было бы лучше приве-
денного.

7. Сопоставьте определение «образование - это ответственность» со
следующими двумя определениями: «образование - это передача зна-
ний», «образование - это подготовка к практике жизни». Какие досто-
инства и недостатки вы видите в каждом их трех определений филосо-
фии?


КУРС ФИЛОСОФИИ В ТАБЛИЦАХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Человечество, однажды осознав роль и значение философии,
всегда будет обращаться к ее идеям, стремиться выявить, постиг-
нуть и развить глубинные смыслы своего собственного бытия.

Философия есть творчество в понимании человеком жизни и обес-
печении ее достоинства. Философия направлена против краха,
кризиса, упадка цивилизации, культуры и духовности челове-
ка. Философия есть творчество в обретении человеком свободы
и ответственности. В современном мире с его многообразием
знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров
осуществление желаемого синтеза сопряжено с определенными
трудностями. Но решать философские проблемы надо, ибо в про-
тивном случае человеку уготовлено безвольное барахтанье в ов-
рагах технократизма и моральной неполноценности.

Много раз пытались найти философии равноценную замену,
но все эти попытки заканчивались полнейшими неудачами.
Не надо искать замену философии, она прославила себя в веках,
намного целесообразнее направить усилия на усвоение ее дости-
жений и дальнейшее развитие. Вся человеческая жизнь в целом
становится в философском отношении все более насыщенной.

Чем больше в мире новаций, творчества, тем больше фило-
софия необходима человеку. Это в полной мере относится к мо-
лодым. Кто более других дерзает? Молодые. Где их дерзость на-
ходит максимальную поддержку? В философии. В философии не
легкомысленной, не бездумной, а наполненной глубокими жиз-
ненными исканиями. Юный Ромео, влюбленный в Джульетту,
назвал философию «несчастья сладким молоком». В беззаботной
легкой жизни чудный голос философии заглушается выкрика-
ми необузданных страстей и грубых поступков. Но как только
человек возвращается к самому сокровенному в себе, так сразу
же в шумовом оркестре жизни философские мелодии начинают
звучать и весомо, и привлекательно.



Философия не повинна в том, что некоторые воспринимают
ее золотые башни, выложенные из истины, красоты и добра, за ка-
менные стены. Высоты философии манят не всех, это так. Но кто
к ним стремится, тот подобно смелому альпинисту, совершаю-
щему восхождение, открывает ранее неведомое. Дерзайте, кто смел!


Приложение 1

Таблица 1. Четыре эпохи в философии

Таблица 2. Античная философия



Таблица 3. Средневековая философия


Этап Основной интерес Основные идеи
Фило- Люби Бога и тогда делай что хо- Монотеизм
софство- чешь Теоцентризм
вание в Воля как сущность личности Креационизм
вере (Ав- Свобода как черта воли (а не ра- Вера в Бога
густин) зума) Любовь к Богу
Гармони- Вера ведет разум, разум подкреп- Надежда на спасение
зация ве- ляет веру Добрая воля
ры и ра- Философия - это введение к ре- Совесть
зума лигии Духовность человека
(Фома Свобода человека как разумная Символизм
Аквин- воля движения к совершенству
ский) Бога

Таблица 4. Философия Нового времени

Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной
классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика
«Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Воз-
рождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Ку-
занский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно,
заслуживают самых лестных
оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпо-
хи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштаб-
ности с творениями Декарта, Локка, Канта.


Таблица 6. Философия о человеке

Историческая эпоха фило- софии Что такое человек?
Античность Микрокосмос Душа Душа есть проявление идеи (Платон) + тело Душа - это форма человека (Аристотель)
Средние века Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надеж- ды, совести
Новое время Существо разумное и действующее по законам ра- зума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше)
XX в. Существо, осваивающее мир в соответствии с фено- менологической работой сознания (Гуссерль и дру- гие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевты) Существо, границей которого, его подлинной при- родой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи)

Таблица 7. Философия об обществе
Что такое общество?
Античность Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости
Средние века «Град земной», стремящийся к «граду небес- ному»
Новое время Люди, живущие в соответствии с ими же ус- тановленным общественным договором (Локк, Руссо) Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс)
XX в. Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.) Коммуникация, взаимосвязь людей по нор- мам, устанавливаемым в хорошо организо- ванной дискуссии (Хабермас и др.)

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризует-
ся в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь
в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: фе-
номенологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.

Таблица 8. Три главные ценности


Таблица 9. Философия о красоте
Историческая эпоха философии Что такое красота?
Античность Космически гармоничное и соразмерное
Средние века Символ божественного
Новое время Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенно- сти композиций (классицизм) Характеристика произведения искусства, во- площающая многообразные способности лич- ности, в том числе юмор, иронию, игру, са- тиру (романтизм)
XX в. Ценность, выработанная на основе феномено- логического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология) Сущность произведения искусства, ее откры- тие человеку в качестве истины (герменевтика) Эмоция (аналитическая философия) Воображение реально непредставимого, вы- зывающее чувство возвышенного (постмодернизм)

Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная цен-
ность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не
противопоставляется прекрасному или возвышенному.


Примечание. Ценность - это интерпретация, в которой субъект или груп-
па людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершает-
ся посредством использования определенных философских методов.



Таблица 12. Что такое рациональное познание?


Историческая эпоха филосо- фии Идеалы добра Основные добродетели человека
Античность Благо Мудрость, справедли-
вость, мужество
Средние века Бог Вера, любовь, надежда,
совесть
Новое время Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо) Рассудочность, свобода (Локк, Руссо)
Абсолютный нравствен- ный закон (Кант) Разумность, свобода (Кант)
Общество без эксплуата- ции (Маркс) Преданность делу проле- тариата (Маркс)
Сверхчеловек (Ницше) Воля к власти (Ницше)
XX в. Положительные ценности (феноменологи) Умение пользоваться фе- номенологическим мето-
дом
Достижение единства с Адекватно отвечать на зов
сущим, с сущностью ве- щей (герменевты) вещи, соответствовать ему
Умение посредством ана- Быть последовательным в
лиза языка учитывать своих действиях
последствия поступков (аналитики)
Деконструкция лого- и Умение «рассеивать» ус-
других центризмов (постмодернисты) тоявшиеся ценности

Таблица 11. Три концепции чувственного познания


Историческая эпоха философии Природа рационального познания
Античность Идеи - это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон) Сущность - это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражена в прави- лах логики (Аристотель)
Средние века Рациональное познание оперирует универса- лиями, которые выражают общее; общее суще- ствует в Боге, в мыслях человека, в самих ве- щах (средневековые реалисты) Общее не существует, слова обозначают еди- ничные вещи (номиналисты) Общее представляет собой мысли - обобще- ния, концепции (концептуалисты)
Новое время Человеку присущи от рождения ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это - рациона- лизм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант) Мысли - это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка) Мышление - это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель) Мышление и логика есть отображение, прак- тики, ее самых массовых ситуаций (Маркс)
XX в. Рациональное познание - это обобщение, дос- тигаемое в процессе феноменологической рабо- ты (феноменологи) Логика - это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики)

Таблица 13. Три современные концепции истины


Таблица 16. Три теоретических метода


Таблица 14. Что такое истина?

Таблица 15. Уровни научного исследования


Таблица 17. Философия языка

Философская концепция языка Главное содержание философских концепций языка
Философия имени Имя - это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных при- знаков (номиналисты)
Философия пред- ложения Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложе- ние, если оно построено правильно, обла- дает значением и смыслом, функцией ис- тинности/ложности
Философия ценно- стных установок Главной единицей языка является текст, для которого характерны ценностные ус- тановки автора, те цели, достижения ко- торых он добивается


Историческая эпоха философии Интерпретации природы техники
Античность Техника - это воплощение умений ре- месленника. Знание общего выше тех- нического знания
Средние века Техника - это творчество человека в качестве отблеска божественного творче- ства
Новое время Техника - опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника - это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда опре- деляет развитие общества (Маркс)
XX в. Техника при недостатке феноменологи- ческой работы выступает как продолже- ние науки и вместе с тем умаление жиз- ненного мира человека (Гуссерль и дру- гие феноменологи) Техника - это преграда, опасность, ко- торую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника со- ответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевты) Техника - это воплощение рациональ- ности человека (аналитики) Техника - это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи тех- нического подхода, точнее, философии технического подхода (Г. П. Щедровиц- кий)

Историческая эпоха философии Интерпретация специфики природы
Античность Природа - это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной
Средние века Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог - человек - приро- да именно последним звеном является природа
Новое время Природа - это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчи- нить ее себе
XX в. Природа - это стихия, которая благодаря соз- нательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В. И. Вернадский, Т. де Шарден) Природа - это мир проживания человека. Че- ловек может понять природу благодаря герме- невтическому методу (герменевты) Природа - это наш дом, который должен бла- гоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельно- сти человека (аналитики) Природа - это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совме- стную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание)

Таблица 20. Второй (неприродный) пол




СОВЕТЫ СТУДЕНТАМ

Приложение 2

1. Относитесь к изучению философии максимально серьезно. Поставь-
те перед собой цель понять основные идеи великих философов. При долж-
ной целеустремленности эти идеи доступны каждому студенту.

2. Составьте себе представление о структуре учебника, вниматель-
но ознакомьтесь с его оглавлением. Обратите особое внимание на назва-
ния глав. В кратком виде они дают представление о содержании кур-
са философии. Научитесь пользоваться приложениями.

3. При подготовке к учебным занятиям сначала бегло ознакомьтесь
с содержанием очередной главы, а затем приступайте к тщательной про-
работке материала.

4. Читайте учебник абзацами. Прочитайте абзац, задумайтесь, вы-
делите его главное положение, выработайте свое личное отношение
к нему (согласны ли вы с ним, нравится ли оно вам).

5. Стремитесь выразить главное положение кратко, одним предло-
жением. Затем конкретизируйте его. Чем больше вы обнаружите про-
явлений главной идеи, тем лучше. Значит, эта идея приобретает в ва-
ших представлениях должный вес.

6. Старайтесь разглядеть философское содержание везде - в изла-
гаемых дисциплинах, в газетных статьях, романах и детективах, пози-
циях политиков и ваших друзей, в своих собственных воззрениях.

7. Изучая философию, стремитесь к основательности, открытости,
справедливости. Путь постижения философии требует и монолога (раз-
мышлений про себя) и диалога (общения с другими). С самим собой каж-
дый может поговорить в любое удобное ему время. Намного сложнее об-
стоит дело с налаживанием диалога. Здесь нет другого пути, кроме как
искать себе интересных собеседников. В первую очередь это великие фи-
лософы, в философском отношении их никто не может заменить. Же-
лательно поэтому не упускать всякую возможность ознакомления с воз-
зрениями выдающихся философов. Чтение книг самих великих фило-
софов или же книг и статей о них - для читателя это также участие
в диалоге. Разумеется, заочный диалог с профессиональными филосо-
фами желательно дополнить живым разговором с друзьями, родителя-
ми, преподавателями.

8. Следуйте древнему призыву: «познай себя». Это предполагает вни-
мательнейшее и критическое отношение к своему собственному уров-
ню философствования. «Каковы мои главные ценности?» - вот глав-
ный вопрос к себе философски настроенного человека.

9. Учитесь философствовать, философствуйте каждый день, не до-
вольствуйтесь соблазнами технической цивилизации. Благородное фи-
лософствование не умаляет, а украшает человека.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПО-
НЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

обязательный минимум содержания

Предмет философии. Основные вехи мировой философской мысли.
Природа человека и смысл его существования. Человек и бог. Человек
и космос. Человек, общество, цивилизация, культура. Свобода и ответ-
ственность личности. Человеческое познание и деятельность. Наука
и ее роль. Человечество перед лицом глобальных проблем.

требования к знаниям и Умениям

i-шеть-представление о философских, научных и религиозных кар-
тинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания
и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении
духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности че-
ловека, общества, цивилизации.

Иметь представление о роли науки и научного познания, его струк-
туре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связан-
ных с развитием и использованием достижений науки, техники и тех-
нологии.

Иметь представление о биологическом и социальном, телесном и ду-
ховном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бес-
сознательного в его поведении.

Иметь представление об условиях формирования личности, ее сво-
боды и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей
природной среды.

Знать нравственные нормы регулирования отношений между людь-
ми в обществе.


ПРОГРАММА КУРСА ФИЛОСОФИИ

Приложение 4

Тема 1. Что такое философия?

Тема 2. Античная философия

Тема 3. Средневековая философия

Тема 4. Нововременная философия

Тема 5. Философия наших дней

Тема 6. Философия человека, общества и истории

Тема 7. Философия как аксиология

Тема 8. Философия познания и науки

Тема 9. Философия языка

Тема 10. Философия техники

Тема 11. Философия природы

Тема 12. Второй пол и философия

Тема 13. Философия образования

Примечание. Содержание тем совпадает с содержанием одноименных глав
учебника.

тема 1. Что такое Философия?

Смысл слова «философия». Философия как поиск и нахождение че-
ловеком ответов на главные вопросы своего бытия. Примеры философ-
ствования. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая
ориентации философии. Мировоззренческая, методологическая, гума-
нистическая и практическая функции философии. Назначение филосо-
фии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования.

тема 2. античная Философия

Античная натурфилософия. Возникновение философии как ре-
зультат творчества древних греков. Проблема единого и многого. Еди-
ное как: материальные субстанции (милетцы), числа (Пифагор), моно-
литное целое (элеаты), атомы и пустота (Левкипп и Демокрит).

Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля. Со-
крат о душе человека. Этика Сократа. Диалектика Сократа. Смерть Со-
крата: его следование принципу ненасилия.

Концепции идей Платона. Понимание идей как предела становле-
ния вещей и как порождающей модели класса вещей. Интерпретация
на основе концепции идей природы космоса, человека и общества.


Учение о формах Аристотеля. Четыре типа причин. Логика, эти-
ка и учение об обществе Аристотеля.

Философия эллинизма. Киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смыс-
ле жизни. Неоплатонизм. Принцип Единого-Блага. Характерные чер-
ты античной философии.

тема 3. средневековая Философия

Философия и религия. Основные библейские идеи философского зна-
чения; монотеизм, теоцентризм, креационизм, вера, добрая воля, эти-
ка морального долга, совесть, любовь, надежда, духовность человека,
символизм. Можно ли доказать существование Бога?

тема 4. нововременная Философия

Философия эпохи Возрождения. Основные идеи: сдвиг в сторону ан-
тропоцентризма, понимание человека как творческой личности, эстети-
ческое отношение к действительности, гуманизм.

Философия от Декарта до Канта (XVII-XVIII вв.). Философия Де-
карта:
ясность идей - врожденное качество человека; дедукция; срав-
нение знания с фактами; человек разумный. Концепция чувственного
познания Локка. Противостояние сенсуалистов и рационалистов. Гали
лей
и Ньютон - создатели теоретической механики. Природа идеали-
зации. Выработка нового юридического мировоззрения. Философия
Канта: совокупные способности души, познавательные способности, ап-
риорные принципы, этика.

Философия от Гегеля до Ницше. Гегель: философия должна стать
универсальной наукой, логикой идей. Философия Маркса: обществен-
ный труд как базис общества, критика капитализма, практика как кри-
терий истины. Концепция сверхчеловека Ницше как последний всплеск
и закат философии Нового времени.

Характерные черты нововременной философии: антропоцентризм,
гносеологическая установка, выработка методов познания, стремление
устроить жизнь человека на ясных и разумных началах.

тема 5. Философия наших дней

Феноменология. Философия Гуссерля. Интерес феноменологов к «ра-
боте», специфике сознания. Обогащение потока феноменов за счет во-
ображения. Выработка эйдоса, его обозначение высказываниями. Оцен-
ка предмета созерцания на основе выработанного эйдоса. Критика обед-


нения жизненного мира в абстракциях науки и поверхностном понима-
нии техники.

Герменевтика. Бытие человека в мире сущностей. Его вопрошание.
Соотносительность человека и мира (вещей). Заброшенность человека
в мире, его забота, страх, временность. Горизонты человека и вещи. По-
нимание как интерпретация на основе вовлеченности человека в тради-
цию, его образования, вкуса, таланта.

Аналитическая философия. Анализ языка. «Логико-философский
трактат» Витгенштейна и его основные идеи: язык как граница мыш-
ления, соответствие предложений фактам, отнесение эстетического,
этического и религиозного к сфере мистики. Логический позитивизм:
отрицание философии, аналитические и синтетические предложения,
принцип проверяемости, физикализм. Постпозитивизм: гипотетико-
дедуктивное построение теории, ее фальсификация, сменяемость теорий
и научно-исследовательских программ, научные революции. Философия
естественного языка позднего Витгенштейна: значение слова как его
употребление, «семейное сходство» слов.

Постмодернизм. Протест против логоцентризма, единообразия, ав-
торитетов, устоявшихся норм власти. Метод деконструкции Дерриды.
Сближение философии с поэтикой. Эстетика возвышенного Лиотара.

Философия в России. Основные положения диалектического и ис-
торического материализма (первичность материи, познаваемость мира,
практика как критерий истины, законы диалектики, определяющая роль
в обществе экономического базиса, социалистические идеалы). Основ-
ные черты русской философии: идеал цельности, положительного един-
ства. Оправдание абсолютного добра, соборность, интуитивизм, сближе-
ние истины с праведностью, космизм. Философия B.C. Соловьева,
H.A. Бердяева, А.Ф. Лосева.

Восточная философия. Основные черты индийской философии.
Формула: «Атман есть брахман». Основные черты китайской филосо-
фии, ее этическая направленность. Соотношение западной и восточной
философий.

тема 6. Философия человека, общества и истории

Выбор начала систематического философствования.

Философия человека. Человек как микрокосмос и единство души
и тела. Средневековая философия: трехчастность человека - духов-
ность, душа, тело. Человек разумный (Новое время). Человек как со-
средоточие общественных отношений (Маркс). «Сверхчеловек» (Ниц-
ше).
Бессознательное - базис человека (Фрейд). Человек с позиций гер-
меневтики, феноменологии, аналитической философии и постмодер-
низма. Человек, его уникальность и универсальность, историчность и твор-
чество.



тема 13. Философия образования

Цель образования - человечность. Соотношение подготовки и об-
разования. Единство истины, красоты и добра в образовании. Будущее -
за творчеством. Непрерывность образования, самообразование. Место фи-
лософии в образовании. Образование - это ответственность.


№ темы Наименование темы Лекции или семинары, ч Самостоятельная рабо- та студентов, ч
Что такое философия? 1/2/1 1/2/1
Античная философия 5/8/5 5/10/5
Средневековая филосо- фия 2/4/2 2/4/1
Нововременная филосо- фия 4/8/4 4/8/4
Философия наших дней 6/12/8 6/12/4
Философия человека, общества и истории 4/8/4 4/8/3
Философия как аксио- логия 4/8/4 4/8/3
Философия познания и науки 4/10/4 4/8/3
Философия языка 1/2/- 1/2/1
Философия техники 1/2/- 1/2/1
И Философия природы 2/2/- 2/4/2
Второй пол и философия 1/2/- 1/2/1
Философия образования 1/2/- 1/2/1
Итого 36/70/32 36/72/32

Философия общества. Соотношение личности и общества. Социаль-
ные действия и их смысл. Понимание общества в античности (идея спра-
ведливости), средневековье (идея «града земного»), Новом времени
(концепция общественного договора) и в наши дни (идея ценностных
установок).

Философия истории. Различные концепции историчности общест-
ва: цикличность (античность), разрыв цикличности библейскими исто-
риями (средние века), линейность и прогрессивность (Новое время), не-
линейность (современность). Единство и многообразие истории. За-
пад - Россия - Восток.

тема 7. Философия как аксиология

Учение о ценностях. Термин «аксиология». Характеристика при-
роды ценности. Ценность как интерпретация, в которой субъект выра-
жает свои предпочтения. Измерение ценностей. Чувства, эмоции, воля,
сомнение, идеал и цель как ценности.

Философия искусства. Цивилизация и культура. Красота как эс-
тетическая ценность. Характеристика красоты в различных философ-
ских направлениях и системах (от античности до современности).

Философия практики. Практика как деятельность человека по до-
стижению цели. Структура практики: субъект, цель, целенаправленная
деятельность, средства практики, объект практического действия, ре-
зультат практики. Выяснение ценности практики в процессе философ-
ской интерпретации. Добро как основная ценность практики. Измене-
ние представлений о добре (от античности до наших дней). Измерение
добра. Справедливость, свобода и ответственность как идеалы практи-
ки. Этика ответственности: классическая и неклассическая концеп-
ции.

тема 8. Философия познания и науки

Философия познания. Чувственное познание по Локку, Канту
и Гуссерлю. Ощущение, восприятие, представление. Рациональное по-
знание: понятие, суждение, умозаключение. Природа понятия. Проня-
тие как мысль-обобщение, позволяющее объяснить факты. Единство чув-
ственного и рационального познания. Память и воображение, интуиция.
Творчество. Строение психики: бессознательное, сознательное и надсоз-
нательное. Природа истины. Три концепции истины (концепция соот-
ветствия, когеренции, прагматизма). Шкала истинности. Вчувствование,
объяснение, понимание. Многомерность истины.

Философия науки. Наука как деятельность человека по выработке,
систематизации и проверке знаний. Эмпирический уровень научного по-


знания: эксперимент, наблюдение, моделирование, измерение. Теорети-
ческий уровень научного познания. Эмпирические и теоретические за-
коны. Методы научного познания: аксиоматический, гипотетико-дедук-
тивный. Соотношение теории и практики. Идеалы и этика ученого. Фи-
лософия, религия и наука.

тема 9. Философия языка

Философия имени. Имя как выражение сущности вещи. Имя как
знак. Имя как символ мира.

Философия предложения. Предложение и его функция истинности/лож-
ности. Значение и смысл предложения. Семантика и синтаксис.

Философия ценностных установок. Выражение ценностных уста-
новок в языке. Прагматика. Язык как символ нашей жизни. Метаязык
и объектный язык. Единство и многообразие языков. Формализованное
и коммуникативное назначение языка.

тема 10. Философия техники

Становление философии техники. Техника как символ деятельно-
сти человека, его ценностей. Техника как освоение вещества, энергии,
информации. Критика техницизма Гуссерлем и Хайдеггером. Г.П. Ще-
дровицкий
о достоинствах технического подхода. Можно ли заменить
человека техническим устройством? Техника и этика. Моральные ко-
дексы.

тема 11. Философия природы

Характеристика термина «природа». Исторические формы отно-
шения человека к природе (от античности до наших дней). Концепция
ноосферы В.И. Вернадского. Синергетика - наука о сложном. Гипоте-
за Большого взрыва. Уровни организации природы. Пространство и вре-
мя. Природа и ответственность человека. Экологическая, биологичес-
кая, медицинская этики.

тема 12. второй пол и Философия

Вторая, социальная природа мужчин и женщин. Господство муж-
чин над женщинами. Феминизм - борьба женщин за свои права. Ха-
рактеристика ценностей, на основе которых формируются представле-
ния о мужественности и женственности. Философия любви.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
(ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ)

Глубокоуважаемые коллеги! Позвольте в порядке заочного обмена
опытом преподавания философии сформулировать ряд суждений и по-
желаний.

На наш взгляд, часто возобновляемый спор о необязательности и да-
же противопоказанности изучения философии в средних специальных
учебных заведениях лишен серьезных оснований. Американец М. Лип-
ман
разработал курс «Философия для детей». Согласно его рекоменда-
ции, уроки философии вводятся с первых классов школы. Накоплен уже
солидный положительный опыт, о котором хорошо написала Н.С. Юди-
на (см.: Юлина Н.С. Философия для детей // Вопросы философии.
1993. № 9. С. 151-158). В свете этого никак нельзя приветствовать от-
лучение от философии юношей и девушек, получающих среднее специ-
альное образование. Надо полагать, они способны превзойти детишек
в понимании всего того, что можно назвать миром философии.

Противники преподавания философии в средних специальных, или,
как их теперь принято называть, профессиональных учебных заведе-
ниях, возможно, излишне благодушно относятся к тому мировоззрен-
ческому хаосу, в который ввергается каждый, кто получает современ-
ное образование, высшее или среднеспециальное, с его разветвленной
дисциплинарной структурой. На студента чуть ли не ежедневно обру-
шивают поток разнообразных сведений, плохо согласующихся ценно-
стных установок, противоположных по смыслу призывов и лозунгов.
Преподавание философии вряд ли способно навести в этом потоке иде-
альный порядок, но по крайней мере снабдит студента инструмента-
рием для его более или менее сознательного отношения к миру мно-
жащихся частностей, неопределенностей, разветвлений. С этой точки
зрения преподаванию философии нет альтернативы. Соответственно нет
альтернативы и работе преподавателя философии. Эту работу может вы-
полнить только он, никто другой из числа преподавателей нефилософ-
ских дисциплин.

Преподавать философию следует серьезно и основательно. Друго-
го не дано. К сожалению, постоянно множатся попытки предложить
студентам какие-то до смешного упрощенные курсы философии. Это
приводит к тому, что от подлинной философии ничего не остается. Сле-
дует иметь в виду, что за последние два-три десятилетия произошла су-
щественная интенсификация преподавания учебных дисциплин в сред-
них специальных учебных заведениях. Это относится и к естественным,
и к техническим дисциплинам. Студенты изучают интегральное и диф-


ференциальное исчисление, теорию информации. Им, как показывает
практика, вполне посильна нормальная философия. Философия, адап-
тированная к условиям среднего учебного заведения, но не перестаю-
щая быть полноценным курсом философии.

Авторам учебников и учебных пособий по философии, преподава-
телям философии следует быть, на наш взгляд, крайне осторожными
в адаптации курса философии. Особенно много негативных последствий
несет с собой желание изобрести некоторую синтетическую филосо-
фию, которая, якобы, содержит в себе разом достоинства всех философ-
ских систем. При ближайшем рассмотрении выясняется в таких слу-
чаях, что за мировую философию выдается недостаточно прорефлекси-
рованная точка зрения. Современная философия имеет плюралистиче-
ский характер. Это - фундаментальный для преподавания философии
факт, причем независимо от типа учебного заведения, где это препода-
вание осуществляется. Именно поэтому в нашем учебнике плюрализму
современной философии уделяется первостепенное внимание.

Преподавание философии в различных странах мира сейчас ведет-
ся по двум вариантам, которым дали название «немецкого» и «амери-
канского». «Немецкий» вариант преподавания философии заключает-
ся в историко-философской проблематизации курса философии. «Аме-
риканский» вариант состоит в изложении курса аналитической фило-
софии, с позиций которой рассматриваются не столь уж частые вкрап-
ления историко-философского материала.

В нашем учебнике вполне сознательно используется «немецкий» ва-
риант, который характерен для абсолютного большинства европей-
ско-континентальных стран. Вместе с тем в учебнике должное внима-
ние уделяется аналитической философии. Ее достижения, безусловно,
пора включать в российские учебники философии. В то же время вряд
ли целесообразно в России, являющейся крупнейшей европейской
державой, слепо следовать по пути американского философского изо-
ляционизма.

Рискуя вызвать на себя огонь безжалостной критики, йы тем не
менее считаем необходимым высказать свое мнение об использовании
в преподавании философии ориентации на диалектический материализм
(ради краткости изложения не упоминаем исторический материализм)
и русскую философию.

Диалектический материализм сейчас находится в кризисе. Препо-
давателю философии истоки такого положения дел, очевидно, хорошо
известны. Сложнее понять, что косметический ремонт использовав-
шихся в советское время курсов диалектического материализма, изо-
биловавших догматическими отсылками к произведениям классиков марк-
сизма-ленинизма, мало что дает. Российским философам-профессина-
лам предстоит весьма объемная работа по осмыслению достижений
и недостатков диалектического материализма советского периода. На-
сколько нам известно, пока такая работа далека от своего завершения,


в создавшихся условиях преподавателю философии ничего не остается
как на свой страх и риск вырабатывать собственное отношение к диа-
лектическому материализму. На наш взгляд, диалектический матери-
ализм в современном его виде не является достойной альтернативой до-
стигшей высокого уровня развития западной философии.

Немало методических затруднений связано с осмыслением педаго-
гической ценности русской философии. Особенно неуместны две край-
ности. Во-первых, противопоставление России с философской точки зре-
ния остальному, особенно западному, интеллектуальному миру. Во-
вторых, отрицание за русской философией ее смыслообразующей функ-
ции в российском менталитете. Неуместны как слепое преклонение
перед философией Запада, так и российский философский ура-патрио-
тизм. В этой связи нам представляется разумным рассматривать рус-
скую философию в контексте мировой философской мысли.

О дефиците учебного времени. Абсолютное большинство препода-
вателей философии жалуются, причем вполне справедливо, на дефицит
учебного времени. Часто слышится риторический вопрос: разве можно
за 32 часа обучить философии. Действительно, отводимые на изучение
философии 32-40 учебных часов лекционно-семинарских занятий ста-
вят преподавателя философии в положение своеобразного цугцванга: не хо-
чется как обеднять курс философии (с тем чтобы «уложиться» в отве-
денное на занятия учебное время), так и преподавать полноценный курс
философии, который окажется изученным лишь частично. Положение
трудное, но не катастрофическое.

Во-первых, успешное преподавание философии, рост авторитета
преподавателя философии, безусловно, открывает путь к увеличению объ-
ема учебного времени, отводимого на изучение философии. Во-вторых,
всякий дефицит учебного времени не закрывает пути педагогического
творчества, поиска наилучших путей преподавания.

На наш взгляд, даже в условиях бесспорного дефицита учебного
времени не следует отказываться от ориентации на изучение не иско-
верканного, а полноценного учебного материала. В этой связи часть
материала должна быть предоставлена студенту для простого чтения.
Студент должен ознакомиться с каждой главой учебника, но отнюдь
не обязательно включать в вопросники к зачетам и экзаменам все со-
держание учебника. Многое может быть использовано в качестве ма-
териала для сообщений, докладов, рефератов, конференций. В связи
с различным почасовым планированием курса философии мы приве-
ли три варианта указанного планирования. Разумеется, каждый пре-
подаватель, руководствуясь федеральным компонентом Государствен-
ного образовательного стандарта среднего профессионального образо-
вания, волен по-своему проводить почасовое планирование курса ос-
нов философии.

Об относительно самостоятельных структурных компонентах учеб-
ника. Главы и темы учебника скомпонованы таким образом, что они об-


разуют относительно самостоятельные структурные компоненты Это
в частности, две части учебника: «Основные этапы философии» (темы
2-5) и «Систематический курс философии» (темы 6-13). Так как вто-
рая часть является во многих отношениях продолжением первой, то ее
неразумно изучать в качестве самостоятельного курса философии.
В случае острейшего дефицита учебного времени мы рекомендуем счи-
тать основой учебника именно первую часть.

При трехчастном делении материала учебника выделяются три
большие структурные единицы: темы 1-5, темы 1-8, темы 1-13 (весь
учебник). Темы 1-8 дают достаточно исчерпывающие сведения о состо-
янии современной философии, ее основных «болевых» точках.

Против безымянной философии. Преподавание многих учебных дис-
циплин является в значительной степени безымянным. Имя того или
иного ученого упоминается разве что в случае, когда оно присвоено за-
кону (например, законы Ньютона, Менделя и т.п.). Практика препо-
давания философии показывает, что безымянная философия скучна и ли-
шена значимых ориентиров. Имена философов должны быть на слуху.
Это справедливо по отношению к выдающимся философам, к тому же
приводимые имена философов запоминаются, иногда бессознательно, сту-
дентами и позволяют им даже спустя годы иметь представление о струк-
туре философии.

Мы доводим до сведения читателя достаточно много имен выдаю-
щихся философов. Имеется в виду, что для студента учебник являет-
ся маленькой энциклопедией. Думается, преподаватель должен опреде-
литься: вклад каких именно философов в современную культуру дол-
жен знать студент. Наш минимальный список имен философов видит-
ся таким: Сократ, Платон, Аристотель (античность), Христос (нача-
ло новой эпохи), Декарт, Локк, Кант, Гегель, Маркс, Ницше (Новое вре-
мя), Гуссерль, Хайдеггер, Витгенштейн, Деррида (XX в.), Соловьев, Бердяев,
Лосев
(русская философия).

О языке философии. Язык философии достаточно специфичен,
он содержит много слов греческого и латинского происхождения
и уже по этой причине многим кажется трудным. Практика препода-
вания философии показывает, что совершенно неразумно стремиться
во всех случаях греческие и латинские термины переиначивать на рус-
скоязычный манер. Поступив таким образом, мы бы отлучили студен-
тов от оригинальной философской литературы. И это вместо того что-
бы, наоборот, предоставить им необходимый инструментарий для чте-
ния философских книг и статей. Языку философии следует учить со
всей тщательностью филологов, не оставляя без разъяснения ни один
термин.

Преподавание философии должно быть интересным. Это аксиома.
Но когда именно преподавание философии является интересным? Хай-
деггер
как-то разъяснял, что философский интерес имеет место там, где
человек встречается с сущим. Речь идет не об эмоциях, которые тут же






Примечание. Разумеется, приведенный перечень содержит элементы произ-
вола, ибо выдающихся философов было и есть намного больше, чем здесь ука-
зано. Перечисленные шесть десятков имен дают читателю легкообозримую хро-
нику. Изучающему философию следует в ней ориентироваться.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Философия по самому своему предназначению пытается проникнуть в самое существо мироздания и в своих исканиях соприкасается со всеми областями науки и искусства, с религией, помогает человеку в познании мира и самого себя. Современная философия получила новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального творческого и практического содержания. Важнейшими достижениями современной философии является цивилизованный подход к анализу общественных явлений и мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включением в него человека как сознательно - деятельного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.

Современный мир уходит от капитализма и социализма, но надо сохранить все позитивное, что создали люди на предыдущих этапах развития общества, обогатить анализом новых реалий жизни.

Человек как мыслящая материя все глубже осознает себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей деятельности.

Формирующаяся современная научная картина мира включает в себя и достижения технических наук, которые в настоящее время дают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно - технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления - современной философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.

Вывод: Переход человечества на качественно новый виток развития в социальном, духовном, культурном отношениях - на сегодняшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще нереализованное состояние. Трудности и опасности в осуществлении этой задачи проистекают в основном от самого человека: невысокого уровня сознания, непонимания обществом причин и механизмов функционирования природных, антропологических и социальных явлений в их взаимодействии как специфически особых элементов единого мирового бытия. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Философия, ее предмет и назначение в современном обществе

2. Роль философии в современном обществе

3. Философия техники

4. Основные проблемы философии техники. Техника и этика

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Способность мыслить, духовность, умение и стремление создавать предметы искусства - отличают человека от других живых существ живущих на планете. При этом ритм современного мира и современного общества заставляет человека быстро и беспрерывно действовать, принимать решения, совершать поступки, которые отражаются как на жизни самого человека, так и на жизни окружающих. Зачастую мы не находим время на то, чтобы вдумчиво оценить необходимость и последствия совершаемых действий.

В такие моменты особенно важно вспомнить о философском подходе к жизни. Определить, что же действительно важно для тебя, для окружающих, для общества в целом. Эти проблемы духовного выбора никогда не утратят своей актуальности, а значит, не утратит актуальности тема роли философии в современном мире. Особенно эти знания важны для специалиста в области естественных и технических наук, так как они позволяют ему не замкнуться на узкой специализации, а сформироваться в гармоничного, духовно развитого человека.

Целью исследования является доказательство актуальности философии в современном мире.

Задачами реферата является изучение современного взгляда на философию, на ее роль в современном обществе и на взаимосвязь философии и техники. Значимость изучаемой темы заключается в том, что философский подход к изучению окружающей среды, общества, общественных и политических явления является основой здравого и гуманистического управления.

Данная проблема изучалась и продолжает изучаться как философами, так и другими учеными на протяжении всего времени существования философии. При этом каждая эпоха дает свой ответ на вопрос о роли философии в современном мире.

1. Философия, ее предмет и на значение в современном обществе

Философия- древнейшая область знаний, которая возникла в середине первого тысячелетия до новой эры в Греции, Индии и Китае. Существует множество определений философии, которую рассматривают и как науку, и как духовное знание, и как мировоззрение. Но есть определения, данные давно, которые наиболее точно и емко отражают суть философии и ее значение, и которые не утратили своей актуальности в современном мире.

Так само слово «философия» имеет древнегреческое происхождение, оно было введено в оборот Пифагором и в буквальном переводе означает «любовь к мудрости». В этой связи характерно, что на Руси философию называли любомудрие.

Одно из самых кратких определений философии, данное Гегелем, определяет ее как квинтэссенцию, то есть самое главное, в духовной жизни человека.

Современные определения расшифровывают эти понятия. Так в современных словарях дано следующее определение. Филосомфия-- наука, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Однако сам термин мало говорит о содержании науки и требует определенного пояснения. Философия- совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи. Философия выступает как особый теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его соотношении к человеку и отношение человека к миру. Таким образом, любые изменения мира и в мире оказывают влияния на философию в целом.

Способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому - усвоение достижений философской культуры. Ее главное назначение связано с решением коренных вопросов самой жизни. В центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И здесь каждый ищет ответы, приемлемые для него, важные для его восприятия действительности.

К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично -- материя или сознание?» и другие.

Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов. Они настаивают на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту и к любой концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией. Если развивать эту мысль дальше, то такая домашняя философия имеет бесконечное множество проявлений, так как каждый человек уникален и, следовательно, каждый имеет собственный взгляд на мир. Другими словами, каждый социализированный нормальный человек обладает жизненно-практическим миропониманием, мировоззрением. Как правило, оно складывается стихийно, опираясь на опыт предыдущих поколений. Однако бывает, что человек сталкивается с проблемами, с которыми это его мировоззрение не справляется. Для их решения может оказаться нужным более высокий, критико-рефлексивный уровень мировоззрения. Именно на этом уровне находится философия, как наука.

Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые противостоят друг другу, но при этом и дополняют друг друга.

Философия включает в себя множество предметных областей, от метафизики, эпистемологии, этики, эстетики, политической философии и философии науки до философии дизайна и философии кино.

Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму (Парадигма - это фундаментальная концепция, принятая в конкретном научном сообществе, в определенной области знания.), выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биология и психология.

Таким образом, главное назначение философии - помочь человеку ориентироваться в жизни, дать ему представление о незыблемых принципах развития общества и человека. Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия.

философия общество техника гуманистический

2. Роль философии в современном обществе

Роль философии определяется, прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Однако, рассматривая роль философии в обществе, следует помнить, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, иногда противоположное, чем прежде, звучание. Например, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии.

Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в философии, прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Понимание истории, как важнейшее приобретение философии, резко изменило подход к философским проблемам. Это понимание обнаружило переплетение философских проблем с общественной жизнью, и показало, что поиск путей и средств их решения следует вести в реальной жизни.

Философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.

Именно такой подход отводит философии значительную роль в решении глобальных проблем. Ведь в этом случае главная функция философии- формирование мировоззрения и оказание опосредованного влияния на процесс выработки практических решений.

Другими словами, философия формирует мировоззрение, задаёт ценностные установки, которые определяют направленность человеческой деятельности. А так как в основе любой человеческой деятельности лежит идея, то трудно переоценить значение философии именно в этом аспекте. Особенно это важно в современном мире, в котором технологии и вооружение, вставшие на службу негуманного мировоззрения могут не просто перекроить мировой порядок, но и полностью его разрушить.

Обобщающие теории философии принципиально необходимы, т. к. способствуют интеграции научного знания. Она формирует наиболее общие законы развития общества и природы. То есть философские подходы находят свое применение повсеместно и во всех областях современного общества и социума. Это, в свою очередь, дает возможность видеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленность.

Философия дает возможность развить культуру теоретического мышления. Результатом видения и толкования исторического процесса является возможность более четкой ориентации в потоке научной информации по глобальным проблемам. Философия, учитывая цикличность истории, взаимосвязь событий, значение личности и ее ответственность перед обществом, помогает оберегать человечество от повторения ошибок.

Философия ставит вопросы смысла жизни человека, смерти и бессмертия. А эти вопросы никогда не потеряют своей актуальности, так как не только каждая историческая эпоха, каждый общественный строй, каждая религия, но и каждый человек пытается найти ответы на эти вопросы.

3. Философия техники

Связь философии с различными направлениями культуры, религии и с гуманитарными науками очевидна. Именно философия дала основу всем гуманитарным областям жизни человека. Но мне, как будущему инженеру, интересна связь философии и техники. Есть ли она? Как философия влияет на развитие не науки в целом, а именно на технические науки, полезно ли это влияние?

Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Греческое "технэ" переводится на русский язык как искусство, мастерство, умение. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается.

История становления современного человека связана с развитие техники, с усложнением и развитием различных технологий. Изначально в доиндустриальном обществе техника выступает как искусное ремесло. Технические умения передавались от мастера к ученику в рамках ремесленно-цеховой организации. Эти умения, навыки, знания, являющиеся достоянием замкнутого круга лиц, тщательно оберегались от посторонних, передавались в качестве основного наследства, однако, чаще всего не получали высокой общественной оценки.

Ситуация изменяется кардинальным образом в Новое время, когда общество в значительной степени начинает функционировать на машинной основе. Место мастера занимает инженер, наиболее компетентный в техническом отношении специалист. В отличие от техника, деятельность которого ограничивается обеспечением нормального функционирования технических устройств, инженер изобретает, использует научные методы, всесторонне развивает техническую парадигму, то есть использует всю совокупность фундаментальных научных установок и представлений, принимаемую и разделяемую научным сообществом и объединяющую большинство его членов на конкретном историческом участке времени. Этот подход обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества

Инженерное мышление становится не только наукой, но и своего рода философией. Оно формируется на машинной основе; оно рационально, выражается в общедоступной форме, имеет тенденцию к формализации и стандартизации, опирается не только на экспериментальную базу, но и на теорию, систематично формируется профессиональными инженерными дисциплинами, экономически рентабельно. Наконец, инженерное мышление имеет тенденцию к универсализации и распространению во все сферы человеческой жизни.

Значение техники стало в должной степени изучаться лишь последние 100-120 лет. Первые фундаментальные работы по философии техники появились в конце XIX в. Энергично же философия техники стала развиваться с 60-х-70-х годов прошлого столетия.

Философия техники стремится объединить узкое и широкое понимание техники. Техника есть совокупность артефактов (искусственно созданные объекты), создаваемых и используемых методами инженерной деятельности.

В более широком понимании техника выступает как особый, технический подход к любой сфере человеческой деятельности. Технический подход находится во взаимодополнительном отношении с естественно-научным подходом. В жизнедеятельности современного общества техника и технический подход имеют фундаментальное значение. Этим тривиальным обстоятельством объясняется необходимость философии техники.

Для дальнейшего изложения наряду с феноменом техники требует пояснения феномен технологии. Недостаточно определять технику всего лишь как совокупность артефактов. Последние используются регулярно, систематически, в результате осуществления последовательности операций. Технологией называется совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Ясно, что эффективное использование техники требует ее включения в технологические цепи. Технология выступает как развитие техники, достижение ею стадии системности.

Первоначально, на этапе ручного труда, техника имела в основном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов человека, увеличивали его физическую мощь.

На этапе машинизации техника становится самостоятельной силой, труд механизируется. Техника как бы отделяется от человека, который, однако, вынужден находиться рядом с ней. Теперь не только машина является продолжением человека, но и сам человек становится придатком машины, он дополняет ее возможности.

На третьем этапе развития техники, в результате комплексного развития автоматизации и превращения техники в технологию, человек выступает ее (технологии) организатором, творцом и контролером.

На первый план выходят уже не физические возможности человека, а сила его интеллекта, реализуемая посредством технологии. Происходит объединение науки и технологии, следствием которого является научно-технологический прогресс, называемый часто научно-технологической революцией.

Имеется в виду решительная перестройка всего технико-технологического базиса общества. Причем разрыв во времени между следующими друг за другом технико-технологическими перестройками становится все меньше. Более того, идет параллельное развитие различных сторон научно-технологического прогресса.

Если "революцию пара" от "революции электричества" отделяли сотни лет, то современные микроэлектроника, робототехника, информатика, энергетика, приборостроение, биотехнология в своем развитии дополняют друг друга, между ними вообще перестает существовать какой-либо временной зазор.

4. Основные проблемы философии техники . Техника и этика

Невозможно оспаривать необходимость технического прогресса. Он облегчает жизнь человека во всех сферах его жизни и даже продлевает саму жизнь. Высококлассный технический специалист ценился несколько десятилетий назад, цениться он и в наше время.

Не так давно клад техники в цивилизацию приветствовался безоговорочно. Казалось, что ее положительное значение неоспоримо. Однако в последнее время начало нарастать беспокойство по поводу последствий развития техники. Резко возрос интерес к ее социальным аспектам. К изучению феномена техники подключились экономисты, социологи, антропологи, философы. В результате проблемы техники были переведены из узкотехнологических в разряд междисциплинарных. Здесь как раз и был использован философский инструментарий. В результате были выделены основные философские проблемы техники, среди которых выделим основные.

Основной проблемой философии техники является соотношение естественного и искусственного в жизни общества и человека. Технику можно рассматривать как проявление символического бытия человека. Как некое отражение жизни человека. Какой оценки, положительной или отрицательной, заслуживает феномен технико-символического бытия человека? Как выясняется, поставленный вопрос не имеет однозначной оценки. Так ряд ученых считают, через технику человек как бы отказывается от своего подлинного существования и что развитие техники ведет человека ко все более неразрешимым проблемам. С другой стороны техника "вооружает" человека, она делает его более сильным, быстрым, высоким. Но есть отрицательные последствия техники, а они ослабляют человека в том или ином отношении, укорачивают продолжительность его жизни. Если допустить, что современный человек никогда не откажется от своих технических завоеваний, то придется признать необходимость оптимального сочетания разнообразных последствий технического бытия человека. Факт символического бытия человека в его артефактах с философских позиций является, пожалуй, самым фундаментальным. Впрочем, нет оснований считать, что он изучается достаточно интенсивным образом.

Наряду с вопросом о различении естественного и искусственного в философии техники часто обсуждается проблема взаимоотношения техники и науки, при этом, как правило, наука ставится на первое место, а техника на второе. Характерно в этом отношении клише "научно-техническое". Техника часто понимается как прикладная наука, прежде всего как прикладное естествознание. Однако в последние годы все чаще подчеркивается влияние техники на науку. Все в большей степени начинает оцениваться самостоятельное значение техники.

Философии хорошо известна такая закономерность: по мере своего развития "нечто" из подчиненного положения переходит в более самостоятельную стадию своего функционирования и конституируется как особый институт. Так случилось и с техникой, которая давно уже перестала быть всего лишь чем-то прикладным. Технический, инженерный подход не отменил и не вытеснил научные подходы. Техники, инженеры используют науку как средство в своей ориентации на действие. Действовать -- лозунг искусственно-технологического подхода.

В отличие от научного подхода он не охотится за знанием, а стремится к производству аппаратов и осуществлению технологий. Нация, не освоившая искусственно-технологический подход, страдающая избыточной научной созерцательностью, выглядит в нынешних условиях отнюдь не современной, а скорее архаичной.

К сожалению, в вузовских условиях всегда проще реализовать естественно-научный подход, чем искусственно-технический. Будущие инженеры внимательно изучают естественно-научные и технические дисциплины, причем вторые часто строятся по образу первых. Что касается собственно искусственно-технологического подхода, то его осуществление требует развитой материально-технической базы, которая во многих российских вузах отсутствует. Выпускник вуза, молодой инженер, воспитанный преимущественно на традициях естественно-научного подхода, не овладеет должным образом искусственно-технологическим подходом. Неэффективное культивирование инженерно-технического подхода -- одно из главных обстоятельств, не позволяющих встать России вровень с развитыми индустриальными странами. Эффективность труда российского инженера в несколько раз ниже эффективности труда его коллеги из США, Японии, ФРГ.

Еще одна проблема философии техники -- это оценка техники и выработка в этой связи определенных норм. Оценка техники не может проводиться иначе, как с опорой на идеалы. Философия техники выявляет эти идеалы. Технические проекты должны быть разумными, полезными, безвредными для человека, соответствовать истинно человеческому, их временные горизонты должны быть обозреваемыми. Эксперт по вопросам техники в силу необходимости использования разнообразных знаний тяготеет к философии, к философским обобщениям. Он и есть философ, но не просто философ, интересующийся исключительно проблемами максимальной общности, а философ техники, представитель особой философской дисциплины -- философии техники. Современная философия приобретает все более технический характер.

В оценке феномена техники существует множество подходов. Согласно натуралистическому подходу, человеку в отличие от животных недостает специализированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием артефактов. Согласно волевой интерпретации техники, человек реализует посредством создания артефактов и технологических цепей свою волю к власти. Естественно-научный подход рассматривает технику как прикладную науку. В рациональном подходе техника рассматривается как сознательно регулируемая деятельность человека. Рациональность рассматривается как высший тип организации технической деятельности и в случае ее дополнения гуманистическими составляющими отождествляется с целесообразностью и планомерностью. Это означает, что в научное понимание рациональности вносятся коррективы социокультурного порядка.

Их развитие приводится к этическим аспектам технической деятельности, которые заслуживают особого обсуждения, ведь человек может и склонен сделать больше, чем он имеет на то право. Техноэтика -- это заслон от технологических катастроф. Заслуживает порицания тот, кто беззаботно движет технику вперед, фактически отставая в нравственности. Правильный призыв к технику, инженеру гласит: не "Твори!", а "Сотвори добро!". Будь смелым и изобретательным, но и ответственным за свои действия.

Заключение

Современная философия не довольствуется понятийным постижением мира. Она руководит действиями человека, реализуя, таким образом, его мировоззрение. Это действие реализует философские ценности, каковыми являются, например, стремление к нравственному совершенству, свобода, справедливость, полезность.

На первый взгляд, философия оперирует идеями, далекими от насущных практических задач. Но это впечатление крайне обманчиво. Дело в том, что в силу универсального характера философских идей их реализация охватывает все и вся, дает себя знать эффект преумножения, наложения философских идей на различные сферы жизни. Философская идея, овладевая умами правителей, находит свое воплощение во всех сферах жизни общества. В современном мире, наполненном многочисленными противоречиями и крайностями, особенно важен гуманистический философский подход в решении задач.

Изучения философии будущими инженерами, крайне важно. Так как в процессе миропонимания человек обобщает свои знания, достижения, навыки, умения. Придает им компактную форму, которая была бы доступна его ограниченному по своим возможностям сознанию. Философские идеи в этом плане являются самыми смыслоемкими, основополагающими, а значит необходимыми для изучения в современном мире, в том числе и в технической сфере.

Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, над самим собой, над своими инстинктами. Ее назначение в обеспечении универсальных условий для совершенствования каждого человека в отдельности и общества в целом. Философия нужна нам для обеспечения самого лучшего состояния человечества.

Список использованной литературы

1. Электронный ресурс http://any-book.org/download/13814.html

2. Электронный ресурс http://eurasialand.ru/txt/kanke/124.htm

3. Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. -- Мн.: Книжный Дом. 2003.-- 1280 с. -- (Мир энциклопедий).

4. Спиркин А.Г. Философия // Большая советская энциклопедия. -- Москва: Советская энциклопедия, 1977. -- Т. 27. -- С. 412--417.

5. Т. И. Ойзерман. Философия как история философии. Издательство «АЛЕТЕЙЯ». Санкт-Петербург, 1999.

6. Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A 4%D0% B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F

7. Электронный ресурс http://www.philosoff.ru/rus/philosophy/exam/ lectures/ ponjtie_fi151.shtml

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Философия как наука, самая древняя область знаний, предмет и направления ее исследования, история становления и развития, место в современном обществе. Главные проблемы и функции философского учения. Содержание мировоззренческой функции философии.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2013

    Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия как особый тип мировоззрения. Основные определения философии. Познание необъятного как цель философии. Предмет и аспекты философии. Функции философии в культуре. Структура философского знания.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2010

    Геоэкология как комплекс наук, отражающий различные аспекты биосферного развития. Проблема выживания человечества, загрязнения окружающей среды и разрушения биосферы. Философия и социальная экология, роль философии в решении экологических проблем.

    реферат , добавлен 02.06.2011

    Круг проблем философии, ее роль в обществе. Дофилософское мировоззрение и картина мира. Характер восприятия как основное отличие мифологического сознания от научного и философского. Предмет и метод философии. Место и роль философии в научном познании.

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Философия и мировоззрение. Миропонимание, мироощущение, мироотношение. Предмет и функции философии. Философия и наука. Мифология и религия - истоки философии. Различные философские теории и дисциплины. Отрасли философского знания.

    реферат , добавлен 24.04.2007

    К вопросу о философии. Философия и мировоззрение. Проблема метода в философии. Функции философии и ее место в обществе. Специфика философии. Изучение философии можно сравнить со вхождением в храм мудрости. Стремление к высшему познанию.

    реферат , добавлен 13.12.2004

    Определение предмета философии мыслителями разных эпох, разнообразие подходов. Основной вопрос философии. Дифференциация философских методов. Функции философии и их диалектическая взаимосвязь. Природа проблемы бытия. Соотношение философии и экономики.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2009

    Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функция философии. Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии. Назначение философии. Античная философия. Онтология как учение об общих законах бытия.

    курс лекций , добавлен 24.04.2009

    Философия и наука. В существовании философии и науки состоит общая социальная и человеческая потребность. Философия и культура. В этом мире только от человека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит. Функции философии.

    статья , добавлен 09.09.2003

    Характеристика системы представлений правовых знаний в Древней Индии, ее особенности и отличительные черты, история развития. Место буддизма в современном обществе. Роль и место немецкой классической философии в становлении философии права как науки.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»