Инновационные подходы преподавания изобразительного искусства в детской художественной школе. Инновационные методики преподавания в образовательном процессе ДХШ и ДШИ, а именно: использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Внедрение современных технологий в работе учреждения

дополнительного образования.

Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми. Конечно, основополагающее условие – желание самого ребёнка научиться играть на инструменте и его готовность к обучению. Особенно с маленькими детьми: нужно быть очень чутким педагогом. Их обучение больше подходит на приятный досуг – как игра с игрушками или любимая книжка. Каждый урок – маленький спектакль, где творцом является сам ученик с подачи педагога.

В эпоху быстрой смены технологий речь идёт о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к обучению.

Система дополнительного образования детей сегодня является неотъемлемой частью непрерывного педагогического процесса. Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников. Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Именно в рамках этих блоков осуществляются основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей. Технический прогресс навязывает им свои новые ценности и правила жизни, которые порой противоречат естественному и гармоничному их развитию. Очень важно, чтобы достижения техники не мешали, а способствовали духовному развитию детей. Настало время существенно преобразовывать систему дополнительного образования. Обращение к современным образовательным технологиям обусловлено необходимостью повышения качества обучения детей в дополнительном образовании, разработки новых учебных программ, соответствующих современному техническому прогрессу, так как отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

Многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка;

Личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

Личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;

Создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

В связи с этим с педагогами дополнительного образования была проведена большая подготовительная работа по изучению современных образовательных технологий, представлена всесторонняя и актуальная информация о новых педагогических технологиях. Данная тема освещалась на совещаниях при директоре, педагогических советах, МО педагогов дополнительного образования, мастер – классах.

Понятие технологии в образовании.

Технология - от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

В настоящее время, увы, невозможно быть хорошим специалистом в образовании без знания и владения современными информационными технологиями. Не секрет, что большинство педагогов дополнительного образования не обладают достаточными навыками работы с компьютером, мультимедиа и Интернетом, поэтому решалась проблема преодоления технологической беспомощности, прежде всего самих педагогов, так как информационно – коммуникационная технология сегодня занимает ведущее место в работе экспериментальной площадки. Информационные технологии представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение. Современные методы обучения с использованием информационных технологий должны быть направлены на развитие и формирование творческого самовыражения детей, на возрождение духовных ценностей, на изучение наследия народных традиций нашей культуры. Современные технологии в дополнительном образовании являются эффективным средством в образовательном процессе, который создает перспективы в развитии инновационных управлений общего и профессионального образования. Актуальностью этого является постоянное обновление содержания данных технологий, которые позволяют осуществлять престиж. Применение современных технологий позволяет педагогам и детям принимать более активное участие в различных конкурсах районного, областного, республиканского уровней. Совершенствование процесса обучения в дополнительном образовании поможет сохранить культурное наследие наших предков и одновременно введёт детей в мир современной науки и техники, активизируя связь между прошлым, настоящим и будущим.

В нашей школе применяются следующие современные технологии: Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии: Проектные технологии, креативные технологии, игровые технологи, имитационные, исполнение ролей; «деловой театр», психодрама и социодрама, технологии личностно-ориентированного образования, этнопедагогические технологии (Этносольфеджио), коллективные и групповые способы обучения, тренинги, проблемное обучение технологии «Развитие критического мышления».

Технологии проблемного обучения

Высокий уровень напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом, достигается применением проблемного обучения. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Учитель организует работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить и т.д. Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает применение частично поискового метода. На уроках при эвристическом методе могут проводиться следующие виды деятельности учащихся:

Работа над текстом художественного произведения: - анализ эпизода или целого произведения, - пересказ как прием анализа, - анализ образа героя, - сравнительная характеристика героев - составление плана к своему развернутому ответу, к докладу,

Практический пример:

Пользуясь дополнительной литературой и учебником составить "Воображаемое интервью с И.С.Бахом"

Господин Бах, Вы написали огромное количество произведений. Их можно играть целый год, даже если исполнять ежедневно. Какое из них наиболее дорого Вам самому?

О чем Вы хотели поведать людям, говоря с ними на языке музыки? - Господин Бах, когда вы начали учиться музыке? Кто вас учил? - Где вы получили образование? - Господин Бах, кого из своих современников вы считаете выдающимися композиторами? - Вы писали музыку во всех жанрах, существовавших в ваше время, кроме оперы. С чем это связано? И т.д.

Технология эффективных уроков

Существует отдельная педагогическая технология, основанная на системе эффективных уроков. Автор - А.А.Окунев.

К нетрадиционным технологиям урока относятся:

Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

Уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, "дублер начинает действовать";

Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, "живая газета", устный журнал;

Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;

Уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", "Эрудицион", утренник, спектакль, концерт, инсценировка, "посиделки", "клуб знатоков" и др.

Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ.

Практический пример: упражнение "Дуэль" - назначается 1 дуэлянт, он может выбрать себе противника (противника может назначить и педагог), педагог играет интервалы (аккорды, ступени и т.п.) на слух, "дуэлянты" отвечают по очереди до первой ошибки одного из противников.

Метод проектов

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Основные требования к использованию метода проектов:

Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.

1.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

2.Самостоятельная деятельность учащихся.

3.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

4.Использование исследовательских методов.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал "путешествий, компьютерная газета, доклад и т.д).

Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" Технология РКМЧП (разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стал, К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Задача научить школьников: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; избегать категоричности в утверждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; - уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие "текст" трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Составление конспектов, хронологически и сравнительных таблиц как раз существует в рамках этой технологии.

Теория поэтапного формирования умственных действий.

Авторы- Гальперин Петр Яковлевич - русский советский психолог. Талызина Нина Федоровна - академик РАО, Волович Марк Бенцианович - профессор Московского педагогического университета, доктор педагогических наук.

Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий слагается из этапов:

Предварительное знакомство с действием, создание ориентировочной основы действия, т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной основы действия, ориентировочной основы действия (инструкция) - текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, включающая мотивацию, представление о действии, систему условий правильного его выполнения.

1.Материальное (материализованное) действие. Обучаемые выполняют материальное (материализованное) действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.

2.Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает, и функцию ориентировочной основы выполняет громкая внешняя речь. Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.

3.Этап внутренней речи. Обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным, обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.

4.Этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие интериоризировалось, перешло во внутренний план, и необходимость во внешней опоре отпала.

5.В традиционном обучении учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого ученика в классе главным образом по конечному результату (после того как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок.

6.Прекрасная технология для работы над слуховым освоением интервалов, аккордов, и, особенно, для записи диктантов.

Дифференцированное обучение

В современной дидактике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.

Способы внутренней дифференциации:

- содержание задания одинаково для всех, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается - содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные - задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.); - используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников; - предоставляется самостоятельный выбор одного из нескольких предложенных вариантов заданий (чаще всего используется на этапе закрепления знаний).

Выводы. Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Всё это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и большой к нему любви и уважения. Все знания необходимо преподносить по возможности в виде интересной игры. Важно, чтобы ученик как бы сам открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой форме. Анализ работы показывает, что, методика интеграции и вариативности применения инновационных программ и современных технологий позволяет повысить уровень музыкального развития учащихся. Учащиеся школы постоянно участвуют и завоевывают высокие призовые места на Областных, Республиканских и Международных конкурсах. За 2014 – 2015 год копилка школы пополнилась 70 лауреатами. Преподаватели приложили все усилия для улучшения качества обучения, достижения высоких показателей успеваемости, привития учащимся высокого музыкального вкуса, музыкальной культуры, национальных традиций и казахстанского патриотизма. Повысился уровень выпускников поступивших в высшие и средние музыкальные учебные заведения.

Директор

"ДМШ Бурлинского района ЗКО"ГККП

Имашева Асель Жумашевна

МКОУ ДОД «Детская школа искусств» АЦРМО РК

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

Тема: «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДШИ»

Работу выполнил: Рвачев Н.С.

Преподаватель и концертмейстер

МКОУ ДОД «ДШИ»

с. Троицкое 2014г.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДШИ.

Обновление образования, развитие его в новых направлениях, требует от преподавателей школ искусств знания инновационных педагогических технологий и владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе – один из показателей современных, творчески работающих педагогов. В нашем мире с быстро развивающимися информационными технологиями, обычные, наиболее распространённые схемы обучения часто уступают место более эффективным. В моей работе с учащимися ДШИ я активно использую цифровые и электронные ресурсы: аудио, видеоматериалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы, возможности Интернет. Интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся. Я использую их в своей работе для сбора, анализа информации учащимися, знакомства с видео- и аудиоматериалами и др. Данная работа организуется и контролируется мною как педагогом (даются ссылки на конкретные, изученные мною сайты). Это создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом стимулирует интерес учащихся к процессу обучения в ДШИ, понимание важности и необходимости собственной образованности. Основополагающим принципом своей работы я считаю личностно-ориентированный подход в обучении и развитии детей. Личность ученика, ее индивидуальность при таком подходе находится в центре внимания педагога. Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход: учет уровня интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента. Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как: прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением; просмотреть портреты великих композиторов. Немаловажную роль играет заинтересованность со стороны родителей. Учащиеся старших классов, пользуясь Интернет-ресурсами могут составлять рефераты, отыскивать интересные факты творчества композиторов и исполнителей, а также просматривать фрагменты их выступлений, учась сценической культуре. Важно лишь компетентно сформировать мотивацию творческой деятельности, начиная с малого . Связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия, интересно может быть представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся при подготовке мероприятий с использованием мультимедийной техники: подборка видеоряда, соответствующего характеру музыки, подбор музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета, чтение стихов с музыкальным сопровождением. Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДШИ, решить которую помогают современные образовательные технологии. И если к безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами,

учиться вместе с детьми, а иногда и у них, тогда наша работа будет всегда успешной.

Большинство детей, обучающихся в школе искусств, посещают занятие с огромным желанием. Даже если учащиеся не делают больших успехов в концертной и конкурсной деятельности, они всей душей любят музыкальное творчество, формирующее их внутренний мир. Учащиеся старших классов интересуются современной музыкой, поэтому во время занятий вместе с ними я часто делаю аранжировки мелодий из фильмов, компьютерных игр, отдавая при этом предпочтение инициативе детей. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы. Следует отметить, что кроме знаний и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким образом, создается симбиоз рационального мышления и эмоционального восприятия, что очень важно для подготовки как к экзамену, классному или общешкольному концерту, так и к серьёзным региональным, всероссийским и международным конкурсам. Использование ИКТ технологий становится мощным фактором повышения учебной мотивации. Между педагогом и учеником возникает некая доверительность, налаживается особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и зажатость. Ученик осознает, что учитель проявляет особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот юный музыкант уже готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над музыкальным произведением.

Я применяю в своей работе с детьми средства арттерапии, здоровьесберегающие технологии. На занятиях используются такие упражнения как:

Физические упражнения, снимающие мышечные зажимы;

Импровизационные упражнения как средство отображения настроения;

Дыхательные упражнения;

Игры, развивающие интонационный слух детей, фантазию, повышающие самооценку;

Упражнения для концентрации, умения сосредоточиться, расслабления, снятия стресса.

Одним из приемов, развивающих коммуникативные навыки является коллективное музицирование. Ему принадлежит огромная роль в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах. Вариантов организации коллективов может быть множество: в классе одного педагога по инструменту или в сотрудничестве с педагогами по классу других инструментов. Наряду с традиционными однородными ансамблями актуальными в последнее время появляются разнотембровые сочетания инструментов. Известные педагоги всегда придавали большое значение участию учеников в ансамблях. Коллективная игра в ансамбле приносит огромную пользу на всех ступенях обучения и развития учащихся.

Занятия в классе ансамбля отвечает современным задачам ДШИ:

Формирование начальных умений и навыков, работа с музыкальным текстом с целью приобщения учащихся к различным жанрам музыкальной культуры.

Подготовка одаренных детей к участию в концертах и конкурсах с целью совершенствования профессионального мастерства, сохранение традиций национальной музыкальной культуры.

В классе ансамбля формируются следующие умения и навыки:

Умение слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами, слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;

Умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и руководителя ансамбля;

Умение рассказать об исполняемом произведении;

Умение применять и совершенствовать исполнительские навыки;

Использовать современные технологии для прослушивания и анализа произведений в исполнении выдающихся музыкантов.

Реализации этих задач способствует включение в занятие современных образовательных и информационных технологий. На начальном этапе детям очень нравится играть в сопровождении оркестра, записанного на диске – простейшие мелодии на 2-3 звуках и богатое разнообразие тембров оркестра украшают занятия, воспитывают чувство ритма, как на индивидуальных занятиях, так и в коллективе. В Детских музыкальных школах и школах искусств, наряду с традиционными музыкальными инструментами, стала звучать цифровая музыка – открылись классы синтезатора.

Синтезатор – довольно молодой, по-своему, уникальный современный музыкальный инструмент. Возможности обучения на нём ещё только изучаются, разрабатываются новые программы, методики. Наверняка, кто-то считает, что синтезатор – переносное, мобильное пианино, но, это далеко не так. С фортепиано его связывает только клавиатура – белые и чёрные клавиши, длина которых на 1-1,5 сантиметра короче, а в остальном, это совершенно оригинальный, многоплановый, многофункциональный инструмент. Использование возможностей синтезатора обогащает звучание ансамбля. Учащиеся могут погрузиться мысленно в эпоху Средневековья и Возрождения, играя в сопровождении лютни и клавесина. Осознавать себя участником современного эстрадного концерта, играя мелодии в сопровождении богатой ударной установки.

Современные педагогические технологии позволяют не только развивать творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства учащихся, но и позволяют проводить исследовательскую работу.

Ребенок развивается в деятельности: 20% должен делать педагог, а остальное учащийся. Важно создать среду для творчества. Основой отношений педагога и ребенка должна быть доверительность, строгость, обаяние, требовательность, мягкое управление ребенком. Педагог должен подводить ребенка к самопониманию, анализу своей деятельности. Ведь не зря Феликс Аронович в своей статье выражал надежду, что «школе предстоит стать гуманной, «теплой» для ребенка и при этом открытой к диалогу и сотрудничеству со всеми социальными институтами общества; она научится организовывать педагогический процесс с ориентацией на интересы и потребности как ребенка, так и общества, в котором он живет; она станет беречь интимность семейных отношений и поймет, что педагог может объяснять, рекомендовать, советовать, но никогда не навязывать родителям готовых решений...» .

Литература:

1. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.

2. Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов // Педагогика. – 1995. – № 2. – С. 79 – 83.

В последние 10-15 лет происходят незаметные с поверхностной точки зрения, но по сути глубокие революционные изменения в способах получения образования, затрагивающие в т. ч. образование музыкальное. Вездесущие digital technology - электронно-цифровые технологии - привносят свои изменения в традиционные процессы обучения музыкальному искусству. И важная задача системы музыкального образования - использовать их во благо, осваивая на высоком художественном, а не только развлекательном уровне современной культуры.

С одной стороны, эти технологии посредством нового электронно-цифрового инструментария открывают для творчества (в т. ч. композиционно-авторского, аранжировочного и концертно-исполнительского) не существовавшие ранее краски и средства художественной выразительности, а также новые способы музицирования и пути к слушателям. С другой стороны, благодаря множащемуся музыкально-компьютерному программному обеспечению, становятся и повсеместно востребованными техническими средствами обучения (ТСО).

Именно на последнее их предназначение - в связи с возможностью использования в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на начальном уровне, в частности, в ДШИ и ДМШ, - обратим здесь более пристальное внимание. И остановимся на двух срезах – общеразвивающего образования любителей музыки и предпрофессионального обучения будущих музыкантов.

В настоящее время встает задача создания общеразвивающих программ обучения на основе обновления таких традиционных для ДМШ предметов музыкально-теоретического цикла (кстати, фигурирующих ныне в числе предпрофессиональных), как «Сольфеджио», «Элементарная теория музыки», «Музыкальная литература», «Слушание музыки». Всё более острой становится необходимость осовременивания методик и средств преподавания, приближения их к особенностям восприятия новых поколений детей и молодёжи. Не секрет, что нередко музыкально-теоретические предметы ведутся сухо, неинтересно, максимально выхолащивая художественную составляющую предмета изучения, навевая скуку и отбивая охоту у детей к занятиям музыкой в целом.

И тут на помощь могут прийти новые ТСО - несущие элементы художественно оформленного наглядного видео-обучения. Зрительный ряд для учащегося в XXI веке играет более существенную роль по сравнению с прошлым. Да и вообще для успешности функционирования каких-либо проектов в современной культурной жизни фактор наличия привлекающего внимание изображения становится очень важным. Помимо того, что электронно-цифровые технологии обеспечивают качественное и мобильное введение видео, они позволяют также создавать различные программные пособия интерактивного свойства - тестирующие, обучающие программы-тренажёры.

Всё шире входят в образовательную практику и интерактивные доски, позволяющие насытить процесс обучения школьников запоминающимися яркими образами и увлекательными игровыми моментами. В общеобразовательных школах они уже прочно занимают своё место. А вот в школах искусств только появляются. И подчас, если закупаются, то по назначению почти не используются.

Назрела необходимость всячески способствовать введению в практику ДШИ современных цифровых технологий обучения - дополнять ими техническую оснастку новых предметов общеразвивающей направленности, которые можно называть по-разному, допустим, «Занимательное сольфеджио», «Музыкальный букварь», «Цифровое сольфеджио», «Арт-сольфеджио», «Музыкальная энциклопедия», «Музыка в мультимедиа» и т. п.

Вместе с тем новые ТСО никак не должны быть самодовлеющими, а только дополнительными обучающими средствами преподавателя музыкально-теоретических дисциплин. Неумеренное увлечение ими может привести к излишней инструктивности и технологизации или преобладанию соревновательно-игрового компонента, наличие которого всё же необходимо дозировать на уроках.

Применяя электронно-цифровые технологии важно максимально использовать их ресурсы для творческих форм обучения. У наиболее ярких представителей нынешнего обновленческого направления в музыкально-теоретической педагогике музыкальный компьютер становится богатейшим кладезем именно таких возможностей. Во многом благодаря компьютерным технологиям получил большую известность новаторский образно-творческий метод преподавания сольфеджио с опорой на полихудожественные средства выразительности у Т. А. Боровик (Екатеринбург) и её единомышленников в разных городах страны и ближнего зарубежья, в частности, создающих и использующих мультимедийные пособия по сольфеджио и музлитературе: В. В. Ткачёвой и Е. Е. Раутской (Москва), И. В. Ермановой (Иркутск), Т. Г. Шелковниковой (Таштагол), Ю. А. Савватевой (Котельники), Н. П. Тимофеевой (Солнечногорск), Н. П. Истоминой (Чехов), А. Науменко (Украина) и др. Активно используемыми видами методических работ у этих преподавателей предмета сольфеджио становятся такие авторские мультимедийные пособия, как художественно выполненные видеодиктанты, видеопособия по вокальному интонированию, по музыкальной теории, работе над ритмикой и т. п.

Для преподавателей же предмета «Музыкальная литература» большим подспорьем нередко являются музыкально-художественные электронно-цифровые презентации, создаваемые как ими самими, так и совместно с учащимися, в т. ч. для разных творческих фестивалей и конкурсов учебных проектов. Возможность осуществления проектной деятельности во время занятий в школе подчас увлекает ребят больше, чем пассивное заучивание учебного материала.

Создание под руководством педагогов мультимедийных ученических проектов активизирует деятельностный тип процесса обучения, его компетентностную составляющую, что считается особо ценным на нынешнем этапе развития системы образования. Вообще в современной социокультурной среде всё более востребованными становятся творческие личности с широким образовательным профилем, универсальный характер навыков которых закладывается в т. ч. и в школах искусств. Типичная для советского периода узкая направленность подготовки специалистов отходит в прошлое.

Универсальность подготовки будущего специалиста должна ныне просматриваться и в процессе обучения по предпрофессиональным программам. С этой точки зрения такой предмет, как « Музыкальная информатика», по мнению ряда авторитетных специалистов и преподавателей, имеет перспективы в будущем называться «Медиаинформатика» 1 .

1 Мещеркин А. Настаиваю - предмет должен называться Медиаинформатика // Музыка и Электроника. 2012.№ 1. С. 6; Кунгуров А. Основы медиаинформатики как альтернатива музыкальной информатике в ДМШ и ДШИ // Музыка и Электроника. 2014. № 2. С. 6.

А поначалу именно «Музыкальной информатике» нужно заполучить свои ФГТ и «на законных основаниях» войти в перечень предпрофессиональных предметов для всех инструментальных музыкальных отделов школ - фортепианного, струнного, народного и т. д., так как этот предмет изучается и на среднем, и высшем уровнях музыкального образования и входит в основные профессиональные программы, соответствующие ФГОСам. Важно добиться обучения цифровым музыкальным технологиям учащихся всех специализаций предпрофессионального профиля. Пока же во всех предпрофессиональных программах новые электронно-цифровые технологии почти не упоминаются. Предмету «Музыкальная информатика», находящемуся на положении Золушки в предпрофессиональных программах, отводится место лишь в вариативной части школьной программы, что предполагает участь его как предмета по выбору.

Однако теперь уже всем без исключения выпускникам специализированных школ предпрофессионального уровня желательно владеть начальными навыками не только нотации с помощью компьютера, но и простейшими приёмами аранжировки, аудиозаписи (в частности, собственного исполнения), монтажа и обработки звука, а также элементарными видеоредакторами и графическими программами, уметь создавать на компьютере тематические музыкально-художественные презентации.

Кстати, национальные стандарты по даже общему музыкальному образованию в США уже более 20 лет назад предполагали «возможность применения на школьных уроках цифрового MIDI-формата, использования электронных инструментов, таких как синтезатор, семплер, драм-машина (от любых производителей), которые могут быть соединены друг с другом и с компьютерами». В 2014 году, согласно американским стандартам преподавания музыки в школах, уже в 4 классе все учащиеся общеобразовательных школ на уроках музыки (при аранжировке аккомпанемента, игре различных вариационных импровизаций) используют не только акустические и шумовые, но и разнообразные цифровые инструменты, в т. ч. секвенсеры (traditional sounds: voices, instruments; nontraditional sounds: paper tearing, pencil tapping; body sounds: hands clapping, fingers snapping; sounds produced by electronic means: personal computers and basic *MIDI devices, including keyboards, sequencers, synthesizers, and drum machines 2 ).

2 The School Music Programm: A New Vision. Reston (VA): Music Educators National Conference, 1994. URL:

Нередкое обращение преподавателей «Музыкальной информатики» (в частности, в школах Москвы, Ярославля, Петрозаводска, Нижнекамска) к работе с наиболее распространёнными графическими и видео-приложениями является уже признаком расширения рамок предмета до формата «Медиаинформатики» - предмета, посвящённого работе с аудио, видео и графическими редакторами, который в ближайшем будущем будет востребован на всех отделениях школ искусств, а не только собственно музыкальных. Без информационно-компьютерных технологий, которые для цифровых искусств настоящего и будущего имеют все основания стать интегративными, современному музыканту уже не обойтись. Тем более не обойтись мультихудожнику (профессии будущего) - в свете нынешней тенденции к синестезии и всё большей распространённости видов художественного творчества, основанного на синтезе искусств.

* От редакции ЭНЖ «Медиамузыка». Вот, к примеру, такие обучающие видеоролики делает наш британский коллега, член редакционной коллегии журнала, специалист высшего класса в музыкальной и медиа-информатике - Филип Тагг:

Одна из проблемных областей - малочисленность и недостаточная подготовка профессиональных кадров, способных качественно вести новые и модернизированные старые предметы. Важнейшей задачей здесь должен стать пересмотр действующих принципов системы повышения квалификации педагогических кадров. И вот почему. Всем известный факт - каждому преподавателю необходимо набрать n-ное количество часов курсовых занятий для обязательного прохождения периодически повторяющейся процедуры переаттестации. Количество при этом учитывается, но качество нередко трудно проверить.

Пример: на московских курсах по клавишному синтезатору обучился не один десяток преподавателей, а на протяжении нескольких лет регулярно участвует в творческих смотрах и фестивалях со своими учениками одна и та же небольшая группа. Многочисленные курсанты, возможно, отсиживались «для галочки» на этих курсах или просто расширяли свой кругозор. А вот применять на практике полученные знания не захотели.

Возникает вопрос: а стоит ли и дальше проводить курсы в таком формате? Необходимо всё же налаживать «обратную связь» с курсантами - через полгода, год. Что из них каждый сделал? На какой стадии находится? К чему движется? Соответствует ли полученный результат обозначенным на курсах не только техническим, но и художественным критериям? Если методическая служба оплачивает курсы - нужно справляться и об их результатах. Может быть предусмотреть «механизм проверки» - тестирования до и после повышения квалификации? И подключать к этому экспертные советы допустим через год и два года? Или обязать регулярно участвовать в общегородских мероприятиях и смотрах по освоенному на курсах направлению?

Регулярно проводимые творческие фестивали и конкурсы - не только сценически-исполнительские, и композиционно-авторские, но и конкурсы инновационных учебных проектов (например, Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка и Мультимедиа в Образовании») - на самом деле имеют большое значение для мониторинга достигнутых уровней, а также для популяризации лучших достижений и новых образовательных направлений в целом. Немаловажную роль в объединении и активизации педагогических сил вокруг инновационного педагогического движения стала играть ежегодная Общероссийская ассамблея «Cовременность и творчество в преподавании музыкально-теоретических предметов ДМШ и ДШИ». На Ассамблее происходит не только знакомство с новыми методиками и тактиками, но и выработка новейшей методологии и стратегии музыкально-теоретического образования.

В целом, работу по созданию новых и модернизации существующих образовательных стандартов в области музыкального искусства необходимо интенсифицировать на общенациональной платформе с более активным привлечением специализированных общественных организаций, в т. ч. Общероссийского профессионального союза «Национальный совет по современному музыкальному образованию».

К выпуску кадров по новым образовательным направлениям готовы далеко не все музыкальные колледжи и вузы, хотя некоторые уже действуют достаточно целенаправленно (например, УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А. И. Герцена, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского, РАМ им. Гнесиных). Надежда остаётся и на серьёзную переподготовку кадров в немногочисленных специализированных центрах (в т. ч. и за счёт внебюджетных средств) с помощью не «дежурных бюджетных кадров» традиционного уровня подготовки, а высококлассных специалистов нового типа.

Одним из таких центров может стать в будущем Академия цифрового музыкального искусства - экспериментальная площадка для углублённого освоения ресурсов новой художественный сферы, привлечения экспертного сообщества, подготовки квалифицированных кадров, а также поддержки российских производителей музыкально-компьютерного программного обеспечения, ориентированного на потребности музыкального образования, и издательской деятельности по выпуску различных видеохрестоматий, мультимедийных учебников и методических пособий.

Давайте смотреть на то, что происходит в окружающем нас музыкальном мире, открытыми глазами. И отнесёмся совершенно серьёзно к факту значительного отставания в области современных форм музыкального образования, к имеющемуся дефициту квалифицированных кадров, к тому, что молодёжь теряет интерес к существующим формам подготовки музыкантов новой формации. А исправить искусственное затормаживание естественного развития сможет серьёзное обновление политики в области художественного образования в целом.

Орлова Е. В. Об инновациях в преподавании музыкально-теоретических предметов и не только // Медиамузыкальный блог. 28.03.2015.?p=904

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
  • Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П.Беспалько).
  • Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
  • Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
  • Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М Монахов).
  • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (МВ.Кларин).

Практически все общепедагогические технологии представляется возможным использовать на уроках теоретического цикла в детской школе искусств.

Технологии проблемного обучения

Высокий уровень напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом, достигается применением проблемного обучения. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Учитель организует работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить и т.д.

Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает применение эвристического (частично поискового) метода.

На уроках при эвристическом методе могут проводиться следующие виды деятельности учащихся:

  • работа над текстом художественного произведения:
    • анализ эпизода или целого произведения,
    • пересказ как прием анализа,
    • подбор цитат для ответа на поставленный вопрос,
    • составление плана как прием анализа композиции части или целого произведения,
    • анализ образа героя,
    • сравнительная характеристика героев;
  • составление плана к своему развернутому ответу, к докладу, сочинению;
  • конспективное изложение результатов анализа произведений разных искусств,
  • анализа поставленной проблемы;
  • выступления на диспуте,
  • сочинения на частные и обобщающие темы как результат своей работы над произведением.

Данная технология с успехом используется на уроках музыкальной литературы и истории искусств.

Практический пример: Пользуясь дополнительной литературой и учебником составить "Воображаемое интервью с И.С.Бахом"

- Господин Бах, Вы написали огромное количество произведений. Их можно играть целый год, даже если исполнять ежедневно. Какое из них наиболее дорого Вам самому?

О чем Вы хотели поведать людям, говоря с ними на языке музыки?

Господин Бах, когда вы начали учиться музыке? Кто вас учил?

Где вы получили образование?

Господин Бах, кого из своих современников вы считаете выдающимися композиторами?

- Вы писали музыку во всех жанрах, существовавших в ваше время, кроме оперы. С чем это связано?

Технология эффективных уроков

Существует отдельная педагогическая технология, основанная на системе эффективных уроков. Автор - А.А.Окунев.

К нетрадиционным технологиям урока относятся:

Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

Уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, "дублер начинает действовать";

Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, "живая газета", устный журнал;

Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;

Уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", "Эрудицион", утренник, спектакль, концерт, инсценировка, "посиделки", "клуб знатоков" и др.

Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ.

Например,

  • на уроке музыкальной литературы - "живая газета" устный журнал, рецензия, урок- презентация, концерт и т.д.;
  • на уроке истории искусств - ролевая игра, изобретательство, конференция, экскурсия в прошлое, путешествие и т.д.

Практический пример: при изучении темы "Архитектура" предлагаю всем представить себя архитекторами, желающими участвовать в застройке родного города. Необходимо подготовить рисунок (плакат и т.п). сооружения, представить его на заседании "архитектурного совета" (педагог и все ученики), доказать его необходимость и пользу. После прослушивания всех участников происходит голосование, путем постановки на вывешенные плакаты с проектами разноцветных магнитов (у каждого ученика один магнит, поставить на свой плакат -нельзя).По итогам заседания "архитектурного совета" выбирается самый полезный и красивый проект. Работа оценивается следующим образом - все участники получают "5". Победитель еще одну "5".

  • на уроке сольфеджио - урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, конкурс, дуэль и т.д.

Практический пример: упражнение "Дуэль" - назначается 1 дуэлянт, он может выбрать себе противника (противника может назначить и педагог), педагог играет интервалы (аккорды, ступени и т.п.) на слух, "дуэлянты" отвечают по очереди до первой ошибки одного из противников.

Метод проектов

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов Основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.
  • Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов.
  • Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал "путешествий, компьютерная газета, доклад и т.д).

    Широкий простор для использования данной технологии на уроках музыкальной литературы, слушания музыки, истории искусств.

    Практический пример: проект "Исследовательская деятельность учащихся на уроках теоретического цикла в детской школе искусств"

    Данный проект находится в стадии формирования.

    Участники:

    1. Учащиеся 5 класса музыкального отделения, 3 класса по 5-летней программе обучения, 1 класса по 3-летней программе обучения МОУ ДОД "Детская школа искусств г.Светлого"- предмет музыкальная литература
    2. Учащиеся 4 класса музыкального отделения, 5 класса эстетического отделения МОУ ДОД "Детская школа искусств г.Светлого"- предмет "История искусств"
    3. Учащиеся 2 класса музыкального отделения, 3 класса эстетического отделения МОУ ДОД "Детская школа искусств г.Светлого"- предмет "Слушание музыки", "История искусств"
    1. приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,
    2. развитие способности к исследовательскому типу мышления,
    3. активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

    Мероприятия в рамках проекта:

    1. Ученическая конференция "Моцарт. Музыка. Судьба. Эпоха"
    2. Конкурс творческих работ "Моцарт. Музыка. Судьба. Эпоха"
    3. Конференция "7 чудес света"
    4. Учебное исследование "Основные приемы полифонии"
    5. Учебное исследование "Форма фуги"
    6. Учебное исследование "Эпос, драма, лирика в произведениях искусства"

    Для более пристального изучения изучения возможностей использования метода проектов предлагаю ознакомиться с некоторыми положениями ученической конференции "Моцарт. Музыка. Судьба. Эпоха"

    Проведение конференции:

    Для участия в конференции перед зимними каникулами учащимся предлагаются темы. Распределение тем происходит по жребию, однако, в процессе работы над темой возможна ее замена.

    Темы:

    1. Семья Моцарта
    2. С кем общался Моцарт
    3. Моцарт и Сальери
    4. Опера-сказка "Волшебная флейта"
    5. Моя любимая музыка Моцарта
    6. Занимательные истории из жизни Моцарта
    7. Учителя Моцарта
    8. Друзья и враги Моцарта
    9. Вена - музыкальная столица Европы
    10. Гайдн. Моцарт. Бетховен. История взаимоотношений
    11. Что пишут газеты в 21 веке о Моцарте.
    12. Моцарт. География путешествий.

    Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

    Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стал, К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

    Задача научить школьников: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; избегать категоричности в утверждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; - уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

    Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие "текст" трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал

    Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

    Составление конспектов, хронологически и сравнительных таблиц как раз существует в рамках этой технологии.

    Практический пример: составление хронологической таблицы по жизненному и творческому пути композитора.

    Практический пример: работа над анализом формы сонаты в творчестве венских классиков

    Теория поэтапного формирования умственных действий.

    Авторы- Гальперин Петр Яковлевич - русский советский психолог, автор теории поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД). Талызина Нина Федоровна - академик РАО, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор психологических наук. Волович Марк Бенцианович - профессор Московского педагогического университета, доктор педагогических наук.

    Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий слагается из этапов:

    Предварительное знакомство с действием, создание ориентировочной основы действия, т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной основы действия, ориентировочной основы действия (инструкция) - текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, включающая мотивацию, представление о действии, систему условий правильного его выполнения.

    1. Материальное (материализованное) действие. Обучаемые выполняют материальное (материализованное) действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.
    2. Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает, и функцию ориентировочной основы выполняет громкая внешняя речь. Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.
    3. Этап внутренней речи. Обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным, обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.
    4. Этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие интериоризировалось, перешло во внутренний план, и необходимость во внешней опоре отпала.

    В традиционном обучении учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого ученика в классе главным образом по конечному результату (после того как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок.

    Прекрасная технология для работы над слуховым освоением интервалов, аккордов, и, особенно, для записи диктантов.

    Практический пример: Урок сольфеджио, работа над диктантом у доски. К доске вызывается один учащийся, он пишет диктант на доске, проговаривая вслух все свои действия:

    • "Пишу скрипичный ключ,
    • расставляю такты,
    • пишу знаки при ключе,
    • во время первого прослушивания мне надо обратить внимание на первый звук (для этого спою устойчивые ступени и сравню первый звук диктанта и ними),
    • я знаю, что последний звук диктанта - тоника, послушаю как к ней пришла мелодия (поступенно, скачком, сверху, снизу),
    • определю размер диктанта (для этого буду тактировать)" и т.д.

    Дифференцированное обучение

    В современной дидактике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.

    Способы внутренней дифференциации:

    • содержание задания одинаково для всех, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;
    • содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;
    • задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т. д.);
    • используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
    • предоставляется самостоятельный выбор одного из нескольких предложенных вариантов заданий (чаще всего используется на этапе закрепления знаний).

    Принципы данной технологии необходимо применять на всех предметах теоретического цикла, в частности,

    на уроке сольфеджио возможно выучивание наизусть из предложенных 5 примеров в четверти на "Отлично", 4 - на "4+", 3 примеров на "Хорошо", 2 -на "4-", 1 примера на "Удовлетворительно";

    на уроке музыкальной литературы предложить контрольную работу на выбор - традиционную - на "отлично", с вариантами ответов - на "хорошо", с помощью учебника - на "удовлетворительно;

    на уроке сольфеджио при записи диктанта "отлично с плюсом" получает тот, кто сдает диктант после 4 (другое количество) проигрываний и т.д.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Бардин К В. Как научить детей учиться. М., Просвещение 1987г.
    2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,Педагогика,1989г.
    3. Бухвалов В.А. Методики и технологии образования г. Рига, 1994г.
    4. Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1982г.
    5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка.М., 1985г.
    6. Границкая А.С. Научить думать и действовать М., 1991г.
    7. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии, М., Знание, 1992г
    8. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии - М.: Сентябрь, 1996.
    9. Гузик Н.П. Учить учиться М., Педагогика, 1981г.
    10. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М.: Знание, 1989.
    11. Лихачев Т.Б. Простые истины воспитания- М., "Педагогика".
    12. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. - Волгоград: перемена, 2006.
    13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2005
    14. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «koon.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «koon.ru»