Агротехника и технология выращивания саженцев в школьном отделении питомника. Агротехнический план по выращиванию сада В теплицах и парниках

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
> > > Лесные деревья и кустарники > Школьные отделения

Раздел II. Выращивание посадочного материала

Глава 11. Школьные отделения

11.1. Школа древесных пород и кустарников

В древесных школах выращивают саженцы деревьев и кустарников для создания лесных культур, защитных насаждений и озеленительных работ. Использование для лесокультурных работ саженцев перспективно. В этом случае ускоряется выращивание искусственных насаждений, а часть работ с лесокультурной площади переносится в лесопитомник , где легче механизировать и автоматизировать технологические операции. При высокой агротехнике выращивания саженцы имеют гармоничное развитие всех частей растения и накапливают оптимальное количество питательных веществ, необходимых для их приживания и первоначального роста после посадки. - саженцы по сравнению с сеянцами имеют больший диаметр стволика, где в частности накапливаются запасные питательные вещества. При этом, например, усиленный рост саженцев ели по диаметру происходит главным образом за счет большего количества клеток трахеид и прежде всего ранней древесины, и в меньшей степени за счет увеличения их размеров. Эти различия сохраняются и в культурах. Так, при посадке 4-летних сеянцев и саженцев 2+2 ели машиной МЛУ-1 в раскорчеванные полосы, ширина годичного слоя древесины в одно-летних культурах, созданных саженцами, была больше чем при посадке сеянцев того же биологического возраста в 1,7 раза, а в 5-летних- в 1,5 раза (А.Р. Родин, 1977). Поэтому такие саженцы хорошо приживаются и растут при их посадке в культуры. Они имеют меньшее послепосадочное торможение роста в высоту, чем сеянцы. И раньше вступают в период быстрого роста, быстрее выходят из-под полога нежелательных лиственных пород и хорошо противостоят заглушению травянистой растительностью. Возраст саженцев определяется по количеству лет выращивания в школе.

Успешность создания культур перешколенным посадочным материалом также объясняется тем, что саженцы, высаживаемые на лесокультурную площадь, развиты лучше сеянцев, имеют более оптимальное соотношение между надземной частью растения и корневой системой, между ассимиляционным аппаратом и всасывающими корнями. Для выращивания саженцев в древесную школу высаживают молодые пластичные растения. После частичной обрезки у них корней последующая их регенерация приводит к формированию более компактной корневой системы, значительно лучше сохраняющейся при повторной выкопке и пересадке в культуры, чем у одновозрастных сеянцев.

Продолжительность выращивания саженцев в школьном отделении определяется их целевым назначением. Для лесокультурных целей саженцы выращивают в течение 2...4 лет, а для озеленения древесные породы выращивают 6.12 лет, а кустарники 2...3 года. С этой целью организуют простую, комбинированную и уплотненную школы.

Выращивание саженцев в простой школе. При выращивании саженцев применяют от одной до трех пересадок растений с постепенным увеличением площади питания. Для этой цели организуют первую, вторую и третью школы (рис. 40). В первую школу высаживают 1-2-летние сеянцы (реже укорененные черенки) с расстоянием между рядами 0,8 м, размещением в ряду через 0,5 м. Во вторую школу высаживают трех-четырехлетние саженцы с размещением 1x1 м или 1,5x1,5 м, а в третью школу -шести-восьмилетние саженцы с размещением 3x2 м. Перед посадкой в школу посадочный материал сортируют; обрезают поврежденные корни и подновляют или укорачивают корневую систему до 15...25 см для условий с нормальным увлажнением и до 20...30 см для районов с недостаточным увлажнением. После обрезки корни обмакивают в болтушку, состоящую из жидкой смеси перегноя или торфа с землей. В болтушку добавляют гетероауксин или другие ростовые вещества. Регенерация корневых систем улучшается при их обработке веществами, защищающими от иссушения и одновременно стимулирующими рост корней после посадки. С этой целью может быть применен водный раствор, содержащий альгинат натрия, этиленгликоль и казеин. Хорошие результаты стимулирования регенерации корней и приживаемости посадочного материала дает использование экологически чистых биопрепаратов: активатора почвенной микрофлоры, азотовита и бактофосфина. Обработку корневых систем проводят путем их обмакивания в торфяно-глиняную болтушку с добавлением биопрепарата в дозе из расчета 1,0-4,0 мл на 1 л воды.

Почву в древесной школе обрабатывают на большую глубину, чем в посевном отделении, но системы обработки почвы в полях севооборота аналогичны применяемым в посевном отделении. Глубина вспашки почвы в школьном отделении определяется размерами корневых систем выращиваемых саженцев. В первой школе основную вспашку в лесной и лесостепной зонах проводят на глубину 30...35 см, а в степной зоне на 35..40 см. Во второй школе- соответственно на глубину 35...40 см и 40...50 см, а в третьей школе- на 45...50 и 55...60 см. Независимо от глубины обработки почвы удобрения вносят в верхний 20...30-сантиметровый слой, т.е. в зону основной массы корней саженцев.

РИС. 40. ПРОСТАЯ ДРЕВЕСНАЯ ШКОЛА

Предпосадочную обработку почвы проводят без оборота пласта на глубину посадки сеянцев или саженцев. В первой школе для посадки сеянцев и укорененных черенков почву рыхлят на глубину 25-30 см, затем используют бороны или культиватор. Для посадки саженцев во второй и третьей школах почву рыхлят на 35-50 см плантажными плугами без отвалов с одновременным боронованием. Дополнительная предпосадочная обработка почвы включает выравнивание поверхности почвы и более тщательное рыхление почвенными фрезами. Школы лиственных пород закладывают весной и осенью, а хвойных, как правило, весной.

Выращивание саженцев в комбинированной школе. Более целесообразно саженцы выращивать в комбинированных школах, в которых древесные растения со сроком выращивания 6...12 лет высаживают рядами на расстоянии 2,4...4,5 м один от другого. Между этими рядами древесных пород высаживают два (рис. 41, а) или четыре (рис. 41, г) ряда кустарника со сроком выращивания 2.3 года. Таким образом за одну ротацию древесных пород проходят две и более ротаций кустарников. При этом в результате неоднократной выкопки кустарников происходит формирование корневой системы у саженцев деревьев, оставляемых в школе, за счет двустороннего обрезания у них горизонтальных корней выкопочной скобой.

РИС 41. СХЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ САЖЕНЦЕВ В КОМБИНИРОВАННОЙ ШКОЛЕ

При выращивании саженцев хвойных пород для лесокультурных целей применяют комбинированные школы с уплотненным их размещением. В этом случае три или пять рядов саженцев ели (рис. 41, б и в) или кратное их число (рис. 41 д и е) со сроком выращивания 2...3 года чередуют с рядом лиственных древесных пород или хвойных пород со сроком выращивания 6...12 лет. В ряду саженцы ели высаживают через 0,1...0,2 м, а породы с длительным сроком выращивания - через 0,7...1 м.

Выращивание саженцев в уплотненной школе. Эта школа применяется, прежде всего, для выращивания саженцев ели с биологическим возрастом 4...6 лет (рис. 42). Уплотнение достигается за счет применения узких междурядий и небольшого шага посадки. Схема посадки ленточная, состоящая из 3...5 рядов. Расстояние меду рядами в ленте принимается от 0,4 до 0,2 м, шаг посадки 10...20 см. Для выращивания саженцев ели обычно используют 2...3-летние сеянцы, которые затем выращивают 2...3 года в уплотненной школе. При этом их биологический возраст равен сроку выращивания в посевном отделении и школе и обозначается двумя цифрами. Например, саженцы 5-летнего биологического возраста выращивали 2 года в посевном отделении и 3 года в школе обозначают цифрами 2+3. Перед посадкой сеянцев ели в школу у них подрезают корни, что обеспечивает формирование хорошо развитой, компактной корневой системы. При посадке в школу 2-летних сеянцев ели корни подрезают с таким расчетом, чтобы длина корневой системы была в пределах 15... 18 см.

При закладке уплотненной школы почву вспахивают на глубину 30...35 см. Посадка механизированная. Наиболее перспективна пятисекционная посадочная машина СШП-5/3. За один проход она может высаживать ленту, состоящую из трех или пяти рядов сеянцев.

РИС. 42. УПЛОТНЕННАЯ ШКОЛА ЕЛИ, ЗАЛОЖЕННАЯ ПОСАДОЧНОЙ МАШИНОЙ СШП-5/3 В ТРЕХРЯДНОМ ВАРИАНТЕ

Ель медленно растет в первые годы и хорошо переносит пересадку в более старшем возрасте, чем сосна. Последняя в отличие от ели с первых лет имеет усиленный рост в высоту, в результате чего уже к 3.4 годам надземная фитомасса становится значительно больше подземной. Следовательно, на единицу надземной фитомассы приходится меньшая масса корней. Это неблагоприятно сказывается на приживаемости высаженных растений. Поэтому выращивание саженцев сосны по технологии выращивания саженцев ели дает меньший эффект, та как эта технология хотя и усиливает рост корней, но не обеспечивает значительного роста корневой массы при одновременном временном замедлении нарастания надземной фитомассы.

Для получения высококачественных саженцев сосны необходимо иметь такие агроприемы, которые, не снижая физиологического состояния растений, обеспечивали бы некоторое торможение роста надземной фитомассы и в то же время усиливали приток пластических веществ к корням и тем самым интенсифицировали рост корневой массы. Задержать рост надземной фитомассы и усилить приток пластических веществ к корням, а следовательно их рост, можно путем механического или химического воздействия на верхушечную часть главного побега, называемую конусом нарастания. Здесь находится наиболее активная в физиологическом отношении ткань - меристема, из которой формируются основные органы растения - стволик и хвоя. С деятельностью меристематической ткани тесно связаны интенсивность притока воды, пластических веществ и другие процессы. Это позволяет использовать данный участок главного побега как одно из мощных средств воздействия на корневую систему.

С учетом этих теоретических и экспериментальных исследований кафедрой лесных культур МГУЛ был предложен способ выращивания саженцев сосны (см.: ), сущность которого состоит в подрезке верхушечной части главного побега у высаженных в уплотненную школу растений. Эту операцию следует проводить весной или поздней осенью путем укорачивания главного побега на 2..4 см. Второй способ - это обработка надземной части саженцев регуляторами роста, которые, задерживая рост надземной части растения, усиливают рост корней. К таким регуляторам относят ТУР (хлорхолинхлорид), йодорганические соединения и др. Хорошие результаты, например, дает обработка в начальный период роста саженцев сосны йодозином из расчета 0,2...0,4 г на 200 мл воды. Так как указанный препарат плохо растворяется в воде, его предварительно растворяют в 5...7 мл спирта. В остальном технология выращивания саженцев сосны аналогична технологии выращивания саженцев ели (см.: ). Эти способы выращивания саженцев индуцируют нарастание корней, причем их фитомасса возрастает на 20..25%, а количество сосущих и боковых корней третьего порядка увеличивается в 1,3...1,5 раза. В результате этого культуры имеют высокую приживаемость, а их прирост, даже в однолетнем возрасте, значительно выше, чем при использовании саженцев, выращенных по распространенной технологии. Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ) предложил способ выращивания крупномерных сеянцев хвойных пород равноценных по качеству саженцам. При этом выход посадочного материала с единицы площади больше, чем в уплотненной школе, а также исключается ряд агротехнических операций (см. 10.4).

Корневая шейка при посадке в школу должна быть ниже поверхности почвы в незасушливых районах на 1...2 см, а в засушливых на З...5 см. Посаженные растения оправляют так, чтобы они стояли прямо; почву около них уплотняют, чтобы корни тесно соприкасались с почвой. После этого почву рыхлят, а в засушливых районах при недостатке влаги поливают. Затем проводят уходы, заключающиеся в рыхлении почвы, прополке сорняков, поливах, подкормке, формировании штамба и кроны, борьбе с вредителями и болезнями. Рыхление почвы способствует не только накоплению и сбережению влаги, но и получению посадочного материала с компактной и хорошо разветвленной корневой системой.

Определение выхода стандартных саженцев в школьном отделении питомника определяют по формулам: - при рядовой посадке в простой школе:

где В - выход стандартных саженцев, тыс. шт./га; Б- расстояние между рядами, м; / - шаг посадки, м; у - коэффициент, учитывающий отпад высаженных растений и нестандартных саженцев.

При ленточной посадке в школе:

где В - выход стандартных саженцев, тыс. шт./га; г - число строк в ленте, шт.

Б - ширина ленты с одним межленточным пространством (междурядьем), м;

/- шаг посадки, м;

у - коэффициент, учитывающий отпад высаженных растений и нестандартных саженцев.

11.2. Плодовая школа

Большинство культурных плодовых растений размножают вегетативным способом. Чаще всего для этих целей выращивают сортовые саженцы путем прививки культурного сорта. В этом случае у потомства хорошо сохраняются ценные признаки и свойства материнского дерева привитого растения, и оно раньше начинает плодоносить. Растение, на которое делают прививку, называют подвоем, а прививаемый глазок, или черенок- привоем. Морозо-, засухоустойчивость и другие качества выращиваемых плодовых саженцев в значительной мере зависят от качества подвоев, поэтому необходимо особое внимание обращать на происхождение подвоев. Они должны быть приспособлены к местным почвенно-климатическим условиям, хорошо срастаться с привоем, обеспечивать у привитого дерева хорошую силу роста, раннее вступление в пору плодоношения, высокую урожайность, долговечность, устойчивость против неблагоприятных факторов, вредителей и болезней. Используемые подвои должны быть хорошо развитыми, иметь разветвленную корневую систему и определенную толщину корневой шейки.

Плодовые более требовательны к качеству почв, чем лесные древесные породы, поэтому при закладке плодовых школ предъявляют повышенные требования к почвенно-грунтовым условиям и обработке почвы, а при выращивании саженцев - к системе удобрений. Привитые саженцы большинства плодовых пород реализуют в 2-летнем возрасте, который определяется возрастом культурного побега. Для выращивания такого посадочного материала применяют четырехпольный севооборот. Лучший способ подготовки почвы для закладки плодовой школы на паровом поле - плантажная вспашка. Под осеннюю посадку плантажную вспашку на паровом поле проводят в середине лета, по пропашным культурам - после уборки урожая. Под весеннюю посадку почву пашут осенью. Вспашку производят на глубину 50...60 см с предплужником. Под основную вспашку вносят органические удобрения (навоз, компост) из расчета 30...60 т/га и фосфорно-калийные удобрения- 80...90 кг/га по д.в., сразу после плантажа почву культивируют и боронуют.

На первом поле (поле окулянтов) высаживают сеянцы (называемые подвоем или дичками), выполняют прививку и уход за дичками и окулянтами (рис. 43). Перед посадкой у подвоев подрезают корни и надземную часть. Подвои высаживают весной или осенью при расстоянии между рядами 0,8 м и в ряду 0,3...0,2 м. Осенняя посадка рекомендуется в средней полосе европейской части России на легких структурных почвах в районах с устойчивым снеговым покровом, а также в южных районах при выпадении достаточного количества осенних осадков. Прививку саженцев обычно проводят во второй половине лета путем окулировки спящим глазком в тот период времени, когда на побегах маточных деревьев имеются хорошо сформировавшиеся почки. Окулировка - один из основных способов выращивания саженцев плодовых пород (происходит от латинского слова "окулюс" - глаз), при котором на дичок (подвой) прививают почку (глазок) культурного сорта. За 2...3 недели до летней окулировки при отсутствии дождей, чтобы вызвать сокодвижение и облегчить отделение коры при окулировке, растения обильно поливают. Окулировку проводят как можно ближе к корневой шейке с тем, чтобы не допустить образования побегов из спящих почек подвоя. Лучшее время окулировки - раннее утро и вечер.

Черенки, с которых срезают глазки, заготавливают перед окулировкой из вызревших частей побега текущего года, расположенных в средней и верхней частях кроны маточных деревьев и имеющих хорошо развитые почки. Вызревание побегов ускоряется прищипкой их вершинок за 10... 15 дней до срезки. При срезке побегов одновременно обрезают листовые пластинки, обрывают прилистники и оставляют лишь черешки листьев. Для окулировки с черенка срезают щиток с почкой и тонким слоем древесины. Затем на подвое с северной или северо-западной стороны стволика делают Т-образный надрез коры и отделяют кору от древесины у разреза. В надрез коры движением сверху вниз вставляют щиток и немедленно обвязывают стволик синтетической пленкой. Через 10...15 дней после окулировки семечковых пород и 8...10 дней после окулировки косточковых устанавливают приживаемость глазков. У прижившихся глазков в результате образования прослойки из пробковой ткани черешок листа отваливается при легком прикосновении к нему, а у неприжившихся щиток слегка сморщивается, желтеет и черешок листа не отваливается.

Для защиты глазков и корней от низких температур в районах с суровыми малоснежными зимами окулянты на зиму окучивают на 5...6 см выше места окулировки. В остальном уход аналогичен уходу в древесной школе.

РИС. 43. СХЕМА ВЫРАЩИВАНИЯ ПЛОДОВЫХ САЖЕНЦЕВ: А - ДИЧОК (ПОДВОЙ); Б - ДИЧОК (1) С ПРИВИТОЙ ПОЧКОЙ (2) КУЛЬТУРНОГО РАСТЕНИЯ; В - ДИЧОК (1) С МОЛОДЫМ ПРИВИТЫМ ПОБЕГОМ (3); Г - ПОДВЯЗКА КУЛЬТУРНОГО ПОБЕГА К ШИПУ; Д - СРЕЗКА ШИПА (ЧЕРТОЙ ОБОЗНАЧЕНО МЕСТО СРЕЗА)

Ранней весной следующего года (2-е поле - поле однолетних саженцев) или поздней осенью предыдущего года стволик подвоя срезают на шип на высоте 15...20 см от места окулировки. К оставленному шипу подвязывают молодой культурный побег. В конце лета, иногда Слелдющей весной шип срезают под углом 45 °, не оставляя пенька (рис. 43, д). Саженцы плодовых можно выращивать без шипа. Для этого ранней весной подвои срезают над приживающимся глазком. После того как культурные побеги достигнут высоты 20...25 см, их окучивают землей а сильно отклоненные подвязывают к колышку. Это дешевле, чем оставлять и срезать в дальнейшем шипы у саженцев.

Уход за однолетними саженцами в течение лета заключается в удалении на подвоях поросли, рыхлении почвы, прополке сорняков, периодических поливах и борьбе с вредителями, прищипке побегов для регулирования роста окулянтов и подкормке растений.

На третий год (3-е поле - поле 2-летних саженцев) проводят культивацию междурядий, уничтожение сорняков, полив и подкормку растений. Вторую подкормку выполняют в фазе активного роста саженцев с уменьшенными дозами минеральных удобрений, вносимых во влажную почву. Орошение в сочетании с подкормкой растений особенно благоприятно сказывается на увеличении выхода плодовых саженцев семечковых пород.

На 2-м и 3-м полях плодовой школы проводят формирование штамба и основ будущей кроны. Формирование кроны начинается с формирования у саженцев штамба. Высота штамба у саженцев, т.е. величина стволика от земли до первого сучка кроны, для каждой породы и сорта должна соответствовать действующим техническим условиям. В среднем величина штамба равна 60.. .80 см. Четвертое поле занято паром.

При необходимости выращивания саженцев ягодниковых кустарников организуют ягодниковые школы. В отличие от плодовых пород ягодниковые чаще всего размножаются зимними стеблевыми черенками (смородина, виноград, гранат, инжир и др.) и корневыми отпрысками (летняя посадка малины) или отводками (крыжовник и др.). По аналогии с древесными школами в плодовых также возможно выращивание саженцев плодовых и ягодниковых кустарников с применением комбинированных схем.

Контрольные вопросы

  1. В каких школьных отделениях выращивают саженцы древесных пород и кустарников?
  2. В чем проявляется преимущества создания лесных культур саженцами?
  3. Можно ли агротехническими приемами управлять ростом растений и их физиологическими процессами при выращивании посадочного материала?
  4. Агротехника выращивания саженцев плодовых пород и ягодных кустарников.
  5. Как определяется возраст плодовых пород?

5. Агротехника выращивания и схема формирования саженцев ели колючей ф. голубая

Обработка почвы производится по системе черного пара. После осенней выкопки проводим дискование почвы на глубину 8-10 см дисковой бороной БДН – 2 + МТЗ – 82.

Перед основной вспашкой вносим органические и минеральные удобрения. Органические удобрения вносим 1-ПТУ – 4 + МТЗ – 82, т.е. вносим 10 т навоза. Минеральные удобрения вносим НРУ – 0,8 + МТЗ – 82, т.е. вносим суперфосфата – 200 кг, хлористого калия – 140кг.

Зяблевая вспашка проводится с целью накапливания в почве осенне – зимней влаги плугом ПЛН – 3 – 35 + МТЗ – 82 на глубину 35 см в 3 декаде сентября – 1 декаде октября.

На второй год во 2 декаде апреля проводим покровное боронование с целью закрытия влаги, бороной МТЗ - 82 + Сб – 9 + 9БЗСС – 1. На паровых полях хорошие результаты по уничтожению многолетних сорняков получают от применения гербицидов в сочетании с механической обработкой. Поэтому проводим обработку пара гербицидами с помощью опрыскивателя ОН – 400 + МТЗ – 82, т.е. вносим 10 кг далапона на 1 га, расход водного раствора 800 л/га.

После проводим культивацию 3-х кратную с одновременным боронованием МТЗ – 82 + КПС – 4 + 4БЗСС – 1. Первую культивацию проводим в начале июля, вторую в середине июля, третью в середине августа.

Во 2-ой декаде октября проводим безотвальную перепашку почвы на глубину 30-35 см ПЛН – 4 – 35 + ДТ – 75 с почвоуглубителем с целью накопления влаги. На 3 год в апреле проводим покровное боронование МТЗ - 82 + Сб – 9 + 9БЗСС – 1 с целью закрытия влаги.

Предпосадочную обработку почвы выполняют без оборота пласта на глубину 25-30 см., применяя культиватор-рыхлитель КРГ-3,6 + МТЗ-82.

Дополнительная предпосадочная обработка почвы включает выравнивание почвы и более тщательное рыхление почвенным фрезам ФП Ш – 1,3 в агрегате с Т-16 М на глубину 10-12 см..

Удобрения при выращивании саженцев целесообразно применять с системе: органические и минеральные.

Из органических удобрений чаще всего применяют навоз и торфо- дерновые компосты. Норма внесения органических удобрений при содержании гумуса 5 % составит 5 - 10 т/га торфа или компоста, которые вносят под основную вспашку. Повторно вносить органические удобрения в качестве основных будем через 4 –5 лет на среднесуглинистых почвах. Общая норма внесения минеральных удобрений составит: N = 90-100, P =100-120, К = 50-70 кг/ га по действующему веществу.

Подготовка укорененных черенков к посадке заключается в обрезке повреждённых корней. После обрезки корни обмакивают в «болтушку», состоящую из жидкой смеси почвы и перегноя. К смеси добавляют гетероауксин в концентрации 0,002-0,003%.

Посадка производится весной, т.к. в почве в этот период (3 декада апреля- 1декада мая) содержится больше влаги.

В I школу высаживают укорененные черенки с шириной междурядий 1 м и размещением в ряду через 0,4 м.



Рис. Схема размещения саженцев в 1 школе


Для посадки проектирую применять посадочную машину СЛН – 1 + МТЗ – 82. В питомниках лесостепной зоны сеянцы и укорененные черенки высаживают на 1-2 см глубже корневой шейки (условной у черенков). Очень важно при посадке сохранять прямолинейность рядов, выдерживать ширину междурядий и плотно заделывать корни в почву.

Сразу после посадки проводят рыхление уплотнившейся почвы Т- 40М + МНВ – 2,8, т.е внеочередной уход.

Основные рабочие операции по уходу за школой при выращивании саженцев включают: рыхление почвы, уничтожение сорняков, подкормка растений, полив, защита от болезней и вредителей.

В период вегетации уход за почвой должен заключаться в систематической культивации междурядий и мотыжении в рядах по мере уплотнения почвы и появления сорняков. В 1-ый год проводим 5 уходов, во 2-ой год – 4 ухода, на 3-ий год - 3 ухода и на 4-ый – 2 ухода.

Культивацию междурядий в 1-ый и 2-ой годы, пока саженцы не высоки, можно проводить механизировано с помощью КРСШ – 2,8 + Т – 16М, а в последующие годы проводим сплошное рыхление мотыгой. Глубину рыхления в 1 школе принимают от 7 до 12 см.

При первых рыхлениях проводят корневую подкормку саженцев минеральными удобрениями. Для лучшего роста саженцев и повышения их сохранности применяем корневые подкормки растений минеральными удобрениями, которые вносят в междурядья на глубину 10-15 см. Первую подкормку проводят весной перед началом вегетации, а вторую в 1-ой половине лета.

В лесостепной зоне, где расположен наш питомник, первую подкормку проводят мочевиной 40 кг/га д.в. весной перед началом вегетации, а вторую в 1-ой половине лета применяя смесь удобрений; азотные 20 кг/га, фосфорных 45 кг/га, калийных 30 кг/га. Порошкообразные удобрения или гранулированные минеральные удобрения вносят между рядами саженцев с помощью культиватора - растениепитателя КРСШ – 2,8 с агрегатом Т – 16 М, которыми проводится борьба с сорняками и рыхление почвы в междурядиях.

При выращивании саженцев проводим подкормки минеральными удобрениями и внекорневые. Внекорневые подкормки осуществляем в начале вегетации путем опрыскивания растений слабыми растворами 0,5-1% N и К 2-3% – Р удобрениями, а так же ядохимикатами (хлорофосом) для защиты растений. Для такой обработки воспользуемся опрыскивателем ОН – 400 + МТЗ – 82.

Для обеспечения растений влагой производим после посадочный и вегетационные поливы в течение вегетации растений. После посадочный полив способствует оседанию почвы и обеспечивает высаженные растения влагой, в результате чего повышается их приживаемость и улучшается рост. Последующие вегетационные поливы проводят с увлажнением почвы на глубину 35-40 см - в I школе. Полив проводим дальнеструйным дождевателем ДДН – 70 + ДТ – 75.

В 1 год производим 5 поливов, во 2 год –4 полива, в 3 год – 3 полива, в 4 год – 2 полива. Полив проводим в 1 год на глубину 30 –35 см, в последующие – на 40- 50см. Поливные нормы расчитываем по формуле:

П = 100* Н *А (В1 – В2), где:

П- поливная норма, м 3 /га; Н- глубина увлажнения, м; А- объемная масса почвы, г/см 3 ; В1- влажность почвы, соответствующая ее НВ (наименьшей влагоемкости),%; В2 - влажность почвы, при которой назначается полив, %.

Таким образом в первый год П 1 =100* (0,3…. 0,35) * 1,4 (35,4 – 26,55) = 372…… 384 м 3 /га, а во второй и последующие –

П 2-4 =100* (0,4…. 0,5) * 1,4 …1.7* (35,4 – 26,55) = 495…..752 м 3 /га.

Саженцы выкапывают осенью плугом ВПН-2 + ДТ-75 М и сразу же высаживают в следующую, т.е. II школу. Формирование саженцев Ели колючей не производим.

Подготовку почвы в данной школе производим также по системе черного пара. В отличие от I школы вспашку проводим на большую глубину, т.е. на 40-50 см с помощью ППН – 4 0 + ДТ – 75.

Для посадки во 2 школу используем саженцы 4-летки, выращенные в 1 школе. К посадке саженцы хорошо готовят: подрезаем корневую систему и обмакиваем в земляную жижу.

Перед посадкой площадь маркируется в 2-х взаимно перпендикулярных направлениях, отводя саженцам площадь питания в1м 2 (1 х 1м). В местах пересечения маркировочных линий роют ямки в ручную 50 х 50 см и проводят ручную посадку. При весенних посадках растения высаживают до начала роста центрального побега.




Рис. Схема размещения саженцев во 2 школе

Уход за саженцами состоит в сплошном рыхлении почвы в школе мотыгой. Полив производим так же ДДН – 70 + ДТ – 75. В 1 год – 3 полива, а в последующие годы по 2 раза за год с глубиной промачивания 40-45 см. Так же производится борьба с вредителями и болезнями, т.е. опрыскивание ОН – 400 + МТЗ – 82 ядохимикатом – хлорофосом. Подкормки вносят – двойной суперфосфат – 100 кг и азотнокислый калий – 60кг.

Выкапывают саженцы из 2 школы вручную и отпускают потребителю с комом земли. Ком формируют в мягкой упаковке. В год выкопки саженец окапывают со всех сторон канавой шириной 30 см, диаметром около 1-1,3 м и глубиной 60 см. Затем нижние корни подрезают тонким металлическим тросом на тяге трактора, ком оборачивают мешковиной и обвязывают прочным шпагатом или мягкой проволокой. Затем саженец вынимают подъемным краном, грузят в автомашину и перевозят на место посадки.

Мероприятия по защите растений от вредителей и болезней.

В борьбе с вредными насекомыми и болезнями саженцев в школьных отделениях включают профилактические и истребительские меры борьбы.

К профилактическим мерам относятся: организация севооборотов с чередованием посадок хвойных пород; поддержание почвы в рыхлом состоянии, особенно в период лета хрущей и других почвенных насекомых; удаление пропалываемой травы, способствующей развитию грибковых болезней.

Для защиты саженцев от личинок хрущей производят сплошное затравливание почвы25 и12 5 дустом гексахлорана. При обнаружении на саженцах гусениц хвойных пород применяют 0,35 водный раствор 80% технического хлорофоса 130 г на 10 литров воды.

Ржавчина гриба, которая повреждаем хвою ели обрабатывают бордосской жидкостью. Так же обрабатывают саженцы в борьбе с болезнями и вредителями в школьном отделении ядохимикатами с помощью опрыскивателей ОШУ –50.

Формирование кроны.

Ель колючая - естественная форма крон бывает пирамидальной или конической. При выращивании саженцев хвойных пород с пирамидальной кроной ее не формируют.

К экологическим особенностям агротехники выращивания саженцев в древесных школах питомников следует отнести необходимость создания оптимального соотношения между массами надземной части и корневой системы. Задача псрешколивания сводится к тому, чтобы пересадить сеянцы, произрастающие на посевной гряде в густом стоянии, распределить их в древесной школе более редко и выращивать в течение нескольких последующих лет при почти 100%-ном освещении. Обрезка же корней при выкопке сеянцев в целях псрешколивания оказывается полезной. Обычно обрезка корней у ели вызывает появление около места среза в первый же год новых мочковатых корней (иногда 15-20), часть которых превращается затем в скелетные (В.В. Миронов, 1977).

Севооборот в школах применяют с однолетним или двухлетним паром. Однолетний пар - чистый (чёрный или ранний), си- деральный или занятый - применяют в основном в школах, из которых саженцы выкапывают с открытой корневой системой. Двухлетний пар применяют при выращивании саженцев и гей- стеров повышенных размеров, которые выкапывают с закрытой корневой системой, то есть - с комом земли. При двухлетнем паровании производят засыпку ям, образовавшихся после выкопки, и почву содержат в первый год под чистым паром, во второй - под сидеральным.

Чистый пар применяют при значительной засорённости площади многолетними сорняками, а сидсральный - на площадях, очищенных от злостных сорняков. Занятый пар выполняют на плодородных почвах в условиях достаточного увлажнения или на орошаемых площадях. Многолетние травы при двухлетнем пользовании вводят в крупных орошаемых питомниках с малогумусны- ми бесструктурными почвами для накопления в них органических веществ и восстановления структуры.

Лучшим предшественником для саженцев является во всех лесорастительных зонах бобовая культура. В лесной зоне в севообороте применяют следующие многолетние травы: люпин многолетний, клевер в смеси с тимофеевкой; в лесостепной зоне - экспарцет, люцерну в смеси с райграсом высоким или пыреем бескорневищным; в степной зоне - люцерну в смеси с житняком. Общее число полей в севообороте определяется продолжительностью выращивания крупного посадочного материала плюс одно или два поля под пар.

Обработка почвы в школах включает применение паров и предпосадочную обработку почвы. В школах глубина обработки по сравнению с посевным отделением увеличивается: в лесной зоне до 35-40 см, в лесостепной - до 50 см, в степной - до 60 см. Под закладку школы крупномерных саженцев (гейстеров) и школы третьего порядка почву обрабатывают во всех лесорастительных зонах на глубину 60 см. Глубина отвальной пахоты определяется мощностью гумусового или окультуренного пахотного слоя. Нижележащие горизонты рыхлят без выноса их на поверхность. Для обработки почвы на глубину до 40 см применяют плуг ПЛ Н-4-35 с корпусами для безотвальной пахоты или почвоуглубителями, плуг ПЛН-3-35 с почвоуглубителями, плуг ПН-3-40, для обработки почвы на глубину до 50 см используют плуг плантажный ППН-40, до 60 см - плуг плантажный ППН-50 или ППУ-50А. В пару применение гербицидов и внесение удобрений аналогично посевному отделению.

Предпосадочную обработку почвы проводят для создания хорошо разрыхлённого слоя. Мощность этого слоя определяется глубиной, на которую будет проводиться посадка. Глубина рыхления почвы для посадки сеянцев и черенков 25-30 см, для посадки саженцев - 45-50 см. Почву на глубину до 30 см рыхлят культиватором-рыхлителем КРГ-3,6, который одновременно вычёсывает корни оставшихся после выкопки саженцев предыдущей ротации. Более глубокое рыхление, особенно на тяжёлых почвах, делают в два приёма сначала плантажным плугом без отвала, потом культиватором-рыхлителем КРГ-3,6, если в почве много растительных остатков. Дополнительная предпосадочная обработка почвы включает выравнивание поверхности почвы и более тщательное рыхление почвенными фрезами (ФП-2, ФПШ-1,3).

Закладка школ осуществляется весной и (реже) осенью. Высаживают 1-2-летние сеянцы (реже укоренённые черенки). Перед посадкой в школу посадочный материал сортируют, обрезают повреждённые корни, подновляют или укорачивают корневую систему. После обрезки корни обмакивают в болтушку, состоящую из жидкой смеси перегноя или торфа с землёй. В болтушку добавляют гетероауксин на 0,002%-ном растворе или другие ростовые вещества. У кустарников обрезают надземную часть на 1/3- 1/4 их высоты.

Корневая шейка при посадке должна быть ниже поверхности почвы в незасушливых районах на 1...2 см, а в засушливых - на 3...5 см. Посадка сеянцев и укоренённых черенков проводится сажалками СШП-5/3, СШП-3, ССН-1, для посадки саженцев применяют МПС-1. Для посадки крупных саженцев в посадочные ямы используют КПЯШ-6 или КЯУ-100. Посаженные растения оправляют так, чтобы они стояли прямо, почву около них уплотняют ногой, чтобы корни тесно соприкасались с почвой. После этого почву рыхлят, а в засушливых районах при недостатке влаги поливают. Затем проводят агротехнические уходы, выполняя рыхление почвы, прополку сорняков, делают поливы, вносят подкормки, ведут борьбу с вредителями и болезнями. Рыхление почвы, как основа ухода, способствует не только накоплению и сбережению влаги, но и получению посадочного материала с компактной и хорошо разветвленной корневой системой.

Уплотнённую древесную школу закладывают пятисекцион- ной посадочной машиной СШП-5/3. За один проход она может высаживать ленту из трёх или пяти рядов сеянцев. Плотность посадки машиной составляет до 330 тыс. растений на 1 га. При закладке комбинированной школы сначала однорядной лесопосадочной машиной высаживают сеянцы лиственных пород, затем в междурядья лиственных кулис машиной СШП-5/3 высаживают ленты из теневыносливых хвойных пород.

Уход за саженцами начинается сразу же после посадки путём рыхления почвы культиваторами КРСШ-2,8А, КРН-2,8А. В районах с малоснежными зимами растения, высаженные осенью, окучивают на зиму культиватором КРСШ-2,8А.

В течение вегетационного периода почву рыхлят по мере её уплотнения перечисленными выше культиваторами, а также фрезерным культиватором КФП-1,5 на тяжелых почвах 5-8 раз в год, на лёгких - 1-3 раза, в первые годы чаще, в последующие - всё реже и реже. Глубина рыхления колеблется от 7 до 16 см. Каждый раз глубину рыхления изменяют, чтобы не образовывалась уплотнённая подошва. В лесной и лесостепной зонах каждое последующее рыхление делают на большую глубину, а в степной - наоборот. Одновременно с рыхлением почвы уничтожаются сорняки. Для борьбы с сорняками семенного происхождения используют гербициды. Чаще всего применяют симазин, который вносится из расчета 2 кг/га действующего вещества.

Подкормки саженцев производят ежегодно, начиная со второго года после посадки, путём внесения удобрений на глубину 10- 15 см в ходе рыхления почвы культиватором КРСШ-2,8А. Подкормку производят весной полным минеральным удобрением. В лесной зоне при подкормке обычно вносят N - 60, Р 2 0 5 - 120, К 2 0 - 60 кг/га д. в.; в лесостепной зоне - N - 20-25, Р 2 0. - 45- 60, К 2 0 - 30-40 кг/га д. в.; в степной зоне -N - 20-25, Р 2 0 5 ~ 45-60, К^О - 20-30 кг/га действующего вещества.

Поливы в школах проводят после посадки, если она произведена весной в сухую почву, и при необходимости - в засушливый период (1-2 раза). Поливная норма определяется глубиной увлажняемого слоя, которая должна быть при посадке сеянцев и укоренённых черенков 25-30 см, при посадке саженцев - 45-50 см. Вегетационные поливы в первой школе производят с увлажнением почвы на глубину 35-40 см, во второй школе - на глубину 60-80 см.

Защита саженцев от болезней и вредителей включает профилактические и защитно-истребительные мероприятия. Основой профилактических мероприятий является высокий уровень агротехники, при котором создаются неблагоприятные для вредителей условия, препятствующие их развитию и размножению. Химические препараты применяют в основном в виде водных растворов или суспензий (800-1500 л/га). Обработку саженцев проводят опрыскивателем ОН-400.

Выкопка саженцев производится в состоянии их биологического покоя; весной это время до набухания почек, а осенью - после сформирования верхушечной почки и начала листопада. Саженцы кустарников и маломерные саженцы древесных пород, размеры которых обеспечивают проход над ними трактора, выкапывают выкопочной скобой Н ВС-1,2 или выкопочной машиной ВМ-1,25. Более крупные саженцы выкапывают выкопочным плугом ВПН-2 или выкопочной машиной ВМКМ-0,6.

Выкопанные саженцы помещают в кратковременной прикопке так, чтобы корневые шейки были засыпаны 5-10-сантиметровым слоем земли. В долговременной прикопке саженцы присыпают 25-30 сантиметровым слоем. Для предохранения растений от солнечных ожогов вершины саженцев должны быть направлены к югу.

В школьном отделении выращивают саженцы древесных и кустарниковых пород для создания лесных культур, защитных и декоративных насаждений.

Продолжительность выращивания саженцев зависит от их целевого назначения. Для создания культур саженцы выращивают, как правило, в течении 2-3 года, для защитного лесоразведения 2-4 года, для озеленения: кустарники: 2-3 года, древесные 6-12 лет и более.

Уплотненные школы закладывают для выращивания массового количества укрупненного посадочного материала, предназначенного в основном для лесокультурных целей. Схема посадки ленточная, состоящая из 3 - 5 рядов. Расстояние между рудами в ленте принимается от 0,4 до 0,2 м, шаг посадки 25 – 10 см, межленточное пространство 0,5 м.

4,1 Расчет площади школьного отделения

Схема посадки 0,25-0,25-0,25-0,25-0,50, расстояние между растениями в ряду 0,25 м.

При такой схеме посадки число саженцев на 1 га будет: 166,7 тыс. шт.

Расчет пощади проводится по формуле:

Потребное количество / число саженцев на 1 га

П=200тыс./166,7тыс.=1,2 га

4,2 Севообороты

Севооборот в школах вводят с однолетним или двухлетним паром. Однолетний пар – чистый (черный или ранний). Двухлетний пар применяют при выращивании саженцев древесных пород повышенного и крупномерного стандартов. В данной школе применяется севооборот с однолетним паром (черный). Подробно пары описываются в п. 3,1.

4,3 Система обработки почвы

Обработка почвы по системе черного, раннего и занятых паров аналогична таковой в посевных отделениях. Глубину основной (зяблевой) вспашки в школах увеличивают до 35-40 см, а в отдельных случаях - до 50-60 см. Вспашку здесь проводят плугами общего назначения. Предпосадочная обработка, направленная на разрыхление почвы, способствует приживаемости пересаженных растений и луч­шему их росту в первый год вегетации. Проводится она в виде боронования и культивации. При наличии на поле большого количества растительных остатков их вычесыва­ют и почву рыхлят культиватором-рыхлителем (КРГ-3,6). Посадку сеянцев осуществляют школьными сажалками СШН-3, СШП-5/3, СШ-3/5, ССН-1, а саженцев - МПС-1.

Важное значение придается подготовке посадочного материала для закладки школьных отделений. Его сорти­руют, обрезают поврежденные корни, корневые системы обрабатывают стимуляторами роста (b-индолилуксусная, индолилмасляная, a-нафтилуксусная кислоты, гиббереллин и др.).

В целом сеянцы большинства пород, предназначенных для посадки в школу, после обрезки корней рекомендуется обмакивать, в болтушку, состящую из низинного торфа или глины и 0,002%-го раствора гетероауксина.

Уход за саженцами ведется в течение всего вегетацион­ного периода. Он включает культивацию почвы, борьбу с сорняками и вредителями, подкормку, обработку стимуля­торами, полив, формирование крон и штамбов.

Культивацию почвы проводят регулярно (5-8 раз за лето) культиваторами-растениепитателями КРСШ-2.8А и КРН-2,8МО или фрезерным культиватором КФП-1,5А на глубину 7-16 см. При культивации одновременно уничто­жаются сорняки. Для этого применяют гербициды, в основ­ном производные триазинов.

Для подкормки саженцев, согласно «Наставлению по выращиванию посадочного материала...» (1979), в почвы лесной зоны рекомендуется вносить полное удобрение N 30-40 Р 45-60 К 30-40.. Корневые и внекорневые подкормки должны прово­диться с учетом сезонного ритма роста и развития сажен­цев. Азотные удобрения следует применять только в виде сухой подкормки. Рост саженцев усиливается и при 2-3-кратном опрыскивании их 0,001%-м раствором гиббсреллина или некоторых других стимуляторов роста. По данным А. Р. Родина (1976), положительно влияет на рост мочко­ватых корней саженцев сосны, а в последующем и всего растения обрезка верхушечной части главного побега.

При выращивании посадочного материала в школах, особенно в уплотненных, проводятся поливы в тот или иной период вегетации, что определяется влажностью корнеобитаемого слоя почвы.

Чаще всего сеянцы выращивают в теплицах, которые различаются формой перекрытия крыши (односкатные, двухскатные, круговые), видом материала (деревянные, металлические, железобетонные и др.), типом конструкции (оконные, ангарные, арочные, многопролётные и др.), типом ограждения (стеклянные, покрытия из синтетических плёнок и др.), периодом эксплуатации (весенне-летние и зимние), способом обогрева (отапливаемые и неотапливаемые), характером микроклимата (естественный, искусственный), мобильностью (передвижные, стационарные) и т.д. Наиболее перспективны стационарные теплицы блочного и арочного типов со стеклянным или специальным плёночным ограждением.[ ...]

Посев семян, как правило, рядовой (в грядках шириной 1 м и расстоянием между ними 0,4 м) при уменьшении нормы высева по сравнению с открытым грунтом на 20 %. Уход за посевами заключается в регулярном поливе, проветривании, рыхлении почвы и уничтожении сорняков, внекорневой подкормке посевов. Полив проводят с момента высева семян до середины июля утром путём мелкокапельного разбрызгивания воды, т.е. образования тумана. Проветривание теплиц в период прорастания семян проводится редко, в целях сохранения тепла и поддержания высокой влажности воздуха.[ ...]

Лесные саженцы, предназначенные для лесовосстановления, выращивают в древесной школе чаще всего в течение 2-8 лет. После пересадки на лесокультурную площадь они успешно противостоят травам-сорнякам, а также поросли и корневым отпрыскам мягколиственных пород, что сокращает количество агротехнических уходов. При создании культур саженцами число посад очных мест уменьшается на 40... 50 %, по сравнению с посадкой сеянцев. Саженцы широко применяют и при закладке полезащитных лесных полос, озеленении населённых пунктов, для чего их выращивают 6-12 лет и более.[ ...]

В питомниках лесной и лесостепной зон чаще всего выращивают саженцы ели, лиственницы, сосны, липы, клёна, яблони и др. В питомниках степной зоны ассортимент выращиваемых саженцев расширяется: тополь, орех грецкий, белая акация и др.[ ...]

Саженцы выращавают в простой, уплотнённой и комбинированной школах.[ ...]

В простой, или первой, школе 1-2-летние сеянцы высаживают весной с размещением 0,8x0,5 м, т.е. с расстоянием между рядами 0,8 м и в ряду 0,5 м. Во вторую школу высаживают 3-4-летние саженцы из первой с размещением 1 х1 м или 1,5x1,5 м, в третью школу - 6-8-летние саженцы из второй с размещением 3x2 м.[ ...]

В уплотнённой школе, где выращивают в основном саженцы хвойных пород, преимущественно ели, применяют чаще всего ленточные схемы, состоящие из 3-5 рядов с размещением в них 0,2...0,4 х 0,1...0,2 м (рис. 2.6).[ ...]

В комбинированной школе сочетают производство лиственных пород с длительным сроком выращивания (6-12 лет) с хвойными или кустарниками. Для этих целей лиственные растения высаживают рядами с расстоянием между ними 2,4... 3,0 и 4,0...4,6 м, а между ними высаживают по ленточной 3-5-рядной схеме хвойные (ель) или кустарники со средним сроком получения посадочного материала в течение 2-3 лет. Расстояние между рядами принимается 0,4 или 0,8 м, а при их уплотнении 0,2... 0,4 м с шагом посадки 0,1... 0,2 м (рис. 2.7).[ ...]

Обработка почвы в школьном отделении питомника проводится в основном такими же приёмами, как и в посевном. Отличительной особенностью является глубина вспашки, определяемая размерами корневой системы выращиваемых саженцев и лесорастительной зоной. В лесной и лесостепной зонах она выполняется в первой школе на глубину 30...35 см, в степной - 35...40 см. Во второй школе глубина вспашки принимается соответственно 3 5... 40 см и 40... 50 см, а в третьей - 45... 50 и 55... 65 см.[ ...]

Уход за лесными саженцами включает следующие основные рабочие операции: рыхление почвы, уничтожение сорняков, подкормка растений, полив, защита от грибных болезней и вредных насекомых, которые проводят в основном теми же приёмами, что и в посевном отделении. При выращивании саженцев декоративных и плодовых растений применяют дополнительную агротехническую операцию - формирование кроны.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»