Эскадренные миноносцы — универсальный боевой корабль. Эскадренные миноносцы: техническая характеристика

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Эскадренные миноносцы проекта 956 - эсминцы третьего поколения, которые строились в СССР с 1976 по 1992 год. Судна данного проекта стали последними советскими эсминцами. Серия имела шифр «Сарыч», а по классификации НАТО ее называли Sovremenny class destroyer - по названию первой модели, миноносца «Современный». Постройка суден производилась на ленинградском заводе имени Жданова. Сегодня мы познакомимся с эсминцами проекта 956 подробнее.

Современная ситуация

На сегодняшний день в составе ВМС РФ находится 6 эсминцев типа «Сарыч». Три из них в строю, два стоят в резерве, а еще один проходит плановый ремонт. В составе тихоокеанского флота, до сих пор служит эсминец «Быстрый». А в балтийском флоте службу несут корабли «Настойчивый» и «Адмирал Ушаков». Эсминец «Быстрый» является самым старым из кораблей серии, находящихся до сих пор в строю. После распада Советского Союза закладка кораблей проекта 956 прекратилась из-за недостаточного финансирования. В 1997-2000 годах два судна были достроены для продажи в КНР по проекту 956-Э. Индекс «Э» означает «экспорт». Немного позже эскадренные миноносцы проекта 956Э были доработаны, и экспортный проект получил название 956ЭМ. Индекс «М» обозначает «модернизированный».

Изначально планировалось, что эсминец проекта 956 станет наиболее массовым в своем классе и в советском флоте в принципе. Всего планировалось построить порядка пяти десятков суден. В действительности же на вооружение СССР (а позже РФ) поступило всего 17 кораблей «Сарыч». Теперь давайте познакомимся с историей создания этого судна.

Предпосылки для создания

Эскадренными миноносцами (эсминцами) называют многоцелевые быстроходные маневренные корабли. Они могут бороться с подводными суднами, уничтожать самолеты, противостоять надводным кораблям, прикрывать соединения кораблей и, наконец, сопровождать конвои. Кроме того, эсминцы можно применять для дозорных, десантных и разведывательных операций, а также постановки минных заграждений.

Первые эсминцы появились еще в конце девятнадцатого века. Они активно использовались во времена Первой и Второй мировой войн. Расширяющийся с каждым годом спектр задач, выполняемых эскадренными миноносцами, сделал их очень значимыми для флота. С появлением ракетного вооружения роль эсминцев в морском сражении возросла еще больше.

В начале 1960-х надводный флот стал развиваться особенно активно. Когда ВМФ Советского Союз стал океанским, перед кораблями появились новые задачи: охрана районов патрулирования ракетных подводных лодок, слежение за подводными лодками врага, проведение внешнеполитических акций и контроль водных коммуникаций. Для выполнения этих задач лучше всего подошли бы авианосцы, но они были очень затратными в строительстве. Большие противолодочные корабли (БПК) были советской альтернативой авианесущих крейсеров, однако они нуждались в эскорте, а суден для прикрытия в СССР сильно не хватало. Кроме того, стоящие на тот момент на вооружении эсминцы уже морально устарели и не могли противостоять зарубежным аналогам на равных. Океанские маневры «Океан», проведенные в 1970 году, наглядно это проиллюстрировали. Таким образом, советский флот нуждался в новом, хорошо вооруженном эсминце, способном действовать как самостоятельно, так и в составе корабельных группировок.

Судостроительная программа на 1971-1980 годы, предусматривала создание такого корабля. Новый эсминец должен был участвовать в десантных операциях, подавлять противодесантную оборону врага, уничтожать мелкие цели на берегу и обеспечивать в зоне высадки противовоздушную оборону. Будущий корабль назвали «кораблем огневой поддержки десанта». В качестве прототипа для строительства был выбран эскадренный миноносец проекта 56, поэтому новый проект получил номер 956.

Проектирование

Разработка эсминца проекта 956 началась в 1971 году. Продвигалась она очень медленно. Дело в том, что заказчик прямо во время проектирования несколько раз менял целевое назначение будущего судна. На советских военных большое влияние оказывали конструкторские решения, воплощенные в американском эсминце Spruance - первом действительно многоцелевом корабле ВМФ Америки. Кроме того, новые суда предполагалось использовать вместе с БПЛ проекта 1155. Советские военные считали, что такой тандем будет эффективнее, чем пара американских эсминцев.

Аванпроект нового судна разрабатывали в ленинградском ЦКБ-53. По мере выполнения работ перед конструкторами появлялись новые задачи, тип силовой установки корабля и варианты его вооружения постоянно менялись. Кроме того, разработчики были ограничены возможностями завода имени Жданова, где предполагалось строить новые суда. Согласно требованиям завода, длина корабля должны быть не больше 146, а ширина - 17 метров. В общей сложности было разработано 17 проектов, каждый из которых изучался с точки зрения эффективности и экономической целесообразности.

В конечном итоге было принято решение, что в будущем эсминце должны быть:

  1. Паротурбинная энергетическая установка.
  2. ПКР «Москит».
  3. ЗРК «Ураган».
  4. Вертолетная площадка для Ка-252.
  5. Артустановки АК-130.

В конце 1972 года эскизный проект утвердил адмирал Горшков. Несмотря на появившуюся ясность, даже после утверждения в проект продолжали вносить изменения. Паротурбинную энергетическую установку поменяли на котлотурбинную. В качестве главного гидроакустического комплекса выбрали ГАК «Платина». Более совершенный ГАК «Полином» нельзя было установить на эсминец из-за крупных габаритов комплекса. В конечном итоге корабли проекта так и не приблизились к американским аналогам. Единственное, в чем они превосходили конкурента, - артиллерийская мощь. Создание проекта нового эсминца обошлось бюджету СССР в 165 тысяч, а рабочее проектирование - в 2,22 млн рублей.

Строительство

В начале лета 1975 года было начато строительство первой модели проекта 956 - эсминца «Современный». Согласно изначальному плану, в перспективе должно было быть построено до 50 таких суден. В 1988 году это количество уменьшили до 20 единиц. Но и этого показателя СССР не смог достичь - ВМФ получил лишь 17 экземпляров корабля. Каждый эсминец проекта 956 строился в среднем четыре года.

Чтобы увеличить объем выпуска, была предпринята попытка наладить строительство эсминцев на Николаевском заводе им. 61 Коммунара. Однако в 1986 году от такой идеи отказались, а два заложенных корпуса корабля законсервировали. К моменту распада СССР было построено 14 эсминцев. Остальные три достраивались в РФ.

В постройке суден использовали секционный метод сборки корпуса. На момент строительства головного судна его стоимость составила порядка 90 млн рублей. Следующие два судна стоили примерно также (последним дорогим кораблем был эсминец «Отличный»), а дальнейшие корабли подешевели на 20 млн. Причиной этого стала освоенность технологии и налаживание производственного процесса.

Изначально боевой корабль создавался сугубо под нужды советского флота. Никто не собирался продавать новейшее судно за рубеж. Тем не менее после распада Советского союза отсутствие финансирования привело к поиску сторонних заказчиков. Тем более что к началу «нулевых» вооружение «Сарычей» начало устаревать.

Конструкция

Все корабли, созданные «Северным ПКБ», отличаются характерным внешним видом, и проект 956 не стал исключением. Судна этого проекта часто называют агрессивными, зловещими и выразительными, и это явно не совпадение. Так как военные корабли символизируют мощь государства, их внешнему виду уделяется едва ли не столько же внимания, сколько и техническим параметрам.

Эскадренные миноносцы проекта 956 построены по длиннопалубной схеме с седловатой носовой частью. Форма корпуса подобрана таким образом, чтобы обеспечить оптимальные углы работы артиллерийского вооружения и незаливаемость палубы. Обводы корпуса защищают судно от затопления при волнении до 7 баллов. Корпус выполнен так, чтобы уменьшить радиолокационную заметность судна, однако к «стелс-кораблям» «Сарыч» не относится.

Боковая парусность миноносца составляет 1700 м 2 . Палубы располагаются параллельно ватерлинии, что упрощает смену оборудования при перестройках и делает корабль более технологичным. Корпус делится на 16 водонепроницаемых отсеков с помощью 15 переборок. В общей сложности у эсминца шесть палуб: 2-я, 3-я, верхняя, палуба полубака и пара платформ, одна из которых переходит во второе дно. Все основные конструкции корпуса, фундаменты и подкрепления производились из низколегированной стали. От машинного отделения до кормы проходят две продольные перегородки, увеличивающие жесткость корабля. Благодаря значительному развалу шпангоутов, эсминец остойчив. Благодаря успокоителям качки, эсминцы стабильно ходят даже при значительном волнении. При волнении в шесть баллов скорость корабля может достигать 24 узлов.

Надстройки эскадренных миноносцев проекта 956 выполнялись из алюминиево-магниевого сплава. С корпусом и палубой они соединялись посредством заклепок. Надстройка условно делится на кормовой и носовой блоки. Кормовая часть представляет собой блок с дымовой трубой и ангаром с грот-мачтой. Носовая часть выделяется фок-мачтой.

Водоизмещение судна колеблется от 6,5 (стандартное) до 8,48 (с перегрузом) тысяч тонн.

Оснащение

Силовая установка первых модификаций кораблей проекта 956 включает в себя два котлотурбинных агрегата марки ГТЗА-674. Их суммарная мощность составляет 100 тысяч лошадиных сил. Агрегаты располагаются в носовом и кормовом машинных отделениях. В каждом из машинных отделений находятся два котла и одна паровая турбина. Частота вращения на различных режимах работы установки регулируется турбозубчатым агрегатом. Важно отметить, что «Сарычи» стали единственными в мире боевыми суднами 3-го поколения с котлотурбинной энергетической установкой. Начиная с седьмой модели (эсминец «Стойкий»), корабли стали оснащаться более надежными котлами КВГ-3. Тем не менее котлы остались слабым местом суден, так как они очень требовательны к чистоте подаваемой воды. Кроме основных котлов, силовая установка имеет аварийный котел, который дает 14000 кг пара.

Эсминец имеет пару малошумных винтов. В состав рулевого агрегата входит гидравлическая машина и полусбалансированный руль. Корабль может развить скорость в 33,4 узла. Благодаря запасу топлива, составляющему 1,7 тысячи тонн, максимальная дальность плаванья судна составляет 3900 морских миль.

Электроэнергией эскадренные миноносцы проекта 956 обеспечиваются посредством двух парогенераторов (суммарная мощность равна 2500 кВт) и двух дизель-генераторов (суммарная мощность равна 1200 кВт).

Обитаемость

В условиях мирного времени численность экипажа эсминца составляет 196 человек, в том числе 48 мичманов и 25 офицеров. В военное время экипаж увеличивается до 358 моряков. Офицеры проживают в одно- и двухместных каютах, мичманы - в двух- или четырехместных, а матросы - в кубриках на 10-25 человек. В любом случае на каждого члена экипажа приходится не менее 3 м 2 жилой площади.

На борту оборудованы две кают-компании для питания офицеров и мичманов, а также несколько столовых, в которых питаются матросы. Для купания на судне есть несколько душевых и сауна. Кроме того, в распоряжении экипажа - библиотека, кинозал, и даже сборной бассейн.

Жилые и рабочие помещения судна оборудованы системой кондиционирования. В плане условий обитания экипажа эсминцы данной модели выгодно отличаются от других советских кораблей.

Стандартного запаса провизии достаточно, чтобы судно автономно существовало на протяжении 30 суток.

Вооружение

Зенитно-ракетное вооружение кораблей «Сарыч» включает комплекс М-22 «Ураган», представляющий собой морскую модификацию комплекса «Бук». Боевой корабль имеет две пусковые установки зенитных ракет: первая располагается в надстройке полубака, а вторая - за взлетно-посадочной площадкой. Масса ЗРК «Ураган» составляет 96 тонн. Его боекомплект состоит из 48 управляемых ракет, которые хранятся в погребах. ЗРК «Ураган» может одновременно атаковать до 6 целей на высоте от 10 м до 1 км, на удалении до 25 км.

Начиная с 14-го судна («Безудержный»/«Гремящий») эсминец стали вооружать ЗРК «Ураган-Торнадо». Он может поражать цели, находящиеся на расстоянии до 70 км. Чтобы произвести один запуск ракеты, нужно максимум 12 секунд. Залп из двух ракет поражает самолет с вероятностью 0,81-0,96, а крылатую ракету - с вероятностью 0,43-0,86.

Артиллерийское вооружение эсминца «Сарыч» состоит из двух спаренных установок АК-130 и зенитной артиллерии, которая является в ПВО кораблей последним рубежом. Кроме того, в составе артиллерийского вооружения кораблей работает система управления огнем (СУО) МР-184, состоящая из радиолокационной станции, лазерного дальномера, баллистического вычислителя и тепловизора. Механизированная подача боеприпасов позволяет вести огонь из артустановки с темпом до 90 выстрелов в минуту на расстояние до 24 километров. Каждый ствол имеет боезапас в 500 снарядов, 180 из которых всегда готовы к работе. Установка весит 98 тонн.

В состав скорострельной зенитной артиллерии эскадренных миноносцев входит две батареи автоматических комплексов АК-630М. Они располагаются на бортах судна и отвечают за уничтожение вражеских крылатых ракет на небольшой высоте. Каждая батарея имеет в своем составе две шестиствольные установки с системой управления «Вымпел» и вращающимся блоком стволов. АК-630М производит 4000 выстрелов в минуту и может поражать цели на расстоянии до 4 км.

Главным противокорабельным орудием «Сарыча» является ракетный комплекс «Москит». Начиная с корабля «Беспокойный», вместо него стали устанавливать комплекс «Москит-М». По четыре противокорабельных ракеты размещаются в двух неподвижных пусковых установках. Ракета «Москит» может поражать цели на расстоянии до 140 км, а ее модернизированная версия - на расстоянии до 170 км. Судно может выпустить все 8 ракет (вес каждой равен 300 кг) всего за 30 секунд.

На верхней палубе корабля размещена пара двухтрубных торпедных аппаратов калибром 533 мм. Что касается минного вооружения, то оно представлено парой реактивных минометов модели РБУ-1000, способных атаковать цели на дистанции до километра. В кормовой части «Сарычей» располагаются бомбометы, отвечающие за уничтожение вражеских подводных лодок на небольших глубинах, в непосредственной близости к борту судна. Также на эсминцы могут устанавливаться мины заграждения.

Во временном сдвижном вертолетном ангаре корабля базируется вертолет К-27. Так как площадка для вертолета расположена практически по центру судна, на нее минимально действует килевая качка. Вертолет может использоваться как для борьбы с лодками врага, так и для разведывательных и целеуказательных работ.

Живучесть

Эсминец проекта 956 имеет серьезную систему обеспечения живучести. Потенциально опасные помещения судна (машинное отделение и погреба) ограждены противопожарные отделениями с усиленными стальными стенками.

В качестве средств борьбы с возгоранием на судне оборудованы противопожарная магистраль, система объемного пожаротушения, система пенотушения, а также система водяного орошения переборок и сходов. Кроме того, для защиты погребов есть отдельные системы орошения и затопления.

От водной угрозы судно могут спасти системы осушения, балансировки цистерн и водоотлива. Для защиты от заражения внешней поверхности судна предусмотрена система обмыва.

Броневой противоосколочной защитой обеспечены лишь артиллерийские установки и пусковые устройства ПКР «Москит».

Модификации

В ходе производства серии суден их устройство поддавалось частичной модернизации. С 6-го корпуса (эсминец «Боевой») суда получили РЛС «Фрегат-М2» с двумя плоскими антеннами. Начиная с седьмого корпуса («Стойкий»), корабли оснащались более совершенными котлами КВГ-3. С 14-го корпуса (эсминец «Гремящий», ранее «Ведущий»), начался выпуск версии 956А. Он отличалась зенитной установкой «Ураган-Торнадо», а также новым радиолокационным и навигационным оборудованием.

Название корабля

Год выпуска

«Современный»

«Отчаянный»

«Отличный»

«Осмотрительный»

«Безупречный»

«Боевой»

«Стойкий»

«Окрыленный»

«Бурный»

В ремонте

«Гремящий»

«Быстрый»

В составе КТОФ

«Расторопный»

«Безбоязненный»

В резерве

«Безудержный»(«Гремящий»)

«Беспокойный»

В резерве ДКБФ

«Настойчивый»

В составе ДКБФ

«Адмирал Ушаков»

В составе КСФ

«Внушительный»

Разрезан на металл

«Ханчжоу» («Важный»)

В составе ВМС Китая

«Фучжоу»
(«Вдумчивый»)

«Тайчжоу»(«Внушительный»)

«Нинбо» («Вечный»)

Модели проекта 956

Кратко познакомиться с хронологией создания эсминцев проекта 956 и их теперешним статусом поможет приведенная выше таблица.

Эсминец «Бурный» (1901) перед отправкой в Порт-Артур. Октябрь 1902 года.

Эскадренный миноносец (сокр. эсминец ) - класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей , предназначенных для борьбы с подводными лодками , летательными аппаратами (в том числе ракетами) и кораблями противника, а также для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем. Эскадренные миноносцы могут также использоваться для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений .

Происхождение названия

Русское название «миноносец» происходит от того, что в дореволюционной России торпеды назывались «самодвижущимися минами». Обозначение же «эскадренный» указывает на способность кораблей этого класса действовать в составе эскадры в океанской и морской зоне. Это название пришло в русский язык из французской терминологии конца XIX - начала XX века (torpilleur d’escadre) . За границей же, включая современный французский язык, наибольшее распространение получили кальки с английского названия англ. Destroyer («истребитель») - фр. destroyer , нем. Zerstörer , польск. niszczyciel , и так далее. Этот термин, в свою очередь, изначально являлся сокращением от Torpedo boat destroyer - «истребитель миноносцев», что связано с тем, что первоначальным назначением кораблей этого класса считался перехват приближающихся к эскадре тяжёлых кораблей вражеских миноносцев и их уничтожение артиллерийским огнём (против небольшого корабля, движущегося со скоростью 30 и более узлов, торпеды тех лет не были эффективным оружием). В русском флоте времён русско-японской войны эти корабли также называли «истребителями». В отличие от эскадренных миноносцев, «обычные» миноносцы оставались классом лёгких кораблей, не имеющих мощного артиллерийского вооружения, часто со сравнительно низкими мореходностью и автономностью.

Первая в мире успешная атака двумя торпедами была осуществлена 14 января 1878 года во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов минными катерами «Чесма» и «Синоп»; в ходе неё был потоплен сторожевой турецкий пароход «Интибах» .

Под впечатлением, с одной стороны успешных действий русских минных катеров в действиях против турецких кораблей, а с другой - быстрого роста возможностей торпедного оружия, родилась концепция «миноносного флота». Её автором стал французский адмирал Обэ, морской министр и глава так называемой «молодой школы » теоретиков морской войны. Согласно этой концепции, для обороны прибрежных вод необходимо иметь не броненосцы и канонерские лодки, а множество малых быстроходных миноносок. Атакуя одновременно с разных направлений, они пустят ко дну любую эскадру, состоящую из тихоходных и неповоротливых броненосных кораблей. Доктрина «молодой школы» быстро приобрела много сторонников, как во Франции, так и за её пределами, так как она позволяла отказаться от дорогостоящего строительства броненосного флота в пользу гораздо более дешёвого «москитного флота» .

Хотя маленькие, с небольшим запасом хода миноносцы могли быть легко уничтожены в дневное время задолго до того, как они приблизились бы на дистанцию эффективной торпедной атаки, ночью они могли проводить успешные торпедные атаки судов противника, либо действовать в составе флота больших кораблей, пока этот флот находился вблизи своей базы. Это привело к необходимости установки большого количества «противоминных» малокалиберных артиллерийских орудий на больших кораблях. Десятилетие 1880-х годов было отмечено своеобразным «миноносным» бумом: флота Великобритании, Франции, России, Австро-Венгрии, Италии, Германии и США, а также флота малых стран Европы (Дании, Швеции и др.) начали активно пополняться сериями кораблей нового класса. К 1 января 1886 года в тройку лидеров по числу миноносцев, находящихся в составе их флотов, входили Великобритания (129 миноносцев, в том числе 26 мореходных), Россия (119 миноносцев, в том числе 6 мореходных) и Франция (77 миноносцев, в том числе 23 мореходных) .

Возникновение класса эскадренных миноносцев

Морские страны осознали необходимость борьбы с этой опасностью и приступили к созданию класса кораблей, предназначенных для уничтожения миноносцев и более мелких торпедных судов - минных катеров и миноносок . Эти корабли должны были стать такими же быстрыми, как миноносцы, и иметь в составе вооружения помимо торпед ещё и артиллерию; они должны были создавать заслон на некотором удалении от сил основного флота и не допускать миноносцы на дистанцию атаки. Однако уже в те времена было понятно, что у этой концепции есть свои проблемы. Хотя такие корабли и могли уничтожать миноносцы, сами они, действуя вдали от своего флота, были практически беззащитны против крупных боевых кораблей. Другой проблемой было то, что из-за малого водоизмещения миноносцы имели небольшой запас хода. «Истребители миноносцев» же, предназначенные для защиты основного флота, должны были иметь такой же запас хода, как у других кораблей флота, поэтому они обычно имели намного большее водоизмещение, чем катера и миноносцы, которым они должны были противостоять.

Прототипы «истребителей миноносцев»

Английский таранный миноносец HMS Polyphemus (1881).

Почти сразу после японского заказа в конце 1885 года британская фирма J&G Thompson по заказу Испании начала строительство корабля для борьбы с миноносцами, который получил имя «Деструктор ». Он был спущен на воду в 1886 году и вступил в строй в , однако по различным причинам до 1892 года оставался собственностью фирмы, после чего был передан заказчику. При водоизмещении 386 т и скорости 22,7 узлов он был вооружён одним 65-мм (по другим данным - 90-мм) орудием, четырьмя 57-мм и двумя 47-мм скорострельными пушками, а также пятью 381-мм торпедными аппаратами ; по традиции «Деструктор» имел съёмную трёхмачтовую парусную оснастку. В испанском флоте «Деструктор» классифицировался как торпедная канонерская лодка .

Первые эскадренные миноносцы

Достигнутые в начале 1890-х годов значительные успехи французских миноносцев, с которыми в ходе путешествия по Франции и посещения французских верфей удалось ознакомиться известному английскому кораблестроителю Альфреду Ярроу , заставили последнего обратиться в начале 1892 года к молодому, занявшему 1 февраля 1892 года пост Третьего лорда Адмиралтейства - Контролёра флота, контр-адмиралу Джону Фишеру с проектом «суперминоносца», который должен был затмить быстроходные французские корабли данного класса. Инициатива Ярроу была поддержана Фишером. На вопрос Ярроу, как будут называться новые корабли, Третий лорд Адмиралтейства ответил: «Мы назовём их истребителями (англ. destroyers ), так как их задача - уничтожать французские миноносцы» . В документах корабли нового класса первоначально именовались «истребители миноносцев» (англ. torpedoboats destroyers ), но позднее их стали называть просто «истребителями» .

Английский миноносец HMS Daring (1893).

Первыми кораблями, названными «истребителями миноносцев», стали шесть кораблей так называемого «26-узлового » типа, построенные для английского флота в 1892 году , и спущенные на воду в 1893 году . Их строили (парами) три частные фирмы («Ярроу», «Торникрофт» и «Лэрд»): заказ на первые два (HMS Daring и HMS Decoy ) был выдан 27 июня 1892 года, на следующие 2 (HMS Havock и HMS Hornet ) - 2 июля , а на последние 2 (HMS Farret и HMS Linx ) - 6 января 1893 года . Несмотря на имевшиеся внешние различия, они оказались очень схожи между собой. Они имели полное водоизмещение около 270-280 т, скорость 26 узлов , вооружены 1 12-фунтовым (76-мм) орудием, 3 6-фунтовыми (57-мм) орудиями, и 3 457-мм торпедными аппаратами. Из-за опасения перегрузки их не рассматривали как корабли, имевшие назначение быть одновременно и «истребителями» и «торпедоносцами»: в зависимости от обстановки они должны были решать либо ту, либо иную задачу, для чего эти экспериментальные «истребители» и проектировались под сменное вооружение . В период проведения испытаний и при дальнейшей эксплуатации было установлено, что одновременная установка артиллерии и торпедных аппаратов нисколько не уменьшает их скорости и маневренных качеств .

Экспериментальные «истребители миноносцев» 26-узлового типа на десятилетие вперёд определили особенности внешнего облика британских кораблей этого класса: гладкопалубный корпус , покрытие носовой части корпуса карапасом («черепашьим панцирем»), за которым располагалась боевая рубка с установленной над ней платформой 76-мм орудия; по бокам от рубки располагались ограждения-волноломы, защищавшие 57-мм орудия .

Эскадренные миноносцы 1894-1905 годов

Американский эсминец USS Bainbridge (DD-1).

Развитие эсминцев в начале XX века

Рост численности эскадренных миноносцев в 1892-1918 годах
Дата
1892 год 1900 год 1904 год 1914 год 1918 год
Великобритания 0 75 131 243 433
Франция 0 2 31 н/д н/д
Германия 0 1 47 210 311
Россия 0 1 60 75 105
Италия 0 н/д 15 н/д н/д
Япония н/д 8 19 н/д н/д
США н/д 16 н/д н/д н/д

Теоретические рассуждения о боевом применении эсминцев

Первоначальное назначение эсминцев - борьба с миноносцами, но вскоре в ВМС разных стран осознали, что быстроходные эсминцы можно использовать более гибко. Английский вице-адмирал сэр Балдуин Уокер так описывал роль эсминцев в Королевском Военно-морском Флоте:

  • Защита флота от вражеских торпедных кораблей
  • Разведка вражеских берегов перед приближением своего флота
  • Наблюдение за вражескими портами с целью беспокойства их торпедных кораблей и предотвращения их возвращения в порт.
  • Атака вражеского флота.

Русско-японская война

Первый значительный боевой эпизод с участием эскадренных миноносцев (по японской классификации - «истребитель» или «миноносец», по русской - «миноносец» ) произошёл во время Русско-японской войны . В ночь с на 27 января 1904 года 10 японскими эсминцами была произведена ночная торпедная атака кораблей русской эскадры, стоявшей на якоре на рейде Порт-Артура . Всего за час было выпущено 16 торпед , 3 из которых достигли цели и повредили русские броненосцы «Цесаревич» , «Ретвизан» и крейсер «Паллада» .

Во время войны эсминцы получили новое назначение - защищать флот от подводных атак. Подводные лодки , активно использовавшиеся во время войны, могли скрытно приблизиться и торпедировать надводные корабли. Эсминцы первой мировой имели достаточную скорость и вооружение, чтобы атаковать подлодки до того, как они погрузятся - либо артиллерийским огнём, либо тараном. Так как эсминцы имели достаточно малую осадкуя и большую скорость, торпедировать их было сложно, торпеды чаще всего проходили мимо либо под килем корабля.

Желание атаковать подлодки в подводном положении привело к быстрым изменениям в конструкции эсминцев, их корпуса стали усиливать для таранов, оборудовать глубинными бомбами и гидрофонами для обнаружения подводных целей. Первым случаем атаки подлодки эсминцем был таран немецкой подлодки U.19 английским эсминцем «Бэджер» (англ. Badger ) 29 октября г. U.19 была только повреждена, но в следующем месяце эсминец «Гэрри» (англ. Garry ) успешно потопил лодку U.18 . Первый случай уничтожения подлодки глубинной бомбой был 4 декабря г., когда UC.19 была потоплена эсминцем «Ллевеллин» (англ. Llewellyn ).

Английский HMS Swift (1907) - первый «лидер эсминцев» или «суперэсминец».

Подводная угроза привела к тому, что многие эсминцы были направлены на охоту за подлодками; после того, как Германия летом г. приняла решение о неограниченной подводной войне, эсминцы стали назначать в конвои торговых судов. После вступления Америки в войну, американские эсминцы присоединились к военным действиям. В Средиземноморье на стороне Антанты действовал даже дивизион японских эсминцев. Конвойная служба оказалась не менее опасной, чем боевая: из общих потерь британских эсминцев (было потеряно 67 эсминцев и 3 лидера ), 18 были потеряны от столкновений и 12 затонули.

В годы войны Германский флот по различным причинам потерял 68 эсминцев и миноносцев .

К концу войны высшим достижением в строительстве эсминцев считался британский тип W.

В середине Первой мировой в Великобритании появился новый подкласс эсминцев - «лидер эсминцев », большего водоизмещения, с более высокой скоростью хода и с более сильным артиллерийским вооружением, чем у обычных эсминцев. Корабль предназначался для артиллерийской поддержки, вывода в атаку эсминцев, борьбы с эсминцами противника, управления группами эскадренных миноносцев и мог выполнять роль разведчика при эскадре крупных кораблей.

Межвоенный период

В послевоенное время продолжилась наметившаяся тенденция к увеличению размеров эсминцев и улучшению их вооружения. Во время войны был упущен ряд возможностей атаковать корабли вражеского флота из-за того, что все торпеды выпускались в первом залпе. В английских эсминцах типов V и W в конце войны пытались решить эту проблему установкой 6 торпедных труб в двух строенных аппаратах, вместо 4-х или 2-х труб в ранних моделях. Это стало стандартом для эсминцев начала 1920-х гг.

Следующей крупным нововведением в строительстве эсминцев стали японские корабли типа «Фубуки» (яп. 吹雪 ). Головной корабль был спроектирован в и передан флоту в г. Их вооружение включало в себя 6 мощных пятидюймовых орудий и 3 трёхтрубных торпедных аппарата. Вторая группа кораблей этого типа получила орудия с бо́льшим углом возвышения для использования в качестве зенитных и 610-мм кислородными торпедами типа 93 (американское обозначение «Лонг Лэнс» англ. Long Lance - «Длинное копье»). В более поздних эсминцах типа «Ариаки» 1931 г. японцы ещё более улучшили своё торпедное оружие путем размещения запасных торпед в надстройке, тем ускорив перезарядку торпедных аппаратов до 15 минут.

Остальные морские страны начали строительство подобных больших эсминцев. Американский эсминец проекта «Портер» позаимствовал спаренные пятидюймовые орудия, а в эсминцах проектов «Мэхен» (англ. Mahan ) и «Гридли» (англ. Gridley ) (1934 г.) увеличили количество торпедных труб соответственно до 12 и до 16.

Из средств обнаружения подводных лодок имелся сонар , или «Асдик» (англ. ASDIC ) . Оружие для борьбы с подлодками со времени Первой мировой изменилось незначительно, носовые бомбометы, нужду в которых показала Вторая мировая война, не развивались.

Вторая мировая война

Эсминцы были наиболее массовыми надводными кораблями Второй мировой и участвовали практически во всех значительных морских сражениях на всех морских театрах военных действий, оказавшись в положении «расходного материала» флота. Некоторое представление о интенсивности их использования может дать статистика потерь: английский флот из 389 участвовавших в войне эсминцев потерял 144, немецкий из 21 имевшегося к началу войны и 19 построенных во время войны потерял 25, Япония из 168 эсминцев потеряла 132, США потеряли около 80 эсминцев, СССР потерял 34 эсминца . Некоторые (в частности, германские) эсминцы этого периода даже не имели собственных названий, только бортовые номера.

Послевоенное время

В конце 1940-х - начале 1950-х гг., на основе опыта войны, был построен ряд эсминцев с традиционным вооружением. Они были значительно большими по размеру, чем корабли времён 2-ой мировой, вооружены полностью автоматизированными орудиями главного калибра, радаром, сонаром, а также оружием для борьбы с подводными лодками, таким как бомбомёты БМБ-1 в СССР и Squid на Западе. К этим проектам относятся советские эсминцы проектов 30-бис («Скорый») и («Котлин»), английские проекта «Дэринг» (англ. Daring ), американские проекта «Форрест Шерман » (англ. Forrest Sherman ).

Эскадренный миноносец – класс многоцелевых быстроходных кораблей, предназначенных для борьбы с воздушными, надводными и подводными силами противника. В задачи эсминцев входит эскортирование морских конвоев и соединений боевых кораблей, несение дозорной службы, прикрытие и огневая поддержка морских десантов, наблюдение и разведка, постановка минных заграждений, поисково-спасательные и специальные операции. В XXI веке к «традиционным» миссиям эскадренных миноносцев добавились специфические задания: нанесение ударов по целям в глубине континента с применением высокоточного , ПРО в стратегическом масштабе (Theater Air Defence) и уничтожение объектов на низкой околоземной орбите.


Иногда их презрительно называют «жестянками». Казалось бы, обидное сравнение, но британские моряки, наоборот, гордятся уничижительным прозвищем своих кораблей: ведь «can» (жестянка) звучит для британского уха как «может»! А может эсминец немало…

Маленькие отважные кораблики сражались наравне с линкорами и авианосцами, стойко перенося повреждения от вражеского огня. Пылали отсеки, и разрушался набор корпуса, в бушующем пламени корчилась палуба – но сверкали выстрелы уцелевших орудий, без устали трещали зенитки и с глухим грохотом вонзались в воду торпеды. Эсминец шел в свою последнюю атаку. А когда получал смертельную рану – скрывался в морской пене, так и не спустив флага перед лицом врага.

Памятник миноносцу "Стерегущий" в Санкт-Петербурге. Второй памятник экипажу "Стерегущего" был установлен в Японии - противник проникся уважением к русским морякам

Подвиг миноносца «Стерегущий», который в одиночку принял бой с японской эскадрой у стен Порт-Артура. Когда в живых осталось четверо моряков из 50 человек экипажа, герои последним усилием затопили свой корабль.

Эсминец «Джонстон», который спас американские авианосцы в заливе Лейте. Антенна радара болталась среди снастей, все палубы были засыпаны обломками и разорванными телами моряков. Нарастал крен. Но «Джонстон» упрямо полз вперед, закрывая спасительной пеленой дыма авианосные корабли. До тех пор, пока очередной японский снаряд не выпотрошил машинное отделение эсминца.

Легендарный советский эсминец «Гремящий», героические корабли «Джонстон», «Хоул» и «Самуэл Б. Робертс» … тонущий израильский эсминец «Эйлат» … британский эсминец «Ковентри», отбивающийся от наседающих самолетов ВВС Аргентины … запускающий десятки «Томагавков» эсминец ВМС США типа «Орли Берк»…

Удивительно, но в каждом случае речь идет о совершенно непохожих кораблях – различных по размерам, характеристикам и назначению. И дело совсем не в пресловутой разнице в возрасте – даже эсминцы-ровесники зачастую имеют настолько крупные отличия, что, де-факто относятся к разным классам.

Представление об эсминце, как о «маленьком универсальном корабле» не соответствует действительности. Реальная жизнь далека от каких-либо стереотипов – каждый боевой корабль строится под конкретную задачу; для действий в заранее оговоренных условиях (в прибрежной зоне, в открытых морских районах, в условиях возможного применения ядерного оружия и т.д.); против заранее известного противника (США и Япония подозревали о предстоящей войне на Тихом океане еще с начала ХХ века). Немаловажным фактором являются финансовый потенциал отдельно взятого государства, уровень развития его науки и возможности его промышленности. Все это однозначно задает облик будущего корабля и влияет на определение круга его приоритетных задач.

Предлагаю читателям проверить, какие корабли скрываются за банальной фразой «эсминец» и какие неожиданные решения порой предлагают кораблестроители.

В первую очередь, обязательно отметим, что эскадренные миноносцы бывают «настоящими» и «фальшивыми» . О настоящих эсминцах речь пойдет ниже. Что же касается «фальшивых», то это, чаще всего, скромные корабли, которые по своим размерам и боевым возможностям не соответствуют ни одному из требований, предъявляемых к эсминцам их поколения. В лучшем случае, это фрегаты. В худшем – что угодно, вплоть до ракетного катера.
Тем не менее, легким росчерком пера, и всем врагам назло, они зачислены в почетную касту эсминцев. Типичная пропаганда и стремление казаться лучше, чем есть на самом деле.

«Дешевые понты» обычно заканчивается плачевно – встретив сколь-нибудь серьезного противника, «лже-эсминец» выпускает пар из пробитых бортов и гордо погружается на морское дно.

Знаменитые примеры:

Печально известный эсминец «Эйлат», потопленный египетскими ракетными катерами в октябре 1967 года. Он же - бывший британский эсминец HMS Zealous, спущенный на воду в 1944 году. Справедливо признать, что к моменту вступления в строй, HMS Zealous смотрелся уныло на фоне своих ровесников – американских, японских или немецких эсминцев. Невзрачный, морально устаревший корабль, всего 2000 тонн водоизмещения – маловато для эсминца даже по меркам Второй мировой.


INS Eilat


А вот другие «аутсайдеры» - британские эсминцы типа 42 (более известные, как «Шеффилд»). К концу 1970-х годов деградация флота Её Величества достигла таких размахов, что в эсминцы пришлось зачислить эти несчастные лоханки водоизмещением 4500 тонн – для сравнения, американские и советские эсминцы тех лет были в два раза крупнее, а по боевым возможностям вообще превосходили «Шеффилды» на порядок.
Последствия не заставили себя долго ждать – в ходе Фолклендской войны 1982 года британские реплики боевых кораблей были избиты обычными бомбами с дозвуковых реактивных штурмовиков. Звонкая пощечина флоту Её Величества.
(впрочем, британцы сделали из этой определенные выводы – 2-я и 3-я модификации «Шеффилдов» получились гораздо лучше)


HMS Sheffield после пожара на борту, вызванного попаданием неразорвавшейся ракеты


Теперь, исключив из рассмотрения «фальшивки», перейдем к настоящим эсминцам – замечательным боевым системам, ставшим «грозой морей».

Первый подвид эскадренных миноносцев – эсминцы ПВО.

Название говорит само за себя, корабли ориентированы на борьбу с воздушными целями и, нужно признать, усилия конструкторов не пропали даром. Современные морские ЗРК позволяют контролировать пространство в сотнях километров от борта корабля – при наличии в ордере эсминца ПВО воздушное нападение на эскадру становится крайне рискованной и малоэффективной затеей: даже сверхзвуковая противокорабельная ракета, идущая на предельно малой высоте, не гарантирует прорыв сквозь «несокрушимый щит» эсминца противовоздушной обороны.

Знаменитые примеры:

Идея эсминца ПВО не нова – подобные корабли известны со времен Второй мировой войны. Например, японский эсминец «Акидзуки». Несмотря на серьезное отставание Японии в радиотехнике и системах управления огнем, японцам удалось создать довольно удачный эсминец полным водоизмещением 3700 тонн, ставший одним из лучших эскадренных миноносцев Второй мировой войны. Исключительно мощное зенитное вооружение (не качеством, так количеством – до 60 стволов зенитных орудий всех калибров!) + невероятная автономность по топливу (полного запаса мазута хватало на 8000 миль пути)!


В наше время безусловным фаворитом является британский «Дэринг» (эсминец тип 45). В плане борьбы с воздушными целями «Дэрингу» равных нет. Чего стоит его один супер-радар с активной ФАР или набор зенитных ракет с активной головкой самонаведения, способных достать вражеский самолет ниже радиогоризонта. Красивый, мощный и современный корабль, гордость флота Её Величества.


HMS Dragon (D35) - четвертый посчету эсминец типа 45

Второй подвид – «ударные» эсминцы.

Сюда относятся эсминцы, «заточенные» под уничтожение вражеских кораблей, а также имеющие какие-либо особые способности для огневой поддержки морских десантов или нанесения ракетных и артиллерийских ударов по береговым целям. В наше время их количество стремительно уменьшается – корабли становятся все более универсальными, тем не менее, идея «ударного эсминца» изредка реализуется в виде совершенно фантастических конструкций.

Знаменитые примеры:

Эсминец проекта 956 (шифр «Сарыч»). Ракетно-артиллерийский корабль с автоматическими орудиями калибра 130 мм и сверхзвуковыми ПКР «Москит». Классический ударный эсминец, с ослабленной ПВО и ПЛО.

Второй яркий представитель – китайский эсминец тип 052 «Ланчжоу» (к настоящему времени – морально устаревший). Весьма посредственные возможности в плане противовоздушной и противолодочной обороны, зато на борту «Ланчжоу» целых 16 противокорабельных ракет!


Китайский эсминец Qingdao (DDG-113). Звездно-полосатый флаг - всего лишь жест вежливости во время визита в Перл-Харбор


И конечно же, нельзя обойти вниманием невероятный эсминец «Замволт»! Фантастический стелс-корабль, «серебряная пуля Пентагона» - эйфория вокруг перспективного американского эсминца не стихает уже почти 10 лет. Помимо необычных, футуристических форм, проект привлек к себе внимание общественности необычным составом вооружения – впервые за прошедшие полвека на боевом корабле планируется установить два автоматизированных орудия AGS калибра 155 мм. Скорострельность 10 выстр./мин. Дальность стрельбы высокоточными снарядами – более 100 километров!


Двигаясь вдоль вражеского побережья, невидимый стелс-эсминец будет засыпать порты, прибрежные города и военные базы противника своими шестидюймовыми снарядами. А для «трудных мишеней» на борту «Замволта» предусмотрено 80 УВП для запуска зенитных ракет и крылатых роботов-камикадзе «Томагавк».

Третий подвид – Большие противолодочные корабли или эсминцы ПЛО

В годы Холодной войны угроза от атомных подлодок с баллистическими ракетами была столь велика, что обе сверхдержавы изо всех сил пытались насытить флот противолодочными средствами. Как результат – в составе ВМФ СССР появились БПК – крупные эсминцы с гипертрофированным противолодочным оружием. Чудовищные 700-тонные гидроакустические станции, противолодочные ракетоторпеды, противолодочный вертолет, реактивные бомбометы и противолодочные торпеды – все средства, чтобы обнаружить и уничтожить вражескую ПЛАРБ!


Янки двигались в аналогичном направлении – «иметь противолодочный фрегат или эсминец на каждую советскую ПЛА». Одним из результатов данного подхода стала крупная серия эсминцев типа «Спрюэнс». В рядах ВМС США эти корабли выполняли функцию наших БПК с некоторой поправкой на универсальность вооружения. Примечательной особенностью «Спрюэнсов» было отсутствие ЗРК коллективной обороны – противовоздушная оборона эсминцев была довольно слаба и малоэффективна.
Хороший во всех отношениях корабль стал еще лучше с появлением установок вертикального запуска ракет – шесть десятков «Томагавков» превращали «Спрюэнс» в настоящего разрушителя.

Четвертый подвид - эсминцы-вертолетоносцы

Специфическое изобретение японского гения. Ностальгия по славным временам Перл-Харбора. Конституционный запрет на авианосцы и ударное вооружение. Нешуточная угроза со стороны советского подводного флота.
Все это определило облик японских эсминцев: основное вооружение – вертолеты. От 3 до 11 винтокрылых машин на борту, в зависимости от типа корабля. Впрочем, на борту каждого из японских эсминцев-вертолетоносцев имеется некоторое количество встроенного оружия: от артиллерийских орудий до ЗРК и противолодочных ракетоторпед.


Эсминец-вертолетоносец "Харуна"


Эсминец-вертолетоносец "Хьюга". Размеры аналогичны УДК "Мистраль"

Пятый подвид – универсальные эсминцы

Редкий, но очень классный вид эскадренных миноносцев. Раньше их было много, сейчас остался практически единственный «Орли Берк» и его производные. В этом направлении работает Китай, но пока все его попытки близко не дотягивают до уровня американского Иджис-эсминца.
Создание подобного корабля в наше время требует колоссальных усилий ВПК, высочайший уровень развития науки и гигантских финансовых затрат. Единственные, кому удалось в полной мере реализовать данную идею, стали американцы. В начале 90-х годов ВМС США получили суперкорабль с 96 установками вертикального пуска Mk41 (загружается вся номенклатура ракет, принятых на вооружение ВМС США – ЗУР, ПЛУР, крылатые ракеты «Томагавк», противоспутниковые ЗУР «Стандарт 3» - все, кроме баллистических ракет).


Универсальные УВП Mk41 не имели бы того мистического эффекта без боевой информационно-управляющей системы «Иджис» - радар AN/SPY-1 с четырьмя фазированными антенными решетками. Одновременное сопровождение тысяч воздушных, надводных и подводных целей в радиусе двух сотен миль от корабля. Эффективность и быстрота принятия решений. Специальные режимы работы радара. Обмен данными в режиме реального времени с другими кораблями и самолетами. Вся радиоэлектроника корабля – средства обнаружения, радиосвязь, спутниковая связь, оружие – все системы корабля связаны в единый информационный контур.


Даа… Эсминец «Берк» хорош, хотя и он не лишен недостатков: тонкие жестяные борта и отвратительно низкая живучесть – бич всех современных кораблей. Кроме того, «Берки» первой модификации были совсем не универсальными – приоритетом Иджис-эсминца всегда была ПВО. Все остальные проблемы его не интересовали.
Изначально, на «Берках» даже не предусматривалось постоянное базирование вертолета. Противолодочная оборона отдавалась на откуп более простым кораблям – тем же эсминцам типа «Спрюэнс».

В заключении хочется отметить, что названные пять подвидов эсминцев (от эсминца ПВО до ударного эсминца и эсминца-вертолетоносца) – это далеко не полный список специализаций эскадренных миноносцев.
Например, в годы Второй мировой войны возникла потребность в эскортных эсминцах – специфических кораблях для решения конвойных задач – отсюда необычные требования к их конструкции и составу вооружения.

Кроме того, существовали эсминцы-минные заградители (тип «Роберт Смит»); эсминцы радиолокационного дозора; эсминцы, переоборудованные в противолодочные корабли по программе FRAM… Круг задач эскадренных миноносцев чрезвычайно широк и нет ничего удивительного в том, что для решения какой-либо важной проблемы создаются специализированные конструкции.


Эсминец проекта 956 и американский эсминец типа "Спрюэнс"

Сегодня самым универсальным и распространенным классом боевых кораблей являются эсминцы. Их используют для защиты авианосцев от нападений с воздуха, прикрытия десантных кораблей, уничтожения подводных лодок. На сегодняшний день самый крупный флот эсминцев у Соединенных Штатов Америки, а если учесть темпы строительства судов данного типа в других странах, лидерство США будет продолжаться еще долго. В основе их военно-морских сил стоят эскадренные миноносцы типа Arleigh Burke. В чем же секрет успешности данных судов, и кто является их главными конкурентами?


Эскадренные миноносцы Arleigh Burke относятся к миноносцам с управляемым ракетным четвёртого поколения и по праву считаются лучшими в мире, а по некоторым показателям они превосходят все существующие корабли. Современный американский эсминец может одновременно обнаружить значительное количество целей, а также брать их на сопровождение. При этом для эсминца нет невыполнимых задач.

Основные боевые задачи эскадренных миноносцев «Арли Берк», относятся: защита корабельных ударных и авианосных групп от массированных ракетных атак; противовоздушная оборона (конвоев, флотских соединений или отдельных кораблей) от авиации противника; борьба с подводными лодками и надводными кораблями. Кроме этого они могут привлекаться для обеспечения морской блокады, артиллерийской поддержки десантных операций, слежения за кораблями противника, а также для участия в поисково-спасательных операциях.

Разработка эсминцев Arleigh Burke была начата еще в конце 1970-х годов. Главным требованием, которое предъявили военные к новому судну, была универсальность. Основная задача эскадренных миноносцев это сопровождение авианосцев и новый корабль должен был легко справляться с любыми целями: торпеды, ракеты, береговые установки. У систем обнаружения и управления огнем имелись лишь секунды для принятия решения о применении оружия.

Эсминец «Arleigh Burke» демонстрирует новые подходы судостроения. Одним из самых впечатляющих изменений стало изменение формы корпуса. Традиционно эсминцы были узкими и длинными. Конструкторы данного корабля эту проблему решили по-другому. В корабельной архитектуре «Arleigh Burke» была сохранена одна уникальная величина – соотношение длины и ширины, что означает увеличение остойчивости. Как показывает опыт эксплуатации, новый дизайн имеет ряд преимуществ. При волнении высоте волн до 7 метров «Arleigh Burke» способен сохранять скорость до 25 узлов.

Кроме уникальной формы корпуса американские эскадренные миноносцы получили и другие изменения в корабельной архитектуре. Например, конструкция вновь стала стальной. Дело в том, что во времена Второй мировой войны эсминцы делались из стали, а к 1970-м годам сталь заменил алюминий. Изменение материала было обусловлено утяжелением радаров и других датчиков, размещенных на мачтах. Алюминий является превосходной альтернативой стали, однако он имеет определенные недостатки, среди которых уязвимость к огню. Конструкторы эсминца «Arleigh Burke» приняли решение вернуться к стали, но при этом сохранили многие современные электронные системы. Жизненно важные помещения судов данного класса дополнительно защищены 25-миллиметровыми листами брони и покрыты кевларом.

Дизайн эсминца «Arleigh Burke» по сравнению с его предшественниками более компактный. Их надстройки менее суматошны, более спокойны, чем у прежних конструкций.

Изначально корабли проектировались для защиты американских авианосных группировок от ракетных ударов (в первую очередь от ударов корабельных ракет) которые мог нанести ВМФ СССР. То есть это ракеты, которые базировались на воздушных платформах, ракеты надводных кораблей и ракеты, запускаемые с подводных лодок.

Практически неуязвимым эскадренный эсминец Arleigh Burke делает боевая информационно-управляющая система (БИУС) Иджес. Уникальная информационно-управляющая боевая система эсминца Arleigh Burke может одновременно вести противовоздушную, противолодочную и противокорабельную оборону. Основной элемент БИУС – мощнейшая радиолокационная станция, которая способна автоматически обнаруживать, отслеживать и сопровождать несколько сотен целей одновременно. Ее главной особенностью является то, что она собирает информацию не только от главных антенн, установленных на башнях корабля, но и с гидроакустической станции сканирующей подводное пространство и быстро обнаруживает вражеские подводные лодки.

Данная систем способна обнаруживать воздушно-космические цели на дальностях 380 тыс. м., воздушные и морские цели на дальности 190 тыс. м. Одновременно может отслеживаться до 1000 целей с наведением восемнадцати ракет различного назначения.

Корабли Arleigh Burke оснащены вооружением, которое в мире не имеет аналогов. Сюда относится установка вертикального пуска Mark 41, состоящая из 100 отсеков, в которых хранятся ракеты. Однако главной особенностью данной установки является не количество ракет, а возможность их комбинировать. Например, одновременно могут быть размещены зенитные, противолодочные, крылатые ракеты или торпеды, что позволяет подготовить судно к отражению любой опасности. Боезапас может комбинироваться в зависимости от поставленной задачи. Если на советских кораблях под каждый тип ракет имелись свои отдельные пусковые установки, то на Arleigh Burke для них предусмотрена единая система. Данное техническое решение позволило свести к минимуму количество «мертвого» груза, то есть установок, которые не будут использоваться для конкретной мисси.

Вооружение эсминцев «Арли Бёрк» различных подсерий (Серия I, IΙ и IΙA) достаточно серьезно отличается. Главное оружие всех действующих кораблей данного типа – 2 установки вертикального пуска Mark 41 VLS. Комплект вооружения УВП эсминцев серий I и IΙ:

74 зенитных ракеты RIM-66 SM-2,
8 противолодочных ракет RUM-139 VL-Asroc (многоцелевой вариант).
Кроме этого корабли могли комплектоваться 56 крылатыми ракетами BGM-109 Tomahawk и 34 ракетами RUM-139 VL-Asroc и RIM-66 SM-2 в ударном варианте.

На эсминцах серии IIA число несомых ракет увеличилось до 96. Стандартный комплект вооружения УВП:
8 противолодочных управляемых ракет RUM-139 VL-Asroc,
8 крылатых ракет BGM-109 Tomahawk,
24 ракет RIM-7 Sea Sparrow,
74 ракеты RIM-66 SM-2.

В 2008 году запущенная с американской базы в Аляске ракета SM-3 системы Иджес сбила объект, находящийся в космическом пространстве. В качестве цели послужил падающий военный спутник. Показатели данной ракеты просто фантастически. Конструкторы утверждают, что ракета способна уничтожить цель на расстоянии до 500 км. Данный выстрел произвели с эсминца Лэйк Эрик класса Arleigh Burke. Сегодня практически все корабли данного класса получили на вооружение это мощнейшее оружие. По мнению российских экспертов, данные стрельбы проводились для испытания противоракетной системы.

На борту эскадренных миноносцев класса «Arleigh Burke» кроме пусковых установок устанавливается 127-миллиметровая артиллерийская установка (боекомплект 680 снарядов), 2 шестиствольные 20-миллиметровые зенитно-артиллерийские установки «Phalanx» и 4 пулемета системы «Browning» калибра 12,7 миллиметров. На борту кроме палубного вооружения могут размещаться 2 вертолета SH-60B «Seahawk» с комплектами противолодочного и противокорабельного вооружения, расширяющий радиус действия эсминца. Использование вертолетов позволяет обнаруживать и атаковать цели за десятки километров. Данный арсенал дает возможность кораблям не только защитить эскадру, но и наносить высокоточные удары по противнику. Другими словами «Arleigh Burke» являются не просто тактической, а оперативно-тактической единицей вооружения, то есть они способны поражать цели в глубине противника.

Несомненно, Arleigh Burke является лучшим кораблем данного класса, однако и другие морские государства постоянно улучшают свои эсминцы. Например, в Великобритании имеется эскадренный миноносец Тип 45. По словам его создателей один Тип 45 может заменить по огневым возможностям целый флот эсминцев прошлого поколения. Его новейшее вооружение способно без проблем уничтожить самолет, вертолет, авиационную бомбу или БПЛА. Точность системы наведения настолько велика, что пушка способна сбить летящий теннисный шарик. На данных судах установлена европейская система обнаружения и управления огнем, разработанная совсем недавно.

К основному вооружению данных эсминцев относится зенитно-ракетная установка «PAAMS» с ракетами «Aster-30» и «Aster-15». Также на боевом корабле размещается шесть систем «Sylver» служащих для вертикального пуска каждой установкой восьми ракет «Aster». Кроме этого на эсминце установлено артиллерийское вооружение – одна 114-мм установка, служащая для нанесения ударов по береговым укреплениям и два 30-мм орудия по живой силе.

Самыми мощными ракетами в арсенале эсминца Тип 45 является «Астер-30», однако их максимальная дальность составляет 120 тыс. м. Данные ракеты могут выполнять определенные функции противоракетной обороны, ракет малой дальности, перехвата и подсветки. Конечно сравнивать данное вооружение с вооружением Arleigh Burke нельзя. Британцы проигрывают по всем показателям.

Несмотря на это в Тип 45 имеются свои уникальные особенности. Сюда можно отнести интегрированную энергетическую систему. На корабле установлено две газовых и две дизельных турбины. Двигатель на жидком топливе подает энергию электромоторам вращающим винты. За счет этого была увеличена маневренность корабля и уменьшен расход дизельного топлива. Кроме того четыре турбины способны заменить целую электростанцию.

Технические характеристики «Arleigh Burke»:
Водоизмещение – 9,3 тыс. тонн;
Длина - 155,3 м;
Ширина - 18 м;
Силовая установка – 4 газовые турбины LM2500-30 «General Electric»;
Максимальная скорость хода - 30 узлов;
Дальность плавания на скорости 20 узлов – 4400 миль;
Экипаж - 276 матросов и офицеров;
Вооружение:
Установки вертикального пуска (ракеты SM-3, RIM-66, RUM-139 «VL-Asroc», BGM-109 «Tomahawk»);
Артиллерийская 127-мм установка Mk-45;
Две автоматические 25-мм установкт «Phalanx» CWIS;
Четыре 12,7-мм пулемета «Browning»;
Два трехтрубных торпедных аппарата Mk-46.

Технические характеристики эсминца класса «Type 45»:
Водоизмещение - 7350 тонн;
Длина - 152,4 м;
Ширина - 18 м;
Дальность плавания - 7000 миль;
Скорость - 27 узлов;
Экипаж - 190 человек;
Вооружение:
Зенитно-ракетные установки «PAAMS»;
Шесть пусковых установок «Sylver VLS» ;
Ракеты «Aster-30» - 32 шт. «Aster 15» - 16 шт.;
Артиллерийская 114-мм установка;
Две артиллерийские 30-мм установки;
Четыре торпедных аппарата.
Вертолет «EH101 Merlin» - 1.



























В меморандуме британского Адмиралтейства 8 августа 1892 года впервые появилось определение «охотник за торпедами».

Тогда на рубеже веков великие морские державы исходили, прежде всего, из решающего значения линейного флота. Главные сражения на море происходили при участии линкоров, которые составляли ядро флота. В начале 20 века появились торпеды - оружие, которое представляло непосредственную опасность для больших кораблей. Подвижные торпедные катера совершали внезапные атаки, таким образом, торпедные атаки представляли особую опасность для всех линкоров. Небольшие торпедные катера, недорогие в производстве давали возможность флотам небольших морских государств, продемонстрировать свою силу в море. Перспектива использования небольших кораблей против линейного флота стала вполне реальной. Однако при появлении нового вида оружия, почти сразу же возникали средства противодействия. То же самое произошло и с появлением эсминцев.

Появился новый класс кораблей, который превосходил торпедный катер по скорости и вооружению, который мог применяться для защиты тяжелых кораблей. Первоначально предназначавшийся для действий против торпедных катеров новый класс кораблей стал универсальным и многоцелевым, построенный в больших количествах и активно применявшийся входе боевых действий.

Эсминцы использовались на всех театрах военных действий. Новый класс кораблей выполнял намного больше задач, чем любой военный корабль за всю историю войн на море. Он действовал против подводных лодок, охранял конвой, защищал линейные корабли, ставил мины и вел патрулирование в прибрежных водах.

эскадренный миноносец Z1 «Leberecht Maass»

Чтобы получить полное представление о развитии немецких эсминцах в период Первой мировой и до конца Второй мировой войны нужно рассмотреть политическую ситуацию обеспеченную Версальским договором и технические возможности того времени существовавшие в военно-морской стратегии. Условия Версальского договора, установленные победившими державами, требовали, чтобы водоизмещение эсминца не превышало 800 тонн. Таким образом, Германия была лишена возможности создавать эсминцы. После Первой мировой войны немцы почти полностью лишились военно-морского флота. Поначалу ее флот составлял несколько торпедных катеров после военной постройки. Затем были построены торпедные катера нового типа. По вооружению они не могли считаться эсминцами, а также не могли сравниваться с аналогичными образцами других стран.

Германия уже не могла обеспечить защиту своих рубежей, что практически означало отсутствие обороноспособности военно-морского флота. В октябре 1933 года командование флотом приняло решение защитить свои интересы, и издала приказ о постройке эсминцев образца 1932 года. Было решено воспользоваться уже существующими возможностями. Новые эсминцы должны были отличаться остойчивостью и мощной артиллерией, чтобы добиться успешных боевых действий против больших французских и польских эсминцев. На некоторых из них устанавливались орудия калибром 139 мм. Уже в 1934 году инженерам судостроителям была предложена паровая установка высокого давления, которая вполне могла стать основой для нового двигателя. Она обеспечивала значительную экономию веса и пространства по сравнению предыдущими моделями. Это в свою очередь обеспечивало большее бронирование и скорость корабля. Поэтому силовая установка была принята на вооружение почти без полного комплексного испытания, что привело к частым поломкам. Возможности таких эсминцев были сильно ограничены, особенно когда начались военные действия.

эсминец Z3 «Max Schultz»

эсминец Z4 «Richard Beitzen»

7 апреля 1934 года судостроительная верфь в Киле получила заказ на постройку четырех эсминцев проекта 1934 водоизмещением по 2230 тонн, вооружение которых состояло из 127 мм орудия и четырех 37 мм зенитных орудий (Z1 «Leberecht Maass, Z2 «Georg Thiele», Z3 «Max Schultz», Z4 «Richard Beitzen»). Также на корабле устанавливались четыре торпедных аппарата калибром 537 мм. Скорость этих замечательных кораблей достигала 37 узлов. Запас хода 4400 миль при крейсерской скорости в 19 узлов. Все четыре эсминца были спроектированы с прямыми форштевнями.

Вследствие недостаточной остойчивости все четыре эсминца имели этот недостаток, и следующие корабли были доработаны, где был увеличен угол наклона форштевня, а высота борта увеличена. При неизменном водоизмещении улучшились мореходные качества, однако остойчивость по-прежнему оставалась проблемой. По традиции первые образцы военных кораблей получили имена офицеров отличившихся в ходе военных действий. Они погибли в боях с вражескими кораблями.

эсминец Z6 «Theodor Riedel»

С 1937 года были предложены новые проекты эсминцев проекта Mrva, с увеличенным водоизмещением до 3800 тонн. Их планировали вооружить 125 мм орудиями сдвоенных или одиночных установок. В 1938 году появился проект атлантического эсминца водоизмещением 4000 тонн Entwurf вооруженные пятью 125 мм орудиями расположенные в трех башнях. Однако проект так и не был реализован.

эсминец Z43 проекта 1936B

К концу 1939 года была заказана шестая серия эсминцев проекта 1936B (Z35, Z36, Z43-Z45). На них были установлены 127 мм орудия. Увеличение веса, носовой крен и медленный темп стрельбы 155 мм орудий стали причиной этого решения. Эсминцы были вооружены пятью 127 мм орудиями в одиночных установках. Стандартное водоизмещение составило 3519 тонн. Остойчивость и мореходные качества значительно улучшились. Пространство корабля было заполнено более рационально и эскадренные миноносцы могли нести дополнительный запас топлива. Они обладали самой большой дальностью плавания в германском флоте 6200 миль при крейсерской скорости 19 узлов. Они стали наиболее сбалансированными эсминцами, построенными для немецкого флота.

В 1942 году был сделан заказ на седьмую серию эсминцев проекта 1936C (Z46 - Z50). Строительство первых двух кораблей началось в 1943 году, но из-за нехватки рабочей сил работы были приостановлены. Корпусы были разобраны, а следующие даже не были заложены. В 1943 году на верфи DeSchiMAG в Бремене была начата постройка эсминца проекта 1942 с дизельным двигателем, водоизмещением 2041 тонн, и вооруженный четырьмя 127 мм орудиями. Корабль Z51 был спущен на воду в 1944 году, однако он не был закончен. 21 марта 1945 года во время воздушного налета на Бремен эсминец Z51 был сильно поврежден взрывами бомб, поэтому работы пришлось прекратить. Позже была запланирована постройка других эсминцев Z52 - Z56. В 1943 году на верфи DeSchiMAG начали закладку этих новых кораблей проекта 1942A, однако нехватка материала и бомбежки привели к прекращению работ.

В конце войны готовые узлы были пущены на слом. Стандартное водоизмещение этих дизельных эсминцев составило бы 2818 тонн. Запас хода представлялся просто невероятный 16000 миль. Максимальная скорость составила бы 37,5 узлов. Планировалась установка шести 128 мм полуавтоматических многоцелевых орудий расположенных в двух орудийных башнях. Эти Атлантические эсминцы предназначались для действий в составе ударных соединений и стали бы представителями нового поколения кораблей.

Последний проект корабля, разработанный в 1945 году, во многом повторял предшествующие разработки. Корпус был короче, машинное отделение весило меньше, поэтому оставалось около 12 процентов на увеличение мощности орудий. Стандартное водоизмещение составило бы 2700 тонн. В качестве вооружения были приняты абсолютно новые автоматические многоцелевые 128 мм орудия, обеспечивающие более высокий темп стрельбы. На этом полный цикл проектирования и постройки эсминцев для немецкого флота с 1932 по 1945 годы был завершен.

Все построенные эсминцы находились в составе германского флота и выполняли поставленные перед ними задачи по патрулированию районов, обеспечение охранения конвоев и охранение линкоров практически по всей территории Германии и находились в сформированных семи флотилиях эсминцев. В среднем это было шесть кораблей. Часто на морском жаргоне их называли катерами, но это было не верно, так как на военном судне уже находился в составе командного состава старший помощник, а это приравнивалось к кораблю.

В конце Второй мировой войны немецкий флот столкнулся с материально-техническими проблемами. После быстрых испытаний проекты молниеносно меняли друг друга и предназначались для решения самых разных задач. Шестая серия эсминцев Z35, Z36 и Z43 после семи лет разработок привела к созданию самого современного эсминца, который превосходил аналогичные корабли, состоявшие на вооружении флотов других стран. Однако их было слишком мало, а техническое превосходство не обеспечило довоенного господства. Во Второй мировой войне германскому флоту не хватало простого стандартного корабля, который мог бы строиться быстро и не в большом количестве, чтобы выполнять различные задачи эсминца. Американцы и англичане строили простые эсминцы, сделав ставку на количество. В Германии же из-за нехватки материалов технически совершенные корабли выпускались малыми сериями. Попытка свести на «нет» нехватку материалов выпуском эсминцев класса Narvin с вооружением крейсера привела к тому, что перед этими кораблями ставились не адекватные задачи. Действуя против крейсеров немецкие эсминцы, не уступая противнику в артиллерии, не могли сражаться с ними на равных из-за худшей остойчивости.

Немногие немецкие эсминцы, находившиеся в боеспособном состоянии, противостояли противнику превосходившие их в сто раз. Иногда на протяженном театре военных действий находилось лишь три полностью боеспособных эсминца, таким образом невозможно недооценивать роль немецких кораблей этого класса во Второй мировой войне. Недостаток средств приводило к тому, что импровизация оставалась, чуть ли не единственным способом ведения морского боя. Их роль в величайшей спасательной операции в истории человечества никогда не будет забыта.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»