Государственные источники финансирования инновационных проектов. Васильева Е.А

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Мировая практика инвестиционной деятельности показывает, что одним из самых эффективных механизмов финансирования, является финансирование инвестиционных и научно-технических проектов. Это направление особенно актуально для стран и регионов, которые нуждаются в расширении, модернизации и обновления производства, в частности, капиталоемких отраслей, а также науч-вместительных производств.

Если 10-15 лет назад в мировой экономике значительную роль играли строительные инвестиционные проекты, то за последнее десятилетие преобладают проекты реконструкции, модернизации и обновления производства. Речь идет о значительной реструктуризации и обновления модели экономического роста во многих странах мира. Это требует ориентации инвестиций на структурно-организационные, социотехнические и инновационные преобразования.

Понятие "инновационный проект" может рассматриваться как:

o форма целевого управления инновационной деятельностью;

o процесс осуществления инноваций;

o комплект документов.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Как процесс осуществления инноваций инновационный проект - это совокупность выполненных в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям.

В то же время инновационный проект, как правило, представляется как комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, которая необходима для реализации целей проекта (на Западе для обозначения этого аспекта проекта используется термин "design").

Обобщая все названные аспекты, инновационный проект можно определить как систему взаимосвязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, в соответствии организованных, оформленных комплектом проектной документации и таких, которые обеспечивают эффективное решение конкретного научно-технического задания (проблемы), выраженного в количественных показателях, и ведут к реализации конкретной инновации.

К основным элементам инновационного проекта относятся:

o однозначно сформулированы цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;

o комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;

o процедура организации выполнения проектных мероприятий, т.е. увязки их с ресурсами и исполнителями для достижения целей проекта в ограниченный период и в рамках заданной стоимости и качества;

o основные показатели проекта (от целевых - по проекту в целом, к частичным - по отдельным заданиям, темам, этапам, мерами, исполнителями), в том числе показатели, характеризующие эффективность проекта.

Инновационные проекты могут формироваться как в составе научно-технических программ, реализующих задачи отдельных направлений (задач, разделов) программы, так и самостоятельно, решая конкретную проблему на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Формирование инновационных проектов для решения важнейших научно-технических проблем (задач) обеспечивает:

o комплексный, системный подход к решению конкретной задачи (цели научно-технического развития);

o количественную конкретизацию целей научно-технического развития и строгое отражение конечных целей и результатов проекта в управлении инновациями;

o непрерывное сквозное управление процессами создания, освоения, производства и потребления инноваций;

o обоснованный выбор способов наиболее эффективной реализации целей проекта;

o сбалансированность ресурсов, необходимых для реализации инновационного проекта;

o межведомственную координацию и эффективное управление сложным комплексом работ по проекту.

Реализация замысла инновационного проекта обеспечивается участниками проекта. В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Вместе с тем все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта:

Заказчик - будущий владелец и пользователь результатам проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое, так и юридическое лица.

Инвестор - физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта.

Инвесторами в Украине могут быть:

o органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом;

o организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;

o международные организации, иностранные юридические лица;

o физические лица - граждане Украины, иностранные граждане.

Проектировщик - специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственным за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, названная генеральным проектировщиком. За рубежом ее чаще всего представляют архитектор или инженер. Архитектор - это лицо или организация, имеющие право профессионально, на основе соответственно оформленной лицензии, выполнять работу по формированию проектно-сметной документации. Инженер - это лицо или организация, имеющая лицензию на занятие инжинирингом, т.е. комплексом услуг, связанных с процессом производства и реализации продукции проекта.

Поставщик - организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки сырья и материалов).

Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) - юридические лица, несущие ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом.

Научно-технические советы (НТС) - ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий, необходимых для достижения проектных целей. НТР организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

Руководитель проекта (в западной терминологии - проект-менеджер) - юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планирование, контроль и координация работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком.

Команда проекта - специальная организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта.

Сегодня проектное финансирование насчитывает множество разновидностей. Источниками кредитов в проектном финансировании могут выступать инвестиционные и инновационные фонды, специализированные финансовые компании, международные финансовые организации, страховые и лизинговые компании и др. Однако основным источником кредитов являются коммерческие банки, в частности, специализированные инвестиционные и инновационные банки.

Проектное финансирование убедительно демонстрирует три основных принципиальные положения по организации и финансирования инновационной деятельности.

Первое - на примере индустриально развитых стран видно, что основную массу инновационных процессов можно реализовать силами частных компаний разного уровня и масштаба. Безусловно, инновационные процессы здесь выступают не самоцелью, а как средство достижения предпринимательского успеха. Инновационный бизнес в различных организационных рамках становится посредником между академической, чистой, наукой и интересами частного капитала, так как инновационный процесс рассматривается как доходный.

Второе - государственная инновационная политика может проявляться не только в прямом воздействии на инновационный процесс, но и в создании благоприятного экономического климата для инноваций вместе с возможными финансовыми, законодательными, налоговыми, социальными и другими методами непрямой государственной поддержки инноваций. Государство при современном состоянии украинской экономики не может обеспечить полную гамму мер поддержки развития инновационного бизнеса.

Третье - гибкость, многовариантность и альтернативность инновационной деятельности как нельзя лучше способствует возникновению различных форм сотрудничества государственного и частного предпринимательства, частных и иностранных инвесторов. Более широкая практика проектного финансирования и развитие инновационной деятельности могут найти достойное место в том случае, когда государство выступает гарантом политических, макроеко-ских и крупных экологических рисков.

Если венчурный капитал может быть использован для организации финансирования научной деятельности на любом этапе, то организатор проектного финансирования не может пойти на такой риск. Поэтому в случае проектного финансирования единственным источником возврата кредита станет поступления средств от реализации проекта в рыночных условиях.

Существенная разница между инновационным венчурным бизнесом и проектным финансированием заключается в том, что проектное финансирование применяется в отношении продуктов, на которые уже сформирован коммерческий спрос.

Поэтому в мировой практике под проектным финансированием часто понимают такой тип организации финансирования, когда доходы, полученные от реализации проекта, является единственным источником погашения долговых обязательств. Однако в разных странах термин "проектное финансирование" трактуется по-разному.

В США проектное финансирование - это организация финансирования, когда значительная часть инвестиционных проектов обеспечивается средствами за счет собственных капиталов основателей, а единственным источником погашения долговых обязательств являются доходы от реализации проекта.

В Европе этот термин применяется к различным вариантам и способов предоставления необходимых финансовых ресурсов для осуществления проектов. В последнее время термин "проектное финансирование" используется в систему финансовых и коммерческих операций, основанных как на банковских кредитах, так и на опосредованной бюджетной поддержке, поддержке различных государственных организаций, инвестиционных фондов, страховых компаний и других заинтересованных инвесторов.

Основными требованиями к организации проектного финансирования являются:

o почтенный состав учредителей и их партнеров;

o квалифицированный анализ проекта;

o компетентно составленное технико-экономическое обоснование;

o предварительное согласие банка;

o достаточное капитализация проекта;

o технико-технологические возможности проекта;

o высокие эксплуатационные характеристики.

Особую роль в организации проектного финансирования играет получения гарантий от государственных органов или международных организаций. Однако к проектному финансированию, как правило, допускаются такие объекты, которые могут генерировать стабильный поток средств, а их активы служат надежным вторичным источником погашения долга.

Важным принципом расширения возможностей проектного финансирования является диверсификация проектных рисков, которая позволяет структурировать большинство проектов таким образом, чтобы риски распределялись между организаторами, кредиторами и гарантами проекта.

Значительная часть расходов на инвестиционные проекты имеет финансироваться за собственные средства заказчиков. Такая практика соответствует общепринятому в мире подходу к финансированию новых проектов, когда большинство затрат и рисков возлагается на заказчиков проекта, поскольку акционеры имеют возможность впоследствии получить большие прибыли, тогда как кредиторы могут рассчитывать только на своевременный возврат кредитов и процентов.

Существует несколько основных принципов проектного финансирования.

1. Финансирование, основанное только на привлекательности проекта без учета платежеспособности его участников, их гарантий и гарантий третьих лиц по погашению кредита.

2. Финансирование, при котором источником погашения задолженности становятся денежные потоки, которые генерируются в процессе реализации проекта.

3. Финансирование, обеспеченное экономической и технической жизнеспособностью самих участников проекта.

4. Финансирование, обеспеченное экономической и технической жизнеспособностью самого предприятия.

Итак, проектное финансирование в основном характеризуется особым способом обеспечения, в основе которого лежит подтверждение реальности получения сторонами, которые принимают участие в его реализации (подрядные органы, поставщики сырья, потребители конечной продукции), запланированных потоков средств (доходов).

Если основным инвестором инновационного проекта становится банк, то могут использоваться три основные формы проектного финансирования:

1. Без всякого регресса на заемщика. Банк-кредитор берет на себя весь риск, связанный с реализацией проекта, и оценивает только потоки средств, генерируемых проектом и направляются на погашение кредитов.

2. Без регресса на заемщика в период, следующего за вводом проекта в эксплуатацию. Подрядчики гарантируют освоения капиталовложений, ввод объекта кредитования в эксплуатацию, соблюдение сметной стоимости и при определенных условиях берут на себя возмещение убытков, связанных с задержкой ввода объекта в эксплуатацию.

3. С полным регрессом на заемщика. Кредитор в таком случае не берет на себя никаких рисков, связанных с проектом, ограничивая свое участие предоставлением средств под гарантии организаторов проекта или третьих лиц.

Наиболее распространенной формой проектного финансирования является финансирование с полным регрессом на заемщика, поскольку обеспечивает быстрое получение необходимых инвестору средств, а также дешевле кредит. В зарубежной практике эта форма используется для предоставления средств для финансирования проектов, связанных с государственным заказом, бездохидних проектов, когда кредиты будут погашаться за счет других доходов заемщика, для предоставления экспортного кредита для кредитования мелких проектов, которые чувствительны даже к небольшому непредвиденного увеличения сметных расходов.

Значительно реже встречается на практике проектное финансирование без регресса на заемщика. При такой операции кредитор не имеет никаких гарантий и берет на себя почти все риски, связанные с реализацией проекта. Финансирование по такой схеме является очень дорогим для заемщика, так как при большой риск кредитор хочет получить и большую компенсацию. По такому типу финансируются только высокорентабельные проекты, как правило, предусматривающие выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Распространенным является проектное финансирование с ограниченным регрессом на заемщика. Здесь все риски, связанные с реализацией проекта, распределяются между сторонами так, что каждый берет на себя те риски, которые зависят от него. В результате разумного распределения рисков уменьшается цена финансирования.

Для минимизации проектных рисков и оптимизации параметров успешности проекта широко используется портфельный подход.

Портфель инноваций должен содержать различные проекты, большие и небольшие, близкие и дальние по срокам, различные по назначению и принципам реализации. Это необходимо для оптимального внедрения инноваций с одновременной высокой результативностью финансово-экономических показателей, а также для успешной стратегии конкуренции фирмы. Состав портфеля должен часто проверяться и обновляться. Окончательный успех любого проекта зависит не столько от его объемов, сколько от квалификации инновационного и финансового менеджера по планированию и управлению портфелем проектов.

Следует отметить, что анализ и отбор инновационных проектов осуществляется на основе совокупности методов и средств, которые позволяют прогнозировать расходы для всех стадиях жизненного цикла нововведений с учетом различных технических решений и финансово-экономических факторов.

Финансирование инновационных проектов

Обеспеченность инновационного проекта финансовыми ресурсами на всех стадиях жизненного цикла способствует снижению риска отторжения инновации рынком и увеличивает ее эффективность.

Развитие инновационной деятельности как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных структур и государства в целом предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования. Только в этом случае могут быть созданы необходимые условия для накопления и маневра финансовыми средствами и возможность их концентрации на ключевых инновационных проектах. Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности. В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Инвесторами для компании, осуществляющей инновационный проект, могут стать предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.

Источники финансирования инновационных проектов на уровне компании делятся на:

· собственные средства предприятия (реинвестируемая часть прибыли, амортизационные отчисления, страховые суммы по возмещению убытков, средства от реализации нематериальных активов);

· привлеченные средства (выпуск акций и других ценных бумаг, взносы, пожертвования, средства, предоставляемые на безвозвратной основе);

· заемные средства (бюджетные, коммерческие, банковские кредиты).

Существуют следующие формы финансирования инновационной деятельности:

· Государственное финансирование.

· Акционерное финансирование.

· Банковские кредиты.

· Венчурное финансирование.

· Лизинг.

· Бизнес-ангелы

· Смешанное финансирование.

· Краудфандинг

Вкратце рассмотрим каждую из форм финансирования:

Государственное финансирование

Из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

а) финансирования федеральных целевых инновационных программ;

б) финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

Акционерное финансирование

Данная форма доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества; позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект.

Банковские кредиты

Коммерческие банки финансируют инновационные проекты, обладающие реальными сроками окупаемости (срок окупаемости меньше срока реализации проекта), имеющими источники возврата предоставляемых финансовых средств, обеспечивающие значительный прирост инвестируемого капитала.

Банковский кредит предоставляется на определенный срок под проценты, размер которых зависит от срока займа, величины риска по проекту, характеристик заемщика и пр.

Процентная ставка может определяться исходя из базисной ставки, на которую ориентируются инвестиционные банки.

Венчурное финансирование

Венчурное финансирование осуществляется фондами рискокапитала путем предоставления денежных ресурсов на беспроцентной основе без гарантий их возврата.

Деятельность венчурных фондов по финансированию инновационных проектов обладает рядом характерных особенностей, что отличает их от традиционных инвестиционных фондов:

· риско-инвесторы готовы к потере своего капитала (не требуют залоговых гарантий возврата предоставленных средств);

· «риско-капитал» предоставляется на длительный срок (5--7 лет) без права его изъятия;

· «риско-капитал» размещается только в форме акционерного капитала.

Риск венчурных инвесторов велик, однако в случае удачи он компенсируется сверхприбылью. Статистика показывает, что в 15% случаев венчурный капитал полностью теряется, в 25% -- риско-фирмы терпят убытки в течение большего срока, чем планировалось, в 30% -- получают умеренные прибыли и в 30% -- сверхприбыли (превышение «риско-капитала» в 30--200 раз). Снижения рисков при осуществлении венчурного финансирования удается достичь при тщательном отборе проектов, а также за счет одновременного вложения средств в несколько инновационных проектов, находящихся на разных стадиях реализации.

Финансовый лизинг

Финансовый лизинг -- процедура привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку.

При осуществлении финансового лизинга лизингодатель обязуется приобрести указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать его лизингополучателю на определенный срок во временное владение и пользование. Срок действия договора по финансовому лизингу больше или равен сроку полной амортизации предмета лизинга. После завершения срока действия договора предмет лизинга может быть передан в собственность лизингополучателю при условии полной выплаты сумм по договору лизинга.

Данная процедура позволяет, с одной стороны, осуществлять реализацию дорогостоящего оборудования большему количеству пользователей, с другой стороны, сократить единовременные затраты арендополучателей, связанных с приобретением капиталоемкой продукции.

Бизнес-ангелы

Многие из крупнейших современных корпораций своим существованием обязаны финансовой поддержке частных инвесторов, которых сейчас принято называть бизнес-ангелами.

Для того чтобы понять, почему они называются именно так, достаточно провести аналогию с его традиционным пониманием. Как исповедующие какую-либо религию люди, оказавшиеся в сложных жизненных обстоятельствах, просят помощи у ангелов, так и стартапу, находящемуся в стадии зарождения, получить финансовую поддержку обычно можно лишь со стороны независимых инвесторов помогающих «по доброте душевной».

Что же представляют собой «ангелы» в мире бизнеса? По статистике, это люди, в возрасте от 45 до 65 лет, успешные предприниматели. Многие из них имеют собственный капитал, достаточный для вложения в высоко рисковый бизнес. Они постоянно находятся в поиске новых возможностей с целью интересных и потенциально высокодоходных инвестиций собственных средств. Чаще всего внимание бизнес-ангелов привлекают именно стартапы, находящиеся на первом этапе своего развития.

Частных инвесторов вполне справедливо называют наиболее информированным сектором рынка инвестиций. В большинстве своем они являются независимыми людьми, реже - группами. Говоря об отраслях, которыми обычно интересуются бизнес-ангелы, стоит отметить, что их диапазон достаточно широк. При этом в процессе всей своей «ангельской» деятельности инвестор вкладывает средства в одну или максимум в несколько смежных отраслей, понятных и интересных ему. Ситуация в которой один бизнес-ангел инвестирует в стартапы, специализирующиеся в совершенно разных областях, скорее является исключением.

Основное отличие ангельских инвестиций от финансирования из других источников, например, венчурных фондов и банков, заключается в том, что частные бизнесмены предоставляют личные средства, в то время как вышеупомянутые структуры обычно управляют чужим капиталом.

А это означает, что независимые инвесторы имеют куда большую свободу в принятии решений.

Исходя из этого, можно обозначить следующие особенности ангельского финансирования:

· Более гибкое принятие решений об инвестировании. Бизнес-ангелы имеют более широкие горизонты в этом плане и собственные, отличные от венчурных капиталистов, финансовые критерии.

· Привлечение средств от независимых инвесторов дешевле, нежели из других финансовых структур.

· "Ангелы" не боятся финансировать технологические компании, которым априори присущ высокий риск.

Но материальная поддержка далеко не единственный вклад, который могут сделать частные инвесторы в развитие стартапа. К числу нематериальных активов, обычно имеющихся в «запасе» у бизнес-ангелов, можно отнести солидный опыт управления бизнесом, наличие хороших связей в деловых кругах, возможность предоставления кредитных гарантий.

Но также бывают ситуации, в которых привлечение подобных инвестиций может оказаться неприемлемым. К примеру, в том случае, если основатель стартапа не желает делиться управлением своего бизнеса. Дело в том, что бизнес-ангелы обычно активно участвуют в деятельности компании, в которую вложили средства. Также стартапу нерезонно обращаться за финансовой поддержкой к частным инвесторам, если для реализации идеи, положенной в его основу, необходимы очень крупные инвестиции. Обычно бизнес-ангелы предпочитают вкладывать небольшие суммы в несколько разных проектов, таким образом снижая риск получить серьезные убытки в случае «провала» предприятия. Хотя частные инвесторы и финансируют стартапы с долгосрочной перспективой, однако идеи, на реализацию которых потребуется более 5-7 лет, их, обычно, не привлекают. Поэтому разработчикам подобных проектов также не имеет смысла обращаться за помощью к бизнес-ангелам.

Что получает компания, заручившаяся поддержкой бизнес-ангелов? Во-первых, финансовую поддержку, во-вторых, опыт и знания инвесторов, которые нередко являются даже более ценными, нежели предоставленные ими финансы. Также сотрудничество с частным инвестором предполагает менее бюрократичный и формальный подход к процессу инвестирования.

В подавляющем большинстве случаев бизнес-ангел становится владельцем блокирующего пакета акций взятой под свое «крыло» компании.

Смешанное финансирование

Осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников. Инновационный менеджмент., - Василевская И.В. РИОР, 2009 г. 128 с.

Краудфандинг

Краудфандинг (Crowdfunding) рассматривается как частный случай краудсорсинга. Он заключается в привлечении финансовых ресурсов от большого количества людей (от англ. Crowd - толпа и Funding - финансирование) с целью реализации продукта или услуги, помощи нуждающимся, проведения мероприятий, поддержки как физических, так и юридических лиц и т.д. Технологии краудсорсинга, социально-экономические основы и виды, - Марченко О. С., Современный

научный вестник № 25 (164) 2013

В зависимости от проекта и стадии его реализации для его реализации компании могут привлекать различные виды инвестиций.

Стадии развития инновационного проекта (с инвестиционной точки зрения).

Seed стадия («посевная») -- компания находится в стадии формирования, имеется лишь проект или бизнес-идея, идет процесс создания управленческой команды, проводятся НИОКР и маркетинговые исследования. На этой стадии компания может рассчитывать на вложения со стороны семьи и друзей, получение субсидий и грантов от государственных структур и на инвестиции бизнес-ангелов.

Start-up стадия («старт-ап») -- компания недавно образована, обладает опытными образцами, пытается организовать производство и выход продукции на рынок. Основными инвесторами на этой стадии являются венчурные фонды. На переход от стадии «старт-ап» к «раннему росту» приходится пик «долины смерти» (наиболее рискованный период, когда привлечь ресурсы для финансирования наиболее сложно). Это связано с началом устойчивого выпуска продукции и возрастающей потребностью не только в инвестициях, но и в оборотных средствах.

Early growth стадия («ранний рост») -- компания осуществляет выпуск и коммерческую реализацию готовой продукции, хотя пока не имеет устойчивой прибыли. На этот этап приходится «точка безубыточности». Стадия early growth может рассматриваться как пограничная, поскольку компания этого уровня потенциально интересна для фондов прямых инвестиций, но сохраняет привлекательность и для венчурных фондов. Кроме того, на этом этапе появляется возможность обращаться за банковским кредитованием.

Expansion стадия («расширение») -- компания занимает определенные позиции на рынке, становится прибыльной, ей требуются расширение производства и сбыта, проведение дополнительных маркетинговых исследований, увеличение основных фондов и капитала. Основными источниками финансирования на этой стадии становятся фонды прямых инвестиций, банки, эмиссия акций и выход на фондовый рынок.

Exit («выход») -- этап развития компании, на котором происходит продажа доли инвестора другому стратегическому инвестору, первичное размещение на фондовом рынке (IPO) или выкуп менеджментом (МВО). Продажа происходит по ценам, намного превышающим вложения, что позволяет инвесторам зафиксировать значительные объемы прибыли.

Иногда перед «выходом» выделяют промежуточную «мезонинную» (mezzanine) стадию, на которой привлекаются дополнительные инвестиции для улучшения краткосрочных показателей компании, что влечет общее повышение ее капитализации. На данном этапе в компанию вкладывают инвесторы, ожидающие быструю отдачу от вложений.

Также иногда выделяют следующую за расширением стадию реструктуризации бизнеса, если она имеет место. Экономическая оценка инвестиций. Учебное пособие, Мельников Р.М. "Проспект", 2014 г.: 264

Рисунок 2 Финансирование инновационного проекта (стартапа) на разных стадиях его развития

Приведенная выше схема развития является классическим вариантом. Естественно, могут иметь место и другие «сценарии», обусловленные огромным количеством различных нюансов. Это относится и к вопросу привлечения инвестиций. К примеру, если проект на начальной стадии развития принадлежит компании, уже имеющей другие успешные бизнесы, то ее финансирование может осуществляться не только «родственниками» и бизнес-ангелами. В этом случае инвесторами могут стать также венчурные фонды, а в некоторых случаях и юридические лица.

Эффективность управления инновационной деятельностью всегда вызывает необходимость: 1) расчета потребностей в тех средствах, которые нужны для осуществления этой деятельности (сколько необходимо средств?); 2) глубокого анализа возможных источников ее финансирования (где взять эти средства?). Определив общую потребность в необходимых денежных средствах, руководство компании анализирует возможные формы и источники финансирования предполагаемого проекта. Их классификация дана в таблице 1.2.1.

Традиционными, основными источниками финансирования любого проекта являются его заемное и собственное финансирование. По мере развития рыночной экономики могут возникать и развиваться новые формы и источники

финансирования проектов. Их структура может меняться в зависимости от изменения конъюнктуры рынка, финансово-экономической ситуации в стране и мире, финансовой устойчивости организаций и др. К источникам формирования собственного капитала (кроме прибыли) относятся амортизационные отчисления, направляемые на развитие основных фондов и возмещение нематериальных активов. Благодаря этим отчислениям предприятие может (наряду с другими условиями) осуществлять расширенное воспроизводство и реализовывать принцип самофинансирования. Собственное финансирование предприятий обеспечивается как за счет внутренних, так и внешних источников финансирования.

Таблица 1.2.1

Финансирование инновационных проектов_

Источники финансирования

1. Собственное финансирование инноваций (за счет собственных внутренних и внешних финансовых ресурсов)

Уставный капитал (первоначальный - за счет вкладов учредителей-собственников и привлеченный впоследствии - за счет дополнительных взносов учредителей или привлечения новых инвесторов путем продажи им части дополнительных выпусков новых акций)

Амортизационные отчисления Нематериальные активы

Средства, выплачиваемые страховыми компаниями в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и пр.

2. Заемное финансирование (за счет заемных финансовых ресурсов)

Государственные и корпоративные облигации Средства различных кредитных учреждений (в том числе банков) - кредиты

3. Бюджетное финансирование

Федеральный бюджет РФ Республиканские бюджеты (бюджеты субъектов Федерации)

Местные бюджеты Внебюджетные фонды

4. Смешанное финансирование

Средства бюджетного инвестиционного фонда, созданного в 2005 г.

Денежные средства частных компаний и отдельных инвесторов

Средства закрытых паевых инвестиционных фондов Инвестиционные ресурсы страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов Средства зарубежных инвесторов и

Способами привлечения собственного капитала могут быть частное и публичное размещение акций среди инвесторов. Частное предполагает размещение акций по закрытой подписке одному инвестору или узкому кругу отдельных инвесторов (страховым компаниям, банкам, инвестиционным компаниям, физическим лицам). Последние могут продать приобретенные акции только первоначальным собственникам.

В последние годы для привлечения большего числа инвесторов и, соответственно, увеличения собственного капитала компании (особенно на заключительной стадии реализации инновационного проекта) широкое распространение стало получать публичное размещение акций среди внешних инвесторов. Под ним понимается размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Организации процесса IPO предшествует решение о преобразовании инновационной компании в открытую публичную корпорацию (goingpublic), что предполагает продажу части акций компании внешним инвесторам (вкладчикам) и выход впоследствии на открытые рынки. Данный процесс возможен только на заключительном этапе реализации инновационного проекта. Максимальная доля акций компании, обращающихся за рубежом, составляет 25% от общего числа выпущенных акций.

Преобразование фирмы в открытую (публичную) корпорацию с выходом на открытые рынки имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества такого преобразования: 1) возможность диверсифицировать вложения в разные финансовые инструменты; 2) легкость и дешевизна привлечения внешнего финансирования в будущем, так как компания в результате размещения акций на открытых рынках и публикации информации будет известна для потенциальных инвесторов, повысится степень их доверия к компании; 3) вероятная ликвидность ценных бумаг в публичной корпорации, что в закрытом акционерном обществе проблематично: продать внешним инвесторам трудно, а другие соучредители и владельцы компании могут попросту не иметь желания покупать акции своей компании из-за возможного финансового риска; 4) существенное расширение рынков сбыта продукции, что трудно осуществить в закрытой компании, и др.

Недостатки преобразования фирмы в публичную корпорацию (субъективные сдерживающие факторы): 1) опасение руководства фирмы утратить над ней реальный контроль как владельца; 2) опасность поглощения компании в будущем новыми инвесторами на внешнем рынке через приобретение контрольного пакета акций;

большие затраты (особенно для малых инновационных фирм) на составление квартальных и годовых отчетов, публикацию отчетности и раскрытие конфиденциальной информации; 4) неизбежные и достаточно высокие первоначальные затраты по организации IPO (реклама, продвижение бренда компании, оплата финансовых и прочих услуг); 5) высокая оплата услуг андеррайтеров при эмиссии и размещении акций - практически все выпуски ценных бумаг проводятся на условиях

гарантированной подписки. Соответственно риски банков-андеррайтеров достаточно высоки и, как следствие, оплата рисков, премия за риск тоже высоки. Не случайно инвестиционные банки - андеррайтеры создают зачастую синдикаты в целях минимизации риска, распределяя его среди участников синдиката.

Финансирование проектов за счет IPO позволяет в перспективе надеяться на рост капитализации компании, так как, вполне вероятно, может повыситься ее кредитный рейтинг, возрасти признание в деловом мире, увеличиться спрос на ее финансовые активы у потенциальных стратегических инвесторов, а в конечном итоге увеличится объем собственного капитала. Его формирование может осуществляться также за счет такого источника финансирования, как государственное распределение бюджетных средств на безвозмездной основе. Если прибыль и амортизационные отчисления дают возможность предприятию в той или иной мере обеспечивать свою финансовую устойчивость и осуществлять расширенное вое- производство, то бюджетные источники финансирования инновационных проектов носят глобальный целенаправленный характер и позволяют в большей степени достигать сближения интересов конкретных организаций и государства, предприятий и регионов.

На заключительном этапе реализации инновационного проекта по мере развития инновационных фирм и преобразования их в открытые акционерные общества появляется возможность использовать для увеличения собственного капитала такие внешние источники финансирования инноваций в РФ, как размещение обыкновенных акций за рубежом в виде депозитарных расписок

(idepositary receipts, DR). Это сертификаты, подтверждающие права их держателей на определенное количество депозитарных акций. К ним относятся деноминированные в иностранной валюте ценные бумаги, подтверждающие права собственности их владельцев на определенное количество акций иностранной компании,

выпускаемых специальным банком - депозитарием страны, в которой осуществляется размещение. Широкую известность в мире получили американские депозитарные расписки (ADR), впервые пущенные в обращение еще в 1927 г. Они деноминируются в долларах и могут выпускаться как в США, так и за их пределами.

В настоящее время все большее распространение получают (в зависимости от рынка хождения) глобальные депозитарные

расписки (GDR) и европейские депозитарные расписки (EDR; предназначены только для стран зоны евро). Чтобы получить разрешение продавать свои акции в виде депозитарных расписок, инновационная компания (будучи открытым акционерным

обществом) должна выполнять некоторые условия: 1)

регистрировать все выпуски акций в ФСФР России; 2) включать эти акции в виде депозитарных расписок в котировальные листы отечественной биржи (РТС или ММВБ). В настоящее время на Нью-Йоркской фондовой бирже размещены американские

депозитарные расписки российских компаний (МТС, «Вымпелком», «Мечел» и др.). На Лондонской фондовой бирже размещены ADR компаний «Лукойл», «Сибнефть», «Сургутнефтегаз», «Ростелеком» и др. Недостатки заемного финансирования инновационной деятельности предприятий посредством выпуска и размещения депозитарных расписок: а) доступность только крупным и сравнительно известным предприятиям; б) высокая стоимость эмиссии и продажи депозитарных расписок; в) необходимость соблюдения жестких требований и правил в стране размещения и др.

В отличие от простых инвестиционных проектов инновационные проекты могут быть финансированы при помощи данных источников привлечения капитала преимущественно на завершающей стадии реализации проекта, когда результатом его внедрения станет большой объем выручки. Принятие решения о государственном финансировании отдельных инновационных проектов зависит: 1) от уровня предполагаемой эффективности этого проекта; 2) его социальной значимости; 3) сроков его окупаемости. В настоящее время бюджетное финансирование проектов (со стороны государства) осуществляется по двум направлениям - в рамках программы конкурсного распределения инвестиционных и инновационных ресурсов и в рамках федеральных и республиканских национальных проектов (когда речь идет о каких-либо проектах, имеющих особое значение для социально-экономического развития страны, - оборона, связь, научные исследования и т.п.). Такая практика распространена также на региональном уровне, где учитываются экономические и социальные (в том числе экологические) последствия реализации инновационных решений для жителей конкретного региона как субъекта Федерации.

К заемным источникам финансирования можно отнести также лизинговое финансирование и ипотечное кредитование. Однако, учитывая их определенные отличия от других источников заемного финансирования, можно рассматривать данные способы привлечения заемного капитала в системе специфических (нестандартных) источников финансирования инноваций.

Одним из основных рисков, с которыми сталкивается предприятие в ходе осуществления инновационной деятельности является риск недостаточного финансового обеспечения реализуемого проекта. Он может быть связан как с ненахождением источников финансирования проекта, так и с несрабатыванием выбранного метода финансирования.

Помимо финансирования инновационной деятельности за счёт собственных средств, в настоящее время существует множество различных методов внешнего финансирования инновационных проектов – эмиссия акций и облигаций, банковское кредитование, венчурное финансирование, лизинг, факторинг и др. кроме того, при соответствии проекта определённым критериям, предприятие может рассчитывать на получение финансирования из государственного бюджета, а также из средств бюджетных и внебюджетных фондов .

Тем не менее, недостаточность финансирования, а также сложность его получения, я являются одним из основных сдерживающих факторов развития инновационной деятельности в Российской Федерации. Наиболее сложным для привлечения внешнего финансирования является этап исследований и разработок в рамках проекта, особенно если они осуществляются небольшими молодыми компаниями, которые еще не успели зарекомендовать себя на рынке и не могут использовать собственные средства для вложения в проект. На этом этапе предпочтительными источниками финансирования могут быть собственные средства учредителей компании, средства венчурных фондов, а также финансирование из государственного бюджета, бюджетных и внебюджетных фондов. По мере реализации проекта предприятию становятся доступны новые источники финансирования – требующие больших затрат времени и ресурсов для привлечения, но и обладающие значительными преимуществами – такие как акционерное и облигационное финансирование, банковское кредитование. Именно поэтому предприятию, осуществляющему инновационную деятельность целесообразно осуществлять пересмотр и совершенствование схемы финансирования проекта на каждой стадии его жизненного цикла. Кроме того при разработке схемы финансирования проекта необходимо учитывать, что использование любого из методов финансирования связано я рядом требований и ограничений.

В процессе выбора метода финансирования инновационного проекта предприятию необходимо определиться, будет ли осуществляться финансирование за счёт единственного источника средств или же за счёт их комбинации. В случае принятия решения о финансировании инновационного проекта за счет единственного источника предприятие может столкнуться с проблемой несрабатывания этого источника К примеру, если в качестве единственного источника рассматривается самофинансирование, в случае невыполнения плана предприятия по доходам проект окажется без достаточного финансирования; если единственным источником является банковский кредит, то в случае ухудшения платежеспособности фирмы, кредитная линия может быть закрыта или заморожена. При комбинировании различных методов финансирования проекта нехватка средств на определенных этапах может возникать из-за сложности комбинирования источников .

Поэтому особенно важно тщательно разработать обоснованную схему финансирования проекта с учетом возможности привлечения альтернативных источников на различных этапах проекта. Таким образом целесообразной представляется поэтапна разработка схемы финансирования инновационного проекта с периодическим пересмотром методов финансирования с учётом этапа жизненного цикла проекта, количественных и качественных характеристик как проекта, так и предприятия в целом, а также факторов риска, сопряжённых с использованием тех или иных форм финансирования на различных стадиях проекта. Исходя из вышесказанного, алгоритм выбора метода финансирования можно представить следующим образом:

Рис. Алгоритм выбора метода финансирования i-го этапа инновационного проекта

Поэтапный пересмотр методов финансирования проектов позволит предприятию привлечь дополнительные средства, а также сократить время на привлечение финансирования и избежать риска нехватки средств. Каждый из методов финансирования не всегда применим по отдельности, возможность использования того или иного метода появляется у предприятия лишь в ходе развития его деятельности, следовательно в процессе реализации проекта возможно наложение одного метода финансирования на другой. К примеру, выпуск облигаций, несмотря на все его преимущества, является сложным и трудоемким процессом, доступным предприятиям уже зарекомендовавшим себя на рынке. Однако предприятие может получить банковский кредит и финансировать начальные стадии реализации проекта с его помощью, параллельно осуществляя подготовку к выпуску облигаций. Далее средства, полученные от размещения облигационного займа могут быть использованы как на дальнейшее развитие проекта, так и на частичное погашение кредита.

И.М. Самарская, Сибирский университет потребительской кооперации

Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Поэтому при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в каком-либо деле является привлечение инвестиций в достаточном объеме.

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продук­ции (услуг).

Инновационная деятельность представляет собой такой вид деятельности, который

связан с изменением и трансформацией накопленных знаний в новый усовершенствованный продукт, технологический процесс, используемый в деятельности организации, а также в новый подход к оказываемым услугам, внедряемый на рынке товаров или услуг.

Сохранение долговременной устойчивости высоких темпов экономического роста невозможно без непосредственного увеличения доли конкурентоспособной продукции и услуг на рынке. Мировой опыт показывает, что процесс ускорения инновационного развития не может быть обеспечен только за счет единичного финансирования

Под системой финансирования инновационной деятельности (СФИД) следует понимать совокупность взаимосвязанных посредством финансовых отношений и механизмов субъектов и институтов, участвующих в финансировании инновационной деятельности.

Механизм финансирования инноваций – система финансовых методов и инструментов, направленная на финансовое обеспечение инновационных проектов и фирм посредством преобразования и перераспределения финансовых ресурсов, необходимых для создания и внедрения инноваций.

Финансирование инноваций предполагает поиск источников финансирования и их дальнейшее использование

Существуют следующие формы финансирования инновационной деятельности:

1. Собственные средства предприятия

2. Государственное финансирование.

3. Акционерное финансирование.

4. Банковские кредиты.

5. Венчурное финансирование.

6. Лизинг.

7. Форфейтинг.

8. Франчайзинг

9. Смешанное финансирование.

Собственные средства предприятий идут на финансирование собственных НИОКР, закупки технологий, организацию производства;Высокая доля собственных средств в финансировании инноваций свидетельствует, во-первых, о том, что большинство инноваций не являются базисными, а в основном модифицируют существующие технологии или улучшают уже обращающиеся на рынке товары и услуги; во-вторых, о том, что имеется значительный потенциал инновационного развития в стране за счет расширения источников финансирования. Развитие новейших инновационных технологий, радикально меняющих процесс производства, не возможно без доступа к финансовой поддержки различных инвесторов.

Важной характеристикой финансирования инновационной сферы является показатель расходов на исследования и разработки, выполняемые в предпринимательском секторе науки за счет собственных средств предприятий. Его величина у нас достаточно скромна (20,1% всех расходов на исследования и разработки), особенно если сравнивать ее с аналогичным показателем в развитых странах мира. Например, в США доля промышленности в финансировании исследований и разработок составляет 66%, в Германии – 64,1%, Кана- де – 49,4%, Франции – 48,5%, Великобритании – 47,3%.

Государственное финансирование.Из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

а) финансирования федеральных целевых инновационных программ;
б) финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

К числу приоритетов государственной инновационной политики РФ относятся федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ», «Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация РФ», «Технологии двойного назначения», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и пр.

К инновационным программам, на осуществление которых предполагается получение государственной финансовой поддержки, предъявляются следующие требования:

Право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20% от суммы, необходимой для реализации проекта) из собственных средств компании;

Срок окупаемости не должен превышать установленных нормативов (как правило, 2 года);

Государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность;

Инновационные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

В Российской Федерации по разным источникам доля государства в структуре внешнего финансировании инноваций составляет 70-80%. Однако западные эксперты считают, что слишком интенсивная и длительная государственная поддержка (в виде свободных денежных средств) не идет бизнесу на пользу, делая его "нездоровым". Практика показывает, что предприятия, имеющие постоянное государственное финансирование, часто "застревают" на фазе разработки и развития (R&D) и это, как правило, приводит к катастрофическим последствиям - к "непреодолимой лени".

Неэффективность государственного финансирования инновационной деятельности в России связана с такими причинами как непрозрачность схем финансирования инноваций, несправедливая система распределения грантов, трудность получения инвестиций на начальной стадии разработки инноваций ограничения на использование (целевое назначение) опасность неконструктивного политического или административного вмешательства; недостаточность стимулов для достижения высоких результатов; ограниченные возможности привлекать и пользоваться услугами высококвалифицированных менеджеров инвестиционных проектов, в том числе и зарубежных и т.п. В результате финансируются в основном эксперименты, которые дают формальные результаты и отчёты, но в целом бессмысленны.

Акционерное финансирование. Данная форма доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества; позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект.

Для определения номинальной суммы эмиссии ценных бумаг используются следующие показатели:

· объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации инновационного проекта;

· ожидаемый прирост капитала и размер дивидендов по акциям;

· величина денежных поступлений, которую рассчитывает получить эмитент при размещении акций.

Банковские кредиты являются одним из важнейших источников финансирования инновационной деятельности компании на всех стадиях развития. Банки обладают существенным потенциалом для кредитования как потенциальных инвесторов в процессе рефинансирования, так и самих субъектов инновационной деятельности. Они являются основными инвесторами в венчурных фондах Западной, так как способны не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности участников инновационной деятельности, но и интегрировать интересы целой группы участников инновационно-инвестиционного рынка. Однако в Российской Федерации банковский сектор играет в финансирования инноваций едва заметную роль. Основными причинами неразвитости банковского финансирования инноваций являются короткий горизонт инвестирования и высокие риски вложения в инновационные проекты. Инвестор нуждается в долгосрочных банковских кредитах, так как он получает доход от инновационного проекта только в период выхода инновации на рынок, а в самом его начале, до этапа внедрения инновации, он испытывает потребность в денежных ресурсах на пополнение оборотных средств и формирование внеоборотных активов. Кредитование инновационной деятельности производится, как правило, в тот момент, когда бизнес только начинается и у заемщика отсутствуют денежные потоки, достаточные для погашения кредита. Именно поэтому так невелика доля долгосрочных кредитов, предоставляемых коммерческими банками. В 2013 году в российской экономике удельный вес долгосрочных кредитов со сроком погашения свыше 3 лет, предоставляемых юридическим лицам, составлял около 45 %, что гораздо меньше потребностей предприятий в долгосрочной ликвидности. За счет банковских кредитов финансируется не более 3-4% инновационных проектов. Более того, при предоставлении высокорисковых долгосрочных кредитов банки требуют выполнения определенных условий. Например, в странах Запада используется схема передачи в залог под банковские кредиты контрольных пакетов акций предприятий- заемщиков, при этом банки имеют право участвовать в управление компанией посредством назначения в совет директоров своих представителей, которые осуществляют мониторинг деятельности компании

Поскольку инновационная деятельность включает ряд этапов и ею заняты различные предприятия и организации, важно обеспечивать последовательное финансирование всех ее этапов (НИОКР, разработка опытного образца, создание головного образца, серийное производство нового вида товара) и всех участников. Решению этой задачи способствуют разработка системы и надлежащее финансирование инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных институтов, финансирующих инновационную деятельность: инновационных фондов, инновационных банков, венчурных фондов. Особенности системы финансирования инновационной деятельности.

Зарубежная практика показывает, что наиболее эффективными формами организации венчурного финансирования инновационной деятельности являются:

· прямые инвестиции, которые увеличивают как риск, так и прибыль при успешном исходе;

· совместные инвестиции крупных инновационных проектов, которые делают минимальным риск участников, но также и уменьшают личную прибыль каждого инвестора;

· учреждение венчурного фонда, распределяющего риск между большим количеством вкладчиков, увеличивающего надёжность средств за счёт уменьшения размера доли конкретного инвестора и управления инновационными проектами специалистами венчурного капиталовложения.

Средства в венчурные фонды поступают не только от крупных организаций, но и из фондов пенсионного страхования, страховых компаний, государственных и частных фондов поддержки и развития малого бизнеса и др.

Венчурный капитал является важнейшим источником формирования инновационного потенциала, увеличения предпринимательской активности и получения прибыли. Развитие малого бизнеса в сфере инноваций связано с высоким риском финансирования НИР и ОКР и инвестиций в создание новых предприятий. Экономическая значимость частных инвесторов венчурного капитала, другими словами «бизнес-ангелов», проявляется в поддержке венчурных компаний на ранних стадиях их развития, в динамике финансирования, направленного в инвестирование акционерного капитала, кредитных ресурсов или их комбинацию.

Анализируя состояние венчурного финансирования в экономике России, можно утверждать, что, несмотря на увеличение объемов венчурных вложений в последние годы, значительный научно-технический потенциал в сфере технологий и интеллектуальный потенциал, существуют факторы, ограничивающие развитие венчурного предпринимательства в России. К ним можно отнести:

· правовая и экономическая среда не стимулируют учреждение венчурных фондов в РФ, практически отсутствуют нормативные правовые акты, обеспечивающие функционирование венчурного финансирования малого инновационного бизнеса;

· приоритет на развитие малого и среднего бизнеса отсутствует;

· недостаток отечественных инвестиционных ресурсов (российские банки, пенсионные фонды, страховые организации не участвуют в работе венчурных компаний) и, как следствие, слабое формирование российского инвестиционного портфеля;

· использование преимущественно иностранного венчурного капитала при минимальном участии российского, что резко снижает привлекательность данной сферы для зарубежных инвесторов;

· неэффективное использование средств венчурных фондов;

· неразвитость инфраструктуры, способной обеспечить эффективное сотрудничество субъектов венчурной индустрии и малых инновационных фирм, появление новых и развитие действующих малых и средних инновационных предприятий;

· отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов, отсутствие гибкой системы налогообложения венчурного бизнеса;

· отсутствие квалифицированного менеджмента, недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами;

· низкая прозрачность российского рынка интеллектуального капитала и отечественных предприятий для венчурных инвесторов, что приводит к значительным трудностям с поиском предприятий-реципиентов и инновационных проектов под венчурные инвестиции.

Государственная поддержка венчурного предпринимательства в России должна проводиться по следующим направлениям:

· нормативно-правовое регулирование научно-технической, инновационной и венчурной деятельности;

· решение правовых проблем интеллектуальной собственности, системы льгот и мотивации труда;

· создание и поддержка экономических условий и стимулов развития венчурного предпринимательства посредством развития системы госзаказа, совершенствованием планирования научно-технического развития, эффективных финансово-кредитных рычагов и др

· формирование организационно-управленческих условий венчурной индустрии посредством совершенствования управления государственной собственностью.

Одной из наиболее сложных и злободневных проблем в сфере развития венчурного бизнеса можно назвать отсутствие разработанного и систематизированного нормативно-правового управления данного вида деятельности. На данный момент в законодательстве не установлено даже само понятие «венчурное инвестирование». По этой причине, в Российской Федерации период использования вен чурного финансирования составляет более двух лет, из них больше года занимает регистрация в Центральном банке, в Федеральной комиссии по ценным бумагам, а также различные согласования с рядом других государственных инстанций. Конечным итогом данной деятельности является то, что инвесторы отказываются от вложений, не успев завершить до конца весь процесс регистрации.

Кроме того Российское законодательство не содержит нормативных актов, которые способны регулировать деятельность венчурных фондов. Это не способствует структурам, являющимся главными финансовыми инвесторами в венчурном бизнесе (пенсионным фондам, страховым компаниям, промышленным корпорациям) вкладывать в венчурные фонды. В конечном итоге ключевые ожидания в российском венчурном бизнесе возлагаются на иностранный капитал, а российский капитал утекает в зарубежные венчурные компании, что в итоге становится одной из острых проблем экономического развития страны. В то время как пассивность российских инвесторов настораживает. Получается замкнутый круг.

Форфейтингявляется операцией по трансформации коммерческого кредита в банковский. Суть операции заключается в следующем.

Покупатель, не располагающий на момент заключения сделки требуемой суммой финансовых ресурсов, выписывает продавцу комплект векселей на сумму, равную стоимости объекта сделки и процентов за отсрочку платежа, т. е. за предоставление коммерческого кредита.

Продавец учитывает полученные векселя в банке с формулировкой «без права оборота на себя», что освобождает его от имущественной ответственности в случае неплатежеспособности векселедателя. По учтенным платежам продавец получает деньги в банке. В результате коммерческий кредит предоставляет не продавец, а банк, согласившийся учесть векселя и принявший на себя кредитный риск, т. е. коммерческий кредит трансформируется в банковский. Величина кредитного риска, зависящая от надежности векселедателя, влияет на ставку дисконта, по которой учитываются векселя банком.

Кредитование по схеме форфейтинга является среднедолгосрочным (от 1 года до 7 лет).

Формой косвенного финансирования инновационных процессов выступает франчайзинг.Франчайзинг – это предоставление компанией физическому или юридическому лицу лицензии (франшизы) на производство или продажу товаров или услуг под товарным знаком или знаком обслуживания данной компании либо по ее технологии. Франчайзинг позволяет сократить рас­ходы на разработку технологий производства, на завоевание рынка, организацию обучения персонала, рекламу, а также предоставляет другие виды финансового технологического и коммерче­ского содействия. Это снижает риски потерь, связанные с попыткой самостоятельного создания нового предприятия. Контрактом оговариваются период, на который выдается лицензия, территория, где будут производиться или реализовываться товары или услуги, форма платежа.

Вследствие снижения объема финансирования из бюджета инновационной деятельности вынуждает искать внебюджетные источники финансирования, что приводит к коммерческому характеру результатов исследований. Необходимым условием финансирования инновационной деятельности является поиск как внутренних, так и внешних источников финансирования. На данный момент мы ожидаем, что соотношение отечественных и заграничных инвестиций в региональные фонды будет 1:2, но необходимость привлечения внебюджетных способов финансирования является весьма непростым вопросом.

Смешанное финансирование осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников.

В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в качестве основной задачи на предстоящий период переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, способной обеспечить рост конкурентоспособности российской продукции и услуг на внутреннем и мировых рынках. Повышение национальной конкурентоспособности является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энерго-сырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре, а также созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и укреплением научно-технологического комплекса.

Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы. Для ее создания необходимо повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки), преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры.

Существующая система финансирования инновационной деятельности должна быть направлена не только на достижение необходимого уровня финансового обеспечения и внутренних затрат, но и способствовать развитию инновационной фирмы от посевной стадии до стадии расширения. Поэтому действующие в рамках системы финансирования инновационной деятельности механизмы финансирования должны соответствовать определенным принципам.

Таким образом, следствием многих проблем, в том числе и связанных с финансированием деятельности в сфере инноваций, является снижение экономической безопасности страны. Одной из наиболее веских причин усиления внешних угроз является чрезмерное использование зарубежных инвестиций, что ведет к усилению технологической, сырьевой и финансовой зависимости от зарубежных партнеров, в то время как отечественные инвестиции идут на финансирование зарубежной инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации – М. Юрайт, 2012. – 208 с.

2. Ковалев В.В. Основы инновационного менеджмента. – Юнити-Дана, 2012. 128 с.

3. Обзор рынка. Прямые и венчурные инвестиции в России 2011. – СПб., 2012. – 100 с.

4. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и кредит,2013 – 205 с.

5. Федорович В.О., Федорович Т.В Управление финансами крупных государственных корпораций: источники финансирования инноваций //Финансы и кредит. 2012. № 40. С. 47-55.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»