Как хорошо ты о море ночное эпитеты. Учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему: Анализ стихотворения Ф.Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное!"14.01.18г

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Это произведение было написано в 1865 году, когда душевная рана поэта от потери любимой женщины была еще слишком свежей. Речь идет о Елене Александровне Денисьевой, роман Тютчева с которой длился 14 лет. Тютчев очень тяжело переживал смерть любимой. Известен факт, что при жизни он сравнивал Елену с морской волной. Именно обращение к морю на «ты» дает основание предполагать, что текст стихотворения Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное..» - это слова, посвященные любимой женщине. Море представлено поэтом как живое существо, оно дышит и ходит. Слово «зыбь», которым автор называет морскую пучину, придает стихотворению нотки безысходности. Он страстно желает раствориться в этой бурной стихии и утопить здесь свою душу. Поэт созерцает таинственную поверхность ночного моря и ощущает себя потерянным в этом мире.

Учить этот прекрасный образец русской литературы можно на уроке в классе или оставить его для самостоятельного изучения учениками в качестве домашнего задания. Скачать полностью, а при необходимости прочитать его в полном объеме онлайн, можно на нашем сайте.

Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо, ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою –
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…

Данное произведение - прекрасный образец пейзажной лирики, но так же в нем присутствуют и философские размышления. Композиционно стихотворение можно разбить на две части: описание стихии (1-3 строфа), описание чувств человека (последняя строфа).

В первой строфе лирический герой обращается к морю, как к давнему приятелю, способному дышать, что подчеркивают олицетворения « ходит и дышит», восхищается его красотой через ряд эпитетов: «лучезарно, сизо-темно». Однако сравнение « словно живое», говорит о том, что лирический герой осознает, что это всего лишь стихия.

Море таит в себе динамику «грохот и гром», его простор бесконечен, в отличии от жизни, у которой есть начало и конец, его простор волен, как свободна душа, освободившись от бренности тела. Море предстает перед нами ночью, т.е. оно несет в себе тайну, загадку, которую невозможно отгадать, ведь свет луны тусклый. Но именно этим стихия и пленит лирического героя. Море прекрасно, когда нет рядом ни души.

Море величественно, оно объяло все, куда простирается взгляд, оно не стоит на месте, оно живет своей неугомонной жизнью, что подчеркивает ассонанс «р» в словах «гремя и сверкая». Используя тут же метафорический эпитет в описании звезд «чуткие», Тютчев подчеркивает, всю зыбкость увиденного момента. Дважды называя море зыбью, Тютчев показывает его переменчивость, мгновенную способность превратиться в бушующую стихию, так же как и человеческая душа. Душа лирического героя страдает, плачет, полна слез, поэтому появляется желание «потопить душу свою». Лирический герой неотделим от стихии, он слился с ней в последней строфе. Море же тоже волнуется, словно отзывается на человеческие переживания. Морская пучина в качестве смерти для лирического героя весьма притягательна, она прекрасна и этим обманчива для человека. Философское постижение лирическим героем мира в понимании ключевых вопросов бытия подчеркнуто риторическим вопросом.

Большинство лирических произведений Федора Ивановича описывают восхищение и любовь к природе, данное стихотворение не является исключением. Поэт подчеркивает свое восприятие красотой моря риторическим восклицанием.

Анализ стихотворения Как хорошо ты, о море ночное… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою 3, 5 класс

    Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение «Чародейкою зимою» в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика стихотворения как нельзя лучше подходит для именитого праздника

  • Анализ стихотворения Встреча зимы Никитина

    Никитин написал огромное количество разных произведений, а также много стихотворений о зиме. Но среди них имеется самое интересное под названием «Встреча зимы». Оно было написано в 1854 году.

  • Анализ стихотворения Из тонких линий идеала Фета

    Дебютный сборник Афанасия Фета получил название «Лирический пантеон» и был выпущен в 1840 году, большое содействие выпуску данного сборника оказал Аполлон Григорьев, который был достаточно

  • Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим

    Практически все стихотворения Тютчева были посвящены определенным женщинам или музам, в которых он был влюблен. Также и стихотворение О, как убийственно мы любим вышло в свет

  • Анализ стихотворения Памяти Добролюбова Некрасова

    Это стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки, а ещё одна строфа – заключительная – из семи. В стихотворении Некрасов воспевает образ Добролюбова. Поэт пишет, какой была эта личность.

Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное» было написано Ф.И. Тютчевым в 1865 году. Существовало несколько вариантов произведения. Одна из последних редакций стихотворения была передана родными поэта И.С. Аксакову, который напечатал их в газете «День» за 22 января 1865 года. Однако текст произведения оказался искаженным, что вызвало затем возмущение Тютчева. В феврале поэт послал новую редакцию стихотворения в журнал «Русский вестник». Именно этот вариант считается окончательным.
Стихотворение мы можем отнести к пейзажно-медитативной лирике, с элементами философского размышления. Стиль его – романтический. Основная тема – человек и природная стихия. Жанр – лирический фрагмент.
В первой строфе лирический герой обращается к морю, восхищаясь игрой его красок:

Здесь присутствует местоимение «ты». обращается к морю как к живому существу, как и А.С. в своем стихотворении «К морю». Однако затем герой как будто отделяет себя от водной стихии, передавая впечатление со стороны. При этом он наделяет море «живой душой»:


В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

Игра красок, света и тени дана здесь в движении, в динамике, она сливается с звуковой симфонией. Как точно замечают исследователи, в этом стихотворении у Тютчева нет обычного для него противопоставления звука и света и водная стихия представлена не линейно, а как поверхность (Гаспаров М.).


На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Здесь же мы можем вспомнить и стихотворение В.А. Жуковского «Море». Однако сразу же отметим разницу в мироощущении лирического героя. Как отмечают исследователи, «лирическое «я» у Жуковского выступает в роли интерпретатора смыслов природы; эта интерпретация оказывается экстраполяцией самоощущения героя – море превращается в его двойника» . У Тютчева же море и лирический герой не тождественны друг другу. Это две различные единицы лирического сюжета. Также отметим, что в произведении Тютчева нет противопоставления моря и неба, а скорее поэт утверждает их природное единство, гармоническое сосуществование:


Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты

Вместе с тем лирический герой Тютчева является здесь частью природного мира. Море очаровывает и гипнотизирует его, погружает душу в какой-то таинственный сон. Словно бы погружаясь в море своих чувств, он жаждет полного слияния с великой стихией:


В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…

Этот же мотив слитой с морем души возникает в стихотворении «Ты, волна моя морская»:


Душу, душу я живую
Схоронил на дне твоем.

Исследователи отмечали метафорический смысл стихотворения, намекая на обращение поэта к любимой женщине, Е. Денисьевой, в первой строфе («Как хорошо ты…»). Известно, что поэт сравнивал свою возлюбленную с морской волной (Б.М. Козырев). При такой интерпретации стихотворения финал его звучит как желание лирического героя полностью раствориться в другом существе, неразрывно слиться с ним.
Композиционно в произведении мы можем выделить две части. В первой части поэт создает образ морской стихии (1–3 строфы), вторая часть – описание чувств лирического героя (4-я строфа). Также отметим параллелизм мотивов начала и финала стихотворения. В первой строфе лирический герой говорит о своих чувствах (к морю или любимому существу): «Как хорошо ты, о море ночное…»). В финале также имеем лирическое признание: «О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою…». Сходными чертами обладает и пейзаж. В первой и четвертой строфах море нарисовано в «лунном сиянии». В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.
Стихотворение написано четырехстопным дактилем, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («тусклым сияньем», «на вольном просторе», «чуткие звезды»), метафору и инверсию («О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою…»), олицетворение («Ходит, и дышит, и блещет оно…», «Чуткие звезды глядят с высоты»), сравнение («словно живое»), риторическое обращение и риторический вопрос, в котором поэт намеренно прибегает к тавтологии («Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты?»), многосоюзие («Ходит, и дышит, и блещет оно…»). Цветовые эпитеты («лучезарно», сизо-темно») создают живописную картину ночного моря, переливающегося в сиянии луны и звезд. «Высокая лексика» («блещет», «лучезарно») придает речи торжественные интонации. Анализируя фонетический строй произведения, отметим ассонанс («Как хорошо ты, о море ночное…») и аллитерацию («Здесь лучезарно, там сизо-темно…»).
Таким образом, лирический фрагмент «Как хорошо ты, о море ночное…» передает отношения человека и природы. Как замечает критик, «так проникнуться физическим самоощущением, чтобы почувствовать себя неотделимою частью природы, – вот что удалось Тютчеву более, чем кому-либо. Этим чувством и питаются его замечательные «описания» природы или, вернее, ее отражений в душе поэта»

Федор Иванович Тютчев! Как много это имя значит для русской поэзии! Сколько удивительных, прекрасных своей мелодичностью, тонкостью мысли и лирической кроткостью стихотворений написал этот замечательный поэт! Он умел видеть и ощущать то, чего не смог бы сделать человек непоэтической души, лишенный творческого начала. Стихотворение "Как хорошо ты, о море ночное..." иллюстрирует нам необычайно чуткое восприятие природного мира, да, именно мира, ведь для поэта природа-это особое пространство, не доступное простому разуму, в нем существует своя таинственная жизнь. Поэтому излюбленным приемом автора является одухотворение природной стихии:

В лунном сиянии словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно...

Поэт понимал потаенный язык природы, в ней он находил вместе с каким-то буйным движением много звуков, шумов, сопутствующим ему."Грохот и гром"-только вслушайтесь: благодаря аллитерации на гремящие звуки мы можем действительно услышать этот, похожий на раскат грома, шум. Море поэт представлял также в слиянии, казалось бы, совершенно несочитаемых красок:"здесь лучезарно, там сизо-темно "или "тусклым сияньем облитое море".Происходит как бы наложение оттенков, тонов, как в акварельной технике. Это, несомненно, свидетельствует о великом гении Тютчева. Вместе с буйством, динамикой природы он улавливал и ее божественную умиротворенность - природа, как живое существо, чрезвычайно непредсказуема и этим и пленит автора...

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Поэт дважды называет морскую стихию "зыбью"-в ней и несказанный простор, и бесконечность, вечность, такая неохватность, что у любого человека захватывает дыхание, душа мгновенно раскрывается навстречу небывалой гармоничности природного мира и так хочется, искренне хочется слиться воедино с этой величественной, даже властной, матерью-природой:

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою...

Многоточием автор показывает и свое волнение, и свой неподвластный восторг, но и горечь, тоску от чувства собственного одиночества, от понимания того, что тот мир стихии, песни и красоты все же недоступен человеку как недоступен и язык животных, и язык всей вселенной, хоть человек находится в неразрывном контакте с ними. Человеческое существо всегда стремилось и будет стремиться к постижению наивысшей истины, и для Тютчева она заключалась именно в познании природы, в становлении с ней одним гармонично слаженным целым-единством. Тютчев, творец потрясающего таланта, мог не только слышать и понимать язык природы, но и отразить ее живую, насыщенную яркую жизнь в своих поэтически совершенных произведениях, обликать ее в лаконичную и ясную форму. Для меня Ф. И.Тютчев - один из гениальнейших поэтов-философов и просто - человек необычайной душевной красоты.

Федор Иванович Тютчев родился в 1803 году в 5 декабря. Жил он в усадьбе и в детстве образование получил именно в ней. Наиболее писателю нравилась латынь и поэзия из Древнего Рима. После он переехал в Москву, где уже и поступил на словесность в университет. По его окончанию Тютчев стал работать в коллегии иностранных дел. При роботе его отправили в Германию выступая дипломатом. После этого целых двадцать два года он провел за границей. На своем пути он встретил главный цветок его жизни, а именно Элеонору Петерсон, с ней у него было трое детей.

Еще начиная с 1810 года, писатель начинает писать свои юношеские стихотворения. Они были в стиле архаичности, тогда таких было много, через десятилетие Тютчев переходит русской лирике и европейскому романтизму. В сороковых годах Федор приезжает в Россию и устраивается на работу в министерство иностранных дел. Также сразу начал участвовать в кружке Белинского, где одновременно с ним было много русских классиков.


В пятидесятые года уже Тютчев перестает издавать стихи, а все более пишет политические рассказы. Начиная с шестидесятых годов у Федора становится трудный период в жизни в любви и творчестве. Последний его сборник 1868 года был провальным. Уже через 5 лет писатель умирает, похоронили его в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

За свое творчество Тютчев оставил после себя более четырехсот стихотворений. Первые стихи писателя были напечатаны в таком сборнике, как Урания, здесь были первые три его произведения «К Нисе», «Песнь скандинавских воинов», «Проблеск».

Его произведения долго не воспринимались читателем. Получил он популярность и признание благодаря тому, когда Тургенев написал о нем в Современнике. Там было указано, что Тютчев один из лучших поэтов нашего времени и одобрил его сам Пушкин. После этого, редакция Современника решила выдать произведения Тютчева одной книгой - «Стихотворения Ф.Тютчева. С.Петербург, 1854». Также редакция описала, что здесь и ранние его произведения, которые наверняка бы отвергли.

В 1868 году вышло второе издание великого поэта, он так и называлось 2-е издание дополненное. В основном он отдал предпочтение теме природы. Он делал тему природы природой, подвижностью, мощностью все явлений естественности. Среди таких стихотворений и «Как хорошо ты, о море ночное…», его мы и рассмотрим более подробно в данной статье.

Анализ стихотворения


Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» в 1865-м году. Данное произведение было написано в нескольких вариантах. И.С. Аксаков получил от родных поэта один из последних вариантов, который и был опубликован 22-го января 1865-го года. Для публикации Аксаков выбрал газету «День». Но Тютчева возмутил факт искажения текста произведения так, что он был просто в бешенстве.

После этого он потребовал немедленной переделки и не хотел, чтобы стихотворение так подавалось читателям. Уже в начале следующего месяца журнал «Русский вестник» получил от поэта стихотворение в новой редакции, вариант которого и можно рассматривать в качестве окончательного. Этот вариант был наиболее приемлемым, и он устраивал все стороны спора.

Данное произведение написано в стиле пейзажев и медитавности лирики, в то время оно только набирало популярность, также в нем присутствуют элементы философского размышления. Автор для написания стихотворения в жанре лирического фрагмента выбрал стиль романтики, а его основной темой является человек и природная стихия. Ведь природу он любил больше всего, поэтому от написания произведения он получал немыслимое удовольствие.


Первая строфа посвящена обращению лирического героя к морю, в котором он выражает восхищение тому, как на море переливаются краски. Как будто лучезарят. Здес так же отмечен метаморфический смысл произведения, как будто он говорит это своей любимой. Ведь было известно, что Тютчев сравнивал свою любовь с морской волной. Здесь происходит желание героя полностью слиться в другом неким существе, в данном случае с морем.

Необходимо отметить присутствие местоимения «ты» в данных строчках, поэтому имеет место обращение автора к морю, как к живому существу (аналогичная ситуация была в произведении Пушкина «К морю»). Но в дальнейшем происходит отделение героя от природной стихии, и его впечатления передаются со стороны. Одновременно с этим море наделяется как бы душой которая жива. Здесь сразу видно тему единения человека с природой, и то и то живое, вместе дышат.

Также стихотворение отличается передаваемой в динамике игрой красок, света и тени, которая сопровождается симфонией и звуковым сопровождением. По мнению исследователей Тютчев во время написания данного произведения отказался от того, чтобы противопоставлять звук и свет, поэтому представление водной стихии выполнено не линейно, а в качестве поверхности.

Во время прочтения следующих строк произведения вспоминается написанное В.А. Жуковским стихотворение «Море». Но ощущения реального мира лирического героя является довольно различным. По мнению исследователей, используя лирическое «я», Жуковский интерпретирует смыслы природы, а сама интерпретация выступает в качестве экстраполяции самоощущений героя – море становится его двойником.

Особые черты произведения


Что касается Тютчева, то он выполнил море и романтика совместно с лиричностью героя не тождественными в отношении друг друга. Они у него являются двумя различными единицами, наполняющими сюжет любовью и красотой. Кроме того, нельзя не отметить и то, что Тютчев отказался от противопоставления моря с небом, настаивая на их природном единстве и гармоническом сосуществовании.

Одновременно с этим нельзя не отметить, что в данном случае герой анализируемого стихотворения выступает в качестве элемента природного. Он очарован и загипнотизирован морем, мирное качание его вол может погрузить душу в таинственный сон. А во время погружения в море собственных чувств герой стремится к полному слиянию с морем.

По мнению некоторых исследователей, стихотворение обладает метафорическим смыслом. Они считают, что первая строфа является обращением Тютчева к своей возлюбленной – Е.Денисьевой. Ранее уже известно было о том, что поэт допускал сравнение своей возлюбленной с морской волной. Учитывая вышесказанное, смысл финальных строчек стихотворения можно интерпретировать как желание героя к полному растворению в другом существе, к неразрывному слиянию с ним.

Если рассматривать стихотворение с композиционной точки зрения, то можно выделить две его основные части. Первая часть посвящена формированию образа морской стихии (1-3 строфы), а вот 4-я строфа посвящена описанию того, что чувствует герой, который полон любви. И первая и последняя строки посвящены любовному признанию героя, кроме того, вполне сходным можно назвать и пейзаж, сопровождаемый первую и четвертую строфы. Учитывая вышесказанное, имеет место заявить о кольцевой композиции стихотворения.


Следует также отметить параллелизм в начальных и конечных строках стихотворения. В начале он говорит о своих теплых чувствах к этому существу, а в конце также идет признание в душевной любви к нему, так же здесь можно и сравнить пейзаж. Получается, как бы кольцевая композиция во всем стихотворении.

Во время написания данного произведения Тютчев использовал четырехстопный дактиль, катрены и перекрестное сочетание рифмы. Также поэт прибегает к использованию различных средств, позволяющих отобразить художественную выразительность в литературе: эпитеты, метафор и инверсии, олицетворения, сравнения, риторического обращения и вопроса, а также многосоюзия. Благодаря цветовым эпитетам происходит формирование живописной картины ночного моря, которое переливается в сиянии наших бескрайних звезд и луны. Использование «высокой лексики» позволяет снабдить речь торжественными интонациями. А вот на основании анализа фонетического строя стихотворения, нельзя не отметить наличие ассонанса и аллитерации.

Таким образом, можно говорить о том, что своим стихотворением «Как хорошо ты, о море ночное…» автор хотел передать отношения между человеком и природой. По мнению критика, Тютчев настолько проникся физическими самоощущениями, что сумел почувствовать себя в качестве неотделимого элемента природы. Это чувство и помогло качественно описать природу.

Хоть и большую часть своей жизни писатель провел за границей, все же душой он всегда был к России, душа у него была с родиной, это и отразилось в его произведениях. Все его произведения переведены и изданы на немецком языке. В свое время Тютчев был великим человеком, образованным, остроумным и много знал. До сих пор его помнят и чтут нынешние потомки, он оставил достойное наследие для русской литературы.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»