Посадка и уход за плодово-ягодными растениями в саду. IV

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Для большинства сортов плодовых деревьев методы получения корнесобственных саженцев отличаются низкой эффективностью. Для размножения применяют различные способы прививки. Саженцы выращивают в отделении формирования (школе саженцев) питомника с одновременным или предварительным облагораживанием (прививкой) подвоев. Это отделение со специальным севооборотом является основным и всегда присутствует в структуре питомника, поскольку здесь завершается технологический цикл производства саженцев. Выращивание привитых саженцев сложнее, чем выращивание корнесобственных. В зависимости от способов и сроков прививки, особенностей пород, экологических условий применяют различные технологии выращивания. В процессе выращивания саженцев смена очередности полей отделения формирования происходит только во времени, а не на территории. Многие питомники в южной зоне выпускают однолетний посадочный материал, используя благоприятные для роста саженцев условия. Однолетки отличаются хорошим качеством и пригодны для посадки в сад. В этих питомниках третье поле формирования саженцев отсутствует, что упрощает процесс выращивания, повышает выход продукции и снижает себестоимость производства.

В районах с коротким вегетационным периодом или при необходимости использования слаборазвитых подвоев технологический цикл, наоборот, может увеличиться до четырех лет. После посадки подвоев в отделение формирования из-за слабого развития и непригодности к прививке их оставляют еще на год в нулевом (подготовительном) поле. Четырехлетнее выращивание необходимо и при получении слаборослых саженцев с интеркалярной (промежуточной) вставкой на семенных подвоях. Аналогичные вставки совместимых с айвой сортов груши используют при выращивании слаборослых саженцев сортов, проявляющих несовместимость. Удлиняются сроки выращивания саженцев на штамбо - и скелетообразователях, в качестве которых используют высокозимостойкие сорта. В их крону на высоте 1...1,2 м прививают менее зимостойкие сорта, формирующие качественные плоды. Использование технологии зимней прививки позволяет сократить срок выращивания саженцев до одного года, особенно в питомниках южной зоны. В более северных районах это достижимо при использовании для выращивания саженцев теплиц.

Второе поле питомника. При выращивании саженцев методом окулировки к осени на втором поле вырастают однолетние саженцы, поэтому его называют полем однолеток. Для своевременного прорастания привитых глазков надземную часть подвоев срезают до места окулировки. Это делают при весенней ревизии подвоев, до распускания почек. Подвои с неприжившимися щитками, а также незаокулированные подлежат облагораживанию с помощью весенней прививки черенком. На юге, особенно в орошаемых питомниках, это можно делать путем окулировки прорастающей почкой. При хорошем уходе к осени из прививок вырастают саженцы, мало отличающиеся от обычных окулянтов.

Существует два способа срезки подвоев: на почку (глазок) и на шип. Выполняют эту работу секатором или садовым ножом. Шип - это часть оставленного стволика подвоя на 10...15 см выше места прививки, к которому подвязывают растущий окулянт. Выращивание с шипом применяют в районах с сильными ветрами и для сортов с большим изгибом прорастающего из почки побега. Шип удаляют во второй половине лета или весной следующего года.

В большинстве питомников выращивают саженцы без шипа. Срез делают под углом 30° на 2...3 мм выше почки щитка, при этом важно не деформировать его и не отрывать от подвоя. Места срезов на подвое необходимо замазать, чтобы не подсохли привитые почки. Приданном способе выращивания почки быстрее прорастают, а окулянты интенсивнее растут. Отпадает также необходимость в подвязке, срезке шипа. Уменьшается объем работ по удалению дикой поросли, которая ослабляет рост окулянтов, особенно в начальный период. Дикую поросль удаляют 2...3 раза, выщипывая зеленые побеги (одревесневшие побеги приходится вырезать секатором, ножом).

Появившиеся у отдельных заокулированных глазков семечковых пород бутоны удаляют, иначе задержится рост культурного побега. Как можно раньше освобождаются и от слабых побегов у подвоев с двумя окулянтами. Из культурных побегов, выросших при весенней прививке подвоев черенком, оставляют один наиболее развитый, когда его длина достигнет 10... 15 см.

Для снижения отломов от ветра из-за большой парусности культурного побега проводят окучивание, когда высота побегов достигнет 20...30 см. Эту работу через некоторое время необходимо повторить.

В течение вегетационного периода у некоторых сортов по мере роста однолеток в зоне штамба появляются боковые побеги. Их следует выламывать, пока они не одревеснели. У косточковых пород, особенно в южных районах, такие побеги из-за скороспелости почек появляются регулярно; в результате однолетки к осени вырастают разветвленными, особенно если растущий окулянт своевременно прищипывают на высоте 60...80 см.

При выращивании саженцев из зимних прививок (предварительно заокулированных подвоев) перезимовавшие растения различаются по размерам надземной системы. Ранней весной сильные саженцы подлежат кронированию, а слабые (преобладающее большинство в питомниках средней и северной зон) - обрезке на обратный рост, т. е. на нижние хорошо развитые почки. Из ближайшей к месту среза почки вырастает сильный побег; к осени он приближается по своему развитию к окулянту. Все ниже расположенные проросшие побеги подлежат удалению, как и появляющаяся на подвое поросль. Практикуют выращивание саженцев из зимних прививок и без срезки на обратный рост, но с ошмыгиванием слабых боковых побегов и оставлением одного сильного верхушечного побега. Кронирование хорошо развитых растений и уход за ними проводят так же, как в третьем поле питомника.

Несмотря на то, что саженцы из зимних прививок выращивают в течение двух лет, выросшие к осени растения считаются 1 -летними или 2-летними по числу лет основного побега. Выращивание корнесобственных саженцев из укорененных черенков на втором поле питомника аналогично выращиванию зимних прививок.

Агротехнические мероприятия включают регулярное рыхление междурядий, поливы и борьбу с вредителями, болезнями и сорняками. Пока однолетки невысокие, междурядья обрабатывают обычными тракторными культиваторами. Во второй половине лета, а у зимних прививок с самого начала полевых работ для этого используют тракторы ДТ-20К, ДТ-25К и другие, имеющие высоту дорожного просвета 1,5 м, с соответствующим набором орудий к ним. Выполняют эту работу и с применением культиваторов на конной тяге, а также современных мотоблоков. Подкормки растений азотными удобрениями проводят дважды (по 40...50 кг д. в. на 1 га): ранней весной, при начале культивации, и в фазе интенсивного роста растений. Осенью важно очистить участок от сорняков, а зимой необходимо организовать надежную защиту культурных растений от грызунов.

В южной зоне плодоводства хорошо развитые однолетки на втором поле питомника часто подлежат выкопке.

Третье поле питомника. На третьем поле заканчивается процесс выращивания 2-летних саженцев (отсюда другое его название - поле двухлеток). Саженцы должны быть хорошо развиты, иметь правильно сформированную крону. Крону закладывают только на здоровых, стандартных однолетках после их перезимовки до начала сокодвижения. Все недоразвитые, искривленные и поврежденные однолетки обрезают на обратный рост (аналогично зимним прививкам); в результате к осени из них на третьем поле вырастают хорошо развитые стандартные растения, но их относят к однолеткам. Можно проводить обрезку однолеток на крону секатором, а также использовать фронтальную косилку. Высота кронирования зависит от системы формирования, типа подвоя и др. На стволе устанавливают высоту штамба и добавляют участок с достаточным количеством почек для формирования будущей кроны

Отросшие побеги в зоне штамба удаляют в зеленом состоянии путем ошмыгивания. Из оставшихся почек развиваются боковые побеги, из которых формируют скелетные ветви будущего дерева. При использовании слаборослых подвоев из ранее заложившихся цветковых почек могут образоваться цветки. Бутоны и цветки необходимо удалять, чтобы обеспечить хороший рост саженцев.

По мере роста растений выбирают один наиболее сильный, хорошо расположенный побег и из него выводят проводник. Соседние с ним побеги прищипывают, чтобы остановить их рост, а имеющие острые углы отхождения и вертикально растущие (побеги-конкуренты) удаляют вырезкой на кольцо. Прореживают и близко расположенные боковые побеги с малыми углами расхождения. Проводят те же агротехнические мероприятия, что и во втором поле. Особенно интенсивный уход для хорошего роста растений требуется в первой половине вегетации. Во второй половине вегетации растения должны закончить рост, чтобы ткани побегов вызрели до наступления зимы. При уходе за саженцами из-за их большой высоты при междурядных обработках используют тракторы с высотой дорожного просвета 1,5 м и с соответствующими прицепными орудиями.

Таким образом, в третьем поле питомника завершается процесс выращивания 2-летних саженцев плодовых культур с использованием окулировки. Если применяют технологию размножения зимней прививкой, продолжительность выращивания можно сократить на год. Однако для этого нужно более тщательно соблюдать некоторые условия (начиная с использования хорошо развитых первосортных подвоев и черенков и кончая созданием оптимальных условий для роста растений, особенно в первом поле).

При получении слаборослых саженцев на сильнорослых подвоях (семенных или клоновых) с использованием интеркалярной (промежуточной) вставки слаборослого подвоя, а также при выращивании саженцев на штамбо - и скелетообразователях сроки выращивания удлиняются (как минимум на один год). Сократить срок получения саженцев в этих случаях также можно при применении зимней прививки, при соблюдении соответствующих условий. Можно использовать и двойную зимнюю прививку или весеннюю прививку черенком с заранее заокулированным на нем щитком, а также двойную весеннюю прививку черенками.

К экологическим особенностям агротехники выращивания саженцев в древесных школах питомников следует отнести необходимость создания оптимального соотношения между массами надземной части и корневой системы. Задача псрешколивания сводится к тому, чтобы пересадить сеянцы, произрастающие на посевной гряде в густом стоянии, распределить их в древесной школе более редко и выращивать в течение нескольких последующих лет при почти 100%-ном освещении. Обрезка же корней при выкопке сеянцев в целях псрешколивания оказывается полезной. Обычно обрезка корней у ели вызывает появление около места среза в первый же год новых мочковатых корней (иногда 15-20), часть которых превращается затем в скелетные (В.В. Миронов, 1977).

Севооборот в школах применяют с однолетним или двухлетним паром. Однолетний пар - чистый (чёрный или ранний), си- деральный или занятый - применяют в основном в школах, из которых саженцы выкапывают с открытой корневой системой. Двухлетний пар применяют при выращивании саженцев и гей- стеров повышенных размеров, которые выкапывают с закрытой корневой системой, то есть - с комом земли. При двухлетнем паровании производят засыпку ям, образовавшихся после выкопки, и почву содержат в первый год под чистым паром, во второй - под сидеральным.

Чистый пар применяют при значительной засорённости площади многолетними сорняками, а сидсральный - на площадях, очищенных от злостных сорняков. Занятый пар выполняют на плодородных почвах в условиях достаточного увлажнения или на орошаемых площадях. Многолетние травы при двухлетнем пользовании вводят в крупных орошаемых питомниках с малогумусны- ми бесструктурными почвами для накопления в них органических веществ и восстановления структуры.

Лучшим предшественником для саженцев является во всех лесорастительных зонах бобовая культура. В лесной зоне в севообороте применяют следующие многолетние травы: люпин многолетний, клевер в смеси с тимофеевкой; в лесостепной зоне - экспарцет, люцерну в смеси с райграсом высоким или пыреем бескорневищным; в степной зоне - люцерну в смеси с житняком. Общее число полей в севообороте определяется продолжительностью выращивания крупного посадочного материала плюс одно или два поля под пар.

Обработка почвы в школах включает применение паров и предпосадочную обработку почвы. В школах глубина обработки по сравнению с посевным отделением увеличивается: в лесной зоне до 35-40 см, в лесостепной - до 50 см, в степной - до 60 см. Под закладку школы крупномерных саженцев (гейстеров) и школы третьего порядка почву обрабатывают во всех лесорастительных зонах на глубину 60 см. Глубина отвальной пахоты определяется мощностью гумусового или окультуренного пахотного слоя. Нижележащие горизонты рыхлят без выноса их на поверхность. Для обработки почвы на глубину до 40 см применяют плуг ПЛ Н-4-35 с корпусами для безотвальной пахоты или почвоуглубителями, плуг ПЛН-3-35 с почвоуглубителями, плуг ПН-3-40, для обработки почвы на глубину до 50 см используют плуг плантажный ППН-40, до 60 см - плуг плантажный ППН-50 или ППУ-50А. В пару применение гербицидов и внесение удобрений аналогично посевному отделению.

Предпосадочную обработку почвы проводят для создания хорошо разрыхлённого слоя. Мощность этого слоя определяется глубиной, на которую будет проводиться посадка. Глубина рыхления почвы для посадки сеянцев и черенков 25-30 см, для посадки саженцев - 45-50 см. Почву на глубину до 30 см рыхлят культиватором-рыхлителем КРГ-3,6, который одновременно вычёсывает корни оставшихся после выкопки саженцев предыдущей ротации. Более глубокое рыхление, особенно на тяжёлых почвах, делают в два приёма сначала плантажным плугом без отвала, потом культиватором-рыхлителем КРГ-3,6, если в почве много растительных остатков. Дополнительная предпосадочная обработка почвы включает выравнивание поверхности почвы и более тщательное рыхление почвенными фрезами (ФП-2, ФПШ-1,3).

Закладка школ осуществляется весной и (реже) осенью. Высаживают 1-2-летние сеянцы (реже укоренённые черенки). Перед посадкой в школу посадочный материал сортируют, обрезают повреждённые корни, подновляют или укорачивают корневую систему. После обрезки корни обмакивают в болтушку, состоящую из жидкой смеси перегноя или торфа с землёй. В болтушку добавляют гетероауксин на 0,002%-ном растворе или другие ростовые вещества. У кустарников обрезают надземную часть на 1/3- 1/4 их высоты.

Корневая шейка при посадке должна быть ниже поверхности почвы в незасушливых районах на 1...2 см, а в засушливых - на 3...5 см. Посадка сеянцев и укоренённых черенков проводится сажалками СШП-5/3, СШП-3, ССН-1, для посадки саженцев применяют МПС-1. Для посадки крупных саженцев в посадочные ямы используют КПЯШ-6 или КЯУ-100. Посаженные растения оправляют так, чтобы они стояли прямо, почву около них уплотняют ногой, чтобы корни тесно соприкасались с почвой. После этого почву рыхлят, а в засушливых районах при недостатке влаги поливают. Затем проводят агротехнические уходы, выполняя рыхление почвы, прополку сорняков, делают поливы, вносят подкормки, ведут борьбу с вредителями и болезнями. Рыхление почвы, как основа ухода, способствует не только накоплению и сбережению влаги, но и получению посадочного материала с компактной и хорошо разветвленной корневой системой.

Уплотнённую древесную школу закладывают пятисекцион- ной посадочной машиной СШП-5/3. За один проход она может высаживать ленту из трёх или пяти рядов сеянцев. Плотность посадки машиной составляет до 330 тыс. растений на 1 га. При закладке комбинированной школы сначала однорядной лесопосадочной машиной высаживают сеянцы лиственных пород, затем в междурядья лиственных кулис машиной СШП-5/3 высаживают ленты из теневыносливых хвойных пород.

Уход за саженцами начинается сразу же после посадки путём рыхления почвы культиваторами КРСШ-2,8А, КРН-2,8А. В районах с малоснежными зимами растения, высаженные осенью, окучивают на зиму культиватором КРСШ-2,8А.

В течение вегетационного периода почву рыхлят по мере её уплотнения перечисленными выше культиваторами, а также фрезерным культиватором КФП-1,5 на тяжелых почвах 5-8 раз в год, на лёгких - 1-3 раза, в первые годы чаще, в последующие - всё реже и реже. Глубина рыхления колеблется от 7 до 16 см. Каждый раз глубину рыхления изменяют, чтобы не образовывалась уплотнённая подошва. В лесной и лесостепной зонах каждое последующее рыхление делают на большую глубину, а в степной - наоборот. Одновременно с рыхлением почвы уничтожаются сорняки. Для борьбы с сорняками семенного происхождения используют гербициды. Чаще всего применяют симазин, который вносится из расчета 2 кг/га действующего вещества.

Подкормки саженцев производят ежегодно, начиная со второго года после посадки, путём внесения удобрений на глубину 10- 15 см в ходе рыхления почвы культиватором КРСШ-2,8А. Подкормку производят весной полным минеральным удобрением. В лесной зоне при подкормке обычно вносят N - 60, Р 2 0 5 - 120, К 2 0 - 60 кг/га д. в.; в лесостепной зоне - N - 20-25, Р 2 0. - 45- 60, К 2 0 - 30-40 кг/га д. в.; в степной зоне -N - 20-25, Р 2 0 5 ~ 45-60, К^О - 20-30 кг/га действующего вещества.

Поливы в школах проводят после посадки, если она произведена весной в сухую почву, и при необходимости - в засушливый период (1-2 раза). Поливная норма определяется глубиной увлажняемого слоя, которая должна быть при посадке сеянцев и укоренённых черенков 25-30 см, при посадке саженцев - 45-50 см. Вегетационные поливы в первой школе производят с увлажнением почвы на глубину 35-40 см, во второй школе - на глубину 60-80 см.

Защита саженцев от болезней и вредителей включает профилактические и защитно-истребительные мероприятия. Основой профилактических мероприятий является высокий уровень агротехники, при котором создаются неблагоприятные для вредителей условия, препятствующие их развитию и размножению. Химические препараты применяют в основном в виде водных растворов или суспензий (800-1500 л/га). Обработку саженцев проводят опрыскивателем ОН-400.

Выкопка саженцев производится в состоянии их биологического покоя; весной это время до набухания почек, а осенью - после сформирования верхушечной почки и начала листопада. Саженцы кустарников и маломерные саженцы древесных пород, размеры которых обеспечивают проход над ними трактора, выкапывают выкопочной скобой Н ВС-1,2 или выкопочной машиной ВМ-1,25. Более крупные саженцы выкапывают выкопочным плугом ВПН-2 или выкопочной машиной ВМКМ-0,6.

Выкопанные саженцы помещают в кратковременной прикопке так, чтобы корневые шейки были засыпаны 5-10-сантиметровым слоем земли. В долговременной прикопке саженцы присыпают 25-30 сантиметровым слоем. Для предохранения растений от солнечных ожогов вершины саженцев должны быть направлены к югу.

Чаще всего сеянцы выращивают в теплицах, которые различаются формой перекрытия крыши (односкатные, двухскатные, круговые), видом материала (деревянные, металлические, железобетонные и др.), типом конструкции (оконные, ангарные, арочные, многопролётные и др.), типом ограждения (стеклянные, покрытия из синтетических плёнок и др.), периодом эксплуатации (весенне-летние и зимние), способом обогрева (отапливаемые и неотапливаемые), характером микроклимата (естественный, искусственный), мобильностью (передвижные, стационарные) и т.д. Наиболее перспективны стационарные теплицы блочного и арочного типов со стеклянным или специальным плёночным ограждением.[ ...]

Посев семян, как правило, рядовой (в грядках шириной 1 м и расстоянием между ними 0,4 м) при уменьшении нормы высева по сравнению с открытым грунтом на 20 %. Уход за посевами заключается в регулярном поливе, проветривании, рыхлении почвы и уничтожении сорняков, внекорневой подкормке посевов. Полив проводят с момента высева семян до середины июля утром путём мелкокапельного разбрызгивания воды, т.е. образования тумана. Проветривание теплиц в период прорастания семян проводится редко, в целях сохранения тепла и поддержания высокой влажности воздуха.[ ...]

Лесные саженцы, предназначенные для лесовосстановления, выращивают в древесной школе чаще всего в течение 2-8 лет. После пересадки на лесокультурную площадь они успешно противостоят травам-сорнякам, а также поросли и корневым отпрыскам мягколиственных пород, что сокращает количество агротехнических уходов. При создании культур саженцами число посад очных мест уменьшается на 40... 50 %, по сравнению с посадкой сеянцев. Саженцы широко применяют и при закладке полезащитных лесных полос, озеленении населённых пунктов, для чего их выращивают 6-12 лет и более.[ ...]

В питомниках лесной и лесостепной зон чаще всего выращивают саженцы ели, лиственницы, сосны, липы, клёна, яблони и др. В питомниках степной зоны ассортимент выращиваемых саженцев расширяется: тополь, орех грецкий, белая акация и др.[ ...]

Саженцы выращавают в простой, уплотнённой и комбинированной школах.[ ...]

В простой, или первой, школе 1-2-летние сеянцы высаживают весной с размещением 0,8x0,5 м, т.е. с расстоянием между рядами 0,8 м и в ряду 0,5 м. Во вторую школу высаживают 3-4-летние саженцы из первой с размещением 1 х1 м или 1,5x1,5 м, в третью школу - 6-8-летние саженцы из второй с размещением 3x2 м.[ ...]

В уплотнённой школе, где выращивают в основном саженцы хвойных пород, преимущественно ели, применяют чаще всего ленточные схемы, состоящие из 3-5 рядов с размещением в них 0,2...0,4 х 0,1...0,2 м (рис. 2.6).[ ...]

В комбинированной школе сочетают производство лиственных пород с длительным сроком выращивания (6-12 лет) с хвойными или кустарниками. Для этих целей лиственные растения высаживают рядами с расстоянием между ними 2,4... 3,0 и 4,0...4,6 м, а между ними высаживают по ленточной 3-5-рядной схеме хвойные (ель) или кустарники со средним сроком получения посадочного материала в течение 2-3 лет. Расстояние между рядами принимается 0,4 или 0,8 м, а при их уплотнении 0,2... 0,4 м с шагом посадки 0,1... 0,2 м (рис. 2.7).[ ...]

Обработка почвы в школьном отделении питомника проводится в основном такими же приёмами, как и в посевном. Отличительной особенностью является глубина вспашки, определяемая размерами корневой системы выращиваемых саженцев и лесорастительной зоной. В лесной и лесостепной зонах она выполняется в первой школе на глубину 30...35 см, в степной - 35...40 см. Во второй школе глубина вспашки принимается соответственно 3 5... 40 см и 40... 50 см, а в третьей - 45... 50 и 55... 65 см.[ ...]

Уход за лесными саженцами включает следующие основные рабочие операции: рыхление почвы, уничтожение сорняков, подкормка растений, полив, защита от грибных болезней и вредных насекомых, которые проводят в основном теми же приёмами, что и в посевном отделении. При выращивании саженцев декоративных и плодовых растений применяют дополнительную агротехническую операцию - формирование кроны.

В питомниках организуют узкорядные, комбинированные и уплотненные школы: 1. узкорядные школы предназначены для выращивания посадочного материала, более или менее однородного по возрасту с надземной и корневой системой. При выращивании саженцев разных размеров и возраста производят 1-3 пересадки растений с степенным увеличением площади питания. Организуют школы 3-х порядков. Выращивают 1-2 летние сеянцы в течении 2-4 лет. Схема посадки 0.7-1.0x0,35-0,5 м. 2. В комбинированных школах выращивают саженцы древесных растений и кустарников или только древесных саженцев различного возраста и размеров. Схема посадки - ряды через 1,5 м в ряду - через 0,8 м, в широкие междурядья в три ряда высаживают кустарники (0.8x0,2-0.18) 1- Уплотненные школы закладывают для выращивания массового количества укрупненного посадочного материала 4-5-летних саженцев ели и других пород. Существуют рядовые и ленточные схемы посадки рядовые - между рядами 0.4 м, а в ряду - 0,2 м, ленточные посадки бывают 3-5 рядные, межленточное пространство при этом равняется 0,5-0,7 м. В древесных школах агротехника выращивания как правило включает севообороты (черный пар). Глубина зяблевой вспашки в школах увеличивают до 35-40 см. Вспашку производят плугами общего назначения ПН-4-35, ПЛН-4-35." Закладку сеянцев осуществляют школьными сажалками СШС-3, СШП-5/З. При подготовке посадочного материала закладки школьного отделения производят его сортировку, обрезку поврежденных корней. Культивацию почвы изводят 5-8 раз за лето культиваторами КРСШ-2.8А. Для подкормки саженцев вносят удобрения N30-40 Р45-60. В уплотненных школах производят полив в зависимости от периода вегетации. В плодовых школах сеянцы высаживают в апреле по схеме 0,7-1.0x0,3-0,5 м. Прививают во второй половине лета. Перед прививкой приготавливают черенки. Плодовые саженцы после прививки выращивают в течении 2-4 лет, применял 4-6 польные севообороты с сидеральным или чистым паром.

Безопасность работ при выращивании посадочного материала.

1 При работах в питомниках, связанных с подготовкой и обработкой почвы, погрузочных и разгрузочных, гужевым транспортом, применением удобрений, перевозкой людей и инструмента, следует руководствоваться соответствующими разделами настоящих Правил.

2 При проведении поливных работ необходимо соблюдать следующие требования:

Предохранительные клапаны и контролирующие манометры, установленные на рессивере, должны быть опломбированы;

Не производить ремонт водопроводной системы и ее элементов во время работы системы;

Не производить полив на одном участке одновременно с другими видами работ;

Прекращать работу до устранения неисправности при повышении давления в системе выше разрешенного, неисправности предохранительных клапанов и блокировочных устройств; обнаружении течи в швах и соединениях, разрывов и выпучин в шлангах, перебоев в работе насоса.


3. Для удержания поднятых рам в парниках и теплицах необходимо применять специальные подставки. Рама должна иметь ручки для их подъема.

4. Очистку рам от снега необходимо проводить со специально уложенных, прочно закрепленных трапов.

5. Для выполнения работ по набивке парников биотопливом и их очистке рабочие должны быть обеспечены дежурными комплектами СИЗ (резиновые сапоги, рукавицы, фартуки).

6. При проведении механизированных работ теплицы должны вентилироваться.

На основании лесоводственной и технологической оценки лесокультурного фонда выделяют пять категорий лесокультурных площадей:

а) пустыри, прогалины, поляны, участки бывшего сельскохозяйственного пользования, гари и вырубки со сгнившими, сгоревшими или удаленными пнями, участки с незначительным количеством пней, а также земли, нарушенные добычей нерудных ископаемых, на которых произведен технический этап рекультивации;

б) невозобновившиеся вырубки и редины с наличием пней до 500 шт./га, а также более 500 шт./га, на которых при проведении рубки главного пользования оставлены пониженные пни (не более 5 см от корневых лап);

в) невозобновившиеся вырубки с наличием пней свыше 500 шт./га, на которых не производилось предварительного понижения пней (спиливания, дробления и др.);

г) площади с неудовлетворительным естественным возобновлением главными или возобновившиеся мягколиственными древесными породами и участки леса, где проведены рубки реконструкции коридорами в соответствии с ТКП 143;

д) выработанные торфяники и осушенные земли.

В Белоруссии в основном осуществляет механическую обработку почвы сплошную или частичную. Сплошную обработку почвы под лесные культуры производят на лесокультурных площадях категории на пустырях, прогалинах, вырубках. На слабозадерненных площадях именяют зяблевую обработку почвы. На сильно задерненных участках почву обрабатывают по системе черного или раннего пара плугами общего назначения ПЛН- 4-35. ПКУ-4-.35. ПЛН-3-35. Наиболее широко в лесном хозяйстве применяется частичная, обработка почвы I полосами (ширина 1.5-2,5 м проводят на лесокультурных площадях категории а на глубину 15-25 см плугами общего (ПЛН-4-35) и специального (ПРВН-1.5) назначение 2 бороздами (при этой обработке почва медленнее зарастает в первые 2-3 года, для нарезки полос применяют лесные плуги ПКЛ-70, ЛЛШ-1,2.3. путем создания микроповышений в виде пластов гребней, валов и гряд (ширина микроповышений может быть 70-100 см, для обработки почвы используют плуг лесной полосный (ПЛП-135, ПЛМ-1.3) 4 . площадками (производится на лесокультурных площадях в и г не подлежащих обработке полосами и бороздами, мотобурами (БРМ-1. ПБ-2 и др.). 5. ямками (производится на участках дренированными почвами, предназначаемых для посадки крупного посадочного материала с целью выращивания ландшафтных и других ценных лесных культур ямокопателями КЯУ-100 и КЛЯШ-60 размеры то диаметру могут варьировать в пределах 30- 1OO см, по глубине 50-60 см.

Продолжительность выращивания саженцев в школьном отделении определяется их целевым назначением. Для лесокультурных целей саженцы выращивают в течение 2-4 лет, а для озеленения древесные породы выращивают 6-12 лет, а кустарники 2-3 года.

Агротехника выращивания саженцев в школьном отделении. При выращивании саженцев применяют от одной до трех пересадок растений с постепенным увеличением площади питания. Для этой цели организуют первую, вторую и третью школы. В первую школу высаживают 1-2-летние сеянцы с расстоянием между рядами 0,8 м, размещение в ряду через 0,5 м. Во вторую школу высаживают трех-четырехлетние саженцы с размещением 1х1 м или 1,5х1,5 м, а в третью школу – шести-восьмилетние саженцы с размещением 3х2 м. Перед посадкой в школу посадочный материал сортируют; обрезают поврежденные корни и подновляют или укорачивают корневую систему до 15-25 см для условий с нормальным увлажнением и до 20-30 см районов с недостаточным увлажнением. После обрезки корни обмакивают в болтушку, состоящую из жидкой смеси перегноя или торфа с землей.

Почву в древесной школе обрабатывают на большую глубину, чем в посевном отделении, но системы обработки почвы в полях севооборота аналогичны применяемым в посевном отделении. Глубина вспашки почвы в школьном отделении определяется размерами корневых систем выращиваемых саженцев. В первой школе основную вспашку в лесной и лесостепной зонах проводят на глубину 30-35 см, а в степной зоне на 35-40 см. Во второй школе – соответственно на глубину 35-40 см и 40-50 см, а в третьей школе – на 45-50 и 55-60 см. Независимо от глубины обработки почвы удобрения вносят в верхний 20-30-сантиметровый слой, т.е. в зону основной массы корней саженцев.

Предпосадочную обработку почвы проводят без оборота пласта на глубину посадки сеянцев или саженцев. В первой школе для посадки сеянцев и укорененных черенков почву рыхлят на глубину 25-30 см плугом ПКЛ-4-35 (с безотвальными корпусами), затем используют бороны или культиватор рыхлитель КРГ-3,6. Для посадки саженцев во второй и третьей школах почву рыхлят на 45-50 см плантажными плугами без отвалов с одновременным боронованием. Дополнительная предпосадочная обработка почвы включает выравнивание поверхности почвы и более тщательное рыхление почвенными фрезами (ФП-2, ФПШ-1,3). Школы лиственных пород закладывают весной и осенью, а хвойных, как правило, весной.

Более целесообразно саженцы выращивать в комбинированных школах, в которых древесные растения со сроком выращивания 6-12 лет высаживают рядами на расстоянии 2,4-4,5 м один от другого. Между этими рядами древесных пород высаживают два или четыре ряда кустарника со сроком выращивания 2-3 года. Таким образом, за одну ротацию древесных пород проходит две и более ротаций кустарников. При этом в результате неоднократной выкопки кустарников происходит формирование корневой системы у саженцев деревьев, оставляемых в школе, за счет двустороннего обрезания у них корней выкопочной скобой.

При выращивании саженцев хвойных пород для лесокультурных целей применяют комбинированные школы с уплотненным размещением хвойных. В этом случае три или пять рядов саженцев ели или кратное их число со сроком выращивания 2-3 года чередуют с общим рядом лиственных древесных пород или хвойных пород со сроком выращивания 6-12 лет. В ряду саженцы ели высаживают через 0,1-0,2 м, а породы с длительным сроком выращивания – через 0,7-1 м.

Выращивание саженцев ели с биологическим возрастом 4-6 лет производят в уплотненной школе. Уплотнение достигается за счет применения узких междурядий и небольшого шага посадки. Схема посадки ленточная, состоящая из 2-5 рядов. Расстояние между рядами в ленте применяется от 0,4 до 0,2 м, шаг посадки 10-20 см. Перед посадкой сеянцев ели в школу у них подрезают корни, что обеспечивает формирование хорошо развитой, компактной корневой системы. При посадке в школу 2-летних сеянцев ели корни подрезают с таким расчетом, чтобы длина корневой системы была в пределах 15-18 см.

При закладке уплотненной школы почву вспахивают на глубину 30-35 см. Посадка механизированная. Наиболее перспективна пятисекционная посадочная машина СШП-5/3. За один проход она может высаживать ленту, состоящую из трех или пяти рядов сеянцев. Плотность посадки машиной составляет до 330 тыс. растений на гектар.

Корневая шейка при посадке должна быть ниже поверхности почвы в незасушливых районах на 1-2 см, а в засушливых на 3-5 см. Посаженные растения оправляют так, чтобы они стояли прямо; почву около них уплотняют, чтобы корни тесно соприкасались с почвой. После этого почву рыхлят, а в засушливых районах при недостатке влаги поливают. Затем проводят уходы, заключающиеся в рыхлении почвы, прополке сорняков, поливах, подкормке, формировании штамба и кроны, борьбе с вредителями и болезнями. Рыхление почвы способствует не только накоплению и сбережению влаги, но и получению посадочного материала с компактной и хорошо разветвленной корневой системой.

Плодовая школа. Большинство культурных плодовых растений размножаются вегетативным способом. Чаще всего для этих целей выращивают сортовые саженцы путем прививки культурного сорта. В этом случае у потомства хорошо сохраняются ценные признаки и свойства материнских деревьев привитого растения, и оно раньше начинает плодоносить.

Растение, на которое делают прививку, называют подвоем, а прививаемый глазок, черенок – привоем. Морозо-, засухоустойчивость и другие качества выращиваемых плодовых саженцев в значительной мере зависят от качества подвоев, поэтому необходимо особое внимание обращать на происхождение подвоев. Они должны быть приспособлены к местным почвенно-климатическим условиям, хорошо срастаться с привоем, обеспечивать у привитого дерева хорошую силу роста, раннее вступление в пору плодоношения, высокую урожайность, долговечность, устойчивость против неблагоприятных факторов, вредителей и болезней. Используемые подвои должны быть хорошо развитыми, иметь разветвленную корневую систему и определенную толщину корневой шейки.

Плодовые более требовательны к качеству почв, чем древесные породы, поэтому при закладке плодовых школ предъявляют повышенные требования к почвенно-грунтовым условиям и обработке почвы, а при выращивании саженцев – к системе удобрений.

Привитые саженцы большинства плодовых пород реализуют в 2-летнем возрасте, который определяется возрастом культурного побега. Лучший способ подготовки почвы для закладки плодовой школы на паровом поле – плантажная вспашка. Вспашку производят на глубину 50-60 см с предплужником. Под основную вспашку вносят органические удобрения (навоз, компост) из расчета 30-60 т/га и фосфорно-калийные удобрения – 80-90 кг/га по д.в., сразу после плантажа почву культивируют и боронуют.

На первом поле высаживают сеянцы (называемые подвоем или дичками), выполняют прививку и уход за дичками. Перед посадкой у подвоев подрезают корни и надземную часть. Подвои высаживают весной или осенью при расстоянии между рядами 0,8 м и в ряду 0,3-0,2 м.

Ранней весной следующего года (2-е поле – поле 1-летних саженцев) или поздней осенью предыдущего года стволик подвоя срезают на шип на высоте 15-20 см от места прививки (окулировки). К оставленному шипу подвязывают молодой культурный побег. В конце лета, иногда следующей весной шип срезают под углом 45 °, не оставляя пенька. Саженцы плодовых в последнее время, как правило, выращивают без шипа. Для этого ранней весной подвои срезают над прижившимся глазком. После того как культурные побеги достигают высоты 20-25 см, их окучивают землей, а сильно отклоненные подвязывают к колышку. Это оказывается дешевле, чем оставлять и срезать в дальнейшем шипы у саженцев.

Уход за 1-летними саженцами в течение лета заключается в удалении на подвоях поросли, рыхлении почвы, прополке сорняков, периодических поливах и борьбе с вредителями, прищипке побегов для регулирования роста окулянтов и подкормке растений.

На третий год (3-е поле – поле 2-летних саженцев) проводят культивацию междурядий, уничтожение сорняков, полив и подкормку растений; корневую подкормку 1-2-летних саженцев выполняют весной, внося в междурядья 100-200 кг/га аммиачной селитры, 100-150 кг/га суперфосфата и 50-60 кг/га калийной соли. Вторую подкормку выполняют в фазе активного роста саженцев с уменьшенными дозами минеральных удобрений, вносимых во влажную почву.

На 2-м и 3-м полях плодовой школы проводят формирование штамба и основ будущей кроны (ветвей первого яруса или ветвей безъярусной формы). Формирование кроны начинается с формирования у саженцев штамба. Высота штамба у саженцев, т.е. величина стволика от земли до первого сучка кроны, для каждой породы и сорта должна соответствовать действующим техническим условиям. В среднем величина штамба равна 60-80 см. Четвертое поле занято паром.

При необходимости выращивания саженцев ягодниковых кустарников организуют ягодные школы. В отличии от плодовых пород ягодниковые чаще всего размножаются зимними стеблевыми черенками (смородина, виноград) и корневыми отпрысками (летняя посадка малины) или отводками (крыжовник и др.). По аналогии с древесными школами в плодовых также возможно выращивание саженцев плодовых и ягодниковых кустарников с применением комбинированных схем.

8.3 Маточная плантация. Вегетативное размножение деревьев и кустарников возможно черенками, корневыми отпрысками, отводками, делением кустов и прививкой. Черенком называют часть побега или корня, используемого для вегетативного размножения. Черенки бывают зимние стеблевые, зеленые и корневые.

Наибольшее производственное значение имеют зимние стеблевые черенки. Их заготавливают из 1-летних и реже 2-летних побегов, которые срезают с молодых растений в период покоя, после начала листопада или ранней весной до начала сокодвижения. Побеги на черенки режут непосредственно перед посадкой. Для черенков используют среднюю и нижнюю части побегов с хорошо развитыми почками. При посадке лесных культур берут черенки длиной 25-30 см. Нарезанные черенки связывают в пучки по 50 или 100 шт. верхними концами в одну сторону и хранят до посадки в условиях, не допускающих иссушения и трогания в рост. Зимние стеблевые черенки широко применяются при размножении тополей, ив, винограда, смородины и других пород.

Зелеными, или летними, черенками называют часть растущего побега с листьями или хвоей, срезанного в фазе начинающегося одревеснения, пока он еще достаточно гибок.

Корневые черенки – отрезки корней, используемые в качестве посадочного материала. Этим посадочным материалом могут размножаться породы, образующие корневые отпрыски. Корневые отпрыски используют в виде отрезка корня или корневища материнского растения (тополя, осины, вишни, бересклета и др.) с имеющимися на нем отпрысками.

Отводки применяют преимущественно в садоводстве. Размножение отводками по своей сущности близко к размножению черенками. Разница заключается в том, что у черенков корни образуются на частях побега, отделенных от материнского растения, а у отводков связь с материнским растением сохраняется. Укоренившаяся часть побега после отделения от материнского растения представляет самостоятельную особь. Образование отводков можно наблюдать в лесу, особенно часто у липы, пихты, когда естественным путем укореняются их нижние, пригнувшиеся к земле ветви.

Деление кустов заключается в рассекании их на отдельные экземпляры, имеющие надземную и подземную части.

Прививка – особый способ вегетативного размножения. При ней сращивается глазок (спящая почка) или черенок размножаемого вида (сорта), называемого привоем, со стволиком другого вида, называемого подвоем. Лучше всего срастаются привой и подвой одного и того же вида, но прививают иногда компоненты, принадлежащие к разным видам, родам и даже семействам.

Маточные плантации тополей и ив. Маточные плантации тополей и ив создают для получения черенков, используемых для лесокультурных работ и выращивания черенковых саженцев. Плантации закладывают на участках с ровным рельефом, достаточно плодородными и увлажненными почвами. Затопляемые участки под плантации отводить не следует. Для закладки маточной плантации отбирают лучшие виды и сорта тополей и ив.

Почвы под плантации подготавливают по системе черного пара с основной вспашкой на глубину 35-50 см. При этом глубина вспашки должна быть больше длины высаживаемых черенков на 5-8 см. Перед основной вспашкой вносят навоз или компост (20-100 т/га).

Закладывают маточные плантации весной или осенью черенками, сеянцами и 1-летними черенковыми саженцами. Плантации закладывают кустовой или штамбовой формы. На кустовых плантациях тополя и древовидной ивы расстояние между кустами 1х1, 1х1,5 и 1,5х1,5 м, а на штамбовых плантациях этих пород 2х2 и 2х3 м. Высаживаемые в плантацию черенки тополя должны иметь длину 20-25 см, а в южных районах до 30 см и толщину у верхнего среза 0,6-2 см для тополя и 0,4-1,0 см для ивы. Черенки высаживают вровень с поверхностью почвы, оставляя верхнюю почку открытой.

При закладке плантации 2-летними черенковыми саженцами корневую систему подрезают, оставляя основные корни длиной не менее 15 см. Одновременно укорачивают надземную часть, оставляя пенек высотой до 10-12 см. после посадки почву рыхлят, а если нужно, то и поливают. За плантациями необходимо вести регулярный уход: рыхлить почву, пропалывать сорняки, вносить удобрения, бороться с болезнями и вредителями, а в засушливых условиях, кроме того, поливать почву.

В первый год после закладки маточной плантации, независимо от того, достигли или не достигли хлысты необходимых размеров для резки из них черенков, хлысты срезают на высоте 3 см от поверхности почвы. Это способствует образованию новых побегов из спящих почек. Во второй и последующие годы хлысты срезают выше предыдущего на 3-5 см. После 5-6 лет эксплуатации 1 год хлысты не срезают, а в предшествующую этому году осень проводят мелкую перепашку междурядий, одновременно вносят удобрения. На следующий год после отдыха плантации ее омолаживают срезкой 2-летних побегов у самой земли. После омолаживания плантация эксплуатируется еще 5-6 лет, а всего 10-12 лет.

Срезанные хлысты увязывают в пучки по 50-100 шт. каждого вида и сорта отдельно и хранят до посадки в подвалах переслоенными слегка влажным песком, в траншеях или под снегом. Каждый пучок должен иметь этикетку с указанием породы и сорта. При заготовке большого количества побегов осенью для весенней посадки их хранят в траншеях глубиной 1,5 м и шириной равной длине побегов. Траншею роют в сухом месте, на дно ее насыпают слой свежего песка, а на него укладывают рядами пучки побегов. Ряды побегов переслаивают лапником или соломой. Сверху траншею засыпают землей, а зимой, кроме того, снегом, который покрывают соломой. Побеги, срезанные весной, хранят в траншеях глубиной до 0,5 м или под снегом в затененном месте.


Лекция 9 - Выращивание сеянцев и саженцев в закрытом грунте лесного питомника

План

9.1 Закрытый грунт и типы теплиц

9.2 Выращивание сеянцев с открытой корневой системой

9.3 Выращивание посадочного материала с закрытой корневой системой

9.1 Закрытый грунт и типы теплиц. Закрытый грунт лесного питомника – это часть посевного, школьного или маточного отделений питомника, предназначенная для выращивания посадочного материала в теплицах, оранжереях или парниках. Для выращивания лесного посадочного материала в закрытом грунте используют стационарные и переносные теплицы различных типов с покрытием из синтетических пленок. Стационарные теплицы бывают арочные и блочного типа, а также переносные (передвижные) мало крупногабаритные.

Арочные теплицы имеют несущие конструкции в виде арок. В настоящее время наиболее распространены арочные теплицы высотой 2-4 м, длиной 10-4 м, шириной 4-8 м.

Стационарные теплицы блочного типа состоят из отдельных блоков размером: высота в карнизе 2,2 м, в коньке 4,1 м ширина 6 м, длина 48 м.

Малогабаритные передвижные теплицы – это такие теплицы, в которых работы по уходу за посевами выполняют после снятия полиэтиленовых покрытий.

Крупногабаритные передвижные теплицы позволяют перемещать их с места на место, но в то же время уходы за посадочным материалом проводить без снятия пленочных покрытий.

Выращивание посадочного материала в закрытом грунте позволяет создавать благоприятные условия микроклимата (температуры и влажности воздуха и почвы, освещенности, содержания углекислого газа и минерального питания) для сеянцев и саженцев.

Эффективность использования теплиц в значительной мере зависит от выбора места и расположения их на площади. Почвы должны быть песчаными или супесчаными. Они могут быть легкими и средними суглинками, но в этом случае для улучшения дренажа под гряды подсыпается 15-20-сантиметровый слой песка. Уровень грунтовых вод должен быть не ближе 1,5 м, а участок ровным или с небольшим уклоном. Необходимое условие организации теплицы – наличие источников водоснабжения. Полиэтиленовая пленка не отличается высокой прочностью. Поэтому теплицы следует располагать под защитой стен леса или предусматривать посадку ветрозащитных лесных полос, которые должны находиться на таком расстоянии, чтобы не затенять и не снижать освещенность теплицы. Недопустимо строить теплицы на низких местах. В этих условиях скапливается избыточная влага, долго держатся заморозки и ощущается недостаток освещения.

9.2 Выращивание сеянцев с открытой корневой системой. При выращивании сеянцев в закрытом грунте используют стационарные и малогабаритные передвижные теплицы с полиэтиленовым покрытием. Последними накрывают посевы в обычных питомниках на минеральных почвах. При проведении работ такие покрытия снимают. Эти теплицы не обеспечивают комплексной механизации работ и поддержания оптимальных режимов среды, а поэтому применяются редко. Указанные недостатки отсутствуют в стационарных теплицах, где выращивают основную массу сеянцев.

Для выращивания сеянцев в стационарных теплицах используют рыхлый субстрат, который слабо уплотняется и не требует рыхления, мало заселен семенами трав, обладает антисептическими свойствами и не имеет инфекционных грибных болезней. Оптимальные условия минерального питания сеянцев обеспечиваются за счет пропитки субстрата растворами, содержащими необходимые элементы минеральной пищи.

Выращивание в полиэтиленовых теплицах сеянцев имеет следующие преимущества по сравнению с открытым грунтом: посев семян можно начинать на 2 недели раньше; норма высева семян на 1 м посевной бороздки снижается на 30-40 %; грунтовая всхожесть семян выше в 3-5 раз, а выход сеянцев с единицы площади в 4-7 раз; период роста сеянцев удлиняется на несколько недель; интенсивность фотосинтеза возрастает, а транспирация снижается; срок выращивания стандартного посадочного материала сокращается на 1 год.

Работы в теплицах начинаются гораздо раньше, чем в открытом грунте. Поэтому осенью проводят все необходимые подготовительные работы, а ранней весной теплицы покрывают полиэтиленовой пленкой, завозят субстрат, а затем высевают семена.

Лучшим субстратом для выращивания сеянцев сосны, ели и лиственницы считают удобренный свежий слаборазложившийся (степень разложения 5-10 %) сфагновый верховой торф. Он слабо уплотняется и не требует рыхлений, мало заселен семенами трав, обладает антисептическими свойствами и не имеет инфекции грибных болезней. Торф заготавливают осенью. Ранней весной его смешивают с известью, фосфорными и калийными удобрениями, которые вносят в соответствии с принятыми дозами. Затем торф завозят в теплицу и рассыпают слоем 15-18 см.

Предпосевную подготовку семян проводят теми же способами, что и при посеве в открытый грунт, но с обязательной последующей их обработкой фунгицидами. Глубина заделки семян должна быть близкой к 0,5 см. После высева почву слегка прикатывают и обильно поливают.

В период прорастания семян для сохранения тепла и влажности воздуха и повышения температуры в теплице ее проветривают минимально. После появления всходов, когда сеянцы особенно чувствительны к перегреву, в жаркие часы дня (с 11 до 16 ч) теплицы проветривают с таким расчетом, чтобы относительная влажность воздуха не падала ниже 60 %. В дальнейшем (примерно с 20 июня до середины июля) в период формирования корневой системы и ассимиляционного аппарата сеянцев интенсивность проветривания усиливается. После этого ее снижают с таким расчетом, чтобы обеспечить температуру воздуха в пределах 20-30 °С, а влажность воздуха 75-85 %. С середины или второй половины августа теплицы постепенно раскрывают, что приводит к выравниванию гидротермического режима в теплице с условиями открытого грунта. К моменту полного удаления пленки происходит одревеснение стволика и закаливание растения.

Поливы посевов проводят в первой половине вегетационного периода (май, июнь), ежедневно (при дождливой и пасмурной погоде через 1-2 дня), в последующем через 2-3 дня, а с середины августа 1 раз в неделю. Периодичность и интенсивность поливов устанавливают по степени влажности субстрата.

В период наиболее интенсивного роста сеянцев вносят жидкие азотные удобрения. Для этой цели используют поливную систему. Необходимость в прополках посевов на слаборазложившемся сфагновом верховом торфе обычно незначительна и рыхление субстрата, как правило, не требуется.

При тщательном соблюдении технологии выращивания сеянцев на сфагновом торфе обычно не наблюдается поражения всходов и сеянцев болезнями. Однако повышенная температура и слабая аэрация воздуха в теплице создают предпосылки для развития грибных болезней. Поэтому за посевами должен быть установлен постоянный лесопатологический надзор, и в случае появления заболеваний проводят необходимые меры борьбы.

Выкапывают сеянцы обычно ранней весной, через 5-10 дней после покрытия теплицы пленкой, вслед за таянием снега и оттаиванием почвы. В связи с тем, что к моменту выкопки сеянцев почва на лесокультурной площади и в школьном отделении еще не оттаяла, эти сеянцы до посадки хранят в ледниках.

9.3 Выращивание посадочного материала с закрытой корневой системой. Для повышения приживаемости сеянцев и саженцев и удлинения сроков посадки культур используют посадочный материал с закрытой корневой системой. Его выращивают в различных контейнерах для корневых систем: торфоперегнойных горшочках с полным комплексом органоминеральных удобрений; стаканчиках из бумаги, целлюлозы или картона, постепенно разлагающихся в почве; пластмассовых стаканчиках, гильзах и тюбиках с продольными щелями или перфорацией для выхода корней; торфяных или торфяно-почвенных брикетах разной формы и размеров с удерживающей перфорированной пластиковой оболочкой или без нее; брикетах из пористых синтетических материалах и т.п.

Получить посадочный материал с закрытой корневой системой можно путем выращивания сеянцев (чаще всего 1-летних) в контейнерах, горшочках и т.п. или путем заделки корней уже выращенных сеянцев в специальный субстрат или контейнеры с субстратом с последующим доращиванием сеянцев 1,5-2 месяца под пленкой или 3 месяца в открытом грунте. На протяжении периода доращивания влажность субстрата поддерживается на уровне 70-80 %. К концу этого периода ее снижают до 55-60 %. В таком состоянии брикеты становятся прочными и пригодными для транспортировки и механизированной посадки.

Выращивание саженцев древесных пород может происходить в полиэтиленовых рулонах. В этом случае используется полиэтиленовая лента шириной 35 см, на которую наносят слой субстрата 1-3 см, состоящий из смеси мелкоизмельченного торфа с минеральными удобрениями. На слой субстрата через каждые 15 см с двух сторон укладывают сеянцы, а затем на них насыпают второй слой субстрата такой же толщины.

После этого ленту закатывают в рулон, обвязывают шпагатом и разрезают поперек на две половины. Готовые рулоны устанавливают в теплице плотно один к другому; образовавшиеся между рулонами воздушные пространства заполняют торфом или грунтом. При такой технологии выращивания на 1 га теплицы размещается 1,2-1,4 млн. саженцев.

Находят применение также складные бумажные контейнеры (кассеты). В этом случае сначала растягивают плоскую заготовку, напоминающую гармошку, и получают сотовый блок (кассету), который закрепляют в рамке и заполняют сухим субстратом. Затем в каждую ячейку высевают по одному сухому семени. Готовые блоки в форме ящиков поступают в теплицу.

Заполнение блоков субстратом и высев семян могут проводиться в течение всего года, после чего их хранят в специальных помещениях при определенной влажности и температуре до момента перенесения в теплицу. Под пленкой растения выращивают 8 недель, а затем в открытом грунте.

Выращивание посадочного материала с закрытой корневой системой позволяет проводить посадку в течение всего безморозного периода года и иметь высокую приживаемость культур; корневая система сеянцев и саженцев при их посадке в культуры не повреждается; наличие субстрата, обогащенного элементами минеральной пищи, повышает жизнестойкость высаженных растений. Однако чрезмерное плодородие субстрата горшочков, брикетов и т.п. вредно, так как в этом случае при посадке саженцев на лесокультурную площадь в результате различия в плодородии субстрата посадочного материала и почвы наблюдается хемотропизм корней. Это может отразиться на общем развитии растений в фазе приживания и на последующих этапах роста культур и их устойчивости к неблагоприятным условиям. Состав питательного субстрата, используемого для выращивания посадочного материала с закрытой корневой системой, а также наружная оболочка брикета, горшочка и т.п. не должны препятствовать нормальному развитию корневых систем.


Лекция 10 - Техническая приемка работ. Выкопка и хранение посадочного материала с открытой и закрытой корневой системой

План

10.1 Техническая приемка работ

10.2 Инвентаризация посадочного материала

10.3 Выкопка и хранение посадочного материала с открытой корневой системой

10.4 Хранение посадочного материала с закрытой корневой системой

10.5 Перевозка посадочного материала

10.1 Техническая приемка работ. Техническую приемку работ и инвентаризацию посадочного материала проводит специальная комиссия, утвержденная приказом директора лесохозяйственного предприятия, в составе представителя лесхоза, лесничего или инженера, техника, представителя профоорганизации и бригадира, за которым закреплены принимаемые и инвентаризуемые участки. Когда питомник находится на самостоятельном балансе, комиссию образуют приказом директора питомника. Эта работа оформляется актом, на основании чего делают соответствующие отметки в книге лесного питомника.

Техническую приемку посевов в питомнике проводят после появления всходов, но не позднее первого месяца со дня проведения посевов, техническую приемку работ по закладке школьных отделений, а также плантаций – не позднее 10 дней со дня окончания работ. При технической приемке работ в посевном и школьном отделениях обращают внимание на соблюдение рекомендуемых проектом схем посевов и размещения саженцев в школе, норму высева и глубину заделки семян. Определяется качество подготовки почвы, состояние посевов и посадок в день приемки, указываются причины неудовлетворительного состояния посевов и посадок и намечаются мероприятия по исправлению допущенных недостатков.

10.2 Инвентаризация посадочного материала. Ежегодно после окончания периода вегетации, но до начала осенней выкопки сеянцев и саженцев, т.е. с 1 сентября до 1 ноября, в зависимости от лесорастительной зоны, в которой расположен питомник, проводят инвентаризацию лесного посадочного материала – определение площади посевов и посадок, количества и качества сеянцев и саженцев, выращенных в лесном питомнике.

Инвентаризацию сеянцев в посевном отделении проводят методом диагональных ходов. При равномерном размещении сеянцев в строчках перечету подлежат 2 %, а при неравномерном – 4 % метров посевных строк по каждой породе и каждому возрасту сеянцев. Перечет сеянцев методом диагональных ходов проводят на учетных отрезках посевных строк длиной равной 2 или 4 % от средней длины посевной строчки на данном участке. Для этой цели по диагонали участка натягивают шнур, от которого в местах пересечения с посевными строками в одну какую-либо сторону вдоль каждого рядка откладывают учетный отрезок, на котором пересчитывают все сеянцы. Общее количество сеянцев на участке определяют умножением найденного среднего количества сеянцев на 1 м на общее число метров посевных строк на участке.

Для нахождения общего количества стандартных сеянцев измеряют посадочный материал на учетных отрезках (высоту надземной части и диаметр корневой шейки) и сравнивают полученные данные с требованиями ГОСТов на сеянцы и саженцы. При наличии на участке до 10 тыс. сеянцев измеряют 100 растений; если на участке насчитывается от 10 до 50 тыс. шт., измеряют 250 сеянцев; при общем количестве сеянцев на участке от 50 до 100 тыс. шт. измерения производят у 350 растений, при большем количестве сеянцев на участке (более 100 тыс. шт.) для обмера берут 500 сеянцев.

В питомниках с большим посевным отделением в целях уменьшения затрат труда и времени рекомендуется проводить инвентаризацию в два приема. В первый прием проводят пробную инвентаризацию для установления минимального числа учетных отрезков, необходимого для получения достоверных данных при основной инвентаризации. Длину учетного отрезка принимают при этом способе постоянную, 0,5 м. Пробную инвентаризацию независимо от площади участка проводят на 20 отрезках. Во второй прием осуществляют основную инвентаризацию на учетных отрезках, количество которых определено при пробной инвентаризации.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»