Разбавители для масляных красок. Растворитель для масляных красок: характеристики, отзывы Каким маслом разбавлять масляные краски

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Максимальное разнообразие вспомогательных средств произведено именно для масляных красок. Их можно разделить на три типа:

1. СВЯЗУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА

Связующие используются как обязательный компонент при изготовлении масляных красок, а также как добавка в готовые краски для разбавления, разжижения и увеличения текучести состава. Основными связующими при изготовлении масляных красок являются масла, которые при высыхании образуют пленку. Это льняное, маковое, сафлоровое , ореховое, конопляное, подсолнечное масла. Они отличаются скоростью высыхания, качеством пленки, цветом и тенденцией к пожелтению .

Самое популярное, льняное масло , отличается высокой скоростью высыхания, слабой тенденцией к пожелтению и способностью краски сохранять эластичность в течение длительного времени. При высыхании оно образует твердую, прочную, эластичную пленку, нерастворимую в органических растворителях.

Маковое или сафлоровое масло высыхают медленнее, и они лучше сочетаются со светлыми тонами красок. При высыхании они образуют более мягкую пленку, частично растворимую в органических растворителях.

Виды масла

Виды/ Особенности

Время высыхания

Пленка

Тенденция к пожелтению

1.Отбеленное, рафинированное

2.Уплотненное №1 и №2

Используется и как связующее, и в составе «Тройников», вязкое

образует твердую, прочную, эластичную пленку, нерастворимую в органических растворителях

Тенденция к пожелтению

Практически не желтеет.

Только как связующее

Образованная пленка менее прочная и эластичная, чем у льняного масла

Практически не желтеет.

Масло также используется для изготовления эмульсионных грунтов и масляных лаков. Введение масла замедляет скорость полимеризации.

- Что такое «масло рафинированное»?

Рафинированное , то же самое, что и очищенное . Это значит, масло прошло специальную обработку для удаления веществ, которые влияют на качество масла при длительном хранении, то есть масло «не прогоркает», не окислиться.

Для того, чтобы убрать природную желтизну масла, проводят отбеливание . Чтобы сделать масло более густым, вязким, увеличить его скорость полимеризации (затвердения), масло уплотняют (прокачивают кислородом - оксидируют).

Таким образом:

    • Очищенное = Рафинированное
    • Отбеленное
    • Уплотненное = Полимеризованное = Оксидированное

2. РАЗБАВИТЕЛИ МАСЛЯНЫХ КРАСОК И ЛАКОВ

Разбавители масляных красок и лаков служат для уменьшения вязкости красок в процессе работы, а также используются для очистки кистей, палитр и других инструментов.

Для живописи маслом используются разбавители двух видов:

1. Терпены – углеводороды природного происхождения (терпентин , пинен , скипидар). Имеют разные названия, т.к. производятся из различных пород сосен. Это продукт очистки вытяжки из сосны от «смолы»

Льняное масло + Смола + Скипидар

Разбавитель красок + Разбавитель лаков, но не Очиститель+Лак для лессировок

Зарубежные производители также предлагают большой выбор разбавителей. Основное назначение того или иного разбавителя вынесено в название: Медиум для увеличения текучести; Медиум для увеличения прозрачности, Растворитель масляных красок.

- От применения разбавителя краски осветляются?

Да, действительно, разбавители осветляют некоторые краски, но после испарения разбавителя краски опять приобретают свойственный им цвет.

- Разбавители токсичны?

Да, все органические разбавители, в определенной степени, огнеопасны и токсичны и требуют соблюдения мер предосторожности при использовании. Хранить разбавители следует в плотно закрытых флаконах. Скипидар под воздействием света окисляется, поэтому храниться в темноте или непрозрачной емкости.

3. ЛАКИ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

В технике масляной живописи существуют четыре группы лаков, различающиеся по своему назначению:

Это раствор смол в пинене; исключение – копаловая смола, растворенная в льняном масле. Как добавка к масляным краскам используются следующие лаки: Мастичный , Даммарный , Копаловый, Кедровый , Пихтовый . Они улучшают оптические свойства краски, способствуют лучшей связи между грунтом и красочным слоем и между отдельными слоями многослойной живописи, придавая им твердость и эластичность. Произведения, исполненные на этих лаках, будут отличаться почти полным отсутствием пожухания.

Это раствор смол в активном растворителе. Применяется в качестве промежуточного слоя для предотвращения жухлости и усиления адгезии красочных слоёв. Их задача – освежить работу, создать эффект сырой краски. Состав – масло + лак + растворитель. Например, льняное масло + копал + пинен.

  1. Лаки для лессировок

Это раствор смол в сильно уплотненном масле. Образует НЕобратимую пленку при высыхании. Применяется для изоляции одного живописного слоя от другого , для создания лессировок. Это может быть копаловая смола в льняном масле. Разбавитель «Тройник» (раствор льняного масла и лака в скипидаре) за счет присутствия в нем масла, также является лаком для лессировок.

  1. Лаки для покрытия поверхности (лаки покрывные)

Это раствор смол в пинене. Образуют обратимую пленку при высыхании. Применяются для покрытия живописной поверхности в консервационных или защитных целях . Бывают глянцевыми, матовыми или полуматовыми (с добавлением воска или иных матирующих веществ). Называются «Покрывной» - для живописи и «Фиксатив» - для графики.



Свойства

раствор смолы в пинене

Склонен к пожелтению

раствор смолы в пинене + этиловый спирт

Гигроскопичен => возможно помутнение лаковой пленки от влажности

Копаловый

раствор смолы в льняном масле + пинен

Темного цвета. Растворенный в масле используется как лак для лессировки

являются хорошими заменителями Даммарного лака. Из них получается отличный Тройник (добавить пинен и масло).

раствор смолы в пинене или скипидарe

раствор смол в пинене + уайт-спирите + бутиловый спирт

Сохнет дольше Мастичного. Обладает большей эластичностью и прочностью, чем Мастичный и Даммарный

У западных производителей большинство выпускаемых лаков – акриловые . Это покрывные универсальные лаки, подходящие для всех видов живописных слоев, в том числе и для масла.

- Мне нужно, чтобы масло стало более жидким. Что посоветуете?

Маслом для разжижения красок нужно пользоваться не как разбавителем, а только в виде добавки, очень ограниченно – только при лессировках или нанесении тонких красочных слоев. Иначе краска может начать «сползать» под собственным весом по картине.

При работе с медленно сохнущими красками от использования чистого масла следует отказаться. Рекомендуется работать смесью художественного масла с лаком (даммарным или мастичным), или только разбавителем.

- У меня пожух красочный слой. Что посоветуете? Чем можно восстановить?

Надо протереть живописный слой Ретушным лаком, или Тройником или уплотненным льняным маслом №1 и №2.

- Мне нужен лак, чтобы краска не пожелтела. Какой посоветуете? (одинаково, для масла и акрила)

Акриловый, Даммарный, Кедровый, Пихтовый лаки – все живописные лаки.

4. ЗАМЕДЛИТЕЛИ И УСКОРИТЕЛИ ВЫСЫХАНИЯ

Замедлители и ускорители высыхания добавляются в масляную краску перед нанесением на основу.

Классические средства ускорения высыхания масляных красок носят название сиккативы (г. Санкт-Петербург)

Европейских производителей:

Чтобы разобраться в тонкостях свойств того или иного медиума производитель составляет сводную таблицу. Например, так выглядит таблица медиумов Schmincke, Германия:


Строительная масляная краска может быть густотертой либо уже полностью готовой к использованию. С густотертыми обязательно применяется растворитель для масляных красок. Эмали такого типа смешиваются в определенной пропорции с растворяющей жидкостью. Это необходимо в случае, если краска засохла или ее будут использовать в качестве грунтовки. Подходящий разбавитель подбирают исходя из особенностей окрашиваемых поверхности и впитывающих свойств.

Основные группы растворителей

Сегодня существует пять групп веществ, которые применяются в отделочных работах в качестве растворителей.

Это нефтедистилляты, или же побочные продукты нефтепереработки, различные спирты, кетоны, эфиры, а также гликолевые эфиры.

Нефтедистилляты

Все знают, что такое скипидар, и его можно было бы зачислить в шестую группу жидкостей. Однако его рабочие характеристики сильно близки к нефтедистиллятам, и лучше всего включать его именно в эту группу. Каждый конкретный растворитель для масляных красок из группы имеет свои особенности. Наиболее распространены нефтедистилляты, которые также называют углеводородами. Молекула такого вещества представляет собой атом углерода и водорода. Жидкости, которые входят в эту группу, производят посредством переработки нефти, а точнее разделения ее на фракции под воздействием температур. Скипидар - это продукт перегонки, однако получают его вовсе не из нефти, а из смол хвойных пород древесины.

Нефтяные растворители используются для работы с восками, маслами, красками, эмалями на масляной основе. Любой растворитель которого основан на углеводородах, имеет характеристики и свойства, которые похожи на свойства масел или восков. Иногда эти жидкости могут применяться в производстве смазочных материалов или составов для очистки и ухода за мебелью. Дистилляты, в которых значительно меньше масел, а это толуол либо ксилол, могут использоваться для удаления масляных пятен и чаще всего применяются для обезжиривания поверхностей.

Любые продукты на основе нефтедистиллятов можно смешивать разными способами и в любых пропорциях. Спирты и гликолевые эфиры вместе с масляными красками не используются. У них другие характеристики и свойства.

Чем разбавить масляную краску

Растворитель для масляных красок при необходимости можно всегда купить в любом строительном магазине или гипермаркете. Существует несколько жидкостей, которые подходят для работы с красителями на основе масел.

Растворитель «647»

Это доступное и популярное решение. Вещество поставляется в виде жидкости с довольно резким запахом. При эксплуатации следует соблюдать осторожность - состав очень легко загорается. Что касается его свойств, то с ним краска имеет равномерную консистенцию.

Уайт-спирит

Это самая широко распространенная и популярная жидкость. Если заглянуть в учебники по химии, то данный растворитель представляет собой по составу особый сорт бензина, предназначенный специально для лакокрасочных производств. Удельный вес составляет 0,77 кг, а закипит эта жидкость при 140-150 градусах.

Изготавливается она посредством Уайт-спирит - это жидкий состав без цвета, который имеет свойства, позволяющие ему растворять связующие вещества, содержащиеся в масляных красках. Еще одна характеристика - жидкость имеет невысокую скорость испарения, что очень положительно для художников.

Скипидар

Это не менее популярный растворитель для масляных красок, нежели уайт-спирит. Состав широко применяется для смешивания и разжижения не только масляных красителей, но и алкидностирольных. Также применяются скипидар в процессе производства лаков, в основе которых лежит копал, канифоль или даммара. Существует в продаже очищенный либо неочищенный скипидар.

До того как химики создали уайт-спирит, скипидар занимал почетное место основной жидкости для растворения лаков и красок. Это эфирное масло, имеющее сложный химический состав. Получают его в процессе обработки терпентина, живицы и частей древесины хвойных пород, насыщенных смолами. Сегодня современная промышленность изготавливает три вида скипидаров - древесные, пневые и терпентинные продукты.

Древесная жидкость получается посредством обработки по специальным технологиям древесной смолы и веток хвойных деревьев. В свежем виде это жидкость с желтоватым либо коричневым оттенком, который в процессе обработки может исчезнуть.

Пневые скипидары производят по специальным технологиям уже из пневых частей хвойного дерева. Терпентинные - это чистые эфирные масла, которые получают при помощи перегонки смолы. Она добывается только из растущего дерева. Так скипидар в процессе производства не потеряет своих уникальных свойств и ценных элементов.

Керосин

Эта жидкость прекрасно подойдет для использования в качестве растворителя для красителей на масляной основе. Ее часто используют для восстановления старой застывшей масляной краски. Для большей эффективности в керосин можно добавить сиккатив - например любой скипидар. Но это может увеличить время засыхания масляной краски.

Бензин

Данный состав знаком каждому. Он представляет собой прозрачную жидкость без цвета с характерным запахом. В быту чистые бензины часто применяются в качестве растворителей масляных красителей, пентафталевых составов, шпатлевок и лаков. Также бензин можно применять как растворитель для масляно-фталевых красок. С ним масляная жидкость приобретет матовый оттенок. Компонент популярен в строительстве - используется для разбавления густотертой краски.

«Тройник»

Эта смесь популярна у художников, однако может использоваться и в малярных работах. В составе данной жидкости - очищенное льняное масло, скипидар, и

При помощи этого «тройника» можно без труда за короткое время придать масляному красителю оптимальную консистенцию. Художники любят данный раствор за то, что он не только помогает разбавить краску, но им можно и очистить инструменты. Данный состав значительно улучшает проницаемость в окрашиваемую поверхность, а в живописи позволяет сделать картину более точной.

Чем заменить растворитель для масляных красок

Масляные краски могут эксплуатироваться по-разному, но в любом случае в красители добавляют растворители. Сейчас существует масса различных растворяющих смесей для эмалей и красок, и каждый имеет свои недостатки и преимущества. Бывает, что использовать специальное средство нет никакой возможности. Самый распространенный вариант замены - это обыкновенный бензин. Кроме него, можно с большим успехом применить скипидар или уайт-спирит.

Растворители без запаха

Лакокрасочная промышленность сейчас развита как никогда - в продаже можно найти огромное количество видов и подвидов разбавителей и растворителей. При всей практичности уайт-спиритов и скипидаров они достаточно токсичны и имеют характерный запах. А что делать, если человек предпочитает растворитель для масляных Есть несколько вариантов. Художники оценили все преимущество льняного масла - это хороший растворитель для масляных красителей. Одно из его свойств - практически полное отсутствие запаха. Однако есть и минус - долгое время засыхания краски.

Рекомендуется использовать «Тройник» - промышленную смесь, которая также практически не пахнет. Ну а самый лучший растворитель масляной краски, не имеющий запаха, - это состав от бренда Tikkurila. Он предлагается в прозрачных пластиковых бутылках с надписью желтого цвета. Данный состав быстро засыхает, а хватит его надолго. Также не имеет запаха состав Diluent, но сам по себе он достаточно вредный.

Разбавители масляных красок применяют в основном для разжижения (разбавления) масляных красок, хотя производители пишут, что их можно также использовать для мытья кистей, очистки палитры, что с моей точки зрения является просто расточительством. Палитру можно помыть более дешевыми разбавителями, купленными в хозяйственном магазине, а кисти - и вовсе просто хозяйственным мылом с теплой водой. Главное, не давать им засохнуть - кончили работать, сразу же вымыли. Впрочем, в данном вопросе сам художник решает чем ему мыть свои любимые кисти.

Я поклонница Санкт-Петербургского завода художественных красок «Невская палитра» (далее просто «ЗХК»), краски которого я нашла самыми лучшими из числа отечественных, а потому и разбавители я в основном использую именно его производства. Но иногда я покупаю и кое-какие разбавители Новосибирского производителя, ООО «Экспериментальная мастерская технологий искусств» (далее просто ЭМТИ).

Хочу предупредить: я говорю именно о разбавителях, а не растворителях. На первый взгляд между ними нет разницы - оба они разжижают краску. Однако разбавитель просто снижает вязкость краски, не нарушая ее структуру, и после высыхания испаряется, оставляя краску в ее родном виде. Попросту говоря, разбавитель просто облегчает «размазывание» краски, но в остальном нет никакой разницы, использовали ли вы разбавитель или нет. Я, кстати, теперь разбавители почти не использую, хотя раньше они у меня уходили пузырьками.

А вот растворитель вмешивается в структуру краски, растворяя ее пленкообразующие вещества, то есть масло, и после его высыхания вы получаете измененную краску, свойства которой могут разительно отличаться от заявленных. Например, она может расслаиваться, рассыпаться. Кроме того, растворитель способен растворить уже высохший слой краски, поверх которого вы накладываете новый слой с растворителем. Так что вместо, скажем, лессировки, вы, грубо говоря, получите живопись «по-сырому», в результате чего лессирующая краска смешается с краской основы и изменит как свой цвет, так и цвет основы, гарантируя вам непредсказуемый и, скорее всего, плачевный результат.

К сожалению, ни один разбавитель не является разбавителем в чистом смысле этого слова: одни вещества он не растворяет, а другие растворяет. Поэтому, чем меньше разбавителя и чем реже вы его используете, тем лучше. И ни в коем случае не используйте «разбавитель», купленный не в художественном магазине, а, например, в аптеке. Даже если он и называется похоже и состав имеет такой же, вы все равно покупаете кота в мешке. И еще одно - старайтесь использовать разбавители исключительно того же производителя, что и разбавляемая краска. Это, скорее всего, избавит вас от проблем, хотя, например, тот же самый ЗКХ предупреждает в своем каталоге: «Разбавители масляных красок - это группа средств, применение которых требует специальных знаний ».

Я не буду вдаваться в химические свойства разбавителей, а просто приведу разбавители масляных красок указанных выше производителей, которые я опробовала и которые можно купить в любом магазине художественных товаров. Еще раз подчеркну: в магазине художественных товаров, а не в магазине хозяйственных товаров, аптеке или еще где!

Разбавитель № 1 (ЗХК)

Этот разбавитель состоит из смеси скипидара и уайт-спирита (скипидар – продукт переработки сосновой смолы, уайт-спирит – продукт переработки нефти) в соотношении 1:1.

Если нужно работать с краской «по-сырому» подольше, то, скорее всего, этот растворитель - то, что вам надо. В аннотации к нему написано, «при добавлении в масляную краску снижает ее концентрацию, делает краску менее насыщенной и увеличивает время высыхания».

Для разбавления лака и для очистки поверхности от лака не годится, но зато отлично очищает палитру и кисти от масляной краски.

Разбавитель № 2 (ЗХК)

Этот разбавитель - чистый уайт-спирит, продукт переработки нефти. Годится для разведения масляных красок, очистки поверхности, кистей и палитры от масляной краски. Пользоваться им следует с осторожностью - он обладает высокой проникающей способностью и может просачиваться на обратную сторону холста сквозь микротрещины в грунте.

Избыточное разбавление им красок может сделать красочный слой рыхлым и непрочным, что может привести к осыпанию. Для разбавления лаков и очистки поверхности и кистей от лака он не подходит, т. к. имеет низкую растворяющую способность.

Учтите, что при разбавлении красок как смесью уайт-спирита со скипидаром (разбавитель № 1), так и чистым уайт-спиритом (разбавитель № 2) красочный слой со временем темнеет. Это же касается и упомянутого ниже скипидара живичного производства ЭМТИ. Поэтому я рекомендую использовать вместо них пинен (разбавитель № 4).

Разбавитель "Тройник" (ЗХК)

Часто его называют разбавителем № 3. Смесь даммарного лака, льняного масла и скипидара. Дает блеск и яркие насыщенные тона. Разбавитель применяется для разбавления масляных красок, а также в качестве промежуточного слоя для усиления сцепления красочных слоев. Для очистки поверхностей и кистей не используют.

Каждый компонент этого разбавителя сам по себе разбавитель. Кроме того, поскольку льняное масло может вызвать съеживание красочного слоя, особенно промежуточного, многие художники используют не «тройник», а так называемый «двойник», который в чистом виде не выпускается. Это даммарный лак, смешанный с разбавителем, например пиненом (разбавитель № 4).

Разбавитель № 4, п инен (ЗХК)

Свое название пинен получил от латинского названия сосны - Pinus. Пинен является составляющей скипидара и получается путем очистки скипидара живичного от осмолившихся веществ.

Пинен окисляется значительно меньше, чем скипидар, который не рекомендуется использовать в живописи из за его склонности к пожелтению и осмолению. Пинен же почти не осмоляется и не желтеет.

Он хорошо разбавляет как краски, так и лаки. Испаряется он быстрее чем разбавитель №2 (уайт-спирит). Пинен снижает блеск красок, поэтому при его использовании нужно соблюдать определенную осторожность.

Разбавитель слабопахнущий (Сонет)

Хорошо очищенный уайт-спирит. Делает краски более прозрачными, позволяя получить плавные переходы тонов. Улучшает текучесть красок и сцепление слоев красок. Быстро высыхает, не желтеет.

Применяется для разбавления масляных красок, смывания красок с полотен, мытья кистей и палитры. Не разбавляет лаки.

Учтите, отсутствие запаха не делает этот разбавитель менее токсичным, чем разбавитель № 2, который пахнет довольно сильно.

Разбавитель для художественных масляных красок (ЗХК)

Смесь отбеленного рафинированного льняного масло и уайт-спирита с добавлением сиккатива. Делает краски более прозрачными и менее насыщенными, позволяя получать плавные переходы тонов.

Уменьшает время высыхания масляных красок.

Может использоваться как очиститель кистей, палитр от масляных красок. Хотя, как я уже сказала, для этого лучше использовать более дешевые растворители.

Разбавитель масляный (ЭМТИ)

Аналогичен предыдущему разбавителю для художественных красок производства ЗКХ «Невская палитра».

То есть, это та же смесь отбеленного рафинированного льняного масла и уайт-спирита с добавлением кобальтового сиккатива.

Применяется для разбавления быстросохнущих масляных красок. Увеличивает время высыхания красок как на палитре, так и на холсте, позволяя художнику дольше работать «по-сырому».

Скипидар живичный (ЭМТИ)

Желтоватая жидкость с характерным сосновым запахом. Получают ее путем перегонки живицы (смолы хвойных деревьев) с помощью водяного пара. В сосновой смоле содержится до 30 % скипидара. Живичный скипидар - это полностью натуральный продукт, так сказать «сок» соснового дерева. На свету и при наличии воздуха он осмоляется, превращаясь в густую желтую массу, поэтому хранить его следует в хорошо закрытом пузырьке и в темном месте.

Используется как растворитель и разбавитель масляных и алкидных художественных красок, а также лаков. Кроме того, он хорошо отмывает кисти и палитру.

Масло льняное рафинированное отбеленное (ЗХК)

Используется для разбавления масляных красок. Для его изготовления на заводе используется только натуральное полимеризованное масло холодного прессования. Кроме того, при его производстве тщательно обеспечивается качество получения масла на всех этапах его приготовления: прессование, выпаривание, отбеливание, фильтрация.

Добавление льняного масла в краску дает большие преимущества: у краски значительно улучшается разносимость, сцепление с холостом и нижележащими слоями краски. Также краска становится менее концентрированной, более прозрачной, яркой, блестящей.

Замедляет время высыхания красочной пленки. Художник дольше может работать «по-сырому», создавать лессировки.

Масло льняное уплотненное № 2 (ЗХК)

Применяется в масляной живописи в качестве разбавителя красок.

Плёнка этого масла более влагостойка и менее склонна к пожелтению, чем приведенное выше льняное рафинированное отбеленное масло.

Лак даммарный (ЗХК)

Состоит из раствора смолы даммара в пинене или скипидаре. Полностью натуральный продукт.

Это живописный лак, применяемый как разбавитель масляных красок, но многие художники используют его и как покрывной лак для законченных работ. Также его используют для закрепления промежуточных слоев и для протирки промежуточных слоев при послойной живописи, т. е. в качестве ретушного лака.

Даммарный лак при хранении может мутнеть, но после высыхания (испарения пинена) он восстанавливает свою чистоту. Кроме того, при хранении, он может загустевать, но легко разбавляется пиненом.

Картина, покрытая даммарным лаком, со временем может потемнеть и пожелтеть, поэтому лучше использовать для этой цели акрил-стирольный лак, который также выпускается ЗХК.

Лак пихтовый (ЗХК)

Состоит из раствора пихтовой смолы в пинене или скипидаре.

В отличие от даммарного лака, этот лак нельзя использовать в качестве финишного, так как его пленка даже после полного высыхания легко растворяется.

Поэтому пихтовый лак применяется исключительно для разбавления масляных красок или наносится на промежуточные слои краски для предотвращения пожухания красок и усиления сцепления красочных слоев. При добавлении в краску пихтовый лак предотвращает ее сморщивание и потускнение, поддерживая яркость и чистоту исходного цвета и усиливая глубину тонов.

Ну, вот вроде бы все...

Оговорка: я не берусь судить об импортных разбавителях. По своим свойствам они в основном аналогичны отечественным. В чем-то они (возможно) лучше, а в чем-то даже хуже. Я уж не говорю о возможных подделках. Если вы «поклонник западного», то можете использовать их, но я вам в этом не советчик. Зарубежных марок разбавителей и их производителей так много, что понадобится целая книга и многие месяцы экспериментов, чтобы описать их. Так что смотрите сами.

Просто пробуйте разные разбавители (с учетом того, что я написала и что вам нужно), пока не найдете свой. Это, кстати, касается и отечественных разбавителей. Универсального, идеального разбавителя просто не существует. Вы должны найти своего любимчика сами. Для меня таким любимчиком стал пинен - разбавитель №4 «Невской палитры». Есть разбавитель с тем же номером и тем же названием и у ЭМТИ, но я о нем судить не берусь.

И снова повторю: обычно я использую разбавитель только в первых слоях живописи, когда делаю классическую имприматуру. На последующих же этапах я добавляю разбавитель в краску лишь изредка, так как считаю, что хорошая краска в ее заводском виде уже имеет оптимальную консистенцию (вязкость) и в разбавлении не нуждается. Надо всего лишь подольше повозить краску кисточкой, чтобы получить абсолютно такой же результат, что и с разбавителем.

Если, конечно, вы не рисуете что-то этакое, экспрессионистское, стекающее с холста, как в следующем видео. :)

Таких «художников» мои советы не касаются...

А остальным я желаю успехов в освоении этого важного, но очень капризного компонента.

Татьяна Казакова

Если вам понравилось, поделитесь с друзьями →

Если же у вас возникли вопросы или вы с чем-то несогласны, или у вас есть пожелания, то оставьте комментарий. На вопросы я отвечу сразу, а ваши замечания и пожелания я учту и использую для уточнения текста этой статьи и в будущих статьях. Вы можете даже подсказать мне, статью о чем вы хотели бы увидеть в этом разделе следующей. И не стесняйтесь – мне очень важны ваши мнения!

Ни для кого не будет секретом то, что масляные краски — это самый популярный вид красок среди художников. Многие из них считают именно масляные краски самыми совершенным и достойным средством отображения прекрасного окружающего мира.

Мы предлагаем вашему вниманию обзорную статью о составе красок, их преимуществе и методах разжижения.

Состав художественных масляных красок

Как правило, масляные краски наносятся на холст в разбавленном виде. С этой целью применяют специальные разбавители, в частности льняное масло либо терпентин. Данное средство добавляется в краску посредством кисточки или мастихина.

Масляные краски состоят из окрашивающих пигментов и масла, являющегося связующим компонентом.

Пигмент обогащает краску цветом и служит в качестве загустителя. Данное вещество представляет собой обычный порошок, поэтому его невозможно наносить на холст без дополнительного элемента. Чтобы краска приобрела нужную консистенцию, к пигменту примешивают растительное масло (традиционно, льняное).

Чем разбавляют масляные краски?

На начальном этапе для разжижения краски рекомендуется применять разбавитель. Зачастую он состоит из одинаковых частей льняного масла и терпентина. В результате полученная смесь позволяет краске достаточно быстро сохнуть. Благодаря его использованию не слои краски не растрескиваются.

Разбавитель для масляных красок

Масло льна является одновременно составной частью масляных красок и разбавителем. Из-за воздействия воздуха оно окисляется, обеспечивая высыхание краски. Добавив льняного масла, можно достичь такого эффекта, при котором слои краски становятся более блестящими и прозрачными.

Благодаря тому, что масляная краска высыхает довольно медленно, художники добиваются нужного перехода цветов.

От количества масла, содержащегося в краске, зависит, как быстро она сможет высыхать. Во время высыхания льняное масло не испаряется, поэтому необходимо его добавлять в умеренном количестве.

Терпентин тоже способен разбавлять масляные краски, однако действует на них несколько иначе. В процессе высыхания он улетучивается, поэтому слой высохшей краски растрескивается. Это вещество применяется для более скорого высыхания красок. Помимо того, из-за разбавления терпентином масляная краска выглядит матовой.

Когда добавлять растворитель

До того, как нанести краску на поверхность холста, масляные краски нужно довести до определенной консистенции. Если сильнее разбавить краску, она будет более прозрачной, а рисунок и фактура холста станут явно проявляться.

Возможность нанесения легких прозрачных мазков составляет отличительную особенность масляной живописи.

Как правильно разбавить краски

Разбавить краски с помощью кисти очень легко: чистую кисточку опускают в растворитель, а затем переносят ее в краску на палитре. Круговым равномерным движением перемешивают краску и разбавитель до образования однородной консистенции. Это действие повторяют, пока не удастся достичь необходимой плотности краски.

Чтобы разбавить краски посредством мастихина, нужно проделать следующие действия: опустите кончик мастихина в разбавитель, а затем смешайте его с определенным цветом краски на палитре. В результате лезвие будет плоским шаром скользить по холсту. В случае, если краски растекаются, их нужно собирать ребром мастихина и перемешать до той консистенции, пока они не станут достаточно вязкими и однородными.

Применение масленок

Как правило, масленки сочетают вместе с разбавителем. Данные приспособления бывают как одинарными, так и двойными. Обычно в масленку первого типа наливается смесь терпентина и льняного масла. Второй тип используют для смеси и чистого терпентина. Оба вида разбавителей дают возможность достичь интересного эффекта в масляной живописи. Благодаря специальному зажиму масленки закрепляются к палитре.

Использование скипидара

С помощью скипидара также можно разбавить масляные краски, однако его все же не рекомендуют применять с этой целью. Это средство отлично подходит для очищения кистей, палитры и мастихина от красок. Необходимо помнить, что после высыхания масляная краска становится очень прочной, поэтому нельзя допускать, чтобы по окончании работ инструменты остались в краске. Для этого необходимо устранить все остатки краски с кисточек, палитры и мастихина.

П реимущества маслян ых крас ок :

  • Густая и чистая цветовая гамма. Эти краски с легкостью смешиваются, благодаря чему можно получить практически любой необходимый оттенок и цвет, не зависимо от того, темный он или светлый, яркий или приглушенный.
  • В отличие от акриловой, масляная краска достаточно долго остается на холсте влажной. Это позволяет смешивать нужные цвета прямо на картине.
  • Эти краски можно наносить непосредственно друг на друга путем нескольких слоев. При этом краски не мутнеют, как это происходит с акварелью.
  • Не менее важной особенностью масляных красок является то, что в работе с ними очень просто можно исправить допущенные ошибки. Этот вид красок легко удаляется с поверхности холста с помощью разных инструментов. В этих целях можно применять мастихин, шпатель или обычную тряпочку. Если же слой масляных красок уже просох, поверх него можно нанести новый слой.

Наверное, каждый может припомнить за собой подобный случай, что в период ремонта не раз по собственной невнимательности забывал закрыть банку с краской, от чего материал, к огромному разочарованию, застывал и более не был пригоден для использования. Ниже приведены примеры возможных растворителей для красок, которые помогут вам спасти загустевшую краску, или же просто развести новую.

Масляные краски, сами по себе, могут быть как густотертыми, так и сразу же иметь консистенцию, необходимую при их применении. Краски, условно называемые "густыми", в таком виде используются крайне редко, чаще всего их разводят растворителем. Так же этой специфической жидкостью разводят уже засохшие краски или те, которые планируют использоваться как грунтовка.

Вид растворителя для краски определяется согласно свойств материала, на который краска будет накладываться.

Масляная краска без труда разводится многими химическими веществами, которые крайне просто приобрести в строительных магазинах. В качестве примеров можно назвать такие растворители: скипидар (очищенные или же нет), бензин, растворитель 647 керосин (только с добавлением сиккатива), уайт-спирт. Однако уайт-спирт, растворитель 647 и скипидар на сегодняшний день являются самыми широко используемыми видами растворителей.

Область применения того же уайт-спирата крайне велика. Он составляет не шуточную конкуренцию скипидару, обороты продаж которого упали после того, как на рынках появился уайт-спирт.

Уайт-спирит для масляных красок используется в таких случаях:

  1. Для получения органодисперсии при разведении лакокрасочных покрытий.
  2. С целью разведения лаков, грунтовки, олифы, эмалей, автоконсервантов и т.д.
  3. Применяется для промывания кистей после завершения работы.
  4. С целью обезжирить поверхность, если вдруг возникает подобного рода проблема.
  5. Может применяться в качестве растворителя для каучука или же алкидов.

Такой растворитель является крайне популярным в силу своей доступности, ведь цена его вполне приемлема, даже учитывая широкий спектр его применения.

При использовании уайт-спирта расходы краски или же другого вида лакокрасочного покрытия существенно сокращается, однако качество покраски остается неизменным.

При желании, возможно даже найти такой вид уайт-спирта, который не имеет характерного для него резкого запаха.

Правила использования уайт-спирита для масляных красок:

  1. Не следует забывать о мерах предосторожности, так что стоит избегать нахождения растворителей около каких-либо источников открытого огня или же рубильников. Так же стоит заранее обратить внимание на то, что растворители некоторых составов могут самовоспламеняться под воздействием температур.
  2. Так же нужно обращать внимание на довольно резкий запах вещества. Потому разводить краску нужно исключительно в хорошо проветриваемых помещениях или же вовсе на открытом воздухе.
  3. Из-за химического состава растворителей не следует допускать их попалания на кожу или же слизистую. В противном случае, нужно немедленно промыть место попадания вещества водой. Одежда так же может испортиться от попадания на нее сильного химического вещества.

Скипидар на данный момент является популярным средством для разведения краски. Помимо этого, его применяют в производстве канифоли, а также даммары. Его так же можно обнаружить в лаках на основе копала. Состав скипидара сложен, а сам по себе он походит на эфирное масло.

Виды скипидара для масляных красок:

  1. Пневый скипидар. Изготавливается он, главным образом, из коры хвойных деревьев, а также пней.
  2. Древесный скипидар. При изготовлении используются ветви и коры деревьев, которая содержит в себе смолу. В своем изначальном виде, подобный скипидар представляет собой жидкость коричневатого оттенка, который исчезает сразу же после повторной обработки.
  3. Терпентинный скипидар. Этот вид растворителя можно сравнить разве что с настоящим эфирным маслом, так как получают его посредством перегонки смолы и смолистых материалов самых разных видов хвойных деревьев. Ценные свойства этого масла не теряются даже после вторичной его обработки, что является несомненным его преимуществом.

Растворитель 647 - довольно сильное бесцветное химическое вещество, которое имеет свойство легко воспламеняться, а также источает резкий неприятный запах, что вполне характерно для данного типа растворителей. Зачастую эта жидкость применяется для разбавления алкидных эмалей и пентафлатеиновых эмалей. Им довольно часто разводят лаки или же шпаклевку. Растворителем предварительно обезжиривают поверхности, которые необходимо окрасить. Так же данной жидкостью промываются различные промышленные инструменты и детали, а помимо этого растворитель 647 применяют для очищения загрязненной ткани.

Разбавляя краску следует быть крайне осторожным в её соотношении растворителем, так как при неправильном количестве растворителя краску легко можно испортить. В разбавленном виде краска используется для лучшего проникновения в поверхностный материал. Смесь краски с растворителем так же применяется в качестве грунтовки.

Хорошо вымешать ее на протяжении 10-20 минут до однородного состояния.

Таблица. Физико-химические показатели растворителя 647.

Универсальным растворителем на сегодняшний день считают олифу. Она же входит в состав краски, благодаря ей при нанесении краски на поверхность образуется тонкая пленка.

Вид олифы, которую стоит применять зависит непосредственно от того, какой ее вид содержится в составе самой краски. Помимо этого, все масляные краски классифицируются и другим ее составляющим, в ее состав могут входить различные пигментирующие вещества и наполнители. Если же в состав краски входит только один компонент, то название краске дается именно по названию этого самого компонента.

В названии так же может присутствовать цифра 2, которая означает, что лакокрасочный материал применим для всех поверхностей, если краска разводится той же олифой, что входит в ее состав.

Для краски видам олифы так же существует специальная классификация:

МА-0,25. Обозначается на упаковке. Такая пометка свидетельствует о том, что в состав краски входят вредные токсичные вещества, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на здоровье, а также источать характерный запах еще долгое время после высыхания покрытия.

МА-0,21. Краски на основе натуральной олифы. В процентном содержании: 96% натуральных масел (масла сои, подсолнечника, льна) и 4% сиккативов. В основном применяется для окрашивания стен, окон, дверей как снаружи, так и внутри помещения.

ГФ-0,23. Галифталевая олифа - заменитель натуральной.

ПФ-0,24. Так маркируется пентафталевая олиф. В ее состав входят сиккатив или глицерин. На 50% состоит из натуральных материалов.

В соответствии со стандартами, на упаковке должно прописываться, какие растворители следует использовать с данным типом краски, а также ее расход на 1 квадратный метр при нанесении в 1-2 слоя.

Масляные краски являются самым прочным и долгоиграющим покрытием среди остальных лакокрасочных материалов.

Они отлично подходят для нанесения на штукатурку, металл, бетон и дерево. Так же данное покрытие защищает поверхность от таких пагубных явлений как коррозия, гниение, защищает от излишней влаги. Помимо этого, этот вид лакокрасочных изделий так же используется в качестве грунтовочной основы и имеет декоративное значение. Они более яркие, и, разумеется могут быть использованы не только для покраски стен снаружи дома, так и внутри него.

Они незаменимы для творческих личностей, ведь именно так, зачастую, создаются шедевры изобразительного искусства. Так что еще одним плюсом в пользу масляных красок можно считать их распространенность и применимость в абсолютно разных сферах жизни.

Перед тем, как определиться с выбором, чем все-таки лучше было бы развести краску, вам нужно решить для себя, что именно вам стоит приобрести. Возможно, растворитель, а может быть и разбавитель. Растворители лучше использовать в тех случаях, когда краска попросту застыла, высохла. После его добавления нужно подождать некоторое время, от пары минут, до пары часов, чтобы краска приобрела нужную вам консистенцию. Тогда вы можете без проблем работать с материалом. А в том случае, когда краска загустела, лучше применять разбавитель. С его помощью вы так же предадите краске нужную консистенцию так как подобного рода вещества снижают вязкость лакокрасочного состава.

материалы по теме

Гидрофобизирующие добавки

Актуальной проблемой при использовании бетона и кирпича является их гидроизоляционное покрытие. Это связано с деструктивным влиянием влаги на строительные объекты и материалы. Перепады во влажности воздуха, повышенное, или пониженное содержание воды и ее паров в окружающей среде могут привести к ряду нежелательных последствий.

Вопрос снятия масляной краски на сегодняшний день имеет большую актуальность, так как подобного рода проблема имеет место практически в каждом случае косметического ремонта. Такое занятие, как удаление краски, может как стать для вас вопросом десяти минут, так и явится вам скорее в образе проклятия, забирая у вас часы драгоценного времени, сил, а зачастую и средств. Удаление именно масляной краски со стен процесс наиболее трудоемкий, а особенно в тех случаях, когда краска нанесена поверх штукатурки или бетона. Однако если же вы все-таки решились на новую покраску, то ниже будут приведены и рассмотрены самые простые, а потому популярные способы по удалению масляной краски с поверхностей.

У каждого художника есть своя уникальная техника, позволяющие ему создавать настоящие произведения искусства. Однако для того, чтобы перенести все свои мысли и творческие идеи на бумагу, необходимо подобрать правильные краски. Ведь дело здесь не только в гармоничном сочетании цветов. Важно найти лакокрасочные материалы, позволяющие сохранить вашу работу на долгие годы.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»