Социальная антиутопия. «Антиутопия как обособленный литературный жанр

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Лекции по зарубежной литературе ХХ века (очное отделение I семестр)

Лекция № 9

Первым художественным произведением Оруэлла стала повесть-притча «Скотный двор» («Animal Farm», 1945). Жанровое определение, данное автором в подзаголовке – «сказочная история», сказка. Основным приемом в повести-притче является аллегория. Каждый персонаж повести представляет собой аллегорию социального типа или пародию на того или иного политического деятеля, а вся ситуация, описанная в произведении пародирует реальную политическую действительность в Советской России 1 пол. ХХ века. Так в образе хряка Наполеона явно прослеживаются черты биографии Сталина, а в образе Снежка – Троцкого. Основная мораль, которую читатель должен вынести из этой притчи заключается в том , что все политические перевороты, хотя и начинаются как события во благо народа, совершаются исключительно ради личной выгоды политиков. Крылатым выражением стала одна из исправленных заповедей животных «Все животные равны, но некоторые равнее других».

Второе художественное произведение Оруэлла – роман-антиутопия «1984», написанный в 1948 году. Название романа сложилось из года написания произведения. Автор относил действие романа в будущее, но четкая дата художественного времени сложилась в последний момент.

Образ государства, изображаемого в романе, складывается на основе приема «перевертыша», превращения какого-либо объекта или факта в свою противоположность. Так в Океании есть три министерства: министерство правды (занимается фальсификацией истории), министерство изобилия (экономика) и министерство любви (государственная полиция). На работе проводят «пятиминутки ненависти», молодежь вступает в «антиполовой союз», браки должны заключаться только без любви, уничтожается язык, смысл слов утрачивается или превращается в свою противоположность.

Прежде чем рассмотреть лучшие книги в жанре антиутопия, ознакомиться с их содержанием и понять, почему книги этого жанра во все времена вызывают неподдельный интерес читателей, вернемся к истокам происхождения этого термина.

Что такое «антиутопия»?

Термин «антиутопия» появился в литературе как полная противоположность произведениям, написанным в жанре утопии. Первым писателем, давшим старт целому литературному направлению, был английский философ Томас Мор. Начало утопического жанра принято выводить из его романа «Утопия» (1516). Собственно, большинство его трудов показывали идеальное общество, в котором все живут счастливо и спокойно. Название этому миру - утопия.

В противовес его «безмятежным» произведениям стали появляться работы писателей, рассказывающих о совершенно противоположном обществе, стране или мире. В них государство ограничивало свободу человека, зачастую и свободу мысли. Произведения, написанные в таком ключе, стали называть антиутопией.

В словарях «антиутопия» характеризуется как кризис надежды, бессмысленность революционной борьбы, неустранимость социального зла. Наука рассматривается не как способ решения глобальных проблем и способ построения социального порядка, а как средство порабощения человека.

Довольно сложно определить, какие из книг в этом жанре являются самыми популярными, поскольку их рейтинг, как правило, зависит от многих обстоятельств: страны и государственного устройства, социальных и экономических факторов, времени и возраста читателей. Конечно, особняком, как лучшие книги утопии и антиутопии, стоят первые произведения, написанные в этих жанрах.

Истоки антиутопии

Родиной этого термина, так же как и его антагониста, стала Англия. В 1848 году философ впервые употребил слово «антиутопист» как полную противоположность «утописта». Как литературный жанр термин «антиутопия» ввели Г. Негли и М. Патрик в своей работе «В поисках утопии» (1952).

Сам жанр расцвел много раньше. В двадцатые годы, на волне мировых войн и революций, идеи утопизма начали воплощаться в жизнь. Не удивительно, что первой страной, реализовавшей такие идеи, стала большевистская Россия. Построение нового общества вызвало мировой общественности, и новый строй безжалостно стал высмеиваться в англоязычных произведениях. Они и сегодня занимают первые строки списков «Лучшие антиутопии», «Книги всех времен»:

  • 1932 - «О, дивный новый мир», О. Хаксли.
  • 1945 - «Звероферма», Дж. Оруэлл.
  • 1949 - «1984», Дж. Оруэлл.

В этих романах наряду с неприятием коммунистической тирании, как и всякой другой, отражается общее смятение перед возможностью бездушной цивилизации. Эти произведения прошли проверку временем как лучшие антиутопии. Книги этого жанра востребованы и сейчас. Так в чем же секрет антиутопии?

Суть антиутопий

Как видно из вышесказанного, антиутопия - это пародия на утопическую идею. Она подчеркивает опасность смешения социального «вымысла» с фактами. То есть проводит границу между реальностью и вымыслом. В антиутопиях, которые раскрывают так называемое идеальное общество, описывается внутренний мир человека, живущего в этом обществе. Его чувства, мысли.

Увиденное «изнутри» показывает сущность этого общества, его неприглядную изнанку. На поверку оказывается, что идеальное общество не столь совершенно. Разобраться в том, как расплачивается обыкновенный человек за всеобщее счастье, и призывают лучшие антиутопии. Книги, как правило, написаны авторами, для которых объектом исследования становится человеческая душа, неповторимая и непредсказуемая.

Антиутопия отображает «новый мир» изнутри с позиции человека, живущего в нем. Для огромного, бездушного государственного механизма человек словно винтик. И в определенный момент в человеке пробуждаются естественные человеческие чувства, которые несовместимы с существующей системой, построенной на ограничениях, запретах и подчинении интересам государства.

Между личностью и общественным укладом возникает конфликт. Антиутопия показывает несовместимость утопических идей с интересами отдельной личности. Раскрывает абсурдность утопических проектов. Отчетливо демонстрирует, как провозглашенное равенство оборачивается уравниловкой; государственное устройство насильно определяет человеческое поведение; технический прогресс превращает человека в механизм. Это и призваны показать лучшие антиутопии.

Произведения в жанре утопии указывают путь к совершенству. Цель же антиутопии - показать абсурдность этой идеи, предупредить об опасностях, ждущих на этом пути. Осмысливая социальные и духовные процессы, анализируя заблуждения, антиутопия не ставит своей целью все отрицать, а лишь стремится указать на тупики и последствия, возможные пути преодоления.

Самые лучшие антиутопии

Книги, которые предшествовали появлению антиутопии, призваны показать, к чему могут привести тревожные явления современности, какие плоды они могут принести. К таким романам можно отнести следующие:

  • 1871 - «Грядущая раса», Э. Булвер-Литтон.
  • 1890 - «Колонна Цезаря», И. Донелли.
  • 1907 - «Железная пята», Дж. Лондон.

В тридцатые годы появляется целый ряд произведений - предупреждений и антиутопий, которые указывали на фашистскую угрозу:

  • 1930 - «Самодержавие мистера Паргема», Г. Уэллс.
  • 1935 - «У нас это невозможно», С. Льюис.
  • 1936 - «Война с саламандрами», К. Чапек.

Сюда же можно отнести и указанные выше произведения Хаксли, Оруэлла. «451 градус по Фаренгейту» (1953) Р. Брэдбери считается одним из лучших романов в данном жанре.

Итак, ма разобрались, что такое антиутопия. Книги (список лучших из них, известнейших, которые на все времена признаны непревзойденными в рамках данного направления, рассмотрим более подробно далее) эти до сих пор пользуются спросом. Более того, сегодня они актуальны, как никогда. В чем же их ценность? О чем предупреждают авторы этих романов?

От классики до современности

Повесть Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», бесспорно, является классикой антиутопического жанра. Книга на все времена. Автор, один из немногих, предупреждает здесь об угрозе тоталитаризма. Мнение читателей, оставляющих отзывы о произведении, схожи: как много предвидел автор. То, что сейчас происходит вокруг, Брэдбери предсказал еще несколько десятков лет назад. О чем эта повесть, многие годы не покидающая первых строчек списка «Лучшие антиутопии»?

Книги этого жанра действительно написаны «мастерами изображения человеческих душ». Насколько точно многие из них смогли отобразить внутренний мир человека и далекое в те времена будущее. Повесть «451 градус» - очень смелая, хорошо написанная книга. Автор знакомит читателя с рядовыми людьми. Вводит в обычный дом, где хозяйка отрешается от окружающей жизни «ракушками» - радиоприемником или ожившими телевизорными стенами. Знакомо? Если «телевизорные стены» поменять на слова «интернет и телевизор», то получим окружающую нас действительность.

Мир, нарисованный автором, искрится всеми цветами радуги, льется из динамиков, билборды тянутся вдоль трасс сплошными многометровыми полотнами. Друзей заменяют «родственники», с экранов интересующиеся делами и отнимающие все свободное время. На окружающую красоту времени не остается - на первые цветы и весеннее солнце, закаты и рассветы, даже на собственных детей.

Но люди, живущие среди говорящих стен, счастливы. И рецепт их счастья довольно прост: они одинаковы. Они ничего не хотят, живут только в мире своих гостиных. Им большего не надо. Мало запоминают, мало думают, их головы забиты одним и тем же.

Книги в этом мире под запретом. Хранение книг - карается. Здесь их сжигают. Пожарные не спасают жизни людей, не тушат огонь. Они сжигают книги. Разрушая тем самым человеческие жизни. Один из героев повести, пожарный Гай Монтэг, встречается однажды с девушкой, которой удается «встряхнуть» этого героя, разбудить в нем тягу к нормальной жизни, к истинным человеческим ценностям.

Оруэлл и его романы

«1984» - потрясающий роман, в котором общество показано как тоталитарный строй, основанный на духовном и физическом порабощении. Пронизанный ненавистью и страхом. Обыватели этого мира живут под неусыпным оком «старшего брата». «Министерство правды» уничтожает историю, регулирует, какие факты уничтожить, какие исправить или оставить.

«Распыление», то есть социальный отбор, считается частью государственной машины. Человека могут арестовать, могут выпустить. А случается так, что он пропадает без вести. Жить в этом мире непросто. Государство ведет войны, объясняя населению, что это для их блага. «Мир - это война». Товаров первой необходимости нет, еда - отмеренный паек.

Ударный труд на благо общества, внеурочные работы, субботники, государственные праздники - обычное явление в этом мире. Шаг в сторону от общепринятых законов - и человек не жилец. «Свобода - это рабство». Профессионалы оруэлловского мира заняты дезинформацией населения. Уничтожение и искажение документов, подмена фактов. Везде ложь, вопиющая ложь. «Незнание - это сила».

Романы Оруэлла тяжелые, но сильные. Безусловно, это лучшие антиутопии. Книги написаны хорошо, от первой и до последней страницы пронизаны здравыми мыслями. Автором движут только благие намерения - предостеречь человечество от социальной катастрофы. Показать, что насилие, жестокость, безжалостность, безмолвие общества порождают абсолютную власть. В конечном итоге счастливы только те, кто живет ради партии. Но абсолютная власть убивает личность. Возвращает его в первобытное состояние. Даже больше. способна погубить человечество.

«Скотный двор»

Второе произведение этого автора, которое считают одной из лучших антиутопий, - «Скотный двор» (второе название - «Звероферма»). Здесь автор показывает не государство, политическую систему или какой-либо строй. В этом произведении он классифицирует людей, сопоставляя их с животными.

Овцы - безвольные, глупые люди, которые делают и говорят только то, что им велят. Они неспособны думать собственной головой и от этого воспринимают все нововведения как что-то само собой разумеющееся. Кони - наивные, добродушные, готовые работать за идею день и ночь. На таких держится мир. Псы не гнушаются грязной работой. Их главная задача - исполнить волю хозяина. Они готовы служить сегодня одним, завтра другим, лишь бы сытно кормили.

Свирепый хряк Наполеон в романе Оруэлла узнаваем. Человек, готовый воздвигнуть себе трон в любом месте, лишь бы водрузиться на него и удержаться любыми способами. Обвал, которого автор представляет в романе как молодого хряка, должен был быть Такой человек удобен при любой власти - обвинить, свалить на него любой грешок. С подсвинком Стукачом все ясно - он способен сделать черное белым, и наоборот. Убедительный лжец и прекрасный оратор, он изменяет факты одним только словом.

Сатирическая, поучительная притча, близкая к реалиям жизни. Демократия, монархия, социализм, коммунизм - какая разница. Пока к власти будут приходить люди, низкие в своих желаниях и порывах, неважно, в какой стране и при каком строе, общество не увидит ничего хорошего. Благо для народа - достойный правитель.

Новый мир

В романе Олдоса Хаксли «О, дивный новый мир» не все так страшно, как у Оруэлла. Его мир зиждется на сильном Мировом государстве, которое охватила технократия. Оставлены небольшие резервации, как экономически невыгодные, в качестве заповедников. Казалось бы, все стабильно и правильно. Но нет.

Людей в этом мире делят на касты: альфы занимаются умственным трудом - это первый сорт, альфа-плюсы занимают руководящие должности, альфа-минусы - люди поменьше чином. Беты - женщины для альф. Беты-плюсы и минусы, соответственно, умнее и глупее. Дельты и гаммы - обслуга, сельскохозяйственные рабочие. Эпсилоны - низший слой, умственно отсталое население, исполняющее рутинную механическую работу.

Особи выращиваются в стеклянных бутылях, воспитываются по-разному, даже цвет одежды у них отличается. Главное условие нового мира - стандартизация людей. Девиз - «Общность, одинаковость, стабильность». Отвергая историю, они все Все и вся подчинены целесообразности во благо Мирового государства.

Основная проблема этого мира в том, что искусственное равенство не может удовлетворить мыслящих людей. Некоторые альфы не могут приспособиться к жизни, ощущают полное одиночество и отчуждение. Но без сознательных элементов новый мир невозможен, ведь именно они отвечают за благополучие остальных. Такие люди принимают службу как каторгу или отбывают на острова из-за разногласий с обществом.

Бессмысленность существования этого общества в том, что им регулярно «промывают» мозги. Целью их жизни стало потребление. Живут и работают они для того, чтобы приобретать абсолютно ненужные вещи. Им доступна разнообразная информация, и они считают себя достаточно образованными. Но у них нет желания заниматься наукой или самообразованием, расти духовно. Их отвлекают незначительными и приземленными вещами. В основе этого общества все тот же тоталитарный режим.

Если все люди смогут мыслить и чувствовать, то стабильность рухнет. Если их лишить этого, то все они превратятся в омерзительных тупых клонов. Привычного общества уже не будет, его заменят касты искусственно выведенных особей. Устраивать общество путем генетического программирования, разрушая при этом все основные институты, равносильно его уничтожению.

В своем жанре названные выше книги считаются лучшими. К таковым можно также отнести:

  • «Заводной апельсин» Энтони Берджесса (1962).
  • «Мы» Евгения Замятина (1924).
  • «Повелителя мух» Уильяма Голдинга (1954).

Эти произведения считаются классикой. Но современные авторы тоже создали немало замечательных книг в утопическом жанре.

Современные антиутопии

Книги (список самых лучших можно увидеть ниже) нынешнего столетия отличаются от классики тем, что в них настолько тесно переплетены различные жанры, что проблематично отделить одно от другого. В них встречаются и элементы научной фантастики, и постапокалипсис, и киберпанк. Но все же несколько книг современных авторов заслуживают внимания любителей антиутопий:

  • Трилогия Лорен Оливер «Делириум» (2011).
  • Роман Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня» (2005).
  • Трилогия Сьюзен Коллинз «Голодные игры» (2008).

Без сомнения, рассматриваемый нами жанр приобретает все большую популярность. Антиутопия предлагает читателям увидеть мир, в котором для них никогда не будет места.

Читатели в своих отзывах сходятся в одном: не все антиутопии читаются легко. Есть среди них «тяжелые книги, дающиеся с трудом». Но идея и суть написанного просто удивляет: насколько происходящие в романах события напоминают современную жизнь, недалекое прошлое. Это серьезные, пробирающие до глубины души романы, которые заставляют задуматься. Многие из книг можно читать с карандашом в руке - люди отмечают обилие интересных мест и цитат. Не все антиутопии читаются на одном дыхании, но каждое произведение надолго остается в памяти.

Довольно скучная «Золотая книжечка… о новом острове Утопия» (или просто «Утопия»), написанная Томасом Мором в 1516 году, подарила литературе сразу два жанра: утопический и антиутопический. Утопия идеализирует, описывая то общество, которого не может существовать. Антиутопия, наоборот, отрицает идеалы и справедливость, порицает тоталитарное устройство общества. Обычно в антиутопических романах показывается тревожная интеллигенция, недовольная грядущей революцией и озабоченная судьбами человечества. Вашему вниманию подборка лучших романов антиутопического жанра, способных изменить сознание.

1. «1984», Джордж Оруэлл

Роман, опубликованный в 1949 году, был запрещен в Союзе, а в странах соцлагеря подвергался жесткой критике и цензуре. Оруэлл в то время жил на отдаленном острове и, будучи тяжелобольным, печатал роман сам. И не напрасно – произведение вызвало восторг публики и хвалебную критику. Через 40 лет оно было экранизировано.

Читатель знакомится с государством Океания, в котором есть Министерство Правды (где работает главный герой, 39-летний англичанин), Министерство Любви. Под этой страной автор подразумевает СССР, у которого постоянно меняются враги, и который пребывает в состоянии периодических войн. На примере жизни главных героев Оруэлл раскрывает все «прелести» тоталитарного режима.


2. «451 градус по Фаренгейту», Рэй Брэдбери

Научная антиутопия, опубликованная в 1953 году. Здесь показывается общество, которому запрещено мыслить критически, размышлять, иметь свою точку зрения. Поэтому в государстве проводятся повсеместно обыски и уничтожается любая печатная литература. Бумага возгорается при 451 градусе. Телевидение применяется как средство «массовой дезинформации».


3. «О дивный новый мир», Олдос Хаксли

В этом дивном новом мире нет места никаким проблемам. Боли, грусти, печали здесь не существует. С рождения здесь каждому внушается, что он самый лучший, и место для него в социуме лучшее, и все блага – только для него. Но если все-таки на душе заскребли кошки – не беда. Добро пожаловать в аптеку будущего! Проглотил таблетку-другую сомы – и прекрасное настроение обеспечено.


4. «Скотный двор», Джордж Оруэлл

Здесь автор в аллегорической форме притчи ведает нам о российской революции 1917 года. «Жители» скотного двора взбунтовались против мерзкого отношения к себе людей. Они изгоняют людей и сами становятся хозяевами своего дома. Так возникает вольная республика во главе со свиньей.


5. «Мы», Евгений Замятин

Именно под впечатлением этой книги Джордж Оруэлл написал роман «1984». Он, кстати, и писал рецензию на роман «Мы», являющийся самой известной антиутопией всего литературного мира. В 26 столетии жители Единого Государства, во главе которого стоит Благодетель, отличаются только по номерам. Полностью утратив индивидуальность, номерная толпа переизбирает своего Благодетеля каждый год. Естественно, единогласно. В основе Государства стоит главный принцип о несовместимости свободы и счастья.


6. «Заводной апельсин», Энтони Бёрджесс

Алекс - скорее антигерой, поскольку своими жесткими преступлениями он сопротивляется тискам тоталитарной системы. Общество пытается поставить молодежь «в стойло» и показать свое место. Но не тут то было! Кому ж хочется быть под прессингом? Вот и появляются на улицах истерзанные трупы, изнасилованные женщины, ограбленные и побитые старики. Это занятие – почти что религия банды, во главе с подростком, потерявшим человеческий облик.


7. «Кысь», Татьяна Толстая

Автор описывает постапокалипсическое будущее России после ядерного взрыва. Все мутировано: люди, животные, растения. Кысь – это некое чудовище, появляющееся в мыслях главного героя. Сам роман – сатира на советский социалистический строй с культом личности, верховенством спецслужб, отсутствием каких-либо человеческих прав.


8. Котлован», Андрей Платонов

Повесть-притча, сатира на советский строй, написанная в 1930 году. В сатирическом смысле к повести, в качестве эпиграфа подошли бы слова Чебурашки: «Мы строили, строили, и наконец построили!» Общество в первую пятилетку своего существования планирует построить «общий дом». Однако на определенном этапе к строителям приходит понимание, что на старых обломках не построишь чего-то путного. Стройка так и заканчивается котлованом.


9. «Не отпускай меня», Кадзуо Исигуро

«Лучший роман 2006 года» английского писателя находится в сотне лучших англоязычных произведений. В 2010 году был экранизирован. Роман написан от лица женщины, работавшей в специальном интернате, где детей «выращивали» путем клонирования в качестве живых доноров для пересадки органов. Она рассказывает о судьбе двух своих друзей и своей судьбе, так как ее тоже «растили» для донорства….


10. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», Курт Воннегут

Во время войны автор пережил бомбардировку в Дрездене. Собственно об этом его автобиографическое произведение. Воннегут – один из 7 американских пленных, выживших после этой бомбежки. Днем их держали на скотобойне №5, а во время налетов – в подвалах, где хранились мясные туши. В романе добавлен фантастический элемент.

Главный герой – американский апатичный солдат, переживающий посттравматический шок после бомбежек. Он рассказывает, что его забирают на некую планету. Пришельцы научили видеть его в четырех измерениях. В результате, Билли засыпает пожилым овдовевшим человеком, а просыпается в свой свадебный день. Живя в 1955 году, он входит в дверь, а в 1941 – выходит из нее. Главное - правильно выбрать двери, чтобы не попасть на бойню №5.


11. «Приглашение на казнь», Владимир Набоков

Фантастические элементы не позволяют точно определить ни место, ни время действия событий. Главного героя заключают в крепость за то, что он «непонятен» обществу. Отец его тоже был таким. Судебный процесс над ним абсурден. Смертный приговор объявляется с фарсом: «С любезного разрешения публики…». Чтобы отрубить ему голову, на казнь героя ведут с издевательствами. В этих жутких иллюзиях настоящим человеком оказывается только он.


12. «Улитка на склоне», Аркадий и Борис Стругацкие

Авторы считали этот роман самым значительным произведением. Он имел сложную судьбу и долго печатался частями в журналах. Только через 22 года после первой публикации вышла полная его версия.

Роман делится на две части, слабо связанные между собой. Читатель знакомится с двумя разными обществами. Этих два различных мира, существующих по своим законам представляют двое ученых. Их не понимают, а они не понимают насилия. Оба ищут истину, но каждый собственным путем.


13. «Пляж», Алекс Гарленд

Где-то на Таиландских островах затерялась частичка рая – Пляж. Люди, нашедшие его, не обнаруживают на Пляже хоть какого-то намека на цивилизацию. Люди очарованы дикой природой. Пляж назвали Эдемом. Вот только, как и в рай, попасть туда очень непросто…


14. «Делириум», Лорен Оливер

Трилогия американской писательницы, вышедшая в 2011 году, сразу же стала бестселлером, и была переведена более чем на 20 языков. В романе описывается общество будущего. Оно лишь хотело мира на всей Земле. Оно отыскало первопричину всех своих несчастий. Ею оказалось Любовь - amor deliria. Для того чтобы не заразиться этой болезнью, всем достигшим совершеннолетия, введена обязательная процедура – стирание памяти прошлого. Ну а заболевшего ожидает печальная участь…


15. «Бегущий человек», Стивен Кинг

Кто не читал этот роман, тот помнит его великолепную экранизацию со Шварценеггером в главной роли. «Бегущий человек» - одна из самых страшных, жестоких и бесчеловечных игр, в которой вынуждены принимать участие американцы, чтобы заработать хоть какие-то средства к существованию. Выигравшему приз – жизнь. Однако никому еще не удавалось выиграть. Сможет ли это сделать главный герой?

Описывающая государство, в котором возобладали негативные тенденции развития (в некоторых случаях описывается не отдельное государство, а мир в целом). Антиутопия является полной противоположностью утопии .

Зарождение термина

Впервые слово «антиутопист» (dystopian ) как противоположность «утописта» (utopian ) употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году . Сам же термин «антиутопия» (англ. dystopia ) как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» (The Quest for Utopia, ).

Современное литературоведение выделяет в качестве структурного стержня антиутопии «псевдокарнавал», если основная эмоция описанного Бахтиным карнавала - амбивалентный смех, основой тоталитарного псевдокарнавала становятся абсолютный страх в соединении с благоговением перед государством .

История жанра

В России, в конце XVIII века создателем антиутопии в современной её форме и функции стал писатель Михаил Матвеевич Херасков . Его дилогия «Кадмос и Гармония» (1789) и «Полидор, сына Кадмоса и Гармонии» (1794) имеет достаточно обычную для классицизма форму аллегорического странствия , тесно связанного с классическими образцами утопии : герои путешествую по вымышленным странам, сравнивая «хорошие» государства с «плохими». Однако в «Кадмосе и Гармонии» Херасков выходит за данные жанровые границы, не ограничиваясь статическим сравнением, но показывая как утопическое государство, основанное на идеях cвободы, равенство и братства постепенно эволюционирует к своей противоположности. Группа философов -просветителей и их последователей основывает идеальное государство на плодородном острове. Вскоре на острове начинается борьба за власть, и философы, пользуясь своими знаниями завоёвывают ряд привилегий. Происходит приватизация: земля, поля и леса делятся между гражданами в равных долях, вводится иерархия чинов. Учёные начинают брать плату за медицинские, юридические и хозяйственные советы, постепенно превращаясь в тиранов-олигархов. Заканчивается данный утопический эксперимент междоусобной войной, в результате которой остров погибает в огне .

Своего расцвета жанр достиг в XX веке. В Советской России - стране, в которой утопические идеи пытаются претворить в жизнь на государственном уровне, Евгений Замятин пишет в 1920 году роман «Мы ». За ним в 1925 году следует «Ленинград» Михаила Козырева , Андрей Платонов с середины 1920-х по начало 1930-х годов пишет «Чевенгур » и Котлован .

Вслед за «Мы» Замятина классическими образцами жанра становятся романы «О дивный новый мир » Олдоса Хаксли , написанный в 1932 году и созданный в 1948 году «1984 (роман) » Оруэлла .

См. также

Примечания

  1. См. предисловие Э. Геворкяна «Чем вымощена дорога в рай?» к сборнику «Антиутопии XX века», М, 1989:

    Теоретические споры о границах жанра ведутся давно. Терминологические разногласия в итоге утряслись, и сейчас наметились три градации: утопия - то есть идеально хорошее общество, дистопия - «идеально» плохое и антиутопия - находящееся где-то посередине.

  2. Dystopia is often referred to as anti-utopia, as it is the exact opposite of a utopian society which is an ideal life. Although some say anti-utopia and dystopia are two separate terms. The difference being that dystopia is a completely horrible state that makes no pretences of being a good life, whereas anti-utopia is one that is almost utopian except for one big flaw.

  3. A "Future Trace" on Dataveillance: The Anti-Utopian and Cyberpunk Literary Genres http://rogerclarke.com/DV/NotesAntiUtopia.html Roger ClarkeThe terms "anti-utopia" and "dystopia" are of more recent origin, and appear to be synonyms. Remarkably, neither yet appears in the Macquarie Dictionary or the Britannica, although the Britannica entry on "utopia" does include this useful paragraph: «In the 20th century, when the possibility of a planned society became too imminent, a number of bitterly anti-utopian, or dystopian, novels appeared. Among these are The Iron Heel (1907) by Jack London, My (1924 ; We, 1925) by Yevgeny Zamyatin, Brave New World (1932) by Aldous Huxley, and Nineteen Eighty-four (1949) by George Orwell. The Story of Utopias (1922) by Lewis Mumford is an excellent survey». I haven’t yet run to ground when the prefixes "anti" (against, opposed to) and "dys" (hard, bad or unlucky, as in dysfunctional) were first added. They are used to describe a category of literature, and the worlds that they portray, which are the opposite of ideal - at least from the perspective of a humanist. My associations for the word "anti-utopian" are clearly with George Orwell’s "1984", published in 1948. My guess would be that some literary critic (one of the Waughs, perhaps?) invented it when reviewing that book. It is possible, however, that it was first used in respect of the earlier novels Zamyatin’s "We" (1922) or Huxley’s "Brave New World" (1932). As regards "dystopia", my memory (based on a distant acquaintance with literature and lit. crit. works dating back to the late 1960s) is that it was invented by some much later literary critic, perhaps about 1970.
  4. Брандис Е., Дмитревский Вл. Тема «предупреждения» в научной фантастике // Вахта «Арамиса». Л., 1967. - С. 440-471.

    Победоносное наступление коммунистической идеологии, овладевающей умами широких масс, утверждение и успехи социалистического строя неотвратимо порождают соответствующую реакцию со стороны идеологов старого мира. Антиутопия и есть одна из форм этой реакции против социалистических идей и социализма как общественной системы. Злобные, пасквилянтские фантастические романы, направленные своим острием против марксизма и первого в мире социалистического государства, получают все большее распространение по мере углубления кризиса и загнивания мирового капитализма.

    … Чем же всё-таки отличается роман-предупреждение от антиутопии?

    На наш взгляд, тем, что если в антиутопии коммунистическому и социалистическому будущему противопоставлены реакционные общественные идеи и в конечном счёте - status quo, то в романе-предупреждении мы имеем дело с честными попытками указать, какие беды и опасности, препятствия и трудности могут встретиться в дальнейшем на пути человечества.

  5. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? - М.: Худож. лит-ра, 1974. ГЛАВА IX. ФАНТАСТИКА, УТОПИЯ, АНТИУТОПИЯ.
  6. Шахназаров Г. Куда идет человечество: (Критич. очерки немарксист. концепций будущего). М.: Мысль, 1985. (Гл. 1. О. Хаксли и Д. Оруэлл: кошмары тоталитаризма. 10-32).
  7. , с. 38-39.
  8. , Глава 1. Откуда есть пошла русская фантастика, с. 24-25.
  9. , с. 38.
  10. , с. 115.

Литература

Энциклопедии

  • Ланин Б. А. Антиутопия // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Николюкин А. Н. . - : Интелвак, 2001. - С. 38-39. - 1596 с. - ISBN 5-93264-026-Х.
  • Черняк В. Д. , Черняк М. А. Антиутопия // Массовая литература в понятиях и терминах. - Наука, Флинта, 2015. - С. 10-12. - 250 с. - ISBN 978-5-9765-2128-5 .
  • June Deery. Distopias // Encyclopedia of Literature and Science / Pamela Gossin. - Greenwood Press, 2002. - С. 115-116. - 575 с. - ISBN 9780313305382 .
  • George Mann. Dystopia // . - Carroll & Graf Publishers, 2001. - С. 477-478. - 612 с. -

Антиутопией называются жанр литературы, где описывается общество, в котором преобладают негативные тенденции развития. Основное направление сюжета представляет собой выживание героев в мире, где человечество изначально проиграло. Если вы любите философские в своем напряжении книги, антиутопия придется вам по вкусу. Читая романы в этом жанре, можно поразмыслить над вечными темами взаимодействия народа и государства, внутренними противоречиями человека и вечными ценностями. Лучшие книги-антиутопии рисуют перед нами в основном тоталитарное общество, где действует ряд правил, ограничивающих свободу – думать, чувствовать, жить. Как правило, они имеют несчастливый финал, так как человек неизбежно терпит поражение.

Само понятие жанра было введено в конце позапрошлого столетия. Книги в жанре антиутопия стали логическим продолжением утопии, в рамках которого демонстрировалось идеальное общество. Но и по сей день идеальное и счастливое общество построить не удалось, оно осталось только в литературных произведениях, это заставляло во всем времена писателей думать о причинах и истоках этого. При этом очень сложно отыскать книги-антиутопии в списках советской литературы. Дело в том, что данный жанр в СССР подвергался всесторонней критике, так как показывал несостоятельность на практике утопии как таковой, в то время как в советском обществе доминировала идея об идеальном коммунистическом государстве. И только в девяностых годах российские авторы взялись массово осваивать этот жанр.

Книги-антиутопии: список выдающихся произведений

Если вы еще не успели познакомиться с этим жанром, на сайте «КнигоПоиск» вы можете найти рейтинг книг-антиутопий, среди которых совершенно точно будет то, что вам понравится. Лучшие произведения заставят вас задуматься и об историческом прошлом, и о современных реалиях. Книги-антиутопии, список которых представлен на этой странице, поможет разобраться в авторах и тонкостях литературных произведений.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»