Анализ повести «Бедная Лиза» (Н. Карамзин)

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Н.М. Карамзин относится к писателям-сентименталистам, а его произведение "Бедная Лиза" является одним из популярнейших произведений и этого автора, и направления сентиментализм. Благодаря этому мы можем утверждать, что в произведении "Бедная Лиза" рассматривается социальная и нравственная проблематика. Докажем это, опираясь на одну из характеристик сентиментализма - утверждение богатого внутреннего мира представителей низших сословий, в данном случае это Лизы и противопоставленная этому испорченность аристократии - здесь - Эраст.

Лиза - обычная крестьянка.

У нее умер отец, а мать после этого тяжело заболела, и Лизе пришлось взять всё хозяйство на себя:"... одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве". При этом девушка не роптала от своей "участи", они принимала это с благодарностью:" Бог дал мне руки, чтобы работать, - говорила Лиза...". А это говорит о доброте ее сердца, благородстве и трудолюбии. Девушка - крестьянка - бедная материально, но имеет такой богатый внутренний мир. Эраст - полная ей противоположность.

Он - богатый дворянин. Как пишет автор, "с изрядным умом и добрым сердцем", но "слабый и ветреный":"Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою".

Это дает нам право говорить о том, что Эраст ветреный молодой человек, привыкший к всяческим развлечениям своей персоны.

Отношение к жизненным ситуациям и проблемам разное в разных социальных слоях. Это можно наблюдать во всем вышесказанном. Для Лизы не было проблемой и бедой, что на ней лежала отнюдь не легкая работа всей семьи, что ей одной нужно тянуть это: ухаживать за матерью, работать по хозяйству, зарабатывать деньги. Тогда как Эраст скучает и жалуется на свою "сладкую" судьбу, что у него кончились развлечения и ничто не доставляет ему истинного удовольствия. Так мы рассмотрели одну сторону социальной проблематики, из которой вытекла и нравственная. Можно подытожить, что в зависимости от того, к какому социальному сословию ты относишься, настолько глобально или наоборот мелко ты смотришь на ту или иную проблему.

Но рассмотрим это и с другой стороны. Лиза - крестьянка с чистым девичьем сердцем. Каждое чувство, которое наполняет ее грудь, она переживает тяжело и долго. После встречи с Эрастом она плохо спала:"Новый гость души ее, образ Эрастов, столь живо ей представляется, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала". В это время Эраст отнесся к Лизе и к влюбленности в нее как к очередному временному развлечению:"...думал он и решился - по крайней мере на время - оставить большой свет". Лиза полюбила Эраста всем сердцем, всю себя отдала чувству. Эраст, казалось бы тоже, но нет. Когда понадобились деньги, а свои он проиграл, он бросил бедную Лизу и женился по расчету. Он пренебрег чувствами "своей пастушки", чем погубил ее. И здесь мы увидели каков внутренний мир и ценности крестьян и как испорчен нравственно аристократ.

Н.М. Карамзин в своем произведении рассмотрел проблематику социальных слоев и уровни нравственности. Автор показал контраст низших и высших слоев, продемонстрировав в реалии нравственность тех и других.

Обновлено: 2017-07-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

XVIII век, который прославил многих замечательных людей, в том числе и писателя Николая Михайловича Карамзина. К концу этого столетия он публикует свое самое знаменитое творение – повесть «Бедная Лиза». Именно оно принесло ему громкую славу и огромную популярность среди читателей. В основе книги лежат два характера: бедной девушки Лизы и дворянина Эраста, которые проявляются по ходу сюжета в их отношении к любви.

Николай Михайлович Карамзин внес огромный вклад в культурное развитие отечества конца 18 века. После многочисленных поездок в Германию, Англию, Францию и Швейцарию писатель-прозаик возвращается в Россию, и во время отдыха на даче у известного путешественника Петра Ивановича Бекетова В 1790-х годах он берется за новый литературный эксперимент. Местный антураж неподалеку от Симонова монастыря сильно повлиял на замысел произведения «Бедная Лиза», который он вынашивал во время путешествий. Природа для Карамзина имела огромное значение, он по-настоящему любил ее и нередко менял городскую суету на леса и поля, где читал любимые книги и погружался в раздумья.

Жанр и направление

«Бедная Лиза» — это первая русская психологическая повесть, которая содержит в себе нравственное разногласие людей разных сословий. Чувства Лизы ясны и понятны читателю: для простой мещанки счастье — это любовь, поэтому она слепо и наивно любит. Чувства Эраста, напротив, более запутаны, ведь он сам никак не может их понять. Сперва молодой человек хочет попросту влюбиться так же, как в романах, которые он читал, но вскоре становится понятно, что он не способен жить любовью. Городская жизнь, полная роскоши и страстей, оказала огромное влияние на героя, и он открывает для себя плотское влечение, полностью уничтожающее духовную любовь.

Карамзин является новатором, его по праву можно назвать основоположником русского сентиментализма. Читатели восприняли произведение восхищенно, так как социум уже долгое время желал чего-то подобного. Публику вымотали нравоучения классицистического направления, основой которого служит поклонение разуму и долгу. Сентиментализм же демонстрирует душевные переживания, чувства и эмоции героев.

О чем?

По словам писателя, повесть эта — «сказка весьма незамысловатая». Действительно, сюжет произведения простой до гениальности. Начинается и заканчивается оно обрисовкой местности Симонова монастыря, которая вызывает в памяти рассказчика мысли о трагичном повороте в судьбе бедной Лизы. Это история любви небогатой провинциалки и обеспеченного молодого человека из привилегированного сословия. Знакомство возлюбленных началось с того, что Лиза продавала собранные в лесу ландыши, а Эраст, желая завязать разговор с понравившейся ему девушкой, решил приобрести у нее цветы. Его покорила естественная красота и доброта Лизы, и они начали встречаться. Однако вскоре юноша пресытился прелестью своей пассии и нашел более выгодную партию. Героиня, не выдержав удара, утопилась. Ее возлюбленный жалел об этом всю жизнь.

Их образы неоднозначны, в первую очередь раскрывается мир простого естественного человека, неиспорченного городской суетой и алчностью. Карамзин описал все настолько детально и живописно, что читатели поверили в эту историю и полюбили его героиню.

Главные герои и их характеристика

  1. Главная героиня повести — Лиза — бедная деревенская девушка. В раннем возрасте она потеряла отца и была вынуждена стать кормилицей для своей семьи, соглашаясь на любую работу. Трудолюбивая провинциалка очень наивна и чувствительна, она видит в людях лишь хорошие черты и живет своими эмоциями, следуя зову сердца. Она ухаживает за своей матерью день и ночь. И даже когда героиня решается на роковой поступок, она все равно не забывает о семье и оставляет ей деньги. Главный талант Лизы – дар любить, ведь ради своих близких она готова пойти на все.
  2. Мать Лизы — добрая и мудрая старушка. Она очень тяжело пережила смерть мужа Ивана, так как преданно любила его и счастливо прожила с ним много лет. Единственной отрадой была дочь, которую она стремилась выдать замуж за достойного и состоятельного человека. Характер героини внутренне цельный, но немного книжный и идеализированный.
  3. Эраст — богатый дворянин. Он ведет разгульный образ жизни, думая лишь о забавах. Он умный, но очень непостоянный, избалованный и безвольный. Не задумываясь о том, что Лиза из другого сословия, он влюбился в нее, но все же у него не получается преодолеть все сложности этой неравной любви. Эраста нельзя назвать отрицательным героем, ведь он признает свою вину. Он читал и вдохновлялся романами, был мечтательным, смотря на мир в розовых очках. Поэтому его реальная любовь и не выдержала такого испытания.

Тематика

  • Главной темой в сентиментальной литературе являются искренние чувства человека в столкновении с равнодушием реального мира. Карамзин одним из первых принял решение писать о душевном счастье и страдании простого народа. Он отразил в своем произведении переход с гражданской темы, которая была распространена в эпоху Просвещения, на личностную, в которой основной предмет интереса — духовный мир индивидуума. Таким образом, автор, углубленно описав внутренний мир персонажей совместно с их чувствами и переживаниями, начал развивать такой литературный прием, как психологизм.
  • Тема любви. Любовь в «Бедной Лизе» — это испытание, которое проверяет героев на прочность и верность своему слову. Лиза полностью отдалась этому чувству, ее автор возвышает и идеализирует за эту способность. Она – воплощение женского идеала, та, что полностью растворяется в обожании своего любимого и верна ему до последнего вздоха. А вот Эраст не выдержал проверки и оказался трусливым и жалким человеком, неспособным на самоотдачу во имя чего-то более важного, чем материальные блага.
  • Противопоставление города и деревни. Автор отдает предпочтение сельской местности, именно там формируются естественные, искренние и добрые люди, не знающие соблазна. А вот в больших городах они приобретают пороки: зависть, алчность, себялюбие. Эрасту положение в обществе было дороже любви, он пресытился ею, ведь не способен был испытывать сильное и глубокое чувство. Лиза же не смогла жить после этого предательства: если умерла любовь, она следует за ней, ведь без нее не представляет своего будущего.
  • Проблема

    Карамзин в произведении «Бедная Лиза» затрагивает различные проблемы: социальные и моральные. Проблематика повести строится на противопоставлении. Главные герои разнятся как в качестве жизни, так и в характере. Лиза – чистая, честная и наивная девушка из низшего сословия, а Эраст – избалованный, слабохарактерный, думающий только о своих удовольствиях, молодой человек, принадлежащий к дворянству. Лиза, влюбившись в него, не может ни дня без мыслей о нем, Эраст же наоборот начал отдаляться, как только получил, что хотел от нее.

    Итогом таких мимолетных моментов счастья Лизы и Эраста становится гибель девушки, после которой молодой человек не может перестать винить себя в этой трагедии и до конца жизни остается несчастным. Автор показал, как сословное неравенство привело к несчастливому финалу и послужило поводом для трагедии, а также, какую ответственность несет человек за тех, кто ему доверился.

    Главная мысль

    Сюжет — далеко не самое главное в данной повести. Эмоции и чувства, пробуждающиеся во время чтения, достойны большего внимания. Огромную роль играет сам рассказчик, ведь он с печалью и сочувствием рассказывает о жизни нищей сельской девушки. Для русской литературы образ эмпатического повествователя, который умеет сопереживать эмоциональному состоянию героев, оказался открытием. Любой драматичный момент заставляет обливаться кровью его сердце, а также искренне проливать слезы. Таким образом, главная идея повести «Бедная Лиза» заключается в том, что надо не бояться своих чувств, любить, переживать, сострадать полной грудью. Только тогда человек сможет победить в себе безнравственность, жестокость и эгоизм. Автор начинает с себя, ведь он, дворянин, описывает грехи своего же сословия, а сочувствие дарит простой деревенской девушке, призывая людей своего положения стать более гуманными. Обитатели бедных избушек порой затмевают своей добродетелью господ из старинных усадеб. Такова основная мысль Карамзина.

    Отношение автора к главному герою повести тоже стало новшеством в русской литературе. Так Карамзин не винит Эраста, когда погибает Лиза, он демонстрирует социальные условия, которые и послужили причиной трагического события. Большой город повлиял на молодого человека, уничтожив в нем моральные принципы и сделав его развращенным. Лиза же выросла в деревне, ее наивность и простота сыграли с ней злую шутку. Также писатель демонстрирует, что не только Лиза, но и Эраст подвергнулся тягостям судьбы, став жертвой печальных обстоятельств. Герой испытывает чувство вины на протяжении всей жизни, так и не став по-настоящему счастливым.

    Чему учит?

    Читатель имеет возможность научиться чему-то на чужих ошибках. Столкновение любви и эгоизма — злободневная тема, так как любой хотя бы раз в жизни испытывал неразделенные чувства, либо пережил измену близкого человека. Анализируя повесть Карамзина, мы обретаем важные жизненные уроки, становимся человечнее и отзывчивее друг к другу. Творения эпохи сентиментализма имеют единое свойство: они помогают людям душевно обогатиться, а также воспитывают в нас наилучшие гуманные и нравственные качества.

    Повесть «Бедная Лиза» обрела популярность среди читателей. Данное произведение учит человека быть отзывчивее по отношению к другим людям, а также умению сострадать.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

МБОУ « Шоркистринская СОШ» Урмарского района Чувашской Республики

МБОУ « Урмарская СОШ им. Г.Егорова» Урмарского района Чувашской Республики

Кто виноват?!

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)

    Иванов И.М., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шоркистринская СОШ»

    Иванова И.Н., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Урмарская СОШ им.Г.Е.Егорова»

2016

Тема урока: Кто виноват?!

(урок - размышление по повести

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)

И крестьянки любить умеют…

Н.М. Карамзин

Учитесь властвовать собой!

К беде неопытность ведет.

А.С.Пушкин

«Бедная Лиза» - образцовое произведение,

посвященное не внешним событиям,

а «чувственной» душе.

Е.Осетрова

Тип урока: урок – размышление (беседа с элементами анализа текста).

Форма урока: комбинированный, с применением технологии критического мышления.

Цели урока:

    Знать содержание повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», роль рассказчика и природы в повествовании, отличительные черты сентиментализма.

    Уметь анализировать эпизоды, определять силу любви в формировании человеческой души, понять авторскую позицию.

    Воспитать у ребят понимание необходимости гармонии рассудка и любви, гуманное отношение к человеку с осуждением аморальных поступков, умение вырабатывать собственное мнение об окружающем мире.

Оформление:

    Учебник литературы;

    Полный текст повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»;

    Портрет Н.М.Карамзина;

    Иллюстрация «Бедная Лиза»;

    Иллюстрации, сделанные учащимися к повести;

    Отличительные черты сентиментализма.

Ход урока

    Звучит «Песня Сольвейг» (на русском языке) Эдварда Грига. На фоне музыки читается наизусть эпизод из повести (лучше, если читать будет подготовленная ученица).

Лиза очутилась па улице, и в таком положении, которого никакое перо описать не может. "Он, он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!" - вот ее мысли, ее чувства! Жестокий обморок перервал их на время. Одна добрая женщина, которая шла по улице" остановилась над Лизою, лежавшею на земле, и старалась привести ее в память. Несчастная открыла глаза - встала с помощью сей доброй женщины - благодарила ее и пошла, сама не зная куда. "Мне нельзя жить,- думала Лиза,- нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!" Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее. Но через несколько минут погрузилась она в некоторую задумчивость - осмотрелась вокруг себя, увидела дочь своего соседа (пятнадцатилетнюю девушку), идущую по дороге - кликнула ее, вынула из кармана десять империалов и, подавая ей, сказала: "Любезная Анюта, любезная подружка! Отнеси эти деньги к матушке - они не краденые - скажи ей, что Лиза против нее виновата, что я таила от нее любовь свою к одному жестокому человеку,- к Э... На что знать его имя? - Скажи, что он изменил мне,- попроси, чтобы она меня простила,- бог будет ее помощником, поцелуй у нее руку так, как я теперь твою целую, скажи, что бедная Лиза велела поцеловать ее,- скажи, что я..." Тут она бросилась в воду. Анюта закричала, заплакала, но не могла спасти ее, побежала в деревню - собрались люди и вытащили Лизу, но она была уже мертвая .

    Что случилось с бедною Лизой? Почему она решила уйти из жизни? (Ответы ребят могут быть самыми разнообразными, но главный из них – предательство любимого человека).

    Почему могло случиться такое? Кто виноват в этом? А что об этом думает сам автор? Вот главные вопросы, на которые мы попытаемся найти ответ сегодня на уроке.

    Итак, тема нашего урока: «Кто виноват?» (урок-размышление по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»). Обратимся к повести. Каково происхождение и воспитание главной героини? (Читает ученица)

Отец Лизин был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь. Но скоро по смерти его жена и дочь обедняли. Ленивая рука наемника худо обрабатывала поле, и хлеб перестал хорошо родиться. Они принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги. К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего – ибо и крестьянки любить умеют! – день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать. Одна Лиза, – которая осталась после отца пятнадцати лет, – одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве. Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери. «Бог дал мне руки, чтобы работать, – говорила Лиза, – ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою. Перестань только крушиться, перестань плакать; слезы наши не оживят батюшки». Но часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих – ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою. – «На том свете, любезная Лиза, – отвечала горестная старушка, – на том свете перестану я плакать. Там, сказывают, будут все веселы; я, верно, весела буду, когда увижу отца твоего. Только теперь не хочу умереть – что с тобою без меня будет? На кого тебя покинуть? Нет, дай бог прежде пристроить тебя к месту! Может быть, скоро сыщется добрый человек. Тогда, благословя вас, милых детей моих, перекрещусь и спокойно лягу в сырую землю».

Вывод: Лиза была простой крестьянкой, образования не имела никакого, воспитывалась в любви, трудолюбии и благоразумии.

    А кто же был ее избранник? (Читает ученик)

Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», – думал он и решился – по крайней мере на время – оставить большой свет.

Вывод: Эраст – богатый дворянин, имеет прекрасное образование, воспитан, как все молодые люди того времени- цели нет, желаний нет.

    Эраст и Лиза - совершенно разные. Как могло случиться, что они полюбили друг друга? (Лизе исполнилось 17 лет, человек в этом возрасте не должен быть один, а Эрасту просто захотелось свежих ощущений).

Хорошо им было вместе?

Да! Потому что не было никаких обязательств друг перед другом.

С чего начинаются проблемы?

С маленькой лжи, когда Эраст просит Лизу ничего не рассказывать матери. (Обращение к тексту, читает ученица)

«Как я счастлива, и как обрадуется матушка, когда узнает, что ты меня любишь!» – «Ах нет, Лиза! Ей не надобно ничего сказывать». – «Для чего же» – «Старые люди бывают подозрительны. Она вообразит себе что-нибудь худое». – «Нельзя статься». – «Однако ж прошу тебя не говорить ей об этом ни слова». – «Хорошо: надобно тебя послушаться, хотя мне не хотелось бы ничего таить от нее».

Почему Эраст просит об этом Лизу?

Подсознательно он понимает, что никогда не будет с Лизой, потому что они слишком разные.

Что их отличает друг о друга?

Происхождение. Отношение к жизни. Отношение к природе. Отношение к деньгам. (Обращение к тексту)

Эраст целовал Лизу, говорил, что ее счастие дороже ему всего на свете, что по смерти матери ее он возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю. – «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!» – сказала Лиза с тихим вздохом. – «Почему же» – «Я крестьянка». – «Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, – и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу».

    Маленькая ложь порождает большое предательство.

Следующий шаг к нему, к предательству:

Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?

Заблуждение прошло в одну минуту. Лиза не понимала чувств своих, удивлялась и спрашивала. Эраст молчал – искал слов и не находил их. «Ах, я боюсь, – говорила Лиза, – боюсь того, что случилось с нами! Мне казалось, что я умираю, что душа моя… Нет, не умею сказать этого!.. Ты молчишь, Эраст? Вздыхаешь?.. Боже мой! Что такое?» – Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала. «Эраст, Эраст! – сказала она. – Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности. – Эраст старался успокоить Лизу и проводил ее до хижины. Слезы катились из глаз ее, когда она прощалась с ним. «Ах, Эраст! Уверь меня, что мы будем по-прежнему счастливы!» – «Будем, Лиза, будем!» – отвечал он. – «Дай бог! Мне нельзя не верить словам твоим: ведь я люблю тебя! Только в сердце моем… Но полно! Прости! Завтра, завтра увидимся».

Последние слова Эраста свидетельствуют о том, что любви больше нет. Эраст добился всего, чего хотел, и потерял всякий интерес к Лизе. Слова эти произнесены с легким пренебрежением, будто он хочет поскорее от нее избавиться. Да, и это действительно так.

Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы. Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие. Она видела в нем перемену и часто говорила ему: «Прежде бывал ты веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я не так боялась потерять любовь твою!» – Иногда, прощаясь с ней, он говорил ей: «Завтра, Лиза, не могу с тобою видеться: мне встретилось важное дело», – и всякий раз при сих словах Лиза вздыхала.

    Солгать в очередной раз было уже нетрудно. Он уходил скорее не на войну, а от Лизы, потому что уже ничто не связывало Эраста с его любимой «пастушкой». Он ее больше не любил.

Нужно ли осуждать Эраста за это? Конечно, да.

    А вы, ребята, как считаете, кто виноват в трагедии? Лиза? Эраст? А может, любовь?

Да, Лиза полюбили очень искренне, доверчиво, всей душой, как может любить чистая, воспитанная природой душа. Ибо «и крестьянки любить умеют». Она не понимала, что рядом с любовью могут жить ложь и предательство, и отдалась вся, без остатка. Лиза не понимала, что в жизни надо следовать не только велению сердца, но и разума, и жестоко поплатилась за это. А.С.Пушкин предупреждал: «Учитесь властвовать собой, к беде неопытность ведет», но Лиза-то оттого не знала, а разум ее молчал.

Вывод: Лиза, конечно, виновата: нельзя слепо любить, необходимо уметь контролировать свои поступки.

А что же Эраст? Он поступил так, как поступал всегда.

«Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра. Вот сто рублей - возьми их,- он положил ей деньги в карман,- позволь мне поцеловать тебя в последний раз – и поди домой».

Он откупился от нее, тем самым сделал еще больнее. Эгоизм Эраста побеждает. В нем одерживают победу низкие, привычные для него чувства. Он теряет интерес к Лизе, обманывает ее, изменяет своей клятве. Эраст не выдерживает испытания любовью. Это подтверждает и сам автор, позиция которого дана открыто: «Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его», - говорит он.

Вывод: Эраст виноват вдвойне: он обманул и себя, и Лизу, предал любовь.

В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали. Из финала повести мы узнаем, что Эраст после смерти Лизы почитал себя убийцею, и что он часто посещает лизину могилу. Возможно, Эраст понял собственные ошибки и заблуждения. Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.

    В повести есть еще один персонаж, который помогает разобраться в чувствах персонажей. Кто это? Да, конечно же, Природа. Можно сказать, что Природа в повести всегда рядом с Лизой.

Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза, молнии, дождь - все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой.

В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья...

Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо.

Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно.

    Понравилось ли вам, ребята, эта повесть? Чем?

Ответы могут быть самыми разнообразными, но учитель постепенно подводит к мысли, что в нем есть ряд отличительных особенностей:

    легко и быстро читается, так как язык повести сближается с разговорным;

    в центре повествования – чувства человека;

    персонажи – простые, незнатные люди;

    пейзаж – не фон, а живая Природа, воспринимаемая не умом, а сердцем;

    эмоциональное восприятие окружающего мира.

Все это есть отличительные черты нового направления – сентиментализма, основоположником которого в русской литературе был Н.М.Карамзин.

Сентиментализм проявляется не только в том, что героями становятся люди из народа, а в том, что они являются носителями положительных качеств, нравственной чистоты. Те, кто огражден богатством и знатностью от труда, обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность, становятся грубыми и жестокими. Люди, привыкшие заботиться и думать не только о себе, сохраняют и развивают заложенную от природы доброту и чувствительность. В этом заключался прогрессивный характер сентиментализма. Обратимся к третьему эпиграфу. «Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувственной» душе. И это действительно так.

    Подведение итогов.

Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» - нравственное и эстетическое.

Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и сегодня, тем более, что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».

Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства.

    Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему: «Кто виноват в смерти Лизы» или «Возможен ли другой конец повести?»

Был ли у Лизы другой выход

Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” до глубины затрагивает души читателей. Этот русский писатель-сентименталист в своих произведениях умел ясно донести чувства, эмоции и моральные устои своих героев. Так и в данной повести он описал бедную девушку, которая была искренне и непорочно влюблена в человека, недостойного ее. При чтении повести невольно возникает вопрос, был ли у Лизы другой выход из той затруднительной и порочащей ее имя ситуации. Я думаю, что, скорее всего, нет.

Девушка родилась и выросла в приличной семье. Отец Лизы был довольно богатым селянином, но после его смерти они с матерью обеднели. Мать девушки слабела с каждым днем и не могла много работать. Одна только Лиза как пчелка трудилась, не жалея своей молодости и красоты. Героиня Карамзина была чистейшей души девушкой с самыми лучшими моральными устоями. В теплое время года она занималась сбором цветов и ягод, а все остальное время вязала чулки и ткала холсты. Свою работу Лиза могла продавать в Москве, где и познакомилась с Эрастом.

Поначалу он ей показался серьезным и надежным

человеком. Эраст тут же выразил свою симпатию к девушке и стал часто к ней приходить за цветами. Даже с матушкой Лизы он был учтив и любезен. Постепенно отношения молодых людей перешли на новый уровень. Они часто виделись, много общались. И когда к Лизе посватался сын богатого крестьянина из их села, Эраст уверил ее, что всегда будет рядом и не оставит ее, игнорируя тот факт, что он богатый дворянин, а она простая крестьянская девушка. Лиза поверила Эрасту и в тот вечер была с ним особенно близка.

Через некоторое время он сообщил, что вынужден с ней временно расстаться, так как его призывают в армию. Лизу это обстоятельство сильно расстроило, но она обещала его верно ждать. Самое печальное, что он соврал и вместо исправной службы, играл в карты и полностью проигрался. В результате ему пришлось обручиться с одной пожилой вдовой, которая взялась оплатить его долги. Узнав об этом, Лиза решила утопиться. Перед этим она через соседскую девчушку передала матери деньги, вырученные с торговли цветов, просила поцеловать ее и попросить простить бедную дочь. Бедная женщина не выдержала такого удара и тоже скончалась, а Эраст так и считал себя до конца жизни убийцей.

История невероятно печальная, но такова судьба бедной Лизы. Трагизм повести Карамзина никого не оставляет равнодушным. Ведь, кажется, что все должно было сложиться иначе. Образ главной героини, пожертвовавшей собой ради любви, надолго врезается в память. Ясно одно, что она не могла жить с запятнанной репутацией. Еще больше усугубило ситуацию воспоминание об их счастливой любви и предательство Эраста. Ее поступок осознанный: он показывает в полной мере силу ее переживаний и трагизм ее положения. Такой чистой и искренней девушке как Лиза такой выход из сложившейся ситуации казался единственно верным.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Чему учит повесть Каждое столетие оставляет свой след в формировании литературы. Не является исключением и восемнадцатый век. Читая такие произведения, как “Бедная Лиза” Н. М....
  2. В повести Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” речь идёт о том, как молодой дворянин по имени Эраст встретил однажды прекрасную девушку Лизу. Лиза со своею...
  3. Повесть Карамзина “Бедная Лиза” является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. В новелле главную роль занимают чувства и переживания героев. Сюжет строится на...

Был ли у Лизы другой выход

Поначалу он ей показался серьезным и надежным человеком. Эраст тут же выразил свою симпатию к девушке и стал часто к ней приходить за цветами. Даже с матушкой Лизы он был учтив и любезен. Постепенно отношения молодых людей перешли на новый уровень. Они часто виделись, много общались. И когда к Лизе посватался сын богатого крестьянина из их села, Эраст уверил ее, что всегда будет рядом и не оставит ее, игнорируя тот факт, что он богатый дворянин, а она простая крестьянская девушка. Лиза поверила Эрасту и в тот вечер была с ним особенно близка.

Через некоторое время он сообщил, что вынужден с ней временно расстаться, так как его призывают в армию. Лизу это обстоятельство сильно расстроило, но она обещала его верно ждать. Самое печальное, что он соврал и вместо исправной службы, играл в карты и полностью проигрался. В результате ему пришлось обручиться с одной пожилой вдовой, которая взялась оплатить его долги. Узнав об этом, Лиза решила утопиться. Перед этим она через соседскую девчушку передала матери деньги, вырученные с торговли цветов, просила поцеловать ее и попросить простить бедную дочь. Бедная женщина не выдержала такого удара и тоже скончалась, а Эраст так и считал себя до конца жизни убийцей.

История невероятно печальная, но такова судьба бедной Лизы. Трагизм повести Карамзина никого не оставляет равнодушным. Ведь, кажется, что все должно было сложиться иначе. Образ главной героини, пожертвовавшей собой ради любви, надолго врезается в память. Ясно одно, что она не могла жить с запятнанной репутацией. Еще больше усугубило ситуацию воспоминание об их счастливой любви и предательство Эраста. Её поступок осознанный: он показывает в полной мере силу ее переживаний и трагизм ее положения. Такой чистой и искренней девушке как Лиза такой выход из сложившейся ситуации казался единственно верным.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»