О необходимости развития эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста. Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Методы формирования эмоционально-волевой сферы личности

Мы знаем, что воспитание осуществляется через организацию деятельности детей. Только включив ребенка в определенным образом организованную деятельность, можно обеспечить складывание у него привычек правильного поведения. Но навязанная деятельность малопродуктивна для воспитания. Деятельность ребенка предполагает его желание участвовать в ней. В цепочке деятельности важное место принадлежит потребностям детей, их стремлениям, переживаниям, мотивам тех или иных действий и поступков. Мотив является неотъемлемым компонентом нравственного качества. Существуя в сфере сознания, мотив обладает способностью быть незаметным и в каждом конкретном случае проявляется как установка на поступок, обдуманную форму поведения, осознанную ранее. Если мотив слабо развит, то он может и не сработать. В этом случае помощь ему может оказать стимул.

То, что человек упорно занимается спортом, имеет свои внутренние движущие причины – мотивы. Похвалы и порицания, награды и звания способны изменить ход и результативность деятельности, но не саму деятельность. Сходство мотива и стимула в том, что они (и тот и другой) – причина действий. Различия же в том, что мотив – внутренняя движущая причина, вызывающая действие, стимул – внешняя, дополнительная, лишь помогающая возникновению, ходу или прекращению действия. Мотив влияет на деятельность, стимул же на результат ее .

Эффективный процесс воспитания невозможен без целой системы стимулов, побуждающих детей к правильному поведению. Стимулы оказывают влияние на формирование всех сторон личности, помогают вызреванию эмоционально-волевой сферы. Стимулирование наиболее эффективно, когда опирается на потребности и интересы личности.

Методы формирования эмоционально-волевой сферы личности:

(методы стимулирования)

личный пример воспитателя;

− требование;

− игровой подход к организации деятельности;

− поощрение и наказание;

− сравнение, соревнование, конкуренция;

− доверие.

Личный пример воспитателя.

Наблюдения за детьми показывают, что они часто явно копируют поведение взрослых. Дети, и чем моложе, тем больше, доверчивы, подвержены психологическому заражению, подражательны и пластичны. Они, обычно не сознавая этого, стараются перенять жесты, мимику, пантомимику, слова и поступки взрослых. Длительное же повторение определенного поведения влияет на развитие детей. Особенно сильно влияет на них пример поведения близких им взрослых людей – родителей, педагогов. Наибольшее влияние на детей (и не только маленьких) оказывает пример уважаемого и любимого человека.

На этом и основан метод личного примера. Педагог должен показывать детям пример во всем. То, как педагог относится к своей работе, к воспитанникам, к другим педагогам, к родителям, как он одевается, как он радуется или негодует, доброжелателен или озлоблен, справедлив или несправедлив, честен или нет – все это подмечают дети, все это сказывается на их поведении и развитии. Они ориентируются на истинное, а не на фальшиво разыгранное и преподнесенное показное поведение педагога. Это самый трудный для педагога метод воспитания, потому, что от педагога требуется идеальное поведение. Педагог не должен иметь каких-либо недостатков. Однако это невозможно. Все мы живые люди, и каждому из нас свойственны какие-либо слабые стороны, а может быть и явные недостатки. Выход здесь только один – педагог постоянно должен себя совершенствовать. Самосовершенствование педагога не выдумка моралистов, а насущная необходимость эффективного воспитательного процесса.

Требование.

Это волевое воздействие педагога на сознание воспитанника с целью побуждения или торможения определенной деятельности. Воспитатель выступает в этой ситуации как авторитетная сила. Требование опирается на авторитет. Слова неавторитетного, неуважаемого педагога слабо влияют на детей. Действенность требования возрастает, если оно рационально, обоснованно и справедливо. Если оно выражено уверенно, бескомпромиссно и ребенок понимает, что нет возможности его обойти и не выполнить. И, конечно, оно должно быть посильно. Бесполезно требовать сразу много.

Требования, которыми пользуется педагог, можно разделить на две группы: прямые (непосредственные) и косвенные. К прямым относятся распоряжение, указание, приказ. К косвенным – намек, совет, просьба, предупреждение. Чем старше дети, тем предпочтительнее косвенные формы требования.

Сидоров А.А., Прохорова М.В., Синюхин Б.Д. (2000) подчеркивают, что инструментовка педагогических требований разнообразна и многовариантна. Группа прямых (непосредственных) и косвенных (опосредованных) требований включает в себя следующие приемы:

Требования советом, жестом, мимикой, паузой;

Требования выражением доверия (недоверия);

Требования просьбой (намеком);

Требования одобрением (осуждением);

Условные требования (через правила);

Игровой подход к организации деятельности.

Дети с удовольствием занимаются игрой. Поэтому включение элементов игры в любую деятельность позволяет сделать ее более привлекательной. Игровой подход применим ко многим делам, в которые педагоги стараются включить детей. Воспитатель продумывает правила игры, способы включения игровых элементов серьезную деятельность, предлагает им воображаемую ситуацию и сам включается в игру.

Поощрение и наказание.

Эти методы не только стимулируют, но и корректируют поведение воспитанников. Их объединяет то, что они изменяют статус личности, ее положение в коллективе. Кроме того, при правильном их использовании они дают ребенку сравнительно объективный материал для оценки собственного поведения и деятельности.

Общие условия эффективности методов коррекции:

Они должны быть обоснованы;

Воспитателю необходимо пользоваться широким диапазоном мер коррекции и проявлять гибкость в их использовании;

Поощрение и наказание должны применяться, как правило, публично;

эмоциональная полноценность коррекции. Они должны восприниматься детьми как заметное событие и проводиться в достаточно серьезной, а поощрения в торжественной обстановке.

Воспитателю следует стремиться чаще пользоваться методами поощрения и как можно реже – методами наказания. Ребенок поощряется за усилия по овладению правильным поведением. Наказание же следует за преднамеренные проступки, за сознательное нарушение интересов других людей, коллектива, общественных норм. Недопустимы такие средства наказания как оскорбление ребенка и физическое воздействие на него. В использовании методов коррекции желательно идти от более слабых к более сильным мерам.



Сравнение, соревнование, конкуренция.

Общеизвестно, что дети очень любят соревноваться, так как соревнование позволяет глубже познать себя через сравнение с другими людьми. Ребенок может увидеть разницу между тем, что он себе представлял раньше, и тем, что оказалось в действительности. Переживание противоречия между идеальным представлением о себе и действительностью, возбуждает стремление улучшить свою деятельность и свое поведение. Педагоги используют разные виды соревнования – от устного сравнения достижений воспитанников, до системного соревнования, охватывающего весь коллектив по основным видам деятельности. Эффективность соревнования обеспечивается соблюдением ряда условий: подробным учетом воспитателем деятельности детей, справедливой оценкой сделанного, наглядностью и регулярностью подведения итогов.

Доверие.

Каждый метод стимулирования воспитывающей деятельности и культурного поведения детей опирается на некоторые потребности воспитанников. Доверие способствует удовлетворению важной потребности – быть значимым для людей и повысить свой статус в коллективе и обществе. Доверие обычно является следствием некоторых успехов, достигнутым ребенком в каком-либо виде деятельности, и демонстрирует высокую оценку достигнутого. Дети любят, когда им доверяют самостоятельно что-то сделать или, тем более, отвечать за какой-то вид деятельности. Доверие повышает их самоуважение. Доверие в коллективе важнее для ребенка, чем в семье, ибо является знаком более широкого общественного признания. Доверие – это существенное достижение воспитанника, и поэтому оно должно быть наглядно продемонстрировано ему и другим детям. Однако педагогу следует ненавязчиво контролировать, насколько правильно пользуется ребенок новыми обязанностями, возможностями и правами, не злоупотребляет ли новым положением.

Эмоционально-волевая сфера включает в себя содержание, динамику, а также качество эмоций и чувств каждого человека. Роль эмоций и воли в развитии ребенка сложно переоценить. Оказывая влияние на практически все познавательные процессы, они влияют на то, каким именно он увидит окружающий мир и каким будет его восприятие в дальнейшем.

Закрепление фундаментальных аспектов эмоций происходит, главным образом, в дошкольном возрасте. Именно поэтому развитие эмоционально волевой сферы ребенка - дошкольника требует к себе особого внимания со стороны семьи.

Эмоции у детей очень непосредственные

Компоненты эмоционально-волевой сферы ребенка

Основу эмоционально-волевой сферы составляют:

  1. Эмоции – наиболее простые реакции ребенка на окружающий мир. Условно подразделяются на положительные (восторг, радость), отрицательные (гнев, страх), нейтральные (удивление и т.д.).
  2. Чувства – более сложные комплексы сферы, включающие в себя различные эмоции и проявляющиеся по отношению к определенным предметам, людям, либо событиям.
  3. Настроение – более устойчивое эмоциональное состояние, которое зависит от целого ряда факторов, в том числе тонуса нервной системе, состояния здоровья, окружающей обстановки, социального окружения, деятельности и т.д. В зависимости от продолжительности настроение может быть устойчивым, либо неустойчивым, стабильным, либо переменчивым – эти факторы определяются темпераментом, характером человека и некоторыми другими особенностями. Оно способно оказывать серьезное воздействие на деятельность человека, то стимулируя, то расстраивая ее.
  4. Воля – еще один компонент эмоционально-волевой сферы человека, отражает его способность к сознательной регуляции деятельности и достижении поставленных перед собой целей. Уже достаточно хорошо развита в младшем школьном возрасте.

Разница между эмоциями и чувствами - определение

Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника

Эмоционально волевое развитие ребенка в дошкольном возрасте осуществляется под воздействием, главным образом, двух групп факторов – внутренних, к которым относятся врожденные особенности ребенка, а также внешних – семейной ситуации ребенка, его окружения.

К числу основных этапов развития эмоционально-волевой сферы ребенка относятся такие моменты.

Закрепление положительных и отрицательных эмоциональных реакций. Ребенок начинает четко понимать, что вызывает у него положительные эмоции, что – отрицательные и в соответствии с этим корректировать свое поведение. А именно – избегать то, что вызывает у него негативные эмоциональные реакции и стремясь к тому, что пробуждает в нем позитивные.


Ребенок должен уметь различать собственные эмоции

Аспекты эмоциональной сферы дошкольника начинают определять успех и результативность любого вида деятельности (в том числе обучения). Осуществляется переход его желаний в стремления.

Благодаря возникновению в сознании ребенка эмоционально положительного результата предстоящей деятельности, в создании ребенка формируются мотивы, имеющие разную силу и значимость. Со временем это приводит к формировании иерархии потребностей, индивидуальной для каждого человека. Любопытно, что положительные эмоции являются более значимыми стимулами, чем отрицательными: именно поэтому разумное поощрение действует на ребенка значительно лучше наказаний.


Разница между эмоциями и ощущениями - определение

Способность дошкольника понимать свое эмоциональное состояние и развитие навыков самопознания. Еще в самом начале дошкольного периода ребенок еще не способен понимать переживаемые им эмоции. А к концу он уже не только осознает то, что чувствует, но и способен выразить вербально то, что ему «хорошо» или «плохо», «весело» или «грустно» и т.д.

Спектр переживаемых ребенком чувств значительно расширяется. Параллельно с этим обогащается и его словарный запас, описывающий непосредственно особенности эмоционально-волевой сферы.


Что такое настроение у детей

Что нужно знать о развитии эмоционально-волевой сферы вашего ребенка? Полезные советы родителям

Для того, чтобы ребенок знал, что представляют собой эмоции, чувства и какие оттенки они имеют, словарный запас ребенка нужно периодически пополнять новыми для него понятиями.

В дошкольном возрасте у ребенка преобладают наглядные формы мышления. Поэтому изучать проявления эмоций и чувств очень удобно на конкретных примерах с помощью наблюдения за героями сказок и мультфильмов. Например, во время просмотра можно обсудить с ребенком что именно чувствует персонаж, что вызвало у него такие чувства и эмоции, являются ли они положительными, либо отрицательными, могут ли что-нибудь рассказать о нем и т.д. Также, пользуясь конкретными примерами, ребенку можно объяснить основные признаки и проявления эмоций, научить его различать их (например, описать, как меняются мимика и жесты человека, когда он смеется, сердится, удивляется и т.д., что происходит с интонацией его голоса).


Эмоциональная сфера - структура

Несмотря на то, что деление чувств и эмоций на положительные и отрицательные знакомо всем, не стоит внушать ребенку, что последние играют исключительно негативную роль в его жизни, стоит помнить о том, что контролируемый страх неразрывно связан с инстинктом самосохранения, обида выделяет границы личного пространства, отделяя дозволенное от запретного. Недовольство, выраженное в корректной форме, служит защитным механизмом, раскрывающий недовольство ребенка кем-либо или чем-либо.

Для того, чтобы научить ребенка- дошкольника уважать чувства других людей, необходимо чтобы он сам ощущал понимание со стороны взрослых. Для этого не нужно запрещать ему проявлять их и, параллельно – поощрять говорить о том, что он чувствует. Развитие эмпатии невозможно без понимания и доверия.


Причины нарушений эмоциональной сферы

Родитель должен объяснить ребенку, что каждый человек может испытывать и недовольство, и гнев, и страх, и что все это – абсолютно здоровые эмоции, без которых невозможна жизнь любого человека. Важно просто научиться выражать их максимально корректно.

Ребенку нужно научиться подбирать эмоции таким образом, чтобы они как можно лучше соответствовали его эмоциональному состоянию. А также – правильно распознавать эмоции окружающих. Это значительно облегчит его коммуникацию с другими людьми и будет развивать в нем такие качества, как эмпатия, способность к сочувствию и т.д.


Виды нарушений эмоционально-волевой сферы

Развитие волевых качеств ребенка

Качества эмоционально-волевой сферы ребенка развиваются при помощи регулярной и систематической деятельности.


Что такое воля и как ее развивать

Постепенно наращивания ее интенсивность и темп, нужно следовать главным правилам, и требованиям, предъявляемым к заданиям:

  • Сложность заданий должна быть умеренной: ребенок должен четко видеть цель и осознавать ее достижимость, но в то же время сталкиваться с определенными проблемами на пути к ее достижению.
  • Режимные моменты должны быть осуществлены примерно в одно время для выработки у ребенка более устойчивых навыков.
  • Развитие волевых качеств должно начинаться в раннем возрасте, но важно не переусердствовать: до дошкольного периода мозг ребенка еще физиологически не готов к длительной деятельности.

Как определяется волевая готовность у детей

Примеры заданий и упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка

Развитие эмоционально - волевой сферы ребёнка в дошкольном возрасте будет осуществляться гораздо легче при помощи специально организованных игр и упражнений.

Они позволят ребенку в простой и незатейливой форме запомнить базовые эмоции человека, их проявления и роль и жизни каждого. Проводить их можно как индивидуально, так и в малой группе.

«Маски»

Цель игры: изучение мимики и жестов, сопутствующих той или эмоции или чувствую. Развитие навыков распознавания эмоций по невербальным сигналам.


Маски с «эмоциями» можно самостоятельно

Для этой игры дети могут самостоятельно, под руководством взрослого сделать из бумаги маски, отражающие различные эмоции человека – грусть, радость, удивление, восторг и т.д. Затем на одного из детей надевается случайная из них (ребенок не знает, которая именно).

Задача игрока – угадать «свою» эмоцию при помощи подсказок других детей (особенности положения и формы глаз, бровей, губ и т.д.).

Цель игры: развитие способности к активному выражению эмоций, умение связывать вербальные и невербальные проявления эмоциональных состояний. Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры.


Мимическая гимнастика на узнавание эмоций

На карточках пишут эмоции, соответствующие тому или иному (в этом возрасте ребенку будет легче работать со сказочными персонажами). Задача ребенка – изобразить их.

Примеры заданий:

  • Улыбнуться, как Буратино.
  • Испугаться, как Красная Шапочка.
  • Рассердиться, как мачеха Золушки.

«Театр»

Цель игры: умение различать эмоциональное состояние других людей, опираясь главным образом на их невербальные проявления.

Ребенок старается изобразить невербально (то есть, при помощи мимики и жестов) то или иное эмоциональное состояние – радость, грусть, разочарование, удивление, восторг, волнение. При этом часть его лица должна быть прикрыта рукой или листом бумаги. Участники игры должны угадать, что именно изображает ведущий.


Театрализованные игры - эффективный метод развития эмоционально-волевой сферы

Развитие эмоционально-волевой сферы позволит ребенку в дальнейшем не только эффективно строить отношения с окружающими, но и более грамотно выражать свои эмоции.

Повышается эмоциональная культура ребенка и соответствующий интеллект. И решающую роль в этом возрасте будет играть отношения ребенка с родителями.

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

  • Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
  • Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
  • Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
  • Отсутствие эмпатии. Эмпатия - способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
  • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых - в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
  • Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
  • Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
  • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
  • Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.

Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка

Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.

Основными причинами нарушений являются:

  1. перенесённые стрессы;
  2. отставание в интеллектуальном развитии;
  3. недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  4. социально-бытовые причины;
  5. фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  6. ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

Диагностика нарушений

Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:

  • тест по средствам рисунка;
  • цветовой тест Люшера;
  • шкала тревожности Бэка;
  • опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
  • тест школьной тревожности Филипса и многие другие.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Обращение к психологу

Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.

В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.

Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.

Практические методы коррекции

Таковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.

Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.

Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.

Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Похожие статьи

Нет похожих записей.

  1. Вопрос:
    Здраствуйте! Нашему ребенку поставили диагноз Нарушение эмоционально-волевой сферы сферы. Что делать? Он в 7 классе боюсь если отправим на обучение на дому он еще хуже станет.
    Ответ:
    Здравствуйте, дорогая мамочка!

    У ребёнка с нарушением эмоционально-волевой сферы может быть тоска, подавленность, печаль или болезненно повышенное настроение вплоть до эйфории, приступы гнева или тревога. И всё это в рамках одного диагноза.

    Грамотный психотерапевт работает не с диагнозом, а с конкретным ребёнком, с его индивидуальными симптомами и ситуацией.

    Прежде всего Вам важно выровнять своё состояние. Страхи и опасения родителей негативно влияют на любого ребёнка.

    И заниматься коррекцией, решать проблему. Перевод на домашнее обучение — это только адаптация к проблеме(т.е. способ как-то жить с ней). Для решения нужно совместно с медицинской помощью придти на приём и к психологу-психотерапевту.


  2. Вопрос:
    Здравствуйте. Я мама. Моему сыну 4года 4 месяца. Нам сначала ставили ЗППР, вчера этот диагноз снял невропатолог и поставил ‘расстройство эмоциональной сферы на фоне становления эмоциональной сферы’. Что мне делать? Как корректировать? И какую литературу посоветуете для коррекции поведения. Меня зовут Марина.
    Ответ:
    Здравствуйте, Марина!
    Представьте, что у Вас как-то не так работает смартфон или телевизор.
    Придёт ли кому-то в голову начать чинить эти устройства по книгам или рекомендациям специалистов (возьмите паяльник и замените транзистор 673 и резистор 576). А психика человека устроена гораздо сложнее.
    Здесь нужны разносторонние занятия с психологом-психотерапевтом, логопедом, дефектологом, психиатром.
    И чем в более раннем возрасте начнёте занятия, тем эффективнее будет коррекция.


  3. Вопрос:
    Какие существуют диагностические приемы для выявления нарушений в эмоционально-волевой сфере детей 6 – 8 лет?

    Ответ:
    Классификация М.Блейхер и Л.Ф.Бурлачук:
    1) наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографии, клиническая беседа и т.п.)
    2) специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т.д.)
    3) личностные опросники (методы, базирующиеся на самооценке)
    4) проективные методы.


  4. Вопрос:
    Здравствуйте, Светлана.
    Нарушения детской эмоциональной сферы, описанные в этой статье, я наблюдал у многих детей примерно 90% — агрессивность, отсутствие эмпатии, нежелание преодолевать трудности, нежелание слушать другого (сейчас очень помогают в этом наушники) это самые частые. Остальные реже но присутствуют. Я не психолог и возможно ошибаюсь в наблюдениях потому хочу спросить: правда ли то что 90% присутствуют нарушения эмоционально-волевой сферы?

    Ответ:
    Здравствуйте, дорогой читатель!
    Благодарю Вас за интерес к теме и вопрос.
    Замеченные Вами проявления — агрессивность, отсутствие эмпатии, нежелание преодолевать трудности, нежелание слушать другого это только признаки. Они могут служить поводом для обращения к специалисту. И их наличие — это не повод для постановки диагоноза «Нарушения эмоционально-волевой сферы «. В той или иной мере каждому ребёнку свойственно испытывать агрессивность, например.
    И в этом смысле Ваши наблюдения верны — у большинства детей время от времени проявляются вышеперечисленные признаки.


  5. Вопрос:
    Здравствуйте, Светлана!
    Хотела бы проконсультироваться у Вас по поводу поведения моего сына. У нас семья из бабушки с дедушкой, сына и меня (мамы). Сыну 3.5 года. С отцом я в разводе, с ним мы расстались, когда ребенку было чуть больше года. Сейчас мы не видимся. У сына диагностировали дизартрию, интеллектуальное развитие в норме, очень активный и коммуникабельный, но в эмоционально-волевой сфере серьезные нарушения налицо.
    К примеру, бывает, что он произносит (в садике один мальчик начал так делать) иногда какой-то слог или звук многократно и монотонно, а когда ему говорят прекратить так делать, может начать делать назло еще что-то, например, корчить рожицу (как ему было запрещено так делать). При этом в спокойном тоне ему мы объясняли, что так делают «больные» мальчики или «нехорошие» мальчики. Сначала он начинает смеяться, а после очередного объяснения и напоминания, что это может быть чревато каким-либо наказанием, особенно когда срывается взрослый и повышает тон, начинается плач, который резко сменяется смехом (однозначно, уже нездоровым), и так смех и плач могут меняться в течение минут по несколько раз.
    Также в поведении сына наблюдаем, что он может бросать игрушки (часто (в смысле в течение месяца-двух), ломает машину или игрушки, резко бросая и ломая ее. При этом он очень непослушный (слышит, но не слушает), часто каждый день доводит близких людей.
    Мы все очень любим его и хотим, чтобы он был здоровым и счастливым мальчиком. Подскажите, пожалуйста, как быть нам в такой ситуации, когда он делает что-то назло? Какие методы разрешения конфликтов Вы посоветуете? Как сына отучить от привычки произносить эти «членораздельные звуки»?
    Бабушка с дедушкой – интеллигентные люди, у меня образование педагога, экономиста, воспитателя. Мы обращались к психологу примерно год назад, когда только начинала проявляться такая картина. Психолог объяснила, что это признаки кризиса. Но, имея в настоящее время диагноз дизартрика, мы вынуждены объяснять его поведение иначе, которое, кстати сказать, не исправилось, несмотря на наши выполнение советов психолога, а ухудшилось.
    Заранее спасибо
    С уважением, Светлана

    Ответ:
    Здравствуйте, Светлана!

    Я рекомендую Вам придти на консультацию.
    Предварительно можем связаться по скайпу или телефону.
    Ребёнка важно переключать, отвлекать на какое-то интересное занятие в такие моменты.
    Наказания, объяснения и повышение тона не эффективны.
    Вы пишете «несмотря на наши выполнение советов психолога» — что именно Вы делали?


Лукина Надежда
Развитие волевой сферы у дошкольников. Произвольность

«. Произвольность » .

Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или воспитатель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотим видеть своих воспитанников волевыми , настойчивыми, целеустремлёнными и пр. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно они позволяют ставить цели и добиваться результатов. Можно полагать, что становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребёнка .

В ФГОС ДО предусмотрено, что в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования : «…ребёнок способен к волевым усилиям , может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками…»

Воля – это осознанная способность преодолевать различные препятствия для достижения намеченной цели. Совершая волевое действие , ребенок изменяет окружающую действительность, подчиняя её своим намерениям.

Произвольность – это с одной стороны развитие познавательных процессов, с другой - становление действий и операций, с третьей – формирование потребностно – мотивационной сферы ребёнка .

Развитие волевой сферы подразумевает развитие самостоятельности , упорства, целеустремлённости, инициативности, терпеливости, энергичности и решительности.

Воля не является врождённым навыком. Она приобретается в процессе взросления.

Главным же приобретением дошкольника в развитии воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям "надо", а не "хочу", необходимый для обучения. На развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, но самой лучшей является игра.

В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Систематическая работа по формированию игры с правилами позволяет значительно повысить уровень произвольного управления своим поведением, что очень важно для образования предпосылок к учебной деятельности.

Лучшей деятельностью для ребенка является игра, еще лучше, если это игра с правилами. В детском саду на занятиях, в режимных моментах, в свободной деятельности для развития волевой сферы нам помогают разнообразные игры (дидактические, развивающие , логические «Крестики-нолики» , «Морской бой» , шашки, шахматы, подвижные игры, эстафеты). Все эти интересные занятия автоматически формируют у ребенка осознание необходимости знания и соблюдения правил игры. Мы стремимся, чтобы участники игры были заинтересованы в победе. В игре развиваются терпение , сосредоточенность, внимание, способность выполнять правила. Игры развивают не только ум и эмоции ребенка, но вырабатывают волю. Правила игры и устойчивые действия развивают такие волевые черты , как выдержка, умение преодолевать свое нежелание действовать, умение считаться с действиями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстрота ориентации в обстановке, решительность в действиях. Игрушки также придают игре волевой характер , эмоциональность.

Не менее сильно, чем игра, на развитие волевой сферы ребенка влияет чтение детской и художественной литературы : рассказы о людях, проявивших мужество и героизм. Просмотр киносказок, где герои преодолевают преграды, испытывают трудности, но не отказываются от принятого решения и достигают своих целей. Здесь у детей активизируются процессы рефлексии, осознания нужных и полезных волевых качеств .

Развитие воли требует систематического преодолевая трудностей, человек тренируется и закаляет свою волю. При формировании волевых качеств мы стимулируем ребенка, оцениваем результаты его деятельности, используя наглядную фиксация результатов. Вместо оценок в тетрадях рисуем веселое (грустное) солнышко, также предлагаем ребенку оценить свое поведение и деятельность, поместить на шкаф в приемной «Медаль» за хорошую работу на занятиях, дежурстве по занятиям, столовой, в природном уголке; за хорошее поведение – эта деятельность развивает способность к самоконтролю и самоорганизации.

Другим важным фактором в воспитании воли у ребенка является совместная работа в коллективе. Дети стремятся воспитать у себя те волевые качества , которые особенно ценятся в коллективе. Мы стараемся уделять больше внимание тем волевым качествам , которые помогут детям стать лучше.

Развитие волевой сферы нельзя отрывать от нравственного воспитания ребёнка, овладения им нормами поведения. Ведь важно донести до ребенка, ради каких целей совершается волевое действие . Поэтому мы стремимся развивать нравственные убеждения детей. Почему нельзя? Как сделать?

Нравственность «подпитывает» волю, помогает ей проявляться.

К числу важнейших условий формирования волевой сферы человека мы относим строгое соблюдение режима дня, обязанностей, правильного распорядка всей жизни человека (мыть руки, чистить зубы, своевременно говорить «спасибо» , «извините» ) Правила, распорядок дня помогают проявляться воле . Дети усваивают нормы и правила поведения в семье, группе, в общественных местах.

Прекрасные возможности для развития воли и произвольности содержат в себе трудовая и бытовая деятельность, проводимая в режимных моментах на улице и в группе. В процессе этих видов деятельности дети учатся осознавать цель, планировать свои действия, запоминать их последовательность (например : подмести участок, уход за цветами в помещении и на клумбе, навести порядок на рабочем месте, посадка лука и т. д., преодолевать трудности. Ценно, что трудовые обязанности (которые нужно постепенно усложнять) дают возможность не эпизодически, а систематически, регулярно упражнять волю ребёнка.

Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития волевой сферы создают занятия спортом. Большую роль в развитии воли мы отдаем физическому воспитанию, так как, с одной стороны, люди бывают безвольными, у которых нет достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой - физические упражнения, соревнование с другими учат преодолевать трудности, позволяют выработать навыки их преодоления.

Для формирования волевых качеств ребенка мы воспитываем так же ответственность. Дети любят быть дежурными по занятиям, в уголке природы, по столовой, раздавать (собирать) пособия, следить порядком и др.

Посредником в процессе является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение, помогает развивать внимание , память, мышление, воображение.

Произвольность внимания у дошкольников

Внимание - это психический процесс или состояние, когда ребенок концентрируется на заданной информации, стараясь не отвлекаться. Особое значение вниманию мы уделяем на занятиях по математике – решение логических задач, примеров, графических диктантов, в подготовке к обучению грамоте – звуко - буквенный анализ слов, определение позиции звуков в словах, деление слов на слоги.

Во время выполнения разного вида заданий дети проявляют произвольность внимания . Особенно этому способствуют занятия продуктивными видами деятельности. В них дети учатся работать по образцу. Так или иначе, но детям приходится внимательно смотреть на образец, а затем выполнять задание, т. е. произвольно направлять свои действия на выполнение задания.

Произвольность восприятия у дошкольников

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста . Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, полное физическое и психическое развитие . Формирование произвольности восприятия начинают уже в раннем возрасте, а к старшему дошкольному возрасту полученные знания используют в разных видах деятельности : художественное творчество, развитие речи .

Произвольность памяти

Память представляет собой процесс хранения и воспроизведения любой информации , или по-другому - запоминание. Благодаря памяти информация или события, спустя некоторое время, воспроизводятся . Произвольная память всегда целенаправленна, тесно связана с вниманием, мышлением и волевым действиям .

Произвольность мышления

Управлять мышлением в детском возрасте очень сложно. Например, решая головоломку, ребенку приходится перебирать различные варианты. Ребенок от одного варианта переходит мысленно к другому варианту, и этот процесс происходит произвольно .

Развитие произвольности в группе мы осуществляет через индивидуальные и коллективные формы разных видов деятельности. А для эффективного развития произвольности важна развитая речь ребенка , ведь именно речь способствует саморегуляции действий ребенка.

Для развития речи с целью формирования произвольности мы проводят беседы в утренние часы, в индивидуальной работе, на прогулке, в совместной деятельности. Беседы проводим на разные темы, например, чем они занимались в выходные дни, о настроении, о действиях и отношениях с другими людьми, что видели по дороге в детский сад, объясняем, как поступать в разных ситуациях, как нужно относиться к людям и окружающему миру.

В процессе развития волевой сферы и произвольного поведения дошкольников огромное значение играет роль взрослые. Воспитатели и родители должны поддерживать дошкольника , правильно воспитывать его, предоставлять ему право выбора, играть в простые развивающие логические и активные игры. Воля не будет развиваться сама . Этот процесс необходимо стимулировать и мотивировать.

А лучшей мотивацией станет личный пример родителей.

Очень часто дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются, испытывают затруднений в решении посильных задач. Родители не придают большого значения воспитанию самостоятельности, настойчивости, ответственности, организованности, чаще интересуют вопросы образовательной подготовки – обучение чтению, счету, письму.

А воля ребенка развивается не сама по себе , а с общим развитием личности . Капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания . Как правило, упрямство имеет избирательный характер - оно направлено главным образом к родителям. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения. Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему должен указывать их взрослый. Давая ребёнку указание, нужно объяснять ему в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях.

По теме «Развитие волевой сферы у дошкольников » «Произвольность » для родителей были представлены консультации.

Для развития волевой сферы и произвольности воспитателям и родителям необходимо :

Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

Направлять, помогать в достижении цели;

Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.

Учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.

Спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять) .

Развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего воспитания и обучения ребёнка. Никакое систематическое обучение и воспитание невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям воспитателя и родителей, требованиям воспитательной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание.

Конечно, в дошкольном возрасте формирование воли и произвольности ребенка только начинается. В этот период дети только начинают самостоятельно определять и осознавать свои действия. Но если с помощью педагогов и родителей они смогут делать что-то не слишком привлекательное для них в данный момент ради какой-то другой, более значимой цели, это уже явный признак того, что у них появляется волевое поведение . Это серьезный шаг в становлении воли и произвольности дошкольника . Задача взрослых не в том, чтобы ломать или преодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) собственные желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам.

1. Проблема общения в современном мире.
2. Потребности человека.
3. Связь потребностей и эмоций.
4. Синдром психофизического инфантилизма.
5. Эмоции в системе В.П.Ф.
6. Развитие эмоций в раннем возрасте.
7. Игры, способствующие развитию эмоций.
8. Заключение.
9. Список литературы.

Проблема общения в современном мире

В нашем современном обществе значительную роль играет такая массовая культура, как интернет, телевидение, рок и поп-музыка. Индустрия чувств не даёт человеку удовлетворения для потребности в общении. Стали совершенно лишними чувства человека, его душевные стремления. «Придёт время,- говорил великий физиолог И. П. Павлов, — когда учёный возьмёт в руки душу и отнесёт её в лабораторию для исследований».

Пророчество великого учёного сбывается. И всё больше встают вопросы: как воспитывать эту духовность? Как понимать себя и других?

Потребности человека

Душа человека, его духовный мир – это сочетание определённых потребностей, прежде всего, это стремление к познанию, к открытию нового, к общению, к духовности.

Физиолог академик П. В. Симонов и театральный педагог, кандидат искусствоведения П. М. Ершов сформулировали «потребностно — информационную теорию». Эта теория рассматривает потребности человека.

Но человек редко осознаёт свои исходные потребности. Трансформация потребностей происходит от информации, которая поступает к нам постоянно: извне, изнутри, из прошлого.

Связь потребностей и эмоций

Восприятие и оценка новой информации всегда окрашены какой-то эмоцией. Процесс перехода любой потребности в конкретные поступки и действия сопровождается эмоцией — положительной (в случае удовлетворения потребности) или отрицательной (при неудовлетворении).

Эмоция — лакмусовая бумажка, проявитель наших скрытых потребностей.

Для нас, как специалистов в области речи, представляет интерес потребность, связанная с познаванием внешнего и внутреннего мира. А врач А. И. Мещеряков наблюдал у слепоглухонемых новорождённых «потребность в вооружённости», или « компетенции». Потребность в вооружённости наращивается у человека с первых минут рождения в следующей последовательности: мускульное движение, подражание, игра, коллекционирование, любознательность.

Удовлетворение всякой потребности требует преодоления препятствий. Эта специфическая потребность в преодолении препятствий обнаружена академиком П. В. Симоновым и названа «воля». Воля всегда выступает слитно с какой-либо потребностью. Потребности выражаются в мотивах, т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Разным деятельностям соответствуют разные мотивы.

Воспитание мотива деятельности – это ключевое звено для развития речи, которое само у ребёнка с алалией не формируется. У такого ребёнка отсутствует потребность общения, это обусловлено нарушением общей и речевой активности (мотивационной активности).

Синдром психофизического инфантилизма

Отсутствие стремления к общению связано и усугубляет их. У таких детей наблюдается расстройство эмоционально-волевой сферы: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость, а параллельно с этим часто и двигательная расторможенность, неустойчивость внимания.

Такие личностные особенности нарушают темп развития ребёнка, а в дальнейшем приводят к школьной неуспеваемости.

У детей с алалией часто проявляется синдром психофизического инфантилизма с недоразвитием эмоционально- волевой сферы при сохранном интеллекте. Это недоразвитие проявляется чертами незрелости, недоразвитием высших форм волевой деятельности.

Достигнув школьного возраста, такие дети остаются в кругу дошкольных игровых интересов и не могут включиться в школьную деятельность. Школа нередко выдаёт этим детям ярлыки: «лентяй» или «баловень». Но лень противоестественна детской природе. И это дети со слабой центральной нервной системой.

Эмоции в системе ВПФ

К настоящему времени установлено, что главенствующую роль в приобретении и реализации эмоций имеют как глубинные отделы мозга, так и лобные доли. Не менее важно состояние лобно-глубинных связей. Электроэнцефалографические данные при алалии указывают на замедленный темп созревания лобной области и её связей с другими областями коры и подкорковыми образованиями.

Лобная область очень богата связями: короткими ассоциационными и дугообразными волокнами все её извилины связаны между собой; длинными ассоциационными волокнами она связана со всеми другими областями мозга.

Развитие полей 44 и 45 в правом полушарии идёт менее интенсивно, чем в левом, поэтому постнатальное развитие особенно важно для сложных функциональных образований.

В ряде гипотез утверждается, что правое полушарие стоит на верхней ступени управления эмоциями, так как оно связано с пространственной интеграцией внимания, регулирует вегетативную активацию, обеспечивает экспрессию и восприятие эмоций, но левое полушарие осуществляет эмоциональную регуляцию, контролируя правое.

В раннем онтогенезе доминантным является правое полушарие мозга, которое постепенно «отдаёт бразды правления» левому. Для того чтобы правое полушарие функционировало, оно должно соприкоснуться с действительностью непосредственно (т.е. чувственно). Всё, с чем человек сталкивается впервые, воспринимается правым полушарием, а всё, чему человек обучился, хранится в левом полушарии.

Эмоции тесно связаны с познавательной способностью, а также играют важную роль в поддержании здоровья клеток головного мозга и иммунной системы всего организма.

Эмоции обеспечивают приток крови к мышцам, усиление метаболизма, стимулируют обмен веществ, поддерживают уровень глюкозы и усиливают её потребление мозгом. Даже глубоко заторможенная кора больших полушарий мозга реагирует на эмоциональный стимул.

По мнению Е. Н. Винарской, в логопедической литературе мало внимания уделяется эмоционально- волевой проблематике, но для всех не секрет, что предпосылки речевого неблагополучия детей в значительной степени связаны с неблагополучием их эмоциональной сферы, что и должно найти место в коррекционных мероприятиях.

Современные концепции формирования, развития и распада В.П.Ф. у детей ставят задачу не изолированного исследования нарушения той или иной В.П.Ф. (прежде всего речи, письма, чтения и счёта), а в их взаимосвязи с другими В.П.Ф., а также с личностью, эмоционально- волевой сферой и поведением ребёнка.

Нормальное формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит в направлении от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга, (снизу вверх), от правого полушария к левому, от задних отделов мозга к передним.

На ранних этапах развития связь высших психических процессов с их чувственной (сенсорной и моторной) основой выступает отчётливо.

Эти процессы служат фундаментом для образования В.П.Ф. Итак, обучая правильному дыханию, координации движений, нормализуя мышечный тонус, создаём у ребёнка необходимые органические предпосылки для усвоения новых знаний и умений.

Совершенствуя эти знания и умения, вызывая, таким образом, положительные эмоции в ходе совместной деятельности с ребёнком, обеспечиваем эмоциональный и речевой диалог, лежащий в основе коммуникативной функции речи.

Развитие эмоций в раннем возрасте

Чтобы ребёнок заговорил, с ним надо общаться. Причём общаться не только с помощью слов и не только с того момента, когда ребёнок научится их дифференцировать, а задолго до этого (на основе взаимодействия с помощью прикосновений, совместных движений, обмена взглядами, жестами, мимикой, вокализмом).

Но чтобы ребёнок хотел общаться, делал это с удовольствием, необходимо, чтобы процесс общения был окрашен положительными эмоциями.

Используется игровая форма работы, так как она возбуждает интерес, вызывает потребность в общении, способствует развитию речевого подражания, моторики, обеспечивает эмоциональность воздействия.

Многие исследователи полагают, что массовые дефекты речи у школьников и дошкольников уходят своими корнями в ранний детский возраст и касаются эмоционально-выразительных паралингвистических предпосылок.

Как происходит развитие эмоций?

Раннее детство характеризуется большими психофизиологическими возможностями.

Период раннего детства охватывает время от рождения до двух лет.

Процесс созревания всех систем организма, в том числе и нервной системы, носит особо интенсивный характер в раннем возрасте.

Движущей силой психического развития ребёнка на самом раннем этапе жизни является необходимость преодоления противоречия между наличием у новорождённого жизненно важных потребностей и отсутствием способов действия для их удовлетворения.

Крик и сосательные движения – это первый способ действия, посредством которого ребёнок удовлетворяет свои биологические потребности, но это и первый способ общения.

Другой источник активности ребёнка находится в сфере его защитных реакций (в комфортности температурной, оптической, звуковой среды). Умеренные потоки раздражений вызывают эмоционально положительные состояния младенца; а перегрев, переохлаждение, наступление голода – вызывают эмоционально отрицательные состояния.

Успокаивая ребёнка и устраняя физический дискомфорт, любящая мать вызывает у ребёнка комплексы положительных ощущений, стремясь их продлить, ребёнок поворачивает голову в сторону матери, прислушивается к звукам её голоса, тянет руки, а потом подражает- улыбается, издаёт звуки.

Эмоциональное состояние взрослого тонко улавливается малышом, оно заражает его эмоционально.

Для того чтобы малыш не останавливался в развитии, у него должны появиться социальные потребности.

Систематическое общение с взрослым способствует начальному познавательному развитию детей. Наукой подтверждено, что эти воздействия более эффективны, если начаты до 2,5 месяцев.

Во втором полугодии такое общение усложняется. Нужно своевременно «переводить» ребёнка на более высокий уровень потребности в общении. Общение возникает в ходе совместной деятельности при ознакомлении с окружающей действительностью, со способами действий с предметами. Взрослый организовывает игры- упражнения на эмоциональном уровне.

Выявлено, что способ действия становится совершенным лишь тогда, когда действие ребёнка приводит к ожидаемому результату. Именно результат фиксируется ребёнком эмоционально положительно, поэтому успешно достигаемый результат действия постепенно становится мотивообразующим фактором.

Возможно, что на основании таких мотивов формируются всё более сложные потребности познания. А так как новые потребности не могут быть удовлетворены старыми способами действия, то необходимы другие, более сложные.

Однако для того чтобы овладеть новыми способами действия, необходимо овладение знаниями о свойствах предметов.

Овладение практическими действиями связано с развитием эмоций ребёнка. Бедный от рождения арсенал эмоций изменяется. Дальнейшее развитие положительных эмоций происходит в процессе овладения определёнными способами действия. И наконец, когда способ действия достигает высокого уровня, эмоциональное состояние приобретает внутреннее выражение, оно и является источником высокой активности малыша.

Особого внимания заслуживает период — начало второго года жизни. Ребёнок попадает в сложные ситуации: его притягивает всё неизвестное, он делает шаги навстречу и испытывает боязнь нового, эмоционально реагирует на незнакомую ситуацию.

Обеспечить достаточную двигательную активность малышу;

Проявляя чуткость, развивать его возможности в освоении окружающего;

Приучать к преодолению трудностей для вызывания положительных эмоций;

Обогащать малыша впечатлениями от общения с другими детьми, взрослыми;

На фоне уже знакомого окружающего мира вносить в жизнь ребёнка всё время новое.

При этом эмоциональные реакции взрослого становятся средством понимания ситуации ребёнком.

Возможности этого возраста невелики, а результат действий эмоционально переживается ребёнком. Поэтому необходима эмоционально- положительная форма общения во всех ситуациях, ориентируя ребёнка на положительный результат.

Если ребёнок много болеет, имеет недостаточную массу тела, то может стать вялым, раздражительным, капризным. Ещё на поведение ребёнка накладывают отпечаток врождённые особенности его нервной системы. Строгий тон необходимый в обращении с одними детьми, неуместен с другими.

Основной задачей второго года жизни является развитие активной речи, но понимание опережает её появление. Это запаздывание является часто результатом неправильного воспитания.

Если понимание речи в большей степени возникает в процессе общения взрослого с ребёнком, то развитие активной речи требует применения специальных методов и приёмов :

Нужно стремиться побуждать малыша переводить эмоциональные, двигательные, мимические реакции в речевые;

Выразительно произносить слово, фразу, выделяя их голосом, чтобы у ребёнка возникала усиленная слуховая ориентировочная реакция;

В работе с детьми использовать разные приёмы — вопрос, просьбу, поручение, повторение;

Речевые реакции активизируются в момент сильной заинтересованности;

Показывать знакомые предметы в новых взаимосвязях, иначе угасает реакция на новизну ситуации, и малыш приучается обходиться без речевого общения с взрослым;

Использовать приём собственного вопроса- ответа: эмоционально обыгрывая ситуацию, задавать вопрос и отвечать за ребёнка, создавая у малыша определённое эмоциональное отношение к происходящему.

В течение второго года жизни дети с помощью взрослых начинают овладевать игровыми действиями, используя сюжетно-образные игрушки, предметы-заместители, но обязательно с учётом их жизненного опыта.

Именно эмоционально-выразительные показы понятных жизненных ситуаций вызывают у малышей наибольший интерес.

После 1,5 лет можно использовать в качестве показа рисование карандашом, лепку. Например, делая чёрточки на бумаге, пояснять, что дождик капает: кап-кап.

Учитывая непроизвольность внимания ребёнка, способность сосредоточиться только на том, что привлекает его своим содержанием, внешним видом, применять наглядность в сочетании со словом, придавая дидактическим занятиям эмоциональный характер. Важнейший результат игры — это радость и эмоциональный подъём.

Психотерапевт Гарбузов В.И. высказывается против преждевременной стимуляции левополушарных функций головного мозга у детей раннего возраста. Он пишет, что если до 5 лет ребёнок беспрепятственно обогащается яркими образами и впечатлениями жизни на правополушарном, неосознаваемом уровне, он на всю жизнь сохраняет образное, творческое, эмоциональное восприятие себя и своих проблем, действительности. И в таком случае он не только homo sapiens, но и homo emocionalis!

Поэтому учить ребёнка до 5 лет нужно, играя!

Движение и речь

Стимулирующее развитие на организм оказывают целенаправленные физические нагрузки.

Из-за неправильного физического воспитания у детей уменьшается естественная потребность в движении, снижается двигательная активность. Это ведёт к уменьшению потока раздражений в мышцах, суставах, зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре большого мозга.

В результате развиваются расстройства Ц.Н.С. (центральной нервной системы) и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус детей, ослабляется нервно-мышечный аппарат.

Проводимые исследования А.М. Фонарёва ещё в 1969 году показали, что , развитие речевой функции теснейшим образом связаны с функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребёнка.

У ребёнка существует врождённая функциональная связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных органов, между мышечной системой и эмоциональной сферой ребёнка. Благодаря этим связям через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности органов и систем ребёнка.

Об этих полезно знать родителям, желающим создать условия для успешного развития своих детей.

Игры, способствующие развитию эмоций

Игры на развитие координации движений в мышечных группах

  • Игра «Маленький самолётик» (1-3 года)

Взрослый берёт ребёнка под предплечья и грудную клетку, поднимает в горизонтальном положении вверх. Изображает летающий самолётик и гудит. Потом сопровождает речью:

Самолёт построим сами, полетим под небесами.

  • Игра «Покачаемся» (1-3 года)

Взрослый сидит на стуле и покачивает ребёнка, сидящего верхом у него на коленях и стоящего на подъёме стопы. Речь:

Кач, кач, качалочка.
Едет … Ваня на палочке.

  • Игра «Идём по мостику» (1-4 года)

На полу проводится линия. Малыша поддерживают вначале в ходьбе по прямой, приговаривая:

Идём по мостику-топ-топ-топ.

  • Игра «Кошечка» (2-3 года)

Ребёнок ползает на коленях. Потом он останавливается и поворачивает голову (кошечка» оглядывается) , затем наклоняет голову к полу («кошечка» пьёт).

Речь: Мяу-мяу-мяу.

  • Игра «На горку» (1-2 года)

Взрослый сидит или стоит, ребёнка ставит перед собой, поддерживая за кисти рук, приговаривая: «Взбираемся на горку», стимулируя перемещение стоп ребёнка вверх по ноге взрослого:

  • Игра «Ноги маленькие, ноги большие» (1-3 года)

Ребёнок, лёжа на спине, поднимает ноги, согнутые в коленях, и прижимает их к груди, сначала с помощью взрослого. Потом игра меняется. Взрослый держит над ним палочку на высоте 30-50 см от пола, а ребёнок пытается достать то одной, то другой ножкой. То обеими вместе. Речь:

  • Игра «На доску» (2-3 года)

Придерживая малыша за руку, предлагают ему пройти по «горке» — приподнятой доске с одного конца на высоту 20-25 см. На вершине доски можно положить привлекательную игрушку, к которой ребёнок с желанием пойдёт, наклонится, возьмёт её, выпрямится и с помощью взрослого сойдёт с горки. Речь:

Дай-дай дай!

  • Игра «Вороны» (1-2 года)

Взрослый побуждает ребёнка подпрыгивать на обеих ногах; удерживая малыша под мышки, а позже за плечи, а затем за одну руку. Речь:

Кар-кар-кар!

  • Игра «Качели» (1-3 года)

Сидя на корточках, ребёнок покачивается, пружиня в коленях и щиколотках, на счёт взрослого. Взрослый, присев, держит ребёнка за обе руки и демонстрирует эти движения; ребёнок подражает.

Речь: Кач-кач-кач!

Игры на развитие мелких мышечных групп пальцев рук и кистей, увеличение амплитуды движений в этих суставах

  • Игра «Ладушки» (1-3 года)

Хлопки в ладоши, подражая взрослому: перед собой, над головой, за спиной; в положении стоя, сидя на корточках, сидя на стульчиках, лёжа на спине. Речь:

Хлоп-хлоп-хлоп!

  • «Игра с пальчиками» (2-3 года)

Взрослый читает стихи и последовательно загибает пальцы на обеих руках, а ребёнок подражает ему, обращаясь к мизинцу на левой руке.

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил: Буль-Буль-Буль!
А со Средним кашу ел: Ням-Ням –Ням!
С Указательным запел: А-А – А-А!
А Большой меня встречал и конфетой угощал: Ам-ам ам!

  • Игра «Пальчик о пальчик» (2-3 года)

Малыш, сидя на стуле, повторяет движения под песенку:

Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)
Хлопай, хлопай, хлопай! (хлопают в ладоши).
Ножками топай, топай! (2 раза).
Спрятались, спрятались! (закрыть лицо руками).

  • Игра «Тучи и ветер» (1-3 года)

Ребёнок, сидя или стоя, изображает кругообразными движениями рук над головой и движениями всего тела маленькие и большие тучи, а потом он бежит как туча, которую гонит ветер.

Речь: Фух-фух-фух!

Игры на улучшение функции дыхания, тренировку носового дыхания, смыкания губ, развитие вокализма

  • Игра «Подуй на шарик, на вертушку, подуди в рожок» (2-3 года)

На уровне лица ребёнка подвешивается воздушный шарик, нужно дуть, чтобы он взлетел высоко 2 раза, с трёх лет дудят в рожок.

  • Игра «Буря на море» (2-3 года)

Ребёнок дует через соломинку в воду, налитую на 1/3 в стакан до появления процесса бульканья.

  • Игра «Бегемот» (1-3 года)

Взрослый показывает, а ребёнок подражает «бегемоту»: слегка запрокидывает голову, руки разводит в стороны и чуть-чуть вверх. Взрослый читает, а ребёнок протяжно поёт:

Раздаётся из болота «ААААААА!»
Грозный голос бегемота: «ААААА!»
Он болото стережёт: «ААААААА!»
Грозным голосом поёт: «АААААА!»

  • Игра « ПЕСНЯ СЛОНИКА»

Во время произнесения звука ребёнок вытягивает руки вперёд, пальцы в замке:

Слоник песенки любил:
«ННН-ННН, ННН – ННН».
Слоник хоботом трубил:
«ННН-ННН, ННН-ННН».

Игры на развитие чувства ритма, развитие функции слухового анализатора

Малыш со взрослым разучивает стихи, делая на каждый слог шаг.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Си-дит во-рон на ду-бу,
Он иг-ра-ет во тру-бу,
Во се-реб-ря-ну-ю!

Заключение

Игра создаёт зону ближайшего развития ребёнка, и потому является его ведущей деятельностью. Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным воздействиям.

Хорошая игра — действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.

А своевременная диагностика и организация ранней логопедической помощи — залог нашего успеха.

Список литературы:

Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.2006.
Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. М.2005.
Гамезо М. В., Домаменко И.А. Атлас по психологии. М. 1986.
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. Санкт-Петербург. 1994.
Дэвид Гэмон, Аллен Брэгдон Аэробика для ума. М. 2005.
Корнеева В.А. Шевченко Ю.С. Нейропсихологическая коррекция пограничных состояний у детей и подростков. М. 2010.
Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. М. 1998.
Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М. 1994.
Чутко Л.С. Ливинская А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей. Сакт-Петербург. 2006.

Возраст Общиеэмоции Эмоциональныйрезонанс Спонтаннаяактивность Ответная активность
1 месяц Недифферен-цированныереакции удовольствия

или неудовольствия

Не тестируется В состоянии бодрство-вания отмечаются спонтанные реакции Реакции вызываютсяв ответ на взаимодействие взрослого
2 месяца Положительный эмоциональный фон всостоянии биологичес-кого комфорта и неудовольствие или крик при неприятных действиях Появление улыбки на улыбающееся лицо Ориентировочная реакция на окружающее Ориентировочная реакция в ответ на стимуляцию
3 месяца Формирование комплекса оживления Адекватные ответные реакции Попытка самоорганизации поведения в период бодрствования Включение во взаимодействие по инициативе взрослого
4 месяца Чётко выражен «комплекс оживления»Появление смеха, испуга Адекватные ответные реакции на выражение лица взрослого Самоорганизация деятельности Включается в игру после вмешательства взрослого
5 месяцев Формирование дифференцированных эмоциональных реакций Адекватный эмоциональный резонанс Самоорганизация деятельности Включение в аналогичную деятельность после стимуляции
6 месяцев Редуцирование «комплекса оживления»Дальнейшее дифференцирование и усложнение эмоциональных проявлений Быстрая эмоциональная откликаемость на настроение и выражение лица взрослого Активный интерес к окружающему, стремление к доступному освоению его Аналогичные реакции после стимуляции
7 месяцев Адекватная эмоциональная реакция на нарисованные маски Стойкий познавательный интерес к окружающему, повторение усвоенных навыков (манипуляции с игрушками) Активность после стимуляции
8 месяцев Дифференцированные реакции удовольствия и неудовольствия Адекватная эмоциональная реакция на настроение близкого взрослого Постоянная занятость той или иной деятельностью
9 месяцев Выражение разнообразных эмоциональных проявлений Отрицательная и положительная реакции на маски (устрашающую и весёлую). Дифференцированное ответное реагирование на настроение окружающих Возможность самостоятельных занятий. Манипулирование предметами без помощи взрослого Включение в игру после вмешательства взрослого
10 месяцев Избирательность эмоциональных реакций Адекватное реагирование на настроение окружающих Возможность самостоятельной деятельности (20-40) минут Включение в игру после вмешательства взрослого
11 месяцев Избирательность эмоциональных реакций в общении Адекватное реагирование на настроение окружающих взрослых Умение себя занять. Играет сами и охотно включается в игру, предложенную взрослым
12 месяцев Избирательность эмоциональных реакций в общении, редуцирование отрицательной реакции на устрашающую маску Умение себя занять. Играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым Играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым Аналогичные действия после стимуляции
1 год 3 месяца
1 год 6 месяцев Целует и обнимает взрослого, если ребёнок его любит. Появление реакции недовольства, злости, при невыполнении желаний Умение сопереживать В состоянии комфорта умеет организовать свою деятельность
1 год 9 месяцев Доминирование положительных реакций в игре и общении. Появление реакций ревностности, злости при невыполнении желаний Умение сопереживать боль, печаль, умение радоваться со всеми Формирование умения организовывать свою деятельность Включается в игру после стимуляции
1 год 3 месяца Проявление боязни по отношению к отдельным предметам, событиям, радости при виде новой игрушки Адекватные ответные эмоциональные реакции Спонтанная инициатива в игре и общении Появление активности после стимуляции

Калькута Ирина Витальевна,
логопед, ГБУЗ «Детская городская
поликлиника №83» ДЗМ

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»