Образ Руси в поэме "Мертвые души" (кратко). Тема “народных страданий” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Была создана в середине 19 века. Все мы знаем, что этот период в истории Российской Империи ознаменовался окончанием эпохи крепостничества. Что ожидало дальше нашу страну в это время? На этот вопрос и постарался ответить в своей знаменитой поэме Николай Васильевич.

Произведение можно воспринимать неоднозначно: на первый взгляд Русь постает перед нами в некотором карикатурном образе на ту действительность, которая была присуща в государственной жизни. Но на самом деле, автор изобразил полноту поэтической насыщенности жизни на Руси.

Описание Живой руси в поэме

Гоголь описывает Русь как многострадальное, бедное государство, которое истощили все ранее пережитые препятствия и собственный алчный народ. Однако гоголевская Русь полна сил и энергии, которые еще теплятся в ее душе, она бессмертная и полна могущества.
С большим писательским мастерство в поэме изображен русский народ.

Мы знакомимся с обездоленными крестьянами, бесправными людьми, великими тружениками, которые вынуждены терпеть гнет таких помещиков, как Манилов, Собакевич и Плюшкин. Приумножая богатство помещиков, они живут в нужде и бедноте. Крестьяне - безграмотные и забитые - однако никак не «мертвые».

Обстоятельства заставили их приклонить свои головы, но не окончательно покориться. Гоголь описывает истинно русских людей - трудолюбивых, смелых, выносливых, которые долгие года, не смотря на утеснения, сохранили свою личность и продолжают лелеять жажду свободы. Русский народ в произведении является отображением своего государства. Он не мириться с рабским положением: некоторые крестьяне решаются на побеги от своих помещиков в Сибирскую глушь и на Поволжье.

В десятой и одиннадцатой главе Гоголь поднимает тему крестьянского бунта - группа заговорщиков убила помещика Дробяжкина. Никто из мужиков на судебном заседании не выдал убийцу - это говорило в первую очередь о том, что народу было свойственно понятие чести и достоинства.

Описание жизни крестьянства приносит нам понимание того, что Русь в поэме Гоголя - по-настоящему живая, полна внутренних сил! Писатель свято верит в то, что наступит момент когда святая и праведная Русь скинет из себя таких алчных гнилых личностей подобных Плюшкину, Собакевичу и другим, и засияет новыми огнями чести, справедливости и свободы.

Отношение Гоголя к России

В период создания поэмы "Мертвые души" , несмотря на отмену крепостного права, надежд на то, что Русь все же воскреснет в своем былом величии оставалось мало. Однако, огромный патриотизм, любовь к своему народу и непоколебимая вера в могущество Руси, позволили Гоголю реалистично описать ее великое будущее. В последних строках, Гоголь сравнивает Русь с трехглавой птицей, летящей навстречу своему счастью, которой уступают дороги все остальные народы и государства.

Образ Руси и крестьян в поэме - это единственные «живые» персонажи, которые находясь в заточении «мертвых душ» все же смогли устоять и продолжить свою борьбу за существование и за свободу. Торжество свободной Руси автор планировал более подробно описать во втором томе своего произведения, которому, к сожалению, так и не судилось увидеть мир.

Поэт поставил перед собой задачу понять и в пределах одного произведения запечатлеть крестьянскую Русь, русский народный характер во всей его многогранности, сложности и противоречивости. И жизнь народа в «Кому на Руси...» предстает во всем многообразии ее проявлений. Мы видим русского крестьянина в труде (речь Якима Нагого, косьба в «Последыше», рассказ Матрены) и борьбе (история Якима и Ермила, тяжба вахлаков, расправа с Фогелем), в минуты отдыха («Сельская ярмонка», «Пир») и разгула («Пьяная ночь»), в годину горя («Поп», рассказ Матрены) и минуты радости («До замужества», «Губернаторша», «Пир»), в семье («Крестьянка») и крестьянском коллективе («Последыш», «Пир»), во взаимоотношениях с помещиками («Помещик», «Последыш», «Савелий, богатырь святорусский», сказы в «Пире»), чиновниками («Демушка», рассказ о Ермиле) и купцами (история Якима, тяжба Ермила с Алтынниковым, драка Лавина с Ереминым).

Поэма дает яркое представление об экономическом положении пореформенного, «свободного» крестьянства (названия деревень и уездов, рассказы попа и «счастливцев», сюжетная ситуация главы «Последыш», песни «Веселая», «Соленая», «Голодная» и ряд деталей в главе «Пир») и юридических «переменах» в его жизни («...вместо барина / Драть будет волостной»).

Народный быт рисуется Некрасовым строго реалистически. Автор не закрывает глаз на отрицательные явления народной жизни. Он смело говорит о порожденных «крепью» и условиями жизни крестьянства темноте и неразвитости (неграмотность, вера в «бедокурные» приметы), грубости («Уж будто не колачивал?»), ругани, пьянстве («Пьяная ночь»), тунеядстве и холуйстве дворовых (лакей Переметьева, Ипат, дворовые в «Прологе» главы «Крестьянка»), грехе социального предательства (Глеб-староста, Егорка Шутов). Но теневые стороны народного быта и сознания не заслоняют в поэме главного, того, что составляет основу народной жизни, является определяющим для народного характера. Такой основой народной жизни в поэме Некрасова выступает труд.

Читая «Кому на Руси...», мы ощущаем величие трудового подвига русского крестьянства, этого «сеятеля и хранителя» русской земли. Мужик «до смерти работает», его «работе меры нет», с натуги от непомерного труда «трещит крестьянский пуп», «потуги лошадиные» несут односельчане Матрены, «труженицами вечными» предстают женщины-крестьянки. Трудом мужика весной одеваются зеленью злаков, а осенью раздеваются поля, и хотя труд этот не спасает от нищеты, крестьянин любит трудиться («Последыш»: косьба, участие в ней странников; рассказ Матрены). Русский мужик, в изображении Некрасова, умен, наблюдателен, любознателен («комедия с Петрушкою», «им дело до всего», «кто видывал, как слушает...», «он жадно ловит новости»), упорен в стремлении к поставленной цели («мужик, что бык...»), остер на язык (примеров множество!), добр и отзывчив (эпизоды с Вавилушкой, с Брмилом на ярмарке, помощь вахлаков Овсянникову, семье дьячка Добросклонова), обладает признательным сердцем (Матрена о губернаторше), чуток к красоте (Матрена; Яким и картиночки). Нравственные качества русского крестьянства Некрасов характеризует формулой: «золото, золото — сердце народное». Поэма раскрывает свойственную русскому крестьянству жажду справедливости, показывает пробуждение и рост его социального сознания, проявляющиеся в чувстве коллективизма и классовой солидарности (поддержка Ермила, ненависть к Последышу, избиение Шутова), в презрении к холуям и предателям (отношение к лакею князя Переметьева и Ипату, к рассказу о Глебе-старосте), в бунтарстве (бунт в Столбняках). Народная среда в целом рисуется в поэме как «почва добрая» для восприятия освободительных идей.

Народная масса, народ и является главным героем эпопеи «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов не только нарисовал яркие портреты отдельных представителей народной среды. Новаторский характер замысла Некрасова проявился в том, что центральное место в произведении занимает коллективный образ русского крестьянства.

Исследователи неоднократно отмечали большую «плотность населения» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Кроме семи странников и главных героев в ней нарисованы десятки и сотни образов крестьян. Одни из них кратко охарактеризованы, в образах других подмечен лишь какой-то характерный штрих, третьи лишь названы. Одни из них присутствуют «на сцене», включены в действие, о других странники-правдоискатели и читатель узнают лишь из рассказов «сценических» персонажей. Наряду с индивидуальными, автор вводит в поэму и многочисленные групповые образы.

Постепенно, от главы к главе, поэма знакомит нас с различными вариантами народных судеб, различными типами характеров героев, с миром их чувств, их настроениями, понятиями, суждениями и идеалами. Разнообразие портретных зарисовок, речевых характеристик, обилие массовых сцен, их многоголосье, введение в текст народных песен, поговорок, присловий и прибауток — все подчинено единой цели создания образа крестьянской массы, постоянное присутствие которой ощущается при чтении каждой страницы «Кому на Руси жить хорошо».

На фоне этой крестьянской массы крупным планом выписаны автором эпопеи образы лучших представителей русского крестьянства. В каждом из них художественно запечатлены какие-либо стороны, грани народного характера и мировоззрения. Так, образ Якима раскрывает тему героического народного труда и пробуждения народного сознания, Савелий — воплощение богатырства и свободолюбия крестьянства, его бунтарских порывов, образ Ермила — свидетельство правдолюбия, нравственной красоты народа и высоты его идеалов и т. д. Но это общее раскрывается в неповторимой индивидуальности судьбы и характера каждого. Любой персонаж в «Кому на Руси...», будь то Матрена, «раскрывшая» странникам всю свою душу, или мелькнувший в толпе «желтоволосый, сгорбленный» крестьянин-белорус, реалистически точен, жизненно полнокровен, и в то же время каждый составляет какую-то микрочасть общего понятия «народ».

Все главы эпопеи объединены сквозным образом семи мужиков-правдоискателей. Эпический, обобщенно-условный характер этого образа придает всем изображаемым в ней реально-бытовым событиям особую значительность, а самому произведению — характер «философии народной жизни». Так, несколько абстрактное в «Прологе» понятие «народ» постепенно, по мере знакомства читателя со странниками, Якимом, Ермилом, Матреной, Савелием, многоликой и пестрой крестьянской массой, наполняется для него яркостью жизненных красок, конкретно-образным реалистическим содержанием.

В «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов хотел показать процесс пробуждения в народных массах самосознания, желание их осмыслить свое положение и найти пути выхода. Поэтому произведение автор построил так, что его народные герои странствуют, наблюдают, выслушивают и судят, притом, по мере расширения круга их наблюдений, их суждения становятся все более зрелыми и глубокими. Картины жизни в поэме преломлены через восприятие их мужиками-правдоискателями, то есть автор избирает эпический путь или способ изображения действительности.

Эпическая широта изображения жизни в «Кому на Руси жить хорошо» проявляется и в том, что наряду с крестьянством здесь представлены все общественные группы и классы России (попы, помещики, чиновники, купцы, буржуазные предприниматели, интеллигенция), притом в большом разнообразии типических индивидуальностей, переплетении их судеб, борьбе их интересов.

1. Основной смысл поэмы.
2. Крестьянство в поэме.
3. Тяжкая доля и простое счастье русского народа.
4. Матрёна Тимофеевна как символ русской женщины.
5. Гриша Доброе клонов — идеал интеллигенции для Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» является для Н. А. Некрасова программным произведением. Создавая его многие годы, автор вкладывал личные представления о морали, о судьбе народа и о понятии народного счастья. В этом произведении — думы о народе, переживания за него и чаяния о лучшей доле.

Основная сюжетная линия произведения — мотив путешествия семерых мужиков в поисках человека, живущего счастливо. Основной смысл путешествия — нахождение такого человека на родной земле. Некрасовский идеал человека неразрывно связан с крестьянством и кроется уже в самих странниках. Конечно, они темные. Необразованные, наивные люди. Они лишены четкого понятия о верхах и низах, искренне убеждены в том, что счастливыми быть обязаны «купчина толстопузый», помещик, царь. Но при этом они не перестают быть добрыми, чуткими и сострадательными людьми. Позже Влас скажет о них: «Чудим и мы достаточно, а вы и нас чудней!»

В поэме красочно изображена живая, непосредственная народная жизнь со всей палитрой эмоций — радостью, переживаниями, горем, сарказмом и завистью. Произведение полифонично, в нем и мужик с ободьями, и крестьянин, опрокинувший воз, и хмельная баба, и охотник на медведей. Здесь Вавилушка, Оленушка, Парашенька, Трофим, Федосей, Прошка, Влас, Клим Лавин, Ипат, Терентьева. Показывая тяжесть крестьянской доли, бесправие народа и его эксплуатацию, поэт тем не менее не умалчивает и о проблемах, кроющихся в самом народе, то есть темноту ума и пьяного загула.

Передает Некрасов лучшие качества русского крестьянства — трудолюбие, нравственную чистоту и душевное благородство, способность к состраданию и чувство собственного достоинства, удаль и веселье, несмотря на окружающие невзгоды и трудности. Утверждает автор, что «почва добрая — душа народа русского». Читателям наверняка врезались в память сцены, где Ефросинья ухаживает за больными во время холеры, крестьяне помогают Вавиле и солдату-инвалиду. С помощью различных средств и различными методами доказывает автор чистоту «золотого сердца народного».

Явно продемонстрирована на примере происшествия с Якимом и непреодолимая тяга к прекрасному. Так, простой крестьянин Яким спасал из пожара не мебель или сбережения, накопленные с огромным трудом, а картиночки, купленные им на ярмарке. Вспоминается и певец из крестьян с дивным, чистым голосом, которым он «пленял сердца народные». Часто говоря о крестьянах, Некрасов употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами — старинушка, солдатики, ребятушки. Не отличное ли это доказательство теплого, дружеского отношения к ним со стороны автора? Убежден он, что ни тягостной работою,

Ни вечною заботою,
Ни игом рабства долгого,
Ни кабаком самим
Еще народу русскому
Пределы не поставлены,
Пред ним широкий путь.

Важное место в поэме занимает образ Савелия, наделенного богатырскими чертами. Он презирает покорность и мужественно, встает на защиту унижаемого народа. Протест, становясь все более открытым, принимает страшные формы бунта. Именно этим заканчивается назидательная, хоть и жестокая, история о немце-издевателе Фогеле. Эстетические идеалы автора оказались воплощеными в образе Матрены Тимофеевны, внучки великого богатыря. В ней не только внешняя красота, но и бесконечное духовное богатство. Она заключает в себе лучшие черты, присущие русской женщине, которые она проносит через тяжелые жизненные обстоятельства и страдания. Этот образ настолько самоценен и важен, что ему автор отводит самостоятельную главу. В Матрене — совокупность уже обозначенных в ранних произведениях черт. Угадывается в ней и Дарья, и Орина, и безымянная девушка из «Тройки...». Да и внешний облик ее трудно забыть:

Матрена Тимофеевна —
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Иной тип человека идеального представлен образом Гриши Добросклонова. Он имеет огромное значение для понимании человеческого и крестьянского счастья, но при этом не относится к описанным ранее. Он разночинец, сын «батрачки безответной», переживший трудное. Полуголодное детство. Он невероятно молод, не сколько телом, сколько могучим духом.

Жизнь этого героя неразрывно связана с крестьянством — ему он обязан жизнью. Ему он отдает свой, долг — искренне и беззаветно — стараясь помочь во всем. Он сеет, косит, жнет, ходит за грибами в лес, играет с крестьянскими детьми и с огромным удовольствием вслушивается в простые мужицкие песни:

...лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Образ Добросклонова неумолимо приводит читателя к его описанию. Их объединят множество черт: происхождение, перекличка фамилий, семинарское образование, общая болезнь (чахотка), склонность к поэтическому творчеству. Этот образ, неслучайно появившийся в тексте поэмы, развивает идеал, описанный Некрасовым в стихотворении «Памяти Добролюбова», делая его более приземленным, жизненным. Как и Добролюбову, Грише судьбой были уготованы

... Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотка и Сибирь.

Григория не пугают грядущие трудности и испытания, так как он всем сердцем верит в правоту своего дела. Он верит в помощь и поддержку родного народа, так как видит, как сам народ поднимается на правый бой:

Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Эта мысль способна сделать героя счастливым, наполнить его душу радостью. Показано в финале поэм и действие слов Григория, произведенное на весь народ и на семерых ищущих счастье странников. Добросклонов — будущий вождь своего народа, выражающий его радость и боль:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного.

Таким образом в произведении показан идеальный тип человека для Некрасова, органично сочетающий в себе положительные черты крестьянства и русской интеллигенции. Только совместные усилия революционеров, возглавляющих народ, и самого народа, способны привести страну к победе, вывести русских людей на истинный путь счастья. Но пока народ русский только на пути к «пиру на весь мир».

Тема “народных страданий” развивалась автором во всем его творчестве, она характерна для произведений разных лет. Вспомнить хотя бы такие классические стихотворения, как “Тройка”, “Забытая деревня”, “Размышления у парадного подъезда”, “Железная дорога”. А кульминацией развития этой темы – как в творчестве Некрасова, так и в русской литературе вообще – считается поэма “Кому на Руси жить хорошо?”. К сожалению, Некрасову не удалось ее закончить – он умер, оставив недорисованной картину Руси. Однако, невзирая на это, часто поэму называют эпопеей народной жизни, и недаром: она, несмотря на незавершенность, все же отражает различные стороны русского национального характера довольно полно.
Русский мужик, как заявляется в ней, – богатырь (каменщик Трофим, Савелий – “богатырь святорусский”), но сила его не находит нужного, полезного применения, ведет часто к несчастьям (так, Трофим надорвался, решив поднять слишком большой груз; по вине Савелия погиб ребенок). Жизненного кредо любого работяги – терпение и труд. Пример этого – Матрена Тимофеевна, олицетворение тяжелой женской доли; даже сам бог, по выражению Некрасова, потерял “ключи от счастья женского”.
Но терпеть русский мужик может только своего, русского. Самоуправство какого-нибудь Фогеля (“немчуры”) или пана Глуховского ведет к преступлению против закона, хотя и оправданному с точки зрения человеческой справедливости.
Несмотря на наличие в поэме таких героев, как богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, староста Влас, Матрена Тимофеевна, а также семеро “правдоискателей” – героев, сохранивших подлинную человечность, душевное благородство, – понятно, что ни один из них не изменит ничего в положении русской деревни. Никто из них не действует в этом направлении, каждый трудится и терпит, достигает успехов – но изменений к лучшему как лично для них, так и для крестьянства в целом не происходит.
Зато ненависть мужиков к угнетателям-помещикам обозначена достаточно четко. Некрасовский крестьянин может внятно и толково объяснить, за что же он не любит барина. Зато все другие социальные симпатии и антипатии крестьянина менее определенны. Чем, например, мужикам не угодили попы, за что их зовут “породой жеребячьею”? Братья Губины, Иван и Митродор, смущенно отвечают на этот вопрос: “Не сами…По родителям Мы так-то…”. Вот она – правда крестьянская. Дети наследуют ее от родителей, дедов, прадедов и так далее.
Так и проявляется одна из черт русского народного характера. Это не личный опыт семейства Губиных, а общенациональная черта, исконная, восходящая к глубокой древности. Личность в деревне не должна выделяться, а, наоборот, руководствоваться общими правилами, мнением массы. То есть в русском народе сильно общее начало, лучше всего получается то, что делается “всем миром”; так, не зная сути дела, гоняют из деревни в деревню Егорку Шутова. За что бить? Неизвестно, но “так наказано”. Единодушны они и по вопросу о “холопах примерных” – всеобщее презрение Якову Верному и “страдающему” подагрой “верному рабу” князя Переметьева.
Народный характер нельзя охватить целиком в одном произведении, да и несколько не вместят всей его ширины. Некрасову удалось отразить значительную часть народного сознания, но сумел он это сделать только за весь период своей литературной деятельности. Русский национальный характер претерпевает постоянные изменения, рождаются новые и умирают старые типы, и поэтому народная жизнь в изображении Некрасова – лишь небольшой (хотя, отдавая должное мастерству поэта, – весьма ярко нарисованный) период развития народного характера.
Гениальность Некрасова в изображении “мысли народной” нередко заставляла критиков говорить о народности творчества поэта вообще и конкретно о народности поэмы “Кому на Руси жить хорошо?”. И действительно, трудно поспорить с тем, что присутствие в произведении “мысли народной” неизбежно гарантирует наличие у него этого качества. Обычно народность того или иного произведения обусловлена соотношением индивидуального творчества автора и коллективного, степенью творческого заимствования мотивов, образов, поэтики народного поэтического творчества – иными словами, фольклора.
Также понятие народного искусства обозначает глубину художественного произведения, важность его идей и образов для развития общественного самосознания, для познания жизни всей нации. Как уже не раз было отмечено, Некрасов в своем произведении затронул очень глубокие вопросы, социальные и общественные, нравственные и философские. Он как бы суммировал все сказанное предыдущими авторами, а также привнес некоторые свои, новые идеи, рассуждения о настоящей сущности и перспективе будущего для России. Он сумел ярко и наглядно обнажить перед читателем язвы современного ему общества, показал нравы и дворянские, и крестьянские, и церковные. Ведь понятие “мысль народная”, на мой взгляд, включает в себя не только смысл “народного духа”, “народной души”, так достоверно нарисованной Некрасовым в образах русских богатырей. “Мысль народная” – это еще и размышления автора над будущим России, выражение его “мысли” о судьбе своего народа, его сожаление о его неудачах и восхищение его достоинствами.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. В своей поэме Н. А. Некрасов создает образы “новых людей”, вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. В какой бы должности он ни был, чем бы ни занимался, он стремится быть полезным мужику, Read More ......
  2. Для этой войны крестьянам нужны были руководители. Людьми, способными стать крестьянскими вожаками, в поэме показаны Ермил Гирин и Григорий Добросклонов. Ермил Гирин описан в первой главе поэмы. Почет он завоевал “ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою, Умом и добротой!”. Будучи Read More ......
  3. “Кому на Руси жить хорошо” – самое удивительное произведение Н. А. Некрасова. Это не поэма в обычном смысле слова и даже не роман в стихах, а народная эпопея нового времени, сохранившая связь с древнерусским былинным эпосом. В этом произведении воплощены Read More ......
  4. Поэма Кому на Руси жить хорошо вершина творчества Н. А. Некрасова. Он сам называл ее своим любимым детищем. Своей поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, по словечку Read More ......
  5. Проблема счастливой жизни, народного счастья – одна из основных проблем всего творчества Н. А. Некрасова. Но, бесспорно, главное место ей уделяется в вершинном произведении художника – поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Вынесенная уже в заглавие произведения, проблема счастья наполнена Read More ......
  6. Вершиной творчества Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Поэма, вобрав весь предшествующий творческий опыт поэта, явилась в то же время новаторским произведением, подобного которому русская литература не знала. Уже начало поэмы, ее пролог, рассказывающий о мужиках, заспоривших Read More ......
  7. В поэме-эпопее “Кому на Руси жить хорошо” (1863-1877) Н. А. Некрасов изобразил жизнь русского крестьянства в пореформенную эпоху. В произведении поставлена проблема народного счастья. В стихотворении “Элегия” вопрос о народном счастье звучал риторически: Народ освобожден, но счастлив ли народ?.. Действительно, Read More ......
  8. Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом, он писал о народе и для народа. Единственный судья для поэта – народ. Он и прославляет, Read More ......
Тема “народных страданий” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Эту поэму Некрасов начал писать в 1863 году, в сложный для России пореформенный период. Герои поэмы, путешествующие по русским деревням в поисках счастья, - временнообязанные крестьяне. Несмотря на перемены, происшедшие в стране, жизнь обитателей деревень (Некрасов дает им красноречивые названия - Не- елово, Разутово, Неурожайка, Дырявино) осталась по-прежнему тяжелой и голодной. Куда ни приходят Семь Странников, всюду они видят одну и ту же печальную картину. Народ живет в жестоком мире несправедливости, рабства и бесправия. Однако крестьяне не впадают в беспросветную тоску и уныние и видят в своей жизни не только темную сторону. «Совесть спокойная» и «правда живучая» дают им силы выстоять в борьбе с невзгодами и угнетением и преодолеть многочисленные испытания.
Некрасов посредством своих героев рассказывает нам о судьбах крестьян, и каждый такой рассказ может послужить примером ве-
личайшего смирения, самоотверженности и силы духа. Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна Корчагина «несут свой крест с терпением», хотя бремя это - как убедительно показывает Некрасов - непосильно. На долю Матрены выпало пережить смерть любимого сына, трудный голодный год. «За всех, про всех работаю», «Всему я покорилася», - говорит она о себе. Савелий, ее земляк, утешает ее: «Терпи, многострадальная, терпи, многокручинная». Савелий, по мысли Некрасова, воплощает лучшие качества русского богатыря, однако его мужество проявляется не в ратных подвигах, а в силе духа, в подвиге смирения и терпения:
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь!
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы
Все терпит богатырь!
Многое пришлось испытать в жизни Савелию: голод, нужду и лишения, жестокое обращение помещика, который «до нитки разорил» своих крестьян. Однако Некрасов, отвергавший идею христианского смирения ради загробной жизни, показывает, что, как бы велико ни было терпение крестьян, оно тоже имеет свои границы. «Наши топоры лежали до поры», - говорит Савелий. Не выдержав откровенных издевательств барина, мужики поднимают бунт и убивают злодея и кровопийцу. Теперь у них впереди - каторга, Сибирь... Савелий с горечью смотрит в будущее:
Недотерпеть - пропасть!
Перетерпеть - пропасть!
...
Мужчинам три дороженьки:
Кабак, острог да каторга.
Схожа с судьбой Савелия и история покаявшегося разбойника, который, замолив свои грехи, решил жить честно. И здесь Некрасов снова вступает в спор с христианскими принципами прощения и любви к своим врагам. Поэт рассказывает нам, что после долгих лет отшельничества и праведного труда он встречает грешника и злодея пана Глуховского, который без тени смущения и раскаяния говорит ему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю.
Отшельник, потрясенный бесстыдством злодея, расправляется с ним, а крестьяне оправдывают его поступок, ибо в душе их кроме смирения и покорности живет «искра сокрытая», которая вот-вот разгорится в пламя...
Русский народ терпит до поры до времени, бунтарство лишь подспудно бродит в его могучей, но пока еще пассивной и не разбуженной душе, но он уже ждет того «сеятеля», который посеет семена новой жизни, ибо «сила народная» с неправдой не уживается.
Выразителем этих настроений в поэме выступает Гриша Доброскло- нов. Его нельзя назвать героем поэмы, поскольку он пришел из другой жизни, из мира грядущего, но именно он возвещает о новой жизни «всесильной матушки-Руси» и призывает жить не ради смирения, но во имя счастья и справедливости!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»