Воображение в психологии. Свойства воображения в психологии

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.

Разновидность творческого воображения - фантазия . Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение - психические процессы , заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная - позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) - включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) - включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное;
  • абстрактное.

По приёмам воображения:

  • агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация - выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса

Основная статья: Творчество как процесс
  • Стадия приготовления, сбор информации . Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
  • Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
  • Инсайт (озарение).
  • Проверка решения.

Механизмы воображения

  • агглютинация - создание нового образа из частей других образов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей;
  • схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
  • акцентирование - подчеркивание особенностей объектов;
  • типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

  • беглость;
  • гибкость;
  • оригинальность;
  • точность.

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребёнка развивается мышление . Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют:

  • ситуации незавершенности;
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов;
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
  • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • неодобрение воображения;
  • жесткие полоролевые стереотипы ;
  • разделение игры и обучения;
  • готовность к изменению точки зрения;
  • преклонение перед авторитетами .

Воображение и реальность

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

Функции воображения

  • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Воображение и когнитивные процессы

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание . На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе - или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

См. также

  • Сила воображения

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Воображение // Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, . - 576 с.
  • Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь, . - 288 с. (Серия: «Современный учебник»)
  • Egan, Kieran . Imagination in Teaching and Learning. Chicago : University of Chicago Press , .
  • Гамезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России,
  • Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт , .
  • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение , .
  • Петровский А. В. , Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат , .
  • Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. . № 3.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Шаб-Ниггурат
  • Ричард Шарп

Смотреть что такое "Воображение" в других словарях:

    ВООБРАЖЕНИЕ - фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия

    воображение - психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда … Большая психологическая энциклопедия

    ВООБРАЖЕНИЕ - правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) … Сводная энциклопедия афоризмов

Наши фантазии и мечты способны раскрасить жизнь новыми красками. Без них трудно представить своё каждодневное существование. Образы, возникающие в голове, калейдоскоп картинок и грёз не только дарят настроение, но и развивают творческие способности и незаурядное мышление.

Воображение в психологии

Человеческий мозг способен не только воспринимать и запоминать информацию, но и проделывать с ней всевозможные операции. В давние времена первобытные люди сначала были полностью похожи на животных: они добывали еду и строили примитивные жилища. Но человеческие способности развивались. И в один прекрасный день люди поняли, что голыми руками охотиться на зверя гораздо труднее, чем с помощью специальных приспособлений. Почесав затылок, дикари сели и придумали копьё, лук и стрелы, топор. Все эти предметы, перед тем как были созданы, воплотились в виде образов в человеческом мозге. Такой процесс и называется воображением.

Люди развивались, и вместе с тем совершенствовалось умение мысленно создавать образы, совсем новые и на основе уже существующих. На этом фундаменте формировались не только мысли, но и желания, стремления. Исходя из этого, можно утверждать, что воображение в психологии - один из процессов познания окружающей действительности. Это отпечаток внешнего мира в подсознании. Оно позволяет не только представлять будущее, программировать его, но и помнить прошлое.

Кроме того, определение воображения в психологии можно сформулировать и по-другому. Например, его часто называют способностью мысленно представлять отсутствующий предмет или явление, манипулировать им в своём сознании, удерживать его образ. Часто воображение путают с восприятием. Но психологи утверждают, что эти познавательные функции мозга принципиально разные. В отличие от восприятия воображение создаёт образы, опираясь на память, а не на внешний мир, также оно является менее реальным, так как часто содержит элементы мечты и фантазии.

Функции воображения

Трудно себе представить человека, у которого полностью отсутствует воображение. Если задуматься, то в вашем окружении найдутся люди прагматичные, как будто приземлённые. Все их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами. Но говорить о том, что у них совершенно нет творческого мышления и фантазии, невозможно. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в "спящем" состоянии.

Таких людей немного жаль: они живут скучно и неинтересно, не используют при этом творческие возможности головного мозга. Ведь, как утверждает общая психология, воображение даёт нам возможность быть индивидуальными, непохожими на "серую массу". С его помощью человек выделяется, занимает свою нишу в обществе. Воображение имеет несколько функций, используя которые, каждый из нас становится особенной личностью:

  • Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений.
  • Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы.
  • Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место.
  • Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей.
  • Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать.
  • Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений.

Все вышеперечисленные функции воображения развиты неодинаково. У каждого человека доминирует отдельное свойство, которое часто влияет на его поведение и характер.

Основные пути создания образов

Их несколько, но каждый из них характеризует понятие воображения в психологии как довольно сложный, многоуровневый процесс.

  1. Агглютинация. Оценивая и анализируя качества, свойства и внешний вид того или иного предмета, мы создаём в воображении новый, иногда причудливый образ, далёкий от реальности. Например, таким путём был придуман сказочный персонаж Кентавр (туловище человека и ноги коня), а также избушка Бабы-яги (дом и куриные ноги), эльф (людской образ и крылья насекомого). Как правило, подобный приём используется при создании мифов и сказаний.
  2. Акцентирование. Выделение в человеке, предмете или деятельности какой-то одной, доминирующей характеристики и её гиперболизация. Этим способом активно пользуются художники во время создания карикатур и шаржей.
  3. Типизация. Самый сложный метод, основанный на выделении черт нескольких предметов и создании из них нового, сборного образа. Так придумывают литературных героев, персонажей сказок.

Это основные приёмы воображения в психологии. Их результат - уже существующий материал, но преобразованный и видоизменённый. Даже ученые в своей, казалось бы, скучной и сухой сфере деятельности тоже активно используют воображение. Ведь новые виды лекарств, изобретения и различные ноу-хау они разработали за счёт уже существующих знаний и умений. Почерпнув из них что-то особенное и самое главное, они и создают абсолютно новый продукт. Таким образом, можно сделать вывод: без воображения человечество никогда бы не узнало, что такое прогресс во всех видах деятельности.

Активное воображение

Обычно выделяют такие виды воображения в психологии: активное и пассивное. Они отличаются не только внутренним наполнением, но и основными формами своего проявления. Активное воображение - это осознанное построение в своём уме различных образов, решение задач и воссоздание связей между субъектами. Одним из способов его проявления является фантазия. Например, автор пишет сценарий к фильму. Он придумывает историю, вкладывая в основу реальные факты, которые приукрашены выдуманными деталями. Полёт мысли может так далеко увести, что в итоге написанное получается фантасмагорическим и фактически невозможным.

Примером фантазии служит любой боевик в кинематографе: элементы реальной жизни тут присутствуют (оружие, наркотики, криминальные авторитеты) вместе с гиперболизированными характеристиками героев (их непобедимость, умение выжить под натиском сотни нападающих хулиганов). Фантазия проявляется не только во время творчества, но и в обычной жизни. Мы часто мысленно воспроизводим человеческие возможности, которые являются нереальными, но такими желанными: умение становиться невидимым, летать, дышать под водой. Воображение и фантазия в психологии тесно взаимосвязаны. Часто они выливаются в продуктивное творчество или обычные грёзы.

Особым проявлением активного воображения является мечта - мысленное создание образов будущего. Так, мы часто представляем, как будет выглядеть наш домик у моря, какой автомобиль купим на скопившиеся деньги, как назовём детей и кем они станут, когда вырастут. От фантазии она отличается своей реальностью, приземленностью. Мечта всегда может сбыться, главное - приложить к этому все свои старания и умения.

Пассивное воображение

Это образы, которые посещают наше сознание непроизвольно. Мы не прилагаем к этому никаких усилий: они возникают спонтанно, имеют как реальное, так и фантастическое наполнение. Самым ярким примером пассивного воображения являются наши сновидения - отпечаток ранее видимого или услышанного, наших страхов и желаний, чувств и стремлений. Во время "ночных киносеансов" мы можем видеть возможные варианты развития определённых событий (ссору с близкими, катастрофу, рождение ребёнка) или абсолютно фантастические сцены (непонятный калейдоскоп не связанных между собой образов и действий).

Кстати, последний тип видений при условии, что его видит бодрствующий человек, называется галлюцинацией. Это также пассивное воображение. В психологии выделяют несколько причин такого состояния: сильная травма головы, алкогольное или наркотическое опьянение, интоксикация. Галлюцинации не имеют ничего общего с реальной жизнью, часто это полностью фантастические, даже безумные видения.

Кроме активного и пассивного, можно выделить ещё такие виды воображения в психологии:

  • Продуктивное. Создание полностью новых идей и образов в результате творческой деятельности.
  • Репродуктивное. Воссоздание картинок по уже существующим схемам, графикам и наглядным примерам.

Каждый из этих видов воображения способен влиять на реальные события, деятельность и даже будущее индивида.

Роль воображения в жизни человека

Если вам кажется, что прожить можно и без него, то вы сильно заблуждаетесь. Воображение имеет своё воплощение на практике в виде определённой деятельности, и не всегда это творчество. Например, с его помощью мы решаем математические и другие логические задачи. Представляя мысленно условие, мы находим правильный ответ. Также воображение помогает контролировать и регулировать эмоции и снимать напряжение в отношениях между людьми. Представим такую ситуацию: муж говорит, что идёт с друзьями в баню, но обещает компенсировать своё отсутствие романтическим походом в ресторан. Злая и обиженная поначалу жена, предвкушая красивые свечи, пенящееся шампанское и вкусные морепродукты, подавляет свой гнев и избегает ссоры.

Воображение в психологии тесно связано с мышлением, поэтому оказывает своё прямое влияние на познание мира. Благодаря ему мы можем мысленно выполнять действия, манипулировать образами предметов, моделировать ситуации, чем развиваем аналитическую умственную деятельность. Воображение помогает даже регулировать физическое состояние организма. Известны факты, когда только силой мысли человек изменял кровяное давление, температуру тела или частоту пульса. Именно эти возможности воображения являются фундаментом аутотренинга. И наоборот: придумывая наличие у себя разных болезней, человек реально начинает чувствовать симптомы недугов.

Идеомоторный акт - тоже практическое воплощение воображения. Им часто пользуются иллюзионисты, когда пытаются найти спрятанные в зале предметы. Суть его в том, что, представляя движение, маг провоцирует его. Артист замечает микроизменения во взгляде или сжатии рук зрителей и безошибочно определяет того, у кого находится нужная ему вещь.

Развитие воображения

Умственная деятельность неотделима от образов. Поэтому мышление и воображение в психологии тесно связаны между собой. Развитие логики и аналитических навыков помогает нам совершенствовать свои фантазии, творческие наклонности и скрытые способности. Основные виды развития воображения с помощью мышления такие:

  1. Игровая деятельность. Особенно моделирование жизненных ситуаций, ролевые сценки, создание ряда ассоциаций, а также лепка, оригами и рисование.
  2. Чтение литературы, а также самостоятельная проба пера: написание стихов, рассказов, эссе. Эффективно также описывать прочитанное словесно и с помощью образов.
  3. Изучение географических карт. Во время этого занятия мы всегда представляем себе ландшафты той или иной страны, внешний вид людей, их деятельность.
  4. Черчение графиков, схем, диаграмм.

Как видим, воображение и мышление, воображение и творчество психология изучает неотделимо друг от друга. Только их общая функциональность и взаимное дополнение делают нас по-настоящему уникальными индивидами.

То, что развитие воображения психология рассматривает параллельно с прогрессом мышления, мы с вами уже убедились. Его тесная связь с деятельностью также доказана, о чем свидетельствует одна история, случившаяся с неким скрипачом. За мелкое преступление его на несколько лет посадили в тюрьму. Инструмента, конечно, ему не дали, поэтому каждую ночь он играл на воображаемой скрипке. Когда музыкант вышел на волю, оказалось, что он не только не забыл ноты и произведения, но теперь владел инструментом намного лучше, чем когда-либо.

Вдохновившись этой историей, врачи из медицинской школы Гарварда решили провести уникальное исследование. Они разделили испытуемых на две группы: одна играла на реальном фортепиано, другая - на вымышленном. В итоге те, кто воображал инструмент только в своих мыслях, показали неплохие результаты. Они не только освоили основные музыкальные произведения, но и продемонстрировали хорошую физическую форму. Оказалось, что их пальцы были натренированы так, как будто они практиковались на настоящем фортепиано.

Как видим, воображение - не только фантазии, грёзы, сны и игра подсознания, это и то, что помогает людям работать и творить в реальной жизни. Психологи утверждают, что им можно управлять и таким образом становиться более образованным и развитым. Но иногда стоит его опасаться. Ведь ложные факты, которые подсовывает нам воображение, могут толкнуть на преступление. Стоит только вспомнить Отелло, чтобы понять, какие неприятности может вызвать наш полёт фантазии.

Исцеление с помощью воображения

Психологи утверждают, что самый лучший способ стать здоровым - это представить себя таковым. Цветущий и полный сил образ в нашем сознании довольно быстро становится реальным фактом, и болезнь отступает. Этот эффект детально описывают и медицина, и психология. Тема "Воображение и его влияние на онкологию" была детально изучена доктором Кэлом Саймонтоном, ведущим специалистом по раковым недугам. Он утверждал, что медитация и аутотренинг помогали пойти на поправку даже тем пациентам, у которых была диагностирована последняя стадия заболевания.

Группе людей, у которых диагностировали рак горла, врач предложил параллельно с медикаментозным лечением использовать курс так называемой релаксационной терапии. Три раза в день больные расслаблялись и представляли картину своего полного исцеления. Пациенты, которые уже не могли самостоятельно глотать, воображали, как они в кругу своей семьи вкусно обедают, как пища свободно и безболезненно проникает через гортань прямо в желудок.

Результат поразил всех: через полтора года у некоторых больных не осталось даже следов недуга. Доктор Саймонтон уверен, что позитивные картинки в нашем мозге, воля и стремление способны творить настоящие чудеса. Воображение всегда готово воплотиться в реальную форму. Поэтому там, где война, стоит представлять мир, где ссоры - гармонию, где болезнь - здоровье. У человека много скрытых способностей, но только воображение даёт нам возможность подняться над всеми ограничениями, преодолевая пространство и время.

Уровень воображения у разных людей

Чтобы его определить, нужно обратиться к специалисту. Он предложит вам пройти тест на воображение. Психология, её методы в форме вопросов и ответов способны проанализировать уровень и возможности этого психического состояния конкретно у вас. Уже доказано, что у женщин воображение развито лучше, чем у мужчин. У представителей сильного пола от природы больше активировано левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ, языковые способности. Поэтому воображение в их жизни часто играет небольшую роль: мужчины любят оперировать конкретными фактами и аргументами. А женщины подвержены влиянию правого полушария мозга, которое делает их более чувствительными, интуитивными. Воображение и фантазии часто становятся именно их прерогативой.

Что касается детей, то часто их фантазии и грёзы поражают взрослых. Малыши способны далеко уходить от реальности, прятаться в выдуманный мир. Но это не значит, что воображение у них развито больше: из-за маленького жизненного опыта их мозг не имеет в своём запасе такой галереи образов, какая есть у взрослых людей. Но, даже владея недостаточным опытом, дети способны иногда поражать разгулом своей фантазии.

У астрологов есть ещё одна интересная версия. Они утверждают, что всем неосознанным, в том числе и воображением, управляет Луна. Солнце, наоборот, отвечает за конкретные поступки и действия человека. Так как под большим влиянием Луны находятся Раки, Скорпионы, Рыбы, Водолеи и Стрельцы, то воображение у них более богатое и многогранное, чем у других знаков Зодиака. Как бы там ни было, вы всегда можете развивать в себе ваши фантазии и творческие наклонности. Процессы воображения, в психологии обозначенные, легко можно совершенствовать. Благодаря им вы становитесь отдельной личностью, непохожей на "серую массу" людей и ярко выделяющейся из одноликой толпы.

Вы когда-нибудь о чем-нибудь мечтали? Свойством психики, которая развивается с самого детства, является склонность к воображению. Что из себя представляет данное свойство в психологии? Какие существуют его виды? Фантастическое представление чего-либо позволяет детям развивать свое воображение, которое связано с еще одним немаловажным свойством – творчеством.

Каждый творческий человек является тем, у кого хорошо развито воображение. Это умение увидеть картину будущего до того, как она будет реализована. Это умение во всех красках представить то, что нужно сделать.

Развитое воображение позволяет предвосхищать события, прогнозировать. Можно сказать, что люди со сверхъестественными способностями также обладают развитым воображением. Маленькие дети, которые что-то рисуют, лепят, конструируют, тоже пользуются своим воображением. Оно позволяет делать мир совершеннее, интереснее, краше, особенно в те минуты, когда реальность не сильно привлекательна.

Что такое воображение?

Все люди пользуются своим воображением. Степень данного процесса зависит только от уровня его развитости. Что такое воображение? Это мыслительная, осознанная деятельность человека, который представляет наглядно-образные картины в своих мыслях. Другими словами данный процесс называют мечтательностью, фантазированием, визуализацией.

Воображение помогает представить картины, которые пока еще не реализовались, их трудно воплотить на сегодняшний день либо отсутствует необходимость в их исполнении. В некоторой степени человек через воображение ищет выход из ситуации, даже если речь идет просто о визуализации своего желания.

Психологами пока полностью не изучен феномен воображения, поскольку он невидим, неощутим, его невозможно измерить или потрогать. Под воображением понимается способность человека воссоздавать картины любой направленности, которые основаны на имеющемся опыте, который был получен ранее.

Очень важным становится воображение в профессиональной деятельности или на этапе, когда необходимо найти новое решение проблемы, которая является уникальной или ранее неизвестной. Здесь человек проявляет творческую натуру. Используя воображение, человек может найти новые выходы в решении поставленной задачи. Здесь важными становятся широта взгляда, гибкость и прочие качества, которые позволяют посмотреть на ситуацию со множества сторон.

Воображение человека, а также его способность к могут послужить мощным средством противостояния перипетиям жизни. «Абстрагироваться» от объекта – значит мысленно «отодвигать» его в сторону либо «исключать» из своего рассмотрения. Обладая воображением, человек может «переносить» самого себя за пределы текущей ситуации, «прокручивать» альтернативные варианты, и тем самым создавать психологическое пространство собственного выбора. Таким образом, можно полнее ощущать собственное бытие и оставаться свободным.

Экзистенциальные психологи подчеркивают важность понятия свободы в жизни каждого из своих пациентов. Они не верят в существование некоего высшего начала, управляющего всем во Вселенной и определяющего судьбы людей. Однако для многих свобода обременительна, поскольку подразумевает признание личной ответственности за свои поступки.

В глубине души люди признают факт своего одиночества и потому пытаются противостоять ему, объединяясь с другими людьми. Однако если человек в значительной степени зависим от других, ему ошибочно кажется, что его собственное существование невозможно в отрыве от них.

В ходе психотерапии, после того как пациент осознает свои истинные стремления, терапевт помогает ему устранять факторы, препятствующие осуществлению его желаний. Терапевт напоминает пациенту, что все ежедневно принимают решения, даже когда не задумываются об этом. Когда люди прибегают к помощи своих защитных механизмов, заслоняясь от потока экзистенциальной правды, они сплошь и рядом попадают в неприятные ситуации:

  • Они непроизвольно причисляют себя к разряду особенных или всемогущих людей. Ирвин Ялом подчеркивает, что такой индивид может превратиться в эгоиста и параноика.
  • Бездумно верят в «спасителя». Слишком большая привязанность к этой идее может сделать человека зависимым. Для экзистенциальных терапевтов это своеобразное табу, поскольку идея спасения извне противоречит очевидным экзистенциальным фактам.

Воображение в психологии

Как психологи характеризуют понятие воображения? В психологии оно имеет широкое понятие, которое включает способность воссоздавать ранее воспринятые образы, манипулировать ими, не имея непосредственного физического контакта, прогнозировать и представлять будущее, которое еще не осуществилось. Человек в своем воображении может быть кем угодно и жить как угодно. Иногда воображение путают с восприятием, однако это разные психические процессы.

Воображение основывается на образах из памяти, а не на том, что происходит в окружающем мире. Зачастую человек представляет себе такие образы, которые далеки от реальности, их называют мечтами или фантазиями.

Все люди обладают склонностью к воображению. Другое дело, что все пользуются данным свойством по-разному. Есть прагматичные, занудные, скептичные люди, которые просто не хотят, не умеют пользоваться своим воображением либо оно у них неразвито. Жизнь таких людей подчинена правилам, логике, принципам, фактам. С одной стороны, их жизнь течет размеренно, понятно и без приключений. С другой стороны, такие люди становятся скучными, однообразными, неинтересными. Ведь воображение делает людей индивидуальными, уникальными, особенными.

Функции воображения:

  • Познавательная – помогает получить новые знания, увидеть новые варианты, скомпоновать имеющуюся информацию и получить новые факты.
  • Прогнозирование – помогает человеку предвидеть дальнейшее развитие событий еще при несовершении или незавершении действий.
  • Понимание – позволяет представить себе чувства и состояние другого человека. Это называется эмпатией.
  • Защитная – предвидя возможные трудности и неприятности, человек может оградить себя от них.
  • Саморазвитие – воображая, человек совершенствуется, становится другим.
  • Воспоминания – позволяет человеку воссоздавать в голове картины из прошлого, снова их переживать и прокручивать.

Обычно человек пользуется преимущественно одной функцией воображения, однако возможны и комбинации. Как создаются образы и представления в воображении?

  1. Агглютинация – преображение имеющегося предмета в совершенно новое явление. Оно становится улучшенным, новым, совершенным.
  2. Акцентирование – заострение внимания на доминирующей характеристике определенного предмета, человека, явления, его выделение на общем фоне.
  3. Типизация – выделение общих характеристик из нескольких объектов, их объединение в нечто новое, что содержит частичку каждого объекта.

Практически во всех сферах жизни человек использует воображение. Создаются новые гаджеты, лекарства, модели одежды, которые вмещают в себя все то, что уже было ранее положительно отмечено в предыдущих моделях.

Воображение основывается на имеющемся опыте, который теперь трансформируется, совершенствуется. Все это происходит пока что только в голове. Это не является реальностью, хотя может ею стать. Нередко люди просто представляют себе то, чего никогда не может быть или пока еще нет таких технологий, которые могли бы воплотить представленную фантазию.

Человек воображает только то, что ему интересно. Это помогает немного познать себя, свои вкусы и пожелания. При этом воображение позволяет человеку составить план действий, представляя себе тот результат, которого хочется достичь. Таким образ, воображение – это способ составления плана, по которому человек собирается жить в ближайшее будущее.

Виды воображения

Следует рассмотреть виды воображения на сайте психотерапевтической помощи сайт:

  • Активное (произвольное). Представляет собой активное и целенаправленное представление человеком того, что он хочет видеть. Нередко это возникает, когда необходимо решить какую-то задачу, отыграть определенную роль. Человек управляет тем, что ему видеться, сознательно управляя процессом.
  • Пассивное (непроизвольное). Самый простой способ, при котором человек практически не является включенным в процесс создания новых образов. Они создаются на основе имеющихся образов, которые объединяются. При этом человек практически не управляет воображением, сознание слабое, отсутствует намерение воплощения представлений. Зачастую такие мечты возникают в дремотном или полусонном состоянии.
  • Творческое. Данный тип воображения представляет собой отображение реальности с некоторой толикой новизны, уникальности. Можно использовать имеющиеся данные, а можно представить нечто новое, соединить с имеющимся и получить нечто уникальное.
  • Воссоздающее. Данный тип воображения направлен на представление того, чего человек никогда не видел, однако имеет определенные описания данного объекта. Например, мысленно полететь в космос или переместить в доисторические времена.
  • Мечта. Данный вид воображения является активным, при котором человек представляет себе то, чего он желает. В мечтаниях отображаются желания, которые хотелось бы воплотить в будущем. Здесь можно планировать дальнейшие свои действия, а также прогнозировать развитие событий.

Мечты могут быть полезными и вредными. Если они оторваны от реальности, никак не связаны с возможностями человека, делают его пассивным и расслабленным, то мечты превращаются в грезы, в которых индивид может погрузиться надолго. Если же мечты приближены к реальности, имеют четкую структуру, план реализации и мобилизируют человека, тогда речь идет о полезной стороне данного процесса.

В мечтах, фантазиях и представлениях своего будущего нет ничего плохого. Иногда даже полезно расслабиться и ненадолго переместиться туда, где вы счастливы, любимы, богаты, успешны, здоровы или занимаетесь тем, что вам хочется делать. Но иногда человек настолько увлекается своими мечтами, что забывает про реальность. Нередко суровость жизни толкает на то, чтобы бежать в собственные фантазии и часто спать, видеть сны, которые тоже могут быть фантастическими, приятными и волшебными.

Психологами замечено, что чем более нереальными являются фантазии человека, тем более низкая у него самооценка. Более того, чем фантастичными являются мечты, тем более неприглядной является реальность. Мало того, что человек по каким-то причинам является обладателем низкой самооценки, так он еще и не хочет менять свою реальность, чтобы она не была серой, скучной или жестокой.

Мечтать с целью представить себе то, к чему вы стремитесь, одно. Но совсем другой подход, когда вы мечтаете, потому что это единственное состояние, которое дает вам радость. Это уже больше похоже на бегство, чем на поиск стимулов и энергии, которые приобретаются в первом случае. Здесь лучше понять, почему вы не хотите менять свою реальность, делать ее более приятной и красочной, нежели тратить время и силы на пустые мечтания. Ведь от того, что вы фантазируете, ничего не изменится. Пока вы просто о чем-то мечтаете, это остается мечтой. Но данная способность дана человеку не для того, чтобы он тратил свое время на пустые размышления и картинки. Фантазии даны для того, чтобы черпать из них энергию для достижения целей и еще раз сверять свои действия, которые должны поспособствовать в реализации желаемого.

Конечно, вам никто не запретит мечтать и делать свои фантазии нереальными. Но все равно придется жить в реальности. В таком случае, почему бы не сделать так, чтобы она была такой же прекрасной, как и ваши мечты?

Воображение и творчество

Психологи настаивают на том, что воображение и творчество взаимосвязаны. Творчество – это создание нечто нового на основе того, что есть в реальности. Воображение позволяет представить себе это новое еще до того, как оно будет создано. В большинстве своем воображение выступает в качестве поиска нового решения, объекта, плана действий, реализовав которые он сможет достичь поставленной задачи.

Творческое воображение предполагает создание уникального объекта, которого ранее не было. Это в некоторой степени связано с индивидуальными особенностями самого человека. В большинстве творческое воображение является врожденным качеством. Однако разрабатываются методики по развитию творческого мышления.

  1. На первом этапе появляется нечеткая идея, образ, который пока еще не имеет четко очерченных границ и форм.
  2. Второй этап заключается в вынашивании идеи, ее продумывании, более четком видении, усовершенствовании.
  3. Третий этап заключается в переходе от вынашивания идеи к ее воплощению.

Детское воображение является фантастическим, лишенным реальности и рационализма. Уже в подростковом возрасте ум человека становится критичным, что к более взрослому возрасту становится очень заметно. Это в некоторой степени затрудняет процесс творчества, когда человек должен быть гибким, разносторонним, некритичным.

Развитие творческого мышления требует любознательности человека. Чтение книг, просмотр передач, путешествия и многое другое позволяют увидеть нечто новое для себя и стать охваченными новыми впечатлениями. Нередко здесь включается непроизвольное воображение, которое вскоре может стать подконтрольным человеку.

Мир, в котором живете только вы, кажется немыслимым и невероятным, поскольку люди существуют в мире, где есть другие. Можно отправиться в лес или дикие тропы, где люди обычно не бывают. Но полностью остаться в мире, где не будет никого, — что-то из вымысла и фантастики.

Людей на планете Земля живет большое количество, но многие пребывают в мире, в котором существуют только Они. Это так называемые творческие личности, которые не соединяются с окружающим обществом. Они по своему темпераменту настолько погружены в собственный мир, что житейские проблемы для них являются чуждыми.

Творческий человек живет в мире, в котором есть только Он. Это не прихоть, не каприз, не бегство от реальности, а такова натура. Без реализации внутреннего потенциала, творческий человек не сможет выйти во внешний мир. Несомненно, даже он кушает, общается с другими людьми, беспокоится из-за социального положения в стране, создает семью и т. д. Но ему настолько незначимыми становятся правила и традиции, по которым живет общество, что в глазах окружающих он кажется отрешенным от реальности.

Творческий человек не отрекается от реальности. Более того, он ее глубоко видит. Просто суета и нелепые традиции, придуманные людьми, ему кажутся ненужными и бестолковыми. Он просто не следует им.

Мир, в котором есть только Я, — это психология творческого человека. Несомненно, он живет в мире, где существуют другие люди. Но пока не раскрыт и не реализован его внутренний потенциал, творческий человек будет нацелен только на одно — на погружение в себя в любой ситуации и готовность в любой момент проявиться как творческая личность.

Развитие воображения у детей

Воображение у детей является самым развитым, активным и неуправляемым. Можно сказать, что дети непроизвольно представляют себе то, что они видят или хотят увидеть. Данный вид мышления помогает познавать окружающий мир, систематизировать знания, понимать суть происходящего. Развитие воображения у детей происходит поэтапно:

  • До 4-5 лет ребенок оперирует образами, которые может сам формировать и совершенствовать.
  • После 4-5 лет ребенок начинает управлять собственными образами, планировать их, искать выходы из ситуации.
  • В 6-7 лет дети легко представляют себя и собственную жизнь.

Следует отметить, что воображение каждого ребенка развивается по-разному. На это влияют не только индивидуальные особенности психического развития, но и внешние факторы:

  1. Среда, в которой ребенок обитает.
  2. Эмоции, которые ребенок постоянно переживает.
  3. Возможность проявлять себя как творческую личность.
  4. Речь и возраст ребенка. С появлением речи ребенок получает больше возможностей для своего творческого развития.

Дети активно используют свое воображение в ранних возрастах. Они рисуют, поют, танцуют, лепят и т. д. Не следует препятствовать данным видам деятельности. Также рекомендуется совместно с ребенком сочинять истории, а также играть в ролевые игры, где малыш будет отыгрывать различные профессии, к примеру.

Взрослея, ребенок приобретает опыт, интересы, увлечения, в которых он и проявляет свои творческое мышление. В данном случае родителям также не следует создавать препятствия, если они желают, чтобы их чадо обладало развитым воображением.

Итог

Воображение играет важную роль в жизни человека. Чтобы себе что-то представить, спрогнозировать или вспомнить, необходимо воображение. Несомненно, оно будет наполнено различными фантастическими представлениями о жизни, в которые человек еще верит, независимо от своего возраста. Однако итогом развитого воображения является способность не только мечтать, но и планировать собственное будущее.

Можно не использовать воображение, а применять только логические факты и принципы. Это сделает жизнь человека однообразной и последовательной. С другой стороны, отсутствие творческого подхода делает человека скучным, неинтересным, однообразным. Он становится похожим на остальных людей, теряет свою «изюминку», индивидуальность.

Воображение присутствует у всех людей. Просто не все им пользуются. Каждый сам волен решать, как использовать собственные возможности. Самое главное – чтобы все инструменты обогащали жизнь человека, а не ограничивали его.

Воображение - это великий дар природы, которым может пользоваться каждый человек, начиная с самого юного возраста. Это способность внутреннего виденья, которая связана со многими аспектами нашей жизни. Это качество призвано служить на пользу человека и помогать ему в реальной жизни достигать то, что он смог увидеть внутри себя, в своих мыслях и мечтах.

Почему стоит развивать воображение?

Как правило, взрослые люди редко задумываются о том, чтобы развить свои творческие способности и фантазию. Так сложилось - ас учат быть реалистами, не «витать в облаках», не строить иллюзий и воздушных замков. Но, пренебрегая развитием воображения, мы можем лишить себя многих преимуществ. Давайте рассмотрим некоторые причины, почему стоит развивать воображение.

    Во-первых, развитая фантазия способствует гибкости ума, делает мышление человека более продуктивным. Вот так, казалось бы, просто способность мечтать, а на деле получается, что фантазия тесно связана с уровнем интеллекта. То есть, развивая свое воображение, вы становитесь умнее!

    Во-вторых, воображение не является бесполезной функцией, которая нужна только для дошкольников, чтобы их детство протекало веселее. Нет! Воображение помогает нам извлечь из глубин своего подсознания то, о чем мы не подозревали. Годами наша фантазия аккумулирует энергию, которая дается каждому человеку вместе с его мечтами. В тот момент, когда человек полностью готов к реализации того, что нарисовала его фантазия, скопленная энергия высвобождается и дает мощный толчок, который позволяет приблизиться к цели быстрее. Если вам нужна сила для успешной жизни, вы не имеете права пренебрегать развитием воображения.

    В-третьих, благодаря своей фантазии вы можете достичь огромных высот в профессиональной деятельности или в бизнесе. Современный мир развивается в сумасшедших темпах, и с каждым годом появляется столько всего нового, что креативные идеи, как нельзя приходятся кстати. Поэтому, человек с хорошей фантазией, способный выдавать свежие идеи и решения, всегда будет иметь хорошую должность и доход.

    Ну и конечно же - сила воображения, это ваша внутренняя сила, которая открывает перед вами много возможностей. Ваше воображение - это место, откуда начинаются все ваши успехи. Все, что создано сегодня человеком, когда-то родилось именно там, в маленьком участочке мозга, который сгенерировал и позволил человеку увидеть своим внутренним зрением готовый результат.

Как можно развить воображение?

На эту тему сейчас много говорят детские психологи. Они обеспокоены тем, что современные дети не имеют такого развитого воображения, как малыши из предыдущих поколений. Во всем конечно же винят действие телевиденья и различных гаджетов. По сути, телевизор, смартфон, компьютер, планшет - это полезные устройства. Но, растущему и развивающемуся мозгу, они могут быть вредными.

Почему? Причина в способе подачи информации! Чем проще и понятнее подаваемая информация, тем меньше мозгу нужно напрягаться. Воображение при просмотре мультфильма практически не задействуется. Но, если ребенок читает книгу, или слушает сказку, сразу же задействуются участки мозга, связанные с творчеством и фантазией, ведь малышу нужно активировать внутреннее зрение, чтобы визуализировать получаемую информацию.

Эта же проблема коснулась и взрослых. Не зря часто можно слышать, что от телевизора люди становятся менее изобретательными, активными и испытывают сложности даже в самых простых мыслительных процессах. Проще говоря, их мозг становится менее гибким. Поэтому, прежде всего, лучше отказаться или свести к минимуму получение информации с экранов телевизоров и компьютеров. Да, конечно же, проще просмотреть ролик, а не прочесть книгу, но если вы заботитесь о своем разуме и сознании, и стремитесь достичь высот в жизни, нужно чем-то жертвовать. Это единственное, что может помешать гармоничному развитию и активации фантазии.

Рассмотрим еще список советов, которые наоборот, поспособствуют развитию воображения.

    Существует одно простое и при этом эффективное упражнение для развития отделов мозга, отвечающих за творчество. Простота в том, что его можно практиковать где угодно, и когда угодно. Суть заключается вот в чем. Попробуйте в своем воображении моделировать различные жизненные ситуации. Прокручивайте сюжет, импровизируйте, прорисовывайте в своей голове мельчайшие детали. Например, представьте себе, как вечером вы с другом встретились в кафе за чашкой чая. Попробуйте услышать эту легкую музыку, прочувствовать запах, разглядеть детали интерьера.

    Еще один очень популярный способ развития воображения - чтение книг. Чем чаще вы позволяете себе наслаждаться книгой, тем сильнее нагружен ваш мозг, а конкретно, отдел, отвечающий за силу воображения. Мозг - он как мышцы, чем сильнее и чаще вы его будете напрягать, тем продуктивнее он будет работать.

    Начинайте писать свои мысли, впечатления, эмоции. Заведите дневник, или же просто делайте это периодически, когда у вас есть свободная минутка и вдохновение. Каждый раз, когда вы записываете что-то из пережитого, или просто свои мысли, вы по-новому переживаете это, и снова задействуется ваше воображение.

    Действенный и эффективный способ развития фантазии - общение с людьми, которые уже сумели хорошо развить это качество. Такие люди кипят энергией и идеями, у них много планов и мечтаний, которые они хотели бы реализовать в своей жизни. Как бы странно это ни звучало, но эта энергетика передается. Позвольте себе «заразиться» этим, окунутся в атмосферу созидания и творчества, пропитаться этой энергетикой.

    Ну и конечно же, не забывайте о прочих творческих видах деятельности и хобби. Возможно, у вас есть давняя мечта - научиться рисовать или вязать крючком. Решайтесь и начинайте заниматься какими-либо созидательными видами деятельности, которые активируют ваш мозг, заставляя воображение развиваться.

Помните о том, что достигнув высот в развитии воображения, вы сможете прорваться вперед во многих сферах жизни. Не останавливайтесь и не дайте каким-либо обстоятельствам встать на пути у вас, и тогда вас ожидает огромный успех!

Воображение человека. Само во себе это словосочетание ошибочно. потому что воображением обладает только человек и воображения животных не существует. Давайте разберемся в этом удивительной, истинно человеческой способности воображать.

Про некоторых людей говорят, что у них хорошее воображение, у некоторых людей богатое воображение. Они могут придумать десятки занимательных историй, расскажут то, чего другие не слышали и даже так, что другие не смогу так воспроизвести. А существует ли человек без воображения?

Если мы говорим о здоровом человеке, то на самом деле, воображение есть у всех людей. Оно принадлежит к высшим познавательным процессам в нашей психике . Да, бывают трагические случаи, когда люди в результате травмы или заболевания теряют многие познавательные способности. Но мы говорим о здоровых людях.

Понятие воображения

Что значит «познавательный». В данном контексте это означает, что воображение помогает человеку познавать окружающий мир и использовать эти знания так, как человек считает нужным. На основе полученной информации человек может создавать новые образы. Невозможно придумать что-то новое, если не знать старого.

Поэтому любые гениальные открытия, которые ученые делали, являются результатом плодотворной работы, а не таланта. Каждый человек талантлив . Просто ему его уровень опыта не дает в полной мере воображать. Это для него достаточно сложно.

Как же возникает воображение? Оно является следствием потребностей, которые у человека в жизни возникают. Каждому хочется изменить что-то, но с самого начала нужно представить готовый результат, а потом уже идти к нему. Любой предмет изобретатель сначала предстал в фантазии, а потом уже воплотил в жизнь. Воображение является прекрасным средством, позволяющим визуализировать цели .

Воображение было развито в человеке благодаря труду. Известный гений в среде физики А. Эйнштейн говорил, что воображение лучше знания , так как оно может создать такое, что сможет значительным образом повлиять на процессы, происходящие в мире. Много воображений возникает в голове человека каждый день. Их количество в большинстве случаев переходит за тысячу.

Некоторые из них не оставляют следа. Они не запоминаются как те, которые мало значат. Но самые интересные могут поселиться в голове человека надолго. Именно они формируют содержание воображения . Возникновению айфона в голове у Стива Джобса предшествовала череда других воображений, которые гений мобильной индустрии даже не запомнил. Но поскольку идея айфона была выше всяких похвал, то она даже была воплощена в жизнь.

Итак, воображение — процесс который заключается в создании новых образов , это происходит благодаря переработке материала восприятия и опыта (памяти).


Значение воображения в жизни человека

Воображение в жизни человека имеет очень большое значение. Воображение позволяет человеку полноценно жить:

  • общаться с другими людьми
  • визуализировать цели
  • применять свое природное творческое начало
  • совершать открытия
  • придумывать новое
  • находить решения сложных задач
  • познавать то, что еще неизвестно
  • представлять и понимать то, что человек в реальности никогда не видел (например, как движутся электроны вокруг атома)
  • просчитывать свои действия на несколько шагов в перед (в бизнесе, карьере, отношениях)
  • прогнозировать события и варианты решений

И многое другое. В наш век интеллектуальная деятельность человека связана с воображением достаточно сильно, особенно в тех профессиях, в которых нельзя поручить все компьютерам: программирование, дизайн, исследования. Вот причина того, зачем каждому из нас нужно развивать воображение.

Значение воображения для развития ребенка

Если мы говорим о детях, то развитие человека и воображение тесно переплетены. В первые годы и все дошкольное детство ребенок активно развивает этот познавательный процесс. И оказывается, что если ребенок в силу каких-то причин не сможет достаточно развить воображение, у него могут не сформироваться и многие другие нужные способности.

Развитое воображение позволяет в будущем сформировать креативность, творческое мышление, способность находить оригинальные решения, находить выход из сложных ситуаций. Согласитесь, все эти навыки так необходимы в современном мире, что развитием воображения стоит заняться. На мой взгляд это так.

Воображение и деятельность человека

Если мы взглянем на деятельность человека, то увидим, что любая успешная деятельность, любой продукт, изобретение, предмет, работа была сделана людьми с хорошим воображением.

  • любое новое изобретение сначала представляется в воображении человеком, а лишь потом воплощается в жизнь
  • качественный предмет (будь то ручка, стол, шарф, автомобиль) сначала появляется в голове разработчиков
  • писатели, художники, скульпторы, сценаристы, музыканты, режиссеры всё сначала придумывают в своем воображении
  • предприниматели рисуют в своем воображении возможные варианты результатов сделки, риски и выгоды
  • спортсмены (как любители так и профессионалы) просчитывают множество ходов вперед, чтобы понять как им провести свой забег, матч, попытку
  • каждый из нас всегда воображает, прежде чем сделать осознанно какой-то поступок, без воображения нет ответственности, нет понимания, к чему может привести каждое наше действие

Как вы видите, воображение в деятельности человека присутствует в большинстве жизненных и профессиональных ситуациях. Чем лучше оно развито, тем больше шансов у нас сделать свои действия максимально качественными и благоприятными для нас.

Функции воображения

1.Познавательная. Представляя то, что не доступно человеческому глазу, мы можем мысленно изучать самые сложные элементы окружающего мира: атомы, удаленные космические объекты.

2. Функция планирования . Ставя себе цели и планы, мы воображаем конечный желаемый результат. Здесь также работает антиципация — предвосхищение результатов деятельности.

3. Функция представления . Мы можем представить персонажей рассказов, книг, фильма, друг, знакомого.

4. Защитная/терапевтическая. Когда события не произошли, мы можем к ним подготовиться и проиграть хорошие и плохие моменты с помощью воображения. Или, когда событие уже произошло, благодаря воображению мы его проживаем еще раз в более легкой форме, тем самым успокаивая (или, наоборот, усиливая) эмоции и ощущения.

5. Преобразовательная . Изменение реальности, создание новых предметов, процессов, отношений.

Формы воображения

1.Пассивное . Возникает само собой, без нашей воли.

  • Сновидения — действует пассивное непроизвольное воображение.
  • Грёзы — действуют дневные защитные фантазии, пассивное произвольное воображение.
  • Галлюцинации — действуют под воздействием болезни, или под воздействием каких-либо психотропных веществ (наркотические средства или алкоголь).

2. Активное. Мы прилагаем усилия для воображения.

  • Воссоздающее воображение. Это воображение того, что в реальности человек встречал или видел, возможно, отчасти содержит новое.
  • Творческое воображение . Это воображение совершенно нового, ранее не существовавшего в опыте человека.

Воображение — это один из фундаментальных психических процессов, которые определяют в целом наше интеллектуальное развитие. Поэтому развитие воображения — один из важнейших вкладов в свой интеллект.

Самыми простыми способами развития воображения являются:

  • Накопление различных ярких образов из реальной жизни: наблюдение за природой, животными, просмотр произведений искусства (живопись, скульптура), прослушивание звуков природы, классической музыки.
  • Попробуйте в ярких красках представить себе человека, которого Вы знаете, но который в данный момент отсутствует рядом с Вами. Вспомните и представьте, какой он, как улыбается, какого цвета глаза, структура волос, наклон головы при разговоре.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»