Презентация на тему "экологическая викторина". Методическая разработка (8 класс) на тему: Экологическая игра для старшеклассников

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Слайд 2

Берегите эту Землю

  • Слайд 3

    Слайд 4

    Планета Земля

  • Слайд 5

    Бабочка

  • Слайд 6

    Берегите Землю

  • Слайд 7

    Вопрос

    Болгарские ученые доказали, что всего три такие многочисленные семьи могут дать исчерпывающую информацию о степени загрязнения окружающей среды. И сделают это объективнее и оперативнее, чем любая самая оснащенная экологическая организация. А кто является хозяином этих семей?

    Слайд 8

    Пасечник

  • Слайд 9

    Какое лекарственное растение люди называют «зелёным попутчиком»?

  • Слайд 10

    Подорожник

  • Слайд 11

    Вопрос

    Британские экологи потребовали, чтобы ныне действующая королева Елизавета лишила рыцарского звания сэра Уолтера Рэйли за то, что он завез в страну то, от чего еженедельно гибнет свыше 300 англичан. В какой заразе его обвиняют, если главный виновник в этом вопросе - X. Колумб?

    Слайд 12

    Табак

  • Слайд 13

    Вопрос

    В 14 в. правительство Англии запретило использовать уголь в качестве топлива из-за его зловония. Жечь уголь разрешили только представителям одной профессии. Какой?

    Слайд 14

    Кузнецам

  • Слайд 15

    Вопрос

    В 1918 г. обыкновенный дождь стал причиной экологической катастрофы у берегов Австралии: тогда погибло все живое в океане на глубине до 6 м. Каким образом недельный дождь смог сделать это?

    Слайд 16

    Опреснил морскую воду

  • Слайд 17

    Вопрос

    В 1980- 1990-е гг., несмотря на асфальт и загазованность, в крупных городах США в десятки раз увеличилось количество комаров. Виноватыми в этом оказались, по мнению экологов, автомобили. Каким же образом?

    Слайд 18

    Ответ

    Застойная вода скапливалась в старых автопокрышках - идеальном месте для размножения комаров.

    Слайд 19

    Вопрос

    Как называют густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.

    Слайд 20

    Смог

  • Слайд 21

    Вопрос

    В последнее время пустыню в штате Аризона (США) начали охранять от воров. И дело не в нефти или золоте. Крадут то, без чего пустыне угрожает запустение и опустошение. Что же вывозят воры из пустыни?

    Слайд 22

    Кактусы (оказывается, даже пустыни нуждаются в охране!)

  • Слайд 23

    Вопрос

    Какое распространённое насекомое служит переносчиком микробов, загрязняя незакрытые пищевые продукты.

    Слайд 24

    Муха

  • Слайд 25

    Вопрос

    Откуда берутся кислотные дожди?

    Слайд 26

    Ответ

    Любая дождевая вода обладает очень слабой степенью кислотности. Однако при сгорании продуктов переработки природного топлива - в автомобильных двигателях, на заводах и электростанциях - выделяются химические вещества, намного увеличивающие кислотность влаги, которая содержится в атмосфере. В конечном итоге эта влага выпадает на землю в виде кислотного дождя.

    Слайд 27

    Вопрос

    Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой.

    Слайд 28

    Экология

  • Слайд 29

    Вопрос

    • Во всем мире заповедники создаются, чтобы сохранить уголок уникальной природы. А вот в городе Кыштым Красноярского края запретили использовать всю землю вокруг него совсем с другими целями. Чьи жизни сберегало заботливое государство?

    Ответ: людей (там в 6О-е гг. произошла крупнейшая авария с утечкой радиоактивных материалов).

    Слайд 30

    Волков называют санитарами леса, потому что они уничтожают больных, старых и слабых животных. Аза что называют санитарами моря мидий?

    Слайд 31

    Ответ

    Они очищают воду

    Слайд 32

    Вопрос

    Группа экологов, изучавшая в течение месяца экологию Антарктиды, пришла к шокирующему выводу: на втором месте по загрязнению окружающей среды стоят океанические течения. А что на первом?

    Слайд 33

    Ответ

    Деятельность самой группы!

    Слайд 34

    Вопрос

    Закончите лозунг медицинско-экологической организации Белоруссии «Зеленый крест»: «Чтобы лекарства не стали едой, надо, чтобы...»

    Слайд 35

    Ответ

    «...еда стала лекарством".

    Слайд 36

    Вопрос

    Как известно, атмосфера Земли состоит из нескольких слоев. В марте 1985 г. в Вене была принята международная конвенция об охране только одного из них. Какого?

  • Ответ: Пакистан (все перечисленные страны - обладатели ядерного оружия).
  • Слайд 41

    Вопрос:

    • Министерство экологии Южной Кореи запретило пользоваться этими предметами в ресторанах. Многочисленные жалобы фермеров, свиньи которых гибли, питаясь отходами из этих ресторанов, сделали свое дело. Что же это за опасные предметы?
    • Ответ: зубочистки
  • Слайд 42

    Вопрос

    Что происходит с разным мусором, который мы выбрасываем?

    Слайд 43

    Ответ

    Часть его сжигается, что приводит к дальнейшему загрязнению воздуха и способствует процессу глобального потепления. Большая часть либо зарывается в землю, либо сбрасывается в море - опять-таки загрязняется окружающая среда И лишь незначительная часть подвергается переработке и используется повторно, хотя стекло, металлы, бумага и пластмасса легко поддаются переработке.

    Посмотреть все слайды


    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИв процессе экологического образования и воспитанияС 1997 г. Детский Экологический центр Олекминского района ведет целенаправленную образовательную и воспитательную работу в сфере экологии и природознания.
    style.rotation
    В течение этого времени разработан ряд авторских экологических игр: - «Марш-бросок по Олекминской тайге», - «Паутинка жизни», - «Таежный десант». Эти игры опробованы на районном и российском уровне и включают элемент движения и скорости, что очень нравится детям. Вопросы в таких играх формируют знания о якутской природе, о местных видах животных и растений.

    С развитием информационных технологий стало возможным применять данные инновации в обучении, в том числе использовать их вкупе с игровыми технологиями. В результате в деятельности ДЭЦ появляется ряд наглядных электронных экологических игр: «О братьях меньших…», «Экспресс здоровья», «Земля-наш дом» и др. Они рассчитаны на различный возраст учащихся. Одну из таких игр мы хотим сегодня представить Вашему вниманию.

    ИГРА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»Детский экологический центрг. Олекминскапредставляет:

    Охрана окружающей среды
    style.rotationstyle.rotation
    Перечислите известные вам виды ООПТ –Особо охраняемых природных территорий?Ответ: заповедник, ресурсный резерват,заказник, национальный парк, памятник природы.

    2. Сколько заповедников в Якутии? Назовите их.Два: Олекминский и Усть-Ленский.

    3. Какие документы приняты для охраны животных и растений?Ответ: Красная Книга и Зеленая Книга

    4. Назовите три вида животных Якутии, занесенных в Красную книгу.
    5. Назовите три вида растений Якутии, занесенных в Красную книгу.
    Экология животных
    style.rotationstyle.rotation
    Почему лягушки, глотая пищу,жмурят глаза? Ответ: вдавливая глазные яблоки, они помогают проталкивать пищу внутрь
    style.rotation
    style.rotation 2. Пух этой птицы совмещает в себе уникальные теплоизоляционные свойства. В 1961 г. король Норвегии ос-новал первый заповедник для этих птиц.Своим приказом он приказал рубить голову каждому, кто ее убьет. Что это за птица?Ответ: птица гага и гагачий пух
    style.rotation
    style.rotation
    3. Это растительноядное животное, небольшого роста, живущее в Якутии имеет внушительные клыки. Что это за животное и для чего ему клыки?Ответ: Кабарга. Клыками добывает себепищу, соскабливая лишайники, а также они выполняют роль турнирного оружия.
    style.rotation

    style.rotation 4. В мультфильмах часто изображают ежа, несущего на своих иголках яблоки или грибы. Чем на самом деле питаются ежи?Ответ: ежи – насекомоядные животные.
    style.rotation
    style.rotation
    5. Почему птицы не едят божьих коровок и как это связано с их окраской?Ответ: божьи коровки ярко красного цвета, который означает: внимание, опасность!И опасность действительно есть, т.к. они выделяют ядовитую жидкость.
    style.rotation
    style.rotation
    Законы экологии
    style.rotationstyle.rotation
    1. Какое правило сформулировал английский микробиолог Р. Линдеман, изучая трофические уровни экологической пирамиды?Ответ: правило 10%: с одного трофического уровня на другой переходит не более 10% энергии.
    2. Что такое «мягкое» и «жесткое» природопользование? Ответ: мягкое природопользование направлено на восстановление экологического баланса, оно непрямое, опосредованное, щадящее. Жесткое – без соблюдения законов природы, ведущее к ее деградации.
    3. Первый экологический закон Барри Коммонерагласит: «Всё связано со всем».Объясните, что он имел в виду.Ответ: Любое изменение, совершаемое человеком в природе, вызывает цепь последствий, как правило неблагоприятных.
    style.rotation
    style.rotation
    4. Второй закон Барри Коммонера:«Всё должно куда-то деваться».Объясните, о чем он говорит.Закон говорит о том, что любое загрязнение природы возвращается к человеку в виде «экологического бумеранга».
    style.rotation
    style.rotation
    Экологический театр
    style.rotationstyle.rotation
    Расставьте правильно компоненты цепи и изобразите пищевую цепь по ролям:ВОЛК, БАКТЕРИЯ, БЕЛКА, СТЕРВЯТНИК, КЕДРОВЫЙ ОРЕХ Изобразите симбиоз актинии и рака-отшельника Изобразите симбиоз муравьев и тлей Экология растений
    style.rotationstyle.rotation
    1. Какое общее свойство есть у растений, обитающих в очень холодном и очень засушливом климате и почему?Ответ: растения холодных областей часто испытывают и засуху, поэтому имеют схожие признаки с растениями сухих зон. Например, игловидные листья (кактусы и хвойные растения), эфирные масла
    2. Это растение семейства зонтичных встречается повсеместно у дорог, очень плодовито и живуче. Раньше его употребляли в пищу для приготовления очень популярного русского блюда. Ответ: это растение Борщевик

    3. Какое дерево называют «деревом туманов» и почему? Ответ: Сосна сибирская или кедр. Совершенно не переносит сухости воздуха.
    4. Правда ли, что в тундре все карликовое?Обоснуйте ответ. Ответ: нет, не правда. В тундре карликовую форму принимают только деревья. Связано это с тем, что почвы там холодные, переувлажненные и малоплодородные.
    5. Какие растения называются индикаторами и почему? Ответ: это растения, для которых характерна резко выраженная адаптация к определенным условиям среды. Например: крапива растет только на богатой азотом почве, а башмачок обыкновенный – на известняковых почвах.

    Цели: знакомство с природными объектами; проверка теоретических знаний и навыков; воспитание любви к природе.

    Ход игры

    В игре участвуют ученики 7-8 классов. Участники собираются в актовом зале, проводится линейка. Со словами напутствия и пожелания успехов выступают организаторы игры. Капитаны команд получают маршрутные листы, которые состоят из нескольких страниц: титульный, информационные страницы о прохождении командой этапов игры с указанием составов участников, количества набранных баллов и их максимального количества на каждом этапе, пометок рефери, штрафных баллов, общей суммы баллов, пометок членов жюри.

    Важная роль в проведении игры принадлежит рефери. Это старшеклассники, которые сами участвовали раньше в такой игре, они обладают хорошими знаниями, опытом. У каждого из них есть инструкция по тому этапу, который он судит. Когда команда приходит на очередной этап, то рефери обязаны зачитать инструкцию по этапу, то есть разъяснить задание. В конце игры проводится подведение итогов, награждение победителей.

    Маршрутный лист класса

    1-й этап. Знаешь ли ты географическую карту?

    На этом этапе проверяются знания географической карты. Учащиеся должны знать географические объекты и уметь показывать их на карте.

    2-й этап. Конкурс капитанов.

    Капитаны команд должны ответить на вопросы, то есть подтвердить или опровергнуть, говоря «да» или «нет». Засчитывается только первый ответ.

    Правильный ответ - 1 балл, неправильный ответ-0 баллов.

    Конкурс капитанов.

    2. Форма планеты Земля. (Шар.)

    3. Самый холодный океан. (Северно-Ледовитый.)

    4. Самое большое по площади государство. (Россия.)

    5. Соловей - птица, которая двигается по вертикальному стволу только вверх головой.

    6. Ядовитая змея жалит или кусает? (Кусает.)

    7. Иволга - это самая маленькая птица.

    8. Лиса приносит пользу.

    9. Подорожник - это лекарственное растение.

    10. Комнатная муха - это животное. (Да.)

    11. Экология - это наука...

    12. Смог - это ветер.

    13. Фотосинтез - это питание растений.

    14. Бюджет - это средства для охраны природы.

    15. Марка - денежная единица.

    16. Налоги - это необходимые платежи.

    17. Валюта - это денежная единица другой страны.

    18. Цена товара зависит от спроса и предложения на него.

    19. Деньги - это стоимость товаров и услуг.

    20. Лес, поля, реки - это государственная собственность.

    21. Заповедник отличается от заказника?

    22. Волга - крупнейшая река Европы.

    23. Австралия - самый загрязненный материк планеты.

    24. Бесконтрольный вылов рыбы ведет к сокращению видового состава морей и океанов.

    25. Нил - самая длинная река мира.

    26. Влияние человека на растительный и животный мир - это антропогенный фактор.

    27. Консументы — это растения, способные создавать органические вещества.

    28. Облигация, акция - ценные бумаги.

    29. Для очистки реки можно взять кредит в банке.

    30. К нарушителям, браконьерам применяют уголовную ответственность.

    3-й этап. Помоги себе сам.

    Вы попали во время похода в неприятную ситуацию. Ваши товарищи почувствовали недомогание. Используя лекарственные растения, поставьте их на ноги (уметь определять растения по открыткам и гербариям и знать об их лечебных свойствах).

    Правильный ответ - 2 балла за одно лекарственное растение.

    4-й этап. По заповедным тропам.

    Учащиеся должны рассказать об одном из заповедников нашей страны, уметь показать их на карте и ответить на вопросы.

    Максимальное количество очков - 10 баллов.

    1. Что такое заповедник?

    2. Чем отличается заповедник от заказника?

    3. Когда был создан первый заповедник?

    4. Где расположен заповедник «Столбы»? Чем он знаменит?

    5. Что представляют собой национальные парки? Приведите примеры.

    6. Назовите охраняемые территории в нашей области,

    7. Расскажите о Чапурниковской балке Волгоградской области.

    8. Почему озеро Эльтон называют чудом природы?

    6-й этап. Ваше решение.

    Учащиеся должны найти выход из различных предложенных ситуаций, проанализировать их и озвучить свое решение.

    Максимальное количество очков - 15 баллов.

    1. «Создание заповедников есть наш нравственный долг перед Родиной, наукой и человечеством», - писал академик И. Бородин. Поясните, почему необходимо создавать заповедники.

    2. В районе находятся два озера. На берегу одного из них построили гараж, а на берегу другого высыпали минеральные удобрения. В результате в первое озеро попали нефтепродукты, а во второе смывает дождями удобрения. Какие процессы начались в озерах? Чем они закончатся?

    3. Перестройка экономики и переход к интенсивной технологии требует более активного использования отходов в качестве вторичных ресурсов. Переработка вторичного сырья позволяет снизить загрязнение окружающей среды. Вы решили создать малое предприятие по использованию отходов, Какие отходы вы будете использовать? Какую продукцию будете получать?

    4. Вы организаторы предприятия, которое взялось за очистку малой реки. Какие мероприятия вы будете осуществлять? Где вы возьмете финансы?

    5. Вы мэр города. На территории вашего города, на реке произошло крушение нефтеналивного судна. Какие экологические последствия могут произойти? Определите ваши действия.

    6. Сделайте экологический и экономический прогноз по вопросу строительства на реке Волге еще одной электростанции. В чем плюсы и минусы? Ответ обоснуйте.

    7-й этап. Проверь себя.

    Командам предлагается решить одну из предложенных биологических задач с экономическим содержанием.

    Максимальное количество - 10 баллов.

    Задача 1

    Автомашина на каждом метре 30-километрового пути до элеватора теряет 20 зерен пшеницы, что составляет 1 грамм. Определите, сколько зерна (в кг) или (в ц) теряет машина за 10 рейсов.

    Задача 2

    На соседних фермах разводили свиней, у каждого фермера по 200 голов. Для выращивания каждой свиньи необходимо 2 тонны зерна. Для доставки 1 т зерна на 1 км затрачивается 2 рубля, расстояние от зернохранилища до 1-й фермы - 1 км, до 2-й фермы - 5 км. На сколько больше средств затратит 2-ой фермер для выращивания свиней, чем первый?

    Задача № 3

    В южных областях Украины наиболее распространены коровы красностепной породы. Для поддержания жизни корове в сутки необходимо получать 4,5 кг кормовых единиц. На литр молока животному требуется 0,5 кг кормовых единиц.

    Вопрос: в вашем распоряжении 9 кг корма. Сколько за сутки можно получить, если скармливать этот корм двум коровам поровну, или отдать его полностью одной корове?

    Задача № 4

    В Ставропольском крае цены на закупаемую сахарную свеклу установлены следующим образом. За каждый дополнительный % роста сахаристости по сравнению с базовой ценой за 1 т увеличивается на 3000 рублей; а за 1 т свеклы, полученную сверх плана, - на 4500 рублей.

    Что выгоднее: получать дополнительный урожай или добиваться повышения сахаристости? Заинтересовано ли хозяйство в повышении качества продукции?

    Задача № 5

    Соседние фермерские хозяйства засеяли одинаковыми зерновыми культурами по 100 га земли. Их земли одинаковы по плодородию, но расположены от элеватора на разных расстояниях: 1-й в 10 км, 2-й в 40 км.

    Перевозка 1-й тонны зерна до элеватора на расстояние 10 км обходится в 40 рублей. Урожай в обоих фермерских хозяйствах одинаковый - 2 т/га. Затраты по выращиванию зерна тоже одинаковые. Определите прибыль, получаемую первым фермерским хозяйством из-за территориальной близости к элеватору.

    Задача 6

    Проанализируйте следующую информацию: одна ученическая тетрадь весит 40 г; из одного взрослого дерева производят 60 кг бумаги; на одном гектаре леса произрастает в среднем около 500 взрослых деревьев.

    Определите, какую площадь леса (в гектарах) можно сохранить, если каждая семья (в среднем 4 человека) в нашем городе сэкономит за месяц по одной ученической тетради.

    8-й этап. Музыкальный.

    Команды представляют песенный репертуар, инструментальное сопровождение и т. п. по любой области.

    Экологические викторины для старших классов. Викторины с ответами.

    Викторины для 10, 11 классов по теме «Экология вокруг нас»

    Викторина «Организм и среда обитания»

    1. Что такое экология? (Экология - наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.)

    2. Что такое биосфера? (Определение «биосфера» принадлежит австрийскому геологу Эдуарду Зюссу (XIX век). Учение о биосфере создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Биосфера, по Вернадскому, особая активная оболочка Земли. Она населена живыми организмами. В биосфере деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету.)

    4. Однажды ученый-натуралист, который занимался изучением жизни птиц, заметил очень большое гнездо на высокой сосне неподалеку от озера. Он забрался на дерево и увидел в гнезде крупную рыбу. Это была свежая щука. Какая птица поселилась в этом гнезде? (Это гнездо принадлежит крупной хищной птице - скопе. Она охотится за рыбой, уподобляясь опытному ныряльщику: бросается вниз, ныряет и хватает свою добычу.)

    5. Что вы знаете о «Биосфере-2»? (Она находится в Аризонской пустыне. Это огромное сооружение. Создано американскими учеными. Оно изолировано от окружающей среды. Цель эксперимента - получить необходимую для ученых информацию, чтобы улучшить положение дел в большой биосфере. Все системы «Биосферы-2» действуют в соответствии с закономерностями функционирования естественных экосистем на основе замкнутых циклов.)

    6. Какое растение называют живым светофором? (Это медуница, которая занесена в Красную книгу. Как и все подснежники, она спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Розовый цвет сообщает насекомым о том, что сладкое угощение, нектар, закончилось.)

    7. Что является самым важным веществом на Земле? (Вода - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Вода входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без воды. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 процентов воды. Вода - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Вода - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров воды; 5 тысяч кубических километров воды используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку пресной воды. На Земле ее много, но люди не научились использовать воду рационально.)

    8. Как назвал воду Леонардо да Винчи? (Он назвал воду соком жизни на Земле.)

    9. Сколько воды необходимо взрослому человеку в сутки? (70 килограммов массы человеческого тела содержит 50 килограммов воды (70%!). Если человек теряет 12 процентов влаги, он может погибнуть. Организму взрослого человека ежедневно необходимо до 10 литров воды. Из них большую часть ткани организма создают сами (эндогенная вода), а 2 литра воды человек должен получить в составе пищи или в чистом виде.)

    10. Уникальное озеро нашей страны. (Это - озеро Байкал. Его приблизительный возраст 25 миллионов лет. Озеро пресное. В чистой и прозрачной воде Байкала можно невооруженным глазом наблюдать предметы на глубине более 40 метров. Обитатели этого озера - байкальский омуль, голомянка, нерпа, осетр, таймень. Жизнь Байкала зависит от фитопланктона (сообщество водорослей), зоопланктона (представитель - рачок эпищур) и маленькой рыбки голомянки. На долю голомянки приходится 70 процентов от массы всех байкальских рыб (около 200 тысяч тонн). Голомянка - живородящая. Находится в постоянном движении сверху вниз, до самых глубоких точек озера. Благодаря ее постоянному движению масса воды перемещается и обогащается кислородом. В последнее время все чаще ученым и защитникам природы приходится поднимать голос в защиту озера Байкал.)

    Викторина «Человек и биосфера»

    1. Что такое загрязнение? (Загрязнение - это поступление вредных веществ в среду обитания. Некоторые загрязнители оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Антропогенное загрязнение (результат активной деятельности человека) превосходит природное, которое может быть вызвано наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов и т. д. Виды загрязнения: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое.)

    2. Почему меняется климат? (Причины изменения климата - парниковый эффект, уменьшение водорегулирующих возможностей суши, которые произошли из-за вырубки большой территории лесных массивов, осушения болот, распахивания больших степных площадей, строительства городов и дорог. Нарушен контроль испарения воды с поверхности суши. Самыми лучшими водорегулирующими свойствами обладают леса.)

    3. Какое море умирает? (Аральское море. Начало этого процесса - 50-е годы XX века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса. Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в море уменьшился. Поверхность Арала стала втрое меньше. Вода стала соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей.)

    4. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей? (Это - нефть. Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и обитатели моря. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. Это - бактерии-нефтееды. Но при авариях выливается такое количество нефти, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии для моря. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на нефтяное пятно.)

    5. В чем заключается опасность роста употребления энергии? (Рост употребления энергии опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению кислотных дождей.)

    6. Что является самым экологичным источником энергии? (Этот источник — экономия энергии (мнение немецкого ученого Д. Зайфрида). Для этого необходимо строить и производить дома и приборы с высокой теплоизоляцией.)

    7. Чем так опасны синтетические моющие средства? (Стиральный порошок, мыло, шампунь, сода являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). Моющие средства изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде.)

    9. Когда появился водопровод? (Индийцы держали воду в медных сосудах. Это было около 4 тысяч лет назад. В Древнем Египте прокладывали деревянные и медные трубы. В Древнем Риме существовала система акведуков. В XI веке в Новгороде был построен настоящий водопровод. В XVвеке был проведен родниковый водопровод для Московского Кремля. Настоящий водопровод в России построили в Петербурге во второй половине XIX века.)

    10. Что вы знаете о радиоактивных осадках? (Загрязненная атмосфера возвращает нам самые опасные последствия человеческой деятельности (аварии на атомных станциях, испытания ядерного оружия) в виде радиоактивных осадков. Они представляют собой пыль и капли атмосферной влаги. Радиоактивные атомы (радионуклиды) оседают в виде пыли на почве. Попадают они и в наши дома, водоемы, на кожу животных и людей, на листья растений и т. д. Радионуклиды попадают в организм человека и разрушают живые клетки, ослабляют его сопротивляемость к болезням, разрушая генетический аппарат.)

    11. Что вы знаете об озоновых дырах? (Озон - форма кислорода. Формула кислорода состоит из двух атомов, а озона - из трех. Озон, который образуется вблизи поверхности Земли, вреден (образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др.). Солнечные лучи, действуя на оксиды озона, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению озоновых дыр. Доля озона в некоторых местах озонового экрана уменьшается до 50 процентов. Озоновые дыры могут перемещаться. А впервые их существование установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи.)

    12. Что такое пестициды и нитраты? (Пестициды - это ядохимикаты, которые используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка). Нитраты - соли азотной кислоты. Используются в качестве удобрений. Азотные удобрения повышают урожайность сельскохозяйственных культур. Но их избыток откладывается в растениях про запас и вместе с продуктами питания попадает в организм человека. Нитраты помогают образованию в организме нитрозамина, активного канцерогенного вещества, вызывающего раковые заболевания.)

    13. Почему так опасны аварии на атомных станциях? (Аварии на атомных станциях - это настоящие экологические катастрофы. Они наносят вред здоровью миллионов людей. При авариях в воздух попадает огромное количество радиоактивных веществ (изотопы цезия, стронция - во время чернобыльской аварии). Последствия таких аварий сказываются многие десятки лет. Загрязняется почва, лес, вода. Происходят генетические изменения в организмах животных, людей. Иммунная система людей и генофонд оказываются под угрозой.)

    Викторина «Охрана природы»

    1. Когда возникла идея создания Красной книги? (В XX веке, в конце 50-х годов. Международная Красная книга впервые была издана в 1966 году, Красная книга СССР -в 1978 году (шесть лет спустя — новое, дополненное издание). Цель Красной книги - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. Существует и Черная книга для тех видов, которые навсегда исчезли с лица Земли.)

    2. Назовите заповедник у Тихого океана. (Это - Сихотэ-Алиньский заповедник с его Уссурийской тайгой. Лесной массив занимает более 90 процентов площади заповедника. Здесь можно встретить редкие растения и животных, которые занесены в Красную книгу. К сожалению, тайга усиленно обживается человеком, что отрицательно сказывается на ее обитателях.)

    3. Что вы знаете о тропических лесах? (Их флора и фауна насчитывает до 3 миллионов видов, из которых описана только шестая часть. Изучением занимается более 4 тысяч ученых. Тропические леса являются дождевыми. Это кладовая лечебных препаратов, многих химических соединений, которые обладают большой биологической активностью. Истребление тропических лесов отрицательно скажется на климате, чистоте воздуха, водоемов и даже на изготовлении продуктов питания.)

    4. Что вы знаете о народных традициях охраны природы? (Такие традиции появились еще в древности и передавались из поколения в поколение. У многих народов, например, есть особо почитаемые деревья. Для россиян это - береза. А в древности славяне почитали дуб. Священными объявлялись целые рощи. Еще сравнительно недавно архангельские и сибирские крестьяне собирались на сходы. На этих сходах они объявляли запрет на вырубку деревьев в лесных угодьях в течение нескольких лет. Запрещение называлось заповеданием. Отсюда и произошло слово «заповедник».)

    5. Где находится самый большой заповедник? (Самым большим заповедником считается Антарктида. На материке и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, на континенте обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов). Мшанка и антарктическая айра - два вида цветковых растений Антарктиды. Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.)

    6. Зачем нам нужны зоопарки? (Некоторые люди считают, что зоопарк - это тюрьма для животных. Но если придерживаться всех правил содержания животных в неволе, то они могут жить в зоопарке дольше, чем на воле. Многие животные в зоопарке дают потомство. Человек таким образом спасает редких животных. Так сотрудники Московского зоопарка сохранили соболя.)

    7. Что такое принцип Ноя? (Принцип Ноя - это название теории сохранения видов. Критерий ценности - существование самого вида. Это дает ему право на жизнь. Человек учится видеть красивое и удивительное на планете. Люди решили, что уничтожение биологического разнообразия им невыгодно. Население Земли растет. И его надо прокормить. А еще и решить многие экологические проблемы.)

    8. Что вы знаете о птичьем зоопарке? (Он находится на Канарских островах. Его площадь более 20 гектаров. Зоопарк специально оборудован для того, чтобы в нем хорошо себя чувствовали 300 видов животных и почти 500 видов растений. Птичий зоопарк очень популярен у туристов.)

    9. Расскажите о заповеднике «Аскания-Нова». (Он расположен на Украине (Херсонская область). Площадь составляет 11 тысяч гектаров; 400 видов растений, более 150 видов кустарников, павлины, фазаны, орлы, попугаи и страусы хорошо себя чувствуют среди степей. Водная гладь — для черных лебедей, розовых фламинго, гусей и уток. На пастбищах можно встретить лошадь Пржевальского и буйвола, верблюда и зебру, косулю и оленя. Ученые работают над созданием новых пород домашних животных.)

    10. Что вы знаете о заповеднике на западе России? (Российский заповедник в южной части брянского леса охраняет природу (с 1987 года). Площадь - 12 тысяч гектаров. Все живое в лесу охраняется законом. В заповеднике много видов млекопитающих и рыб, почти 200 видов птиц и около 20 видов пресмыкающихся и земноводных. Здесь обитают черные аисты - почетные члены Красной книги. Посторонним вход в заповедник запрещен.)

    11. Что такое Детский тропический лес? (12-летний шведский мальчик по имени Роланд Тиендсуу решил предпринять попытку спасения тропических лесов. Ему очень хотелось, чтобы они не пропали, пока он вырастет. Вместе с одноклассниками и их учителем ребята стали продавать печенье для местных жителей. Дела шли успешно, и им удалось купить 4 гектара тропического леса в Южной Америке. Этот лес был приобретен для заповедника в Коста-Рике. Другие шведские школьники последовали их примеру и выкупили еще 7 гектаров. Благодарное руководство заповедника назвало эту часть леса «Детский лес навсегда». У ребят есть последователи в других государствах.)

    Турнир знатоков по экологии в школе.

    Разработка мероприятия для учащихся старших классов по экологии.

    I. Организационный момент.
    II. Вступительное слово.

    На фоне музыки «Странники» звучит стихотворение:

    Мы рубим лес, устраиваем свалки,
    Но кто же под защиту все возьмет?
    Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
    Подумайте, а что нас дальше ждет?
    Пора бы человечеству понять,
    Богатство у природы, отбирая,
    Что Землю нужно тоже охранять:
    Она, как мы, такая же – живая!

    В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, продукты, которыми мы питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать:» Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!». А в ответ тишина…

    Стихотворение под звон колоколов:

    Есть просто храм,
    Есть храм науки.
    А есть еще природы храм-
    С лесами, тянущими руки
    На встречу солнцу и ветрам.
    Он свет в любое время суток,
    Открыт для нас в жару и стынь,
    Входи сюда, будь сердцем чуток,
    Не оскверняй ее святынь!

    Сегодня предлагаю вам провести турнир знатоков природы, ее защиты и охраны. В нашем турнире будут участвовать три команды. Судить правильность ответов и выполнение заданий будет жюри. (представление жюри)

    III. Основная часть. Тур 1. Представление команд.
    Начнем мы с вами наш турнир с представления команд. Оцениваться будет название и девиз, которые обязательно должны быть на экологическую тему. Максимальная оценка 5 балов.

    Тур 2. Разминка.
    Каждой команде по очереди дается по четыре подсказки.

    Если команда ответила с 1 подсказки получает 4 бала, если со 2 – 3, если с 3 - 2, если с 4 – 1 бал. Если команда не ответила на вопрос, а ответила другая команда она получает 1 бал.

    1. Оно может жить до 2000 тыс. лет.
    2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
    3. Из него делают бочки и паркет.
    4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)

    1. Оно всегда зеленое или голубое.
    2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
    3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
    4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников. (Ель)

    1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
    2. Из него самые лучшие дрова.
    3. Из его коры делают много полезных вещей.
    4. Это самое любимое русское дерево. (Береза)

    1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
    2. Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
    3. Оно быстрее всех заселяет пари.
    4. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина)

    1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
    2. Про нее сложено много песен.
    3. Кора целебней ягоды.
    4. У нее есть родственница с блестящими черными плодами – городовика. (Калина)

    1. Из него делают ложки и лапти.
    2. С его цветков лучший мед.
    3. Цветет летом и очень душистое.
    4. Отвар цветков не заменим при простуде. (Липа)

    На этом наша разминка подошла к концу.

    Тур 3. Рассказ Бабы – Яги.

    Переходим с вами к третьему туру. (Появление Бабы – Яги.)

    Б.Я. Здравствуйте, вот и я.
    В. Откуда ты взялись.
    Б.Я. Откуда взялась сами догадайтесь. Сейчас вам загадаю загадку.
    Его весной и летом
    Мы видели одетым.
    А осенью с бедняжки
    Сорвали все рубашки.
    Б.Я. Конечно я пришла к вам из лесу.

    Ох, как вспомню. Недавно с Лешим в соседний лес на пикник ходили. Так классно время провели.
    В. Я уже слышала ваш рассказ и ужаснулась. Что вы натворили в лесу. Вот ребятам будет задание послушать внимательно рассказ и найти, что же натворили Баба – Яга и Леший в лесу. Кто больше найдет ошибок, тот и выигрывает. За каждый правильный ответ команда получает 1 бал.
    Б.Я. Значит так!

    Весело музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. (Громкая музыка распугивает зверей и птиц) . Дни стояли жаркие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Мы с лешим на перегонки вырывали грибы из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует – разрушается грибница) . Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер . (Для костра собирают сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует.) заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом мы с Лешим устроили соревнование, кто дальше выбросит пустые банки и полиэтиленовые мешки. А что, все равно микробы их разрушат. (Эти вещества разрушаются 100-200 лет) горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. (Угли следует забросать землей или залить водой) в кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует) солнце выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой, авось пригодится. (Брать птенцов и зверей из леса не надо) мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Леший решил показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки . (Не следует что либо проталкивать в муравейник.) Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно.) С охапками луговых и лесных цветов мы возвращались в свой лес. (Луговые и лесные цветы рвать не следует.) Весело прошел день.

    В. Заполните бланки с ответом и сдайте их жюри. А пока жюри проверяет ответы, давайте по очереди проговорим все ошибки вслух.

    Б.Я. Я поняла, что мы с Лешим натворили. Я сейчас же побегу к нему и все расскажу.

    Конкурс для болельщиков

    Болельщикам каждой команды предлагается спеть частушки на экологическую тему Максимальная оценка 5 балов.

    Раньше мы с тобой не знали
    Экологию мой друг,
    Теперь в школе изучаем-
    Стало ясно все вокруг.

    По дороге мимо нас
    Машины мчат не удержать,
    Выхлопные газы всюду,
    Воздухом нельзя дышать.

    Кто очистит наши реки?
    Кто тот добрый человек?
    Неужели же навеки
    Мы оставим страшный след?

    Неужели наши дети
    Будут из-за нас страдать?
    Как же будет вся планета
    Потихоньку умирать.

    Экология важна,
    Людям всем она нужна.
    Правильно беречь природу,

    ТУР 4. Игра в прятки.

    В каждом приведенном выражении найти скрытые цветок и птицу. Выполнить это можно, только соединяя и разъединяя слова в строке, но не меняя их местами. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время на задание ограничено.

    1. Мы пойдем по тропинке мимо забора, в Вы Пьер? (мимоза, выпь)
    2. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не меньше сорока. (ромашка, сорока)
    3. Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит – и дома. (ирис, пеночка)
    4. Плывем к Жигулям. Над горами гроза, ходит волнами Волга. (роза, иволга)
    5. Ты сегодня кто? Я сегодня шпион, - Пароль? – У-два, ракушка. (пион, варакушка)
    6.А задачки-то хороши. Повникай, повникай – это тебе не шутки. (шиповник, утки)

    Игра со зрителями. Правда ли что…

    Каждый правильный ответ принесет командам 1 бал.

    1. Крокодилы могу взбираться на деревья? (да)
    2. Змеи могут совершать прыжки до метра в высоту. (да)
    3. Стрижи даже спят на лету? (да)
    4. Голубые розы растут только в Китае? (Нет, их вообще не существует).
    5. Зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (да)
    6. На зебрах водятся полосатые блохи? (нет)
    7. Орхидеи используют для приготовления мороженного? (отчасти да)
    8. Бабочки живут всего один день? (нет)
    9. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, ведь он не может разговаривать.)
    10. Когда температура тела у птицы выше зимой или летом? (Одинаковая круглый год)
    11. От какой птицы зависит количество детей в семье? (от аиста)

    12. Дерево зимой растет? (нет)

    ТУР 5. «Угадай мелодию»
    Каждая команда через определенное время по очереди должна пропеть строчки из песни, где упоминается, растения, цветы, деревья, животные.

    За каждый правильный ответ команда получает 1 бал.

    ТУР 6. Цветик – семицветик.

    Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл. (участники по очереди отрывают лепестки ромашки, на которых находятся вопросы)
    1. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые человек использует в хозяйстве? (ископаемые)
    2. Распространенное вещество, встречающееся на земле в 3 состояниях? (вода)
    3. верхний слой земли, в котором растут растения? (почва)
    4. Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу? (человек)
    5. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света и воздуха? (растения)
    6. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности? (горизонт)
    7. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компаса)
    8. Как называется умение находить стороны горизонта? (ориентирование)
    9. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень? (север)

    ТУР 7. Легенды.

    Уж с давних пор нам всем известно,
    Что с зарождения планеты.
    Про все стихи слагают, песни,
    Но выше всех была легенда.

    Сейчас команды получат задание – легенды. Они должны догадаться о чем эти легенды.
    1. По преданию эти цветы возникли из слез Евы, изгнанной вместе с Адамом из райского сада. Горько плакала прародительница рода человеческого и всюду, куда падали ее слезы, распускались эти цветы. Именно с этим цветком в руке явился в день Благовещения архангел Гавриил к Деве Марии, чтобы возвестить ее о рождении Сына, который будет великим и назовется Сыном Всевышнего. Этот цветок был на знаменах французских рыцарей. (лилия)

    2. Его название произошло от слова «дюльбаш» - турецкая чалма. В 17 веке эти цветы попали в Голландию. Их луковицы страшно дорого стоили. В Англии считали, что их цветы служат колыбельками для маленьких эльфов и деток фей, которых ветер качает и убаюкивает в этих цветочных люлечках. (тюльпан)

    3. Древнегреческая легенда повествует: Бог лесов и лугов Пан повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирину – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл обо всем. Решил Пан заговорить с Сириной, но та испугалась и убежала. Пан подбежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветками. Кусты эти прекрасны ночью, когда кажется, что сама весна окуналась в их душистое море. Хороши они и на рассвете, когда пушные гроздья как бы вырастают из зари до тумана. Сирень.

    IV. Заключительная часть. Подведение итогов.

    Приложение 1 рассказ баба-яги

    Весело музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. Дни стояли жаркие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Мы с лешим на перегонки вырывали грибы из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер . Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом мы с Лешим устроили соревнование, кто дальше выбросит пустые банки и полиэтиленовые мешки. А что, все равно микробы их разрушат. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой, авось пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Леший решил показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки . Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. С охапками луговых и лесных цветов мы возвращались в свой лес. Весело прошел день.

    Приложение 2 экологические частушки

    Раньше мы с тобой не знали
    Экологию мой друг,
    Теперь в школе изучаем-
    Стало ясно все вокруг.

    По дороге мимо нас
    Машины мчат не удержать,
    Выхлопные газы всюду,
    Воздухом нельзя дышать.

    Кто очистит наши реки?
    Кто тот добрый человек?
    Неужели же навеки
    Мы оставим страшный след?

    Неужели наши дети
    Будут из-за нас страдать?
    Как же будет вся планета
    Потихоньку умирать.

    Экология важна,
    Людям всем она нужна.
    Правильно беречь природу,
    К счастью, снова входит в моду.


    Ой, ты, реченька река,

    Не поймаешь окунька.

    Ловится лишь на крючок

    То пакет, то башмачок .

    О живой воде читали,

    Где такую раздобыть?

    Если выпьешь из-под крана,

    Будешь к доктору ходить!

    Посмотрите тут и там -

    Там, где люди - сор и срам.

    Сами от того страдаем,

    Что природу обижаем.

    Нам, ребята, без воды

    Не туды и не сюды

    Мать – природу береги,

    С детских лет её люби.

    Приложение 3 игра в прятки

    1. Мы пойдем по тропинке мимо забора, в Вы Пьер?

    2. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не меньше сорока.

    4. Плывем к Жигулям. Над горами гроза, ходит волнами Волга.

    5. Ты сегодня кто? Я сегодня шпион, - Пароль? – У-два, ракушка.

    6.А задачки-то хороши. Повникай, повникай – это тебе не шутки.

    1. Мы пойдем по тропинке мимо за бора, в Вы Пь ер? (мимоза, выпь)
    2. Думали идти минут двадцать, но п
    ромашка вышла – не меньше сорока . (ромашка, сорока)
    3. Смотрю в окно: ни читать, н
    и рис овать не хочется. Уютно в ку пе. Ночка пролетит – и дома. (ирис, пеночка)
    4. Плывем к Жигулям. Над горами г
    роза , ходит волнам и Волга . (роза, иволга)
    5. Ты сегодня кто? Я сегодня ш
    пион , - Пароль? – У-д ва, ракушка . (пион, варакушка)
    6.А задачки-то хоро
    ши. Повник ай, повникай – это тебе не ш утки . (шиповник, утки)

    Приложение 4 легенды



    ТУРНИР

    «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «koon.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «koon.ru»