Религия в мексике. Мексиканцы поклоняются необычным святым - Иуде и Смерти (8 фото)

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Мексика - это огромная и колоритная страна на южном побережье североамериканского материка. Ее население на сегодняшний день составляет 113 миллионов человек, среди которых есть представители самых разных мировых религий. Но большую часть (что естественно из исторических предпосылок, которые будут рассмотрены ниже) составляют католические христиане.

Мексика: религия и культура

Статистические данные говорят о том, что на 2010 год более 95% граждан Мексики идентифицировали себя как христиане. Но прежде чем выяснять, какая религия в Мексике, стоит учесть, что процент эмигрировавших в эту страну людей достаточно высок. Это и американцы, и России, европейских стран.

Мексика, религия которой представляет собой предмет огромной национальной гордости, сменяла свой конфессиональный состав на протяжении всего времени эволюции государства. Примечательно, что в процессе колонизации и заселения материка испанцами в начале шестнадцатого века и в дальнейшем развитии колоний, коренные жители - представители древнейших племен - постепенно обращались в христианство. Поэтому уже на сегодняшний момент можно насчитать несколько десятков племен, которые полностью приняли католицизм.

Историческая справка

Эпоха древних племенных связей в Мексике диктовала, прежде всего, культ сил природы: земли, неба, стихий. Поэтому жрецы древних племен взывали к своим богам для того, чтобы их земледелие становилось продуктивнее. Боги могли сжалиться и пролить дождь над огромными пашнями или наслать на народ свою божественную кару в виде жестокой засухи.

Жертвоприношения богам являлись неотъемлемой частью культуры древних мексиканских племен. Жрецы избирали лучших людей для того, чтобы сделать подарок высшим силам, они приносили к своим тотемам первые урожайные сборы, считая, что таким образом заслужат божественную милость. Такое всеобъемлющее присутствие религии в жизни древних обществ в свое время привело к упадку и ослаблению цивилизации.

Колониальный период

Христианство пришло в Мексику далеко не мирным путем. Оно было насаждено конкистадорами и развивалось при их же участии, когда они заселяли материк, уничтожая коренное население. С тех пор как первые испанские завоеватели обосновались на территории современной Мексики, роль церкви неуклонно росла.

До середины XIX века большая часть территории страны принадлежала церковному управлению. Но перемены не заставили долго ждать себя. С наступлением революционного времени, церковь отделилась от государственного управления.

На сегодняшний день выбор основной религии является индивидуальным делом каждого, а само государство имеет светский характер правления. Вообще, Мексика, основная религия которой - христианство, насчитывает около 3 миллионов представителей протестантской общины и вдвое меньше православных христиан.

Но отдельно стоит поговорить об участии церковных объединений в жизни сегодняшней Мексики.

Мексика: религия и «симфония властей»

Наряду с официальным правительством, выступая с политическими высказываниями и занимаясь активацией гражданского общества, церковь активно участвует в борьбе против радикальных сект, а также акцентирует внимание на демографических и экономических проблемах всей страны.

Подобная тенденция прослеживается во многих государствах на сегодняшний день, и такое вмешательство церкви в светские дела не оценивается как-то резко негативно, так как любой надзор полезнее его отсутствия. Это же мнение разделяет и Мексика, религия которой обладает большим культурным и историческим богатством.

Особая культура Юга

Так как мексиканцы - третий по многочисленности народ всего западного полушария, он не может быть не разношерстным. Здесь встречаются самые различные культурные, конфессиональные, политические и бытовые взгляды на жизнь.

Вообще, попав в эту уникальную страну, вы сразу поймете, в чем дело. Если вы являетесь человеком, которому посчастливилось путешествовать в западном полушарии, то вы наверняка заметили, что все народы юга Северной Америки и севера Южной объединены какой-то ярко выраженной чертой менталитета. Мексика, религия и культура которой чрезвычайно богаты, докажет вам, что все ее граждане объединены в единую систему латиноамериканской культуры, складывавшуюся на протяжении долгих веков.

Огромное влияние на нее оказало язычество мексиканских племен, затем «интервенция» европейских колонизаторов. Современные жители страны унаследовали множество традиционных обрядов, культурных норм и весомую часть своего менталитета от испанцев, прибывших на материк в шестнадцатом веке. В этой связи очень показательным является тот факт, что большинство мексиканцев на сегодняшний день считают своим родным языком испанский, в его местных, диалектных вариациях.

Мексика — светское государство. Конституция страны (ст. 24) определяет свободу вероисповедания, каждый может свободно избирать религию по своему усмотрению, совершать церемонии, обряды и обязанности своего вероисповедания в местах религиозного культа или в своём доме при условии, что эти церемонии и обряды не являются наказуемым законом нарушением. Все публичные акты религиозного культа должны совершаться в пределах церквей, которые всегда находятся под наблюдением властей.

При этом в конституции чётко определено разделение церкви и государства и возможности государственного вмешательства в религиозную сферу. Ст. 3, п. 4, запрещает заниматься педагогической деятельностью религиозным корпорациям, служителям культов, ассоциациям и обществам, пропагандирующим какое-либо религиозное учение. В 1992 году в конституцию были внесены поправки, регулирующие отношения с Римско-католической церковью и другими религиозными организациями. Впервые за 80 лет священникам и монахам вернули избирательные права. Религиозные организации обязали пройти регистрацию в Секретариате по делам религии при Федеративном секретариате.

Господствующей религией является христианство, католицизм исповедуют 89 % от числа всех верующих. Религиозная традиция Мексики сформировалась под влиянием католицизма и народных верований индейцев. Записи испанских конкистадоров содержат сообщения о человеческих жертвоприношениях, которые практиковали ацтекские жрецы. Католическая церковь искоренила самые жестокие проявления язычества, но частично интегрировала некоторые элементы индейской религии в бытовую религиозность мексиканцев. Один из самых распространённых народных культов — 12 декабря — День явления Девы Марии Гваделупской, покровительницы Мексики. В день праздника многочисленные паломники приезжают к холму Тепиак, где, по легенде, в 1531 году индеец Хуан Диего (канонизированный католической церковью) встретился с Девой Марией Гваделупской. Многие особенности этого праздника напрямую заимствованы из верований индейцев. В дни национальных праздников индейцы исполняют ритуальные танцы, используют древние культовые сооружения, производят жертвоприношения. В удалённых областях страны католические священники практически не оказывают влияния на духовную жизнь своей паствы.

В период национально-освободительной борьбы демократические силы использовали антиклерикальные лозунги в качестве средства привлечения на свою сторону беднейших слоев населения. Вплоть до середины XIX века католическая церковь была одним из крупнейших собственников в Мексике, располагала обширными землями и контролировала систему образования посредством специально подготовленных проповедников. Несмотря на это, именно в среде религиозно настроенной интеллигенции были развиты идеи мексиканской революции. Так, один из деятелей антиколониального восстания Мигель Идальго был ректором иезуитского колледжа. В 1876 году католическая церковь потерпела серьёзное поражение в политической борьбе. Либеральная власть проводила последовательную секуляризацию всех сфер жизни общества, включая закрытие монастырей. Хотя церковь смогла частично вернуть себе утраченное влияние, католицизм в Мексике не является государственной религией. Доля мексиканцев, которые считают себя католиками, за последние годы снизилась с 96 % в 1970 году до 88 % в 2000 году.

Православие в Мексике появилось вместе с эмигрантами. Монастырь Святого Антония Великого в городе Хилотепеке действует под омофором Антиохийской патриархии, во главе с Его высокопреосвященством митрополитом Мексиканским и Центрально-Американским Антонием. В Мексике проживает большая община православных христиан — выходцев из Ливана, а также православные греки, русские, румыны, мексиканцы.

Одним из спорных вопросов, расколовших общественное мнение в Мексике, стала проблема легализации абортов. В 2007 году, несмотря на кампанию протеста в христианских СМИ, был принят законопроект, разрешивший искусственное прерывание беременности. В ноябре 2006 года законодательный орган власти Мехико также принял закон, легализующий однополые гражданские браки.

Сегодня численность иудеев составляет около 45 тысяч человек. Впервые крещёные евреи, тайно исповедовавшие иудаизм, прибыли в Мексику вместе с конкистадорами в 1521 году. В 1825-1830 годах в Мексику прибыло большое количество эмигрантов-евреев из Европы и открылись первые синагоги. На протяжении XIX-XX веков в Мексику переселились десятки тысяч евреев, в том числе и из России. В настоящее время в Мехико функционируют 23 синагоги, действует Международный еврейский культурный центр.

К началу XX века в Мексике среди городского населения появились небольшие группы протестантов (сегодня составляют около 6 % населения). Основная масса протестантов принадлежит к группам неопятидесятников. Около 6 миллионов человек в Мексике считают себя последователями адвентистов седьмого дня. Свидетели Иеговы и мормоны заявляют, что членами их организаций являются до 1 миллиона человек. Мормоны впервые переселились в Мексику в 1875 году. В последнее время численность мормонов значительно возросла, особенно в сельской местности.

Мусульмане в Мексике проживают в основном в закрытых общинах эмигрантов из стран, где ислам исторически распространён (Турция, арабские страны). Небольшая группа мусульман есть среди коренного населения штата Чьяпас. В 1995 году туда прибыли из Испании проповедники ислама. В 2005 году среди последователей мусульманской религии было около 300 представителей цоцильской народности индейцев-майя.

Центр содействия развитию тибетского буддизма в Мексике с 1989 года действует в Мехико с санкции далай-ламы XIV. Буддизм исповедуют эмигранты и небольшая группа городской интеллигенции. Три миллиона мексиканцев, согласно переписи населения, считают себя атеистами.


Религия в Мексике в древние времена основывалась на земледельческом культе, для которого характерны магические обряды вызывания дождя и обожествление кукурузы - основы рациона мексиканцев с древних времен. Инки ежегодно приносили в жертву богу кукурузы первый в сезоне урожай маиса. Особое социальное положение у племен майя и тольтеков занимали жрецы, которые были полностью оторваны от материального производства и регулярно совершали человеческие жертвоприношения. Неудивительно, что служители религии в Мексике оказывали очень большое влияние на население - мнение этих людей считалось чрезвычайно авторитетным. Жрецы также занимались обучением богатой молодежи. Кроме того, они в совершенстве владели искусством иероглифического письма, были знатоками календаря, о котором в последние годы многие говорят, так как он был дописан только до 2012 года. Многие исследователи полагают, что именно религия в Мексике, жестоко подчинившая себе всю социальную структуру, стала одной из главных причин упадка древних цивилизаций Мезоамерики еще в доколумбову эпоху.

Религия в Мексике после завоевания испанцами

В наши дни христианство - самая популярная и распространенная религия в Мексике. С тех пор, как территория современной Мексики была завоевана конкистадорами, основная часть коренного населения была уничтожена, а оставшихся в живых индейцев насильно заставляли принимать христианство. После этих событий, неоднозначно воспринимаемых современными мексиканцами, католицизм утвердился как основная религия в Мексике.


Церковь и религия в Мексике играют очень важную роль в жизни мексиканцев. До 1850 года церкви принадлежала почти половина всех земель Мексики, в том числе больницы и школы. Однако война за независимость и последовавшая век спустя Мексиканская революция привела к отделению церкви от госудратсва. Сегодня религия в Мексике - это личное дело каждого и, согласно конституции Мексики, любым религиозным организациям запрещено владеть землей, публично осуждать политическую ситуацию стране и создавать монашеские ордены.

Религия в Мексике в современном обществе

На сегодняшний самая распространенная религия в Мексике - католицизм. Около 90% населения придерживаются именно этого направления христианства. Кроме, католиков в Мексике проживают также и протестанты (около 3%). Также здесь есть небольшие, но процветающие бехаистские и иудаистские общины. Хотя христианство и позиционируется как основная религия в Мексике, но среди местного населения также можно найти и множество последователей древних религиозных культов, которые подчас тесно переплетаются с католическими обычаями. Самый знаменитый ритуал мексиканской синкретической религии - это праздник «День мертвых». Еще в древние времена религия в Мексике играла очень важную роль в жизни местного населения, поэтому достаточно много древних обычаев и обрядов все еще почитаются мексиканцами и до сих пор исполняются отдельными группами населения.

Мексика - удивительная страна, в культуре которой переплетены традиции разных народов, когда-либо живших на ее территории. Жители Мексики активно пользуются благами научно-технического прогресса и преданно чтут свои древние традиции и вероисповедания. Мексиканцы - католики. Но за много веков обычаи индейцев настолько тесно переплелись с обычаями католиков, что стали играть не последнюю роль в жизни.

Одним из таких обычаев стал праздник, отмечаемый 2 ноября - День всех душ, или День мертвых. В этот день люди идут на кладбища, чтобы почтить память усопших. Приносят на могилы цветы, еду, спиртные напитки, иногда заказывают оркестр и исполняют любимую музыку умерших родственников. Почти в каждом доме у мексиканских католиков можно встретить поминальный алтарь с помещенными на нем фотографиями почивших родных.

Одним из значительных годовых праздников является день Девы Гваделупской (12 декабря). Образ Девы считается чудотворным и способным на исцеление. Храм Девы Гваделупской находится в Мехико. Со всех уголков страны паломники идут пешком, чтобы помолиться в храме. По традиции, на пути к храму верующие возносят молитвы Деве Гваделупской. Входят в храм на коленях и подносят к алтарю розы. Почитание святой Девы переросло в культ. Ее фигурки можно встретить не только в домах на домашнем алтаре, но и в самых неожиданных местах: в супермаркетах, на автобусных остановках и т.д.

Культ поклонения Богине-женщине, Богине-матери насчитывает столетия. Еще ацтеки с большим трепетом и благоговением относились к Святой, облаченной в белые одежды и с распущенными волосами. Ее статую устанавливали в храмах в окружении статуй других идолов и почитали за Матерь Богов. Богиню называли Сиуакоатль. В честь Богини-Матери устраивались пышные празднества, оканчивающиеся человеческими жертвоприношениями. Слава Богу, до наших дней обычай жертвоприношения не дожил!

Вот такие, порой страшные, корни встречаются у многих, невинных в наши дни, религиозных культов. И не зря говорится в Библии, что нужно найти Бога в себе. То есть жить в мире с самим собой, почитать тех, кто рядом с тобой. И на душе будет светло и радостно!

Источник www.watchtower.org.


Необычные Святые, которым молится вся Мексика.

Вот уже много лет все меньше простых мексиканцев приходят в католическую церковь помолиться Иисусу Христу и Богоматери. Теперь у них новые покровители - Святой Иуда и Святая Смерть и новые обряды. Вот только чаяния всё те же.

Изображение Святого Иуды Фаддея.


Мексиканская статуя Святого Иуды Фаддея.

Мало кто знает, что Мексика – вторая страна в мире по количеству верующих католиков. И многие из них молятся Святому Иуде. Наряду с Девой Марией Гваделупской и Санта Муэрте это самый популярный католический святой. Народная любовь к нему столь велика, что сейчас Святой Иуда - единственный в мире канонизированный святой, в честь которого отмечают ежемесячный праздник. И неудивительно, ведь он считается покровителем обездоленных, безработных, заключенных и последней надеждой отчаявшихся людей. Для современной Мексики с ее разгулом преступности и безработицы – это то, что нужно.

Уличный алтарь Святому Иуде.


Индейские пляски на праздновании Дня Святого Иуды.

Помимо ежемесячных торжеств, каждый год 28 октября десятки тысяч мексиканцев собираются возле старой церкви в Мехико. Здесь находится главная в стране статуя Иуды Фаддея (не Искариота). Жители пригородов, одетые в белое и зеленое, цвета Святого, везут сюда свои домашние статуи, в ожидании его помощи и новых чудес. Люди в костюмах индейцев выплясывают дикие танцы на площади перед церковью. В толпе шатаются подростки, которые нюхают клей и курят марихуану. Как ни странно, но Святой Иуда, который изображен с пламенем Святого Духа на его лбу, заслужил хорошую репутацию, исцеляя наркоманов.

Санта Муэрте

Кроме Святого Иуды, многие мексиканцы ищут помощи и защиты у Санта Муэрте («Святой Смерти»). Конечно, этого божества нет в официальной религии, это результат индейского прошлого мексиканцев, наложившегося на католицизм. Санта Муэрте помогает тем, кто постоянно рискует своей жизнью: бандитам, наркоторговцам, полицейским, проституткам, таксистам. Ее просят о выздоровлении, освобождении из тюрьмы, о наведении порчи или смерти обидчику.

Почитатели Санта Муэрте считают, что она сильнее, чем Иисус Христос, ведь даже он, в конце концов, умер. Смерть одинакова для всех: и для богатых, и для бедных. Она беспристрастна и равна ко всем, поэтому выслушает молитвы и наркобарона, и бедного воришку. Ей делают и соответствующие подношения: кто-то яблоко и цветы, а кто-то – деньги и косяк травы. Эти подношения оставляют у небольших алтарей, установленных прямо на улицах города. Обычно это украшенные статуи Санта Муэрте с живыми цветами и, собственно, подарками.

Святая Смерть помогает там, где бессильны другие Святые. «Католическая церковь зачастую не помогает», - говорят мексиканцы. «Она может только наказывать за грехи. Она поучает, но не помогает». А Святая Смерть спасает наркоторговцев и убийц от полиции, помогает заключенным выживать в жутких мексиканских тюрьмах.

Санта Муэрте держит в своей руке земной шар.


Мексиканка демонстрирует татуировку Санта Муэрте.

Традиционно Санта Муэрте изображают в виде женского скелета, одетого в однотонный балахон. Его цвет показывает, о чем верующий просит Святую: если помощи в любви – то накидка красная, если денег – то золотая, а для решения проблем с законом – зеленая. В правой руке Санта Муэрте сжимает косу, а в левой – земной шар или весы. Они показывают, что Смерти подвластны все люди планеты, и что все они равны.

В последние годы культ Святой Смерти распространился и за пределы Мексики. И теперь время от времени общественность Латинской Америки и юга США волнуется после очередных случаев убийств – жертвоприношений Санта Муэрте, которые совершают ее адепты.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»