Какие страны входят в халифат. Арабский халифат – древнее государство, которое пытаются возродить в наше время

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

После смерти Мухаммеда арабами правили халифы – военные вожди, выбиравшиеся всей общиной. Первые четыре халифа были выходцами из ближайшего окружения самого пророка. При них арабы впервые вышли за пределы своих исконных земель. Халиф Омар, наиболее удачливый военачальник, распространил влияние ислама практически на весь Ближний Восток. При нем были завоеваны Сирия, Египте, Палестина – земли, ранее принадлежавшие христианскому миру. Ближайшим противником арабов в борьбе за земли оказалась Византия, переживавшая тяжелые времена. Длительная война с персами и многочисленные внутренние проблемы подорвали мощь византийцев, и арабам не составило труда отобрать у империи ряд территорий и разбить византийское войско в нескольких сражениях.

В каком-то смысле арабы были “обречены на успех” в своих походах. Во-первых, превосходная легкая конница обеспечивала арабской армии мобильность и перевес над пехотой и тяжелой кавалерией. Во-вторых, арабы, захватив страну, вели себя в ней в соответствии с заповедями ислама. Имущества лишались только богачи, бедноту завоеватели не трогали, и это не могло не вызывать симпатии к ним. В отличие от христиан, нередко принуждавших местное население принимать новую веру, арабы допускали религиозную свободу. Пропаганда ислама на новых землях носила скорее экономический характер. Происходило это следующим образом. Покорив себе местное население, арабы облагали его налогами. Тот, кто переходил в ислам, освобождался от значительной части этих налогов. Христиане и евреи, издавна жившие во многих ближневосточных странах, не подвергались гонениям со стороны арабов – им просто приходилось платить налог на свою веру.

Население в большинстве покоренных стран воспринимало арабов как освободителей, тем более что те сохраняли за покоренным народом определенную политическую самостоятельность. В новых землях арабы основывали полувоенные поселения и жили своим замкнутым, патриархально-родовым миром. Но такое положение дел длилось недолго. В богатых сирийских городах, славящихся своей роскошью, в Египте с его многовековыми культурными традициями, знатные арабы все больше проникались привычками местных богачей и знати. Впервые в арабском обществе произошел раскол – приверженцы патриархальных устоев не могли смириться с поведением тех, кто отказывался от обычая отцов. Оплотом традиционалистов стала Медина и месопотамские поселения. Их противники – не только в вопросе устоев, но и в политическом плане – жили преимущественно в Сирии.

В 661 году произошел раскол между двумя политическими группировками арабской знати. Халиф Али, зять пророка Мухаммеда, старался примирить традиционалистов и сторонников нового уклада. Однако эти попытки ни к чему не привели. Али был убит заговорщиками из секты традиционалистов, а его место занял эмир Муавия, глава арабской общины в Сирии. Муавия решительно порвал со сторонниками военной демократии раннего ислама. Столица халифата была перенесена в Дамаск, древнюю столицу Сирии. В эпоху Дамасского халифата арабский мир решительно раздвинул свои границы.

К VIII веку арабы подчинили себе всю Северную Африку, а в 711 году начали наступление на европейские земли. О том, какую серьезную силу представляло собой арабское войско, можно судить хотя бы по тому факту, что всего за три года арабы полностью овладели Пиренейским полуостровом.

Муавия и его наследники – халифы династии Омейядов – за короткий срок создали государство, равных которому история еще не знала. Ни владения Александра Македонского, ни даже Римская империя в пору своего расцвета не простирались так широко, как халифат Омейядов. Владения халифов раскинулись от Атлантического океана до Индии и Китая. Арабам принадлежала почти вся Средняя Азия, весь Афганистан, северо-западные территории Индии. На Кавказе арабы покорили Армянское и Грузинское царства, превзойдя тем самым древних владык Ассирии.

При Омейядах арабское государство окончательно утратило черты прежнего патриархально-родового строя. В годы зарождения ислама халифа – религиозного главу общины – выбирали общим голосованием. Муавия же сделал этот титул наследственным. Формально халиф оставался духовным владыкой, однако в основном занимался светскими делами.

Сторонники развитой системы управления, созданной по ближневосточным образцам победили в споре с приверженцами старых обычаев. Халифат все более начинал походить на восточную деспотию древних времен. Многочисленные чиновники, подчиняющиеся халифу, следили за уплатой налогов во всех землях халифата. Если при первых халифах мусульмане были освобождены от налогов (за исключением «десятины» на содержание бедных, заповеданной самим пророком), то во времена Омейядов было введено три главных налога. Десятина, уходившая прежде в доход общины, теперь поступала в казну халифа. Кроме нее, все жители халифата должны были платить налог на землю и подушный налог-джизию, тот самый, который раньше взимали только с немусульман, живущих на мусульманской земле.

Халифы династии Омейядов заботились о том, чтобы сделать халифат подлинно единым государством. Для этой цели они ввели в качестве государственного языка на всех подвластных им территориях арабский. Важную роль в становлении арабского государства сыграл в этот период Коран – священная книга ислама. Коран представлял собой собрание изречений Пророка, записанное его первыми учениками. Уже после смерти Мухаммеда было создано несколько текстов-добавлений, составивших книгу Сунны. На основе Корана и Сунны чиновники халифа вели суд, Коран определял все важнейшие вопросы жизни арабов. Но если Коран все мусульмане признавали безоговорочно – ведь это были изречения, продиктованные самим Аллахом, — то к Сунне религиозные общины относились по-разному. Именно по этой линии в арабском обществе произошел религиозный раскол.

Суннитами арабы называли тех, кто признавал Сунну в качестве священной книги наряду с Кораном. Суннитское течение в исламе считалось официальным, поскольку его поддерживал халиф. Те же, кто соглашался считать священной книгой только Коран, составили секту шиитов (раскольников).

И сунниты, и шииты были весьма многочисленными группировками. Разумеется, раскол не ограничился только религиозными разногласиями. Шиитиская знать была близка к семейству Пророка, руководили шиитами родственники убитого халифа Али. Кроме шиитов, халифам противостояла и еще одна, чисто политическая секта – хариджиты, ратовавшие за возврат к исконному родовому патриархату и дружинным порядкам, при которых халифа выбирали все воины общины, а земли делились поровну между всеми.

Династия Омейядов продержалась у власти девяносто лет. В 750 году военачальник Абул-Аббас, отдаленный родственник пророка Мухаммеда, сверг последнего халифа и уничтожил всех его наследников, объявив халифом себя. Новая династия – Аббасиды – оказалась гораздо более прочной, чем предыдущая, и просуществовала вплоть до 1055 года. Аббас, в отличие от Омейядов, был выходцем из Месопотамии, оплота шиитского течения в исламе. Не желая иметь ничего общего с сирийскими владыками, новый правитель перенес столицу в Месопотамию. В 762 году был основан город Багдад, ставший на несколько сотен лет столицей арабского мира.

Структура нового государства оказалась во многом схожа с персидскими деспотиями. При халифе состоял первый министр – визирь, вся страна делилась на провинции, в которых правили назначенные халифом эмиры. Вся полнота власти была сосредоточена во дворце халифа. Многочисленные дворцовые чиновники являлись, по существу, министрами, отвечавшими каждый за свою сферу. При Аббасидах количество ведомств резко возросло, что поначалу помогало управлять обширной страной.

Почтовая служба отвечала не только за организацию курьерской службы (впервые созданной еще ассирийским владыками во II тысячелетии до н.э.). В обязанности министра почты входило и поддержание государственных дорог в приличном состоянии, и обеспечение гостиниц вдоль этих дорог. Месопотамское влияние проявилось в одной из важнейших отраслей хозяйственной жизни – земледелии. Ирригационное земледелие, с глубокой древности практиковавшееся в Месопотамии, при Аббасидах было распространено повсеместно. Чиновники из специального ведомства следили за постройкой каналов и дамб, за состоянием всей ирригационной системы.

При Аббасидах военная мощь халифата резко возросла. Регулярное войско состояло теперь из ста пятидесяти тысяч воинов, среди которых было много наемников из варварских племен. В распоряжении халифа находилась также его личная гвардия, воинов для которой готовили с раннего детства.

Халиф Аббас к концу своего правления заслужил титул «Кровавого» за жестокие меры по наведению порядка на покоренных арабами землях. Впрочем, именно благодаря его жестокости халифат Аббасидов на длительный срок превратился в процветающую страну с высокоразвитой экономикой.

В первую очередь, процветало сельское хозяйство. Развитию его способствовала продуманная и последовательная политика правителей в этом отношении. Редкостное разнообразие климатических условий в различных провинциях позволяло халифату полностью обеспечивать себя всеми необходимыми продуктами. Именно в это время арабы стали придавать большое значение садоводству и цветоводству. Предметы роскоши и парфюмерные изделия, произведенные в государстве Аббасидов, были важными предметами внешней торговли.

Именно при Аббасидах начинается расцвет арабского мира как одного из главных промышленных центров в эпоху Средневековья. Завоевав множество стран с богатыми и давними ремесленными традициями, арабы обогатили и развили эти традиции. При Аббасидах Восток начинает торговать сталью высочайшего качества, равной которой Европа не знала. Клинки из дамасской стали ценились на Западе необычайно высоко.

Арабы не только воевали, но и торговали с христианским миром. Небольшие караваны или отважные купцы-одиночки проникали далеко на север и на запад от границ своей страны. Предметы, изготовленные в халифате Аббасидов в IX – X веках, находили даже в районе Балтийского моря, на территориях германских и славянских племен. Борьба с Византией, которую мусульманские владыки вели почти непрестанно, была вызвана не только стремлением захватить новые земли. Византия, имевшая давно налаженные торговые связи и пути по всему известном в ту эпоху миру, была основным конкурентом арабских купцов. Товары из стран Востока, Индии и Китая, ранее попадавшие на Запад через византийских купцов, шли и через арабов. Как бы плохо ни относились к арабам христиане на европейском Западе, но Восток для Европы уже в эпоху Темных веков стал основным источником предметов роскоши.

Халифат Аббасидов имел немало общих черт и с европейскими королевствами своей эпохи, и с древневосточными деспотиями. Халифы, в отличие от европейских правителей, сумели не допустить чрезмерной самостоятельности эмиров и других высокопоставленных чиновников. Если в Европе земля, предоставлявшаяся местной знати за королевскую службу, почти всегда оставалась в наследственной собственности, то арабское государство в этом плане было ближе к древнеегипетским порядкам. По законам халифата, вся земля в государстве принадлежала халифу. Он наделял за службу своих приближенных и подданных, но после их смерти наделы и все имущество возвращались в казну. Только халиф имел право решать, оставить земли покойного его наследникам, или нет. Вспомним, что причиной распада большинства европейских королевств в период Раннего Средневековья была именно власть, которую забирали в свои руки бароны и графы на землях, пожалованных им королем в наследственное владение. Королевская власть распространялась только на земли, принадлежавшие лично королю, а иные из его графов владели гораздо более обширными территориями.

Но полного спокойствия в халифате Аббасидов не было никогда. Жители покоренных арабами стран постоянно стремились вернуть независимость, поднимая бунты против единоверцев-захватчиков. Эмиры в провинциях также не желали мириться со своей зависимостью от благосклонности верховного правителя. Распад халифата начался практически сразу после его образования. Первыми отделились мавры – североафриканские арабы, завоевавшие Пиренеи. Независимый Кордовский эмират в середине Х века стал халифатом, закрепив суверенитет на государственном уровне. Мавры на Пиренеях сохраняли независимость дольше многих других исламских народов. Несмотря на постоянные войны против европейцев, несмотря на мощный натиск Реконкисты, когда почти вся Испания вернулась к христианам, до середины XV века на Пиренеях существовало мавританское государство, сжавшееся в конце концов до размеров Гранадского халифата – небольшой области вокруг испанского города Гранады, жемчужины арабского мира, потрясавшей своей красотой соседей-европейцев. Знаменитый мавританский стиль пришел в европейскую архитектуру именно через Гранаду, окончательно завоеванную Испанией лишь в 1492 году.

Начиная с середины IX века распад государства Аббасидов стал необратимым. Одна за другой отделялись североафриканские провинции, за ними – Средняя Азия. В самом сердце арабского мира еще резче обострилось противостояние между суннитами и шиитами. В середине X века шииты захватили Багдад и долгое время управляли остатками некогда могучего халифата – Аравией и небольшими территориями в Месопотамии. В 1055 году халифат был завоеван турками-сельджуками. С этого момента мир ислама окончательно утратил единство. Сарацины, утвердившиеся на Ближнем Востоке, не оставляли попытки завладеть западноевропейскими землями. В IX веке они захватили Сицилию, откуда позднее были вытеснены норманнами. В Крестовых походах XII – XIII веков европейские рыцари-крестоносцы сражались с сарацинскими войсками.

Турки же со своих малоазиатских территорий двинулись на земли Византии. За несколько сот лет они покорили себе весь Балканский полуостров, жестоко притесняя прежних его обитателей – славянские народы. А в 1453 году Османская империя окончательно завоевала Византию. Город был переименован в Стамбул и стал столицей Османской империи.

Интересные сведения:

  • Халиф – духовный и светский глава мусульманской общины и мусульманского теократического государства (халифата).
  • Омейяды – династия халифов, правившая в 661 – 750 гг.
  • Джизия (джизья) – подушный налог на немусульман в странах средневекового арабского мира. Джизию платили только взрослые мужчины. Женщины, дети, старики, монахи, рабы и нищие были освобождены от ее уплаты.
  • Коран (от ар. «кур’ан» – чтение) – собрание проповедей, молитв, притч, заповедей и других речей, произнесенных Мухаммедом и составивших основу ислама.
  • Сунна (от ар. «образ действий») – священное предание в исламе, сборник рассказов о поступках, заповедях и изречениях пророка Мухаммеда. Представляет собой пояснение и допаолнение к Корану. Составлена в VII – IX вв.
  • Аббасиды – династия арабских халифов, правившая в 750 – 1258 гг.
  • Эмир – феодальный правитель в арабском мире, титул, соответствующий европейскому князю. Обладал светской и духовной властью, Поначалу эмиров назначали на пост халифы, позднее этот титул стал наследственным.

Арабский Халифат возник в VII в. в юго-западной части Аравийского полуострова в результате разложения родового строя у населявших эту территорию арабов - оседлых земледельцев и кочевников и объединения их под знаменем религии ислама.

До образования Арабского Халифата подавляющее большинство населения Аравии составляли кочевники-скотоводы, которые находились на стадии родоплеменных отношений. Они населяли обширные пространства аравийских степей и полупустынь, известных под названием «бадави». Это слово перешло в европейские языки в форме арабского множественного числа - бедуин. Бедуины занимались скотоводством, преимущественно верблюдоводство м.
Каждое племя (в зависимости от его численности и размеров занимаемой территории) состояло из большого или малого числа кланов и родов.
Во главе каждого племени стоял его предводитель - сейид (господин); в более близкое к нам время его стали называть шейхом.
Отдельные кланы и большие группы кочевников тоже имели своих сейидов. В мирное время сейид ведал перекочевками, выбирал место для становища, был представителем своего племени и вел от его лица переговоры с другими племенами. Если в племени не было судьи, он разбирал споры и тяжбы своих соплеменников, в особых случаях мог выполнять обязанности служителя религиозного культа. В набегах и на войне сейид командовал вооруженным отрядом своего племени; тогда он назывался раисом (главарем).
Каждое племя, а то и большой клан было вполне самостоятельной, ни от кого не зависимой организацией.
Главной причиной возникновения государства у арабов было классовое расслоение. Помимо этого, немалое значение имел экономический кризис, связанный с перенаселением и необходимостью увеличения площади пастбищ. Арабы нуждались в новых территориях и стремились вторгнуться в Иран и Византию. Кризис способствовал объединению арабских племен в союзы и созданию единого арабского государства в пределах всей Аравии.
Стремление к объединению нашло свое идейное выражение в учении ханифов, проповедовавших веру в единого бога - Аллаха, и в исламе («покорность») - магометанском религиозном учении, основателем которого считается Мухаммед, живший примерно с 570 по 632 г.
Ислам возник в Центральной Аравии. Главным центром его является Мекка, где родился и жил основатель ислама Мухаммед. Город Мекка стоял на пути больших торговых караванов, которые направлялись из Йемена и Эфиопии в Месопотамию и Палестину. Этот пункт, разросшийся в большой по аравийским масштабам город, еще в древности приобрел все возраставшее религиозное значение.

Мухаммед принадлежал к роду хайшим, который не владел богатством и не пользовался влиянием. Следовательно, он и его ближайшее окружение вполне могли проникнуться интересами и нуждами среднего и мелкого мекканского торгового люда.
Деятельность первых мусульман в Мекке завершилась полным провалом. Не получив поддержки ни со стороны населения города, ни со стороны бедуинов из прилегающих к нему районов, первые мусульмане решили переселиться в Ясриб-Медину. Там мекканские переселенцы стали называться мухаджирами. Им пришлось совершить формальный акт добровольного расторжения родственных связей со своими соплеменниками.
Далее в Медине была образована особая организация - умма (община верующих). Мусульманская умма, в которой объединялись единоверцы, была теократической организацией. Входившие в нее верующие были убеждены, что ими правит Аллах через своего посланника. Через несколько лет все арабское население Медины уже вошло в состав мусульманской общины, а еврейские племена были выселены и частично истреблены. Как вероучитель, постоянно общавшийся с Аллахом, Мухаммед выполнял функции правителя Медины, судьи и военачальника.
13 января 624 г. состоялась первая битва мусульман под предводительством Мухаммеда с мекканцами. Битва продолжалась всего несколько часов. Мусульмане победили и захватили богатую добычу. Мухаммед поступил с пленными мудро: он отпустил пленных женщин и детей. Великодушие Мухаммеда сделало свое дело. Недавний противник Малик Ибн-Ауфа, командовавший племенем бедуинов в бою с Мухаммедом, сам принял ислам. Его примеру последовали и подвластные ему племена бедуинов. Так Мухаммед шаг за шагом расширял свое влияние.
После этого Мухаммед решил потеснить евреев. Последние не выдержали осады и, заморенные голодом, сдались. Им пришлось покинуть Аравию и поселиться в Сирии. Со временем Мухаммеду сдались и другие племена Средней Аравии, и он стал самым могущественным властителем в этом регионе.
Умер Мухаммед в Медине в 632 г. Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемнике на посту верховного главы мусульман. К этому времени ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать единоличных вождей мусульман.
Главой общины был провозглашен Абу Бекр, ближайший соратник Мухаммеда. В соответствии с постепенно развивавшимся исламским правом назначение Абу Бекра наследником было произведено с помощью выборов и узаконено присягой, принесенной путем рукопожатий, причем присутствовавшие давали торжест
венное обещание и за отсутствовавших. Абу Бекр принял титул халифа, что значит «заместитель», «преемник».
Халифы Абу Бекр (632-634 гг.), Омар (634-644 гг.), Осман (644-656 гг.) и Али (656-661 гг.) получили название «праведных». Их восшествие на престол было еще выборным. Во время их правления были завоеваны многочисленные территории в Азии и Африке, входившие в состав Византийской империи и Иранского царства. В результате этих завоеваний и было образовано обширное государство Арабский Халифат.

Арабская империя

Историю Арабского Халифата можно представить следующими основными периодами: ипериод- разложение родоплеменного строя и образование государства (VI -VII вв.); йпериод- дамасский, или период правления Омейядов, на который падает расцвет государства. Халифат становится феодальным государством (661-750 гг.); йпериод- багдадский, или период правления Аббасидов. С ним связаны создание обширной Арабской империи, ее дальнейшая феодализация и распад государства (750-1258 гг.).
Распад Халифата начался еще в VIII в. В 756 г. от него отделился Кордовский эмират в Испании, который в 929 г. стал самостоятельным халифатом. Позднее от Халифата отсоединились Тунис и Марокко, а затем и другие части империи. В середине IX в. отделился Египет. Власть халифа сохранилась к середине X в. только в Аравии и части Месопотамии, прилегавшей к Багдаду.

В 1055 г. после захвата турками-сельджуками Багдада Арабский Халифат потерял свою независимость.
В 1257-1258 гг. в результате нашествия Чингисхана были уничтожены остатки некогда могущественного государства - Арабского Халифата.

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров (расположенный между Ираном и Северо-Восточной Африкой).

Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии - ислама (ислам в переводе с арабского и означает "предание себя" Богу). Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название "ханифского".

Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухаммед (около 570-632 гг.), разбогатевший вследствие удачного брака пастух, сирота из Мекки, на которого "снизошли откровения", записанные затем в Коране, провозгласил необходимость установления культа единого бога - Аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. Главой арабов должен был стать пророк - "посланник Аллаха на земле".

Призывы раннего ислама к социальной справедливости (ограничению ростовщичества, установлению милостыни беднякам, освобождению рабов, честности в торговле) вызвали недовольство племенной купеческой знати "откровениями" Мухаммеда, что вынудило его бежать с группой ближайших сподвижников в 622 году из Мекки в Ясриб (позднее - Медина, "город Пророка"). Здесь ему удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, включая кочевников-бедуинов. Здесь же была возведена первая мечеть, определен порядок мусульманского богослужения. С момента этого переселения и обособленного существования, по-лучившего наименование "хиджра" (621-629), начинается лето-счисление по мусульманскому календарю.

Мухаммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям - иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. Однако уже в то время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жесткость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно в вопросах власти и на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неотделима от светской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинаково безусловного повиновения богу, пророку и "тем, кто имеет власть".

В течение десяти лет, в 20-30-х гг. VII в. была завершена организационная перестройка мусульманской общины в Медине в государственное образование. Сам Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и судьей. С помощью новой религии и военных отрядов общины началась борьба с противниками новой социально-политической структуры.

Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов ("заместителей пророка"). Некоторые группировки исламской родовой знати образовали оппозиционную группу шиитов, которая признавала право на власть только по наследству и только за потомками (а не сподвижниками) пророка.

Первые четыре халифа, так называемые "праведные" халифы, подавили недовольство исламом среди определенных слоев и завершили политическое объединение Аравии. В VII - первой половине VIII в. были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 г.

В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода , которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства:

  • дамасский , или период правления династии Омейядов (661-750 гг.);
  • багдадский , или период правления династии Аббассидов (750-1258 гг.).

Омейядская династия (с 661 г.), которая осуществила покоре-ние Испании, перенесла столицу в Дамаск, а следующая за ними династия Аббасидов (от потомков пророка по имени Абба, с 750 г.) в течение 500 лет правила из Багдада. К концу X в. Арабская дер-жава, сплотившая до этого народы от Пиренеев и Марокко до Ферганы и Персии, разделилась на три халифата — Аббасидов в Багдаде, Фатимидов в Каире и Омейядов в Испании.

Самыми известными из Аббасидов стали халиф Гарун-аль-Рашид, который вошел в число персонажей "Тысячи и одной ночи", а также его сын аль-Мамун. Это были просвещенные самодержцы, сочетавшие заботы о духовном и светском просвещении. Естественно, что в роли халифов они были заняты и проблемами распростране-ния новой веры, воспринимавшейся ими самими и их подданными как заповедь жить в равенстве и всеобщем братстве всех истинно верующих. В обязанности правителя в этом случае входило быть справедливым, мудрым и милостивым правителем. Просвещенные халифы сочетали заботы об администрации, финансах, правосудии и войске с поддержкой просвещения, искусства, литературы, на-уки, а также торговли и коммерции.

Организация власти и управления в Арабском халифате

Мусульманская держава некоторое время после Мохаммеда оставалась теократией в смысле признания ее истинным владением Бога (государственное имуще-ство именовалось Божьим) и в смысле стремления управлять го-сударством по заповедям Бога и примеру его Посланника (пророк именовался также расулом, те. посланником).

Первое окружение пророка-правителя составлялось из муджахиров (изгнанников, бе-жавших вместе с пророком из Мекки) и ансаров (помощников).

Характерные черты мусульманского общественного строя:

    1. доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (ирригация, рудники, мастерские);
    2. государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки;
    3. религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни;
    4. отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий.

Цивилизации востока. ислам.

Особенности развития стран Востока в Средние века

Арабский халифат

Особенности развития стран Востока в Средние века

Термин «Средние века» употребляется для обозначения периода истории стран Востока первых семнадцати веков новой эры.

Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

На исторической арене в этот период появились народы, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. Рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.

Страны Востока в Средние века были связаны с Европой. Носительницей традиций греко-римской культуры оставалась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур. Однако для стран Южной Азии и Дальнего Востока знакомство с европейцами состоялось лишь в XV-XVI вв.

Становление средневековых обществ Востока характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника,

ведущей тенденцией исторического процесса как на Востоке, так и в Европе – было утверждение феодальных отношений.

Переодизация истории средневекового Востока.

I-VI в. н.э. – зарождения феодализма;

VII-Х вв. – период раннефеодальных отношений;

XI-XII вв. – домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословно-корпоративного строя жизни, культурный взлет;

XIII вв. – время монгольского завоевания,

XIV-XVI вв. – послемонгольский период, консервациия деспотической формы власти.

Восточные цивилизации

Одни цивилизации на Востоке возникли еще в древности; буддийская и индусская – на полуострове Индостан,

даосско-конфуцианская – в Китае.

Другие родились в Средние века: мусульманская цивилизация на Ближнем и Среднем Востоке,

индо-мусульманская – в Индии,

индусская и мусульманская – в странах Юго-Восточной Азии, буддийская – в Японии и Юго-Восточной Азии,

конфуцианская – в Японии и Корее.

Арабский халифат (V – XI вв. н.э.)

На территории Аравийского полуострова уже во II тыс. до н.э. жили арабские племена, входившие в семитскую группу народов.

В V-VI вв. н.э. арабские племена преобладали на Аравийском полуострове. Часть населения этого полуострова жила в городах, оазисах, занималась ремеслом и торговлей. Другая часть кочевала в пустынях и степях, занималась скотоводством.

Через Аравийский полуостров проходили торговые караванные пути между Месопотамией, Сирией, Египтом, Эфиопией, Иудеей. Пересечением этих путей был Мекканский оазис близ Красного моря. В этом оазисе жило арабское племя курейш, родоплеменная знать которого, используя географическое положение Мекки, получала доходы от транзита товаров через их территорию.


Кроме того Мекка стала религиозным центром Западной Аравии. Здесь был расположен древний доисламский храм Кааба. По легенде этот храм воздвиг библейский патриарх Авраам (Ибрахим) со своим сыном Исмаилом. Этот храм связан с упавшем на землю священным камнем, которому поклонялись с древнейших времен, и с культом бога племени курейш Аллаха (от араб. илах – хозяин).

ПРИЧИНЫ возникновения исламам: В VI в. н, э. в Аравии в связи с перемещением торговых путей в Иран падает значение торговли. Население, потерявшее доходы от караванной торговли, вынуждено было искать источники существования в земледелии. Но пригодных для сельского хозяйства земель было мало. Их надо было завоевывать. Для этого необходимы были силы и, следовательно, объединение раздробленных племен, к тому же поклонявшихся разным богам. Все явственней определялась необходимость введения единобожия и сплочения на этой основе арабских племен.

Эту идею проповедовали приверженцы секты ханифов, одним из которых был Мухаммед (ок. 570-632 или 633), ставший основателем новой для арабов религии – ислама.

В основе этой религии лежат догматы иудаизма и христианства: вера в единого бога и его пророка,

страшный суд,

загробное воздаяние,

безусловная покорность воле бога (араб. Ислам-покорность).

Об иудаистских и христианских корнях ислама свидетельствуют общие для этих религий имена пророков и других библейских персонажей: библейский Авраам (исламский Ибрахим), Аарон (Харун), Давид (Дауд), Исаак (Исхак), Соломон (Сулейман), Илья (Ильяс), Иаков (Йакуб), христианский Иисус (Иса), Мария (Марйам) и др.

Ислам имеет с иудаизмом общие обычаи и запреты. Обе религии предписывают обрезание мальчиков, запрещают изображать бога и живых существ, есть свинину, пить вино и т.д.

На первом этапе развития новое религиозное мировоззрение ислам не было поддержано большинством соплеменников Мухаммеда, и в первую очередь знатью, так как они опасались, что новая религия приведет к прекращению культа Каабы как религиозного центра, и тем самым лишит их доходов.

В 622 г. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать от преследований из Мекки в город Ясриб (Медину). Этот год считается началом мусульманского летоисчисления.

Однако лишь в 630 г., набрав необходимое число сторонников, он получил возможность сформировать военные силы и захватить Мекку, местная знать которой вынуждена была подчиниться новой религии, тем более их устраивало, что Мухаммед провозгласил Каабу святыней всех мусульман.

Значительно позже (ок. 650) после смерти Мухаммеда его проповеди и изречения были собраны в единую книгу Коран (в переводе с арабского означает чтение), которая стала священной для мусульман. Книга включает 114 сур (глав), в которых изложены основные догматы ислама, предписания и запреты.

Более поздняя исламская религиозная литература носит название сунна. В ней приведены предания о Мухаммеде. Мусульмане, признавшие Коран и сунну, стали называться суннитами, а признавшие лишь один Коран, – шиитами.

Шииты признают законными халифами (наместниками, заместителями) Мухаммеда, духовными и светскими главами мусульман только его родственников.

Экономический кризис Западной Аравии в VII в., вызванный перемещением торговых путей, отсутствием пригодной для сельского хозяйства земли, высоким приростом населения, подталкивал вождей арабских племен к поискам выхода из кризиса путем захвата чужих земель. Это нашло отражение и в Коране, где говорится, что ислам должен быть религией всех народов, но для этого надо бороться с неверными, истреблять их и забирать их имущество (Коран, 2:186-189; 4:76-78, 86).

Руководствуясь этой конкретной задачей и идеологией ислама, преемники Мухаммеда – халифы, начали серию завоевательных походов. Они завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Персию. Уже в 638 г. они захватили Иерусалим.

До конца VII в. под властью арабов оказались страны Ближнего Востока, Персия, Кавказ, Египет и Тунис.

В VIII в. были захвачены Средняя Азия, Афганистан, Западная Индия, Северо-Западная Африка.

В 711 г. арабские войска под руководством Тарика переплыли из Африки на Пиренейский полуостров (от имени Тарика произошло название Гибралтар – гора Тарика). Быстро завоевав Пиренейские земли, они устремились в Галлию. Однако в 732 г. в битве при Пуатье потерпели поражение от короля франков Карла Мартелла. К середине IX в. арабами были захвачены Сицилия, Сардиния, южные районы Италии, остров Крит. На этом арабские завоевания прекратились, но велась многолетняя война с Византийской империей. Арабы дважды осаждали Константинополь.

Основные арабские завоевания были произведены при халифах Абу Бекре (632-634), Омаре (634-644), Османе (644-656) и халифах из династии Омейядов (661-750). При Омейядах столица халифата была перенесена в Сирию в город Дамаск.

Победы арабов, захват ими огромных пространств были облегчены многолетней взаимоистощающей войной между Византией и Персией, разобщенностью и постоянной враждой между другими государствами, подвергшимися нападению арабов. Следует отметить также, что население захваченных арабами стран, страдая от гнета Византии и Персии, видело в арабах освободителей, которые снижали налоговое бремя в первую очередь тем, кто принимал ислам.

Объединение многих бывших разрозненных и враждовавших государств в единое государство способствовало развитию экономического и культурного общения народов Азии, Африки и Европы. Развивались ремесла, торговля, росли города. В пределах Арабского халифата быстро развивалась культура, вобравшая в себя греко-римское, иранское и индийское наследие. Через арабов Европа познакомилась с культурными достижениями восточных народов, в первую очередь с достижениями в области точных наук – математики, астрономии, географии и др.

В 750 г. династия Омейядов в восточной части халифата была свергнута. Халифами стали Аббассиды, потомки дяди пророка Мухаммеда – Аббаса. Они перенесли столицу государства в Багдад.

В западной части халифата, в Испании продолжали править Омейяды, которые не признали Аббассидов и основали Кордовский халифат со столицей в городе Кордова.

Разделение арабского халифата на две части было началом создания более мелких арабских государств, главами которых стали правители провинций – эмиры.

Халифат Аббассидов вел постоянные войны с Византией. В 1258 г. после разгрома монголами арабского войска и взятия ими Багдада государство Аббассидов перестало существовать.

Последнее арабское государство на Пиренейском полуострове – Гранадский эмират – просуществовал до 1492 г. С его падением закончилась история арабского халифата как государства.

Халифат как институт духовного руководства арабов всеми мусульманами продолжал существовать до 1517 г., когда эта функция перешла к турецкому султану, захватившему Египет, где жил последний халифат духовный глава всех мусульман.

История Арабского халифата, насчитывающая всего шесть веков, была сложной, неоднозначной и в то же время оставивший значительный след в эволюции человеческого общества планеты.

Трудное экономическое положение населения Аравийского полуострова в VI-VII вв. в связи с перемещением торговых путей в другую зону обусловило необходимость поиска источников существования. Для решения этой задачи проживавшие здесь племена встали на путь утверждения новой религии – ислама, который должен был стать не только религией всех народов, но и призывал к борьбе с неверными (иноверцами). Руководствуясь идеологией ислама, халифы осуществляли широкую завоевательную политику, превратив Арабский халифат в империю. Объединение бывших разрозненных племен в единое государство дало импульс к экономическому и культурному общению народов Азии, Африки и Европы. Будучи одной из самых молодых на востоке, занимая среди них наиболее наступательную позицию, вобрав в себя греко-римское, иранское и индийское культурное наследие, арабская (исламская) цивилизация оказала огромное влияние на духовную жизнь Западной Европы, представляя на протяжении средних веков значительную военную угрозу.

Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мохаммедом (Мухаммедом, Магометом) и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически возникали военно-феодальные и военно-бюрократические государственные образования, как правило, в результате военных покорении и присоединений. Так возникла империя Моголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддистской в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове.

Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родообщинными отношениями продолжалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период.

Аравийский полуостров, где возникло первое исламское государство, расположен между Ираном и Северо-восточной Африкой. Во времена пророка Мохаммеда, родившегося около 570 г., он был слабозаселенным. Арабы были тогда кочевым народом и обеспечивали с помощью верблюдов и других вьючных животных торгово-караванные связи между Индией и Сирией, а затем североафриканскими и европейскими странами. На арабских племенах лежала также забота об обеспечении безопасности торговых маршрутов с восточными пряностями и ремесленными изделиями, и это обстоятельство послужило благоприятным фактором становления арабского государства.

1. Государство и право в ранний период Арабского Халифата

Арабские племена кочевников и земледельцев населяли территорию Аравийского полуострова с глубокой древности. На основе земледельческих цивилизаций на юге Аравии уже в I тыс. до н.э. возникли ранние государства, сходные с древневосточными монархиями: Сабейское царство (VII–II вв. до н.э.), Набатия (VI–I вв.). В крупных торговых городах формировалось городское самоуправление по типу малоазиатского полиса. Одно из последних ранних южно-арабских государств – Химьяритское царство – пало под ударами Эфиопии, а затем иранских правителей в начале VI в.

К VI–VII вв. основная масса арабских племен находилась на стадии надобщинной администрации. Кочевники, торговцы, земледельцы оазисов (главным образом вокруг святилищ) объединялись посемейно в большие кланы, кланы – в племена Главой такого племени считался старейшина – сеид (шейх). Он был и верховным судьей, и военным вождем, и общим руководителем собрания кланов. Существовало и собрание старейшин – меджлис. Арабские племена расселялись и за пределами Аравии – в Сирии, Месопотамии, на границах Византии, образуя временные племенные союзы.

Развитие земледелия и животноводства ведет к имущественной дифференциации общества, к использованию рабской работы. Вожди родов и племен (шейхи, сеиды) базируют свою власть не только на обычаях, авторитете и уважении, но и на экономическом могуществе. В среде бедуинов (жителей степей и полупустынь) встречаются салухи, что не имеют средств существования (животных) и даже тариди (разбойники), которых выгоняли из племени.

Религиозные представления арабов не были объединены в какую-то идеологическую систему. Объединялись фетишизм, тотемизм и анимизм. Распространенные были христианство и иудаизм.

В VI ст. на Аравийском полуострове существовало несколько независимых одна от одной дофеодальных государств. У старейшин родов и племенной знати сосредоточивалось много животных, в особенности верблюдов. В областях, где было развитое земледелие, происходил процесс феодализации. Этот процесс охватил города-государства, в частности Мекку. На этой почве возникло религиозно-политическое движение – халифат. Это движение было направлено против племенных культов за создание общей религии с одним божеством.

Халифское движение было направлено против родоплеменной знати, в руках которой была власть в арабских дофеодальных государствах. Он возник в тех центрах Аравии, где феодальный строй приобрел большего развития и значения – в Йємене и городе Ятрибе, охватил также и Мекку, где одним из его представителей был Мухамед.

Знать Мекки выступила против Мухамеда, и в 622 г. он вынужден был бежать в Медины, где нашел поддержку со стороны местной знати, которая была недовольная конкуренцией со стороны знати Мекки.

Через несколько лет арабское население Медины вошло в состав мусульманской общины, которой руководил Мухамед. Он выполнял не только функции правителя Медины, но и был военным руководителем.

Суть новой религии состояла в признании Аллаха единым божеством, а Мухамеда – его пророком. Рекомендуется каждый день молиться, отсчитывать сороковую часть доходов в пользу бедных, постится. Мусульмане должны принимать участие в священной войне против неверных. Подрывалось предшествующее деление населения на роды и племена, из чего начиналось почти каждое государственное образование.

Мухаммед провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой должен был стать пророк-посланник бога на земле. Единственными условиями вступления в эту общность являлись признание новой религии и строгое выполнение ее предписаний.

Мохаммед довольно быстро собрал значительное число приверженцев и уже в 630 г. сумел поселиться в Мекке, жители которой к тому времени прониклись его верой и учением. Новая религия получила названиеислам (мир с Богом, покорность воле Аллаха) и довольно быстро распространилась по всему полуострову и за его пределами. В общении с представителями других религий – христианами, иудеями и зороастрийцами – последователи Мохаммеда сохраняли веротерпимость. В первые века распространения ислама на омейядских и аббасидских монетах чеканилось изречение из Корана (Сура 9,33 и Сура 61,9) о пророке Мохаммеде, имя которого означает «дар Божий»: «Мохаммед – посланник Божий, которого Бог послал с наставлением на правый путь и с истинной верой, чтобы возвысить ее над всеми верами, хотя бы этим были недовольны многобожники».

Новые идеи нашли ревностных сторонников среди бедняков. Они приняли ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений.

Первоначально движение носило народный характер, что отпугнуло богатых, но это продолжалось недолго. Действия приверженцев ислама убедило знать в том, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.

К этому времени (20–30 гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобрела политический характер.

Объединив вначале племена двух соперничавших городов – Мекки и Ясриба (Медины) – под своей властью, Мухаммад повел борьбу за сплочение всех арабов в новую полугосударственную-полурелигиозную общину (умму). В начале 630-х гг. значительная часть Аравийского полуострова признала власть и авторитет Мухаммада. Под его началом сложилось своеобразное протогосударство с духовной и политической одновременно властью пророка, опиравшегося на военные и административные полномочия новых сторонников – мухаджиров.

К моменту смерти пророка почти вся Аравия подпала под его власть, его первые преемники – абу Бакр, Омар, Осман, Али, прозванные праведными халифами (от «халиф» – преемник, заместитель), – пребывали с ним в дружественных и родственных связях. Уже при халифе Омаре (634 – 644) к этому государству были присоединены Дамаск, Сирия, Палестина и Финикия, а затем и Египет. На востоке Арабское государство расширилось за счет территории Месопотамии и Персии. В течение следующего столетия арабы завоевывают Северную Африку и Испанию, но дважды терпят неудачу с завоеванием Константинополя, а позже во Франции терпят поражение при Пуатье (732 г.), однако в Испании удерживают свое господство еще на семь веков.

Через 30 лет после смерти пророка ислам разделился на три большие секты, или течения, – на суннитов (опиравшихся в богословских и правосудных вопросах на Сунну – сборник преданий о словах и поступках пророка), шиитов (считали себя более точными последователями и выразителями взглядов пророка, а также более точными исполнителями предписаний Корана) и хариджитов (взявших за образец политику и практику двух первых халифов – абу Бакра и Омара).

С расширением границ государства исламские богословские и законоведческие построения подверглись влиянию более образованных инородцев и иноверцев. Это сказалось на толкованиях Сунны и тесно связанного с ним фикха (законоведения).

Омейядская династия (с 661 г.), которая осуществила покорение Испании, перенесла столицу в Дамаск, а следующая за ними династия Аббасидов (от потомков пророка по имени Абба, с 750 г.) в течение 500 лет правила из Багдада. К концу Х в. Арабское государство, сплотившее до этого народы от Пиренеев и Марокко до Ферганы и Персии, разделилась на три халифата – Аббасидов в Багдаде, Фатимидов в Каире и Омейядов в Испании.

Возникшее государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед страной, – преодоление племенного сепаратизма. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.

Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов («заместителей пророка»).

После смерти Мухаммада объединение арабских племен продолжилось. Власть в союзе племен была передана духовному наследнику пророка – халифу. Внутренние противоборства были подавлены. В правление первых четырех халифов («праведных») арабское протогосударство, опираясь на всеобщее вооружение кочевников, стало быстро расширяться за счет соседних государств.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»