Схемы освещения в портрете - классическая (рембрандтовская) схема освещения. Освещение при съемке портрета

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Изображение фактуры

Реалистическое изображение действительности выразительными средствами искусства связано с обязательной передачей фактур реального мира. Убедительно переданная фактура увеличивает сходство снимка с оригиналом и дает возможность зрителю, рассматривающему картину или снимок, получить точное представление о предмете, об объекте съемки.

Достаточно вспомнить такие произведения живописи, как "Боярыня Морозова" В. И. Сурикова с мастерским изображением поверхности парчи, бархата и снега, развороченного полозьями саней, на первом плане; или "Пруд в парке" В. Д. Поленова с тонкой передачей поверхности воды и пр., чтобы понять все значение правдивого изображения фактуры в произведении реалистического искусства. Изображение фактур здесь не является некой самоцелью, а служит лишь одним из средств правдивого изображения реального мира.

Под фактурой понимается характер поверхностного строения предмета. По этому признаку фактуры делятся на три большие группы: матовые, глянцевые и зеркальные.

К матовым фактурам относятся все поверхности, имеющие шероховатое строение: клеевые покраски, бумаги сортов "ватман", "полуватман" и "слоновая", хлопчатобумажные ткани и пр.

Глянцевыми фактурами являются все гладкие поверхности, такие, как масляные покраски, бумаги типа "меловая", шелковые ткани (например, атлас) и т.д.

К зеркальным фактурам относятся все гладко полированные поверхности металлических, стеклянных и других подобных предметов.

В прямой зависимости от поверхностной структуры находится и характер отражения фактурой падающего на нее света. Так, матовые поверхности отражают свет одинаково во всех направлениях (диффузное отражение), как это показано на рис. 9 (фигура а). Параллельный пучок лучей, направленный свет, падающий на такую поверхность, отражается от нее в виде мягкого рассеянного света; поверхность при этом выглядит равномерно и мягко освещенной.

Рис. 9. Отражение света от различных фактур

Количество отраженного от глянцевой фактуры света зависит от углов, под которыми на такую поверхность падает свет и под которым она рассматривается. Так, под углом зеркального отражения образуется максимальное отражение (зеркальная составляющая), под другими углами света отражается тем меньше, чем меньше угол падения (фигура б).

При равномерном освещении глянцевой поверхности на ней под определенными углами образуются мягкие блики, имеющие повышенную яркость по сравнению с яркостью всей поверхности. Эти блики позволяют отличить глянцевую поверхность от поверхности матовой.

Отражение от глянцевой поверхности можно назвать смешанным, так как в этом случае в потоке отраженного света наряду с диффузной составляющей имеется составляющая зеркальная.

Зеркальная фактура характеризуется только направленным отражением падающего на нее света (фигура в). Вследствие такого характера отражения даже при освещении зеркальной поверхности равномерным световым потоком на ней образуются лишь яркие жесткие блики, являющиеся отражением самого источника света в зеркальной поверхности. Вне бликов ввиду отсутствия в отраженном свете диффузной составляющей зеркальная поверхность выглядит темной, неосвещенной.

Для передачи фактуры предметов на фотографическом снимке решающее значение имеет соответствующее их освещение.

Так, при освещении матовых фактур с мелкой, неразличимой глазом поверхностной структурой следует учитывать их свойство отражать свет диффузно. Благодаря такому отражению и мельчайшему, не воспринимаемому глазом рельефу фактуры снимаемые предметы нуждаются в тонкой световой отработке, очерчивании светом складок, изгибов и граней объемных форм. Такое освещение как бы рассекает плоскости с матовой поверхностью и нарушает их однообразие.

При избытке света или при передержке матовые фактуры передаются на снимке в виде забитой светом однообразной и скучной поверхности; при этом зачастую теряется и пластика объемных форм, объект выглядит на снимке плоским и невыразительным.

Другой разновидностью матовой фактуры являются поверхности с крупнозернистой структурой, хорошо различимой глазом. Для выявления поверхностной структуры таких шероховатых поверхностей необходимо освещать их косыми пучками направленного света, как бы скользящего по освещаемому предмету.

Фото 75. Н. Степаненко (ВГИК). Натюрморт

Действительно, только косой пучок направленного света способен обрисовать выпуклости и впадины шероховатой поверхности, только в этом случае образуются света и тени, очерчивающие эту структуру (рис. 10, фигура а). Подобное освещение дает возможность выразительно показать фактуру ткани на фото 75. Освещение шероховатой фактуры светом, падающим на нее по нормали (фигура б) или под малыми углами, а также освещение её рассеянным светом (фигура в) не дает возможности показать на снимке характерные особенности данной поверхности. В этом случае бывают в одинаковой степени освещены и выпуклости и впадины, вследствие чего рельефность поверхности сглаживается, и фактура, теряя на снимке свои главные признаки, искажается. В результате изображение теряет свою живость и убедительность.

Рис. 10. Значение освещения для выявления фактуры

В освещении глянцевых фактур, как и всяких других, следует учитывать их характерные особенности. Как указывалось выше, глянцевая фактура дает смешанное отражение, при котором под определенными углами на освещаемой поверхности образуются мягкие блики. При освещении такой фактуры следует использовать косые световые пучки – свет, направленный под некоторым углом к освещаемой поверхности. Вместе с тем, во избежание образования слишком ярких бликов, свет в этом случае должен быть смягчен; возникает необходимость применять наряду с направленным рисующим светом и рассеянный заполняющий свет.

В случаях когда при фотосъемке используются специальные осветительные приборы, направление световых потоков которых целиком зависит от фотографа, нахождение углов падения света, благоприятных для отработки глянцевой фактуры, представляется задачей легко разрешаемой. При съемке в существующих условиях освещения эти углы могут быть учтены лишь соответствующим выбором точки съемки.

При выборе точки съемки прежде всего решаются смысловые и композиционные задачи, но в ряде случаев может быть принята во внимание и отработка светом фактуры там, где это представляется существенно важным. Фото 76 – пример удачной отработки светом глянцевых фактур в существующих условиях освещения. В основе светового построения снимка лежит контровой свет, четко обрисовывающий контурные формы предметов и заставляющий бликовать глянцевые фактуры, что оживляет все изображение.

Фото 76. А. Бахрушин (ВГИК). Интерьер

Наиболее сложными, в смысле световой отработки и воспроизведения фотографическим путем, являются фактуры зеркальные. Яркие жесткие блики в местах зеркального отражения самого источника света и очень незначительная яркость других участков освещаемой поверхности (вследствие отсутствия диффузной составляющей в отраженном свете) приводят к возникновению высокого интервала яркостей, трудно воспроизводимого на фотографических светочувствительных материалах. В этих случаях изображение получается высококонтрастным, состоящим из белых забитых светом бликов и черных поверхностей, находящихся в области недодержек. Такое изображение дает совершенно искаженное представление о фактуре предмета. Полированный или никелированный металл, который в действительности воспринимается глазом как светлый, блестящий, на фотографическом снимке получается темным, почти черным. Объемная форма металлических предметов очерчивается при этом только яркими бликами при полной потере её пластики.

При освещении зеркальных фактур прежде всего следует избегать применения резкого направленного света, лучше использовать свет мягкий, рассеянный, что дает возможность несколько смягчить яркость образующихся бликов. Но даже и этот рассеянный свет не дает еще нужного высветления зеркальной поверхности. Здесь необходима особая схема расстановки осветительных приборов.

Зеркальная поверхность отражает в себе окружающие её предметы. И если лучи осветительных приборов направить на эти предметы, начинает высветляться и отражающее их зеркало. И тогда на снимке зеркальные поверхности приобретают свойственную им светлоту, дающую представление о характере зеркальной фактуры.

Полное уничтожение бликов не является здесь задачей фотографа, так как отсутствие бликов на зеркальной фактуре лишает её существенных признаков, делает её трудно узнаваемой на снимке. Так, отработка стеклянных предметов контровым светом, бликующим на гранях и полированных поверхностях этих предметов, дает возможность изобразить предмет на снимке именно таким, каким мы видим его в действительности (фото 77).

Фото 77. А. Осипов (ВГИК). Натюрморт со стеклом

До сих пор мы говорили о специальной отработке светом фактур с целью их наиболее полного выражения и воспроизведения на снимке. Однако в практике фотографа могут встретиться случаи, когда перед ним встают задачи скрытия, нивелировки фактуры. Такие задачи могут возникнуть, например, в некоторых случаях портретной съемки, где излишне подчеркнутая на снимке фактура лица, строение кожи с её морщинками и другими возможными дефектами могут привести к натуралистичности портрета и лишить его необходимой художественности, примером чего является фото 78.

Фото 78. Пример натуралистического изображения фактуры лица

Для мягкой отработки фактуры лица и выразительной, но ненавязчивой передачи её на снимке необходим точный баланс направленного и рассеянного света. В этом случае портрет обычно решается в мягкой светотени, яркость рисующего света снижается, количество рассеянного света увеличивается. Прибор заполняющего света устанавливается рядом с фотоаппаратом и освещает портретируемого спереди.

Стремление к мягкой отработке фактуры лица в портрете никоим образом не должно приводить к полному её исчезновению. Снимок, в котором фактура лица никак не выявлена, лишается всякой живости, а лицо при этом становится какой-то меловой маской.

Но и в портретной съемке далеко не всегда возникают задачи нивелировки фактуры лица.

Часто бывают случаи, когда характер лица и художественные задачи как раз требуют полноценного её выявления. Примером может служить характерный портрет казахской женщины работы А. Штеренберга (фото 79), где фактура лица на снимке выражена в полную силу.

Фото 79. А. Штеренберг. Портрет казахской женщины

Таким образом, при сочной светотени, при правильном определении направления рисующего света и точной дозировке заполняющего света портрет сохранит и пластику объемных форм и элементы фактуры кожи лица. Портрет каменотеса Хачика Кашкаряна работы Г. Колосова (фото 80) является примером удачного использования освещения и светотеневого рисунка изображения для отработки фактуры лица. Задне-боковой свет, скользя по рельефу лица, образует яркие блики, передающие характерный блеск кожи. Косой пучок световых лучей вырабатывает не только рельеф объемной формы лица, но и его фактуру. Следует отметить простую и строгую композицию портрета, его собранность в тоне. Хорошо найденная поза, характерный жест, точное композиционное, световое и тональное решение делают этот портрет по-настоящему художественным, образным изображением человека. – Здесь выражен его характер, а не только запечатлен внешний облик.

Фото 80. Г. Копосов. Каменотес Хачик Кашкарян

Таково значение передачи фактуры в реалистическом фотопортрете, где фактура способствует правдивому и выразительному изображению человека со всеми его индивидуальными особенностями.

Из книги Фотокомпозиция автора Дыко Лидия Павловна

Изображение пространства Между произведением искусства и жизненным явлением, которое лежит в его основе, нельзя ставить знака равенства, так как художник не копирует действительность. Являясь одной из форм общественного сознания, искусство отражает жизнь в

Из книги Основы рисунка для учащихся 5-8 классов автора Сокольникова Наталья Михайловна

Изображение объемной и контурной формы фигур и предметов Изображение объемной формы фигур и предметов на плоскости снимка также связано с законами линейной и тональной перспективы и подчинено этим законам, поскольку перспективное изображение того или иного предмета

Из книги Тайные знания коммерческих иллюстраторов автора Франк Яна

Изображение цвета С возникновением и развитием цветной фотографии перед мастерами советского фото встала проблема цветовой организации, цветового решения, колорита фотографического снимка.Понятие "колорит" пришло в фотографию из живописи, где этим термином

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

Передача фактуры предметов Выполняя рисунок, художник должен научиться передавать фактуру таких материалов, как стекло, дерево, камень, вода, ткань, кожа, листва, трава, облака и др. Если вы рисуете каменную стену, она должна выглядеть тяжелой и прочной, листва должна

Из книги автора

Стилизованное изображение человеческого тела и окружающих предметов Количество возможных вариантов изображения человеческого тела бесконечно. Однако существует несколько основных моделей стилизации, помогающих разложить все по полочкам. От них можно сколько угодно

Из книги автора

Линейный рисунок или трехмерное изображение? Определившись со степенью стилизации фигур и предметов, иллюстратор должен принять второе важное решение: ему следует сделать выбор между линейным рисунком и трехмерным изображением. Линейный рисунок Трехмерное

Из книги автора

Структуры и фактуры Фактура - важный декоративный элемент в иллюстрации. С ее помощью можно разнообразить однотонную плоскость, создавать контраст в композиции и даже иллюзию полутона.Фактурой считается любое нагромождение изобразительных элементов, настолько

В классическом портрете есть несколько вещей, которые нужно держать под контролем и думать о том, как сделать наиболее выигрышный портрет модели, показав ее с наилучшей стороны. Это соотношение освещенности, светотеневой рисунок, тип лица и угол зрения. Я предлагаю вам познакомиться с этими базовыми понятиями, так как, чтобы нарушать правила, нужно их знать. Однако, если вы хорошо изучите и будете применять эти знания на практике, это поможет вам снимать портреты людей значительно лучше. Эта статья посвящена световым схемам: что это такое и почему это важно знать и использовать. Возможно в будущем, в других статьях, если вам понравится, я расскажу и о других слагаемых хорошего фотопортрета.

Светотеневой рисунок я определяю, как игру света и тени на лице, создающую различные формы. Проще говоря, это форма теней на лице. Существует четыре основных световых схемы для портрета:

  • Боковое освещение
  • Петлевое освещение или схема "петля"
  • Схема рембрандтовского света
  • Схема "бабочка"

Есть также понятия широкого и короткого света, это скорее стиль освещения и он может комбинироваться с большинством схем, приведенных выше. Давайте рассмотрим каждую схему в отдельности

1. Боковой свет

Боковой свет разбивает лицо на две равные части, одна из которых освещена, а другая находится в тени. Он часто используется для создания драматических портретов, таких как портрет музыканта или художника. Такой свет больше подходит для мужских портретов и, как правило, для женских применяется редко. Однако, имейте ввиду, что в фотографии не существует жестких правил, поэтому я предлагаю вам использовать полученную информацию в качестве отправной точки или ориентира. Пока вы не уверены в своих знаниях, лучше действовать так, как предлагают классические руководства.

Для достижения эффекта бокового света нужно просто поставить источник света под углом 90 градусов слева или справа от модели, иногда даже чуть позади головы. Размещение и положение источника света будет зависеть от лица человека. Смотрите, как свет ложится на лицо, и передвигайте источник. При правильной постановке бокового света в глазу на теневой стороне лица должен быть блик. Если при этом не удается избавиться от попадания света на щеку, вполне возможно, что данный тип лица не подходит для бокового света.

Примечание: любая световая схема может использоваться при любом повороте головы (анфас, когда видны оба уха, лицо в ¾, или даже профиль). Просто имейте ввиду, что положение источника света должно изменяться в соответствии с поворотом головы, для поддержания нужного светотеневого рисунка.

Что же такое "блик"?


Обратите внимание, что на фотографии выше в глазах ребенка есть отражения источника света. Они имеют вид небольших белых пятнышек, но если посмотреть ближе, мы можем увидеть форму источника, который я использовал при съемке этого портрета.

Посмотрите, ведь на самом деле это яркое пятно представляет собой шестиугольник с темным центром? Это небольшой шестиугольный софтбокс на моей вспышке Canon, который я использовал для съемки.

Это и есть "блик". Без бликов глаза кажутся темными и безжизненными. Вы должны убедиться, что блик есть хотя бы в одном глазу модели, чтобы снимок оживился. Обратите внимание, что блик также осветляет радужку и в целом делает глаза ярче. Это усиливает ощущение жизни и придает им блеск.

2. Петлевое освещение

Петлевое освещение создает небольшую тень от носа на щеке. Чтобы получить такое освещение, нужно поставить источник немного выше уровня глаз и под углом 30-45 градусов от камеры (зависит от лица человека, для правильной постановки любой схемы нужно учиться читать лица людей).


Посмотрите на эту фотографию, чтобы увидеть, как падает тень, и на левой стороне вы также сможете увидеть небольшую тень от носа. В петлевой схеме тень от носа не должна слишком заходить на щеку, тем более не должна смыкаться с тенью от щеки. Старайтесь, чтобы тень была небольшая и смотрела немного вниз, но имейте ввиду, что если источник поднят слишком высоко, тени могут выглядеть странно, а также могут пропасть блики в глазах. Петлевая схема, по всей видимости, самая популярная, так как легко создается и подходит большинству людей.

На этой диаграмме черный фон представляет задний план с деревьями. Солнечный свет идет из- за деревьев сзади, но они полностью в тени. Белый отражатель, расположенный слева от камеры, отражает свет обратно на лица фотографируемых. Подбирая расположение отражателя, можно изменять освещение лиц людей. Петлевое освещение достигается его расположением примерно на 30-45 градусов от камеры. Отражатель также должен располагаться чуть выше уровня их глаз, чтобы тень от носа ложилась слегка вниз, к углу рта. Одна из распространенных ошибок у начинающих - это низкое расположение отражателя и его наклон. В результате лицо и нос подсвечиваются снизу, что выглядит некрасиво.

3. Рембрандтовский свет

Схема называется рембрандтовской, потому что на картинах Рембрандта часто встречается такой тип освещения, что можно увидеть на его автопортрете выше. Рембрандтовское освещение определяется наличием светового треугольника на щеке. В отличие от петлевого света, где тень от носа и щеки не смыкается, здесь они сливаются вместе, что и создает на теневой стороне светлый треугольник на щеке под глазом. Для создания правильной схемы следует убедиться, что в глазу на теневой стороне присутствует блик от источника света, иначе глаза будут "мертвыми", без приятного блеска. Рембрандтовское освещение более драматично, так как подобный светотеневой рисунок создает более беспокойное настроение портрета. Используйте его соответствующим образом.

Для создания рембрандтовского освещения необходимо, чтобы модель находилась немного в стороне от света. Источник должен находиться выше верхней части головы так, чтобы тень от носа падала на щеку. Не каждое лицо подходит для этой схемы. Если оно имеет высокие или выдающиеся скулы, возможно, схема будет работать. Если же у модели маленький нос или плоская переносица, такого освещения может быть трудно достичь. Опять же, помните, что вы не должны делать именно эту схему именно с этой моделью. Выбирайте то, что подчеркнет достоинства модели и представит ее наиболее выгодным образом. Тогда освещение сработает как надо. Если вы используете окно как источник света, и свет от окна падает на пол, возможно вам придется закрыть нижнюю часть окна с помощью гобо или панели, чтобы достичь этого типа освещения.

4. Схема "бабочка"

Эта схема метко названа "бабочкой" по форме тени от носа, которая создается. если источник света поместить сверху и прямо за камерой. В основном при этой схеме фотограф находится под источником света. Схема "бабочка" часто используется для съемки гламура, выгодно подчеркивая скулы модели. Также она походит для съемки людей старшего возраста, так как в отличие от других схем меньше подчеркивает морщины.

Схема "бабочка" создается источником света прямо за камерой и немного выше глаз или головы, в зависимости от типа лица. Иногда схему дополняют отражателем прямо под подбородком, модель даже может держать его сама. Эта схема подходит моделям с красивыми скулами и узким лицом. Круглое или широкое лицо будет лучше смотреться при схеме петля или даже боковом свете. Эту схему сложнее создать с помощью света от окна или отражателя. Часто, чтобы сделать тени более выраженными, необходим более мощный и направленный источник света, такой как солнце или вспышка.

5. Широкое освещение

Широкое освещение является не столько шаблоном или схемой, сколько стилем или разновидностью. Любая из следующих схем может быть выполнена с широким или коротким светом: петля, Рембрандт, боковой свет.

Широким называется освещение, когда лицо человека слегка повернуто и освещается сторона лица, которая находится ближе к камере. По площади освещенная сторона получается больше, чем теневая. Широкое освещение иногда используется для портретов в стиле высокий ключ. Этот тип освещения делает лицо человека шире (отсюда и название) и может использоваться для моделей с узким лицом, чтобы визуально сделать его шире. Большинство людей однако, хотят выглядеть стройнее, а не шире, поэтому данное освещение лучше не использовать для широких и круглых лиц.

Чтобы создать широкое освещение, лицо необходимо повернуть от источника света. Обратите внимание, что освещается ближняя к камере сторона лица, а тень падает на дальнюю сторону. Проще говоря, широкий свет освещает большую часть лица, которую мы видим.

6. Короткое освещение

Короткое освещение является противоположностью широкому. Как можно увидеть на снимке выше, при коротком свете в тени находится сторона лица, обращенная к камере (широкая), а освещается дальняя от камеры (узкая). Этот тип освещения часто используется для низкого ключа или темных портретов. Он делает лицо более объемным, скульптурным, визуально сужает широкое лицо, что нравится большинству людей.

Для этой схемы лицо должно быть обращено к источнику света. Обратите внимание, что при этом освещается сторона лица, обращенная от камеры, а тень падает на обращенную к камере сторону. Проще говоря, при коротком освещении большая часть лица, которую мы видим, находится в тени.

Собираем все вместе

Как только вы научитесь распознавать и создавать каждую из схем освещения, учитесь применять их в различных ситуациях. Изучая лица людей, вы узнаете, какая схема освещения лучше подойдет данного конкретного человека, чтобы создать в портрете настроение и показать человека наилучшим образом. Если человек имеет круглое лицо и хочет казаться стройнее, то его следует освещать иначе, чем человека, который хочет сделать драматичный снимок. Когда вы знаете все схемы, умеете управлять качеством света, его направлением и соотношением, то сможете справиться с любой задачей съемки.

Конечно, гораздо проще изменять освещение, передвигая источник. Однако, если источником является солнце или окно, их особо не подвигаешь. Здесь вместо перемещения источника нужно менять положение модели или предмета, вращать их по отношению к свету. Или изменить расположение камеры. Таким образом, если вы не можете переместить источник света, нужно перемещаться самому и перемещать объект съемки.

Практические упражнения

Выберите себе объект для съемки (лучше всего человека, а не вашу собаку) и практикуйтесь в создании каждой из схем освещения. которые мы разбирали:

  1. Бабочка
  2. Петля
  3. Рембрандт
  4. Боковой свет

Помните о том, что есть также широкое и короткое освещение и применяйте его для различных типов лиц моделей, где это необходимо. Не беспокойтесь об остальных аспектах (соотношение света и тени, заполняющий свет и т.д.), на данный момент сконцентрируйтесь на получении хорошего рисунка. Используйте свет от окна, торшер без абажура или солнце, то есть такой источник, с которым вы сможете видеть, как ложится свет и тень на лицо. Я предлагаю вам сначала не использовать вспышку, так как у вас еще недостаточно опыта, чтобы представить себе результат до того, как сделана фотография. Это может затруднить ваше обучение.

Также лучше начинать работать с лицом, обращенным прямо к камере, без поворотов (кроме практики создания широкого и короткого освещения).

Покажите нам свои результаты и пишите о проблемах, с которыми вы столкнулись. Я постараюсь помочь вам их решить, чтобы и вы, и другие не допустили подобных ошибок в следующий раз.

Яркость - это свет, исходящий от площади поверхности, который при измерении должен восприниматься площадью шахты экспонометра без молочной насадки. При восприятии экспонометром-яркомером (или просто яркомером) общей яркости объекта в отличие от измерения освещенности не происходит суммирования отдельных элементов яркости, а измеряется некоторая средняя величина, зависящая от преобладания площади темных или светлых элементов объекта. При этом большую роль играет угол охвата яркомера и расстояние, с которого измеряется яркость. На рис.1 показаны схемы наиболее распространенных углов охвата яркомерами 60, 20 и 1º

Различие в углах зависит от конструкции прибора и типа фотоприемника.

Рис. 1. Схемы углов охвата яркости плоского объекта различными экспонометрами-яркомерами

При измерении яркости необходимо учитывать фактуру поверхностей. Яркость глянцевых поверхностей должна восприниматься яркомером по оптической оси объектива фотокамеры, поскольку коэффициент яркости таких поверхностей в направлении его наибольшего значения всегда больше единицы. Яркость матовых (диффузных) поверхностей может восприниматься с любых направлений. Если условия съемки не позволяют измерить яркость всего объекта в целом, то необходимо в месте сюжетно-важной детали объекта расположить и измерить яркость светло-серой детали с эталонной светлотой ρ=0,2, приблизив яркомер на требуемое по углу восприятия расстояние. Экспонометр-яркомер рассчитан на измерение яркости только средне-серой детали. Этим часто пренебрегают и расчет ведут по теням, светам или какой-либо темной и светлой детали объекта без знания ее конкретной светлоты. Такие методы определения экспозиции не соответствуют принципу работы калькулятора экспонометра-яркомера и всегда ведут к ошибкам.

Рис. 2. Схема, поясняющая зависимость показаний экспонометра-яркомера в значениях диафрагм при измерении яркости различных элементов объекта съемки

Особенно большие ошибки получают при доминирующей площади белого или черного в кадре.

На рис. 2 показана схема зависимости показаний яркомера от разной светлоты поверхностей. Условный объект выражен пятью светлотами, отличающимися друг от друга в два раза, и по местным яркостям определены пять различных диафрагм съемочного объектива от 2,8 до 11. С установкой в позицию 3 яркомер измеряет среднесерую деталь и расчет экспозиции дает правильную диафрагму 5,6 такую же, как и в позиции 6 при измерении общей (интегральной) яркости объекта. При расчете общей экспозиции не по общей яркости всего объекта в целом, как это предусмотрено калькулятором яркомера, а по яркости произвольно выбранной детали фотограф практически принимает эту деталь как бы за средне-серую с ρ = 0,2, т. е. ставит эту деталь в шкале тонов будущего позитива на положение средне-серого цвета. При этом все остальные детали объекта автоматически смещаются в тональном ряду в одну сторону. Например, при замере яркости белых фактур шкала тонов сдвигается к черному и негатив будет недодержан, а при замере яркости темных фактур - к белому и негатив передержан (рис. 3). Практически это получается следующим образом.

Рис. 3. Кривые плотности негативов, показывающие перемещение местных экспозиций (полей серой шкалы) по характеристической кривой фотопленки при расчете общекадровой экспозиции по замеру яркости поверхности: белой (а), средне-серой (б) и черной (в)

Если яркомер направлен шахтой на белую поверхность объекта с ρ=0,8, то стрелка гальванометра отклонится от номинального своего значения на два деления в сторону меньшей диафрагмы. На рис. 2 - от диафрагмы 5,6 к диафрагме 11. А при этой диафрагме, естественно, будет 4-кратная недодержка. Если яркомер направлен шахтой на черную деталь объекта с ρ=0,06, то стрелка прибора отклонится очень мало - на два деления в сторону большей диафрагмы, т. е. от диафрагмы 5,6 к диафрагме 2,8, при которой будет 4-кратная передержка относительно нормальной. Как видно на рис. 3 в первом случае пропадают детали в тенях, во втором - негатив получается забитым в светах. Если объект съемки освещен равномерно и не имеет значительных контрастов, то при определении съемочной экспозиции по интегральной яркости получаются относительно нормальные результаты. Если интервал яркости объекта и контраст освещения велики, то способ определения экспозиции по яркости не дает правильных результатов. В этом случае экспозиция должна быть получена замером освещенности, а возможность тоновоспроизведения яркостей объекта должна быть определена замерами яркости отдельных элементов при согласовании их с воспроизведением на характеристической кривой негативного материала. При натурных съемках с обычным экспонометром-яркомером фотограф часто бывает лишен такой возможности, а в интерьере он может добиться необходимого интервала яркости посредством регулирования различными источниками света освещенности отдельных участков объекта для достижения их необходимой яркости. При современном состоянии съемочной техники и достаточной светочувствительности фотоматериалов для фотографа всегда должно быть главным создание или выбор необходимого интервала яркостей объекта, способного воспроизводиться в требуемом интервале плотностей негатива и позитива, а затем определение необходимой экспозиции с выбором диафрагмы и выдержки. Определяя экспозицию по яркости, необходимо учитывать соотношение площадей светлот, распределенных на объекте в рамке кадра.

Характеристика объекта съемки для определения экспозиции по яркости.

Для определения точной экспозиции по яркости объект съемки должен иметь светлоты, среднее значение которых должно быть равно светлоте 20 % (ρ=0,2). Тогда показания экспонометра-яркомера будут соответствовать правильной экспозиции, соответствующей номинальной светочувствительности фотопленки при стандартной обработке. Такой объект выражен условным содержанием в себе примерно 8... 10 равных по площади тонов от белого до черного. Из этого следует, что реальный объект съемки должен иметь локальные светлоты площадью 1/8...1/10 площади кадра (или 12...10 %). Отклонение от этих значений при измерении экспозиции по яркости приводит к ошибкам - незначительным, когда локальная площадь отличается мало, и значительным, когда некоторые светлоты, отличные от 20 %, имеют доминирующую площадь над всеми другими. В объекте съемки (портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер, экстерьер и другие) по 12 % площади кадра примерно должны иметь следующие локальные светлоты: черные элементы - темные складки одежды и другие места, в которых свет поглощается и не отражается. В интерьере - это неподсвеченные черные места, в экстерьере - темные проемы открытых окон, подъездов домов и аналогичные им. Светлота таких элементов съемочного кадра соответствует светлоте черного бархата, всегда присутствует в обычном кадре (первое поле, серой шкалы, 1) и выражается в позитиве максимальной плотностью (черным тоном); серые элементы различной светлоты, из которых формируется основное изображение объекта. Эти элементы разнообразны и занимают в кадре площадь, равноценную 5...6 полям серой шкалы. К ним относятся и детали лица человека при съемке портрета, не считая ярких бликов и черных мест, не отражающих свет; белые элементы имеют светлоту 40...80 %. Их преобладание создает значительную ошибку в определении экспозиции. Высшие светлоты (80 %) всегда присутствуют в объекте, но могут иметь площадь в кадре и менее восьмой или десятой части кадра. При съемке необходимо следить за величиной этих площадей с целью корректировки экспозиции, определяемой по яркости. Это в основном яркое небо, белая одежда и бумага, белые стены зданий, снег. Особенно важно не превышать 10... 12 % площади кадра белого неба, которое в большинстве случаев имеет большую яркость, значительно превышающую яркость белых поверхностей объекта. Снег в кадре создает очень тяжелые условия съемки. Небо в кадре при съемке необходимо визуально анализировать и определять его площадь и яркость. Голубое небо опасности пересветки не представляет, яркость его меньше яркости белой бумаги примерно в два раза. Пасмурное небо различается примерно тремя состояниями: первым - яркостью темного дождевого неба пониженной интенсивности, равной, но в большинстве случаев меньше яркости белой бумаги; вторым - ярким небом, как самосветящимся источником относительно большой силы, которым создается значительная пересветка; третьим - небом из белых ярких облаков, отражающим свет Солнца и являющимся сильным источником света. Объект съемки с ярким небом в кадре всегда требует значительной корректировки при определении экспозиции. С применением экспонометра-яркомера необходимо следить, чтобы яркое небо не попадало в его угол восприятия или попадала бы его незначительная часть - 1...S % по площади шахты яркомера. Особенно удобно это осуществлять в камерах TTL, в видоискателе которых хорошо просматривается объект, и наклонением камеры вниз располагать небо в кадре до 12 % его площади в зависимости от его яркости и при этом определять экспозицию. Снежные пространства в кадре относятся в основном к зимним пейзажам с малым количеством черного и темного. Площадь снега в кадре занимает от 00 до 90 % и создает значительное светорассеяние в съемочной камере. В таких условиях съемки измерять экспозицию по яркости не следует, поскольку значительная ошибка не поддается точной корректировке. При съемке снежных пейзажей съемочную экспозицию следует определять по освещенности, затем корректировать ее значение в сторону уменьшения (или увеличения) и выбирать режим обработки негатива.

Соотношение светлот на объекте съемки и коррекция ошибок при определении экспозиции фотоэкспонометрами по яркости.

При съемке объекта его пластичность выявляется в основном яркостями темных деталей и их тенями. В экспонометрически правильно сформированном объекте распределение яркостей аналогично распределению светлот на серой шкале. Поэтому перед съемкой при световом анализе объекта следует мысленно сравнивать его светлоты и яркости с эталонной серой 8-польной шкалой. Отношение площадей светлот эталонного объекта- серой шкалы (пример эталонного соотношения). По эталонному объекту с равновеликими площадями светлот (рис. 4) видно, что 50 % площади шкалы занимают высшие средние яркости, интегральные значения которых в 16 раз больше интегральной яркости низших светлот, занимающих другую половину площади - 0,4:0,025=16.

Рис. 4. Серая шкала с разделением на темную и светлую части

Отсюда следует, что основными яркостями, определяющими экспозицию, являются высшие и средние яркости объекта съемки, поскольку среднее значение низших яркостей составляет 6 % от среднего значения высших яркостей - (0,025 * 100) : 0,4 = 6 %. Если пренебречь четырьмя полями низших светлот (50 % площади) и принять условно их отражение за нуль или отнести их к светлоте черного бархата, что практически одно и то же, то на светоприемник экспонометра-яркомера в угле его охвата будут действовать четыре поля высших яркостей, за исключением 6 % яркости низших (рис. 32). Тогда среднеарифметическое значение отражения всей площади шкалы будег несколько меньше эталонного с ρ = 0,2 и составит р = (0,8 + 0,4 + 0,2 + + 0,1 + 0 + 0 + 0 + 0): 8 = 0,187. Практически это значение можно округлить до ρ = 0,2, поскольку ошибка практически мало ощутима. Однако решающую роль играет не эта ошибка, а уменьшение угла охвата яркомером действующей яркости шкалы. С углом охвата экспонометра-яркомера тесно связана его светочувствительность. Она падает пропорционально квадрату уменьшения угла. На примере (рис. 5) угол охвата уменьшился в два раза, следовательно, светочувствительность яркомера уменьшилась в 22= 4 раза. Это значит, что стрелка гальванометра прибора не доходит до своего истинного значения на две ступени. Такое изменение показаний требует коррекции показаний экспонометра с поправкой экспозиции в сторону закрытия диафрагмы съемочной камеры на два деления. Приведенные условия измерения яркости характерны для съемки светлых предметов на черном фоне, когда предметы и фон в границах кадра приблизительно равноценны по площади. Например при измерении яркости такого объекта на калькуляторе яркомера определились следующие показания: диафрагма 5,6 при выдержке 1/60 с. Если бы в границах кадра был эталонный объект, го при выдержке 1/60 с диафрагма была бы равна 11. Налицо ошибка в две ступени. Число отверстия съемочного объектива следует считать на два деления больше, т. е. оно будет соответствовать диафрагме 11. Наличие в объекте одной высшей яркости на фоне низшей. Пример характерен для значительно уменьшенного угла восприятия экспонометра-яркомера. При наличии в серой шкале одного поля с ρ = 0,8 и остальных полей из черного бархата с ρ = 0,006 (рис. 6, а) получим ошибку, исключающую определение экспозиции по яркости. Интегральное значение такого ряда 10,8 + (0,006 * 7)1: 8 = 0,1. Значение ρ ср= 0,1 уже создает ошибку в одну ступень.

Рис. 5. Схема восприятия яркости объекта экспонометром-яркомером: полного набора яркостей при интервале яркостей 1: 128 и полном угле восприятия а (а) и одних светлых участков в пределах 50 % площади объекта при а/2 (б)

Рис. 6. Примеры объектов с различным соотношением светлот: а - белого на черном; б - без предельно белого; в - без черного; е - с преобладанием белого; д, е - при значительном преобладании белого тона

Однако в данном случае значительную ошибку вносит уменьшение угла охвата яркомера. Угол его восприятия уменьшился в восемь раз. Чувствительность прибора при этом упала в 82 = 64 раза, а ошибка с учетом ρ ср = 0,1 занизила показания в 64 * 2 = 128 раз. Стрелка прибора не будет отклоняться и применять яркомер в этом случае нельзя. Такие объекты, как правило, бывают на театральных сценах, где преобладают большие темные площади фона, на которых ярко выражено белое лицо актера.

Преобладание средних и темных участков объекта с исключением высшей яркости.

Из объекта исключена высшая яркость с р = 0,8 (рис. 6, б). Интегральная яркость его будет ρ ср = (0,006 + 0,012 + 0,025 + 0,05 + 0,1 + 0,2 + + 0,4 + 0,006) : 8 = 0,1. При измерении яркости такого объекта яркомером угол его восприятия изменяется незначительно или совсем не изменяется, чем можно пренебречь. Пренебречь же исключенной яркостью нельзя. Она в восемь раз светлее интегральной яркости оставшихся полей. Отсутствие высшей яркости создает ошибку при измерении в двухкратную величину: (Эталонный ряд светлот с ρ ср = 0,2)/(Укороченный ряд светлот с ρ ср = 0,1)=2 При измерении яркости такого укороченного светлотного ряда стрелка прибора не доходит до своего истинного положения на одну ступень, поэтому следует вносить поправку на одно деление. Для темных объектов существует правило: отверстие диафрагмы, полученное на экспонометре, следует уменьшить во столько раз, во сколько средняя яркость объекта отличается от объекта с ρ = 0,2, или во столько раз уменьшить выдержку. В данном примере надо уменьшить экспозицию на одну ступень.

Преобладание высших яркостей.

Существуют объекты съемки, состоящие из больших поверхностей с ρ = 0,8. Например белая бумага с черными надписями: чертежи, текстовой материал, машинописный текст, а также пейзажи с низким горизонтом и большими белыми облаками. В таких объектах белое поле с ρ = 0,8 занимает площадь порядка 80 %. На рис. 6, в на эталонном объекте установлены шесть полей с ρ = 0,8, а два оставшихся поля - с ρ = 0,025 (черная типографская краска). Интегральная яркость такого объекта ρ ср = [(0,8 X 6) + 0,025+ + 0,025] : 8 = 0,6. Это значение отличается от ρ=0,2 в 3 раза и требует изменения показаний экспонометра-яркомера на полторы ступени в сторону увеличения экспозиции. Если яркость объекта превышает яркость среднесерой поверхности с ρ = 0,2, то выполняют следующее правило: отверстие диафрагмы, полученное на экспоиометре-яркомере, увеличивают во столько раз, во сколько средняя яркость объекта превышает яркость объекта с р = 0,2, или во столько раз увеличивают выдержку, помня ступенчатость изменения величин. Однако данный пример с текстовыми или графическими объектами (фоторепродукция) относится к особым случаям фотографирования, при которых не следует увеличивать выдержку на три ступени (восемь раз), а только на одну или на две. Тогда в негативе черный шрифт или линии не проработаются, а белый фон получит достаточную плотность. Реальные объекты съемки с большими площадями высшей яркости. У таких объектов небо в кадре может занимать площадь от 10 до 80 % площади, а его яркость быть соизмеримой с яркостью белого поля с ρ = 0,8. В этой связи характерны четыре случая съемки. Первый случай. Небо занимает площадь не более 1/8...1/10 кадра (примерно 12,5 % как восьмое поле на серой шкале), что является нормальным при экспонометрических замерах по яркости с получением относительно оптимальных расчетных результатов. Второй случай. Небо занимает площадь 1/4 кадра. При измерении яркости возникает небольшая ошибка. Принимая небо на два самых ярких поля шкалы в совокупности с полем, имеющим ρ=0,8, можно составить следующее соотношение 33 г) Среднеарифметическое значение этого соотношения рР = [(0,8 X 3) + 0.1 +0,05 + 0,025 + 0,012 + 0,006] : 8 = 0,325. Измерение яркости такого объекта создает ошибку в 0,325:0,2 = = 1,6 раза и требует раскрытия отверстия диафрагмы на 0,5 деления шкалы, Третий случай. Небо занимает 3/4 площади кадра. Шкала яркостей такого объекта показана на рис-6. 3. Среднеарифметическое значение этого ряда рср = [(0,8 X 6) + 0,2 + 0,1] . 8 = 0,64. Ошибка измерения при этом составит 0,64:0,2 = 3,2 раза, что потребует коррекции и раскрытия диафрагмы на 1,5 деления шкалы. Рассмотренные случаи с соотношением яркостей объекта относятся также и к большим площадям водных пространств, иногда зеркально отражающих небо. Кроме ландшафтов со сплошной яркой облачностью фотографируют и ландшафты с синим небом в ясную погоду без облаков при Солнце. Яркость синего неба в зависимости от чистоты атмосферы и высоты Солнца над горизонтом бывает от 6000 до 15 000 асб. В кадре на фоне голубого неба может присутствовать ярко белая деталь, например, белый костюм человека или белый пароход на море, освещенная Солнцем и имеющая яркость 25 000 ... 40 000 асб. В этом случае голубое небо по яркости в кадре слабее белого костюма или белого парохода в 2...4 раза и не может приниматься в расчет как доминирующая яркость большой площади. Аналогично яркому небу в кадре могут присутствовать большие площади земли, покрытые свежевыпавшим снегом, обладающие очень большой яркостью. В этом случае при экспонометрических замерах экспозиции по яркости ошибка возрастает на значительную величину. Четвертый случай. Снежный покров занимает 3/4 площади кадра (рис. 6, е). Среднеарифметическое значение этого яркостного ряда ρ ср = [(0,9 X 6) + 0,1 + 0,05] : 8 = 0,7. Ошибка при определении экспозиции составит 0,7: 0,2 - 3,5 раза и потребует увеличения диафрагмы или выдержки до двух ступеней.

Восприятие яркостей объекта фотокамерами TTL.

Восприятие яркостей экспонометрическими устройствами (ЭУ) за съемочным объективом в различных фотокамерах неодинаково и зависит от конструкции ЭУ, типа и места размещения фотоприемника. Эти особенности создают неравномерное распределение светочувствительности встроенного ЭУ по площади наблюдаемого в окуляр фотокамеры кадра, от чего зависит точность измерений экспозиции по яркости. По площади восприятия яркостей (зоне восприятия) выделяют четыре вида светоизмерения: интегральное, локально-интегральное, точечное и многозональное (рис. 7, а - г). Согласно этому разделению, различают несколько групп ЭУ фотокамер TTL (рис. 7, д - л). Первая группа (рис. 7, д) -ЭУ с равномерным восприятием яркостей по всей площади кадра (интегральная яркость), аналогичным восприятию яркостей селеновыми фотоэкспонометрами (камеры «Хассельблад»; «Асахи Пентакс»: ES, Спотматик F, SP-1000; «Экзакта PTL -1000»; «Яшика-электро»). Вторая группа ЭУ (рис. 7, е) отличается от первой нечувствительными углами в рамке кадра (камеры «Киев-15», «Зенит-TTL», «Зенит-16», «Мамия-секор»). _ Третья группа ЭУ (рис. 7, ж) имеет зону восприятия яркостей в центральной части кадра (локально-интегральная яркость) с преимущественной чувствительностью в центре, спадающей к границам кадра (камеры «Практика». LTL, LLC, VLC; «Никон»: FTN, F2; «Канон»: TLB, ТХ; «Никкормат EL»).

Рис. 7. Типы экспонометрирования ЭУ по яркости объекта в рамке фотокадра: интегральное (а), локально-интегральное (б), точечное (в), многозональное (г) и схемы восприятия яркости (заштрихованная область) различными фотокамерами TTL (д - л)

Четвертая группа ЭУ (рис. 7, л) идентична третьей. Зона восприятия яркости объекта ограничена в поле видоискателя штриховой линией (камера «Пентакон-сикс TL»). Пятая группа ЭУ (рис. 7, и) имеет зону равномерного восприятия яркостей (локально-интегральную) примерно в нижних 2/3 или 3/4 площади кадра. Верхняя часть кадра, часто занимаемая ярким небом, к свету нечувствительна (камеры «Канон EF»-«Олимпус ОМ1»; «Контакс PTS»; «Минольта»: SPT ХК ХЕ-7). " ЛГУ> Шестая группа ЭУ (рис. 7, /с, л) имеет явно выраженную чувствительность в центральной части кадра в форме прямоугольника или круга. Угол восприятия при этом менее 10, а с применением объектива с фокусным расстоянием 300 мм - примерно 2°. Такая система ЭУ позволяет производить примерно точечный замер яркости и при угле восприятия менее 10° замерять яркость, например, сюжетно-важной детали - лица человека (камеры «Роллейфлекс SL66»; «Лейкафлекс»: SL, SL2; «Лейка»: М5, CL; «Канон»: Fl, FTB). Все варианты ЭУ камер TTL дают возможность фотографу приспособиться к приемлемому способу измерения экспозиции по яркости. При измерении системами TTL возможны значительные погрешности, возникающие при попадании света в окуляр видоискателя в момент отрыва глаза от камеры. Некоторые окуляры имеют шторку с управлением клавишей возле окуляра для его закрытия.

Определение экспозиции по яркости при съемке портрета.

Результаты будут получены правильными, если светлота лица портретируемого близка к 20%. При съемке темных и загорелых лиц светлотой ниже 20 и белых выше 20% требуется соответствующая корректировка полученных результатов измерений.

Рис. 8. Схемы правильного и неправильного положения экспонометра-яркомера при замере яркости лица в портретной съемке

Яркость замеряют с учетом угла восприятия шахты экспонометра-яркомера и соответствующего ему расстояния до измеряемой поверхности объекта. При направлении яркомера на лицо человека необходимо следить, чтобы область охвата прибора приходилась на светлую часть лица, не затрагивая поверхности головы, волос и одежды (рис. 8). Фон не должен попадать в зону видимости яркомера. При белом фоне в этой зоне будет получена недодержка, при черном - передержка, ведущая к потере деталей в темных и светлых частях портрета соответственно.

Определение экспозиции по яркости при съемке объекта с небом в кадре

Частый случай получения значительных ошибок при съемке пейзажей и портретов в пейзаже. Обычно, замеряя яркость объекта, фотограф держит экспонометр-яркомер на уровне груди с направлением оптической оси прибора горизонтально в сторону объекта (неправильно). При этом в область охвата яркомером попадает значительная часть неба (рис. 9). Свет неба, имея большую яркость, при попадании в шахту яркомера отклоняет стрелку гальванометра значительно больше номинального расчетного. При этом диафрагма по калькулятору прибора получается со значительным уменьшением отверстия. Устанавливая эту диафрагму в экспозиции при съемке, получают значительную недодержку. Для правильного показания экспонометр-яркомер следует наклонять шахтой вниз к земле таким образом, чтобы в зону его охвата вовсе не попадала или попадала бы очень малая часть неба (1/10 его часть). Наиболее удобно наблюдать за небом в кадре через окуляр в съемочных камерах TTL с замером яркости через объектив.

Рис. 9. Стилизованные схемы измерения яркости объекта съемки для определения экспозиции

В классической портретной фотографии есть несколько основополагающих принципов освещения, которые необходимо знать и контролировать в процессе съемки и понимать, какой из них применить для того, чтобы передать на портрете нужное настроение, правильный образ или наиболее лестно представить модель.

Стоит запомнить эти правила для того, чтобы легко им следовать, а главное — знать когда и как их можно нарушить. Изучите эти 6 правил — они станут вашими вехами на пути к большой портретной фотографии. И не забывайте, что лучшее обучение — перемежать теорию с практикой.

Что такое режимы освещения в портретной фотографии? Можно сказать, что это игра света и тени, которая может изменять восприятие и форму лица. Если говорить простым языком, какой формы тень будет лежать на лице, зависит от способа освещения. Существует четыре самых распространенных основы для освещения человека:

    • боковое освещение;
    • классическое освещение;
    • рембрандтовское освещение;
    • бабочка.

К основным 4 видам стоит добавить два дополнительных способа, которые являются больше элементами стиля и могут быть использованы одновременно с базовыми режимами освещения в портрете: это широкое и узкое освещение.
Давайте рассмотрим каждый тип освещения в отдельности.

1. Боковое освещение (Split Lighting)


При данном режиме свет «разбивает» лицо на две равные половинки, одна из которых находится на свету, а вторая в тени. Такой тип освещения больше подходит для мужчин, его часто используют при съемке портретов музыкантов или художников, потому что придает драматизма портрету. Не существует жестких правил для применения того или иного типа освещения, есть только рекомендации, основанные на среднем восприятии. Необходимо знать подобные правила, чтобы можно было их использовать в качестве основной отправной точки.

Чтобы достичь подобного эффекта, следует поставить на 90 градусов слева или справа от предмета, и, возможно, даже немного позади головы. Место расположения света по отношению к субъекту зависит от формы лица человека. Посмотрите, как свет падает на лицо и подстройтесь соответствующим образом. Свет с теневой стороны должен попадать только на глаза и формировать лицо таким образом, чтобы четко посредине проходила свето-теневая граница. Если, вращаясь вокруг лица человека, вы видите, что свет падает больше на щеку, вполне возможно, что просто модель не подходит для этой схемы, в которой должно быть идеальное разбиение светом.

ПРИМЕЧАНИЕ. Имейте ввиду, что для поддержания целостной картины освещения ваш источник света должен перемещаться в зависимости от того будет ли двигаться модель. Делаете ли вы фронтальный снимок, фотографируете ¾ лица или даже профиль, свет должен «следовать схеме». Если модель просто повернет голову, изменится вся картина в целом. Вы должны регулировать освещение, перемещая источник или слегка разворачивая в нужном направлении модель.

Что такое блик и зачем он нужен?


Обращайте внимание на отражение фактического источника света в глазах модели. Блики выглядят белыми пятнышками в глазах ребенка на фотографии выше. Если приглядеться, можно увидеть контуры приборов, которые были использованы при съемке портрета.

Например, на фото видно яркое пятно шестиугольника с темным центром. Это свет, который был использован, -

Такой эффект называется бликом. Без блика глаза модели становятся темными и выглядят маловыразительно. При съемке убедитесь, что по крайней мере в одном глазу блики отражаются в полной мере. Обратите внимание, что блик также слегка изменяет цвет радужной оболочки и яркость глаз в целом, что усиливает ощущение жизненности и придает блеск глазам.

2. Классическое освещение (Loop Lighting)


Классическим считается такое освещение, которое создает небольшую тень от носа на щеках, при этом образуется свето-теневая петля. Чтобы получить подобное, необходимо расположить немного выше уровня глаз, и примерно под углом в 30-45 градусов от камеры (зависит от человека, вы должны учиться читать лица людей).

Посмотрите на это изображение и обратите внимание на то, как падают тени. Слева и справа можно увидеть небольшие тени возле носа. Их всегда оставляют, следите только за тем, чтобы тень была слегка направлена вниз. Для этого располагайте источник света не слишком высоко, так как это может привести к образованию нежелательных теней на лице и потере бликов в глазах моделей.

Классическое освещение считается самой популярной моделью освещения при портретной съемке, потому что создаваемый рисунок света и теней является наилучшим и подчеркивает достоинства большинства людей.

На схеме черным фоном обозначена полоса деревьев, которая находится за парой, солнце при этом прячется за зеленью. С помощью попало достаточно освещения на лица. Если слегка изменять его положение, можно подобрать различные варианты освещения.

При классическом способе освещения устанавливается под углом в 30-45 град. от камеры и чуть выше уровня глаз моделей. За этим необходимо следить для того, чтобы свето-теневая петля не касалась носогубной складки. Среди новичков распространена такая ошибка, когда отражатель размещается слишком низко, сильно освещая нижнюю часть лица, из-за этого создается нелестный рисунок для портретируемого.

3. Рембрандтовское освещение (Rembrandt lighting)

Освещение носит имя знаменитого художника потому, что Рембрандт часто использовал такой рисунок света в своих картинах. Например, в данном автопортрете.

Освещение Рембрандт отождествляется с треугольником света на щеке. В отличие от петли освещения, где не следует трогать тени носа и щек, в Рембрандт освещении нужно получить только маленький треугольник света в середине щеки. При создании надлежащих теней следите, чтобы на глаз в теневой стороне портрета падало достаточно света, иначе он будет выглядеть безжизненным. Освещение Рембрандт считается драматичным, так как из-за «раскола» в светотенях создается особое настроение у портрета, которое может способствовать трагичному выражению лица.

Чтобы создать Рембрандт освещение, необходимо развернуть модель немного в сторону от света. Источник должен располагаться выше головы человека, чтобы тень от носа падала вниз по направлению к щеке.

Не все лица подходят для подобной схемы. Если у модели высокие или заметно выделяющиеся скулы, Рембрандт освещение может дать интересные результаты. Небольшой нос и плоская переносица заметно усложнит работу фотографа и вряд ли удастся достичь нужного эффекта. Использование той или иной схемы освещения зависит только от модели, которую снимают и от того настроения, которое фотограф хочет передать в снимке.

Если вы будете использовать свет от окна, которое расположено ближе к полу, вы можете закрыть его нижнюю часть, чтобы попытаться получить освещение типа Рембрандт.

4. Эффект бабочки (Butterfly Lighting)


Подобное освещение недаром метко названо «бабочкой» или «баттерфляй». Очертаниями светотеней оно напоминает форму бабочки, потому что создает под носом у модели такие тени, которые напоминают крылья. Основной источник света располагают повыше и непосредственно за камерой. Данную схему часто используют для съемки в стиле гламур, а также она является оптимальной, когда вы фотографируете пожилых людей, так как меньше акцентирует внимание на морщинах.

Схема «эффект бабочки» создается при наличии источника света за камерой и чуть выше глаз объекта съемки. В качестве дополнительного оборудования, порой, используется светоотражатель, который размещают ниже лица модели, чтобы подсветить тени под подбородком модели. Подобная схема освещения подходит для лиц с выраженными скулами или объектов с тонкими чертами лица. Для круглого или широкого лица лучше использовать стандартную (классическую) схему освещения или даже освещение типа Рембрандт.
Схема сложна для воспроизведения, если в наличии имеется только лайт-диск — тогда с ней трудно будет справиться без ассистента.

5. Широкое освещение

Широкий способ освещения — это не отдельная схема света, а скорее стиль съемки. Любое из выше рассмотренных схем света может сниматься с помощью широкого или узкого способа освещения.

Широким называется такой вариант, когда лицо объекта слегка развернуто от центра и на большую его часть падает свет. Теневая сторона, соответственно, будет меньшей.
Широкое освещение иногда используется при съемке портретов в высоком ключе. Такой тип освещения зрительно слегка расширяет лицо (отсюда название). Лучше использовать для тех, у кого очень узкий овал лица, тонкие заостренные черты. Большинство людей хотят выглядеть на портретах стройнее, поэтому следует внимательно относиться к данной схеме, когда фотографируете круглолицых. Проще говоря, широкое освещение делает акцент на большую часть лица.

Для создания широкого освещения модель следует развернуть от источника света. Обратите внимание, что со стороны лица, которое находится ближе к камере, свет именно такой, который формирует правильные тени на дальней от фотокамеры части лица модели.

6. Узкое освещение


Данный способ является противоположным широкому освещению. Как можно рассмотреть на примере, модель необходимо располагать таким образом, чтобы большая часть лица находилась в тени. Такой прием чаще всего используют при съемке портретов в низком ключе. Лица при этом становятся более скульптурно очерченными, что придает изображению объем. Это очень лестный способ освещения для большинства людей.

Лицо развернуто к источнику света. Обратите внимание, что часть лица, которая отвернута от камеры, также имеет очень значимые тени. Узкое освещение показывает зрителю рисунок теней, который необходимо контролировать.

Собираем все вместе

Как только вы научитесь распознавать и воспроизводить каждую из различных моделей освещения, вы поймете как и когда их следует применять. Свет и тень — очень важный инструмент фотографа при съемке портрета. Изучая лица людей, практикуясь, вы разберетесь, какие световые схемы будут лучше для того или иного типа лица и передачи определенного настроения, найдете свой неповторимый стиль.

Кто-то с очень круглым лицом, наверняка, захочет казаться стройнее и будет рад, если портрет подчеркнет утонченность лица. Вы сможете использовать правильную схему, если перед вами будет стоять задача снять гнев или сделать групповую фотографию. Когда вы научитесь читать и распознавать образы, освоите качество света, сможете управлять правильным положением источников света и знать соотношения и пропорции, вы будете совершенно подготовлены к профессиональной работе.

Научиться управлять светом гораздо легче, если источник можно передвигать. Но те же правила освещения работают, когда основным источником света является Солнце или окно. Потренировавшись со , вы начнете непроизвольно применять правила работы и с естественным освещением и легко, единственное отличие — не источник будете крутить вокруг модели, а модель разворачивать так, чтобы получить нужное вам освещение. Вам придется двигать модель или изменять положение камеры, чтобы менять направление света и с помощью теней создавать необходимый по задумке рисунок, но как показывает практика — оно того стоит!

Основная проблема, часто встающая перед людьми, работающими в данном жанре - это несоответствие динамических диапазонов человеческого глаза и датчиков камеры, у которых он значительно ниже. Для получения качественного и реалистичного портрета, суммарная яркость кадра должна максимально соответствовать тому, что видит фотограф. В целом ситуация напоминает ту, когда с помощью объектива нужно передать стереоизображение, которое мы получаем в жизни, благодаря глазам.

Теоретически законы света одинаково работают везде, однако, когда дело доходит до освещения в фотографии, то основная наша цель заключается в увеличении динамического диапазона. Это достигается путем лучшего заполнения затемненных участков кадра и фиксации ключевого объекта фотосъемки одновременно в тени и на ярком свете (за исключением использования оригинальных схем освещения , реализуемых против всех правил фотографии для воплощения необычной творческой идеи).

Многие начинающие фотографы считают, что неукоснительное следование правилам фотографии не позволяет им в полной мере реализовать имеющиеся творческие идеи. Несомненно, эксперименты положительно влияют на портретную съемку, однако и правила были придуманы не просто так. Нередко фотографы, анализируя свои ошибки, начинают понимать, что не допустили бы их, если бы соблюдали базовые законы работы со светом. Поэтому, для проведения удачной портретной фотосъемки важно уметь различать смелый эксперимент и нелепую идею, не способную привести ни к чему выдающемуся.

Использование модификаторов света

Наибольшей популярностью среди портретистов пользуются софтбоксы и отражатели различных видов и размеров. Все остальные существующие приспособления для изменения характера и направления освещения также могут значительно улучшить качество фотосъемки при условии правильного их использования. Выбор конкретного модификатора света зависит, в первую очередь, от личных предпочтений фотографа, но также на него влияет ряд следующих критериев:


  • насколько большую площадь вы хотите осветить - тип и размер модификатора напрямую зависит от того, снимаете вы лицо крупным планом, или делаете ростовой портрет;

  • состояние кожи объекта фотосъемки - если ваша модель не имеет проблем с кожей, то освещение можно делать достаточно сильным, что позволяет добиться интересной игры света и тени. В случае фотосъемки пожилого человека или человека с проблемными кожными покровами к подбору световой схемы нужно подходить деликатно. Скрыть имеющиеся недостатки лучше всего поможет софтбокс, который позволяет получить мягкое освещение;

  • количество моделей - если вы снимаете групповой портрет и еще не видели будущих моделей вживую, то разумнее всего будет начать съемку с использования софтбокса. Это позволит избежать проблем с постобработкой фотографий, если у одной из моделей может оказаться проблемная кожа.

Тем, кто хочет снимать по-настоящему качественные портреты, необходимо научиться читать схемы света на чужих работах, различать форму бликов в глазах модели, степень жесткости освещения, а главное - понимать, с помощью использования каких модификаторов был получен тот или иной эффект.

Использование портретной тарелки

Для получения этого фотоснимка была использована . Серебряный отражатель позволил заполнить глубокие тени под носом и подбородком модели. Ее кожа была практически безупречна, а после работы визажиста стала идеальной. Благодаря этому использование сильного света было вполне приемлемым в данной ситуации. Если вы никогда не снимали с портретной тарелкой, то самое время попробовать сделать это. Несмотря на свою простоту, этот аксессуар способен поменять очень многое в кадре в лучшую сторону.

Использование софтбокса

Следующие две фотографии были получены при использовании такой же световой схемы, как и на предыдущем снимке, но в качестве основного источника освещения использовался большой софтбокс . В фотосессии участвовало более десяти моделей, и было решено использовать именно такой модификатор света. Это позволило одинаково выгодно показать прически и лица всех участниц, избежать возможных сложностей с проблемной кожей кого-то из девушек.

Если у вас нет опыта использования портретной тарелки и софтбокса, вы можете и не заметить, в чем отличие этих фотографий от предыдущего снимка. Эта граница достаточно тонкая, но чем больше вы будете снимать, тем легче вам будет ее замечать.

Как правило, опытный фотограф легко определяет, какой модификатор света был использован для получения той или иной фотографии, и возможно ли в имеющейся ситуации добиться лучших результатов. Это умение помогает правильно настраивать освещение и не допускать ошибок самому. Для начала учитесь определять глубину и степень жесткости теней под носом и подбородком модели. Так вам будет легче определиться с тем, какой модификатор света лучше выбрать.

Применение серебряного отражателя

Широкую популярность среди фотографов-портретистов получил серебряный отражатель . Он практически не изменяет оттенков света, при этом делает его прямым и жестким. Грамотная регулировка мощности источника освещения и правильное расположение рефлектора относительно модели и фона позволяет получить отличные результаты.

Если у вас под рукой нет серебряного отражателя, его можно быстро сделать из кухонной фольги, наклеенной на плотный картон с помощью двухстороннего пластыря. Если вы на автомобиле, то в качестве рефлектора также можно использовать светозащитный серебряный козырек. Применение даже столь простых и дешевых самодельных приспособлений принесут на порядок больше пользы во время проведения портретной фотосъемки.

Если у вас все же нет возможности использовать отражатель, направляйте вспышку в белую стену, потолок или любую светлую поверхность позади себя. Это же актуально для помещения, которое имеет неподходящую окраску или большую площадь, на которую не хватает мощности вашего освещения. Следующие два изображения наглядно показывают разницу в динамическом диапазоне снимков, снятых без отражателя, и с его использованием.

Использование цветных фильтров

Интересные результаты в портретной фотосъемке можно получить, когда используются цветные гелевые фильтры . Они могут значительно снижать мощность вспышки на выходе, поэтому при покупке этого аксессуара необходимо ориентироваться в первую очередь на мощность имеющегося оборудования. При использовании цветных фильтров контролируйте температуру вспышки. Мощные устройства могут повредить материал аксессуара при сильном нагреве.

Этот снимок, который вы видите, был получен с использованием оранжевого и голубого фильтров, установленных на вспышках, которые находились позади модели.

Применение других модификаторов света

Несмотря на то, что другие модификаторы света получили меньшую популярность в портретной съемке, они тоже могут принести много пользы при умелом их применении.

Например, для получения этой фотографии был использован двухметровый октобокс. Применение настолько большого источника света позволило дать модели максимально много свободы в движениях.

В своей работе портретисты время от времени используют фотографические зонты . Характер света на них несколько отличается от того, который получается при использовании софтбокса или портретной тарелки. Хотя зонт зачастую не способен дать освещение профессионального уровня, но его функциональности хватает для решения многих задач, а компактные габариты и легкий вес делают это приспособление незаменимым помощником при работе на выезде.

Использование люксметра

От профессионалов нередко можно услышать, что люксметр необходим только аматорам. Эта точка зрения достаточно спорная. Несомненно, в большинстве случаев фотографу действительно проще и полезнее определять освещенность сцены визуально - это позволяет получить незаменимый опыт и необходимые навыки. Но нередко возникают ситуации, когда настроить вспышку нужно очень быстро, или же фотограф работает с арендованным оборудованием, к которому не привык. В таком случае люксметр окажет неоценимую помощь, так что не стоит списывать этот полезнейший прибор со счетов.

Конечно, существует еще множество модификаторов света, которые не получили столь широкого распространения в портретной съемке, а их использование зависит, в первую очередь, от индивидуальных предпочтений каждого фотографа. Если вы в совершенстве овладеете теми светомоделирующими приспособлениями, которые описаны выше, вам гораздо проще будет получать отличные портреты.

И напоследок маленький экзамен для фотографов. Попытайтесь определить, какие модификаторы света использовались для получения этого снимка.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»