Пример скульптуры в изобразительном искусстве. Выразительные средства скульптуры

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Скульптуру принято подразделять на 2 основных вида: круглую и рельеф. Круглая скульптура свободно размещается в пространстве, ее можно обойти и увидеть со всех сторон. К произведениям данного вида относятся статуя, статуэтка, бюст и скульптурная группа.

Трехмерность скульптуры – очень важное качество. При ее осмотре образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения. К примеру, знаменитая «Менада» Скопаса при изменении ракурса как будто принимает очередную позу бешеной дионисийской пляски.

Рельеф – это объемное изображение на плоскости, которая образует фон. В зависимости от высоты и глубины изображения, рельефы подразделяют на барельеф, горельеф и контррельеф .

Учитель обсуждает характеристики скульптуры - мультимедийную презентацию. Обсуждает типы скульптур. Он также знакомит студентов с концепциями рельефа, полихромного медальона. Чтобы сохранить сообщение, ученики делают мыло, используя сопло, дизайн парка. Объяснить ученикам задачу резьбы: вы должны отказаться от статуи сада из воображения. Покажите студентам фотографии примерной резьбы по парку.

Напоминание о безопасности при использовании острых инструментов. Дискреционная коррекция работы учителя во время курса. Резюме уроков - обзор наиболее интересных парковых скульптур и оценка работ. Выполнение выставки всех скульптур. Завершение занятий, организация рабочих мест, поставка материалов и расходных материалов для следующего класса.

Барельефом называют невысокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину своего объема. Барельефы часто встречались в искусстве Древнего Египта.

Горельеф – это высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину своего объема. Широкую известность получили горельефы Парфенона, изображающие битву богов и титанов и сражение греков с амазонками. Горельефы украшают и одно из семи чудес света – Пергамский алтарь .

Изобразительное искусство - это те творения, которые вы можете забыть, например рисунок или живопись. В этом списке мы можем перечислить: рисование, живопись, скульптуру, архитектуру, фотографию или фильм. Изобразительное искусство - это класс художественных форм, включая живопись, скульптуру, кино и фотографию, а также другие, искусства, которые фокусируются на создании произведений, которые в основном представлены в визуальной среде.

Само искусство также включает в себя изобразительное искусство, и многие из художественных компонентов включают аспекты изобразительного искусства; Таким образом, определение изобразительного искусства не может быть строгим. В общем, изобразительное искусство включает изобразительное искусство или изобразительное искусство, а не мастерство. Иногда визуальные искусства смешиваются с прекрасными искусствами, но современные методы расширяют спектр визуальных искусств, поэтому они могут включать в себя больше областей.

Контррельеф – это углубленный рельеф. Чаще всего его применяли для изготовления печатей. В технике контррельефа выполнен и один из памятников Анне Андреевне Ахматовой, установленный в 2006 году в Санкт-Петербурге.

Классификация скульптуры по содержанию и функциям

Кроме того, по содержанию и функциям скульптуру подразделяют на монументальную, станковую и скульптуру малых форм.

Монументальная скульптура размещается на улицах и площадях, в городских садах и парках . К ней относятся памятники, мемориалы и монументы.

Пластическое искусство - лучший способ стимулировать творчество и воображение ребенка, но преимущества здесь не прекращаются, что способствует физическому, социальному, познавательному и даже эмоциональному развитию ребенка. Рисование - это своего рода искусство, которое составляет основу всех форм графики. Фундаментальным элементом чертежа является линия, путь которой представляет аспекты реальности или выражает мнимые формы, от фантастического до абстрактного. Происхождение рисунка древнее. Первыми проявлениями изобразительного искусства в истории человечества являются поцарапанные рисунки на стенах пещеры.

Станковая скульптура рассчитана на небольшие помещения и близкие расстояния. Она включает такие виды композиции, как голова, бюст, фигура или группа. К примеру, всемирно известный бюст царицы Нефертити может послужить классическим образцом станковой скульптуры.

Скульптура малых форм предназначена для украшения интерьера. Как правило, к ней относят небольшие статуэтки, а также медали, геммы и монеты.

В древних цивилизациях рисунки на пергаменте и папирусе повторялись с письмом. В эпоху Возрождения рисунок начал приобретать независимость, которую подписывали и искали коллекционеры как произведение искусства. Рисование - это средство представления окружающей действительности и идей в художественных образах, которые выделяют характерные черты объектов, форм и цветов, а также взаимоотношения, существующие между их различными элементами.

Несмотря на то, что сегодняшний рисунок является автономной эстетической концепцией, его функция была и остается подчиненной роли предшествующих и готовит исполнение работ по живописи и скульптуре, гравюре, гобелену, выражению дизайна архитектурных планов, и образцы декоративного искусства и ремесел.

Скульптура по сей день является одним из наиболее популярных видов изобразительного искусства. Скульптурные произведения украшают собой площади и улицы крупных городов, садово-парковые комплексы и фонтаны, музейные залы и обычные жилые интерьеры.

Формирование культуры поколения происходит при обращении к художественным ценностям, которые накапливаются обществом в процессе всего существования. Когда человек владеет знаниями обо всех видах искусства, он может понимать и осознавать эти ценности.

Пластический язык имеет задачу балансирования и гармонизации отношений ребенка с природой, с другими, с самим собой. Данные, полученные из исследования личности детей с помощью этой проективной техники, дают глубокое понимание их эмоциональной зрелости и отношений. Как он рисует, думая о попытках сохранить оригинальную идею, а воображение пытается вывести внутренние темы в авангарде жизни. Трассировка линии, используемые цвета, геометрия формы, приближенная тема, люди, присутствующие на рисунке, - это черты чертежа, на котором дешифруются детские обходные пути.

Классификация видов искусства

Виды искусства – это сложившиеся исторически формы творческой деятельности, которые обладают способностью реализации жизненного содержания. Различаются они по способам материального воплощения. Например: в музыке – звуки, литературе – слова, в изобразительном искусстве – пластические и колористические материалы.

Рисование - это способ общения, который позволяет ребенку выражать через образы то, что трудно удивить словами, придать смысл своему внутреннему миру, поговорить с другим, обнаружить в его конкретном рисунке его аффективные чувства. Через язык линий, цветов, графических знаков, рисунка и живописи выражаются восприятия, представления, эмоции, знания, полученные из разных источников. Используя этот язык, ребенок воссоздает юниверс, который произвел впечатление, сливается с этим юниверсом.

Рисунок для ребенка - для взрослого - вечный субъект любопытства. Для психолога, педиатра или психиатра, рисунок продолжает оставаться более загадочным набором знаков. Это способ общения с ребенком, который хорошо не овладевает языком. В первой перспективе рисунок показывает, что представляет собой предмет, потому что жесты принадлежат дизайнеру, а полученные следы - это выражение и мгновенный перевод его существования, мысли и внутреннего уклада.

Существует определенная схема классификации искусств, разделяющая его на три группы:
- пространственные и пластические виды: изобразительное и декоративно-прикладное искусство , фотография и архитектура;
- динамические и временные виды: литература и музыка ;
- пространственно-временные виды: хореография, театральное искусство, киноискусство.

Живопись - это отрасль пластических искусств и способ визуального выражения в двумерных изображениях и цветах на плоской поверхности. Эти изображения могут быть сделаны на картоне, ткани, дереве, камне, стене, стекле, керамике, с гуашью, акварелью, озерами, температурой или акриловыми красками и т.д. живопись - это переосмысление реальности, предложение воображаемого или абстрактного представления идеи. Но независимо от его характера живопись источает эмоции и чувство автора, будучи мостом между ним и зрителем, носителем сообщения и содержания.

Такое многообразие видов вызвано тем, что каждое по отдельности искусство не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. А вся художественная культура в целом создает именно такую картину.

Характеристика видов искусств

Архитектура – вид искусства, целью которого является создание зданий, необходимых для жизнедеятельности людей. Эти строения должны отвечать духовным потребностям человека. Архитектура способна объединяться с другими видами искусства: живописью, скульптурой, декоративными видами искусства. Архитектурные произведения носят скорее выразительный характер, нежели изобразительный.

Как было сказано выше, живопись - это отрасль пластических искусств, которая интерпретирует реальность в двумерных изображениях. Согласно пояснительному словарю румынского, слово «живопись» также может означать. Художественная работа художника; набор пластических работ, которые определяют личность художника; ансамбль произведений, стилей и процедур, характерных для художников из страны, из эпохи, из школы и т. д.; в литературе, наводящее описание физического и характерного характера, сцены реальной жизни и природы. Первая форма изобразительного выражения у маленьких детей - дактилопиктура или палец.

Изобразительное искусство – творчество, воспроизводящее воспринятую визуально действительность. Результаты этого вида искусства имеют предметную форму, которая не изменяемую в пространстве и времени.

Живопись - изобразительное искусство на плоскости, которое при помощи различных красок, нанесенных на некую поверхность, изображает мир в реальности, преобразованный лишь творческим воображением художника.

В этом возрасте дети не развивают мышцы маленькой руки и не могут хорошо координировать свои движения, поэтому очень сложно рисовать кистью. Вот почему он учится рисовать сначала пальцем, затем использовать кисть или другие инструменты. Для развития воображения преподаватели могут дать детям конкретные темы для достижения, или они могут позволить себе выбрать то, что они хотят сделать, используя рисунок и цвет.

Моделирование - это пластическое воспроизведение объектов. Моделирование - это художественно-пластическая деятельность, являющаяся частью группы визуальных искусств. Моделирование может быть нескольких типов, но наиболее практичными являются: модели глины, моделирование воска, формование пластилином, моделирование бумаги или, почему бы нет, литье штукатурки.

Скульптура - изобразительное искусство в пространстве, представляющее мир в пластичных образах. Основные материалы, применяемые в скульптуре, являются мрамор , дерево камень, бронза, сталь , пластик и бетон.

Моделирование является важной деятельностью в дошкольном возрасте. Это стимулирует развитие тонких моторных навыков и оказывает положительное влияние на подготовку ребенка к написанию, знаниям, творчеству и выражению ребенка через искусство, говорит Мария Бойнеак в своей работе «Моделирование - начало страсти».

Моделирование, как средство осуществления художественной и пластической деятельности, является одним из самых приятных видов деятельности и одним из самых важных в учебной программе детских садов. Его важность обусловлена ​​той ролью, которую эти действия играют в многостороннем развитии ребенка. Таким образом, моделирование способствует оснащению дошкольников некоторыми навыками, такими как усилие и амплитуда движения, чтобы держать инструмент для записи в руке.

Декоративно-прикладное искусство - творческая деятельность по созданию предметов быта, которые предназначены для удовлетворения художественных и эстетических потребностей человека Материалом для создания предмета этого искусства может служить дерево металл, глина, камень и кость.

Литература - это искусство, в котором носителем образности является слово. Специализируется литература на исторических явлениях. Это очень живая, подвижная художественная система, очень чутко реагирующая на все изменения жизни.

Моделирование также способствует умственному развитию ребенка. Развивается внимание, развиваются операции мышления, особенно развития логического мышления, развивается дух наблюдения. Эти действия также развивают воображение, но также способствуют формированию морального профиля.

К этому добавляется удовлетворение, которое испытывает ребенок во время работы, а также когда он понимает, что из его рук появился объект, с помощью которого он может способствовать благоустройству группового зала. Моделирование является важным источником творчества и формой релаксации, доступной каждому ребенку.

Музыка - искусство, в котором средством воплощения художественных образов служат музыкальные звуки. Основными элементами и выразительными средствами этого искусства являются: ритм, темп, динамика, тембр, мелодия, полифония и гармония. Музыка выражает эмоциональное переживание через звуки, в основе которых лежат различные интонации человеческой речи.

Со временем человек нашел различные способы выразить свои чувства, чувства и устремления посредством жестов, имитаций, рисунков, музыки и слова. Сначала, в дошкольном возрасте, дети устно более вокальные, выбирая вариант графического выражения. Благодаря структурированной учебной и образовательной деятельности ребенок получает возможность выразить себя грамматически и плавно, а с пластической точки зрения он может выразить себя рисованием, живописью и моделированием.

Художественные и пластические мероприятия разработаны в соответствии с возрастом ребенка. Благодаря живописи, рисунку и моделированию взрослый создает навыки работы с детьми, навыки выражения, помогает ребенку соответствовать элементам пластического языка и природы, стимулирует выразительность и творческий потенциал и, наконец, не в последнюю очередь, гармонично и многократно развивает личность детей.

Хореография - искусство движения и поз человеческого тела, осмысленные и организованные в пространстве и времени. Танец во все времена был связан с жизнью и бытом людей, поэтому каждый танец свойственен характеру и духу народа, у которого он зародился.

Какие только украшения не существуют. Выбор сводится к тому, какую часть тела необходимо украсить, и сколько финансов можно на это затратить. Но в моде всегда были и остаются драгоценные камни и натуральные природные материалы.

Если бы мы могли хоть на мгновение взглянуть на все человечество откуда-то извне, какова будет преобладающая особенность, которую мы наблюдаем? Конечно, также было сказано, что человек похож на исследователя, хотя мне это очень нравится. Иногда мы делаем орков, и если нам случается прыгать на некоторые развивающиеся пороги, никто не паникует, мы делаем несколько бомб, умирают миллионы людей, но это все; развиваться. Аспекты истории запомнят их как простые события в нашей истории. Однако иногда появляются необычные вещи, такие как работы вышеупомянутых художников.



Украшения для шеи, колье, ошейники, цепочки, кулоны и подвески

Колье бывают нескольких видов, с разнообразными камнями, жемчужные, бриллиантовые. Ошейники в большинстве массивные с разными вставками. Цепочки тонкие и толстые. Для цепочек идеально подходят подвески. Они бывают разных форм и размеров, например, они могут быть в виде орнамента, камня, цветка. Из кулонов или подвесок есть направление на религиозную тематику: крестики, иконки, амулеты, знаки зодиаков, буквы.

Чудо нового и многообразия. Основное преимущество такого подхода заключается в том, что зрителю дается другая перспектива в отношении работы в зависимости от того, где работает работа. Слои получают из нескольких слоев прозрачного стекла, каждый из которых нарисован так, что только когда все окна собраны, работа приобретает согласованность. Ся Сяован использует портреты для пространственного изменения до тех пор, пока исходный портрет не будет искажен, таким образом получится взрыв теней, изображений и значений, которые трудно определить на холсте.

Кулонами могут служить часы, которые подвешиваются на длинную цепочку. Также подвески могут быть в виде ёмкости для эфирных масел и духов. Сейчас в моде подвески-флешки, они сделаны разной формы и смотрятся стильно. Медальоны - это тоже тип подвески, по принципу открывающейся книжечки. В них чаще всего вставляют фотографии или маленькие памятные вещи.


Украш ения для рук и ног – браслеты, цепочки, кольца

На запястьях рук и ног можно всё чаще заметить цепочки, они обычно небольшие и с маленькими кулонами. Браслеты всевозможных форм и размеров прекрасно смотрятся на руках. В моду вошли кольца, надетые на пальцы ног. Украшения на пальцы рук – кольца, тонкие, толстые, с камнями и вставками. Кольца бывают именные, плетённые, из разнообразных материалов и металлов. Считается, что золото и серебро необходимо носить только на определённом пальце, но это не всегда так.

Украшения для волос

Обручи и заколки всё больше поражают своей красотой и оригинальностью. Даже обычный обруч может украсить причёску. Здесь дело вкуса, каждой причёске подойдёт определённая форма и размер украшения.


Серьги

Серьги на уши всегда считались прекрасным украшением. В моде прокалывание не по одной, а по нескольку дырочек для серёжек. Формы, длина, материал для них разнообразный. С давних времён женщины пытались выделиться и украсить себя. Они выбирали яркие материалы или камни, надевали на себя массивные украшения. Сейчас изменился только вид украшений. Они стали подбираться под особый стиль или одежду и соответствовать статусу своей хозяйки.

Остров Чеджу, на котором расположен Парк любви, является одним из островов Южной Кореи вулканического происхождения. В центре него располагается вулкан Халласам, его наивысшая точка поднимается на 2000 м над уровнем океана. Чудный субтропический климат, роскошная природа с вечнозелеными растениями, создали «райский уголок» на территории Южной Кореи.



Как известно, Южная Корея очень закрытая страна с древними устоями и традициями. Так, до сих пор существует традиция, что браки совершаются только по решению родителей, которые и подбирают суженых. Жених и невеста до свадьбы могут встречаться только в присутствии старших, поэтому о сексуальной жизни до заключения брака не может быть и речи.

Чтобы идти в ногу со временем и просветить молодоженов в области интимной жизни, было принято решение о создании Парка любви на острове Чеджу, а сам остров теперь называют, не иначе как «Земля любви».

Эротическое просвещение

По задумке создателей парка любви на территории острова были размещены 140 скульптур эротического и откровенно интимного характера. Планировка парка такова, что в течение часа можно обойти всю его территорию и обозреть все скульптуры, которые были задуманы и выполнены студентами университета Хонтик. Эротические позы скульптур и скульптурных групп дают основание полагать, что студенты успешно освоили «Камасутру».

Посетить парк любви могут только совершеннолетние. Считается, что, обозревая скульптуры, молодожены могут пройти ликбез в области сексуальной жизни.

Скульптуры

Экспозиция постоянно обновляется и увеличивается, а сам остров пополняется всевозможными лавками и магазинчиками, где можно купить сувениры и фривольные игрушки, помогающие разнообразить сексуальную жизнь партнеров. Все желающие могут посмотреть фильм, рассказывающий об интимной жизни человека.

Любопытно, что несмотря на фривольное содержание , парковые скульптуры имеют весьма высокую художественную ценность. Они выполнены не только натуралистично, но и весьма привлекательно. В композициях есть и динамика, и внутренняя статика.

В 2013 году модели разбавили фигурами, так появились скульптуры с элементами сюрреализма и даже нотками модернизма. К примеру, композиция мужчина с женской вагиной вместо головы, а также многочисленные фаллосы в виде перцев, скорпионов и пр.

На острове действует ряд музеев с постоянно обновляющимися экспозициями. Так, можно увидеть выставки, посвященные сексу и здоровью , эротическим играм, эротической фотографии и пр.

Природа парка

Парк был разбит после войны 1950 года, но фигуры и скульптуры стали появляться лишь в XIX веке. За необыкновенную природу острова, где растет тысяча экзотических цветов, а деревья увиты цветущими лианами, где эта красота еще не преобразована человеком и сохранила свою первозданность, остров Чеджу, а вместе с ним и парк, взят под охрану ЮНЕСКО.

Парк любви был открыт в 2004 году, и за эти годы его посетили миллионы туристов из разных стран мира.

Видео по теме



Скульптура Скульптура

(лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastika, от plasso - леплю), вид изобразительного искусства, основан на принципе объёмного, физически трехмерного изображения. Как правило, объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные (анималистический жанр), ещё реже - природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, фактура лепки или обработка материала, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовые отношения, выбор пропорций, специфический в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами скульптуры. Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе анатомических (структурных) особенностей той или иной модели.

Различают две основные разновидности скульптуры: круглую (статуя, скульптурная группа, статуэтка, торс, бюст и т. д.), которая свободно размещается в пространстве и обычно требует кругового обзора, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументальную, монументально- декоративную, станковую и так называемую скульптуру малых форм. Развиваясь в тесном взаимодействии, эти разновидности скульптуры имеют свои особенности. Монументальная и монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно- пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах - на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Она призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками (см. Синтез искусств), способна решать большие идейно-образные задачи, что с особой полнотой раскрывается в городских памятниках, монументах, мемориальных сооружениях, которым обычно присуща величавость форм и долговечность материала, приподнятость образного строя, широта обобщения. Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более камерный характер и обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьерах. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументальной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность. Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также произведения медальерного искусства и глиптики. Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника скульптуры. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п.) служат для лепки. Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и пр.) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нём объёмной формы. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике (получению точных копий электрохимическим способом). В нерасплавленном виде металл в скульптуре обрабатывается посредством ковки, чеканки, сварки и резки. Для создания керамической скульптуры употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах. Цвет в скульптуре применяется с древнейших времён: хорошо известна раскрашенная скульптура античности, средних веков, Возрождения. Обращение к полихромии в скульптуре или отход от неё к однотонной подкраске, тонировке и естественному цвету материала связан с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эпоху. Возникновение скульптуры, относящееся к первобытной эпохе, непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магическими верованиями. В палеолитических стоянках (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии, Мальта и Буреть в СССР) обнаружены изображения животных и женщин - прародительниц рода, отличающиеся остротой жизненных наблюдений при обобщённости и грубоватости форм. Неолитическая скульптура (круглая, обычно небольших размеров) резалась из мягких пород камня, из кости и дерева; рельефы исполнялись на каменных пластинах и стенах пещер, в изображениях фигур господствовала схематизация форм. Скульптура часто служила средством украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов. Дальнейшее развитие скульптура получила в период разложения первобытно- общинного строя, в связи с ростом разделения труда и технологическим прогрессом; ярчайшие памятники этого этапа - золотые рельефы скифов, терракотовые головы культуры Нок, типологически многообразная деревянная резная скульптура народов Океании.

В искусстве рабовладельческого общества скульптура выделилась как особый вид деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров. Скульптура древневосточных государств, имевшая ритуальное и магическое значение, служила увековечению строгой общественной иерархии, власти богов и царей, которая утверждалась в грандиозных по масштабу и лаконично-строгих по стилю произведениях В скульптуре Древнего Египта, отличавшейся своеобразной системой условного изображения человеческой фигуры - каноном, сфинксы, величественные статуи фараонов, портреты вельмож, суммированные по объёму, сохраняли представление об исходном блоке материала. В развивавшейся сходными путями скульптуре других древневосточных деспотий (Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия) своеобразными чертами были яркость раскраски (Шумер), введение в рельеф многочисленных деталей, в т. ч. элементов пейзажа (Ассирия).

Иной, гуманистический характер носит скульптура Древней Греции и отчасти Древнего Рима, обращённая к массе свободных граждан и во многом являющаяся пластической материализацией античной мифологии. В образах богов и героев, атлетов и воинов скульпторы Древней Греции воплощали идеал гармонично развитой личности, утверждали свои этические и эстетические представления. На смену целостной, пластически обобщённой, но несколько скованной скульптуре периода архаики пришла основанная на точном знании анатомии, свободной постановке фигуры в пространстве скульптура классики, выдвинувшая таких крупных мастеров, как Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп. В их творчестве с наибольшей полнотой раскрылась гуманистическая сущность греческой скульптуры: утверждение значительности человеческой личности, пластической красоты человеческого тела, соединённой с идеальной обобщённостью образа. В эллинистическом искусстве уравновешенность и гармоничность классической скульптуры сменяются драматизмом, патетической страстностью, напряжённостью образов и внешней эффектностью форм. Реализм древнеримской скульптуры особенно полно раскрылся в искусстве портрета, поражающего остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров. Получил развитие рельеф с историко-повествовательными сюжетами, украшающий триумфальные колонны и арки; сложился тип конного памятника (статуя Марка Аврелия, впоследствии установленная Микеланджело на пл. Капитолия в Риме).

Христианская религия как основная форма миросозерцания во многом определила характер европейской средневековой скульптуры. Как необходимое звено скульптура входит в архитектурную ткань соборов эпохи романского стиля, подчиняясь суровой торжественности их тектонического строя. В искусстве готики, где рельефы и статуи апостолов, пророков, святых, фантастических существ, а порой и идеализированные образы реальных лиц буквально заполняют порталы соборов, галереи верхних ярусов, ниши башенок и выступы карнизов, скульптура играет особенно заметную роль. Она как бы "очеловечивает" архитектуру, усиливает её духовную насыщенность. В Древней Руси высокого уровня достигло искусство рельефа (киевские шиферные рельефы, каменное резное убранство храмов Владимиро-суздальской школы). В средние века скульптура получила широкое развитие в странах Среднего и Дальнего Востока; особенно велико мировое художественное значение скульптуры Индии, Индонезии, Индокитая, монументальной по характеру, сочетающей мощь построения объёмов с чувственной изысканностью моделировки.

В XII-XVI вв. западноевропейская скульптура, постепенно освобождаясь от религиозно- мистического содержания, переходит к более непосредственному изображению жизни. Раньше, чем в скульптуре других стран, во второй половине XIII - начале XIV вв. новые реалистические тенденции проявились в Северной Италии (Никколо Пизано и др.), В XV-XVI вв. итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, всё более тяготеет к выражению идеалов ренессансного гуманизма (см. Возрождение). Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится её главной задачей (творчество Донателло, Якопо делла Кверча, А. Верроккьо). Был сделан важный шаг вперёд в создании свободно стоящих (т. е. относительно независимых от архитектуры) статуй, в решении проблем размещения памятников в городском ансамбле, многопланового рельефа. Совершенствуется техника бронзового литья, чеканки, используется техника майолики. Одной из вершин искусства Возрождения явились скульптурные произведения Микеланджело, полные титанической мощи и напряжённого драматизма. Преимущественный интерес к декоративным задачам отличает скульпторов маньеризма (Б. Челлини и др.). Из скульпторов Возрождения в других странах выделяются Клаус Слютер (Бургундия), Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Лахер (Австрия), А. Крафт, Ф. Штос и Т. Рименшнейдер (Германия).

В скульптуре барокко ренессансная гармония и ясность уступают место стихии изменчивых форм, подчёркнуто динамичных, нередко исполненных торжественной пышности. Стремительно нарастают декоративные тенденции: скульптура буквально сплетается с архитектурой церквей, дворцов, фонтанов, парков. В эпоху барокко создаются также многочисленные парадные портреты и памятники. Крупнейшие представители скульптуры барокко - Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Люже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др.). Принципы классицизма, заново осмысленные в эпоху Просвещения, сыграли важную роль в развитии западноевропейской скульптуры второй половины XVIII - первой трети XIX вв., в которой наряду с историческими, мифологическими и аллегорическими темами (А. Канова в Италии, Б. Торвальдсен в Дании) большое значение приобрёл портрет (Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции). Эмоциональная напряжённость, поиски новых выразительных средств характерны для скульптуры эпохи романтизма (П. Ж. Давид д"Анже, А. Л. Бари, Ф. Рюд во Франции).

В русской скульптуре с начала XVIII в. совершается переход от средневековых религиозных форм к светским; развиваясь в русле общеевропейских стилей - барокко и классицизма, она сочетает пафос утверждения новой государственности, а затем и просветительских гражданских идеалов с осознанием пластической красоты реального мира. Символом новых исторических устремлений России стал памятник Петру I в Петербурге работы Фальконе. Прекрасные образцы парковой монументально-декоративной скульптуры., деревянной резьбы, парадного портрета появляются уже в первой половине XVIII в. (Б. К. Растрелли и др.). Во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. складывается академическая школа русской скульптуры, которую представляет плеяда выдающихся мастеров. Патриотический пафос, величавость и классическая ясность образов характеризуют творчество Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, Ф. П. Толстого, С. С. Пименова. Тесная связь с архитектурой, равноправное положение в синтезе с ней, обобщённость образного строя типичны для скульптуры русского классицизма. В 1830-40-е гг. в русской скульптуре всё больше преступает стремление к исторической конкретности образа (Б. И. Орловский) и жанровой характерности (П. К. Клодт, Н. С. Пименов).

Во второй половине XIX в. в русской и западноевропейской скульптуре находит отражение общий процесс демократизации искусства. Классицизму, который теперь перерождается в салонное искусство, противостоит реалистическое направление (см. Реализм) с его открыто выраженной социальной направленностью, признанием повседневной жизни, достойной внимания художника, обращением к теме труда, к проблемам общественной морали (Ж. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др.). Реалистическая русская скульптура развивается под сильным влиянием живописи передвижников. Характерная для последних глубина размышлений над историческими судьбами родины отличает и скульптурное творчество М. М. Антокольского. В скульптуре утверждаются сюжеты, взятые из современной жизни, крестьянская тема (Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов, С. О. Иванов), которые, однако, страдают излишним натурализмом и приземлённостью образов, а иногда и сентиментальностью.

В искусстве второй половины XIX в. наступил распад синтеза архитектуры и искусства, упадок монументально-декоративной и монументальной скульптуры; распространились различные натуралистические течения. Попытки преодоления кризиса скульптуры наметились в конце XIX - начале XX вв., когда в рамках стиля "модерн" вновь возрождается стремление к синтезу искусств, в котором скульптура (в особенности связанная с интерьером, оформлением фасадов, т. е. рельеф, станковая и декоративная скульптура) занимает важное место. На развитие скульптуры этого времени оказывают влияние современные ей художественные течения (импрессионизм, символизм), она широко опирается на традиции прошлого (греческую архаику, классику, Возрождение). Мощное воздействие на все национальные школы оказывает тесно связанная с изучением натуры и отражающая противоречивый характер своей эпохи пластика О. Родена, создавшего яркие по силе эмоционального воздействия и значительные по идейному замыслу произведения. Отчасти под влиянием Родена сложилось творчество крупнейших мастеров французской скульптуры XX в. - Э. А. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспьо. Наиболее значительными представителями этого вида искусства в других странах в первой половине XX в. были Э. Барлах (в Германии), И. Мештрович (в Хорватии). Различные направления русской скульптуры этого периода выражают С. М. Волнухин, И. Я. Гинцбург, П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина, Конёнков С. Т., А. Т. Матвеев, Н. А. Андреев. В скульптуре основное значение приобретает пластическая выразительность форм (М. Россо в Италии, А. Джакометти в Швейцарии, Г. Кольбе в Германии).

В XX в. развитие скульптуры принимает противоречивый характер. Экспериментализм модернистских живописных течений XX в. проник и в скульптуру; особенно сильно было влияние кубизма (П. Пикассо, А. П. Архипенко, А. Лоран), приведшее к включению в произведениях скульптуры самых различных нетрадиционных материалов. Представителями конструктивизма были Н. Габо, А. Певзнер, сюрреализма - X. Арп, абстрактного искусства - А. Колдер и др. Дадаисты (М. Дюшан), а за ними художники поп-арта ввели принцип превращения обыденного предмета в произведениях скульптуры, так называемый объект, отрицая значение художественно-пластической формы. В современную урбанистическую среду вписываются созданные из новейших материалов декоративные формы (И. Ногучи, США) или гигантские стилизованные фигуры людей (Г. Мур, Великобритания).

Модернистским течениям последовательно противостоит советская скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма. Её становление неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, на основе которого были созданы первые революционные памятники и памятные доски, а в дальнейшем многие значительные произведения монументальной скульптуры. В памятниках 20-30-х гг. (скульпторы А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров, Б. Д. Королёв, М. Г. Манизер и др.), в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена, всесоюзные и международные выставки ("Рабочий и колхозница" В. И. Мухиной и др.), ярко проявилось социалистическое миропонимание, реализовались принципы народности и партийности искусства. Центральными в скульптуре 20-30-х гг. становятся тема революции (Матвеев и др.), образ участника революционных событий, строителя социализма. В станковой скульптуре большое место занимают портрет (Андреев, Голубкина, С. Д. Лебедева, В. Н. Домогацкий и др.), а также изображение человека-борца (И. Д. Шадр и др.), воина (Л. В. Шервуд), рабочего (Г. И. Мотовилов). Развивается анималистическая скульптура (И. С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В. В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др.). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на первый план выступила тема Родины, советского патриотизма, воплотившаяся в портретах героев (Мухина, Лебедева, Н. В. Томский), в напряжённо-драматичных жанровых фигурах и группах (В. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др.). Трагические события и героические свершения военных лет нашли особенно яркое отражение в скульптуре мемориальных сооружений 40-70-х гг. (Е. В. Вучетич, Ю. Микенас, Г. Йокубонис, Л. В. Буковский и др.). В 40-80-х гг. скульптура играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре общественных зданий и ансамблей, используется при создании градостроительных комплексов, в которых наряду с многочисленными новыми памятниками и монументальными композициями (М. К. Аникушин, Э. Д. Амашукели, В. З. Бородай, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, О. К. Комов, Ю. Г. Орехов, Т. Садыков, В. Е. Цигаль, Ю. Л. Чернов и др.) важное место принадлежит садово-парковой скульптуре, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Острое чувство современности, поиски путей обновления пластического языка характерны для станковой скульптуры второй половины 50-80-х гг. (А. Г. Пологова, Л. М. Баранов и др.). Общими для многих национальных школ советской скульптуры являются стремление воплотить характер современного человека - строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир. Те же тенденции присущи и скульптуре других социалистических стран, выдвинувшей ряд крупных мастеров (К. Дуниковский в Польше, Ф. Кремер в ГДР, А. Августинчич в Югославии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии и др.). В западноевропейской скульптуре реакция против фашизма и войны вызвала активизацию наиболее прогрессивных сил, способствовала созданию произведений, проникнутых высоким гуманистическим пафосом (скульпторы М. Мадзакурати, Дж. Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии). Скульптура передовых художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздаёт исторические и современные события, в то время как представители различных модернистских течений порывают живую связь с реальностью, уходя от актуальных жизненных проблем в мир субъективной фантастики и формалистических экспериментов.


Энку (Япония). "Отшельник". Дерево. 17 в. Храм Каннондзи. Нагоя.




Микеланджело (Италия). "Ночь". Деталь убранства Новой сакристии (капеллы Медичи) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Мрамор. 1520 - 1534.


А. Майоль (Франция). "Скованное движение". Бронза. Начало 20 в. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.




"Несломленный". Фрагмент мемориального ансамбля Памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе (Латвийская ССР). Бетон. 1967. Скульпторы Л. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис.
Литература: Г. И. Кепинов, Технология скульптуры, М., 1936; Д. Е. Аркин, Образы скульптуры, М., 1961; М. Я. Либман, О скульптуре, М., 1962; А. С. Голубкина, Несколько слов о ремесле скульптора, М., 1963; И. М. Шмидт, Беседы о скульптуре, М., 1963; С. С. Валериус, Прогрессивная скульптура XX в. Проблемы и тенденции, М., 1973; Landsberger F., Vom Wesen der Plastik. Ein kunstpдdagogischer Versuch, W., 1924; Rich C., The materials and methods of sculpture, N. Y., 1947; Malraux A., Le musйe imaginaire de la sculpture mondiale, (v. 1-3, P.), 1952-54; Read Н. E., The art of sculpture, 2 ed., N. Y., 1961; Mills J. W., The technique of sculpture, L., (1965); Rogers L. R., Sculpture, L.-N. Y.-Oxf., 1969; Bazin G., The history of world sculpture, L., 1970; его же, Le monde de la sculpture des origine а nos jours, P., 1972; его же, A concise history of world sculpture, Newton Abbot, 1981; Albreht H. Y., Sculptur im 20.Jahrhundert, Kцln, 1977, Wittkower R., Sculpture: processes and principles, L., 1977; Kotula A., Krakowski P., Rzezba wspotczesna, Warsz., 1980.

Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

скульпту́ра

Ваяние, один из видов изобразительного искусства . Скульптура, в отличие от живописи, имеет реальный, а не изображённый объём. Существует два основных вида скульптуры: круглая скульптура и рельеф . Круглая статуя «живёт» в свободном пространстве, её можно обойти со всех сторон, ощутить рукой шероховатую или гладкую поверхность, почувствовать округлость формы. Рельеф подобен объёмному рисунку на плоскости.
Основной предмет изображения в скульптуре – человек. Лишь иногда мастера изображают животных и птиц, неодушевлённые предметы. В круглой скульптуре, в отличие от живописи, весьма сложно воспроизвести природу, нельзя передать особенности воздушной атмосферы. Однако скульпторы способны выразить в телесной форме любые чувства и идеи – от лирических и задушевных до грандиозных и величественных. Мастер не стремится точно копировать формы, которые он видит в жизни. В скульптуре, как и в любом художественном произведении, необходимо отобрать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то, напротив, выделить, подчеркнуть, преувеличить. Ваятель не копирует, а творит, создаёт новую форму, опираясь на знание натуры.







Любая скульптура очень чувствительна к освещению. Она будет по-разному выглядеть при верхнем и боковом свете, в пасмурную погоду и при ярком солнце. Скульпторы учитывают это в своей работе. Скульптурное произведение создаётся в расчёте на определённое окружение: улицу или городскую площадь, музейный зал, аллею парка, комнату в доме. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, особенности её формы.
В зависимости от назначения, скульптура подразделяется на монументальную и станковую. Монументальная скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В них воплощается способность скульптуры выражать в обобщённых образах великие идеи. Парковая скульптура служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм. Статуэтки, выполненные на станке, относят к станковой скульптуре. Они предназначены для небольших помещений, для музейных залов.
Все скульптурные материалы можно разделить на мягкие (глина, пластилин, воск) и твёрдые (камень, дерево, слоновая кость). Работая с мягкими материалами, скульптор лепит, наращивает объём будущей статуи. Древнейший материал для пластики, известный ещё с первобытных времён, вязкая и мягкая глина, принимает под пальцами мастера любую форму. Изделия из обожжённой глины называют терракотой (от итал. terra cotta – обожжённая земля). Из прочного камня с древнейших времён высекали скульптуры для гробниц и храмов. Твёрдые породы камня (гранит, базальт и др.) трудно обрабатывать, в них невозможно вырезать мелкие детали. Поэтому в подобных работах сильнее всего ощущается массив каменного блока (скульптура Древнего Египта). Известняк – более мягкий камень. В Средневековье его использовали для рельефных украшений порталов соборов. Древние греки первыми начали обрабатывать мрамор: мерцающий, словно дышащий камень, близкий своей окраской к телесному цвету, хорошо подходил для статуй обнажённых богов и героев.
Великому скульптору эпохи Возрождения Микеланджело приписывают знаменитое изречение о том, что скульптуру создать очень просто: надо взять камень и «убрать всё лишнее». Действительно, мастер, работающий с твёрдыми материалами, «освобождает» будущую скульптуру «из плена» каменной или деревянной массы. Чтобы обрабатывать камень, нужно обладать физической силой и иметь уверенную руку. Одна ошибка – и работа будет испорчена. Сначала с камня скалывают самые большие куски с помощью шпунта – инструмента, похожего на большой гвоздь. Потом работают троянкой – крупным резцом с плоским зазубренным концом, которым сглаживают шероховатости. Скарпелью, более мелким резцом, вырезают мелкие детали. С помощью бурава (специального сверла) высверливаются отверстия (завитки волос, зрачки глаз и т. д.). По завершении работы отдельные части скульптуры полируют до блеска.
С незапамятных времён скульпторы использовали дерево. На протяжении тысячелетий оно оставалось излюбленным материалом народных мастеров, делавших из него забавные игрушки и маленькие декоративные статуэтки. Инструменты для работы с деревом в основном те же, что и для камня: различные ножи, резцы, пилы и молотки. Хотя резать по дереву легче, чем обрабатывать камень, в работе с ним есть свои трудности. Дерево можно резать только по направлению волокон; осуществлению замысла может помешать какой-нибудь сучок, «появившийся» в самом неподходящем месте. Наконец, чтобы деревянная скульптура не рассыхалась и не трескалась, готовую статую разнимают на две части, выдалбливают изнутри, а затем вновь соединяют половинки. Дерево, как никакой другой материал, «подсказывает» форму будущего произведения. Сплетение древесных сучков скульптор может превратить в руки статуи, разметавшиеся корни старого пня – в изогнутые лапы чудовища… Дерево – тёплый, «живой» материал – словно наполняет скульптуру особой органической силой.
Особняком среди материалов скульптуры стоят металлы: бронза, медь, чугун, золото. В процессе изготовления бронзовой (или из др. металла) скульптуры сначала делают её модель из воска, гипса, глины и т. д. Модель обмазывают гипсом, получая полую разъёмную форму, внутрь которой потом заливают расплавленный металл.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»