Аврора в первой мировой войне. Возвращение крейсера «Аврора

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Недолог век кораблей и конец их обычно печален: морское дно или стенка судостроительного завода, где они режутся на металлолом. Однако существуют и немногочисленные исключения – это знаменитые корабли, которые после окончания своей службы становятся памятниками или музеями. Пересчитать подобные случаи можно на пальцах: «Куин Мери» и «Миссури» в США, «Микаса» в Японии, «Катти Старк» и «Виктория» в Великобритании. В России также есть легендарный корабль, который изменил ход не только отечественной, но и всей мировой истории. Конечно же, это знаменитый крейсер «Аврора».

У большинства наших соотечественников крейсер «Аврора» в первую очередь ассоциируется с холостым выстрелом, который стал сигналом к штурму Зимнего дворца в октябре 1917 года. Но это не слишком справедливо: крейсер был участником самых судьбоносных событий в истории России прошлого столетия. И революция – всего лишь одно из них.

«Аврора» сумела выжить в аду цусимского боя, избежала гибели во время Первой мировой войны и была восстановлена после затопления в ленинградскую блокаду. Судьба явно хранила крейсер. Сегодня этот корабль является одним из самых знаменитых музеев Санкт-Петербурга, ежегодно его посещает до полумиллиона туристов. В настоящее время крейсер находится на очередном ремонте, власти города обещают, что на свое законное место «Аврора» вернется уже 16 июля.

История корабля

В начале прошлого столетия российский военный флот стремительно рос и пополнялся новыми вымпелами. В 1900 году на Адмиралтейских верфях, что в Санкт-Петербурге, на воду был спущен новый крейсер типа «Диана». В российском флоте издавна существовала традиция называть новые суда именами прославленных в прошлом кораблей, поэтому крейсер назвали «Аврора» в честь фрегата, отличившегося во время Крымской войны.

На церемонии спуска корабля на воду присутствовал российский император Николай II.

«Аврора» относился к крейсерам первого класса или к так называемым бронепалубным крейсерам, у которых палуба имела броневую защиту от навесного огня вражеской артиллерии. Нельзя сказать, что новый корабль отличался выдающимися боевыми качествами: он мог развивать ход в 19 узлов (новейшие броненосцы того времени давали 18), его восемь шестнадцатидюймовых орудий также не впечатляли своей огневой мощью. Но вести разведку, уничтожать вражеские транспортные суда и защищать линейные корабли от миноносцев он был вполне способен.

Геополитическая обстановка в начале прошлого столетия была сложной. Россия находилась в состоянии настоящей холодной войны с Великобританией, в Европе стремительно набирала силу Германия. На Дальнем востоке назревал конфликт с Японией.

После нападения японцев на Порт-Артур «Аврора» попала в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, которая под командованием адмирала Рожественского должна была отправиться из Санкт-Петербурга на Дальний восток, чтобы прийти на помощь осажденной русской крепости.

Данная затея изначально выглядела как авантюра, в итоге она привела к разгрому при Цусиме - самому тяжелому поражению в истории российского флота. Во время сражения «Аврора» выполняла приказ адмирала – охраняла транспорты. В крейсер попало восемнадцать вражеских снарядов разных калибров, корабль получил серьезные повреждения, около ста человек команды были ранены или убиты. В бою погиб командир крейсера.

После прекращения артиллерийской дуэли российские военные корабли были атакованы японскими миноносцами. Именно они нанесли самый серьезный урон российской эскадре. Крейсера должны были охранять свои линейные корабли, но вместо этого они бросили свои главные силы и взяли курс на Филиппины, где были разоружены и простояли до конца войны.

Приказ бежать с поля боя был дан контр-адмиралом Энквистом, который командовал отрядом крейсеров. После возвращения кораблей на родину военное руководство не знало, как поступить с адмиралом: наградить его за спасение судов или отдать под суд за трусость и нерешительность. В конце концов, на него просто махнули рукой.

«Аврора» вернулась в Санкт-Петербург в 1906 году, после чего корабль встал на ремонт, в 1915 году крейсер прошел модернизацию и приобрел знакомый нам внешний облик. Была усилена артиллерия крейсера, число орудий главного калибра довели до четырнадцати.

Во время Первой мировой войны «Аврора» действовала на Балтике, корабль входил в состав второй бригады крейсеров. Они гонялись за немецкими крейсерами, уничтожали вражеские тральщики и минные заградители, вели дозорную службу в Финском заливе.

Уже в 1914 году на Балтике немцы начали использовать новое для того времени оружие – подводные лодки . В октябре того же года германская подлодка U-26 столкнулась с двумя российскими крейсерами: новой «Палладой» (старая погибла под Порт-Артуром) и «Авророй». В качестве цели для атаки капитан подлодки выбрал более современную «Палладу». От попадания торпеды сдетонировал боекомплект корабля, крейсер в считаные секунды ушел под воду. Спасенных не было. «Аврора» успела укрыться в шхерах. Так, благодаря случайности, корабль второй раз избежал гибели.

Революционные события 1917 года хорошо всем известны, об этом написаны сотни книг и статей. Можно отметить, что угроза открыть огонь по Зимнему дворцу была откровенным блефом – корабль находился на очередном ремонте, и боекомплект с него был выгружен.

После революции «Аврора» превратилась в учебный корабль: он совершил несколько походов, участвовал в маневрах. В 1933 году крейсер превратили в несамоходную плавучую учебную базу.

Во время Великой Отечественной войны с крейсера были сняты орудия главного калибра, они обороняли подступы к городу. Немцы много раз бомбили и обстреливали корабли Балтийского флота, но их не слишком интересовал лишенный артиллерии крейсер-ветеран. Несмотря на это, «Аврора» получила полагающуюся ей порцию вражеских снарядов. 30 сентября 1941 года в результате артиллерийского обстрела корабль получил серьезные повреждения и сел на грунт.

После снятия осады с города «Аврора» была реанимирована. Ее подняли и отправили на очередной ремонт. Было принято решение сделать из «Авроры» корабль-музей. С крейсера сняли все котлы, механизмы и ходовые винты, установили артиллерию, которая была на нем в 1915 году. В послевоенные годы «Аврора» превратилась в символ революции, в своеобразный фетиш для всего населения огромной страны.

Изображение этого корабля можно было встретить везде, на открытках, марках, монетах. Его роль в революционных событиях всячески превозносилась. Силуэт крейсера стал таким же символом Санкт-Петербурга, как Исаакиевский собор и Медный всадник. Об «Авроре» писали книги, слагали песни, снимали фильмы.

Последний капитальный ремонт крейсер производился в середине 80-х годов. Его причиной стала сильная изношенность корпуса, во многих местах он просто сгнил. В трюмах постоянно работали насосы, вычерпывавшие каждый день несколько десятков тонн воды. Стало понятно, что без капитального ремонта корабль просто пойдет ко дну.

Именно с этим ремонтом связаны слухи о том, что нынешняя «Аврора» ненастоящая.

Работы проводились на Северной верфи. Рабочим пришлось срезать всю подводную часть крейсера и заменить ее на новую. Не менее серьезной переделке подверглась и надводная часть судна. Была проведена и реконструкция внутренних помещений, которым пытались придать первозданный вид. Некоторые агрегаты и машины корабля были заменены макетами.

Оценки проведенных работ существуют разные, но многие историки считают, что в 1987 году на место вечной стоянки корабля вернулся уже «новодел». Слишком мало в нынешнем крейсере «Аврора» осталось от того корабля, который сошел со стапелей в 1900 году.

Подводную часть крейсера после ремонта не стали резать на металлолом, а отбуксировали к поселку Ручьи (неподалеку от Санкт-Петербурга) и там затопили.

В 2010 году «Аврора» был выведен из состава ВМФ РФ и передан Центральному военно-морскому музею. В 2013 году Шойгу заявил, что крейсер ожидает еще один ремонт, во время которого он будет оснащен дизель-электрической установкой. То есть, корабль опять станет ходовым.

В новейшей российской истории крейсер «Аврора» неоднократно упоминался в связи с целым рядом громких скандалов, получивших широкий резонанс в обществе. Дело в том, что представители городской элиты (включая губернатора Санкт-Петербурга) облюбовали корабль-музей для празднования корпоративов и иных вип-вечеринок.

В 2014 году начался запланированный ремонт, который должен закончиться в нынешнем году. Так, по крайней мере, обещали власти Санкт-Петербурга. Возвращение «Авроры» намечается на 16 июля. Однако есть все основания полагать, что когда крейсер вернется на свое место, он еще менее будет напоминать тот корабль, спуск на воду которого благословлял сам российский император.

Описание

«Аврора» относится к классу крейсеров I ранга. Ее полное водоизмещение составляет 6731,3 т, максимальная скорость – 19,2 узла. Корабль мог пройти экономичным ходом (10 узлов) расстояние в 4 тыс. морских миль.

Главная энергетическая установка судна состояла из трех вертикальных паровых машин тройного расширения и 24 паровых котлов. Ее общая мощность равнялась 11610 л. с.

Судно двигалось за счет вращения трех винтов.

Максимальный запас угля, который крейсер мог принять на борт, составлял 1 тыс. тонн.

Экипаж крейсера – 570 человек, включая 20 офицеров.

В 1903 году «Аврора» имела следующее артиллерийское вооружение: восемь 152-мм орудий главного калибра системы Канэ, двадцать четыре 75-мм орудий системы Канэ, восемь 37-мм орудий системы Гочкиса и два 63,5-мм десантных орудия Барановского.

Торпедное вооружение было представлено одним надводным и двумя подводными торпедными аппаратами. В состав минного вооружения входили 35 мин 254-мм калибра. С 1915 года крейсер вооружили 150 минами типа «1908».

Палуба крейсера имела бронирование 38-63,5 мм, а боевая рубка – 152 мм.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Аврора стрельнула! Аврора жахнула!
Упал орел под сапоги...
За дело Ленина! За волю Троцкого!
Мы победим на всей Земле...

народная революционная песня

Д ля понимания, что же снится крейсеру Аврора"
предлагаю вспомнить ее его долгий и славный боевой и жизненный путь...

История "Авроры"
Бронепалубный крейсер "Аврора" был заложен 23 мая 1897 года в Петербурге (в Новом адмиралтействе). Корабль однотипный с заложенными ранее "Палладой" и "Дианой".

В российском флоте существовала (и существует) традиция преемственности названий кораблей, и новые крейсера унаследовали имена парусных фрегатов. Постройка корабля заняла более шести лет - "Аврору" спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.

Основное предназначение - ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба. Вести артиллерийские дуэли с современными броненосцами того времени корабль не мог. Не имел брони и достаточной огневой мощи. Зато обладая солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и, вследствие этого, хорошей мореходностью и автономностью. При полном запасе угля (1430 тонн) "Аврора" могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.

25 сентября 1903 года (всего через неделю после укомплектования, закончившегося 18 сентября) "Аврора" с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт.
В Средиземном море "Аврора" присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса. Началась война и 5 апреля 1904 года "Аврора" вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий.

Адмирал Рожественский был оригинал и (возможно в целях конспирации) давал боевым кораблям прозвища, с соленым флотским юморком. Крейсер "Адмирал Нахимов" называл "Идиотом", броненосец "Сисой Великий" - "Инвалидным убежищем", яхту "Светлана" звал "Горничной", а "Аврора" удостоилась "почетного" титула "Проститутка подзаборная"))))

2 октября 1904 года в составе эскадры, сменив командира (им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев("Аврора" отправилась к Цусиме.

в Цусимском сражении «Аврора» выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

За время боя крейсер получил 18 попаданий снарядов разных калибров, имел серьёзные потери экипажа - до ста человек убитыми и ранеными.


Погиб командир - его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.

Но при всем этом кораблю удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где он простоял разоруженным до конца войны.

В 1909-1910 годах "Аврора" вместе с "Дианой" и "Богатырём" входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.
В ноябре 1911 года авроровцы принимали участие в торжествах в Бангкоке в честь коронации сиамского короля.

В 1910 году крейсер сопровождал императорскую яхту в Ригу.

Первую модернизацию крейсер прошёл после русско-японской войны, вторую, после которой принял сохранённый ныне внешний облик, - в 1915 году. Усилили артиллерийское вооружение корабля - число 152-мм орудий главного калибра сначала было доведено до десяти, а затем и до четырнадцати. Многочисленную 75-мм артиллерию демонтировали - размеры и живучесть эсминцев возросли, и трёхдюймовые снаряды уже не представляли для них серьёзной опасности.

Крейсер получил возможность принимать на борт до 150 мин - минное оружие широко применялось на Балтике и доказало свою эффективность. А зимой 1915-1916 на "Авроре" установили новинку - зенитные пушки. Но до второй модернизации славный крейсер мог и не дожить...

Первую Мировую войну "Аврора" встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с "Олегом", "Богатырём" и "Дианой"). Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую.

11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка "U-26" под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу "Палладу" и подошедшую ей на смену "Аврору". Командир германской субмарины верно оценил и классифицировал цели и атаковал. Попадание торпеды вызвало на броненосце "Паллада" детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем. А ветеран русско-японской войны крейсер "Аврора" сумел под шумок укрыться в шхерах.

О судьбоносной роли "Авроры" в событиях октября 1917 года всерьез говорить не стоит. Расстрелять Зимний дворец из орудий крейсер не мог. Он стоял в ремонте, и весь боезапас с него был выгружен. Но возможно, для залпа и эффекта большевики и нашли пару снарядов.

В гражданской войне и в боях с английским флотом "Аврора" участия не принимала. Сказывалась острая нехватка топлива и прочих видов снабжения.

В 1918 году "Аврора" стояла в глубоком резерве, без орудий, которыми вооружили самодельные легкие канонерские лодки.

В конце 1922 года "Аврору" - единственный, кстати, корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, - решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130-мм орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемёта, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.

Затем в течение десяти лет - с 1923 по 1933 год - крейсер занимался уже знакомым ему делом: на его борту проходили практику курсанты военно-морских училищ.
Корабль совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах вновь возрождавшегося Балтийского флота. Но годы брали своё, и из-за плохого состояния котлов и механизмов "Аврора" после очередного ремонта в 1933-1935 годах стала несамоходной учебной базой. В зимнее время её использовали как плавбазу подводных лодок.

Во время Великой Отечественной войны старый крейсер стоял в гавани Ораниенбаума.

Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять его установленных на береговой батарее "стотридцаток" обороняли подступы к городу.

Немцы не обращали особого внимания на дряхлого ветерана, стремясь прежде вывести из строя лучшие советские корабли (такие, как крейсер "Киров"), однако свою порцию вражеских снарядов корабль всё-таки получил. 30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт.

После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года крейсер вывели из состояния клинической смерти - подняли с грунта и (в который уже раз!) поставили в ремонт. С "Авроры" сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году, - четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки.

В 1946 году, в ходе ремонта, "Аврора" сыграла конороль крейсера "Варяг" в одноимённом кинофильме. Тогда "Авроре", как истинной актрисе, пришлось даже загримироваться под свой персонаж - с орудий сняли щиты (на "Варяге" их не было), и установили четвёртую фальшивую трубу для правдивости образа самого геройского крейсера русско-японской войны.

Теперь крейсеру предстояло стать кораблём-памятником и одновременно учебной базой Нахимовского училища. В 1948 году ремонт был закончен, и восстановленная "Аврора" встала туда, где она стоит и по сей день - к Петроградской набережной напротив здания училища нахимовцев. А в 1956 году на борту "Авроры" открыли Корабельный музей, как филиал Центрального военно-морского музея.

В советские годы, естественно, основное (да, пожалуй, и единственное) внимание уделялось революционному прошлому крейсера. Изображения "Авроры" присутствовали везде, где только можно, и силуэт трёхтрубного корабля сделался символом нашего города.

В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. К юбилею снимали фильм "Залп "Авроры", где крейсер играл самого себя. Все съёмки производились на натуре. "Аврору" отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту. Зрелище было впечатляющее, и тысячи ленинградцев и гостей города следили за тем, как серая трёхтрубная красавица медленно и величественно плывёт по Неве.

Буксировка к месту стоянки после съемок 1967г.

Капитальная реставрация «Авроры» прошла в 1984 году. Мощные буксиры сняли крейсер с вечной стоянки и потащили его на Северную верфь.

В доках крейсер революции попросту распилили на части. Нижняя часть судна, включая всю подводную была полностью заменена на новую.

Суровой переделке подверглось и то, что находилось над водой. К юбилейной дате «Аврора» вернулась на привычное место, а далее встал вопрос о том, что же делать с остовом, оставшимся на верфи. Сдачу крейсера революции в металлолом в советские времена сочли бы идеологической диверсией. Вот и решили спрятать настоящую «Аврору» от глаз народа.

В ходе раставрации, «Аврору» потихоньку растаскивали на сувениры и военные и гражданские. С надводных частей отдирали обшивку из листовой меди, которой был покрыт весь корабль. Главный механик рыболовецкого совхоза «Балтика» Владимир Юрченко, как человек глубоко верующий хозяйственный отодрал весь кафель с душевой героического корабля и положил его на даче. И то верно, не пропадать же добру. Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы.

По воспоминаниям очевидцев, разграбившие реставрировавшие крейсер рабочие наткнулись на совершенно исправную систему пожаротушения. Она сработала, когда при помощи сварочного аппарата они стали вскрывать переборки. Половину корабля при этом залило пеной.

Отрезанный корпус хотели превратить в волнорез, но не сложилось. Труп Отрезанная часть затонула не там где планировалось. Ныне найти останки крейсера революции можно без проблем.

На фоне обломков охотно фотографируются случайные туристы, летом по остову азартно лазят местные мальчишки. Во время отлива корпус, вытянувшийся на 120 метров в длину, виден целиком.

А зановорожденный крейсер Франкинштейн "Аврора" был торжественно возвращен к вечной стоянке.

Современный крейсер представляет собой частичный новодел. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок.

На корабле в 1992 году вновь подняли андреевский флаг, крейсер числился в составе военно-морского флота России как №1. До недавнего времени на корабле служили офицеры и матросы. Все вспомогательные механизмы и системы жизнеобеспечения поддерживаются командой крейсера в работоспособном состоянии. В рабочем ухоженном состоянии и корабельные орудия.

В ночь на 6 июня 2009 года на корабле прошли банкет и торжественная презентация журнала «Русский пионер», на которых присутствовали в том числе высокие гости. Делом заинтересовалась прокуратура и крайним оказался Министр обороны и ВМФ, как надосмотревшие)))

1 декабря 2010 года "Аврора" лишилась статуса корабля №1 ВМФ России. Корабль стал филиалом Центрального музея ВМФ.

1 августа "Аврора" окончательно переведена в ведение Центрального военно-морского музея. Воинское подразделение, нёсшее службу на корабле, распустили. Экипаж крейсера «Аврора» переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала; статус корабля остался прежним.

В октябре 2011 на мачту крейсера «Аврора» повесили флаг с черепом и костями. Двое молодых людей и девушка просидели на мачте под «Веселым Роджером» около пяти часов, всполошив полицию, спасателей, комендатуру города и военных моряков.

Возмутители спокойствия назвались представителями организаций «Народная доля» и «Еда вместо бомб». Акцию «Памятный Октябрь или Авророво воскресение» они посвятили борьбе с кризисом, нищетой, олигархами, «повальной педофилией» и «религиозным экстремизмом».

Условный выстрел из головного орудия крейсера «Аврора» по дому народного артиста Михаила Боярского доложен был возвестить о начале Российской октябрьской политической постмодернизации (РОПП).

Лозунги были красивыми и революциоными.
России от тиранов — волю! Народу — с нефти, газа — долю! Еда — это право, а не привилегия! Наше дело правое — мы не пиз..м!

Активистов удалось снять с мачт без потерь (для активистов). Дальнейшая их судьба гуманна и вызывает разочарование (дело было до пусей).

Сейчас официально экипаж набран из бывших военных моряков. Но кроме них на Авроре есть и матросы срочной службы. Они прикомандированы к кораблю и продолжают выполнять функции экипажа, как и раньше. Получается, что со статусом крейсера окончательно так и не разобрались.

Ныне "Аврора" опять покинула свое место у Нахимовского училища.

На судоремонтном заводе в Кронштадте пройдет первый этап ремонта, после чего крейсер переместят на другую точку. Предполагается, что уже к концу года легендарный корабль вернут на постоянное место стоянки.

Исторические фото и инфа (С) разные места интернета.

Торпедно-минное вооружение 3 381-мм ТА (8 торпед типа «98») до 1908 г.; до 150 мин заграждения типа «М-1908» с 1908 г.

Корабль предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика и борьбы с торговым судоходством противника на небольшом удалении от баз, а также для поддержки броненосцев в эскадренном бою. Фактически не мог решать ни одну из этих задач из-за недостаточной (на 1900-е гг.) для крейсера дальности плавания, малой скорости, слабого вооружения и защиты, поэтому с 1908 г. выполнял функции учебного крейсера.

Конструктивно относился к типу бронепалубных крейсеров, тактически - к крейсерам-истребителям торговли.

Спуск на воду

Построен по кораблестроительной программе 1895 г.

Ирония Истории - крейсер, который считался провозвестником революции, могильщиком Российской империи и Императорской фамилии , был торжественно спущен на воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде Императора Всероссийского Николая Второго , в присутствии двух императриц (вдовствующей и жены царя) и многочисленных членов Императорской фамилии.

25 сентября (8 ноября) 1903 года «Аврора» вышла из Кронштадта на Дальний Восток, после захода в Портленд в начале октября прибыла в Средиземное море и 25 октября прибыла в порт Специя (Италия), где присоединилась в море к отряду кораблей контр-адмирала А. А. Вирениуса (ЭБР «Ослябя», 3 крейсера, 9 миноносцев, 3 парохода ДФ), следующему на Дальний Восток для усиления Порт-Артурской эскадры. Совершила плавание по маршруту: Бизерта (Тунис, Франция) – Пирей - порт Суэц - Джибути. Во время стоянки в Джибути (Французское Сомали) в связи с началом русско-японской войны (!) весь отряд 2 февраля 1904 г. был отозван на Балтику.

При подготовке к новому походу крейсер получил три пулемета системы «Максим », 25-мм бронещитки для орудий главного калибра и новую радиостанцию фирмы «Телефункен» с дальностью связи до 100 миль.

Русско-японская война 1904-1905 гг

17 апреля 1904 г. корабль был перечислен в состав 2-й эскадры флота Тихого океана . 29 августа в составе этой эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского вышел из Кронштадта в Тихий океан на театр военных действий Русско-японской войны . Шел по маршруту Ревель (30.08-28.09) - Либава (2.10) - Скаген (7.10). Далее следовал в составе 4-го отряда под командованием контр-адмирала О. А. Энквиста . Во время «Гулльского инцидента» ок. 1:00 10.10.1904 г. находился на траверзе русского отряда, обстреливавшего суда, принятые за японские миноносцы. При этом в крейсер попало несколько снарядов, от которых был смертельно ранен судовой священник отец Анастасий и легко ранен один комендор. Далее следовал с отрядом по маршруту Танжер (султанат Марокко , 16-23.10) - Дакар (30.10-3.11) - Габун (13-18.11) - Грейт-фиш-бей (Португальская Западная Африка, 23-24.11) - Ангра-Пеквена (Германская Юго-Западная Африка , 28.11-4.12) - бухта Носси-бе на о. Мадагаскар (колония Франции, 16.12.1904-3.03.1905). На Мадагаскаре вновь собрались все отряды эскадры, которая далее проследовала Малаккским проливом в бухту Камранг (французский протекторат Аннам , 31.03-13.04) - бухту Ван Фонг (французский Аннам, 13-26.04), где к эскадре З. П. Рожественского присоединилась эскадра контр-адмирала Н. И. Небогатова , - бухту Куа Бе (26.04). 1.05.1905 г. крейсер в составе объединенной эскадры вышел из бухты Куа Бе для следования во Владивосток Корейским проливом .

Первая мировая война

Зимой 1914-1915 гг. прошел модернизацию, количество 152-мм орудий было увеличено до 14 за счет демонтирования всех 75-мм орудий противоминного калибра. Крейсер получил четыре 75-мм и одну 40-мм «аэропушки» (зенитных орудия). В кампанию 1915 года крейсер находился в дозорной службе к западу от центральной минно-артиллерийской позиции на Балтике, в охранении тральных работ, совершал походы по изучению скрытых шхерных фарватеров в Финляндии.

С мая 1916 г. приписан к 6-й маневренной группе (броненосный крейсер «Громобой», крейсере «Аврора» и «Диана»). 1 и 2 августа проводил учебные стрельбы на полигоне у о-ва Хейнланд для выяснения возможности уничтожения прибрежных проволочных заграждений огнем корабельной артиллерии при проведении планируемой десантной операции. Результаты были неутешительны - из 209 6-дм снарядов в проволоку попало три и еще один - в окоп. После окончания дноуглубительных работ на Моонзундском канале крейсер был 14 августа 1916 г. переведен этим каналом в Рижский залив и вошел в состав Морских сил обороны Рижского залива; базировался на Куйваст.

В ноябре 1916 г. корабль был отправлен для капитального ремонта в Петроград, на Франко-русский завод. За зиму 1916-1917 годов были капитально отремонтированы паровые машины, установлены новые паровые котлы системы Бельвиля-Долголенко. Артиллерия главного калибра модернизирована с увеличением дальности стрельбы с 53 до 67 каб. Были установлены 6 76,2-мм зенитных пушек системы Ф. Ф. Лендера (за счет всех предыдущих «аэропушек»), смонтирована новая радиостанция, прибор звукоподводной связи.

Революции 1917 года

Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий двух революций в году. Находясь в тесном контакте с рабочими завода, матросы крейсера «Аврора» были вовлечены в революционную агитацию. Этому способствовала общая обстановка в России, которую война поставила на грань катастрофы. Взаимоотношения офицеров и команды на крейсере накалились до предела. 27 февраля (12 марта) экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде из пистолетов; были раненые. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся Февральской буржуазно-демократической революции , матросы вместе с рабочими подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию.

Для осуществления демократических прав матросов на «Авроре» был избран судовой комитет. По результатам тайного голосования 3 (26) марта по вопросу о форме правления в России единогласно было принято решение, что такой формой является демократическая республика. На протяжении весны-лета-осени 1917 года политическая обстановка на корабле характеризовалась постепенной потерей доверия к Временному правительству России как со стороны матросов, так и со стороны офицеров. Росло влияние партии большевиков на корабле. После кровавых событий 27-28 февраля (13-14 марта) отношения между судовым комитетом и офицерами стали сравнительно нормальными: офицеры не шли против команды в том, что касалось политических убеждений, а судовой комитет не чинил офицерам препятствий в части порядка службы, дисциплины и работы на корабле.

Когда в октябре 1917 года вновь обострилась политическая обстановка в стране и конфликт между Временным правительством и Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов зашёл в тупик, большая часть команды была на стороне РСДРП(б) . По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету . Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года: в ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде , соединявший Васильевский остров с центром города. 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведённый по приказу комиссара Белышева , подал сигнал к штурму Зимнего дворца , где располагалось Временное правительство .

28 ноября (11 декабря) 1917 года «Аврора» после ремонта вернулась во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. В 1918 году в России началась гражданская война. Летом 1918 года крейсер, который уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были сняты и отправлены в Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков крейсера ушло частью на фронты гражданской войны, частью просто по домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на долговременное хранение (законсервирован).

Межвоенный период и Великая Отечественная война 1941-1945 гг

Табличка бакового (носового) орудия крейсера

Когда в 1922 г. началось активное восстановление Морских сил России , было принято решение восстановить «Аврору», как учебный корабль, не в последнюю очередь из-за того, что она четыре года назад уже прошла капитальный ремонт. После восстановительного ремонта и укомплектования командой в 1922-1924 годах, крейсер «Аврора» в качестве учебного корабля вошел в состав Морских сил Балтийского моря . На корабле теперь стояло 10х1 - новых 130-мм орудий и 2х1 - 76,2-мм зенитных орудий. В 1924-1930 годах корабль совместно с учебным кораблём «Комсомолец» совершил ряд учебных плаваний с курсантами высших военно-морских училищ, посетил порты Берген и Тронхейм (Норвегия, 1924,1925 и 1930), Мурманск и Архангельск (СССР, 1924 и 1925), Гётеборг (Швеция, 1925), Киль (Германия, 1926), Копенгаген (1928), Свинемюнде (Германия, 1929), Осло (1930). Заслуга «Авроры» в подготовке грамотных специалистов для флота молодого Советского государства была огромна. В 10-летнюю годовщину Революции учебный крейсер был награждён орденом Красного Знамени. В 1933 году было произведено обследование корабля и сделан вывод о необходимости второго капитального ремонта. С 1933 на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде велись ремонтные работы, но в связи с высокой загруженностью этого завода строительством новых кораблей в 1935 году ремонт был приостановлен и корабль стал служить в качестве несамоходной учебной базы для курсантов первых курсов военно-морских училищ. На зимний период крейсер служил плавучей базой для подводных лодок. Планировалось списание корабля.

Мемориальный корабль

Ещё до окончания войны, в 1944 году, было принято решение о восстановлении крейсера как памятника активного участия моряков в Революции 1917 года. «Аврора» была поднята в 1944 году и в 1945-1947 годах прошла капитальный ремонт, в ходе которого внешний вид корабля был приближен к его виду в 1917 году. Были установлены 152-мм орудия Канэ , однотипные с теми, что стояли в 1917 году на корабле, но, к сожалению, в арсеналах удалось найти пушки только на сухопутных станках. Корабельные щиты для них были выполнены по рисункам ветеранов-авроровцев. Подводная часть корпуса была сделана водонепроницаемой при помощи бетонной «рубашки», одетой на внутреннюю поверхность обшивки корабля. Внутренние помещения были переоборудованы для жизни и службы курсантов и преподавателей. Энергетическая установка была снята, за исключением двух котлов для отопления и средней паровой машины, оставленной в качестве учебного пособия. Были восстановлены надстройки, в том числе полностью заменены дымовые трубы, сильно поврежденные во время войны. В итоге корабль стал полноценной учебной базой для воспитанников Нахимовского училища , против здания которого на реке Большой Невке в Ленинграде корабль торжественно занял свое место 17 ноября 1947 года. Будущие офицеры Военно-Морского Флота получали на «Авроре» первичные морские навыки: они участвовали в судовых работах, несли службу корабельных нарядов.

При советской власти крейсер «Аврора» стал учебным и почитался как один из символов революции. О судьбе этого крейсера рассказывает одноимённый детский мультфильм (1976), песня из которого «Что тебе снится, крейсер Аврора?» завоевала популярность и стала прочно ассоциироваться с кораблём. Во время ремонта, в 1945-46 годах, крейсер участвовал в съемках кинофильма «Крейсер Варяг» , играя роль «Варяга» .

Музей на корабле начал создаваться с 1950 году силами личного состава, ветеранов-авроровцев, энтузиастов. В 1956 году было принято решение придать корабельному музею статус филиала Центрального военно-морского музея . С 1961 года в связи с постройкой для НВМУ нового жилого корпуса «Аврора» перестала быть учебной базой, и бывшие кубрики воспитанников училища были переданы музею, штат которого увеличен до 5 человек. Для простых посетителей были открыты верхняя палуба и полубак с 152-мм орудием, а также помещения корабельного музея. Остальные корабельные помещения были недоступны. Одновременно с музеем на судне была оставлена (и остаётся до настоящего дня) и команда из 50 матросов и офицеров для охраны корабля и обслуживания механизмов, так что сам крейсер и музей на крейсере - разные, хотя и дружественные, организации. Текущие ремонты корабля производились в 1957-1958 и 1966-1968 годах. В 1968 году крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской Революции .

В конце 1980-х годов корпус корабля стал остро нуждаться в капитальном ремонте. В 1984-1987 годах на крейсере был произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование. Работы производились на Ленинградском судостроительном заводе им. А. А. Жданова по проекту Северного проектно-конструкторского бюро. Работы сводились к следующему:

Последний выход крейсера "Аврора", спущенного на воду в 1900 году, на Неву

Подводная часть корпуса корабля (1,2 м выше ватерлинии) была сочтена неремонтопригодной; её отрезали и передали в разделку. Отрезанная нижняя часть была отбуксирована на южный берег Финского залива на недостроенную военно-морскую базу Ручьи, затоплена вблизи побережья, где в настоящий момент растаскивается на металл . Взамен была изготовлена новая сварная подводная часть (макет). Деревянная и медная обшивки не воссоздавались. Винты отсутствуют.

  • Надводная часть была разделена на четыре секции, которые были установлены на новой подводной части. В машинном отделении правой и левой машин сделали котельное отделение и поместили туда макеты двух котлов системы Бельвиля-Долголенко. Кормовая главная машина была приведена в порядок и установлена на своём месте. Карапасная палуба была изготовлена заново. На неё была возвращена большая часть старых броневых листов (кроме нижнего пояса).
  • Надстройки были установлены на свои места и в основном внешне декорированы под вид корабля, каким он был в 1917 году. Трубы и мачты были изготовлены заново, поскольку старые также были «новоделом». Орудия решили оставить на береговых станках.
  • Практически все внутренние помещения корабля перепланированы. На батарейной палубе размещается музей, отсек музейных сотрудников, пищеблок команды с камбузом, жилой блок офицеров, кают-компания и командирский салон. Ниже, на жилой палубе, расположены новые жилые помещения команды. Все жилые блоки оборудованы согласно требованиям обитаемости на современном военно-морском Флоте. В двух кормовых машинных отделениях организовано машинно-котельное отделение со вспомогательными механизмами и дополнительно размещенными боевыми пародинамо-машинами. Помещения котельных отделений занимают современные ПЭЖ (пост энергетики и живучести), электростанция, кондиционеры, водогрейные котлы для бытовых нужд, дизель-генераторы, водоотливная станция, система пожаротушения и другое оборудование. Неперепланированными остались румпельное отделение, отделение рефрижераторной машины и центральный пост.

После ремонтно-восстановительных работ «Аврора» 16 августа 1987 года была возвращена на место своей стоянки - у Нахимовского ВМУ. В настоящее время на корабле, помимо научных сотрудников, служит команда из 6 офицеров, 12 мичманов и 42 матросов.

Командиры крейсера

Командиры крейсера

  • Кап. 1 ранга ранга А. А. Мельницкий (ноябрь 1897 - октябрь 1898),
  • кап. 1 ранга П. П. Молас (октябро-ноябрь 1878, ноябрь 1898 - январь 1900),
  • ВРИД командира кап. 1 ранга А. П. Киткин (январь-июнь 1900),
  • кап. 1 ранга Н. К. Иениш (июнь-декабрь 1900),
  • кап. 1 ранга И. В. Сухотин (январь 1901 - июль 1904),
  • кап. 1 ранга Е. Р. Егорьев (июль 1904 - 14.05.1905, погиб),
  • ВРИД командира кап. 2 ранга А. К. Небольсин (14 мая - сентябрь 1905),
  • кап. 1 ранга В. Л. Барщ (сентябрь 1905 - май 1908),
  • кап. 1 ранга барон В. Н. Ферзен (май 1908 - январь 1909),
  • кап. 1 ранга П. Н. Лесков (январь 1909 - декабрь 1912),
  • кап. 1 ранга Л. Д. Опацкий (август-декабрь 1912),
  • кап. 1 ранга Д. А. Свешников (декабрь 1912 - апрель 1913),
  • кап. 1 ранга В. А. Карцев (апрель 1913 - июль 1914),
  • кап. 1 ранга Г. И. Бутаков (июль 1914 - февраль 1916),
  • кап. 1 ранга М. И. Никольский (февраль 1916 - 28.02.1917, убит матросами),
  • старший лейтенант Н. К. Никонов (выборный, март-август 1917),
  • лейтенант Н. А. Эриксон (выборный, сентябрь 1917 - июль 1918),
  • ВРИД командир РККФ М. Н. Зубов (с июля 1918),
  • командир РККФ Л. А. Поленов (ноябрь 1922 - январь 1928),
  • командир РККФ А. Ф. Леер (январь 1928 - сентябрь 1930),
  • командир РККФ Г. И. Левченко (сентябрь 1930 - июнь 1931),
  • командир РККФ А. П. Александров (июнь-декабрь 1931),
  • ВРИД командир РККФ К. Ю. Андреус (декабрь 1931 – март 1932),
  • командир РККФ А. А. Кузнецов (март 1932 – октябрь 1934),
  • кап. 2 ранга В. Е. Эмме (октябрь 1934 – январь 1938),
  • кап. 2 ранга Г. Н. Арсеньев (январь-сентябрь1938),
  • кап. 2 ранга Ф. М. Яковлев (сентябрь 1938 – август 1940),
  • кап. 3 ранга Г. А. Гладкий (август 1940 – март 1941),
  • кап. 3 ранга И. А. Саков (март-сентябрь 1941),
  • старший лейтенант П. С. Гришин (октябрь 1941 – июль 1943),
  • кап. 2 ранга П. А. Доронин (июль 1943 – август 1948),
  • кап. 1 ранга Ф. М. Яковлев (август 1948 – январь1950),
  • кап. 2 ранга В. Ф. Шинкаренко (январь 1950 – февраль 1952),
  • кап. 2 ранга И. И. Попадько (февраль 1952 – сентябрь 1953),
  • кап. 2 ранга Н. П. Епихин (снтябрь 1953 – август 1959),
  • кап. 1 ранга И. М. Гойлов (сентябрь 1959 – июль 1961),
  • кап. 2 ранга К. С. Никитин (июль 1961 – май 1964),
  • кап. 1 ранга Ю. И. Федоров (май 1964 – май 1985),
  • кап. 2 ранга А. А. Юдин (май 1985 – ноябрь 1989),
  • кап. 1 ранга А. В. Бажанов (с ноября 1989).

Исторические изображения

  • Крейсер Аврора изображён на ордене Октябрьской Революции , которым сам же и награждён (в 1967 году).
  • В связи с тем, что большинство матросов были уроженцами Вятской губернии , знамя Авроры было передано на вечное хранение в город Киров (Вятка) и ныне находится в музее Диорамы.
  • При съемке фильма "Крейсер Варяг" на "Авроре" закрепили еще одну трубу.

Полезная информация

  • Адрес : 197046, Санкт-Петербург, Петровская наб., крейсер «Аврора»; тел. 230-8440
  • Проезд : Ст. м. «Горьковская», трамв. 2, 6, 30, 63
  • Режим работы : Ежедневно с 10.30 до 16.00, кроме понедельника и пятницы
  • Экскурсии : вход на крейсер бесплатный; тематические экскурсии в подводную часть корпуса и машинно-котельное отделение оплачиваются отдельно.

Примечания

Литература

  • Материалы Центрального военно-морского музея.
  • «Аврора». - БСЭ. Изд. 2-е, т. 41. С. 117-118.
  • «Аврора»: альбом - Л.: Сов. художник, 1967.
  • Аммон Г. А., Бережной С. С. Героические корабли российского и советского военно-морского флота. - М.: Воениздат, 1981. С. 57.
  • Андреев В. Революционный держите шаг. - М., 1973. С.168-177.
  • Асеев Н. Земля и люди. - М.: 1961. С. 203.
  • Бадеев А. «Аврора».- В кн.: Отчий дом: сборник. - М.: «Мол. гвардия», 1978.
  • Балтийский флот. Исторический очерк. - М., Воениздат, 1960.
  • Бартев Г. П. Балтийские зори. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1987.
  • Бартев Г. П. и др. Крейсер «Аврора»: путеводитель по музею. - Л.: Лениздат, 1983.
  • Бартев Г. П., Мясников В. А. Страницы летописи «Авроры»: Документальный очерк. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1975.
  • Белкин С. И. Рассказы о знаменитых кораблях. - Л.: Судостроение, 1979.
  • Белышев А. Балтийская слава. - Калининград, 1959. С. 41-46.
  • Белышев А. Как это было (Воспоминания первого комиссара крейсера «Аврора»). - В кн.: Корабли-герои. - М., 1976. С. 106-107.
  • Березов П. Залп с «Авроры». - М.: Политиздат, 1967.
  • Бурковский Б. В., Кулешов И. М. Крейсер «Аврора»: путеводитель по музею. - Л., Лениздат. 1967.
  • Бурковский Б. В. и др. Крейсер «Аврора»: путеводитель по музею. - Л.: Лениздат, 1979.
  • Буров А. В. Блокада день за днем. - Л., 1979. С. 55, 63, 67, 388.
  • Буров В. Н., Юхнин В. Е. Крейсер «Аврора»: памятник отечественного кораблестроения. - Л.: Лениздат, 1987.
  • Великий Октябрь. Сборник документов. - М.: 1961. С. 52, 53, 327, 340, 351, 352.
  • Годунов М. Н. Крейсер «Аврора»: путеводитель по музею. - Л.: Лениздат, 1988.
  • Грищинский К. К. Герои рядом с нами. - Л.: Лениздат, 1982. С. 70-84.
  • Дубинкин В. Е. Комендор с крейсера «Аврора»: Документальная повесть. Воронежское кн.изд-во, 1936.
  • Козлов И. А., Шломин В. С. Северный флот. - М., 1966. С. 78, 83.
  • Крестьянинов В. Я. Цусимское сражение 14 - 15 мая 1905 г. - СПб.: «Галея Принт», 1998. - ISBN 5-8172-0002-3.
  • Летов Б. Корабли-герои. - М.-Л.: Детгиз, 1950.
  • Максимихин И. А. Легендарный корабль. - М.: «Мол.гвардия», 1977.
  • Мельников Р. М. Корабли-памятники // «Человек. Море. Техника». - Л.: Судостроение, 1987. Сс. 301-321.
  • Моисеев. И. И. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.). - М.: Воениздат, 1948. С. 76.
  • Неволин А. С. Авроровцы. - М.: Воениздат, 1987.
  • Поленов Л. Л. Крейсер «Аврора». Л.: Судостроение, 1987.
  • Поленов Л. Л. «Аврора»: тайны столетней истории. - СПб.: «Нордмед-Издат», 1997. - (События, корабли, люди).
  • Пронин М. П. Легендарный крейсер. Л.: Лениздат, 1957.
  • Тихоокеанский флот. - М.: Воениздат, 1966. С. 59, 62, 63, 134, 270.
  • Чернов Б. М. Судьба высокая «Авроры». - М.: Политич. лит., 1983.
  • Харченко В. И. На «Авроре» бьют склянки. - М.: Изд. ДОСААФ, 1967.
  • Холодняк А. «Аврора». - Л., 1925.
  • Юнга Е. С. Крейсер «Аврора». - М.: Воениздат, 1949.

Крейсер в искусстве

Литература
  • Николай Черкашин. Торпеда для «Авроры»
  • Михаил Веллер . Ноль часов
Фильмы
  • Советский мультфильм «Аврора» с песней «Что тебе снится, крейсер Аврора…»
  • Ленин в Октябре
Стихи и музыка

«Аврора»

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

«Аврора» - российский бронепалубный крейсер I ранга типа «Диана» . Принимал участие в Цусимском сражении. Крейсер «Аврора» получил всемирную известность, подав сигнал холостым выстрелом из орудия к началу Октябрьской революции 1917 г. В период Великой Отечественной войны корабль принимал участие в обороне Ленинграда. После окончания войны продолжил службу в качестве учебного судна-блокшива и музея, встав на стоянку на р. Неве в Санкт-Петербурге. За это время «Аврора» стала кораблём-символом российского флота и ныне является объектом культурного наследия России.

Общие сведения

Крейсер «Аврора», как и прочие корабли его типа («Диана» и «Паллада»), строился по кораблестроительной программе 1895 г. с целью «уравнения наших морских сил с германскими и с силами прилегающих к Балтике второстепенных государств ». Крейсера типа «Диана» стали одними из первых бронепалубных крейсеров России, при разработке проекта которых учитывался, в первую очередь, опыт зарубежных стран. Тем не менее для своего времени (в частности, во время русско-японской войны) корабли этого типа оказались малоэффективны ввиду «отсталости» многих тактико-технических элементов (скорость, вооружение, бронирование).

История создания

Предпосылки к созданию

К началу XX в. внешнеполитическое положение России было довольно сложным: сохранение противоречий с Англией, рост угрозы со стороны развивающейся Германии, усиление позиций Японии. Учёт этих факторов требовал усиления армии и флота, то есть постройки новых кораблей. Изменения в кораблестроительной программе, принятые в 1895 г., предполагали постройку в период с 1896 по 1905 гг. 36 новых кораблей, среди них девять крейсеров, из них два (затем - три) - «карапасных », то есть бронепалубных. Впоследствии эти три бронепалубных крейсера стали типом «Диана».

Проектирование

Основой для разработки тактико-технических элементов (ТТЭ) будущих крейсеров стал созданный С. К. Ратником проект крейсера водоизмещением 6000 тонн, прототипом которого являлись новейший (спущен на воду в 1895 г.) английский крейсер HMS Talbot и французский бронепалубный крейсер D"Entrecasteaux (1896). В начале июня 1896 г. планируемая серия была расширена до трёх кораблей, третий из которых (будущую «Аврору») было предписано заложить в Новом Адмиралтействе . 20 апреля 1896 г. Морской технический комитет (МТК) утвердил технический проект бронепалубного крейсера I ранга.

Постройка и испытания

Серебряная закладная доска крейсера «Аврора»

31 марта 1897 года император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь римской богини зари. Это название было выбрано самодержцем из одиннадцати предложенных вариантов наименований. Л. Л. Поленов, однако, считает, что крейсер был назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.

Несмотря на то, что фактически работы по постройке «Авроры» были начаты значительно позднее, чем «Дианы» и «Паллады», официальная закладка крейсеров этого типа состоялась в один день: 23 мая 1897 г. При этом первой в 10 ч. 30 мин. торжественную церемонию провели на «Авроре» в присутствии генерал-адмирала Алексея Александровича. Серебряную закладную табличку закрепили между 60-м и 61-м шпангоутами, и подняли на специально установленных флагштоках флаг и гюйс будущего крейсера.

Крейсера типа «Диана» должны были стать первыми в России серийными крейсерами, но достичь единообразования среди них не удалось: на «Аврору» установили иные, нежели на «Диану» и «Палладу», машины, котлы, рулевые устройства. Электроприводы для последних были заказаны трём разным заводам в порядке эксперимента: так можно было узнать, какие приводы окажутся наиболее эффективными, чтобы затем их можно было устанавливать на другие корабли флота. Так, электроприводы рулевых машин «Авроры» заказали фирме «Сименс и Гальке».

Стапельные работы были начаты осенью 1897 г., и они затянулись на три с половиной года (во многом из-за неготовности отдельных элементов корабля). Наконец, 24 мая 1900 г. корпус был спущен на воду в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны. Вслед за этим началась установка главных машин, вспомогательных механизмов, общекорабельных систем, вооружения и прочего оборудования. В 1902 г. впервые на российском флоте «Аврора» получила якоря системы Холла, новинку, которой не успели оснастить остальные два корабля этого типа. Летом 1900 г. крейсер прошёл первые испытания, последние - 14 июня 1903 г.

В непосредственном строительстве крейсера (с момента постройки и до окончания ходовых изменений) участвовали четыре строителя: Э. Р. де Грофе, К. М. Токаревский, Н. И. Пущин и А. А. Баженов.

Общая стоимость постройки «Авроры» оценивается в 6,4 млн рублей.

Описание конструкции

Корпус

Корабль-музей и объект культурного наследия РФ

«Аврора» - крейсер-музей в Санкт-Петербурге

В середине 1944 г. было решено создать Ленинградское Нахимовское военно-морское училище. Часть нахимовцев планировалось разместить на плавучей базе, которой временно должна была стать «Аврора». Однако по решению А. А. Жданова крейсер «Аврора» должен был быть навечно установлен на Неве, «как памятник активного участия моряков Балтийского флота в свержении буржуазного Временного правительства ». Тут же начались работы по восстановлению водонепроницаемости корпуса крейсера, получившего многочисленные повреждения. В течение более чем трёхлетнего капитального ремонта (с середины июля 1945 г. по середину ноября 1948 г.) были отремонтированы: корпус, гребные винты, бортовые паровые машины, бортовые гребные валы, кронштейны валов бортовых машин, оставшиеся котлы; также было проведено переустройство в связи с новой функцией корабля-плавбазы. (К сожалению, это переустройство негативным образом сказалось на сохранении исторического облика крейсера. Кстати, на это также повлияло участие «Авроры» в роли «Варяга» в одноименном фильме, снятом в 1947 г.) 17 ноября 1948 г. крейсер впервые занял своё место на вечной стоянке на Большой Невке. Сразу же на «Авроре» была размещена выпускная рота нахимоцев. С этого времени и до 1961 г. стало традицией для нахимовцев-выпсукников жить и служить на «Авроре».

Буксировка крейсера «Аврора» на Ленинградский судостроительный завод имени А. А. Жданова для ремонта. 1984 г.

Постановлением СМ РСФСР №1327 от 30 августа 1960 г. «Авроре» был придан официальный статус корабля-памятника, охраняемого государством. С 1961 г. в музей, который существовал на корабле с 1950 г. по инициативе нескольких офицеров, был открыт свободный вход, а его экспозиция расширена. Вскоре «Аврора» стала одним из популярных мест в городе.

Окончательная канонизация «Авроры», превращение её в корабль-символ произошло в 1967 г., когда в честь 50-летнего юбилея революции 1917 г. «Аврора» вновь произвела холостой выстрел из бакового 152-мм орудия ровно в 21 ч. 45 мин. В феврале 1968 г. крейсер был награждён вторым по значимости в стране орденом - Октябрьской революции. Так, «Аврора», однажды став первым орденоносным кораблём, стала и первым дважды орденоносным кораблём в истории советского ВМФ.

Крейсер «Аврора» проходит через Дворцовый мост в Санкт-Петербурге, 2014 год

«Аврора» в доке Кронштадтского морского завода, ноябрь 2014 г.

К концу 1970-х годов корпус «Авроры» пришёл в аварийное состояние. Требовался ремонт-реконструкция. После выработки предложений специально созданной комиссии ремонт начался в августе 1984 г. и продолжался до августа 1987 г. Вместо полной реставрации было решено заменить старый корпус на новодельный. «Реставрация» «Авроры» (однако, располагая оригинальными чертежами, реконструкторам не удалось привести многое в изначальное состояние в виду с многочисленными переоборудованиями крейсера до этого) обошлась примерно в 35 млн рублей.

24 мая 1900 года в Новом Адмиралтействе г. Санкт-Петербурга при личном участии царя Николая Второго был спущен на воду «Аврора», который во время Октябрьской революции стал одним из разрушителей Российской Империи.

Этот крейсер 1-го ранга Балтийского флота был заложен в 1897 году в Петербурге на судостроительном заводе Новое Адмиралтейство. «Аврора» был спущен на воду по личному указанию Императора Николая Второго, в присутствии двух императриц (вдовствующей и жены царя) и многочисленных членов Императорской фамилии. В июле 1903 года «Аврора» вступила в строй. В сентябре 1903 года «Аврора» в составе отряда крейсеров контр-адмирала А. А. Вирениуса была отправлена на Дальний Восток.

27 и 28 мая 1905 года Крейсер принял участие в Цусимском сражении, в этом бою экипаж потерял 15 человек убитыми и более 80 ранеными. Погиб капитан корабля Е. Р. Егорьев - он был убит осколком попавшего в боевую рубку снаряда. В отличие от большинства остальных кораблей »Аврора» избежал уничтожения, вместе с двумя другими крейсерами сумел прорваться в нейтральный порт (Манилу), где был интернирован 25 мая (7 июня) 1905 года.

В 1906 году «Аврора» вернулся на Балтику, где стал учебным судном морского корпуса.

С осени 1911 по лето 1912 года «Аврора» ходил в третье дальнее для участия в торжествах по случаю коронации короля Таиланда, также посетил порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов.

«Аврора» принял участие в Первой мировой войне. В конце 1916 г корабль был отправлен для серьёзного ремонта в Петроград, на франко-русский завод.

Крейсер одним из первых присоединился к Февральской революции и поднял красный флаг. Большинство экипажа в 1917 г присоединилось к большевикам. В ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города.

25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведённый по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца. 28 ноября (11 декабря) 1917 года «Аврора» после ремонта вернулся во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. В 1918 году крейсер был переведен в Кронштадт и законсервирован.

С 1922 г. «Аврора» снова становится учебным судном, но в годы Великой Отечественной войны башенные орудия были демонтированы с крейсера и использовались для защиты Ленинграда от фашистов. Сам крейсер был обстрелян 30 сентября 1941 года и затонул в порту Ораниенбаума. После войны «Аврора» была поднят, отреставрирован и поставлен на вечную стоянку. В 1984 году крейсер был вновь отправлен на капитальную реставрацию, которая продолжалась до 1987 года. При реставрации часть корабля ниже ватерлинии вследствие невозможности восстановления была заменена на новую сварную. Ныне

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»