Как считать на абакусе (соробане)? Учимся считать в уме. Все, что нужно знать о ментальной арифметике

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Сейчас родителям, уделяющим большое внимание развитию своих детей, доступно просто невероятное количество самых разных методик. В этом «педагогическом море» несколько особняком стоят и при этом вызывают огромный интерес труды японских специалистов.

Любовь - основа всего

Первый постулат Макото Шичида может удивить: профессор уверен, что в основе успешного развития любого ребёнка всегда лежит огромная . Учёный отмечает: дети очень часто считают, что их любят недостаточно, в то время как родители уверены в обратном. И этот ощущаемый ребятами и не замечаемый родителями недостаток любви самым пагубным образом сказывается на развитии и воспитании детей всех возрастов. Для того чтобы такого не произошло, профессор предлагает использовать следующие способы:

  • Частые и крепкие объятия

Даже незначительные успехи малыша или ребёнка постарше, любая его помощь вам (пусть и неумелая) или даже просто готовность откликнуться на просьбу обязательно должны быть вознаграждены. И лучшая награда - объятия. Они не только помогают продемонстрировать детям глубину родительских чувств, но и прекрасно мотивируют их для будущих «подвигов». Обнимайте детей как можно чаще, шепчите им на ушко слова благодарности и любви. Только обязательно делайте это искренне, а не потому, что так «велит» методика. Объятия не должны быть формальными, «для галочки», ведь дети это очень тонко чувствуют.

  • Внимательное и чуткое отношение

Никогда не слушайте ребёнка «вполуха», не давайте бесконечные инструкции и откажитесь от постоянной (или очень частой) критики, ведь именно в этом кроется основная причина отчуждения, которое нередко возникает между родителями и детьми. Мы часто забываем о деликатности, когда общаемся с нашими чадами. А ведь они заслуживают чуткого и уважительного отношения ничуть не меньше, чем другие люди. Поэтому обязательно призывайте на помощь ещё и чувство такта и хорошее воспитание. А вот декларативности и нескрываемой назидательности в нашем общении с детьми должно быть как можно меньше. Вместо того чтобы заявлять: «Делай, как я сказала!», мягко и доброжелательно предложите: «Давай подумаем и решим вместе».

  • Правильный настрой

Профессор убеждён, что в течение первых пяти минут с момента засыпания, подсознание человека не спит. Эти драгоценные мгновения можно и нужно использовать для воздействия на детей. Положительные установки, полученные в это время, способны творить чудеса. Родители могут «надиктовать» чадам буквально всё: хороший аппетит или крепкий сон, уверенность в своих силах или доброжелательный настрой. Но самое главное - в эти минуты подсознание детей услышит и запомнит слова любви, которые, помимо прочего, обязательно должны звучать во время «настройки». Интересно, что даже прослушивание записей родительских «установок» самым благотворным образом влияет на детей. Поэтому, даже если родители часто уезжают и не имеют возможности ежевечернее давать «установки», они могут просто записать их и попросить бабушку или няню включать запись. Имейте в виду, что говорить нужно негромко (можно даже шёпотом) и ласково, а не вещать на всю квартиру. Этот способ Макото Шичида называет «пятиминутным внушением» и советует использовать регулярно.

Как организовать занятия

Какие советы по организации занятий даёт Макото Шичида:

  • Урок должен идти не дольше одного часа
  • Смена деятельности происходит не реже, чем раз в пять минут.
  • Схема организации занятий для детей всех возрастов одинаковая. Разница - в уровне сложности заданий.
  • Дети старше трёх лет должны так же делать специальное упражнение, активирующее «дремлющее» правое полушарие.

Мандалы - пособия из методики Шичиды, развивающие фотографическую память

Схема занятий

Как же проходят занятия?

1. Вступительная часть

  • Пение или прослушивание (для совсем маленьких учеников) песенки, для этого выбираются жизнеутверждающие произведения.
  • Дыхательные упражнения. Они довольно простые. Например, нужно сидя на стульях или на полу, расслабиться, несколько раз глубоко вдохнуть - выдохнуть. Вдыхая, руки следует разводить в стороны, выдыхая - обхватывать тело. Малышам в выполнении дыхательных упражнений должны помогать родители.
  • Медитация. За этим словом, которое может насторожить родителей-противников восточных практик, скрывается, скорее, нечто похожее на аутотренинг из любимого нашими зрителями фильма «Самая обаятельная и привлекательная». Только настраивать маленького ребёнка должны родители. Спокойным и ласковым тоном необходимо сказать несколько ободряющих напутствий: «ты очень способный», «ты любим нами», «ты можешь всё», «тебе всё под силу» и т.д. Дети постарше вполне могут «проводить настройку» и сами.

После этого этапа дети до трёх лет могут переходить к основным упражнениям, а ребят постарше необходимо «переключить на образы». Макото Шичида предлагает для этого несколько способов, в том числе игры на развитие воображение, визуализацию. Ребёнок может представлять себя мотыльком или рыбкой, кузнечиком или птицей.

2. Основная часть

В основную часть занятия входит несколько блоков:

  • 1 блок - тренировка сверхъестественных способностей

Пожалуй, это наиболее спорная для многих родителей составляющая методики Шичиды, она противоречит нашим традиционным взглядам на жизнь. Профессор Шичида уверен, что все люди обладают сверхъестественным (экстрасенсорным) восприятием и что его необходимо развивать, поскольку подобные умения невероятно расширяют возможности человека. Ведь в его арсенале появляются, например, телепатия, ясновидение, психометрия и предвидение. Учёный убеждён, что для маленьких детей выполнение этого блока заданий не составляет труда, а в ребятах постарше это «заснувшее» умение можно «разбудить».

  • 2 блок - тренировка памяти

В этом блоке заданий активно используются так называемые мемо-техники, облегчающие запоминание. Вот, например, как может выглядеть упражнение:

  1. Ребёнку показывают карточки с разными изображениями, например, рыбкой и домиком.
  2. При этом произносят текст, помогающий запомнить, что изображено на картинках, к примеру, «рыбка живёт в домике».
  3. После этого карточки кладут изображением вниз и просят ребёнка вспомнить, что на них нарисовано.

Постепенно количество карточек необходимо увеличивать. Когда ребёнок сможет в нужной последовательности называть 15 впервые увиденных (!) карточек, его память будет натренирована настолько, что никакие вспомогательные тексты уже не понадобятся. Ведь он сможет запоминать любые образы без вербального подкрепления.

Шичида разработал множество подобных упражнений, развивающих, в том числе, и фотографическую память, которая способна значительно облегчить жизнь, пожалуй, каждому из нас. Поэтому этот блок пользуется огромной популярностью и вызывает большой интерес у родителей из разных стран.

  • 3 блок - развитие музыкальных и математических способностей и др.

В этом блоке так же используются упражнения, помогающие лучше усваивать и запоминать новые сведения. Профессор призывает опираться не на один путь получения информации, а одновременно на несколько. Например, песни дети учат с опорой на зрительные образы, а музыку слушают, глядя на карточки с нотами.

Если дети не могут справиться с какими-то заданиями, родители должны выполнить их на глазах у малышей, обязательно объясняя каждое своё действие.

Задания для настольной игры танграм, развивающие абстрактное мышление

Многие из родителей, которые решили попробовать заниматься с детьми по методике Шичиды, рассказывают о том, что используют далеко не всё. Чаще всего отказываются от «экстрасенсорного» блока. А вот упражнения на развитие памяти, музыкальных и математических способностей, на овладение навыками скорочтения у наших соотечественников вызывают большой интерес. При этом родители-экспериментаторы отмечают, что исключение некоторых вызывающих сомнения заданий не влияет на достижения ребёнка в других направлениях. Поэтому тем, кто хотел бы попробовать методику Шичиды, но кого смущает «сверхъестественный» блок, можно посоветовать взять на вооружение не все задания, а лишь те, которые кажутся вам наиболее подходящими и допустимыми.

Отношение японцев к образованию отличается от привычного россиянам ровно настолько, насколько разнится менталитет японский и русский. На всех этапах обучения, начиная с дошкольного периода, образование рассматривается, как один из приоритетов, который обеспечит в будущем достойный уровень жизни. Отправляясь на учёбу в Японию, наш соотечественник должен быть готов принять непривычные правила существования и постараться не ошибиться с выбором учебного заведения.

Особенности и структура образовательной системы Японии

Традиции и современность, тесно переплетённые во всём укладе жизни японцев, находят отражение и в структуре системы образования государства. Формирование образовательной системы Японии происходило по образцу американской и западноевропейской, но с сохранением традиционных национальных ценностей.

Образовательная система в Японии состоит из нескольких этапов

Дошкольное образование

Приобщаться к знаниям и адаптироваться к социуму дети начинают, как правило, с 3 лет - именно в этом возрасте ребёнок приходит в детский сад, который является первой ступенью образовательной системы в Японии. При наличии достаточно веских причин можно устроить ребёнка в садик и с трёхмесячного возраста, одним из оснований может быть более чем 4-часовая продолжительность рабочего дня обоих родителей. Дошкольное образование в Стране восходящего солнца имеет существенные отличия от большинства западных программ и методик. Японцы одними из первых начали говорить о важности раннего развития. Масару Ибука - известный директор организации «Обучение талантов» и создатель компании «Сони» - в своей книге «После трёх уже поздно» более 50 лет назад утверждал, что основы личности закладываются в первые три года жизни. С первых дней пребывания в дошкольном учреждении ребёнок приобщается к коллективному времяпрепровождению, при котором проявления индивидуализма не приветствуются. Одной из главных задач воспитания является обучение ребёнка чувствовать себя членом группы, проявлять внимание к другим участникам, уметь слушать окружающих и отвечать на их вопросы, т. е. научиться переживать эмпатию. Обучение счёту и письму не является первостепенной задачей: принято считать, что гораздо важнее развивать у ребёнка такие качества, как усердие в достижении поставленных целей, самостоятельность в принятии решений, любознательность к окружающему миру. Детские сады в Японии бывают как государственными, так и частными.

Школьный этап очень важен для японских детей

Уровень среднего образования

Начало апреля в Японии отмечается цветением сакуры и стартом учебного года в школах, куда идут дети начиная с 6-летнего возраста. Среднее образование в Японии, как и в большинстве стран во всём мире, делится на три ступени: начальную школу в течение 6 лет, среднюю - 3 года и старшую (тоже 3 года). Учебный год складывается из трёх триместров:

  • первый длится с 6 апреля по 20 июля,
  • второй начинается 1 сентября и заканчивается 26 декабря,
  • третий - с 7 января по 25 марта.

Бесплатное обучение предусмотрено только в начальной и средней школе, старшая школа платная. Начиная со средней школы, в программу обучения обязательно вводятся английский язык и специальные предметы, если учреждение имеет какую-либо профессиональную направленность или привязано к определённому вузу. В старшей школе усиленный акцент делается на изучении спецпредметов. Важный факт: учащиеся 7 - 12 классов пять раз в году сдают экзамены, которые в японских школах достаточно сложны и требуют большого количества времени на подготовку. Сама процедура сдачи экзаменов может занимать несколько часов. Результаты, как правило, влияют на то, где учащийся продолжит обучение - в престижной школе с хорошей перспективой поступить в вуз или в школе, по окончании которой дальнейшее обучение будет проблематичным. Около 75% выпускников средних школ продолжают обучение в высших учебных заведениях.

Попав в Японию, я не знал ни катаканы ни хираганы, через три месяца я уже мог спокойно общаться с японцами на японском. Но из школы я вынес не только отличные знания японского языка и японской культуры, но и своеобразное воспитание. Школа научила ставить перед собой цели и борясь достигать их….и, приучила к общности тёплой заботой учителей.

Владислав Криворотько

http://yula.jp/ru/channel/graduate-ru/

Специальное и инклюзивное образование в Японии

Помимо обычных школ, в Японии существуют так называемые школы Дзюку - частные учебные заведения, в которых школьники могут пройти специальный дополнительный курс изучения общеобразовательной программы для успешного поступления в высшие учебные заведения. Иными словами, такие школы представляют собой особую форму репетиторства, но в некоторых случаях здесь также предусмотрены занятия музыкой, спортом, различными видами традиционных японских искусств.

Проблемами детей с ограниченными возможностями в Японии занимается специально созданная Национальная ассоциация, кроме того, существует штаб по проведению реформ в системе обучения таких детей. Штаб возглавляют наиболее влиятельные лица государства. Такой подход к решению вопросов инклюзивного образования позволяет принимать на законодательном уровне меры по обеспечению гарантированных Конституцией равных прав для всех в отношении выбора места и способа прохождения обучения. Кроме того, есть возможность эффективно контролировать соблюдение таких прав.

В процессе обучения школьники сдают сложные экзамены, к которым долго и упорно готовятся

Высшее образование

Чтобы в будущем успешно трудоустроиться, японская молодёжь стремится поступить в престижные вузы, среди которых наиболее популярными являются Токийский, Киотский университеты, а также университеты в Осаке, Саппоро (Хоккайдо), Сендаи (Тохоку)и другие. Структура учебного процесса в японских высших учебных заведениях близка по организационным и административным аспектам с системой высшего образования стран Западной Европы и США, но в силу особенностей менталитета и культурных традиций имеет и отличия. Вузовская подготовка отличается высоким уровнем преподавания. Как в частных, так и в государственных вузах обучение платное и может составлять от 4 до 7 тыс. долларов США в год. Для получения степени бакалавра студенты обучаются 4 года, магистра - ещё 2 года. В технических вузах обучение длится 5 лет, медицинское или ветеринарное образование получается в течение 12 лет. Существует ускоренный курс обучения в университетах, рассчитанный на два года - для педагогов, социологов, филологов и др. Учебный год разделён на два семестра: с апреля по сентябрь и с октября по март. Проживание в общежитии обойдётся студенту в 600–800 долларов в месяц.

Недостаточно богат? Выход есть - учебный грант!

Желание получить образование в Японии совпадает с возможностями далеко не всегда. Отсутствие необходимого количества средств подталкивает к поиску альтернативных способов решения проблемы. Один из них - получение гранта на учёбу в одном из вузов Японии. Такой грант ежегодно предоставляет правительство Японии в лице Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники (Monbukagakusho.Mext) по программе «Студент». Для участия в конкурсе на получение гранта кандидат должен соответствовать определённым требованиям, среди которых - гражданство страны, поддерживающей дипотношения с Японией, возраст, как правило, от 17 до 22 лет, полное среднее образование. Кроме того, претендент должен быть готов к активному изучению языка и культуры Японии, не иметь проблем с физическим и психическим здоровьем.

Обучение - интенсивнее не придумать, и языковая школа - лишь одна из составляющих процесса. Мы все здесь учимся каждый день: находим новых знакомых, читаем книжки, листаем журналы, смотрим телевизор и слушаем радио. Свою порцию новой лексики я стабильно получаю от друзей, из японских блогов и книг. Не проходит и дня, чтобы словарный запас не пополнился хотя бы на пару пунктов.

Дарья Печорина

http://gaku.ru/students/1_year_in_japan.html

Гарантированно не смогут участвовать в программе лица, являющиеся военнослужащими ВС к моменту приезда в Японию, не прибывшие на место в срок, указанный принимающим университетом, получавшие ранее грант правительства Японии, уже проходящие учёбу в Японии, имеющие стипендии от других организаций, имеющие двойное гражданство (от японского нужно отказаться). Для прохождения отбора кандидат подаёт заявление установленного образца в диппредставительство Японии и сдаёт письменные тесты по математике, английскому и японскому языкам, а также по физике, химии и биологии в зависимости от специализации.

Грант на руках, что дальше?

В случае успешного прохождения отбора будущему студенту начисляется стипендия в размере 117 тыс. йен; оплату за обучение, а также расходы, связанные со вступительными экзаменами, берёт на себя правительство Японии. До начала обучения студенты проходят подготовительный курс в течение одного года, включающий интенсивное изучение японского языка, введение в специальность и другие дисциплины. Обучение в японских университетах ведётся только на японском языке. Более детально ознакомиться с порядком подачи документов и условиями отбора можно на официальном сайте Посольства Японии в России.

Видео: впечатления студентки после первого года учёбы в японском университете

Помимо правительственных программ существует множество частных и некоммерческих фондов, которые могут выделить стипендию для обучения в Японии, существуют стипендии Японской ассоциации международного образования, программы «Международного взаимопонимания», Министерства образования по программам стажировок и др. Ещё один способ продолжить учёбу в Японии - участие в программе по обмену студентами между вузами, имеющими партнёрские отношения. Требования для абитуриентов из стран СНГ мало отличаются от российских, детали участия в правительственных программах можно уточнить в посольствах Японии в своих странах.

Обучение в Японии помогло мне не только получить академические знания японского языка (Норёку Сикэн N3), но и расширить кругозор (здесь каждый день узнаёшь что-то новое), укрепить своё терпение и силу воли (так как на самостоятельные занятия требуется немало времени), а также познакомиться с замечательными людьми и найти новых друзей.

Елена Коршунова

http://gaku.ru/blog/Elena/chego_ojidat_ot_obucheniya/

Жильё, подработка, виза и другие нюансы

Пополнить бюджет студенты (в том числе русские, украинцы, казахстанцы) могут с помощью подработок, в качестве которых возможна работа в кафе, ресторанах, других заведениях из сферы обслуживания, или же с помощью преподавания русского языка, например. Для получения работы потребуется сертификат-разрешение, который можно получить в иммиграционном офисе после предоставления письма из учебного заведения. Студенты в Японии имеют право работать не более 4 часов в день. Многие пользуются такой возможностью, несмотря на то, что стоимость обучения здесь ниже, чем в наиболее престижных вузах США, Европы и даже России.

Видео: работа в Японии для иностранных студентов

Проблематичным может оказаться поиск жилья: несмотря на то, что университеты предоставляют иностранным студентам комнаты в общежитии, мест хватает не всем, поэтому многие вынуждены снимать помещения в частном секторе. Стоимость проживания в съёмном жилье может составить от 500 до 800 долларов в месяц.

Студенческая виза оформляется, как правило, в течение 3–4 месяцев, и гарантом при её получении является принимающий университет. Для получения визы потребуются:

  • копия диплома или справка с последнего места учёбы,
  • свидетельство о владении японским языком,
  • справка с места работы родителей,
  • копия свидетельства о рождении,
  • справка из банка о наличии 14–15 тысяч долларов на счету,
  • загранпаспорт,
  • 8 фото 3х4.

Весь пакет документов должен быть переведён на японский язык.

Таблица: преимущества и недостатки обучения в Японии

Молодой специалист с дипломом об окончании японского университета на руках имеет невероятно высокий шанс на получение места работы в одной из престижнейших компаний с мировым именем вследствие того, что уровень преподавания в японских вузах один из лучших в мире. Правительство и частные компании не жалеют инвестиций на развитие науки и образования. Все университеты и колледжи в Японии оборудованы ультрасовременными лабораториями и имеют в штате высокопрофессиональных преподавателей, благодаря чему обучение предоставляет глубокие теоретические знания и практические навыки. Кроме того, по ходу учёбы студенты приобщаются к таким национальным качествам японцев, как невероятное упорство и дисциплинированность, которые не будут лишними в дальнейшей жизни.

МАКОТО ШИЧИДА: «ВСЕ ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ ГЕНИЯМИ»

Японский профессор Макото Шичида — создатель популярнейшей в Японии авторской методики раннего развития детей. Его можно смело назвать пионером ускоренного обучения детей, а его методики обучения популярны не только в Японии, но и за рубежом.

Ученый внес огромный вклад в науку и медицину своими исследованиями в сфере изучения человеческого мозга. Благодаря почти сорокалетней научной деятельности и двадцатилетней практической он буквально произвел революционный прорыв в образовании, который изменил отношение к детям, их умственным способностям и методике их обучения. Революционная методика раннего развития Макото Шичида включает в себя методы стимулирования детского мозга. Макото Шичида убежден, что стимуляция головного мозга у детей раннего возраста помогает детям развивать особые способности. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем выше шанс развить у него гениальные способности и открыть таланты, сокрытые в нем в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.

В настоящее время по методике раннего развития Макото Шичида в Японии уже действует около 500 развивающих детских центров, из них более 400 основал сам Шичида.

В последнее время система Макото Шичида завоевывает внимание все большего количества почитателей среди родителей, педагогов и в странах постсоветского пространства.

В учебных заведениях, работающих по методике Шичида, учатся дети от 6 месяцев до 6 лет. Именно этот возрастной диапазон автор считает оптимальным для обучения по своей системе.

Ученый уверен, что в возрасте сразу после рождения и до 3 лет мозг ребенка работает как накопитель. Ведь дети в этот период все схватывают на лету, переполнены жаждой знаний, воспринимают и обрабатывают огромные объемы информации, словно маленькие компьютеры, прекрасно запоминая детали. И поэтому в данный возрастной период главная задача родителей и воспитателей стимулировать все пять органов чувств ребенка и обеспечить все потребности для его развития.

Согласно методике раннего развития Макото Шичида, те дети, которых с детства развивают интеллектуально и физически, в будущем могут стать или известными учеными, или спортсменами. Малыши растут и взрослеют гораздо быстрее, чем думают родители. До трех лет у ребенка доминирует правое полушарие мозга. В возрасте 3 лет доминирующую позицию принимает левое полушарие головного мозга.

Правое полушарие мозга маленького человечка начинает свое стремительное развитие еще в утробе матери. Известно, что правое полушарие мозга отвечает за подсознательное и бессознательное, левое полушарие — полушарие сознательного. В одной из своих книг Шичида пишет о том, что правое полушарие имеет большую «емкость» памяти, нежели левое. Но правое и левое полушария мозга развиваются по-разному и в разное время. Правое полушарие мозга постоянно обнуляет старую информационную память, чтобы освободить место для новой, в то время как память из левого полушария никогда не удаляется. Поэтому, развивая правое полушарие, родители открывают возможность более легкого обучения и развития творческих способностей у детей. Правое полушарие еще отвечает за визуальную и пространственную обработку данных, а также способность видеть проблему в нескольких аспектах.

По мнению ученого, к шестилетнему возрасту ребенка его мозг формируется практически полностью, более точно к шести годам около 80 % клеток головного мозга уже развиты. Что дает возможность в возрасте до шести лет успешно развивать у ребенка скорочтение, фотографическую память, редкие музыкальные таланты и математические способности, эмпатию и интуицию. Именно в этом возрасте ребенок отличается лучшими способностями к изучению языков.

К десяти годам головной мозг ребенка уже сформирован почти полностью, приблизительно на 90 %. Поэтому вносить изменения в старшем возрасте очень трудно, а порой невозможно. А развить чувственное восприятие вообще можно только в раннем дошкольном возрасте. То есть чем старше становится ребенок, тем хуже он усваивает и запоминает информацию.

Из всего вышесказанного можно выделить основные принципы метода Макото Шичида.

ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ МАКОТО ШИЧИДА

Все дети рождаются гениями;

Крайне важна крепкая связь между родителями и ребенком;

Доминанта правого полушария мозга у маленьких детей представляет собой уникальную возможность для обучения;

В 1954 году жил-был в Японии учитель математики Тору Кумон, и однажды его сын Такеши принес из школы двойку по арифметике. Г-н Кумон не растерялся и стал каждый день давать сыну простые задания на сложение, которые умещались на одном листочке. Вскоре Такеши стал лучшим в классе, а родители одноклассников повели своих детей на занятия к его отцу.

Прошло 60 лет. Теперь обучающие центры KUMON расположены почти в 50 странах мира. Более 4 миллионов детей в них занимаются по специальным рабочим тетрадям.

В России тетради центра KUMON выпускает издательство «Манн, Иванов и Фербер». Мы поговорили с руководителем детского направления «МИФ.Детство» Анастасией Креневой о том, чем отличается японская методика развития детей от российской; чему и как учат тетради KUMON и какие еще развивающие пособия для детей есть в России.

Что такое KUMON и в чем их «фишки»?

KUMON - это японская методика развития навыков, которые обычно должно быть сформированы у ребенка к школе. В центрах KUMON учат держать карандаш, проводить линии, вырезать, клеить, считать, писать цифры и буквы.

Всего в серии, которую мы издаем, более 50 рабочих тетрадей -- каждая для конкретного навыка и возраста. В тетрадях по 40 заданий, и они рассчитаны на месяц-два занятий. Главное -- заниматься каждый день, последовательно и понемногу. Это очень важно. Ключевой принцип всей методики -- последовательное усложнение. Сначала всегда самое простое, потом сложнее и сложнее. Именно этим они отличаются от большинства отечественных изданий.

Так, например, нередко можно встретить такое: открываешь тетрадь для подготовки руки к письму, а там одним из первых задание -- обвести по пунктирной линии цветочек или солнышко. И сразу возникает вопрос: как 2-летний ребенок, который еще даже карандаш толком держать не умеет, сможет это сделать? Это же сложно -- нужно окружность нарисовать и прямые линии, выходящие под разными углами. Не каждый взрослый хорошо справится. В KUMON по-другому. Все начинает с очень и очень простых вещей. Сначала ребенок учится вести короткую линию, в следующем задании линия удлиняется, потом появляется один изгиб, затем несколько и т.д. То есть, по логике японцев, задание с солнышком стояло бы в самом конце тетради...

Другая особенность в том, что KUMON -- это не только механическая отработка навыка. Эти тетради приучают ребёнка к самостоятельности. Участие родителей здесь сводится к нулю. Благодаря иллюстрациям, дизайну страниц все задания интуитивно понятны ребенку. Он открывает тетрадь и сам все делает, без подсказок. Плюс японцы постоянно повторяют родителям, что детей нужно обязательно хвалить. Когда вы хвалите детей, это повышает их самооценку, они начинают верить в свои силы, а сами занятия вызывают у них только положительные эмоции. Они сами хотят заниматься каждый день. А это очень важно -- ведь так у ребенка еще и вырабатывается полезная привычка к занятиям.

Я слышала, что японцы продумывают даже толщину бумаги для детей. Это так?

Да, они продумали все, что только можно. Тетрадки для детей 2 лет - маленького формата; тетрадки для детей постарше - большого. Плотность бумаги тоже разная. Например, в тетрадках для малышей используется самая плотная бумага. Чем старше ребенок, тем бумага тоньше. Всё делается для того, чтобы ребенку было удобно писать. В 2 года ему еще трудно держать карандаш и вести линию, поэтому он сильно давит на бумагу. Если бумага будет тонкой, она порвется, а это расстроит малыша. Удовлетворения от выполненного задания не будет. И в следующий раз ему не захочется заниматься.

Другой пример продуманности, причем далеко не очевидный, в иллюстрациях к заданиям. В начале тетради задания очень простые, а иллюстрации к ним яркие, со множеством деталей. Ребёнок воспринимает это всё как игру и погружается в неё. Чем дальше, тем задания сложнее. А картинка при этом становится менее насыщенной и красочной. Почему? Тут тоже очень просто: чем сложнее задание, тем сильнее ребенку нужно концентрироваться. Его ничто не должно отвлекать.

То есть причины популярности KUMON в том, что там все очень продумано?

Да, но не только. Дело еще и в эмоциях родителей, которые видят реальный результат. Ребенок не умел, например, держать карандаш или пользоваться ножницами. Сделал 40 упражнений -- и теперь у него это прекрасно получается.

Кстати, мы сделали для себя открытие. Выяснилось, что у наших детей проблемы с вырезанием. Самая популярная тетрадка во всей серии -- «Учимся вырезать». В принципе, этому есть объяснение. Аналоги, которые предлагают сегодня на рынке, -- тетради с аппликациями. Но как ребенок вырежет кружок или квадрат для аппликации, если он еще резать бумагу не умеет? В KUMON все последовательно: сначала учимся делать просто разрезы, короткие, по толстым линиям, потом линии становятся тоньше и длиннее, появляются углы, дуги, волны и только потом окружности и линии сложных форм.

Еще одна фишка в том, что в тетрадях на вырезание ребенок не просто вырезает -- в конце у него получается какая-нибудь игрушка, с которой он потом может играть. Например, какая-то змейка, которую он вырезал по спирали. Или, например, ты вырезаешь одеяло, и накрываешь нарисованную девочку этим одеялком.

Какие типы развивающих тетрадей есть в России?

Развивающие детские тетради можно разделить на два типа. Первый - это тетради комплексного развития. Это такие развивалки общего характера. Здесь в рамках одной тетради или серии может быть всё: и математика для малышей (формы, противоположности, соответствия и т.д.), и общее развитие речи (группы слов по тематикам), и творческие задания (дорисовать, слепить, приклеить). Ребенок, развивается, узнает новое, конечно. Но процесс совсем другой, это интеллектуальное развитие. Такие тетради не “ставят руку” и не учат именно вырезать, как делает это KUMON.

Или, например, сейчас довольно популярны тетради с наклейками. Они по-своему замечательны и интересны. Задания здесь тоже на общее развитие и параллельно на развитие мелкой моторики. То есть обычно сначала нужно подумать, решить, что и куда клеить, и только потом клеить.

В аналогичных же тетрадях KUMON нужно просто клеить. И все. Полная концентрация только на этом задании. Там будет нарисовано, к примеру, яблоко с пустым кружком. И ребенок должен аккуратно в этот белый кружочек вклеить круглую наклейку. Суть не в том, чтобы он узнал, что это яблоко и что оно зеленого цвета. Или чтобы он узнал, чем большой “большой” отличается от “маленький”. От начала и до конца тетради его учат приклеивать наклейки и бумагу на бумагу. Главное, что к концу занятий он делает это идеально!

Понятно. А какой второй тип тетрадей?

Второй тип тетрадей с уклоном именно в математику, вроде пособий Людмилы Петерсон для дошкольников. Или, например, у Жени Кац есть интересные тетради на развитие математического мышления. Там представлены всякие головоломки, игровые задания на логику, внимательность. Работая в такой тетради, ребенок даже не понимает, что занимается математикой, цифр там очень мало. Женя, кстати, считает, что раньше 5 лет не стоит мучить ребенка цифрами. Он, конечно, запомнит, как они выглядят, но что именно эта цифра обозначает, он в 2-3-4 года не понимает. У него еще не развито математическое мышление.

Получается, базовым навыкам у нас никто и не учит?

Получается, что так. Целенаправленно не учат, опосредованно -- учат. Исключение -- тема подготовки руки к письму. У многих издательств есть такие тетради. Правда, опять же, большинство из них построены по принципу “обведи заштрихованные линии и продолжи сам”.

С точки зрения японцев, в таких заданиях нет особого смысла. Например, ребенку 2-3 лет предлагают обвести и дорисовать зубчики на расческе. Но как как ребенку их нарисовать? Куда поставить карандаш? Где остановиться? Ребенок 2-3 лет еще не понимает этого.

Да, это, конечно, механическая отработка. Но так ребенок никогда не научится проводить линии осознанно. Если мы возьмем аналогичную тетрадку KUMON, то увидим, что каждое задание будет представлять собой лабиринт -- от очень простого (вроде прямого туннеля) до сложного. В лабиринте всегда обозначены его начало и конец. Эти подсказки нужны ребенку для того, чтобы он понимал, куда поставить карандаш и где остановиться. Ребенок сначала продумывает маршрут, а потом сам осознанно ведет линию по чистому листу туда, куда ему нужно. Именно этот навык поможет ему потом писать и рисовать.

И последнее. Какой основной принцип воспитания есть у японцев, который неплохо бы перенять и нам?

Японцы очень просят родителей не вмешиваться в то, что делает ребенок. В чем проблема многих наших мам? Например, ребенок начинает проводить линию и у него не получается. Мама тут же вырывает у него ручку и говорит: «Подожди, ты все не так делаешь!». Это неправильный посыл. Даже если ребенок вообще ничего не сделал, его обязательно нужно похвалить. Хотя бы за то, что он постарался.

Подготовила старший воспитатель Людмила Николаевна Шадрина

В 1954 году жил-был в Японии учитель математики Тору Кумон, и однажды его сын Такеши принес из школы двойку по арифметике. Г-н Кумон не растерялся и стал каждый день давать сыну простые задания на сложение, которые умещались на одном листочке. Вскоре Такеши стал лучшим в классе, а родители одноклассников повели своих детей на занятия к его отцу.

Прошло 60 лет. Теперь обучающие центры KUMON расположены по всему миру - почти в 50 странах. Более 4 миллионов детей занимаются в центрах по специальным рабочим тетрадям.

В России тетради центра KUMON выпускает издательство «Манн, Иванов и Фербер ». Мы поговорили с руководителем детского направления «МИФ.Детство» Анастасией Креневой о том, чем отличается японская методика развития детей от российской; чему и как учат тетради KUMON и какие еще развивающие пособия для детей есть в России.

- Что такое KUMON и в чем их «фишки»?

KUMON - это японская методика развития навыков, которые обычно должны быть сформированы у ребенка к школе. В центрах KUMON учат держать карандаш, проводить линии, вырезать, клеить, считать, писать цифры и буквы.

Всего в серии, которую мы издаем, более 50 рабочих тетрадей - каждая для конкретного навыка и возраста. В тетрадях по 40 заданий, и они рассчитаны на месяц-два занятий. Главное - заниматься каждый день, последовательно и понемногу. Это очень важно. Ключевой принцип всей методики - последовательное усложнение. Сначала всегда самое простое, потом сложнее и сложнее. Именно этим они отличаются от большинства отечественных изданий.

Так, например, нередко можно встретить такое: открываешь тетрадь для подготовки руки к письму, а там одним из первых задание - обвести по пунктирной линии цветочек или солнышко. И сразу возникает вопрос: как двухлетний ребенок, который еще даже карандаш толком держать не умеет, сможет это сделать? Это же сложно - нужно окружность нарисовать и прямые линии, выходящие под разными углами. Не каждый взрослый хорошо справится. В KUMON по-другому. Все начинается с очень и очень простых вещей. Сначала ребенок учится вести короткую линию, в следующем задании линия удлиняется, потом появляется один изгиб, затем несколько и т.д. То есть, по логике японцев, задание с солнышком стояло бы в самом конце тетради...

Другая особенность в том, что KUMON - это не только механическая отработка навыка. Эти тетради приучают ребёнка к самостоятельности. Участие родителей здесь сводится к нулю. Благодаря иллюстрациям, дизайну страниц все задания интуитивно понятны ребенку. Он открывает тетрадь и сам все делает, без подсказок. Плюс японцы постоянно повторяют родителям, что детей нужно обязательно хвалить. Когда вы хвалите детей, это повышает их самооценку, они начинают верить в свои силы, а сами занятия вызывают у них только положительные эмоции. Они сами хотят заниматься каждый день. А это очень важно - ведь так у ребенка еще и вырабатывается полезная привычка к занятиям.

- Я слышала, что японцы продумывают даже толщину бумаги для детей. Это так?

Да, они продумали все, что только можно. Тетрадки для детей двух лет - маленького формата; тетрадки для детей постарше - большого. Плотность бумаги тоже разная. Например, в тетрадках для малышей используется самая плотная бумага. Чем старше ребенок, тем бумага тоньше. Все делается для того, чтобы ребенку было удобно писать. В два года ему еще трудно держать карандаш и вести линию, поэтому он сильно давит на бумагу. Если бумага будет тонкой, она порвется, а это расстроит малыша. Удовлетворения от выполненного задания не будет. И в следующий раз ему не захочется заниматься.

Другой пример продуманности, причем далеко не очевидный, в иллюстрациях к заданиям. В начале тетради задания очень простые, а иллюстрации к ним яркие, со множеством деталей. Ребенок воспринимает это все как игру и погружается в нее. Чем дальше, тем задания сложнее. А картинка при этом становится менее насыщенной и красочной. Почему? Тут тоже очень просто: чем сложнее задание, тем сильнее ребенку нужно концентрироваться. Его ничто не должно отвлекать.

- То есть причины популярности KUMON в том, что там все очень продумано?

Да, но не только. Дело еще и в эмоциях родителей, которые видят реальный результат. Ребенок не умел, например, держать карандаш или пользоваться ножницами. Сделал 40 упражнений - и теперь у него это прекрасно получается.

Кстати, мы сделали для себя открытие. Выяснилось, что у наших детей проблемы с вырезанием. Самая популярная тетрадка во всей серии - «Учимся вырезать». В принципе этому есть объяснение. Аналоги, которые предлагают сегодня на рынке, - тетради с аппликациями. Но как ребенок вырежет кружок или квадрат для аппликации, если он еще резать бумагу не умеет? В KUMON все последовательно: сначала учимся делать просто разрезы, короткие, по толстым линиям, потом линии становятся тоньше и длиннее, появляются углы, дуги, волны и только потом окружности и линии сложных форм.

Еще одна фишка в том, что в тетрадях на вырезание ребенок не просто вырезает - в конце у него получается какая-нибудь игрушка, с которой он потом может играть. Например, какая-то змейка, которую он вырезал по спирали. Или, например, ты вырезаешь одеяло, и накрываешь нарисованную девочку этим одеялком.

- Какие типы развивающих тетрадей есть в России?

Развивающие детские тетради можно разделить на два типа. Первый - это тетради комплексного развития. Это такие развивалки общего характера. Здесь в рамках одной тетради или серии может быть все: и математика для малышей (формы, противоположности, соответствия и т.д.), и общее развитие речи (группы слов по тематикам), и творческие задания (дорисовать, слепить, приклеить). Ребенок развивается, узнает новое, конечно. Но процесс совсем другой, это интеллектуальное развитие. Такие тетради не «ставят руку» и не учат именно вырезать, как делает это KUMON. Или, например, сейчас довольно популярны тетради с наклейками. Они по-своему замечательны и интересны. Задания здесь тоже на общее развитие и параллельно на развитие мелкой моторики. То есть обычно сначала нужно подумать, решить, что и куда клеить, и только потом клеить.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»