Агротехника выращивания саженцев. Агротехника - выращивание саженцев винограда

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

К экологическим особенностям агротехники выращивания саженцев в древесных школах питомников следует отнести необходимость создания оптимального соотношения между массами надземной части и корневой системы. Задача псрешколивания сводится к тому, чтобы пересадить сеянцы, произрастающие на посевной гряде в густом стоянии, распределить их в древесной школе более редко и выращивать в течение нескольких последующих лет при почти 100%-ном освещении. Обрезка же корней при выкопке сеянцев в целях псрешколивания оказывается полезной. Обычно обрезка корней у ели вызывает появление около места среза в первый же год новых мочковатых корней (иногда 15-20), часть которых превращается затем в скелетные (В.В. Миронов, 1977).

Севооборот в школах применяют с однолетним или двухлетним паром. Однолетний пар - чистый (чёрный или ранний), си- деральный или занятый - применяют в основном в школах, из которых саженцы выкапывают с открытой корневой системой. Двухлетний пар применяют при выращивании саженцев и гей- стеров повышенных размеров, которые выкапывают с закрытой корневой системой, то есть - с комом земли. При двухлетнем паровании производят засыпку ям, образовавшихся после выкопки, и почву содержат в первый год под чистым паром, во второй - под сидеральным.

Чистый пар применяют при значительной засорённости площади многолетними сорняками, а сидсральный - на площадях, очищенных от злостных сорняков. Занятый пар выполняют на плодородных почвах в условиях достаточного увлажнения или на орошаемых площадях. Многолетние травы при двухлетнем пользовании вводят в крупных орошаемых питомниках с малогумусны- ми бесструктурными почвами для накопления в них органических веществ и восстановления структуры.

Лучшим предшественником для саженцев является во всех лесорастительных зонах бобовая культура. В лесной зоне в севообороте применяют следующие многолетние травы: люпин многолетний, клевер в смеси с тимофеевкой; в лесостепной зоне - экспарцет, люцерну в смеси с райграсом высоким или пыреем бескорневищным; в степной зоне - люцерну в смеси с житняком. Общее число полей в севообороте определяется продолжительностью выращивания крупного посадочного материала плюс одно или два поля под пар.

Обработка почвы в школах включает применение паров и предпосадочную обработку почвы. В школах глубина обработки по сравнению с посевным отделением увеличивается: в лесной зоне до 35-40 см, в лесостепной - до 50 см, в степной - до 60 см. Под закладку школы крупномерных саженцев (гейстеров) и школы третьего порядка почву обрабатывают во всех лесорастительных зонах на глубину 60 см. Глубина отвальной пахоты определяется мощностью гумусового или окультуренного пахотного слоя. Нижележащие горизонты рыхлят без выноса их на поверхность. Для обработки почвы на глубину до 40 см применяют плуг ПЛ Н-4-35 с корпусами для безотвальной пахоты или почвоуглубителями, плуг ПЛН-3-35 с почвоуглубителями, плуг ПН-3-40, для обработки почвы на глубину до 50 см используют плуг плантажный ППН-40, до 60 см - плуг плантажный ППН-50 или ППУ-50А. В пару применение гербицидов и внесение удобрений аналогично посевному отделению.

Предпосадочную обработку почвы проводят для создания хорошо разрыхлённого слоя. Мощность этого слоя определяется глубиной, на которую будет проводиться посадка. Глубина рыхления почвы для посадки сеянцев и черенков 25-30 см, для посадки саженцев - 45-50 см. Почву на глубину до 30 см рыхлят культиватором-рыхлителем КРГ-3,6, который одновременно вычёсывает корни оставшихся после выкопки саженцев предыдущей ротации. Более глубокое рыхление, особенно на тяжёлых почвах, делают в два приёма сначала плантажным плугом без отвала, потом культиватором-рыхлителем КРГ-3,6, если в почве много растительных остатков. Дополнительная предпосадочная обработка почвы включает выравнивание поверхности почвы и более тщательное рыхление почвенными фрезами (ФП-2, ФПШ-1,3).

Закладка школ осуществляется весной и (реже) осенью. Высаживают 1-2-летние сеянцы (реже укоренённые черенки). Перед посадкой в школу посадочный материал сортируют, обрезают повреждённые корни, подновляют или укорачивают корневую систему. После обрезки корни обмакивают в болтушку, состоящую из жидкой смеси перегноя или торфа с землёй. В болтушку добавляют гетероауксин на 0,002%-ном растворе или другие ростовые вещества. У кустарников обрезают надземную часть на 1/3- 1/4 их высоты.

Корневая шейка при посадке должна быть ниже поверхности почвы в незасушливых районах на 1...2 см, а в засушливых - на 3...5 см. Посадка сеянцев и укоренённых черенков проводится сажалками СШП-5/3, СШП-3, ССН-1, для посадки саженцев применяют МПС-1. Для посадки крупных саженцев в посадочные ямы используют КПЯШ-6 или КЯУ-100. Посаженные растения оправляют так, чтобы они стояли прямо, почву около них уплотняют ногой, чтобы корни тесно соприкасались с почвой. После этого почву рыхлят, а в засушливых районах при недостатке влаги поливают. Затем проводят агротехнические уходы, выполняя рыхление почвы, прополку сорняков, делают поливы, вносят подкормки, ведут борьбу с вредителями и болезнями. Рыхление почвы, как основа ухода, способствует не только накоплению и сбережению влаги, но и получению посадочного материала с компактной и хорошо разветвленной корневой системой.

Уплотнённую древесную школу закладывают пятисекцион- ной посадочной машиной СШП-5/3. За один проход она может высаживать ленту из трёх или пяти рядов сеянцев. Плотность посадки машиной составляет до 330 тыс. растений на 1 га. При закладке комбинированной школы сначала однорядной лесопосадочной машиной высаживают сеянцы лиственных пород, затем в междурядья лиственных кулис машиной СШП-5/3 высаживают ленты из теневыносливых хвойных пород.

Уход за саженцами начинается сразу же после посадки путём рыхления почвы культиваторами КРСШ-2,8А, КРН-2,8А. В районах с малоснежными зимами растения, высаженные осенью, окучивают на зиму культиватором КРСШ-2,8А.

В течение вегетационного периода почву рыхлят по мере её уплотнения перечисленными выше культиваторами, а также фрезерным культиватором КФП-1,5 на тяжелых почвах 5-8 раз в год, на лёгких - 1-3 раза, в первые годы чаще, в последующие - всё реже и реже. Глубина рыхления колеблется от 7 до 16 см. Каждый раз глубину рыхления изменяют, чтобы не образовывалась уплотнённая подошва. В лесной и лесостепной зонах каждое последующее рыхление делают на большую глубину, а в степной - наоборот. Одновременно с рыхлением почвы уничтожаются сорняки. Для борьбы с сорняками семенного происхождения используют гербициды. Чаще всего применяют симазин, который вносится из расчета 2 кг/га действующего вещества.

Подкормки саженцев производят ежегодно, начиная со второго года после посадки, путём внесения удобрений на глубину 10- 15 см в ходе рыхления почвы культиватором КРСШ-2,8А. Подкормку производят весной полным минеральным удобрением. В лесной зоне при подкормке обычно вносят N - 60, Р 2 0 5 - 120, К 2 0 - 60 кг/га д. в.; в лесостепной зоне - N - 20-25, Р 2 0. - 45- 60, К 2 0 - 30-40 кг/га д. в.; в степной зоне -N - 20-25, Р 2 0 5 ~ 45-60, К^О - 20-30 кг/га действующего вещества.

Поливы в школах проводят после посадки, если она произведена весной в сухую почву, и при необходимости - в засушливый период (1-2 раза). Поливная норма определяется глубиной увлажняемого слоя, которая должна быть при посадке сеянцев и укоренённых черенков 25-30 см, при посадке саженцев - 45-50 см. Вегетационные поливы в первой школе производят с увлажнением почвы на глубину 35-40 см, во второй школе - на глубину 60-80 см.

Защита саженцев от болезней и вредителей включает профилактические и защитно-истребительные мероприятия. Основой профилактических мероприятий является высокий уровень агротехники, при котором создаются неблагоприятные для вредителей условия, препятствующие их развитию и размножению. Химические препараты применяют в основном в виде водных растворов или суспензий (800-1500 л/га). Обработку саженцев проводят опрыскивателем ОН-400.

Выкопка саженцев производится в состоянии их биологического покоя; весной это время до набухания почек, а осенью - после сформирования верхушечной почки и начала листопада. Саженцы кустарников и маломерные саженцы древесных пород, размеры которых обеспечивают проход над ними трактора, выкапывают выкопочной скобой Н ВС-1,2 или выкопочной машиной ВМ-1,25. Более крупные саженцы выкапывают выкопочным плугом ВПН-2 или выкопочной машиной ВМКМ-0,6.

Выкопанные саженцы помещают в кратковременной прикопке так, чтобы корневые шейки были засыпаны 5-10-сантиметровым слоем земли. В долговременной прикопке саженцы присыпают 25-30 сантиметровым слоем. Для предохранения растений от солнечных ожогов вершины саженцев должны быть направлены к югу.

В школьном отделении выращивают саженцы древесных и кустарниковых пород для создания лесных культур, защитных и декоративных насаждений.

Продолжительность выращивания саженцев зависит от их целевого назначения. Для создания культур саженцы выращивают, как правило, в течении 2-3 года, для защитного лесоразведения 2-4 года, для озеленения: кустарники: 2-3 года, древесные 6-12 лет и более.

Уплотненные школы закладывают для выращивания массового количества укрупненного посадочного материала, предназначенного в основном для лесокультурных целей. Схема посадки ленточная, состоящая из 3 - 5 рядов. Расстояние между рудами в ленте принимается от 0,4 до 0,2 м, шаг посадки 25 – 10 см, межленточное пространство 0,5 м.

4,1 Расчет площади школьного отделения

Схема посадки 0,25-0,25-0,25-0,25-0,50, расстояние между растениями в ряду 0,25 м.

При такой схеме посадки число саженцев на 1 га будет: 166,7 тыс. шт.

Расчет пощади проводится по формуле:

Потребное количество / число саженцев на 1 га

П=200тыс./166,7тыс.=1,2 га

4,2 Севообороты

Севооборот в школах вводят с однолетним или двухлетним паром. Однолетний пар – чистый (черный или ранний). Двухлетний пар применяют при выращивании саженцев древесных пород повышенного и крупномерного стандартов. В данной школе применяется севооборот с однолетним паром (черный). Подробно пары описываются в п. 3,1.

4,3 Система обработки почвы

Обработка почвы по системе черного, раннего и занятых паров аналогична таковой в посевных отделениях. Глубину основной (зяблевой) вспашки в школах увеличивают до 35-40 см, а в отдельных случаях - до 50-60 см. Вспашку здесь проводят плугами общего назначения. Предпосадочная обработка, направленная на разрыхление почвы, способствует приживаемости пересаженных растений и луч­шему их росту в первый год вегетации. Проводится она в виде боронования и культивации. При наличии на поле большого количества растительных остатков их вычесыва­ют и почву рыхлят культиватором-рыхлителем (КРГ-3,6). Посадку сеянцев осуществляют школьными сажалками СШН-3, СШП-5/3, СШ-3/5, ССН-1, а саженцев - МПС-1.

Важное значение придается подготовке посадочного материала для закладки школьных отделений. Его сорти­руют, обрезают поврежденные корни, корневые системы обрабатывают стимуляторами роста (b-индолилуксусная, индолилмасляная, a-нафтилуксусная кислоты, гиббереллин и др.).

В целом сеянцы большинства пород, предназначенных для посадки в школу, после обрезки корней рекомендуется обмакивать, в болтушку, состящую из низинного торфа или глины и 0,002%-го раствора гетероауксина.

Уход за саженцами ведется в течение всего вегетацион­ного периода. Он включает культивацию почвы, борьбу с сорняками и вредителями, подкормку, обработку стимуля­торами, полив, формирование крон и штамбов.

Культивацию почвы проводят регулярно (5-8 раз за лето) культиваторами-растениепитателями КРСШ-2.8А и КРН-2,8МО или фрезерным культиватором КФП-1,5А на глубину 7-16 см. При культивации одновременно уничто­жаются сорняки. Для этого применяют гербициды, в основ­ном производные триазинов.

Для подкормки саженцев, согласно «Наставлению по выращиванию посадочного материала...» (1979), в почвы лесной зоны рекомендуется вносить полное удобрение N 30-40 Р 45-60 К 30-40.. Корневые и внекорневые подкормки должны прово­диться с учетом сезонного ритма роста и развития сажен­цев. Азотные удобрения следует применять только в виде сухой подкормки. Рост саженцев усиливается и при 2-3-кратном опрыскивании их 0,001%-м раствором гиббсреллина или некоторых других стимуляторов роста. По данным А. Р. Родина (1976), положительно влияет на рост мочко­ватых корней саженцев сосны, а в последующем и всего растения обрезка верхушечной части главного побега.

При выращивании посадочного материала в школах, особенно в уплотненных, проводятся поливы в тот или иной период вегетации, что определяется влажностью корнеобитаемого слоя почвы.

В питомниках организуют узкорядные, комбинированные и уплотненные школы: 1. узкорядные школы предназначены для выращивания посадочного материала, более или менее однородного по возрасту с надземной и корневой системой. При выращивании саженцев разных размеров и возраста производят 1-3 пересадки растений с степенным увеличением площади питания. Организуют школы 3-х порядков. Выращивают 1-2 летние сеянцы в течении 2-4 лет. Схема посадки 0.7-1.0x0,35-0,5 м. 2. В комбинированных школах выращивают саженцы древесных растений и кустарников или только древесных саженцев различного возраста и размеров. Схема посадки - ряды через 1,5 м в ряду - через 0,8 м, в широкие междурядья в три ряда высаживают кустарники (0.8x0,2-0.18) 1- Уплотненные школы закладывают для выращивания массового количества укрупненного посадочного материала 4-5-летних саженцев ели и других пород. Существуют рядовые и ленточные схемы посадки рядовые - между рядами 0.4 м, а в ряду - 0,2 м, ленточные посадки бывают 3-5 рядные, межленточное пространство при этом равняется 0,5-0,7 м. В древесных школах агротехника выращивания как правило включает севообороты (черный пар). Глубина зяблевой вспашки в школах увеличивают до 35-40 см. Вспашку производят плугами общего назначения ПН-4-35, ПЛН-4-35." Закладку сеянцев осуществляют школьными сажалками СШС-3, СШП-5/З. При подготовке посадочного материала закладки школьного отделения производят его сортировку, обрезку поврежденных корней. Культивацию почвы изводят 5-8 раз за лето культиваторами КРСШ-2.8А. Для подкормки саженцев вносят удобрения N30-40 Р45-60. В уплотненных школах производят полив в зависимости от периода вегетации. В плодовых школах сеянцы высаживают в апреле по схеме 0,7-1.0x0,3-0,5 м. Прививают во второй половине лета. Перед прививкой приготавливают черенки. Плодовые саженцы после прививки выращивают в течении 2-4 лет, применял 4-6 польные севообороты с сидеральным или чистым паром.

Безопасность работ при выращивании посадочного материала.

1 При работах в питомниках, связанных с подготовкой и обработкой почвы, погрузочных и разгрузочных, гужевым транспортом, применением удобрений, перевозкой людей и инструмента, следует руководствоваться соответствующими разделами настоящих Правил.

2 При проведении поливных работ необходимо соблюдать следующие требования:

Предохранительные клапаны и контролирующие манометры, установленные на рессивере, должны быть опломбированы;

Не производить ремонт водопроводной системы и ее элементов во время работы системы;

Не производить полив на одном участке одновременно с другими видами работ;

Прекращать работу до устранения неисправности при повышении давления в системе выше разрешенного, неисправности предохранительных клапанов и блокировочных устройств; обнаружении течи в швах и соединениях, разрывов и выпучин в шлангах, перебоев в работе насоса.


3. Для удержания поднятых рам в парниках и теплицах необходимо применять специальные подставки. Рама должна иметь ручки для их подъема.

4. Очистку рам от снега необходимо проводить со специально уложенных, прочно закрепленных трапов.

5. Для выполнения работ по набивке парников биотопливом и их очистке рабочие должны быть обеспечены дежурными комплектами СИЗ (резиновые сапоги, рукавицы, фартуки).

6. При проведении механизированных работ теплицы должны вентилироваться.

На основании лесоводственной и технологической оценки лесокультурного фонда выделяют пять категорий лесокультурных площадей:

а) пустыри, прогалины, поляны, участки бывшего сельскохозяйственного пользования, гари и вырубки со сгнившими, сгоревшими или удаленными пнями, участки с незначительным количеством пней, а также земли, нарушенные добычей нерудных ископаемых, на которых произведен технический этап рекультивации;

б) невозобновившиеся вырубки и редины с наличием пней до 500 шт./га, а также более 500 шт./га, на которых при проведении рубки главного пользования оставлены пониженные пни (не более 5 см от корневых лап);

в) невозобновившиеся вырубки с наличием пней свыше 500 шт./га, на которых не производилось предварительного понижения пней (спиливания, дробления и др.);

г) площади с неудовлетворительным естественным возобновлением главными или возобновившиеся мягколиственными древесными породами и участки леса, где проведены рубки реконструкции коридорами в соответствии с ТКП 143;

д) выработанные торфяники и осушенные земли.

В Белоруссии в основном осуществляет механическую обработку почвы сплошную или частичную. Сплошную обработку почвы под лесные культуры производят на лесокультурных площадях категории на пустырях, прогалинах, вырубках. На слабозадерненных площадях именяют зяблевую обработку почвы. На сильно задерненных участках почву обрабатывают по системе черного или раннего пара плугами общего назначения ПЛН- 4-35. ПКУ-4-.35. ПЛН-3-35. Наиболее широко в лесном хозяйстве применяется частичная, обработка почвы I полосами (ширина 1.5-2,5 м проводят на лесокультурных площадях категории а на глубину 15-25 см плугами общего (ПЛН-4-35) и специального (ПРВН-1.5) назначение 2 бороздами (при этой обработке почва медленнее зарастает в первые 2-3 года, для нарезки полос применяют лесные плуги ПКЛ-70, ЛЛШ-1,2.3. путем создания микроповышений в виде пластов гребней, валов и гряд (ширина микроповышений может быть 70-100 см, для обработки почвы используют плуг лесной полосный (ПЛП-135, ПЛМ-1.3) 4 . площадками (производится на лесокультурных площадях в и г не подлежащих обработке полосами и бороздами, мотобурами (БРМ-1. ПБ-2 и др.). 5. ямками (производится на участках дренированными почвами, предназначаемых для посадки крупного посадочного материала с целью выращивания ландшафтных и других ценных лесных культур ямокопателями КЯУ-100 и КЛЯШ-60 размеры то диаметру могут варьировать в пределах 30- 1OO см, по глубине 50-60 см.

Продолжительность выращивания саженцев в школьном отделении определяется их целевым назначением. Для лесокультурных целей саженцы выращивают в течение 2-4 лет, а для озеленения древесные породы выращивают 6-12 лет, а кустарники 2-3 года.

Агротехника выращивания саженцев в школьном отделении. При выращивании саженцев применяют от одной до трех пересадок растений с постепенным увеличением площади питания. Для этой цели организуют первую, вторую и третью школы. В первую школу высаживают 1-2-летние сеянцы с расстоянием между рядами 0,8 м, размещение в ряду через 0,5 м. Во вторую школу высаживают трех-четырехлетние саженцы с размещением 1х1 м или 1,5х1,5 м, а в третью школу – шести-восьмилетние саженцы с размещением 3х2 м. Перед посадкой в школу посадочный материал сортируют; обрезают поврежденные корни и подновляют или укорачивают корневую систему до 15-25 см для условий с нормальным увлажнением и до 20-30 см районов с недостаточным увлажнением. После обрезки корни обмакивают в болтушку, состоящую из жидкой смеси перегноя или торфа с землей.

Почву в древесной школе обрабатывают на большую глубину, чем в посевном отделении, но системы обработки почвы в полях севооборота аналогичны применяемым в посевном отделении. Глубина вспашки почвы в школьном отделении определяется размерами корневых систем выращиваемых саженцев. В первой школе основную вспашку в лесной и лесостепной зонах проводят на глубину 30-35 см, а в степной зоне на 35-40 см. Во второй школе – соответственно на глубину 35-40 см и 40-50 см, а в третьей школе – на 45-50 и 55-60 см. Независимо от глубины обработки почвы удобрения вносят в верхний 20-30-сантиметровый слой, т.е. в зону основной массы корней саженцев.

Предпосадочную обработку почвы проводят без оборота пласта на глубину посадки сеянцев или саженцев. В первой школе для посадки сеянцев и укорененных черенков почву рыхлят на глубину 25-30 см плугом ПКЛ-4-35 (с безотвальными корпусами), затем используют бороны или культиватор рыхлитель КРГ-3,6. Для посадки саженцев во второй и третьей школах почву рыхлят на 45-50 см плантажными плугами без отвалов с одновременным боронованием. Дополнительная предпосадочная обработка почвы включает выравнивание поверхности почвы и более тщательное рыхление почвенными фрезами (ФП-2, ФПШ-1,3). Школы лиственных пород закладывают весной и осенью, а хвойных, как правило, весной.

Более целесообразно саженцы выращивать в комбинированных школах, в которых древесные растения со сроком выращивания 6-12 лет высаживают рядами на расстоянии 2,4-4,5 м один от другого. Между этими рядами древесных пород высаживают два или четыре ряда кустарника со сроком выращивания 2-3 года. Таким образом, за одну ротацию древесных пород проходит две и более ротаций кустарников. При этом в результате неоднократной выкопки кустарников происходит формирование корневой системы у саженцев деревьев, оставляемых в школе, за счет двустороннего обрезания у них корней выкопочной скобой.

При выращивании саженцев хвойных пород для лесокультурных целей применяют комбинированные школы с уплотненным размещением хвойных. В этом случае три или пять рядов саженцев ели или кратное их число со сроком выращивания 2-3 года чередуют с общим рядом лиственных древесных пород или хвойных пород со сроком выращивания 6-12 лет. В ряду саженцы ели высаживают через 0,1-0,2 м, а породы с длительным сроком выращивания – через 0,7-1 м.

Выращивание саженцев ели с биологическим возрастом 4-6 лет производят в уплотненной школе. Уплотнение достигается за счет применения узких междурядий и небольшого шага посадки. Схема посадки ленточная, состоящая из 2-5 рядов. Расстояние между рядами в ленте применяется от 0,4 до 0,2 м, шаг посадки 10-20 см. Перед посадкой сеянцев ели в школу у них подрезают корни, что обеспечивает формирование хорошо развитой, компактной корневой системы. При посадке в школу 2-летних сеянцев ели корни подрезают с таким расчетом, чтобы длина корневой системы была в пределах 15-18 см.

При закладке уплотненной школы почву вспахивают на глубину 30-35 см. Посадка механизированная. Наиболее перспективна пятисекционная посадочная машина СШП-5/3. За один проход она может высаживать ленту, состоящую из трех или пяти рядов сеянцев. Плотность посадки машиной составляет до 330 тыс. растений на гектар.

Корневая шейка при посадке должна быть ниже поверхности почвы в незасушливых районах на 1-2 см, а в засушливых на 3-5 см. Посаженные растения оправляют так, чтобы они стояли прямо; почву около них уплотняют, чтобы корни тесно соприкасались с почвой. После этого почву рыхлят, а в засушливых районах при недостатке влаги поливают. Затем проводят уходы, заключающиеся в рыхлении почвы, прополке сорняков, поливах, подкормке, формировании штамба и кроны, борьбе с вредителями и болезнями. Рыхление почвы способствует не только накоплению и сбережению влаги, но и получению посадочного материала с компактной и хорошо разветвленной корневой системой.

Плодовая школа. Большинство культурных плодовых растений размножаются вегетативным способом. Чаще всего для этих целей выращивают сортовые саженцы путем прививки культурного сорта. В этом случае у потомства хорошо сохраняются ценные признаки и свойства материнских деревьев привитого растения, и оно раньше начинает плодоносить.

Растение, на которое делают прививку, называют подвоем, а прививаемый глазок, черенок – привоем. Морозо-, засухоустойчивость и другие качества выращиваемых плодовых саженцев в значительной мере зависят от качества подвоев, поэтому необходимо особое внимание обращать на происхождение подвоев. Они должны быть приспособлены к местным почвенно-климатическим условиям, хорошо срастаться с привоем, обеспечивать у привитого дерева хорошую силу роста, раннее вступление в пору плодоношения, высокую урожайность, долговечность, устойчивость против неблагоприятных факторов, вредителей и болезней. Используемые подвои должны быть хорошо развитыми, иметь разветвленную корневую систему и определенную толщину корневой шейки.

Плодовые более требовательны к качеству почв, чем древесные породы, поэтому при закладке плодовых школ предъявляют повышенные требования к почвенно-грунтовым условиям и обработке почвы, а при выращивании саженцев – к системе удобрений.

Привитые саженцы большинства плодовых пород реализуют в 2-летнем возрасте, который определяется возрастом культурного побега. Лучший способ подготовки почвы для закладки плодовой школы на паровом поле – плантажная вспашка. Вспашку производят на глубину 50-60 см с предплужником. Под основную вспашку вносят органические удобрения (навоз, компост) из расчета 30-60 т/га и фосфорно-калийные удобрения – 80-90 кг/га по д.в., сразу после плантажа почву культивируют и боронуют.

На первом поле высаживают сеянцы (называемые подвоем или дичками), выполняют прививку и уход за дичками. Перед посадкой у подвоев подрезают корни и надземную часть. Подвои высаживают весной или осенью при расстоянии между рядами 0,8 м и в ряду 0,3-0,2 м.

Ранней весной следующего года (2-е поле – поле 1-летних саженцев) или поздней осенью предыдущего года стволик подвоя срезают на шип на высоте 15-20 см от места прививки (окулировки). К оставленному шипу подвязывают молодой культурный побег. В конце лета, иногда следующей весной шип срезают под углом 45 °, не оставляя пенька. Саженцы плодовых в последнее время, как правило, выращивают без шипа. Для этого ранней весной подвои срезают над прижившимся глазком. После того как культурные побеги достигают высоты 20-25 см, их окучивают землей, а сильно отклоненные подвязывают к колышку. Это оказывается дешевле, чем оставлять и срезать в дальнейшем шипы у саженцев.

Уход за 1-летними саженцами в течение лета заключается в удалении на подвоях поросли, рыхлении почвы, прополке сорняков, периодических поливах и борьбе с вредителями, прищипке побегов для регулирования роста окулянтов и подкормке растений.

На третий год (3-е поле – поле 2-летних саженцев) проводят культивацию междурядий, уничтожение сорняков, полив и подкормку растений; корневую подкормку 1-2-летних саженцев выполняют весной, внося в междурядья 100-200 кг/га аммиачной селитры, 100-150 кг/га суперфосфата и 50-60 кг/га калийной соли. Вторую подкормку выполняют в фазе активного роста саженцев с уменьшенными дозами минеральных удобрений, вносимых во влажную почву.

На 2-м и 3-м полях плодовой школы проводят формирование штамба и основ будущей кроны (ветвей первого яруса или ветвей безъярусной формы). Формирование кроны начинается с формирования у саженцев штамба. Высота штамба у саженцев, т.е. величина стволика от земли до первого сучка кроны, для каждой породы и сорта должна соответствовать действующим техническим условиям. В среднем величина штамба равна 60-80 см. Четвертое поле занято паром.

При необходимости выращивания саженцев ягодниковых кустарников организуют ягодные школы. В отличии от плодовых пород ягодниковые чаще всего размножаются зимними стеблевыми черенками (смородина, виноград) и корневыми отпрысками (летняя посадка малины) или отводками (крыжовник и др.). По аналогии с древесными школами в плодовых также возможно выращивание саженцев плодовых и ягодниковых кустарников с применением комбинированных схем.

8.3 Маточная плантация. Вегетативное размножение деревьев и кустарников возможно черенками, корневыми отпрысками, отводками, делением кустов и прививкой. Черенком называют часть побега или корня, используемого для вегетативного размножения. Черенки бывают зимние стеблевые, зеленые и корневые.

Наибольшее производственное значение имеют зимние стеблевые черенки. Их заготавливают из 1-летних и реже 2-летних побегов, которые срезают с молодых растений в период покоя, после начала листопада или ранней весной до начала сокодвижения. Побеги на черенки режут непосредственно перед посадкой. Для черенков используют среднюю и нижнюю части побегов с хорошо развитыми почками. При посадке лесных культур берут черенки длиной 25-30 см. Нарезанные черенки связывают в пучки по 50 или 100 шт. верхними концами в одну сторону и хранят до посадки в условиях, не допускающих иссушения и трогания в рост. Зимние стеблевые черенки широко применяются при размножении тополей, ив, винограда, смородины и других пород.

Зелеными, или летними, черенками называют часть растущего побега с листьями или хвоей, срезанного в фазе начинающегося одревеснения, пока он еще достаточно гибок.

Корневые черенки – отрезки корней, используемые в качестве посадочного материала. Этим посадочным материалом могут размножаться породы, образующие корневые отпрыски. Корневые отпрыски используют в виде отрезка корня или корневища материнского растения (тополя, осины, вишни, бересклета и др.) с имеющимися на нем отпрысками.

Отводки применяют преимущественно в садоводстве. Размножение отводками по своей сущности близко к размножению черенками. Разница заключается в том, что у черенков корни образуются на частях побега, отделенных от материнского растения, а у отводков связь с материнским растением сохраняется. Укоренившаяся часть побега после отделения от материнского растения представляет самостоятельную особь. Образование отводков можно наблюдать в лесу, особенно часто у липы, пихты, когда естественным путем укореняются их нижние, пригнувшиеся к земле ветви.

Деление кустов заключается в рассекании их на отдельные экземпляры, имеющие надземную и подземную части.

Прививка – особый способ вегетативного размножения. При ней сращивается глазок (спящая почка) или черенок размножаемого вида (сорта), называемого привоем, со стволиком другого вида, называемого подвоем. Лучше всего срастаются привой и подвой одного и того же вида, но прививают иногда компоненты, принадлежащие к разным видам, родам и даже семействам.

Маточные плантации тополей и ив. Маточные плантации тополей и ив создают для получения черенков, используемых для лесокультурных работ и выращивания черенковых саженцев. Плантации закладывают на участках с ровным рельефом, достаточно плодородными и увлажненными почвами. Затопляемые участки под плантации отводить не следует. Для закладки маточной плантации отбирают лучшие виды и сорта тополей и ив.

Почвы под плантации подготавливают по системе черного пара с основной вспашкой на глубину 35-50 см. При этом глубина вспашки должна быть больше длины высаживаемых черенков на 5-8 см. Перед основной вспашкой вносят навоз или компост (20-100 т/га).

Закладывают маточные плантации весной или осенью черенками, сеянцами и 1-летними черенковыми саженцами. Плантации закладывают кустовой или штамбовой формы. На кустовых плантациях тополя и древовидной ивы расстояние между кустами 1х1, 1х1,5 и 1,5х1,5 м, а на штамбовых плантациях этих пород 2х2 и 2х3 м. Высаживаемые в плантацию черенки тополя должны иметь длину 20-25 см, а в южных районах до 30 см и толщину у верхнего среза 0,6-2 см для тополя и 0,4-1,0 см для ивы. Черенки высаживают вровень с поверхностью почвы, оставляя верхнюю почку открытой.

При закладке плантации 2-летними черенковыми саженцами корневую систему подрезают, оставляя основные корни длиной не менее 15 см. Одновременно укорачивают надземную часть, оставляя пенек высотой до 10-12 см. после посадки почву рыхлят, а если нужно, то и поливают. За плантациями необходимо вести регулярный уход: рыхлить почву, пропалывать сорняки, вносить удобрения, бороться с болезнями и вредителями, а в засушливых условиях, кроме того, поливать почву.

В первый год после закладки маточной плантации, независимо от того, достигли или не достигли хлысты необходимых размеров для резки из них черенков, хлысты срезают на высоте 3 см от поверхности почвы. Это способствует образованию новых побегов из спящих почек. Во второй и последующие годы хлысты срезают выше предыдущего на 3-5 см. После 5-6 лет эксплуатации 1 год хлысты не срезают, а в предшествующую этому году осень проводят мелкую перепашку междурядий, одновременно вносят удобрения. На следующий год после отдыха плантации ее омолаживают срезкой 2-летних побегов у самой земли. После омолаживания плантация эксплуатируется еще 5-6 лет, а всего 10-12 лет.

Срезанные хлысты увязывают в пучки по 50-100 шт. каждого вида и сорта отдельно и хранят до посадки в подвалах переслоенными слегка влажным песком, в траншеях или под снегом. Каждый пучок должен иметь этикетку с указанием породы и сорта. При заготовке большого количества побегов осенью для весенней посадки их хранят в траншеях глубиной 1,5 м и шириной равной длине побегов. Траншею роют в сухом месте, на дно ее насыпают слой свежего песка, а на него укладывают рядами пучки побегов. Ряды побегов переслаивают лапником или соломой. Сверху траншею засыпают землей, а зимой, кроме того, снегом, который покрывают соломой. Побеги, срезанные весной, хранят в траншеях глубиной до 0,5 м или под снегом в затененном месте.


Лекция 9 - Выращивание сеянцев и саженцев в закрытом грунте лесного питомника

План

9.1 Закрытый грунт и типы теплиц

9.2 Выращивание сеянцев с открытой корневой системой

9.3 Выращивание посадочного материала с закрытой корневой системой

9.1 Закрытый грунт и типы теплиц. Закрытый грунт лесного питомника – это часть посевного, школьного или маточного отделений питомника, предназначенная для выращивания посадочного материала в теплицах, оранжереях или парниках. Для выращивания лесного посадочного материала в закрытом грунте используют стационарные и переносные теплицы различных типов с покрытием из синтетических пленок. Стационарные теплицы бывают арочные и блочного типа, а также переносные (передвижные) мало крупногабаритные.

Арочные теплицы имеют несущие конструкции в виде арок. В настоящее время наиболее распространены арочные теплицы высотой 2-4 м, длиной 10-4 м, шириной 4-8 м.

Стационарные теплицы блочного типа состоят из отдельных блоков размером: высота в карнизе 2,2 м, в коньке 4,1 м ширина 6 м, длина 48 м.

Малогабаритные передвижные теплицы – это такие теплицы, в которых работы по уходу за посевами выполняют после снятия полиэтиленовых покрытий.

Крупногабаритные передвижные теплицы позволяют перемещать их с места на место, но в то же время уходы за посадочным материалом проводить без снятия пленочных покрытий.

Выращивание посадочного материала в закрытом грунте позволяет создавать благоприятные условия микроклимата (температуры и влажности воздуха и почвы, освещенности, содержания углекислого газа и минерального питания) для сеянцев и саженцев.

Эффективность использования теплиц в значительной мере зависит от выбора места и расположения их на площади. Почвы должны быть песчаными или супесчаными. Они могут быть легкими и средними суглинками, но в этом случае для улучшения дренажа под гряды подсыпается 15-20-сантиметровый слой песка. Уровень грунтовых вод должен быть не ближе 1,5 м, а участок ровным или с небольшим уклоном. Необходимое условие организации теплицы – наличие источников водоснабжения. Полиэтиленовая пленка не отличается высокой прочностью. Поэтому теплицы следует располагать под защитой стен леса или предусматривать посадку ветрозащитных лесных полос, которые должны находиться на таком расстоянии, чтобы не затенять и не снижать освещенность теплицы. Недопустимо строить теплицы на низких местах. В этих условиях скапливается избыточная влага, долго держатся заморозки и ощущается недостаток освещения.

9.2 Выращивание сеянцев с открытой корневой системой. При выращивании сеянцев в закрытом грунте используют стационарные и малогабаритные передвижные теплицы с полиэтиленовым покрытием. Последними накрывают посевы в обычных питомниках на минеральных почвах. При проведении работ такие покрытия снимают. Эти теплицы не обеспечивают комплексной механизации работ и поддержания оптимальных режимов среды, а поэтому применяются редко. Указанные недостатки отсутствуют в стационарных теплицах, где выращивают основную массу сеянцев.

Для выращивания сеянцев в стационарных теплицах используют рыхлый субстрат, который слабо уплотняется и не требует рыхления, мало заселен семенами трав, обладает антисептическими свойствами и не имеет инфекционных грибных болезней. Оптимальные условия минерального питания сеянцев обеспечиваются за счет пропитки субстрата растворами, содержащими необходимые элементы минеральной пищи.

Выращивание в полиэтиленовых теплицах сеянцев имеет следующие преимущества по сравнению с открытым грунтом: посев семян можно начинать на 2 недели раньше; норма высева семян на 1 м посевной бороздки снижается на 30-40 %; грунтовая всхожесть семян выше в 3-5 раз, а выход сеянцев с единицы площади в 4-7 раз; период роста сеянцев удлиняется на несколько недель; интенсивность фотосинтеза возрастает, а транспирация снижается; срок выращивания стандартного посадочного материала сокращается на 1 год.

Работы в теплицах начинаются гораздо раньше, чем в открытом грунте. Поэтому осенью проводят все необходимые подготовительные работы, а ранней весной теплицы покрывают полиэтиленовой пленкой, завозят субстрат, а затем высевают семена.

Лучшим субстратом для выращивания сеянцев сосны, ели и лиственницы считают удобренный свежий слаборазложившийся (степень разложения 5-10 %) сфагновый верховой торф. Он слабо уплотняется и не требует рыхлений, мало заселен семенами трав, обладает антисептическими свойствами и не имеет инфекции грибных болезней. Торф заготавливают осенью. Ранней весной его смешивают с известью, фосфорными и калийными удобрениями, которые вносят в соответствии с принятыми дозами. Затем торф завозят в теплицу и рассыпают слоем 15-18 см.

Предпосевную подготовку семян проводят теми же способами, что и при посеве в открытый грунт, но с обязательной последующей их обработкой фунгицидами. Глубина заделки семян должна быть близкой к 0,5 см. После высева почву слегка прикатывают и обильно поливают.

В период прорастания семян для сохранения тепла и влажности воздуха и повышения температуры в теплице ее проветривают минимально. После появления всходов, когда сеянцы особенно чувствительны к перегреву, в жаркие часы дня (с 11 до 16 ч) теплицы проветривают с таким расчетом, чтобы относительная влажность воздуха не падала ниже 60 %. В дальнейшем (примерно с 20 июня до середины июля) в период формирования корневой системы и ассимиляционного аппарата сеянцев интенсивность проветривания усиливается. После этого ее снижают с таким расчетом, чтобы обеспечить температуру воздуха в пределах 20-30 °С, а влажность воздуха 75-85 %. С середины или второй половины августа теплицы постепенно раскрывают, что приводит к выравниванию гидротермического режима в теплице с условиями открытого грунта. К моменту полного удаления пленки происходит одревеснение стволика и закаливание растения.

Поливы посевов проводят в первой половине вегетационного периода (май, июнь), ежедневно (при дождливой и пасмурной погоде через 1-2 дня), в последующем через 2-3 дня, а с середины августа 1 раз в неделю. Периодичность и интенсивность поливов устанавливают по степени влажности субстрата.

В период наиболее интенсивного роста сеянцев вносят жидкие азотные удобрения. Для этой цели используют поливную систему. Необходимость в прополках посевов на слаборазложившемся сфагновом верховом торфе обычно незначительна и рыхление субстрата, как правило, не требуется.

При тщательном соблюдении технологии выращивания сеянцев на сфагновом торфе обычно не наблюдается поражения всходов и сеянцев болезнями. Однако повышенная температура и слабая аэрация воздуха в теплице создают предпосылки для развития грибных болезней. Поэтому за посевами должен быть установлен постоянный лесопатологический надзор, и в случае появления заболеваний проводят необходимые меры борьбы.

Выкапывают сеянцы обычно ранней весной, через 5-10 дней после покрытия теплицы пленкой, вслед за таянием снега и оттаиванием почвы. В связи с тем, что к моменту выкопки сеянцев почва на лесокультурной площади и в школьном отделении еще не оттаяла, эти сеянцы до посадки хранят в ледниках.

9.3 Выращивание посадочного материала с закрытой корневой системой. Для повышения приживаемости сеянцев и саженцев и удлинения сроков посадки культур используют посадочный материал с закрытой корневой системой. Его выращивают в различных контейнерах для корневых систем: торфоперегнойных горшочках с полным комплексом органоминеральных удобрений; стаканчиках из бумаги, целлюлозы или картона, постепенно разлагающихся в почве; пластмассовых стаканчиках, гильзах и тюбиках с продольными щелями или перфорацией для выхода корней; торфяных или торфяно-почвенных брикетах разной формы и размеров с удерживающей перфорированной пластиковой оболочкой или без нее; брикетах из пористых синтетических материалах и т.п.

Получить посадочный материал с закрытой корневой системой можно путем выращивания сеянцев (чаще всего 1-летних) в контейнерах, горшочках и т.п. или путем заделки корней уже выращенных сеянцев в специальный субстрат или контейнеры с субстратом с последующим доращиванием сеянцев 1,5-2 месяца под пленкой или 3 месяца в открытом грунте. На протяжении периода доращивания влажность субстрата поддерживается на уровне 70-80 %. К концу этого периода ее снижают до 55-60 %. В таком состоянии брикеты становятся прочными и пригодными для транспортировки и механизированной посадки.

Выращивание саженцев древесных пород может происходить в полиэтиленовых рулонах. В этом случае используется полиэтиленовая лента шириной 35 см, на которую наносят слой субстрата 1-3 см, состоящий из смеси мелкоизмельченного торфа с минеральными удобрениями. На слой субстрата через каждые 15 см с двух сторон укладывают сеянцы, а затем на них насыпают второй слой субстрата такой же толщины.

После этого ленту закатывают в рулон, обвязывают шпагатом и разрезают поперек на две половины. Готовые рулоны устанавливают в теплице плотно один к другому; образовавшиеся между рулонами воздушные пространства заполняют торфом или грунтом. При такой технологии выращивания на 1 га теплицы размещается 1,2-1,4 млн. саженцев.

Находят применение также складные бумажные контейнеры (кассеты). В этом случае сначала растягивают плоскую заготовку, напоминающую гармошку, и получают сотовый блок (кассету), который закрепляют в рамке и заполняют сухим субстратом. Затем в каждую ячейку высевают по одному сухому семени. Готовые блоки в форме ящиков поступают в теплицу.

Заполнение блоков субстратом и высев семян могут проводиться в течение всего года, после чего их хранят в специальных помещениях при определенной влажности и температуре до момента перенесения в теплицу. Под пленкой растения выращивают 8 недель, а затем в открытом грунте.

Выращивание посадочного материала с закрытой корневой системой позволяет проводить посадку в течение всего безморозного периода года и иметь высокую приживаемость культур; корневая система сеянцев и саженцев при их посадке в культуры не повреждается; наличие субстрата, обогащенного элементами минеральной пищи, повышает жизнестойкость высаженных растений. Однако чрезмерное плодородие субстрата горшочков, брикетов и т.п. вредно, так как в этом случае при посадке саженцев на лесокультурную площадь в результате различия в плодородии субстрата посадочного материала и почвы наблюдается хемотропизм корней. Это может отразиться на общем развитии растений в фазе приживания и на последующих этапах роста культур и их устойчивости к неблагоприятным условиям. Состав питательного субстрата, используемого для выращивания посадочного материала с закрытой корневой системой, а также наружная оболочка брикета, горшочка и т.п. не должны препятствовать нормальному развитию корневых систем.


Лекция 10 - Техническая приемка работ. Выкопка и хранение посадочного материала с открытой и закрытой корневой системой

План

10.1 Техническая приемка работ

10.2 Инвентаризация посадочного материала

10.3 Выкопка и хранение посадочного материала с открытой корневой системой

10.4 Хранение посадочного материала с закрытой корневой системой

10.5 Перевозка посадочного материала

10.1 Техническая приемка работ. Техническую приемку работ и инвентаризацию посадочного материала проводит специальная комиссия, утвержденная приказом директора лесохозяйственного предприятия, в составе представителя лесхоза, лесничего или инженера, техника, представителя профоорганизации и бригадира, за которым закреплены принимаемые и инвентаризуемые участки. Когда питомник находится на самостоятельном балансе, комиссию образуют приказом директора питомника. Эта работа оформляется актом, на основании чего делают соответствующие отметки в книге лесного питомника.

Техническую приемку посевов в питомнике проводят после появления всходов, но не позднее первого месяца со дня проведения посевов, техническую приемку работ по закладке школьных отделений, а также плантаций – не позднее 10 дней со дня окончания работ. При технической приемке работ в посевном и школьном отделениях обращают внимание на соблюдение рекомендуемых проектом схем посевов и размещения саженцев в школе, норму высева и глубину заделки семян. Определяется качество подготовки почвы, состояние посевов и посадок в день приемки, указываются причины неудовлетворительного состояния посевов и посадок и намечаются мероприятия по исправлению допущенных недостатков.

10.2 Инвентаризация посадочного материала. Ежегодно после окончания периода вегетации, но до начала осенней выкопки сеянцев и саженцев, т.е. с 1 сентября до 1 ноября, в зависимости от лесорастительной зоны, в которой расположен питомник, проводят инвентаризацию лесного посадочного материала – определение площади посевов и посадок, количества и качества сеянцев и саженцев, выращенных в лесном питомнике.

Инвентаризацию сеянцев в посевном отделении проводят методом диагональных ходов. При равномерном размещении сеянцев в строчках перечету подлежат 2 %, а при неравномерном – 4 % метров посевных строк по каждой породе и каждому возрасту сеянцев. Перечет сеянцев методом диагональных ходов проводят на учетных отрезках посевных строк длиной равной 2 или 4 % от средней длины посевной строчки на данном участке. Для этой цели по диагонали участка натягивают шнур, от которого в местах пересечения с посевными строками в одну какую-либо сторону вдоль каждого рядка откладывают учетный отрезок, на котором пересчитывают все сеянцы. Общее количество сеянцев на участке определяют умножением найденного среднего количества сеянцев на 1 м на общее число метров посевных строк на участке.

Для нахождения общего количества стандартных сеянцев измеряют посадочный материал на учетных отрезках (высоту надземной части и диаметр корневой шейки) и сравнивают полученные данные с требованиями ГОСТов на сеянцы и саженцы. При наличии на участке до 10 тыс. сеянцев измеряют 100 растений; если на участке насчитывается от 10 до 50 тыс. шт., измеряют 250 сеянцев; при общем количестве сеянцев на участке от 50 до 100 тыс. шт. измерения производят у 350 растений, при большем количестве сеянцев на участке (более 100 тыс. шт.) для обмера берут 500 сеянцев.

В питомниках с большим посевным отделением в целях уменьшения затрат труда и времени рекомендуется проводить инвентаризацию в два приема. В первый прием проводят пробную инвентаризацию для установления минимального числа учетных отрезков, необходимого для получения достоверных данных при основной инвентаризации. Длину учетного отрезка принимают при этом способе постоянную, 0,5 м. Пробную инвентаризацию независимо от площади участка проводят на 20 отрезках. Во второй прием осуществляют основную инвентаризацию на учетных отрезках, количество которых определено при пробной инвентаризации.

Агротехника школы саженцев

Какой севооборот в школе саженцев?

1-е поле – пропашные культуры; 2-е – яровые с подсевом многолетних трав;

3-е – многолетние травы; 4-е – многолетние травы; 5-е – черный пар; 6-е – 1-е поле плодопитомника; 7-е – 2-е поле плодопитомника; 8-е – 3-е поле плодопитомника.

Сложна ли агротехника на первом поле плодового питомника?

Органические удобрения вносят из расчета 100 кг на 10 м 2 . Осенняя вспашка производится на глубину 30–35 см. Для уничтожения сорной растительности вносят гербициды.

Выбранные из зимней прокопки дички сортируют, обрезают корни, оставляя 15–20 см; концы побегов на высоту 25 см у семенных подвоев и до 40 см у клоновых подвоев временно прикапывают в земле.

Сажают подвои вручную или машиной на 1-е поле питомника весной немедленно после того как почва будет готова. В последующем проводят оправку сеянцев и их окучивание на высоте 10–15 см.

Поливают школу саженцев не менее 3 раз (по 0,25-0,35 м 3 воды на 10 м 2). Если приживаемость подвоев ниже 85–90 %, в местах выпадов сеянцы подсаживают вручную.

Для создания оптимальных почвенных условий и уничтожения сорняков по мере их появления школу саженцев мотыжат и пропалывают. Для ускорения роста сеянцы подкармливают азотными минеральными удобрениями (по 25 г действующего вещества на 10 м 2 очередного поля). За период вегетации почву рыхлят трижды. Для борьбы с болезнями и вредителями используют растворы ядохимикатов. Опрыскивание производится до 8 раз за сезон. Перед окулировкой подвои разокучивают, штамбики очищают от грязи, боковых побегов и протирают влажной мешковиной на высоте 4-10 см от корневой шейки. Одновременно нарезают пленку для обвязки окулянтов, ширина полосок 8-10 см, длина – 25–30 см, расход пленки на 10 м 2 – 35 г.

Черенки привоев нарезают за 1 день до окулировки с немедленным удалением листовых пластинок. Черешки длиной 8-12 мм на листьях необходимо сохранять. Всего на 10 м 2 требуется не менее 12 однолетних черенков при условии, что 2 верхние и 2 нижние почки для окулировки не используются.

Длина хорошо вызревших одревесневших черенков прививаемых сортов 25–35 см. После удаления листьев черенки помещают во влажную мешковину и перевозят на поле окулянтов.

В случае заблаговременной заготовки черенки помещают в полиэтиленовые мешки с влажными опилками на дне, которые хранят в холодильниках или подвалах.

Наилучшую приживаемость обеспечивают черенки, заготовленные рано утром в день окулировки или накануне вечером.

Перед прививкой заранее подготавливают ножи с остро отточенными лезвиями. Окулируют в период активного сокодвижения, ориентировочные сроки повышенной физиологической активности – с июля по 15 августа. Использование вместо обычной прививки (в т-образный разрез) окулировки вприклад позволяет период прививочных работ удлинить не менее чем в 2 раза, так как для проведения прививки отставание коры на подвоях не имеет значения. Высота окулировки – 5-12 см от корневой шейки, на карликовых подвоях – 20–25 см.

В процессе обвязки пленкой почку и черешок листа оставляют открытыми. Через 12–14 дней проводят ревизию приживаемости с ослаблением пленочной обвязки.

На прививках с неопавшими черешками целесообразно провести повторно окулировку вприклад (подокулировку), если более 15–20 % глазков не прижились.

Категорически запрещается летняя обрезка окулянтов на 1-м поле питомника над местом прививки, что провоцирует рост глазков и вызывает гибель привоев в зимний период. На зиму раскладывают отравленные приманки для борьбы с грызунами, на 10 м 2 требуется около 4 г обработанного ядохимикатами зерна.

Каковы особенности агротехники на 2-м поле питомника?

До набухания почек обрезают над привитой почкой подвои яблони и груши, а подвои косточковых – на шип с последующей подвязкой культурных побегов к шипу двукратно.

Весеннюю ревизию проводят для выявления погибших глазков в апреле, после ревизии подвои с неприжившимися почками прививают черенками тех же сортов, на привоях оставляют 3 почки. По мере появления удаляют дикую поросль на штамбиках около корневой шейки. Садовыми ножами вырезают шипы на косточковых породах. Для усиления роста однолеток вносят минеральные удобрения: азот – 100 г действующего вещества, фосфор – 90 г и калий – 130 г на 10 м 2 . В течение периода вегетации почву в междурядье культивируют и окучивают, в период активного роста вносят подкормку минеральным удобрением (азот) в дозе не менее 25 г действующего вещества на 10 м 2 . Внутри рядов почва рыхлится вручную мотыгами с одновременным удалением сорной растительности. Болезни и вредители уничтожаются восьмикратным опрыскиванием. Поливают не менее 2 раз за сезон по 0,25-0,3 м 3 воды на 10 м 2 .

Отравленные приманки раскладываются осенью. Для защиты штамбиков от грызунов зимой производят стаптывание снега. Срезанную поросль удаляют с участка.

Примерный выход однолетних саженцев – 28 штук с 10 м 2 .

Мы выращиваем очень слабые двухлетки. Может быть, агротехника на 3-м поле питомника неправильная?

Рано весной до распускания почек начинают формирование кроны, за основу берут разреженно-ярусную систему. Для ее создания необходимо получить 5–7 ветвей первого порядка. Три из них размещают сближенно в виде мутовки из соседних почек, они должны составить нижний ярус, через 50–60 см размещают отдельные или сдвоенные ветви, имеющие оптимальные углы отхождения 45–60°. Высота штамба для будущих деревьев 50–70 см. В процессе формирования саженца на центральном проводнике под побегом продолжения прищипывают, а затем полностью удаляют конкурентов, растущих под острым углом вверх. После обрезки все побеги собирают и удаляют с 3-го поля.

Внесение удобрений производится одновременно с рыхлением. Всего на 10 м 2 расходуется 45 г азота, 60 г фосфора, 60 г калия. За период вегетации почву культивируют не менее 3 раз в рядах и 1 раз рыхлят с прополкой внутри ряда.

Для борьбы с болезнями и вредителями проводится восьмикратное опрыскивание ядохимикатами.

Перед апробацией ощипывают листья на двухлетних саженцах или обрабатывают дефолиантами за 2–3 недели до выкопки, чтобы избежать подсушивания растений. Двухлетки выкапывают и связывают в пучки.

После этого саженцы необходимо временно прикопать. Нереализованный посадочный материал прикапывают на прикопочном участке на зиму. Для предупреждения солнечных ожогов ряды располагают по направлению к югу или юго-западу. Штамбы наполовину укрывают почвой и после уплотнения поливают водой. Вокруг прикопочного участка выкапывают канавы. Ориентировочный выход саженцев на 3-м поле – 25 штук с 10 м 2 .

Сколько и в каком соотношении брать сортов яблони, вишни и сливы для посадки и прививки под Москвой?

Как подготовить к зиме маточники в питомнике?

Для борьбы с многочисленными болезнетворными спорами коккомикоза, кластероспориоза после сбора плодов нужно опрыснуть деревья 5 %-ной мочевиной: на 10 л воды берется 0,5 кг мочевины.

В приствольных кругах следует перекопать почву на глубину, не допускающую повреждения корней, – там зимуют пилильщики, галлицы, жуки, повреждающие цветы.

Собрав падалицу и рано облетевшие больные листья, их надо сжечь или закопать поглубже в землю.

Молодые деревья можно закрыть сетчатыми цилиндрами или обвязать толем от грызунов. Между защитным материалом и почвой нельзя оставлять зазоры.

Что делать питомниководу в конце осени?

Надо продолжить те работы, которые не успели завершить в октябре. Если участок хорошо защищен от ветра, следует вырезать секатором сухие ветви малины у самой земли.

Ягодные кусты надо связать тесьмой, так они лучше перезимуют и сохранят плодовые почки.

Слабые растения – замульчировать слоем торфа в 5-10 см, а еще лучше – перегноем. Если мульчирующего материала мало, его в первую очередь используют на новосадках.

До наступления сильных морозов завершают побелку маточных плодовых деревьев в питомнике. Это предохранит растения от солнечных ожогов в зимнее время. Переносить побелку на весну нельзя, в мае она украсит сад, но морозобоины, солнечные ожоги уже возникнут. На 10 л воды нужно взять 2,5 кг извести и 0,5 кг медного купороса, перемешать. Чтобы побелку не смыли дожди, надо добавить 100 г столярного клея. Еще проще купить специальную краску ВС-511. Побелить необходимо штамб и верхние скелетные ветви хотя бы у основания, там, где они соединяются с центральным проводником.

Нужно проверить сохранность прикопанных до весны плодовых саженцев: прочистить канавки там, где осыпалась земля, обновить полузатершиеся надписи на этикетках, чтобы непрошеные гости не перерывали весь участок, а взяли только то, что их устраивает в сортовом разрезе.

После первого обильного снегопада очистить канавку от снега, и мыши к посадочному материалу не подберутся. Поломанные и засохшие ветки следует вынести за пределы сада и сжечь. Золу можно собрать, она пригодится для подкормок весной.

В микропитомнике необходимо выкопать и сжечь саженцы, сильно пораженные раком у корневой шейки (все равно их уже не спасти).

Из книги Как вырастить саженцы автора Фатьянов Владислав Иванович

Агротехника школы сеянцев для окулировки Как построить севооборот?Питомниководческий севооборот школы сеянцев состоит из 5 полей: 1-е поле – зерновые с подсевом многолетних трав; 2-е – многолетние травы; 3-е – многолетние травы; 4-е – черный пар; 5-е – подвои семечковых и

Из книги Дача. Что и как можно вырастить? автора Банников Евгений Анатольевич

Выбор саженцев При покупке саженца обратите внимание на его внешний вид. У саженца должна быть плотная эластичная кора, упругая надземная часть и хорошая корневая система. При легком царапании по коре саженца ногтем на ней должны проступать зеленые, увлажненные

Из книги Всё о груше. Сорта, выращивание, уход автора Звонарев Николай Михайлович

Выращивание саженцев Грушу можно размножать семенами и вегетативно. Из семян диких и культурных груш выращивают подвои для прививки на них различных сортов. Посевом семян, полученных в результате искусственного скрещивания или свободного опыления, пользуются также при

Из книги Садоводу и огороднику Дона автора Тыктин Н. В.

Выращивание саженцев Начинающему садоводу-любителю, как правило, посадочный материал лучше всего приобретать в специализированных плодопитомниках. Однако это не всегда удается, часто нельзя приобрести желаемых сортов. Поэтому садоводу-любителю необходимо самому

Из книги 300 советов виноградарю-любителю автора Савельев В. Ф.

Выращивание саженцев Черенки или саженцы?Каждому виноградарю-любителю интересно самому вырастить на своем участке в школках саженцы нужных ему сортов. Ведь посадка винограда хорошо развитыми саженцами имеет ряд преимуществ перед посадкой черенками. Последние далеко

Из книги Формировка, прививка и обрезка деревьев и кустарников автора Макеев Сергей Владимирович

Выбор саженцев Прежде чем думать о формировании кроны плодового деревца, необходимо приобрести саженцы. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. И дело даже не в том, что будет жалко денег, если дерево после нескольких лет ожидания не оправдает ваших

Из книги Виноград для начинающих автора Ларина Светлана

Из книги Ягодники. Руководство по разведению крыжовника и смородины автора Рытов Михаил В.

Из книги Ваш домашний виноградник автора Плотникова Татьяна Федоровна

Подготовка саженцев Лучшими считаются однолетние саженцы. Перед посадкой их проверяют, выбраковывают экземпляры с признаками поражения насекомыми и заболеваниями. Из привитых саженцев отбирают только те, что имеют полную прочную спайку подвоя с привоем, достаточный

Из книги Чудо-урожай. Большая энциклопедия сада и огорода автора Полякова Галина Викторовна

Из книги Виноград, малина, смородина, крыжовник и другие ягоды автора Жвакин Виктор

Из книги Выращивание винограда в Подмосковье и средней полосе России автора Жвакин Виктор

Из книги Виноград вашего сада в средней полосе России автора Жвакин Виктор

Выбор саженцев Советую для начала попрактиковаться на более простых видах и сортах, например на черном винограде, лучше всего начать с известной всем «Изабеллы». Со временем, приобретая опыт и навыки, почувствовав радость от первых удачных сезонов, можно перейти

Из книги Виноградная лоза. Опыт выращивания автора Красников Петр Алексеевич

Выбор саженцев Конечно, изначально каждый должен определиться и четко сформулировать для себя цель. Будет ли он на своем, ограниченном несколькими сотками, участке заниматься не просто разведением винограда, но и постоянно улучшать сорта, качество применяемой

Из книги Обрезка винограда. Проверенные способы формировки укрывного винограда в средней полосе России автора Жвакин Виктор

Хранение саженцев Осенью 2008 года мною проведён эксперимент. Корни выкопанных саженцев я завернул в 3 слоя газеты, смочил водой со слабым раствором марганцовки, а сверху завязал целлофановым пакетом как можно ближе к корневой пятке, чтобы не замерзала лоза. Саженцы

Из книги автора

Выбор саженцев Конечно, изначально каждый должен определиться и четко сформулировать для себя цель. Будет ли он на своем, ограниченном несколькими сотками участке заниматься не просто разведением винограда, но и постоянно улучшать сорта, качество применяемой

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»