Проблемное обучение. Классификация тренинговых технологий

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

О проблемном обучении, или, по крайней мере, его основной идее известно давно. Истоки такого обучения можно найти в далеком прошлом. Так, можно сослаться на высказывание Квинтилиана (ок.35- 95 гг.) в его философско-педагогическом труде «Наставление в ораторском искусстве»: «Ребенок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует делать так, чтобы он очень хотел его достичь».
Сегодня, в связи с новыми задачами школы, в педагогике и психологии усилилось внимание к теоретическим основам проблемного обучения и к практическому его применению в школе. Этот значительный интерес вызван тем, что проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний.
Что же для этого необходимо? Хорошим ответом на поставленный вопрос являются слова С.Л.Рубинштейна: «Для того, чтобы учащийся по настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны , но и внутренне приняты , т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик в его переживаниях».
Дело в том, что среди многих потребностей, присущих человеку, имеется очень важная «потребность в эмоциональном насыщении ». Человек нуждается в переживании эмоций, если такого насыщения эмоциями не происходит, то наступает эмоциональный голод. Он переживается в форме скуки и тоски. Одним из существующих средств и путей эмоционального насыщения человека является интерес . Интерес- потребность в определенных эмоциональных переживаниях является важным мотивом деятельности. Недаром многие педагоги согласны со словами Л.С.Выготского о том, что «искусство обучения есть искусство возбуждения и удовлетворения интересов».
Одним из методов обучения (его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как новую дидактическую систему), направленным в первую очередь на «возбуждение интереса» является метод проблемного обучения. Обучение заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества.
Несколько слов о проблемной организации учебного процесса. Она может быть разной, в зависимости от той роли, которую берет на себя учитель, в зависимости от характера выдвинутой проблемы. Но необходимо выделить три основных аспекта в организации проблемного урока.

ПЕРВЫЙ АСПЕКТ
Во-первых, содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос (вопросы). Главным признаком проблемного вопроса является «возбуждение интереса»!
Проблемный вопрос может охватывать понятия в рамках одного предметного направления . Например:
Пример (история): Русский историк В.О.Ключевский писал об Иване IV: "Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй, даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец... Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок". Согласны ли Вы с такой характеристикой Ивана IV? Свой ответ обоснуйте.
Пример (экономика): Если бы приватизация в России пошла по Китайскому варианту, то какие результаты в экономике России можно было ожидать сегодня?

Проблемный вопрос может носить междисциплинарный характер . Такой вопрос стимулирует процесс многоаспектного осмысления явлений и является хорошей основой для организации междисциплинарного обучения . Можно привести пример проблемного вопроса, который даст возможность ученикам увидеть проблему с разных точек зрения и понять, что для решения возникшей проблемы необходимы знания из разных научных областей. Например, на уроке литературы учитель может предложить проблемное задание: Как могла бы сложиться жизнь Маши Мироновой, если бы Государыня Императрица не простила Петра Гринева? Задача учеников заключается в том, чтобы предложить свой вариант решения и обосновать его . Для того, чтобы вариант был действительно обоснованным, ученикам понадобятся знания и по истории (например, каково было социальное положение женщины в России в те годы и т.п.) и по психологии (например, какие качества определяют волевой потенциал личности и т.п.), а главное, безукоризненное знание текста произведения.
Реализация педагогических целей через междисциплинарные связи способствует формированию целостной картины знаний о мире.
Пример (литература, история): Является ли роман Л.Н. Толстого «Война и мир» историческим романом?
Пример (экономическая география, история): Как может измениться естественный прирост населения Индии при условии быстрого повышении уровня ее экономического развития? Как может повлиять данный фактор на соседние государства? Изложите ход ваших рассуждений.

В качестве проблемной ситуации может выступить сюжетная задача , в основе которой лежит «сюжетная линия». В рамках данного подхода работали многие педагоги, организующие на своих занятиях игры: урок- путешествие, урок- пресс- конференция, урок- аукцион, урок-суд и т.п.. В рамках таких уроков необходимо, как правило, преодолеть препятствие (или препятствия) - разрешить непростые проблемные задачи.
Например : Ребята, сегодня мы все вместе совершим путешествие в солнечную и приветливую страну Здравию. Жители этой страны получили послание на непонятном языке от могущественного Императора. Посол, который привез данную бумагу, сказал, что если жители не разгадают, что написано в послании, то его могущественный господин всех обратит в рабство. Нам придется поломать голову над тайнами и секретами, которые ждут нас на каждом шагу нашего путешествия. Но если мы справимся, то найдем ключ к разгадке послания великого Императора и поможем жителям Здравии. Итак, путешествие начинается…
Сюжетная линия может иметь направленность на жизненные ситуации (в т.ч. и юмористического характера)
Пример (математика): (из задачника Григория Остена) В городе Званске в школе № 23 в третьем классе учится Вася. В каждом классе есть особый ученик, а то и несколько. Так вот наш Вася отличался отменным аппетитом. Голодный Вася съедает за 9 минут 3 булочки! Сытый Вася тратит на такое же количество булочек 15 минут. На сколько минут быстрее управляется с одной булочкой голодный Вася?
Пример (математика, информатика): Король Флатландии решил вырубить некоторые деревья, растущие перед его дворцом, чтобы в залах дворца стало светлее. Деревья перед дворцом короля посажены в ряд, всего там растет n деревьев, и расстояния между соседними деревьями одинаковы.
После вырубки перед дворцом должно остаться m деревьев, и расстояния между соседними также должны быть одинаковы. Помогите королю выяснить, сколько существует способов вырубки деревьев?

ВТОРОЙ АСПЕКТ
Итак, проблема сформулирована. Каков дальнейший путь деятельности на проблемном уроке? Можно «искать наугад» и, перебирая возможные явления, выяснять, влияют ли они - и если да, то насколько. Однако такой путь малопродуктивен. Как правило, предположительно определяется наиболее вероятный- с точки зрения имеющейся информации, теории - ответ на поставленный вопрос и проверяется правильность предположения. Такой предположительный ответ на вопрос представляет собой гипотезу . Основным требованием к гипотезе является требование ее обоснованности, доказательности, проверяемости. Вполне вероятно, что у исследователей может возникнуть несколько гипотез; тогда их все необходимо обосновать.
Таким образом, проблемный вопрос предполагает выдвижение гипотезы для его разрешения или нескольких гипотез, а также процесса обоснования, доказательности.
Особой проблемой является организация педагогической поддержки проблемного урока средствами Интернет . Совершенно очевидно, что Интернет-ресурсы могут помочь в процессе доказательности гипотезы, т.к. предоставляют практически всю необходимую информацию. При правильной организации запроса поиска (а также при наличии хорошей технической поддержки) можно практически сразу получить нужные факты, данные.

ТРЕТИЙ АСПЕКТ
Во-третьих, в качестве организационного принципа проблемного урока чаще всего выступает принцип совместной деятельности , в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.
Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучения. У учащегося не возникнет внутреннего интереса к ситуации, которая является результатом принуждения, не отражает реальной действительности.
Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Реализация принципов проблемно-исследовательского характера деятельности позволяет пробудить у обучаемых творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения.
Состязательность – мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха.
Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, фактор их саморазвития.
В рамках данного направления, так или иначе, работал практически каждый учитель.
Рассмотрим подробнее типичную организацию урока - пресс-конференции. Часть учеников в классе получают роли экспертов- специалистов по обсуждаемому вопросу. Они предварительно получают задание на более глубокое знакомство с изучаемой проблемой. Остальные ученики делятся на микрогруппы, они будут представлять различные журналистские, общественные, государственные и т.д. организации. В ходе урока ученики задают вопросы, которые, с их точки зрения, могли бы интересовать представляемые ими организации, а эксперты отвечают на них (каждый в зоне своей ответственности). Таким образом, происходит знакомство всего класса с новым материалом, при этом сам процесс изучения темы интересен и увлекателен.
Дьюи Джон (1859-1952) - американский философ-прагматик, психолог и педагог. Предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем.
В России наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер и др.
Технология проблемного обучения получила большое распространение в 20-30-х гг. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях Д.Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их развития - физиологического созревания. Для обучения Дьюи выделял четыре важнейших потребности-инстинкта: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.
Для удовлетворения этих инстинктов ребенку дошкольного возраста предоставлялись в качестве источников познания слово (книги, рассказы), произведения искусства (картинки), технические устройства (игрушки); дети вовлекались в игру. В более старшем возрасте ребенку предлагались загадки, задачи, проблемы для решения, они вовлекались в практическую деятельность - труд.
Впоследствии психолого-педагогические исследования в области творчества, творческого мышления и проблемного обучения позволили разработать общую технологию проблемного обучения.

В педагогической литературе встречаются следующие родственные термины и понятия:
проблемный подход (Т.И.Шамова), принцип проблемности (В.Т.Кудрявцев, А.М.Матюшкин), требующие обязательной организации проблемной ситуации;
проблемные методы (В. Оконь) как пути и способы решения педагогических задач;
проблемное обучение как тип обучения (М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин), если рассматривать его как относительно самостоятельную дидактическую систему.

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий - СУД).

Целевые ориентации

Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися.
Повышение прочности знаний.
Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД).
Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.
Развитие познавательных и творческих способностей.

Концептуальные положения (по Д. Дьюи)

Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения являются:
проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);
активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Особенности содержания

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности, виду рассогласования информации, другим методическим особенностям (см. рис. 1).

Рис. 1. Классификация проблемных ситуаций

По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения :
1. решение научных проблем (научное творчество) - теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства;
в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;
2. решение практических проблем (практическое творчество) - поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение;
в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем;
3. создание художественных решений (художественное творчество) - художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

Особенности методики
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую.
Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации - сугубо индивидуальное явление: это "вопросное состояние", поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Рис. 2. Технологическая схема цикла проблемного обучения

I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.
II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.
III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся.
V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия практической деятельности;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);
ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление "психологической инерции" и др.).

Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы:
построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиасредств);
отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем);
учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы;
наконец, в проблемном обучении исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления.
Уровень обычной несамостоятельной активности - это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.
Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.
Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы, - помощь педагога при этом минимальна.
Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; художественное творчество тоже относится к этому уровню.

Логическая структура проблемного урока имеет не линейный характер (одно-, двух-, трехлинейный), а более сложный - спиралеобразный, "криволинейный" вид. Логика учебного процесса такова: если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на ее разрешение, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена.
Любой учебный курс имеет свои внутри курсовые проблемы. И каждый преподаватель ищет свои пути их разрешения. Определим проблемы курса географии.

1. Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:

  • начинает воспринимать себя по-иному;
  • более полно принимает себя и свои чувства;
  • становится более уверен в себе и автономен;
  • ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
  • становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;
  • начинает принимать и понимать других людей.

Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика.
2. Снижение интереса к предмету. Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Карл Роджерс, американский психолог, выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов и значимое учение, которое дает знания, необходимые обучающимся для самоизменения и саморазвития. При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, это обычная ориентация урока на подготовку исполнителя, что уже не соответствует новому социальному заказу общества.
География как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:

  • наблюдения (в том числе и летнее),
  • практических работ,
  • просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков,
  • сообщения учащихся,
  • рефераты,
  • участие в научно-исследовательской работе,
  • использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, биологии, литературы.

Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.

Проблемное обучение на уроках географии.

Что подразумевается под проблемным обучением?
1. Метод проблемизации.
Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:
факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).
Задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.

2.Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы.
На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились прелагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов.
Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его “открытия” классу.

3. Метод уяснения готового знания из печатного источника.
Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.

4. Методы проблемного обсуждения.
Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы.

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:
1. На основе дискуссионной деятельности:
– семинары (индивидуальная работа);
– структурированные дискуссии (групповая работа);
– проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)

2. На основе исследовательской деятельности:
– практические занятия (коллективная работа)
– исследовательские уроки (индивидуальная работа)

3. Традиционные уроки с новыми аспектами :

  • урок-лекция;
  • урок-семинар;
  • урок решения задач;
  • урок-конференция;
  • урок-экскурсия;
  • урок-консультация;
  • урок-зачет и т.д.

4. Нестандартные уроки:

  • урок-аукцион;
  • рок-пресс-конференция;
  • урок-защита диссертации;
  • урок-суд;
  • урок-посвящение;

Цель проблемного типа обучения не только усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
Так изучение геологического строения. Рельефа и полезных ископаемых России можно целенаправить на решение проблемы: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России», а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединить проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?»
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Совершенно очевидно, что ЗУНы не могут быть единственной педагогической целью: школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно, а не на словах, воспитывать взрослеющую личность. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение- будущее нашего образования!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Айзятуллова Зульфия Мягзумовна, учитель математики МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ »

Цель педагогической деятельности: формирование у учащихся умения применять полученные знания в практической деятельности (они более эффективно фиксируются в памяти учащегося, если получены в процессе решения проблемных ситуаций); - развитие способностей, которые позволяют найти выход из любой ситуации (способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации). Знание только тогда знание, когда оно добыто усилием собственной мысли, а не памятью. Л.Н. Толстой

Этапы проблемного обучения I этап - создание проблемной педагогической ситуации, ориентирование учащихся на восприятие ее проявления. II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него. На этом этапе я оказываю дозированную помощь, задаю наводящие вопросы и т.д. III этап - поиск решения проблемы, поиск выхода из тупика противоречия.

IV этап - появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся. V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта. VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Классификация методов обучения Методы Проблемное обучение Традицион- ное обучение Постановки проблемы Побужда- ющий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотиви-рующим приемом Сообщение темы поиска решения Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий от проблемы диалог Подводящий без проблемы диалог Сообщение знаний

Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемное обучение 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками.

Основная идея технологии: Ученик – не объект обучения, пассивно воспринимающий учебную информацию, а активный субъект, самостоятельно владеющий знаниями и решающий познавательные задачи.

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Подводящий к теме диалог. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Педагогические действия: 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Подводящий к теме диалог Система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. Разные типы вопросов: -репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); -мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).

Плюсы и минусы проблемного обучения Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление. + Максимально близок к жизненным ситуациям. - Ученики могут увести в сторону от темы. - Невозможно рассчитать время на уроке. Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление. + Просчитывается по времени. + Ведет к нужному результату коротким путем. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.

НА ПРОБЛЕМНОМ УРОКЕ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? -Какая будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал -Вопрос был один? А сколько мнений? Или задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? 3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Проблемные методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Технология проблемного обучения позволяет: - активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала; - сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения; - использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации; - повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения

Рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроке: 1.Подвести к противоречию с уже известным и предложить самим находить способ разрешения. 2. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы. 3. Создать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом. 4. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками. 5. Предлагать практические исследовательские задания. 6. Отыскать различные способы решения одной и той же задачи. 7. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос. 8.Учиться составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта.

Результаты работы

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Опора на тренинговые технологии нецелесообразна: они дол­жны использоваться как вспомогающие. Поскольку конкретные тренинги всегда предметно ориентированы и рассчитаны на от­дельные задачи развития, подбор примеров в данном случае ну­жен, тем более литературы по организации тренингов достаточно. В рамках пособия целесообразно рассмотреть методологические и теоретические аспекты развивающего тренинга.

Обращаясь к развивающему тренингу как к одному из психо­логических технологий развития социально-профессиональных компетенций, метапрофессиональных качеств и компетентностей, нужно особо подчеркнуть его своеобразие. Распространенность тренинговых технологий в современном образовании, прежде всего в управлении персоналом и бизнес-образовании в сфере ком­муникаций, привела к некоторым н е г а т и в н ы м п о с л е д-с т в и я м.

Во-первых, размываются границы разных типов тренинга без соответствующих методологических и теоретических оснований, на которых они построены. При этом желаемый клиентом ре­зультат тренинга может подменяться чем-то иным.

Во-вторых, нередко забывают, что разработка тренинга и его ведение - это две разные вещи, с одной стороны, а с другой - для обеих процедур необходима психологическая подготовка и высокая квалификация тренера. Между тем, на рынке подобных услуг часто действуют непрофессионалы и дилетанты, которые на неискушенный взгляд клиента (обладающего высокой мотиваци­ей, но не психологической грамотностью) сливаются с реальны­ми профессионалами.

Актуализировав данную проблему как весьма специфичную, об­ратимся к тому, что собой представляет тренинг и как его следует использовать в профессионально-образовательном процессе для раз­вития социально-профессиональных квалификаций. Прежде всего, отметим, что мы понимаем под развивающим тренингом. Этот тип тренинга направлен на развитие определенных социально-профес­сиональных качеств и свойств личности и только. Подчеркнем, его цель - не развитие всей личности и переосмысление жизненных позиций для решения внутриличностных проблем как в тренингах в рамках психотерапии и не выработка определенных навыков поведе­ния или усвоения технологий поведения для эффективной деятель­ности как, например, в весьма распространенных тренингах продаж. С его помощью совершенствуются определенные личностные каче­ства и свойства, необходимые и важные в конкретной профессио­нальной деятельности, вслед за ними личность и деятельность.

Основу любого тренинга составляет групповая работа, что де­лает ее весьма удобной технологией влияния на личность в спе-214


циально организованных групповых воздействиях. Совершенно очевидно, что тренинговую работу должен проводить психолог, однако при наличии методологически и теоретически грамотно разработанных программ (с помощью специалиста), вести тре­нинг при определенных личных усилиях способен и преподава­тель, и мастер производственного обучения. Для этого необходи­мы по крайней мере два компонента: психологическая грамот­ность и способность к постоянной рефлексии.



Таким образом, развивающие тренинги, благодаря своей специ­фичности, могут быть использованы в процессе профессиональ­ной подготовки для развития выделенных социально-профессио­нальных квалификаций, иными словами - метапрофессиональных качеств.

В заключение этой главы отметим, что рассмотренные разви­вающие технологии широко распространены на курсах повыше­ния квалификации, в меньшей степени они используются в про­фессиональной школе. Объясняется это не только приверженно­стью педагогов традиционным инструментально-технологическим формам и методам обучения. Применение развивающих техноло­гий требует соответствующих условий:

– возможности организации небольших учебных групп;

– особой организации учебно-пространственной среды (ком­бинированные учебные столы, комплексное оборудование, компьютерное оснащение и др.);

– наличия социально и профессионально значимых ситуаций, задач и проблем, дополненных информационно-справочными дан­ными.

По своей сути развивающие технологии - это технологии ма­стер-классов . П р и н ц и п ы и х п о с т р о е н и я:

– атмосфера открытости, сотворчества, взаимодействия;

– эмоциональная приподнятость, доброжелательность, психо­логическое гостеприимство;



– социально-педагогическое равноправие всех субъектов про­фессионально-образовательного процесса;

– эмоционально-положительное восприятие членов группы;

– создание чувства уверенности в собственных силах и потен­циальных возможностях.

Комплексный подход к развитию метаобразований специалис­та отражается в технологической карте. Ее обобщенная структура представлена в табл. 25.

В зависимости от стандарта профессии 1 проектируется лич-ностно ориентированная карта профессионального развития. Ис- 1 Профессиональные стандарты - минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения производитель­ности и качества выполняемых работ, указанием должностных обязанностей, квалификации и стажа работы.


ходные данные - должностные инструкции, профессиограммы, профессионально-квалификационные характеристики специали­стов.

ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аксенова Надежда Сергеевна,

мастер производственного обучения торгового профиля

Согласно требованиям ФГОС, профстандарта по профессии «Продавец, контролер-кассир» каждый выпускник техникума должен обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

Такое образование требует инновационного прорыва в применении образовательных технологий: совмещения обучения и воспитания на качественно новом уровне. Достижение успеха в обучении и воспитании одновременно возможно при использовании тренинговых технологий.

Регулярное использование тренинговых технологий обучения позволяет сформировать коммуникативную компетентность: продуктивные подходы к овладению информацией, умение выслушать иную точку зрения, сформировать собственную точку зрения, обосновать ее и согласиться с допущенными ошибками.

Тренинговые технологии обучения способствуют повышению мотивации, поисковой активности студентов и вовлеченности участников в процесс совместного решения проблемы. Такие технологии позволяют создать ситуацию успеха в учении, условия для неординарного мышления, возможности по - своему увидеть проблемную ситуацию и найти из нее выход.

Понятие «тренинг» в науке и практике трактуется многозначно.

Тренинг – это метод активного обучения, целью которого является развитие знаний, умений и навыков.

А согласно В.А. Саруханову, тренинг – это деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекции и формирования способностей и установок, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Сравнительный анализ предлагаемых определений «тренинга» позволяет считать его многофункциональным методом, представляющим собой учебную программу или комплекс упражнений эффективной групповой работы, результатом которой будет получен конечный продукт – набор знаний и умений для участия в какой – либо деятельности.

К основным функциям тренинга можно отнести:

    диагностическая (выявление зон, которым необходимо развитие),

    обучающая (передача нового опыта),

    командообразующая (совместное обучение позволяет чувствовать себя сплоченнее),

    психотерапевтическая (эффект групповой динамики, действий проводящего и самой тренинговой ситуации).

Кроме функции можно также выделить и методы тренинга:

    вербальные,

    демонстрационные,

    практические.

Можно выделить конкретные распространенные методы тренинга и отнести к ним: лекции – используются для передачи крупных объемов новой информации, дискуссии и мозговой штурм – творческий поиск новых идей и решений, игровые методы – позволяет моделировать практические ситуации, где можно применить изученное.

В зависимости от сферы влияния тренинговые технологии делят на:

    поведенческие (закрепляют применение новых знаний),

    личностные (развивают опыт мышления и ценностную сферу).

Исходя из количества участников тренинги бывают:

    групповые,

    индивидуальные.

Технология проведения тренингов:

    Сбор и анализ предварительной информации,

    Подготовка тренинга,

    Проведение тренинга,

    Оценка эффективности,

    Послетренинговая поддержка,

    Заключение.

Для формирования общих и профессиональных компетенций на производственном обучении проводятся тренинги «Управляй собой» и «Гений продаж».

Древняя китайская пословица гласит: «Человек, не имеющий улыбку на лице, не должен открывать магазин». Именно данная мудрость легла в основу тренинга «Управляй собой».

Данный тренинг включает упражнения по снятию эмоционального напряжения, владению голосом, управлению мимикой.

Тренинг позволит освоить инструменты влияния на свои чувства и эмоции, сформировать конструктивное мышление, научиться радоваться своим преодолениям, делам и достижениям.

С примерами упражнений можно ознакомиться в Приложении 1 .

Правильно обученные продавцы, контроллеры – кассиры умеют работать с любыми типами покупателей, умеют совершать продажи, даже если человек зашел «просто посмотреть». Такие продавцы всегда продают не один товар, а несколько, помогают покупателю лучше разобраться в товаре, оставляют хорошее впечатление о магазине, и о себе. И к таким продавцам покупатели возвращаются вновь и вновь. Поэтому мы учим продавцов профессионально работать, опираясь на тренинг «Гений продаж».

В процессе тренинга для студентов делается упор на изучение ассортимента магазина, в форме игры разбираются реальные примеры, которые помогают научиться работать с психологическими типами покупателей и находить общий язык практически с каждым, кто переступил порог магазина.

Студенты имеют возможность почувствовать себя менеджерами предприятия, продавцами, контроллерами – кассирами. Данный тренинг учит студентов лаконично выражать свое видение ситуации, брать персональную ответственность за свои действия, развивает способность быстро анализировать ситуацию, формирует умение толерантно относиться к чужому мнению.

В целом тренинг направлен на приобретение студентами не только теоретических знаний, но и практических навыков, которые можно развить в ходе различных упражнений – тренингов, таких как:

    Установление контакта с покупателем,

    Определение психологических типов покупателей,

    Логическая и эмоциональная презентация товаров…

С дополнительными упражнениями-тренингами можно ознакомиться в Приложении 2 .

Разработанные системы тренингов «Управляй собой» и «Гений продаж», позволили совместить приобретение студентами теоретических знаний по данной теме, практических умений работы, а также воспитания коммуникационной культуры и формирования умений целеполагания. Проведение занятий в форме тренингов позволяет значительно повысить познавательную активность студентов и улучшить результаты обучения. Однако при использовании тренинговых технологий на уроках производственного обучения позволило выявить ряд сложностей:

    Не все студенты готовы к открытому общению на уроке,

    Некоторые студенты испытывают трудности при работе в малых группах,

    У всех студентов разный уровень сформированности знаний,

    Тренинг требует значительной и тщательной подготовки мастера – тренера, что значительно увеличивает время подготовки к уроку.

Применение в процессе обучения перечисленных выше тренинговых технологий позволит готовить специалистов, которые будут выходить с уже сформированными профессиональными компетенциями и с первых же дней своей работы на торговых предприятиях они смогут выполнять свои профессиональные обязанности в полном объеме.

Использование тренинговых технологий при обучении, значительно меняет роль мастера, который превращается главным образом в тренера, стимулирующего работу группы при выполнении заданий. Мастер поддерживает атмосферу сотрудничества, играет роль более опытного специалиста в данной области, выступает аналитиком и комментатором. При этом мастер – тренер остается бесстрастным, не осуждает мнения участников тренинга и не навязывает им свое мнение в явном виде. Основной целью мастера – тренера является не мешать студентам проявлять себя, а только ненавязчиво их направлять.

Именно благодаря этому, на тренинге создается атмосфера толерантности, раскованности и свободы. Участники чувствуют себя в психологической безопасности. Все они учатся на собственном опыте настоящего момента. Эта специально созданная благоприятная среда помогает каждому студенту с легкостью и удовольствием увидеть и осознать плюсы и минусы, достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогают быстрее понять, какие личностные качества необходимы и какие профессиональные навыки надо развивать.

Список использованных источников:

    Анн, Л.Ф. Психологические тренинги с подростками//СПб.: Питер, 2013.-271с.-(Эффективный тренинг).

    Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга// Учебное пособие – М.: Ось. 2014.-224с.- (Практическая психология).

    Гусева, Н.А. Научись общаться: коммуникативные тренинги – Изд.2-е.- Ростов н.Д.: Феникс, 2015. – 415с.

    Ежова, Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги/Н.Н. Ежова. – Изд. 2.-е.-Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 250 с. – (Психологический практикум).

    Петровская, Л.А. Компетентность в общении: Социально – психологический тренинг/ Л.А. Петровская.- М.: Изд – во МГУ, 2013. – 216с.

Приложение 1

Тренинг «Управляй собой».

Чтобы управлять своим настроение нужно научиться владеть голосом.

Упражнения.

Владение голосом: в течении 1 часа в день следить за звучанием голоса. Научившись владеть своим голосом в течении часа, можно делать упражнение в течении всего рабочего дня. Вначале это будет трудно, затем легко, и наконец, это станет даже интересно.

Приятное, доброе выражение лица: Поупражняйтесь дома, принимая различные выражения лица. Зафиксируйте в каком настроении вам больше всего нравится ваш облик и как можно чаще воспроизводите его в жизни. В течении нескольких часов подряд улыбаться вы не сможете, но постарайтесь чтобы лицо имело приятное, доброе выражение.

Снятие эмоционального напряжения: при этом надо сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 10 – 15 секунд, а затем резко выдохнуть или сделать вдох, задержать дыхание, сжать руки в кулаки. Напрягите мышцы рук, спины, живота; резко выдохните, расслабьте все мышцы, сделайте несколько встряхивающих движений руками. Повторить несколько раз.

Формулы самоубеждения: «Я успокаиваюсь. С каждым шагом все плохое уходит. Возвращается уверенность, спокойствие, хорошее настроение». «Я хочу, чтобы изменились все люди и я изменился сам. Все сейчас очень нервные. Надо всем успокоиться. Я же совершенно спокоен. Отрицательные эмоции никогда не приводили ни к чему хорошему. У меня сейчас только положительные мысли. Мне хорошо и спокойно. Как же здорово жить на этой Земле и учиться в этом месте».

Приложение 2

Тренинг «Гений продаж».

Упражнения.

Установление контакта с покупателем.

    Слова, первые фразы, начало разговора

    Три ситуации с покупателем: «Гуляет – я просто смотрю»; «Сравнивает – я выбираю»; «Заказывает – я уже знаю, что мне надо».

Психологические типы покупателей.

    Открытость и закрытость.

    Логика и эмоции.

    4 типа покупателей (Решительный, эмоциональный, зависимый, скептик).

    Приемы раскручивания каждого типа покупателей.

Выявление и формирование нужд (потребностей) покупателя.

    Виды потребностей.

    Стадии принятия решения о покупке.

    Способы выявления интересов покупателя.

    Активное слушание, как инструмент понимания клиента.

    Продажи на основе интереса клиента.

Мотивы совершения покупки.

    Виды мотивов совершения покупки (Экономия, комфорт, надежность, безопасность, престиж, статус).

    Тренировка навыков продажи через каждый мотив.

Логическая и эмоциональная презентация товара.

    Язык фактов и язык пользы для покупателя.

    Технология «Характеристика - Выгода».

    Приемы логической аргументации.

    Приемы эмоционального убеждения.

Дополнительные продажи.

    Приемы увеличения суммы чека.

    Цепочки продажи сопутствующих товаров.

    Подготовка почвы для дополнительных продаж.

    Экспертные продажи и формирование постоянных покупателей.

Работа с сомнениями и возражениями.

    Причины возражений и сомнений покупателей.

    Прояснение причин поведения покупателей.

    Алгоритм работы с сомнениями и возражениями.

    Отстройка от конкурентов.

    Продажа ценности товара, а не его цены.

    Приемы завершения продажи.

Работа с трудными клиентами.

    Виды трудных клиентов и типовые ситуации.

    Мотивы и потребности «трудных покупателей».

    Уверенное и неуверенное поведение продавца.

    Алгоритм решения конфликта с покупателем.

    Эмоциональный интеллект в работе продавца.

    Покупатели на всю жизнь – выстраивание отношений.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»