Внеклассное мероприятие для детей начальной школы ко Дню птиц. Конкурсная программа на День птиц в начальной школе

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Литвиненко Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Ташлинская средняя общеобразовательная школа», Оренбургская область Тюльганский район с. Ташла.
Описание материала : 1 апреля праздник «День птиц», поэтому данный материал может многим учителям пригодиться, а также сценарий предназначен для организации летнего отдыха детей в пришкольном лагере дневного пребывания и для внеклассных мероприятий в любое время года. Возрастная категория – учащиеся начальных классов. Разработка может быть полезна как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования, вожатым, воспитателям.
Цель: развитие интеллектуальной сферы учащихся.
Задачи:
расширить знания учащихся о многообразии пернатых, о народных приметах;
дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц;
прививать любовь и бережное отношение к родной природе;
расширять кругозор учащихся;
развивать смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер, смелость;
воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм.
Особенности формирования команд: количество команд зависит от количества детей (от 2 до 4 команд), в командах должно быть не более 10 человек (обязательно: мальчики и девочки разных возрастов); команда самостоятельно выбирает себе капитана, придумывает название по теме, рисует эмблемы.
Условия игры.
Каждый отряд получает свой маршрутный лист, в котором указан план путешествия по станциям, и оценочный лист. По маршрутному листу дети отправляются на свои станции. Прибыв на станцию, отряды выполняют задания, которые оцениваются в баллах.
По окончанию игры подводятся итоги, составляется сводная таблица путешествия по станциям.
Награждение на линейке победителей и участников.
Вступление.
- Давайте, ребята, отправимся с вами … за чудесами! Да, да, за чудесами!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по полям за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
- А тема нашего путешествия спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица) .
- Да, сегодняшний день мы посвятим птицам. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц.
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в поле неподалеку от вашего дома, надо знать.
- Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. (Звучит запись птичьих голосов.)
- Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
«Синь-синь!» - посвистывает синица.
«Чи-чи! Чи-чи!» - вторит ей чиж.
«Гра-гра!» - представляется грач.
«Сквор-сквор!» - поют скворцы.
- А сейчас узнаем как образовались названия других птиц.
(Делают сообщения подготовленные учащиеся. Их рассказы сопровождаются иллюстрациями или презентацией.)
1.Имя зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори.
В чаще лесной у полянки
Рада вечерней поре.
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре.
2.Сойка , или горихвостка . Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.
3.Зяблик . Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.
4.Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.
5.Свиристель . В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.
6.Удивительно происхождение слова «цапля» . Оно происходит от глагола «чапати», то есть медленно передвигаться, образовано от звукоподражательного «чап». Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап-чап! Чап-чап!». Отсюда и глагол «чапати». Но ведь птицу называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове «цапля» звук [ц ] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.
7.Почему снегирю дано такое имя? Потому что мы видим снегиря только в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири, а весной, когда снег стает, улетают на север в родные края.

А сейчас послушайте интересные сведения из жизни птиц .
1) Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
2) Самая маленькая птичка наших хвойных лесов - королёк, уничтожает от 8 до 10 млн. мелких насекомых в год.
3) Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
4) Семья ласточек - около миллиона насекомых.
5) Мухоловка за 2 месяца уничтожает не менее 50 тысяч мух.
6) Ушастая сова способна съесть за день 10 полёвок, а сова-сивуха съедает в год 1200 грызунов. Если учесть, что одна мышь в год съедает 2-3 килограмма зерна, а суслик - 16, то каждая сова спасает тонны хлеба.
7) Сарыч (ястреб) питается мышами и полёвками: за 50 дней съедает не менее 265 грызунов.
8) Жаворонки, овсянки, зеленушки, щеглы склёвывают семена и плоды сорняков, тем самым снижая засорённость полей.
- А теперь, дорогие ребята, разобьемся на команды. Каждая команда должна выбрать себе командира, придумать название команды и эмблему, связанные с темой. Получите маршрутный и оценочный листы. Итак в путь! Всем желаю удачи!

Станция 1. «Отыщите птиц»
Учащимся дается текст, который они должны сначала прочитать.
- В тексте затаилось восемь птиц, отыщите их названия.
Сколько слов найдет команда, столько и получит баллов.
Восемь птиц.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Ока залось тут удобное, вообще гол ое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, ка шей. Другая столовая – высоко, л учше для мелких птичек, а н ад ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лест нице, иначе четка я подкормка не получится, кормушку не достать.
(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка. Правильные ответы выделены в тексте.)
Станция 2. «Узнайте птиц»
- А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц. Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:


Когда проверяются ответы, учитель делает небольшие сообщения о птицах, по возможности сопровождая рассказ картинками или фотографиями птиц.
Птица – рыболов (баклан).


Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.
Птица – плотник (дятел).


Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (иволга).


Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица – строитель (ласточка).


Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек – саланган или стрижей – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица – акробат (поползень).


Поползень лазает по деревьям. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами.
Пернатый солист (соловей).


Недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых – вредителей.
Ночной хищник (сова).


Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша (кукушка).


Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает. Хотя некоторые виды кукушек сами высиживают яйца.

Станция 3. «Птичьи разговоры».
Разгадайте птичьи разговоры (соедините стрелкой). Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:


(Ответ: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.)

Станция 4. «Корм для птиц».
- Птицы нуждаются в нашей помощи. Кто из вас подкармливает птиц зимой? А чем вы их кормите? (Выслушать ответы детей и дополнить рассказ.)
Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнечника, дыни, тыквы, арбуза, кабачков, одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды.
Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.
Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.
Любят птицы сушеные яблоки, тертую морковь, сухих насекомых, высушенные грибы (особенно червивые).
А уж сухие хлебные крошки пшеничного хлеба всегда найдут своих любителей. А ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести к ее гибели.
Синички кроме семян очень любят кусочки сырого несоленого сала.
Помните!Для птиц соль - яд!

Ваша задача за 5 минут перебрать семена для птиц (смешаны семена подсолнечника, рябины, арбузов, дыни, черемухи) . Оценивание проходит на усмотрение учителя от1 до 10 баллов, в зависимости сколько будет перебрано семян.

Станция 5. «Кто Я?»
Учащимся показываются иллюстрации или презентация с изображениями птиц (поползень, снегирь, зяблик, ласточка, дятел, сова, воробей, журавль, чечетка, синица, чиж, галка, сойка, цапля и др.). Задача ребят угадать название изображенной птицы. Сколько птиц угадано, столько баллов получает команда.

Станция 6. «Покормите птиц» (Спортзал).
Это соревнование проходит по подобию «Попади в цель». На расстоянии ставится ведро или корзина, необходимо попасть в нее маленьким мячом. Если попал, значит «накормил птиц». Каждому участнику дается 3 попытки. Считается одно попадание – один балл. В итоге суммируются все баллы набранные командой.

Станция 10. «Узнай птицу».
- По словесному описанию команда должна угадать, что это за птица. Сколько птиц отгадано, столько баллов и получают.
1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват… А вечером или ночью приди сюда – и остановишься как вкопанный, услышав ее песню… Разливается она на все лады. (Соловей.)
2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест.)
3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока.)
4. Слышишь ты его постоянно: скрипит на сырых лугах – скрип-скрип, скрип-скрип. Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг. И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась. (Дергач.)
5. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга.)
6. Эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающего познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей! (Вертишейка.)
7. Птица семейства вороновых отряда воробьиных. Оперение рыхлое, красновато-серое; хвост чёрный, на крыле голубое пятно с чёрными пёстринами, на голове хохол с чёрными пятнами. Полезна уничтожением насекомых; делает на зиму запасы желудей, чем способствует расселению дуба; вместе с тем вредит, разоряя гнёзда мелких птиц. (Сойка.)
8. Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)
9. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)
10. Птица подотряда стрижей отряда длиннокрылых. Крылья длинные, узкие. Оперение тёмно-бурое или черноватое. Гнёзда этой птицы состоят из растительных материалов, склеенных слюной, или из одной затвердевшей слюны (так называемые ласточкины гнёзда); в Китае эти гнёзда люди употребляют в пищу.(Саланган.)
11. Птица из отряда воробьиных. Голова большая, клюв на вершине с крючком и зубцом перед вершиной, хвост длинный. Оперение рыхлое, чаще серых тонов в сочетании с белым и чёрным, реже с рыжим. Избегая сплошных лесов, селится в лесотундре, на опушках леса, на полянах, в степи или пустыне с зарослями кустарника или отдельными деревьями. Некоторые из них запасают пищу, накалывая добычу на сучки или колючки. (Сорокопут) .
12. Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное "свирири-свирири". (Свиристель) .
13. Известно, что самая большая из живущих на земле птиц - это африканский страус. Он достигает 2,5 метров в высоту, весит около 135 килограммов. Понятно, что такая птица не может летать из-за своего роста и массы. Но ведь есть же и среди летающих самая большая птица. Внимание! Вопрос!
Назовите одну из самых больших летающих птиц. (Альбатрос.)

Конкурс 11. «Магический квадрат».
На листе бумаги начерчена таблица с буквами. Задача учащихся: за определенное время (3-5 минут) найти и зачеркнуть названия птиц. А оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. За каждое найденное слово команда получает 1 балл, а за составленное из оставшихся букв слово – 5 баллов.


Ответ: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь.
В квадрате «спряталась» ласточка.

Конкурс 12. «Музыкальный».
Детям даются карточки с песнями (куплет или припев), но в них пропущены названия птиц. Задача ребят отгадать пропущенные слова, назвать из какой песни слова и исполнить песню. За отгаданные слова в одной песне команда получает 2 балла, за угаданное название песни – 1 балл, а за исполнение еще 3 балла.

У дороги … , у дороги … ,
Он кричит, волнуется, чудак:
"Ах, скажите, чьи вы, ах, скажите, чьи вы
И зачем, зачем идёте вы сюда?"... (Чибис. «У дороги чибис»)

Хоть и маленькая птичка,
Я … , я … ,
Ярки перышки на мне,
На головке, на спине.
Теньти-тень, теньти-тень, тень, цвинь.
Теньти-тень, теньти-тень,
Теньти-тень, тень, цвинь, тень. (Синичка. «Синичка».)

Жили у бабуси
Два весёлых … ,
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых … . (Гуся. «Два веселых гуся».)

… заслыша голосок
Припомню я забытые свиданья
Три жердочки, берёзовый мосток
Над тихою речушкой без названья...(Малиновки. «Малиновка»)
… , … ,
не тревожьте солдат,
Пусть солдаты
немного поспят... (Соловьи. «Соловьи».)

А я хочу, а я хочу опять
По крышам бегать, … гонять,
Дразнить Наташку, дергать за косу,
На самокате мчаться по двору. (Голубей. «Детство»)

Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых … . (Журавлей. «Журавли».)

День искрится радостью,
Вдаль меня манит,
Надо мною радуга
Весело звенит,
У реки под ивою
Слышу... ,
Самая счастливая
В это утро я!
Самая счастливая
В это утро я!
Самая счастливая
В это утро я! (Соловья. «Выглянуло солнышко»)

Станция 13. «Загадочная».
- Отгадайте загадки.
Сколько загадок отгадано, столько баллов получает команда.

Всё стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая …
(Сорока)
На песочке у реки,
Словно снежные комки,
Что за птица, угадай-ка!
Догадаться просто-…
(Чайка)
Алый низ и чёрный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив…
(Снегирь)
Хрипло птенчики кричат,
Клювы их в гнезде торчат,
Скрыла их густая крона,
Проживает здесь …
(Ворона)
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный…
(Филин)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
Щиплет за пятки -
Беги без оглядки.
(Гусь)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.
(Петух)
Явился в желтой шубке -
Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Слышен дальний грустный зов,
Повторение двух слогов.
Лес берёзовый, опушка,
На сучке сидит …
(Кукушка)
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком…
(Сойка)
С ледоходом прилетает,
Чёрным хвостиком мотает,
Чёрный с белым хвостик узкий
У изящной…
(Трясогузки)
На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол
Птичка бойкая…
(Щегол)
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнёт – не разглядишь,
Так летает только…
(Стриж)
Тает снег, летят грачи,
Всем глаза слепят лучи,
Что звенит, как будто склянка?
Песенку поёт… (Овсянка)

Станция 14. «Найди свою половинку».
(Можно провести в спортзале.)
Детям раздаются карточки со слогами (одному ребенку одна карточка). Задача детей составить названия птиц так, чтобы все карточки были использованы и построиться. Сколько слов составлено, столько баллов получает команда. Например, бе-кас, ще-гол, сой-ка, фи-лин, чай-ка и др.

Станция 15. «Наука о птицах».
- Рыб изучает наука ихтиология, собак – кинология, грибы – микология, а вот как называется наука, изучающая птиц, мы узнаем, выполнив следующее задание: ваши команды получат буквы из названия науки и столько же математических примеров, решив примеры, вы узнаете место расположения буквы в слове. За правильно отгаданное слово команда получает 5 баллов, а также за каждый правильно решенный пример еще по одному баллу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
О Р Н И Т О Л О Г И Я

Задание:


Получается слово орнитология.

Станция 16. «Живые барометры»
1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. Когда это бывает? (Перед дождём)
2. Стрижи летают низко с криком. К чему бы это? (К дождю) .
3. Свистит снегирь. О чём это говорит? (Скоро наступит зима).
4. Голуби воркуют, кукушки кукуют. К чему бы это? (К тёплой погоде.)
5. Воробьи купаются в песке. Как изменится погода? (Будет дождь).
6. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом)
7. Вороны садятся на снег. (К оттепели)
8. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю)
9. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди … (хорошую погоду).

Станция 17 «Русский фольклор».
- В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно соединить первую часть пословицы с другой. За правильный ответ игрок получает приз.
Внеклассное мероприятие для детей начальной школы ко Дню птиц. Сценарий

Сценарий мероприятия «День птиц»

Цель и задачи мероприятия "День птиц": познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.

Задачи конкурса:

Формирование у школьников глубокого интереса к изучению биологических наук, привлечение внимания учащихся к проблемам городской экологии.

Развитие творческого мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы, приобщение к исследовательской, поисковой деятельности, расширение и углубление теоретических знаний и необходимых исследовательских качеств.

Формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем.

Форма: праздник-конкурс

Ведущий: 1 Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали яркое оперение, мелодичное пение, их смелые, стремительные полеты. Первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать, несомненно, зародились у людей при взгляде на жизнь.

Ежегодно в нашей стране отмечается праздник «День птиц». А знаете почему? Потому что птицы приносят большую пользу. Они уничтожают вредных насекомых, сохраняя культурные и дикорастущие растен6ия, помогают в их опылении. Они способствуют распространению плодов и семян.

Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24000 насекомых и их личинок. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.

Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.

Вот почему заботам о птицах является важным и полезным делом. Закон об охране и использованию животных запрещает убивать птиц и разорять их гнезда. Под охраной закона находятся многие хищные птицы. Необходимо всегда помнить, что птицы – друзья леса, сада, и огорода!. Птицам нужна наша помощь, а именно мы можем построить скворечники и развешать их весной. А зимой вешать кормушки.

Давайте, ребята, закроем глаза, сядем поудобнее и представим себе весенний лес. (Звучат голоса птиц). Это птичий концерт, записанный в лесу. Птицы радуются первому теплу, солнышку.

Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить праздник - День птиц. Надеюсь, вы узнаете много нового. Сегодня мы проведем конкурсную программу о птицах.

И так первый конкурс «Загадочный»

Команды по очереди отгадывают загадки.

1. Он носом землю постучит

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный

Крикун неугомонный (петух)

2. Кто дважды родиться, один раз умирает? (птица)

3. И в лесу заметьте дети Есть ночные сторожа Сторожей бояться этих Мыши прячутся дрожа Очень уж суровы…(филины и совы)

4. Бела как снег, Черна как жук, Вертится как бес, Повернулась и в лес. (сорока)

5. Подскажите, что за птички: Хвостик, тонких две косички

Темно-синевого цвета

К нам летят в начале лета (ласточка)

6. Он серенький на вид но пением знаменит. Соловей)

7. И петь не поет. И летать не летает… За что же тогда Его птицей считают?(пингвин, страус)

8. Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля,

Кто же это?, (Цапля)

Отлично, с первым конкурсом справились.

Следующий конкурс «Поменяй букву»

Ведущий раздает командам одинаковые карточки со словами. Задание – заменить в словах по одной букве так, чтобы получились названия птиц.

Задание:

Палка – галка

Корона – ворона

Капля – цапля

Врач - грач

Конкурс “Шифровка”

Задание - расшифровать ребусы.

Конкурс «Поговорки»

В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно досказать пословицу или поговорку.

1) ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.

2) ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ

3) СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… СЧИТАЮТ.

4) ВСЯКИЙ КУЛИК ВЫЛЕТИТ, НЕ ПОЙМАЕШЬ

Ведущий. Птицы получили свое название за голос, песню или крик. Например, кукушка. Эту птицу слышали все. А за что она могла получить такое название? (Ответы детей.) Конечно, кукушка своим криком “ку-ку” сама подсказала людям свое имя. Во многих странах название птицы звучит очень похоже на русское: у чехов - “кукачка”, у болгар - “кукувица”, у немцев - “ку-кук”, у испанцев - “куко”. Все эти народы обратили внимание на один и тот же признак - крик птицы.

А как вы думаете, почему птицу назвали пищухой? (Ответы детей.) Птичка эта издает тонкий писк, поэтому ее и прозвали пищухой.

С раннего детства мамы играют со своими малышами в “сороку-белобоку”. А почему птица получила такое название? (Ответы детей.) Голова, крылья и хвост птицы - черные, а вот по бокам перышки белые. Поэтому и назвали люди ее сорокой-белобокой. Очень нарядна сорока, но славится своим неуживчивым характером - кричит, ссорится.

А вот самая распространенная птица наших мест - воробей - очень любит семечки, зерно, ягоды. Целые воробьиные стаи собираются в местах, где идет переработка зерна, не подозревая, что это вовсе не для них припасено. Вот и кричали люди с давних пор, прогоняя непрошеных гостей: “Вора бей! Вора бей!” Отсюда и название. А какая птица имеет похожее название? (Ответы детей.) Да, не очень-то повезло вороне и воробью с именами, но можно ли их считать ворами? Почему? (Ответы детей.) За горсточку зерна, похищенную у людей, эти птицы отблагодарят летом, спасая урожай от вредных насекомых.

Конкурс “Задачи на смекалку”

Задача первой команде: “Две вороны”.

На берегу сидели две вороны и смотрели: одна - на юг, другая - на север.

    У тебя, - говорит одна, - лапки в грязи.

    А у тебя, - отвечает вторая, - клюв в земле.

Как же так: смотрят в разные стороны света, а друг друга видят? (Вороны смотрели друг на друга.)

Задача второй команде: “Сколько голубей?”

На дереве сидели пять голубей. Одним выстрелом охотник убил двух голубей. Сколько голубей осталось? (Осталось два голубя, остальные - улетели.)

Угадай сказку.

1. Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей.

(Г. Х. Андерсен "Гадкий утенок")

2. Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки ("Гуси – лебеди")

3. Птица с золотым украшением на голове, состоявшая на службе у царя (А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке")

4. Русская народная сказка о домашней птице, которая могла бы послужить неплохим источником доходов для бабки с дедом ("Курочка – ряба")

Подводят итоги конкурса, вручая победившей команде деталь скворечника. Подведение итогов всего занятия.

Награждение

Творческая работа - аппликация “Скворечник”. Команды наклеивают детали скворечника на картон.

Ведущий. Отлично, ребята! У обеих команд скворечники готовы. А смогут ли скворцы жить в таких скворечниках? Конечно, нет. Сейчас вы научились строить скворечники из бумажных деталей, а дома вместе с папой, дедушкой или старшим братом постройте настоящий.

Завершить сегодняшнюю встречу хотелось бы стихотворением С.Степановой “Не пугайте резвых птичек!”

Не пугайте резвых птичек!

Пусть они вокруг порхают,

Крылья их при ярком свете,

Словно радуга сверкают.

Вы послушайте их песни,

Что поют они на воле!

Пусть певуньи украшают

Нам леса, сады и поле.

И в работу очень важной

Нам полезны эти крошки:

Истребляя на растеньях

Червяков и вредных мошек,

И сады, и нивы наши

Нам они оберегают,

Не пугайте ж резвых птичек!

Пусть они вокруг летают!

Ведущий 1:. И хотелось бы напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших. Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней! Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатий.

Спасибо за работу! До новых встреч!!!

Учитель. 1 апреля отмечается Международный день птиц. Весь этот меся мы работали с вами над проектом «Птицы — наши друзья!” …… Сегодня вы представите свои проекты.

Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от дома, надо знать.

— Давайте перечислим знакомых вам птиц. (Дятел, синица, дрозд, ворона, скворец, кукушка, снегирь, сорока, воробей, сова, голубь, галка, грач, иволга, свиристель)

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. (Голоса птиц)

Сегодня мы встретились здесь, чтобы поговорить о птицах, о наших пернатых друзьях.

— В конце нашего праздника вы ответите на вопрос: Почему же надо беречь птиц, заботиться о них, поддерживать зимой, когда им голодно и зябко?

Первая страничка нашего журнала: Весна

Весна идёт.

II.Стихи о весне
Весна идет!
Рассеялись туманы —
Кто знает, где теперь их пелена
И вновь видны луга, поля, поляны.
Весна идет!
В наш край идет весна!
Весна идет!
Уже расцвел подснежник —
Зовет весь мир очнуться ото сна
Снимают горы белые одежды.
Весна идет!
В наш край идет весна.

III.
То вдруг прольется ливнем бурным,
То хлынет золотом с высот,
То облаком почти скульптурным
Себя у окон пронесёт.
А то распустит хвост павлиний
В нависшей капле дождевой,
Или доверчивый и синий,
Несёт по лужам яркий свет,
Над ним закат огни колышет,
А он не в силах отойти —
Старается как можно выше
Весь этот пурпур вознести.
И всё же, мраку уступая,
Вдруг вспомнит, отходя ко сну,
Как, серебром пересыпая,
Творят пернатые весну.

Учитель . С приходом весны возвращаются к нам наши друзья — перелётные птицы.


Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица …

(Грач)

И кажется, весна в разведку
Послала птицу, и пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл.

(выходит грач)

А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку. (Появляется скворец в черном костюме)

Скворец
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаете?
А тем, кто не узнал, разрешите представиться.
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня — Скворец!
Верно! Вы угадали.
Я очень полезная птица,
С которой надо сдружиться.
Из года в год, из века в век
Живу там, где живет человек.
Селюсь с колхозником рядом,
Слежу за его полем и садом —
От вредителей.
И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец!

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток

— Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.

(Ласточка)

Ласточка.
С юга ласточки явились,
Прилетели к нам с весной,
Хлопотливо закружились
Над беседкой вырезной.
Нривить-ти-вить-сную проворно,
День-другой, ещё денек, —
И под крышей узорной
Вырос ласточкин домок.
Слышен писк и щебет птичий.
Кто там смотрит из гнезда?
Мчатся ласточки с добычей —
Малышам нужна еда.

— Какую информацию вы нашли про ласточку? (Рогов, Швецов)

Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых .

— Ребята рассказали нам о перелётных птицах.

Следующая группа изучала птиц, которые всегда с нами рядом.

Следующая страничка нашего журнала « Птицы нашего двора»

(Тронин, Трынова, Пригарина, Шеремет, Галянкин )

Следующая страница «Лесные Айболиты»

— Почему этой страничке дали такое название? (Ответы детей).
— Лес охраняют не только лесники, но и птицы. Их много и они все разные. Каждая по своему бережёт свой дом

В лесу, под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист!
“Здорово, дрозд-приятель!”
И ставит подпись …

(Дятел)

Дятел – это лесной доктор

(Ксюша, Наташа, Вероника, Даня)

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

— Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины.

Следующая страница расскажет о многообразии птиц.

(Арсений, Соня, Поля)


Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

— К сожалению, немногие знают, что пение птиц благоприятно сказывается на здоровье человека. Птичью песню, даже простенькую, люди всегда слушают с удовольствием. Пение птиц успокаивает человека, улучшает настроение и сон, положительно влияет на нервную систему и общее состояние организма человека. Обратили на это внимание еще врачи древности: ряд заболеваний они лечили пением птиц. Возможность использования птичьего пения вместо лекарства заинтересовала и современных врачей. В частности в нашей стране проводятся такие опыты, и они дали хорошие результаты. Я предлагаю вам, послушать пение птиц. (Фонограмма)

Птицы – наши друзья, и им нередко требуется помощь, внимание, забота, любовь. Почему же им надо помогать?

— Теперь ответьте на вопрос: Зачем надо беречь, охранять птиц, помогать им зимой?

— А вот есть такие дети, которые ловят птиц. Посмотрите инсценировку. Пойманная птичка.

— А какие птицы в природе самые главные, полезные? Инсценировка «Кукушка и Воробей»

Из – за чего поспорили птицы?

Рефлексия

— Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:

— Теперь я знаю, что ….

— Я понял, что ………

— Я буду …..

Продолжите любое из этих предложений.

Цель: Формирование познавательного интереса учащихся и бережного

отношения к природе.

1. Закрепить в процессе практической деятельности теоретические знания, полученные на уроках биологии.

2. Развивать творческие способности учащихся.

3. Пропагандировать природоохранную деятельность.

Ход мероприятия

Ведущий: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются высоко в горах, в полярной пустыне, в безводных песках, над безбрежными просторами океанов. Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд. особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. Птицы - часть природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость и бодрость. Без птиц природа мертва. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям. Пусть этот праздник откроет для каждого что - то новое и интересное, пусть крепче станет дружба между людьми и птицами!

Ребята, какую пользу приносят птицы людям?

( За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.)

А вы знаете, что:

кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей - вредителей растений.

семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.

Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 - 3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Ведущий: Ребята, сегодня на наш праздник прилетели две стайки птиц: "Скворцы" и "Грачи". Им сегодня предстоит много испытаний, а вы, пожалуйста, их поддержите, и помогите им.

Судить состязания наших птиц будет жюри в составе трех человек. (Ведущий представляет членов жюри.)

Конкурс №1." Приветствие команд". ( Приветствия команды готовят заранее).

Конкурс №2. "Разминка перед полётом" Каждая команда должна молниеносно ответить на десять вопросов. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.

Вопросы 1 команде:

2. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)

3. Эту птицу называют болтушкой? (Сорока).

4. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - 15 см.)

5. Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом? (Одинакова.)

6. Эту птицу называют пернатой кошкой? (Сова).

7. Какой город носит название хищной птицы? (г. Орел).

8. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом и боком. (Колибри)

9. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

10. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы)

Вопросы 2 команде:

2. У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом).

3. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин).

4. Эта птица самая маленькая в мире, может опылять растения? (Колибри).

5. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон).

7. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел).

8. Какая птица не боится лютых морозов и выводит птенцов при температуре - 60-70 градусов? (Императорский пингвин).

9. Ползающие птицы? (Поползень).

10. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж).

Конкурс №3 "Третий лишний"

Перед командами списки названий птиц, отличающихся определенным признаком. Но одна птица в каждой группе не имеет этого признака и

поэтому является "лишней". Определите, кто лишний в группе, и объясните свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Сова, кречет, коршун.

(Сова - ночной хищник, относится к отряду сов, а кречет и коршун - относятся к отряду дневных хищников).

2. Иволга, соловей, фазан.

(Иволга, соловей - певчие воробьиные птицы, фазан - представитель отряда куриных).

3. Пустельга, кобчик, неясыть.

(Пустельга, кобчик - соколки, относятся к отряду дневных хищников, неясыть - сова).

4. Глухарь, тетерев, скворец.

(Глухарь, тетерев - промысловые птицы отряда куриных, скворец - птица отряда воробьиных).

5. Филин, цапля, сплюшка.

(Филин, сплюшка - совы, цапля - представитель отряда голенастых).

6. Петух, индюк, воробей.

(Петух, индюк - домашние птицы из отряда куриных, воробей - дикая птица из отряда воробьиных).

Конкурс №4 "Танец маленьких лебедей"

Каждая команда исполняет танец маленьких лебедей из балета Чайковского "Лебединое озеро"

Конкурс №5 "Отгадай-ка" (загадки)

Сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

1. В болоте плачет, а из болота не идёт (Кулик).

2. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

3. И петь - не поёт, И летать - не летает.

4. За что же тогда Его птицей считают? (Страус)

5. Всю ночь летает - мышей добывает.

6. А станет светло - спать летит в дупло. (Сова)

7. Увези его в корзинке Из страны родной, В небе он найдёт тропинки, Что ведут домой. (Голубь)

8. Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)

9. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит.

10. Тюкнет клювом наугад - Ищет в речке лягушат. (Цапля)

11. На дереве сидела я

И сыр во рту держала,

А мимо дерева лиса

Близехонько бежала. (Ворона)

12. Дом построен над водой На тростинке молодой.

13. Тростинка чуть сгибается, Как люлька дом качается. (Синица - ремез).

14. Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя чёрная птица Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

Конкурс №6. "Что за птица"

Сложить из заданных букв название птиц. (Иволга, синица)

Конкурс №7. "Парикмахер"

С приходом весны все птицы стремятся быть красивыми. По два участника от команды создадут причёску под названием "Грачи прилетели" используя сухие ветки, ленты, заколки.

Конкурс №8. "Кто больше" (конкурс с болельщиками)

Болельщики одной команды называет птицу, а болельщики второй называет птицу на последнюю букву.

Конкурс №9 "Узнай меня". Вам нужно по описанию узнать птиц.

1. Ведут они ночной образ жизни: днём спят, а ночью охотятся на мышей, полёвок, лягушек, насекомых. У этих птиц острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно. За ночь одна птица вылавливает 12 - 15 мышей. Ни одна кошка не может соперничать в этом с ней! (сова)

2. Эта птица ловко передвигается по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых. Всевозможные насекомые и их личинки, которые копошатся в коре древесины, составляют пищу для неё. Эта птица прилежно разыскивает их в трещинках и бороздках коры. Она избавляет деревья от насекомых-короедов. Одна птица за день съедает до 750 - 900 короедов. Стучит эта птица в лесу, значит, будут уничтожены насекомые - вредители. (дятел)

3. Эту птицу можно увидеть зимой в парке, в саду, у кормушек в стайке синиц. Это маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. (поползень)

4. Очень красивая птица, которую можно встретить стайками. Красная маска около клюва, спина и пятна на груди черные, на крыльях широкая желтая полоса, грудь и брюшко белые. Питается семенами различных растений. (щегол)

Конкурс №10 "Музыкальная разминка". Первая команда покажет нам разминку цапель, а вторая разминку пингвинов.

Конкурс №12 "Знатоки пословиц"

1. Плоха та птица, (которой гнездо свое не мило).

2. Слово не воробей, (вылетит, не поймаешь).

3. Лучше синица в руках, (чем журавль в небе).

4. Гусь свинье (не товарищ).

5. Старого воробья (на мякине не проведешь).

6. На чужой сторонушке, (рад своей воронушке).

7. Ворон ворону, (глаз не выклюнет).

8. Всяк кулик, (свое болото хвалит).

9. Против сотни воробьёв довольно (одного ястреба ).

10. Лучше слушать одного соловья, чем (стаю воробьёв ).

Конкурс №13. Анаграммы. На большом листе написать анаграммы. Составить из двух слов одно новое - название птицы.

Корова + нож (жаворонок)

Вой + село (соловей)

Пена + лик (пеликан)

Кук + ли (кулик)

Ведущий. Наш праздник подошёл к завершению. Уважаемые члены жюри, подведите, пожалуйста, итоги.

(Зачитывается протокол, проводится награждение участников).

Ведущий: Птицы украшают землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Ребята, а мы с вами должны беречь птиц и помогать им в трудный для них период. В завершение праздника хочется прочитать стихотворение.

"Покормите птиц зимой"

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна, и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть,

И для них тепло.

Разве можно забывать.

Улететь могли,

А остались заодно

Зимовать с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать ВЕСНУ!

\ Сценарии школьных праздников

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Материал прислала: Недосекина С.Н., учитель биологии ГОУ СОШ № 1371, с углубленным изучением английского языка, Западный административный округ, г. Москва

Праздник "День птиц"

Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.

Оформление: выставка рисунков и плакатов, сцена оформлена экспозицией леса.

II.Стихи о весне

Весна идет! Рассеялись туманы - Кто знает, где теперь их пелена И вновь видны луга, поля, поляны. Весна идет! В наш край идет весна! Весна идет! Уже расцвел подснежник - Зовет весь мир очнуться ото сна Снимают горы белые одежды. Весна идет! В наш край идет весна.

То вдруг прольется ливнем бурным, То хлынет золотом с высот, То облаком почти скульптурным Себя у окон пронесёт. А то распустит хвост павлиний В нависшей капле дождевой, Или доверчивый и синий, Несёт по лужам яркий свет, Над ним закат огни колышет, А он не в силах отойти - Старается как можно выше Весь этот пурпур вознести. И всё же, мраку уступая, Вдруг вспомнит, отходя ко сну, Как, серебром пересыпая, Творят пернатые весну.

С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы.

Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни.

Характерное свойство подавляющего большинства птиц - способность летать. Птицы летают превосходно благодаря особенностям перьев.

Перо - чудо искусства природы.

Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Самая крупная птица мира - африканский страус, его рост достигает 2, 75 м, масса 90 кг. В нашей стране самой крупной птицей можно считать дрофу.

Самые маленькие птицы в мире - колибри.

И кажется, весна в разведку Послала птицу, и пригнувши ветку, Ей грач дорогу верную открыл.

А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку. (Появляется скворец в черном костюме)

Скворец

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаете? А тем, кто не узнал, разрешите представиться. Я выступаю перед вами, Как молодой весны гонец. Я рад увидеться с друзьями! Ну, а зовут меня - Скворец! Верно! Вы угадали. Я очень полезная птица, С которой надо сдружиться. Из года в год, из века в век Живу там, где живет человек. Селюсь с колхозником рядом, Слежу за его полем и садом - От вредителей. И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец!

Мы рады тебе скворец-молодец.

(Танец-полька) Скворец приглашает на танец девочку, одетую в костюм птицы (крылья и шапочка).

Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдет жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травой, - вот и гнездо. Такие же гнезда-ямки у перепелки среди лугов и у серой куропатки в полях. Но среди птиц много и искусных строителей. В нашей стране на побережьях озер и рек обитает маленькая птичка обыкновенный ремез. Ее гнездо, подвешенное над водой, имеет виду мешочка, к которому приделан трубообразный вход в гнездо. Гнездо строят совместно самец и самка из пуха растений - ивы, тополя, осины, рогоза. Ремез подвешивает гнезд гнедо при помощи крепких волокон крапивы, конопли.

Нелегко строить гнездо камышовке, как правило, оно висит на трех стеблях тростника. А все дятлы - настоящие плотники, они выдалбливают свои дупла изнутри древесных стволов.

С юга ласточки явились, Прилетели к нам с весной, Хлопотливо закружились Над беседкой вырезной. Нривить-ти-вить-сную проворно, День-другой, ещё денек, - И под крышей узорной Вырос ласточкин домок. Слышен писк и щебет птичий. Кто там смотрит из гнезда? Мчатся ласточки с добычей - Малышам нужна еда.

Звучит песня "Ласточка", музыка Е. Крылатова, слова И. Шаферана

1. Не прошла зима, снег еще лежит, Но уже домой ласточка спешит. На ее пути горы и моря. Ты лети, лети ласточка моя! 2. Нет, порою сил, труден перелет, Только как весна без нее придет? На её пути горы и моря, Ты лети, лети, ласточка моя 3. Будь ее гнездо трижды золотым, Тот далёкий край не назвать родным. На её пути горы и моря, Ты лети, лети, ласточка моя! 4. Не прошла зима, и земля бела, Но уже вдали машут два крыла. На её пути горы и моря. Ты лети, лети, ласточка моя!

К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. День прилёта птиц - весенний праздник школьников. Его называют День птиц. А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиоа различных вредных насекомых.

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, пустельга за месяц только для птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов. Кроме того, многие птицы - овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы - склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

Звучит песня "Просьба", сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой.

Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится. На траве кровавой вздрагивает птица. Припев: Птица, рыбы и звери в души людям смотрят. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо! А море без рыб - не море! А земля без зверей - не земля!

Люди - исполины, люди - великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно. И должно быть сердце, сердце человечье. Припев:

Люди - человеки, страны и народы, Мы теперь навечно должники природы, Надо с этим долгом как-то расплатиться, Пусть расправит крылья раненая птица. Припев:

Викторина

  • 1.Почему мы считаем птиц своими друзьями?
  • 2.Каких наших птиц и почему можно назвать санитарами?
  • 3.Чем полезны совы?
  • 4.Как охраняются птицы в нашей стране?
  • 5.Определите, из какого произведения этот отрывок?
Вот полночною порой Свет разлился над горой Будто полдни наступают, Жар-птицы налетают, Стали бегать и кричать, И пшено с вином клевать… Неча молвить, страх красивы! Ножки красные у всех, А хвосты-то, - сущий смех! Чай, таких у куриц нету. А уж сколько, парень, свету, Словно батюшкина печь! (Ершов "Конек-горбунок")
  • 6.Когда птица поёт громче - в полёте или сидя на ветке?(в полёте)
  • 7.Какая птица своей простой песенкой раньше других пернатых предвещает скорый приход весны?(серая ворона)
  • 8.Какая птица может отвёртывать гайки клювом?(какаду)
  • 9.Какая птица прилетает в наши края первая?(грач)
  • 10.Почему в ясный день стрижи и ласточки летают высоко, а перед дождем - над землей?(понижается атмосферное давление и насекомые летают ближе к земле)
  • 11. Какие птицы летают быстрее других?(стриж, 144 км/ч)
12. Меня ты увидишь теперь лишь в музее, Крестьяне мной землю пахали всегда, Но букву одну измени поскорее - Я очень полезная птица тогда. (Соха - Сова) 13. Простая буква я, ну что же? Коль сорок раз меня повторишь, Так сразу птицей стану я, Всем вам известную, друзья (Сорок - А) 14. С буквой "С" живу в пруду, Все рыболовы меня знают. С буквой "ф" за красоту Меня жар-птицей называют. (Сазан-фазан) 15. Днем спит, а ночью летает, прохожих пугает. (Сова)

16. Не человек, не зверь, а по-человечьи умеет говорить. (Попугай)

17. Что за птица: Спереди - шильце, Сзади - вильце, Сверху синенькое суконце, Снизу белое полотенце. (Ласточка) 18. Мать- отца не знаю, но часто называю, Детей знать не буду, чужим буду. (Кукушка) 19. Щиплет за пятки - беги без оглядки. (Гусь) 20. Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (Петух)

Заключительная часть

Все участники праздника "День птиц" идут с плакатами, со скворечниками в ближайший лес и развешивают скворечники.

Награждение участников

Литература: Пословицы, поговорки, загадки М., "Современник", 1986г. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии, М., "Просвещение", 1982г. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии,М., "Просвещение", 1969г. Нестеров В.В. Зоовикторина, М., "Просвещение", 1969г.

Сценарий праздника по биологии "День птиц"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»