Молитва чтобы начать держать уразу. Общие вопросы о посте в месяц рамадан

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

В Ша‘бан пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) постился большее количество дней .

Также однажды у ‘Аиши спросили: «Постился ли Пророк каждый месяц по три дня [вне месяца Рамадан]?» Она ответила: «Да». — «А в какие дни?» — уточнили у нее. «Он (да благословит его Всевышний и приветствует) не обращал внимания на то, в какие из дней поститься», — ответила ‘Аиша .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) повелел Абу Хурайре выполнять три действия, одним из которых был трехдневный пост каждый месяц .

Однажды посланник Всевышнего сказал Абу Зарру: «Если будешь поститься три дня каждый месяц, то постись тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого числа [по лунному календарю]» .

Также Пророк говорил: «Кто постится три дня в месяц [каждый месяц], то это подобно посту на протяжении века » .

Безусловно, во всех этих хадисах имеется в виду дополнительный пост (нафиля), который соблюдается по желанию. Можно поститься в срединные три дня (по лунному календарю) или выборочно в любые три дня. За каждый из них — десятикратное вознаграждение, по милости Творца; этот пост засчитывается как если бы человек постился целый месяц. К месяцу Рамадан, конечно же, эти хадисы отношения не имеют. В Рамадан нужно поститься весь месяц. И пост этот обязателен.

Кроме того, в пророческом Наследии есть упоминание о дополнительном посте по понедельникам и четвергам .

Некоторые аспекты касательно дополнительного поста следующие: 1) намерение относительно него делается в сердце и можно произнести следующее ду‘а: «Навайту ан асума савма нафиля миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля» («Я намереваюсь соблюдать дополнительный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего»); 2) после захода солнца, при разговении и перед употреблением еды желательно будет сказать: «Аллахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли, я гаффар ма каддамту ва ма аххарту» («Господи, ради Твоего довольства мною я постился, уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошлые и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»).

Также из достоверной Сунны мы знаем, что нельзя выделять пятницу и субботу соблюдаемым специально именно в эти дни постом. Можно поститься в эти дни, если соблюдаешь также пост за день до этого или один день после .

Непосредственно за день или два до начала месяца Рамадан поститься нежелательно. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если начинается вторая половина месяца Ша‘бан , то не поститесь. [Это касается тех, кто не постился в первую половину данного месяца]» ; «Пусть никто из вас не постится за день или два до начала месяца Рамадан, кроме тех, кто постился до этого. Если человек постился, то может не прерываться [на эти один или два дня]» .

В праздничный день Ураза-байрама и в праздничные дни Курбан-байрама соблюдение поста запрещено (харам) .

6 дней поста в месяце Шавваль

Правда ли, что если после праздника Ураза-байрам держать пост в течение шести дней, то это засчитывается как пост за весь год? Рашид.

«Кто постился [весь] месяц Рамадан , а затем [по окончании дня праздника] держал пост шесть дней в месяц Шавваль , тому Господь определил вознаграждение, равное зачисляемому Им за пост в течение века» .

В какие дни правильнее держать 6 дней поста месяца Шавваль? В Интернете нашла противоречивую информацию: либо сразу после первого дня праздника, либо в течение месяца в любые дни? Малика.

Главное — пропустить один праздничный день, а после вы можете поститься любые шесть дней месяца.

Считается ли обязательным непрерывно держать шестидневный пост после месяца Рамазан или можно его распределить по возможности?

Необязательно держать пост шесть дней подряд. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести.

В силу уважительных причин я держала пост не весь месяц Рамадан. Нужно ли сначала восполнить все дни поста и только потом держать дополнительные 6 дней в месяц Шавваль (я всегда держу пост в эти дни)? Или же можно подержать 6 дней, а дни поста за Рамадан восполнить позже? Алия.

Любой из вариантов возможен.

Слышал, что пост в месяц Шавваль и долг за Рамадан можно держать одновременно. Насколько это правда и есть ли достоверные хадисы, подтверждающие это? Арай.

Следует ли сначала восполнить пост за Рамадан, а потом уже поститься 6 дней в месяце Шавваль?

Хадисов, прямо говорящих об этом, нет. Имеется только косвенная аргументация. Многие мусульманские богословы высказали мнение о допустимости следующей формы совмещения: человек намеревается восполнить пропущенный обязательный пост, соблюдая его именно в месяц Шавваль на протяжении шести дней. Тем самым происходит восполнение долгового обязательного поста и приобретение Божественного воздаяния за соблюдение шести дней поста в месяц Шавваль .

Если долг превысит один месяц (не 29-30 дней, а больше), 6 дней поста в месяц Шавваль можно перенести на следующий месяц? Д.

Шесть дней вам следует держать только в месяц Шавваль, а восполняемый пост, например, можно перенести на короткие зимние дни.

В достоверном хадисе сказано, что соблюдение поста в этот день настолько вознаграждаемо, что может искупить грехи двух лет. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 525, «сахих».

Замечу, что людям, совершающим паломничество, текстом хадиса запрещается соблюдать пост в день стояния на горе ‘Арафа. Богословы говорят о нежелательности. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1702, а также С. 256; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, хадис № 526 и пояснение к нему.

Относительно поста в день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 256-261, хадисы № 1706-1714 и комментарии к ним; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 303, хадисы № 528-530, все «сахих».

Десятый день месяца Зуль-хиджа — Курбан-байрам. В этот день соблюдение поста запрещено (харам).

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255, 264.

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 259, 261, хадисы № 1715 и 1716; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 302, хадис № 527, «сахих», а также. С. 303, хадис № 531, «хасан».

Подробнее см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 262, 263; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 304, хадис № 532, «сахих».

См.: Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим [Сокращенный вариант свода хадисов имама Муслима]. Бейрут: аль-Ямама, 1996. С. 189, хадис № 627.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 588, хадис № 1981; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 99, хадис № 760.

См., например: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 761, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1728; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 539, «хасан».

Это может быть и в начале месяца, и в середине, и в конце. То есть не принципиально. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 270.

Имеется в виду случай, когда человек из года в год соблюдает пост на протяжении всего месяца Рамадан, а в последующие месяцы лунного календаря постится по три дня. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1729; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 536, «сахих».

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 588, хадис № 1979; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 762, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1731; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 535, «сахих».

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 264, 265, хадисы № 1718-1720; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 306, хадис № 541, «хасан».

На вопросы отвечает исламовед Шерзод Пулатов.

Считанные часы остаются до начала священного для всех мусульман месяца Рамадан. В этом году он продлится с 27 мая по 25 июня 2017 года.

В эти дни мусульмане всего мира будут держать пост (на тюркских и персидском языках - Ураза, а на арабском произносится - Саум), то есть воздержание в дневное время суток от еды и питья, супружеской близости, непристойной мысли, слова или взора.

Информационно-консультативный центр «Горячая линия 114» по вопросам религии собрал для вас самые распространенные вопросы, касающиеся выполнения этого столпа ислама.

На вопросы отвечает Шерзод Пулатов, исламовед, член Ассамблеи народа Казахстана, эксперт АЦИР, сертифицированный медиатор (Peace Institute New York).

Какое значение поста в месяц Рамазан для мусульман?

Мусульманский пост делится на два вида: обязательный и добровольный. К обязательным постам относится пост в месяц Рамазан. А к добровольным относятся посты, которые соблюдал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в другое от месяца Рамазан время и советовал мусульманам его соблюдение.

Необходимо отметить, что важную значимость поста в Рамазан, придает именно тот факт, что в этом месяце Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) начало ниспосылаться откровение – это первые стихи (аяты) Корана.

Известно, что в один из последних десяти дней месяца Рамазан наступает ночь предопределения. Мольбы в эту ночь принимаются, а поклонение приравнивается к поклонению тысячи месяцев, что примерно составляет 83 года. Многие ученные предполагают, что она наступает в ночь с 26 на 27 месяца Рамазан, даже при наличии в достоверных хадисах сведений о ее признаках, никто не может с уверенностью сказать о точной дате наступления данной ночи.

В Коране об этом говорится в суре "Предопределение": "Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения. Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джабраил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари".

О значимости поста имеется множество хадисов (изречений) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Так в широко известном хадисе, приведенном в сборнике "Аль-Бухари", в котором Абу Хурайра передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вознаграждение за каждое деяние сына Адама увеличивается от десяти до семисот раз". Великий и Могучий Аллах сказал: "Кроме поста. Поистине, пост - для Меня, и Я вознаграждаю за него. Раб оставляет свою страсть и еду ради Меня, и постящийся испытывает радость дважды: при разговении и при встрече со своим Господом».

В другом хадисе, также приведенном в сборнике "Аль-Бухари", сообщается со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи».

Какие имеются доказательства, предписывающие мусульманам обязательное соблюдение поста?

Пост в месяц Рамазан является одним из пяти столпов ислама и обязателен к исполнению для всех мусульман. Однако соблюдение поста не является новым обязательством для мусульман, пришедшим с приходом ислама, так как его соблюдение предписывалось народам, жившим и в прежние времена, называемым в Коране народами писания (иудеи и христиане).

Об этом говорится в Коране в суре "Корова" стих 183: "О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь".

Соблюдая пост в этот месяц, мусульмане испытывают силу своей веры и проявляют терпение и умение совладать над своими желаниями и страстями. Прямые доказательства об обязательном соблюдении поста имеются как в Коране, так и в изречениях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Таким образом, мы можем наблюдать предписание об обязательном посте в месяц Рамазан в суре "Корова" в 185 стихе, где говорится: "В месяц Рамазан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны".

В хадисе, приведенном в сборнике "Аль-Бухари", сообщается со слов Ибн Умара, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ислам основывается на пяти составляющих: свидетельстве, что нет никого и ничего достойного поклонения кроме Всевышнего Аллаха; совершении обязательной пятикратной молитвы; выплате закята; совершении паломничества в Мекку; соблюдении поста в месяце Рамазан».

Кроме приведенных выше доказательств, существуют множество стихов в Коране, в которых говорится о том, какие правила предписаны для соблюдения поста и существует ряд достоверных хадисов, где показано как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) соблюдал пост во время месяца Рамазан, а также соблюдал добровольные посты в другие месяцы года.

Кому положено соблюдать мусульманский пост, и есть ли исключение из правил?

Соблюдение поста в месяц Рамазан является обязательным предписанием для каждого здорового, сознательного, совершеннолетнего мусульманина.
Пожилые люди и хронически больные, которые не способны соблюдать пост в течение года, освобождаются от поста. Они обязаны выплачивать (т.н. фидйю-садака), то есть накормить одного бедного мусульманина за каждый день поста. Разрешается накормить 30 человек одновременно либо в разное время. Женщины в положении и кормящие грудью могут не соблюдать пост, но обязаны восполнить его позже.

Путешественникам или путникам разрешается не соблюдать пост в месяце Рамадан, но они также обязаны возместить утраченный пост в течение года. Согласно норм исламского права (шариата), путником (мусаффиром) считается человек, который отъехал от своего населенного пункта более чем на 88 км в соответствии с правилами ханафитской правовой школы. Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост, необходимо, чтобы путешествие продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост - то есть, он вышел в путь после времени фаджр (утренней молитвы), не разрешается разговляться, т. е. прерывать пост.

Пост в Рамазан не разрешается держать женщинам во время месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас). Если женщина будет поститься во время хайда или нифаса, это считается грехом. Пропущенные дни поста нужно будет также восполнить позже.

Не держат пост душевнобольные и умственно отсталые люди, а также дети, не достигшие возраста булюг (полового созревания, после которого человек становится совершеннолетним по шариату, для мальчиков это 12-15 лет, для девочек – 9-15).

Однако пропущенные по таким уважительным причинам дни поста обязательно нужно будет восполнить после окончания Рамадана (в любое время в течение года, но желательно - до начала следующего Рамадана).
Если у человека имеется какая-то хроническая болезнь, которая не позволяет ему держать пост (к примеру, диабет или язва желудка, когда нельзя долго быть без пищи), и установлено врачами, что его состояние ухудшается от продолжительного голодания, ему дозволено не держать пост.

В стихе 184 суры "Корова" об этом говорится следующим образом: "Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!"

Какие действия нарушают пост и как его восполнять?

Как мы говорили ранее, пост нарушают менструация и послеродовое кровотечение (если наступает до захода солнца), восполняется другим днем в течение года.

Половое сношение (совершивший его днем в месяц Рамадан обязан поститься 60 дней подряд для искупления греха; нарушивший пост в один из этих дней обязан начать этот пост заново; женщина, вступившая в подобную связь не по своему желанию должна только возместить пост без искупления).

Преднамеренная рвота.

Отклонение от намерения держать пост, даже если не разговелся.

Еда и питье (если постящийся поел или выпил по забывчивости, то его пост не нарушается).

Курение, жевание жевательной резинки, уколы с целью парентерального питания.

Преднамеренное возбуждение с выделением спермы.

Все указанные выше нарушения поста, которые не носят в себе искупление, восполняются другим днем в течение года.

Какие действия не нарушают пост?

Купание для очищения от осквернения либо с другой целью. Уколы (кроме питательных и витаминов) и закапывания в глаз. Прием пищи или воды по забывчивости. Полоскание рта и носа без проглатывания воды. Определение кончиком языка вкуса пищи при ее приготовлении. Использование сурьмы. Глотание слюны, пыли и дыма. Кровопускание в лечебных или других целях. Поцелуй жены (для тех, кто в состоянии контролировать себя). Выделения из половых органов без семяизвержения. Ночью в месяц рамазан разрешается, есть, пить и совершать половой акт с супругой.

Что такое фитр-садака и как его выплачивать?

Все мусульмане обязаны выплачивать фитр-садака (закят аль-фитр), которое выплачивается за мужчину, женщину, маленького, взрослого и даже за плод во чреве матери (только за мусульман). Закят аль-фитр нужно выплачивать в количестве одного са" фиников, ячменя, пшеницы, кишмиша, риса или сыра. Один са" равен 2,4 кг. Выплачивается до выхода людей на праздничную молитву (айт намаз). Можно его выплачивать и за два дня до праздника. Глава семьи выплачивает закят аль-фитр за себя, своих детей, своих жен и даже за ребенка в чреве матери и распределяет среди бедных, нищих, сирот и нуждающихся.

В хадисе, приведенном в сборнике "Аль-Бухари", сообщается что Ибн ‘Умар рассказывал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность раздавать закят аль-фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву".

На заседании президиума Духовного управления мусульман Казахстана, прошедшего в Усть-Каменогорске, был установлен размер закят-уль-фитра для мусульман в период Рамадана в 2017 году. Сумма закят-уль-фитра определена с учётом средней цены за пшеницу на рынках каждой области страны. Единогласным решением членов заседания президиума установлена сумма в размере 300 тенге.

Разрешено ли не держать пост тому, у кого тяжелая работа?

Сам пост является непростым испытанием для нас. Ведь и суть поста в Рамазан состоит в том, чтобы обуздать свои страсти и желания (нафс), воспитать себя посредством воздержания от еды, питья, суметь подчинить разуму инстинкты, не идя на поводу у чревоугодия ради довольства Аллаха. Поэтому, если кратковременный отказ от еды и питья, не влечет за собой опасности смерти или не наносит большой вред здоровью, то есть не приведет к тому, что постящийся может потерять сознание, то из-за малых неудобств отказываться от намерения поститься и нарушить тем самым повеление Всевышнего, будет неправильным.

Необходимо ли во время Рамазана исключать использование Интернета и мобильных приложений?

В наши дни среди мусульман, которые намереваются соблюдать пост, гуляет такое мнение, что во время поста необходимо отгородить себя от всего мирского, например, не использовать Интернет и удалить все мобильные приложения, которые могут отвлекать постящегося.

Да, конечно, как мы говорили ранее, пост включает в себя воздержание от мирских благ в определенный период времени, которое включает в себя отказ в дневное время суток от еды и питья, супружеской близости, непристойной мысли, слова или взора, в общем временный отказ от всего того, что любит человеческая душа, и от чего человек получает наслаждение и удовольствие.

Однако это не значит, что человек должен полностью отключаться от повседневной жизни. Мусульманин во время поста должен продолжать работать, трудиться и заниматься другими своими делами, как это он делал в обыденные дни, но придерживаясь правил, которые прописаны для постящегося. Необходимо отметить, что мусульманин, придерживающийся поста, должен в первую очередь поменять свое мировоззрение вместе с образом своей жизни, должен стараться стать лучше, исправить свои недостатки.

Так же обстоит дело и с использованием Интернета или мобильных приложений. Если в обычные дни мусульманин бессмысленно и бесполезно для себя и окружающих проводил время в Интернете или в использовании приложений, то во время поста нужно пересмотреть свои интересы и приложить максимум усилий для направления данного времени и тех ресурсов, которые он имеет, во благо своего духовного совершенствования и пользы окружающих. Например, эти же ресурсы можно использовать для самообразования, совершенствования своих моральных качеств и духовного обогащения. Общаясь в тех же мобильных приложениях - не впадать в бессмысленную беседу, как он делал ранее, а наоборот применить эту возможность для совершения благих дел. Во время поста мусульманин должен сделать работу над своими ошибками, и так настроить себя, чтобы в течение последующего года, он смог продолжить вести себя так же, как он это делал на протяжении месяца Рамазан.

Можно ли держать пост три дня в начале месяца, три дня в середине и три дня в конце?

Пост в месяц Рамазан обязателен мусульманам для соблюдения в полном объеме, и исключения существуют для отдельных случаев, которые мы описали в предыдущих вопросах.

В народе существует мнение о том, что в Рамазан разрешается поститься по три дня, однако никаких доводов, дозволяющих поститься таким методом, в священном месяце не существует. Такое мнение у мусульман, скорее всего, образовалось в связи с существованием хадисов, которые гласят о ежемесячном трехдневном добровольном посте, которые пророк совершал и советовал своим сподвижникам. Например, в хадисе, приведенном в сборнике "Ат-Тирмизи" Пророк (мир ему и благословение) повелел Абу Хурайре выполнять три действия, одним из которых был трехдневный пост в каждом месяце.

Другой пример, в хадисе, приведенном в сборнике "Ат-Тирмизи", сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абу Зарру "Если ты будешь поститься три дня каждый месяц, то постись тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого числа".

Необходимо разъяснить, что указанные хадисы были сказаны о добровольных постах в другие месяцы года. Эти хадисы не имеют отношения к месяцу Рамазан, так как поститься в нем нужно весь месяц.

Вопрос: Можно ли держать пост, если я не читаю намаз?

Ответ: Да, можно. Так как пост — один из пяти столпов Ислама. Инша Аллах, Ваш пост будет принят Всевышним.

Вопрос: Что нужно говорить перед сухур?

Ответ: Намерение поста (нийат):

«Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля».

Перевод: «Я намереваюсь соблюсти пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Всевышнего Аллаха».

Вопрос: Что нужно говорить перед разговением (ифтара)?
Ответ: Слова, которые произносит постящийся при разговении(ифтара):

«Аллахумма лякя сумту ва бикя аманту ва аляйкя таваккяльту ва ‘аля рызкыкя афтарту фагфирли йа гаффару ма каддамту ва ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!)» (Ибн Маджа, Сыйам, 48; Даракутни, II/185).»

Вопрос: Что лучше всего делать во время поста?
Ответ: Вам стоит проявить усердие в поклонения, раздавать милостыню, делать добро людям, читать Коран. Если есть возможность взять отпуск во время поста, лучше сделать это, дабы больше времени прибывать в мечети с намерением поклонения Всевышнему.

Вопрос: Насколько важно принимать сухур? Если я проспал сухур и в течение дня ничего не ел и не пил, не будет ли это считаться нарушением?
Ответ: Если Вы не встали утром на сухур, то это не нарушает пост. Главное условие, до ифтара нельзя есть и пить. Но старайтесь не пропускать сухур.

В Рамазан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спешил сделать разговение сам и побуждал к этому других. Кроме того, он, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал людей обязательно принимать пищу до утренней зари и по возможности делать это перед самым рассветом.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Всё время сухура является благословенным, так не упускайте же его, и пусть каждый из вас выпьет хотя бы глоток воды, ибо, поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто ест, или пьёт перед рассветом» (Ахмад).

Вопрос: Важно ли спешить с разговением?
Ответ:

«У каждого все будет хорошо до тех пор, пока они будут спешить с разговением». (Аль Бухари № 1957, Муслим № 1098)

Вопрос: Чем лучше всего разговляться?
Ответ: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«У кого есть финики, пусть разговляется ими, а у кого их нет, тот пусть разговляется водой, ибо она очищает». (Ахмад № 15798, Ат Тирмизи № 695, Абу Дауд № 2355)

Вопрос: Можно ли кушать после фаджр намаза до восхода?
Ответ: После фаджр намаза — кушать нельзя. Необходимо прекратить прием пищи за 10 минут до наступления рассвета.

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». (Коран 2:187)

Вопрос: Если по забывчивости, днем я принял пищу, выпил воды, нарушается ли мой пост?
Ответ: Прием пищи и воды, совершенные по забывчивости пост не нарушают. Как только вы вспомните, что вы постящийся — вам необходимо незамедлительно прекратить прием пищи.

Есть хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«Кто поел или попил, забывшись, пусть продолжает свой пост, ибо это Аллах накормил его и напоил». (Аль-Бухари № 6669)

Вопрос: Можно ли поститься непрерывно, например, 2 дня подряд, без разговения?
Ответ: Нет, нельзя.

Передают со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не поститесь непрерывно, а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговеется перед рассветом (следующего дня)». (Аль Бухари № 1963)

Вопрос: Можно ли держать пост несколько дней? Например, 3 дня в начале и 3 дня в конце?
Ответ: Нет, подобное запрещено.

«В месяц Рамазан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». (Коран 2:185)

Вопрос: Во время поста, меня отправляют в командировку в другой город. Могу ли я приостановить свой пост?
Ответ: Аллах разрешил путешественнику приостановить пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. По истечении поста, Вам необходимо будет восполнить пропущенные дни. Всевышний сказал:

«А если кто болен или находиться в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран 2:185)

Вопрос: Могу ли я держать пост, несмотря на то, что собираюсь в командировку в другой город?
Ответ: Да, можно.
Хамза ибн Амр аль-Аслями, да будет доволен им Аллах, спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«О Посланник Аллаха, я чувствую, что у меня достаточно сил для того, чтобы поститься в путешествии, так будет ли на мне грех, если я стану делать это?». Пророк сказал: «Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха». (Муслим № 1891)

Вопрос: Во время поста можно делать обрезание (свадьбу и т.п.)?

Ответ: Да, в период времени поста, Вы можете сделать ребенку обрезание (справить свадьбу и т.п.). Но в этом случае, праздничное угощенье вам необходимо перенести на вечер (после разговения).

Вопрос: Во время поста можно ли заниматься спортом?
Ответ: Да, можно, но не забывайте, что во время поста организму и так тяжело, постарайтесь не обременять его. Желательно взять перерыв в период поста.

Вопрос: Можно ли глотать слюну во время поста?
Ответ: Сглатывание слюны — пост не портит. Но специально «копить» слюну и сглатывать — нельзя, так как это портит пост.

Вопрос: Можно ли жевать жевательные резинки?
Ответ: Нет, нельзя. Жевательная резинка содержит в себе сахар (либо заменитель).
К тому же, при жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желудочного сока, что способствует развитию гастрита или обострению язвенной болезни.

Вопрос: Можно ли использовать крема во время поста?
Ответ: Да, можно. Главное, что вы не употребляете их внутрь.

Вопрос: Можно ли в период поста чистить зубы пастой, при этом не глотать слюну.
Ответ: Использование зубной пасты допускается, но относится к категории макрух. При использовании зубной пасты слюна не проглатывается до тех пор, пока не пройдет ее вкус. Попадание зубной пасты в желудок нарушает пост. Необходимо тщательно прополоскать рот и быть предельно осторожным. Лучше и безопаснее пользоваться мисваком. Последнее является Сунной.

Вопрос: У меня последнее время частенько кровоточат зубы, и я собираю слюну и выплевываю, иногда по забывчивости глотаю. Нарушается ли пост из-за этого и что можно сделать?
Ответ: Пост не портится, но глотать кровь специально не надо. Рекомендуем Вам быть крайне внимательным.

Вопрос: Во время Поста разрешается курить днем?
Ответ: Нет, не разрешается.

Вопрос: Во время Поста разрешается употреблять насвай?
Ответ: Нет, не разрешается. Так как это относится к одурманивающим веществам.

Вопрос: Можно ли во время поста принимать душ, ванну?
Ответ: Можно, по мере необходимости. Будьте осторожны.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чистил зубы мисиваком и лил себе на голову воду во время поста. Сподвижники видели, как во время поста он, да благословит его Аллах и приветствует, обливал голову водой, спасаясь от жажды или от жары. (Ахмад № 15473, Абу Дауд № 2365)

Вопрос: Можно ли просто полоскать рот, нос во время поста?
Ответ: Полоскание рта и очищение носа водой не нарушает пост, если даже сделано не при омовении. Если Вы проглотите воду, то в этом случае пост нарушается и нужно его возместить.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься». (Ат-Тирмизи, 788)

Вопрос: Можно ли стричь ногти, волосы в период поста?
Ответ: Можно подстригать ногти и волосы. Лучше всего это делать перед полным омовением.

Вопрос: Во время поста, днем, я имел половой контакт с супругой. Теперь 1 день прерван. Каким образом можно восстановить его?
Ответ: Пост человека, вступившего в половую близость днем в Рамазан, нарушается, и он должен возместить этот день поста посредством непрерывного 2-х месячного поста, а если это ему не по силам, тогда он должен накормить 60 бедняков. (Об этом говорится в хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах). Аль Бухари № 6087,6164. Муслим № 1111)

Если половой контакт произошел по забывчивости (без намерения прервать пост), то в этом случае пост не считается испорченной. Как только вы осознали, что вы постящийся — вам необходимо прервать половой контакт.

Вопрос: Можно ли вступать в половую близость супругам, во время поста, в ночное время (после разговения)?
Ответ: Да

«Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами (, ведь) они являются одеянием для вас, а вы — одеянием для них» (Коран 2:187)

Вопрос: Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?
Ответ: Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Во время поста Пророк, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако), он владел собой лучше любого из вас». (Аль Бухари № 1927)

Вопрос: Во время поста у меня произошло семяизвержение, портится ли от этого мой пост?
Ответ: При непреднамеренном семяизвержении — пост не нарушается. Вам необходимо сделать полное омовение (гусуль).

Вопрос: Что делать, если во время поста начался менструальный цикл?
Ответ : Вам необходимо прервать пост. В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорится:

«Разве она не оставляет молитву и пост, когда у нее начинается менструация?». (Аль-Бухари, № 1951, Муслим № 889)

После менструального периода, женщине необходимо возместить пропущенные дни поста.

Вопрос: Как быть во время поста кормящей матери?
Ответ: Согласно самому верному мнению, женщина, которая беременна или кормящая, рассматривается как тот, кто болен, поэтому ей позволено не поститься, и она должна восполнить только пропущенные дни, опасается ли она за себя или за ребёнка. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника, и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин». (ат-Тирмизи,3/85, он сказал — это хасан хадис)

Вопрос: У меня плохое самочувствие, могу ли я прервать пост?
Ответ: Если в некоторые дни человеку трудно поститься, ему разрешается прервать пост в эти дни. Иногда это даже становится обязательным (например, при рекомендации врача) — если пост наносит человеку ощутимый вред. Всевышний Аллах избавил нашу общину от затруднений. Всевышний сказал:

«Он не сделал для вас никакого затруднения в религии». (Коран 22:78)

Человек, прервавший пост из-за того, что ему было очень тяжело, обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче.

Вопрос: Как быть немощным людям (неизлечимые люди)?
Ответ: Тот, кто вообще не в состоянии поститься (то есть, нет надежды на то, что он когда-нибудь будет в состоянии соблюдать пост, например, очень старый, а также, неизлечимо больной человек), — имеет право не соблюдать пост, однако он должен за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, прочитал Слова Всевышнего:

«А те, которые способны поститься с трудом, следует в искуплении накормить бедняка». (Коран 2:184)

Вопрос: Во время поста у меня произошла рвота. Нарушен ли мой пост?
Ответ: Да

«Кого одолела рвота, тот не обязан возмещать пост, а кто намеренно вызвал рвоту, тот должен возместить свой пост». (Ахмад № 10085, Абу Дауд № 2370, Ат Тирмизи № 720, Ибн Маджа № 1676)

Вопрос: Как надо проводить Ураза байрам?
Ответ: В Ураза байрам надо приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей. Можно самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы чувствовалось, что это праздник.
Вопрос: Я слышал про дополнительный пост после поста. Что это за пост и как его нужно держать?
Ответ: Пост в течении 6 дней после месяца Рамазан в месяц Шавваль, является Сунной. Поститься можно прерывно, т.е. 2 дня в начале, 2 дня в середине, 2 дня в конце. Поститесь также обычным образом, т.е. от рассвета до заката отказываясь от еды, питья, интимной близости и других вещей, нарушающих пост. Начинать можно после праздника » Ураза байрам «.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Тот, кто постится месяц Рамазан, и вслед за ним соблюдает пост шесть дней Шавваля, равен тому, кто постился на протяжении всего года» (Муслим)

Священный месяц Рамадан большинством мусульман воспринимается как благодатное время – возможность начать всё «с чистого листа», покаяться в своих грехах, воспитать в себе прекрасные привычки поклонения – чаще поминать имя Аллаха, вовремя вставать на намазы, читать Священный Коран.

Кроме того, месяц поста – Ураза, так же является превосходной возможностью изменить и своё физическое состояние, а именно – похудеть, сбросить лишний вес, очистить организм от шлаков и токсинов. И нет ничего дурного в том, чтобы уделять часть времени во время уразы совершенствованию своего тела. В Священном Коране сказано: «И если поститесь вы, то в этом - доброе для вас, если, поистине, знающие вы!» (2:184)

Кто же эти «знающие»? В данном случае имеются в виду те, кто осознаёт пользу поста в полной мере. В этой статье мы разберём подробнее, какую пользу несёт пост Ураза, как правильно его держать и как отпускать, чтобы не только получить духовную награду от Всевышнего, но также провести время с пользой для своего тела, а именно – похудеть и преобразиться.

Как правильно держать Уразу

Время наступления поста – рассвет, однако время для каждой точки мира определяется индивидуально. Как правило, это раннее утро, либо поздняя ночь. Как передано в сборниках хадисов аль-Бухари (1923) и Муслим (1095), Пророк Мухаммад, да будет доволен Им Аллах, сказал: Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать». Сухур – это последний приём пищи перед началом дня поста. Сам же пост продолжается до начала заката солнца и отпускается приёмом пищи, который называется ифтар.

В результате, в зависимости о того, в какой точки земного шара находится мусульманин, его пост может продолжаться, в среднем, от 3-4 часов и до 10-12 часов в сутки. А возможно и больше, Аллах знает лучше. Таким образом, в оставшееся время мусульманин может принимать пищу.

С этого момента начинается всё самое интересное. Как правило, постящийся стремится употребить как можно больше еды, как говорится, впрок. И далеко не всегда эта пища бывает здоровой. Скорее наоборот – это довольно жирные блюда – хинкал, чуду, манты и так далее. Однако если мы говорим о том, чтобы провести месяц поста Ураза с максимальной пользой для тела и духа, необходимо пересмотреть свои пищевые привычки.

Что кушать во время Уразы

Для того, что очистить организм от шлаков и похудеть во время уразы, необходимо оставит в своём рационе только полезные продукты, в их числе:

  • Рыба и морепродукты (камбала, сёмга, тунец, форель, сельдь, окунь, минтай, хек, кальмары, мидии)
  • Мясо красное и белое (говядина, курица, крольчатина, индюшка)
  • Крупы (гречка, рис, пшёнка, ячневая крупа, цельная пшеница и т.д)
  • Молочная и кисломолочная продукция (молоко, кефир, йогурт, малосольные сыры, сыворотка)
  • Орехи (грецкие, кедровые, фундук, миндаль)
  • Глютен
  • Бобовые (горох, фасоль, бобы, чечевица)
  • Зелень
  • Овощи (огурцы, помидоры, редиска, капуста, твёрдый картофель)

Обязательным продуктом во время поста должны быть финики. Один из сподвижников Пророка Мухаммада, да будет доволен Им Аллах, — Анас рассказывал, что «Посланник Аллаха завершал свой пост спелыми финиками, прежде чем начать молитву. Если их не было, он ел сушеные финики. Если же и сушеных фиников не было, он пил воду». (Хадис приводят Абу Дауд, аль-Хаким и Тирмизи). Конечно же, если нет возможности приобрести финики, беды или греха в этом нет, однако ни в коем случае не стоит забывать об их пользе.

Как видно, список полезных продуктов довольно обширный и вполне можно подобрать здоровые и полезные ингредиенты для приготовления вкусных и сытных блюд. Уверяю Вас, совсем не обязательно наедаться булками, пирогами и жирным мясом, чтобы удовлетворить голод. А для того, чтобы почувствовать сытость и сохранить это ощущение на период поста, важно правильно организовать режим питания. И об этом следующий пункт.

Режим питания во время поста Уразы

Как уже было сказано выше, первый приём пищи после дня поста Ураза – ифтар. Отпускать Уразу следует фиником, если нет финика, то водой. Также нам известно, что Посланника Аллаха, да будет доволен им Аллах, говорил: «Если еда уже подана, ешьте до вечерней молитвы, и не поедайте пищу поспешно». (Хадис приводят аль-Бухари и Муслим).

В первый приём пищи, как, в принципе, и в последующие, не следует переедать. Средняя порция для женщины – 200-300 грамм, для мужчины, особенно ведущего активный образ жизни, порции можно увеличить до 400-500 грамм.

Итак, с первым приёмом пищи понятно. Следующий должен проходить через 2-3 часа, размер порции примерно в два раза меньше, чем во время ифтара. Женщинам же, которые ведут не слишком активный образ жизни, желательно перекусить фруктами или кисломолочной продукцией.

Важно отметить, что для второго приёма пищи следует отвести время минимум за час до сна. В зависимости от того, ложится ли спать постящийся, либо же бодрствует в ожидании сухура, можно организовать ещё один не слишком тяжёлый перекус.

В последний приём пищи – сухур, необходимо употреблять блюда, максимально сбалансированные по составу, чтобы энергии и питательных элементов хватило на максимально длительное время.

Ещё одним важным пунктом является употребление жидкости. Всем известно, что в день человек должен выпивать около 2 литров чистой воды, это не включая чаи и соки. Не стоит забывать об этом правиле и во время поста. Воду можно пить между приёмами пищи – по одному или даже несколько стаканов.

Конечно же, человек всё равно будет испытывать голод во время поста – в этом его суть и, как ни странно, польза. Уже через пару часов голода, в организме постящегося запускаются процессы самоочищения. Известны случаи, что с помощью Уразы люди избавлялись от многих неприятных заболеваний, таких как атеросклероз, ревматизм, астма, аутоиммунные заболевания и воспалительные процессы.

Таким образом, мы видим, что в период между ифтаром и сухуром можно вместить два полноценных приёма пищи и один или два перекуса, что вполне достаточно для насыщения тела полезными микроэлементами и витаминами. При правильной организации поста, Ураза не будет стрессом для организма, а принесёт лишь пользу.

Рамадан (رمضان‎ , Рамазан, Ramazan) - девятый месяц мусульманского лунного календаря. В этот месяц Всевышний даровал всему человечеству свою Величайшую Милость – Коран:

В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься (Сура Бакара /Корова/, аят 185).

С наступлением Рамадана верующие поздравляют друг друга, желая благостного поста, словами “Рамадан Кариим” и “Рамадан Мубарак”.

Что нужно делать в Рамадан?

Священный месяц Рамадан - это месяц благих дел, чтения Корана, ночных и дополнительных намазов, проявления высоких нравственных качеств и совершения благодений. В это время наши души ощищаются и наполняются светом веры в Аллаhа.

Пост

Одной из особенностей месяца Рамадан является пост (Ураза, Ораза, Марх) – الصوم , который является обязательным для каждого мусульманина и длится 29 или 30 дней. В это время правоверные от рассвета (фаджр) и до заката (магриб) воздерживаются от еды, питья, сквернословия, вредных привычек, супружеской близости и посвящают себя молитвам и совершению благих дел. Мусульмане знают, что все дела оцениваются по намерениям. Именно поэтому, прежде, чем начать пост, необходимо сделать намерение – ният. “Я намереваюсь держать пост в этот месяц Рамадан ради Аллаhа”, - произносят на разных языках мусульмане всего мира, а затем постятся от первого проблеска зари и до захода солнца.

Чтобы пост не был нарушен, необходимо очень внимательно соблюдать все предписания ислама и помнить, что Рамадан – это не просто отказ от еды и питья. Это духовное очищение, воздержание от плохих поступков и плохих мыслей – воспитание своего духа (нафса) и полное поклонение Творцу.

Постящийся продолжает вести свой обычный образ жизни: ходит на работу, учёбу, выполняет свои социальные обязанности, но, в первую очередь, посвящает больше времени чтению Корана и дуа (молитвам). Ошибочно полагать, что во время поста днём можно отдыхать, а ночью - трапезничать. Конечно, разумно снизить физические нагрузки, насколько это возможно. Например, отказаться от похода в спортзал или спортивных игр. Но, в целом, пост вовсе не означает пассивность, скорее наоборот - мусульманин стремится совершить как можно больше благих дел в этот священный месяц: помочь нуждающимся, накормить постящихся, навестить больных, принять участие в благотворительных мероприятиях или организовать их. Именно поэтому Рамадан – период, когда нужно успеть сделать как можно больше благодеяний, чтобы оставиь мало времени на сон.

Сухур

Сухур - это утренний прием пищи перед самим постом в предрассветное время. Сухур обязательно совершать до утреннего намаза (фаджр намаз). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) призывал совершать сухур: «Принимайте пищу перед рассветом [в дни поста]! Воистину, в сухуре - Божья благодать (баракят)!».

Время приема пищи оговорено в Священном Коране:

...Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи

В сухур нужно говорить:

Навайту ан асума савма фард миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля.

Я намерился держать пост месяца рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха.

Обязательным условием является намерение или ният в сердце о решимости держать пост.

Ифтар

Ифтар - вечерний прием пищи или разговение. Время ифтара - вечерний намаз (магриб намаз), когда солнце село за горизонт, т. е. начинается сразу после захода солнца.

Дуа при ифтаре:

3ахаба-з-зама"у, ва-бталляти-ль-"уруку ва сабата-ль-аджру, ин ша"а-Ллаху.

Ушла жажда, и жилы наполнились влагой и награда уже ждет, если будет угодно Аллаhу.

Также есть другое дуа:

Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Йа вааси‘аль-фадли-гфир лий. Аль-хамду лил-ляяхил-лязии э‘аанани фа сумту ва разакани фа афтарт.

О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною) и, используя Твои блага, разговелся. На Тебя надеюсь и в Тебя верю. Прости меня, о Тот, Чья милость безгранична. Хвала Всевышнему, Который помог мне поститься и накормил меня, когда я разговлялся.

Что нарушает пост?

1. Пища и питье в любом виде (или то, что может заменить пищу, например энергетические уколы). Также курение.

2. Выход крови через кровопускание.

3. Рвота, вызванная намеренно.

4. Половой акт или намеренное семяизвержение. Также поцелуи, обнимания или разглядывания женщин.

5. Выход крови из-за менструации или послеродового кровотечения.

Случаи, которые не нарушаюи пост.

1. Прием пищи или питье или курение по забывчивости.

2. Непроизвольное семяизвержение.

3. Кровопускание или сдача крови на анализы или в качестве донора.

4. Полоскание рта, промывание носа, принятие ванны, душа, плавание.

5. Уколы по медицинской необходимости.

6. Пробование пищи на вкус без проглатывания (например при готовке).

Кому можно не держать пост

1. Путешественникам.

Можно не поститься путнику во время всего путешествия. Путешествием считается отдаление на 80 км (по ханафитскому мазхабу).

2. Больным.

3. Беременным и кормящим грудью.

4. Если есть опасность, например угроза смерти или физических осложнений.

Советы по правильному питанию в священный месяц Рамадан.

1. Избегать переедания или полного наполнения желудка пищей.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен сыном Адама (человеком) – это его желудок. Человеку достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил. Если сказать больше, то треть (желудка) – для пищи, треть – для питья и треть – для дыхания»

2. Правильный подбор еды во время ифтара. Избегать жирной, жаренной и сладкой еды. Желательно начать трапезу с жидкой еды, идеально подходят суп, айран и молоко. После следует сделать небольшой перерыв.

3. Включить в рацион фрукты, овощи, орехи. А также продукты богатые клетчаткой и минералами, так как они очень важны для организма.

4. Больше принимать воду. Именно простую воду, а не соки или другие жидкие продукты, так как вода это питательный источник для клеток. Не стоит забывать, что организм состоит на 2/3 из воды, кровь на 90%, мышцы на 75%.

Ин ша Аллах, надеюсь этот пост будет полезным! И еще хочется пожелать всем в этот наступающий благодатный месяц Рамадан милости Всевышнего, прощения, благодати, милосердия и спасения души. Пусть каждый день приносит счастье, благоденствие, постижение мудрости соблюдения поста, обретение знаний, благие дела! Джазакя-Лляху хайран, братья и сестры!

02.05.2018 Amina 30 616 7

Amina Isroilova

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»