Агротехника выращивания саженцев декоративных пород. Посадка и уход за плодово-ягодными растениями в саду Раздел II

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

2.5.2 Агротехника выращивания саженцев лиственницы сибирской

Лучшие сроки для посадки саженцев это осень или ранняя весна. При осенней посадке хорошие результаты получаются, если стоит теплая и влажная погода. Осеннюю посадку нужно завершать примерно за две недели до первых заморозков. Сажать в сухую почву категорически запрещается, так как это приводит к массовой гибели растений .

Перед посадкой в школу посадочный материал сортируют; обрезают поврежденные корни и укорачивают корневую систему до 15-20 см для условий с нормальным увлажнением. Перед посадкой саженцев их корни опускают в торфяно-глиняную «болтушку» с добавлением биопрепарата в дозе 1,0-4,0 мл на 1 л воды .

Схема посадки саженцев лиственницы сибирской будет следующая: 25-25-25-75, приведена на рисунке 2.

Рисунок 2 -схема посадки саженцев

лиственница агротехника севооборот посадочный

Почву в древесной школе обрабатывают на большую глубину, чем в посевном отделении. Глубина вспашки почвы в школьном отделении определяется размерами корневых систем выращиваемых саженцев. В лесостепной зоне основную вспашку проводят на глубину 35-40 см. независимо от глубины обработки почвы удобрения вносят в верхний 20-30-сантиметровый слой, то есть в зону основной массы корней саженцев .

Посадку школы можно проводить лесопосадочной машиной СШН-3. После посадки необходимо взрыхлить почву культиватором КРСШ-2,8А .

Уход за саженцами после посадки заключается в следующем:

Уничтожение сорняков

Рыхление почвы

Подкормка растений

Полив -борьба с вредителями и болезнями .

Уничтожение сорняков заключается в прополке либо обработке гербицидами симазином и 2,4 Д. Рыхление проводят культиваторами КРН-2,8 МО и в несколько этапов:

1)В первый год 4-5 раз

2)Во второй год 3-4 раза

3)В третий год 2-3 раза

Глубина рыхления составляет 7-16 см . Полив ведут 2-8 раз в год при норме полива 300-600м3/га. Иногда полив рассчитывают исходя из климата и почв, на которых расположен питомник. Агрегат ДДН-70 .

Подкормка проводится ежегодно начиная со 2-го года после посадки путем внесения минеральных удобрений: двойной суперфосфат и хлористый калий, на глубину 10-15 см. Так как наш питомник расположен в лесостепной зоне норма внесений удобрений следующая:

20-25 кг/га (азот)

45-60 кг/га (фосфор)

30-40 кг/га (окиси калия) .

Подкормка бывает и комплексной, между рядами с помощью агрегатов КРСШ-2,8. Первую подкормку проводят весной в начале вегетации, вторая проводится в первой половине лета .

Борьба с вредителями и болезнями заключается в предотвращении появления очагов заболеваний и появления вредителей или их уничтожении, за счет раствора бордосской жидкости (1%) .

2.5.3 Агротехника выращивания саженцев тополя черного

Для получения всех видов черенков тополя черного необходимо заложить маточную плантацию данной породы .

Маточные плантации закладывают весной или осенью используя сеянцы, однолетние черенковые саженцы и черенки. Плантации бывают:

Кустовые (расстояние между кустами - 1х0,5; 0,5х0,5; 1х1; 1х1,5;1,5х1,5 м).

Штамбовое (расстояние между кустами «штамбами» - 2х2; 2х3 м).

В зависимости от того какой метод закладки мы выберем (кустовую или штамбовую) будут проводиться те или иные мероприятия .

Кустовая плантация: Осенью после первого года вегетации у растений срезают надземную часть оставляя черенки высотой 3-7 см. В последующий год побеги срезают на 2 см выше, чем в прошлые годы. После 5-6 лет эксплуатации проводят мелкую перепашку между рядами с одновременным внесением удобрений. Затем плантацию омолаживают стружкой побегов у самой земли, после омолаживания плантацию эксплуатируют еще 5-6 лет .

Штамбовая плантация:

В первые годы после посадки сеянцев или черенковых саженцев удаляют боковые побеги, закладывая крону на высоте 1-1,5 м. В дальнейшем побеги кроны срезают оставляя сучки 20-30 см на которых растет поросль. В будущем эту поросль срезают на черенки .

В данном случае мы выбираем кустовой метод посадки. Схема посадки будет следующая: 1х1.

Посадка производится обязательно во влажную почву, если почва сухая -перед посадкой за 2-3 дня делают предпосадочный полив .

После посадки черенков проводят полив и рыхление почвы. Норма полива 200-250 м3/га. Дальнейшие уходы заключаются в 3-5-кратном рыхлении почвы в течение вегетационного периода культиватором КРН-2.8А . Уход за стволиками заключается в удалении излишних побегов, образующихся на черенках. Оставляют один побег.

Агротехника выращивания в открытом грунте гиацинта восточного

В силу своего южного происхождения гиацинты более теплолюбивы, чем, например, тюльпаны. И неспроста: южная граница ареала видовых тюльпанов соседствует с северной границей произрастания гиацинтов...

Саженцы древесных пород и кустарников выращивают в школьном отделении питомника. Использование для лесокультурных работ саженцев перспективно: культуры, созданные саженцами, меньше страдают от заглушения травой, чем созданные 1.....

Выращивание посадочного материала в лесном питомнике Новоспасского лесничества Ульяновской области

Большинство культурных плодовых растений размножают вегетативным способом. Чаще всего для этих целей выращивают сортовые саженцы путем прививки культурного сорта...

Интерьерное озеленение кухонной зоны жилого помещения минисадиком зеленных культур

Агротехнические приемы по выращиванию зеленных культур включают в себя следующие мероприятия: выбор семенного материала, предпосевную обработку семян, посев семян с учетом особенностей агротехники посева каждой отдельной культуры...

Лесные культуры Басаманского леса

При подборе пород для определенного типа культур предпочтение отдается тому признаку деревьев и кустарников, доминирование которых позволяет создать насаждения целевого назначения...

Лесные культуры. Защитное лесоразведение

Агротехника выращивания защитных лесных полос проходит в три этапа. В основном защитные лесные полосы создают на бывших землях сельского хозяйства. этап. Обработка почвы по системе черного пара. этап Посадка полос...

Организация лесного питомника

Системы обработки почвы Обработка почвы проводится с целью создания для прорастания семян и выращиваемых растений благоприятного водного, воздушного, теплового и питательного режимов, а также борьбы с сорной растительностью...

Проект реконструкции лесного питомника в Ново-Ельнянском лесничестве ГЛХУ "Краснопольский лесхоз"

Технология выращивания капусты поздней

Как правило, рассаду капусты выращивают в весенних пленочных теплицах, парниках или рассадных отделениях зимних теплиц. Приблизительные сроки высева капусты поздней - конец марта - начало апреля. Семена высевают на глубину 1 см...

Лиственница сибирская (L. sibirica) - мощное дерево с полнодревесным, в старости нередко утолщенным в нижней части (закомелистым) стволом до 40-45 м высотой и 1,5-1,8 м в диаметре. Кора молодых деревьев сравнительно тонкая, мелкотрещиноватая, буровато-серая...

Технология выращивания посадочного материала лесных культур

Технология выращивания посадочного материала лесных культур

К основным видам подготовки семян к посеву относятся: стратификация, скарификация, ошпаривание кипятком, обработка водой контрастной температуры, снегование, намачивание, спецобработка (химическими реагентами и радиоактивным излучением) ...

Агротехника школы саженцев

Какой севооборот в школе саженцев?

1-е поле – пропашные культуры; 2-е – яровые с подсевом многолетних трав;

3-е – многолетние травы; 4-е – многолетние травы; 5-е – черный пар; 6-е – 1-е поле плодопитомника; 7-е – 2-е поле плодопитомника; 8-е – 3-е поле плодопитомника.

Сложна ли агротехника на первом поле плодового питомника?

Органические удобрения вносят из расчета 100 кг на 10 м 2 . Осенняя вспашка производится на глубину 30–35 см. Для уничтожения сорной растительности вносят гербициды.

Выбранные из зимней прокопки дички сортируют, обрезают корни, оставляя 15–20 см; концы побегов на высоту 25 см у семенных подвоев и до 40 см у клоновых подвоев временно прикапывают в земле.

Сажают подвои вручную или машиной на 1-е поле питомника весной немедленно после того как почва будет готова. В последующем проводят оправку сеянцев и их окучивание на высоте 10–15 см.

Поливают школу саженцев не менее 3 раз (по 0,25-0,35 м 3 воды на 10 м 2). Если приживаемость подвоев ниже 85–90 %, в местах выпадов сеянцы подсаживают вручную.

Для создания оптимальных почвенных условий и уничтожения сорняков по мере их появления школу саженцев мотыжат и пропалывают. Для ускорения роста сеянцы подкармливают азотными минеральными удобрениями (по 25 г действующего вещества на 10 м 2 очередного поля). За период вегетации почву рыхлят трижды. Для борьбы с болезнями и вредителями используют растворы ядохимикатов. Опрыскивание производится до 8 раз за сезон. Перед окулировкой подвои разокучивают, штамбики очищают от грязи, боковых побегов и протирают влажной мешковиной на высоте 4-10 см от корневой шейки. Одновременно нарезают пленку для обвязки окулянтов, ширина полосок 8-10 см, длина – 25–30 см, расход пленки на 10 м 2 – 35 г.

Черенки привоев нарезают за 1 день до окулировки с немедленным удалением листовых пластинок. Черешки длиной 8-12 мм на листьях необходимо сохранять. Всего на 10 м 2 требуется не менее 12 однолетних черенков при условии, что 2 верхние и 2 нижние почки для окулировки не используются.

Длина хорошо вызревших одревесневших черенков прививаемых сортов 25–35 см. После удаления листьев черенки помещают во влажную мешковину и перевозят на поле окулянтов.

В случае заблаговременной заготовки черенки помещают в полиэтиленовые мешки с влажными опилками на дне, которые хранят в холодильниках или подвалах.

Наилучшую приживаемость обеспечивают черенки, заготовленные рано утром в день окулировки или накануне вечером.

Перед прививкой заранее подготавливают ножи с остро отточенными лезвиями. Окулируют в период активного сокодвижения, ориентировочные сроки повышенной физиологической активности – с июля по 15 августа. Использование вместо обычной прививки (в т-образный разрез) окулировки вприклад позволяет период прививочных работ удлинить не менее чем в 2 раза, так как для проведения прививки отставание коры на подвоях не имеет значения. Высота окулировки – 5-12 см от корневой шейки, на карликовых подвоях – 20–25 см.

В процессе обвязки пленкой почку и черешок листа оставляют открытыми. Через 12–14 дней проводят ревизию приживаемости с ослаблением пленочной обвязки.

На прививках с неопавшими черешками целесообразно провести повторно окулировку вприклад (подокулировку), если более 15–20 % глазков не прижились.

Категорически запрещается летняя обрезка окулянтов на 1-м поле питомника над местом прививки, что провоцирует рост глазков и вызывает гибель привоев в зимний период. На зиму раскладывают отравленные приманки для борьбы с грызунами, на 10 м 2 требуется около 4 г обработанного ядохимикатами зерна.

Каковы особенности агротехники на 2-м поле питомника?

До набухания почек обрезают над привитой почкой подвои яблони и груши, а подвои косточковых – на шип с последующей подвязкой культурных побегов к шипу двукратно.

Весеннюю ревизию проводят для выявления погибших глазков в апреле, после ревизии подвои с неприжившимися почками прививают черенками тех же сортов, на привоях оставляют 3 почки. По мере появления удаляют дикую поросль на штамбиках около корневой шейки. Садовыми ножами вырезают шипы на косточковых породах. Для усиления роста однолеток вносят минеральные удобрения: азот – 100 г действующего вещества, фосфор – 90 г и калий – 130 г на 10 м 2 . В течение периода вегетации почву в междурядье культивируют и окучивают, в период активного роста вносят подкормку минеральным удобрением (азот) в дозе не менее 25 г действующего вещества на 10 м 2 . Внутри рядов почва рыхлится вручную мотыгами с одновременным удалением сорной растительности. Болезни и вредители уничтожаются восьмикратным опрыскиванием. Поливают не менее 2 раз за сезон по 0,25-0,3 м 3 воды на 10 м 2 .

Отравленные приманки раскладываются осенью. Для защиты штамбиков от грызунов зимой производят стаптывание снега. Срезанную поросль удаляют с участка.

Примерный выход однолетних саженцев – 28 штук с 10 м 2 .

Мы выращиваем очень слабые двухлетки. Может быть, агротехника на 3-м поле питомника неправильная?

Рано весной до распускания почек начинают формирование кроны, за основу берут разреженно-ярусную систему. Для ее создания необходимо получить 5–7 ветвей первого порядка. Три из них размещают сближенно в виде мутовки из соседних почек, они должны составить нижний ярус, через 50–60 см размещают отдельные или сдвоенные ветви, имеющие оптимальные углы отхождения 45–60°. Высота штамба для будущих деревьев 50–70 см. В процессе формирования саженца на центральном проводнике под побегом продолжения прищипывают, а затем полностью удаляют конкурентов, растущих под острым углом вверх. После обрезки все побеги собирают и удаляют с 3-го поля.

Внесение удобрений производится одновременно с рыхлением. Всего на 10 м 2 расходуется 45 г азота, 60 г фосфора, 60 г калия. За период вегетации почву культивируют не менее 3 раз в рядах и 1 раз рыхлят с прополкой внутри ряда.

Для борьбы с болезнями и вредителями проводится восьмикратное опрыскивание ядохимикатами.

Перед апробацией ощипывают листья на двухлетних саженцах или обрабатывают дефолиантами за 2–3 недели до выкопки, чтобы избежать подсушивания растений. Двухлетки выкапывают и связывают в пучки.

После этого саженцы необходимо временно прикопать. Нереализованный посадочный материал прикапывают на прикопочном участке на зиму. Для предупреждения солнечных ожогов ряды располагают по направлению к югу или юго-западу. Штамбы наполовину укрывают почвой и после уплотнения поливают водой. Вокруг прикопочного участка выкапывают канавы. Ориентировочный выход саженцев на 3-м поле – 25 штук с 10 м 2 .

Сколько и в каком соотношении брать сортов яблони, вишни и сливы для посадки и прививки под Москвой?

Как подготовить к зиме маточники в питомнике?

Для борьбы с многочисленными болезнетворными спорами коккомикоза, кластероспориоза после сбора плодов нужно опрыснуть деревья 5 %-ной мочевиной: на 10 л воды берется 0,5 кг мочевины.

В приствольных кругах следует перекопать почву на глубину, не допускающую повреждения корней, – там зимуют пилильщики, галлицы, жуки, повреждающие цветы.

Собрав падалицу и рано облетевшие больные листья, их надо сжечь или закопать поглубже в землю.

Молодые деревья можно закрыть сетчатыми цилиндрами или обвязать толем от грызунов. Между защитным материалом и почвой нельзя оставлять зазоры.

Что делать питомниководу в конце осени?

Надо продолжить те работы, которые не успели завершить в октябре. Если участок хорошо защищен от ветра, следует вырезать секатором сухие ветви малины у самой земли.

Ягодные кусты надо связать тесьмой, так они лучше перезимуют и сохранят плодовые почки.

Слабые растения – замульчировать слоем торфа в 5-10 см, а еще лучше – перегноем. Если мульчирующего материала мало, его в первую очередь используют на новосадках.

До наступления сильных морозов завершают побелку маточных плодовых деревьев в питомнике. Это предохранит растения от солнечных ожогов в зимнее время. Переносить побелку на весну нельзя, в мае она украсит сад, но морозобоины, солнечные ожоги уже возникнут. На 10 л воды нужно взять 2,5 кг извести и 0,5 кг медного купороса, перемешать. Чтобы побелку не смыли дожди, надо добавить 100 г столярного клея. Еще проще купить специальную краску ВС-511. Побелить необходимо штамб и верхние скелетные ветви хотя бы у основания, там, где они соединяются с центральным проводником.

Нужно проверить сохранность прикопанных до весны плодовых саженцев: прочистить канавки там, где осыпалась земля, обновить полузатершиеся надписи на этикетках, чтобы непрошеные гости не перерывали весь участок, а взяли только то, что их устраивает в сортовом разрезе.

После первого обильного снегопада очистить канавку от снега, и мыши к посадочному материалу не подберутся. Поломанные и засохшие ветки следует вынести за пределы сада и сжечь. Золу можно собрать, она пригодится для подкормок весной.

В микропитомнике необходимо выкопать и сжечь саженцы, сильно пораженные раком у корневой шейки (все равно их уже не спасти).

Из книги Как вырастить саженцы автора Фатьянов Владислав Иванович

Агротехника школы сеянцев для окулировки Как построить севооборот?Питомниководческий севооборот школы сеянцев состоит из 5 полей: 1-е поле – зерновые с подсевом многолетних трав; 2-е – многолетние травы; 3-е – многолетние травы; 4-е – черный пар; 5-е – подвои семечковых и

Из книги Дача. Что и как можно вырастить? автора Банников Евгений Анатольевич

Выбор саженцев При покупке саженца обратите внимание на его внешний вид. У саженца должна быть плотная эластичная кора, упругая надземная часть и хорошая корневая система. При легком царапании по коре саженца ногтем на ней должны проступать зеленые, увлажненные

Из книги Всё о груше. Сорта, выращивание, уход автора Звонарев Николай Михайлович

Выращивание саженцев Грушу можно размножать семенами и вегетативно. Из семян диких и культурных груш выращивают подвои для прививки на них различных сортов. Посевом семян, полученных в результате искусственного скрещивания или свободного опыления, пользуются также при

Из книги Садоводу и огороднику Дона автора Тыктин Н. В.

Выращивание саженцев Начинающему садоводу-любителю, как правило, посадочный материал лучше всего приобретать в специализированных плодопитомниках. Однако это не всегда удается, часто нельзя приобрести желаемых сортов. Поэтому садоводу-любителю необходимо самому

Из книги 300 советов виноградарю-любителю автора Савельев В. Ф.

Выращивание саженцев Черенки или саженцы?Каждому виноградарю-любителю интересно самому вырастить на своем участке в школках саженцы нужных ему сортов. Ведь посадка винограда хорошо развитыми саженцами имеет ряд преимуществ перед посадкой черенками. Последние далеко

Из книги Формировка, прививка и обрезка деревьев и кустарников автора Макеев Сергей Владимирович

Выбор саженцев Прежде чем думать о формировании кроны плодового деревца, необходимо приобрести саженцы. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. И дело даже не в том, что будет жалко денег, если дерево после нескольких лет ожидания не оправдает ваших

Из книги Виноград для начинающих автора Ларина Светлана

Из книги Ягодники. Руководство по разведению крыжовника и смородины автора Рытов Михаил В.

Из книги Ваш домашний виноградник автора Плотникова Татьяна Федоровна

Подготовка саженцев Лучшими считаются однолетние саженцы. Перед посадкой их проверяют, выбраковывают экземпляры с признаками поражения насекомыми и заболеваниями. Из привитых саженцев отбирают только те, что имеют полную прочную спайку подвоя с привоем, достаточный

Из книги Чудо-урожай. Большая энциклопедия сада и огорода автора Полякова Галина Викторовна

Из книги Виноград, малина, смородина, крыжовник и другие ягоды автора Жвакин Виктор

Из книги Выращивание винограда в Подмосковье и средней полосе России автора Жвакин Виктор

Из книги Виноград вашего сада в средней полосе России автора Жвакин Виктор

Выбор саженцев Советую для начала попрактиковаться на более простых видах и сортах, например на черном винограде, лучше всего начать с известной всем «Изабеллы». Со временем, приобретая опыт и навыки, почувствовав радость от первых удачных сезонов, можно перейти

Из книги Виноградная лоза. Опыт выращивания автора Красников Петр Алексеевич

Выбор саженцев Конечно, изначально каждый должен определиться и четко сформулировать для себя цель. Будет ли он на своем, ограниченном несколькими сотками, участке заниматься не просто разведением винограда, но и постоянно улучшать сорта, качество применяемой

Из книги Обрезка винограда. Проверенные способы формировки укрывного винограда в средней полосе России автора Жвакин Виктор

Хранение саженцев Осенью 2008 года мною проведён эксперимент. Корни выкопанных саженцев я завернул в 3 слоя газеты, смочил водой со слабым раствором марганцовки, а сверху завязал целлофановым пакетом как можно ближе к корневой пятке, чтобы не замерзала лоза. Саженцы

Из книги автора

Выбор саженцев Конечно, изначально каждый должен определиться и четко сформулировать для себя цель. Будет ли он на своем, ограниченном несколькими сотками участке заниматься не просто разведением винограда, но и постоянно улучшать сорта, качество применяемой

В питомниках организуют узкорядные, комбинированные и уплотненные школы: 1. узкорядные школы предназначены для выращивания посадочного материала, более или менее однородного по возрасту с надземной и корневой системой. При выращивании саженцев разных размеров и возраста производят 1-3 пересадки растений с степенным увеличением площади питания. Организуют школы 3-х порядков. Выращивают 1-2 летние сеянцы в течении 2-4 лет. Схема посадки 0.7-1.0x0,35-0,5 м. 2. В комбинированных школах выращивают саженцы древесных растений и кустарников или только древесных саженцев различного возраста и размеров. Схема посадки - ряды через 1,5 м в ряду - через 0,8 м, в широкие междурядья в три ряда высаживают кустарники (0.8x0,2-0.18) 1- Уплотненные школы закладывают для выращивания массового количества укрупненного посадочного материала 4-5-летних саженцев ели и других пород. Существуют рядовые и ленточные схемы посадки рядовые - между рядами 0.4 м, а в ряду - 0,2 м, ленточные посадки бывают 3-5 рядные, межленточное пространство при этом равняется 0,5-0,7 м. В древесных школах агротехника выращивания как правило включает севообороты (черный пар). Глубина зяблевой вспашки в школах увеличивают до 35-40 см. Вспашку производят плугами общего назначения ПН-4-35, ПЛН-4-35." Закладку сеянцев осуществляют школьными сажалками СШС-3, СШП-5/З. При подготовке посадочного материала закладки школьного отделения производят его сортировку, обрезку поврежденных корней. Культивацию почвы изводят 5-8 раз за лето культиваторами КРСШ-2.8А. Для подкормки саженцев вносят удобрения N30-40 Р45-60. В уплотненных школах производят полив в зависимости от периода вегетации. В плодовых школах сеянцы высаживают в апреле по схеме 0,7-1.0x0,3-0,5 м. Прививают во второй половине лета. Перед прививкой приготавливают черенки. Плодовые саженцы после прививки выращивают в течении 2-4 лет, применял 4-6 польные севообороты с сидеральным или чистым паром.

Безопасность работ при выращивании посадочного материала.

1 При работах в питомниках, связанных с подготовкой и обработкой почвы, погрузочных и разгрузочных, гужевым транспортом, применением удобрений, перевозкой людей и инструмента, следует руководствоваться соответствующими разделами настоящих Правил.

2 При проведении поливных работ необходимо соблюдать следующие требования:

Предохранительные клапаны и контролирующие манометры, установленные на рессивере, должны быть опломбированы;

Не производить ремонт водопроводной системы и ее элементов во время работы системы;

Не производить полив на одном участке одновременно с другими видами работ;

Прекращать работу до устранения неисправности при повышении давления в системе выше разрешенного, неисправности предохранительных клапанов и блокировочных устройств; обнаружении течи в швах и соединениях, разрывов и выпучин в шлангах, перебоев в работе насоса.


3. Для удержания поднятых рам в парниках и теплицах необходимо применять специальные подставки. Рама должна иметь ручки для их подъема.

4. Очистку рам от снега необходимо проводить со специально уложенных, прочно закрепленных трапов.

5. Для выполнения работ по набивке парников биотопливом и их очистке рабочие должны быть обеспечены дежурными комплектами СИЗ (резиновые сапоги, рукавицы, фартуки).

6. При проведении механизированных работ теплицы должны вентилироваться.

На основании лесоводственной и технологической оценки лесокультурного фонда выделяют пять категорий лесокультурных площадей:

а) пустыри, прогалины, поляны, участки бывшего сельскохозяйственного пользования, гари и вырубки со сгнившими, сгоревшими или удаленными пнями, участки с незначительным количеством пней, а также земли, нарушенные добычей нерудных ископаемых, на которых произведен технический этап рекультивации;

б) невозобновившиеся вырубки и редины с наличием пней до 500 шт./га, а также более 500 шт./га, на которых при проведении рубки главного пользования оставлены пониженные пни (не более 5 см от корневых лап);

в) невозобновившиеся вырубки с наличием пней свыше 500 шт./га, на которых не производилось предварительного понижения пней (спиливания, дробления и др.);

г) площади с неудовлетворительным естественным возобновлением главными или возобновившиеся мягколиственными древесными породами и участки леса, где проведены рубки реконструкции коридорами в соответствии с ТКП 143;

д) выработанные торфяники и осушенные земли.

В Белоруссии в основном осуществляет механическую обработку почвы сплошную или частичную. Сплошную обработку почвы под лесные культуры производят на лесокультурных площадях категории на пустырях, прогалинах, вырубках. На слабозадерненных площадях именяют зяблевую обработку почвы. На сильно задерненных участках почву обрабатывают по системе черного или раннего пара плугами общего назначения ПЛН- 4-35. ПКУ-4-.35. ПЛН-3-35. Наиболее широко в лесном хозяйстве применяется частичная, обработка почвы I полосами (ширина 1.5-2,5 м проводят на лесокультурных площадях категории а на глубину 15-25 см плугами общего (ПЛН-4-35) и специального (ПРВН-1.5) назначение 2 бороздами (при этой обработке почва медленнее зарастает в первые 2-3 года, для нарезки полос применяют лесные плуги ПКЛ-70, ЛЛШ-1,2.3. путем создания микроповышений в виде пластов гребней, валов и гряд (ширина микроповышений может быть 70-100 см, для обработки почвы используют плуг лесной полосный (ПЛП-135, ПЛМ-1.3) 4 . площадками (производится на лесокультурных площадях в и г не подлежащих обработке полосами и бороздами, мотобурами (БРМ-1. ПБ-2 и др.). 5. ямками (производится на участках дренированными почвами, предназначаемых для посадки крупного посадочного материала с целью выращивания ландшафтных и других ценных лесных культур ямокопателями КЯУ-100 и КЛЯШ-60 размеры то диаметру могут варьировать в пределах 30- 1OO см, по глубине 50-60 см.

> > > Лесные деревья и кустарники > Школьные отделения

Раздел II. Выращивание посадочного материала

Глава 11. Школьные отделения

11.1. Школа древесных пород и кустарников

В древесных школах выращивают саженцы деревьев и кустарников для создания лесных культур, защитных насаждений и озеленительных работ. Использование для лесокультурных работ саженцев перспективно. В этом случае ускоряется выращивание искусственных насаждений, а часть работ с лесокультурной площади переносится в лесопитомник , где легче механизировать и автоматизировать технологические операции. При высокой агротехнике выращивания саженцы имеют гармоничное развитие всех частей растения и накапливают оптимальное количество питательных веществ, необходимых для их приживания и первоначального роста после посадки. - саженцы по сравнению с сеянцами имеют больший диаметр стволика, где в частности накапливаются запасные питательные вещества. При этом, например, усиленный рост саженцев ели по диаметру происходит главным образом за счет большего количества клеток трахеид и прежде всего ранней древесины, и в меньшей степени за счет увеличения их размеров. Эти различия сохраняются и в культурах. Так, при посадке 4-летних сеянцев и саженцев 2+2 ели машиной МЛУ-1 в раскорчеванные полосы, ширина годичного слоя древесины в одно-летних культурах, созданных саженцами, была больше чем при посадке сеянцев того же биологического возраста в 1,7 раза, а в 5-летних- в 1,5 раза (А.Р. Родин, 1977). Поэтому такие саженцы хорошо приживаются и растут при их посадке в культуры. Они имеют меньшее послепосадочное торможение роста в высоту, чем сеянцы. И раньше вступают в период быстрого роста, быстрее выходят из-под полога нежелательных лиственных пород и хорошо противостоят заглушению травянистой растительностью. Возраст саженцев определяется по количеству лет выращивания в школе.

Успешность создания культур перешколенным посадочным материалом также объясняется тем, что саженцы, высаживаемые на лесокультурную площадь, развиты лучше сеянцев, имеют более оптимальное соотношение между надземной частью растения и корневой системой, между ассимиляционным аппаратом и всасывающими корнями. Для выращивания саженцев в древесную школу высаживают молодые пластичные растения. После частичной обрезки у них корней последующая их регенерация приводит к формированию более компактной корневой системы, значительно лучше сохраняющейся при повторной выкопке и пересадке в культуры, чем у одновозрастных сеянцев.

Продолжительность выращивания саженцев в школьном отделении определяется их целевым назначением. Для лесокультурных целей саженцы выращивают в течение 2...4 лет, а для озеленения древесные породы выращивают 6.12 лет, а кустарники 2...3 года. С этой целью организуют простую, комбинированную и уплотненную школы.

Выращивание саженцев в простой школе. При выращивании саженцев применяют от одной до трех пересадок растений с постепенным увеличением площади питания. Для этой цели организуют первую, вторую и третью школы (рис. 40). В первую школу высаживают 1-2-летние сеянцы (реже укорененные черенки) с расстоянием между рядами 0,8 м, размещением в ряду через 0,5 м. Во вторую школу высаживают трех-четырехлетние саженцы с размещением 1x1 м или 1,5x1,5 м, а в третью школу -шести-восьмилетние саженцы с размещением 3x2 м. Перед посадкой в школу посадочный материал сортируют; обрезают поврежденные корни и подновляют или укорачивают корневую систему до 15...25 см для условий с нормальным увлажнением и до 20...30 см для районов с недостаточным увлажнением. После обрезки корни обмакивают в болтушку, состоящую из жидкой смеси перегноя или торфа с землей. В болтушку добавляют гетероауксин или другие ростовые вещества. Регенерация корневых систем улучшается при их обработке веществами, защищающими от иссушения и одновременно стимулирующими рост корней после посадки. С этой целью может быть применен водный раствор, содержащий альгинат натрия, этиленгликоль и казеин. Хорошие результаты стимулирования регенерации корней и приживаемости посадочного материала дает использование экологически чистых биопрепаратов: активатора почвенной микрофлоры, азотовита и бактофосфина. Обработку корневых систем проводят путем их обмакивания в торфяно-глиняную болтушку с добавлением биопрепарата в дозе из расчета 1,0-4,0 мл на 1 л воды.

Почву в древесной школе обрабатывают на большую глубину, чем в посевном отделении, но системы обработки почвы в полях севооборота аналогичны применяемым в посевном отделении. Глубина вспашки почвы в школьном отделении определяется размерами корневых систем выращиваемых саженцев. В первой школе основную вспашку в лесной и лесостепной зонах проводят на глубину 30...35 см, а в степной зоне на 35..40 см. Во второй школе- соответственно на глубину 35...40 см и 40...50 см, а в третьей школе- на 45...50 и 55...60 см. Независимо от глубины обработки почвы удобрения вносят в верхний 20...30-сантиметровый слой, т.е. в зону основной массы корней саженцев.

РИС. 40. ПРОСТАЯ ДРЕВЕСНАЯ ШКОЛА

Предпосадочную обработку почвы проводят без оборота пласта на глубину посадки сеянцев или саженцев. В первой школе для посадки сеянцев и укорененных черенков почву рыхлят на глубину 25-30 см, затем используют бороны или культиватор. Для посадки саженцев во второй и третьей школах почву рыхлят на 35-50 см плантажными плугами без отвалов с одновременным боронованием. Дополнительная предпосадочная обработка почвы включает выравнивание поверхности почвы и более тщательное рыхление почвенными фрезами. Школы лиственных пород закладывают весной и осенью, а хвойных, как правило, весной.

Выращивание саженцев в комбинированной школе. Более целесообразно саженцы выращивать в комбинированных школах, в которых древесные растения со сроком выращивания 6...12 лет высаживают рядами на расстоянии 2,4...4,5 м один от другого. Между этими рядами древесных пород высаживают два (рис. 41, а) или четыре (рис. 41, г) ряда кустарника со сроком выращивания 2.3 года. Таким образом за одну ротацию древесных пород проходят две и более ротаций кустарников. При этом в результате неоднократной выкопки кустарников происходит формирование корневой системы у саженцев деревьев, оставляемых в школе, за счет двустороннего обрезания у них горизонтальных корней выкопочной скобой.

РИС 41. СХЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ САЖЕНЦЕВ В КОМБИНИРОВАННОЙ ШКОЛЕ

При выращивании саженцев хвойных пород для лесокультурных целей применяют комбинированные школы с уплотненным их размещением. В этом случае три или пять рядов саженцев ели (рис. 41, б и в) или кратное их число (рис. 41 д и е) со сроком выращивания 2...3 года чередуют с рядом лиственных древесных пород или хвойных пород со сроком выращивания 6...12 лет. В ряду саженцы ели высаживают через 0,1...0,2 м, а породы с длительным сроком выращивания - через 0,7...1 м.

Выращивание саженцев в уплотненной школе. Эта школа применяется, прежде всего, для выращивания саженцев ели с биологическим возрастом 4...6 лет (рис. 42). Уплотнение достигается за счет применения узких междурядий и небольшого шага посадки. Схема посадки ленточная, состоящая из 3...5 рядов. Расстояние меду рядами в ленте принимается от 0,4 до 0,2 м, шаг посадки 10...20 см. Для выращивания саженцев ели обычно используют 2...3-летние сеянцы, которые затем выращивают 2...3 года в уплотненной школе. При этом их биологический возраст равен сроку выращивания в посевном отделении и школе и обозначается двумя цифрами. Например, саженцы 5-летнего биологического возраста выращивали 2 года в посевном отделении и 3 года в школе обозначают цифрами 2+3. Перед посадкой сеянцев ели в школу у них подрезают корни, что обеспечивает формирование хорошо развитой, компактной корневой системы. При посадке в школу 2-летних сеянцев ели корни подрезают с таким расчетом, чтобы длина корневой системы была в пределах 15... 18 см.

При закладке уплотненной школы почву вспахивают на глубину 30...35 см. Посадка механизированная. Наиболее перспективна пятисекционная посадочная машина СШП-5/3. За один проход она может высаживать ленту, состоящую из трех или пяти рядов сеянцев.

РИС. 42. УПЛОТНЕННАЯ ШКОЛА ЕЛИ, ЗАЛОЖЕННАЯ ПОСАДОЧНОЙ МАШИНОЙ СШП-5/3 В ТРЕХРЯДНОМ ВАРИАНТЕ

Ель медленно растет в первые годы и хорошо переносит пересадку в более старшем возрасте, чем сосна. Последняя в отличие от ели с первых лет имеет усиленный рост в высоту, в результате чего уже к 3.4 годам надземная фитомасса становится значительно больше подземной. Следовательно, на единицу надземной фитомассы приходится меньшая масса корней. Это неблагоприятно сказывается на приживаемости высаженных растений. Поэтому выращивание саженцев сосны по технологии выращивания саженцев ели дает меньший эффект, та как эта технология хотя и усиливает рост корней, но не обеспечивает значительного роста корневой массы при одновременном временном замедлении нарастания надземной фитомассы.

Для получения высококачественных саженцев сосны необходимо иметь такие агроприемы, которые, не снижая физиологического состояния растений, обеспечивали бы некоторое торможение роста надземной фитомассы и в то же время усиливали приток пластических веществ к корням и тем самым интенсифицировали рост корневой массы. Задержать рост надземной фитомассы и усилить приток пластических веществ к корням, а следовательно их рост, можно путем механического или химического воздействия на верхушечную часть главного побега, называемую конусом нарастания. Здесь находится наиболее активная в физиологическом отношении ткань - меристема, из которой формируются основные органы растения - стволик и хвоя. С деятельностью меристематической ткани тесно связаны интенсивность притока воды, пластических веществ и другие процессы. Это позволяет использовать данный участок главного побега как одно из мощных средств воздействия на корневую систему.

С учетом этих теоретических и экспериментальных исследований кафедрой лесных культур МГУЛ был предложен способ выращивания саженцев сосны (см.: ), сущность которого состоит в подрезке верхушечной части главного побега у высаженных в уплотненную школу растений. Эту операцию следует проводить весной или поздней осенью путем укорачивания главного побега на 2..4 см. Второй способ - это обработка надземной части саженцев регуляторами роста, которые, задерживая рост надземной части растения, усиливают рост корней. К таким регуляторам относят ТУР (хлорхолинхлорид), йодорганические соединения и др. Хорошие результаты, например, дает обработка в начальный период роста саженцев сосны йодозином из расчета 0,2...0,4 г на 200 мл воды. Так как указанный препарат плохо растворяется в воде, его предварительно растворяют в 5...7 мл спирта. В остальном технология выращивания саженцев сосны аналогична технологии выращивания саженцев ели (см.: ). Эти способы выращивания саженцев индуцируют нарастание корней, причем их фитомасса возрастает на 20..25%, а количество сосущих и боковых корней третьего порядка увеличивается в 1,3...1,5 раза. В результате этого культуры имеют высокую приживаемость, а их прирост, даже в однолетнем возрасте, значительно выше, чем при использовании саженцев, выращенных по распространенной технологии. Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ) предложил способ выращивания крупномерных сеянцев хвойных пород равноценных по качеству саженцам. При этом выход посадочного материала с единицы площади больше, чем в уплотненной школе, а также исключается ряд агротехнических операций (см. 10.4).

Корневая шейка при посадке в школу должна быть ниже поверхности почвы в незасушливых районах на 1...2 см, а в засушливых на З...5 см. Посаженные растения оправляют так, чтобы они стояли прямо; почву около них уплотняют, чтобы корни тесно соприкасались с почвой. После этого почву рыхлят, а в засушливых районах при недостатке влаги поливают. Затем проводят уходы, заключающиеся в рыхлении почвы, прополке сорняков, поливах, подкормке, формировании штамба и кроны, борьбе с вредителями и болезнями. Рыхление почвы способствует не только накоплению и сбережению влаги, но и получению посадочного материала с компактной и хорошо разветвленной корневой системой.

Определение выхода стандартных саженцев в школьном отделении питомника определяют по формулам: - при рядовой посадке в простой школе:

где В - выход стандартных саженцев, тыс. шт./га; Б- расстояние между рядами, м; / - шаг посадки, м; у - коэффициент, учитывающий отпад высаженных растений и нестандартных саженцев.

При ленточной посадке в школе:

где В - выход стандартных саженцев, тыс. шт./га; г - число строк в ленте, шт.

Б - ширина ленты с одним межленточным пространством (междурядьем), м;

/- шаг посадки, м;

у - коэффициент, учитывающий отпад высаженных растений и нестандартных саженцев.

11.2. Плодовая школа

Большинство культурных плодовых растений размножают вегетативным способом. Чаще всего для этих целей выращивают сортовые саженцы путем прививки культурного сорта. В этом случае у потомства хорошо сохраняются ценные признаки и свойства материнского дерева привитого растения, и оно раньше начинает плодоносить. Растение, на которое делают прививку, называют подвоем, а прививаемый глазок, или черенок- привоем. Морозо-, засухоустойчивость и другие качества выращиваемых плодовых саженцев в значительной мере зависят от качества подвоев, поэтому необходимо особое внимание обращать на происхождение подвоев. Они должны быть приспособлены к местным почвенно-климатическим условиям, хорошо срастаться с привоем, обеспечивать у привитого дерева хорошую силу роста, раннее вступление в пору плодоношения, высокую урожайность, долговечность, устойчивость против неблагоприятных факторов, вредителей и болезней. Используемые подвои должны быть хорошо развитыми, иметь разветвленную корневую систему и определенную толщину корневой шейки.

Плодовые более требовательны к качеству почв, чем лесные древесные породы, поэтому при закладке плодовых школ предъявляют повышенные требования к почвенно-грунтовым условиям и обработке почвы, а при выращивании саженцев - к системе удобрений. Привитые саженцы большинства плодовых пород реализуют в 2-летнем возрасте, который определяется возрастом культурного побега. Для выращивания такого посадочного материала применяют четырехпольный севооборот. Лучший способ подготовки почвы для закладки плодовой школы на паровом поле - плантажная вспашка. Под осеннюю посадку плантажную вспашку на паровом поле проводят в середине лета, по пропашным культурам - после уборки урожая. Под весеннюю посадку почву пашут осенью. Вспашку производят на глубину 50...60 см с предплужником. Под основную вспашку вносят органические удобрения (навоз, компост) из расчета 30...60 т/га и фосфорно-калийные удобрения- 80...90 кг/га по д.в., сразу после плантажа почву культивируют и боронуют.

На первом поле (поле окулянтов) высаживают сеянцы (называемые подвоем или дичками), выполняют прививку и уход за дичками и окулянтами (рис. 43). Перед посадкой у подвоев подрезают корни и надземную часть. Подвои высаживают весной или осенью при расстоянии между рядами 0,8 м и в ряду 0,3...0,2 м. Осенняя посадка рекомендуется в средней полосе европейской части России на легких структурных почвах в районах с устойчивым снеговым покровом, а также в южных районах при выпадении достаточного количества осенних осадков. Прививку саженцев обычно проводят во второй половине лета путем окулировки спящим глазком в тот период времени, когда на побегах маточных деревьев имеются хорошо сформировавшиеся почки. Окулировка - один из основных способов выращивания саженцев плодовых пород (происходит от латинского слова "окулюс" - глаз), при котором на дичок (подвой) прививают почку (глазок) культурного сорта. За 2...3 недели до летней окулировки при отсутствии дождей, чтобы вызвать сокодвижение и облегчить отделение коры при окулировке, растения обильно поливают. Окулировку проводят как можно ближе к корневой шейке с тем, чтобы не допустить образования побегов из спящих почек подвоя. Лучшее время окулировки - раннее утро и вечер.

Черенки, с которых срезают глазки, заготавливают перед окулировкой из вызревших частей побега текущего года, расположенных в средней и верхней частях кроны маточных деревьев и имеющих хорошо развитые почки. Вызревание побегов ускоряется прищипкой их вершинок за 10... 15 дней до срезки. При срезке побегов одновременно обрезают листовые пластинки, обрывают прилистники и оставляют лишь черешки листьев. Для окулировки с черенка срезают щиток с почкой и тонким слоем древесины. Затем на подвое с северной или северо-западной стороны стволика делают Т-образный надрез коры и отделяют кору от древесины у разреза. В надрез коры движением сверху вниз вставляют щиток и немедленно обвязывают стволик синтетической пленкой. Через 10...15 дней после окулировки семечковых пород и 8...10 дней после окулировки косточковых устанавливают приживаемость глазков. У прижившихся глазков в результате образования прослойки из пробковой ткани черешок листа отваливается при легком прикосновении к нему, а у неприжившихся щиток слегка сморщивается, желтеет и черешок листа не отваливается.

Для защиты глазков и корней от низких температур в районах с суровыми малоснежными зимами окулянты на зиму окучивают на 5...6 см выше места окулировки. В остальном уход аналогичен уходу в древесной школе.

РИС. 43. СХЕМА ВЫРАЩИВАНИЯ ПЛОДОВЫХ САЖЕНЦЕВ: А - ДИЧОК (ПОДВОЙ); Б - ДИЧОК (1) С ПРИВИТОЙ ПОЧКОЙ (2) КУЛЬТУРНОГО РАСТЕНИЯ; В - ДИЧОК (1) С МОЛОДЫМ ПРИВИТЫМ ПОБЕГОМ (3); Г - ПОДВЯЗКА КУЛЬТУРНОГО ПОБЕГА К ШИПУ; Д - СРЕЗКА ШИПА (ЧЕРТОЙ ОБОЗНАЧЕНО МЕСТО СРЕЗА)

Ранней весной следующего года (2-е поле - поле однолетних саженцев) или поздней осенью предыдущего года стволик подвоя срезают на шип на высоте 15...20 см от места окулировки. К оставленному шипу подвязывают молодой культурный побег. В конце лета, иногда Слелдющей весной шип срезают под углом 45 °, не оставляя пенька (рис. 43, д). Саженцы плодовых можно выращивать без шипа. Для этого ранней весной подвои срезают над приживающимся глазком. После того как культурные побеги достигнут высоты 20...25 см, их окучивают землей а сильно отклоненные подвязывают к колышку. Это дешевле, чем оставлять и срезать в дальнейшем шипы у саженцев.

Уход за однолетними саженцами в течение лета заключается в удалении на подвоях поросли, рыхлении почвы, прополке сорняков, периодических поливах и борьбе с вредителями, прищипке побегов для регулирования роста окулянтов и подкормке растений.

На третий год (3-е поле - поле 2-летних саженцев) проводят культивацию междурядий, уничтожение сорняков, полив и подкормку растений. Вторую подкормку выполняют в фазе активного роста саженцев с уменьшенными дозами минеральных удобрений, вносимых во влажную почву. Орошение в сочетании с подкормкой растений особенно благоприятно сказывается на увеличении выхода плодовых саженцев семечковых пород.

На 2-м и 3-м полях плодовой школы проводят формирование штамба и основ будущей кроны. Формирование кроны начинается с формирования у саженцев штамба. Высота штамба у саженцев, т.е. величина стволика от земли до первого сучка кроны, для каждой породы и сорта должна соответствовать действующим техническим условиям. В среднем величина штамба равна 60.. .80 см. Четвертое поле занято паром.

При необходимости выращивания саженцев ягодниковых кустарников организуют ягодниковые школы. В отличие от плодовых пород ягодниковые чаще всего размножаются зимними стеблевыми черенками (смородина, виноград, гранат, инжир и др.) и корневыми отпрысками (летняя посадка малины) или отводками (крыжовник и др.). По аналогии с древесными школами в плодовых также возможно выращивание саженцев плодовых и ягодниковых кустарников с применением комбинированных схем.

Контрольные вопросы

  1. В каких школьных отделениях выращивают саженцы древесных пород и кустарников?
  2. В чем проявляется преимущества создания лесных культур саженцами?
  3. Можно ли агротехническими приемами управлять ростом растений и их физиологическими процессами при выращивании посадочного материала?
  4. Агротехника выращивания саженцев плодовых пород и ягодных кустарников.
  5. Как определяется возраст плодовых пород?

Каждый владелец земельного участка планирует использовать его для определённых целей. Чаще всего это разведение и возделывание сада. Для правильной организации работ потребуется агротехнический садовый план. Он включает в себя несколько основных направлений хозяйственной деятельности. На первом этапе основным является подготовка участка.

Следующим этапом является зонирование участка, когда определяется где и что будет посажено. Затем, в соответствии с требованиями по каждому виду растения, проводится подготовка почвы.

На этом этапе в почву вносятся минеральные и органические удобрения и производятся подготовительные работы для посадки растений. Последним этапом является приобретение и подготовка посадочного материала.

Что включает в себя садоводство

Из всех видов сельскохозяйственных работ садоводство занимает особое место. Сады могут быть плодовыми, декоративными или смешанными. Садоводство включает в себя следующие работы:

Деревья являются основной культурой применяемой в садоводстве.

Прежде всего, это относится к плодовым деревьям и кустарникам, которые всегда выращиваются на индивидуальных садовых участках. Декоративные сорта применяются в ландшафтном дизайне.

Выращивание деревьев

Для средней полосы, наиболее распространёнными являются следующие виды плодовых культур:

Яблоневые деревья – безусловный лидер по популярности. Яблони отличаются различными сроками созревания плодов, что позволяет при правильном подборе сортов получать урожай в течение всего летне-осеннего сезона. Современные сорта отличаются высокой урожайностью и хорошей устойчивостью к .

Груши получили большее распространение в тёплых регионах. Достаточно неприхотливы и не требуют сложных агротехнических процедур при .

Вишня одно из самых любимых деревьев у садоводов. Её плоды можно употреблять в свежем виде или использовать для различных кулинарных рецептов. Сорта вишен описаны в этой .

Кустарников

Кустарники разделяются на ягодные и декоративные. Они высаживаются как в плодовых садах, так в парках и скверах. Наибольшей популярностью у садоводов пользуются следующие ягодные кустарники:

  • малина;
  • крыжовник.

Смородина неприхотлива в уходе и выращивании, обладает большим разнообразием , различается по цвету плодов. Например, красная признана более полезной для употребления в пищу, когда черная часто применяется в консервации.

При правильном уходе эти плодовые кустарники дают обильный урожай исключительно полезных ягод. Такие кустарниковые растения как шиповник, жимолость или ирга могут использоваться как плодоносы или в декоративных целях.

Декоративные цветы

Выращивание декоративных цветов, является важным направлением в садоводстве.

Существуют сотни различных сортов однолетних, двухлетних и многолетних растений с красивыми цветами. Декоративное цветоводство ставит перед собой следующие задачи:

  • удовлетворение эстетической потребности;
  • улучшение экологии;
  • формирование художественного стиля сада.

Выращивание любой садовой культуры требует от садовода элементарных знаний об агротехнике, правилах посадки и ухода за растениями.

Основные технологии выращивания

Все виды растений можно выращивать как в открытом грунте, так и в искусственно созданных условиях теплиц и парников.

В открытом грунте

Выращивание растений в открытом грунте ставит перед садоводами ряд определённых задач. Прежде всего, это связано с климатическими условиями региона. Часто стабильный и циклический температурный режим даёт сбой. Тогда вместо ожидаемой умеренной и снежной зимы наступает очень холодная и без осадков погода. В такой ситуации нужно предусмотреть защиту растений от морозов.

Другая проблема связана с качеством почвы в месте посадки растений. Большинство из них предпочитают суглинистые или супесчаные почвы с низким уровнем кислотности. Негативное влияние на жизненные процессы растений оказывают близко расположенные грунтовые воды. В этом случае приходится принимать меры для осушения земли. К достоинствам высаживания растений в открытом грунте относится обилие солнечного света, свежего воздуха и насекомых опылителей. Большинство потребителей считают, что плоды и фрукты, выросшие в теплице, по своим вкусовым качествам хуже тех, которые собраны с плодоносов выращенных на открытых участках.

В теплицах и парниках

Выращивание некоторых видов культурных растений в искусственно созданных условиях, в отдельных случаях, оказывается более рациональным, чем открытое разведение. Парник или теплица позволяет садоводу создать растению такие климатические условия, которые не свойственны данному региону.

Это нужно для выращивания экзотических плодовых и ягодных культур, а так же декоративных цветов. В условиях парника несложно регулировать такие параметры как влажность и температура.

Парник, теплица или оранжерея защищают растения от негативных факторов окружающей среды. Изменяя параметры содержания растений можно заметно увеличить урожайность.

Некоторые плодовые растения, выращиваемые в парниках, позволяют за один сезон получить несколько урожаев, что невозможно достичь традиционными методами.

Для тепличного выращивания хорошо подходят все бахчевые культуры и следующие плодовые:

  • малина;
  • персик;
  • абрикос;
  • нектарин.

Традиционно в теплицах выращивается клубника и декоративные цветы. Важным фактором в пользу парникового выращивания говорит то, что в закрытых условиях культурные растения практически не подвержены заболеваниям. В теплице несложно проводить профилактические мероприятия, а в случае возникновения очага поражения, его можно быстро нейтрализовать.

Основные мероприятия

Садоводство подразумевает определённое количество агротехнических мероприятий, без которых невозможно вырастить здоровое растение и получить хороший урожай. Основные мероприятия включают в себя следующие пункты:


Некоторые мероприятия следует проводить регулярно, а некоторые связаны со временем года и периодами жизнедеятельности растений. Такие процедуры проводятся весной, летом или осенью.

Обработка почвы

Перед посадкой культурных растений нужно определить уровень кислотности почвы на участке. Затем, в зависимости от потребности растений, её следует сделать более кислой или, наоборот, нейтрализовать слишком кислую среду.

Для увеличения кислотности почвы в неё вносятся такие органические компоненты как навоз, листовой компост или перепревшие опилки. Нейтрализация почвы до нормального уровня осуществляется с помощью мела доломитовой муки или гашеной извести.

Ранней весной всю почву в саду нужно слегка взрыхлить и выровнять граблями. Это необходимо, чтобы в приствольных кругах сохранялась влага.

Грунт следует замульчировать слоем перегноя толщиной 5-8 см. Вместо перегноя можно использовать опилки, но, в этом случае нужно увеличить количество азотных удобрений, так как опилки забирают его из грунта.

В течение всего сезона, а особенно летом, почву следует регулярно пропалывать от сорняков, а после каждого дождя рыхлить её на глубину 10-12 см. Рыхление почвы позволяет сохранить влагу и способствует беспрепятственному притоку воздуха к корневой системе, что благоприятно сказывается на развитии растения и его урожайности. В середине осени почву следует перекопать на глубину 15-20 см.

При выполнении всех земляных работ нужно обращать особое внимание на приствольные круги, чтобы избежать повреждения корневой системы.

Внесение удобрений

Подкормка, организованная внесением минеральных или органических удобрений, является важной составляющей всего жизненного цикла растения. Все удобрения делятся на неорганические (минеральные) и органические. К минеральным удобрениям относятся вещества, которые содержат самые необходимые для роста и развития растений компоненты. Это – азот, фосфор, калий и магний. В садоводстве используются следующие неорганические удобрения:


Существуют так же комплексные препараты такие как «Нитроаммофоска» и готовые смеси для садоводов типа «Урожай», «Удобрение для газона» и другие. Минеральные вещества являются основой питания растений, но применять их следует с осторожностью, поскольку они уничтожают полезные для растений микроорганизмы. Азотные удобрения стимулируют образование листвы, поэтому они обычно вносятся в почву весной. В период появления бутонов и цветения, растения нуждаются в фосфорных удобрениях, а во время плодоношения азотные удобрения исключают, а в почву вносят фосфорные и калийные удобрения. Максимальный эффект достигается чередованием минеральных и органических компонентов. Органические удобрения включают в себя следующие продукты:

  • навоз;
  • перегной;
  • компост;
  • торф;
  • сидераты.

Все органические вещества обладают высокой биологической активностью, поэтому применять их следует с осторожностью, соблюдая рекомендации для каждого вида растений. Свежая органика может сильно обжечь корневую систему растения, кроме того в натуральных компонентах может содержаться грибок и болезнетворные микроорганизмы. Лучше использовать перепревший навоз или перегной, чем свежий продукт.

Самым безопасным органическим удобрением считается зола, но она сильно понижает кислотность почвы, поэтому её следует применять вместе с кислыми азотными удобрениями.

Посев и посадка

Жизненный цикл любого растения начинается с его посева или посадки. Эта процедура может проводиться весной или осенью. Весенняя посадка саженцев производится при плюсовой круглосуточной температуре, до начала распускания почек на деревцах. При этом посадочные ямы должны готовиться осенью. Осенняя посадка менее предпочтительна для средней полосы из-за возможности неожиданных заморозков, когда корневая система не успевает прижиться.

Посадочные ямы следует готовить за 2-3 недели до осенней посадки.

При близком залегании грунтовых вод на дно ямы укладывается дренажный слой из мелкого гравия, гальки или керамзита. В процессе копания ямы, верхний плодородный слой грунта следует отсыпать отдельно от остальной земли. Затем его смешивают с удобрениями и засыпают на корневую систему саженца. Удобрений, вносимых при посадке, растению хватает на 2-3 года, после чего почву следует удобрить.

Уход

Кроме внесения удобрений уход за растениями включает в себя полив и профилактические меры против болезней и насекомых. Плодовые деревья так же нуждаются в формировании кроны. Полив садовых культур зависит от вида растения и погодных условий региона. Уход за садом, на начальном этапе, должен обеспечить максимальную приживаемость всех растений, развитие корневой системы и правильный рост и развитие наземной части растения. Основная цель грамотного ухода – это сокращение сроков от посадки до получения урожая. Правильное орошение и борьба с вредителями позволяет получить высокий урожай и сохранить у здорового дерева продолжительный цикл плодоношения.

Сбор и хранение урожая

Сбор и хранение урожая процедура не менее важная, чем его выращивание. Плоды культурных растений достигают зрелости в определённое время. Существует понятие ботаническая или съёмная зрелость, когда в плодах закончилось накопление полезных веществ, после чего плоды можно легко отделить от плодоножки. Потребительская зрелость формируется в процессе правильного хранения, когда плоды дозревают в домашних условиях и приобретают требуемый цвет, вкус и аромат.

Садовый инвентарь

  • лопата, грабли, вилы;
  • секатор, ножовки, садовый нож;
  • тачка, стремянка, распылитель.

Такой комплект садового инвентаря позволит выполнить все необходимые виды работ.

Садовые насаждения

Садовые насаждения включают в себя как естественные посадки, непосредственно на грунте, так и вспомогательные конструкции, к которым относятся арки, шпалеры и другие элементы. В качестве декоративных растений часто используются лианы, которые поднимаясь по вертикальным стенкам, создают настоящие зелёные завесы. Садовые арки используются для обрамления дорожек или для оформления входа в сад. На них хорошо растут плетистые розы и другие вьющиеся растения. Шпалерой называется решетчатая конструкция служащая опорой для зелёных насаждений. Все садовые конструкции могут быть изготовлены из дерева, металла или пластика.

Что такое соседство растений

При планировке сада следует учитывать, что некоторые растения негативно действуют друг на друга, и не должны соседствовать между собой. Другие виды растений наоборот оказывают соседям биологическую помощь.

Схемы посадки

Рядом с плодовыми деревьями не следует высаживать берёзу или клён, так как их мощная корневая система лишит плодовые деревья питательных веществ. Груша хорошо соседствует с виноградом, а рядом с черешней она будет постоянно болеть. Все виды смородины нельзя сажать рядом со сливой вишней или черешней. Яблоня так же не любит вишню и черешню, но хорошо растёт и развивается рядом с грушей. Черешня вообще не признаёт никаких соседей и её нужно высаживать отдельно. Для всех видов растений существуют таблицы совместимости, где указывается нормальное соседство и негативное отношение к близко посаженным растениям.

Особенности опыления

Многих начинающих садоводов удивляет тот факт, что, при активном цветении, урожай оказывается очень маленьким. Чаще всего это связано с отсутствием на участке деревьев-опылителей. Обычно, по этой причине, плохо плодоносит вишня, слива и черешня. Поскольку на участке всегда высаживается несколько яблонь, то этот вид страдает менее всего. В отличие от семечковых плодовых деревьев, у косточковых видов очень мало самоплодных сортов, поэтому они все нуждаются в соседях-опылителях.

Посадочный материал

Посадочным материалом в садоводстве называются саженцы, черенки, отводки, семена и луковицы, то есть продукт, из которого вырастет полноценное растение.

Саженцы

Плодовые деревья для сада можно размножать различными способами, но посадка саженца считается наиболее удобной для садовода.

Приобретённый в питомнике саженец можно считать гарантией успешного выращивания из него здорового и плодоносного растения.

Лучшими для посадки считаются однолетние или двухлетние саженцы. Они быстро адаптируются к новым условиям. Корни саженца должны быть гладкими без язвочек и гнили. На срезе корень выглядит свежим и влажным. Кора гладкая, без тёмных пятен, на соскобе имеет сочный зелёный цвет. Лучше если листья на саженце отсутствуют.

Семена

Для того чтобы подготовить семена к посадке требуется выполнение ряда обязательных процедур. Сначала семена обеззараживают. Для этого нужно приготовить 1% раствор марганцовки и промыть в нём семена. Далее, для активизации роста корешков, семена замачивают в биологических стимуляторах. Это могут быть следующие препараты:

  • эпин;
  • гиббериллин;
  • гумат натрия или калия.

Обычно срок выдержки семян в растворе зависит от вида растения и не превышает двух суток. Далее семена подвергаются стратификации, то есть закаливанию. Для этого семена помещают во влажный песок, а ёмкость ставят в холодильник. Процесс стратификации обычно занимает 1-2 месяца. После этого их можно высаживать в контейнер с питательным грунтом или сразу в почву.

Сроки проведения работ

Все основные садовые работы выполняются по сезонам и каждому времени года соответствуют свои процедуры.

Весенние

Весна является горячей порой для садоводов, так как сад после зимовки требует серьёзных работ. Сначала территорию сада следует очистить от мусора, а землю слегка разрыхлить. До начала движения соков проводится формирующая и поддерживающая обрезка плодовых деревьев. Далее следует побелить стволы. Для этого готовится состав из мела, медного купороса и казеинового клея. Смесь наносится в два слоя на стволы и скелетные ветви. Для защиты от вредителей все плодовые растения нужно обрызгать бордосской жидкостью. Так же весной в почву вносятся удобрения с преобладанием азотосодержащих компонентов.

Летние

В летнее время кроме культурных растений активно начинают расти сорняки, поэтому борьба с сорняками и вредителями, является основной заботой садоводов. Обрезка летом не проводится, а вот некоторые растения приходится прищипывать, чтобы ограничить рост побегов. В летний сезон начинается плодоношение некоторых сортов деревьев, поэтому нужно позаботиться о сборе сохранении урожая.

Осенние

Осенью осуществляется сбор основного урожая и подготовка плодовых культур к зиме. В сентябре уже можно начинать перекапывать приствольные круги и вносить фосфорные и калийные удобрения. В сентябре обычно высаживаются черенки всех сортов смородины. В октябре нужно проводить осеннюю побелку стволов и основных ветвей. Собирается вся опавшая листва и сжигается. Штамбы плодовых деревьев упаковываются в лапник, рубероид или спанбонд.

Зимние

В зимнее время работы немного. При обильном снегопаде, снег следует подгребать под стволы, образуя холмик. Если осенью побелка не делалась, то её можно выполнить зимой. Некоторые опытные садоводы проводят зимой обрезку плодовых деревьев.

Видео

Видео про опрыскивание сада весной.

Выводы

  1. Садоводство является одной из важнейших отраслей сельского хозяйства. Большинство кустарниковых культур и деревьев при правильном уходе могут плодоносить от 5 до 70 лет. Как ухаживать за смородиной читайте .
  2. Организовать сад может каждый владелец индивидуального участка.
  3. При планировке сада нужно учитывать совместимость растений между собой. Например, нужно знать, что посадить рядом с грушей, что описано .
  4. Для получения хорошего урожая нужно соблюдать все требования и рекомендации.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»