Могут ли оштрафовать организацию за прием на работу сотрудника без высшего образования, если его необходимость предусмотрена должностной инструкцией. Прием на работу после ВУЗа – что следует знать о молодых специалистах

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

08.07.2015 22:05

С 1 января 2015 года вступили в силу поправки в КоАП РФ, ужесточающие ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства. А именно вступила в силу новая редакция ст.5.27 КоАП РФ, в п.3 которой говорится о том, что уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора, а также заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа. Так, для должностных лиц штраф установлен в размере от 10 000 до 20 000 руб.; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, - от 5000 до 10 000 руб.; для юрлиц - от 50 000 до 100 000 руб.

Обратите внимание: если проверяющий запрашивает у вас, например, 15 трудовых договоров и все они признаются оформленными ненадлежащим образом, то штраф придется платить по каждому договору. Именно поэтому впору разобраться, есть ли у вас в трудовых договорах какие-либо ошибки.

Порядок приема на работу

1. Проверьте наличие всех необходимых документов.

В ст.65 ТК перечислены все необходимые документы, которые при заключении трудового договора предъявляет работодателю человек, поступающий на работу:

Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

Трудовую книжку (исключения - случаи, когда трудовой договор заключается впервые или лицо поступает на работу на условиях совместительства);

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

Документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

Документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

Справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (при осуществлении определенных видов деятельности).

Бывают случаи, когда паспорт работника находится на переоформлении. Скорее всего, у него на руках есть справка, которая выдается по административному регламенту ФМС. Однако по справке принять человека на работу нельзя, так как она не является документом, удостоверяющим личность. Для приема на работу потребуется временное удостоверение личности.

Если человек потерял трудовую книжку, но хочет, чтобы информация о стаже попала в новую трудовую книжку, он может обратиться к работодателю по последнему месту работы для оформления дубликата.

Другой вариант разъясняется в ст.65 ТК: «В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку».

Споры возникают по поводу документов воинского учета: можно ли отказать в приеме на работу в случае их отсутствия? Кто-то считает, что - да, нужно отказать, так как документы воинского учета есть в списке документов, перечисленных в ст.65 ТК. Но есть и те, кто считает, что эти документы названы лишь для того, чтобы работодатели могли вести воинский учет по месту работы. При этом стоит иметь в виду, что, письменно отказав в приеме на работу человеку со ссылкой на отсутствие документов воинского учета, если дело дойдет до суда, вы не сможете объяснить, каким образом их отсутствие влияло на невозможность осуществления работником трудовой функции.

В 2015 году в КоАП появилась ст.5.27.1, которая предусматривает административную ответственность за допуск работника без проведения предварительных медосмотров. Размер штрафа - до 130 000 руб. за каждого такого допущенного работника. Категории работников, по которым обязательно нужно проверять наличие обязательных предварительных медицинских осмотров, указаны в ст.213 ТК. Приказ Минздравсоцразвития №302н утверждает перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и перечень работ, при которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры работников.

2. До подписания трудового договора ознакомьте работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка и локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью, а также коллективным договором (ст.68 ТК).

Роспись должна стоять под каждым нормативным актом.

3. Обратите внимание на условия трудового договора. При оформлении трудового договора проверьте все обязательные сведения и условия, которые нужно в него внести.

Если какое-то обязательное сведение из ст.57 ТК отсутствует в трудовом договоре, то нужно внести дополнение. Недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора. Что касается недостающих условий, то они определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Если в вашей компании работают водители, курьеры, экспедиторы, нужно не забыть указать характер работы в трудовом договоре (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).

Важное условие - режим рабочего времени . Согласно ст.57 ТК режим рабочего времени и времени отдыха указывается, если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя.

Если у вас работает человек по совместительству и с ним заключен трудовой договор, то вы обязаны режим рабочего времени прописать в трудовом договоре (ст.284 ТК).

Проверьте, чтобы в каждом трудовом договоре было названо именно место работы . Согласно ст.209 ТК «рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя». Юридического определения понятия «место работы» в Трудовом кодексе нет. Однако в ст.57 ТК говорится, что работодатель должен указать обособленное структурное подразделение. Для правильного оформления указывайте название организации и населенный пункт.

Обратите внимание на дату начала работы . Если вы заключаете с работником срочный трудовой договор, убедитесь, что:

Вы имели право его заключить (ст.59 ТК). Даже если вы заключите срочный трудовой договор в случае, не предусмотренном законодательством, условия его срочности не будут иметь никакой юридической силы. И если после прекращения трудовых отношений в связи с истечением срока трудового договора работник пойдет в суд, то его восстановят на работе. Суду будут интересны доказательства того, что работодатель имел право заключить срочный трудовой договор, которые вы в данном случае предоставить не сможете;

Прописан срок действия трудового договора - датой или сроком наступления события (например, «до выхода отсутствующего работника»);

Прописаны причины обстоятельства для заключения срочного трудового договора.

Обязательное условие - оплата труда . Важно, чтобы в каждом трудовом договоре был указан размер тарифной ставки или оклада, а не просто написано «зарплата согласно штатному расписанию». Если есть какие-то доплаты, надбавки, не забудьте их перечислись в трудовом договоре.

Обратите также внимание на условия труда на рабочем месте. В соответствии со ст.209 ТК условия труда на рабочем месте - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. С 1 января 2014 года это условие стало обязательным для включения в трудовой договор. Некоторые работодатели, которые не проводили аттестацию рабочих мест и спецоценку, ломают голову - как включить это условие в трудовой договор? В Федеральном законе №426 -ФЗ указаны четыре класса условий труда: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Понять, какие у вас условия труда на рабочем месте для включения в трудовой договор, можно только по итогам аттестации (если сроки ее действия еще не истекли) или спецоценки труда. Формулировку можно подсмотреть в карте спецоценки (или карте аттестации рабочих мест) и переписать соответствующие факторы в трудовой договор. Верно, если вы прописали условия труда примерно таким образом: «условия труда оптимальные на основании отчета о проведении спецоценки от такой-то даты».

4. На основании заключенного трудового договора оформите приказ о приеме на работу.

В данном случае нужно внимательно проверить, чтобы содержание приказа соответствовало условиям трудового договора (ст.68 ТК). С приказом о приеме на работу сотрудника необходимо ознакомить под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

5. Сделайте запись в трудовую книжку.

Согласно ст.66 ТК работодатель (за исключением работодателей - физлиц, не являющихся ИП) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. Поэтому, приняв у сотрудника трудовую книжку, внесите ее в книгу учета движения трудовых книжек и ждите пять дней. На 6-7-й день внесите в трудовую книжку ручкой запись о приеме на работу. Указывать нужно будет именно дату приема на работу, она стоит в приказе о приеме на работу и трудовом договоре.

Если человек увольняется в течение этих пяти дней, то записи в трудовую книжку не делаются.

6. Не забудьте о личной карточке Т-2.

Во-первых, важно, чтобы личная карточка была. Во-вторых, с каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении работодатель обязан ознакомить ее владельца под роспись в его личной карточке, в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку (п.12 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 г. №225 «О трудовых книжках»).

Копирование и любая переработка материалов с сайта сайт запрещены



Учитель – весьма благородная и престижная профессия в РФ. Но, к сожалению, работа учителем в школе не высоко оплачивается. Из-за низких заработных плат работа учителя стала не только престижной, но и весьма востребованной на просторах РФ. Многие педагоги предпочитают уезжать работать в другие страны и лишь малое количество учителей остаются работать на территории своей родной страны. В рейтинге зарплата учителя остаётся в хвосте.

Стать учителем дано не каждому. Это сложная профессия, требующая терпения, выдержки и любви к детям. Поэтому основная часть учителей РФ работают не из-за финансовой выгоды, а по призванию. Они получают моральное удовольствие от общения и работы с детьми. Особенность работы учителя заключается в том, что педагог должен найти общий язык с детьми, постараться сплотить класс, сделать их дружней, и при этом успеваемость школьников должна расти.

Многие выпускники педагогических вузов после завершения обучения изъявляют желание работать в школе. Существует несколько способов, как можно устроиться учителем на работу в школе:

  1. Уже на 2-3 курсе молодые педагоги проходят практику в школах. Если будущий учитель зарекомендует себя в качестве коммуникабельного и квалифицированного сотрудника, то у него есть все шансы остаться работать в школе, где он проходил практику. Педагогу потребуется показать все свои навыки и умения, чтобы заслужить доверие педагогического состава.
  2. Трудоустройством учителей в школы занимаются местные органы образования (ГОРОНО – городской отдел народного образования и науки). Будущий педагог при желании устроиться на работу может прийти в подобную организацию и узнать о наличии вакансий. Приходить стоит не позже мая-июня. В эти месяцы набирается педагогический состав.
  3. Самостоятельно узнавать в школах о наличии свободных вакансий. Стоит помнить, что положительная характеристика с места практики лишь увеличит шансы будущего педагога устроиться работать в школу. Поэтому не стоит пренебрегать на практике советами «старших» педагогов.
  4. Найти работу учителя в школе можно в интернете. Существует множество сайтов по поиску работы. На сайте стоит зайти в раздел «Образование», и портал автоматически выдаст вакантные места по разных учебным учреждениям выбранного города.

Одним из самых известных порталов в России по поиску работы является сайт Trudvsem.ru. На сайте представлена общероссийская база вакансий. Нужно ввести требования будущего педагога по зарплате, региону и графику работы и после этого стоит выбрать сферу деятельности «Образование, наука».


Главная страница сайта «Труд всем»

  1. Одним из самых простых способов устроиться на работу в школе является обращение в родное учебное учреждение, которое вы заканчивали. Если педагог во время обучения нашёл общий язык с педагогическим составом и зарекомендовал себя в качестве ответственного человека, то при наличии свободных мест, специалисту, скорее всего, удастся устроиться на работу.

Многих амбициозных людей, желающих посвятить свою жизнь преподавательской деятельности, интересует вопрос, а можно ли устроиться на работу в школе учителем, не имея профильного образования. К сожалению, это невозможно. Человеку потребуется закончить хотя бы педагогический колледж или лицей. Но с таким образованием он сможет стать лишь учителем начальных классов. Для того чтобы преподавать в старших классах, потребуется закончить высшее учебное учреждение с педагогической направленностью .

В редких случаях устроиться на работу в школу можно без профильного образования. Но для этого человек должен досконально владеть знаниями, которым он желает обучать детей. Решение о приеме на работу принимается администрацией школы.

Для того чтобы устроиться на работу в школе, вовсе не обязательно обладать опытом работы. Специалисты без опыта работы принимаются как в муниципальные, так и в частные школы.

Для увеличения шансов на трудоустройство стоит искать работу в областях, где процент востребованности педагогов выше. В 2018-2019 годах наиболее остро в учителях нуждаются такие области:

  1. Московская область.
  2. Красноярский край.
  3. Краснодарский край.
  4. Ленинградская область.
  5. Новосибирская область.
  6. Свердловская область.
  7. Волгоградская область.
  8. Омская область.
  9. Ростовская область.

Очень важное значение при приёме на работу играет правильно составленное резюме. В резюме указывается такая информация, как:

  1. Личные данные.
  2. Опыт работы.
  3. Образование.
  4. Категория.
  5. Квалификация.
  6. Контактная информация.
  7. Личные качества.
  8. Разряд.

Если у человека уже имелся опыт работы в школе, то в резюме дополнительно вписываются обязанности, выполняемые на прошлом месте трудоустройства.

Данная информация поможет администрации школы понять, насколько квалифицированный сотрудник и какие обязательства на него можно возложить.

Если администрацию школы удовлетворяет кандидатура педагога, то издаётся приказ о приёме на работу. Приказ составляется работником кадровой службы. Если на работу принимается один человек, то составляется приказ по форме № Т-1. Если же устраиваются на работу два и более человека, то кадровый сотрудник составляет приказ по форме № Т-1а.

В приказе указывается такая информация:

  1. Название школы.
  2. Номер и дата документа.
  3. Дата приёма на работу.
  4. Дата окончания трудового договора.
  5. Табельный номер.
  6. Фамилия, имя, отчество.
  7. Структурное подразделение.
  8. Должность.
  9. Условия приёма на работу.
  10. Характер работы.
  11. Оклад и надбавка за сверхурочную работу.
  12. Основания для приёма на работу.

Приказ подписывается директором школы и педагогом.

Если основанием для приёма на работу является не трудовой договор, то учитель обязан написать и подписать заявление о приёме на работу.

Заявление о приёме на работу

Для заключения трудового договора педагог обязан предоставить администрации школы пакет документов:

  • паспорт,
  • трудовая книжка,
  • документ об образовании,
  • личная медицинская справка, свидетельствующая о том, что педагог не имеет никаких ограничений в здоровье для работы в школе.

Стоит отметить, что первый год работы в школе не даётся легко. В этот период педагог знакомится с детьми, обменивается опытом и формами работы с другими молодыми учителями.

Адаптация работы в школе в среднем занимает от 6 месяцев до 2 лет.

Требования к учителям

Основное требование к учителям различных специальностей – это соблюдение стандартов ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт).

В ФГОС чётко прописаны личные качества школьников, помочь которые сформировать должен именно учитель. В ФГОС указывается основная образовательная программа, загруженность по тем или иным предметам. Также именно в ФГОС указываются основные для изучения дисциплины.

Согласно ФГОС учитель начальной школы и старших классов должен обладать такими способностями:

  1. Организаторские способности – это умение сплотить учащихся.
  2. Дидактические способности – это умение к подготовке учебного материала.
  3. Рецептивные способности – это умение выявлять особенности психики школьников.
  4. Коммуникативные способности – это умение налаживать контакт с детьми.
  5. Суггестивные. Способности – это возможность эмоционально влиять на учащегося.

Обязанности учителя

Основные обязанности учителя в школе:

  1. Контроль наличия тетрадей у учащихся.
  2. Проверка тетрадей.
  3. Контроль соблюдения порядка.
  4. Выставление оценок в классный журнал.
  5. Преподавание предмета по своей специальности (ведение урока).
  6. Умение отыскать индивидуальный подход к каждому школьнику.
  7. Составление календарных планов.
  8. Составление отчётов.
  9. Подготовка наглядного пособия для проведения урока.
  10. Участие в заседании педагогического совета.
  11. Проведение родительских собраний.
  12. Провождение воспитательной работы.
  13. Организация внеклассных мероприятий.

Преимущества и недостатки работы учителя

Как и каждая профессия, специальность учителя обладает своими преимуществами и недостатками:

Преимущества:

  1. Творческая работа.
  2. Систематическое развитие педагога.
  3. Возможность подрабатывать репетиторством.
  4. График работы. Зачастую учителя работают лишь в первой половине дня.
  5. Отпуск 2 месяца.
  6. Возможность карьерного роста.

Недостатки:

  1. Маленький оклад.
  2. Профессия связана с нервным напряжением. Из-за этого у учителей часто возникают проблемы со здоровьем.
  3. Строгий дресс-код. Учитель является примером для подражания учениками. Поэтому педагог вынужден на работу одеваться строго и в деловом стиле.

Для сравнения приведём видео о работе в школе США. кардинально отличается от нашей.

Заработная плата по специальностям

Стоит отметить, что заработок учителя зависит не только от количества отработанных часов и квалификации, но и от специализации по предмету:

  1. Педагог испанского языка зарабатывает от 45 тыс. рублей в месяц.
  2. Учитель экономики получает примерно от 45 тыс.
  3. Педагог по праву получает от 40 тыс.
  4. Учитель английского языка получает от 15 тыс. Если учитель иностранного языка устроится работать в частную школу, то его оклад будет колебаться от 30 до 60 тыс. в зависимости от уровня престижа школы.
  5. Педагог по вокалу ежемесячно в среднем зарабатывает от 34 тыс.
  6. Учитель физики зарабатывает от 30 тыс.
  7. Педагог японского языка получает от 26 тыс.
  8. Учитель труда ежемесячно в среднем получает по 20 тыс.
  9. Учитель начальной школы зарабатывает от 23 тыс.
  10. Педагог по французскому языку получает примерно 22 тыс.
  11. Учитель математики зарабатывает от 21 тыс. рублей в месяц.
  12. Педагог китайского языка может рассчитывать на оклад от 20 тыс.
  13. Педагог русского языка получает от 20 тыс. рублей.

Заработная плата по регионам

Уровень средней заработной платы учителя напрямую зависит от региона, в котором он осуществляет свою трудовую деятельность.

Город или округ Средняя заработная плата (выражено в рублях)
Ямало-Ненецкий 77 000
Чукотский 75 400
Немецкий 65 370
Ханты-Мансийский 56 900
Камчатка 52 300
Магадан 58 800
Якутия 49 140
Москва 58 800
Сахалин 53 300
Коми 39 460
Хабаровск 34 900
Тюмень 33 700
Красноярск 33 500
Санкт-Петербург 39 000
Архангельск 32 600
Свердловск 29 000
Карелия 29 000
Иркутск 30 700
Татарстан 27 200
Бурятия 27 000
Нижний Новгород 24 800
Ярославль 24 300
Тыва 27 400
Вологда 26 000
Омск 25 580
Кемерово 26 140
Пермь 26 230
Томск 31 400
Рязань 23 000
Самара 24 930
Новосибирск 26 120
Ростов 22 600
Челябинск 27 000
Калининград 26 000
Липецк 22 300
Смоленск 21 600
Калуга 27 000
Ставрополь 21 500
Владимир 21 800
Алтай 22 000
Оренбург 22 900
Воронеж 23 000
Волгоград 22 900
Астрахань 23 600
Тверь 23 820
Ульяновск 20 300
Ингушетия 21 170
Новгород 24 280
Адыгея 20 170
Псков 20 300
Башкортостан 23 500
Орёл 20 000
Тамбов 19 600
Брянск 20 200
Белгород 22 900
Калмыкия 19 000
Киров 20 260
Курган 20 180
Курск 22 000
Пенза 21 450
Саратов 21 280
Осетия 19 800
Костром 20 260
Мордовия 18 700
Дагестан 18 500

можем ли мы оформить сотрудницу без образования (после школы, учащееся на 1 курсе таможенного дела) на должность помощника бухгалтера?

наличие конкретного образования, подтвержденного дипломом, является обязательным при приеме медицинских работников, педагогов, госслужащих.

При приеме сотрудника на данную должность, как правило, важно наличие высшего образования, свидетельствующего о уровне знаний, но не обязательно. Как правило, перечень обязанностей сотрудника, а так же требования к уровню образования прописываются в должностной инструкции, которая в свою очередь составляется на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Принять сотрудницу без специального образования на должность помощника бухгалтера это право Вашей организации, но данная сотрудница должна отвечать требованиям, которые присущи данной квалификации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» .

Отказ в приеме на работу

Отказать можно по таким основаниям, как неподходящее образование, недостаточный опыт работы, отсутствие необходимой профессии, квалификации, медицинские противопоказания (п. 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).* Кандидат, которого не приняли на работу, вправе потребовать, чтобы организация письменно сообщила причины отказа (ст. 64 ТК РФ). Имейте в виду, нельзя указывать в качестве таких причин беременность, наличие детей, отсутствие регистрации, пол, национальность, вероисповедание (ч. и ст. 64 ТК РФ).

Более того, запрещается устанавливать ограничения дискриминационного характера и при распространении информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях (п. 6 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2.Статья: Можно ли отказать в приеме на работу, если у соискателя нет специального образования?

Анализируем законодательство

Статья 64 Трудового кодекса запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. Необоснованным считается отказ по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.

Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний предъявляется работодателю лишь при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ). Например, для работы по изготовлению и реализации лекарственных средств кандидат обязательно должен обладать фармацевтическими знаниями. А вот для работы менеджером по продаже продовольственных и промышленных товаров, как правило, специальные знания, подтвержденные документально, не нужны.*

Статья 57 Трудового кодекса делает важное уточнение: если выполнение работы по определенной должности, специальности предполагает предоставление льгот, компенсаций либо имеет ограничения, то наименование этих должностей должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках. Поэтому если кандидат претендует на должность, стаж по которой дает право на досрочное назначение пенсии, необходимо обратиться к дополнительным нормативным актам.*

Загляните в должностную инструкцию

Квалификационные характеристики, содержащиеся в тарифно-квалификационных справочниках, служат основой для разработки должностных инструкций,*** которые утверждаются и вводятся в действие работодателем. Должностные инструкции содержат полный перечень обязанностей работников с учетом особенностей конкретной организации. Именно в них определяются квалификационные требования к работнику, в том числе и требования к уровню образования.

Поэтому при приеме на работу на должность, для которой требования к уровню образования определены должностной инструкцией, утвержденной в установленном порядке, работодатель вправе отказать работнику, не имеющему необходимого образования. На практике эта возможность очень часто используется.*

Преподавать только с дипломом

Для ряда должностей Трудовым кодексом определены специальные требования к уровню профессионального образования. Например, статья 331 устанавливает порядок допуска к педагогической работе только тех лиц, которые имеют определенное образование.* Его уровень закрепляется в типовых положениях, которые утверждаются постановлениями Правительства РФ (см. табл.).

Вопрос приема на работу выпускников после окончания ВУЗа волнует многих кадровых сотрудников. Во многих ситуациях подобное решение является крайне сомнительным, в то же самое время, как многие молодые специалисты могут напротив – оказаться очень ценными кадрами. Однако отсутствие трудовой истории требует куда более тщательного и глубокого изучения потенциального работника.

Особенности приема на работу после ВУЗа выпускников

Статус молодого специалиста и особенности приема его на работу регламентируются в первую очередь положениями статьи 70 ТК РФ. В частности, таковая статья предполагает невозможность установления испытательного срока для сотрудников, только закончивших учебное заведение в течение года. Это следует учитывать работодателю при приеме таковых сотрудников – увольнение в связи с неудовлетворительными результатами испытания может быть легко оспорено таковыми в судебном порядке.

Следует отметить, что ранее статус молодого специалиста давал и другие льготы, и гарантии сотрудникам во время СССР, однако на текущий момент данных гарантий помимо вышеозначенных не предусмотрено.

В общем и целом, основной причиной, по которой у работодателей возникают сомнения в том, стоит ли принимать выпускников на работу в штат, является недостаточность у них практического опыта. Однако сама по себе подобная недостаточность опыта не является критической в большинстве случаев и для многих специальностей, нуждающихся в закрытии вакансии. Истинной причиной чаще всего становится неспособность или нежелание либо кадрового отдела, либо самого работодателя или руководителя, производить тщательный отбор кандидатов, ориентируясь на крайне малую трудовую историю потенциального соискателя.

Отсутствие трудовой истории у выпускника, с точки зрения ведущих HR-специалистов, является более позитивным фактором, чем наличие непрофильного опыта работы, который будет свидетельством либо позднего получения образования, либо игнорирования части образования в пользу личных интересов.

С практической точки зрения, высшее образование само по себе также не является однозначно полезным. У многих кадровых специалистов старой закалки оно просто считается необходимым требованием, в то время как фактических навыков, необходимых для работы, особенно в гуманитарных сферах деятельности, оно дает крайне мало.

Современные тенденции кадровой деятельности всё чаще призывают обращать внимание на наличие именно трудового опыта или же личностных качеств, чем просто документарного подтверждения образования. Исключение составляют специальности или должности, занятие которых без высшего образование просто невозможно по законодательным нормативам – в таком случае возникает необходимость именно в привлечении квалифицированных и имеющих все необходимые документы работников.

Порядок приема на работу выпускников ВУЗов не отличается в большинстве случаев, от приема на работу соискателей, уже имеющих трудовой опыт. Но перспективные предприятия и кадровые тенденции демонстрируют, что в отношении таковых соискателей будет являться куда более эффективной разработка особой кадровой политики, применение которой позволит подыскать подходящих для конкретного бизнеса работников с высоким потенциалом и результативностью.

Преимущества и недостатки приема на работу соискателей без опыта

Наём молодых специалистов и соискателей без опыта для работодателей имеет как плюсы, так и минусы. При этом некоторые предприятия в первую очередь специализируются на привлечении именно таковых соискателей, в то время как другие работодатели предпочитают избегать полностью возможного трудоустройства подобных сотрудников, предпочитая подбирать кадры, обладающие хоть каким-нибудь профильным опытом работы для возможности оценки их на профессиональном поприще.

К преимуществам приема на работу сотрудников без опыта, только что закончивших университет, можно отнести:

  • Меньшие требования со стороны соискателя. В большинстве случаев молодые специалисты ради получения опыта и трудового стажа готовы соглашаться на меньшую заработную плату или менее комфортные условия труда. В целом, по статистике, даже с учетом равных должностей и должностных обязанностей, бывшие студенты готовы занимать вакансии с окладом на 20-40% ниже, чем у аналогичных специалистов с опытом работы.
  • Высокий уровень мотивации. Молодые сотрудники являются наиболее мотивированными на достижение перспективных результатов. Именно поэтому в компаниях с возможностью эффективного кадрового отбора и перспективами вертикального роста стараются обращать внимание на сотрудничество с университетами и подбор будущих сотрудников еще на этапе их учебы. Сотрудник с высокой мотивацией может принести при должных навыках гораздо больше выгоды предприятию, чем стабильный простой исполнитель.
  • Лояльность и низкая конфликтность. Молодые специалисты чаще всего являются более лояльными к компании в целом, чем опытные работники, и готовы браться за сверхурочную работу и более тяжелые условия труда с большей охотой, что позволяет максимизировать эффективность такового сотрудника.
  • Обучаемость. Ухудшение когнитивных навыков и способностей к обучению в зависимости от возраста является научно доказанным фактом. Принимая на работу молодого специалиста, работодатель во многих случаях может фактически взрастить профессионала, умеющего работать со спецификой конкретного предприятия намного быстрее в сравнении с опытным сотрудником, работавшим, пусть даже и в этой сфере, но в ином бизнесе с другими особенностями организации труда.

Конечно, у молодых работников есть и ряд минусов. К недостаткам приема на работу сотрудников без опыта и выпускников учебных заведений можно отнести также достаточно большое количество факторов и особенностей таковых соискателей. Например, кадровых специалистов и работодателей часто не устраивает в подобных кандидатах:

  • Недостаток опыта работы. Наиболее очевидный минус большинства сотрудников без опыта работы – это отсутствие практических навыков ведения трудовой деятельности. При этом позитивные качества работника могут в значительной мере компенсировать данный недостаток или даже полностью нивелировать его.
  • Низкая значимость документарных подтверждений образования. На текущий момент далеко не всегда наличие диплома даже с отличием или иного документа об образовании обозначает фактическое присутствие знаний и навыков у соискателя – далеко не в каждом случае документы соответствуют реальности, а оценки были получены именно за знания, а не за активную деятельность или коррупционным путем.
  • Завышенные ожидания и трудность интеграции в коллектив. Данный недостаток происходит именно из-за высокой мотивации работника. В ситуации, когда высокомотивированный трудящийся попадает в коллектив лиц с меньшим уровнем мотивации и заинтересованности в успехе бизнеса, он может стать врагом для всех остальных работников, что значительно скажется на эффективности работы всего отдела и нивелирует преимущества кандидата.
  • Нестабильность. Молодые специалисты часто более склонны к смене работы, чем опытные сотрудники, если их не устраивают условия труда. Кроме этого, при изначально заниженной заработной плате, текучка кадров среди молодых специалистов может быть очень высокой – они будут приходить на предприятие исключительно для получения подтвержденного трудового опыта, без цели остаться в нем далее и развивать бизнес.
  • Сложность в оценке кандидатуры . Чем больший трудовой стаж работника и его «послужной список», тем проще кадровым специалистам и службе безопасности проводить проверку данного соискателя и оценивать, насколько эффективно он встроится в уже существующий коллектив. В отношении же молодых специалистов, часто работодатели считают возможность их трудоустройства приобретением «кота в мешке».

Как можно понять из перечня преимуществ и недостатков, большинство негативных сторон в той или иной мере могут быть нивелированы при правильно разработанной кадровой политике бизнеса, ориентированной именно на прием выпускников ВУЗов.

Методики подбора и приема на работу выпускников университетов

Прием на работу сотрудника университета, при должной подготовке, позволяет получить специалиста, который в итоге будет обладать по большей мере позитивными сторонами, чем негативными. Наиболее эффективной методикой отбора таковых профессионалов является многоступенчатая программа подготовки будущих кадров еще во время их обучения. Таким образом сотрудник получает возможность развивать свои навыки и даже нарабатывать себе необходимый стаж, решает проблемы со стажировкой и к окончанию обучения с очень высокой вероятностью остается работать на предприятии, так как там он уже имеет полное понимание бизнес-процессов, а в иных субъектах хозяйствования ему придется выстраивать карьеру с нуля.

Таковая многоступенчатая методика обычно состоит из нескольких этапов:

  • Презентация предприятия и вакансий. Таковая презентация может осуществляться на днях открытых дверей, ярмарках вакансий и иных мероприятиях, рассчитанных на студентов. Кроме этого, большинство ВУЗов открыты к сотрудничеству с потенциальными работодателями и позволяют легко и эффективно доносить информацию о бизнесе и наличествующих в нем вакансиях до студентов.
  • Предварительный отбор студентов. При наличии договоренностей с преподавателями или самими студентами, работодатель может подобрать для себя наиболее эффективных будущих сотрудников еще на этапе обучения, исходя из личностных качеств студентов, их профессиональных способностей и успеваемости.
  • Подготовка соискателей на производстве. Подобный формат работы может предполагать работу студентов на базе предприятия, совмещаемую с обучением в режиме сокращенного рабочего дня или во время каникул. Впоследствии, студентов можно приглашать на предприятие для прохождения официальной стажировке, необходимой для сдачи практики.
  • Полноценное трудоустройство сотрудников после их выпуска. К моменту получения специалистом диплома, у работодателя будет возможность трудоустроить работника на полную ставку, получив уже квалифицированного сотрудника.

Для предприятий, которые работают в сферах деятельности с высокой текучкой кадров и низкими квалификационными и профессиональными требованиям к соискателям, может быть выгоден и иной механизм сотрудничества с учебными заведениями.

Например – прием на работу студентов по распределению, при предварительной договоренности с руководством может позволить получить большое количество сотрудников для заполнения всех кадровых пробелов. Также, прием на работу по распределению является часто прерогативой государственных учреждений.

Таким образом, работодатель может установить по должностям с одним наименованием разные должностные обязанности с учетом специфики тех отделов, в которых эта должность присутствует. Мы полагаем, что работодатель может установить и равный оклад по этим должностям, ведь согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Но при этом следует учитывать и ст. 22 ТК РФ, устанавливающую принцип равной оплаты за труд равной ценности. При выполнении работниками сравнимых должностных обязанностей, но в значительно отличающихся объемах, установление им равного размера оплаты труда, не обусловленного обстоятельствами, указанными в ст. 132 ТК РФ, может быть расценено как дискриминация.

Квалификация не соответствует занимаемой должности

ТК РФ и иных федеральных законах, то требования квалификационных справочников и профстандартов носят рекомендательный характер (см. письмо Минтруда России от 06.07.2016 № 14-2/ООГ-6465). Что касается специальности секретаря-референта, то в ТК РФ и иных федеральных законах отсутствуют требования о наличии у физлица высшего образования для занятия такой должности.


Однако если условие о высшем образовании секретаря-референта работодатель включил в должностную инструкцию, он обязан следовать положениям этой инструкции. При этом, по нашему мнению, работодатель не может быть привлечен к административной ответственности за несоблюдение указанного положения должностной инструкции.


Связано это с тем, что такая ответственность наступает согласно п. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Однако в силу ст.

Вход на сайт

Тяжкие преступления - это умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы; особо тяжкие - это умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание (ч. 4, 5 ст. 15 УК РФ).Судимость погашается (ч. 3 ст. 86 УК РФ) в отношении лиц, осуждённых: к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении шести лет после отбытия наказания; за особо тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания.Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока её погашения (ч. 5 ст. 86 УК РФ). г) признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;Для сведения.

Правомерно ли принятие на работу без наличия диплома?

Внимание

Chiardi Беларусь #4 8 января 2012, 12:48 Вполне, если его опыт, навыки и пр.качества устраивают нанимателя.В конечном счете, если работник не будет справляться с порученной работой, есть п.3 или п.4 ст.42 ТК РБ (при соответствующей «доказательно базе») Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… #5 8 января 2012, 12:55 Благодарю Вас за рассмотрение этого вопроса по существу. Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления…


« Первая ← Пред.1 След. → Последняя (1) » Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться.

Прием на работу без соответствующего образования

Ведь в ней работодатель может определить задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника. На это было указано и в письме Роструда от 09.08.2007 N 3042-6-0. При разработке должностных инструкций необходимо брать за основу квалификационные справочники, если применение справочников обязательно для работодателя. Как следует из п. 4 Общих положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, квалификационные требования, содержащиеся в справочнике, могут уточняться с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работников.

В настоящее время в Российской Федерации установлены следующие уровни высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр»; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу квалификации (степени) или «специалист», или «магистр».Указанные уровни высшего профессионального образования являются равнозначными.Уровень образования и квалификация работников образовательных организаций определяются на основании документов об образовании государственного образца: дипломов, аттестатов и др.В соответствии с ч. 1 ст. 84 ТК РФ заключение трудового договора при отсутствии у лица, поступающего на педагогическую работу, документа об образовании является нарушением ТК РФ при заключении трудового договора и может служить основанием для его прекращения по п. 11 ч. 1 ст.

Принятие на работу специалиста без соответствующего образования

На предприятии сложилась практика принятия на работу лиц, образование и стаж работы которых не соответствует требованиям должностных инструкций, о чем руководители подразделений в своих служебных записках о приеме на работу не информируют руководителя предприятия при принятии решения о приеме указанных лиц на работу. Также в последнее время, чтобы принять на работу лиц, образование и стаж работы которых не соответствует требованиям должностных инструкций, руководители заинтересованных структурных подразделений стали вносить изменения в существующие должностные инструкции, где прописывают образование и (или) стаж работы под конкретных лиц.
Действующие на предприятии должностные инструкции не соответствуют требованиям, которые должны предъявляться к определенным должностям.
Например, главный специалист или ведущий инженер фактически исполняет обязанности делопроизводителя в соответствии с должностной инструкцией, хотя указанные должности являются руководящими и их могут занимать только лица с высшим профессиональным образование и наличием стажа работы по специальности. Должно ли предприятие руководствоваться квалификационными справочниками? Может ли работодатель в отношении одной и той же должности, имеющейся в двух разных отделах, установить разные должностные обязанности, но с одинаковым размером оплаты труда? В соответствии с частью второй ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре с работником указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

Если перевод неправомерен кто в данной ситуации будет привлечен к ответственности?Заранее спасибо. Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления…

Важно

Chiardi Беларусь #2 8 января 2012, 11:56 это не «разъяснения ЕКСД» а п.16 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих 16. В порядке исключения на должности руководителей всех уровней управления, специалистов (без категории) и других служащих наниматель может назначить лиц, не имеющих образования и (или) стажа работы, предусмотренных квалификационными требованиями по соответствующей должности, если иное не установлено законодательством, с учетом деловых и профессиональных знаний, умений и навыков работника, наличия опыта работы по соответствующему направлению деятельности, инициативного и творческого отношения к работе и других факторов.

Когда условие о необходимом уровне квалификации (в т.ч. образования) физлица для занятия конкретной должности отсутствует в ТК РФ и иных федеральных законах, то требования квалификационных справочников и профстандартов носят рекомендательный характер (см. письмо Минтруда России от 06.07.2016 № 14-2/ООГ-6465). Что касается специальности секретаря-референта, то в ТК РФ и иных федеральных законах отсутствуют требования о наличии у физлица высшего образования для занятия такой должности.
Однако если условие о высшем образовании секретаря-референта работодатель включил в должностную инструкцию, он обязан следовать положениям этой инструкции. При этом, по нашему мнению, работодатель не может быть привлечен к административной ответственности за несоблюдение указанного положения должностной инструкции. Связано это с тем, что такая ответственность наступает согласно п. 1, 2 ст.
КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Однако в силу ст. 5 ТК РФ локальный нормативный акт, которым является должностная инструкция, не относится к вышеуказанным нормативным актам.
Кроме того, в п. 8 Порядка применения единого квалификационного справочника (утв. постановлением Минтруда России от 09.02.2004 № 9) указано, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, предусмотренных квалификационным справочником, но которые обладают достаточным практическим опытом и качественно и в полном объеме выполняют возложенные на них должностные обязанности, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»