Социальное партнерство как вид общественных отношений. Социальное партнерство в образовании: примеры

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Социальное партнерство, определенное действующим законодательством, явилось новым методом современного правового регулирования труда и действенным инструментом грамотного координирования зачастую полярно противоположных интересов персонала и работодателя. Узнаем подробнее, как трактует ТК РФ этот метод, как он проявляется в реальной жизни компании и на каких положениях основывается.

Понятие социального партнерства

Ст. 23 ТК РФ так определяет этот далеко не всегда понятный термин:

Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между сотрудниками, работодателями, органами федеральной власти и структурами местного самоуправления. Подобная система разработана в целях достижения согласовывания и соблюдения баланса интересов двух сторон (персонала и работодателя) в сфере регулировки трудовых и всех взаимодействующих с ними отношений. Партнерами могут быть и представители обеих сторон. В частности, интересы персонала зачастую делегируются профсоюзным организациям.

Структуры федеральной и региональной властей могут стать стороной в партнерстве лишь в исключительных случаях. К примеру, только тогда, когда выступают в качестве работодателя.

Формы социального партнерства

Проявляется социальное партнерство в разных формах. К примеру, все изменения или предложения, выдвигаемые администрацией компании и касающиеся производственно-трудовых вопросов фирмы, обязательно обсуждаются коллективно, с непосредственным участием персонала, принимаются (или дорабатываются) и находят отражение в колдоговорах, отраслевых соглашениях и других внутренних локальных актах, регламентирующих работу предприятия и одновременно гарантирующих работникам выполнение их трудовых прав.

Итак, социальное партнерство осуществляется в форме:

  • Двухстороннего консультирования (персонал – администрация) по координированию сферы труда, обеспечению гарантий прав персонала в рамках ТК РФ;
  • Совместных (коллективных) переговоров по работе над проектами колдоговоров и соглашений, а также заключению подобных актов;
  • Участия персонала или его представителей (профсоюзов) в управлении фирмой;
  • Разрешения возникающих споров с участием обеих сторон – работодателей и персонала.

Основные принципы социального партнерства

Система социального партнерства основывается на принципах, перечисленных в ст. 24 ТК РФ. К ним относят:

  • Неукоснительное соблюдение законодательных норм и НПА, регламентирующих трудовую сферу;
  • Документированная полномочность сторон;
  • Взаимоуважение интересов сторон;
  • Равноправность сторон в инициации проведения переговоров и подписании соглашений;
  • Заинтересованность всех сторон;
  • Свободный выбор в рассмотрении условий, означенных в колдоговорах и соглашениях, т. е. запрет на любое вторжение, лимитирующее права сторон, в частности, персонала;
  • Добровольность в возложении обязательств, т. е. каждая сторона соглашается на предложенные условия на добровольной основе, без давления извне. Кстати, сторона вправе не принимать неприемлемое для себя обязательство, которое предлагает вторая сторона;
  • Реальность (т. е. возможность выполнения) принимаемых обязательств;
  • Контролирование выполнения условий колдоговоров;
  • Обязательность исполнения принятых условий соглашений;
  • Ответственность за их неисполнение.

Уровни социального партнерства

Различают 6 уровней социально-партнерских отношений – от установления баланса интересов в отдельном предприятии до координации трудовой сферы в стране. В них входят уровни:

  • Локальный, устанавливающий обязательства персонала и администрации определенной компании;
  • Территориальный, регулирующий сферу труда в муниципалитетах;
  • Отраслевой, координирующий вопросы труда в отраслях;
  • Региональный, определяемый согласовывание интересов трудовой сферы в регионах РФ;
  • Федеральный, т. е. регулирующий трудовые вопросы по РФ в целом.

Органы социального партнерства

Социально-трудовая сфера – понятие намного более обширное, чем только вопросы труда. В этот комплекс входят еще темы соцобеспечения и быта, ведь любой внутрифирменный коллективный договор включает целый раздел, посвященный социально-бытовым вопросам.

Эффективность социально-партнерских отношений регулируется специальными органами – комиссиями, создающимися по решению сторон на каждом из перечисленных уровней и состоящими из полномочных представителей. На федеральном уровне в рамках действующих законов постоянно работает Российская 3-сторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений. В ее составе - представители общероссийских профсоюзных объединений, союзов работодателей, Правительства страны.

Придерживаясь тех же принципов и опираясь на законодательную базу, подобные комиссии создаются и действуют на всех уровнях социального партнерства в сфере труда.

Образование как социальный институт играет не последнюю роль в процессе социализации человека. Оно отвечает за своевременную и адекватную подготовку индивида к полноценной жизнедеятельности в обществе. Понять суть и специфику системы образования непросто. Государство регламентирует единое образовательное пространство, но помимо этого существует много практик, дополняющих процесс. Одно из таких явлений - социальное партнерство в образовании. Что оно собой представляет, в чем состоят его методы и какая его система, попробуем разобраться при помощи примеров.

Партнерство как элемент социального взаимодействия

«Ты - мне, я - тебе» - именно так можно охарактеризовать смысл слова «партнерство». Изначально это понятие использовали только в социальных и экономических науках. Им характеризировали процесс согласования действий участниками. В более широком понимании «социальное партнерство» следует рассматривать как систему сольватаций (взаимодействий), в результате которых субъекты удовлетворяют свои потребности.

Последние несколько лет социальное партнерство начинают трактовать как многослойный процесс, где функционирование элементов четко регламентировано и направлено на достижение положительных изменений. То есть его можно понимать как своеобразный тип взаимоотношений между субъектами, что объединены общими интересами и совместно решают возникнувшие проблемы. Главная задача партнерства заключается в преодолении возможных различий действий участников, согласовании работы и нивелировании конфликтов.

Образовательный процесс

Исходя из вышесказанного, социальное партнерство в сфере образования можно определить как общие действия субъектов, имеющих отношение к образовательному процессу. Для таких действий характерно иметь одинаковые цели и нести обоюдную ответственность за полученные результаты.

Система социального партнерства образовании рассматривается на трех уровнях:

  1. Взаимоотношения социальных групп профессионалов внутри системы.
  2. Партнерство работников системы образования с представителями других организаций и социальных институтов.
  3. Взаимоотношения самого института образования и общественности.

Развитие социального партнерства в образовании берет свое начало с 80-90-х годов прошлого века. В это время автономными становятся образовательные учреждения, на рынке труда возрастает спрос на высококвалифицированные кадры. Институт образования начинает играть ключевую роль в развитии государства. Важным элементом в социальном партнерстве образовательной сферы становятся взаимоотношения учебных заведений, профсоюзов, работодателей и государственных структур. Их основная цель заключается в следующем: обозначить потребности рынка труда для увеличения кадрового потенциала; сформировать образованную личность с активной жизненной позицией; повысить экономический и духовный потенциал социума в целом.

В переводе на человеческий язык это означает, что в стране происходят динамичные изменения. Начинают внедряться партнерские схемы по типу США и на фоне этого эволюционного хаоса возникает потребность в «других людях». То есть обществу необходимы кадры, которые уже обучены новым стандартам. И здесь на первый план выходит институт образования, ведь кому, как не ему, отвечать за обучение подрастающего поколения новым методам. В этом, собственно, и заключается главная суть понятия «социальное партнерство в сфере образования».

Но с течением времени ведущие лица страны начинают понимать, что в целом рассматривать взаимодействие институтов образования, экономики и политики не очень логично. Из виду упускаются множество важных моментов, которые находятся на низших уровнях институциональной градации. Поэтому социальное партнерство в образовании начинает «обрастать новыми побегами», каждый из которых отвечает за свою сферу.

Муниципальное образование

Сейчас партнерство можно рассматривать в среде развития различных образовательных заведений. Первое, с чего стоит начать, - это муниципальное образование. Под ним подразумевают общий образовательный процесс, который проводят на определенной территории и решают свойственные только ей проблемы. Чтобы было немного понятнее, можно навести небольшой пример. Допустим, существует небольшой Образовательный процесс в заведениях проводится согласно действующему законодательству, но помимо этого включены особые элементы, которые свойственны только этому району. В рамках образования могут проводиться тематические ярмарки, дни памяти известных личностей, которые раньше проживали на этой территории или создаются кружки ремесел, что популярны в конкретном регионе.

Муниципальное образование делится на 5 видов:

  • Сельские поселения. Сюда входят села (поселки, хутора и т. д.), что находятся на определенной территории.
  • Городские поселения. Можно отнести города или поселки городского типа.
  • Муниципальные районы. К ним относят несколько городов или сел, где местное самоуправление решает общие вопросы.
  • Городские округи. То есть города, не входящие в директиву муниципальных районов.
  • Автономные городские территории. Части города со своей организационной структурой. Например, индийский квартал в Сингапуре: с одной стороны часть города, с другой - отдельный ее элемент.

Социальное партнерство в муниципальном образовании осуществляется между органами, руководящими образовательными процессами на местах, и властью страны. Основная специфика таких взаимодействий заключается в финансировании. Например, государство уже давно учредило, что за предоставление льгот отвечает система муниципального образования. Также предоставляются образовательные субвенции, которые система местного управления делит на все учебные заведения в зависимости от их потребностей и статуса. Также государство может предоставить информацию о необходимости на рынке труда специалистов, которых обучают в заведении, что находится на территории муниципального района. Власти берут это во внимание и могут увеличить финансирование заведения, количество бюджетных мест и т. д.

Педагогическое образование

Для тех, кому неизвестно, что такое педагогическое образование: это процесс подготовки высококвалифицированных специалистов для работы в учебных заведениях. То есть подготовка воспитателей, учителей и профессоров.

Социальное партнерство в педагогическом образовании напрямую зависит от ожиданий общественности. В последнее время значительно возросли требования к качеству школьного образования, из-за этого появилась необходимость изменить методы и технологии подготовки педагогов. Развитие педагогического образования зависит от таких факторов:

  • Политические инновации в сфере образования.
  • Наличие концепции, которая позволяет задействовать органы государственной и муниципальной власти для поддержания исследований.
  • Создание службы общественного контроля, которая, ориентируясь на государственные запросы, могла бы направлять систему педагогического образования в нужное русло.

Если «муниципальное партнерство» ориентировалось в основном на финансовую сторону вопроса, то педагогическое образование базируется на требованиях общественности в повышении качества образования согласно современным стандартам.

Например, несколько лет назад возникла потребность в появлении внешкольных образовательных учреждений. Изначально этого захотели родители, которые решили, что ребенок должен развиваться более полноценно. Постепенно начинает возникать спрос на такие заведения, и уже подключается государство, запрашивая педагогов, которые были бы специально обучены для предоставления такого рода услуг.

В целом суть понятна: поскольку каждый человек посещает учебные заведения, то задача педагогов - формировать личность, востребованную в социуме. И если происходят какие-то изменения, то меняется и подготовки педагогов, ведь только им под силу безболезненно внедрить в общество инновационные программы.

Профессиональное образование

Сейчас общество требует, чтобы профильные учебные заведения выпускали специалистов, которые готовы сразу приступить к работе. Также экономический институт запрашивает определенное количество специалистов той или иной сферы. Социальное партнерство в профессиональном образовании заключается в предоставлении на рынок труда востребованных кадров в нужном количестве.

Здесь все предельно просто: рынок - это цикличная система, в которой постоянно что-то меняется. Один год не хватает экономистов, другой год невозможно найти юриста. И, услышав о том, что на рынке труда не хватает представителей определенных профессий, абитуриенты массово начинают подавать документы именно на эту специальность. В результате предложение начинает превышать спрос и растет уровень безработицы. Чтобы такого не происходило, существует социальное партнерство в образовании, которое позволяет максимально эффективно использовать человеческие ресурсы.

Дошкольное образование

Современное не может полноценно развиваться без взаимодействия с социумом, поэтому партнерство здесь особенно актуально. Социальное партнерство дошкольном образовании заключается в создании связей дошкольного заведения с культурными, образовательными и другими развивающими центрами. Такая практика вызывает у ребенка более высокий уровень восприятия, он быстрее развивается и учится строить свои партнерские отношения, по типу «ты - мне, я - тебе».

Работа в условиях социального партнерства помогает расширить культурно-образовательную среду ребенка, а соответственно, ему будет легче адаптироваться в дальнейшем. В этом сегменте взаимодействия на первый план выходят Ему показывают то, что интересно и познавательно, обучают тому, что необходимо. А также проводят работу с семьями, которые также являются участниками социального партнерства.

Дополнительное образование

Социальное партнерство в образовании играет весомую роль даже в среде, предоставляющей дополнительные знания. Это могут быть языковые школы, курсы, семинары или мастер-классы. То есть вид образовательной деятельности, что подразумевает всестороннее развитие человека - это дополнительное образование. Социальное партнерство в этой среде заключается в предоставлении всевозможных знаний и возможностей. Если описать тезисами, то партнерство занимается следующим:

  • Сохраняет основные идеи организации работы в сфере дополнительного образования.
  • Поддерживает взаимоотношения с госструктурами, средой бизнеса, социумом и родителями.
  • Принимает активное участие в его развитии. Отвечает за социально-ориентированный сегмент дополнительного образования, в который входят программы поиска талантов, поддержка детей из неблагополучных семей или предоставление услуг дополнительного образования детям с ограниченными возможностями.
  • Распределением бюджетных средств в соответствии с запросами организаций.

Дополнительное образование можно разделить на три основные группы: культурное, гуманитарное и техническое. В каждой из этих групп предоставляются общие основы знаний, а также современные новаторские идеи. Поскольку сейчас знания - это самая ценная валюта, то в среде дополнительного образования пытаются предоставить необходимый базис, на котором в последующем будет формироваться всестороннее индивидуальное развитие.

Как организовывается партнерство?

Организация социального партнерства образовании основывается на следующем:

  1. Законодательные акты. Законы, созданные государством, являются основным источником становления и развития социального партнерства. Ими регламентировано поле действий и границы возможностей участников.
  2. Управление на местах. В каждом муниципальном округе есть свои правила и законы, некоторые из них касаются и социального сотрудничества. Если взять, к примеру, систему муниципального образования. Допустим, эта организация получила определенную сумму на развитие образовательной системы в своем районе. Она могла бы разделить всем поровну, но такого не происходит.
  3. Общество и экономика. Система образования тесно связана с запросами общественности и экономическими изменениями. И если в жизнь людей входит что-то новое, не касающееся образования ни прямо, ни косвенно, то учебный план все равно меняется, чтобы в дальнейшем ученики и студенты соответствовали ожиданиям рынка.

Необходимо ли социальное партнерство в образовании?

Сегодня, к сожалению, невозможно сравнивать понятия «социальное партнерство»/ «качество образования». Хоть они немного и продвинулись вперед, осталась еще масса нерешенных вопросов.

Изначально социальное партнерство внедряли по типу Америки и Европы, вот только при этом не учитывались особенности нашего государства, его культура и менталитет. В связи с этим было упущено много важных моментов. Однако, несмотря на все это, партнерство приносит положительные изменения в развитие образования даже сегодня.

Социальное партнерство в образовании (приоритеты и возможности):

  • Основная приоритетная цель взаимодействия: удовлетворение общих интересов всех участников содружества. В расчет берутся не только социальные институты и процессы, что в них происходят, но субъекты взаимодействия (учителя, ученики, родители).
  • Программа социального партнерства помогает сделать обучение более эффективным. Участники учебного процесса становятся востребованными в социальной среде.
  • Правильный подход и регулирование партнерства дают толчок для полноценного развития общества, избавляя его от безработицы и наполняя востребованными специалистами.

Итог

Можно навести множество примеров социального партнерства в образовании. Это и система поощрения студентов за хорошие оценки (стипендия), и соглашения между учебным заведением и работодателем, который готов принять на работу бывшего студента, и даже диалог родителя и учителя. Но главной составляющей этого процесса являются качественные знания, носитель которых так востребован и ожидаем социумом.

Социальным партнерством называют цивилизованное взаимодействие между организациями - защитниками интересов трудящихся (профсоюзами), работодателями и госорганами. Посредством сотрудничества достигается регулирование трудовых отношений, исходя из договоров и законодательства. За счет функционирования социального партнерства повышается уровень гарантий для работников.

Самое краткое определение социального партнерства звучит так. Это система взаимодействия на рынке труда между основными агентами. Понятие и принципы социального партнерства мы рассмотрим в этой статье. Начать изучение этой рыночной категории общества следует с толкования.

Подробнее о разных трактовках понятия

Выделяют две трактовки социального партнерства. Глобальный вариант, основанный на исторических закономерностях, гласит, что классовая борьба трансформировалась в систему партнерских отношений между работниками и работодателями. В развитых странах цивилизованные социально-трудовые взаимодействия способствовали развитию экономики и стиранию классовых противоречий. Конфликты в современном мире возникают не между классами, а между организациями. Споры решаются цивилизованным путем. Таким образом, социальное партнерство по данной трактовке – один из методов достижения согласованности интересов.

По другому аспекту понимания социальное партнерство обеспечивает решение социально-экономических проблем и урегулирование спорных моментов между работниками и работодателями. Эти две точки зрения не противоречат друг другу, поэтому можно для широты понимания системы учитывать глобальную и конкретную трактовку. Социальное партнерство до конца не может исключить колебания в трудовой сфере из-за классовых различий. Оно только смягчает конфронтацию.

Важность социального партнерства

Становление социального партнерства протекало сложно и происходит до сих пор. В РФ законодательство в данной нише развивалось с нуля. Сначала защищенность трудового населения в результате стремительных реформ упала, но это привело к толчку для развития социальной системы. Возникло ослабление государственного контроля.

В настоящее время любому специалисту ясно, что система и принципы социального партнерства – эффективный способ оптимизации баланса интересов работодателей и работников. Данное понятие описано в Трудовом кодексе РФ (ст. 23). Там же указаны его виды.

Принципы социального партнерства

Социальное партнерство регулирует интересы государства, бизнеса и наемных работников в сфере труда. Его прямая функция заключается в стабилизации отношений в социуме, что способствует сохранению баланса и мира. Система оказывает влияние на развитие гражданского общества и демократии в экономике, обеспечивает социально-экономическую безопасность и справедливость в разрешении противоречий в трудовой нише.

Основными принципами социального партнерства являются следующие:

  1. Любая сторона может инициировать переговоры (равноправие).
  2. Учитываются интересы всех участников.
  3. Законодательство предоставляет возможность договариваться самостоятельно по многим вопросам.
  4. Государство укрепляет демократическую составляющую социального партнерства за счет создания специальных органов содействия.
  5. Подписание договора требует от сторон соблюдения пунктов, составляемых с учетом норм трудового права и прописанных в законодательстве, а также других правовых актов.
  6. Назначение представителей сторон происходит с помощью собрания работников и составления протокола (делегация профсоюза) или приказа (участники от работодателя). В результате избранные приобретают полномочия для отстаивания интересов.
  7. Выбор обсуждаемых вопросов зависит от участников. Принципом социального партнерства является свобода выбора.
  8. Обязательство сторонами принимаются добровольно, без давления, они должны быть реальны, то есть по силам.
  9. Коллективные договоры требуют неизбежного выполнения. Контроль за этим осуществляют надзорные органы.
  10. При невыполнении обязательств наступает административная ответственность, которая устанавливается при заключении договора.

Функции

Процессы, происходящие в социально-трудовой сфере, обеспечивают стабильность экономики и политики общества и способствуют развитию демократических институтов. Принципы социального партнерства в сфере труда ориентированы на устранение радикального подхода по решению проблем. На это направлена мировая практика и деятельность МОТ (Международной организации труда). Задача заключается в ведении конструктивного диалога с учетом интересов всех участников.

Согласование разнообразных социально-групповых интересов, урегулирование противоречий, конфликтов и их предотвращение посредством методов социального партнерства способствуют миру, развитию экономики и общественного порядку.

История возникновения

Развитие социального партнерства началось с момента появления МОТ. В России данная система закрепилась после появления Указа № 212 от 15.11.1991. На ней базируется разрешение трудовых споров, обсуждение и составление соглашений.

Формы социального партнерства

  1. Коллективные переговоры при составлении общих соглашений.
  2. Составление коллективных договоров.
  3. Взаимные консультации, например при несогласии между профсоюзом и работодателем.
  4. Управление организацией работниками и профсоюзом.
  5. Досудебные разбирательства представителей работников и работодателей.

Примеры действия социального партнерства

Диалог между работодателями и работниками или их представителями относится к двустороннему типу. Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот. Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат. Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.

В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме. Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним. Согласовывать проблемы допускается с местными (территориальными, региональными), отраслевыми и/или общенациональными органами.

В России организована комиссия, куда входят представители объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Структура выполняет функции урегулирования социально-трудовых отношений. В субъектах государства также существуют возможности организации комиссий разного уровня, функционирующих на основе законов РФ и особых указаний, утвержденных органами местного самоуправления.

Роль государства

Особую роль в регулировании социального партнерства принимает государство:

  1. Контролирует законодательство.
  2. Принимает новые правовые акты.
  3. Определяет особенности организации объединений работников и работодателей.
  4. Устанавливает формы и методы взаимодействия партнеров, правовые рамки их деятельности и законодательный регламент.
  5. Выступает в качестве посредника при решении конфликтных ситуаций.
  6. Является социальным партнером при оформлении коллективных соглашений особого уровня.
  7. Создает условия для создания ассоциаций между работниками и/или работодателями.

Главная задача государства

В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.

В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.

Социальное партнерство: принципы, уровни

В Трудовом кодексе (ст. 26) выделяют 5 уровней социального партнерства:

  1. Федеральный (основы урегулирования отношений).
  2. Региональный (порядок регуляции в субъектах).
  3. Отраслевой (управление в конкретной отрасли).
  4. Территориальный (для конкретного населенного пункта или его зоны).
  5. Локальный (в рамках определенной организации).

Действующие принципы социального партнерства должны функционировать в соответствии с законодательством на любом из уровней.

Заключение

Таким образом, если описать формы и принципы социального партнерства, то можно вывести следующие ключевые особенности правильной работы структуры:

  1. Это крепкая идеология партнерства в классах рабочих и собственников, где наемные работники не стремятся разрушить существующий строй, а стимулируют создание новых реформ и соглашений для улучшения своего положения.
  2. Принципы социального партнерства и их система функционируют исключительно в развитой экономике, когда государство не только поддерживает определенный класс, а выполняет политику по учету интересов многих представителей населения. Основным принципом социального партнерства является принцип равноправия сторон.
  3. Необходим интерес сообществ от рабочего класса (партий, профсоюзов) и наличие у них достаточной силы и авторитета, чтобы работодатели и госорганы считались с мнением организаций. Поэтому некоторые специалисты считают уважение и учет интересов сторон основным принципом социального партнерства.
  4. Экономические проблемы, потеря капитала и нестабильность в социуме – основные причины, заставляющие государство и собственников прислушиваться к организациям работников.

Социальное партнерство, понятие, принципы, формы его осуществления считаются относительно новыми категориями для России. Однако, несмотря на это, уже были предприняты конструктивные меры, направленные на создание соответствующих институтов. Рассмотрим далее, что собой представляют принципы, формы, партнерства.

Общая характеристика

Социальное партнерство, формы которого получили нормативное закрепление, выступает в качестве наиболее эффективного способа разрешения возникающих конфликтов интересов, вытекающих из объективных отношений нанимателей и работников. Оно предполагает путь конструктивного взаимодействия на основании договоров и соглашений между руководителями предприятий и профсоюзами. Понятие, уровни, формы социального партнерства формируют базу для деятельности МОТ. Эта организация на условиях равноправия объединяет представителей нанимателей, сотрудников и государства в большинстве стран мира. Ключевое значение в повышении эффективности этой структуры имеют консолидация, солидарность и единство действий всех профсоюзов, их органов и членов, расширение сферы распространения коллективных соглашений, усиление ответственности всех участников взаимодействия за реализацию принятых на себя обязательств, а также совершенствование нормативного обеспечения.

Понятие и формы социального партнерства

В литературе приводится несколько определений рассматриваемого института. Однако одной из наиболее полных и точных считается следующая трактовка. Социальное партнерство представляет собой цивилизованную форму общественных отношений в сфере труда, посредством которой обеспечивается согласование и защита интересов нанимателей (предпринимателей), работников, госорганов, структур местной власти. Это достигается путем заключения соглашений, договоров, выражения стремления к достижению компромисса по ключевым направлениям экономического и политического развития в стране. Формами социального партнерства являются средства, за счет которых осуществляется взаимодействие гражданского общества и государства. Они образуют структуру отношений институтов и субъектов по вопросам статуса, содержания, типов и условий деятельности разных профессиональных групп, слоев и общностей.

Объекты

Выделяя формы и принципы социального партнерства, специалисты изучают реальное общественно-экономическое положение разных профессиональных слоев, общностей и групп, качество их жизни, возможные и гарантированные способы извлечения дохода. Немаловажное значение имеет и распределение национального богатства в соответствии с производительностью деятельности - и осуществляемой в текущее время, и проведенной ранее. Все эти категории представляют собой объекты соцпартнерства. Оно связано с образованием и воспроизводством общественно допустимой и мотивированной Ее существование обуславливается разделением труда, различиями в роли и месте отдельных групп в общем производстве.

Субъекты

Основные принципы и формы социального партнерства существуют в тесной привязке к участникам отношений. К субъектам со стороны работников следует отнести:

  1. Профсоюзы, которые постепенно теряют свое влияние и не заняли нового места в хозяйственной сфере.
  2. Они возникают из независимого движения рабочих и не связаны с образованными ранее профсоюзами ни традициями, ни происхождением.
  3. Полугосударственные образования. Они выполняют роль общественных отделов администрации на различных уровнях.
  4. Многофункциональные движения, включающие наемных работников, рыночно-демократической направленности.

Со стороны нанимателей в социальном партнерстве участвуют:

  1. Руководящие органы госпредприятий. В процессе приватизации, коммерциализации, акционирования они приобретают все большую независимость и самостоятельность.
  2. Управляющие и собственники частных компаний. Они с самого начала образования действуют автономно от госструктур.
  3. Общественно-политические движения предпринимателей, руководителей, промышленников.

Со стороны государства субъектами социального партнерства выступают:

  1. Общеполитические и социальные органы управления. Они не вовлечены непосредственно в производство и не имеют прямой связи с работниками, нанимателями. Соответственно, они не оказывают существенного влияния на отношения в сфере производства.
  2. Хозяйственные ведомства и министерства. Они не несут непосредственной ответственности за производственный процесс, однако располагают сведениями о реальной ситуации на предприятиях.
  3. Госорганы, осуществляющие на макроуровне.

Проблемы образования института

Понятие, уровни, формы социального партнерства, как выше было указано, закрепляются юридическими актами. Стоит отметить, что становление всего института представляет собой довольно сложный и продолжительный процесс. Многие страны в течение не одного десятилетия двигались к образованию системы соцпартнерства как одного из ключевых компонентов трудового права. Что касается России, то процесс образования института был осложнен двумя обстоятельствами. В первую очередь в стране не было опыта по использованию системы в социалистический период. Соответственно, отсутствовало нормативное закрепление в ТК, поскольку коммунистическая идеология отрицала необходимость применения ее в управлении. Немаловажное значение имели высокие темпы разрушения существовавшей ранее парадигмы, интенсивность либерализации общественно-производственных отношений. Эти факторы привели к снижению роли государства в сфере труда и, соответственно, ослаблению защищенности граждан. В настоящее время сложно найти субъекта, который сомневался бы в значимости социального партнерства как самого эффективного метода достижения общественного мира, поддержания баланса интересов нанимателей и работников, обеспечения стабильного развития всей страны в целом.

Роль государства

В мировой практике развития форм социального партнерства особое место отводится власти. В первую очередь именно государство обладает полномочиями на принятие законов и других нормативных актов, фиксирующих правила и процедуры, устанавливающих юридический статус субъектов. Вместе с этим власть должна являться посредником и гарантом в ходе разрешения разнообразных конфликтов между участниками отношений. Госорганы, кроме того, принимают на себя функцию распространения самых эффективных форм соцпартнерства. Между тем значение государственной и местной власти не должно ограничиваться исключительно одним убеждением нанимателей брать на себя действительные обязательства, связанные с собственностью имущества, находящиеся в русле общественно-экономических задач и целей госполитики и не ущемляющие интересы страны. Власть при этом не может отходить от реализации контрольных функций. Надзор за осуществлением цивилизованного соцпартнерства на демократической основе должен осуществляться уполномоченными госорганами.

Ключевые положения системы

Государство принимает на себя обязательства по разработке законодательных норм. В частности, в ТК закрепляются ключевые принципы соцпартнерства, определяется общая направленность и характер юридического регулирования отношений, которые складываются в хозяйственно-производственной сфере. Рассматриваемый институт базируется на:


Основные формы социального партнерства

Упоминание о них присутствует в ст. 27 ТК. В соответствии с нормой, формами социального партнерства являются:

  1. Коллективные переговоры по вопросам разработки проектов коллективных соглашений/договоров и их заключения.
  2. Участие представителей нанимателей и работников в досудебных разрешениях споров.
  3. Взаимные консультации по проблемам регулирования производственных и других отношений, непосредственно связанных с ними, обеспечения гарантий прав сотрудников и совершенствования отраслевых законодательных норм.
  4. Участие работников и их представителей в управлении предприятием.

Стоит сказать, что до принятия ТК, действовала Концепция становления и развития рассматриваемого института. Она была утверждена специальной трехсторонней комиссией по регулированию производственно-хозяйственных отношений (РТК). В соответствии с ней, участие работников (представителей персонала) в управлении предприятием выступало в качестве ключевой формы социального партнерства в сфере труда.

Досудебное разрешение конфликтов

Участие в нем для работников и представителей персонала обладает рядом особенностей. Досудебное разрешение относится исключительно к индивидуальным спорам, поскольку коллективные конфликты в судах не разбираются. При реализации этой формы социального партнерства в сфере труда, действуют правила ст. 382-388 ТК. В этих нормах определяется процедура создания представительства участников отношений. Правила регулирования коллективных конфликтов, кроме этапа забастовки, основываются на принципах соцпартнерства. Эксперты, анализируя ст. 27, приходят к выводу о том, что норма содержит неточность трактовки. В частности, специалисты предлагают изменить определение формы социального партнерства, предусматривающей урегулирование конфликтов, на следующую - участие представителей нанимателей и персонала во внесудебных и досудебных разбирательствах. В этом случае последнее будет указывать на возможность разрешения индивидуальных, а первое - коллективных споров.

Специфика категорий

Нормативно формы социального партнерства впервые закреплены в Законе Ленинградской обл. В нем указанные категории определяются как конкретные виды взаимодействия субъектов для создания и реализации согласованной общественно-экономической и производственно-хозяйственной политики. В пояснениях к ТК формы социального партнерства трактуются как способы осуществления взаимоотношений участников для регулирования рабочих и прочих связей, касающихся их. Присутствуют соответствующие дефиниции и в региональных законах.

Дополнительные категории

При проведении анализа действующих норм, эксперты указывают на возможность дополнить ст. 27. В частности, по мнению специалистов, к формам социального партнерства относятся:


По мнению других экспертов, приведенные выше варианты имеют ряд недостатков. В первую очередь присутствует декларативность некоторых положений, привязка к структурам, которые уполномочены на их реализацию. Вместе с этим, формы социального партнерства, установленные в законодательстве региона, способствуют существенному расширению возможностей участников отношений, в сравнении со ст. 27 ТК. Приведенный в норме как исчерпывающий перечень, таким образом, может быть дополнен и конкретизирован и самим Кодексом, и иными нормативными актами. Соответствующая оговорка присутствует в указанной статье. В частности, в ней сказано, что формы социального партнерства могут устанавливаться законодательством региона, коллективным соглашением/договором, предприятия.

Ст. 26 ТК

Формы и уровни социального партнерства представляют собой ключевые звенья, образующие рассматриваемый институт. В ТК не дается четких определений, однако приводятся перечни, классификации и признаки элементов. Так, в ст. 26 Кодекса указываются федеральный, отраслевой, региональный, территориальный и локальный уровень. Анализируя приведенные категории, многие эксперты указывают на нарушение логики построения перечня. Объясняют свой вывод специалисты тем, что в нем присутствуют категории, разделенные по независимым классификационным признакам.

Территориальный критерий

Соцпартнерство существует на федеральном, муниципальном, региональном и организационном уровнях. Этот перечень представляется неполным. В ст. 26 ТК не упоминается еще один - федерально-окружной уровень. В мае 2000 г. президентом был подписан Указ об образовании округов. В соответствии с этим актом, были назначены представители Главы государства и открыты представительства. В настоящее время во всех федеральных округах подписаны 2-х либо 3-сторонние соглашения. Они необходимы для создания единого округа, обеспечения реализации потребностей населения, прав работоспособных граждан, развития социального партнерства и так далее.

Отраслевой признак

Формы и уровни социального партнерства, существующие на региональном уровне, обеспечиваются нормативной базой, соответствующей особенностям местности, историко-культурным традициям и пр. В законодательствах субъектов РФ, кроме предусмотренных в ст. 26 ТК, устанавливается специальная (целевая) ступень. На этом уровне осуществляется заключение профессиональных отношений.

Заключение

Некоторые эксперты предлагают добавить в ст. 26 ТК международный и корпоративный уровень. Однако включение последнего представляется на сегодняшний день несколько преждевременным. Если говорить о корпоративном уровне, то его добавление в существующий перечень в настоящее время нецелесообразно. Это обуславливается непосредственно характером этой ступени. На этом уровне объединяются организационный, отраслевой, территориальный и международный признаки социального партнерства. При этом последний реализуется преимущественно в соответствии с положениями договоров, заключенных РФ с другими странами с учетом коллизионных норм трудового права. Для прояснения ситуации эксперты предлагают изменить трактовку ст. 26. По их мнению, в статье необходимо указать, что территориальный уровень - часть РФ, определенная в соответствии с нормативными актами (Конституцией, уставами МО и предприятий, правительственных постановлений и пр.). Функционирование института осуществляется в целом по стране, в округах, регионах, в муниципалитетах и непосредственно на предприятиях.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»