Агротехника выращивания саженцев древесных растений. Агротехника выращивания саженцев декоративных пород

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
> > > Лесные деревья и кустарники > Школьные отделения

Раздел II. Выращивание посадочного материала

Глава 11. Школьные отделения

11.1. Школа древесных пород и кустарников

В древесных школах выращивают саженцы деревьев и кустарников для создания лесных культур, защитных насаждений и озеленительных работ. Использование для лесокультурных работ саженцев перспективно. В этом случае ускоряется выращивание искусственных насаждений, а часть работ с лесокультурной площади переносится в лесопитомник , где легче механизировать и автоматизировать технологические операции. При высокой агротехнике выращивания саженцы имеют гармоничное развитие всех частей растения и накапливают оптимальное количество питательных веществ, необходимых для их приживания и первоначального роста после посадки. - саженцы по сравнению с сеянцами имеют больший диаметр стволика, где в частности накапливаются запасные питательные вещества. При этом, например, усиленный рост саженцев ели по диаметру происходит главным образом за счет большего количества клеток трахеид и прежде всего ранней древесины, и в меньшей степени за счет увеличения их размеров. Эти различия сохраняются и в культурах. Так, при посадке 4-летних сеянцев и саженцев 2+2 ели машиной МЛУ-1 в раскорчеванные полосы, ширина годичного слоя древесины в одно-летних культурах, созданных саженцами, была больше чем при посадке сеянцев того же биологического возраста в 1,7 раза, а в 5-летних- в 1,5 раза (А.Р. Родин, 1977). Поэтому такие саженцы хорошо приживаются и растут при их посадке в культуры. Они имеют меньшее послепосадочное торможение роста в высоту, чем сеянцы. И раньше вступают в период быстрого роста, быстрее выходят из-под полога нежелательных лиственных пород и хорошо противостоят заглушению травянистой растительностью. Возраст саженцев определяется по количеству лет выращивания в школе.

Успешность создания культур перешколенным посадочным материалом также объясняется тем, что саженцы, высаживаемые на лесокультурную площадь, развиты лучше сеянцев, имеют более оптимальное соотношение между надземной частью растения и корневой системой, между ассимиляционным аппаратом и всасывающими корнями. Для выращивания саженцев в древесную школу высаживают молодые пластичные растения. После частичной обрезки у них корней последующая их регенерация приводит к формированию более компактной корневой системы, значительно лучше сохраняющейся при повторной выкопке и пересадке в культуры, чем у одновозрастных сеянцев.

Продолжительность выращивания саженцев в школьном отделении определяется их целевым назначением. Для лесокультурных целей саженцы выращивают в течение 2...4 лет, а для озеленения древесные породы выращивают 6.12 лет, а кустарники 2...3 года. С этой целью организуют простую, комбинированную и уплотненную школы.

Выращивание саженцев в простой школе. При выращивании саженцев применяют от одной до трех пересадок растений с постепенным увеличением площади питания. Для этой цели организуют первую, вторую и третью школы (рис. 40). В первую школу высаживают 1-2-летние сеянцы (реже укорененные черенки) с расстоянием между рядами 0,8 м, размещением в ряду через 0,5 м. Во вторую школу высаживают трех-четырехлетние саженцы с размещением 1x1 м или 1,5x1,5 м, а в третью школу -шести-восьмилетние саженцы с размещением 3x2 м. Перед посадкой в школу посадочный материал сортируют; обрезают поврежденные корни и подновляют или укорачивают корневую систему до 15...25 см для условий с нормальным увлажнением и до 20...30 см для районов с недостаточным увлажнением. После обрезки корни обмакивают в болтушку, состоящую из жидкой смеси перегноя или торфа с землей. В болтушку добавляют гетероауксин или другие ростовые вещества. Регенерация корневых систем улучшается при их обработке веществами, защищающими от иссушения и одновременно стимулирующими рост корней после посадки. С этой целью может быть применен водный раствор, содержащий альгинат натрия, этиленгликоль и казеин. Хорошие результаты стимулирования регенерации корней и приживаемости посадочного материала дает использование экологически чистых биопрепаратов: активатора почвенной микрофлоры, азотовита и бактофосфина. Обработку корневых систем проводят путем их обмакивания в торфяно-глиняную болтушку с добавлением биопрепарата в дозе из расчета 1,0-4,0 мл на 1 л воды.

Почву в древесной школе обрабатывают на большую глубину, чем в посевном отделении, но системы обработки почвы в полях севооборота аналогичны применяемым в посевном отделении. Глубина вспашки почвы в школьном отделении определяется размерами корневых систем выращиваемых саженцев. В первой школе основную вспашку в лесной и лесостепной зонах проводят на глубину 30...35 см, а в степной зоне на 35..40 см. Во второй школе- соответственно на глубину 35...40 см и 40...50 см, а в третьей школе- на 45...50 и 55...60 см. Независимо от глубины обработки почвы удобрения вносят в верхний 20...30-сантиметровый слой, т.е. в зону основной массы корней саженцев.

РИС. 40. ПРОСТАЯ ДРЕВЕСНАЯ ШКОЛА

Предпосадочную обработку почвы проводят без оборота пласта на глубину посадки сеянцев или саженцев. В первой школе для посадки сеянцев и укорененных черенков почву рыхлят на глубину 25-30 см, затем используют бороны или культиватор. Для посадки саженцев во второй и третьей школах почву рыхлят на 35-50 см плантажными плугами без отвалов с одновременным боронованием. Дополнительная предпосадочная обработка почвы включает выравнивание поверхности почвы и более тщательное рыхление почвенными фрезами. Школы лиственных пород закладывают весной и осенью, а хвойных, как правило, весной.

Выращивание саженцев в комбинированной школе. Более целесообразно саженцы выращивать в комбинированных школах, в которых древесные растения со сроком выращивания 6...12 лет высаживают рядами на расстоянии 2,4...4,5 м один от другого. Между этими рядами древесных пород высаживают два (рис. 41, а) или четыре (рис. 41, г) ряда кустарника со сроком выращивания 2.3 года. Таким образом за одну ротацию древесных пород проходят две и более ротаций кустарников. При этом в результате неоднократной выкопки кустарников происходит формирование корневой системы у саженцев деревьев, оставляемых в школе, за счет двустороннего обрезания у них горизонтальных корней выкопочной скобой.

РИС 41. СХЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ САЖЕНЦЕВ В КОМБИНИРОВАННОЙ ШКОЛЕ

При выращивании саженцев хвойных пород для лесокультурных целей применяют комбинированные школы с уплотненным их размещением. В этом случае три или пять рядов саженцев ели (рис. 41, б и в) или кратное их число (рис. 41 д и е) со сроком выращивания 2...3 года чередуют с рядом лиственных древесных пород или хвойных пород со сроком выращивания 6...12 лет. В ряду саженцы ели высаживают через 0,1...0,2 м, а породы с длительным сроком выращивания - через 0,7...1 м.

Выращивание саженцев в уплотненной школе. Эта школа применяется, прежде всего, для выращивания саженцев ели с биологическим возрастом 4...6 лет (рис. 42). Уплотнение достигается за счет применения узких междурядий и небольшого шага посадки. Схема посадки ленточная, состоящая из 3...5 рядов. Расстояние меду рядами в ленте принимается от 0,4 до 0,2 м, шаг посадки 10...20 см. Для выращивания саженцев ели обычно используют 2...3-летние сеянцы, которые затем выращивают 2...3 года в уплотненной школе. При этом их биологический возраст равен сроку выращивания в посевном отделении и школе и обозначается двумя цифрами. Например, саженцы 5-летнего биологического возраста выращивали 2 года в посевном отделении и 3 года в школе обозначают цифрами 2+3. Перед посадкой сеянцев ели в школу у них подрезают корни, что обеспечивает формирование хорошо развитой, компактной корневой системы. При посадке в школу 2-летних сеянцев ели корни подрезают с таким расчетом, чтобы длина корневой системы была в пределах 15... 18 см.

При закладке уплотненной школы почву вспахивают на глубину 30...35 см. Посадка механизированная. Наиболее перспективна пятисекционная посадочная машина СШП-5/3. За один проход она может высаживать ленту, состоящую из трех или пяти рядов сеянцев.

РИС. 42. УПЛОТНЕННАЯ ШКОЛА ЕЛИ, ЗАЛОЖЕННАЯ ПОСАДОЧНОЙ МАШИНОЙ СШП-5/3 В ТРЕХРЯДНОМ ВАРИАНТЕ

Ель медленно растет в первые годы и хорошо переносит пересадку в более старшем возрасте, чем сосна. Последняя в отличие от ели с первых лет имеет усиленный рост в высоту, в результате чего уже к 3.4 годам надземная фитомасса становится значительно больше подземной. Следовательно, на единицу надземной фитомассы приходится меньшая масса корней. Это неблагоприятно сказывается на приживаемости высаженных растений. Поэтому выращивание саженцев сосны по технологии выращивания саженцев ели дает меньший эффект, та как эта технология хотя и усиливает рост корней, но не обеспечивает значительного роста корневой массы при одновременном временном замедлении нарастания надземной фитомассы.

Для получения высококачественных саженцев сосны необходимо иметь такие агроприемы, которые, не снижая физиологического состояния растений, обеспечивали бы некоторое торможение роста надземной фитомассы и в то же время усиливали приток пластических веществ к корням и тем самым интенсифицировали рост корневой массы. Задержать рост надземной фитомассы и усилить приток пластических веществ к корням, а следовательно их рост, можно путем механического или химического воздействия на верхушечную часть главного побега, называемую конусом нарастания. Здесь находится наиболее активная в физиологическом отношении ткань - меристема, из которой формируются основные органы растения - стволик и хвоя. С деятельностью меристематической ткани тесно связаны интенсивность притока воды, пластических веществ и другие процессы. Это позволяет использовать данный участок главного побега как одно из мощных средств воздействия на корневую систему.

С учетом этих теоретических и экспериментальных исследований кафедрой лесных культур МГУЛ был предложен способ выращивания саженцев сосны (см.: ), сущность которого состоит в подрезке верхушечной части главного побега у высаженных в уплотненную школу растений. Эту операцию следует проводить весной или поздней осенью путем укорачивания главного побега на 2..4 см. Второй способ - это обработка надземной части саженцев регуляторами роста, которые, задерживая рост надземной части растения, усиливают рост корней. К таким регуляторам относят ТУР (хлорхолинхлорид), йодорганические соединения и др. Хорошие результаты, например, дает обработка в начальный период роста саженцев сосны йодозином из расчета 0,2...0,4 г на 200 мл воды. Так как указанный препарат плохо растворяется в воде, его предварительно растворяют в 5...7 мл спирта. В остальном технология выращивания саженцев сосны аналогична технологии выращивания саженцев ели (см.: ). Эти способы выращивания саженцев индуцируют нарастание корней, причем их фитомасса возрастает на 20..25%, а количество сосущих и боковых корней третьего порядка увеличивается в 1,3...1,5 раза. В результате этого культуры имеют высокую приживаемость, а их прирост, даже в однолетнем возрасте, значительно выше, чем при использовании саженцев, выращенных по распространенной технологии. Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ) предложил способ выращивания крупномерных сеянцев хвойных пород равноценных по качеству саженцам. При этом выход посадочного материала с единицы площади больше, чем в уплотненной школе, а также исключается ряд агротехнических операций (см. 10.4).

Корневая шейка при посадке в школу должна быть ниже поверхности почвы в незасушливых районах на 1...2 см, а в засушливых на З...5 см. Посаженные растения оправляют так, чтобы они стояли прямо; почву около них уплотняют, чтобы корни тесно соприкасались с почвой. После этого почву рыхлят, а в засушливых районах при недостатке влаги поливают. Затем проводят уходы, заключающиеся в рыхлении почвы, прополке сорняков, поливах, подкормке, формировании штамба и кроны, борьбе с вредителями и болезнями. Рыхление почвы способствует не только накоплению и сбережению влаги, но и получению посадочного материала с компактной и хорошо разветвленной корневой системой.

Определение выхода стандартных саженцев в школьном отделении питомника определяют по формулам: - при рядовой посадке в простой школе:

где В - выход стандартных саженцев, тыс. шт./га; Б- расстояние между рядами, м; / - шаг посадки, м; у - коэффициент, учитывающий отпад высаженных растений и нестандартных саженцев.

При ленточной посадке в школе:

где В - выход стандартных саженцев, тыс. шт./га; г - число строк в ленте, шт.

Б - ширина ленты с одним межленточным пространством (междурядьем), м;

/- шаг посадки, м;

у - коэффициент, учитывающий отпад высаженных растений и нестандартных саженцев.

11.2. Плодовая школа

Большинство культурных плодовых растений размножают вегетативным способом. Чаще всего для этих целей выращивают сортовые саженцы путем прививки культурного сорта. В этом случае у потомства хорошо сохраняются ценные признаки и свойства материнского дерева привитого растения, и оно раньше начинает плодоносить. Растение, на которое делают прививку, называют подвоем, а прививаемый глазок, или черенок- привоем. Морозо-, засухоустойчивость и другие качества выращиваемых плодовых саженцев в значительной мере зависят от качества подвоев, поэтому необходимо особое внимание обращать на происхождение подвоев. Они должны быть приспособлены к местным почвенно-климатическим условиям, хорошо срастаться с привоем, обеспечивать у привитого дерева хорошую силу роста, раннее вступление в пору плодоношения, высокую урожайность, долговечность, устойчивость против неблагоприятных факторов, вредителей и болезней. Используемые подвои должны быть хорошо развитыми, иметь разветвленную корневую систему и определенную толщину корневой шейки.

Плодовые более требовательны к качеству почв, чем лесные древесные породы, поэтому при закладке плодовых школ предъявляют повышенные требования к почвенно-грунтовым условиям и обработке почвы, а при выращивании саженцев - к системе удобрений. Привитые саженцы большинства плодовых пород реализуют в 2-летнем возрасте, который определяется возрастом культурного побега. Для выращивания такого посадочного материала применяют четырехпольный севооборот. Лучший способ подготовки почвы для закладки плодовой школы на паровом поле - плантажная вспашка. Под осеннюю посадку плантажную вспашку на паровом поле проводят в середине лета, по пропашным культурам - после уборки урожая. Под весеннюю посадку почву пашут осенью. Вспашку производят на глубину 50...60 см с предплужником. Под основную вспашку вносят органические удобрения (навоз, компост) из расчета 30...60 т/га и фосфорно-калийные удобрения- 80...90 кг/га по д.в., сразу после плантажа почву культивируют и боронуют.

На первом поле (поле окулянтов) высаживают сеянцы (называемые подвоем или дичками), выполняют прививку и уход за дичками и окулянтами (рис. 43). Перед посадкой у подвоев подрезают корни и надземную часть. Подвои высаживают весной или осенью при расстоянии между рядами 0,8 м и в ряду 0,3...0,2 м. Осенняя посадка рекомендуется в средней полосе европейской части России на легких структурных почвах в районах с устойчивым снеговым покровом, а также в южных районах при выпадении достаточного количества осенних осадков. Прививку саженцев обычно проводят во второй половине лета путем окулировки спящим глазком в тот период времени, когда на побегах маточных деревьев имеются хорошо сформировавшиеся почки. Окулировка - один из основных способов выращивания саженцев плодовых пород (происходит от латинского слова "окулюс" - глаз), при котором на дичок (подвой) прививают почку (глазок) культурного сорта. За 2...3 недели до летней окулировки при отсутствии дождей, чтобы вызвать сокодвижение и облегчить отделение коры при окулировке, растения обильно поливают. Окулировку проводят как можно ближе к корневой шейке с тем, чтобы не допустить образования побегов из спящих почек подвоя. Лучшее время окулировки - раннее утро и вечер.

Черенки, с которых срезают глазки, заготавливают перед окулировкой из вызревших частей побега текущего года, расположенных в средней и верхней частях кроны маточных деревьев и имеющих хорошо развитые почки. Вызревание побегов ускоряется прищипкой их вершинок за 10... 15 дней до срезки. При срезке побегов одновременно обрезают листовые пластинки, обрывают прилистники и оставляют лишь черешки листьев. Для окулировки с черенка срезают щиток с почкой и тонким слоем древесины. Затем на подвое с северной или северо-западной стороны стволика делают Т-образный надрез коры и отделяют кору от древесины у разреза. В надрез коры движением сверху вниз вставляют щиток и немедленно обвязывают стволик синтетической пленкой. Через 10...15 дней после окулировки семечковых пород и 8...10 дней после окулировки косточковых устанавливают приживаемость глазков. У прижившихся глазков в результате образования прослойки из пробковой ткани черешок листа отваливается при легком прикосновении к нему, а у неприжившихся щиток слегка сморщивается, желтеет и черешок листа не отваливается.

Для защиты глазков и корней от низких температур в районах с суровыми малоснежными зимами окулянты на зиму окучивают на 5...6 см выше места окулировки. В остальном уход аналогичен уходу в древесной школе.

РИС. 43. СХЕМА ВЫРАЩИВАНИЯ ПЛОДОВЫХ САЖЕНЦЕВ: А - ДИЧОК (ПОДВОЙ); Б - ДИЧОК (1) С ПРИВИТОЙ ПОЧКОЙ (2) КУЛЬТУРНОГО РАСТЕНИЯ; В - ДИЧОК (1) С МОЛОДЫМ ПРИВИТЫМ ПОБЕГОМ (3); Г - ПОДВЯЗКА КУЛЬТУРНОГО ПОБЕГА К ШИПУ; Д - СРЕЗКА ШИПА (ЧЕРТОЙ ОБОЗНАЧЕНО МЕСТО СРЕЗА)

Ранней весной следующего года (2-е поле - поле однолетних саженцев) или поздней осенью предыдущего года стволик подвоя срезают на шип на высоте 15...20 см от места окулировки. К оставленному шипу подвязывают молодой культурный побег. В конце лета, иногда Слелдющей весной шип срезают под углом 45 °, не оставляя пенька (рис. 43, д). Саженцы плодовых можно выращивать без шипа. Для этого ранней весной подвои срезают над приживающимся глазком. После того как культурные побеги достигнут высоты 20...25 см, их окучивают землей а сильно отклоненные подвязывают к колышку. Это дешевле, чем оставлять и срезать в дальнейшем шипы у саженцев.

Уход за однолетними саженцами в течение лета заключается в удалении на подвоях поросли, рыхлении почвы, прополке сорняков, периодических поливах и борьбе с вредителями, прищипке побегов для регулирования роста окулянтов и подкормке растений.

На третий год (3-е поле - поле 2-летних саженцев) проводят культивацию междурядий, уничтожение сорняков, полив и подкормку растений. Вторую подкормку выполняют в фазе активного роста саженцев с уменьшенными дозами минеральных удобрений, вносимых во влажную почву. Орошение в сочетании с подкормкой растений особенно благоприятно сказывается на увеличении выхода плодовых саженцев семечковых пород.

На 2-м и 3-м полях плодовой школы проводят формирование штамба и основ будущей кроны. Формирование кроны начинается с формирования у саженцев штамба. Высота штамба у саженцев, т.е. величина стволика от земли до первого сучка кроны, для каждой породы и сорта должна соответствовать действующим техническим условиям. В среднем величина штамба равна 60.. .80 см. Четвертое поле занято паром.

При необходимости выращивания саженцев ягодниковых кустарников организуют ягодниковые школы. В отличие от плодовых пород ягодниковые чаще всего размножаются зимними стеблевыми черенками (смородина, виноград, гранат, инжир и др.) и корневыми отпрысками (летняя посадка малины) или отводками (крыжовник и др.). По аналогии с древесными школами в плодовых также возможно выращивание саженцев плодовых и ягодниковых кустарников с применением комбинированных схем.

Контрольные вопросы

  1. В каких школьных отделениях выращивают саженцы древесных пород и кустарников?
  2. В чем проявляется преимущества создания лесных культур саженцами?
  3. Можно ли агротехническими приемами управлять ростом растений и их физиологическими процессами при выращивании посадочного материала?
  4. Агротехника выращивания саженцев плодовых пород и ягодных кустарников.
  5. Как определяется возраст плодовых пород?

Основываясь на знаниях, полученных в процессе занятий, студент должен разработать технологические карты на выращивание саженцев деревьев и кустарников по всем отдела и школам питомника.

Таблица 8.

Основные мероприятия по выращиванию деревьев в I школе

3.2.4. Расчёт закладки деревьев и кустарников в отделах размножения и формирования

В каждом отделе, в каждой школе питомника при выращивании саженцев и сеянцев происходит их отпад (частичное отмирание). Процент отпада устанавливается соответствующими нормативами. При расчётах условно принимаются следующие проценты отпада:

Отдел размножения (семенное и черенковое отделение): 13-30%

Отдел формирования: I школа: а) медленнорастущие деревья – 5%

б) умереннорастущие деревья – 10-15%

в) быстрорастущие деревья – 20%

г) кустарники – 15-20%

II школа: а) медленнорастущие деревья – 5-10%

б) умереннорастущие деревья – 10-12%

в) быстрорастущие деревья – 12%

г) кустарники – 10-15%

III школа: деревья и кустарники – 5%

Исходные данные для расчетов берутся из таблиц 6 и 7.


Таблица 9.

Расчёт закладки выращиваемых деревьев, кустарников и лиан в отделах размножения и формирования

Виды древесных растений Целевое назначение План выпуска, шт. Отдел размножения Отдел формирования
посевное отделение черенковое отделение I школа II школа III школа
зак ладка % отпада вы пуск зак лад ка % отпада вы пуск зак лад ка % отпада вы пуск зак лад ка % отпада вы пуск зак лад ка % отпада вы пуск
отпад отпад отпад отпад отпад
Ель обыкновенная солитер 20/2267 - - - 20/1889 12/1012 5/402
Липа мелколистая аллея 20/777 - - - 10/353 10/321 - - -
…. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. ….

3.2.5. Расчёт производственных площадей и севооборотов

Для того, чтобы произвести расчёт одного поля в отделе или школе, нужно площадь питания одного растения умножить на количество проектируемых к закладке посадки растений.

Площадь питания на одно растение по отделам питомника рассчитывается студентом в зависимости от принятой им схемы посевов и посадок выращиваемых древесных пород. Здесь же студентом проектируются севообороты. Основой определения площади севооборотов являются сроки выращивания растений по школам. В тех случаях, когда саженцы отпускаются с комом, в севооборот необходимо включить поля для восстановления: завозка земли, планировка. В текстовой части студент должен обосновать количество принятых им полей севооборотов, выбор пара или паров (чистого, занятого или сидерального). Полученные данные занести в таблицу 10.

Площади питания на 1 растение в отделе размножения: а) посевное отделение – 0,01 м 2 ;

б) черенковое отделение – 0,03 м 2 (зелёные черенки– 0,07);

в отделе формирования: а) I школа: деревья – 0,5 м 2 , кустарники – 0,25 м 2 ;

б) II школа деревья – 1,0 м 2 , кустарники – 0,5 м 2 ;

в) III школа – 2,25 – 9 м 2


Таблица 10.

Расчёт общей площади

Наименование отделов и групп растений Сроки выращивания, лет Закладка, шт. Площадь питания на 1 растение, м 2 Площадь одного поля, м 2 Количество полей севооборота, шт Чистая производственная площадь, м 2 Общая производственная площадь, м 2
Отдел размножения
посевное отделение
черенковое отделение
Отдел формирования
Iшкола деревья
кустарники
деревья
кустарники
деревья
кустарники
IIшкола деревья
кустарники
деревья
кустарники
деревья
кустарники
III школа деревья
кустарники
деревья
кустарники
деревья
кустарники
Итого:

Примечание: В отделе размножения 50% от чистой производственной площади добавляется на обочины и дорожки; в отделе формирования – только 10% на обочины. Всё это включается в общую производственную площадь.

Агротехника школы саженцев

Какой севооборот в школе саженцев?

1-е поле – пропашные культуры; 2-е – яровые с подсевом многолетних трав;

3-е – многолетние травы; 4-е – многолетние травы; 5-е – черный пар; 6-е – 1-е поле плодопитомника; 7-е – 2-е поле плодопитомника; 8-е – 3-е поле плодопитомника.

Сложна ли агротехника на первом поле плодового питомника?

Органические удобрения вносят из расчета 100 кг на 10 м 2 . Осенняя вспашка производится на глубину 30–35 см. Для уничтожения сорной растительности вносят гербициды.

Выбранные из зимней прокопки дички сортируют, обрезают корни, оставляя 15–20 см; концы побегов на высоту 25 см у семенных подвоев и до 40 см у клоновых подвоев временно прикапывают в земле.

Сажают подвои вручную или машиной на 1-е поле питомника весной немедленно после того как почва будет готова. В последующем проводят оправку сеянцев и их окучивание на высоте 10–15 см.

Поливают школу саженцев не менее 3 раз (по 0,25-0,35 м 3 воды на 10 м 2). Если приживаемость подвоев ниже 85–90 %, в местах выпадов сеянцы подсаживают вручную.

Для создания оптимальных почвенных условий и уничтожения сорняков по мере их появления школу саженцев мотыжат и пропалывают. Для ускорения роста сеянцы подкармливают азотными минеральными удобрениями (по 25 г действующего вещества на 10 м 2 очередного поля). За период вегетации почву рыхлят трижды. Для борьбы с болезнями и вредителями используют растворы ядохимикатов. Опрыскивание производится до 8 раз за сезон. Перед окулировкой подвои разокучивают, штамбики очищают от грязи, боковых побегов и протирают влажной мешковиной на высоте 4-10 см от корневой шейки. Одновременно нарезают пленку для обвязки окулянтов, ширина полосок 8-10 см, длина – 25–30 см, расход пленки на 10 м 2 – 35 г.

Черенки привоев нарезают за 1 день до окулировки с немедленным удалением листовых пластинок. Черешки длиной 8-12 мм на листьях необходимо сохранять. Всего на 10 м 2 требуется не менее 12 однолетних черенков при условии, что 2 верхние и 2 нижние почки для окулировки не используются.

Длина хорошо вызревших одревесневших черенков прививаемых сортов 25–35 см. После удаления листьев черенки помещают во влажную мешковину и перевозят на поле окулянтов.

В случае заблаговременной заготовки черенки помещают в полиэтиленовые мешки с влажными опилками на дне, которые хранят в холодильниках или подвалах.

Наилучшую приживаемость обеспечивают черенки, заготовленные рано утром в день окулировки или накануне вечером.

Перед прививкой заранее подготавливают ножи с остро отточенными лезвиями. Окулируют в период активного сокодвижения, ориентировочные сроки повышенной физиологической активности – с июля по 15 августа. Использование вместо обычной прививки (в т-образный разрез) окулировки вприклад позволяет период прививочных работ удлинить не менее чем в 2 раза, так как для проведения прививки отставание коры на подвоях не имеет значения. Высота окулировки – 5-12 см от корневой шейки, на карликовых подвоях – 20–25 см.

В процессе обвязки пленкой почку и черешок листа оставляют открытыми. Через 12–14 дней проводят ревизию приживаемости с ослаблением пленочной обвязки.

На прививках с неопавшими черешками целесообразно провести повторно окулировку вприклад (подокулировку), если более 15–20 % глазков не прижились.

Категорически запрещается летняя обрезка окулянтов на 1-м поле питомника над местом прививки, что провоцирует рост глазков и вызывает гибель привоев в зимний период. На зиму раскладывают отравленные приманки для борьбы с грызунами, на 10 м 2 требуется около 4 г обработанного ядохимикатами зерна.

Каковы особенности агротехники на 2-м поле питомника?

До набухания почек обрезают над привитой почкой подвои яблони и груши, а подвои косточковых – на шип с последующей подвязкой культурных побегов к шипу двукратно.

Весеннюю ревизию проводят для выявления погибших глазков в апреле, после ревизии подвои с неприжившимися почками прививают черенками тех же сортов, на привоях оставляют 3 почки. По мере появления удаляют дикую поросль на штамбиках около корневой шейки. Садовыми ножами вырезают шипы на косточковых породах. Для усиления роста однолеток вносят минеральные удобрения: азот – 100 г действующего вещества, фосфор – 90 г и калий – 130 г на 10 м 2 . В течение периода вегетации почву в междурядье культивируют и окучивают, в период активного роста вносят подкормку минеральным удобрением (азот) в дозе не менее 25 г действующего вещества на 10 м 2 . Внутри рядов почва рыхлится вручную мотыгами с одновременным удалением сорной растительности. Болезни и вредители уничтожаются восьмикратным опрыскиванием. Поливают не менее 2 раз за сезон по 0,25-0,3 м 3 воды на 10 м 2 .

Отравленные приманки раскладываются осенью. Для защиты штамбиков от грызунов зимой производят стаптывание снега. Срезанную поросль удаляют с участка.

Примерный выход однолетних саженцев – 28 штук с 10 м 2 .

Мы выращиваем очень слабые двухлетки. Может быть, агротехника на 3-м поле питомника неправильная?

Рано весной до распускания почек начинают формирование кроны, за основу берут разреженно-ярусную систему. Для ее создания необходимо получить 5–7 ветвей первого порядка. Три из них размещают сближенно в виде мутовки из соседних почек, они должны составить нижний ярус, через 50–60 см размещают отдельные или сдвоенные ветви, имеющие оптимальные углы отхождения 45–60°. Высота штамба для будущих деревьев 50–70 см. В процессе формирования саженца на центральном проводнике под побегом продолжения прищипывают, а затем полностью удаляют конкурентов, растущих под острым углом вверх. После обрезки все побеги собирают и удаляют с 3-го поля.

Внесение удобрений производится одновременно с рыхлением. Всего на 10 м 2 расходуется 45 г азота, 60 г фосфора, 60 г калия. За период вегетации почву культивируют не менее 3 раз в рядах и 1 раз рыхлят с прополкой внутри ряда.

Для борьбы с болезнями и вредителями проводится восьмикратное опрыскивание ядохимикатами.

Перед апробацией ощипывают листья на двухлетних саженцах или обрабатывают дефолиантами за 2–3 недели до выкопки, чтобы избежать подсушивания растений. Двухлетки выкапывают и связывают в пучки.

После этого саженцы необходимо временно прикопать. Нереализованный посадочный материал прикапывают на прикопочном участке на зиму. Для предупреждения солнечных ожогов ряды располагают по направлению к югу или юго-западу. Штамбы наполовину укрывают почвой и после уплотнения поливают водой. Вокруг прикопочного участка выкапывают канавы. Ориентировочный выход саженцев на 3-м поле – 25 штук с 10 м 2 .

Сколько и в каком соотношении брать сортов яблони, вишни и сливы для посадки и прививки под Москвой?

Как подготовить к зиме маточники в питомнике?

Для борьбы с многочисленными болезнетворными спорами коккомикоза, кластероспориоза после сбора плодов нужно опрыснуть деревья 5 %-ной мочевиной: на 10 л воды берется 0,5 кг мочевины.

В приствольных кругах следует перекопать почву на глубину, не допускающую повреждения корней, – там зимуют пилильщики, галлицы, жуки, повреждающие цветы.

Собрав падалицу и рано облетевшие больные листья, их надо сжечь или закопать поглубже в землю.

Молодые деревья можно закрыть сетчатыми цилиндрами или обвязать толем от грызунов. Между защитным материалом и почвой нельзя оставлять зазоры.

Что делать питомниководу в конце осени?

Надо продолжить те работы, которые не успели завершить в октябре. Если участок хорошо защищен от ветра, следует вырезать секатором сухие ветви малины у самой земли.

Ягодные кусты надо связать тесьмой, так они лучше перезимуют и сохранят плодовые почки.

Слабые растения – замульчировать слоем торфа в 5-10 см, а еще лучше – перегноем. Если мульчирующего материала мало, его в первую очередь используют на новосадках.

До наступления сильных морозов завершают побелку маточных плодовых деревьев в питомнике. Это предохранит растения от солнечных ожогов в зимнее время. Переносить побелку на весну нельзя, в мае она украсит сад, но морозобоины, солнечные ожоги уже возникнут. На 10 л воды нужно взять 2,5 кг извести и 0,5 кг медного купороса, перемешать. Чтобы побелку не смыли дожди, надо добавить 100 г столярного клея. Еще проще купить специальную краску ВС-511. Побелить необходимо штамб и верхние скелетные ветви хотя бы у основания, там, где они соединяются с центральным проводником.

Нужно проверить сохранность прикопанных до весны плодовых саженцев: прочистить канавки там, где осыпалась земля, обновить полузатершиеся надписи на этикетках, чтобы непрошеные гости не перерывали весь участок, а взяли только то, что их устраивает в сортовом разрезе.

После первого обильного снегопада очистить канавку от снега, и мыши к посадочному материалу не подберутся. Поломанные и засохшие ветки следует вынести за пределы сада и сжечь. Золу можно собрать, она пригодится для подкормок весной.

В микропитомнике необходимо выкопать и сжечь саженцы, сильно пораженные раком у корневой шейки (все равно их уже не спасти).

Из книги Как вырастить саженцы автора Фатьянов Владислав Иванович

Агротехника школы сеянцев для окулировки Как построить севооборот?Питомниководческий севооборот школы сеянцев состоит из 5 полей: 1-е поле – зерновые с подсевом многолетних трав; 2-е – многолетние травы; 3-е – многолетние травы; 4-е – черный пар; 5-е – подвои семечковых и

Из книги Дача. Что и как можно вырастить? автора Банников Евгений Анатольевич

Выбор саженцев При покупке саженца обратите внимание на его внешний вид. У саженца должна быть плотная эластичная кора, упругая надземная часть и хорошая корневая система. При легком царапании по коре саженца ногтем на ней должны проступать зеленые, увлажненные

Из книги Всё о груше. Сорта, выращивание, уход автора Звонарев Николай Михайлович

Выращивание саженцев Грушу можно размножать семенами и вегетативно. Из семян диких и культурных груш выращивают подвои для прививки на них различных сортов. Посевом семян, полученных в результате искусственного скрещивания или свободного опыления, пользуются также при

Из книги Садоводу и огороднику Дона автора Тыктин Н. В.

Выращивание саженцев Начинающему садоводу-любителю, как правило, посадочный материал лучше всего приобретать в специализированных плодопитомниках. Однако это не всегда удается, часто нельзя приобрести желаемых сортов. Поэтому садоводу-любителю необходимо самому

Из книги 300 советов виноградарю-любителю автора Савельев В. Ф.

Выращивание саженцев Черенки или саженцы?Каждому виноградарю-любителю интересно самому вырастить на своем участке в школках саженцы нужных ему сортов. Ведь посадка винограда хорошо развитыми саженцами имеет ряд преимуществ перед посадкой черенками. Последние далеко

Из книги Формировка, прививка и обрезка деревьев и кустарников автора Макеев Сергей Владимирович

Выбор саженцев Прежде чем думать о формировании кроны плодового деревца, необходимо приобрести саженцы. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. И дело даже не в том, что будет жалко денег, если дерево после нескольких лет ожидания не оправдает ваших

Из книги Виноград для начинающих автора Ларина Светлана

Из книги Ягодники. Руководство по разведению крыжовника и смородины автора Рытов Михаил В.

Из книги Ваш домашний виноградник автора Плотникова Татьяна Федоровна

Подготовка саженцев Лучшими считаются однолетние саженцы. Перед посадкой их проверяют, выбраковывают экземпляры с признаками поражения насекомыми и заболеваниями. Из привитых саженцев отбирают только те, что имеют полную прочную спайку подвоя с привоем, достаточный

Из книги Чудо-урожай. Большая энциклопедия сада и огорода автора Полякова Галина Викторовна

Из книги Виноград, малина, смородина, крыжовник и другие ягоды автора Жвакин Виктор

Из книги Выращивание винограда в Подмосковье и средней полосе России автора Жвакин Виктор

Из книги Виноград вашего сада в средней полосе России автора Жвакин Виктор

Выбор саженцев Советую для начала попрактиковаться на более простых видах и сортах, например на черном винограде, лучше всего начать с известной всем «Изабеллы». Со временем, приобретая опыт и навыки, почувствовав радость от первых удачных сезонов, можно перейти

Из книги Виноградная лоза. Опыт выращивания автора Красников Петр Алексеевич

Выбор саженцев Конечно, изначально каждый должен определиться и четко сформулировать для себя цель. Будет ли он на своем, ограниченном несколькими сотками, участке заниматься не просто разведением винограда, но и постоянно улучшать сорта, качество применяемой

Из книги Обрезка винограда. Проверенные способы формировки укрывного винограда в средней полосе России автора Жвакин Виктор

Хранение саженцев Осенью 2008 года мною проведён эксперимент. Корни выкопанных саженцев я завернул в 3 слоя газеты, смочил водой со слабым раствором марганцовки, а сверху завязал целлофановым пакетом как можно ближе к корневой пятке, чтобы не замерзала лоза. Саженцы

Из книги автора

Выбор саженцев Конечно, изначально каждый должен определиться и четко сформулировать для себя цель. Будет ли он на своем, ограниченном несколькими сотками участке заниматься не просто разведением винограда, но и постоянно улучшать сорта, качество применяемой

К экологическим особенностям агротехники выращивания саженцев в древесных школах питомников следует отнести необходимость создания оптимального соотношения между массами надземной части и корневой системы. Задача псрешколивания сводится к тому, чтобы пересадить сеянцы, произрастающие на посевной гряде в густом стоянии, распределить их в древесной школе более редко и выращивать в течение нескольких последующих лет при почти 100%-ном освещении. Обрезка же корней при выкопке сеянцев в целях псрешколивания оказывается полезной. Обычно обрезка корней у ели вызывает появление около места среза в первый же год новых мочковатых корней (иногда 15-20), часть которых превращается затем в скелетные (В.В. Миронов, 1977).

Севооборот в школах применяют с однолетним или двухлетним паром. Однолетний пар - чистый (чёрный или ранний), си- деральный или занятый - применяют в основном в школах, из которых саженцы выкапывают с открытой корневой системой. Двухлетний пар применяют при выращивании саженцев и гей- стеров повышенных размеров, которые выкапывают с закрытой корневой системой, то есть - с комом земли. При двухлетнем паровании производят засыпку ям, образовавшихся после выкопки, и почву содержат в первый год под чистым паром, во второй - под сидеральным.

Чистый пар применяют при значительной засорённости площади многолетними сорняками, а сидсральный - на площадях, очищенных от злостных сорняков. Занятый пар выполняют на плодородных почвах в условиях достаточного увлажнения или на орошаемых площадях. Многолетние травы при двухлетнем пользовании вводят в крупных орошаемых питомниках с малогумусны- ми бесструктурными почвами для накопления в них органических веществ и восстановления структуры.

Лучшим предшественником для саженцев является во всех лесорастительных зонах бобовая культура. В лесной зоне в севообороте применяют следующие многолетние травы: люпин многолетний, клевер в смеси с тимофеевкой; в лесостепной зоне - экспарцет, люцерну в смеси с райграсом высоким или пыреем бескорневищным; в степной зоне - люцерну в смеси с житняком. Общее число полей в севообороте определяется продолжительностью выращивания крупного посадочного материала плюс одно или два поля под пар.

Обработка почвы в школах включает применение паров и предпосадочную обработку почвы. В школах глубина обработки по сравнению с посевным отделением увеличивается: в лесной зоне до 35-40 см, в лесостепной - до 50 см, в степной - до 60 см. Под закладку школы крупномерных саженцев (гейстеров) и школы третьего порядка почву обрабатывают во всех лесорастительных зонах на глубину 60 см. Глубина отвальной пахоты определяется мощностью гумусового или окультуренного пахотного слоя. Нижележащие горизонты рыхлят без выноса их на поверхность. Для обработки почвы на глубину до 40 см применяют плуг ПЛ Н-4-35 с корпусами для безотвальной пахоты или почвоуглубителями, плуг ПЛН-3-35 с почвоуглубителями, плуг ПН-3-40, для обработки почвы на глубину до 50 см используют плуг плантажный ППН-40, до 60 см - плуг плантажный ППН-50 или ППУ-50А. В пару применение гербицидов и внесение удобрений аналогично посевному отделению.

Предпосадочную обработку почвы проводят для создания хорошо разрыхлённого слоя. Мощность этого слоя определяется глубиной, на которую будет проводиться посадка. Глубина рыхления почвы для посадки сеянцев и черенков 25-30 см, для посадки саженцев - 45-50 см. Почву на глубину до 30 см рыхлят культиватором-рыхлителем КРГ-3,6, который одновременно вычёсывает корни оставшихся после выкопки саженцев предыдущей ротации. Более глубокое рыхление, особенно на тяжёлых почвах, делают в два приёма сначала плантажным плугом без отвала, потом культиватором-рыхлителем КРГ-3,6, если в почве много растительных остатков. Дополнительная предпосадочная обработка почвы включает выравнивание поверхности почвы и более тщательное рыхление почвенными фрезами (ФП-2, ФПШ-1,3).

Закладка школ осуществляется весной и (реже) осенью. Высаживают 1-2-летние сеянцы (реже укоренённые черенки). Перед посадкой в школу посадочный материал сортируют, обрезают повреждённые корни, подновляют или укорачивают корневую систему. После обрезки корни обмакивают в болтушку, состоящую из жидкой смеси перегноя или торфа с землёй. В болтушку добавляют гетероауксин на 0,002%-ном растворе или другие ростовые вещества. У кустарников обрезают надземную часть на 1/3- 1/4 их высоты.

Корневая шейка при посадке должна быть ниже поверхности почвы в незасушливых районах на 1...2 см, а в засушливых - на 3...5 см. Посадка сеянцев и укоренённых черенков проводится сажалками СШП-5/3, СШП-3, ССН-1, для посадки саженцев применяют МПС-1. Для посадки крупных саженцев в посадочные ямы используют КПЯШ-6 или КЯУ-100. Посаженные растения оправляют так, чтобы они стояли прямо, почву около них уплотняют ногой, чтобы корни тесно соприкасались с почвой. После этого почву рыхлят, а в засушливых районах при недостатке влаги поливают. Затем проводят агротехнические уходы, выполняя рыхление почвы, прополку сорняков, делают поливы, вносят подкормки, ведут борьбу с вредителями и болезнями. Рыхление почвы, как основа ухода, способствует не только накоплению и сбережению влаги, но и получению посадочного материала с компактной и хорошо разветвленной корневой системой.

Уплотнённую древесную школу закладывают пятисекцион- ной посадочной машиной СШП-5/3. За один проход она может высаживать ленту из трёх или пяти рядов сеянцев. Плотность посадки машиной составляет до 330 тыс. растений на 1 га. При закладке комбинированной школы сначала однорядной лесопосадочной машиной высаживают сеянцы лиственных пород, затем в междурядья лиственных кулис машиной СШП-5/3 высаживают ленты из теневыносливых хвойных пород.

Уход за саженцами начинается сразу же после посадки путём рыхления почвы культиваторами КРСШ-2,8А, КРН-2,8А. В районах с малоснежными зимами растения, высаженные осенью, окучивают на зиму культиватором КРСШ-2,8А.

В течение вегетационного периода почву рыхлят по мере её уплотнения перечисленными выше культиваторами, а также фрезерным культиватором КФП-1,5 на тяжелых почвах 5-8 раз в год, на лёгких - 1-3 раза, в первые годы чаще, в последующие - всё реже и реже. Глубина рыхления колеблется от 7 до 16 см. Каждый раз глубину рыхления изменяют, чтобы не образовывалась уплотнённая подошва. В лесной и лесостепной зонах каждое последующее рыхление делают на большую глубину, а в степной - наоборот. Одновременно с рыхлением почвы уничтожаются сорняки. Для борьбы с сорняками семенного происхождения используют гербициды. Чаще всего применяют симазин, который вносится из расчета 2 кг/га действующего вещества.

Подкормки саженцев производят ежегодно, начиная со второго года после посадки, путём внесения удобрений на глубину 10- 15 см в ходе рыхления почвы культиватором КРСШ-2,8А. Подкормку производят весной полным минеральным удобрением. В лесной зоне при подкормке обычно вносят N - 60, Р 2 0 5 - 120, К 2 0 - 60 кг/га д. в.; в лесостепной зоне - N - 20-25, Р 2 0. - 45- 60, К 2 0 - 30-40 кг/га д. в.; в степной зоне -N - 20-25, Р 2 0 5 ~ 45-60, К^О - 20-30 кг/га действующего вещества.

Поливы в школах проводят после посадки, если она произведена весной в сухую почву, и при необходимости - в засушливый период (1-2 раза). Поливная норма определяется глубиной увлажняемого слоя, которая должна быть при посадке сеянцев и укоренённых черенков 25-30 см, при посадке саженцев - 45-50 см. Вегетационные поливы в первой школе производят с увлажнением почвы на глубину 35-40 см, во второй школе - на глубину 60-80 см.

Защита саженцев от болезней и вредителей включает профилактические и защитно-истребительные мероприятия. Основой профилактических мероприятий является высокий уровень агротехники, при котором создаются неблагоприятные для вредителей условия, препятствующие их развитию и размножению. Химические препараты применяют в основном в виде водных растворов или суспензий (800-1500 л/га). Обработку саженцев проводят опрыскивателем ОН-400.

Выкопка саженцев производится в состоянии их биологического покоя; весной это время до набухания почек, а осенью - после сформирования верхушечной почки и начала листопада. Саженцы кустарников и маломерные саженцы древесных пород, размеры которых обеспечивают проход над ними трактора, выкапывают выкопочной скобой Н ВС-1,2 или выкопочной машиной ВМ-1,25. Более крупные саженцы выкапывают выкопочным плугом ВПН-2 или выкопочной машиной ВМКМ-0,6.

Выкопанные саженцы помещают в кратковременной прикопке так, чтобы корневые шейки были засыпаны 5-10-сантиметровым слоем земли. В долговременной прикопке саженцы присыпают 25-30 сантиметровым слоем. Для предохранения растений от солнечных ожогов вершины саженцев должны быть направлены к югу.

За последние годы в России, в связи с развитием частного землепользования и землевладения, возникла тенденция роста малого и среднего бизнеса, занятого в аграрном секторе. Большая часть таких территорий отводится под закладки плодовых насаждений и, несомненно, ведущую роль в них занимает яблоня.

Современное конкурентоспособное садоводство основано на возделывании интенсивных садов. Агротехника таких насаждений существенно отличается от общепринятых, возделываемых на сильнорослых сеянцевых подвоях.

Почвы

Для закладки интенсивного сада яблони подходят все основные типы почв: дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, сероземы, темно-каштановые и другие. Особые требования предъявляются к мощности гумусового горизонта.

По составу почвы должны быть структурные, дренированные, влагоемкие, без признаков засоления (рН = 5,5-7,5), плотностью не более 1,35-1,40 г/см?, содержание карбонатов не должно превышать 12-15%. Уровень грунтовых вод на участке должен находиться не выше 2-2,5 м от поверхности земли. Участок, выбираемый под интенсивный сад, должен характеризоваться выровненным рельефом с небольшим уклоном (до 3-5°), без западин, ложбин, замкнутых понижений, заболоченности, оглеения, повышенной плотности почвогрунта или отдельных его слоев. В южных районах для сада выбирают влажный северный или северо-западный склон, в средней полосе – юго-западный или западный, а в северных районах – южный и юго-западный склон. Плодовые деревья рекомендуется сажать не ближе 10-14 м от рядов садозащитных насаждений. Перед закладкой интенсивного сада проводят предпосадочную подготовку почвы, расчищают участок, проводят плантажную вспашку, уничтожают сорную растительность и семена гербицидами сплошного действия (Раундап, Ураган и т.д.), вносят органические удобрения (навоз, торф, компост) от 40 до 100 т/га и минеральные удобрения.

Сорта для сада

Сорта яблони для каждого региона подбирают согласно «Государственному реестру селекционных достижений, допущенных к использованию».

Подвои необходимо выбирать с учетом выбранного типа сада, который также определяет схему размещения деревьев. Для средней полосы России рекомендуется использовать слаборослые клоновые подвои яблони селекции МичГАУ, обладающие высокой зимостойкостью. Для полуинтенсивных садов используют саженцы на полукарликовх (среднерослых) подвоях 54-118; 57-545. Интенсивные сады сажают на карликовых (полукарликовых) подвоях 62-396. Для суперинтенсивного сада хорошо подходит суперкарликовый подвой Малыш Будаговского. При выборе оптимальной схемы посадки деревьев необходимо учитывать силу роста подвоев и привитых на них сортов. Силу роста сортов яблони можно узнать в их помологическом описании. Например, сильнорослые сорта на полукарликовых и среднерослых подвоях (54-118, 57-545) принято высаживать по схеме 6-7х3,5-4 м, среднерослые 6-7х3-3,5 м, слаборослые 6х3 м. На карликовых подвоях – 4-4,5х2-2,5; 4-4,5х2 и 4-4,5х1-1,5 м соответственно. На суперкарликовых – 3х1-1,5м.

Закладка сада

Посадку деревьев для интенсивных садов с плотными схемами размещения рекомендуется проводить вручную в борозды под лопату. Место прививки саженцев должно находиться на уровне почвы. При посадке вокруг саженцев формируют поливочные лунки.

При закладке слаборослых садов необходимо использовать стандартные саженцы первого товарного сорта в соответствии с отраслевыми стандартами. Сажать саженцы можно осенью и весной. Часто осенью высаживают наиболее зимостойкие сорта яблони. После посадки в качестве опоры пробивают посадочные колья длиной 100-120 см с южной стороны дерева для защиты от солнечных ожогов. Деревья подвязывают свободным узлом для предотвращения перетяжек. Обязательным условием послепосадочного ухода за саженцами является полив с расходом воды до 30-40 л на дерево. Хороший урожай в интенсивном саду удается при организации капельного орошения. В осеннее время молодые деревья необходимо защищать от мышевидных грызунов. Для этого удаляют все растительные остатки, проводят раскладку отравленных приманок, обвязку штамбов и оснований скелетных ветвей, зимой отаптывают снег вокруг деревьев.

Обрезки

Весной в первый год после посадки проводят формирующую обрезку деревьев. Удаляют конкурентные ветви, соподчиняют верхние боковые ветви и центральный проводник между собой. В дальнейшем в течение всего срока эксплуатации интенсивного сада (25-35 лет) ежегодно проводят обрезку, нормировку, защитные мероприятия по фенофазам развития растений, вносят корневые и некорневые подкормки, содержат междурядья под залужением или черным паром, приствольные полосы – под гербицидным паром, следят за орошением, своевременным сбором урожая и соблюдают условия хранения плодов.

Сбор урожая

Для сбора урожая в саду необходимо различать съемную, техническую и потребительскую зрелость плодов. Техническая зрелость плодов, готовность их к переработке наступает за несколько дней до потребительской. У сортов с летним сроком созревания съемная, техническая и потребительская зрелость плодов по срокам практически совпадают.

Поэтому летние сорта почти не предназначены для хранения, и их необходимо употреблять или перерабатывать сразу или через 1-2 недели после съема в зависимости от сорта, но не позже. Короткие сроки транспортировки и переработки заставляют снимать плоды несколько раньше их полной съемной зрелости. К таким сортам относятся Мелба, Мечта, Конфетное, Красное раннее, Медуница, Китайка золотая ранняя, Белый налив и другие. Период съема и потребления их – с третьей декады июля до середины сентября в зависимости от региона. Осенние сорта собирают с первой декады сентября до начала октября, их можно потреблять и перерабатывать сразу после съема, или хранить в специализированных хранилищах-холодильниках при высокой влажности и температуре от 0 до +3oС в течение 3-5 месяцев в зависимости от сорта. К таким сортам относятся: Антоновка обыкновенная, Жигулевское, Осеннее полосатое, Бессемянка мичуринская, Красивое, Вишневое, Орловское полосатое и другие.

Плоды зимнего срока созревания – Синап орловский, Орлик, Лобо, Скороплодное зимнее, Богатырь, Мартовское, Спартан и другие начинают собирать с середины сентября до начала октября и хранят их в зависимости от сорта до мая. Не стоит забывать, что все перечисленные сроки уборки урожая являются относительными и могут колебаться по времени с различными интервалами в зависимости от условий вегетационного периода.

Преждевременный или слишком поздний срок съема плодов яблони приводит к отрицательным результатам. Если плоды сняли слишком рано, происходит значительная потеря урожая за счет сравнительно небольшой массы незрелых плодов.

Наличие в недозрелых плодах сахаров, кислот, ароматических веществ, витаминов и т.д. резко снижается. Ввиду недостаточной окрашенности плодов ухудшаются их товарные качества. При хранении незрелые плоды чаще буреют, поражаются подкожной пятнистостью, теряют много воды и сморщиваются. Слишком поздний съем плодов также приводит к потере урожая за счет падалицы, снижает транспортабельность плодов, их качественный состав, сочность, способность к хранению. Кроме того, при позднем съеме плодов сокращается период послеуборочной вегетации деревьев, а это приводит к слабому накоплению запасных веществ и продуктов фотосинтеза, что в свою очередь приводит к снижению морозостойкости и зимостойкости яблони.

В большинстве случаев съемную зрелость плодов определяют визуально. Для более точного ее определения сейчас широко применяют метод йодокрахмальной пробы.

Для этого разрезанные на две части плоды погружают на несколько секунд в раствор люголя и по бальной шкале оценивают степень зрелости по содержанию крахмала в плодах. 5 баллов – срез окрашен полностью, 4 балла – не окрашены небольшие участки около семенных гнезд, 3 балла – не окрашены пятна по всей поверхности среза, 2 балла – темное окрашивание под кожицей и отдельных участков мякоти, 1 балл – незначительное окрашивание под кожицей плода, 0 баллов – отсутствие синей окраски. Для хранения плоды принято снимать с 3 балльной оценкой, для транспортировки и последующей продажи – 1-2 балла. Степень зрелости плодов по данному методу устанавливают для каждого сорта индивидуально. Существуют и другие методы определения съема плодов даже с помощью технических средств – рефрактометра и пенетрометра, определяющих электропроводность и плотность мякоти плодов.

При наступлении съемной зрелости плоды летних и осенних сортов необходимо убрать в очень сжатые сроки в течение одной недели. Сбор зимних сортов можно продлить до двух недель, в зависимости от сорта. Сорта, характеризующиеся склонностью к резкому опадению плодов, например, Орлик, следует убирать в первую очередь. Кроме того, в хозяйствах при уборке урожая зачастую игнорируют тот факт, что плоды яблони, находящиеся внутри кроны, созревают несколько позже, чем растущие по периферии. Сорта, склонные к загару, подкожной пятнистости, увяданию (Синап орловский, Мартовское), необходимо убирать в конце периода съемной зрелости. Сорта, характеризующиеся побурением мякоти при хранении, убирают в начале периода съемной зрелости.

Подкормки

Обязательным элементом агротехники в осеннем яблоневом саду является подкормка. Как и чем подкармливать плодовые деревья – вопрос спорный.

Некоторые ученые и естествоиспытатели советуют применять только калийно-фосфорные удобрения. Они считают, что азот стимулирует рост побегов осенью и способствует их невызреванию, снижая тем самым зимостойкость. Опыты, проведенные учеными во ВНИИС им. И.В. Мичурина, показали, что наиболее эффективными сроками внесения азотного удобрения в интенсивном саду яблони являются осень и весна. Подкормки азотом именно в это время способствуют повышению урожайности яблони до 50%. Оптимальной дозой является 30 кг действующего вещества на 1 га (или 100 кг аммиачной селитры на 1 га).

Евгений Сироткин, кандидат сельскохозяйственных наук, Роман Исаев, кандидат сельскохозяйственных наук
Фото авторов

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»