Философские взгляды фридриха ницше и идея сверхчеловека. Философия ницше

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Концепция «Сверхчеловека» Ф. Ницше


Усачёва Алёна ЭК-11

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года, в Саксонии. Жизнь у философа была тяжёлой: будучи почти слепым, он испытывал невыносимые головные боли; а также проблемы с желудком. Вся его жизнь - это борьба с болезнью, но, даже не смотря на болезнь, Ницше работает над своими произведениями.

Поворотным моментом в становлении концепций Ницше стало прочтение им книги Артура Шопенгауэра «Мир как Воля и Представление». Я понял его, как если бы он писал для меня, так отзывался Ницше о своем учителе.

Самое известное его произведение «Так говорил Заратустра». Фридриха Ницше не понимали современники, поэтому в своей книге он написал необычный подзаголовок: Книга для всех и ни для кого. В книге автор показывает человечество, которое пробудилось к новой жизни, указывает на желанный образ Сверхчеловека, а также путь становления этого Сверчеловека.

В произведении «Так говорил Заратустра» есть интересный момент. В неком городе есть две высоких башни. Между ними, очень высоко, натянут канат. В какой-то момент, идущий по городу рассказчик замечает, как на вершине одной из башен появляется человек и начинает двигаться по канату к другой башне. Он идет не спеша, боясь упасть. И в этот же момент появляется другой человек с мечом. Этот человек идет следом и догоняет первого. А ну-ка уступи мне дорогу! - восклицает он - Ибо я быстрее и сильнее, и лучше тебя! Человек с мечом - это новый, «идеальный» человек, Сверхчеловек.

Итак, кто же такой Сверхчеловек?

Ницше выделял несколько стадий развития человека. Думаю, что надо раскрыть каждую стадию для определения Сверхчеловека.

Первое состояние - состояние верблюда. Таким состоянием обладают большинство людей. Они покорно переносят все тяготы, не пытаясь, что - то изменить. Такие люди живут во власти традиций и законов.

Стадия рычащего льва - это второе состояние развития. Таких людей меньше, чем людей «верблюдов». На этой стадии человек избавляется от предрассудков. Он пытается научиться жить своим разумом и волей. Это сложная стадия, потому что легко можно вернуться к первой стадии.

Третье состояние - состояние ребенка. Это люди, которые готовы идти дальше, развиваться. В нем уже нет агрессии, но есть примирение и компромисс с миром.

С точки зрения философа, современный человек слаб, малодушен; он ни на что не способен, и, пытаясь скрыть такое свое существование, он говорит о справедливости, сострадании и тому подобным вещам. Идеал человека - это Сверхчеловек, как говорил сам Ф. Ницше, «белокурая бестия», который имеет цель в жизни и уверенно идет к ней, сокрушая все общепринятые вековые привычки, взгляды и идеалы. Хочу заметить, что, по мнению Ницше, главным заблуждением людей является их слепое следование традициям, религии, морали и законам.

Сверхчеловек - это смысл бытия; он должен превзойти современного человека. Ницше считал, что бы вернуть человеку утраченный смысл существования, надо достичь идеи Сверхчеловека.

На счет религии у Фридриха Ницше все очень просто. Религия для него - это мораль для слабых, которые не могут ничего сделать сами, поэтому просят помощи у несуществующего Бога. Эти люди являются рабами. Таких людей больше, чем более сильных господ, которые стремятся к власти, господству и могуществу.

Бога, по мнению философа, не существует. Сверхчеловек сам себе Бог. "Мужайтесь, высшие люди! Ныне впервые мечется в родовых муках гора человеческого будущего. Бог умер, ныне мы хотим, чтобы жил Сверхчеловек!" - так говорил Заратустра.

Таким образом, Сверхчеловек - это образ «сильной личности», который стремится к власти. Он имеет смысл своего существования и уверенно идет к цели, разрушая старые традиции и законы морали.

Мораль играет разлагающую роль, так как мораль предполагает послушание и терпение, а все это расслабляет волю человека, поэтому все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти».

Воспринимать философию Ф. Ницше можно по-разному. Его творчество анализировали многие мыслители. Отзывы получались до противоположности различные. Одни критики превозносили идеал сверхчеловека, другие, наоборот, резко осуждали его. Например, В.С. Соловьёв положительно высказывается о ницшевской идеи Сверхчеловека. В своей статье «Словесность или истина?» он пишет: Разве не прав несчастный Ницше, когда утверждает, что всё достоинство, вся ценность человека в том, что он больше, чем человек, что он переход к чему-то другому, высшему... Каждый из нас есть сверхчеловек в возможности, потенциально, но чтобы стать таким в действительности требуется, конечно, более прочная опора, чем собственное желание, чувство или отвлеченная мысль.

Но мое мнение, что концепция «Сверхчеловека» утопична. Я думаю, что образ Сверхчеловека недостижим, а люди, которые берут на себя роль Бога не смогут ничего добиться. Они не станут высшей властью, а если попытаются путем убийств и страха, то это приведет к анархии. Люди не перестанут следовать традициям, религии, морали и законам, что противоречит концепции философа. Но, несомненно, эта концепция призывает человека постоянно совершенствоваться, найти смысл в жизни и идти к своей цели. Однозначно, что это необходимо человечеству!

ницше развитие человек мораль

Список литературы


1.Ф.Ницше «Так говорил Заратустра». Книга для всех и ни для кого. - М: Интербук, 1990г.

2.Краткая философская энциклопедия. «Прогресс», 1994г.

3.Сапожников Андрей « Сверхчеловек по Ницше». URL: (дата обращения: 13.11.2003г)

Лысенко Елизавета Андреевна. Идея о Сверхчеловеке по произведению Ф.Ницше «Так говорил Заратустра».

URL: (дата обращения: 2009г)

.«Особенности философии Ницше». URL: (дата обращения: 2004г)

Ойзерман Т.И., Амбивлентность философии, М., «Канон+»; «Реабилитация», 2011 г. URL:


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Философы всего мира и разных эпох бьются в настоящих интеллектуальных войнах, отстаивая своё право воспринимать мир так, как они считают нужным.

У каждого философа всегда имеется при себе не только общий взгляд на мир, на поведение людей и их взаимодействие между собой, но и индивидуальная система восприятия этого мира.

Хотя многие теории современным людям кажутся немыслимыми и неоправданными, но всё-таки некоторые из них достойны не только уважения, но и глубокого понимания философских изысканий.

Философские взгляды Ницше Учение о Сверхчеловеке

Одну из таких значимых теорий выдвинул в своё Фридрих Вильгельм Ницше, родившийся в девятнадцатом веке, конкретней, 15 октября 1844 года в городке Рекен в Саксонии. Так, например, его пылкий ум создал Сверхчеловека, описанного им в творении «Так говорил Заратустра». Этот сверхчеловек – это образ великого человека, почти Бога, настоящего гения, сильного духом, умелого, напористого, уверенного в себе, способного собрать вокруг себя настоящую армию сподвижников. Сверхчеловек способен выделиться из толпы, стать лидером, предложить человечеству новый путь развития и сдержать слово. Он – наивысшая степень морали и ответственности. Он – идол своего поколения. Это новая мысль, новый ум, сила, мощь и благодетель в одном лице. Именно к такому «виду» людей Ницше причислял Юлия Цезаря, Наполеона Бонапарта, Александра Македонского и Чезаре Борджиа.

О мире у Ницше было своё мнение. Он понимал, что мир вокруг нас именно такой, каким мы его представляем. Если объяснять эту теорию просто, то достаточно предложить посмотреть на небо. Оно голубое. Так думают все. Думают, но не знают наверняка. Все уверены в том, что небо действительно голубое, но, может быть, один-единственный человек думает, что небо зеленое. И для него оно действительно зеленое. Потому что он его так видит.

А если мыслить глобально, то теория Ницше заключается в том, что каждый человек по-разному трактует свои и чужие поступки, ситуации, происходящие в жизни, поведение людей и прочее. Таким образом на поступок одного и того же человека у каждого формируется своё особенное мнение. И нельзя сказать, что кто-то из осуждающих или одобряющих прав, а кто-то нет. Просто каждый видит происходящее по-своему.

Но, казалось бы, зачем тогда нужно осуждать мнение социума, ведь именно мнение большинства является правильным? На это у Ницше есть свой ответ. Мнение большинства создаётся из одинаковых мнений индивидуумов. А остальным, «несогласным», остаётся действовать именно по этим установленным правилам. Допустим, у социума есть определенный негативный взгляд на культуру панков. Но ведь и у людей, причисляющих себя к панкам, есть определенный взгляд на правильную модель поведения. Значит, эти два мнения условно делятся на «социум» и «панков». Социум в несколько раз превосходит противоборствующую субкультуру, поэтому все предпочитают считаться именно с этим мнением. Но что, если панков будет больше социума? Тогда за основу людям придётся принять мораль этой субкультуры, которая перерастет в полноправную культуру за счет своего численного перевеса. А мнение «социума», которое раньше имело вес, обратится в субкультуру, либо вовсе перестанет существовать, так как «социум» станет меньшинством.

Именно поэтому не стоит идти на поводу у чужого мнения, так как единых правил его формирования не существует. И, если уж небо для какого-то человека покажется зеленым, не стоит его разубеждать. Может, именно он окажется прав?

«Сверхчеловек», идея которого является одной из самых характерных для творчества Ницше, характеризуется следующими чертами.

Во-первых, его отличает парадоксальное отношение к человеческому обществу. С одной стороны, сверхчеловек есть некий продукт предшествующей истории человечества, усваивает и преломляет ее достижения. С другой стороны, он – гениальный одиночка, ломающий ограничения наличной культуры, в которой ему довелось жить. Человек сам себя должен сделать «сверхчеловеком» на путях творческой деятельности и напряжения всех своих сил. Потенциально каждый человек может стать сверхчеловеком, но не каждый способен использовать эту возможность, подняться над заданным имеющимися условиями и общественными нравами уровнем. Человек – это посредствующее звено между обезьяной и сверхчеловеком. ЦЕЛЬ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА – СТАТЬ «СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ».

Во-вторых, сверхчеловек – не отдаленная цель эволюции. СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ ЧЕЛОВЕК ПРИЗВАН СТАТЬ УЖЕ В ЭТОЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ, не откладывая «на потом». «Топливом» становления сверхчеловеком являются биологические инстинкты и вообще страсти. Поэтому сверхчеловек есть «бестия». Именно через инстинкты и страсти происходит всестороннее развитие человеческого существа. Для этого их нужно контролировать, но не подавлять. Ограничения, накладываемые общественной моралью, мешают становлению сверхчеловеком, а потому должны быть отвергнуты.

В-третьих, человек становится сверхчеловеком, опираясь на свои внутренние силы. Процесс становления сверхчеловеком идентичен ПРОЦЕССУ САМООСВОБОЖДЕНИЯ. Сверхчеловек опирается лишь на свой собственный разум, в самом себе, а не в навязанной извне морали, обретает критерии «добра и зла». С этим связана еще одна известная идея Ницше – «ВОЛЯ К ВЛАСТИ». Сверхчеловек обладает победоносной «волей к власти», позволяющей ему преодолевать самого себя, обстоятельства, навязываемые правила и предрассудки. Суть «воли к власти» та же, что и суть «сверхчеловека» – подняться над своим собственным актуальным уровнем.

В-четвертых, СВЕРХЧЕЛОВЕКУ ПРОТИВОПОКАЗАН АСКЕТИЗМ. Аскетизм, по Ницше, есть деградация, опускающая человека на низшую ступень в иерархии бытия. Аскет предпочитает смирение гениальности, не использует своих врожденных талантов, он закован в навязанные моралью ограничения, находится как бы в кандалах. Освобождение человека невозможно без решительного ниспровержения морали. Сама мораль – выдумка слабых посредственностей с их врожденной завистью ко всему выдающемуся, сильному и благородному. Именно это обвинение Ницше адресует Сократу, христианству и демократии.

В-пятых, идея сверхчеловека и критика морали не означает, тем не менее, простого произвола и освобождения от каких бы то ни было обязательств. Напротив, на человека НАКЛАДЫВАЮТСЯ ЕЩЕ БОЛЬШИЕ ТРЕБОВАНИЯ: ведь человек имеет ОБЯЗАННОСТЬ стать «сверхчеловеком», он призван ответить на брошенный ему вызов, стать «более амбициозным», не удовлетворяясь уже достигнутым уровнем.

К этому еще нужно добавить, что сам Ницше в своей реальной жизни на «сверхчеловека» походил мало. «Сверхчеловек» – это, скорее, некая взятая им на вооружение «модель», иллюстрирующая, каким он хотел бы видеть себя самого и каким он видел себя в мечтах.
И все же, несмотря на всю ненависть Ницше ко Христу (в сущности, ко Христу моралистической проповеди, характерной для лютеранства XIX века), его идея «сверхчеловека» вовсе не чужда неогностическому христианству (по крайней мере, как я его понимаю). Ее можно истолковать и как некий светский эквивалент «Божественного Человека».

1

В статье рассматривается концепт «сверхчеловек» в историко-философском дискурсе от Лукиана до настоящего времени. Обращается внимание на отсутствие единого представления о понятии «сверхчеловек». На основе компаративного философского анализа были вычленены основные формы концепта «сверхчеловек»: Богочеловек, герой, супермен. Отмечено своеобразие ницшеанской идеи «сверхчеловека» как человека, свободного от любых нравственных ограничений, анализируется критика этого учения философами разных поколений. Более подробно рассматривается понятие «совершенный человек» как одна из форм «сверхчеловека». Автор дает собственное толкование концепта «совершенный человек» как нового типа людей, совершенных духовно и физически, наполненных любовью, красотой, добротой, обладающих сверхспособностями. Совершенный человек – это высший тип человека, ценностный образец, задающий «рациональную меру» сознанию, словесной и деятельной практике, регулярно совершенствующий себя. Делается вывод, что концепт «сверхчеловек» следует рассматривать как религиозно-философскую, нормативно-оценочную и культурно-гуманистическую категорию, которая требует глубокого всестороннего исследования.

сверхчеловек

Богочеловек

достижение гармонии

совершенный человек

ценностный образец

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. – 177с.

2. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М.: Наука, 1977. – 703 с.

3. Гете И.В. Страдания юного Вертера. Фауст: Стихотворения. – М.: АСТ, 2003. – 748 c.

4. Исаченко Н.Н. Рессентиментное состояние современного общества // Фундаментальные исследования. – Пенза: ИД «Академия естествознания», 2014. – № 3. – Ч.1. – С. 209–213.

5. Карлейль Т. The French Revolution. A History. – М.: Мысль, 1991. – 576 с.

6. Лукиан Сочинения. В двух томах / под общ. ред. А.И. Зайцева. – СПб.: Алетейя, 2001. – Т. 1. – 472 с.

7. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1997. – 430 с.

8. Монтень М. Опыты в 3 книгах. Кн. 2. / пер. А.С. Бобовича и др. – М.: Голос, 1992. – 559 с.

9. Ницше Ф. Сочинение в 2т. Т.2 / пер. К.А. Свасьян. – М.: Мысль,1990. – 829 с.

10. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – М.: Академический проект, 2000. – 768 с.

11. Самохвалова В.И. Идея сверхчеловека в культуре [Электронный ресурс] – Режим доступа: htpp:// www.intelros.ru. Журнальный клуб Ориентиры›ideya-sverxcheloveka-v (дата обращения: 07.10.14).

12. Соловьев В.С. Оправдание добра / отв. ред. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. – 656 с.

13. Успенский П.Д. Новая модель вселенной. – СПб.: Изд-во Чернышева, 1993. – 145 с.

14. Фукуяма Ф. Механизм желания / Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / пер. М.Б. Левина. – М.: АСТ, 2004. – 584 с.

15. Хайдеггер М. Вечное возвращение равного [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: yandex.ru, rutracker.org›forum/viewtopic.php… (дата обращения: 05.10.14).

Идея сверхчеловека прошла через всю историю человечества и прочно укрепилась в сознании. В течение многих веков человечество грезило о появлении сверхлюдей, наделенных сверхспособностями и готовых в любое время прийти на помощь. Эта идея воплощалась в образах совершенных людей, героев, сверхлюдей. Лукиан одним из первых создал образ счастливейшего, красивейшего, «выше других на царский локоть» сверхчеловека . В европейской философии сформировалась идея сверхчеловека, которая полностью связывалась с прогрессом человечества , в этот период появился новый термин «Ubermensch» . Первоначально представление о «сверхчеловеке» соотносилось с мифологическими героями и полубогами, наделенными сверхвозможностями (Геракл, Прометей). Религиозные представления о сверхчеловеке отождествляются с Божьими посланниками, в христианстве - с Иисусом, а также со святыми, которые своими духовными подвигами преобразовывали себя; в исламе - с Мухаммедом, в буддизме - с Буддой.

Единого представления о сверхчеловеке нет, сама идея «сверхчеловека» была и остается сложной и противоречивой. Одни рассматривают его как героического человека, в котором физические, нравственно-этические, психологические, духовные свойства находятся в состоянии гармонии, или как человека, у которого сверхразвита одна какая-то способность (Моисей, Наполеон) . В толковании гуманистов сверхчеловек трактуется как идеал вечного, полностью свободного от недостатков человека .

Новое звучание идеи «сверхчеловека» придал Ф. Ницше, объявив высшим совершенством Заратустру, лишенного всяких моральных запретов и наделенного неограниченными правами. Ф. Ницше, утверждая об отсутствии у человечества единой цели и единой морали, провозгласил единой целью, объединяющей всех людей, «сверхчеловека». Философ, анализируя человеческое бытие, показывает несвободу человечества, закрепостившего себя установками и предрассудками, сложившимися в морали, и предлагает путь обретения свободы через обращение в «сверхчеловека». Согласно мыслителю, человечество возвысится до «сверхчеловека», если откажется от существующей иерархии ценностей и от христианско-демократических идеалов, низвергнет мораль. Но его призыв к восстанию против морали был направлен против ее низменных форм.

Исследователи творчества Ф. Ницше отмечали, что его сверхчеловек обуреваем характерными страстями, такими как эгоизм, жестокость, гордыня, вседозволенность, он наделен превосходством, дающим ему власть над обычными людьми. По мнению философа, страсти считаются сверхчеловеческими при условии, что они доведены до конечных пределов. По Ф. Ницше, человек, свободный от любых нравственных ограничений, считается сверхчеловеком или приближающимся к этому уровню. Рассматривая человека как единство противоположностей, Ф. Ницше утверждал: «В человеке тварь и творец соединены воедино», но достичь уровня «сверхчеловека» он может только при условии уничтожения внутри себя «твари» и взращивания «творца» . По его убеждению, «сверхлюдьми» могут стать лишь немногие, выделившиеся из общей массы.

Образ, созданный мыслителем, не был принят большинством, в нем увидели радикальную критику общественных отношений, вызов традиционной морали, христианству. М. Хайдеггер писал, что открытие сверхчеловека Ф. Ницше явилось «переворотом мышления, ключом к пониманию вечного возвращения, воли к власти и сверхчеловека». Критически оценил С. Цвейг учение Ф. Ницше, по убеждению которого философ со своими идеями настойчиво и упорно устремлен в бездну. Не принимал ницшеанские идеи и Б. Рассел, отмечая, что в этике Ницше наблюдается «полное отсутствие сочувствия» .

Российские исследователи по-разному восприняли идею сверхчеловека. Представители идеалистического направления конца XIX столетия резко критиковали и отрицали концепцию сверхчеловека, сформулированную Ф. Ницше. Противоположную позицию занимали философы начала XX века. Представители русской философско-религиозной мысли увидели в сверхчеловеке Ф. Ницше воплощенную идею зла, антихриста, действующего на основании собственных инстинктов. Эта идея в трудах В. Соловьева становится центральным объектом критики. Отмечая актуальность темы сверхчеловека, философ увидел в ней опасность, грозящую христианской культуре. В представлении русского философа, главной целью сверхчеловека является победа над смертью. В своих работах он противопоставлял идеалу Ницше истинного Богочеловека - Иисуса Христа, «подлинного сверхчеловека», «действительного победителя смерти». Богочеловечество В.С. Соловьев рассматривал как человечество, достигшее высшей точки своего развития. Он писал, что популярность идей Ницше заключаются в том, что они отвечают духовным запросам современных мыслящих людей .

Н.А. Бердяев также указывал на божественное происхождение, утверждая: что для признания сверхчеловеческих качеств, человека следует освятить божественным ореолом, который проявляет сверхчеловеческое . В противоположность им русские символисты (Д. Мережковский) образ сверхчеловека приравняли к высшему нравственному идеалу человечества, увидели в нем образ, символизирующий религиозное обновление общества.

Эволюционисты и футурологи рассматривали сверхчеловека как продукт эволюции, превосходящего человеческие возможности как в духовном, так и физическом отношениях, который обязательно должен появиться в будущем . Такая позиция была озвучена и А.Г. Маслоу, утверждающим, что сверхчеловек - это человек, которого следует ожидать в будущем, он должен быть развитым физически и нравственно, и духовно, им должны управлять высшие мотивы; это человек, стремящийся к реализации высших потребностей: знаний, творчества, истины, красоты. Сверхчеловек - это одна из нереализованных возможностей личности, лежащих глубоко внутри каждого, и только сам человек решает, проявить в себе сверхчеловека или нет.

Проблема сверхчеловека приобрела новый оттенок в XX веке. В эпоху социализма коммунистическая идеология разрушила идею о сверхчеловеке как Богочеловеке, атеистическое отрицание Бога было заключено во фразе: «бога нет, бог умер». В ту эпоху концепт «сверхчеловек» был заменен понятием «герой», который рассматривался как образ, как символ социалистического строя. Культ «героя», совершающего фронтовые или трудовые подвиги во имя Родины и своего народа, активно пропагандировался и возводился в ранг «сверхчеловека». Ценностная система героических людей опиралась на высшие социалистические ориентиры: патриотизм, героизм, долг.

Проблема «сверхчеловека», имеющая общекультурный характер, не потеряла своей актуальности в XXI веке. Анализируя идею «сверхчеловека», исследователи современного общества разделились во мнении, так, одни утверждают о том, что в современной философии жизни отсутствует идея сверхчеловека и причиной того является настоящий хаос в мышлении человечества. Так с разрушением социалистического лагеря исчезла коммунистическая идеология с ее ценностями, через средства массовой информации началась переориентация общества на свободный западный образ жизни. Пропаганда капиталистического образа жизни привела к изменению бытия российского гражданина, изменив его мировоззрение и ценностные ориентиры. Под влиянием идей представителей прагматической этики постепенно из лексики исчезали понятия «патриотизм», «отечество», «родина», «долг», «добродетель», наблюдалось преобладание индивидуализма. Частнособственническая нацеленность общества осуществлялась через принцип: «каждый для себя», «ты - мне, я - тебе». Глобализационные процессы оказали негативное влияние на сознание граждан, сформировав убеждение о приоритетности личных интересов в ущерб общественным, государственным . Такое состояние общества и можно трактовать как хаос.

Другие исследователи утверждают, что в условиях формирующегося глобального отношения к миру, обществу, концепт «сверхчеловек» получил совершенно новый смысл и звучание - «супермен», «супергерой». Новое понятие, пришедшее из американских комиксов, соотносилось с индивидом, физически крепким, обладающим материальными ценностями, способным постоять за себя и свои интересы. Кроме того, в условиях формирующегося глобального тоталитаризма в современном мире появляются государства, претендующие на признание их как «государство-супермен» (США).

В последнее десятилетие в современном обществе появляются различные варианты программ по «созданию сверхлюдей»:

1) программа, объединяющая современные достижения различных научных областей: генетики, евгеники, клонирования и др., - нацелена на создание человека, наделенного сверхспособностями;

2) программа, рассматривающая сверхчеловека как киборга с встроенным чипом, крепкого, выносливого воина, способного на самопожертвование;

3) программа, работающая над созданием генноинженерного человека, отличающегося высокой работоспособностью и памятью, управляемого извне.

Мы видим отсутствие единого представления о совершенном человеке, но совершенно очевидно, что представленные программы сориентированы на создание человека «технического» и на вырождение человека «человеческого».

Мы убеждены, что в современном обществе необходимо формировать совершенно новый высший тип человека, не «супермена», не «сверхчеловека», а совершенного человека, способного выстроить новый тип отношений с окружающим миром на основе знаний о себе, о природе, о вселенной. Совершенный человек в нашем представлении - это личность, осознавшая свое предназначение, достигшая нового понимания своих возможностей, личность, радикально изменившая свое сознание, нацеленная на преодоление хаоса собственных страстей, на достижение гармонии в духовной и обыденно-практической жизни, способная духовно преображаться сама и преобразовывать негативные явления в мире. Это личность, умеющая найти равновесие между своим сознательным и бессознательным и, благодаря мощной воле и силе духа, способная прийти в мир в критические моменты.

Совершенный человек должен обладать сверхсознанием, которое на порядок превосходит сознание обычного человека, развиваться на уровне овладения современными научными знаниями, информационными технологиями, духовными практиками. Совершенный человек - это высший тип человека, несущий ценностный образец, задающий «рациональную меру» сознанию, словесной и деятельной практике, регулярно совершенствующий себя, формирующий в себе чувства сострадания, милосердия, отдающий предпочтение духовным ценностям, настоящий патриот.

В отличие от Ф. Ницше, утверждающего, что «сверхлюдьми» могут стать единицы, мы убеждены, что достичь совершенства способен каждый из живущих, обладающий разумом, стремящийся раскрыть в себе высшие духовные и физические силы и способный направить их не только на самосовершенствование, но и на качественное преобразование действительности. Личность, обращенная к идее совершенного человека, должна быть нацелена на стопроцентную реализацию заложенных в ней возможностей и способностей, а порой - на преодоление себя, считая воплощение данной цели своим долгом. Мы солидарны с П. Успенским, утверждающим, что в глубине каждой человеческой души заключена возможность развить в себе сверхчеловека . Реализация этой идеи зависит в первую очередь от самой личности, от желаний и целей, которые она ставит перед собой. Идею «совершенного человека» мы рассматриваем как одну из моделей, форм «сверхчеловека». «Совершенный человек» - это качественно новый тип человека, познающего мир и работающего над собой, использующего набор различных методик, включающих тренировки сознания, развитие сверхспособностей, духовное совершенствование, которые он способен передать следующим поколениям. Современное общество особенно нуждается в появлении совершенных людей.

Итак, идея «сверхчеловека» имеет многомерное толкование, её следует рассматривать как религиозно-философскую, нормативно-оценочную и культурно-гуманистическую категорию, как «комплексную, междисциплинарную и полиметодологическую тему» . И в связи с этим на современном этапе идея «сверхчеловека» требует глубокого всестороннего исследования.

Рецензенты:

Захарова Л.Н., д.ф.н., профессор, Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, г. Тюмень;

Шабатура Л.Н., д.ф.н., профессор, Институт менеджмента и бизнеса, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.

Работа поступила в редакцию 18.11.2014

Библиографическая ссылка

Исаченко Н.Н. ИДЕЯ «СВЕРХЧЕЛОВЕКА» В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-9. – С. 2086-2089;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35902 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Фридрих Ницше (1844–1900) - немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

В творчестве Ницше выделяется три периода:

1) 1871–1876 гг. («Рождение трагедий из духа музыки», «Несвоевременные размышления»);

2) 1876–1877 гг. («Человеческое, слишком человеческое», «Пестрые мнения и изречения», «Странник и его тень», «Веселая наука») - период разочарований и критичности - «трезвый»;

3) 1887–1889 гг. («Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки кумиров», «Антихрист», «Ницше против Вагнера»).

Познание для Ницше - это интерпретации, истолкования, тесно связанные с внутренней жизнью человека, он справедливо отмечает, что один и тот же текст допускает многочисленные интерпретации, так как мысль - это знак со множеством смыслов. Чтобы понять вещь, нужно человеческое перевести в природное, поэтому одним из самых важных средств познания и выступает перевод человеческого в природное.

По мнению Ницше, человек - это «болезнь Земли», он мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное». Но нужно создать подлинного, нового человека - «сверхчеловека», который давал бы цель, был бы победителем «бытия и ничто» и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой.

Главная проблема человека, его сущности и природы - это проблема его духа.

Согласно Ницше, дух:

Это выносливость;

Отвага и свобода;

Утверждение своей воли.

Главная цель стремлений человека - это не польза, не удовольствия, не истина, не христианский Бог, а жизнь. Жизнь является космичной и биологичной: она воля к власти как принцип мирового бытия и «вечного возвращения». Воля к жизни обязана проявить себя не в жалкой борьбе за существование, а в битве за власть и превосходство, за становление нового человека.

В своем произведении «Так говорил Заратустра» Ницше возвещает о том:

Что человек есть нечто, что должно преодолеть;

Все существа создавали нечто, что выше их;

Люди хотят стать отливом этой великой волны, они готовы вернуться к зверям, чем преодолеть человека.

Настоящее же величие человека в том, что он мост, а не цель. Ницше писал: «Человек - это канат, протянутый между животными и сверхчеловеком».

Ницшевский сверхчеловек - это смысл бытия, соль земли. По его мнению, место умершего Бога займет сверхчеловек. Ницше считает, что идея сверхчеловека как цели, которую надо достичь, возвращает человеку утраченный смысл существования. Сверхчеловек может получиться лишь из поколения аристократов, господ по своей природе, в ком воля к власти не задавлена враждебной ей культурой, из тех, кто способен, объединившись с себе подобными, противостоять большинству, которое не желает ничего знать о подлинном предназначении современных людей.

У Ницше под влиянием физико-космологических изысканий Дюринга сложилась идея вечного возвращения, которая должна компенсировать утраченную вместе с христианством надежду на возможную вечную жизнь за гробом. Если логически следовать этой идее, то люди обречены на вечность, потому что уже живут в вечности. Вечность, по мнению Ницше, совпадает с мгновением.

ПОЗИТИВИЗМ

Философия позитивизма и основные этапы её развития

Позитивизм (лат. positivus - положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.

    Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.

Кант утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.

    Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения - махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовс-кой идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта - ощущений.

    В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма - неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений.

Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Мори-ца Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия - это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus - истинный; facere - делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой Какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа-другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.

    Четвертая форма позитивизма - постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации- разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении

МАРКСИСТКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ЭВОЛЮЦИЯ

Марксизм. Марксистская философия выступает как учение о человеке и мире, обращается к прошлому, настоящему и будущему. Основная идея марксистской философии состоит не в конструировании какой-либо системы, а в тех законах развития общества, которые впервые в истории человечества открыл К. Маркс.

Марксизм - одно из наиболее влиятельных направлений в общественной мысли ХIХ–ХХ вв.

Маркс Карл (1818-1883) и Энгельс Фридрих (1820-1895) совершили глубокий переворот в общественной мысли - в философии, социологии и политической экономии. Учение Маркса и Энгельса получило название марксизм - по имени автора главного теоретического труда, в котором выражена и обоснована сущность этого учения, - «Капитала» Маркса.

До сих пор, считает Маркс, «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» - главное положение марксизма. Изменять мир нужно с помощью теории, но не одной теорией. Изменить мир могут не одиночки, а только народные массы, трудящиеся. Маркс верил в силу революционного, качественного преобразования социальной жизни. В исторической перспективе это могла быть только смена социально-экономических формаций, смена способов производства и политического строя: буржуазно-капиталистического - коммунистическим.

Первая новая идея : коренное изменение подхода к философскому знанию и его месту в культуре. Наука имеет преимущественно теоретическое значение. Царство философии - это сфера чистой мысли. Она только объясняет мир, не вмешиваясь в происходящие в нем события (экономику, политическую борьбу и т. п.). Философия - царица наук, объединяющая в целостную систему все теоретическое знание. В своей ранней работе «Тезисы о Фейербахе» Маркс.

Вторая фундаментальная идея марксистской философии - создание концепции диалектического материализма.

Собственное философское учение Маркса и Энгельса получило название диалектический материализм. Формирование новой концепции материализма и диалектики (т. е. диалектического материализма и включенной в него материалистической диалектики) явилось результатом действия трех групп предпосылок:

    Социально-экономических (возникновение зрелой формы капиталистического общества);

    Конкретно-научных (крупные открытия в естественных и общественных науках);

    Философско-теоретических (немецкая классическая философия, прежде всего диалектика Гегеля и материализм Фейербаха).

Третья фундаментальная идея - создание исторического материализма, или материалистического понимания истории. Благодаря этой идее философия марксизма получила полное название «диалектический и исторический материализм».

Четвертая новая идея - учение о формах движения материи и закономерностях их взаимосвязи.

В известной нам области Вселенной существуют четыре основные, качественно различающиеся формы материи: физическая, химическая, биологическая и социальная. Каждой из основных форм материи соответствует и одна из основных форм движения. Наиболее элементарная форма движения, представляющая собой просто перемещение в пространстве и во времени, - механическая. После нее в порядке усложнения следуют физическая, химическая, биологическая и социальная формы движения.

Пятая новая идея марксистской философии - материалистическая концепция сознания и человека, связанная с трудовой теорией антропосоциогенеза.

Развитие науки в ХIХ–ХХ вв. создало возможность в основных чертах объяснить, каким образом возникло сознание. С точки зрения марксизма оно сформировалось в процессе антропосоциогенеза, т. е. развития человека под воздействием социальных факторов. Главным социальным фактором формирования человека и общества был процесс труда - в этом смысле и говорят, что «труд создал человека».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»